Внутренний мир русской избы рисунки для 5 класса – План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) по теме: «Внутренний мир русской избы»

Методическая разработка по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) на тему: Внутренний мир русской избы

Этап урока /

учебная ситуация

Результат этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающихся

1.Самоопределение к деятельности.

Орг. момент.

Готовность к уроку.

(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка).

Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров)  к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.

Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.

2. Постановка цели и задач урока.

Осознание необходимости закрепления полученных на прошлом уроке новых знаний.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. Определение границ знания и незнания.

Посмотрите на изображение на слайде.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока?

Что вы принесли сегодня на урок?

— Как вы думаете для чего?

Сегодня мы с вами будем делать предметы крестьянской утвари из пластилина.

— Что нужно знать для того, чтобы справиться с этим заданием?

Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.

3. Актуализация знаний.

Закрепление полученных на прошлом уроке новых знаний.

Давайте, вспомним, что мы уже знаем о жизни наших предков, о том, что их окружало?

— Чем украшали они свои избы?

— Для чего они это делали?

— Как украшали избу снаружи?

Объясняют смысл названий элементов декоративного убранства. Отвечают на вопросы  

4. Первичное усвоение новых знаний

Знакомство с информационным материалом к уроку и иллюстративным материалом подобранным уч-ся к уроку

Формирование  и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.

Обращает внимание уч-ся на материалы учебника стр. 30-34, показывает презентацию к уроку «Внутренний интерьер русской избы»

Читают материал учебника, просматривают презентацию, воспринимают ее, обсуждают увиденное, анализируя новые сведения

5. Первичная проверка понимания

Усвоение нового материала урока

Формирование  знаний уч-ся по теме урока

— Какие предметы могут быть в избе?

— Что такое «красный» угол?

— Для чего в каждой избе делала печь и почему она так выглядела?

— Из чего делали все эти предметы быта? Почему?

— Выполняя предметы крестьянской утвари, на что надо обратить внимание?

Отвечают на поставленные вопросы

Физминутка

6. Первичное закрепление

Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности.

Формирование  и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

— Определите какие предметы интерьера избы вы будет делать.  Вылепите их из пластилина украсьте символами,  с которыми познакомились ранее на уроках.

Лепка предметов интерьера, их украшение, коллективное заполнение макета

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. Умение проводить анализ выполненной практической работы группой.

Формирование  и развитие ЦО к самооценке и взаимооценки знаний и способов действий.

-Проанализируйте вашу коллективную работу.

Оцените результаты своей работы, способы их достижения (с комментированием)

 Взаимооценивание

7. Рефлексия

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

Формирование  и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Беседа по вопросам:

-В чем проявлялась мудрость устроения интерьера русской  крестьянской избы?

-О чем рассказывают формы и украшения предметов?

-Почему предметы крестьянского быта являются украшением художественных музеев и выставочных залов?

Понравился ли вам урок? Если да, то похлопайте в ладоши.

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

8. Домашнее задание.

Использование нового знания в выполнении творческого задания.

Формирование  и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннеусвоенных ЗУНов

— Подобрать иллюстрации с изображением изделий с русской вышивкой.

Запись д/з в дневник, стр. 30-34

nsportal.ru

Методическая разработка по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) по теме: Внутренний мир русской избы

                       

                                           Тема: Внутренний мир русской избы (5 класс)

Цель: Познакомить обучающихся с устройством внутреннего пространства русской избы, его символикой; Развивать творческие навыки, познавательную активность; Воспитывать любовь к родине и народной культуре.

План:

  1. Орг. момент.
  2. Объяснение  нового материала.
  3. Самостоятельная работа учащихся.
  4. Выставка работ
  5. Поурочный бал
  6. Домашние задание

Ход урока:

  1. Организационный  момент (Приветствие, проверка готовности к уроку )      
  2. Интерьер избы —  это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

    -В восприятии древних славян, наших предков, изба являлась олицетворением вселенной. Их мировоззрение строилось на понятии трёхмерности мира, то есть мир делился на три части:

Правь(верхний мир) – мир богов, где боги разъезжали по небу в колесницах запряжёнными крылатыми конями. Символ этого мира – птица, которая ещё и символизирует в себе женское начало. Как  ласково в сказках женщину часто называют? В какой сказке женщину сравнивают с птицей?

