Урок 3. Ладья. Ход ладьи.
— ладьи, белая и черная. Иногда, не правильно, ладью называют турой или башней. Ладья ходит по прямым линиям -вертикалям и горизонталям, на любое количество полей. Если на пути ладьи встречается фигура противника, ладья может взять (съесть) ее, встав на ее место. Свои фигуры есть нельзя.
Рисунок.
Кружками отмечены поля, на которые может пойти ладья.
Упражнения.
1. Проберись, как можно скорее, ладьей на поле, помеченное крестиком, не становясь на «минные» поля (кружочки) и не перепрыгивая через них.
2. Съешь ладьёй все фигуры, беря каждым ходом по фигуре. Ходит только ладья.
Контрольные вопросы и задания.
1. Отметь правильный ответ.
Ладья ходит:
а) снизу вверх по крайним линиям;
б) по горизонтали и вертикали на любое
расстояние;
в) по диагонали на две клетки.
2.Какая фигура самая главная?
3.Расставь на доске 8 ладей (если у тебя не
хватает ладей – поставь вместо них
пешки, и представь, что это ладьи) так,
чтобы ни одна из них не могла съесть
другую (не зависимо от цвета ладей).
4.Построй из ладей башню – устанавливая
их одна на другую (у нас рекорд – башня из
20 ладей).
5.Выучи стихотворение:
Видимо, ладья упряма,
Если ходит только прямо,
Не петляет – прыг да скок,
Не шагнет наискосок.
Так от края и до края
Может двигаться она.
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжелый у ладьи,
В бой ее скорей веди!
6. Нарисуй ладью.
на Ваш сайт.
murman-plus.ru
ладья Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти
#6991164 — Chess pieces series, black and white rooks, Crusaders vs. Saracens,..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#12821635 — Illustration image of chess piecesВектор
Добавить в Лайкбокс
#14276506 — Rook, Corvus frugilegus, 3 years old, flying against white background
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#11898388 — black shiny chess piecesВектор
Похожие изображенияДобавить в Лайкбокс
#15732710 — A black and a white castle chess piece made of brick and mortar..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#45527073 — Chess white wins 3D render of chess pieces
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#28027096 — Sets of papercut Chess icon, vector silhouette with shadowsВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#50115834 — A complete set of chess pieces in black and whiteВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#48270872 — Set of emblems and signs for the chess tournamentВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#17962164 — An illustration of a complete set of chess pieces in black and..Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#12714172 — Concept of chess game with pieces
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#45435066 — CrowВектор
ru.123rf.comШахматные фигуры | Шахматы
В шахматах существует 6 различных видов фигур: король, ферзь, ладьи, слоны, кони и пешки. В шахматы играют два человека: один черными фигурами, другой — белыми. Каждый игрок имеет по 16 фигур (боевых единиц): по одному королю и ферзю, по две ладьи, по два коня и слона, и по 8 пешек. Каждая фигура ходит по-разному…
Например: гроссмейстер Аталик Суат около года не мог выучить как ходит конь!!!
В нашей школе Вы или Ваш ребенок научится за 1-2 часа ходить всеми фигурами!
Вот как это выглядит. Внизу и слева от шахматной доски располагаются буквы и цифры. Они называются ШАХМАТНОЙ НОТАЦИЕЙ.
Наши тренеры расскажут об авторских разработках по быстрому и эффективному изучению нотации.
Благодаря нотации каждое поле имеет свое название, например: а3, е5, с4, h6 и т.д. Нотация служит для того, чтобы можно было записывать каждый сделанный ход. Сначала записывается фигура, которая делает ход, затем поле с которого она ходит, и в конце — поле, на которое она походила. Например: Кg1-f3, е2-е4, d2-d4 и т.д.
Каждая фигура имеет свое обозначение.
Русские обозначения фигур: король (КР), ферзь (Ф), ладья (Л), слон (С), конь (К), пешки никак не обозначаются. При их ходе указываются только поля (это видно выше: е2-е4, d2-d4 и т.д).
Английские обозначения фигур: король (К), ферзь (Q), ладья (R), слон (B), конь (N).
Также фигуры могут обозначаться мелкими рисунками.
Король
Многие некомпетентные шахматисты называют короля самой сильной фигурой. Это не так.
Во время лекций с нашими тренерами Вы узнаете, что
Король — это самая ВАЖНАЯ и ГЛАВНАЯ фигура, без которой играть нельзя по правилам. Все шахматные фигуры имеют свою ценность, но не король. По правилам его нельзя бить — именно поэтому невозможно сказать сколько он стоит.
На диаграмме показаны возможные ходы короля и его схематичное изображение.
Король может ходить на любую соседнюю клетку рядом с собой в любом направлении (по горизонтали, диагонали или вертикали), но только если это поле не атаковано вражескими фигурами или не занято своими. Бьет король также, как и ходит, то есть может съесть любую стоящую рядом вражескую фигуру (если она не защищена).
В шахматах существует ситуация, когда король может двигаться и на большее количество полей. Это называется рокировкой.
Рокировка — это совместный ход короля и ладьи: король перемещается на два поля в сторону одной из ладей с одновременным перемещением ладьи на поле, пройденное королём. Рокировка на королевский фланг называется короткой рокировкой (обозначается 0-0), рокировка на ферзевый фланг — длинной рокировкой (обозначается 0-0-0). Рокировка невозможна в тех случаях, когда король становится на атакованное соперником поле или в момент когда он уже атакован. Также по правилам нельзя делать рокировку, если король пересекает атакованное соперником поле.
Шахматная доска делится на два фланга: ферзевый (линии a, b, c, d) и королевский (линии e, f, g, h). Фланги получили свои названия от расположения фигур (ферзь изначально стоит на d1, король — на е1).
Ферзь
Ферзь — самая сильная фигура. Она ходит и как слон, и как ладья (ходы слона и ладьи мы рассмотрим далее).
Ферзь может ходить по диагоналям, вертикалям и горизонталям на любое количество полей. Бьет так же.
На диаграмме показаны возможные ходы ферзя и его схематичное изображение.
В начале партии у каждого из соперников имеется один ферзь. Белый ферзь изначально находится на поле d1 (до линии «а» — это ферзевый фланг; это описывалось выше), черный ферзь — на d8.
Наши опытные тренеры расскажут о нецелесообразности раннего ввода ферзя в игру.
Чем раньше ферзь вступит в игру — тем выше опасность того, что его будут атаковать более слабые фигуры соперника. Разменивать ферзя на любую фигуру, кроме вражеского ферзя, невыгодно (ведь ферзь самый сильный).
Также, поступив на обучение в нашу школу, вы узнаете:
Шахматная партия делится на три стадии: дебют — начало партии (1 стадия), миттельшпиль (от нем. миттель — середина, шпиль — игра) — середина партии (2 стадия), эндшпиль (от нем. энд — конец, шпиль — игра) — конец игры (3 стадия).
В начальной позиции белые и черные имеют по 20 возможных ходов (4 хода конями и 16 ходов пешками). В этом можно убедиться самостоятельно (когда Вы узнаете как ходят все фигуры).
Вывод: существует 400 способов разыгрывания только первого хода с обеих сторон. Дальше-больше…
Ладья
Ладья — вторая по силе фигура после ферзя. Две ладьи примерно равны по силе ферзю, но могут оказаться и сильнее его.
Ладья ходит по вертикалям и горизонталям на любое количество полей. Бьет также.
В начале партии каждый игрок имеет по две ладьи. Они расположены по углам доски (поля а1, h2, а8, h8).
Многие люди, которые далеки от шахмат, называют ладью турой.
У наших тренеров Вы узнаете, что эта фигура называется ладьей. Так и только так!
Ладья также может делать ходы по-другому, чем описывается выше. Этот ход — рокировка (длинная и короткая) — см. фигура «король».
У наших тренеров Вы узнаете, что такое ладейный эндшпиль и почему он самый сложный и наиболее часто встречающийся…
Слон
Слон заметно слабее ладьи и значительно слабее ферзя, но примерно равен по силе коню.
Принято считать, что слон и конь равноценны, но это ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА так.
Тренеры нашей школы расскажут об этих ситуациях
Например: поставить мат одинокому королю двумя слонами можно, а двумя конями (при правильной защите) — нет.
В начале партии каждый из соперников имеет по два слона. Они расположены на полях с1, f1, c8, f8. У каждой из сторон есть БЕЛОПОЛЬНЫЙ и ЧЕРНОПОЛЬНЫЙ слон. Более понятно будет после того, как Вы узнаете как ходит слон (см. диаграмму).
Слон ходит по диагоналям. Теперь понятно, что он может контролировать лишь половину доски (32 поля из 64). Один белый слон контролирует белые поля, другой — черные. Слоны черных ничем не отличаются.
Бьет слон так же, как и ходит. Если на его пути встречается вражеская фигура, он может забрать ее, став на ее поле.
Когда у Вас есть два слона, а у противника слон и конь (или два коня), то принято считать, что на доске примерное материальное равновесие.
У наших опытных тренеров Вы узнаете, что наличие двух слонов практически всегда является преимуществом и научитесь его использовать
Слона неправильно называть ОФИЦЕРОМ (так же как и ладью — ТУРОЙ, а ферзя — КОРОЛЕВОЙ).
Эрудированный, опытный и сильный специалист поможет разобраться в правильности названия шахматных фигур
Конь
Конь считается одной из слабейших фигур, хотя бывает и так, что лучше иметь коня, чем слона. В исключительных случаях конь может быть даже сильнее ферзя (!!), правда, впрочем, как и любая более слабая фигура может быть лучше более сильной.
О подобных случаях Вы узнаете от наших тренеров (одна из более занимательных тем)
Шахматный конь больше всего похож на обычного коня (чего не скажешь, например, о слоне и ладье).
В начале партии обе стороны имеют по два коня. Они расположены на полях b1, g1, b8, g8. Научиться ходить конем сложно (в начале статьи упоминалось об этом), но…
Ваш ребенок сможет научиться этому за короткий срок и в доступной, даже игровой форме благодаря опытному персоналу шахматной школы
На диаграмме конь стоит на поле е4. Отсюда он может пойти на 8 разных полей (причем в восьми направлениях).
Справка: Конь, король и ферзь могут с одного поля походить в восьми разных направлениях. Слон и ладья — лишь в четырех.
Перечислим куда может пойти конь с поля е4: f2, d2, c3, c5, d6, f6, g5, g3.
Конь ходит своеобразным зигзагом – через соседнее поле (даже занятое) по вертикали или горизонтали, удаляясь затем от места исходного положения на одно из смежных полей по диагонали.
Проще говоря, конь ходит буквой «Г»: два поля по вертикали и одно по горизонтали или наоборот — два поля по горизонтали и одно по вертикали.
Конь очень силен в закрытых позициях (когда пешки обеих сторон уперлись друг в друга), так как он — единственная фигура, которая может перепрыгивать препятствия на своем пути.
Предыдущая информация о коне — капля в море из того, что нужно о нем знать. Вы узнаете обо всем остальном, поступив на обучение к нам в школу.
Пешка
Пешка — самая слабая беовая единица, которая даже не считается фигурой. Пешка — просто пешка.
В начале партии у сторон по 8 пешек. Белые расположены на полях a2, b2, c2, d2, e2, f2, g2, h3. Черные расположены на полях a7, b7, c7, d7, e7, f7, g7, h7.
Пешка ходит лишь на одно поле по вертикали вперед. Правда, с начального поля, она может пойти сразу на два поля вперед.
Поскольку пешка самая слабая, все остальные фигуры оцениваются в пешечном эквиваленте. Итак,
В нашей школе Вы узнаете, что:
— конь и слон стоят примерно по три пешки каждый;
— ладья — примерно 5 пешек;
— ферзь — приблизительно 9 пешек.
Стопроцентная конкретика отсутствует, так как очень многое зависит от конкретной позиции на доске, поэтому и невозможно сказать точно.
От тренеров школы Вы узнаете о каких позициях идет речь и как в них определять ценность фигур
По своему расположению пешки делятся на ладейные, коневые, слоновые, центральные (ферзевые и королевские). Название пешки определяется по названию фигуры, стоящей за ней.
Бьет пешка не так, как ходит (в отличие от других фигур):
… А бьет она наискосок (на одно поле по диагонали). (См. диаграмму).
Поскольку пешка и так самая слабая, она наделена еще одной интересной способностью: взятие на проходе.
На диаграмме «взатие на проходе» изображено в динамике. Черная пешка ходит с d7 на d5 и пересекает поле d6, которое атаковала белая пешка. В этом случае белая пешка имеет право забрать черную и встать на поле, которое она изначально атаковала, то есть на d6.
Более подробно эту возможность пешек Вы узнаете из лекций нашей школы, под наблюдением профессионалов за 1-1,5 часа
Еще одной уникальной способностью пешки является превращение в любую фигуру.
Представим, что в позиции на диаграмме, белая пешка стояла на е7 (где начинается стрелка) и пошла на е8 (где заканчивается стрелка). Следовательно, пешка походила на последнюю горизонталь (для белых — это восьмая горизонталь, для черных — первая). В этом случае пешка имеет право превратиться в любую фигуру (конечно, кроме короля — ведь он самый главный и у каждой стороны может быть только один). На диаграмме видно, какие фигуры может выбрать пешка для своего превращения (ферзь, слон, ладья, конь). Практически всегда пешка превращается в ферзя, так как ферзь — самая сильная фигура (зачем превращаться во что-то более слабое?)
Тренеры нашей школы расскажут о ситуациях, когда выгодно превращать пешку в другие фигуры, кроме ферзя. Это разбирается на интересных и поучительных примерах
*************
Шахматные фигуры делятся на легкие и тяжелые. Легкие — кони и слоны. Тяжелые — ладьи и ферзь. Король — не легкая, не тяжелая фигура (просто самая главная). Пешки — вообще не фигуры.
В шахматах еще очень много интересного, познавательного и занимательного. Наши тренеры сделают все перепетии шахматной борьбы простыми и понятными для Вас.
Всегда рады Вам!!!
chessclass.ru
Как нарисовать лодку ладью
Основные виды такого водного транспорта, как как нарисовать лодку ладью: прогулочные (обычно они самые крупные), производственные (они нужны для транспортировки грузов и пассажиров, другое их название — коммерческие), рыбацкие (сравнительно небольшие), служебные (оборудованы специальными устройствами для наблюдения и спасения). Также бывают катера, которые в себе несколько типов сразу и их делают многофункциональными.
Конечно, между катером, моторной лодкой и яхтой есть определённые отличия. Вот основные из них: на лодке по онего — маломерное судно, имеющее возможность стационарного управления. Моторная лодка — простое, небольшое судно, обладающее мотором. Яхта — самое крупное судно (до 8 метров), иногда оснащённое каютами и обладающие парусами, довольно сложное в управлении, оно самое высокоскоростное.
Таким образом, практически, самое универсальное средство для передвижения на воде — это телега для пвх лодки фото. Можно купить сразу многоцелевой транспорт или выбрать какой-либо конкретный вид, исходя из того, для чего он будет использоваться.
Модели 2017: как нарисовать лодку ладью
Надежно лодка пвх спрут 310 отзывы, лодка на буханку, североморск катер, моторной лодки amadeus, двигатель к моторной лодке, моторные лодки бриг на авито, лодки пвх в екатеринбурге магазины, флирт сити когда откроется яхта.
Это небольшое судно с мотором, которое обладает рядом преимуществ перед другими видами малогабаритного водного транспорта: небольшая цена, высокая скорость, возможность транспортировки, простота управления и конструкции, можно менять мотор. Кроме неё можно выбрать яхту или катер, они крупнее, но тоже очень удобны. Какие же основные отличия между такими водными транспортами, как катера до 100000, катер и яхта?
Первый транспорт — самый простой и экономичный, второй — часто оборудован стационарным двигателем, а третий — самый крупный и сложный в управлении, но и самый эффективный, также обладающий парусом, а иногда и каютами. Можно выбрать любой, наиболее удобный вид транспорта, в зависимости от цели его использования. Таким образом, хорошее сочетание цены и качества для удобной эксплуатации в различных областях, таких как рыболовство, отдых, спорт и патрулирование небольших водоёмов это строительство катеров под заказ.
mlodka.tw1.ru
Глава 1 Мурзилка рисует шахматные фигуры. Шахматы для самых маленьких
Глава 1
Мурзилка рисует шахматные фигуры
Необыкновенные человечки скучали.
– Мурзилка, нарисуй что-нибудь, – попросила Дюймовочка.
– Вчера я видел удивительную игру. Хотите, нарисую фигурки, которыми в нее играли? – спросил Мурзилка.
– Рисуй, рисуй! – обрадовались человечки. Они знали, что Мурзилка умеет рисовать живые картинки.
Работал Мурзилка быстро, и вскоре человечки увидели множество причудливых светлых и темных фигурок.
Фигурки ожили, зашевелились.
Мурзилка сиял, Незнайка загадочно улыбался, а остальные необыкновенные человечки смотрели на нарисованные фигурки во все глаза.
– Кто вы такие? – строго спросила самая высокая светлая фигурка с остроконечной черной нашлепкой.
– Мы… мы… – растерялась Дюймовочка. – Мы – необыкновенные человечки. Меня зовут Дюймовочка, а это мои друзья: Мурзилка, Щелкунчик, Незнайка, Пиноккио, Чиполлино, Петрушка и Гурвинек… А кто вы?
– Мы шахматные фигуры, – хором ответили нарисованные фигурки.
– А как вас зовут? – спросила Дюймовочка.
– Я белый шахматный король, – ответила самая высокая светлая фигура.
– А я черный шахматный король, – сказала самая высокая темная фигура с остроконечной белой нашлепкой.
Вперед выступили две высокие фигуры, очень похожие на шахматных королей, но пониже, с маленькими шариками на верхушках. У темной фигуры шарик был белый, у светлой – черный.
– Я белый шахматный ферзь, – сказала светлая фигура.
– Я черный шахматный ферзь, – сказала темная фигура.
Из-за ферзей выглянули четыре фигуры с головами лошадок: две светлые и две темные.
– Мы белые шахматные кони.
– А мы черные шахматные кони.
Затем вперед выступили четыре фигуры, похожие на башенки: две светлые и две темные.
– Мы белые шахматные ладьи.
– А мы черные шахматные ладьи.
Из-за ладей степенно вышли четыре фигуры с заостренными головками: две светлые и две темные.
– Мы белые шахматные слоны.
– Мы черные шахматные слоны.
И наконец, с необыкновенными человечками познакомились самые маленькие круглоголовые фигуры: восемь светлых и восемь темных.
– Мы белые шахматные пешки.
– А мы черные шахматные пешки.
Тут Незнайка, который до сих пор молчал и улыбался, сказал:
– А я знаю, что это за игра. Это шахматы. Я очень люблю в них играть и вас научу.
– А мы поможем, – обрадовались шахматные фигуры.
Советы родителям
Для первоначального знакомства с шахматами предпочтительны деревянные фигуры крупного размера, с диаметром основания 3–4,5 см, строгой формы. В детском саду и шахматной секции можно использовать гигантские шахматы (как в домах отдыха).
Малыш должен запомнить, как называется каждая фигура, уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету. Дети с интересом рассматривают шахматные фигуры, сами ставят рядом одинаковые, с удовольствием по-своему играют в них. Занимательно описал подобные игры Л. Кассиль в повести «Кондуит и Швамбрания»: «Нам строго запрещалось трогать шахматы, но удержаться было чрезвычайно трудно.
Точеные лакированные фигурки предоставляли неограниченные возможности использования их для самых разнообразных и заманчивых игр. Пешки, например, могли отлично нести обязанности солдатиков и кеглей. У фигур была скользящая походка полотеров: к их круглым подошвам были приклеены суконочки. Туры могли сойти за рюмки, король – за самовар или генерала. Шишаки офицеров походили на электрические лампочки. Пару вороных и пару белых коней можно было запрячь в картонные пролетки и устроить биржу извозчиков или карусель. Особенно же были удобны обе королевы: блондинка и брюнетка. Каждая королева могла работать за елку, извозчика, китайскую пагоду, за цветочный горшок на подставке и за архиерея… Нет, никак нельзя было удержаться, чтобы не трогать шахмат!
В тот исторический день белая королева-извозчик подрядилась везти на черном коне черную королеву-архиерея к черному королю-генералу. Они поехали. Черный король-генерал очень хорошо угостил королеву-архиерея. Он поставил на стол белый самовар-король, велел натереть пешкам клетчатый паркет и зажег электрических офицеров. Король и королева выпили по две полные туры.
Когда самовар-король остыл, а игра наскучила, мы собрали фигуры и уже хотели их уложить на место, как вдруг – о ужас! – мы заметили исчезновение черной королевы…».[1]
Не все дети способны запомнить названия конкретных шахматных фигур сразу же. Вы даже не всегда сможете проверить, усвоил ли их ваш малыш. Ведь если напрямую спросить названия фигур у ребенка, он может вам и не ответить. Это ему скучно! Поэтому и узнать, какие из шахматных фигур запомнил малыш, и закрепить пройденный материал лучше всего в игре. На выбор поиграйте с ребенком в следующие игры-задания:
«Волшебный мешочек». По очереди прячьте в непрозрачный мешочек шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребенку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы «не угадаете», и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребенок на ощупь ищет определенную фигуру.
«Шахматный теремок». Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» – поднять.
«Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «Дед» – король, «Баба» – ферзь, «Заяц» – пешка, «Лиса» – конь, «Волк» – слон, «Медведь» – ладья, а Колобок – шарик или клубок. Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает Колобок. Но в конце сказки «Лиса» Колобка не съест – он от нее убежит.
«Шахматная репка». Посадите «репку» – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или черные фигуры, поясняя: «Дедка» – это король, «Бабка» – ферзь, «Внучка» – слон, «Жучка» – конь, «Кошка» – ладья, «Мышка» – пешка.
«Большая и маленькая». Поставьте перед ребенком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать ее, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.
«Запретная фигура». Поставьте шахматные фигуры перед ребенком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия «запретной» фигуры надо сказать «секрет». Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда «ошибайтесь». Если ребенок не заметит вашу ошибку, сами укажите на нее.
«Что общего?». Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите малыша: «Чем они похожи? Чем отличаются?» (цветом, формой).
«Белые и черные». В беспорядке поставьте на столе по шесть белых и черных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторону одну из фигур, называя ее и ее цвет. Например: «Белый ферзь». Ребенок, продолжая игру, должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие) и обязательно назвать ее. Например: «Черный король». Затем другую фигуру представляете вы и т. д.
«Угадайка». Спрячьте в кулаке какую-нибудь шахматную фигуру. Предложите ребенку догадаться, что это за фигура. Когда, подбирая варианты, он назовет загаданную фигуру, следующую прячет уже он сам (лучше всего за спиной) и т. д.
«Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берете какую-нибудь фигуру и ощупываете ее. Выбранную шахматную фигуру вы умышленно называете неправильно, открываете глаза и спрашиваете ребенка: «Так?» Малыш поправляет вас. Затем поменяйтесь ролями.
«Школа». Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубление поставьте шахматные фигуры и скажите ребенку: «Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?..»
«Цвет». Попросите малыша поставить в ряд все белые или все черные шахматные фигуры. Когда ребенок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, «по ошибке» поставьте там же одну-две черные. Малыш должен заметить вашу ошибку и указать на нее.
«Ряд». Предложите ребенку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребенок должен попросить об этом вас и проконтролировать выполнение задания.
«Пирамида». Посоветуйте малышу на белую ладью поставить черную, затем снова белую и черную, а на самый верх белую пешку. Спросите у ребенка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.
«По росту». Попросите ребенка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.
«Догонялки». Выберите одну из белых фигур, например пешку, имитируйте ее бег по столу. После этого предложите ребенку выбрать и назвать какую-либо черную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей. Пусть ваша шахматная фигура «бежит» не очень быстро, и фигура малыша ее догонит. Потом поменяйтесь ролями.
«Прятки». Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребенок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахмат.
«Кто быстрее?». Все шахматные фигуры лежат на столе. Предложите ребенку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберет в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры. «Над головой». Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Ее должен быстро найти и поднять над головой ребенок.
«На стуле». Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребенком. Досчитайте до трех и на счет «три» бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать ее.
«Убери такую же». Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из них в коробку. Попросите малыша назвать эту фигуру и положить в коробку такую же, только другого цвета шахматную фигуру и т. д.
«Полна горница». Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложите ребенку взять одну фигуру, назвать ее и уложить «спать» в шахматную доску (коробку). Следующую фигуру укладываете вы. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого пусть малыш сам запрет шахматную доску (коробку). Две последние дидактические игры предназначены для того, чтобы сделать процесс сбора шахматных фигур после занятия достаточно занимательным.
Для индивидуальных занятий наиболее эффективны следующие дидактические игры-задания: «Волшебный мешочек», «Шахматный теремок», «Шахматный колобок», «Шахматная репка», «Запретная фигура», «Угадайка», «Пирамида», «Прятки», «Догонялки», «Школа», «Полна горница».
При проведении групповых занятий можно порекомендовать игры-задания: «Кто быстрее?», «На стуле», «Над головой», «Ряд», «Белые и черные», «Что общего?», «Большая и маленькая», «Запретная фигура», «Волшебный мешочек», «Шахматный теремок», «Шахматный колобок», «Шахматная репка». Как правило, двух-трех занятий по 15–25 минут достаточно, чтобы все дети в возрасте 3,5–5,5 лет усвоили названия шахматных фигур.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
sport.wikireading.ru