Главная > Уроки для художников > Как работать с сухой пастелью – Как рисовать пастелью – подробный мастер-класс для новичков

Как работать с сухой пастелью – Как рисовать пастелью – подробный мастер-класс для новичков

Основы работы с пастелью

Основы работы с пастелью

Многие начинающие художники интересуются пастелью, но не знают с какой стороны к ней подойти. В этой статье наш друг художница-пастелист Линда Крицкая делится советами по основам работы с пастелью.

«Всё, что здесь написано, основано исключительно на моём опыте, и вы можете использовать это в качестве рекомендаций, что значительно облегчит вам процесс знакомства с этим материалом и позволит избежать ошибок в работе.

Используйте только качественную пастель. Даже если вы просто решили попробовать, не стоит экономить на материалах, так как вы можете разочароваться в этой технике. Именно так произошло и со мной,  попробовав первый раз некачественную пастель на некачественной бумаге я не оценила всех преимуществ этого материала и вернулась к нему только спустя полгода, и теперь уже не могу остановиться. Сейчас продаются различные небольшие наборы качественной пастели, к примеру, Sennelier, я рекомендую покупать именно небольшие тематические наборы, в них как правило, подобраны оттенки не ярких цветов сближенной гаммы, что для новичков очень важно. Советую обратить внимание на наборы пейзаж, морской пейзаж, а также портрет. Из бумаги не обязательно покупать склейки можно купить листы пастельной бумаги поштучно, оптимальным вариантом будет Canson Mi-Teintes.

Для начала лучше использовать различные варианты серой бумаги. Так как в пастели бумага часто выступает средним тоном, начав на белой или темной вы можете не получить ожидаемый результат. Из этих же соображений не стоит брать и яркую цветную бумагу. Как вариант для начала можно попробовать мелкозернистую наждачную бумагу, она довольно недорогая, зато обладает всеми преимуществами абразива. Правда будьте готовы к тому, что даже светлые тона смотрятся на ней довольно ярко.

Обязательно сделайте выкраску сразу после покупки пастели, попробуйте смешать цвета между собой, чтобы понять какие оттенки у вас есть в наличии. Для выкрасок лучше сразу завести отдельную папочку, а сфотографированный вариант всегда удобен в магазине при выборе новых мелков.

Поддерживайте мелки в чистоте и порядке. После окончания работы очищайте их с помощью коробочки с манкой. Я не использую мелок целиком, отламываю половину и раскладываю по цветам в коробочки. Цвета располагаю по тону от светлого к темному.  Это позволит сэкономить время перед началом новой картины.

Для предварительного рисунка ни в коем случае не используйте графитовый карандаш, потому что пастель не перекрывает графит и он будет виден на конечном рисунке, используйте либо пастельный карандаш серого тона, обычный уголь или просто кончик мелка.

Пробуйте разные приемы, начните с растушёвок, чтобы ощутить всю прелесть пастельной техники, прочувствовав ее на кончиках пальцев, технику штриха или наложения, не бойтесь экспериментировать. Так как в пастели достаточно сложно найти очень тёмные цвета, перед началом работы вы можете сначала проложить чёрным цветом тёмные места, а сверху уже накладывать цвет. Это позволит достичь в работе правильной тональности.

Не бойтесь исправлений. Пастельная техника идеальна для начинающих художников, так как позволяет исправить рисунок на любой стадии. Для смахивания большого слоя пастели используют щетинные кисти, а если необходимо просто подправить контур или удалить небольшую деталь, то используют ластик-клячку. Это, кстати, ещё один незаменимый инструмент при работе с пастелью. А если у вас хорошая качественная бумага, то можно и вообще нарисовать новый рисунок поверх неудавшегося.

Самый лучший фиксатив для пастельных работ — это паспарту, рама и стекло. Наиболее бюджетный вариант это рамки из магазина IKEA, поэтому у меня дома всегда имеется небольшой их запас. И перед началом работы я сразу определяюсь с её размером, подходящим для конкретной рамки, это позволяет впоследствии не обрезать значительную часть рисунка. Но если такой возможности нет, то обычная калька позволит сохранить ваш рисунок. Достаточно обернуть работу, закрепить скотчем на обратной стороне, после этого убрать в папку. Ни в коем случае не пользуйтесь для закрепления работ лаком для волос, так как лак может затемнить вашу работу, а иногда и оставить неприятные следы, которые ничем невозможно будет убрать. Если же всё-таки вы хотите закрепить пастельный рисунок, то используйте только качественные фиксативы, мой любимый Latour Sennelier продается в магазине Арт Квартал. Кстати, фиксатив можно использовать и на промежуточных этапах работы, когда необходимо закрепить подмалёвок, чтобы он не смешивался с последующими цветами.

Ну и в заключении хотелось бы пожелать неиссякаемого творческого вдохновения, потому что попробовав один раз пастель, не влюбиться в неё невозможно. Вдохновляйтесь творчеством знаменитых художников: Дега, Шишкин, Розальба Каррьера, изучайте их технику, копируйте их работы, читайте книги. Но и не забывайте про современных пастелистов, тем более что сейчас, благодаря интернету есть возможность познакомиться с их творчеством и техникой поближе».

artkvartal.ru

Методическое пособие “Техники работы пастелью. Уроки для начинающих”

Данное методическое пособие предназначено для преподавателей изобразительного искусства, детей дошкольного и школьного возраста, а также для родителей. Дети приходят в мир изобразительного творения со своим багажом рисовательных умений, и этот багаж почти у всех одинаковый, схематичный — и они безумно рады, когда появляется некий приём, который они могут использовать и вводить туда нечто свое. В пособии даны основные приемы работы с пастелью, восковыми мелками и акварелью, гуашью, которые используются как в простых, так и в смешанных техниках. Основной упор ставится на приемы работы с пастелью (масляной и сухой). В пособии использованы работы обучающихся творческой мастерской «Фантазия» Центра дополнительного образования детей №18 г. Сыктывкара.

Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики. Развитие детского творчества – сложная и комплексная проблема. Современные подходы к её изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творчества в условиях интеграции разных видов искусства и взаимосвязи на этой основе разных видов художественной деятельности детей.