(ответы учеников: утушкой, лебёдушкой; Царевна – лебедь)

Явь (средний мир) – мир, где мы с вами живём. Мы явились на белый свет, чтобы творить добро. Мир Яви – союз неба и земли, рождение рода человеческого. Символом среднего мира является конь – это сила, доблесть, добро и храбрость. Он символизирует мужское начало, вспомните, в каких сказках конь помогает человеку?

(ответы учеников – «Конёк Горбунок»; «Сивка – бурка»)

Навь (нижний мир)- тёмный мир мёртвых, тот свет. Символом этого мира является змея. А каких отрицательных героев сказок вы знаете?

(ответы учащихся: Змей Горыныч, баба Яга, Кощей бессмертный, Вий…)

На самом деле в древних легендах (русских ведах) говорится о князе тьмы, который правил миром Нави, и было у него двое детей: прекрасная, но коварная и злая дочь — Яга Виевна, и жестокий, статный, высокий брюнет, сын — кощей Виевич. Позже в русских сказках народ сделал их не такими красивыми и привлекательными.

      — Давайте, попробуем определить, как понятие трёхмерности мира отразилось в архитектуре русского    

        жилища – избы.

      — Крыша дома – почесть небу. Символ небесной колесницы, поэтому каждый хозяин венчал свою  

      крышу коньком (охлупень), фронтон крыши обязательно украшался солярными знаками. Потолок в доме

      красили в голубой  цвет, символ неба.

        Стены в избе белились белой известью, почесть миру Яви. Окна, как глаза избы, так же украшались    

       знаками оберегами, а оконные рамы изготавливались в виде креста, что являлось защитой и

       символизировало четыре стороны света и солнце.

Пол – почесть нижнему миру (Нави) – окрашивали в коричнево-охристые тона, отдавая дань уважения матери – Сырой Земле, таинственному нижнему миру.

(демонстрация)

      — Внутренняя часть избы, условно, делилась на две половины: женскую и мужскую.

       Но по прежнему верю я после мороза,

       Русской печке, привету её и теплу,

        Где не раз под тулупом,

       Тяжёлым как туча,

       Благодарный своей человечьей судьбе,

       Забываясь от всех неурядиц грядущих,

      Засыпал я счастливый под песни в трубе.

                                              И. Денисов.

     (Чья половина у печи?)

   — Русская печь – домашний очаг, место окружённое почитанием всей крестьянской семьи: она является    

     источником существования и благополучия. Печь – место чистое, нельзя плевать на печь и сжигать в ней    

     мусор. Гость вошедший в избу, первым делом, прислонялся ладонями к печи, таким образом отдавая

     почесть хозяйке дома и прося благосклонности у домового. Обычно ставили  справа или слева от входа .    

     Около печи  укрепляли деревянный настил- полати, на них спали .Рядом с печкой обязательно висели  

     полотенце и рукомойник -глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под потолком  

     шли   полавошники, на которых располагалась крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки.

     У окна находилась лавка со спинкой с одной стороны (Конник) – это место считалось мужской  

     половиной. В долгие зимние вечера мужчины рукодельничали здесь, плели лапти, вырезали ложки из

     дерева и т.д.

     Духовная часть избы располагалась в «красном» углу, его в народе называли святой, большой. Это был –  

    духовный центр дома. Здесь стояла икона, бережно накрытая вышитым полотенцем, люди очень

    заботились о своей душе, так как верили в загробную жизнь. Он был обращен к юго-востоку,  

   олицетворял собой зарю.

  (демонстрация)

   -Словно птицы зазвенели-

    Сколько света и тепла…

    Бабка радугу постелет

    От порога до стола.

    Все сомнения отбросьте:

    Хоть избушка на земле,

    Но идут по небу гости

    Прямо к солнцу на столе.

    Каждый ноги вытирает

    И проходит не дыша

   Там, где радуга играет,

   Словно бабкина душа.

  -Радугой называли длинные половички в избе. У русского народа было принято всё укрывать, прятать от      

    чужих глаз. Потому в доме было огромное количество самотканых украшенных вышивкой занавесок,

   скатертей, полотенец.

   (демонстрация)

   -В каждой избе на потолке есть крюк, кто знает, зачем он?

  (размышления учеников)

   -На этот крюк вешалась люлька, где качали младенца.

  (демонстрация)

   Люлька тоже обязательно украшалась узорами оберегами.

   Когда спускались сумерки, жгли лучину. Для этого служил кованый светец

  3.Творческое задание .  

  –Сколько интересного мы с вами сегодня узнали, и я предлагаю вам нарисовать интерьер русской избы.

 Выбор композиционного решения. Подмалёвок. Детальная прорисовка предметов. Передача в цвете деталей. Законченность композиции в цвете.

Оказание  индивидуальной помощи  обучающимся.

4.Выставка и обсуждение работ

5.Поурочный бал

6.Домашнее задание

nsportal.ru

Презентация к уроку ИЗО «Внутренний мир русской избы»

Постройте логическую цепочку. Попробуйте сформулировать тему урока… ( Внутренний мир русской избы ). Домовенок поможет рассказать нам секреты русской избы…

Приходилось ли вам бывать в русской избе? Какое впечатление у вас от увиденного? Изба в самом начале представляла собой одну комнату… давайте осмотрим все вокруг…

А) Красный угол

Б) Синий угол

В) Обеденный угол

Г) Передний угол

Как бы вы назвали этот угол в доме? В переднем углу избы располагался красный угол . Это – духовный центр дома. Рядом стоял обеденный стол. В углу стояли иконы украшенные вышитым полотенцем.

Сажая гостя в красный угол , говорили: «Встречай

не с лестью, а с честью».

Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает.

Что вы знаете о русской печи?

А сколько сказок было рассказано детям на печи!

В каких сказках упоминается печка?

Какого инструмента у печи мы бы увидеть не могли?

А) Железный ухват

В) Кочерга

Б) Деревянная лопата

Г) Швабра

Почти в каждой избе, можно было встретить:

А) Ткацкий станок

В) Печатный станок

Б) Сверлильный станок

Г) Токарный станок

А) Полавошники

Б) Лавки

В) Полати

Определите что называлось…

Место под полатями являлось своеобразной прихожей и называлось: А) угол хозяйки

Б) угол хозяина

В) угол для наказания

Г) угол для детей

Сундуки делали большие и маленькие. Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь.

Что хранили в сундуках?

А) Кухня

Б) Куть

В) Кутья

Г) Кулеш

Пространство от печи до передней стены предназначалось для кухни — куть . Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи. У окна поближе к свету стояла прялка, а рядом колыбель – зыбка .

Зыбка — это подвесная колыбель. Зыбка – идеально место для сна новорожденного, она гораздо меньше, удобнее и уютнее кроватки, она создает ощущение безопасности и комфорта. Бесшумные и плавные покачивания напоминают малышу ощущения, знакомые до рождения. Так засыпали дети много веков подряд.

А) Колыбель

В) Зыбка

Б) Люлька

Г) Кроватка

Угадай, какие предметы могли бы находиться в старинной русской избе? Почему? При помощи чего и как освещали внутреннее пространство избы?

Самым древним устройством для освещения избы считается « камелёк » — небольшое углубление, ниша в самом углу печи. В камелёк клали горящую лучину , хорошо просушенная лучина давала яркий и ровный свет. Лучиной называли тонкую щепку из берёзы, сосны, осины, дуба, ясеня, клёна. Чуть позже появилось освещение лучиной, вставленной в « Светец ». А для падающих угольков под светец подставляли корыто с водой. По большим праздникам для полноты света в избе зажигали дорогие и редкие свечи.

А) Фонарик

В) Свечка

Б) Лампочка

Г) Светец

На стенках — расшитые белые полотенца; пол стол, скамьи выскреблены; на кроватях кружевные оборки — подзоры; оклады икон начищены до блеска…

У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой.

Вопросы для повторения:

  • Зачем люди украшают свои жилища?
  • О чем может рассказать декор крестьянской избы?
  • Назовите элементы избы
  • Какой угол являлся духовным центром дома и какие события могли происходить здесь?
  • Какую роль играла печь в жизни крестьянской семьи?

Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины.

Почти всё в избе делалось своими руками.

Практическая работа:

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *