Изо 4 класс изба – План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок ИЗО «Русская деревня». | скачать бесплатно

Презентация по ИЗО «Образ русской избы» 4 класс

Инфоурок › ИЗО, МХК › Презентации › Презентация по ИЗО «Образ русской избы» 4 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

«Образ русской избы»

2 слайд Описание слайда: 3 слайд
Описание слайда:

Изба – русский срубной жилой дом.

4 слайд Описание слайда:

Из какого материала строили и строят избы? Россия — страна леса. Из дерева мастерилось и строилось буквально всё: домашняя утварь, орудия труда, избы и даже целые города. Всё это создавалось преимущественно топором.

5 слайд Описание слайда:

Удивительна красота деревянного зодчества. Искусство это не долговечно, хотя есть ещё такие уголки в России, где сохранились построенные из дерева дома, дворовые постройки (амбары, сараи, бани и другие), культовые сооружения (церкви и часовни).

6 слайд Описание слайда:

Строительство избы

7 слайд Описание слайда:

клеть – комната без окон, в ней хранились бочки с вареньем и соленьем сруб – с него начинали строить, это жизнь человека, здесь он родится, здесь и умрет верхняя часть – жизнь души, поэтому самая нарядная конек – небесная колесница Русская изба состояла из трех частей:

8 слайд
Описание слайда:

Причелина — в деревянных кровлях — (украшенная резьбой) фронтонная доска, закрывающая наружные торцы подкровельных слег.

9 слайд Описание слайда:

Полотенце — короткая вертикальная доска на стыке двух причелин, украшенная сквозной резьбой.

10 слайд Описание слайда:

«Фасад – лицо избы, окна – её глаза».

11 слайд
Описание слайда:

Ставни

12 слайд Описание слайда:

В русском зодчестве деревянные строения характерны нарядностью и живописностью.

13 слайд Описание слайда:

Какие еще постройки можно встретить в деревне?

14 слайд Описание слайда: 15 слайд
Описание слайда: 16 слайд Описание слайда:

Физкультминутка

17 слайд Описание слайда:

Творческое задание Рисунок избы по плану: 1.Обдумайте, какой образ избы будет на вашем рисунке. Определите средства выразительности. 2.Выполните разметку листа, расположите на нем придуманный образ. 3.Украсте избу. 4.Доработайте рисунок красками.

18 слайд
Описание слайда: 19 слайд Описание слайда: 20 слайд Описание слайда: 21 слайд Описание слайда:

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-1292164

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация к уроку ИЗО (4 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Урок ИЗО 4 класс Русская деревенская изба .

2 слайд Описание слайда:

Бревенчатые избы Избы строились на Руси из брёвен, так называемые бревенчатые избы. Промежутки избы между брёвнами прокладывались травой (для утепления), чтобы не задувал ветер. Искусные умельцы строили избы без единого гвоздя.

3 слайд Описание слайда:

Из века в век, с утра и до утра звучала без конца и без начала речитативом песня топора на всей Руси великой и крепчала.

4 слайд Описание слайда:

Как мера и красота скажут… У каждого народа есть свой излюбленный строительный материал. Россия — страна леса. Из дерева мастерилось и строилось буквально всё: домашняя утварь, орудия труда, избы и даже целые города. Всё это создавалось преимущественно топором без единого гвоздя

5 слайд Описание слайда:

Удивительна красота деревянного зодчества. Но искусство это не долговечно, хотя есть ещё такие уголки в России, где сохранились построенные из дерева дома, дворовые постройки (амбары, сараи, бани и др.),культовые сооружения (церкви и часовни). д. Хохловка

6 слайд Описание слайда:

А я сколько по святой Руси не езживал, а таких хором вовек не видывал. (из былины)

7 слайд Описание слайда:

«Фасад – лицо избы, окна – её глаза».

8 слайд Описание слайда:

«Всякая избушка своей кровлей крыта». Наиболее полно мастерство и талант русских зодчих проявился в строительстве и украшении жилищ. Веками складывались общие особенности архитектурной конструкции русской избы.

9 слайд Описание слайда:

Фасад избы. Во все времена предметом особой заботы русских зодчих было художественное оформление фасада избы.

10 слайд Описание слайда:

Изба что терем. Празднично – нарядный декор деревянных кружев русских изб и сегодня восхищает своей красотой. Узоры на наличниках и и ставнях, на причелинах, полотенце, балкончиках удивляют своей красотой. А сколько фантазии и выдумки вкладывает мастер создавая резные узоры.

11 слайд Описание слайда:

Поэтапное рисование избы

12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда:

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Урок разработан по программе Б. М. Неменского. Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство с душой своей Родины. Учащиеся знакомятся с основными традициями построения избы, её украшением, учатся изображать незамасловатые строения на бумаге. Избы часто были из нескольких срубов с нарядным крыльцом, с наличниками на окнах -это уже дополнительное творчество каждого. Урок несёт в себе воспитательную сторону-прививает любовь к истории, к деревянному зочеству и бережное отношение к страницам прошлого искусства.

Общая информация

Номер материала: ДБ-347022

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Конспект урока и презентация к уроку изобразительного искусства на тему: «Русская изба» 4 класс

Выполнила: Рудий Виктория Юрьевна

Учитель начальных классов МОУ Шилкинская СОШ №1

Предмет: ИЗО Класс: 4

Тема: Русская изба

Тип урока: Изучение новых знаний

Цель: ознакомление учащихся с внешним убранством русской избы;.

Задачи:

Воспитательная: — воспитание уважительного отношения к культуре и обычаям своего народа, желания приумножить духовно-нравственные традиции.

Образовательная: расширение знаний учащихся о резных и расписных элементах, применяемых для украшения русской избы
знать экстерьер русской избы

Развивающая: развитие творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное развивать фантазию, воображение и творческое мышление

Оборудование для учителя: ЭОР презентация

Литературный ряд: стихотворение В.Федотова

Музыкальный ряд: Русская народная музыка – Яблочко (музыка)

Оборудование для учащихся: альбом или листы а4, карандаши простые и восковые, ластик, гуашь, акварель, кисти, баночка с водой, палитра

Технологическая карта урока:

Добрый день, дети! Я очень рада новой встрече с вами! Садитесь. Очень хорошо, что вы подготовили всё необходимое к уроку – значит, урок сегодня пройдёт успешно.

Сегодняшний урок, изобразительного искусства проведу у вас я, зовут меня Виктория Юрьевна.

Приветствуют учителя. После сигнала садятся.

Личностные: формирование положительного настроя на урок

Сообщение темы урока Цель: Создать условия концентрации учащихся к теме

Слайд №1. Прослушайте внимательно стихотворение В.Федотова и определить тему урока.

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.

— Так о чем же пойдет речь на нашем уроке?

— Да, правильно о избе, да не об обычной, а о древнерусской.

— о доме, избе.

Коммуникативные

Регулятивные: самостоятельное определение темы урока

Изучение нового материала Цель: познакомить с особенностями русской избы

— Дом – по своей значимости находился в одном ряду с такими понятиями, как жизнь, добро, родная земля. Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремился построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, соорудить очаг. Сегодня мы попробуем ответить на вопрос, какой же дом строили для себя наш предки. У славян издавна были распространены землянки, а с X — XI веков — наземные постройки избы.

— Вспомните из какого материала строили дома на Руси? Из какого материала строятся дома в наше время?

Слайд №2. К выбору строительного материала славяне подходили очень серьёзно. Наиболее пригодными для строительства и приносящими здоровье для обитателей домов считались хвойные деревья, смола которых служила дополнительной защитой от влаги. Наибольшее применение находили сосна и лиственница, из которых рубились нижние венцы срубов. На срубы стен шла сосна, на кровлю ель. Никогда для строительства дома не использовалась осина, которая считалась деревом нечистым. Также не использовался свежесрубленный лес, т.к. бревна должны были сначала, как следует просохнуть. И только спустя какое-то время славяне принимались «рубить дом». Именно «рубить», а не «строить». Грехом считалось срубить молодое дерево – ребенка – и старое – мудреца. Если при рубке дерево упало на север или при падении зависло в кронах других деревьев, считали, что духи это дерево не отдают и оставляли его в лесу.

— Подобно тому, как у славян было принято обрамлять одежду яркой тесьмой для оберега от злых духов, дома защищали от нечистой силы с помощью нарядных орнаментов и фигурок.

Слайд №3. — Главное было защитить те части дома, где он соприкасается с внешним миром, так как именно они наиболее уязвимы для проникновения злых сил: свесы крыши, переход от венцов сруба к чердачным доскам, оконные и дверные проёмы.

Слайд №4. С давних пор избы украшались удивительными украшениями фантастических коньков. Их вырубали топором из корневищ деревьев. Считалось, что коньки приносят дому счастье. Слайд №5. Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома. Слайд №6. Рассмотрите символы солнца и земли. Слайд №7. Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее. Слайд №8. Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизнь с внешним миром, и поэтому так торжественно – наряден был декор окон. На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами или изображениями разных животных. Слайд №9.Верхняя часть наличников украшались изображением солнца и птиц. Слайд №11. Можно было увидеть фигурки птиц, клюющих виноград, изображения фантастических животных или русалки – берегини.

Рассмотрите русские деревянное зодчество в музеях-заповедниках Кижи и Талашкино.

— Рассмотрите картину Исаака Левитана «Избы освящённые солнцем». Что вы видите на переднем плане? А на дальнем? Какую цветовую гамму выбрал художник? С какой стороны солнце освещает дома? Какое настроение хотел передать художник? Какое название картины придумаешь ты?

— из дерева

— На переднем плане полняну, на заднем избы. Цветовая гамма-

Солнце освещает дома с правой стороны. Художник хотел передать настроение спокойствия и покоя. Можно назвать «Деревня», «Родная сторона», «Родина»

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Анализировать

произведения изобразительного искусства

Физкультминутка Цель: отдых учащихся

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуть, разогнуться,

Три — в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть

Повторяют движения за учителем

Практическая работа Цель: Применить полученные знания на практике

Педагогический рисунок на доске.

Каждый из вас сегодня почувствует себя мастером, создаст свой эскиз русской избы, для этого необходимо приготовить лист формата А-4, линейку, карандаш, воду и краски акварель.

Рисуют русскую избу

Рефлексия Цель: Анализ, проверка эмоционального состояния учащихся.

Оцените свою деятельность на уроке закончив предложения

я научился…

у меня получилось …

меня удивило…

мне захотелось…

Оценивают свою деятельность на уроке

Регулятивные:

infourok.ru

Урок в 4-м классе «Русская изба»

Разделы: Начальная школа


Цель: развитие исследовательских способностей, воспитывать любовь к Родине.

Задачи: развивать внимание, мышление учащихся, творческие способности; развивать речь учащихся, умение отвечать на поставленные вопросы; воспитывать нравственные качества.

Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор, музыкальное произведение, фломастеры, цветная бумага, ножницы.

План урока:

1. Организационный момент.

Звучит песня о Родине (готовность к работе). (Слайды 1, 2)

2. Вступительная беседа.

  1. В какой стране мы живём? (Слайд №3)
  2. Когда я говорю “малая Родина”, что вы себе представляете?
  3. Мы говорим “родной дом”. А что это значит “родной дом”?

3. Исследовательская работа “Счастливая семья”.

— Маша решила выяснить, всегда ли семья, имеющая богатый дом, счастлива, и в чём же заключается семейное счастье?

Выступление.

— Мне захотелось выяснить, всегда ли счастье в семье зависит от богатого дома. Для этого я исследовала сказку А. С. Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке”. И вот что я выяснила:

“Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу”.

(Слайды № 4, 5)

Мне кажется, что если они прожили тридцать лет и три года, то они жили счастливо. Потом старухе захотелось большую избу. Старик выполнил её просьбу, пришёл домой и видит:

“Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичною, белёною трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами.
Старуха сидит под окошком…”

Но старуха этим была не очень довольна, ей захотелось дом ещё богаче, а старик был расстроен. Потом у неё был высокий терем. “На крыльце стоит старуха в дорогой собольей душегрейке”, но счастье это ей не принесло, а старик очень обиделся на старуху. Потом старуха стала жить в царских палатах.

“Старичок к старухе воротился.
Что ж? Пред ним царские палаты,
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей…”

Старик теперь её боится, и семья у них распалась. Значит, богатство им счастье не принесло.

Потом я прочла сказку “Счастливая семья”. Там у боярина, который обладал несметными богатствами, была дочь. Она не была счастлива, так как её хотели выдать замуж не по любви, а бедный человек, который женился по любви, был очень счастлив.

“Избёнка у меня старая, и зипун старый. Да разве счастье только в хоромах живёт да в одежде? У иного всего вдоволь… , а ему всё мало. Жадность одолела, и не видит он счастья.

