Детские рисунки в доу о хлебе. Как нарисовать хлеб карандашом поэтапно
Оксана Борисова
азвание : «Хлеб всему голова »
Возраст : Подготовительная группа 6-7 лет
Цель :
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка
Прививать уважение к традициям и истории народной культуры
Формирование у детей гражданской позиции, бережного отношения к продукту жизнедеятельности, к культуре
Формы работы с детьми в мини – музее :
Проведено занятие с детьми на тему «Хлеб всему голова » , бережное отношение к хлебу , уважение к труду хлебороба и к труду людей других профессий, связанных с выращиванием хлеба ; познакомить с методами выращивания хлеба , с орудиями труда
Беседа с детьми о злаках с рассматриванием зерен ржи, овса, ячменя, пшеницы, ознакомили с зернами ржи, овса, ячменя, рассказали, какой длинный путь проходит зернышко к караваю;
Рассматривали с детьми картины : «Рожь» , «Уборка хлеба » , «Хлебобулочные изделия » , «Зерновые культуры» . Беседа о бережном отношении к хлебу , разучивание стихов, пословиц, поговорок. Рассматривали картинки «Как выращивают хлеб » . Знакомство детей с орудиями труда для сбора урожая (серпом, косой, рассказано о современной технике на полях при сборе урожая).
Проведена беседа, чтение стихов, пословиц и поговорок о труде и хлебе воспитывали трудолюбие, уважение к труду хлебороба ;
Занятие тестопластикой (лепка из соленого теста)
Хороводная игра «Каравай»
Занятия по изо (рисование рисунков про хлеб )
Описание экспонатов :
Колосья пшеницы, макаронные изделия, зёрна пшеницы, ржи, мука, мельница, русская печь, русская народная кукла, рисунки детей, плакат, поделки детей своими руками из соленого теста, хлебобулочные изделия
(баранки, печенье, пряники, каравай)Художественная литература : «золотые серпы» Г. Науменко, «Лисичкин хлеб » М. Пришвин, «Полюшко поле» С. Романовский, «Сдобный рожок» Ю. Крутогоров, «Запах земли» Убайд Раджаб, «Как хлеб на стол пришёл » А. И. Мусатов, стихи : «Как хлеб на стол приходит » В. Кожевникова, «Тёплый хлеб » К. Паустовский, «Нынешний хлеб » В. Крупин, «Песня пахаря» А. В. Кольцов, «Колосья» Н. А. Некрасов, «Отцовское поле» В. Крупин, «Кто мелит муку» Е. Пермак.
Публикации по теме:
Конспект интегрированной непрерывно-образовательной деятельности «Хлеб — всему голова. Как хлеб к нам на стол пришел» Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 44компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга Конспект интегрированной.
В рамках проекта «Ознакомление с русским народным творчеством» знакомила детей с жизнью и бытом русского народа. Рассказывала о том, что.
Немного истории. Почему мы говорим «Хлеб — всему голова»? С древних времен и у всех народов наибольшей святостью был хлеб. Его присутствие.
Проект «Хлеб — всему голова» Срок реализации: 2 месяца (апрель-май). Тип, вид проекта: информационно-практико-ориентированный; фронтальный (с группой детей и их семьями).
Конспект ООД «Хлеб всему голова» Тема: «Хлеб- всему голова» Цель: формирование познавательного интереса к появлению хлеба на нашем столе. Развитие речи детей посредством.
НОД «Хлеб — всему голова» Интегрированная непосредственно образовательная деятельность. Тема: «Как выращивают хлеб». Цели: Образовательные: закрепить представления.
Интеграция образовательных областей: — Социально-коммуникативное — Познавательное — Развитие речи — Художественно-эстетическое Организация.
Софья Котлова
Вот он Хлебушек душистый ,
Вот он, теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
С. Погореловский
Здравствуйте, коллеги!
Вас приветствует детский сад №52 комбинированного вида Кировского района города Санкт — Петербурга.
Представляю на Ваш суд фотоотчет по непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы.
Мы с детьми побеседовали обо всех этапах, которые проходит хлеб , прежде чем попадет на наш стол. Была продемонстрирована наглядно эволюция выращивания и уборки хлеба .
А также мы вместе с
hitgym.ru
Проект «Хлеб всему голова!»
Муниципальное бюджеттное общеобразовательное учреждение
Комсомольская средняя общеобразовательная школа
Социальный проект
«Хлеб – всему голова!»
