Крыло с белой звездой. Как бомбардировщики Второй мировой снова оказались в небе
Поиски пропавших самолетов
Во время Второй мировой войны несколько десятков бомбардировщиков ВВС и ВМФ США потерпели крушение или совершили аварийные посадки на советском Дальнем Востоке. Информации о нахождении большей части пропавших бортов нет до сих пор.
Американские самолеты отрабатывали боевые задачи на Курильских островах, где были расположены японские военные базы. Подбитые самолеты уже не могли вернуться на свои аэродромы и совершали аварийные посадки или падали на Камчатке. Нападения американцев на японские базы были объяснимы: именно с Курил ударная авианосная группа японского флота отправилась для атаки на Перл-Харбор.
Камчатка
© Вера Костамо/ ТАСС
«Для Советского Союза появление на своей территории американских самолетов, выполнивших боевые задачи на Курилах, стало проблемой. Нужно было сохранить шаткое равновесие: с одной стороны, был заключен договор о ненападении с Японией, с другой — США были союзниками в борьбе с Германией. Тем не менее потерпевшим крушение оказывалась помощь. Их лечили в госпиталях, кормили. Членов экипажей неофициально отправляли домой», — говорит участник экспедиции и руководитель научно-поисковых проектов Центра современной истории Сергей Катков.
В 2021 году Русское географическое общество и экспедиционный центр Министерства обороны провели две экспедиции по поиску самолетов, упавших на Камчатке в 1944–1945 годах. Были найдены обломки пяти американских самолетов. За прошедший год удалось определить, какие именно бомбардировщики навсегда остались на Камчатке и что произошло с экипажами.
В октябре 2022 года состоялся третий этап проекта. Были закончены поисковые работы на мысе Ходжелайка, в бухте Вестник и в районе реки Камбальной. С мест крушения с помощью вертолета Ми-8 вывезены ключевые детали разбившихся бортов — так самолеты Второй мировой снова поднялись в небо.
Район реки Камбальной. Крыло со звездой
Во время авиаразведки в районе реки Камбальной были замечены обломки самолета. На ближайшем безопасном месте экспедиционный вертолет удалось посадить. Чтобы уже на земле в почти двухметровом и переплетенном между собой камчатском кедраче найти обломки, пришлось запускать коптер. С воздуха уже точно получилось определить, где лежит крыло с белой звездой на черном фоне — такие изображались на американских самолетах.
Самая интересная и важная часть в поисках самолетов — идентификация. История экипажа и самой машины. Для этого на месте крушения ищут и фиксируют все возможные технологические номера на сохранившихся деталях. Чтобы потом по архивным документам восстановить номер, модель боевой машины и хронологию событий.
Сергей Катков
© Вера Костамо/ ТАСС
У Сергея Каткова было три версии, касающиеся найденного у Камбальной самолета.
Версия первая: бомбардировщик Lockheed PV-1 Ventura (бортовой номер 12), командир — лейтенант Джордж Март, 19 июня 1944 года вылетел на боевое задание, самолет был потерян, весь экипаж спасся.
Версия вторая: бомбардировщик Lockheed PV-1 Ventura (бортовой номер 96), командир — лейтенант Джон Пауэрс. Этот самолет вылетел с Командорских островов 20 февраля 1945 года, его задачей было совершить налет на японскую военно-морскую базу Катаока на острове Шумшу.
После выполнения боевого задания один из моторов был поврежден осколками собственных бомб. Дотянуть до аэродрома даже в Петропавловске-Камчатском было невозможно. Поэтому командир дал команду экипажу покинуть самолет. Все шестеро удачно приземлились, были спасены и отправлены в США.
Версия третья: бомбардировщик Lockheed PV-1 Ventura (бортовой номер 75), командир — лейтенант Джек Коулес. 19 августа 1944 года экипаж вылетел на бомбежку японского аэродрома на острове Парамушир. Экипаж выполнил задачу, но самолет был обстрелян зенитной артиллерией, сильно поврежден и атакован тремя японскими истребителями. С большим трудом самолет смог перелететь залив. Командиру Ventura удалось совершить экстренную посадку, экипаж смог спастись. Их встретили и приняли у себя советские пограничники, и позже летчики были отправлены в США.