Однако важно заметить, что развитие творческого потенциала детей школьного возраста должно основываться на их ведущей творческой возрастной потребности, одной из которых является, несомненно, рисование. Важность обращения к рисованию как виду детского творчества продиктовано тем, что в результате рисования у детей формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, проводится в рамках занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.

Мы сегодня поговорим о пастели – материал, техника и разновидность рисунка, в котором используются цветные мелки — группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи. Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму круглых брусков или брусков с квадратным сечением. Характерной особенностью пастели является бархатистость и матовость цвета, получить которые невозможно в живописи никакими материалами . В отличии от обычных карандашей пастель толще. Её не заключают в деревянную оправу, а используют, оборачивая бумагой.

с Пастель получила своё название от слова «а пастелло», что в Италии XVI века широко применялось художниками, в том числе и Леонардо да Винчи и означало – приём рисования одновременно итальянским карандашом и сангиной.

В XVIII веке пастель становится уже самостоятельной техникой и получает особую популярность во Франции, где её использовали такие известные художники, как Франсуа Буше, Шарден, позднее Грёз, Лиатар, Делакруа. Выдающимся пастелистом была и итальянская художница Розальба Карьера.

Затем наступил период, когда о пастели забыли, и интерес к ней вновь пробудился только во второй половине XIX века.

Некоторые ведущие художники-импрессионисты охотно пользовались пастелью, ценя ее за свежесть тона и быстроту, с какой она позволяла им работать. Манера Эдгара Дега, например, отличалась удивительной свободой, он накладывал пастель смелыми, ломаными штрихами, иногда оставляя проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью. В России пастель появилась в первой половине XVIII столетия, привезенная иностранными художниками. И лишь в XIX веке пастельная техника по-настоящему переживает Эпоху расцвета, сначала Орловский, Венецианов, затем в конце века – Левитан, Серов, Бенуа, Бакст, Кустодиев, Сомов, позже – Серебрякова.

Пастель находится на грани между рисунком и живописью. В ней соединяются линия и цвет: ею можно рисовать и писать, работать штриховкой, живописным пятном, сухой или мокрой кистью. Особенность пастели в том, что при минимуме связующего красящая масса представляет отдельные частицы пигмента, отражаясь от которых свет рассеивается в разные стороны, придавая красочному слою особую лучистость, бархатистость, специфическую «пастельную» мягкость.

  Пастель бывает трех типов — «сухая», масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путем прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением,  что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных.

В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета. Существует 2 основных вида сухой пастели: твердая и мягкая.

Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Они подходят для широких насыщенных штрихов.

Твердые пастели реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.

Бумага

Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент, поэтому рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.

Три типа бумаги для пастели:

  • наждачная бумага – предназначена для художественных работ, продаётся в листах большого формата;

  • тонированная бумага для пастели разных цветов –велюровая бумага – имеет бархатистую поверхность и незаменима для работы в жанре анимализма, например, альбом для пастели с бархатистой бумагой). Также можно использовать бумагу для акварели. Протонировать акварельную бумагу можно, используя чай или кофе.

Исправление рисунка пастелью. Обычно исправления вносят на ранних стадиях рисунка. Для удаления большого количества цвета используют широкие кисти из щетины. При этом планшет с рисунком надо держать вертикально, это позволит лишним частичкам падать вниз и не втираться в бумагу. Также возможно использовать ластик или кусочек белого хлеба. Но этот метод неприменим при работе на наждачной и бархатной бумаге.

1. Многосторонность рисования пастелью.

  • Пастель может использоваться самым разнообразным образом, любым из перечисленных здесь. Каждый из этих методов может использоваться самостоятельно, или объединяться с другими с получением новых интересных результатов.

  • Нет абсолютно правильного или неправильного пути.

  • Как с очень многими вещами в живописи, рисование пастелью сводится к тому, что вы любите и хотите делать ею.

  • Не забудьте, что пробовать различные техники следует с различными пастелями – твердыми, полумягкими и мягкими – поскольку каждая дает отличный от других результат, как будут давать и различные марки пастели.

2. Рисунок кончиком пастели.

  • Самый простой способ использовать пастель состоит в том, чтобы рисовать концом, держа мелок как карандаш или ручку. Получившаяся линия передаёт совершённый вами жест.

  • Измените толщину линии, меняя давление на мелок. Чем сильнее вы нажимаете, тем больше пастели останется на листе. Для более тонких линий, нажмите более мягко или используйте край пастели.

  • Используйте при рисовании всю руку, а не только запястье, тогда рисунок будет более свободным.

3. Использования края пастели.

  • Если вы хотите работать быстро, создавая большие блоки цвета, используйте сторону мелка.

  • Для оптимальных результатов переломите пастель в середине и рисуйте, помните – даже маленький кусочек пастели все еще годен к потреблению.

  • Изменение давления создаст различную структуру на пастельной бумаге. Когда сторона пастели стерлась, давая два острых края, используйте её, чтобы создать прекрасные тонкие линии. Этот метод лучше использовать с полумягкими или мягкими пастелями.

4. Штриховка и пересекающаяся штриховка.

  • Если вы уже делали какой-нибудь рисунок, тогда эта техника будет вам знакома – фактически это лучше всего подходит для пастельных карандашей или твердых пастельных палочек.

  • Штриховка – просто ряд параллельных линий, предпочтительно правильные линии (следовательно, карандаш), нарисованные близко вместе.

  • Пересекающая штриховка – следующий шаг, рисуя второй ряд линий под углом (чаще всего под прямым углом к первому ряду). Этот метод позволяет вам свободно экспериментировать с цветом и тоном. Используйте этот метод, чтобы создать ощущение формы и объёма, изменяя направление штриховки.

5. Смешивание пастелей (растушёвка).

В отличие от других средств рисования, пастель нельзя смешать перед помещением на бумагу. Есть два способа создать цветные и тональные плавные переходы – оптическое смешивание, которое достигается при наличии цветов в непосредственной близости (см. штриховку), и смешивание, где пастель смешивается уже на бумаге.

Вы можете использовать широкий спектр инструментов для смешивания, но традиционный – палец (вы можете делать это в перчатках, чтобы защитить ваши руки или просто размазывать пальцем). Также доступный инструмент: сторона руки – полезна для смешивания больших областей, но не подходит для точных результатов; так же используют вату, куски бумаги, ластик и т.д.

1. Используя палец (или руку), не забывайте её регулярно очищать, чтобы избежать загрязнения работы прочими цветами. Используйте коробочку влажных салфеток.

2. Точилки должны быть вымыты для дальнейшего использования, удалите загрязнённый слой на конце точилкой.

6. Лессировка

Наши мелки масляной пастели хорошо подходят для техники лессировки.

Лессировка — классический прием живописной техники, который обеспечивает богатый колорит художественному произведению. Лессировка скрывает фактуру бумаги, фактуру пастели, фактурность штрихов. Если вы хотите достичь различного цветового смешивания, как например голубое небо вразличных тенях, начинайте с накладывания различных голубых тонов рядом друг с другом. Используйте для этого свои пальцы или мягкую бумагу, чтобы смешивать краски непосредственно на бумаге и вмазывать различные цвета друг в друга. Эта техника поможет Вам создать разнообразные и богатые цветовые эффекты в Вашем рисунке.

7. Покрытие краской.

Одно из больших преимуществ пастелей по сравнению с другими средствами – колебание цвета. Возможно лучший метод для того, чтобы получать это – покрытие краской. После того, как слой пастели был нанесён, слегка нанесите поверх слой краски. Это создаст покрытие новым цветом.
Результат визуально стимулирует, осторожный выбор цветов произведет удивительные результаты. Этот метод работает лучше всего с самыми мягкими пастелями.

8. Украшение пастелью.

  • Украшение – точно настроенная форма штриховки использующих коротких ударов. Результат может дать вибрацию живописи. Украшение будет также работать для оптического смешивания цвета (как с картинами пуантилиста), где глаз смешивает цвета вместе вместо того, чтобы смешать их на бумаге.

  • Наконечник: Этот метод особенно хорош для того, чтобы дать появление(вид) переливчатости ткани, перьев, и весов, или для того, чтобы создать атмосферные эффекты со светом.

9. Посыпание пастелью.

Вместо покрывания краской пастели поверх существующего блока цвета, пробуйте посыпать сверху нужным цветом. Держите пастель над местом смешивания цвета и царапайте поверхность мелка, чтобы создать пыль. Как только вы насыпали достаточное количество пыли на бумагу, используете плоский нож, чтобы вдавить пыль в поверхность.

1. Намного легче сделать это с работой, расположенной горизонтально – пастельная пыль упадет точно, где вы хотите, и не загрязнит остальную часть картины.
2. Удостоверьтесь, что нож действительно чист перед пробой.

10. Смешанные техники.

В педагогических исследованиях Комаровой Т.С., Сакулиной Н.П. отмечается, что искусство не знает жестких границ и не терпит косности. Искусство непрерывно развивается, расширяет свои возможности. Техника письма совершенствуется, появляются новые приемы и живописные материалы. Существует более 20 различных живописных техник и совсем неисчислимое количество материалов [25, с. 210]. Самые известные из них – масло, гуашь, акварель, тушь, пастель, акрил и многие другие. Каждый из них предполагает разные способы нанесения, разную основу. Это дает живописцу безграничный арсенал художественных средств. Но самое удивительное в работе художника – возможность экспериментировать, совмещать различные техники.

Смешанная или комбинированная живописная техника – это неисчислимые варианты сочетаний разных материалов и приемов. Еще Леонардо да Винчи отметил: всё, что способно оставить за собой след или отпечаток, может стать живописью, она создается природой, окружающим миром, временем и человеком. Именно на этот принцип опираются художники, работающие в смешанной технике.

По мнению Сокольниковой Н.М. живописная работа может быть выполнена на любой основе: на бумаге или камне, на шёлке или штукатурке, на холсте или металле – и в каждом варианте могут быть тысячи новых вариантов. Свободу художника-живописца ограничивают только способности и предпочтения.

В России смешанная техника широко применялась авангардистами в начале прошлого столетия. Художники этого направления ощущали себя эстетическими маргиналами. Они стремились выйти за грани жанров и видов искусства. Авангардисты сочетали изобразительное искусство, поэзию и музыку, сочетали живопись и графику. Смешанная техника живописи привлекала художников неограниченным диапазоном выразительных средств. К тому же это был способ противопоставить себя официальной, академической школе живописи. Один из представителей авангарда – Александр Головин. Он работал над театральными декорациями, и это оставило значительный след на его технике. Головин использовал яркие матовые клеевые краски, которые особенно выгодно проявляют себя в огнях софитов. Он часто прибегал к декоративной манере письма, использовал графические материалы: уголь, пастель, гуашь. Он сочетал заливку клеевой краской и пастель. Художник втирает пастель в краску, пока она не высохла. При этом плотные цветовые пятна в его картинах сочетаются с незаписанным грунтом – так художник работал с основой.

  1. Техника «Акварель и масляная пастель»

а) «Масляная пастель и акварель »

Если вы оставите след пастелью – будь то линия или штрих боковой поверхностью – и затем по нему проведете кистью с водой, цвет распространится и создаст зернистую отмывку. Увлажнение кистью – методика, имеющая широкое применение.

 Основываясь на том, что масляная пастель нерастворима в воде. она прекрасно сочетается с акварелью, давая неожиданные эффекты.

В зависимости от того, как Вы хотите, чтобы выглядела Ваша картина – добавляйте акварель к пастели.

Лазукова Аня 7лет «Золотые рыбки»

Рюхова Лиза 8 лет «Закат»

б) «Акварель и масляная пастель» 
 
Акварель в этом случае играет роль ровной цветовой “подкладки” под пастель. А пастелью пишут уже поверх высохшей акварели. Это придает пастельной работе больше объема, глубины, ощущения материальности, живости.

Интересно выглядит работа, где задний план прописан акварелью по-сырому, и чем ближе к первому плану, тем больше используется пастель. Получается что-то вроде эффекта “3D”.