Другой тоже на богатство позарился, на уродливой, нелюбимой женился.… Ни любви у них, ни согласия.

А я и вправду счастливый человек! Посуди сам. Женились мы по любви, и живём мы с женой в любви и в полном согласии. Промеж нас никогда не то, что раздору, худого слова не сказано. Никогда никому мы не завидовали и не завидуем, потому что ведь лучше того, как мы живём, никому не живётся. Чем можем, всегда рады людям помочь. А ежели и нам чего понадобится, соседи с радостью бегут помочь. И про избу, что ты молвил, тоже дело поправимое. Поуправимся осенью в поле, скличу помочь, и соседи с дорогой душой помогут. Глядишь, в день либо в два управимся…. И живи не тужи! Было бы здоровье да в семье любовь и согласие”.

И я сделала вывод, что не всегда счастье зависит от богатства.

4. Исследовательская работа “ Что обозначает слово изба?”.

— Алину заинтересовало, а что обозначает слово изба?

Выступление.

Мне было интересно узнать, а что обозначает слово “изба”? Я взяла словарь Даля и вот что выяснила. Слово “изба” произошло от “истопить”. Истопкой называли отапливаемую часть дома, отсюда и слово “истьба” (изба). Для обитателей избы печь играла наиважнейшую роль. В ней готовили еду, там её и оставляли, когда хотели сохранить пищу тёплой на долгое время. В печке сжигали сор – по поверьям, его нельзя было выносить из избы. С печкой связано много примет и поверий. Кто сидел на печи в доме, тот считался уже не гостем, не чужим, а своим человеком. О счастливчиках говорили, что они родились в печи. Если пропадали домашние животные или кто-то из домашних не возвращался вовремя домой, их имена выкликивали в печную трубу. Новорожденных мыли со словами: “ Расти с брус вышины да с печь толщины”. Чем массивнее была печь, тем больше тепла она накапливала, поэтому порой занимала почти четверть избы. От её расположения зависела внутренняя планировка избы. Поэтому и возникла поговорка : “Плясать от печки”.

5. Строительство дома.

— Семья разрослась, в избе стало тесно, собрались на семейный совет. (Слайд № 6)
— Как вы думаете, что они решили?
— А кому будут строить дом? Ответить на этот вопрос вам помогут русские народные сказки. Кто получал в наследство дом?

6. Исследование “Как выбирали место для строительства дома”. (Слайд №7)

— Мне было интересно узнать, а как наши предки выбирали место для строительства дома. И вот что я выяснила. Место они выбирали поближе к воде и лесу, чтобы удобно было для земледелия, охоты и рыбной ловли. Оно должно быть высоким, светлым, сухим. Чтобы проверить сухое ли место, клали пряжу, накрывали её сковородкой, потом проверяли, если пряжа не мокрая, то место сухое. А Сельверст в 17 веке в своей книге “Лечебник” писал: “… Если хочешь испытать, где избу ставить или иные хоромы, возьми кору старую дубовую и ту кору тою же стороною, которая к дубу лежала, положи на то место, где хочешь ставить избу, и не двигай её. И полежит та кора три дня, и на четвёртый день подымешь и посмотри под корою, и если найдёшь под нею паука или муравья, и ты тут не ставь избы или иных хоромов: то место лихо. А когда найдешь под тою корою мурашку чёрную, или каких червяков найдёшь, и ты тут избу ставь или какие другие хоромы, какие хочешь: добро то место”. Неудачным для строительства считалось место, где раньше проходила дорога, была баня, стояло кривое дерево. Доброе место определяли ещё так: пускали домашнее животное, где оно ляжет, там хорошее место. Выбрав место, его огораживали и распахивали. Где будет, дом сажали берёзку, а в Сибири – кедр. Мне было интересно, зачем это делали. И вот что я узнала. Оказывается, в каждой избе обитало светлое дружелюбное существо – Домовой. Сажая дерево, его переселяли в новый дом

7. Рубка деревьев. (Слайд №8)

Зимой отправлялись рубить лес. Русский человек любил трудиться. Много песен создано о труде. Кутузова Настя тоже сочинила маленькую песенку. Мы с вами сейчас под неё пойдем в лес. Идём не стучим громко ногами, чтобы не потревожить лесных жителей.

“И деревня, и наш дом
Создали радостным трудом.
Без работы, без труда
Не построится изба”.

Мы немного устали, сели в сани и поехали дальше, а чтобы не скучать, давайте вспомним пословицы о труде, только не повторяйте одну и ту же пословицу.

— Мы приехали в лес. А какие деревья надо рубить? Рассказ ученицы.

— Мне захотелось выяснить, почему рубили деревья зимой. Оказывается, наши предки считали, что надо рубить деревья зимой в полнолуние потому, что если их срубить раньше, то брёвна будут отсыревать, а позже – трескаться, а ещё, мне кажется, наши предки были добрыми, ведь они считали, что деревья зимой мёртвые, значит им не больно. Ещё мною было выяснено, что нельзя рубить старые деревья, они должны умереть в лесу своей смертью, мне видится здесь уважение к старости. Не брали “буйное” дерево, которое выросло на перекрёстке дорог, такое дерево может разрушить сруб и

задавить хозяев. Считалось, что если не соблюдать эти правила, то дом будет приносить несчастья. Деревья рубили топором, так как считали, что он закрывает края дерева, и оно не гниёт.

8. Строительство дома.

а) Начало строительства.

— С чего начинали строить? Выступление ученика.

Я выяснил, как наши предки, начинали строить дом. Хозяин идёт на север и берёт первый валун (камень), который он встретил и так идёт ещё на три стороны света, камни кладёт по бокам дома. На северном камне в жертву приносится петух, так как он считался солнечной и жертвенной птицей, а ещё считалось, что она безмозглая и, значит, ей не больно.

б) Физкультминутка. (Слайд №9)

Солнышко светлое, солнышко ясное,
Солнышко в небе с лучами прекрасными!
Дай счастье мне и всем людям на земле!

в) Выступление ученика.

При закладке дома ещё важно было определить, где будет красный угол, самая важная точка дома, под него закладывали монеты, ячменные зёрна, чтобы не переводились ни деньги, ни хлеб.

г) Дрожжина Максима заинтересовал вопрос, как строили дом.

Дом строили, когда кончались все сельскохозяйственные работы. Строили быстро, за неделю, помогала вся деревня. За работу не платили, но кормили, нельзя было, потом отказывать в помощи, когда строился кто-то другой.

Дом был четырёхугольный. Брёвна плотно клали одно на другое. В брёвнах на нижней стороне делали углубление, чтобы оно плотнее ложилось на нижнее. Крыша была покатая, на ней была солома, обработанная жидкой глиной, она была очень плотная.

9. А теперь давайте украсим нашу деревню.

Практическая работа (с использованием макета-панно деревни), во время которой дети выполняют вырезание элементов наличника, ворот или крыльца с использованием нанесения орнамента фломастером. Индивидуальные виды работ – церквушка (монтаж окон), заборчики.

10. Посмотрите, какая красивая деревня у нас получилась. Что нового вы узнали сегодня о русской избе?

24.02.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Украшения избы и их значение

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Украшения избы и их значение урок изобразительного искусства в 4 классе
Подготовила: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 26 Пархоменко Алёна Константиновна

Слайд 2

Из бревен рубили избы мужики, Один лишь помощник – топор. Но древние избы и ныне крепки, И тонок на ставнях узор. О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Слайд 3

Правильно!

Слайд 4

Изба – деревянный (бревенчатый) жилой дом. Это слово происходит от древних славянских слов «истьба» и «истопка». Истопкой называли помещение с печью, теплое. Были дома в деревне попроще, были и побогаче, в зависимости от достатка хозяев. Участок выбирали удобный с практической стороны: недалеко от реки, на пригорке, там, где обычно ложились отдыхать домашние животные.

Слайд 5

Конёк

Слайд 6

Фронтон-щипец, островершек

Слайд 7

Причелина

Слайд 8

Наличник

Слайд 9

Слайд 10

План работы: Обдумайте, какой образ избы будет на вашем рисунке. Определите средства выразительности. 2. Выполните разметку листа, расположив на нем придуманный образ. Украсьте избу знаками-оберегами. 4. Доработайте рисунок гуашью

Слайд 11

МОЛОДЦЫ!

lusana.ru

Презентация «Русская изба»

Издавна, считалось, что плотник – 1-ый на селе работник . Плотник укладывал брёвна так плотно, что

и щёлочки не увидишь.

Крестьянский дом назывался «родной, родимый» , как

называли близкого, родного человека.

Исстари в нашем крае дома строили из дерева .

При строительстве деревянного дома отдавалось предпочтение деревьям хвойных пород.Недаром бытовала поговорка: «Изба елова, да сердце здорово!»

Избу ставят – Бога славят.

Во всякой избушке свои погремушки.

Изба детьми весела.

Криком изба не рубится, а шумом дело не спорится.

Изба крепка запором, а двор – забором.

Своя избушка – та же подружка.

Место для строительства выбиралось «счастливое»: сухое, светлое, благополучное.

Выбор деревьев для сруба

Сосна Ель Лиственница

Что такое венец?

.

Изба – модель мира

потолок – небо, пол – земля,

подпол – подземный мир, окна — свет

.

Приметы и суеверия

1.Под каждый угол венца клали клочок шерсти

(чтоб дом был тёплый), монетки (для богатства и

благополучия), ладан (для святости).

2. В стене или в крыше нового дома проделывали

отверстие , чтобы из него выходили все беды и

напасти.

3. Когда строительство было завершено, в дом

пускали кошку или курицу с петухом , которые

определяли, можно ли здесь жить.

.

Крыша

.

Окна в доме

.

Виды крестьянских построек

Дом «брус »

Дом «кошель»

Дом «глаголь»

Русская печь . 1 – чело; 2 – припечек; 3 – опечек; 4 – печурка; 5 – залавок длинный ящик с подъемной крышкой для хранения продуктов, посуды; 6 – ухват.

Стол – Божья ладонь

Мебель в избе

Музей народного быта

videouroki.net

Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе«Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир».

Данная презентация поможет более доступно и наглядно:

-познакомить учащихся с образом традиционного русского дома – избы;

-раскрыть гармоничную связь человека
 с окружающим миром природы, жилья с природой;

-воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе«Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир».»

ГБОУ СОШ №8 им. С. П. Алексеева г.о.Отрадный «Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир».

Презентация к уроку ИЗО

по программе Б.Н. Неменского

4 класс

Драган Е.Г.

Цель: .

  • Познакомить учащихся с образом традиционного русского дома – избы;
  • Раскрыть гармоничную связь человека с окружающим миром природы, жилья с природой;
  • Воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус.

Задачи:

  • Развивать навыки индивидуальной творческой деятельности
  • Создание композиции «Деревня»;
  • Воспитывать у учащихся интерес к историческому наследию нашего края.
  • Воспитать чувства патриотизма, любви и гордости к русскому народу, к русской Земле.

Ход работы:

  • Изучение материала о русской деревенской избе.
  • Знакомство с архитектурными элементами деревянной избы и декоративным убранством русских изб.
  • Исследование архитектуры деревянных построек современной деревни.

Гармония ( от греч. — связь, созвучие, соразмерность) – архитектуре. В изобразительных искусствах, в природе – стройная согласованность и соразмерное сочетание всех элементов.

Изба – русский срубной жилой дом. Главное место в них занимают плети, поэтому называют дома избами ( от слов «истьба», «истопа» — теплое место ).

Из какого материала строили и строят избы?

Россия — страна леса. Из дерева мастерилось и строилось буквально всё: домашняя утварь, орудия труда, избы и даже целые города. Всё это создавалось преимущественно топором.

Удивительна красота деревянного зодчества. Но искусство это не долговечно, хотя есть ещё такие уголки в России, где сохранились построенные из дерева дома, дворовые постройки (амбары, сараи, бани и др.),культовые сооружения (церкви и часовни).

«Фасад – лицо избы, окна – её глаза».

Со временем избы стали выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «У – ЛИЦА».

Деревня – деревянный мир, с дерева начинается, им строится, обогревается, дышит .

Общий вывод.

  • В русском зодчестве деревянные строения характерны нарядностью и живописностью. Их многообразие связано с самобытностью традиций русского народа. Многие современные строители и сейчас обращаются к богатому наследию древнерусской архитектуры.

Список литературы

Фотографии : авторские Павлова Н.С., п. Березайка

Бологовского района, Тверской области

Фотографии :http://www.kstrm-hotel.ru/russ…

http://www.auto-rostov.ru/inde…

http://chaplygin-s.narod.ru/ka…

http://artcyclopedia.ru/selo-m…

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *