Искусство живописи масляными красками на холсте, обучение
Быть художником – это прекрасно! Художник выражает красоту этого мира в акварельных пейзажах и пастельных этюдах. А масляные краски, вообще, способны творить чудеса.
Картины великих художников обладают магической силой и мощной одухотворенностью. Мир, изображенный на холсте, кажется живым, и вот-вот выплеснется через край багета и станет реальностью.
Ничто не мешает вам стать отличным художником и мастерски овладеть кистью и палитрой. Если ваша душа полна решимости, а сердце горит любовью к живописи, то никакие трудности не испугают вас. Дерзайте! Вы, непременно, станете великим мастером.
Пишем маслом – первые шаги
Сначала вам будет трудно. Живопись маслом требует определенного знания, практических навыков и умения. Приобщаться к искусству желательно с самого раннего детского возраста. Но не все родители горят желанием воспитать из своего чада нового Пикассо или Ван Гога. Не переживайте, если вы не переступали порога художественной школы. Это упущение легко исправить.
Наша студия изобразительных искусств с радостью откроем перед вами свои двери. Люди разного возраста могут прийти в нашу школу и научиться всем художественным премудростям. Что касается живописи маслом, то в нашей студии проводятся мастер-классы под руководством опытных художников-педагогов. Они в совершенстве владеют всеми секретами живописи и с удовольствием поделятся ими с вами.
Но что делать, если в силу обстоятельств вы были лишены возможности посещать студию или школу? Это не проблема, потому что если у вас есть достаточно целеустремленности и упорства, то вы способны самостоятельно овладеть живописным искусством.
К тому же мы с радостью сообщаем, что запускаем новый проект – обучение живописи в онлайн-режиме. Интерактивные уроки будут проводиться нашими преподавателями, а кроме того – вам будет открыт доступ к видео-урокам в высоком качестве, которые были сняты в нашей студии.
А для этого нужно приобрести в магазине или через интернет все, необходимые для рисования картин, атрибуты и принадлежности.
Набор для живописи
Вы имеете талант и умение, горячее желание и упорство. Осталось дело за малым – немного потратиться и купить все художественные «штучки». Всего-навсего вам потребуются:
- Тюбики с настоящей художественной масляной краской.
- Плоские кисти из натуральной щетины разных размеров и круглая колонковая кисть для завершающих работ.
- Этюдник.
- Растворитель для масляной краски.
- Уголь для чернового наброска на холсте или мягкий простой карандаш.
- Подрамник (под заказ или купить готовый в багетной лавке).
- Холст с нанесенной грунтовкой.
И вот все нужное куплено и можно приступать к процессу творчества. Не торопитесь. Прежде чем браться за краски, не помешает узнать все их свойства и способности.
Свойства масляных красок
Живопись маслом эффектна и красива. Таинственные и порой беспорядочные мазки вдруг превращаются в непревзойденные шедевры. Но вы не представляете сколько времени колдует мастер над своим мольбертом. На первом месте здесь стоит качество красок, используемых художником. Было время, когда живописцы еще не знали о масляных красках. И лишь в XV веке их открыли фламандцы.
Многие годы после этого процесс изготовления масляных красок был окутан тайной и передавался от мастера к мастеру под строжайшим секретом. Сейчас это чудо можно свободно купить в магазине, причем очень хорошего качества. Знайте, что для живописи больше всего расходуется масляной краски белого цвета. Если вы купили только один набор красок, то вам необходимо дополнительно прикупить свинцовых или титановых белил в тюбиках.
Неплохо будет, если вы соберете свою собственную палитру красок разных цветов. Это не означает, что вы должны купить тюбики всех цветов в неограниченном количестве. Дополнительно понадобятся только белила, черная краска (берите из жженой кости), охра (желтая и красная), красный кадмий (киноварь), краплак, желтый кадмий, зеленый хром, коричневый марс, синий кобальт и ультрамарин. Для начала этого будет достаточно.
Как писать маслом начинающим?
По частям можно съесть даже слона. Писать красками на холсте нужно по определенным этапам:
- Сначала вам нужно выбрать направление вашего творчества и определиться с тем, что вы будете изображать на вашей картине. Может вы решите писать пейзаж или натюрморт. А может сразу возьметесь за портрет.
- Предположим, вы избрали натюрморт. Этот стиль предполагает изображение нескольких предметов, которые нужно, тщательным образом, прорисовывать, учитывая расположение источника света. Свет и тени в натюрморте играют очень важную и решающую роль.
- Готовый прогрунтованный холст нужно натянуть на подрамник, используя для этого мебельный степлер.
- Затем, на холст наносится эскиз при помощи карандаша или угля.
- Далее делается первичная подмалевка. Здесь нужно сразу наметить основные цвета, оформить свет и тени на будущей картине. После этого необходимо дать краскам подсохнуть. Продолжить работу можно не ранее следующего дня.
- На следующий день на подсохшем холсте прорабатываются все детали и уточняются контуры.
- На завершающем этапе картина прорисовывается тонкой колонковой кистью. Ее используют для нанесения самых мелких штрихов и деталей.
- Теперь работа окончена. Когда картина полностью высохнет, ее покрывают художественным лаком.
Что легче рисовать начинающим – пейзаж, натюрморт или портрет?
Если вы впервые держите в руках кисть, то не надо начинать с таких сложных работ, как портрет. Для новичков это не просто. Пейзаж, особенно с натуры, не менее сложен для начинающих. Освоить пейзаж с наскока не удастся. Причин для этого много. Сложность и подвижность самих объектов, рассеянный свет. Да и банальные мухи и комары вместе с любопытными прохожими могут серьезно помешать вашим планам, и не дать сосредоточиться на работе.
Совсем другое дело – писать натюрморт (не живую натуру). Составить его можно из любых, понравившихся вам, предметов. Он никуда не убежит и будет стоять перед вами столько, сколько вам нужно. На первых порах воздержитесь от сложных композиций. Начинать надо с простых натюрмортов из 2-3 вещей. Композиция должна иметь один источник света и скромную палитру цветов.
Как работать с палитрой
Вам, наверное, не раз приходилось видеть на экране или в книгах такую картину: некий маститый живописец стоит перед холстом в неподражаемой позе. В одной руке он грациозно держит палитру, другой – делает виртуозные взмахи над холстом. Вы можете попробовать себя в такой роли. На палитре есть отверстие под большой палец руки, остальные же пальцы поддерживают палитру снизу. Это очень удобно и вам наверняка понравится.
Вы выдавливаете из тюбика нужные вам краски на палитру с левой стороны. В середине должно оставаться свободное пространство, где вы будете смешивать краски перед нанесением их на холст. После окончания работы обязательно почистите палитру от неиспользованной краски. Иначе, когда она высохнет – это будет сделать непросто и старые ляпы будут мешать вам в работе.
Техника живописи маслом
Прежде чем приступать к холсту и писать на нем масляными красками, нужно разобраться с самой техникой такой живописи. Масляные краски имеют довольно плотную текстуру. Начинающим бывает сложно предать маслом тонкие переходы тонов. На репродукциях старинных полотен вы не заметите ни одного мазка. Это – лессированная техника живописи. Для такой техники используют жидко разведенные краски. Но наносятся они сухой кистью. Словами этого не объяснить. Лучше увидеть эту технику в работе профессионального художника.
Для создания красивых эффектов на холсте используется такой известный прием, как растушевка красок кистью. Суть этой техники заключается в смешивании цветов таким образом, что один цвет, как бы вплавлен в другой. Следует заметить, что некоторые художники, наоборот, писали явно выраженными мазками. Например – великий Ван Гог. Вы можете выбирать ту технику, которая будет вам по душе и по сердцу.
Последнее пожелание новичкам
Небольшой урок по живописи маслом подошел к концу. В краткой форме была изложена основная составляющая успешного начала в художественном мастерстве. Дальнейшее зависит только от вас. Применив все свое умение, вооружившись терпением и упорством, вы вскоре сможете удивить своих близких и друзей первыми картинами. И пусть не все сразу будет у вас получаться. Не бойтесь ошибок и смело идите вперед! Желаем вам больших творческих успехов.
xn—-ftbdrtjacajbf4ac6j.xn--p1ai
Живопись маслом для начинающих в студии рисования «Найди себя»
Живопись – особый вид творчества, позволяющий с помощью воображения и технических навыков сотворить красочный объемный мир на плоской поверхности. Заманчивая перспектива созидания, возможность материализовать свой взгляд на окружающее, свои фантастические идеи, питает желание постичь основы живописи маслом.
Уроки живописи маслом для начинающих открывают привычное для вас окружение с совершенно иной позиции. Помогают погрузиться в прекрасный мир творчества.
Живопись для начинающих
Для тех, кто предпочитает работу маслом и мечтает самостоятельно писать картины в нашей художественной студии «Найди Себя» открыты уроки живописи маслом для начинающих и курсы живописи маслом. Гарантом освоения мастерства живописи станут ваше сильное желание научиться рисовать и высокий профессионализм наших преподавателей.
Начальный курс — живопись маслом для начинающих, был специально разработан для всех желающих научиться писать картины маслом с нуля. Кто считает, что технология живописи маслом требует соответствующего художественного образования глубоко ошибаются.
Обучение живописи маслом самостоятельно
Для начала нужно приготовить все необходимое, прежде чем приступать к творческому процессу.
Для живописи маслом вам понадобится следующее:
- Масляные краски в тюбиках сразу в наборе или поштучно.
- Кисти для живописи маслом. Штук пять обычных из щетины разных размеров и форм: круглые, овальные, плоские; и пару тонких, колонковых для прописывания деталей.
- Льняное масло, даммарный лак и разбавитель («тройник»).
- Не помешает вооружиться и дополняющим живопись маслом мастихином, чтобы смешивать, соскребать с палитры или наносить на холст краску для создания дополнительных эффектов.
- Удобная палитра
- Холст на картоне для обучения. Для серьезных работ можно приобрести холст на подрамнике.
- Мольберт.
- Пригодится емкость с водой и ветошь для промывания и протирания насухо рабочей кисти.
Наберитесь терпения, так как работа маслом требует усидчивости, и можно приступать. Для начала лучше попробовать картины небольших размеров: сирень в живописи маслом или довольно яркие и красочные пионы в живописи маслом. Любые букеты, отображенные на полотне маслом, будут смотреться как живые. Картина может стать отличном подарком или украсить интерьер вашей квартиры. Главная цель в классической живописи — не точное до мелочей отображение реальности, а создание изумительных композиций текстуры, цвета и тона, черпая вдохновение у природы.
Живопись маслом пейзажи для начинающих
- Прежде, чем приступать к работе над пейзажем, стоит уяснить несколько важных правил:
- На картине не должно присутствовать ни одного элемента, разделяющего полотно как по горизонтали, так и по вертикали.
- Эффект удаления в перспективу достигается уменьшением предметов и размытостью их очертаний. Визуально усилить этот эффект поможет добавление голубоватого оттенка.
- Передний план напротив должен быть более выразительным с четкими очертаниями и прорисованными мелкими деталями. Такие особенности позволяют создавать иллюзию глубины, объемность пространства. Убедиться в том, как работают эти правила можно, попробовав написать морской пейзаж живопись маслом.
Живопись маслом мастер класс пейзаж
- Для начала широкой кистью абсолютно свободно наносятся мазки, формируя фон с обозначением светлых и темных участков.
- Если у вас по окончанию должен получиться зимний пейзаж живопись маслом, то с темными местами нужно быть поосторожней.
- Создавая первый фоновый слой нужно иногда учитывать направление мазков. К примеру, живопись маслом городской пейзаж требует строгого соответствия направления линий первого фонового слоя и окончательной прорисовки элементов зданий, улиц, тротуаров.
- Обозначив значимые композиционные элементы, можно приступать к созданию визуальной глубины пространства.
- Самым важным в этом деле считается правильный выбор колорита верхней, средней и нижней частей картины. Особенно сложно реализовать глубину если это горы живопись маслом.
- Немного выделив мелкие элементы в средней части композиции, вы подчеркнете глубину и оживите пейзаж.
- Покончив с этим можно вплотную заняться передним планом. Четкие и яркие краски. Обилие мелких деталей.
- Если в работе присутствует дорога, то уходя в перспективу она обязательно должна сужаться. Живопись маслом пейзажи зима часто включают такой элемент как дорога. Зимняя дорога позволяет добиться полного соответствия реальности и визуального восприятия.
Первые шаги в живописи Вам поможет сделать наш специально разработанный курс «ЖИВОПИСЬ С НУЛЯ»
Занятия проводит опытный художник!
Вы узнаете главные особенности и секреты живописи маслом и нарисуете свои первые картины под руководством профессионала!
С нами можно связаться по тел. 8 (495) 162-24-15
Трекбэк с Вашего сайта.
naydisebya.ru
Как выбрать холст для масляной живописи
Опытные художники знают, что качество будущей картины зависит не только от того, чем пишется произведение, но и на чём. Впрочем, для них вопрос выбора холста не актуален, в отличие от начинающих художников.
На чем лучше писать маслом? Какое же полотно выбрать для масляной живописи?
Уже не одно поколение признало, что холст – это идеальная основа для живописи маслом. Ткань из растительных или синтетических волокон является самой популярной и широко используемой основой для масляной живописи.
Виды холста (материал и фактура) мы рассмотрим ниже.
Льняной холст
Первый и самый распространенный холст для масляной живописи — это лён. Льняной холст не случайно завоевал такую популярность среди художников: картины, написанные на нем, имеют органичную красоту благодаря «живой» фактуре. Пряжа из стеблей льна — довольно прочный материал, который сохранит произведение от воздействия температур или влажности. Что еще характерно для льна — у него высокий коэффициент истираемости, что является отличной защитой материала от различных деформаций.
Обратите внимание на то, что:
- Труд художника гораздо дольше сохранится на льняном холсте, изготовленном из длинных волокон, так как они имеют более ровную нить по толщине;
- Срок “жизни” картины будет гораздо меньшим, если основа холста выполнена из отходов первичной обработки льна. На такой ткани можно заметить утолщения, утоньшения, или всякого рода неровности (бугорки, узелки, бородавки), которые, кстати, придется срезать лезвием, чтобы убрать дефекты.
Если вы планируете написать крупное живописное произведение, то нет ничего лучше, чем использовать льняной холст с двойным переплетением, который еще более тверже, прочнее и надёжнее. Однако цена его достаточно высокая. Поэтому, если бюджет ограничен, можно купить холст с одиночным переплетением. Но следует учесть, что он гораздо больше подвержен усадке.
Что касается зернистости (фактуры полотна в целом), то для аккуратной и детальной живописи (например, портретной) подойдёт мелкозернистый льняной холст. Так называемые «универсалы» — средне-зернистые — могут также использоваться для тонкослойной гладкой живописи. Кстати, такая фактура будет удобнее для начинающих художников.
Обратите внимание: если крупнозернистый холст без проблем выдержит пастозную живопись (крупные мазки), то для первых двух холстов деформация будет более вероятной.
Хлопчатобумажный холст
Не менее популярный, чем первый — это хлопчатобумажный холст. На нём также довольно часто пишут.
Главное его достоинство в том, что нить хлопчатника значительно ровнее и тоньше, поэтому кому-то такая фактура будет очень удобной. Но его «престижность» падает сразу по нескольким причинам: он может гнить, расширяться, сжиматься и в последующем пускать волны вдоль границ холста. Поэтому вариант очень хорош для начинающих, так как стоит такой холст явно меньше чем льняной.
Лично я достаточно часто использую хлопковый холст марки «Колибри». Меня вполне устраивают его качества.
Мешковина (основа)
Для энергичного и пастозного нанесения красок подойдёт основа из мешковины, желательно не слишком разреженной. На ней можно писать отличные крупноформатные этюды, так как выраженная рельефная фактура это позволяет. Делаются волокна из конопли. Имеет ярко выраженную фактуру и требует хорошей грунтовки, а также нежного обращения, так как пряжа хрупкая.
Синтетика – полиэстер
Трудно что-то сказать насчёт этого материала, так как окончательных выводов насчет него нет, да и я никогда не работал на нём. Но считается, что полиэстер гораздо превосходит лён и хлопок, устойчив, прочен и не чувствителен к раздражению масляных красок. Полное отсутствие фактуры делает материал совершенно гладким.
Любопытный факт: для холста под масляную живопись можно уверенно использовать то самое полиэстровое полотно, используемое в натяжных потолках (фирмы “Черутти” или “Дескор”). Полотно натягивается на подрамник и нагревается феном. Будет натянут как на барабане! Всеми необходимыми противогрибковыми средствами полотно уже обработано, к тому же оно не “садиться”, как другие полотна.
Бумага или картон
Их, конечно, нельзя отнести к традиционным видам холста, но для большинства это очень доступная по цене «основа». Картон прогрунтованный и вполне похож на холст. Мне кажется, это лучший холст для тренировок. Но бумага сильно впитывает «влагу» из краски, поэтому красивых глянцевых работ ожидать не стоит.
Я использую картонный грунт для подбора нужного цвета и пробных мазков.
Комбинированный холст
Представляет собой сочетание как натуральных, так и синтетических тканей. Конкретный вид комбинированного полотна будет иметь свои свойства фактуры, прочности и плотности. Слои красок, из-за неодинаковой гигроскопичности могут приводить к их быстрому разрушению.
О масляных и акриловых красках
Назвать идеальный и универсальный холст для масляной живописи невозможно, так как у каждого художника свои предпочтения, манера написания, вкусы и возможности. Однозначно можно сказать только о том, что лён и хлопок довольно хорошо подходят к масляной живописи.
То же самое можно сказать и про акриловые краски. Этим они и хороши, что могут использоваться на любых поверхностях: дереве, металле, стекле, холстах, штукатурки, камне и др. К примеру, можно использовать на холстах пастозную технику живописи, как акрилом, так и маслом. Но следует помнить, что первым писать гораздо сложнее, ведь акрил сохнет быстро, а создать плавные переходы некоторым художникам трудно. Впрочем, о технике акриловой живописи мы поговорим в других статьях.
Грунтовка
Если вы делаете холст сами, нужно его правильно прогрунтовать, чтобы краска ложилась ровно (да и вообще ложилась на холст).
На рынке имеются универсальные загрунтованные холсты с водно-дисперсионным или акриловым грунтом для акриловой и масляной живописи. Есть в продаже холсты с пометкой “масляный грунт”, они и подходят только для масла, так как акрил за него не “зацепится”. Поэтому для акриловой живописи лучше всего брать любые холсты, но только с акриловым грунтом.
Совет: Холст для акриловой живописи не обязательно проклеивать. Затонировав его жидкой краской, она впитается в ткань, и в результате могут получаться интересные работы. Таким образом, если правильно подобрать прогрунтованный холст, то можно добиться высочайших результатов, как при помощи масла, так и акрила.
Итог: как же выбрать хороший холст?
Прежде всего, нужно разобраться с размерами вашего будущего произведения. Если это большая работа, то холст необходим как можно тяжелее и плотнее (280 г/м2).
Начинающим можно брать то, что имеется в наличии магазина, особо не рассматривая дорогие варианты. Можно отдать предпочтение холстам нашего производства, например “Санкт Петербург”, «Колибри», и т.д.
Если вы покупаете рулон ткани (не обработанный), то после покупки нового холста желательно его выстирать, чтобы вывести все вредные примеси. Обращайте внимание на слишком отбеленные холсты: из-за отбеливающих химических средств они становятся менее прочными.
Не берите холсты с торчащими нитями и узлами. Нити должны быть идеально ровными как по ширине, так и по длине.
И, напоследок, запомните: прочный, стойкий и хороший материал – это холст с частым переплетением ниток.
Удачи вам и вдохновения!
masterkrasok.ru
реализация внутренних возможностей и обретение гармонии с собой
Дата публикации: 30.01.2017
Что такое масляная живопись
Такой особый, волшебный запах красок, холсты с потрясающей рельефной текстурой, множество кистей разной жесткости, невероятный, ни с чем не схожий аромат льняного масла… Все эти ассоциации объединяет одно слово – живопись…
Масляная живопись всегда остается актуальной. Ведь она способна, как ничто другое, выражать чувства создателя картин, его эмоциональное состояние. Недаром художников, что предпочитают этот вид искусства, называют творцами. Они создают чудо, наполняя нашу жизнь прекрасным.
Насыщенность цветового пигмента
В этой технике применяются краски, основным связующим веществом которых является масло. Картины маслом обладают характерным запахом, который не позволит даже самому неопытному созерцателю перепутать этот вид живописи с каким-либо другим.
История возникновения масляной живописи
По мнению историков, мысль добавлять в краски масло пришла в голову нидерландским художникам, которые и положили начало в поиске идеального состава для написания картин. Со временем выбор был сделан в пользу льняного масла, которое лучше всего показало себя в работе при сочетании с красящим пигментом. Поэтому оно стало все чаще входить в состав красок.
Не менее важной составляющей данного вида искусства является холст – основа для рисования. Изначально художники создавали свои произведения на деревянной подложке, покрытой грунтовым составом. Позднее творцы стали использовать холст, плотно натянутый на подрамник.
Но самым сложным всегда оставался процесс рисования. Он состоял из нескольких стадий.
- Подмалевок. Во время этой стадии художник делал контурные начертания и обрисовку предметов, обозначал в виде пятен основные световые моменты.
- После полного высыхания подмалевка, поочередно мазками наносились слои, которые со временем «оживали» и превращались в настоящее произведение искусства.
Техники масляной живописи
Количество приемов и техник в масляной живописи насчитывает огромное множество. Творец сам каждый раз решает, какая из них наиболее импонирует его внутреннему состоянию. Но основными считаются однослойная и многослойная техники.
- Однослойная техника. Данный прием предполагает создание картины в короткий срок. Чтобы не терять времени, за которое краска может начать подсыхать, художник часто вовсе не использует палитру, а создает новые оттенки прямо на холсте. Картины техники alla prima (так еще ее называют) получаются объемными и обладают необычной, присущей каждому художнику, индивидуальной фактурой.
- Исходя из названия, многослойная техника масляной живописи основана на поэтапном нанесении на холст нескольких слоев краски, каждый из которых должен высохнуть. Используя этот прием, художник может писать картину несколько месяцев и даже год.
Пример картины, выполненной в технике ALLA PRIMA (в один прием)
Арт-терапия, как метод психологической помощи
Давно известно, что самыми эффективными способами в борьбе с различными психологическими расстройствами и болезнями является терапия музыкой, светом и цветом. Лидирующую позицию в этом списке однозначно занимает живопись. Ведь рисуя, человек переносит на полотно все свое эмоциональное состояние.
Цвета, наполняющие холст, обладают исцеляющей силой. Чтобы вывести человека из состояния депрессии, цветоспециалисты советуют брать уроки рисования желтым цветом, для снятия раздражительности «прописывают» синие оттенки, а красный вселяет бодрость духа и наделяет жизненной энергией.
Терапия цветом
Психологи утверждают, что занимаясь рисованием, люди отвлекаются от повседневной жизни, обремененной заботами, тяготами и переживаниями. Того немногого времени, которое уходит на урок творчеством, вполне хватает для переосмысления ценностей, отдыха и приобретения новых способов мышления, что пригодятся в работе и дома.
Масляная живопись – релакс и развитие детей
Тем, кто только недавно начал познавать мир, рисование масляными красками помогает развить моторику рук, учит более тонко воспринимать многообразие цвета и оттенков природы. Масляная живопись, благодаря возможности бесконечно смешивать колер и получать все новые цветовые нотки, развивает фантазию и тренирует память.
Мягкое скольжение кисти по полотну помогает маленькому художнику расслабиться, снять эмоциональную нагрузку, успокоиться, избавиться от стресса.
Живопись масляными красками – действенный метод проявить себя, предоставить полный выход творческим амбициям и познать новый, полный сочного насыщенного цвета мир.
Реализовать скрытые внутри возможности, а в итоге обрести состояние абсолютной гармонии с собой и окружающим миром может каждый. Чтобы воплотить в реальность желание разрешить внутренний конфликт не нужна подготовка. Творчество целительно само по себе. Оно позволяет раскрыть внутренний потенциал и обогатить душу.
comments powered by HyperCommentswww.aristek.ru
Живопись портрета на холсте масляными красками.
«Холст, масло», «сухая кисть, масло», «масляная живопись» — этими терминами принято называть живописные произведения, а также технику живописи, в которой портреты или другие картины выполнены масляными красками.
В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого является отобразить визуальные характеристики человека. На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека.
В наш 21 век — век цифровых технологий портрет, написанный художником, не потерял своей актуальности. Портрет по фото на заказ, написанный масляными красками приобретает сейчас всё большую популярность.
Чтобы создавать своими руками художественный портрет, требуется владение выразительными средствами живописи, а это невозможно без творческих способностей и таких качеств, как зрительная память, наблюдательность, пространственное воображение, чувство цвета, линии и формы.
Что такое живопись?
Живопись — это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-нибудь поверхность.
«Живопись — это не просто какое-нибудь фантазирование. Это труд, работа, которую надо добросовестно выполнять, как это делает каждый добросовестный работник», утверждал Ренуар.
Живопись — это удивительное чудо превращения всем доступных художественных материалов в самые различные зримые образа реальной действительности. Владеть искусством живописи — это значит уметь изображать реальные предметы любой формы, разного цвета и материала в любом пространстве.
Живопись, как и все другие виды искусства, имеет особый художественный язык, посредством которого художник отражает мир. Но, выражая своё понимание мира, художник одновременно воплощает в произведениях свои мысли и чувства, стремления, эстетические идеалы, даёт оценку явлениям жизни, по-своему объясняя их сущность и смысл.
В художественных произведениях разных жанров изобразительного искусства, создаваемых живописцами, используются рисунок, цвет, светотени, выразительность мазков, фактура и композиции. Это позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду.
Мир живописи богат и сложен, его сокровища накапливались человечеством на протяжении многих тысячелетий. Самые древние произведения живописи обнаружены учёными на стенах пещер, в которых обитали первобытные люди. С поразительной меткостью и остротой изображали первые художники сцены охоты и повадки животных. Так возникло искусство изображения красками на стене, имевшее черты, свойственные монументальной живописи.
Различают две главные разновидности монументальной живописи — фреску и мозаику.
Фреска — это техника живописи красками, разведёнными чистой или известковой водой, по свежей, сырой штукатурке.
Мозаика — изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц камня, смальты, керамической плитки, которые закрепляются в слое грунта — извести или цементе.
Фреска и мозаика — основные виды монументального искусства, которые благодаря своей долговечности и стойкости цвета употребляются для украшения архитектурных объёмов и плоскостей (стенная роспись, плафоны, панно).
Станковая живопись (картина) имеет самостоятельный характер и значение. Широта и полнота охвата реальной жизни сказывается в разнообразии присущих станковой живописи видов и жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры.
В отличие от монументальной станковая живопись не связана с плоскостью стены и может свободно экспонироваться.
Идейно-художественное значение произведений станкового искусства не изменяется в зависимости от места, где они находятся, хотя их художественное звучание зависит от условий экспонирования.
Помимо названных видов живописи существуют декорационная — эскизы театральных декораций, декораций и костюмов для кино, а также миниатюры и иконопись.
Чтобы создать миниатюрное произведение искусства или монументальное (например, роспись на стене), художник должен знать не только конструктивную сущность предметов, их объём, материальность, но и правила и законы живописного изображения натуры, о гармонии цвета, колорите.
В живописном изображении с натуры необходимо учитывать не только разнообразие цветов, но и их единство, определяемое силой и цветом источника освещения. Ни одно цветовое пятно не следует вводить в изображение, не согласовав его с общим цветовым состоянием. Цвет каждого предмета, как на свету, так и в тени, должен быть родственным цветовому целому. Если краски изображения не передают влияния цвета освещения, они не будут подчинены единой колористической гамме. В таком изображении каждый цвет будет выделяться как что-то постороннее и чуждое данному состоянию освещённости; он будет казаться случайным и разрушать цветовую целостность изображения.
Таким образом, естественная цветовая объединённость красок общим цветом освещения является основой создания гармонического цветового строя картины.
Цвет — одно из наиболее выразительных средств, применяемых в живописи. Художник передаёт на плоскости красочное богатство увиденного, при помощи цветоформы познаёт и отражает окружающий мир. В процессе изображения натуры развивается чувство цвета и его многочисленных оттенков, что позволяет использовать краски как основное выразительное средство живописи.
Восприятие цвета, а глаз художника способен отличить более 200 его оттенков, может быть, одно из самых счастливых качеств, которыми природа одарила человека.
Зная законы контраста, художник ориентируется в тех изменениях цвета изображаемой натуры, которые в ряде случаев с трудом улавливаются глазом. Восприятие цвета зависит от того окружения, в котором предмет находится. Поэтому художник, передавая цвет натуры, сравнивает цвета друг с другом, добивается, чтобы они воспринимались во взаимосвязи или взаимных отношениях.
«Брать светотеневые отношения» — значит сохранить разницу между цветами по светлоте, насыщенности и оттенку соответственно тому, как это имеет место в натуре.
Контраст (как по свету, так и цветной) бывает особенно заметен на гранях соприкасающихся цветовых пятен. Размытость границ между контрастирующими цветами усиливает эффект цветового контраста, а чёткость границ пятен его снижает. Знание этих законов расширяет технические возможности в живописи, позволяет художнику при помощи контраста повысить интенсивность цвета красок, усилить их насыщенность, повысить или понизить их светлоту, что обогащает палитру живописца. Так, не используя смеси, а только контрастные сочетания тёплых и холодных цветов, можно добиться особой колористической звучности живописного полотна.
При выполнении портрета на заказ в решении живописной формы масляные краски предоставляют богатые и разнообразные возможности. Масляные краски удобны в работе — они не стекают с кисти и с поверхности холста, подобно акварели. Ими можно писать тонким слоем, жидко разбавив их растворителем, или густо, тестообразной непрозрачной массой. По сравнению с другими изобразительными материалами масляные краски сохнут дольше. И пока красочный слой сырой, художник имеет возможность повторить прописку, внести изменения, счистить и заново переписать неудавшиеся места в портрете.
Масляные краски, как и все художественные краски, состоят из цветного порошка — пигмента и связующего вещества, которое скрепляет между собой мельчайшие цветные частицы. В живописи используют в основном неорганические красящие вещества как более стойкие, реже — органические. Существуют пигменты природного происхождения и приготовленные искусственным путём.
При приготовлении красок пигмент и связующее не просто перемешивают. а тщательно растирают. Сейчас эту работу выполняют на заводах специальные машины, а в старину — сам художник или его ученики. Тогда краски растирались на каменной плите курантом, который имел грушевидную форму с плоским основанием. Для их изготовления шли самые твёрдые сорта камня: порфир или гранит.
Большую часть палитры современных масляных красок составляют искусственные неорганические пигменты. Они отличаются постоянным химическим составом и структурой, яркостью и чистотой цвета, который, как и в естественных пигментах, обусловлен соединениями различных металлов.
В масляной живописи связующим веществом для красок служат специально приготовленные высыхающие растительные масла. В производстве современных масляных красок употребляют главным образом льняное масло, для некоторых красок — ореховое, а также маковое и подсолнечное масла.
Масляные краски имеют различную кроющую способность. Одни даже в тонком слое легко перекрывают нижележащие слои высохшей краски, к ним относятся белила, чёрныё, кобальты, кадмии, английская красная, окись хрома. Другие краски, например, волконскоит, марсы жёлтый и оранжевый, а также все краски из органических пигментов, в тонком слое прозрачны. Такие краски называются лессировочными.
Живопись масляными красками — самая совершенная техника живописи, позволяющая с наибольшей полнотой передавать окружающий художника мир. Техника масляной живописи всегда привлекала художников-портретистов, пейзажистов и мастеров других жанров изобразительного искусства.
«Техника» — это совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых художник пишет портреты на заказ по фотографии или с натуры или создаёт картины в других жанрах изобразительного искусства. Понятие техники охватывает также вопросы наиболее рационального и планомерного использования художественных возможностей материалов в передаче вещественности предметов, в лепке объёмной формы, моделировке пространственных отношений и так далее. Таким образом, техника является одним из важнейших элементов системы выразительных средств живописи.
Современные портретисты чаще всего пишут картины масляными красками на грунтованном холсте, натянутом на подрамник. Картина — это произведение живописи в красках, самостоятельное по значению. Картины различаются по жанрам: портрет, пейзаж, натюрморт, жанровая картина. В отличие от этюда картина может отразить действительность с наибольшей глубиной, в законченной и продуманной в целом и в деталях форме. Картина — это типичный вид станковой живописи, которая в отличие от монументальной может свободно экспонироваться. Картины создаются в основном на холсте масляными и другими красками и оформляются в багетную раму. Хотя ещё три-четыре века назад деревянные доски считались самой надёжной основой для масляной живописи.
Главной причиной широкого распространения холста стала его лёгкость в сравнении с другими основами. Произведения больших размеров, написанные на холсте, можно снимать с подрамника и навёрнутыми на вал перевозить на любые расстояния. Так, к примеру, было перевезено из Италии огромное полотно Александра Иванова «Явление Христа народу».
Издавна мастера портретного жанра искали материал, на котором живопись маслом сохранялась бы веками, не теряя своих первоначальных качеств. Выбор основы всегда зависел от традиций, требований конкретной эпохи, собственных возможностей и вкуса художника. Но какой бы материал ни использовался для работы, настоящий мастер всегда уделял громадное внимание качеству основы, её подготовке. Неудивительно, что многие картины художников прошлого, написанные масляными красками, сохранились в течение 300 — 500 лет.
В истории искусства известен такой факт: во Фландрии изготовление деревянных досок для живописи находилось под контролем государства, а специальный закон запрещал художникам использовать для работы доски из частных мастерских. Столь строгие требования объяснялись так: «Гений художника принадлежит отечеству. Долг отечества — позаботиться, насколько возможно, продлить век лучших произведений живописи. Нужно заботиться одинаково обо всех картинах уже потому, что всякий знаменитый художник начинает с неизвестности или же неизвестен ещё по своей скромности. А потому художник, не зная, как будет оценена его картина в будущем, не должен по небрежности или из экономии подвергать свою картину риску».
Палитра художника, какой бы многоцветной она не была, не может сравниться с цветовым богатством природы. Известно, что живописцы Древней Греции использовали краски только четырёх цветов: белую, жёлтую, чёрную и красную. Но и такой ограниченный набор не мешал античным мастерам добиваться большой выразительности в живописи.
Художник в масляной живописи должен стремиться использовать минимальное количество красок, чтобы создать впечатление многокрасочности.
Знание техники и материалов живописи, их специфических особенностей помогает художникам наиболее полно реализовать свой творческий замысел, создать произведение на высоком художественно-эстетическом уровне.
Высокопрофессиональный портретист может не быть великим художником, но великий художник неукоснительно является высокопрофессиональным мастером в портретном жанре, потому что всеобъемлющее воображение заключает в себе глубокое понимание всех выразительных средств и стремление ими овладеть. Но несмотря на всё своё техническое совершенство, живописный портрет ещё не обладает художественной ценностью, если не вызывает сопереживания, эмоций зрителя.
В портретной живописи точное изображение натуры реализуется через художественный образ, цвет, композицию и колорит.
Первейшее качество портретиста заключается в неторопливом и добросовестном изучении модели. Тут художнику необходимо не только глубокое проникновение в индивидуальный склад модели, но и способность его обобщить и сознательно утрировать кое-какие детали, дабы выделить самое характерное в модели и отчётливо передать её облик.
Когда я вижу хороший портрет, я понимаю, как велики были усилия художника, которому нужно было не только увидеть всё явное. но и разгадать всё скрытое. При вдумчивом подходе становится ясно, что в портрете нет ничего несущественного. Поза, выражение лица, одежда и даже фон — всё должно служить воплощению характера. И великие мастера, и вообще все хорошие художники ставили себе цель лаконично, но с силой выразить характер портретируемого.
Художник должен не копировать натуру, а истолковывать её более простым и более выразительным языком. При абсолютно точном исполнении художник лишён возможности проявить своё отношение к изображаемому человеку, если он ставит себе целью передать лишь внешнее сходство. У известных мастеров портретного жанра изображение никогда полностью и точно не передаёт модель, а лишь отображает её с определённой точки зрения. Художник выявляет преимущественно то, что он сознательно или интуитивно считает особенно важным, главным в портрете. Результатом такого активного отношения к натуре будет не просто точное изображение, а художественный образ, в котором портретист, обобщая отдельные детали, подчёркивает самое главное, характерное. Таким образом, в живописном портрете проявляется и эстетическая позиция художника. Такого портретиста можно назвать поэтом в живописи.
Существуют две концепции портрета — историческая и романтическая.
Первая из них предполагает точную, строгую, тщательную передачу контура и формы, что не исключает идеализации, которая для просвещённых натуралистов состоит в выборе наиболее характерной позы, лучше всего выражающей душевный слад модели. Она предполагает также намеренное, в разумных пределах, преувеличение существенных деталей, подчёркивание того, что естественно выделяется, что является главным и отличительным, и, с другой стороны, — пренебрежение несущественными подробностями и случайными искажениями.
Вторая концепция, которой придерживаются колористы, состоит в том, чтобы из портрета создать картину, полноценное лирическое произведение, где есть пространство и поэзия. Здесь искусство более взыскательно и ставит перед собой более сложные задачи. Портретист должен суметь найти романтическую атмосферу, которая послужит фоном его модели, — зыбкие, знойные испарения или мягкие сумерки. Здесь больше простора воображению, и, подобно тому как роман бывает правдивее исторической повести, так щедрая и лёгкая кисть колориста иной раз более проникновенно выражает модель, чем карандаш рисовальщика.
Одни художники привносят в портрет романтические элементы, гармонирующие с характером изображаемого лица, например грозовое облачное небо, воздушный, лёгкий фон, поэтическое убранство комнаты, томную позу, смелую осанку и тому подобное. Другие портретисты намеренно ограничивают арсенал художественных средств, то ли будучи не в силах использовать их целиком, то ли в надежде достигнуть таким путём большей выразительности.
Романтический портрет заключается не в выборе сюжета, не в достоверности изображения, а в манере чувствовать. Романтизм — это наиболее сильное выражение красоты. Другими словами романтизм — это интимность, одухотворённость, колорит, устремление к бесконечному, выраженное всеми доступными средствами.
Полотна кисти известных портретистов, разные по содержанию, художественной манере, колориту технике письма, имеют одно объединяющее начало. У зрителя возникает ощущение непринуждённой лёгкости письма, создаётся впечатление, что они написаны на одном дыхании. При этом забываешь, что все великие художники — труженики. В каждом новом портрете истинный художник стремится к ещё большему мастерству. Великие живописцы всегда искали новые пути самовыражения. Больше всего они боялись самоуспокоенности и самодовольства, зная, что успокоившийся художник перестаёт быть художником.
Живопись требует от художника-портретиста всей жизни, ни на минуту не освобождая от внутренней творческой работы.
Живописный портрет, написанный масляными красками на заказ по фото, может стать выразительным, запоминающимся и значительным, когда в его создание вложены знания, опыт, талант художника, когда ясно выражены основная мысль, образ, которому подчинены все составные части композиции.
26.10.2009 г. Яков Пульнов
www.portret-kartina.ru