«Пластанатомия черепа человека» | Социальная сеть работников образования
Пластанатомия черепа человека.
Пояснительная записка
Я работаю преподавателем рисунка и живописи в ДШИ, и иногда сталкиваешься с такой проблемой, что материала для изучения пласт анатомии человека нет или его очень мало, или он разрознен на просторах Интернета. Конечно, есть много книг в которых можно почерпнуть знания по анатомии, но всё же по признанию многих художников лучшим и по сей день является Бамес. Но к сожалению он на немецком языке, да и деньги за которые его можно купить немалые.
Цель моей работы: состоит в обобщении материала который имеется на данный момент и приведение его в некую систему.Материал будет полезен как начинающим художникам так и преподавателям изо.
Задачи я перед собой ставил следующие: дать небольшую справку по истории пластанатомии, рассказать о строении черепа и непосредственно рассказать о некоторых приёмах при построениии черепа.
История развития пластанатомии.
Прежде чем рисовать портрет, необходимо изучить строение черепа человека. Ознакомиться с анатомией человеческой головы.
Но что собой представляет череп, почему его нужно обязательно рисовать?
Начнем с того, что авторы всех величайших произведений изобразительного искусства, включающих изображение человека, досконально знали анатомию . Например, гениальный Микеланджело изучал анатомию на разрезании трупов, делая это в моргах тайком, потому что католической церковью в те времена подобное занятие было строжайше запрещено. Разумеется, художники изучали анатомию отнюдь не на ощупь или чисто умозрительно. Древнегреческая скульптура в дошедших до нас образцах поражает исключительным знание анатомии их авторами. Мы не можем теперь, к сожалению, никогда узнать, каким методом пользовались при изучении анатомии греки, но даже если допустить, что они не подвергали трупы рассечению, а имели возможность наблюдать обнаженное человеческое тело в разнообразнейших движениях на всевозможных состязаниях борцов, метателей диска и копья, бегунов и т.д.
Леонардо Да Винчи пытливо изучал анатомию не только человека, но и животных, и от его подвижничества осталось свыше 700 анатомических рисунков.
В середине XVI в. итальянский врач и анатом Андpea Везалий написал и издал книгу «Устройство человеческого тела», иллюстрации к которой выполнил Тициан с учениками.
Первое русское руководство по анатомии для художников составил и издал художник Антон Павлович Лосенко. Книга называлась «Объяснение краткое пропорций человека», вышла в 1771 г. и вплоть до середины следующего века была основным руководством по анатомии. Краткий пояснительный текст сопровождался отлично выполненными самим Лосенко анатомическими таблицами, репродукции которых рассчитывались на наглядный показ и зрительную память молодых художников. Успех вышедшей небольшим тиражом книги был таким, что экземпляры размножались перерисовыванием таблиц и списыванием текста. Вот какое значение для тогдашних учеников имело знание анатомии!
Рисование с натуры развивает точность глаза, его способность безошибочно «читать» конструкцию головы человека, сложную и основательно скрытую мышечно-кожным покровом, развивает зрительную память и восприятие формы головы в пространственных проекциях и ракурсах.
Рисование с натуры на базе пластической анатомии есть не что иное, как собирание изученных частей в одно целое. Знание анатомии и рисование с натуры головы человека — единство теории и практики в работе художника. Отсюда следует, что анатомия для изучающих основы изобразительной грамоты — своеобразный строительный материал в рисовании человека.
О строении черепа.
Кости черепа делятся на две группы :кости мозгового черепа и кости лицевого черепа. Мозговой череп служит для защиты мозга и состоит из нескольких частей. Спереди к нему примыкают кости, защищающие органы чувств.
При взгляде сверху, спереди и сбоку голова имеет продолговатую, или яйцевидную форму: сзади она скорее напоминает шар. Череп состоит из 22 неподвижных костей, исключение представляет нижняя челюсть. Восемь из них образуют мозговой и 14-лицевой череп.
Кости мозгового черепа.
Лобная кость. На лобной кости мы различаем лобную, носовую и глазничные части. Лобная кость образует поверхность лба человека, имеет в верхней части справа и слева два выпуклых выступа — так называемые лобные бугры. Ниже лобных бугров находятся также две выпуклости — надбровные дуги.(У мужчин надбровные дуги обычно более выражены)
Между ними пролегает углубление — надпереносье.Лобная кость — непарная, хотя у человеческого зародыша она закладывается из правой и левой половин. Затем обе половины срастаются, и почти у каждого черепа в этом месте едва разливается небольшое возвышение, находящееся в вертикальном направлении. В рисовании головы человека лобная кость, форму которой следует изучить, играет в передаче пластики лица важную роль
.
С точки зрения формы и структуры большое значение имеет начало двух дугообразных височных линий продолжение которых находится на теменных костях. Боковые края лобной кости связаны с истинным швом с клиновидными костями, задний край с теменными костями.
Теменная кость — парная, находится между лобной и затылочной костями. Эти кости также имеют свои бугры — выступы очень заметные которые определяют ширину черепа. По форме кость напоминает трапецию, имея четыре края. С соседними она соединяется при помощи швов — венечным с лобной и лямбдовидным с затылочной. Обе теменные кости занимают значительную площадь мозговой части черепа, соединись в ее середине так называемым стреловидным швом. Височная линия как уже говорилось выше продолжается, здесь правда, раздваиваясь на идущие параллельно верхнюю и нижнюю линии на теменной кости.
Затылочная кость. Раковинообразная кость, не парная состоит из 4 частей: чешуйчатой, двух боковых, и основной части.
Наиболее выступает у затылочной кости наружное затылочное возвышение. От этого возвышения вправо и влево направлены выйные линии — места прикрепления мышц шеи. У некоторых людей на затылочной кости встречается еще один выступ, располагающийся на границе лямбдовидного шва. Знать внешние анатомические свойства затылочной кости необходимо потому, что она входит составной частью в пластическую форму черепа человека.
Затылочная кость имеет большое затылочное отверстие, необходимое для позвоночного канала, через который головной мозг сообщается со спинным.
Клиновидная кость- эта кость так называется потомучто она соприкасается со многими костями черепа как бы вклиниваясь между ними. С точки зрения формы значение этой кости не велико, так как на поверхности мы видим небольшую её часть.
Височная кость-является самой сложной костью черепа; она охватывает органы слуха и равновесия. При взгляде сбоку она находится под теменной костью, при взгляде снизу она простирается до затылочной кости.
В отношении формы нужно отметить следующие части: боковая чешуя, сосцевидный и шиловидный отростки, обращённые вниз. Чешуя находится над наружным слуховым проходом, на её нижней поверхности находится суставная ямка для сочленения с нижней челюстью. На наружной поверхности сосцевидной части находится обращённый вниз сосцевидный отросток, а перед ним -шиловидный отросток.
Височная кость образует сустав с нижней челюстью и соединяется со скуловой костью, образуя скуловую дугу.
Кости лицевого черепа.
Верхняя челюсть парная — имеет трехгранную форму и четыре отростка. Это кость, служащая прочной основой поверхности человеческого лица, расположена начиная от глазных впадин, вниз — до верхних зубов. В верхней части поверхность челюсти загибается внутрь глазницы, а ее так называемый лобный отросток у переносицы срастается с лобной костью. Оба лобных отростка служат опорой для двух парных носовых косточек, срастающихся по средней линии друг с другом и образующих таким образом неподвижную костную часть носа.Внутренние края правой и левой верхнечелюстных костей образуют границы грушевидного носового отверстия и внизу срастаются по средней линии, формируя выступ — переднюю носовую ость. Передняя поверхность кости имеет под глазными впадинами ярко выраженное углубление, которое называется клыковой или собачьей ямкой. В нижней части верхнечелюстная кость образует еще один отросток —луночковый. Его называют также альвеолярным (по ее дуге расположены луночки, в которых помещаются корни зубов). Альвеол, т.е. зубных ячеек, лунок, насчитывается по восемь у каждой верхнечелюстной кости. Четвертый отросток носит название нёбного.Общая форма сросшихся верхнечелюстных костей — подковообразная
.
Нижнечелюстная кость наряду с лобной играет большую роль в пластическом устройстве лица. Непарная, она имеет тело подковообразной формы, на передней поверхности которого посередине есть подбородочное возвышение, несколько ниже которого по обе стороны располагаются подбородочные бугорки.
Верхние боковые отростки нижней челюсти — передние венечные и задние суставные — служат соответственно сочленению с височными костями и прикреплению височных мышц. Нижняя челюсть перегибается в двух местах, где образуются углы, от которых отходят вверх ветви кости с уже упоминавшимися парными отростками. Справа и слева от подбородочного возвышения лежат подбородочные отверстия.Нижнечелюстная кость в своем верхнем отделе имеет луночковую (для корней нижних зубов) часть.
Нижнечелюстная кость завершает череп в его нижней части. Ее форма и размер существенно влияют на единый, пластически совершенный объем головы человека.
Скуловая кость-парная влияет в значительной мере на поперечный размер головы. Сращенная вверху с лобной, а на передней поверхности с верхнечелюстной костями, скуловая образует наружную стенку глазной впадины. Сзади скуловая кость сращена с клиновидной и височной и участвует в образовании скуловой дуги.
Глазные впадины — глазницы — парные углубления, имеющие форму сглаженной четырехгранной пирамиды, предназначены природой для глазных яблок. Костные стенки глазной впадины имеют несколько отверстий, через которые проходят нервы и кровеносные сосуды зрительного органа.
Верхняя стенка глазницы образована лобной костью, остальные — соответственно верхнечелюстной (нижняя), скуловой и клиновидной (наружная), а в образовании внутренней самое определяющее участие принимает решетчатая кость.
Несколько советов при построение черепа.
Череп в профиль можно заключить в квадрат, практически абсолютный.
Конечно, при рисовании необходимо учитывать индивидуальные особенности человека, но есть такие основные меры, которые нужно знать.
Теперь делим череп напополам по вертикали и горизонтали.
Нужно отметить что центральная горизонтальная линия делит глазницу пополам проходя почти по верху грушевидного отверстия. Слуховое отверстие находится чуть ниже центра пересекающихся линий.
Многие художники используют систему двух овалов.
.
Череп в фас скорее будет заключён не в квадрат, а в прямоугольник.
Так как каждый человек не повторим то и черепа очень разные, имеющие форму квадрата, прямоугольника, и даже пирамидальную форму, поэтому мы берём усреднённые, приблизительные значения.
Делим также напополам по вертикали и горизонтали.
Есть три равные части, на которые всегда можно разделить череп.
Это расстояние от подбородка до основания грушевидного отверстия, расстояние от грушевидного отверстия до линии бровей и от линии бровей до начала роста волос.
Теперь можно увидеть, что линия у грушевидного отверстия, если её продолжить будет проходить по краю (углу) скуловой кости.
Так же если провести линию по нижнему краю глазниц, то она будет совпадать с верхней частью скуловой дуги.
Несколько рисунков из книги Бамеса, в помощь при построении черепа.
Список использованной литературы:
1.Gottfried Bammes-издательство Volk and Wissen/1985 год.
2.Ене Барчаи Анатомия для художников-Издательство Эксмо-Пресс.
3.Сайт Анатомия человека http://anatomus.ru.
4.Сайт шедевры Омска.http://shedevrs.ru/osnovi-risunka/601-anatomiya-cherepa.html
5. Видео лекции Александра Николаевича Рыжкина.
nsportal.ru
Рисунок головы человека- Уроки ИЗО
Самым сложным и совершенным по форме и конструкции является человек. Потому в профессиональном художественном обучении так много внимания уделялось раньше и уделяется теперь изучению строения человека.
Все материальные ценности должны создаваться для человека. С древнейших времен архитектура стояла ближе всех других видов искусств к человеку. Люди, причастные к этому виду творчества, особенно хорошо должны знать сложнейший по физическому устройству, психическим особенностям и внешнему облику организм человека.
Начальным этапом изучения для художника обычно является голова человека. Для серьезного овладения основными принципами построения реалистического рисунка всей фигуры человека и ее отдельных деталей необходимо хорошо знать пластическую анатомию. Изучение закономерностей строения внутренний структуры фигуры или головы человека вынуждает ученика отказаться от поверхностно-копировального срисовывания наружных контуров. Лишь увидев в натуре за внешними очертаниями пластику формы и основы возникновения ее на базе твердых анатомо-конструктивных знаний, можно выполнить грамотно, правдиво и выразительно рисунок головы человека.
В связи с этим очень важно в первую очередь установить для себя пропорции двух основных частей головы: крупного по объему мозгового раздела и сравнительно небольшого лицевого. На рисунке 1 указаны членение этих разделов и названия мелких костей. Функциональное назначение каждой детали черепа взаимосвязано с их формообразованием и конструктивными особенностями.
Закрыть
Строение черепа. Пластическая анатомия для художника
Рис.1. Строение черепа. Пластическая анатомия для художника | ||
1 — лобная кость; 1а — лобные бугры; 1б — надбровные дуги; 1в — надпереносье; 1г — височная линия; 2 — теменные кости; | 2а — теменные бугры; 3 — затылочная кость; 4 — височная кость; 4а — сосцевидный отросток; 4б — скуловая дуга; 4в — наружное слуховое отверстие; 5 — скуловая кость; 6 — верхнечелюстная кость; | 7 — носовые кости; 8 — нижнечелюстная кость; 8а — подбородочное возвышение; 8б — угол нижней челюсти; 8в — суставной отросток; 8г — венечный отросток; 9 — глазничные впадины; 10 — грушевидное отверстие. |
Для выработки профессиональных навыков реалистического изображения головы человека особое внимание необходимо уделить изучению основных анатомических пунктов и опорных точек (Рис.2,3).
При сравнительном анализе формы головы человека и черепа можно заметить, что пластическая характеристика головы (выступы, углубления, изгибы и др.) не всегда совпадает с шовными черепными сочленениями. Мышцы головы часто скрыты жировыми слоями. В силу уникальности характеристики каждого человека общая пластическая форма головы определяется индивидуальными расположениями основных костных выступов, опорных точек и анатомических пунктов. Выявляя расхождения анатомических основ конкретной головы и канонической, рисующий добивается неповторимости и индивидуальности характеристик формы в рисунке, т. е., как часто говорят, — сходства. Из 20 основных костных выступов на голове человека только семь приходится на лицевую часть. Кроме костных выступов на рельеф головы оказывают влияние жесткие грани носовых хрящей, височные, жевательные, мимические и другие мышцы (Рис.2).
Закрыть
Мышцы головы и шеи. Пластическая анатомия для художника
Рис.2. Мышцы головы и шеи. | |
1 — височные мышцы; 2 — жевательные мышцы; 3 — лобные мышцы; 4 — круговые мышцы глаз; 5 — мышцы — сморщиватель бровей; 6 — круговая мышца рта; 7 — скуловые мышцы; 8 — носовые мышцы; 9 — квадратная мышца верхней губы; 10 — мышца смеха; | 11 — щечная мышца; 12 — треугольная мышца рта; 13 — квадратная мышца нижней губы; 14 — подбородочная мышца; 15 — грудинно-ключично-сосцевидная мышца; 16 — трапециевидная мышца; 17 — двубрюшная мышца; 18 — щитовидный хрящ; 19 — яремная ямка. |
Закрыть
Рисунок головы человека. Пластическая анатомия для художника
Рис.3. Рисунок головы человека | ||
Глаз: 1 — глазное яблоко; 2 — слезник; 3 — радужная оболочка; 4 — нижнее веко; 5 — верхнее веко; 6 — наружный угол; 7 — зрачок. | Ухо: 1 — завиток; 2 — противозавиток; 3 — козелок; 4 — противокозелок; 5 — раковина; 6 — мочка. | Губы: 1 — желобок верхней губы; 2 — бугорок верхней губы; 3 — угол рта. Нос: 1 — носовые кости; 2 — хрящевая перегородка носа; 3 — боковые хрящи. |
Поверхности лба, темени и затылка определяют костные основы, потому что мозговая часть покрыта плоскими тонкими мышцами. Пластическая форма лицевой части значительно сложнее (табл. 1).
Группа мышц | Название | Прикрепление | Действие | |
начало | конец | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Мимические | 1. Лобные мышцы (парные) | Кожный покров бровей (с изнанки) | Сращены с черепным апоневрозом | Поднимают брови |
2. Пирамидальный мускул | Носовая часть | Внутренний конец брови | Сближает внутренние концы бровей | |
3. Мускул, сморщивающий брови (парный) | Надпереносье | Середина брови | Тянет внутренний конец брови внутрь и вверх | |
4. Круговая мышца глаза (парная): а) вековая часть б) глазничная часть | Внутренний угол глазницы от лобной кости. Широким кольцом окружает глазницу, лежит на ее костных краях и переходит на веки | Сближает края век, закрывая глаз (прищуривание, зажмуривание), двигает брови (выпрямляет, слегка опускает) | ||
5. Большая скуловая | Скуловая кость | Угол рта | Двигает углами рта (при смехе) | |
6. Квадратная мышца верхней губы | Край глазницы | Верхняя губа, наружные пучки, крыло носа, внутренние пучки | Поднимает середину верхней губы, изгибает носогубную складку, расширяет ноздри | |
7. Мышца, опускающая перегородку носа (парная) | Ячеечный отросток верхней челюсти под средним резцом | Перегородка носа | Оттягивает вниз перегородку носа, суживает ноздрю, опускает середину верхней губы | |
8. Носовая мышца (парная) | Общее плоское сухожилие (седло) на спинке носа | Вплетается в кожу боковой поверхности носа и ближайшей части щеки | Сморщивает нос, поднимает крыло носа, растягивает ноздри | |
9. Круговая мышца рта | Залегает вокруг рта | Суживает, сжимает рот | ||
10. Треугольная мышца рта (парная) | Боковая поверхность нижней челюсти | Вплетается в угол рта | Опускает угол рта и носогубную складку | |
11. Квадратная мышца нижней губы | Передняя часть тела нижней челюсти | Нижняя губа | Выворачивает и растягивает нижнюю губу | |
12. Подбородочная мышца (парная) | Нижняя челюсть у основания передних зубов | Вплетается в кожу подбородка | Двигает кожу подбородка | |
13. Щечная, или ланитная, мышца (парная) | Снизу и сверху прикрепляется к челюстям | Спереди сплетается в круговую мышцу рта | Прижимает и надувает щеки, тянет угол рта | |
Жевательные | 1. Собственно жевательная мышца (парная) | Скуловая дуга | Угол нижней челюсти | Поднимает нижнюю челюсть и прижимает ее к верхней |
2. Височная мышца (парная) | Височная впадина | Венечный отросток нижней челюсти | Поднимает нижнюю челюсть | |
3. Крыловидные мышцы | Лежат в глубине | Движение нижней челюсти вперед, назад и в стороны | ||
4. Двубрюшная мышца: | Располагается в области шеи | Опускает нижнечелюстную кость | ||
переднее брюшко | Нижнечелюстная кость | Подъязычная кость | ||
заднее брюшко | Сосцевидный отросток височной кости | Подъязычная кость |
Примечание. При физических усилиях и при душевных переживаниях, требующих волевого напряжения, челюсти невольно стискиваются — мышца, напрягаясь, становится рельефной. Если человек разгневан, угрожает, готов к решительным действиям, челюсти крепко сжаты — это происходит за счет напряжения жевательных мышц, т.е. жевательные мышцы можно считать также мимическими. Определенное выражение лица очень редко возникает в результате действия какой-нибудь одной мышцы.
Большое значение в рисунке головы придается правильному изображению шеи, являющейся соединительным звеном между туловищем и головой. Внешнюю пластическую форму шеи образуют следующие мышцы.
Заднюю поверхность — капюшонная мышца с треугольной мышцей головы и шеи.
Переднюю поверхность — грудино-ключично-сосцевидная мышца, начало которой прикрепляется к рукоятке грудины (грудинная головка) и ключице (ключичная головка), затем ключичная и грудинная головки сплетаются и образуют мощный мышечный тяж, который прикрепляется к сосцевидному отростку височной кости и затылочной. Нижнюю границу перед — сбоку на рельеф шеи влияют лестничные мышцы, которые расположены позади грудино-ключично-сосцевидной, начинаясь от поперечных отростков верхних шейных позвонков и заканчиваясь у первого и второго ребра. Хорошо видна и надключичная ямка.
Рядом с четко выделяющейся спереди гортанью можно увидеть грудино-подъязычную и лопаточно-подъязычную мышцы. Рисуя голову в ракурсе снизу, необходимо хорошо представить дно ротовой полости. На внешнюю пластическую форму дна ротовой полости влияют двубрюшная и челюстно-подъязычная мышцы, а также подъязычная кость.
Знание пластической анатомии, конечно, оказывает существенную помощь при овладении рисунком головы человека, но оно не может заменить практической работы непосредственно с натуры.
Изучив анатомическое строение черепа, учащиеся переходят к рисунку частей головы.
Приступая к рисунку анатомической головы, необходимо определить ее наклон и пропорции общей массы. Затем определить поворот головы, сравнить пропорциональные соотношения лицевой части с общей массой, выяснить перспективные изменения и определить направление света. Этот предварительный анализ необходим, чтобы начать длительную работу и вести ее осмысленно, чтобы каждый этап сообщал листу бумаги исчерпывающую информацию о натуре. Излагая основные этапы работы над рисунком анатомической головы, остановимся лишь на основных задачах, не претендуя на полноту изложения. Тем более что каждый ученик в силу своих индивидуальных особенностей и степени подготовленности вправе сам выбирать удобный для себя путь работы над рисунком.
Прежде чем сделать первые линии на бумаге, необходимо рассмотреть гипсовую голову со всех сторон, чтобы правильно понять общий характер формы головы и ее положение в пространстве. На композицию рисунка в плоскости листа влияет наклон головы и даже освещение. Ученик должен научиться красиво заполнять всю изобразительную плоскость, чтобы изображение смотрелось монументально.
urokizo.ru
День №15. Нарисуй череп человека и научись анатомически верно изображать голову
Сегодня мы узнаем, из каких костей и мышц состоит череп человека, и научимся правильно рисовать форму головы под разными углами.
Хороший портретист должен знать анатомию, точно так же, как плотник — свойства разных пород дерева, или сомелье — какой виноград на каких землях растет, или повар — ингредиенты для тирамису.
«Базовые знания строения головы (черепа) помогают в полной мере передать их внешние очертания, несмотря на то что хороший рисунок этим не исчерпывается». Джованни Чеварди
Давай рассмотрим череп внимательно.
Кости
Череп определяет общую форму головы, в нем можно выделить две части — черепную коробку и лицевой отдел, состоящие из нескольких костей, которые плотно соединены и образуют крепкий костный каркас головы. Единственная подвижная кость черепа — нижняя челюсть.
Мышцы
Все мышцы головы можно разделить на две группы: лицевые мышцы, формирующие физиогномическое выражение лица, и жевательные мышцы, которые приводят в движение челюсть. Они образуют несколько слоев на костях черепа.
Мышцы довольно тонкие, поэтому весьма точно повторяют формы костей черепа. Советую также изучить мышцы шеи — так или иначе с ней приходится иметь дело во всех портретах.
Ниже показана связь между строением костей и внешней формой на примере мужской головы. Внимательно рассмотри положение уха, глаза и губ. Расстояние между поверхностью кости и внешней поверхностью головы определяется слоем мышц, жировой ткани и кожи.
Теперь выполни последнее в дерзайнерском челендже МИФа и самое сложное задание — перерисуй череп под разными углами, соблюдая закон перспективы и принцип упрощения.
Это упражнение из книги «Рисование. Полное руководство». Эта книга — всеобъемлющее руководство по рисованию от одного из ведущих преподавателей в мире. Ее автор, известный художник и профессор Джованни Чиварди воплотил весь свой многолетний опыт рисования и преподавания. И новичок, и опытный художник-профессионал смогут выучить новые техники, перенять опыт и развить свои навыки рисования.
Покажи свою работу и зарази друзей идеей творческого челенджа
Размещая свою работу в Инстаграме с хэштегами #mif_challenge_day15 и #mif_challenge, вы соглашаетесь с тем, что она попадет на эту страницу.
Google+
Вконтакте
www.mann-ivanov-ferber.ru
Анатомическая характеристика черепа человека
Перед тем как приступить к рисованию головы человека, необходимо познакомиться с ее анатомическим строением на основе черепа. Ведь характер формы головы обусловлен особенностями строения черепа.
Вам нужно познать строение формы черепа с чисто пластической стороны. Пластической анатомией называют тесно связанную с изобразительным искусством науку, которая изучает внутреннее строение тела человека и животных для определения его внешней формы.
Две генетические части составляют череп. Одна носит название мозговой, в нее входят лобная и затылочная, височные, теменные кости. Другая именуется лицевой частью черепа, и к ней относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые кости, скуловые отростки и т.д.
Итак, вас должна интересовать исключительно пластическая анатомия головы человека. Значение изучения черепа в этом смысле большое, и чем больше рисовальщик знает, тем вернее он рисует.
К мозговой части черепа человека относятся восемь костей. Вам надо знать те, которые играют роль для рисования.
Лобная кость образует поверхность лба человека, имеет в верхней части справа и слева два выпуклых выступа — так называемые лобные бугры. Ниже лобных бугров находятся также две выпуклости — надбровные дуги. Между ними пролегает углубление — надпереносье.
В нижней части лобная кость завершается острым по форме переходом в глазницу — впадину для глаза — и называется надглазничным краем. Кнаружи лобная кость, продолжая надглазничный край, переходит в скуловой отросток, соединяющий ее со скуловой костью. Справа и слева лобная кость переходит в поверхности височных и клиновидных костей, и на границах этих переходов имеется гребень, или, как его еще называют, височная линия. Эта линия ограничивает лежащую выше скуловой дуги височную впадину.
Лобная кость — непарная, хотя у человеческого зародыша она закладывается из правой и левой половин. Затем обе половины срастаются, и почти у каждого черепа в этом месте едва разливается небольшое возвышение, находящееся в вертикальном направлении. В рисовании головы человека лобная кость, форму которой следует изучить, играет в передаче пластики лица важную роль (рис. 43).
Рис. 43
Теменная кость — парная, находится между лобной и затылочной костями. Эта кость также имеет свой бугор — выступ, очень заметный. По форме кость напоминает трапецию, имея четыре края. С соседними она соединяется при помощи швов — венечным с лобной и лямбдовидным с затылочной. Обе теменные кости занимают значительную площадь мозговой части черепа, соединись в ее середине так называемым стреловидным швом. И еще одна особенность характеризует поверхность теменной кости. Вы уже знаете, что такое височная линия. Вот она-то продолжается, правда, раздваиваясь на идущие параллельно верхнюю и нижнюю линии (рис. 44) на теменной кости.
Рис. 44
Непарная затылочная кость имеет большое затылочное отверстие, необходимое для позвоночного канала, через который головной мозг сообщается со спинным. Наиболее выступает у затылочной кости наружное затылочное возвышение. От этого возвышения вправо и влево направлены выйные линии — места прикрепления мышц шеи. У некоторых людей на затылочной кости встречается еще один выступ, располагающийся на границе лямбдовидного шва. Знать внешние анатомические свойства затылочной кости необходимо потому, что она входит составной частью в пластическую форму черепа человека (рис. 45).
Рис. 45
Нижнебоковые стенки мозговой части черепа — это височные кости (рис. 46). Височная кость сзади примыкает к затылочной, а сверху соединяется с теменной при помощи чешуйчатого шва. Эта кость образована так, что в ней есть слуховой проход. Позади слухового прохода расположен сосцевидный отросток, а спереди — тянущийся вперед скуловой отросток, имеющий у слухового прохода углубление — нижнечелюстную ямку, служащую для сочленения с головкой кости нижней челюсти. Заканчивается скуловой отросток в месте соединения со скуловой костью.
Рис. 46
Другая часть черепа — лицевая — образована четырнадцатью костями. Более крупными среди этих костей являются две верхнечелюстные, две скуловые и одна нижнечелюстная.
Верхняя челюсть — парная — имеет трехгранную форму и четыре отростка. Это кость, служащая прочной основой поверхности человеческого лица, расположена начиная от глазных впадин, вниз — до верхних зубов. В верхней части поверхность челюсти загибается внутрь глазницы, а ее так называемый лобный отросток у переносицы срастается с лобной костью. Оба лобных отростка служат опорой для двух парных носовых косточек, срастающихся по средней линии друг с другом и образующих таким образом неподвижную костную часть носа. Внутренние края правой и левой верхнечелюстных костей образуют границы грушевидного носового отверстия и внизу срастаются по средней линии, формируя выступ — переднюю носовую ость. Передняя поверхность кости имеет под глазными впадинами ярко выраженное углубление, которое называется клыковой или собачьей ямкой. В нижней части верхнечелюстная кость образует еще один отросток — луночковый. Его называют также альвеолярным (по ее дуге расположены луночки, в которых помещаются корни зубов). Альвеол, т.е. зубных ячеек, лунок, насчитывается по восемь у каждой верхнечелюстной кости. Четвертый отросток носит название нёбного.
Общая форма сросшихся верхнечелюстных костей — подковообразная (рис. 47).
Нижнечелюстная кость наряду с лобной играет большую роль в пластическом устройстве лица. Непарная, она имеет тело подковообразной формы, на передней поверхности которого посередине есть подбородочное возвышение, несколько ниже которого по обе стороны располагаются подбородочные бугорки.
Верхние боковые отростки нижней челюсти — передние венечные и задние суставные — служат соответственно сочленению с височными костями и прикреплению височных мышц. Нижняя челюсть перегибается в двух местах, где образуются углы, от которых отходят вверх ветви кости с уже упоминавшимися парными отростками. Справа и слева от подбородочного возвышения лежат подбородочные отверстия. Нижнечелюстная кость в своем верхнем отделе имеет луночковую (для корней нижних зубов) часть.
Нижнечелюстная кость (рис. 48) завершает череп в его нижней части. Ее форма и размер существенно влияют на единый, пластически совершенный объем головы человека.
Рис. 47
Рис. 48
Свою роль в пластике лица человека играет парная скуловая кость, влияющая в значительной мере на поперечный размер головы. Сращенная вверху с лобной, а на передней поверхности с верхнечелюстной костями, скуловая образует наружную стенку глазной впадины (рис. 49). Сзади скуловая кость сращена с клиновидной и височной и участвует в образовании скуловой дуги.
Глазные впадины — глазницы — парные углубления, имеющие форму сглаженной четырехгранной пирамиды, предназначены природой для глазных яблок. Костные стенки глазной впадины имеют несколько отверстий, через которые проходят нервы и кровеносные сосуды зрительного органа.
Рис. 49
Верхняя стенка глазницы образована лобной костью, остальные — соответственно верхнечелюстной (нижняя), скуловой и клиновидной (наружная), а в образовании внутренней самое определяющее участие принимает решетчатая кость (рис. 50).
Вы узнали о двух частях черепа человека, познакомились с самыми основными костями, играющими роль в пластической трактовке головы человека, и впереди предстоит практическое рисование черепа, необходимое для углубления знаний при переходе к изображению головы.
Но что собой представляет череп, почему его нужно обязательно рисовать?
Рис. 50
Начнем с того, что авторы всех величайших произведений изобразительного искусства, включающих изображение человека, досконально знали анатомию. Например, гениальный Микеланджело изучал анатомию на разрезании трупов, делая это в моргах тайком, потому что католической церковью в те времена подобное занятие было строжайше запрещено. Разумеется, художники изучали анатомию отнюдь не на ощупь или чисто умозрительно. Древнегреческая скульптура в дошедших до нас образцах поражает исключительным знанием анатомии их авторами. Мы не можем теперь, к сожалению, никогда узнать, каким методом пользовались при изучении анатомии греки, но даже если допустить, что они не подвергали трупы рассечению, а имели возможность наблюдать обнаженное человеческое тело в разнообразнейших движениях на всевозможных состязаниях борцов, метателей диска и копья, бегунов и т.д.
Леонардо да Винчи пытливо изучал анатомию не только человека, но и животных, и от его подвижничества осталось свыше 700 анатомических рисунков.
В середине XVI в. итальянский врач и анатом Андpea Везалий написал и издал книгу «Устройство человеческого тела», иллюстрации к которой выполнил Тициан с учениками.
Первое русское руководство по анатомии для художников составил и издал художник Антон Павлович Лосенко. Книга называлась «Объяснение краткое пропорций человека», вышла в 1771 г. и вплоть до середины следующего века была основным руководством по анатомии. Краткий пояснительный текст сопровождался отлично выполненными самим Лосенко анатомическими таблицами, репродукции которых рассчитывались на наглядный показ и зрительную память молодых художников. Успех вышедшей небольшим тиражом книги был таким, что экземпляры размножались перерисовыванием таблиц и списыванием текста. Вот какое значение для тогдашних учеников имело знание анатомии!
Знакомясь с основными костями черепа, вы можете прибегнуть к осязанию своей головы. Для этого приложите руки ладонями к шее и пытайтесь что-либо ощутить: одни мышечные массы, а под ними глубоко что-то потверже. Но вот пальцами начинаете ощупывать нижнюю часть головы сзади, поднимая их выше, и через некоторое время ощутите под кожей кость затылка. Осязайте ее тщательно и вспоминайте, как называется эта кость, какие она имеет возвышения и т.п. Найдите на себе скуловые и другие, имеющие внешнее пластическое выявление кости. Хорошо прощупываются края глазниц, вся нижняя челюсть, лобная и теменные кости.
Подобный эксперимент на себе очень полезен, так как осязание способствует прочному запоминанию всех доступных выступов и углублений. Такой же эксперимент с собой вы можете провести с осязанием основных мышц, когда ознакомитесь с их названием и расположением.
Повторяем, рисование с натуры развивает точность глаза, его способность безошибочно «читать» конструкцию головы человека, сложную и основательно скрытую мышечно-кожным покровом, развивает зрительную память и восприятие формы головы в пространственных проекциях и ракурсах.
Рисование с натуры на базе пластической анатомии есть не что иное, как собирание изученных частей в одно целое. Знание анатомии и рисование с натуры головы человека — единство теории и практики в работе художника. Отсюда следует, что анатомия для изучающих основы изобразительной грамоты — своеобразный строительный материал в рисовании человека.
Познакомившись со строением костей черепной коробки и лицевой части черепа, постарайтесь в рисунке с натуры тесно связать теорию с практикой.
Тоновой рисунок черепа человека
Изображение черепа имеет свои особенности. С одной стороны, натура сама по себе малопривлекательна по известной причине, и удерживает у нее лишь сознание того, что это нужно. С другой стороны, это не натурная искусственная модель из пластмассы или папье-маше, имеющая хоть и соответствующие подлинной натуре формы, но все же в какой-то степени облагороженные, а если сказать вернее, сглаженные, и окраска поверхности светло-серая. Здесь же перед вами подлинный череп, имеющий особенную окраску неприятного оттенка, с пятнами, разрушающими и без того сложную форму.
Многое подскажет личная практика каждого из вас. Например, пятно или группа пятен, влияющих на нарушение зрительного восприятия отдельных частей общей формы, должны вами проигнорироваться. Надо учиться высматривать основное, видеть большую форму и подчинять ей подробности. Нужно видеть основные пропорции, пропорциональное отношение массы черепной коробки к массе лицевой части, всю форму лобной части, скул и челюстей и т.д. Конечно, это трудное дело дается не сразу.
При натурном рисовании надо ставить себе определенную конкретную задачу, например построение пропорции. Поскольку рисование с натуры во время учебы — занятие тренировочное, постольку так и надо к этому относиться. Здесь несовместимы с учебным рисунком фантазерство, формотворчество от себя, так же как и преждевременное увлечение сложными задачами.
Вы уже знаете, что в работе с натуры нет смысла сразу же браться за длительный подробный рисунок. Здесь каждый раз требуется втянуться в процесс рисования. Как у спортсмена перед стартом обязательно нужны разбег, разминка или у музыканта перед концертом — настрой, так и у вас перед длительной работой обязательны предварительные пробы в виде компоновочной зарисовки или выполнения карандашного этюда, в котором можно оперировать крупными, обобщенными массами, характерными для изображения черепа. Повторяем, что способность полного восприятия натуры вступает в силу позднее того момента, когда вы приступили к основной работе. Предварительная проба компоновки рисунка, зарисовка, ставящая целью найти общие пропорции, модуляцию крупных форм с помощью светотени, обостряют зрительное восприятие и внимание рисовальщика, после чего легко перейти к основному рисунку.
Есть еще одна особенность в рисовании с натуры. Дело в том, что в процессе работы перед завершением изображения у вас, как еще неопытных, наступает угасание сосредоточенности и необходимого восприятия своего рисунка и натуры, причем это происходит несколько раньше, чем почувствуете его. Вы могли сделать что-то на данном этапе работы значительно грамотнее и качественнее, если бы, увлекшись какой-то деталью, не заметили наступившей усталости. Что же делать в таком случае? Переключить свое внимание хотя бы на наброски, например, с той же натуры, но с другой точки зрения, в каком-либо ракурсе. В работе по рисованию черепа усталость вызывается чисто психологически, и вот здесь особо не увлекайтесь.
Рассмотрим работу над рисунком черепа более подробно, в ее последовательности, во взаимосвязанности всех этапов.
Череп нужно рисовать при искусственном освещении. Ввиду того что подлинный череп в условиях дневного света, не направленного, по большей части рассеянного, выглядит не контрастно, очертания его смягчены, для лучшего различения объема и важных деталей избирается направленный свет от электрического источника.
На первом же занятии по рисованию черепа необходимо прежде всего внимательно проанализировать натуру. Анализ проводите с учетом того, с какой точки зрения вам предстоит вести работу. Что такое анализ, вы уже знаете, но напомним вкратце, что это мысленное деление рисуемого объекта на отдельные элементы. Чем сложнее форма, тем больше и серьезнее приходится изучать натуру. К работе во время анализа требуется особый подход: здесь участвует ваше сознание, работает мозг, включается ясное логическое мышление.
При подробном анализе натуры нужны развитое пространственное мышление и образное воображение, чтобы яснее себе представлять и понимать структуру формы видимого предмета. В процессе необходимо рассмотреть череп со всех сторон. Получив представление о натурной модели, определите для себя все этапы предстоящей работы: начало, продолжение и завершение.
Выполните предварительный эскиз или этюд, зарисовку или компоновочный набросок, краткий вступительный рисунок, т.е. подходите к предстоящей работе с обостренным зрительным восприятием и вниманием к натуре. Итак, предварительное упражнение предназначено дать вам необходимый художнический «задел».
Сейчас вы уподобились строителям, закладывающим фундамент сооружения. Лист определенного формата (четверть ватманского размера) вы располагаете перед собой на мольберте в вертикальном положении. Еще раз продумайте компоновку рисунка, постарайтесь «увидеть» его словно бы уже законченным на этом формате.
Легкими линиями наметьте большую форму черепа. Разумеется, формат листа не позволит вам выполнить рисунок черепа в его натуральную величину — он окажется большим, «упрется» в края бумаги. Придерживайтесь неукоснительного соблюдения всех требований к работе, и к вам придет уверенность в том, что натура начала «слушаться» карандаш.
После того как наметили большую форму, переходите к определению основных пропорций черепа и его положения в пространстве — возможного наклона вперед или назад, в зависимости от постановки натуры. Чтобы это было легче сделать, проведите условные вспомогательные линии, одна из которых будет срединная (иначе ее называют профильной), другая — горизонтальная. Вспомогательные линии образуют крестообразную пересекаемость, определяющую положение (в данном случае черепа) натуры в пространстве. Срединная линия делит изображение точно пополам, если по отношению к рисовальщику череп расположен в анфас, т.е. прямо обращен лицевой частью. Но линия продолжает оставаться срединной и для различных положений натуры, так как проходит вертикально через середину лобной части, грушевидного отверстия носа, верхне- и нижнечелюстных костей. Горизонтальная линия в различных положениях натуры тоже условна; она проходит через середину глазных впадин и делит череп на две примерно равные части по высоте. От правильно проведенных вспомогательных линий зависит расположение черепа в формате.
Общие пропорции намечайте с обязательным привлечением геометрических объемов: например, череп можно «поместить» в параллелепипед. Пропорции определяйте на глаз, уточните, если надо, и одновременно переходите к построению перспективных плоскостей, ограничивающих объем черепа (поверхность лицевой, лобной и боковой частей). Всегда ориентируйтесь на вспомогательные срединную и горизонтальную линии. Они хорошо «держат» построение. Уточняйте на основе этих двух ориентиров все составляющие передней части черепа по отношению друг к другу: лобной кости к глазным впадинам, скуловых костей к грушевидному отверстию, верхней челюсти к нижней.
Старайтесь на этом промежутке изображения все время ясно ощущать форму черепа со всеми его выпуклостями и вогнутостями, выступами и впадинами. Постоянно сравнивайте одно с другим. Такое сравнение очень помогает верно определить объемно-конструктивную форму черепа, его основных поверхностей (рис. 51).
Определив пропорциональные соотношения частей черепа и дав объемно-конструктивную характеристику составляющих его элементов, начинайте постепенно переходить к очередному этапу — детальной проработке всех конкретных форм.
Вы хорошо знаете, что данный этап работы самый трудный по причине тщательного исследования натуры. До сих пор вы строили изображение, будучи предельно внимательными к общему, к пропорциональным соотношениям частей, к поискам взаимосвязи всех элементов формы. Сейчас вы переходите к тому отрезку работы, когда нужно при любой степени отработки деталей все время сохранять общее.
Рис. 51
Быстро взглянув на натуру, зафиксируйте свое внимание на двух-трех точках, которые чисто условны, но станут своеобразными «центрами сосредоточения взгляда». Результатом здесь оказывается вдруг обнаружившаяся способность видеть всю конфигурацию черепа. Такое «видение» натуры сразу, целиком, не позволяет переключаться на какую-либо подробность, отвлекающую от общего.
Учитесь в процессе рисования с натуры пользоваться так называемым боковым зрением. И в этом случае рассматриваемая натура воспринимается только в ее общей норме, а деталей как бы не существует. Расплывчатость всех подробностей в предмете изображения не мешает видеть общее, а для рисовальщика это очень важно.
Следовательно, на этапе проработки деталей нужно все время видеть общее, не останавливаться на каком-то одном месте рисунка до полной законченности, а вести моделировку формы тоном постепенно и везде одновременно. Увлекательных мест в рисунке всегда достаточно, чтобы желать одно из них проработать до полного эффекта, но вам должно быть понятно, что в таком случае «частности» разрушают изображение, уводят в сторону от учебных задач, мешают становлению художника. Значит, нужен самоконтроль в процессе рисования, концентрация внимания в первую очередь на общем, минуя частности. Все теоретические сведения, как правило, очень быстро исчезают из памяти, забываются, если их не подкрепляют практическими упражнениями, начиная от быстрого рисования и заканчивая длительными изображениями.
Рис. 52
Работая карандашом, не используйте сразу всю его кроющую способность, ведите рисунок в среднюю силу, сохраняя достаточный запас светотеневых градаций для завершения изображения. Разнообразьте штриховку исходя из формы.
На последнем этапе работы над рисунком черепа — обобщающем — нужно еще раз проверить все изображение, отойти, посмотреть на него с некоторого расстояния, а затем приступить к завершению.
Теперь перед вами стоит задача — добиться такого изображения, когда рисунок воспринимается целостным, т.е. в нем правильно определена контрастность, заметна каждая деталь, подчиненная целому.
На завершающем этапе рисования очень важно проследить тональные соотношения и освещенность черепа в целом и его частей по мере их удаления и приближения к источнику света. Уберите излишнюю яркость рефлексов, так как они «спорят» с полутонами, высветлите, «успокойте» возможную перетемненность глазных впадин и грушевидного отверстия, другие теневые места изображения. Все это очень заметно, если отойти от рисунка и посмотреть на него «прищуром» глаз.
Четкость проработки элементов рисунка черепа на переднем плане должна превосходить все остальное (рис. 52).
Подведение итогов проделанной работы связано с проверкой общего состояния рисунка. Общее состояние рисунка должно быть таким, чтобы в изображении все выглядело тождественным (как «одно и то же») тому зрительному образу, который возник во время наблюдения натуры с определенной точки зрения. Понять это можно, если вы посмотрите на какой-либо конкретный предмет в окружении других, но выделив из них именно этот. Остальные предметы хоть и подчинены зрительному центру, но воспринимаются здесь менее детально. Когда конкретный предмет выделен, а остальные обобщены, зрительные объекты, ставшие образными отражениями в изображении, тождественны.
Непременное условие каждого длительного рисунка с натуры — правильность тона изображаемого предмета, выделение более тщательной проработкой самого главного в изображении и обобщение всей формы.
Контрольные вопросы. Практическое задание
1. Из каких двух частей складывается череп головы человека?
2. Назовите внешние кости мозговой части черепа и дайте им краткое объяснение.
3. Как вы думаете, есть ли у черепа подвижные кости?
4. Что такое скулы и какую роль они играют как кости черепа?
5. Вспомните, какие швы соединяют кости?
6. Что такое альвеолярный отросток и к какой кости он относится?
7. Сколько отростков имеет верхнечелюстная кость? Назовите их.
8. Где находится в черепе сосцевидный отросток?
9. Где проходит лямбдовидный шов?
10. Какой кости принадлежит скуловой отросток?
11. Какое значение имеет практическое изучение черепа человека?
12. Выполните несколько набросков черепа с разных точек зрения.
infopedia.su
череп анатомия для художников — Video
РИСУНОК ЧЕРЕПА В ФАС | Академический рисунок | Денис Чернов
16.775 | 15/12/2017 |
СТРАНИЦА КУРСА ➤ http://akademika.pro/courses/akademicheskiy-risunok?utm_source=yt&utm_medium=desc&utm_campaign=akadem_risunok КОРОТКО О КУРСЕ: Классическая академическая школа ➤ Опыт не имеет значения ➤ Принцип «от простого — к сложному» ➤ Раскроем тайны мастерства ➤ Максимально доступная форма ➤ Цель: научиться реалистичному рисунку ➤ Заниматься можно в удобном для вас темпе ➤ Поддержка преподавателя в течении 3-х месяцев ПОДРОБНО О КУРСЕ: Этот курс о технике рисунка, основах понимания формы, работе с инструментом. Академический рисунок — это основа для дальнейшего вашего продвижения в искусстве. Вы не можете писать живопись или создавать прекрасные картины, не овладев основами академического рисунка. В курсе мы соединили традиционные академические наработки, которые приняты во многих школах. Вы узнаете все тайны мастерства, которые преподаватель наработал в своём практическом опыте как художник. На курсе мы рассмотрим: как работать с инструментом, как затачивать карандаш, как работать с резинкой, как проводить линии, как работать с пропорциями, как строить конструкцию, как применять на практике перспективу, перспективные искажения, вы сможете понять как лепить форму при помощи света и тени, вы сможете разобраться в вопросах классического понимания рисунка, вы будете глубже понимать картины классиков и современников. Всё это мы будем изучать на основе следующих обьектов: геометрических тел, простых бытовых предметов, мы будем рисовать драпировку, архитектурные детали, далее перейдём к изучению головы, начнём с черепа и обрубовки экорше. Отдельно будем рисовать и изучать детали классичекой головы Давида и другие гипсовые модели с разных точек зрения. И, в итоге, перейдём к изображению живой модели. Особое внимание уделяется пониманию перспективы и особенностям перспективного сокращения. Проводится логическая и практическая связь между простыми геометрическими телами и сложными формами.
vilook.com
Анатомия и структура человека для художников. Мышцы и кости
Эта часть посвящена тем аспектам анатомии человека, которые вам потребуются, чтобы научиться рисовать человека. Вам не нужно знать каждую отдельную мышцу и все внутренние органы, но вы должны знать все, что влияет на форму и поверхность тела. Эти знания должны включать в себя: скелетную структуру, основные группы мышц, которые держат тело, и распределение жировых отложений под кожей.
Если вы хотите изучить этот вопрос более подробно, есть много доступной литературы по анатомии для художников, которые содержат исчерпывающую информацию по этой теме. Но я считаю, что художнику необходимо обладать лишь небольшим фондом основных анатомических знаний для своих нужд, так что здесь мы будем рассматривать только основные составляющие структуры организма и простую механику его работы.
Следует подчеркнуть, что хороший рисунок фигуры человека имеет мало общего с анатомической схемой. Однако, если вы не знаете основные аспекты, ваши рисунки будут более убедительными.
Кости
Нормальный человеческий скелет состоит из 206 костей, обеспечивая мобильную вспомогательную структуру для тела и защиту для жизненно важных органов. Есть также сесамовидные кости, которые образуются в сухожилиях и непосредственно не связаны с другими. Они не учитываются в общей сложности (206) и здесь мы их не будем брать в расчет и обсуждать. Кости связаны друг с другом жесткими, гибкими связками. В суставе каждая артикуляционная кость покрыта тонким слоем хряща, который носит на себе всю тяжесть износа. Весь сустав заключен в капсулу соединительной ткани, которая выделяет синовиальную жидкость, чтобы обеспечить смазку.
Центральное место в скелетной системе человека занимает позвоночник — гибкий столбец, состоящий из 33-х позвонков, поддерживающий череп, плечевой пояс, грудную клетку и таз. Руки связаны с плечевым поясом, а ноги с тазом.
Плечевой пояс включает ключицы и лопатки. Плечевая кость вписывается в небольшое гнездо в лопатке, что позволяет делать широкий диапазон движения руки в плече.
Грудная клетка образует бочкообразный гибкий каркас, который защищает сердце, легкие, пищевод и другие структуры.
Таз прочно прикреплен к нижней части позвоночника, которая поддерживает кишечник и другие внутренние органы и передает вес верхней части тела ногам. Бедренные кости связаны твердо в чашеобразной полости в области таза. Хотя все люди разные, кости среднего женского скелета меньше и легче, чем у мужского. Грудная клетка более узкая, а бедра относительно шире, чем у мужчин. Кроме того, женский позвоночник имеет более акцентированный изгиб наружу от поясницы.
Художнику необходимо знать, что не бывает совершенно прямых костей. Если руки и ноги нарисовать с совершенно прямыми костями, они будут выглядеть негибкими и жесткими. Кривизна костей очень сильно связана с ритмом действий фигуры. Это поможет создать впечатление жизни.
Мышцы
Есть чуть более шестисот произвольно-сокращающихся мышц в организме человека, но для наших целей необходимо обсудить лишь:
- крупные поверхностные мышечные группы, которые влияют на форму тела и ответственны за движения конечностей, а также
- гораздо более сложные мышцы, которые влияют на движение лица.
Это все скелетные мышцы. Большинство скелетных мышц прикрепляются обоими концами к костям (через сухожилия) и действуют подобно натяжению пружины в плане того, что они способны сокращаться; при этом они дают возможность одной кости вращаться относительно другой, как рычаг. Мышцы, которые дают выражение на лице связывают кость и кожу.
Мышца состоит из тысяч волокон, каждое из которых контролируется нервным окончанием. Эти нервные окончания реагируют на сигналы от мозга, выпустив незначительное количество ацетилхолина, который заставляет мышечные волокна сокращаться вдоль их длины, и они становятся короче и толще.
Иллюстрация ниже показывает действие бицепса на переднюю часть руки. Когда он сокращается, рука согнута. Выпрямляет руку другая мышца — трицепс, которая находиться на задней поверхности предплечья. Чтобы разогнуть руку, трицепс должен сократиться, а бицепс расслабиться. Все мышцы, отвечающие за движения скелета спарены таким образом, чтобы для каждой мышцы, тянущей в одном направлении, была другая расположенная так, что она может потянуть в противоположную сторону.
Вообще весь комплекс мышц задействован для каждого движения тела: сгибание руки включает в себя множество мышц помимо бицепса и трицепса. Один набор мышц обеспечивает основную движущую силу, в то время как противоположные мышцы обеспечивают расслабление и удлинение. Между тем, другие обездвиженные суставы нужны для стабилизации равновесия организма.
Мышцы расположены одинаково в мужском и женском организме, а дифференцированной жировые отложения на груди и бедрах вызывают гендерные различия формы тела. Мы рассмотрим их позже.
Все уроки по теме «как нарисовать человека» здесь.
В статье использовались материалы из книги Ron Tiner «Figure Drawing without a model».
www.web-paint.ru
Анатомическая характеристика черепа человека
Анатомическая характеристика черепа человека
Перед тем как приступить к рисованию головы человека, необходимо познакомиться с ее анатомическим строением на основе черепа. Ведь характер формы головы обусловлен особенностями строения черепа.
Вам нужно познать строение формы черепа с чисто пластической стороны. Пластической анатомией называют тесно связанную с изобразительным искусством науку, которая изучает внутреннее строение тела человека и животных для определения его внешней формы.
Две генетические части составляют череп. Одна носит название мозговой, в нее входят лобная и затылочная, височные, теменные кости. Другая именуется лицевой частью черепа, и к ней относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые кости, скуловые отростки и т.д.
Итак, вас должна интересовать исключительно пластическая анатомия головы человека. Значение изучения черепа в этом смысле большое, и чем больше рисовальщик знает, тем вернее он рисует.
К мозговой части черепа человека относятся восемь костей. Вам надо знать те, которые играют роль для рисования.
Лобная кость образует поверхность лба человека, имеет в верхней части справа и слева два выпуклых выступа — так называемые лобные бугры. Ниже лобных бугров находятся также две выпуклости — надбровные дуги. Между ними пролегает углубление — надпереносье.
В нижней части лобная кость завершается острым по форме переходом в глазницу — впадину для глаза — и называется надглазничным краем. Кнаружи лобная кость, продолжая надглазничный край, переходит в скуловой отросток, соединяющий ее со скуловой костью. Справа и слева лобная кость переходит в поверхности височных и клиновидных костей, и на границах этих переходов имеется гребень, или, как его еще называют, височная линия. Эта линия ограничивает лежащую выше скуловой дуги височную впадину.
Лобная кость — непарная, хотя у человеческого зародыша она закладывается из правой и левой половин. Затем обе половины срастаются, и почти у каждого черепа в этом месте едва разливается небольшое возвышение, находящееся в вертикальном направлении. В рисовании головы человека лобная кость, форму которой следует изучить, играет в передаче пластики лица важную роль .
Теменная кость — парная, находится между лобной и затылочной костями. Эта кость также имеет свой бугор — выступ, очень заметный. По форме кость напоминает трапецию, имея четыре края. С соседними она соединяется при помощи швов — венечным с лобной и лямбдовидным с затылочной. Обе теменные кости занимают значительную площадь мозговой части черепа, соединись в ее середине так называемым стреловидным швом. И еще одна особенность характеризует поверхность теменной кости. Вы уже знаете, что такое височная линия. Вот она-то продолжается, правда, раздваиваясь на идущие параллельно верхнюю и нижнюю линии на теменной кости.
Непарная затылочная кость имеет большое затылочное отверстие, необходимое для позвоночного канала, через который головной мозг сообщается со спинным. Наиболее выступает у затылочной кости наружное затылочное возвышение. От этого возвышения вправо и влево направлены выйные линии — места прикрепления мышц шеи. У некоторых людей на затылочной кости встречается еще один выступ, располагающийся на границе лямбдовидного шва. Знать внешние анатомические свойства затылочной кости необходимо потому, что она входит составной частью в пластическую форму черепа человека.
Нижнебоковые стенки мозговой части черепа — это височные кости. Височная кость сзади примыкает к затылочной, а сверху соединяется с теменной при помощи чешуйчатого шва. Эта кость образована так, что в ней есть слуховой проход. Позади слухового прохода расположен сосцевидный отросток, а спереди — тянущийся вперед скуловой отросток, имеющий у слухового прохода углубление — нижнечелюстную ямку, служащую для сочленения с головкой кости нижней челюсти. Заканчивается скуловой отросток в месте соединения со скуловой костью.
Другая часть черепа — лицевая — образована четырнадцатью костями. Более крупными среди этих костей являются две верхнечелюстные, две скуловые и одна нижнечелюстная.
Верхняя челюсть — парная — имеет трехгранную форму и четыре отростка. Это кость, служащая прочной основой поверхности человеческого лица, расположена начиная от глазных впадин, вниз — до верхних зубов. В верхней части поверхность челюсти загибается внутрь глазницы, а ее так называемый лобный отросток у переносицы срастается с лобной костью. Оба лобных отростка служат опорой для двух парных носовых косточек, срастающихся по средней линии друг с другом и образующих таким образом неподвижную костную часть носа. Внутренние края правой и левой верхнечелюстных костей образуют границы грушевидного носового отверстия и внизу срастаются по средней линии, формируя выступ — переднюю носовую ость. Передняя поверхность кости имеет под глазными впадинами ярко выраженное углубление, которое называется клыковой или собачьей ямкой. В нижней части верхнечелюстная кость образует еще один отросток — луночковый. Его называют также альвеолярным (по ее дуге расположены луночки, в которых помещаются корни зубов). Альвеол, т.е. зубных ячеек, лунок, насчитывается по восемь у каждой верхнечелюстной кости. Четвертый отросток носит название нёбного.
Общая форма сросшихся верхнечелюстных костей — подковообразная.
Нижнечелюстная кость наряду с лобной играет большую роль в пластическом устройстве лица. Непарная, она имеет тело подковообразной формы, на передней поверхности которого посередине есть подбородочное возвышение, несколько ниже которого по обе стороны располагаются подбородочные бугорки.
Верхние боковые отростки нижней челюсти — передние венечные и задние суставные — служат соответственно сочленению с височными костями и прикреплению височных мышц. Нижняя челюсть перегибается в двух местах, где образуются углы, от которых отходят вверх ветви кости с уже упоминавшимися парными отростками. Справа и слева от подбородочного возвышения лежат подбородочные отверстия. Нижнечелюстная кость в своем верхнем отделе имеет луночковую (для корней нижних зубов) часть.
Нижнечелюстная кость завершает череп в его нижней части. Ее форма и размер существенно влияют на единый, пластически совершенный объем головы человека.
Свою роль в пластике лица человека играет парная скуловая кость, влияющая в значительной мере на поперечный размер головы. Сращенная вверху с лобной, а на передней поверхности с верхнечелюстной костями, скуловая образует наружную стенку глазной впадины. Сзади скуловая кость сращена с клиновидной и височной и участвует в образовании скуловой дуги.
Глазные впадины — глазницы — парные углубления, имеющие форму сглаженной четырехгранной пирамиды, предназначены природой для глазных яблок. Костные стенки глазной впадины имеют несколько отверстий, через которые проходят нервы и кровеносные сосуды зрительного органа.
Верхняя стенка глазницы образована лобной костью, остальные — соответственно верхнечелюстной (нижняя), скуловой и клиновидной (наружная), а в образовании внутренней самое определяющее участие принимает решетчатая кость.
Вы узнали о двух частях черепа человека, познакомились с самыми основными костями, играющими роль в пластической трактовке головы человека, и впереди предстоит практическое рисование черепа, необходимое для углубления знаний при переходе к изображению головы.
Но что собой представляет череп, почему его нужно обязательно рисовать?
Начнем с того, что авторы всех величайших произведений изобразительного искусства, включающих изображение человека, досконально знали анатомию. Например, гениальный Микеланджело изучал анатомию на разрезании трупов, делая это в моргах тайком, потому что католической церковью в те времена подобное занятие было строжайше запрещено. Разумеется, художники изучали анатомию отнюдь не на ощупь или чисто умозрительно.
Древнегреческая скульптура в дошедших до нас образцах поражает исключительным знанием анатомии их авторами. Мы не можем теперь, к сожалению, никогда узнать, каким методом пользовались при изучении анатомии греки, но даже если допустить, что они не подвергали трупы рассечению, а имели возможность наблюдать обнаженное человеческое тело в разнообразнейших движениях на всевозможных состязаниях борцов, метателей диска и копья, бегунов и т.д.
Леонардо да Винчи пытливо изучал анатомию не только человека, но и животных, и от его подвижничества осталось свыше 700 анатомических рисунков.
В середине XVI в. итальянский врач и анатом Андpea Везалий написал и издал книгу «Устройство человеческого тела», иллюстрации к которой выполнил Тициан с учениками.
Первое русское руководство по анатомии для художников составил и издал художник Антон Павлович Лосенко. Книга называлась «Объяснение краткое пропорций человека», вышла в 1771 г. и вплоть до середины следующего века была основным руководством по анатомии. Краткий пояснительный текст сопровождался отлично выполненными самим Лосенко анатомическими таблицами, репродукции которых рассчитывались на наглядный показ и зрительную память молодых художников. Успех вышедшей небольшим тиражом книги был таким, что экземпляры размножались перерисовыванием таблиц и списыванием текста. Вот какое значение для тогдашних учеников имело знание анатомии!
Знакомясь с основными костями черепа, вы можете прибегнуть к осязанию своей головы. Для этого приложите руки ладонями к шее и пытайтесь что-либо ощутить: одни мышечные массы, а под ними глубоко что-то потверже. Но вот пальцами начинаете ощупывать нижнюю часть головы сзади, поднимая их выше, и через некоторое время ощутите под кожей кость затылка. Осязайте ее тщательно и вспоминайте, как называется эта кость, какие она имеет возвышения и т.п. Найдите на себе скуловые и другие, имеющие внешнее пластическое выявление кости. Хорошо прощупываются края глазниц, вся нижняя челюсть, лобная и теменные кости.
Подобный эксперимент на себе очень полезен, так как осязание способствует прочному запоминанию всех доступных выступов и углублений. Такой же эксперимент с собой вы можете провести с осязанием основных мышц, когда ознакомитесь с их названием и расположением.
Повторяем, рисование с натуры развивает точность глаза, его способность безошибочно «читать» конструкцию головы человека, сложную и основательно скрытую мышечно-кожным покровом, развивает зрительную память и восприятие формы головы в пространственных проекциях и ракурсах.
Рисование с натуры на базе пластической анатомии есть не что иное, как собирание изученных частей в одно целое. Знание анатомии и рисование с натуры головы человека — единство теории и практики в работе художника. Отсюда следует, что анатомия для изучающих основы изобразительной грамоты — своеобразный строительный материал в рисовании человека.
Познакомившись со строением костей черепной коробки и лицевой части черепа, постарайтесь в рисунке с натуры тесно связать теорию с практикой.
shedevrs.ru