Глава 15. «Честность» в фотографии: pavel_kosenko
Мне продолжают поступать вопросы о «честности» фотографии, которые сопровождаются такими формулировками, как «без обработки», «передача реальности», «как в жизни» и т.п. На эти (и многие другие) вопросы я давал развернутые ответы в своей книге «Живая цифра». Однако понятно, что ее читали далеко не все, поэтому я решил опубликовать соответствующую главу в своем блоге. Надеюсь, она поможет разобраться тем, для кого это новая информация. Кроме этого, мне было бы удобно иметь ссылку, которую я могу давать в ответах на подобные вопросы.
Прототипом этой главы послужила несколько раз модифицированная статья Любителям «честной» фотографии посвящается, которую я публиковал в марте 2011 года, и которая собрала тогда почти 1000 комментариев. Та статья была далека от совершенства, в ней встречались неточности и некорректные формулировки, верно подмеченные читателями (за что, безусловно, я им благодарен). Прежде чем стать частью книги, статья выдержала существенную переработку, критику и вычитку с участием художников и около 10 признанных специалистов в разных областях фотографии (как технических, так и эстетических) – их список можно найти в благодарностях (глава «Введение») в книге.
Глава 15. «Честность» в фотографии
Известно, что цвет – это не длина волны. Популярное определение цвета, которое дали Алексей Шадрин и Андрей Френкель, гласит:
Цвет – это ощущение, которое возникает в сознании человека под воздействием на его зрительный аппарат электромагнитного излучения с длиной волны в диапазоне от 380 до 760 нм. Эти ощущения могут быть вызваны и другими причинами: болезнь, удар, мысленная ассоциация, галлюцинации и др.
Когда мы наблюдаем какую-либо сцену в реальной жизни, наши глаза реагируют на свет определенного спектра и определенной интенсивности. Под воздействием этих стимулов мозг человека формирует определенное впечатление.
Логично предположить, что если воспроизвести перед глазами человека те же стимулы, которые воздействовали на него в реальной сцене, то они вызовут то же впечатление, что и реальная сцена.
В своей книге «Цветовоспроизведение» Роберт Хант описал два способа спектрально точного воспроизведения цвета – микродисперсионный и метод Липпмана. Оба достаточно громоздки, сложны в реализации и относятся скорее к лабораторным, чем к реализуемым на практике.
Далее Хант упоминает более простой метод приблизительного спектрального цветовоспроизведения, основанный на использовании шести (и более) разнотоновых красок, чернил или пигментов. Но в наше время и этот метод трудно реализуем.
Поэтому в основе современного цветовоспроизведения лежит еще более простой, но куда более эффективный метод. Хант называет его «упрощенный подход». Вот, что он пишет об этом в своей книге:
Неудивительно, что трудности, свойственные микродисперсионному и липпмановскому методам, делают эти методы совершенно непопулярными, да и использование шести колорантов также весьма проблематично. Более того, ни один из современных методов цветовоспроизведения не работал бы, если бы человеческое зрение не обладало свойством существенно снижать сложность воспринимаемых цветовых стимулов. Поэтому оставшаяся часть нашей книги (то есть 878 страниц из 928.– Прим. автора) посвящена описанию принципов и методов получения цветовых репродукций, основанных на радикально более простом подходе: несмотря на то что в спектре «работают» волны каждой из возможных длин, суммарный эффект от них (в случае человеческого зрения) объединяется всего лишь в три группы.
(перевод А. Шадрина, 2009 г.)
Именно так, на использовании трех групп цветовых стимулов (в том или ином виде – красный, зеленый и синий) построена современная система управления цветом – CMS, Color Managment System. По результатам опытов, которые проводила международная комиссия по освещению CIE (Communication Internationale de l’Eclairage) в 30-х годах XX века, было доказано, что воздействие большинства спектрально чистых цветов на зрительный аппарат человека вызывает ощущение, идентичное тому, которое вызывает результат смешения трех лучей, – красного (700,0 нм), зеленого (546,1 нм) и синего (435,8 нм) в разных пропорциях.
