Главная > Уроки для художников > Изо 5 класс русская изба рисунок поэтапно – 4-5 класс Рисунки русской избы внутри и снаружи, карандашом

Изо 5 класс русская изба рисунок поэтапно – 4-5 класс Рисунки русской избы внутри и снаружи, карандашом

Конспект урока по ИЗО «Русская изба» (5 класс)

ИЗО,5 класс

Тема: Русская изба.

Цель: Создание условий для развития интереса к истокам ДПИ и деревянного зодчества.

Задачи:

  • обобщить знания о декоративном убранстве избы;

  • уметь распознавать основные украшения деревянного зодчества;

  • на основе полученных знаний выполнить творческую работу по группам.

Тип урока: комбинированный

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные:

  • умеют находить нужную информацию в учебнике;

  • умеют применять полученные знания в собственной художественной творческой деятельности;

  • умеют строить речевое высказывание в устной форме о произведения деревянного зодчества Руси.

Личностные:

Регулятивные:

  • составляют план и последовательность действий;

  • контролируют способ действия и его результатов;

  • адекватно оценивают свою работу и работу одноклассников.

Коммуникативные:

  • согласовывать свои действия с партнером;

  • активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила;

  • рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их;

  • задают вопросы для уточнения последовательности работы.

Оборудование: 1. Ножницы, клей, картон, цветная бумага, простой карандаш, ластик;

2. Художественные материалы, заготовки рисунков избы,

3. Работа над понятиями, карточки со знаками – символами (в учебнике стр.14), учебники, музыкальное сопровождение;

4. Шаблоны изб (3), рисунок с элементами русской избы, музыкальное сопровождение.

Ход урока

Наигрыш

I. Организационный момент

Ученики, внимание —

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее —

Начнём скорей урок!

II. Мотивация и выход на тему

Перед вами ребус. В нём зашифрован результат нашего урока. Давайте расшифруем

До ре вишня

Дерево нос нос ми

(Деревня, деревянный мир)

Открыть плакат. Среди полей, в окружении лесов на холмистых берегах рек стоят потемневшие от времени величавые избы. Перед вами не завершённый фрагмент деревни, наша с вами цель его завершить.

— Тема нашего урока «Убранство русской избы».

Работа со словарём (карточки с понятием «Убранство»). Приложение 1

2. Деление на группы. Приложение 2

Для нашей дальнейшей работы мы разделимся на группы. Возьмите карточку и объединитесь в группы по знакам — символам.

— что обозначает ваш знак — символ?

— ответы учащихся.

— где вы можете увидеть знак – символ?

— одежда, посуда, предметы быта, резьба…..

У вас на столах лежат шаблоны русских изб.

-Крестьянский дом называли родным, родимым, как называли дорогого человека. Дом-кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля. (презентация «Русская песня»)

— Скажите, есть ли на избах «убранство»?

— Что надо сделать, чтобы наши домики стали похожи на русскую избу в убранстве?

— Чтобы правильно украсить ваши избы, для этого надо поработать с понятиями.

Приложение 3

По 4 понятиям на группу, работа с учебником стр.21-26. Выступление групп. Изображение избы в убранстве. Каждая группа прикрепляет табличку с понятием

IV. Физминутка.

Выполнить имитационные движения в соответствии с текстом

Нужно ставить новый дом,

Непременно ставить нужно!

Ну-ка сильно, ну-ка дружно

Всех работать мы зовём,

Будем ставить новый дом.

Ряд за рядом брёвна

Мы положим ровно!

Вот и печка и труба,

Для крылечка два столба.

Чердачок построим,

Тёсом дом покроем,

Ну, готово!

А теперь ставим

Лестницу и дверь.

Окна расписные,

Ставеньки резные.

Щели паклею забьём

И готов наш но

V. Творческая работа.

— Давайте мы с вами достроим деревню. Каждая группа должна украсить одну избу. Вы можете выбрать технику выполнения сами. (художественный материал: краски, фломастеры. Цветная (упаковочная) бумага, клей, ножницы. Вы можете воспользоваться таблицей символов, в учебнике на стр.14

Возьмите шаблоны, обсудите убранство вашей избы и приступайте к работе. Творческая работа в группах под музыкальное сопровождение. Приложение 4

6. Рефлексия.

Каждая группа помещает свою работу на плакат, где у нас с вами не завершённый фрагмент деревни. (ПОД МУЗЫКУ)

— Какими древними знаками-символами вы воспользовались для оформления своей избы?

— Зачем люди украшали и продолжают украшать свои жилища?

— Какая звучала музыка на нашем уроке? Почему?

Сегодня мы познакомились с декоративным убранством избы, приоткрыли тайну, хранящуюся в образном строе избы.

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом,

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.

В. Федотов

infourok.ru

Разработка урока «Декор русской избы» ИЗО 5 класс

Цели деятельности педагога

Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора. Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (карандаш, мелки, бумага).

Тип урока

Урок – путешествие, «открытие» нового знания; постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные —Понимать специфику образного языка ДПИ. Выполнять эскизы интерьера русской избы. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе

Метапредметные — овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работыУметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, уметь организовать место занятий.

Личностные: Уважительно относиться к культуре народного искусства; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трёхчастная структура и образный строй избы.

Образовательные
ресурсы

http://rodonews.ru/news_1282664628.html, «Изо и художественный труд» книга для учителя. Н.Н Фомина, 1995г

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: Презентация к уроку «Декор русской избы»

Музыкальный ряд: Сен-Санс «Лебедь», русские народные песни

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: бумага, карандаши, мелки

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточ-ный контроль

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Муз. фон Русские народные песни

Проверяет готовность обучающихся

к уроку.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А лучше руку подними.

Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом,
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом…(слайд 1 )

Прсмотр презентации (слайды 2-5)

— Как назывались основные элементы украшения избы?

-Изучив убранство русской избы, интересно было бы познакомиться с внутренним ее миром, какие предметы интерьера наполняли крестьянский дом?

Как они назывались?

Для чего были нужны?

Где располагались?

(слайд 6) Стих «В низенькой светелке…» Л.Мэй

Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям:

правильность выбора учебных принадлежностей,

правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

самостоятельность подготовки,

настрой на урок.

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для че-

ловека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоциональ-

но-ценностное отношение к внутреннему миру русской избы

Устные
ответы

II. Изучение нового материала

III. Творчес-кая практическая
деятельность

IV. Итог урока.

Рефлек-сия

Словесно-иллю-

стративный рас-

сказ с элементами беседы по теме «Декор русской избы».

Просмотр мультимедийной

презентации

«Декор русской избы».

Физкультминутка.

Пауза общего воздействия

Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

Домашнее задание

Сколько сил и умений вкладывали наши предки в строительство. Но сруб так и останется срубом, каким бы богатым орнаментом его не украшали. Домом он станет только тогда, когда его согреет тепло очага.

— Действительно, печь – это душа дома. Ребята, как вы понимаете поговорку « Печь без дров – гора»?

В русской избе существовало еще одно важное место – «красный угол».

Ребята, как вы думаете, почему именно красному цвету крестьяне уделяли такое внимание? Что означает красный цвет? (красивый, главный) В каких еще выражениях вы встречали употребление красного цвета? (красна девица, красный молодец, красные окна, весна красна)

— Но не каждый день семья встречала гостей. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи. — Ребята, я думаю, что вы заметили при просмотре виртуальной экскурсии, что мебели в избе было немного. Главный предмет – стол. Вдоль стен стояли широкие лавки. Н них и сидели и спали. А вы знаете, чем они отличались от скамьи? Лавки прочно прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место. Одежду крестьяне хранили в сундуках. Если в семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке, ей собирали приданное.

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер роняет росу.

Мы в лес пошли, топор нашли.

Дрова рубили:

– Ах! Ух! Ох! Их!

(Руки – в замок, энергичные наклоны
вперед.)

При помощи карандашей или восковых мелков изобразите избу, в которой могла бы жить ваша семья. Сделайте украшения избы затейливыми, нарядными, вплетая в узор знакомые вам образы. Постарайтесь сохранять симметрию.

Схемы интерьера ( слайд 22)

Показ на ватмане построение интерьера.

Во время выполнения практической работы, следить за успешностью выполнения работы учащимися, в случае затруднения оказывать помощь, давать консультацию.

Обобщающая беседа (слайд 23)

– Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Подведите итог, закончив любое предложение…

Сегодня я узнал…

Меня удивило…

Я приобрел…

Я попробую…

Мне захотелось…

Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением внутреннего убранства избы.

Просматрива-

ют материал презентации

(слайды 6-21)

Выполняют упражнения.