Выполнили: учащиеся 6 класса
Руководитель проекта: Хлебникова И.А.
(классный руководитель 6 класса)
Актуальность проекта.
Пашут каждую весну,
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят,
С детства знай, как хлеб растят.
Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я. Аким)
Хлеб – это продукт человеческого труда символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники.
Наш народ хлебосолен. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Без чего за стол не сядешь? Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб и относятся к хлебу небрежно. Как же научить уважать хлеб?
Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на столе, воспитывать бережное отношение к хлебу. В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Вместе с ребятами мы решили проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.
Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий.
Проект призван побудить детей к размышлениям, учит анализировать, сравнивать, обобщать.
Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если дети будут знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будут бережнее относиться к нему.
Проект «Хлеб всему голова» рассчитан на детей школьного возраста 11-12 лет, а также на других участников педагогического процесса: родителей (законных представителей) и педагогов.
Основное направление проекта: Данный проект необходим для решения проблем по экологическому воспитанию детей с целью использования наиболее эффективных методов и приемов в работе. Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.
Предполагаемый результат:
— Дети усвоят необходимые знания по теме «Хлеб».
— У шестиклассников сформируется опыт познания процессов и явлений, происходящих в природе.
— Будут развиты творческие способности средствами разных видов художественно – продуктивной деятельности.
— Сформируются представления о ценности хлеба.
— Шестиклассники получат знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
— Сформируется интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба.
— Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности в сотрудничестве со школой.
Этапы реализации проекта.
I . Подготовительный этап.
Определение цели и задач проекта.
Сбор информационного материала.
Беседы с детьми (выявление уровня знаний о хлебе).
Составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Подобрать художественную литературу: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки о хлебе.
Создать условия для реализации проекта «Хлеб всему голова». Подготовить дидактические игры для ребят дошкольного возраста МБДОУ д/с № 12 п. Комсомольский.
Цель проекта: Формирование у детей представлений о ценности хлеба, уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Задачи проекта:
— расширять знания детей о хлебе, о значении хлеба в жизни человека;
— обогащать познавательный опыт детей;
— сформировать систему знаний о производстве хлеба;
— приобщать родителей к воспитанию детей посредством совместных мероприятий.
Перспективный план реализации проекта
«Хлеб всему голова»
Беседы: «Кто делает булочки», «Русская кухня. Пироги», «Как хлеб на стол пришёл», «Какой бывает хлеб», «Как испечь хлеб дома»,«Берегите хлеб», «Хлебосольство. Народные традиции России».
Совместно с детьми разработать правила обращения с хлебом.
Знакомство с профессией – механизатор,пекарь.
«Загадки в картинках»
Познавательное развитие
Познавательный, познавательно – исследовательский, продуктивный.
Рассматривание иллюстраций:
«В кондитерской», «От зернышка до стола», Уборка урожая с/х машинами — Земледельческая техника.
«Виды хлебобулочных изделий»
«Откуда хлеб пришел»
Цель: познакомить детей с историей хлеба, как выращивали хлеб в старину.
«Как выращивают хлеб»
Цель: познакомить с трудом механизаторов.
«Пекарь, кондитер – кто это?»
Экскурсия в пекарню СПК «Комсомольский»
Речевое развитие
Коммуникационный
Чтение художественной литературы:
«Легкий хлеб», латышская сказка «Про хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный»,
К. Чуковский «Чудо – дерево»,
С. Михалков «Булка»,
В. Ремизов «Хлебный голос»,
Я. Аким «Хлеб»,
Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», «Злаки. Какие они?»,
Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», «Руки человека»,
К. Паустовский «Теплый хлеб»,
В. Дацкевич «От зерна до каравая».
Проговаривание скороговорок о хлебе:
— Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
— Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.
— Хорош пирожок — внутри творожок
— Саша любит сушки, Соня — ватрушки
— Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Беседа о пословицах и поговорках.
Художественно – эстетическое развитие
Творческий
Создание альбома с рисунками «Хлеб – всему голова»
Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми.
«Угощение из теста «Крямнямчики» (по мотивам сказки – крошки В. Кротова).
Цель: воспитывать интерес к лепке из солёного теста для сюжетно-ролевых игр.
Физическое развитие
Двигательный
Игры – хороводы: «Парочки», «Как батюшка сеял рожь».
Подвижные игры: «Помощники», «Кто быстрее соберет урожай», «Мышеловка».
Игра-эстафета «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор»
Физ.минутка: «Растим хлеб»
Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. А как же обходились без хлеба наши предки? И когда они научились его печь?
Воспоминанья о былом
Мы ворошим теперь все реже
И за обеденным столом
Не делим хлеб, а просто режем,
Притом, забыв про нож неострый,
Ворчим, что хлеб немного черствый,
А сами, может, в этот час
Черствей его во много раз.
Уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они в отличие от плодов и грибов долго не портятся. Эти растения – дикие злаки: рожь, пшеница, ячмень.
Племена первобытных собирателей селились неподалеку от полей диких злаков. Каменными серпами они срезали зрелые колосья. Постепенно люди изобретали различные инструменты, с помощью которых обрабатывали землю, убирали зерно, мололи муку.
Подготовка земли под посев – работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто.
«Земля слежалась: никогда не ворочанная, она мертва, потому что в нее нет доступа воздуху, а без воздуха не могут жить растения… всем воздух нужен для дыхания. Чтобы дать земле жизнь, надо ее выворотить наружу, надо открыть в нее доступ воздуху, то есть разбить, размельчить» (С. В. Максимов).
Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам.
Позднее появился плуг, хотя он не полностью заменил соху. Чем пахать, решал крестьянин. Это зависело от почвы. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. В отличие от сохи плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его.
После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи вот какого орудия: «Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел». Это борона. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков. «Модернизированная» борона – это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья.
При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева.
ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Баба-яга, вилами нога: весь мир кормит, сама голодна. (Соха)
Ходит в поле из края в край, режет черный каравай. (Плуг)
* * *
• Посеешь в пору – соберешь зерна гору.
• Лучше голодай, а добрым семенем засевай.
• Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто.
• Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто с сохой ходит.
• Некогда лежать, когда пришла пора жать.
• Ломота в спине, да зато хлеб на столе.
2. СЕВ
На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать.
Крестьяне бережно хранили семена для будущего сева в сухом прохладном месте, чтобы они не проросли раньше времени. Не раз проверяли, хороши ли семена. Зернышки клали в воду – если они не всплывали, а опускались на дно, значит, хорошие. Зерна должны быть также не лежалыми, то есть храниться не больше одной зимы, чтобы им хватило сил справиться с сорняками.
В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев.
Утверждали, что если повнимательнее прислушаться, то можно услышать, как лягушка будто выговаривает: пора сеять. Если первая вода во время речных разливов велика – яровой посев ранний, а нет – поздний.
День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить.
В давние времена крестьяне отдавали предпочтение ржи: она надежнее, устойчива к холодам и перемене погоды. Пшеничный хлеб вкуснее, но хлопот с этим злаком больше. Пшеница капризна, теплолюбива, может не уродиться. Да и от земли пшеница все «силы» забирает. Два года подряд пшеницей одно и то же поле засеивать нельзя.
Крестьяне сажали зерновые культуры не только весной, но и осенью. До наступления сильных холодов сеяли озимые зерновые. Эти растения успевали до зимы дать росток и появиться на поверхности. А когда вокруг желтела листва, то и озимые ростки начинали блекнуть и опадать. Если же долго стояли теплые осенние деньки, то крестьяне специально выпускали на озимое поле скот. Животные съедали ростки, и тогда растение более активно укоренялось. Теперь крестьяне надеялись на снежную зиму. Снег – это шуба для растений. На поля клали ветви деревьев, различные предметы, чтобы снег «цеплялся» за них и оставался на полях.
ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ
Две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает. (Рожь)
* * *
В поле едет на спине,
По полю – на ногах. (Борона)
* * *
• Хлеб – батюшка, водица – матушка.
• Хлеб на столе, так и стол – престол; а хлеба ни куска – и престол доска.
• Появились комары – пришла пора сеять рожь.
• Лягушка квачет – овес скачет.
3. ХЛЕБ РАСТЕТ
С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу.
«Земля озимь кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето – знай, хлеб растит». Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать. Но не только тепло нужно зернышку, ему еще необходимо «попить и поесть». Накормить зернышко может мать-сыра-земля. В ней находятся все необходимые питательные элементы для роста зерновых. Чтобы зерна росли быстрее, урожай был больше, землю удобряли. Удобрения в те времена были натуральные. Землю удобряли навозом, который скапливался за год от содержания скота.
Мочи, мочи, дождь,
На нашу рожь;
На бабушкину пшеницу,
На дедушкин ячмень
Поливай весь день.
Так закликали дождик. Без дождя хлеб никак не вырастет. Но и дождика должно быть в меру. Если дождь шел слишком часто и мешал созреванию урожая, то дети произносили другую закличку:
Радуга-дуга,
Перебей дождя,
Подай солнышка.
Солнышко дает растениям не только тепло, но и свет. Первые листочки прорастают вертикально вверх, а вот последующие растут в противоположном направлении и потом дают корешки, и из одного зернышка получается целый кустик.
В старину июнь еще называли хлеборост. Крестьяне даже сосчитали, сколько нужно теплых, светлых дней, чтобы злаки поспели: «Затем в 137 теплых дней поспевает озимая рожь и на стольких же градусах тепла вызревает озимая пшеница, но дозревает медленнее, не раньше 149 дней».
«Синец да звонец, и хлебу конец». Кто же это такие – злобные «синец да звонец» и чем вооружены, как они могут погубить хлеб? Это растения, которые появляются на хлебном поле самостоятельно, хотя их никто там и не сажал и начинают отбирать у зерновых питательные вещества – сорняки.
Без помощи крестьян зерновым не обойтись. Крестьяне «вооружались» различными приспособлениями и боролись с сорняками – «осокой, разными мятами, метлами или метелками и травой костра». Трудиться приходилось много, но победить сорняки не всегда удавалось. Например, если пырей появляется в поле, то вывести его уже очень трудно. Нужно собрать все кусочки корней пырея, иначе из небольшой частички может вырасти новый пырей.
Большой вред зерновым полям наносили мыши-полевки, устраивали во ржи зерна, подъедали корни. Настоящее бедствие для злаков представляла саранча, стаи которой могли совсем ничего не оставить от растений. С насекомыми крестьянам помогали сражаться птички – воробьи и особенно коростели.
ЗАГАДКА
Один льет,
Другой пьет,
Третий зеленеет
Да растет. (Дождь, земля, хлеб)
4. ЖАТВА
Жатва – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми. Спелость хлеба проверяли на зуб: рвали колоски, вышелушивали – и в рот: если зернышки хрустят, значит, поспели.
День начала жатвы назывался Зажинки. Ученый-этнограф А. Терещенко в книге «Быт русского народа» так описывает Зажинки: «Когда поспевает жатва, зажиточный хозяин дает пир своим соседям: угощает водкою и пирогами и просит их помочь ему в собирании хлеба. Многие служат молебны и потом окропляют поля и жнецов святою водой. Хозяин или священник берет серп и делает начаток; первые снятые колосья называются зажинками. Их хранят до будущего года».
«Рожь поспела – берись за дело». За дело брались все вместе, всей семьей выходили в поле. А если понимали, что не управятся с урожаем сами, то звали на подмогу.
Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. «Некогда лежать, когда пора жать. А урожай соберем, хоровод заведем».
Самое главное было вовремя собрать урожай. Все забывали о своих болезнях и горестях. Что соберешь, тем и весь год живешь. Уборка урожая – труд, хоть и тяжкий, но приносящий радость. «Собирание хлеба сопровождается пением, исполненным душевной радости. По полям раздаются безотчетно игривые песни; сама природа, кажется, веселится с жнецами: все им благоухает и все живет упоительной веселостию», – писал А. Терещенко о деревенской жатве.
Убирали зерновые косами и серпами. Если рожь вырастала высокой и густой, предпочитали использовать серп, а низкую и редкую ниву косили косой. Скошенные растения увязывали в снопы.
СТИХИ, ЗАГАДКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
А между тем досужий селянин
Плод годовых трудов сбирает;
Сметав в стога скошенный злак долин,
С серпом он в поле поспешает.
Гуляет серп. На сжатых бороздах
Снопы стоят в копнах блестящих…
Е. Баратынский
* * *
Говорило ядреное жито:
Не могу я в поле стояти,
Колосочки держати.
Надо житу стояти
В поле копнами,
В гумне стогами
В клети коробами,
А на стол пирогами!
* * *
• Щука ныряет, весь лес валяет, горы подымает. (Коса)
• Не море, а волнуется. (Поле)
• Сутул, горбат, все поле перешел, все суслоны перечел. (Серп)
• Маленький, горбатенький, все поле обскакал. (Серп)
• Осенью черно, зимой бело, весной зелено, летом желто. (Нива)
• Тысяча братьев одним поясом подпоясаны, на мать поставлены. (Снопы на земле)
• Рыбина белужина хвостом вильнула: лесы спали, горы стали. (Коса)
• Белая белянка по полю ходила, домой пришла, под сарай легла. (Коса)
* * *
• Зимой на деревьях много инея – хлеб уродится.
• Зимой снег задувается в сугробы, хорошо уродится рожь.
• Зимой снег рыхлый – урожай обильный.
• Кто рано сеет, семян не теряет. Весной часом опоздаешь – в год не наверстаешь.
• Пахать да боронить – часочка не обронить.
• Пар спешат поднять, пока не созрели семена сорняков. Говорят: «Ранний пар родит пшеничку, а поздний – метличку».
5. ОБМОЛОТ ЗЕРНА
Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать.
Обычно жатву заканчивали ко дню Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа (15 августа по старому стилю). Народное название этого праздника – Спожинки.
Снопы сначала везли на овин или ригу. Овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы. Рига – постройка с печью для сушки снопового хлеба и льна. Рига была больше овина. В ней сушили до 5 тыс. снопов, тогда как в овине – не более 500.
Спелое зерно везли сразу на гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна, – и там обмолачивали. Это был один из самых тяжелых этапов труда. Люди побогаче старались пригласить кого-нибудь помочь выполнить эту работу.
А состояла работа вот в чем: брали колотило (молотило) или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить». Для получения лучших семян и небитой соломы применяли околот снопа о бочку. Позднее эти способы стали заменяться обмолотом с помощью молотилок, которые работали на конной или паровой тяге. Создавался особый промысел молотильщиков, которые работали на своих машинах по найму.
Обмолот хлеба происходил не всегда сразу, иногда этот процесс затягивался, молотили и осенью, и в начале зимы. После обмолота зерно веяли – обычно стоя на ветру с помощью лопаты.
ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
• Стоит Фрол, и рот пол. (Овин)
• Стоит Андрюха, набитое брюхо. (Овин)
• Стоит волк, вырван бок/клок. (Овин)
* * *
• Не гляди в небо, там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе.
• Ждут летней порою, а жуют холодной зимою.
• Не шуба греет, а хлеб.
• Береза распускается – сей овес. Лягушка с голосом – сей овес. Пересушил почву – овес поздно сеять.
• Не сей пшеницу прежде дубового листа. Пшеницу сей, когда зацветает черемуха.
• Ростки пшеницы не любят клеклую землю. Поэтому говорят: «Пшеницу сей в ведро», «Рожь любит хоть на часок, но в песок (в сухую землю)».
• Рожь сеять при северном ветре – лучше урожай.
• Дубовый лист с пятак – сей яровое. Зацвела акация – сажай огурцы.
* * *
Лады, лады-ладушки,
Рада нам хозяюшка,
Мы о хлебушке поем,
Разговор ведем о том.
Убран хлеб, и тише стало,
Жарко дышат закрома,
Поле спит, оно устало,
Приближается зима.
Над селом дымки плывут,
Люди хлеб в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Хлебом нашим угощайтесь.
6. НА МЕЛЬНИЦЕ
Хлеб, как известно, пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить – перемолоть.
Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался.
Значительным шагом вперед стало изобретение ручной перетирной мельницы. Ее основа – жернова – две тяжелые плиты, между которыми растиралось зерно. Нижний жернов устанавливали неподвижно. Зерно засыпалось через специальное отверстие в верхнем жернове, который приводился в движение мускульной силой человека или животных. Большие тяжелые жернова вращали лошади или быки.
Молоть зерно стало легче, но эта работа по-прежнему оставалась тяжелой. Ситуация изменилась только после того, как была сконструирована водяная мельница. В равнинных местностях скорость течения рек мала для того, чтобы вращать колесо силой водяной струи. Для создания нужного напора реки запруживали, искусственно поднимали уровень воды и направляли струю по желобу на лопатки колеса.
С течением времени устройство мельницы совершенствовалось, появились ветряные мельницы, их лопасти вращал ветер. Ветряные мельницы строили в районах, где поблизости не было водоемов. В некоторых местностях жернова приводили в движение животные – лошади, быки, ослы. СТИХИ, ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,
Но сломить его за лето так они и не смогли.
«Вот какой я, – он хвалился, – с ветром справился, с водой!»
До того он загордился, вырос кверху бородой.
С. Погореловский
* * *
• Сем хлеб, не спи, будешь жать, не станешь дремать.
• Не жди урожая, сей жито, хлеб будет.
• Не земля хлеб родит, а небо.
• Пересев хуже недосева.
• Хата была, да без хлеба беда.
• Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь.
• Без печки холодно, без хлеба голодно.
• Не уродится рожь – по миру пойдешь.
• Калач приестся, а хлеб никогда.
• Каждое семя знает свое время.
• До поры до времени не сеют семени.
• Сей в пору – соберешь хлеба с гору.
• Сей хоть в песок, да в свой часок.
• Посеешь в погоду – больше приплоду.
* * *
• Гречиха любит сухую теплую землю.
• За бороною пыль – будет и блин.
• Днем раньше посеешь – неделей раньше пожнешь.
* * *
Весь мир кормит, сама не ест.
Всю жизнь крыльями машет,
А улететь не может. (Мельница)
* * *
У лепешки, каравая,
Сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая
Мать по имени… (мука).
7. ВЫПЕЧКА ХЛЕБА
В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.
Рецепты теста были разные, но основными компонентами оставались мука и вода. Если муки не хватало, то покупали на базаре. Для проверки качества муку пробовали «на зубок». Брали щепотку муки и разжевывали, если получившееся «тесто» хорошо тянулось и не очень липло к рукам, значит, мука хорошая.
Перед замесом теста муку просеивали через сито. Мука в процессе просеивания должна была «надышаться».
На Руси пекли черный «кислый» хлеб. Черным он назывался потому, что для его приготовления использовалась ржаная мука, а она имеет более темный цвет, чем пшеничная. «Кислый» – потому что использовалась кислая закваска. Замесив в квашне – деревянной кадушке – тесто и сформовав округлые хлеба, хозяюшка собирала остатки теста со стенок в комочек, присыпала мукой и оставляла для закваски до следующего раза.
Готовое тесто отправляли в печь. Печи на Руси были особенные. Они обогревали помещение, на них пекли хлеб, готовили пищу, спали, иногда даже мылись и лечились.
Ставили хлеба в печь с молитвой. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя было ругаться или ссориться с кем-нибудь. Хлеб тогда не получится.
Необходимо было соблюдать правила выпечки хлеба. Пекли хлеб строго при определенной температуре. Как измерить температуру, если нет термометра? Хозяйки дожидались, пока в горниле оставались одни угли. Подметали под – так называлась поверхность, на которую клали тесто. Потом бросали на под щепотку муки: если мука становилась черной, то жар в печи слишком сильный и надо подождать. Спустя время под смачивали водой и пробовали еще раз. Если мука становилась коричневой, значит, пора сажать хлеба. Делали это с помощью хлебной лопаты. ЗАГАДКИ
Слушаю, послушаю —
Вздох за вздохом, а в избе ни души. (Квашня с тестом)
* * *
Полон хлев бесхвостых овец;
Одна была с хвостом, и та ушла. (Хлеб и лопата)
* * *
Велика звезда на печи взошла.
Без рук, без ног – на гору ползет.
Без рук, без ног – на липу лезет. (Квашня)
* * *
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча. (Печь)
* * *
Купили новенькое, такое кругленькое,
Качают в руках, а оно все в дырках. (Сито)
* * *
Из-под липова куста
Бьет метелица густа.
Заяц бежит, следы засыпает. (Муку сеют)
* * *
Черная гора, а всем мила. (Черный хлеб)
* * *
Мешено, квашено, валяно, в печь поставлено. (Тесто)
8. ХЛЕБ НА СТОЛЕ
Хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе.
В деревнях крестьяне сами пекли хлеб. В городах строили пекарни, которые назывались хлебными избами. С XVI века пекари на Руси подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников, ситников.
При царском дворе была своя хлебная изба, вернее дворец. Государев хлебный дворец находился в Кремле на месте, где сейчас расположена Оружейная палата. Там изготовлялся хлеб для царского стола, именуемый басманом. На этот хлеб особым образом наносился узор «басма».
Большие пекарни работали также в русских монастырях. Там выпекали ржаной хлеб, просфоры. Пекли в те времена сайки, калачи и другие хлебные изделия. В летописях X–XIII веков упоминаются «хлебы с медом, маком, творогом», ковриги, разнообразные пироги со всевозможной начинкой, являющиеся непременной частью русского праздничного стола. Изделиями из выпечки было принято украшать праздничные столы. В особо торжественных случаях, например на свадьбы, пекли каравай. Он считался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на рушнике – расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче будут жить молодожены.
В знаменитой энциклопедии домашнего хозяйства «Домострой» сохранились рецепты русского православного стола: пирожки в ореховом масле, жаренные с горошком; оладьи квашеные; пироги подовые, квашенные с горошком; пироги маковые большие, жаренные в конопляном масле с горошком; большие пироги с маковым соком да сочнями; пироги с вязигой, сигом, сомом, сельдью.
Поскольку хлеб был основным продуктом питания, а хлеборобство – основным занятием славян, то с хлебом связано много традиций и обычаев, а уж стихов, песен, пословиц и поговорок не счесть.
Встретить гостя с хлебом-солью означало проявить уважение и почет гостю. Разделить хлеб – признать человека другом.
СТИХИ И ЗАГАДКИ
Угодило зернышко промеж двух жерновов. Один говорит – побежим, другой говорит – полежим, третий говорит – покачаемся. (Вода, жернов, колесо)
Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям добром плачу. (Хлеб)
* * *
Радо солнцу небушко, полюшко – подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко.
Г. Виеру
* * *
Вот он хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
С. Погореловский
* * *
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)
* * *
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
Механизатор сельского хозяйства
Сейчас, когда в разгаре уборка зерновых, заготовка кормов для животноводства, нельзя забывать о тех, кто вершит трудовые подвиги. Героями сегодняшнего дня являются механизаторы сельского хозяйства: хлеборобы и кормозаготовители.
Развитие материально-технической базы сельского хозяйства, насыщение его техникой в 20 веке неразрывно было связано с появлением новых профессий, в первую очередь таких, овладение которыми давало право работать на различных механизмах и машинах.
И чем больше техника занимала ведущие места на полях и фермах, тем больше требовалось рук, умеющих управлять такими машинами.
В связи с быстрым развитием сельскохозяйственной техники и появлением ряда новых обязанностей у тракториста, сформировалась новая профессия – тракторист-машинист. В структуру работы новой профессии вошли не только полевые, но и ремонтные, а также погрузочно-разгрузочные работы. Теперь тракторист-машинист широкого профиля – это механизатор сельскохозяйственного производства, который владеет многими смежными профессиями, основами агротехники и выполняет весь комплекс работ на селе.
Высокий технический и технологический уровень современного сельскохозяйственного производства выдвигает механизатора на центральное место на селе. В 21 веке продолжится формирование индустриального производства на селе, в котором сельскому механизатору отводится решающая роль.
Обязанности механизатора
Издавна профессия хлебопашца на селе одной из самых уважаемых и почётных. Ведь чтобы вырастить хлеб, надо любить, прежде всего, родную землю, отдавать ей частичку душевного тепла. А еще в совершенстве владеть техникой. Кто живет в селе, знает, что механизаторская жизнь такова , что приходится трудиться на полях в сложных погодных условиях.
С ранней весны и до «белых мух» у сельского механизатора самая напряженная пора, а круг его обязанностей очень широк. Весной надо пахать землю, боронить пашню, культивировать и засевать поля семенами. Летом – косить, молотить, метать сено и солому, осенью – снова пахать, зимой – ремонтировать технику. Порой приходится работать и в ночную смену.
Сельский механизатор обязан:
Во-первых, он должен отлично знать правила выполнения всех необходимых операций:
Во-вторых, теоретические знания механизатор должен умело применять на практике.
В-третьих, необходимо хорошо владеть машинно-тракторным агрегатом, с учётом особенностей сельскохозяйственной техники, состояния пашни и видом культуры.
В золотых руках механизатора спорится любое дело, а результаты радуют. И все это благодаря любви к сельскому труду, знанию техники, умению ответственно и с душой выполнять любую работу.
Зная непонаслышке механизаторский труд, выражаю всем трактористам-машинистам сердечную признательность и огромную благодарность за их неустанный, кропотливый труд — труд землепашцев.
Я убеждён, что главное достояние аграрного сектора России — это земля и люди. А значит, механизаторы сельского хозяйства представляют особую — двойную ценность, так как наиболее близки к хлебному полю.
Механизаторы – те самые люди, кто бережно возделывает землю, до последней крупицы собирает с нее урожай. Это люди земли. И это звучит гордо!
Всё вышесказанное – это не придуманные, а пережитые воспоминания и суждения сегодняшнего дня имеют под собой фундамент не теоретический, а практический, хлеборобский.
Пекарь — профессия творческая
Сам процесс выпечки хлеба мало чем изменился за многие века. Меняются требования к профессии. На больших хлебозаводах поточный метод роботизировал человека — нужно было знать несколько навыков и умение работать в команде.
Сейчас, на малых пекарнях нужны умение работать самостоятельно, талант, креативность.
Труд профессионального пекаря сложен, требует много тяжелой работы и преданности делу.
Рабочий день пекаря начинается рано. Пекари должны иметь большую физическую и психическую выносливость. Они должны быть творческими личностями, с умением придумывать новые рецепты.
Прежде, чем выбирать эту профессию – необходимо для себя решить, хотите ли этим заниматься.
Чтобы время на обучение было потрачено с пользой, необходимо вдумчиво и основательно подойти к выбору профессии.
Плюс в выборе этой профессии в том, что с профессией пекаря можно начать знакомство дома. Попробовать поэкспериментировать с тестом, попрактиковаться в выпечке по разным рецептам.
Потратьте на это время – и вы поймете, хотите ли вы стать пекарем.
Проанализируйте ваши интересы, способности, возможности, потребности прежде, начать обучаться профессии пекаря.
ЧТО ГОВОРЯТ ПЕКАРИ О СВОЕЙ ПРОФЕССИИ
«Самое замечательное в профессии пекарь-это то, что как ни в одной другой, сразу видишь результат своего труда. Проходит несколько часов и из серой массы (мука+вода) получается ароматный, румяный хлеб.
И каждый день –он разный. Несмотря на то, что рецептура одна и та же. На результат влияет настроение, отношение, погода. Многие пекари «разговаривают» с тестом: «Ну, что тебе сегодня не нравится?», «Ну, давай, не подведи..»…..Тесто не прощает невнимания. Чуть отвлекся, забыл и…пирожки уже не получатся румяными и пышными. С самого начала замеса – ты должен представлять один целый организм — ощущать его желания и порой, капризы.
И, как бы не был тяжел труд пекаря –ночные смены, жара у печи, обо всем забываешь, когда видишь аппетитные ряды готового хлеба, батонов, булочек.»
«ПЕКАРЬ- это нелегкий труд. Летом ужасно жарко, темп работы очень высокий, часто обжигаешься о горячие поверхности и т. д.
Но…. это невообразимо интересно, как например за 3-4 часа ваше детище было зачато, выращено и выпущено в мир к покупателю и если все хорошо, то вам чувство гордости и удовлетворения!!!!!»
Вот и мы, побывали на нашей пекарне, посмотрели, как трудятся наши пекари Огарева Татьяна Григорьевна,
infourok.ru
Национальная Академия Творчества • Главная
Главная → 09.04.2015 Хлеб всему голова. Конкурс детского рисункаНациональная Академия Творчества приняла участие в выставочном
проекте «Хлеб, как символ жизни».
С проектом можно
ознакомится в МУК «Музейно-выставочный центр Красноармейского района города Волгограда».
Экспозиция приурочена к празднованию 70-летия Победы в
Великой Отечественной войне 1941-1945 г.
Организаторы выставочного проекта вместе с участниками детского смотра-конкурса творческих работ «Хлеб — всему голова», попытались выяснить, где же действительно «растут» булки, и проследить весь путь хлеба — от зернышка до каравая.
Самые лучшие работы детей — участников творческого конкурса «Хлеб-всему голова», приняли участие в выставочном проекте «Хлеб, как символ жизни».
Выставка проходит при поддержке Администрации Красноармейского района и участии «Музея семян и средств защиты», Волгоградского государственного аграрного университета, Произодственного холдинга «Югжелдормаш-Волгоградский электромеханический завод» и директора ООО «Югканат», частного коллекционера В. Н. Кияева, ООО «Сарептская мельница», редакции газеты «Восход» Светлоярского района Волгоградской области, общественных национальных организаций Волгоградской области, а также художников, мастеров декоративно-прикладного творчества, фотохудожников Волгограда.
artmera.ru