Эбру картинки – Знакомимся с эбру. Турецкое искусство рисования на «воде» и его разновидности

Содержание

Знакомимся с эбру. Турецкое искусство рисования на «воде» и его разновидности

Эбру — это удивительное искусство! Оно требует ловкости, навыка, точности действий. Это совсем не синоним мраморирования, как многие думают. И это не просто хаотичные разводы на воде — это упорядоченные и точные действия художника. И чем выше квалификация, тем тоньше и детальнее рисунок, тем четче линии, силуэты, пятна.

Эбру в России воспринимается как медитация, как некий приятный процесс разбрызгивания красок, доступный любому и в любом возрасте. И отчасти это так и есть. Но лишь отчасти.
Как-то мой учитель в Стамбуле мне сказал — «В России нет Эбру, там есть мраморирование». И мне стало грустно, что мы, имея интерес к этому удивительному виду турецкого творчества, совершенно не вникаем в подробности. А ведь этому танцу красок на воде нужно учиться. Иначе это все равно, как поливать холст краской из ведра.

Аутентичное эбру — это перенос рисунка на бумагу. Натуральные краски, загустители, кисти с черенками из розовых стеблей и конского волоса… Это прекрасный и старинный ритуал общения с водой в терминах «вода устала, ей нужно отдохнуть». Эбру завораживает.

Говоря о точности рисунка я вполне буквальна. Эбру имеет классическое деление на типы и стили рисунков. И каждый имеет свою технологию и описание. Проходят выставки эбру в Турции. Художники тесно общаются. И это душевное сообщество!

Батал-эбру 
Первым, базовым и моим любимым стилем исполнения рисунка является Батал-эбру. С него начинают обычно обучение мастерству, этот стиль используется и самостоятельно и в качестве фона для рисования цветов. Он может быть невероятно выразительным и ярким! Основной сложностью является равномерность распределения пятен краски по поверхности воды. Чтобы с одной стороны пятна были соразмерны друг-другу, а с другой — не выстраивались в жесткую симметрию, но хорошо читались при этом.
Вот несколько ярких и качественных примеров этого стиля (художник Fatih Yesil):

Шаль-эбру
Другим моим любимым стилем является шаль-эбру. Это очень красивый стиль, узор при котором напоминает перья райских птиц с невероятными переливами. Или крылья бабочек. Название вполне буквально. Узор напоминает анатолийские платки и отсюда имя «шаль» (художник Fatih Yesil):

Сочетание шаль-эбру с гребенчатым дает просто невозможную красоту!

Гребенчатое эбру

Создается, как следует из названия, с помощью специальных гребенок. Вариантов может быть просто невообразимое количество!

Даже эти фоновые работы очевидно точны в своем рисунке. Это не просто хаос пятен — это узор, ритм, это танец красок! Это действительно красиво и хочется повторить за мастером. Эбру требует навыка — это я сразу прочувствовала на собственной шкуре 🙂 Мое умение рисовать, конечно, помогло мне с точностью и пониманием жанра. Но, поверьте, даже попасть нужным количеством краски в нужное и определенное место на поверхности воды — задача ой какая хитрая 🙂 Важным оказывается все — от плотности раствора, до качества и способа разведения краски. От силы удара, до длины черенка и ворса кисточки.

Одно радует, даже обладая просто желанием попробовать — обретаешь дивную медитацию. Результат становится уже не так важен — настолько поглощает процесс 🙂

Разновидностей стилей и техник еще есть не мало. Но о них поговорим уже в следующих публикациях 🙂

www.livemaster.ru

Техника эбру с приемами рисования в картинках — часть 2

Вторая часть рассказа о технике эбру. В первой мы уже познакомились с теми материалами, а также инструментами, которые нужны или возможно понадобятся для творчества в этой пока еще не очень и не всем известной технике.

Техника эбру

Что-то нужно будет купить, а кое-что вполне доступно сделать своими руками или найти дома.

В этой части я расскажу о технике марморирования эбру в четырех уроках, приемах рисования гребнем, птичьим пером, иглой, а также о свободной технике для получения флоральных узоров.

Техника мраморирования

В первой части мы научились основам эбру, этой интереснейшей техники рисования, узнали, что необходимо иметь для работы.

До этого (в первой части) наше влияние на конечный результат было косвенным — мы не прикасались к самой основе. Но можно рисовать непосредственно по поверхности воды (вернее густой основы для эбру) как по бумаге.

Для это используются тонкие палочки, иглы, перья, гребешки, шпатели, даже обратная сторона кисти.

Урок 1 смешивание цветов

Метелочкой краски распределяются (разбрызгиваются) по воде. А острой палочкой или шпателем слегка смешиваются до получения мраморного рисунка.

Такой прием иллюстрирует фото ниже.

Приемы рисования эбру в картинках

Красные и серые цвета комбинируются, редкие желтые пятнышки оживляют общий вид картинки.

Как получаются подобные разводы, иллюстрирует схематичная картинка внизу текста.

Схема смешивания цветов в эбру

Урок 2. Соединение цветовых пятен

Для двух последующих примеров цветовые пятна тупо нанесены концом кисточки или пипеткой. Ровными рядами они посажены рядом друг с другом. После чего палочкой кисти или шпателем они были соединены между собой. Проводим мы от верхнего края ванночки к нижнему или наоборот — получается все время разная картинка.

 

Соединение пятен на поверхности воды

Можно попробовать провести палочкой по диагонали. Таким приемом получаются интересные образцы рисунков. Но слишком много увлекаться этим методом (непосредственно рисования по поверхности) не стоит. По той причине, что тогда часть краски может смешаться с основой, тогда придется чаще ее менять.

Узоры эбру

Урок 3. Смешивание цветов пером

Работа начинается с того, что рядами с одинаковым расстоянием наносятся капли зеленого красителя. После сажаются капельки в середину зеленого. Синий разбрызгивается при помощи «метелки». Синий мало расплывается и образует веселые точечки.

Далее вместо того, чтобы как мы уже научились работать шпателем, деревянным концом кисти или иголкой, используем птичье перо. Причем не острие, а другой конец. Вытянутые пятна упорядочиваются теперь друг за другом.

Эбру птичьим пером

Урок 4. Марморирование в технике «улитки»

Следующая техника — улиткой. Ряды пятен выполняются не особенно точно, а потом пером закручиваются как домик улитки.

В старину сделанный в виде улитки узор часто использовали для украшения обложек книг. Это была «классика» техники эбру, правда, выполненная иглами.

Пример занимает большую площадь, очень интересно цветовое решение. Перо придает рисунку особый орнамент, картинка перышком получается более живой, чем сделанная иголкой.

На что нужно обратить внимание: когда улитка закручена, вы хотите рисовать дальше на другом месте, на пере остается краситель. На перышке остается еще и основа. Если мы сразу же переместим инструмент на другое место, то там лягут «нити» поперек узора.На готовой работе останутся некрасивые белые или цветные штрихи. Если иголка посадит один штрих, то перо — множество.

Поэтому перо нужно аккуратно доставать, держать под рукой тряпочку, которой можно почистить его. Достаточно просто провести им по ткани.

Техника улитки в марморировании

Техника рисования эбру гребнем

Таким образом делается гребешок для марморирования, вставляются обычные длинные иглы. Сам держатель может быть сделан из нескольких кусков картона, склеенного между собой или пробковых листов, тогда иголки будут свободно вставляться.

Теоретически можно использовать даже старую или ненужную расческу, если она есть под рукой. Сейчас выпускают также расчески с редкими зубьями.

Хотя в наше время проще всего пойти в магазин для художников или ручного творчества, купить там сразу все необходимое.

Гребень для эбру

На фото ниже продемонстрированы узоры, которые получаются при использовании этой техники работы над эбру. Гребнем проводим в указанном стрелкой направлении по поверхности жидкости. Параллельно расположенные цветовые круги сделаны заранее (как вы помните из первого поста, это делается пипеткой).

В результате получается волнообразный рисунок. Если провести нашим инструментом в обратном направлении (зубцы находятся в таком положении относительно «волн» как показано на картинке в самом низу), то получаем своеобразные косички.

Схема работы гребнем

Пример эбру редким гребнем

Примеры «гребешкового» приема техники рисования эбру перед вами.

Здесь выбраны всего три цвета (помните — лучше меньше, да лучше). Доминирует зеленый, синего очень мало. Гребешком сначала проводим вниз, потом чуть смещаем гребень и ведем в обратном направлении. Возникают динамичные дуги и «рыбные скелетики». 🙂

Техника гребнем

Следующий прием эбру дает совсем другой характер изображения. Тоже взяты три основных цвета, почти в одинаковых соотношениях. Обычно это приводит к скучной картинке. Здесь же получился необычный узор. Цвета нанесены немного раздельно, после мало перемешаны. Работаем коротким гребнем, во многих местах, при этом слегка поворачивая его.

Это классическая версия рисования эбру. Четыре разных красителя, охра применена в маленьких количествах, только посажены акценты пипеткой. Коротким гребнем ведем сверху вниз.

Еще более необычную технику применяли мастера 19 века, называлась она павлиний мрамор. Такие эбру напоминали распущенный хвост павлина. Для этого мастера изготавливали двойные гребни.

Пример неудачного рисунка эбру

На рисунке есть не ошибки техники, а ошибки эстетические.

Свободная техника

Остановимся немного на несколько иной, более сложной (для «продвинутых») технике эбру. Перед вами цветовая комбинация, которая радует глаз. Два близких «родственных» цвета соединены с цветом-компаньоном, смешаны иглой.

Очень увлекательно рисовать на поверхности жидкости. С опытом приходят новые идеи. Если слишком много водить по поверхности, то краски волей-неволей перемешиваются с основой, а результат может разочаровать.

Тут в красный краситель добавлен терпентин. Поэтому красный имеет такой необычный вид.

Эбру в свободной технике

Примененные цвета — зеленый, желто-зеленый, очень «экономно» расходуются  — красный и золотой. Золотого обычно нет в палитре красок для эбру, поэтому берем золотую тушь или порошок с металлическим эффектом, к которому добавляется терпентин.

В этот примере все красители разбавлены терпентином для того, чтобы чтобы получались нежные переливы. Карандашом служит одна-единственная штопальная игла.

Применение терпентина и иглы

Улиточная техника такого рисунка нравится многим. Для того, чтобы рука двигалась свободно, без рывков и углов, нужно сначала попробовать нарисовать несколько таких завитков, потренироваться.

Инструменты для рисования по воде в технике эбру нужно держать не так, как карандаш при письме, а строго перпендикулярно воде. Есть два способа рисовать такие завитушки — снаружи вовнутрь и изнутри наружу. Если узор закончен в середине, то нужно чрезвычайно аккуратно поднять иголку. Тут же обтереть ее. Если начинаете изнутри, то тут технически все проще.

Более живо смотрятся завитки, если они слегка разной величины. Лучше будет, если вы нарисуете несколько больших, окруженных маленькими. Лево- и правосторонние.

Техники рисования завитков

Ниже представлена крайне веселая яркая работа в стиле эбру. Равномерными рядами нанесены чередующиеся красные и зеленые капли. Когда цветной слой почти заполнился, наносим несколько капель синего.

Иголкой вертикально соединяются красные и зеленые пункты. Каждый получившийся лист обрабатывается иглой отдельно. Синие точки остаются по возможности нетронутыми. Они будут выглядеть как пузырьки воздуха, воздушные шарики или капли воды на растениях, оживляя этим общую картину.

Растительный узор в эбру

Следующая картинка имеет более ясную композицию. Большие формы образуют растительный орнамент. Заметен контраст между красным и темным.

За счет выбора и распределения цветов, их интенсивности, приемов воздействия, возникают многочисленные возможности для создания совершенно разных комбинаций рисунков в технике эбру.

Применены редкий гребешок, а также шпатель. Сначала гребнем сделан рисунок в виде дуг, после шпателем цвета растянуты в разных направлениях.

Орнамент с листьями

Последний образец этого поста. То, что обычно считается ошибкой, в этом случае послужило способом создать более интересный узор. Бумага была неравномерно опущена в кюветку с уже готовым узором эбру. Поэтому краситель держится на одних местах лучше, чем на других.

В последующих постах по технике эбру мы остановимся на значительно более сложных моментах создания рисунка. Это будут уже не только абсолютно абстрактные картины, а нечто уже более узнаваемое.

Так что, кого интересует эта тема, почаще заходите к нам «на огонек»! Или подписывайтесь на обновления (RSS лента) в правой колонке, будете получать обновления по электронной почте. Это происходит как правило не чаще раза в неделю.

Вас может заинтересовать:

Эбру — техника рисунка по немецкой книге — часть 1

Самое начало серии постов на одну тему. Взяты из старой книжки, перевод мой, вольный. Описание того, что нужно для того, чтобы начать заниматься эбру — интереснейшей техникой создания орнаментов на поверхности воды. Инструменты, материалы. Как сделать самим. Самые простые начальные приемы, как и чем  наносить краску, короче, все для начинающих.

14 техник эбру и современные стили рисования по воде

Еще один очередной, третий по счету мой пост на тему эбру, неожиданно оказавшуюся востребованной. Виды и стили древнего искусства, пришедшего к нам из Китая и Турции собраны воедино, каждый (пусть даже немного отличающийся от другого) имеет оригинальное название, пришедшее к нам из турецкого языка. Особенности техники эбру, появившиеся уже в наше время.

Похожие статьи:

dolgoli.ru

Эбру — рисунок на воде

Вот и первая работа на наш конкурс, ее прислала Эльвира из Челябинска. Номинация «Учусь быть волшебником».

«Это наша семейная творческая работа. В основном творила дочка Камилла, ей 4 года и 4 месяца.

Эбру (рисование по водной глади) — древнейший способ создания узоров на ткани и бумаге с эффектом мрамирования. Для нее использовали только натуральные кисти из древесины розового кустарника и конского волоса.

Берем умеренно глубокую емкость прямоугольной формы, заполняем водой не до краев. Использовали готовые краски, рекомендуемые для начинающих Artdeco. Но можно использовать краски (бойалар).

Разбрызгиваем, добавляем по каплям краску на воду с помощью кисточки и экспериментируем с узором.

Для получения «чешуйчатого» узора использовали гребень, длина которого соответствовала ширине поддона.

Размещаем на поверхность рисунка лист бумаги. Ждем несколько секунд, давая возможность рисунку прикрепиться к бумаге.

Затем аккуратно снимаем и переворачиваем.

Даем возможность высохнуть. Все рисунок в технике эбру готов!»

Примечание:

Краски (бойалар)

Краски для эбру включают в себя натуральный пигмент, воду и желчь. Они очень жидкие по консистенции, по сути цветная вода. Для изготовления красок эбру используются следующие нерастворимые пигменты:

Желтый: сернистое соединение природного мышьяка.

Синий: лахорская синька, которую получают из корня растения. Рецепт ее изготовления создан в пакистанском городе Лахор.
Зеленый: соединение синего и желтого. Если много мышьяка, цвет получается ближе к фисташковому, если много синьки – ближе к изумрудному.
Тёмно-синий: особый сорт натуральной синьки.
Черный: печная сажа, собранная вручную. Издавна сажа используется для изготовления чернил. В приготовлении это самая сложная краска. Она очень плохо впитывает воду из-за сажи, которая постоянно поднимается на поверхность воды. Поэтому ее нужно очень долго перемешивать. Чтобы облегчить этот процесс, в раствор добавляют сосновые иголки.
Белый: карбонат свинца (свинцовые белила) в натуральном виде.
Красный: оксид железа из листьев красной капусты.

Это я нашла в интернете, а сами мы использовали краски, рекомендуемые для начинающих — Artdeco.

Он Знает о Вас Всё!

Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети:

Еще интересно:

Посмотрите также:
Поделиться новостью в соцсетях