Выполняют творческую

Работу

Рассматри-вают работы, оценивают работу свою

и одноклас-сников, сравнивая их

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа

Фронтальная работа

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность

к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта)
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Познавательные: умеют применять полученные
знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения за природой родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства.

Регулятивные: адекватно оценивают свою работу и работу одноклассников

Устные
ответы

Наблюдение.

Выполнение творческой работы

Устные
ответы

infourok.ru

Урок изобразительного искусства в 5 классе «Убранство крестьянской избы»

Инфоурок › ИЗО, МХК › Презентации › Урок изобразительного искусства в 5 классе «Убранство крестьянской избы»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Убранство крестьянского дома. Окно» МБОУ ЕСОШ Усть-Донецкого района Ростовской области Костюрина В.А. Учитель изобразительного искусства

2 слайд

Описание слайда:

Фасад – лицо избы Фасад – лицевая сторона дома, выходящая на улицу.

3 слайд

Описание слайда:

Окна – глаза дома Окно – окошко – око (глаз) Окно – символ человеческого бытия. Они закрыты – дом спит. Весело поблескивают чистыми стеклами – в доме все в порядке.

4 слайд

Описание слайда:

Виды резьбы Глухая: в целой доске вырезался или выдалбливался рисунок по намеченному углем контуру. Пропильная: сквозной рисунок выполнялся с помощью лобзиковых пил. Накладная: выполнялась из элементов пропильного орнамента.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Глухая резьба

7 слайд

Описание слайда:

Накладная резьба

8 слайд

Описание слайда:

Верхняя часть окна – кокошник Элементы декора окон (пропильная и накладная резьба): Элементы декора (глухая резьба): Солнце Розетка Трилистник Завиток Ветка Солнце Розетка Ветка Звездочка Ромбики Завиток

9 слайд

Описание слайда:

Нижняя часть окна — фартук Ставни Ответь на вопрос: «Для чего нужны ставни?»

10 слайд

Описание слайда:

Практическая работа «Окно деревенского дома» Нарисуй окно (ставни, кокошник, фартук) Выполняй работу при помощи линейки Строго придерживайся размеров и симметрии Соблюдай последовательность в работе

11 слайд

Описание слайда:

План работы: 1. В центре листа нарисуй окно Окно должно иметь форму прямоугольника Стороны – строго параллельны

12 слайд

Описание слайда:

2. Нарисуй ставни Ширина ставня равна половине ширины окна Стороны ставень должны быть параллельны Не наклоняй сильно створки ставень

13 слайд

Описание слайда:

3. Нарисуй вспомогательную решетку Над окном начерти прямоугольник и раздели его на равные части Под окном начерти прямоугольник меньшего размера и тоже раздели на равные части

14 слайд

Описание слайда:

4. Нарисуй кокошник и фартук Придумай свою форму кокошника и фартука При помощи вспомогательных прямоугольников нарисуй их Помни, что все должно быть симметричным. Сотри вспомогательные линии

15 слайд

Описание слайда:

5. Проверь себя Сравни свое окно и окно мастера Проверь, все ли ты сделал правильно Если есть ошибки, исправь их

16 слайд

Описание слайда:

Творческая работа « Укрась свое окно» Вспомни, как украшали окна мастера Сибири Придумай свой рисунок и укрась ставни, кокошник и фартук Сделай свое окно веселым и красивым

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники

Выберите тему:
Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-404109

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Урок по изо 5 класс «Декор русской избы»

Тема урока: Декор русской избы.

Сформировать представление о целостности образного строя традиционного крестьянского дома.

Ознакомить с символикой трехчастной структуры крестьянского дома; со знаками – образами в декоре избы, связанными с разными сферами обитания.

Научить выполнять эскизы декоративного убранства наличников.

Основные понятия: конь – охлупень, доски – полотенца, фронтон избы, доски – причелины, солярные знаки, наличники окон.

Этапы урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД: Познавательные (П), личностные (Л), коммуникативные (К), регулятивные (Р).

Организационный момент

 Слушают учителя

Слушают вопросы, участвуют в обсуждении.

Здравствуйте ребята.

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.

В. Федоров

Ребята, как вы думаете о чем пойдет речь на нашем уроке?

Русская изба… Как она выглядела? Из какого дерева её строили? Везде ли она была одинаковой или нет? Как и зачем люди украшали свои жилища? Обо всем этом мы с вами будем сегодня говорить на уроке. Тема нашего урока «Декор русской избы».

 

 

Выражают свои мысли(К), поиск и выделение необходимой информации(П)

Актуализация опорных знаний

 Дают свои варианты ответов, выражают свое отношение, выбирают и используют различные художественные материалы для передачи собственного замысла.

Мини-сообщения:

« Археологические раскопки и этнологические изыскания показывают, что у славян издавна были распространены земляные (землянки), полуземляные (полуземлянки), а с X — XI веков — наземные постройки (избы, мазанки). Практически во всех районах расселения основным строительным материалом является дерево, а глинобитный очаг (позднее печь) располагается в дальнем от входа углу помещения. Кроме того, особенностью оберегового украшения славянских жилищ является переплетение растительного и звериного орнамента в сочетании с геометрическими символами четырех стихий.»

«Первые наземные жилища у славян появляются около IX-X века, название «изба» впервые фиксируется в древнерусских летописях Х века».

«К выбору строительного материала славяне подходили с особой трепетностью, ведь культ дерева у них был очень сильным. Одни деревья считались обережными, пригодными для строительства, другие — приносящими неудачу.»

«Наиболее пригодными для строительства и приносящими здоровье для обитателей домов считались хвойные деревья, смола которых служила дополнительной защитой от влаги. Никогда для строительства самого дома славяне не использовали осину, считая ее деревом нечистым, хотя считалось, что осиновый лемех, приобретавший со временем красивый серебристый оттенок, наоборот, отпугивает нечистую силу.»

«Для строительства дома нельзя было брать деревья из священной рощи, с кладбища; грехом считалось срубить молодое дерево – ребенка – и старое – мудреца.»

Защита мини-презентаций.

В процессе просмотра идет обсуждение материала с опорой на опыт учащихся.

 — Как строилась крестьянская русская изба?

— По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы?

— Почему люди украшали свои жилища?

А сейчас мы посмотрим как вы выполнили творческое задание. Это ваши мини-презентации о декоративном убранстве крестьянских изб.

 

 Выражение своих мыслей (П), нравственно-эстетическое оценивание (Л), выбор наиболее эффективных способов решения задач (П), поиск и выделение необходимой информации(П).

Моделирование и преобразование объекта (П), анализ, синтез, сравнение, обобщение(П), планирование способов взаимодействия (К), выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р).

Проблемный вопрос

 Дают свои варианты ответов.

 Так как вы думаете, о чем может рассказать декоративное убранство крестьянской избы?

 

 Выражение своих мыслей(К)

Формирование новых знаний

Слушают учителя, следят за показом слайдов, понимают смысл знаков и символов.

Выписывают основные понятия: конь – охлупень, доски – причелины, полотенца, фронтон избы, солярные знаки, наличники окон.

Дают свои варианты ответов.

В сказках, в картинах.

Выполняют мини тест на знание терминологии. Необходимо соотнести термин с нужной цифрой.

Крестьянский дом весь был пронизан магическими символами, с помощью которых его обитатели защищались от окружающего их зла и стремились обеспечить себе безопасную жизнь. Защитные символы помещали в самых уязвимых местах двора и избы, ими украшали все проемы и отверстия, через которые могли проникнуть злые духи.
  Самую высокую точку крыши -охлупень украшало изображение коня, символизирующего солнце в зените.

На кромке кровли красовались причелины (от слова «чело» — лоб) с волнистым узором, символизирующим небесную воду, то есть «хляби небесные».Волнистые линии, расположенные в два или три ряда, подчеркивали глубину хлябей. Иногда линии дополнялись точками, символизирующими дождевые капли.


  На месте стыка причелин располагалось дощатое «полотенце», с солярным знаком.

Причелины, спускавшиеся по кромке кровли, завершаются внизу тоже знаком солнца, а концами жердей с крюком на конце «куриц», державших желоб для слива дождевой воды придана форма птиц или головы коня.
Давайте посмотрим внешний вид дома.


  Связь между солнцем и изображением колеса известна с древности.

Система расположения солярных знаков связана с движением солнца вокруг земли и также пришла из глубокой древности: слева на лице избы располагалось восходящее солнце, конек символизировал полуденное солнце, справа изображали солнце заходящее.
 Фигура коня подчеркивала движение, так как люди верили в то, что солнце совершает свой дневной путь по небу на конях, а ночью движется по подземному океану на водоплавающих птицах.
 Крест, изображенный в круге, и колесо с шестью спицами обозначали не только солнце, но и огонь. Такое изображение называли громовым знаком, его часто вырезали на причелинах и на матице (опорная балка, проходящая посередине потолка избы), чтобы молния не ударила в дом и чтобы уберечь дом от пожара. В северорусской резьбе громовой знак вырезали в форме круга с шестью изогнутыми языками пламени, изображающими вращение огненного шара.
Ромбо-точечный знак, часто встречающийся в узорах, символизирует землю и пашню.

Для древнего земледельца линии, пересекавшие прямоугольник, обозначали полдень, полночь, восход и закат, а также четыре стороны прямоугольного поля, которое вспахивалось плугом в двух направлениях, а потом боронилось в двух направлениях, перпендикулярных бороздам. Солярный знак с крестом мог означать и четыре стороны света: север, юг, восток и запад, так как земные координаты определялись по солнцу.  

Фасад для крестьян означал – «лицо» избы. На боковом южном фасаде дома ставили крыльцо. Его поддерживали резные столбы, на которых крепилась кровля. Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Окна – «глаза» дома.
 Над окнами крепились резные наличники, позже появились накладные наличники со ставнями.

Если ставни открыты – значит, хозяева дома, а закрыты – значит, еще спят или куда-то ушли.

Ребята, а где вы могли встречать изображение русской избы?

Выносится на общий экран картинки с изображением избы. Проставить цифры у тех элементов, название которых должны вспомнить учащиеся.

 

 Анализ, синтез, сравнение(П), извлечение необходимой информации(П), личностное переживание(Л).

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П).

Практическая работа

   Работа в парах.

Выполняют эскизы наличников

  С помощью солярных знаков, лежащих у вас на столах, разработайте узор наличников и составьте свой эскиз наличников.

 

 Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П), использование знаково-символических средств (П), моделирование и преобразование объекта (П).

Анализ работ

 Каждый ученик, завершив рисунок, делает его фотографию и перекидывает в ПК и вставляет его в нужный слайд презентации, объясняет, что символизируют салярные знаки на его эскизе.

 Просмотр и обсуждение работ.

 

Выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р). 

Рефлексия

Идет обсуждение учащимися.

Вопросы для самооценки:

Наиболее трудным мне показалось…

Самым интересным было….

Если бы я ещё раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее…

Выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л).

Домашнее задание: подобрать изображение деревенской избы в картинах художников.

синтез, сравнение, обобщение, классификация (П).

infourok.ru

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Экстерьер русской избы»

 

Урок изобразительного искусства  в 5 классе

по теме:

«Убранство русской избы»

Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей дом представлял собой особый мир, и его строительству предавалось огромное значение. Мною был собран материал и разработан сценарий урока об убранстве русской избы и презентация к нему.

Актуальность урока:

Знание истории своего народа, его быта необходимо, так как это часть истории, которую нельзя забывать; это «лицо» русского народа, это то, что отличает нас от других народов и определяет нашу уникальность и самобытность.

Материалы данного урока позволят детям приобщиться к истокам культуры своего народа, ощутить себя участниками развития человечества, открывать в себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.

Тема: «Убранство русской избы»

Урок «открытия» нового знания.

Цель: знакомство учащихся с традиционным русским жилищем -«избой», единством её конструкции и  декора, с основными элементами русского жилища, их символическим значением. Воспитание любви  к традициям родной земли и народной культуре.

Задачи:

        познакомиться с истоками народного искусства;

        выявить традиции строительства и убранства русской избы;

Планируемые результаты:

Предметные: понимать специфику образного языка ДПИ; использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции; выполнять эскизы деталей экстерьера русской избы; уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Личностные: смыслообразование, ценностное отношение к историческому прошлому

Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности

Метапредметные:

Познавательные УУД: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

Регулятивные УУД:

— уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

— находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

— уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

— уметь организовать место занятий.

Тип урока: изучение нового материала с элементами исследования и использования инновационных технологий.

Методы: словесный, наглядный, частично проблемно-поисковый: объяснение с практическим закреплением (работа с историческими источниками)

Формы: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, просмотр- анализ работ

.Оборудование: ИКТ, презентация; филь «Русская изба», СД  «Электронное приложение к учебнику», наглядно-демонстрационный материал.

    Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского; Москва: издательство «Просвещение», 2015 г.

Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» и методическое пособие, автор Н.А. Горяева.

                               План занятий:

  1. Организационный момент.  Вхождение в тему урока.

  2. Актуализация опорных знаний (технология постановки проблемной ситуации)

  3. Формирование новых знаний  (технология эмоционального погружения)

  4. Физминутка

  5. Закрепление. (технология смыслового понятия).

5.1.  Повторение и закрепление материала  урока.

5.2. Кроссворд «Убранство русской избы»

  1. Практическая работа (технология креативного мышления)

  2. Анализ работ. Рефлексия.

  3. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.  Вхождение в тему урока.

     Здравствуйте ребята, предлагаю улыбнуться друг другу и сесть.

У вас на партах лежат таблицы, на которых изображены различные геометрические знаки. Давайте вспомним, как они называются и что они обозначают?  — СОЛЯРНЫЕ ЗНАКИ

— Узоры могут быть разные: растительные, геометрические, зооморфные — они могут изображать фантастических существ (русалок, львов, сказочных птиц и др.)

 (На экране появляются изображения элементов избы и  слова).

Посмотрите на слова (охлупень, полотенце, изба, причелины,  лобовая доска, наличники, ставни, лицо, очи,  фронтон ( слайд 1 ).

—  Есть ли среди них знакомые вам слова? Найдите среди них – слово которое объединяет все эти слова?  Изба (слово и изображение).

2.        Актуализация опорных знаний  (технология постановки проблемной ситуации)

  Дом как человек. Он предстает как зрячее существо. На его лице-фасаде забрало наличников, прикрывающих ставнями очи-окна. Причелины  (резные доски, которые прикрывали торцы слег крыши), обрамляющие  чело  украшались  орнаментом. Орнамент украшал полотенце и  лобовую доску.

-Сравните  изображения на экране (слайд 2)

(на одном доме нет украшений на наличниках и других элементах избы).

-Как связана изба с нашим уроком.

Тема нашего урока «Убранство русской избы» (слайд 3)

— Определите цель урока . (слайд 4)

3.        Формирование новых знаний  (технология эмоционального погружения)

Среди полей, в окружении лесов, на холмистых берегах рек – древнейших водных дорог, стоят потемневшие от времени величавые избы.

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом,

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.

                                       В. Федотов

    Крестьянский дом называли родным, родимым, как называют дорогого человека. Дом кров по своей значимости находился наряду с такими понятиями, как жизнь, добро, родная земля (слайд 5)

Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу — обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи,  но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью покоем. Такое жилище можно соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков, отступления от заветов отцов могли быть минимальными (слайд 6)

— Ребята, а какой материал использовали при строительстве русской избы?

— ДЕРЕВО

— Избы рубили из дерева. Отсюда и название «деревня». Русские люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.

 Деревянная крестьянская изба на многие века стала преобладающим жилищем  90% населения России. Это легко изнашиваемая  постройка и до нас дошли избы  не старше середины XIX в. Но в своем устройстве они сохранили древние строительные традиции. Возводили их обычно из мелкослойной сосны, а в некоторых районах рек Мезени и Печоры из  лиственницы.

Главным инструментом при постройке всех русских деревянных сооружений был топор. Отсюда говорят не построить, а срубить дом. Пилу стали применять в конце XVIII в., а в некоторых местах с середины XIX в. (слайд 7)

Слово «изба» произошло от древнего «ызба», «истьба», «изъба»,

«истобка», «истопка» (эти синонимы употребляются в древнерусских летописях с самых древнейших времён).

  Кров – это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от огромного непредсказуемого мира, должен защищать от дождя и снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома.

Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом,клеть (прямоугольный сруб с окнами, дверью, полом) – с землёй, аподклеть (погреб) – с подземным миром.

Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом.

  Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь силы добра и света и защититься от злых духов.

Давайте посмотрим из чего состояла кровля.  ( слайд 8)

— Взгляните на крышу. Ее венчает бревно-охлупень в форме головы коня. Как оно называется?

— КОНЕК КРЫШИ

На крыше дома обязательно должен быть конь – охлупень.

— Хорошо украшен дом

И от зла обережен.

?  — Вспомните, что символизировал образ коня?

Конь часто был символом солнца, движущегося по небу.

Крестьянская изба — это одно из тех явлений, которое с первого взгляда  кажется обыденным, мимо нее обычно проходят не замечая. А при ближайшем рассмотрении она оказывается чудом, которым без конца можно любоваться, восторгаться, удивляться делу рук русских умельцев. ( слайд 9)

   Узорные доски не только придавали дому нарядный, праздничный вид. Но оберегали и защищали его. В богатом убранстве причелин можно увидеть зигзаги, различные выступы. Их дополняют небольшие отверстия. Похожие на капли.

А причелины свисают

Плотно бревна закрывают.

Закрывая, защищают чудо -…?

 Причелины символизируют утреннее восходящее и вечернее заходящее солнце.

( слайд 10).

В теремочке-терему

Дочка мастера живет,

Мастерицею слывет

Василиса-краса

Ниже пояса коса,

Сарафанчик может сшить,

Гордо павою ходить.

Это: — ПОЛОТЕНЦЕ

               Полотенце символизирует полуденное солнце в зените (слайд 11)

В украшении фронтона, «лица» дома, использовались ромбы, точки-отверстия, узорчатые орнаменты, символизирующие землю и дождь.

(слайд 12).

Особенно нарядны фронтон и наличники окон . ( слайд 13).

Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы. Такую резьбу называли глухой, долблёной, а ещё корабельной. Дом смотрел на мир окнами-очами. Через передние окна в избу входил свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так торжественно наряден был декор окон.

Разнообразию оформления изб нет конца. Но помимо эстетических функций, в старые времена все эти кружочки, ломанные линии, точки символизировали молитву, охраняли от  злых сил, были «оберегами».                                                                                                 Одним из важных элементов украшения избы были наличники. (слайд 14)

 4.        Физминутка

 5. Закрепление. (технология смыслового понятия).

!     Вслушайтесь в это слово: «наличник» –   «находящийся на лице».

Фасад  дома — это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Именно наличники  делают каждый дом не похожим на своих соседей. В них многое перекликается с узорами кружев и вышивок.

( слайд15)

Орнамент — язык тысячелетий, поэтому  выбор узоров  избы не случаен.

Наличники с пышным навершьем выглядели как драгоценная оправа.

Наличники окон оформлялись особенно пышно. По тому же принципу устройства мира нижнюю часть украшали фантастические существа – русалки, львы-собаки, полурыбы, олицетворяющие подземный и водный мир. Эти изображения причудливо переплетались и перерастали в растительный узор – символы земли, выше – в диковинных птиц и образы солнца. (слайд 16).

5.1.  Игра «Укрась дом» ( СД  «Электронное приложение к учебнику»).

          5.2. Кроссворд (слайд 17)

6.  Практическая работа (технология креативного мышления)

Просмотр слайд фильма

Как вы думаете, что мы сейчас будем рисовать?

Наличники. (слайд 18). У вас есть выбор:

— можно  расписать наличники для дома в рабочей тетради,  или изготовить и вырезать ажурный наличник и приклеить его к нарисованному окну.

(музыкальный фон)

  1. Анализ работ. Рефлексия.

Оценка за работу.

— Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Молодцы, ребята! Славно потрудились.

Что нового вы узнал?

Что особенно понравилось?

Какие чувства вы испытывали при изучении данной темы?

— А теперь покажите смайлик, который соответствует вашему  настроению в конце урока. Покажите соседу по парте, мне, чтобы мы знали ваше настроение. (слайд № 19)

Вывешиваются  детские работы на доску.

— Сегодня на уроке вы соприкоснулись с традициями наших предков при украшении своего дома. Увидели и почувствовали красоту, тепло и уют традиционного русского дома.

Люди всегда украшали свое жилище, принося в него гармонию и красоту. В доме царит тепло и уют семейного очага. Дом оберегает и защищает семью, которая живет в нем. Ведь недаром наши предки говорили: «МОЙ ДОМ — МОЯ КРЕПОСТЬ»

  1. Домашнее задание.(слайд 20).

Альбом, рабочая тетрадь, кисть, гуашь, баночка для воды,

Иллюстративный материал с изображением интерьера русской избы с предметами быта. Книги русских сказок с изображением интерьера избы.

                                       

 Приложение.        

Настроение

                                           

2.        Лист оценивания.

«!» — молодец, я всё написал правильно.

«+» — хорошо, но ещё немного ошибаюсь.

« — » — мне нужна помощь учителя.        

Используемые образовательные  ресурсы:

  1. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений «Декоративно- прикладное искусство в жизни человека» Н.А Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского; Москва: издательство «Просвещение», 2015 г.

  1. Н.А. Горяева О.В. Островская. Декоративно – прикладное искусство в жизни   человека. М. Просвещение, 2006 г.

  2. М.А. Некрасова Народное искусство России. Народное творчество как мир  целостности. М., 1983

multiurok.ru

Презентация к уроку ИЗО «Русская изба»


Русская изба

Изба – в ней мудрость вековая…

Полна загадок и проста!

Она и до сих пор живая,

Народа летопись святая,

Вселенной нашей чистота!

Издавна дерево украшало Русь теремами и храмами, мельницами и колодцами. Из дерева строились избы – добротные, просторные, удобные и нарядные, с любовью и мастерством украшенные затейливой резьбой. Богаты и разнообразны традиции русского крестьянского зодчества.


Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом. В.Федотов


Основные типы крестьянских построек

«Брус» — хозяйственная часть расположена за жилым помещением

четырехстенок

пятистенок

шестистенок

«Кошель» — хозяйственная расположена сбоку и сзади от жилого помещения

изба-двойня


«брус север»

« глаголь »

Дом Пухова из д. Большой Халуй Каргопольского района архангельской обл.

Начало XIX в. Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы»

«брус-юг»

«кошель»


Плотницкие инструменты

2-

а — рубанок,

б — драч,

в — тесло,

г — ножовка,

д — черта,

е — скобель,

ж — долото,

з — бурав,

и — двуручная

пила,

к — ерунок,

л — ватерпас,

м — весок (отвес),

н — отволока,

о — опалка,

п — циркуль,

р — метр;

1 — топор и его части;

3 — шило, черта, пила, стамеска и ножи.


Конструкция избы

план


И теперь, когда вот новым светом,

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Сруб украшенный резьбой

С. Есенин

Народные мастера, прекрасно понимая декоративную прелесть бревенчатой рубленой стены, не стремились к излишней орнаментации, не делали украшений там, где они не были оправданы конструкцией. Фасад деревенского дома. Суздаль.

Фрагменты резьбы

Резьбой украшали карнизы фронтона дома, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльца, ворота, калитки, благодаря которым дом приобретал «теплоту» и нарядность.


Резные наличники.

Окна – глаза дома… Из окон струится мягкий свет…Там в доме жизнь, И заглянуть так хочется,

Но говорю себе: «Не нужно, нет, а может в доме бродит одиночество…?»


Фронтон дома

фронтон дома, двухскатные доски украшались резьбой и назывались «причелины» (чело). Завершались причелины «полотенцами» — солнечными знаками, резным кругом. Приемы архитектурной резьбы были весьма разнообразны. Кроме геометрической резьбы, встречается плоскорельефная, рельефная, горельефная, сквозная и накладная резьба. Разнообразны и элементы украшений. Одним из излюбленных мотивов декоративного орнамента, завершающих фронтон дома, был «конек», напоминающий своим силуэтом голову лошади, оленя или птицы.


Крыльцо


Пропильная резьба балконов и карнизов

«Погодинская изба» — дом, построенный в 1856 году для профессора Московского университета, историка М.П.Погодина. Изначально задумывался как произведение «русского стиля», строился по канонам народного деревянного зодчества. В этом доме нередко бывали М.Ю.Лермонтов, А.Н.Островский, И.С.Тургенев, С.Т.Аксаков, Л.Н.Толстой, А.А.Фет. В 40-х годах XIX века здесь жил Н.В.Гоголь.


Деревенька моя…


Просто красиво…


д ом кузнеца К ириллова

Этот теремок существует в реальности. Его построил Сергей Иванович Кириллов в деревне Кунара Свердловской области — в середине прошлого века. Интересна история дома: он достался хозяевам от предков и требовал серьезного ремонта. Ремонт затянулся — кузнец-самоучка работал над ним всю жизнь, превращая место своего жительства в произведение искусства. Родственники мастера рассказывают, что все началось со ставен и наличников, потом ворота, потом дальше и больше… Декоративные элементы, украшающие дом, вырезаны из дерева и металла, выкованы из железа и покрыты яркими цветными красками. Здесь переплетается символика русских былин и советского времени, примитивное искусство и отголоски классического древнерусского зодчества.

Вид сказочного домика в зимнее время — чудо посреди русской деревни!


Зарисовка дома


Зарисовка украшений крыши


Зарисовка конька крыши


Зарисовка резных наличников и окон


Хозяйственные постройки

колодец

банька

мельница


multiurok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о