Зарисовки растения – Ой!

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов — КиберПедия

Цель:зрительно-образных накопление понятий о цветовых, структурных особенностях формы разных растений. Накопление изображений натурного материала.

Задачи:

создание обобщенного по форме, цвету и тону образа растения в краткосрочном этюде;

— передача характера строения ветки с плодами, цветами с натуры через тональные и цветовые отношения;

— умение анализировать форму;

— изучение конструкции, выявление пропорций;

— рисуя деталь видеть целое

Последовательность выполнения задания:

1. Компоновка на листе бумаги.

Рассмотреть и проанализировать форму листка, ветки, плода и т.д., уловить строение, характерную пластику растения, локальный цвет.

2. Методом сквозной конструктивной прорисовки наметить рисунок легкими, контурными линиями, конструктивных узлов. Наметить общую форму, сравнивая ширину (например, листа) с его длиной, наметить основные пропорции, движения стеблей и листьев, направления жилок.

4.Установить главные цветовые отношения кистью в технике акварели «по-сырому».

5.. Постепенная проработка деталей.

Практическое задание:

1. Сделать зарисовки растений, используя линейное рисование (рис. 2.1, рис.2.2.).

2. Выполнить этюды растений в существующем окружении (рис.2. 3.).

 

Материалы:бумага Ф-А4, А3, карандаш, акварельная бумага, кисти, акварельные краски.

 

Этюды деревьев

Цель:изучение формы разных деревьев и их групп. Накопление изображений натурного материала.

Задачи:

Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев.

— передать их структурные и пластические характеристики, опираясь на образное восприятие объекта.

— Передать с помощью красок освещение, цвет, фактуру.

Последовательность выполнения задания:

1. Выбрать точку зрения, т.е. то место, откуда объект представляется наиболее интересным.

2. Выбрать компоновку, размер, формат изобразительной плоскости.

2.1. Установить то, какую обобщенную форму и какой цвет имеет крона дерева.

2.2. Установить, как располагаются ветки, какой имеют наклон (через эмоциональное восприятие пластического образа).

2.3. Установить характер поверхности ствола, его цвет (если выполняется фрагментарное изображение дерева).

2.4. При изображении группы деревьев необходимо найти соотношение деревьев и большого пространства плоскости земли, отдельных планов.

3. Выполнить предварительный рисунок обобщенно, без мелких деталей, с передачей характера абриса кроны.



4. Изобразить ствол, его положение в пространстве, форму. Из десятков веток изобразить главные, наиболее характерные, заметные.

5. Изобразить отдельные части и детали, сравнивая их друг с другом и соотнося со всем изображением и натурой.

6. Сравнить с натурой, внести уточнения (рис.2. 4.).

Работа в цвете:

7. Определить тонально-цветовые отношения. Выявить взаимодействие холодных и теплых цветов.

8. Начать писать дерево широкими мазками, сохраняя цвет, светотень, форму кроны, ветвей.

9. Сохранить в этюде общее впечатление (рис2..5.).

Материалы:бумага Ф-А4, А3, карандаш, фломастер, акварельная бумага, кисти, акварельные краски.

 

 

Рис. 2.1. Зарисовки растений (карандаш)

Рис. 2.2. Зарисовки растений (карандаш)

 

Рис. 2.3. Зарисовки растений(акварель)

 

Рис. 2.4.Зарисовка деревьев

 

Рис. 2.5. Этюд дерева

 

2.3 Пейзаж

Цвет в пейзаже

Совершенствование умений и навыков в технике живописи акварельными красками. Выявление светотональными отношениями пластики форм и окружающей среды.

В краткосрочных этюдах (20–30 мин.) необходимо передать основные тональные и цветовые отношения, эти этюды требуют лаконичности в передаче натуры, обобщенной трактовки формы. Этюды в акварели создаются сразу в полную силу тона и цвета, иначе акварель теряет свою прозрачность, появляются грязные места.

Задача: фиксация различных колористических состояний.

По цвету:уметь выполнять этюды при различных фазах освещения (утро, день, вечер).

Пейзажные этюды на пленэре

Цель:

изучение природных закономерностей изменения цвета в среде.

Задачи:

— отработать «постановку глаза» на быструю и точную передачу основных цветовых отношений с учетом воздушной перспективы и состояния освещения;

— развивать способность определять цветовые отношения предметов на разных пространственных планах.

Последовательность выполнения работы:



1. Выбрать наилучшую точку наблюдения, с которой отдельные объекты будут видны в наиболее удачном расположении и сочетании (использование рамки-видоискателя).

Выбрать главные предметы, определяющие содержание мотива, они являются его композиционным центром (композиционный центр не должен находиться в геометрическом центре картинной плоскости).

Достичь равновесия путем распределения предметов и пятен на плоскости этюда, не перегружая одной его части в ущерб другой (избегать симметрии).

2. Определить на плоскости этюда крупные соотношения (земля и небо, линия горизонта не должна делить картинную плоскость на две равные части).

3. Начинать писать этюд акварелью от общего к деталям (вначале прокладываются общие цветовые пятна, затем прорабатываются детали).

4. Работать в цвете с учетом освещения.

Освещение является важным фактором, влияющим на восприятие цвета.

Утромв природе преобладают золотисто-розовые оттенки, включая все объекты изображения, днем– золотистые оттенки (яркое солнечное освещение – холодные рефлексы). Вечером– оранжевые, желто-оранжевые и красноватые оттенки. В пасмурный день– нейтрально серебристые. Если превалирует голубой свет, то красный цвет будет ближе к фиолетовому, желтый – к зелёному, белый приобретает голубоватый оттенок, голубой – дополнительную яркость, лиловый приближается к голубому. На закатепревалирует желто-оранжевый свет. Зеленый приобретает желтовато-оранжевые оттенки, оранжевый будет как красный, голубой – как фиолетовый, фиолетовый – как пурпурный, белый цвет – приобретает красные тона, черный – как темнокрасный.

5. Выявить плановость.

На первом плане собственные цвета предметов или объектов выглядят контрастно, объемно, насыщенно. Детализировать первый план. На дальних планах формы теряют контрастность, приобретают силуэтность, мягкость.

6. Обобщить.

Необходимо добиться цельности впечатления, обобщить некоторые нюансы цвета для того, чтобы избежать пестроты и дробности.

Практическое задание в цвете:

1. Выполнить несколько кратковременных этюдов одного и того же мотива при различном освещении.

2. Выполнить этюд в акварели, мотив которого имеет несколько планов (берег реки с ярко выраженным первым планом – деревом, кустарником, строением и т.д. (рис.2.6)).

3. Для работы выбрать мотивы с ограниченно-замкнутым пространством (двор с растительностью и частью строения (рис.2.7)).

Материалы:акварельная бумага Ф-А4, А3, кисти колонковые, беличьи, акварельные краски.

 

 

Рис. 2.6. Пейзаж

 

Рис. 2.7. Двор с растительностью и частью строения

2.4 Изображение архитектурного пейзажа

Цвет в архитектурном пейзаже

Цель: совершенствовать умения и навыки в поиске и выборе мотива; в передаче цветотональных отношений частей и целого, уделяя главное внимание работе цвета на форме.

Уметь:

— выполнять кратковременные композиционно-поисковые этюды малых архитектурных форм;

— выявлять глубинно-пространственную зависимость линейной и воздушной перспективы в природной среде.

cyberpedia.su

рисунки растений в книгах XVIII-XIX веков



Способность рисовать растения детально и аккуратно является несомненным показателем мастерства художника.

Натуралистические рисунки растений могут быть изумительными. Их успешное выполнение подразумевает внимание к деталям в сочетании со способностью не искажать форму авторскими фантазиями или делать это минимально. Что требует дисциплины, аккуратности, в общем, таланта.

Художник-флорист изображает формы, созданные в результате эволюции на протяжении миллионов лет. И умение передать эти формы наиболее точно, при этом красиво и впечатляюще, заслуживает восхищения.

Подъём уровня натуралистичного флористического рисунка совпадает с бумом морфологических дисциплин в Европе, который пришелся на XVII – начало XX века.

И сегодня мы посмотрим на некоторые ботанические рисунки из книг из этого промежутка времени.

Книга The Family Herbal or an Account of All those English Plants, which are Remarkable for their Virtues издана в Лондоне приблизительно в 1780 году.

Длинное название в духе своего времени. Книга посвящена лекарственным растениям и содержит большое количество их изображений.
Некоторые из них.

В XVIII веке не было цветной печати. Поэтому цветные рисунки создавались раскрашиванием гравюр вручную.

Как вы видите, это сделано весьма аккуратно. И это притом, что гравюры раскрашивались кистью. И это без права даже на один грубый ляп, ведь в таком случае портилась вся книга!

Рисунки начала XIX века создавались с использованием этой же техники.

Замечательная книга Conversations on Botany построена в форме катехизиса. Она издана в Лондоне в 1817 году и содержит превосходные цветные иллюстрации.

Некоторые из них.

Раскраска гравюр не вышла из моды даже к середине XIX века, несмотря на то, что к тому времени человечество уже изобрело хромолитографию. Вот раскрашенные вручную рисунки из замечательной книги Popular History of British Mosses, изданной в Лондоне в 1854 году.

Эти сложноустроенные формы жизни обитают у нас под носом. Но люди редко замечают их.

