Этап урока / учебная ситуация | Результат этапа | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе | |
Действия педагога | Действия обучающихся | |||
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент. | Готовность к уроку. (Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка). | Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. | Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки. | Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. |
2. Постановка цели и задач урока. | Осознание необходимости закрепления полученных на прошлом уроке новых знаний. | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. Определение границ знания и незнания. | Посмотрите на изображение на слайде. -Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Что вы принесли сегодня на урок? — Как вы думаете для чего? Сегодня мы с вами будем делать предметы крестьянской утвари из пластилина. — Что нужно знать для того, чтобы справиться с этим заданием? | Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. |
3. Актуализация знаний. | Закрепление полученных на прошлом уроке новых знаний. | Давайте, вспомним, что мы уже знаем о жизни наших предков, о том, что их окружало? — Чем украшали они свои избы? — Для чего они это делали? — Как украшали избу снаружи? | Объясняют смысл названий элементов декоративного убранства. Отвечают на вопросы | |
4. Первичное усвоение новых знаний | Знакомство с информационным материалом к уроку и иллюстративным материалом подобранным уч-ся к уроку | Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания. | Обращает внимание уч-ся на материалы учебника стр. 30-34, показывает презентацию к уроку «Внутренний интерьер русской избы» | Читают материал учебника, просматривают презентацию, воспринимают ее, обсуждают увиденное, анализируя новые сведения |
5. Первичная проверка понимания | Усвоение нового материала урока | Формирование знаний уч-ся по теме урока | — Какие предметы могут быть в избе? — Что такое «красный» угол? — Для чего в каждой избе делала печь и почему она так выглядела? — Из чего делали все эти предметы быта? Почему? — Выполняя предметы крестьянской утвари, на что надо обратить внимание? | Отвечают на поставленные вопросы |
Физминутка | ||||
6. Первичное закрепление | Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности. | Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий. | — Определите какие предметы интерьера избы вы будет делать. Вылепите их из пластилина украсьте символами, с которыми познакомились ранее на уроках. | Лепка предметов интерьера, их украшение, коллективное заполнение макета |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. Умение проводить анализ выполненной практической работы группой. | Формирование и развитие ЦО к самооценке и взаимооценки знаний и способов действий. | -Проанализируйте вашу коллективную работу. Оцените результаты своей работы, способы их достижения (с комментированием) | Взаимооценивание |
7. Рефлексия | Умение соотносить результаты собственной деятельности. | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. | Беседа по вопросам: -В чем проявлялась мудрость устроения интерьера русской крестьянской избы? -О чем рассказывают формы и украшения предметов? -Почему предметы крестьянского быта являются украшением художественных музеев и выставочных залов? Понравился ли вам урок? Если да, то похлопайте в ладоши. | Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. |
8. Домашнее задание. | Использование нового знания в выполнении творческого задания. | Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннеусвоенных ЗУНов | — Подобрать иллюстрации с изображением изделий с русской вышивкой. | Запись д/з в дневник, стр. 30-34 |
nsportal.ru
Методическая разработка по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) по теме: Внутренний мир русской избы
Тема: Внутренний мир русской избы (5 класс)
Цель: Познакомить обучающихся с устройством внутреннего пространства русской избы, его символикой; Развивать творческие навыки, познавательную активность; Воспитывать любовь к родине и народной культуре.
План:
- Орг. момент.
- Объяснение нового материала.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Выставка работ
- Поурочный бал
- Домашние задание
Ход урока:
- Организационный момент (Приветствие, проверка готовности к уроку )
- Интерьер избы — это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.
-В восприятии древних славян, наших предков, изба являлась олицетворением вселенной. Их мировоззрение строилось на понятии трёхмерности мира, то есть мир делился на три части:
Правь(верхний мир) – мир богов, где боги разъезжали по небу в колесницах запряжёнными крылатыми конями. Символ этого мира – птица, которая ещё и символизирует в себе женское начало. Как ласково в сказках женщину часто называют? В какой сказке женщину сравнивают с птицей?
(ответы учеников: утушкой, лебёдушкой; Царевна – лебедь)
Явь (средний мир) – мир, где мы с вами живём. Мы явились на белый свет, чтобы творить добро. Мир Яви – союз неба и земли, рождение рода человеческого. Символом среднего мира является конь – это сила, доблесть, добро и храбрость. Он символизирует мужское начало, вспомните, в каких сказках конь помогает человеку?
(ответы учеников – «Конёк Горбунок»; «Сивка – бурка»)
Навь (нижний мир)- тёмный мир мёртвых, тот свет. Символом этого мира является змея. А каких отрицательных героев сказок вы знаете?
(ответы учащихся: Змей Горыныч, баба Яга, Кощей бессмертный, Вий…)
На самом деле в древних легендах (русских ведах) говорится о князе тьмы, который правил миром Нави, и было у него двое детей: прекрасная, но коварная и злая дочь — Яга Виевна, и жестокий, статный, высокий брюнет, сын — кощей Виевич. Позже в русских сказках народ сделал их не такими красивыми и привлекательными.
— Давайте, попробуем определить, как понятие трёхмерности мира отразилось в архитектуре русского
жилища – избы.
— Крыша дома – почесть небу. Символ небесной колесницы, поэтому каждый хозяин венчал свою
крышу коньком (охлупень), фронтон крыши обязательно украшался солярными знаками. Потолок в доме
красили в голубой цвет, символ неба.
Стены в избе белились белой известью, почесть миру Яви. Окна, как глаза избы, так же украшались
знаками оберегами, а оконные рамы изготавливались в виде креста, что являлось защитой и
символизировало четыре стороны света и солнце.
Пол – почесть нижнему миру (Нави) – окрашивали в коричнево-охристые тона, отдавая дань уважения матери – Сырой Земле, таинственному нижнему миру.
(демонстрация)
— Внутренняя часть избы, условно, делилась на две половины: женскую и мужскую.
Но по прежнему верю я после мороза,
Русской печке, привету её и теплу,
Где не раз под тулупом,
Тяжёлым как туча,
Благодарный своей человечьей судьбе,
Забываясь от всех неурядиц грядущих,
Засыпал я счастливый под песни в трубе.
И. Денисов.
(Чья половина у печи?)
— Русская печь – домашний очаг, место окружённое почитанием всей крестьянской семьи: она является
источником существования и благополучия. Печь – место чистое, нельзя плевать на печь и сжигать в ней
мусор. Гость вошедший в избу, первым делом, прислонялся ладонями к печи, таким образом отдавая
почесть хозяйке дома и прося благосклонности у домового. Обычно ставили справа или слева от входа .
Около печи укрепляли деревянный настил- полати, на них спали .Рядом с печкой обязательно висели
полотенце и рукомойник -глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под потолком
шли полавошники, на которых располагалась крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки.
У окна находилась лавка со спинкой с одной стороны (Конник) – это место считалось мужской
половиной. В долгие зимние вечера мужчины рукодельничали здесь, плели лапти, вырезали ложки из
дерева и т.д.
Духовная часть избы располагалась в «красном» углу, его в народе называли святой, большой. Это был –
духовный центр дома. Здесь стояла икона, бережно накрытая вышитым полотенцем, люди очень
заботились о своей душе, так как верили в загробную жизнь. Он был обращен к юго-востоку,
олицетворял собой зарю.
(демонстрация)
-Словно птицы зазвенели-
Сколько света и тепла…
Бабка радугу постелет
От порога до стола.
Все сомнения отбросьте:
Хоть избушка на земле,
Но идут по небу гости
Прямо к солнцу на столе.
Каждый ноги вытирает
И проходит не дыша
Там, где радуга играет,
Словно бабкина душа.
-Радугой называли длинные половички в избе. У русского народа было принято всё укрывать, прятать от
чужих глаз. Потому в доме было огромное количество самотканых украшенных вышивкой занавесок,
скатертей, полотенец.
(демонстрация)
-В каждой избе на потолке есть крюк, кто знает, зачем он?
(размышления учеников)
-На этот крюк вешалась люлька, где качали младенца.
(демонстрация)
Люлька тоже обязательно украшалась узорами оберегами.
Когда спускались сумерки, жгли лучину. Для этого служил кованый светец
3.Творческое задание .
–Сколько интересного мы с вами сегодня узнали, и я предлагаю вам нарисовать интерьер русской избы.
Выбор композиционного решения. Подмалёвок. Детальная прорисовка предметов. Передача в цвете деталей. Законченность композиции в цвете.
Оказание индивидуальной помощи обучающимся.
4.Выставка и обсуждение работ
5.Поурочный бал
6.Домашнее задание
nsportal.ru
Презентация к уроку ИЗО «Внутренний мир русской избы»
![](/wp-content/uploads/vnutrennij-mir-russkoj-izby-risunki-dlya-5-klassa_0.jpg)
Постройте логическую цепочку. Попробуйте сформулировать тему урока… ( Внутренний мир русской избы ). Домовенок поможет рассказать нам секреты русской избы…
![](/wp-content/uploads/vnutrennij-mir-russkoj-izby-risunki-dlya-5-klassa_1.jpg)
Приходилось ли вам бывать в русской избе? Какое впечатление у вас от увиденного? Изба в самом начале представляла собой одну комнату… давайте осмотрим все вокруг…
![](/wp-content/uploads/vnutrennij-mir-russkoj-izby-risunki-dlya-5-klassa_2.jpg)
А) Красный угол
Б) Синий угол
В) Обеденный угол
Г) Передний угол
Как бы вы назвали этот угол в доме? В переднем углу избы располагался красный угол . Это – духовный центр дома. Рядом стоял обеденный стол. В углу стояли иконы украшенные вышитым полотенцем.
![](/wp-content/uploads/vnutrennij-mir-russkoj-izby-risunki-dlya-5-klassa_3.jpg)
Сажая гостя в красный угол , говорили: «Встречай
не с лестью, а с честью».