Но чтобы понять, какой именно борт остался на многие десятилетия лежать у реки Камбальной, нужно было найти необходимые для этого детали и номера. Бортовой номер самолета выгорел на солнце, а таблички с номерами моторов еще в 1970-е годы сняли посещавшие эту территорию местные жители.
Обломки самолета Lockheed PV-1 Ventura (бортовой номер 75) лейтенанта Джека Коулеса из эскадрильи VB-136
© Вера Костамо/ ТАСС
Позже удалось найти фото этих табличек. На один снимок попали эмалированный орел и надпись: Pratt and Whitney / Dependable engines / Made by Ford. На второй — главная идентификационная табличка двигателя, где был указан заводской номер мотора.
На основе баз данных американских историков, а также команды Aviation Archaeological Investigation & Research были собраны максимальные сведения и первичные архивные документы по потерям ВВС и ВМФ США в районе Камчатки и Курил.
«Мы создали таблицу данных по потерям самолетов Ventura на Камчатке и Курилах с указанием не только регистрационных номеров, фигурирующих в военных документах, но также всех известных заводских номеров этих самолетов. По нашей базе потерь мы вычислили, что найденные номера принадлежат самолету Lockheed PV-1 Ventura (бортовой номер 75), — рассказывает Сергей Катков. — Так самолет лейтенанта Джека Коулеса из эскадрильи VB-136 был найден спустя более семи десятилетий после окончания войны».
© Вера Костамо/ ТАСС
Бухта Вестник. Неуловимый кролик
В годы Второй мировой было очень популярно нанесение рисунков на фюзеляж боевых самолетов (Aircraft Nose Art), особенно изображений девушек в стиле пинап и мультипликационных героев. Такой рисунок делал самолет особенным, добавлял боевого духа экипажу, а может быть, и служил талисманом.
Хитрый и смелый мультипликационный кролик Bugs Bunny не стал исключением. Он украсил фюзеляж бомбардировщика Liberator. Скорее всего, выбор героя не был случайным. В апреле 1944 года вышла серия мультфильма (Bugs Bunny Nips the Nips), где кролик побеждает японцев. Уже в ноябре 1944 года боевая машина с кроликом на фюзеляже, выполнив задание на Курилах, потерпела крушение на Камчатке.
Большое крыло со стойкой шасси от американского бомбардировщика лежит в черном камчатском песке у самой береговой линии. В 2021 году поисковая группа не смогла поднять и перевернуть его — настолько фрагмент самолета врос в грунт. Но был найден воздухозаборник одного из двигателей с фрагментом номера, напечатанного с помощью трафарета. Он и сыграл ключевую роль в идентификации борта.
Было две версии. Первая — что это борт В-24 (40309), который приземлился в районе бухты Вестник 12 августа 1943 года.
Крыло от самолета Consolidated В-24 Liberator
© Вера Костамо/ ТАСС
Вторая — В-24 (с заводским номером 40993), который потерпел крушение 17 ноября 1944 года в том же районе. Именной самолет Consolidated В-24 Liberator с надписью на фюзеляже: Bugs Bunny: What’s up, Doc? (любимой фразой мультипликационного кролика) пропал, выполнив боевые задачи. Около двух недель пропавший экипаж провел в бухте Вестник. Продукты, медикаменты и необходимые вещи им смогли сбросить с другого американского самолета. Советские военные попытались подойти со стороны моря, но миссия оказалась неудачной. Позже экипаж самолета эвакуировали по земле пограничники.
После общения со специалистами из американских архивов по найденным на деталях номерам было установлено, что лежащий в бухте Вестник самолет — это борт лейтенанта Дональда Тэйлора с фразой мультипликационного кролика. Из экипажа все остались живы, кроме тяжело раненного стрелка.
Фрагмент самолета, где был изображен кролик, найти не удалось.
Анатолий Калемберг
© Вера Костамо/ ТАСС
«Нам хотелось бы поднять оставшиеся части самолета Liberator. В этом — третьем — этапе экспедиции мы определили, что основная часть бомбардировщика лежит ближе к океану под толстым слоем песка», — рассказывает Анатолий Калемберг, начальник экспедиции.
Мыс Ходжелайка. Снова в небе
Вертолет высаживает поисковую группу на мысе Желтом, на следующий день предстоит перелет до мыса Ходжелайка. Там в прошлом году нашли обломки бомбардировщика. Борт идентифицирован, это самолет PV-1 Ventura (бортовой номер 96), командир — лейтенант Джон Пауэрс. Задача этой экспедиции — найти второй двигатель и подготовить важные детали самолета к транспортировке.
Лагерь находится на сопке, заросшей стлаником: кедрачом, ольхой и редко — рябиной. Группа, работавшая здесь в прошлом году, подготовила в кедраче площадку для вертолета и тропу к разбившемуся самолету. Кедрач высокий и упругий. Идти по проложенной «дороге» сложно: не увернешься, и ветки бьют по лицу. Ноги застревают в нижних ветках стланика. Без оборудования за час по стланику можно пройти не более нескольких сотен метров. Такое место может стать ловушкой.
© Вера Костамо/ ТАСС
Погода меняется постоянно: ветер, дождь, заряды снега, солнце, часто над сопками вспыхивает и тут же исчезает радуга. Ночами сильный ветер треплет бока палаток, кажется — пришел медведь. С вертолета было хорошо заметно, сколько вековых троп хищника тянется вокруг сопок и по побережью. Мы уже видели и матерого медведя, и матуху с двумя сеголетками (мать с медвежатами первого года жизни).
С нашей сопки открывается вид на океан и острые спины прибрежных скал. Вершины других сопок уже белые. С утра на земле и палатках — иней. Чувствуется неизбежная скорая зима. Сквозь искореженное железо разбившегося самолета растет кедрач. Под частями, рассыпавшимися по склону, устроили свои норы мыши. Природа быстро берет свое.
Удается найти второй двигатель, он оказался в 100 м от основного места крушения. Работы закончены, но вертолет сможет забрать нашу группу только через несколько дней. Погода здесь непредсказуемая, и планы меняются постоянно. Поисковая группа прошлого года выкопала землянку: настолько сильным был ветер, что жить в палатке стало невозможно.
Из экспедиционного лагеря никуда не уйти, он со всех сторон окружен стлаником. Пресной воды здесь нет, ручьи и реки недоступны. Жизнь в лагере подстраивается под новые вводные — запасы нужно распределить на несколько дней, зато появляется дополнительное время для поиска.
Сеансы связи по спутниковому телефону два раза в день. Наконец слышим, что вертолет вылетел из Елизово, значит, скоро будет у нас.
Вещи, палатки, а главное — детали самолета готовы к отправке.
Вертолет цепляет на внешнюю подвеску двигатель разбившегося бомбардировщика. Это сложная и кропотливая работа. Вихрем от лопастей поднимает мелкий мусор, прижимает к земле стланик, заставляет вжаться в землю. Зависает, проверяет, как поведет себя необычный груз, и уходит в сторону мыса Желтый. Вторым рейсом заберут нас.
© Вера Костамо/ ТАСС
«Я благодарен тем людям, которые работали вместе с нами. Это и поиск, и вывоз фрагментов. Работа вертолетчиков заслуживает уважения: и профессионализм, и отношение к экспедиции. На внешней подвеске они вывозили части разбившихся самолетов — это ювелирная работа, расстояние было большим — около 300 км», — говорит Калемберг.
Советские летчики на американских самолетах
Центр современной истории более десяти лет создает электронную базу данных о погибших самолетах и летчиках на основе архивных материалов, в ней уже более 120 тыс. записей. Это или номер самолета, или номер мотора с указанием фамилий экипажа.
«Когда на Камчатке работали ВВС Красной армии, выполняли свои задачи и американские союзники — так же приближая общую победу, работая по японским военным объектам на Курилах. В это время под Москвой, Смоленском, Ленинградом советские летчики, в том числе и на американских самолетах, полученных по программе ленд-лиза, защищали небо Родины», — рассказывает Катков.
В течение этого года сотрудники Центра современной истории работали на трех местах падения американских самолетов с советскими экипажами времен Великой Отечественной войны. Недавно в Новгородской области обнаружен истребитель P-40 Kittyhawk. Место нашел поисковый отряд «Березка». По создаваемой центром базе данных и найденному номеру борта удалось определить, что на этом самолете погиб младший лейтенант Иван Иванович Майоров 1916 года рождения. В Подмосковье под городом Клин был найден бомбардировщик B-25 Mitchell капитана Назарова.
В Кувшиновском районе Тверской области поисковики Тверского регионального отделения Поискового движения России и специалисты Центра современной истории нашли истребитель Hurricane летчика Виктора Хрущева. Во время раскопок на месте падения самолета были найдены останки летчика и его парашют. По обрывкам гимнастерки с петлицей установлено звание погибшего — сержант.
28 октября 1942 года пилот 1-й авиаэскадрильи сержант Виктор Николаевич Хрущев вылетел на боевое задание с целью перехвата разведчика противника вместе с командиром эскадрильи лейтенантом Павлом Григорьевичем Трусовым. В районе города Торжок на высоте 5 тыс. м Хрущев потерял сознание. Самолет вошел в пикирование и с работающим мотором врезался в землю.
На момент катастрофы Виктору Хрущеву было 19 лет.
«Мой прадед пропал без вести»
Сергей Кравцов — один из волонтеров-поисковиков экспедиции на Камчатку, ищет и поднимает бойцов, погибших во время Великой Отечественной войны, уже 15 лет.
«Я занимаюсь поисками, потому что мой прадед Валдаев Виктор Петрович пропал без вести на Западной Украине, это 3-й Украинский фронт. Для меня поиск — это шанс связать погибших и их родственников. Последние три года я ищу пропавшие самолеты», — рассказывает Сергей.
Сергей Кравцов
© Вера Костамо/ ТАСС
Для поиска очень важны свидетельства людей, которые еще помнят, что происходило, или тех, кто слышал рассказы очевидцев.
«Я беру направление, какой-нибудь кусок леса, и отрабатываю его. Потому что несколько человек рассказали мне, что там лежит самолет. Обычно я стараюсь найти первоисточник информации. По такой «легенде» можно работать и несколько месяцев, и несколько лет», — говорит Сергей.
По одной из «легенд» поисковики искали захоронение 200 человек. В течение двухнедельной экспедиции нашли останки 100 бойцов. По медальонам нескольких удалось идентифицировать.
«Часто мы находим пустые или просто незаполненные медальоны. Очень помогают подписанные котелки, ложки. Были вещи, которые сменили несколько владельцев. Имена зачеркнуты и написаны новые», — рассказывает Сергей. — Останки забираем, если они не идентифицированы, то их хоронят в месте ближайшего мемориала. Если идентифицированы — приглашают родственников. Запросы по поиску родственников отправляют в военкомат, местные газеты.
Несколько раз поисковики ездили по России, искали родственников найденных бойцов.
«Нашли останки и идентифицировали человека по медальону, там были фамилия, имя и отчество, место, откуда призывался. Мы поехали в указанную деревню. Оказалось, что семья переехала. В итоге родственников мы нашли в Санкт-Петербурге, — вспоминает поисковик. — При захоронении останков бойцов равнодушных никогда нет, многие плачут. Все меньше приезжает детей, в основном это уже внуки и правнуки красноармейцев».
Недавно во время раскопок на месте гибели самолета МиГ-3 на глубине 7 м Сергей нашел останки летчика.
«По найденным документам удалось определить, что это был молодой человек немного за 20 и это был его второй бой. Они летели охранять железную дорогу между Клином и Тверью. Его подбили, он два раза пытался спасти самолет — вытянуть его из штопора — и не смог, — рассказывает Сергей. — После этого поиска у меня было чувство, будто я нашел кого-то из близких».
Вера Костамо
Теги:
СШАРоссияВторая мировая войнаИсторияДальний Восток
как и в какие цвета красят самолеты
Фото: ОАК
Окраска самолета давно стала неотъемлемой частью образа воздушного судна. Она определяет внешний вид самолета, обеспечивает его защиту и долговечность. Условно, можно разделить окраску на два вида: «ливрею» и «камуфляж». В последнее время все чаще мы слышим слово «ливрея». Такой вид окраски больше относится к гражданским бортам. Это не просто дань моде, или рекламный ход, а скорее «опознавательный знак» компании эксплуатирующей лайнер. Поэтому авиакомпании не скупятся на фантазию и цветовую палитру, периодически обновляя окраску своего парка воздушных судов.
На военных самолетах «ливреи» используют для пилотажных групп. Это позволяет не только выделить каждую авиагруппу, но и повышает зрелищность их выступления. В
Зачем самолеты красят: необходимость или дань моде
На заре авиации окраске самолетов не придавали особого значения. Подавляющее большинство самолетов имело полотняную обшивку, которая для защиты от атмосферных осадков и улучшения аэродинамики просто покрывалась специальным лаком. Поэтому самолеты имели «легкий» бежевый или желтый оттенок. Позже, с началом Первой мировой войны, их стали красить в различные цвета, в зависимости от назначения и места их применения. Также можно считать, что именно в этот период появились первые «ливреи». Самолеты отдельных пилотов красили в нестандартные яркие цвета, что позволяло выделить их на общем фоне, тем самым предупреждая противника о том, что в небе ас.
Покраска Ил-2 в цехе завода
Даже при переходе с полотняной обшивки на деревянную, а затем и на металлическую, необходимость в нанесении на самолеты лакокрасочных покрытий не исчезла. Краска, совместно с грунтом на который она наносится, предохраняет самолет от вредного воздействия окружающей среды и делает поверхность более гладкой, снижая сопротивление. При этом внешние покрытия добавляют самолету «лишнюю» массу. Которая, в зависимости от размера самолета, может составлять от десятков до сотен килограмм. Но для гражданских судов – это, в первую очередь, идентификация борта в аэропорту. Красивая ливрея радует глаз пассажирам, с помощью раскраски лайнеров авиакомпания формирует свой уникальный образ.
Для военных самолетов покрытие также важно в борьбе с агрессивными факторами внешней среды, защищает от коррозии. Помимо этого, боевой окрас решает и другие специфические задачи. К примеру, на самолете должны быть корректно изображены опознавательные знаки государственной принадлежности, его бортовые и серийные номера. И самое главное – окраска должна делать самолет малозаметным в боевых ситуациях. Конечно, в наши дни снижение визуальной заметности самолета не имеет того ключевого значения, как в прошлом столетии, – современные радиолокационные системы «обмануть» сложнее, чем человеческий глаз. Но боевой окрас все еще имеет практическую ценность, а также придает любому военному самолету индивидуальность.
«Модный» камуфляж: основные схемы окраски боевых самолетов
Военные самолеты красят по специальному чертежу «Схема окраски самолета». Этот документ разрабатывается в КБ, определяет цвета и типы применяемых лакокрасочных материалов, а также зоны их нанесения. В целях снижения заметности выделяются два основных подхода к окраске серийных боевых самолетов: однотонная окраска и деформирующая окраска.
Однотонная окраска делает самолет менее заметным на одном типовом фоне. Например на фоне водной поверхности. Сегодня в такие цвета «одеты» многоцелевые истребители Су-30СМ и корабельные МиГ-29К.
Истребитель Су-30СМ. Фото: Alex Beltyukov / wikimedia.org
Деформирующая окраска применяется при переменных фонах наблюдения – каждый раз часть узора совпадает с новым участком фона, а геометрические фигуры окраски осложняют противнику определение расстояния до самолета. Деформирующая окраска применяется на современных российских истребителях, к примеру, на Су-57 и Су-35.
Истребитель пятого поколения Су-57 получил самый «модный» камуфляж – пиксельную схему. Если внимательно рассмотреть данную окраску, можно заметить, что это не просто случайным образом расположенные пиксели. На разном удалении от самолета они образуют группы пятен разного размера. «Правильные» пиксели, по мнению разработчиков, маскируют объект и «ломают» его контуры одинаково хорошо на любом расстоянии. Часто такую окраску называют «цифровой» – она действительно разрабатывалась с помощью компьютера. Такой «модный» окрас получил и новейший российский истребитель Checkmate.
Фото: Vladislav06112019 /wikimedia.org
Отдельно можно отметить схемы окраски, разработанные для самолетов групп высшего пилотажа. К примеру, МиГ-29 авиагруппы «Стрижи» получили красно-белую «форму», а стриж синим цветом изображен сверху и снизу на самолетах. «Русские витязи» выступают на Су-27, Су-30СМ и Су-35С в цветах российского флага и с желто-голубым гербом ВВС на киле.
Качество «ливреи»: технология окраски
«Ливрея» определяет внешний вид самолета, а качество эмали и технология покрытия – защиту и долговечность машины. На авиационных предприятиях окраска – один из важнейших производственных этапов. Рассмотрим создание «ливреи» для самолета Су-34 в малярном цехе Новосибирского авиазавода им. В. П. Чкалова.
Предварительно всю поверхность машины тщательно очищают – сначала мыльным раствором, затем смесью растворителей. Участки, которые не подлежат окрашиванию, покрывают специальными материалами. Нижние и боковые поверхности красят с помощью установок безвоздушного распыления, а верхние поверхности – при помощи краскораспылителя. Все строго согласно предварительно установленной схеме окраски. Для Су-34 в настоящее время – это светло-голубой цвет низа, камуфляжные пятна бирюзовых оттенков по верху, белый цвет носового обтекателя. Передние кромки наплыва и крыла красят эрозионностойкой эмалью светло-серого цвета, а зоны мотогондол покрываются серебристой эмалью.
На фото: Окраска самолета Су-33 на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе им. Ю. А. Гагарина
На самолет обязательно наносится бортовая информация, опознавательные знаки, эмблемы, для чего используются специальные трафареты, изготовленные здесь же, в малярном цехе. К примеру, для нанесения знака государственной принадлежности – звезды – изготавливаются сразу три трафарета и используются краски трех цветов. Это достаточно трудоемкий процесс, требующий художественного мастерства, опыта и твердой руки. Полный процесс окраски занимает несколько суток.
Все грунтовки и эмали, используемые при окраске Су-34, сделаны в России. В настоящее время для окраски российских серийных самолетов все больше используются отечественные эмали. Также осваиваются перспективные системы покрытий. Например, для истребителя пятого поколения Су-57 были использованы радиопоглощающие материалы разработки Института теоретической и прикладной электродинамики РАН и новейшая теплозащитная эмаль.
Douglas Castleman Military Aviation Drawings Wall Art
P-61 Black Widow
Douglas Castleman
Print:
17 $
Original:
250 $
3
Consolidated 0002 Дуглас Кастлман
Печать:
17 долларов
Оригинал:
300 долларов
Douglas D-558-2 Skyrocket
Дуглас Кастлман
Печать:
17 долларов
Оригинал:
3
2 North American F-100 Super Sabre
Douglas Castleman
Печать:
17 долларов
Оригинал:
200 долларов
Convair XF-92A
3
Печать: 20 00 Douglas17 долларов
Оригинал:
200 долларов
Плакат с авиационными чертежами
Дуглас Кастлман
17 долларов
МиГ-21 и Saab 35 Draken
Дуглас Кастлман
Печать:
Оригинал: 17 долларов
3
30003
350 $
Fw-190a
Douglas Castleman
17 $
Martin Marietta X-24A Подъемный кузов
Douglas Castleman
30 9002 Print:3
002 Оригинал:200 долларов
North American P-51 Mustang Взлет
Douglas Castleman
Версия для печати:
17 долларов США
Оригинал:
200 долларов США
Boeing B-17G Чертеж
Douglas Castleman
Версия для печати:
Оригинал:
200 долларов
Ryan PT-22 Recruit Drawing
Дуглас Кастлман
Печать:
17 долларов
Оригинал:
300 20 долларов Чертеж
Дуглас Кастлман
Печать:
$17
Оригинал:
200 долларов США
Supermarine Spitfire Mk. 1
Douglas Castleman
Печать:
17 долларов
Оригинал:
200 долларов
Republic P-47D Thunderbolt Чертеж
Дуглас Кастлман
Печать:
17 долларов
Оригинал:
200 долларов
Bell X-4
Дуглас Кастлман
0 3Печать:
3
Оригинал:
150 долларов
Bell X-5
Дуглас Кастлман
Печать:
$17
Оригинал:
$150
МиГ-21-ПФ
Дуглас Кастлман
Печать:
3 179002$150
FM-2 Wildcat
Дуглас Кастлман
Печать:
17 долларов
Оригинал:
150 долларов
Focke-Wulf FW-190D 90man
3 90 Castle 3 002 Печать:
17 долларов
Оригинал:
200 долларов
Nakajima Ki-44
Douglas Castleman
Печать:
17 долларов
Оригинал:
200 долларов
Curtiss P-40N Castleman Douge 0
3
3
Печать:
17 $
Оригинал:
200 $
Bell P-59 Airacomet
Douglas Castleman 002 Boeing B-29A FIFI
Дуглас Кастлман
17 долларов
Дуглас SBD Dauntless морской пехоты США
Дуглас Кастлман
17 долларов
Дуглас C-47
Дуглас Кастлман
17 долларов
AV-8B Harrier
Дуглас0003
17 $
Grumman TBF/TBM Avenger
Douglas Castleman
17 $
Consolidated PB4Y-2 Privateer
Douglas Castleman
9 A B 908022 37 $ stler
Дуглас Кастлман
Печать:
17 долларов
Оригинал:
150 долларов
Boeing B-50
Douglas Castleman
Печать:
17 долларов
Оригинал:
150 долларов
09Martin B-50002 Дуглас Кастлман
Печать:
17 долларов
Оригинал:
150 долларов
Martin XB-51
Дуглас Кастлман
Печать:
3 90 2 Оригинал:
150 долларов
Боевые самолеты Второй мировой войны
Дуглас Castleman
17 $
North American FJ-4B Fury
Douglas Castleman
Печать:
17 $
Оригинал:
250 $
Skywar Dougorri A-3020003Douglas Castleman
Печать:
17 $
Оригинал:
250 $
A-7E Corsair II
Douglas Castleman
1
Печать: 003
Оригинал:
200 долларов США
Typhoon Mark 1B
Douglas Castleman
17 $
RF-101C Voodoo
Douglas Castleman
17 $
F-106A Drawing
Douglas Castleman
2
$ 037 90 Рисунок
Дуглас Кастлман
17 долларов
Lockheed F-90
Дуглас Кастлман
17 долларов
Хьюи во Вьетнаме
Дуглас Кастлман
Print2
Оригинал:
200 долларов
Воздушный бой над Кореей
Дуглас Кастлман
17 долларов
Белл Х-2
Дуглас Кастлман
17 долларов
English Electric Lightning F. 1A
Дуглас Кастлман
17 долларов
Grumman F9F Cougar
Douglas Castleman
17 долларов
Heinkel He111 H-2
Douglas Castleman
Печать:
Оригинал: 3
0
02 $0Dornier Do17Z
Дуглас Кастлман
$17
Юнкерс Ju-88A
Дуглас Кастлман
17 $
Ju-87G
Дуглас Кастлман
17 $
Messerschmitt Bf-109E
Douglas
03
17 $
Чертеж Spitfire Mark IX
Douglas Castleman
17 $
Чертеж Boeing B-29A Superfortress
Douglas Castleman
North American Mitch Mitch 17
0003Дуглас Кастлман
17 долларов
Шангри- La
Douglas Castleman
17 $
Gloster Meteor F3
Douglas Castleman
17 $
Lockheed C-130J Hercules
Douglas Castleman
17 $
A-10 Warthog
Douglas Castleman
17 $
North American X-15
Douglas Castleman
17 $ Eagle
95002 002 Дуглас Кастлман$17
Сухой Су-35 Чертеж
Douglas Castleman
17 $
Lockheed F-117A Nighthawk Чертеж
Douglas Castleman
17 $
Lockheed Martin F-35A
Douglas Castle0002 17 $Northrop Grumman B-1
Douglas Castleman
17 $
Прототип истребителя-невидимки Northrop F-23
Douglas Castleman
17 $ 10 Lancer
3 90 0002 Дуглас Кастлман
17 долларов
Мустанг
Douglas Castleman
17 $
Super Hornet Takeoff
Douglas Castleman
17 $
Super Huey
Douglas Castleman
17 $
Серия Чертежи
003
Дуглас Кастлман
17 долларов
Хеллдайвер
Дуглас Кастлман
17 долларов
Военные самолеты Настенные рисунки и принты на холсте | Панорамные фотографии военных самолетов, плакаты, фотографии, настенные рисунки, репродукции в рамках и многое другое
Пропустить меню.
- Мотивационный постер: Постер ВВС: Начальники экипажей ВВС США проводят предполетные проверки
- Vought F4U 5 Corsair в полете
- Иллюстрация Curtiss P40-C Warhawk из группы Flying Tigers
- Летно-демонстрационная эскадрилья ВМС США «Голубые ангелы».
- Самолет C130 Hercules выруливает на задание во время боевого вылета шести кораблей.
- Два F22 Raptor пролетели над Тихим океаном
- Бентли и Спитфайр
- Военный мотивационный плакат: боевой самолет AC-130H сбрасывает ракеты
- B-17 Flying Fortress пролетает над Конкордом, Калифорния.
- Точность: вдохновляющая цитата и мотивационный постер
- SR71B Blackbird в полете
- Летчики Таскиги летят возле Альп на своих Мустангах P-51.
- Силы специального назначения США обеспечивают безопасность двух приближающихся вертолетов UH-60 Black Hawk.
- Коммуникация: вдохновляющая цитата и мотивационный постер
- F/A 18 Hornet стоит на линии полета, позади него взрывается стена огня.
- Иллюстрация самолета Boeing B-17F Knockout Dropper
- F/A-18 Hornet взлетает с авианосца ВМС США
- Beechcraft D 17 Staggerwing в полете
- Группа из 17 самолетов C17 Globemaster III пролетает над горами Голубого хребта.
- F / A-18 Hornets из Blue Angels летят строем над Колорадо.
- Истребитель Lockheed P 38 Lightning в полете
- Самолеты ВМС над Сиэтлом
- Самолет Republic AT 12 Guardsman в полете
- Винтажный отпечаток корабля Clipper Three Brothers
- Вертолет Национальной гвардии Невады CH-47 Chinook
- Военный мотивационный плакат: Честность
- A10 Thunderbolt парит в небе над Ираком
- Группа вертолетов AH-64D Apache на взлетно-посадочной полосе в COB Speicher.