 
 

Атанасова Симона 10 лет «Осенний натюрморт»

  1. Техника «гуашь и масляная пастель»

Основные цветовые пятна рисунка наносятся гуашевыми красками. Затем по подсохшему фону выполняется деталировка и прорисовка деталей. Получается фактурная зернистость в изображении оперения птиц, коры деревьев, фактуры мехового покроя животных.

Макаров Арсений 10 лет «Звери Пармы»

12. «Сграффито» – «процарапывание».

Существует также метод создания восковой пастели, который называется «сграффито». Это в переводе означает «процарапывание».

Для этого метода вам потребуются, кроме бумаги и восковых мелков, либо мастихин, либо канцелярский (ремесленный) нож, либо специальный стек. На бумагу плотными слоями накладывается восковая пастель. Сначала светлая пастель, а потом темная. Далее стеком (или другими инструментами) на поверхности процарапывается рисунок. Такой рисунок будет напоминать гравюру. Методом процарапывания можно создавать как двух цветные, так многоцветные работы.

С большим успехом в комбинации с масляной пастелью используется слой акриловых красок. Например, вы можете нанести штриховку масляной пастелью светлых тонов на поверхность грубой фактурной основы грунта, покрыть ее слоем акриловой краски темных тонов (двойной эмульсионной консистенции) и затем снять краску с поверхности влажного акрила.

.

1. 2. 3. 4.

1.Используя желтую масляную пастель, нанесите штриховку на всю поверхность бумаги

2 Работая очень быстро, нанесите кистью поверх масляной пастели слой синей акриловой краски.

3 Переверните лист «с ног на голову» и удалите краску, чтобы создать фактуру на участках небосвода.

4 Используйте деревянную палочку, чтобы снять краску и образовать контуры рисунка.

Работы обучающихся творческой мастерской «Фантазия»

Дейнека Алеша 8 лет «Утренний ветер»

Сажина Софья 11 лет «Натюрморт с туеском»

Перминов Кирилл 8 лет «Тишина» Коданева Ксения 8 лет «Натюрморт»

Зиновьев Илья 7 лет «Подводный мир» Рузняева Наталья 16 лет «Голубой конь»

Парников Максим 10 лет «Человек и Вселенная» Игушева Женя 7 лет «Подводный мир»

infourok.ru

Рисуем сухой пастелью. Обзор материалов / Doodle&Sketch

В качестве самостоятельного живописного средства пастель получила широкое распространение в 18 веке. Мастера пастели 16-17 веков работали в традициях чистого рисунка. Сама мягкая пастель была изобретена в начале 16 века заурядным французским художником Жаном Паррелем для быстрых зарисовок военной компании Людовика Х11 в Северной Италии. Новый сухой художественный материал был высоко оценен Леонардо да Винчи (1452-1519), который использовал пастель для набросков. Современные художники, работающие в этой технике, имеют гораздо более богатую цветовую палитру.

ОТ МЕЛА К ПАСТЕЛИ

Метод рисования, популярный в 17-18 веках, базировался на «технике трех мелков», включающий использование черного мела, сангины (красного мела) и белил, которыми работали на тонированной основе. Портреты и наброски, традиционно исполняемые этими тремя мелками, постепенно стали дополняться пастелью. Около 1665 года французский художник Шарль Лебрен написал пастелью торжественный портрет Людовика Х!V, скрепив тем самым новое художественное средство печатью королевского благоволения.

Первым мастером, работающим исключительно в технике пастели, стала знаменитая венецианская художница Розальба Каррьера (1675-1758). Перейдя от раскрашивания табакерок к созданию пастельных портретов, она стала очень популярной в Италии и Франции. Пастельные портреты знатных дам в ее исполнении отличались удивительной утонченностью. Художница им ела огромный успех и получала заказы на портреты пастелью со всей Европы. Только в 1720 году, приехав в Париж, она создала за год, как считается, не менее пятидесяти портретов. К тому времени в Париже стараниям и французского художника Жозефа Вивиана (1657-1735) пастель была утверждена в качестве художественного средства для создания портретов, но именно Розальба Каррьера оказала влияние на развитие портретного жанра в этой технике. Слава художницы не утихла даже много лет спустя после ее смерти. В результате к 1780 году в Париже работало уже более 2500 художников-пастелистов. Позже пастель стала излюбленным материалом в руках многих художников – Буше, Левитан, Дега, Бенуа, Серебрякова.

doodleandsketch.com

Вспомогательные средства для пастели

При работе с пастелью нет необходимости использовать что-то дополнительно кроме самой пастели и поверхности, на которой вы будете работать, однако существуют вспомогательные материалы, облегчающие работу с ней и помогающие создавать различные эффекты. И такими материалами являются растушёвки, резинки, фиксатив, ножи канцелярские, муштабель, планшет, лента.

Растушёвки  и кисти

С помощью этих вспомогательных средств можно смешивать пастель, растирать её, создавая тональные переходы, а также смазывать её, создавая различные мягкие и перистые эффекты.

Бумажные растушёвки сделаны из очень плотно намотанной мягкой бумаги и бывают разного размера. Если конец бумажной растушёвки загрязнился, то можно счистить слой бумаги канцелярским ножом, а затем потереть по чистому листу обычной бумаги.

Аппликаторы с насадками из микропористой губки являются замечательным средством для растушёвки.

Такие аппликаторы продаются для использования с ультрамягкой пастелью PanPastel. Разнообразие их форм помогает созданию интересных эффектов как их плоской поверхностью, так и торцевой частью. Однако такими аппликаторами лучше всего пользоваться на не слишком зернистой поверхности, иначе сменный наконечник быстро придёт в негодность.

 

Ультрамягкие кисти из натурального волоса пони — для смешивания, точечного нанесения и зачистки пастели. Как правило, используется в вертикальном положении.

Силиконовые кисти помогают создавать мягкие края и смешать пастель (особенно очень маленькие участки) . Эти кисти могут быть мягкие (белый наконечник) и твердые, а также иметь различную форму наконечника.