Раскраска гравюр бытовала до середины XIX века, но всё изменилось, когда на смену гравюрам пришли хромолитографические рисунки.

Вот рисунки из книги The British Grasses and Sedges, изданной в Лондоне приблизительно в 1870 году.

Прекрасные композиции; это впечатляюще и шедеврально. Техника хромолитографии позволила создавать удивительные по своей выразительности изображения, которые знаменуют собой самый пик ботанического рисунка в Европе. И, я думаю, рисунки книг конца XIX века дают фору даже тому, что рисуется в книгах сейчас.

источник

j-e-n-z-a.livejournal.com

Наслаждение ботаникой. Влюбитесь в цветы и нарисуйте их все

О книге

Под обложкой описание 500 видов растений со всех уголков планеты. Роскошные, они ошеломляют своей красотой. Райские цветы сочетаются с листьями расторопши, экзотические фрукты с привычными яблоками, а картинки мха не менее интересны, чем корабельные сосны.

Их формы прекрасны, и рисовать их — одно удовольствие.


Рисунок тренирует ум и расширяет границы восприятия.

Фотографии, рисунки и скетчи. Представленная в книге подборка — только одна грань необъятного мира флоры. Стоит выйти за порог — и вы окунаетесь в мир живой природы, который хочет раскрыть вам свои тайны.

К XVIII веку интерес к ботаническому рисунку заметно вырос благодаря открытию новых земель. Поворотным моментом в развитии науки о растениях и ботанического рисунка стало плавание корабля его величества «Индевор» в 1768–1771 годах. Корабль под командованием лейтенанта Джеймса Кука должен был совершить кругосветное плавание, чтобы отыскать Terra Australis Incognita — обширный континент в Южном полушарии. На борту был ученый-ботаник Джозеф Бэнкс.

Поход «Индевора» дал британским ученым толчок к изучению мирового разнообразия растений. Благодаря энтузиазму Бэнкса мир получил лучшие ботанические иллюстрации.

Рисуя растения

В книге — советы по работе с растениями в помещении и материалам. Вы поймете важность заметок «на полях», узнаете, как ценен опыт работы с гербариями и почему здорово гулять по ботаническому саду.

Несколько коротких советов, как рисовать растения:

  • Ищите простую геометрическую форму — основу растения. В основе этого соцветия лежит треугольник.
  • Не выбрасывайте неудачные наброски — они очень важны. Они напомнят об опробованных идеях и объяснять, почему тот или иной подход не сработал.
  • Тщательно изучите, под каким углом примыкают части живого растения, чтобы на рисунке примыкание не вышло вялым.
  • Длинные быстрые штрихи, повторяющие форму контура, делают рисунок динамичным, заряжают энергией.
  • Чередование штрихов разного качества сделает его интереснее.

Рисунок открывает нам глаза на мир. Наше воображение пробуждается, и тогда мы способны отчетливее воспринимать действительность.

Ботаника как медитация

Веками художники использовали образ растений как метафору скоротечности жизни. Современный художник Сэра Фурно создает лиричные цветочные композиции, от которых веет безмятежностью.

Она создала портреты ранункулюсов (садовых лютиков) при помощи сканера и компьютера. Сэра — представительница новой волны современных художников, работающих с растениями.

Ее творения позволяют нам более осмысленно взглянуть на живую природу и осознать себя хрупкой и волнующе прекрасной ее частицей.

Поиск вдохновения

Художники-ботанисты знают, где найти ботанические сады, садоводческие выставки и питомники. Это неиссякаемые источники вдохновения. Но немногим известно, что хорошие гербарии — настоящая сокровищница для художника. В них застыла живая история. Это коллекции засушенных растений, которые чья-то рука собрала сотни лет назад, дополненные описаниями и творческими работами. Обычно гербарии есть в университетах или музеях естественной истории.

Листья

Когда изучаешь или рисуешь растение, нужно в первую очередь обратить внимание на листья. Листья бывают разных цветов, размеров и форм, в зависимости от вида и условий среды. Например, обитателям тропических лесов нужны массивные, широкие листья, чтобы улавливать достаточно солнечного света. листья вечнозеленых растений должны быть крепкими и компактными, чтобы противостоять попеременному воздействию солнца, дождя и иссушающего ветра.

У большинства видов хвойных деревьев листья превратились в иголки или чешуйки. У некоторых растений листья покрыты волосками, у других — восковым налетом, который защищает от высыхания.

Цветы

Изобилие и многообразие цветов всегда поражало человека. Он идет в экспедицию, чтобы открыть новые, неизвестные виды. Собирает их, выращивает, выставляет на обозрение, укладывает в гербарии, дает названия и классифицирует. А затем он создает портреты цветов: фотографии, вышивки, рисунки красками и карандашом.

Возьмите шесть любых цветов — достаточно больших, чтобы с ними поэкспериментировать. Скальпелем рассеките их пополам. Возьмите лупу и сравните части цветов: чашелистики, лепестки, тычинки и завязи. Зарисуйте каждый срез, чтобы найти сходства или различия.

Сложно преувеличить удивление и восторг, которые вы испытаете, впервые рассмотрев устройство цветка под лупой. Вы увидите новый мир.

Еще в книге

С этой книгой у вас будет захватывать дух от красоты. Вам встретится сто-о-олько полезной и интересной информации:

  • Исторический ботанический экскурс — от древних египтян до капитана Кука
  • Анализ набросков из ботанических дневников разных художников
  • Дзен-композиция и ботаническая медитация
  • Классификация растений
  • Пошаговые рисунки и мастер-классы
  • Небанальная ботаника: мхи, грибы, стебли, корни, растения-хищники
  • Внутреннее строение цветка
  • Смешивание цветов для ботанической живописи
  • Анализ формы цветов и соцветий
  • Рисование фруктов, шишек и семян

…и еще 250 страниц ботанической вкусноты-красоты!

Окунитесь в мир ботаники. Рисуйте по мастер-классам из книги или просто любуйтесь фотографиями. Удовольствие вы получите в любом случае!

blog.mann-ivanov-ferber.ru

Зарисовка растений. Урок

Зарисовка растений. Урок

Приступать к зарисовкам растений необходимо уже в первой стадии обучения. Начинать лучше с зарисовок частей: отдельных листьев, веток с несколькими листьями или плодов с веткой и листьями, цветов на стеблях и т. д.; затем брать более трудную натуру, усложняя объемно-пространственное построение: дерево с частью пейзажа, букет цветов, передний план луга с цветами и т. д.


Главное внимание надо обращать на передачу характерных особенностей формы. 

Лист клена, например, по очертаниям резко отличается от листа яблони, дуба, березы. Кроме того, он довольно плоский. Рельеф дубового листа сложнее.
Чтобы рисунок ветки с листьями выразительно передавал характер, недостаточно сходства только формы листьев. Нужно уяснить и передать характерное, свойственное каждому виду дерева расположение листьев, пропорции всей ветви, характер изгиба стебля с его разветвлениями.
Если сучья дуба узловаты, с крутыми изгибами и листья собираются в плотные группы, то у ветлы, например, ветки прямые, листья сидят на них равномерно чередуясь. Совсем другое характерно для березы, рябины, ореха и т. д. У каждого растения есть свое индивидуальное, характерное. Его-то и надо почувствовать и выразить в рисунке.
То же относится и к цветам, где разнообразие формы, окраски. фактуры очень велико.
Зарисовки могут выполняться в различной технике, в зависимости от пластических свойств натуры и цели зарисовки. Иногда предпочтительнее кисть с тушью или краской, если не требуется детальной проработки натуры (например, если хотят дать силуэт растения). Таков рис. 183, выполненный с натуры непосредственно кистью, без предварительной наметки карандашом. Рис. 184 сделан также прямо кистью, но с акцентом на объемную форму.

Так подсказала натура; очень ясная круглая форма яблок, довольно четкий рельеф листьев, усиленные контрастным освещением, которое особенно выявило объем. Всего этого нет в предыдущем рисунке, где травы при мягком рассеянном свете воспринимаются скорее силуэтно.
В зарисовках сосновой ветки с шишками и ветки рябины с ягодами (рис. 185, 186) была поставлена цель передать, кроме характера формы, так-же тоновые и пространственные отношения.


Для детальной лепки формы листа боярышника оказался хорош твердый карандаш (рис. 187). Так же выполнен и рис. 188.


Сравним еще два рисунка.
В рис. 184 внимание автора направлено на ритмическое расположение листьев и яблок, почему натурой взята большая ветвь. Такой рисунок может послужить основой орнаментальной композиции. В рис. 189 зарисована маленькая ветка, но внимание сосредоточилось главным образом на летальной лепке формы яблок и листьев.

Изучение натуры с этой стороны очень полезно для работы в миниатюрной живописи, для объемной резьбы и прочее.
Зарисовка ветки (рис. 193) значительно сложнее и требует больше времени.

В этом рисунке внимательно изучены характерные группировки сучьев, их изгибы, распределение массивов листьев, четко определены планы пространства.
Деревья еще сложнее для рисования. Трудность состоит в обобщении большого количества деталей, в лепке «большой формы» массы листьев.
Ветла на рис. 192 нарисована пером; объем зеленого массива вылеплен простыми средствами.

Ветви переднего плана более объёмны по сравнению с находящимися в глубине и в тени. Благодаря правильно намеченной масштабности деталей, хорошо чувствуется величина дерева.
Мягкий графитный карандаш хорошо использован в рисунке елки (рис. 191).

Штрихи положены то широкие с мягкими границами, но тонкие, более четкие и контрастные; иногда штрихи стерты в пятно.
Разнообразие приемов здесь сочетается с острой наблюдательностью, чуткой передачей характера формы, тональных и фактурных особенностей натуры.

izo-tehnologiya.ru

Основы рисунка — А. Ф. Шембель

Зарисовки листьев разных растений

Растительные формы, творчески переработанные художником, встречаются почти во всех видах декоративно-прикладного искусства.

Прежде чем перейти к выполнению упражнений, остановимся кратко на том, что собой представляет декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство — один из видов художественного творчества, в котором человек проявляет закономерности своего эстетического отношения к действительности, понимания прекрасного как главной эстетической категории.

Начало этого вида искусства связано с тем, как еще в доисторические времена наши предки относились к красоте. Найденные при раскопках вещи древних — молотки, топоры, наконечники копий и стрел, бусы, кольца, застежки и т.д. — говорят нам красноречивее всяких слов о происхождении декоративно-прикладного искусства. Что самое удивительное в этих вещах, так это то, что наши предки не просто украшали (декорировали) то или иное изделие каким-либо узором или зооморфной композицией, а выработали уже тогда специфику данного вида искусства — органичное слияние свойств практических, функциональных и эстетических в каждом изделии. Значит, к изделию красота не «прикладывается», а составляет его неотъемлемую часть.

Предмет декоративно-прикладного искусства отличается архитектоникой (принципиальной взаимосвязью частей), взаимоотношениями объема и цвета, орнамента и формы, и от удачного решения перечисленных его составляющих зависят художественная выразительность изделия, его сопричастность миру искусства и наше восхищение им.

Величайшие образцы ковров и гобеленов, посуды и утвари, оружия и конской упряжи, ювелирных изделий и керамики создавали художники-ремесленники средневековья. Это были мастера на все руки, не только знавшие тайны творчества, но и умевшие «сработать» вещь от начала до конца. Их высокохудожественное ремесло стало полноправным разделом искусства.

Выйдя из стен своего учебного заведения, вы также будете работать в области декоративно-прикладного искусства. Для этого нужно многому научиться, о многом узнать.

Рисование растений целесообразнее начинать с листьев. В качестве натуры используйте либо засушенные листья, либо гербарий (листья прямо с дерева через небольшой промежуток времени вянут и выглядят сморщенными и неприятными). Рисунки выполняйте карандашом с передачей тональных отношений. Такое рисование способствует выработке определенных навыков.

Начинайте с простых по форме листьев — яблони, вишни, сирени, березы и т.п. Положите лист на белую бумагу, чтобы хорошо видеть его форму и тон. Изображение начинайте с определения общей формы. Все листья так или иначе вписываются в какую-либо геометрическую фигуру — треугольник, многоугольник, ромб, эллипс, круг. Например, листья березы и огурца — по форме треугольные, винограда и клена — пятиугольные и т.д.

Общую форму листа намечайте одновременно с конструктивной осью, дающей понятие об основном направлении всех частей растения. Конструктивная ось, находящаяся в середине ограниченного контурной линией белого силуэта изображения, оказывается также своеобразным организатором симметрии рисуемого листа. При этом старайтесь не копировать форму по контуру, а глядя на натуру. Одновременно мысленно представляйте себе ее объемной, имеющей определенную массу, далеко не плоской формой. Рисуйте по основным принципам: от общего к частному и наоборот. В вашей зарисовке должна быть проработка деталей и насыщение тоном с характеристикой фактурной поверхности листа дерева или кустарника. Помните, что не копирование натуры, а творческий подход к ней, улавливающий в объекте светотоновые градации с передачей на бумаге пропорциональных натуре отношений, помогают вам добиться правдивого изображения.

Сложными по форме выглядят листья дуба, каштана, клена. Изучение сложной формы требует четкого внимания, ибо хорошим рисовальщиком никогда не станет невнимательный человек. Например, лист дуба имеет специфическую по очертаниям внешних границ форму. Рассмотреть её внимательно рассеянный учащийся себе не позволяет. Лишь мельком увидя лист, он уже его «знает» и спешит начать зарисовку (обычно невнимательные люди не обладают к тому же усидчивостью и прилежанием).

Если рассмотреть дубовый лист сосредоточенно, можно убедиться в справедливости замечаний в адрес невнимательных. Лист является перистолопастным с обратнояйцевидной формой пластинки. Все лопасти отличаются цельными краями, без зубцов, в верхней части они короткие, округлые и слегка выемчатые, у черешка — тоже короткие и суженные, а в середине — крупные, вписывающиеся вместе со всеми другими в округлую форму всей пластинки растения. Лист построен по правилам «золотого сечения».

Рис. 11

Конкретизировать свое представление о предмете вы можете только на основе пристального и подробного зрительного изучения сначала простых, а затем и сложных форм. Именно такой подход к работе над рисунком с натуры позволит вам справиться с неминуемыми трудностями. При этом следует постоянно придерживаться общих принципиальных положений в рисовании с натуры: сравнивайте между собой форму и размеры отдельных частей, деталей, правильно определяйте их местоположение, верно характеризуйте природную структуру каждого растения. Конечно, в учебном быстром рисунке не следует искать образного решения. Образность изображения здесь выражается в поисках характерности каждого листа.

Итак, рисунок во всех его разновидностях является не только постоянным учебным упражнением, но и, как вы сумеете со временем заметить, средством сбора материала, который накапливается для будущих композиций с растительными элементами.

Зарисовки разных листьев помогут вам довольно легко отличать растения по их форме. Вместе с тем обратите внимание на интересную особенность растений, по которой они все-таки имеют внутреннее подобие при своей внешней несхожести очертаний. А для рисовальщика это очень важно, потому что постепенно расширяется его кругозор, развивается воображение. Польза во всех упражнениях в зарисовках растений, в «обнажении» их конструктивного строения несомненна, особенно для рисовальщика с развитым воображением (рис. 11).

Помните всегда, что вы делаете зарисовки не ради самих зарисовок; мол, приходится, раз так положено, но передаете свое отношение к ним. Даже здесь обязательно рисуйте композиционно, чтобы к любой работе проявлялся живой интерес. Знайте, что изображения в карандаше не «делают», а рисуют. По окончании работы над любым карандашным изображением обязательно проводите самостоятельный и самокритичный анализ рисунка, что очень помогает увидеть допущенные неточности в передаче формы, тона и в очередной раз убедиться в том, какие загадки ставит перед вами компоновка объектов рисования.

hudozhnikam.ru

Зарисовки листьев разных растений

Растительные формы, творчески переработанные художником, встречаются почти во всех видах декоративно-прикладного искусства.

Прежде чем перейти к выполнению упражнений, остановимся кратко на том, что собой представляет декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство — один из видов художественного творчества, в котором человек проявляет закономерности своего эстетического отношения к действительности, понимания прекрасного как главной эстетической категории.

Начало этого вида искусства связано с тем, как еще в доисторические времена наши предки относились к красоте. Найденные при раскопках вещи древних — молотки, топоры, наконечники копий и стрел, бусы, кольца, застежки и т.д. — говорят нам красноречивее всяких слов о происхождении декоративно-прикладного искусства. Что самое удивительное в этих вещах, так это то, что наши предки не просто украшали (декорировали) то или иное изделие каким-либо узором или зооморфной композицией, а выработали уже тогда специфику данного вида искусства — органичное слияние свойств практических, функциональных и эстетических в каждом изделии. Значит, к изделию красота не «прикладывается», а составляет его неотъемлемую часть.

Предмет декоративно-прикладного искусства отличается архитектоникой (принципиальной взаимосвязью частей), взаимоотношениями объема и цвета, орнамента и формы, и от удачного решения перечисленных его составляющих зависят художественная выразительность изделия, его сопричастность миру искусства и наше восхищение им.

Величайшие образцы ковров и гобеленов, посуды и утвари, оружия и конской упряжи, ювелирных изделий и керамики создавали художники-ремесленники средневековья. Это были мастера на все руки, не только знавшие тайны творчества, но и умевшие «сработать» вещь от начала до конца. Их высокохудожественное ремесло стало полноправным разделом искусства.

Выйдя из стен своего учебного заведения, вы также будете работать в области декоративно-прикладного искусства. Для этого нужно многому научиться, о многом узнать.

Рисование растений целесообразнее начинать с листьев. В качестве натуры используйте либо засушенные листья, либо гербарий (листья прямо с дерева через небольшой промежуток времени вянут и выглядят сморщенными и неприятными). Рисунки выполняйте карандашом с передачей тональных отношений. Такое рисование способствует выработке определенных навыков.

Начинайте с простых по форме листьев — яблони, вишни, сирени, березы и т.п. Положите лист на белую бумагу, чтобы хорошо видеть его форму и тон. Изображение начинайте с определения общей формы. Все листья так или иначе вписываются в какую-либо геометрическую фигуру — треугольник, многоугольник, ромб, эллипс, круг. Например, листья березы и огурца — по форме треугольные, винограда и клена — пятиугольные и т.д.

Общую форму листа намечайте одновременно с конструктивной осью, дающей понятие об основном направлении всех частей растения. Конструктивная ось, находящаяся в середине ограниченного контурной линией белого силуэта изображения, оказывается также своеобразным организатором симметрии рисуемого листа. При этом старайтесь не копировать форму по контуру, а глядя на натуру. Одновременно мысленно представляйте себе ее объемной, имеющей определенную массу, далеко не плоской формой. Рисуйте по основным принципам: от общего к частному и наоборот. В вашей зарисовке должна быть проработка деталей и насыщение тоном с характеристикой фактурной поверхности листа дерева или кустарника. Помните, что не копирование натуры, а творческий подход к ней, улавливающий в объекте светотоновые градации с передачей на бумаге пропорциональных натуре отношений, помогают вам добиться правдивого изображения.

Сложными по форме выглядят листья дуба, каштана, клена. Изучение сложной формы требует четкого внимания, ибо хорошим рисовальщиком никогда не станет невнимательный человек. Например, лист дуба имеет специфическую по очертаниям внешних границ форму. Рассмотреть се внимательно рассеянный учащийся себе не позволяет. Лишь мельком увидя лист, он уже его «знает» и спешит начать зарисовку (обычно невнимательные люди не обладают к тому же усидчивостью и прилежанием).

Если рассмотреть дубовый лист сосредоточенно, можно убедиться в справедливости замечаний в адрес невнимательных. Лист является перистолопастным с обратнояйцевидной формой пластинки. Все лопасти отличаются цельными краями, без зубцов, в верхней части они короткие, округлые и слегка выемчатые, у черешка — тоже короткие и суженные, а в середине — крупные, вписывающиеся вместе со всеми другими в округлую форму всей пластинки растения. Лист построен по правилам «золотого, сечения».

Рис. 11

Конкретизировать свое представление о предмете вы можете только на основе пристального и подробного зрительного изучения сначала простых, а затем и сложных форм. Именно такой подход к работе над рисунком с натуры позволит вам справиться с неминуемыми трудностями. При этом следует постоянно придерживаться общих принципиальных положений в рисовании с натуры: сравнивайте между собой форму и размеры отдельных частей, деталей, правильно определяйте их местоположение, верно характеризуйте природную структуру каждого растения. Конечно, в учебном быстром рисунке не следует искать образного решения. Образность изображения здесь выражается в поисках характерности каждого листа.

Итак, рисунок во всех его разновидностях является не только постоянным учебным упражнением, но и, как вы сумеете со временем заметить, средством сбора материала, который накапливается для будущих композиций с растительными элементами.

Зарисовки» разных листьев помогут вам довольно легко отличать растения по их форме. Вместе с тем обратите внимание на интересную особенность растений, по которой они все-таки имеют внутреннее подобие при своей внешней несхожести очертаний. А для рисовальщика это очень важно, потому что постепенно расширяется его кругозор, развивается воображение. Польза во всех упражнениях в зарисовках растений, в «обнажении» их конструктивного строения несомненна, особенно для рисовальщика с развитым воображением (рис. 11).

Помните всегда, что вы делаете зарисовки не ради самих зарисовок; мол, приходится, раз так положено, но передаете свое отношение к ним. Даже здесь обязательно рисуйте композиционно, чтобы к любой работе проявлялся живой интерес. Знайте, что изображения в карандаше не «делают», а рисуют. По окончании работы над любым карандашным изображением обязательно проводите самостоятельный и самокритичный анализ рисунка, что очень помогает увидеть допущенные неточности в передаче формы, тона и в очередной раз убедиться в том, какие загадки ставит перед вами компоновка объектов рисования.

Зарисовки цветов

Рисование цветов — задача более трудная, чем рисование листьев. Форма цветов в отличие от формы листьев более сложная и разнообразная: колесовидная, колокольчатая, трубчатая, дискообразная, воронкообразная, шаровидная и т.д., что привлекает не только художников, но и мастеров народных художественных промыслов, создающих неповторимые по красоте и образному строю цветочные орнаменты и декоративные композиции.

Если листья вы рисовали во фронтальном положении, то цветы можно рисовать, кроме фронтального, с разных точек зрения.

При зарисовке цветов полезно знать основные принципы строения и изображения данных растений. В связи с этим нужно изучить наиболее характерные признаки конструктивного строения таких цветов, как лилия, ирис, роза, ромашка, колокольчик, василек.

Самая простая форма цветов такая, когда вокруг круглого центра симметрично располагаются несколько лепестков. Это наблюдается почти у всех плодовых деревьев во время их цветения весной.

Лепестки, пестики, чашелистики отличаются удивительным разнообразием формы, и в их строении можно подметить необычные для человека композиционные открытия, где симметрия своей «зеркальностью» поражает воображение.

Рисование цветов связано с изучением законов композиции (благо природа «поработала» в этой части на человека, заимствующего у нее «готовые» композиционные и цветовые решения) для творческих интерпретаций в области декоративно-прикладного искусства, а также с постижением принципов природного формообразования.

Рисуя цветы с натуры, обратите внимание на то, как эти растения группируются: располагаются на стебле, растут большими группами в форме шара или цилиндра и т.д.

Рис. 12

Свое значение имеет сам процесс изображения цветка. Например, рисуя даже один цветок лилии, вы убедитесь в том, что без внимательного предварительного изучения этого растения зрительно довольно трудно определить его форму. Здесь можно запутаться в сложном строении листьев, не разобраться в форме тычинок, упустить характер лепестков, которые нужно показать тонкими и нежными. Простым карандашом вполне возможно передать все впечатление от цветка, но может получиться сухой, жесткий и равнодушный рисунок. Только настойчивость в достижении поставленной цели, кропотливая работа по рисованию растений позволят выполнить зарисовку в должной мере и грамотно.

Психологи доказывают, что для любого человека объект перво­начально воспринимается пятном, силуэтом, затем начинает различаться промежуток в них, и еще чуть позже форма воспринима­ется адекватно предмету. Для рисующего характерно такое восприятие предмета, когда он дает и аналитико-техническое обоснование видимой формы, и эмоционально-образно относится к объекту.

В зарисовках цветов важно отнестись к чудесным формам природы с особым настроением, выразить внутренний восторг от созерцания и фиксации самой красоты. Кто-то однажды сказал, что человек, который любит цветы, не способен не только на что-то дурное, но и по-настоящему влюблен в жизнь, готов к созиданию.

Рисуя цветы, придерживайтесь принципов изображения: сначала общее очертание, затем наметка пропорций, пространственное расположение элементов и далее детальная проработка изображения (рис. 12).

Известные художники не только с большим для себя удо­вольствием делали наброски и зарисовки цветов и растений, но и подчеркивали огромную пользу подобных изображений для познания сущего. Много зарисовок цветов исполнили Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер.


Похожие статьи:

poznayka.org

Урок Зарисовки с натуры растительных форм


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Детская художественная школа имени И.П. Тимошенко»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по предмету «Рисунок»
Раздел : «Изучение способов изображения растительных форм»
Тема: «Зарисовки растительных форм с натуры»

Автор: преподаватель МБУ ДО ДХШ им. И.П. Тимошенко
Печенова Т.В.
г.о. Сырань2016 г.Раздел : «Изучение способов изображения растительных форм»
Тема: «Зарисовки растительных форм с натуры»
Цели урока:
Углубить и расширить с помощью дидактических средств, практического занятия знания и умения по теме «Зарисовки растительных форм с натуры».
Задачи урока:
Образовательные: знакомство с основами рисования растительных форм.
Развивающие: развитие творческого воображения, художественного вкуса. Развитие образного, абстрактного мышление.
Воспитательные: воспитание интереса и уважения к природе, через изучение природных форм.
Оборудование:
Для учителя:
Наглядный материал.
ТСО: компьютер, ДВД.
Аудивизуальные средства обучения: презентация.
Для учащихся:
Бумага Ф А3, карандаш, стерка, тушь, акварель, кисти.
Предварительная подготовка: создание преподавателем презентации по теме урока, подбор наглядного материала.
Технологическая карта урока.
Тема урока, его место в целом программы: «Зарисовки растительных форм с натуры»-
один из уроков раздела «Изучение способов изображения растительных форм» предмета «Рисунок» (2 год обучения) дополнительной предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства «ДПТ» для Детской художественной школы (5 лет обучении. Возраст детей 10-17 лет). План урока (45 мин):
I. Организационный момент – 1 мин;
II. Сообщение темы урока, целей- 1 мин;
III. Повторение пройденного материала – 2 мин;
IV. Введение в тему: объяснение выполнения практической работы — 11 мин;
V. Углубление знаний по теме урока: практическая работа -28 мин;
VI. Задание на дом — 2 мин;
VII. Заключительное слово учителя.
Планируемые результаты изучения материала: выявление уровня усвоения знаний по данной теме, дальнейшее формирование умения анализировать природные формы, оценивать их художественные особенности ; дальнейшее воспитание художественно-эстетического вкуса
Методы обучения и формы организации учебной деятельности:
Методы обучения: словесный, наглядный.
На уроке используется фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся.
Основные понятия и термины: зарисовка, набросок, линия, тон, пятно, силуэт, линейный набросок, тоновое решение, решение графической зарисовки с помощью пятна, стилизация, декоративное решение.Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка посещаемости, проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы, целей урока.
III. Повторение пройденного материала.
Фронтальный о

educontest.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *