Водяной ОПИСАНИЕ Героя ЧИТАТЬ — СКАЗАЧОК
Дух воды. История образа
В крестьянской мифологии, классический Водяной – это тоже самое, что и Морской Царь в основных мифологических концепциях мира. За тем лишь исключением, что Водяной, как правило, сплошь отрицательный персонаж.
Образ Водяного – это нечто среднее между русалками и чертями. Они коварны, стремятся перехитрить людей и заманить их в свои ловушки.
Несмотря на это, с Водяным всегда считались. Ему подносились различные дары. Считалось, что так его можно задобрить и избежать многих неприятностей. Ведь, согласно поверьям, именно он влиял на улов рыбаков или количество утопленников в сезон купаний. Вся рыба, какая есть в водоемах – это его личное хозяйство. Посягая на данную собственность, крестьянин обязан был уважить традиции, то есть вернуть первую пойманную рыбину обратно.
Кстати, обитал Водяной в основном в запрудах рек, омутах, болотах, озерах. Больше всего любил глубокие песта под водяными мельницами. И, хотя он, вездесущий повелитель водной стихии, в литературе ни разу не встречается упоминание, чтобы жил водяной, к примеру, в море или океане.
Общая характеристика
Водяной – это старик с длинной зеленой бородой и выпученными, как у рыбины глазами. У него длинные спутанные волосы, на теле кругом ил и тина. Он, чаще всего, гол. Иногда одет в красную или зеленую рубаху.
У Водяного есть ноги, так что он может выходить на сушу. Но также есть у него и рыбий (русалочий) хвост. Одно заменяет другое при необходимости. Иногда у него также можно встретить и коровий хвост с копытами. Так, по следам коровьих копыт, оставленных у воды, можно определить присутствие здесь водяного.
Вообще, Водяной способен принимать облик практически любого живого существа и, даже, человека. Нередко он обращается корягой и так, находясь в непосредственной близости от людей, подслушивает их разговоры.
Под водой у Водяного есть дворец. Все утопленники попадают туда. Интересно, что крещенные утопленники занимают более выгодное положение в сравнении с некрещенными, которые выполняют всю самую тяжелую и грязную работу.
Передвигается Водяной, чаще всего, на сомах. Недаром, в народе эта рыба называется «чертов конь».
Иногда, случайно удается застать Водяного врасплох. К примеру, увидеть его среди камышей, расчесывающим свои косматые волосы гребнем. Также, можно найти один только гребень. Ни в коем случае нельзя подбирать его. Иначе непременно случится несчастье.
Водяной впадает в зимнюю спячку, по причине того, что не может выбраться на поверхность из-подо льда. Однако, и зимой он ненадолго просыпается перед Крещением. Ему необходимо успеть покинуть воду до освящения, а не то худо будет.
Самое деятельное время для Водяного – это лето. Кое-где он так смел, что, не стесняясь, утягивает под воду живых людей. Особенно тех, кто при купании забыл наложить на себя крестное знамя, или, того хуже, не носит нательного креста. Такие места называют проклятыми. Там стараются не купаться.
Жены Водяного
Водяницы — выбираются из крещенных утопленниц, в особенности тех, кого прокляли родители. Они хороши собой и сродни русалкам, могут коварно сбивать с толку молодых мужчин, оказавшихся на берегу. Вообще Водяницам свойственно пакостничать. Они портят рыбакам улов, расстраивают жернова у мельниц. И, в отличие от Водяного, их ничем нельзя задобрить.
Водяницы ночуют вблизи мельниц.
Водяной также ходит в гости к вдовицам и незамужним женщинам. Делает он это в человеческом обличие. Может принять вид кого-то из знакомых, так что потом, только по косвенным признакам можно догадаться, что это был Он. Если случалось, что девица понесла от него, она умирает во время родов. Ребенка, либо забирает сам Водяной, либо убивают Водяницы.
Народные поверья и приметы
- Несмотря на все недостатки персонажа, его издавна считали покровителем пчеловодства. В особенности до христианизации, когда святые Зосима и Савватий переняли это звание от него. Перед праздником Преображения полагалось отдавать Водяному дань – бросать в реки мед, воск, нередко и целый улей.
- Совершенно невероятные вещи творили мельники, у которых с Водяными складывались особые отношения, поскольку те находились в прямой зависимости от водной стихии. Мало того, что они задабривали Духов воды, сбрасывая туда живьем (!) различных животных. Так еще и иногда, наиболее изобретательные умудрялись потопить недалеко от своей мельницы случайного странника. Считалось, что такая жертва Водяному наиболее угодна.
- Рыбаки не меньше того угождали Повелителю воды. Они бросали в реки табак, различные вкусности. И рыбалку свою всегда держали в тайне от окружающих. Не болтали о ней попусту. Потому что, Водяной любит секреты. — Накануне Крещения, Водяной стремится выйти из воды. Но сам уже этого сделать не может, так как слабеет в преддверии освящения воды. Так он просит у крестьян сани или телеги. Дабы не дать ему осуществить задуманное, нужно переворачивать и сани, и телеги колесами вверх.
- В период Святочных Гаданий, у Водяного нередко просили помощи молодые незамужние девушки. Нужно было прийти к покрытому льдом водоему, стать на середину в одиночестве и просить Духа Воды показать в гладком ледяном отражении лицо суженого.
Читать также:
Баба Яга Описание герояВасилиса Прекрасная Описание герояЗмей Горыныч Описание герояРусская народная сказка ВОДЯНОЙ Читать
Дело было зимой. Пошла как-то девица одна к проруби, водицы набрать. Только ведро опустила, как вдруг видит – высунулась из-подо льда страшная рыбья рожа и смотрит на нее. Девица от страха ведро упустила, вскрикнула и хотела бежать, но тут услышала голосок, жалобный такой, тоненький:
— Постой! Не бойся меня! Помоги мне, а я тебе тайну открою.
Девицы, как известно народ пугливый, да жалостливый. А тут еще и тайна. Ну как тут откажешь?
И страшно ей, и интересно.
— А что надо делать? – спрашивает.
— Поди домой, да прикати мне сани, — отвечает рыбина.
Девица рассудила про себя: от саней с нее не убудет. Да и времени много не отнимет. Только вот ведро упущенное жалко. Хотела было сказать про то рыбине, как – глядь, а ведро тут как тут, рядышком. Еще и воды полнехонько.
Повесила она его на коромысло и домой скорехонько побежала. Отец ее как раз на ту пору в лес уехал. Схватила она сани и обратно к реке.
Прибегает и видит – сидит у проруби уже не рыбина, а парень молодой. С лица хорош: волосы русые по плечам разбросаны, кожа ясная, почти прозрачная и глаза бездонные, точно яхонты.
Только вот одежды на нем почти нет. Прикрыто немного тиною морской, а так, что ни есть срамота. Как увидят люди в селе, шум поднимут.
Засмущалась девица, раскраснелась. А парень ей и говорит:
— Не бойся меня. Тут, вишь какая беда приключилась… Ноженьки мои занемогли. По льду никак не желают ходить. Довези меня до бережка на санях своих. А уж за благодарностью дело не станет.
Посмотрела девица по сторонам, в прорубь заглянула. Рыбины страшной будто бы и след простыл. Да и людей поблизости не видать. «Что ж, отвезу – думает, — с меня не убудет». Взяла она сани и покатила к берегу.
Только с реки на берег выехали, подскочил парень, словно его болезни и след простыл. Радостный такой, пляшет, с ноги на ноги перескакивает.
— Спасибо тебе красна девица! – говорит. – Теперь проси у меня, что хочешь!
Удивилась она, — что же мне у тебя просить? Ты вон – голь перекатная.
Подмигнул парень одним глазом. Большущим, будто бы рыбьим. Пальцами прищелкнул.
— А хочешь, суженного своего увидеть?
Девица думает себе, — небось сам сватается.
Отвечает, — А если и хочу, что ж с того?
— Так приходи ночью к полынье, что у окраины села. Глянешь в нее и сразу увидишь. Только смотри – сегодня, до того, как петухи рассветные прокричат. Опоздаешь, ничего уже не исполнится.
Сказал он так, а тут со стороны села прозвенели бабьи голоса. Оглянулась девица, глядь – а парня и нет уж.
Пришла она домой. До вечера все дела переделала. Там и отец из лесу вернулся.
Накрыла девица на стол. Поужинали и спать пошли.
Вот лежит она, с боку на бок ворочается. «И любопытно ей, и с печи страшно слезть». Уже и ночь к концу подходит. У девицы сна ни в одном глазу нет.
Первый раз прокричали петухи. Лежит она ни жива, ни мертва.
Второй раз прокричали. Любопытно ей, мочи нет терпеть. Вскочила девица, тулупчик накинула, ноги в валенки и вперед на полынью. Пока третьи петухи не заголосили.
Прибегает, темень кругом, хоть глаз выколи. Нагнулась к самой воде. Смотрит…
И чудится ей, в самом деле, будто Ванька соседский, любовь ее давешняя, в реке отражается. И улыбается, так ласково.
Прибежала она домой, сама не своя от радости. А как третьи петухи прокричали, пошла корову доить.
Это был последний день перед Крещенским водосвятием. До самого вечера бабы в селе готовились к ночи, а как в Церковь пошли, так и узнала девица, что Ванька тот на грядущей неделе свадьбу наметил.
И так ей стало невмоготу, что пошла она на реку и с горя утопилась.
А как под воду ушла, встречает ее тот самый парень. Только теперь у него вместо ног хвост рыбий, и глаза совсем выпученные.
— Я ж говорит, что покажу тебе твоего суженного. Так вот он я – смотри.
Поняла тогда девица, что обманул ее коварный Водяной. Да только куда теперь денешься? Так и осталась она в его царстве-государстве Водяницей жить, да мельников с рыбаками пугать.
По крестьянским поверьям, перед Крещением каждый Водяной старался поскорее из воды выбраться. В противном случае, ему худо становилось от освящения воды. Для этого он использовал телеги или сани. Оттого-то крестьяне и переворачивали их вверх дном. Боялись, как бы Водяной не спасся.
Читать также:
Водяной ОПИСАНИЕ герояВасилиса Прекрасная СКАЗКАЦаревна-Лягушка СКАЗКАЗмей Горыныч СКАЗКАВода в сказках — Кэтрин Хейги
Берега Сульфер-Крик в южном Онтарио были местом, где я бродил в детстве. Ручей лежал на дне оврага, красивого места, где остатки старого каролинского леса восточной Америки простираются до Канады. Одно из моих любимых воспоминаний — это когда в летний день мне было жарко и потно, и я выпивал. Тогда я не знал, что вода была загрязнена токсичными отходами, поблизости находились два крупных сталелитейных завода и другие промышленные предприятия середины двадцатого века. Но какое это имело значение? Я верил, что там, где вода пузырится, над бревнами и прочим мусором, она чистая. И мне очень хотелось попасть «на другую сторону», в это волшебное царство возможностей.
Любая проточная вода, а не только родниковая, может оказаться прибежищем фей, поскольку пересечь (или пройти) проточную воду — один из способов попасть в их царство.
Из книги Терри Уиндлинг «Вода, дикая и священная»
На протяжении большей части истории человечества воду брали из колодцев. Во многих старинных сказаниях (в Библии и в сказках, например) судьбоносные разговоры происходят возле одного. Как пространство для общения, в котором также содержится ключ к жизни, колодец в буквальном и переносном смысле является эхо-камерой, где ваш истинный голос усиливается, а ваши намерения не могут быть скрыты. Посещение там может быть благословением или проклятием.
Сказка Шарля Перро «Бриллианты и жабы» начинается с матери и двух ее дочерей. Мать и старшая дочь — жалкие люди и заставляют младшую, кроткую по сравнению с ними, работать как скотину. Одна из ее задач — носить воду из колодца на большом расстоянии от их дома.
Однажды, когда младшая дочь наполняет ведро, появляется старуха и просит попить. Она переодетая фея и очень довольна прекрасными манерами девушки, вознаграждая ее тем, что превращает каждое произнесенное ею слово в драгоценный камень или нежный цветок.
Конечно, мы знаем, что будет дальше: мать хочет, чтобы ее злая дочь встретила фею у колодца и с ней обошлись так же. Фея награждает своего жабами и другими мерзкими существами за каждый слог, который она произносит.
«Колодец на краю света», англо-шотландская сказка, собранная Джозефом Джейкобсом, рассказывает историю девушки, посланной к колодцу на краю света, чтобы набрать воды ситом, и рассказанную ее мачехой. не возвращаться, пока она не вернется. Лягушка находит ее плачущей у колодца, и он говорит, что поможет ей, если она сделает все, что он попросит, за одну ночь. Она следует его совету, покрывает сито мхом и грязью, набирает воду и возвращается домой. Мачеху это не забавляет, и в наказание она настаивает на том, чтобы девушка сдержала обещание, данное лягушке, которая оказывается переодетым прекрасным принцем.
«Живая вода» — немецкая сказка, записанная братьями Гримм. Король состарился и устал, огонь жизни угасает. По иронии судьбы именно вода жизни принесет обновление, которого он желает. И именно младший сын, собственная интуиция короля, его глубочайшие инстинкты вернут его к истокам.
С духовной и/или психологической точки зрения вода символизирует очищение и обновление (крещение), а также силу (Святой Дух). Оно отражающее и, будучи первым зеркалом, иногда является средством предсказания будущего (гидромантия; зеркало Галадриэли). Вода символизирует исцеление, знание, мудрость и трансформацию.
Вода способна поймать даже огонь космоса. В своем эссе «Высоты Мачу-Пикчу» Дж. М. Уайт описывает удивительное открытие астрономов древних инков:
Рубен провел нас через площадь через комплекс зданий в большую комнату, в которой есть два каменных цилиндра, вырезанных из скалы. пола. Они около четырех дюймов в высоту и пятнадцати дюймов в ширину с краем около четверти дюйма высотой по верхнему краю. Они были полны дождевой воды, когда мы впервые наткнулись на них… Он сказал, что они использовались как отражающие зеркала для наблюдения за небом, что комната была обсерваторией, где, сравнивая изображения в двух цилиндрах, древние астрономы производили расчеты, нанося на карту движение звезд, планет, солнца и луны.
Затем он велел нам встать так, чтобы мы могли видеть отражение солнца в мелком бассейне с водой. Я двигался вокруг, пока не увидел сияющий свет солнца, отражающийся в центре бассейна. Глядя на отражение, я заметил идеальный круг из меньших солнц, отражающихся снова и снова вокруг внешней губы в сияющем паргелии похожих на драгоценные камни точек света… Он сказал, что в андских традициях существует цветовой спектр, который проходит через тело, и каждая часть тела связана с цветом… Это была чудесная комната с эзотерической технологией, объединяющей верхнее и нижнее, отражаясь наружу к далеким звездам и внутрь к внутреннему состоянию тела.
Солнечный свет на воде — это первобытное наслаждение: две жизненно важные вещи соединяются вместе, убеждая нас, что все, в чем мы нуждаемся, есть для нас в изобилии. Наши тела содержат в себе и огонь, и воду жизни в тонком равновесии.
(Кросс-пост на
Luna Station Quarterly )- Первое изображение: Prawny на Pixabay.com
- Второе изображение: CC BY-SA 3.0
- Третье изображение: MabelAmber на 90 9 folk4 Pixabay.com
Pixabay.com и сказки о ВОДЕ – Поздравляем с Всемирным днем воды – Fairytalenight.com
22 марта — Всемирный день водных ресурсов ООН. Вода является источником жизни и важным элементом многих народных сказок и сказок. Поэтому Fairytalenight.com собрал лучшие истории о воде или ее нехватке. Без лишних слов, вот наш список:
5. Рыба и жена леопарда; или «Почему рыба живет в воде» (НАРОДНЫЕ РАССКАЗЫ ИЗ ЮЖНОЙ НИГЕРИИ, ЗАПАДНОЙ АФРИКИ, 1910 г.) ЭЛЬФИНСТОУН ДЕЙРЕЛЛ
Знаете ли вы, почему рыбы живут в воде, а не на суше? Узнайте, почему Король Эво постановил, что «в будущем рыба должна жить в воде, и что если она когда-нибудь выйдет на сушу, то умрет» в «Рыбе и жене леопарда»
4.
ТАНЕЦ ДЛЯ ВОДЫ ИЛИ ТРИУМФ КРОЛИКА (южноафриканский народный -Tales, 1910) Джеймс А. ХаниЗасухи уже давно воздействуют на людей и животных. Особенно в африканских народных сказках часто говорится о воздействии засухи и о том, что можно сделать в качестве лекарства. «Танец для воды» — замечательный пример, собранный Джеймсом А. Хани, который собрал множество южноафриканских народных сказок. Современный Джеймс Хани — это Дайна Маламузи, которая собирала африканские истории в том виде, в каком они рассказаны сегодня в ее блоге malamusi.com 9.0003
Как частый читатель, вы, возможно, помните, что кролик или заяц — выдающийся персонаж народных и волшебных сказок, часто хитрый и лживый персонаж. Подробнее читайте в нашей подборке «Главные истории про Зайца».
3. ИЗМЕНА КРОКОДИЛА (южно-африканские народные сказки, 1910) Джеймса А. Хани
Другой пример африканской народной сказки о засухе — «Измена крокодила». Он также попал в Топ-7 сказок и сказок о лжи
История о соглашении о безопасном проходе между водными и наземными животными, когда они сталкиваются с надвигающейся засухой. Обе стороны участвуют в дипломатических усилиях с высокими ставками и кажутся честными в этом. Тем временем, пока все это устраивалось, Крокодайл плавно готовил свою измену. Он отозвал Желтого Змея в сторону и сказал ему: «Нам выгодно, чтобы эти животные, которые ходят среди нас каждый день и будут продолжать это делать, попали в руки буров.
В отличие от многих историй здесь, лжец, кажется, избегает наказания за ложь, однако получает свою долю в самом конце, когда история завершается: Вскоре после этого, как говорят, Крокодайл получил заслуженную награду, когда он встретил водителя с грузом динамита. И даже сейчас, когда Слон получает возможность, он бросает их на самые высокие развилки деревьев.
2. ПОЧЕМУ МОРЕ СОЛЁНО (Фиолетовая книга фей, 1889) ЭНДРЮ ЛЭНГ
В «Почему море — это соль» волшебный жернов используется для создания пищи из воздуха. Вскоре это вселяет в людей жадность и все становится кислым, вернее, солёным.
Даже сегодня говорят, что, «лежит мельница на дне моря, и до сих пор день за днем она перемалывает; и поэтому море соленое».