Кроме перечисленных выше растушёвок, вы можете также пользоваться любыми подручными материалами. Это могут быть ватные палочки и диски, спонжи и аппликаторы для макияжа и т.д.

 

Ластик для пастели (ластик-клячка)

В отличие от обычных ластиков, ластик для пастели имеет довольно мягкую консистенцию и очень пластичен. Этот ластик приклеивает к себе частички пастели и при этом не повреждает бумагу и не размазывает рисунок.

Правда надо иметь ввиду, что если на бумагу нанесено уже много слоев пастели, то ластик-клячка не уберёт всю пастель. Для удаления мелких деталей можно смять его таким образом, чтобы получился тонкий кончик. Чтобы очистить ластик просто помните его в руке. Он может использоваться таким образом довольно долго, до тех пор, пока не накопит в себе слишком большое количество пастели.

 

Планшет

Если вы используете в качестве поверхности для пастели бумагу, то её лучше всего закрепить на планшете, чтобы лист не сдвигался во время рисования.


Поверхность планшета должна быть гладкой и по размеру больше, чем лист бумаги, на котором вы собираетесь рисовать. Планшеты могут быть из фанеры, оргалита или пластика, а также с зажимом для бумаги или без него. Но будьте осторожны с использованием зажимов для бумаги, так как они могут оставлять вмятины (особенно на велюровой бумаге). Кроме того, пастель будет забиваться под зажим, и если вы собираетесь задействовать бумагу под ним дальше в своей работе, то пятно под зажимом будет очень трудно убрать или закрасить. Поэтому для закрепления листа на планшете лучше использовать бумажную липкую ленту и приклеивать ею лист к планшету по периметру. При таком закреплении листа он не будет сдвигаться при работе.

Муштабель

Муштабель — это приспособление, которое используется для поддержки руки, чтобы избежать прикосновения к  рабочей поверхности. Она особенно полезна при работе над мелкими деталями, когда на поверхность под рукой уже нанесена пастель. Как правило, муштабель — это палочка с закрепленным на конце шариком, который обернут кожей или замшей. Кожа или замша способствует тому, что муштабель не скользит по поверхности, на которую она опирается.

Вы можете купить муштабель в магазине или сделать сами. Палочка может быть из любого материала, который есть у вас под рукой, а длина её определяется величиной картины. Совсем необязательно она должна быть круглой. Главное — чтобы вам было удобно держать её в руке. Если палочка будет очень тонкой, то рабочей руке будет неудобно на ней лежать. Наконечник может быть из любого материала: дерево, силикон, пробка, пластик и т.д. Если материал наконечника нескользящий (силикон, резина), то оборачивать замшей или кожей необязательно.

 

Фиксатив

В составе пастели есть связующее вещество, удерживающее пигменты вместе, но нет вещества, которое приклеивало бы пастель к поверхности, на которую она наносится. Это сухая смесь, не пропитывающая поверхность, а только цепляющаяся за нее благодаря шероховатости этой поверхности. Пастель может легко смазаться или осыпаться (иногда мелкие частицы осыпаются и скапливаются внизу паспарту картины в раме). Для того, чтобы свести осыпание и смазывание к минимуму, можно использовать фиксатив, который  предназначен для фиксации частиц пастели на поверхности. Но это не означает, что готовую пастельную работу можно вставлять в раму без стекла или не соблюдать осторожность при хранении (Как хранить пастельные работы).

Есть два основных типа фиксативов: рабочий и финишный.
Рабочий (промежуточный) фиксатив означает, что вы можете продолжать работать пастелью после его высыхания. Нанесение время от времени легкого слоя фиксатива во время работы может помочь нанести большее количество слоев пастели, которые не будут сильно смешиваться друг с другом.  Но если вы нанесёте слишком большое количество фиксатива, это может испортить работу.  Поверхность станет скользкой и нанести новый слой будет трудно или даже невозможно. Финишные фиксативы используются только тогда, когда работа завершена. Поэтому перед покупкой уточняйте какого типа фиксатив.
Многие производители выпускают фиксативы, которые могут использоваться и как рабочие и как финишные.
Я пользуюсь фиксативами Royal Talens и Schmincke. Их можно использовать и как рабочий и как финишный.

Иногда я использую фиксатив для  усиления насыщенности (особенно темных цветов), закрывая при этом участки, которые не должны менять цвет.

Основным аргументом против использования фиксатива является потемнение цвета. Но зачастую риск смазывания и осыпания пастели  перевешивает это опасение в пользу применения фиксатива. Потемнение может быть сведено к минимуму при правильном обращении с ним.
Следующие рекомендации могут помочь вам в этом:

  • Перед применением фиксатива необходимо убедиться, что он предназначен для пастели!
  • Протестировать фиксатив на пробном листе (поверхности) с небольшим наброском, чтобы убедиться, что вас устраивает результат и головка распылителя работает хорошо (не «плюётся»).
  • Хорошо встряхивать баллончик перед распылением.
  • Держать в руке рядом с работой любой листок бумаги и начинать распыление с него, переводя далее на работу, не прекращая распыление. Это поможет избежать нежелательных крупных капель в самом начале распыления.
  • Избегать избыточного нанесения фиксатива, так как он может превратиться в липкую массу и даже покоробить бумагу. Чтобы этого не произошло, лучше наносить его кратковременно тонким слоем и наносить следующий слой только когда первый просох.
  • Распылять с расстояния ~ 30 — 40 см, водя рукой достаточно быстро и непрерывно слева-направо, справа-налево, двигаясь сверху вниз (не прекращая распыление).
  • Очень тонкий слой фиксатива можно получить если положить работу горизонтально и распылять над ней, держа баллончик вертикально и распыляя параллельно рисунку (как бы в воздух над ним). При таком способе распыления баллончик двигать так же, как описано выше. Лак будет оседать под собственной тяжестью. Фиксатив обеспечивает определенную защиту против осыпания, смазывания и ультрафиолета, но это не означает, что после его применения пастельная работа полностью защищена и её можно трогать, не закрывать стеклом или стучать по ней.

Использование лака для волос в качестве фиксатива может сэкономить деньги, но необходимо учитывать, что он может содержать нежелательные компоненты (например витамины на основе масла, кондиционеры и т.д.), которые могут оставить жирные пятна на вашей работе. Кроме того, лак может со временем пожелтеть. Поэтому перед применением лака для волос необходимо изучить его состав.

Почти все фиксативы обладают сильным запахом и использовать их лучше в хорошо проветриваемом помещении.

elenafineart.ru

Сухая пастель- что это? – Ярмарка Мастеров

Всех приветствую!  Я выполняю профессиональные картины в технике сухой пастели.  Данный материал не имеет такого широкого распространения как масло или акварель, поэтому меня часто спрашивают  по данной тематике.  Я решила  для всех желающих приоткрыть таинственную завесу с пастельной техники  и ответить на самые распространенные вопросы :

1. Что такое пастель и почему она сухая ?

Пастель получила своё название от слова «а пастелло», которым именовали приём рисования одновременно чёрным итальянским карандашом и красной сангиной, иногда с подкраской другими цветными карандашами, применявшийся итальянскими художниками XVI века, в том числе и Леонардо да Винчи. Пастель по своей сути – мягкие цветные мелки,  либо те же мелки, но в деревянном карандаше.  В ее состав входят спрессованный пигмент и связующие ингредиенты. Готовая смесь запекается при высочайших температурах и приобретает достаточно твердое, сухое качество, но при этом и очень бархатистое. Она не токсична, не имеет запаха,  и прекрасно смывается с рук обычным мылом.  В категории пастели есть так же пастель масляная( на основе льняного масла) и пастель восковая( на воске высшего качества или на парафине).

2. На чем нарисованы мои картины?

Картины я рисую на профессиональной пастельной бумаге итальянского и французского производства.  Данная бумага имеет различные цвета и тиснение, т.к. на гладкую плоскости пастель не закрепится. Отечественный производитель к сожалению расстраивает меня своим качеством как бумаги, так и пастели. Есть в моей коллекции одна работа, нарисованная на бумаге с мелким зернением( как наждачка.к сожалению при работе с таким картоном стирается кожа пальцев)

3. Какого ухода требуют такие картины и как их хранить?

Пастель я не закрепляю фиксативами, потому как они уничтожают ее бархатистость и нарушают мою тончайшую колористику.  Хранить пастельные картины полагается в багете под стелом с паспарту. Такое оформление не дает соприкасаться красочному слою со стеклом и обеспечивает изображению столетия в первозданном виде!  Ведь пастель в отличае от масла не подвержена растрескиванию, желтению, пожуханию, осыпанию.  А при хорошем рассеянном освещении Вы будете восхищаться нежнейшим переливам и одновременной матовости.  А внутреннее мерцание будет открывать новые грани изображения с разных точек зрения !  Надо отметить, что никакое фото не передаст полностью этих особенностей! На пастель нужно смотреть воочию!

4. Где я научилась работать сухой пастелью?

Я закончила Художественное училище в Пензе с красным дипломом по специальности “Скульптура”. Нас на протяжении пяти лет учили изображению формы в рисунке и в объеме лучшие педагоги еще советской школы .  Первую пастель я приобрела уже после обучения из люпопытства. Природный талант , учебная база, чувство стиля и колорита помогли мне в освоении такой редкой и восхитительно-женской техники как  сухая пастель!

5. Кто еще рисует сухой пастелью?

В XVIII веке пастель становится уже самостоятельной техникой и получает особую популярность во Франции, где её использовали такие известные художники, как Франсуа Буше, Морис Кантен де Латур, Шарден, позднее Грёз, Жан Этьен Лиотар, Делакруа, Дега.Выдающимся пастелистом была и итальянская художница Розальба Каррьера.  Наверное, не зря именно Франция (чувственная ,любвеобильная и будуарная) стала родоначальницей сухой пастели, какой мы ее знаем теперь. Так же наша восхитительная Серебрякова не хуже французов владела пастельной техникой в изображении обнаженной натуры и портретов.  Современные художники так же используют пастель, но лишь немногим она открывается во всей своей красе и пленительности.

Надеюсь, что я довольно просто и в то же время интересно смогла ответить на вопросы о восхитительной пастельной технике.  Если Вам что-то было непонятно, то спрашивате – с удовольствием отвечу.

www.livemaster.ru

Рисование пастелью, с чего начать

Как и обещала, рассказываю о своем опыте  последних месяцев в рисовании пастелью.

Сегодня я покажу свои рисунки, расскажу о материалах, которые в рисовании пастелью, как оказалось, очень важны.

И, конечно, поделюсь своими выводами и находками, которые у меня появились при работе с этим материалом.

 Сухая пастель и пастельные карандаши

Сегодняшний разговор будет о сухой пастели, именно ее я пробовала и о ней могу рассказать свое впечатление. Сейчас у меня есть несколько видов пастели: Сонет (самая дешевая пастель), KOH-I-NOOR (вполне себе неплохая пастель) + пастельные карандаши  KOH-I-NOOR и Олки (2 набора которой я докупила совсем недавно).

Итак, начну с Сонета. Его я покупала давным давно, просто чтобы попробовать что это за зверь такой, пастель. Его и бумагу палаццо, ядрененького такого цвета фуксия. И я даже пыталась что-то этим всем нарисовать тогда, но получилось как-то не вдохновляюще и я забросила пастель на года 1,5-2 и вообще не брала ее в руки.

Я лично не склонна винить во всех смертных грехах неудачные материалы для рисования, как делают многие новички, думая, что купив прекрасный материал у них сразу получится шедевр. Нет, тут у меня иллюзий нет, материал за тебя ничего не нарисует. Но! Конкретно в этом случае, плохой материал надолго отбил у меня охоту пробовать дальше. А надо было не сдаваться и изучить вопрос, что я и сделала, но уже гораздо позже.

Вообще, если пастель Сонет уже есть в наличии, то не стоит сразу швырять ею в мусорное ведро, к такому материалу нужно просто подобрать абразивную поверхность позабористей, самый простой и довольно дешевый способ  это сделать — это купить листовую наждачку ( зерно 600-800) в сроительном магазине и продолжать рисовать. Но все-таки изначально покупать Сонет я бы не рекомендовала.

Дальше у меня появился набор Koh-i-noor + карандаши этой же фирмы. Пастель эта более мягкая и приятная, позволяющая не плохо рисовать на бумаге для пастели. Карандаши тоже без нареканий, кроме одного — мало цветов! И в наборе мелков и в наборе карандашей у меня по 24 цвета. Но можно же рисовать и в стиле гризайль 🙂

Цвет в пастели

Перейду ко второму важному моменту в выборе пастели — это цветовая гамма. Пастель — это не акварель, в ней нельзя из 6 цветов намешать все буйство красок, в пастели чем больше цветов и оттенков, тем богаче и лучше будет смотреться работа, если, конечно, человек знает, как с цветами работать :). Можно некоторыми ухищрениями немножко разнообразить цветовую гамму, накладывая слои пастели друг на друга и растирая, но до определенных пределов.

Именно поэтому я  сделала выкраску своего пастельного арсенала,

а потом уже начала его расширять.

В идеале, конечно, надо бы сразу купить большой набор шминке или рембрандта на 90-120 цветов и радоваться, но стоят они честно говоря хороших денег. Можно вроде как и поштучно покупать мелки, как маркеры, но у нас это сделать пока нельзя. Поэтому я, как пока еще человек не определившийся с любимой техникой до конца, ищу варианты как с максимальной пользой использовать то, что у меня уже есть. И тайком мечтаю о большом профессиональном наборе пастели 🙂

Итак, мой вывод такой, если вы не рисовали пастелью и хотите попробовать, то хороший вариант — это купить набор koh-i-noor, но лучше не 24 цвета, как у меня, а 48, а остальное докупить поштучно. Либо приобрести набор рембрандта 90 цветов, но не тот, где целые мелки, а с половинками, это получится уже вменяемо по цене и я со временем так и собираюсь поступить. Если же у вас, как и у меня, пока нет такого варианта, то можете разнообразить свои запасы наборами Олки или какими-то другими. Но цветовая гамма у Олки мне не очень нравится, хотя сами мелки довольно мягкие и хорошо ложатся.

Бумага для пастели

Начинать я бы советовала с абразивной бумаги, с той самой наждачки ( зерно 600-800). Она проявит все лучшие свойства пастели, под вашим чутким руководством конечно же. На ней практически любая пастель ляжет хорошо и даст возможность рисовать и ребром мелка и краем и делать разные эффекты.

Советую по своему опыту, так как лично у меня большая симпатия к пастели появилась после рисования именно на наждачке. А после вебинара, где за 2 часа при довольно ограниченной цветовой гамме и интуитивном выборе цветов, я смогла на листе наждачной бумаги нарисовать вот такую лисичку, эта симпатия возросла многократно.

И только после этого я начала активно рисовать пастелью, в итоге, за пару недель у меня появились практически все рисунки, которые я размещаю в этой статье.

Следующий вариант, который тоже хорош, это абразивная бумага, специально предназначенная для пастели. Например, Canson Mi-Teintes Touch. По факту эффекты на ней схожи с наждачкой, но можно выбрать красивый цвет фона, любой размер, и вообще, проф бумага это проф бумага, она конечно же предпочтительнее и работать с ней приятнее и лучше. Наждачка — это просто вариант недорогой замены, доступной практически любому.

Выбор цвета бумаги для пастели не так прост, как в других техниках, хотя бы потому, что вариантов много, при этом цветом бумаги можно и обогатить и загубить рисунок. Чаще всего используется светло-серая, бежевая и белая бумага, другие цвета — это уже конкретная задумка художника и дань сюжету. Но тут важно понимать, что на разном фоне и имеющаяся палитра цветов будет вылядеть по-разному, а потому стоит сделать пробные выкраски заранее, чтобы не ошибиться с ожидаемым эффектом. Хотя бы на светлой и на темной бумагах, а в идеале на том цвете, с которым собираетесь работать.

Эту выкраску, кстати, я делала на бумаге палаццо, с ней любви у меня не сложилось, потому что бумага не выдерживает слоев, скатывается, покрывается ворсом и т д. То есть какие-то быстрые скетчи пастелью — это ее максимум.

А у меня такой бумаги было 3 альбома, с разной фактурой и цветами листов. В итоге, я пустила их на всякие тесты и небольшие зарисовки.

А вот бумага fabriano tiziano для пастели мне пришлась по душе, ниже моя проба пера на ней. Её я покупала по рекомендации пастелиста, чьи работы мне нравятся и не пожалела.

Для этой птички я выбрала светло-серый цвет бумаги, в некоторых местах видно, как цвет просвечивает и задает тон всей картине. Правда жалею, что формат для этого рисунка выбрала слишком маленький (меньше А4), было тяжело пастелью прорабатывать детали, но все равно результат мне нравится.

Еще интересные эффекты можно получить рисуя пастелью на крафтовой бумаге. Я еще не   успела как следует распробовать это сочетание. Делала только вот такие быстрые наброски.

Но думаю, что мы споемся, точнее срисуемся 🙂

Хранение пастели

Я храню пастель из всех своих наборов в 2-х пластиковых коробочках, каждый мелок я развернула, отломала где-то половинку, отметила цвет на выкраске подписав номер, и рассортировала в пластиковых ячейках по цветам. Так проще ориентироваться в цветах и удобнее начать рисовать, 30 секунд и ты уже готов запечатлеть понравившийся сюжет.

Вот так, к примеру, я рисовала льва. На фото легко уместились все мои запасы пастели.

Достать же все наборы, разложить их перед собой и выбирать оттуда мелки слишком трудоемко.

И, могу с уверенностью сказать, что пока не облегчишь себе жизнь, упростив доступ к материалам, они будут лежать мертвым грузом. Причем это справедливо не только для пастели, для всего. Пока карандаши, уголь, соус, маркеры, брашпены и т д, ровно лежат в красивых упаковках производителей, их нет желания часто брать и использовать, потому что иногда на это просто нет времени (или желания). Не на рисование, а именно на борьбу с упаковками. Поэтому мой способ стимуляции творчества — создание условий, вместо принуждения. Когда начать рисовать легко, рисуешь больше и с большим удовольствием, это факт.

А еще пастель в коробочках  легко взять на пленэр, и я даже уже успела проверить это на практике. Условия пленэра сильно отличаются от домашних, но особая прелесть и вызов в этом несомненно есть и для меня очень важно сейчас как можно больше времени уделять именно исследованию натуры.

Правда, я боялась сильно растрясти мелки, опасалась, что они поломаются или испачкаются друг о друга, пока я буду ехать до места. Но ничего такого не случилось, это раз, а второе, я нашла метод, как легко и быстро очистить пастельные мелки. Делюсь с вами, метод очень простой. Берем баночку с крышкой (у меня это железная из-под печенья), засыпаем туда манку, кладем мелки, трясем, вынимаем чистыми.  Красота же!

Хранение рисунков пастелью

Нарисовать-то я рисунки нарисовала, но тут встал другой вопрос, не менее важный, как это все богатство хранить, если я пока не готова каждый свой рисунок вставить в рамку.  А в случае с пастелью нужна не только рамка, но и паспарту, чтобы лист не соприкасался со стеклом. Так вот.

На данный момент способ хранения у меня такой: я беру рисунок, беру лист кальки (или бумагу для выпекания), жестко закрепляю кальку сверху рисунка бумажным скотчем в 4 местах как минимум и помещаю в файлик в специальной папке. Как показало время, все очень не плохо хранится, не ссыпается, в общем, вполне себе вариант. + Когда листаешь папку видно какой это рисунок, его всегда можно достать и посмотреть свежим взглядом.

На фото эта самая папка с рисунками формата А4 за 2017 год, с удовольствием отмечаю, что она приятно раздулась за эти почти 5 месяцев. И я храню далеко не все, только то, что мне кажется интересным на данный момент, остальное безжалостно выбрасываю.

Некоторые нюансы при работе с пастелью

В заключении хочу сказать, что пастель материал интересный, привлекательный, позволяющий создавать очень красивые и нежные работы.

Помимо этого, пастель позволяет делать исправления, для этого можно просто кистью смахнуть пастель с листа и начать заново. Рисовать ею можно как быстро, так и с проработкой деталей.

Но! Но есть несколько нюансов, которые следует учитывать.

  • Это грязная техника. Фактически все рисование ведется руками, я когда рисовала постоянно вытирала руки о влажные салфетки. Вокруг нужно было все укрывать и продумывать куда ссыпать лишнее с листа. Стол и пол все равно в результате рисования загрязняются, и требуют обязательной влажной уборки после.
  • Когда рисуешь на абразивном материале, типа наждачки, есть шанс стереть пальцы до довольно неприятного ощущения. Понимаю, что с опытом этого можно избежать, но я вроде и не сильно усердствуя, за 3 дня это успешно осуществила.
  • Палитра цветов. В пастели это важно. Поэтому нужно хорошо продумывать работу с цветом, исходя из того, какие цвета есть в наличии и выбирать соответствующие сюжеты и фон. Ну и покупать широкую палитру цветов.

Но, при всех нюансах, меня периодически к пастели тянет. А значит буду пробовать и экспериментировать дальше.

Вконтакте

Facebook

Google+

Одноклассники

Мой мир

arnika-art.ru

Техника пастельной или “сухой живописи”

В детстве человек часто экспериментирует со всевозможными художественными материалами, делает свои маленькие открытия в мире искусства. По мере взросления интересы меняются. Кто-то продолжает рисовать, петь или танцевать, а кто-то решает, что это уже не нужно.  Но если вы все-таки решили вспомнить, как замечательно было в детстве: вот так взять и нарисовать свою картину. Попробуйте начать с «сухой живописи» — это техника пастели.

Пастельные мелки

пастельные мелки и бумага для пастели. техника пастальной живописи

Все знают, что такое цветные мелки. Пастель – это те же мелки, только изготовляются из качественных пигментов, мела и связующих. Современные производители предлагают широкий спектр цветов и оттенков. Для начинающего художника достаточно небольшого набора пастельных мелков с теплыми и холодными тонами: два желтых (теплый и холодный), синий, зелёный, красный, фиолетовый, коричневый, белый и черный. А если Вас захватила эта техника, то побалуйте себя и купите более дорогие наборы из 32 или 64 цветов.

Бумага для пастели

Для работы пастелью вам понадобится бумага. Можно купить фактурную белую или цветную бумагу для пастели. Доступная бумага крафт – это упаковочная бумага. На цветной основе могут получиться интересные работы, фактура получается бархатистая, а картина легкая и воздушная. Наносят штрихи одного или нескольких цветов и растирают пальцами до нужного оттенка. Затем можно тонкими линиями проработать детали рисунка. Для удаления излишков используют щетинную сухую кисть или ластик.
Кроме сухой пастели, есть масляная. Это тоже мелки, только в состав входит воск и минеральное масло с добавлением пигментов. Картины масляной пастелью получаются более яркие.
В продаже существует еще и восковая пастель. От масляной пастели ее отличает только то, что  основной компонент – это воск и пигмент. Она также имеет интенсивный цвет.

Тюльпаны. Натюрморт с натуры пастелью

Со временем пастель с бумаги может осыпаться или нечаянно размазаться. Поэтому работы  нужно фиксировать лаком-спреем. Он продается в магазинах художественных материалов. Но есть народный способ – фиксировать лаком для волос. На расстоянии полуметра распылите фиксатор и дайте просохнуть.

Оформление пастельной живописи

После неудач и ошибок у вас обязательно появится работа, которая будет достойна рамы! Как же оформляют пастельные картины? Кроме подходящего багета, вам нужно будет заказать в мастерской паспарту. Это плотный картон различных цветов и оттенков. Внутри вырезается отверстие по размерам вашей работы, а по краям остаются поля приблизительно 5-8 см. При таком оформлении работа будет смотреться законченно и интересно.

Вдохновляйтесь и создавайте свои шедевры!

Поделиться ссылкой:

Похожее

artclass.kiev.ua

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о