Это упрощение с высокой степенью точности позволяет нам воспроизводить стимулы, которые вызывают у зрителя ощущения, аналогичные тем, которые он испытывал бы при взгляде на реальную сцену. Для этого можно использовать проектор, монитор, бумагу и т. д. Что же мы при этом увидим?
Илл. 15.1
На илл. 15.1 приведено изображение примерно в том виде, каким его зафиксировала фотокамера. Оно получено из Raw-файла, сконвертированного с гаммой 1.0 без какой-либо коррекции, кроме приведения баланса белого. Это изображение с известной степенью допущения имитирует те стимулы, которые воздействовали на сетчатку глаза наблюдателя при одномоментном взгляде на реальный горный пейзаж.
Илл. 15.2
На илл. 15.2 – некоторым образом обработанная фотография, соответствующая впечатлению, которое по задумке автора (то есть меня) должна производить эта сцена, и похожее на то, которое она действительно на меня производила в процессе съемки.
Казалось бы, на изображении сверху мы воспроизвели перед глазами зрителя стимулы, аналогичные тем, которые воздействовали бы на него в реальной жизни. Но в реальной жизни они производили на нас куда более сильное впечатление, чем в репродукции. Почему?
Дело в условиях просмотра. В реальной жизни на сетчатку нашего глаза не оказывалось других воздействий, кроме стимулов самой сцены. Когда мы просматриваем имитацию этих стимулов на мониторе, бумаге или проекторе, мы не можем исключить воздействие окружения – освещения, цвета бумаги, сторонних предметов, попадающих в поле зрения и т. д. Наша система восприятия адаптируется к условиям, в которых мы находимся, так, чтобы глаза максимально адекватно воспринимали реальную сцену, а не помещенное в нее изображение другой сцены.
Если бы при просмотре сымитированных стимулов мы смогли исключить воздействие окружения, наш зрительный аппарат адаптировался бы только под те стимулы, которые на него воздействуют. В этом случае у нас действительно будет возникать впечатление, идентичное впечатлению от реальной сцены.
К сожалению, полностью исключить окружение при просмотре воспроизведенного изображения практически невозможно. Но для того чтобы убедиться в справедливости сказанного, достаточно это сделать хотя бы частично.
Для этого поместим приведенный снимок на черный фон (илл. 15.3). Теперь скрутите трубу из плотной бумаги и посмотрите сквозь нее на изображение в течение 20–30 секунд. Обратите внимание, как постепенно начинают проявляться детали, повышаться контраст, играть розовым светом снежные пики.
Илл. 15.3
Теперь резко уберите трубу и вернитесь к этой же картинке на белом фоне. Я многократно проводил этот эксперимент на проекторе в темном зале и наблюдал реакцию почти тысячи человек. Все они без исключения отмечали, что помещенное обратно на белый фон изображение тут же становится тусклым и малоконтрастным.
Из этих наблюдений мы можем сделать несколько важных выводов.
1. Любая объективность в цветовоспроизведении заканчивается там, где начинается восприятие человека. То есть на моменте спектрально точного воспроизведения стимулов сцены или их имитации перед глазами зрителя. Дальше включается субъективная система восприятия, которая формирует впечатление. Несмотря на то что все люди видят практически одинаково (что подтверждают опыты CIE), относятся к увиденному они по-разному.
В качестве примера предлагаю сравнить интерпретации одной и той же сцены двух разных фотографов. Один вариант мой, другой – моего друга Владимира Трофимова, с которым мы вместе путешествовали по Киргизии (илл. 15.4).
Илл. 15.4
Мы снимали этот пейзаж на высокогорном плато Барскоон, находясь в 5 метрах друг от друга. Оба снимка были сделаны в одном направлении и практически в одно время с точностью до нескольких минут. Более того, у нас были совершенно одинаковые камеры (Canon 5D Mark II) и примерно одинаковые параметры съемки (ISO, выдержка, диафрагма). Но при этом получились совершенно разные фотографии.
Я не призываю вас выбрать лучший вариант, лично мне нравятся оба. Но они разные, потому что у нас было разное впечатление от одной и той же сцены, которая, казалась бы, одинаково воздействовала на наши в общем-то одинаковые (чисто биологически) зрительные аппараты. Однако Владимира заинтересовал общий план и отражение розовых облаков в озере, меня – кровавые отблески закатных лучей солнца на снежных вершинах.
Обратите внимание, «честность» в фотографии заканчивается уже на этапе выбора оптической системы (фотообъектива), то есть задолго до обработки или воспроизведения сцены. Ответ на вопрос «как это выглядело на самом деле?» всегда будет зависеть от того, кто и как смотрит на исходный сюжет.
2. Восприятие человека зависит от условий просмотра и окружения.
Несмотря на то что «честной» фотографии не существует, но существуют задачи по съемке товаров для каталогов. Как же они решаются? Довольно просто: через стандартизацию условий просмотра. Которые, в частности, описаны в стандарте ISO 3664:2000 «Условия просмотра. Полиграфия и фотография».
То есть существуют технологии, которые позволяют с некоторой степенью точности показать зрителю, «как на самом деле это выглядело». Но важно понимать, что работать эти технологии будут строго в определенных условиях просмотра. Как только условия даже незначительно меняются, говорить о точности воспроизведения становится невозможным.
Усредненные условия просмотра предполагают, в первую очередь, определенную цветовую температуру и освещенность, близкие к тем, что наблюдаются днем в облачную погоду. Но если, выбирая по каталогу обувь, покупатель просматривает его в условиях недостаточной освещенности (скажем, вечером в квартире при свете люминесцентных ламп) или при другой цветовой температуре (скажем, на закате или на рассвете), то, получив заказ, он, скорее всего, будет сильно удивлен несоответствию реального товара его рекламной фотографии.
То есть «честность» даже предметной съемки – вещь весьма условная. Да и сама задача максимально точного воспроизведения является сугубо прикладной. Она технически достижима в рамках определенных условностей, например, когда речь идет сугубо о цветопередаче. И практически не реализуема, если надо учесть ракурс, освещение и окружение, т. к. выбирать их будет конкретный фотограф со своими субъективными представлениями о том, как должен выглядеть результат.
Даже от фотографии для каталогов требуется не точно передать реальность, а произвести на зрителя (потенциального покупателя) впечатление. Конечно, относительная точность цветопередачи важна, т. к. в случае несоответствия потребитель может предъявить претензии. Однако уже на стадии съемки товар всегда подается в максимально выгодном виде – с самого выгодного ракурса, в самом выгодном освещении, в наиболее выгодном окружении (интерьер, модели). А при обработке максимально повышается контрастность и насыщение, убираются мелкие дефекты и т. д.
Восприятие человека устроено так, что он платит (в прямом и переносном смысле) не за то, что реально покупает, а за то, что хочет купить. Мы склонны не замечать мелкие недостатки реальных предметов и представлять их в том окружении, в котором они были сняты. Бывает, что реальные предметы и даже люди нам нравятся потому, что когда-то понравилась их мастерски выполненная фотография, хотя в жизни они выглядят куда менее эффектно.
3. Для того чтобы демонстрировать фотографию в некоторых условиях просмотра, ее необходимо обработать. В идеальном варианте – под эти конкретные условия. В более простом и часто применяемом на практике – под некоторые усредненные условия просмотра.
Невозможно не обработать фотографию. Снимок без вмешательства средств обработки обычно выглядит слишком блекло и малоконтрастно, как на илл. 15.1. Те, кто утверждает, что не обрабатывает фотографии, отправляя на печать JPEG-файл из цифровой камеры (или Raw-конвертера), просто не понимают, что обработка все равно произошла. Но в этом случае автор доверил ее скромным «мозгам» фотокамеры (или усредненным параметрам по умолчанию в Raw-конвертере), оценив итоговый результат. Если он ему понравился, значит, его устроила автоматическая обработка, не более того.
Если открыть Raw-файл в любом Raw-конвертере, мы увидим изображение, к которому уже применены некоторые параметры обработки. Например, в Adobe Lightroom версии 4 или Adobe Camera Raw версии 7 обработка по умолчанию происходит даже несмотря на то, что значения всех параметров установлены в ноль, а тональная кривая имеет линейную форму. В предыдущих версиях этих программ мы могли частично отказаться от предустановленных значений. Одним из них была тональная S-образная кривая с приоритетом теней. Сам факт ее существования в таком виде говорит о том, что в компании Adobe кое-что знают о художественной составляющей цвета.
Илл. 15.5
Задача параметров по умолчанию, которые предлагает Adobe, – предварительно обработать снимок так, чтобы он в той или иной степени походил на картинку с экрана камеры. На илл. 15.5 показаны эти параметры применительно к Adobe Camera Raw версии 6*. Любитель, вполне вероятно, ею и удовлетворится, но сказать про такую фотографию «без обработки» все равно нельзя.
* В Adobe Camera Raw версии 7 результат обработки с параметрами по умолчанию будет выглядеть примерно так же, просто сами параметры и их отображение в этой версии реализованы иначе.
Если вы снимаете на пленку, то должны понимать, что доверяете обработку специалистам, которые ее разработали. Обработка на уровне эмульсии пленки, как правило, более выраженная и явная, чем автоматическая обработка процессором цифровой камеры. Цвета на пленочной фотографии часто получаются искаженными, смещенными, но обычно они нравятся. Как мы уже знаем, это связано тем, что в обработку пленкой заложены определенные художественные и эстетические знания о цвете.
Хотим мы этого или нет, нам придется что-то сделать с «честной» картинкой, чтобы привести ее к какому-то более привычному для восприятия виду. Другими словами, придется обработать исходное линейное (имитирующее реальную сцену) изображение под некоторые усредненные условия просмотра, чтобы донести до зрителя наше представление о красоте сцены. А как только мы начинаем это делать, мы автоматически переходим от задачи регистрации и воспроизведения реальности к авторской интерпретации.
Вы можете согласиться с моим вариантом обработки приведенного примера (илл. 15.2), а можете предложить что-то другое на свой вкус. Ваша обработка наверняка будет другой, но какой бы она ни была, в этот момент становится уже невозможно говорить о какой-либо «честности» или «точности» воспроизведения исходной сцены.
В принципе можно обработать исходную картинку (илл. 15.1) в соответствии с какими-то стандартными алгоритмами. Оставляя в стороне вопросы эффективности и качества таких алгоритмов, можно упомянуть те варианты, которые в первую очередь приходят в голову:
1. Воспользоваться JPEG-файлом, который дает цифровая камера.
2. Воспользоваться установками по умолчанию в процессе конвертации Raw-файла.
3. Снять все на пленку (которая сама – результат определенной обработки исходно линейно-регистрируемого сигнала).
4. Воспользоваться пресетами/шаблонами в программах конвертации и обработки.
Какой бы вариант мы ни выбрали, пусть даже самый простой, важно понимать, что такая обработка все равно будет авторской, потому что именно автор выбирает метод обработки и определяет, устраивает или не устраивает его результат автоматической коррекции, и автор же выбирает пленку под конкретный сюжет, освещение и прочие условия.
До сих пор речь шла в основном об особенностях нашего восприятия. На следующих этапах погружения в задачи обработки начинается еще более интересное: сознательная авторская интерпретация. Здесь уже можно и нужно говорить об эстетике и о художественных задачах арт-фотографии, в которые фиксация и передача действительности никогда не входила. Но это уже совсем другой разговор. В рамках этой книги позвольте лишь привести несколько цитат на эту тему.
Одна из самых больших ошибок, которую может сделать фотограф, – это надеяться, что его фотография, будет похожа на реальный мир. Если мы ограничиваем свое воображение реальным миром, мы будем вечно пытаться скопировать его красоту, но никогда не сможем сделать ничего большего.
Гален Роуэлл
Все фотографии очень точны, но ни одна из них не воспроизводит правду.
Ричард Аведон
Фотография, как мы все знаем, совершенно нереальна. Это иллюзия реальности, с помощью которой мы создаем наш собственный внутренний мир.
Арнольд Ньюман
You don’t take a photography, you make it. (что на русский язык можно перевести как «Вы не снимаете фотографию, вы создаете ее»).
Ансель Адамс
Также приходит на память мысль, относящаяся к литературе, но не менее выразительно описывающая «честность» в искусстве:
Правдивость вымысла для писателя существеннее верности факту. Протокольной документальностью он пренебрегал, чтобы тут же творчески ее воссоздать.
Андрей Арьев «История рассказчика», вступление к книге С. Довлатова
Ну и напоследок отзыв В. Д. Поленова о картине «Капуста» В. Э. Борисова-Мусатова (илл. 15.6):
Илл. 15.6
Вот вам, кстати, и кусок живой природы. Почему живой? Потому, что осмыслен живописно, а не просто «передан»: неба-то нет, не видать его, а цвет его на всем отражен. И погода, и состояние дня – все тут – в голубизне зелени, в тоне фиолетовых стволов… В светло-сиреневом, заметьте, – а не глухом коричневом! – тоне земли, написанной на свету! Вот это уже и есть пленэрное, а не «предметное» представление, это уже – живописная правда!
Глава 15. «Честность» в фотографии
из книги «Живая цифра», П. Косенко
Издательство «Тримедиа Контент», Москва, 2013
ISBN 978-5-903788-22-4
Подробная информация о книге, о том где ее можно купить или скачать (в т.ч. бесплатно):
http://pavel-kosenko.livejournal.com/444989.html
Все самое интересное у нас!
«Среда» – творческая лаборатория и фотошкола в Москве
«Фреймвей» – выездные мастер-классы по фотографии (фототуры)
pavel-kosenko.livejournal.com
Образцы для рисования | Страна Мастеров
1.Образец для рисования » Рыбки в аквариуме» — средняя группа.
2.Образец для рисования «Мячиков на дорожках» II- младшая группа.
3. 4.Образец для рисования «Лопатка»
5. 6.Образец для рисования многоэтажного здания — средняя группа.
7.Методическая разработка для рисования зданий рациональными способами — старшая группа.
Образец для рисования избушки — средняя группа.
9.Образец для рисования избушки старшая и подготовительная группа.
10. 11.Образец для рисования легкового автомобиля — старшая группа.
12.Образец для рисования грузового автомобиля — старшая группа.
13.Образец для рисования автобуса — старшая группа.
14.Образец для рисования животного по конусной игрушке- средняя группа.
15.Образец для рисования белки — средняя группа.
16.Образец для рисования трехчастного снеговика — старшая группа.
17. 18.Образец для рисования «Матрешка» — средняя группа.
Образец для рисования человека в длинной одежде — средняя группа.
20.Образцы для рисования «Кукол» подготовительная группа.
21. 22.Образец для рисования животного — подготовительная группа.
23.Образец для рисования птицы — подготовительная группа.
24.Образец для рисования мазками «снег» II — младшая группа.
stranamasterov.ru
Что означают каракули, которые мы неосознанно рисуем?
Невероятные фактыМы часто неосознанно рисуем каракули, когда разговариваем по телефону или когда сидим на скучном совещании. Мы можем этого не понимать, но эти каракули на самом деле способны много рассказать о личности и настроении рисующего.
Размер, положение, а также объект рисунка даёт нам некоторые ключевые подсказки. В случае с каракулями, как и в случае со снами, есть некоторые, которые встречаются довольно часто, и, как таковые, легче интерпретируются.
Размер и размещение
Большие каракули, занимающие большую часть страницы, говорят о том, что вас тянет к природе. Кроме того, это может быть сигналом к тому, что вы замкнулись в себе, но хотите общения.
Маленькие рисунки в углу листа говорят о том, что человек аккуратен и по-своему организован. Нахождение каракуль по бокам листа – это знак того, что человеку нравится, когда всё на своих местах.
Те, кто располагает свои рисунки в центре страницы, чаще всего нуждающиеся во внимании экстраверты. Это общая черта людей, работающих в областях, где нужно постоянно выступать публично (адвокаты, преподаватели, различные должностные лица и т.д.). Центр страницы – это также и необходимость личного пространства.
Каракули вверху страницы демонстрируют уверенность и изобилие идей. Если рисунок нарисован прямо рядом с заголовком текста на листе, это означает, что «художник» не считает важным то, что написано на бумаге.
Левая часть листа – это самое распространённое место, где обычно располагаются каракули. Это говорит о ностальгических чувствах по прошлому у человека. Использование правой стороны листа не так часто встречается, в основном справа рисуют левши. Это может указывать на желание выразить себя или рассказать о тайных мыслях.
Что означают неосознанные рисунки?