![](/wp-content/uploads/vnutrennij-mir-russkoj-izby-risunki-dlya-5-klassa_4.jpg)
Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает.
Что вы знаете о русской печи?
![](/wp-content/uploads/vnutrennij-mir-russkoj-izby-risunki-dlya-5-klassa_5.jpg)
А сколько сказок было рассказано детям на печи!
В каких сказках упоминается печка?
![](/wp-content/uploads/vnutrennij-mir-russkoj-izby-risunki-dlya-5-klassa_6.jpg)
![](/wp-content/uploads/vnutrennij-mir-russkoj-izby-risunki-dlya-5-klassa_7.jpg)
Какого инструмента у печи мы бы увидеть не могли?
А) Железный ухват
В) Кочерга
Б) Деревянная лопата
Г) Швабра
![](/wp-content/uploads/vnutrennij-mir-russkoj-izby-risunki-dlya-5-klassa_8.jpg)
![](/wp-content/uploads/vnutrennij-mir-russkoj-izby-risunki-dlya-5-klassa_9.jpg)
Почти в каждой избе, можно было встретить:
А) Ткацкий станок
В) Печатный станок
Б) Сверлильный станок
Г) Токарный станок
![](/wp-content/uploads/vnutrennij-mir-russkoj-izby-risunki-dlya-5-klassa_10.jpg)
А) Полавошники
Б) Лавки
В) Полати
Определите что называлось…
![](/wp-content/uploads/vnutrennij-mir-russkoj-izby-risunki-dlya-5-klassa_11.jpg)
Место под полатями являлось своеобразной прихожей и называлось: А) угол хозяйки
Б) угол хозяина
В) угол для наказания
Г) угол для детей
![](/wp-content/uploads/vnutrennij-mir-russkoj-izby-risunki-dlya-5-klassa_12.jpg)
Сундуки делали большие и маленькие. Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь.
Что хранили в сундуках?
![](/wp-content/uploads/vnutrennij-mir-russkoj-izby-risunki-dlya-5-klassa_13.jpg)
А) Кухня
Б) Куть
В) Кутья
Г) Кулеш
Пространство от печи до передней стены предназначалось для кухни — куть . Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи. У окна поближе к свету стояла прялка, а рядом колыбель – зыбка .
![](/wp-content/uploads/vnutrennij-mir-russkoj-izby-risunki-dlya-5-klassa_14.jpg)
Зыбка — это подвесная колыбель. Зыбка – идеально место для сна новорожденного, она гораздо меньше, удобнее и уютнее кроватки, она создает ощущение безопасности и комфорта. Бесшумные и плавные покачивания напоминают малышу ощущения, знакомые до рождения. Так засыпали дети много веков подряд.
А) Колыбель
В) Зыбка
Б) Люлька
Г) Кроватка
![](/wp-content/uploads/vnutrennij-mir-russkoj-izby-risunki-dlya-5-klassa_15.jpg)
Угадай, какие предметы могли бы находиться в старинной русской избе? Почему? При помощи чего и как освещали внутреннее пространство избы?
![](/wp-content/uploads/vnutrennij-mir-russkoj-izby-risunki-dlya-5-klassa_16.jpg)
Самым древним устройством для освещения избы считается « камелёк » — небольшое углубление, ниша в самом углу печи. В камелёк клали горящую лучину , хорошо просушенная лучина давала яркий и ровный свет. Лучиной называли тонкую щепку из берёзы, сосны, осины, дуба, ясеня, клёна. Чуть позже появилось освещение лучиной, вставленной в « Светец ». А для падающих угольков под светец подставляли корыто с водой. По большим праздникам для полноты света в избе зажигали дорогие и редкие свечи.
А) Фонарик
В) Свечка
Б) Лампочка
Г) Светец
![](/wp-content/uploads/vnutrennij-mir-russkoj-izby-risunki-dlya-5-klassa_17.jpg)
На стенках — расшитые белые полотенца; пол стол, скамьи выскреблены; на кроватях кружевные оборки — подзоры; оклады икон начищены до блеска…
У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой.
![](/wp-content/uploads/vnutrennij-mir-russkoj-izby-risunki-dlya-5-klassa_18.jpg)
![](/wp-content/uploads/vnutrennij-mir-russkoj-izby-risunki-dlya-5-klassa_19.jpg)
![](/wp-content/uploads/vnutrennij-mir-russkoj-izby-risunki-dlya-5-klassa_20.jpg)
Вопросы для повторения:
- Зачем люди украшают свои жилища?
- О чем может рассказать декор крестьянской избы?
- Назовите элементы избы
- Какой угол являлся духовным центром дома и какие события могли происходить здесь?
- Какую роль играла печь в жизни крестьянской семьи?
![](/wp-content/uploads/vnutrennij-mir-russkoj-izby-risunki-dlya-5-klassa_21.jpg)
Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины.
Почти всё в избе делалось своими руками.
![](/wp-content/uploads/vnutrennij-mir-russkoj-izby-risunki-dlya-5-klassa_22.jpg)
Практическая работа:
multiurok.ru