Объекты и предметы
Итак, что именно вы рисуете?
Животные
Те, кто рисует животных, как правило, очень чувствительны к любым живым существам. Вид животного, которого человек рисует говорит о его настроении, а, зачастую, и о типе личности, которой он хотел бы обладать.
Читайте также: Любите рисовать каракули? Google возьмет вас на работу
Рисунки маленьких, слабых и пассивных животных свидетельствуют о медлительности, отсутствии уверенности в себе, а также о том, что человек скорее интроверт. Изображения агрессивных животных говорят о самоуверенности, забавные и милые животные – это игривый характер рисующего, а медленные животные – это наглая, созерцательная личность.
Отдельно стоит сказать о слоне. Он мощный и доминирующий, демонстрирует внутреннюю силу человека, которая может преодолеть любое препятствие. Рисующие слона часто весёлые и немного озорные личности.
Стрелы
Стрелы – это драйв и высокая степень мотивации. Эти люди агрессивно амбициозны.
Цепи
Цепи, как правило, говорят о наличии у человека чувства ограничения, особенно в отношениях или на работе. Ограничения могут относиться и к убеждениями человека, которые не позволяют ему делать то, что хочется. Если на рисунке в каком-то из звеньев цепи появляется человек, то это свидетельствует об очень напряжённом состоянии.
Круги
Круги – это необходимость найти единство и мир. Они могут указывать на человека, который пытается собрать все детали паззла и всё понять.
Они также могут говорить о сильном интуитивном чувстве того, что частички паззла должны сложиться именно так, чтобы сформировать нечто целое. Неважно, относится ли это к отношениям или к жизни вообще.
Читайте также: 10 снов, игнорировать которые нельзя
Круги также символизируют более лёгкие чувства по сравнению с углами. Они связаны с общительностью, разговорчивостью, дружелюбием, а также с желанием быть гибким и любящим.
Значение неосознанных рисунков
Облака
Пушистые облака говорят о том, что рисующий счастлив, он немного мечтателен, но обладает сильным чувством свободы. «Сердитые», облака перед дождём, — это депрессия или трудности в повседневной жизни.
Кубики
Кубики указывают на желание человека быть конструктивным. Если они трёхмерные, то это указывает на способность или попытку рисующего увидеть проблему со всех сторон. Рисование кубов часто является признаком того, что человек чувствует себя в ловушке и бессилен перед сложившейся ситуацией.
В сочетании с кругами и спиралями кубики говорят о том, что рисующий на самом деле сейчас предпочёл бы находится в другом месте, занимаясь чем-то поинтересней.
Читайте также: Пять знаков интуиции, которые нельзя игнорировать
Коробки и кубики – это самые распространённые рисунки, которые люди неосознанно рисуют.
Важно добавить, что коробки, квадраты и другие трёхмерные объекты – это показатель мужественности. Более того, если вы рисуете коробки, то, вероятнее всего, обладаете практичным, организованным и методичным подходом к различным вещам.
Точки
Точки говорят о беспокойстве и нестабильности.
Уши
Свидетельствуют о необходимости слишком долго и много кого-то слушать.
Яйца
Яйца символизируют новое начало. Может появится новый талант, о котором вы не знали. Яйца также могут говорить о том, что у вас есть потребность и желание успокоиться и построить своё собственное стабильное, безопасное гнездо.
Рисунки, которые мы рисуем неосознанно
Глаза
Глаза часто говорят о внутреннем «я» рисующего. Большие глаза рисуют открытые люди, а маленькие – замкнутые. Закрытые глаза говорят об отказе заглянуть в себя. Грустные или счастливые глаза – это отражение того, как человек себя чувствует глубоко внутри.
Глаза часто рисуют люди, которые хотят быть привлекательными. Многие рисующие сразу предполагают, что возможно рисунок глаза связан с наличием у них чувства, будто за ними наблюдают. В тяжёлых случаях глаза могут свидетельствовать о параноидальных наклонностях человека.
Лица
Выражение нарисованного лица – это хороший показатель настроения и характера человека, который его нарисовал. Хорошо нарисованное красивое лицо говорит о том, что вы видите хорошее в других людях.
Если вы рисуете странные или уродливые лица, то это говорит о вашей недоверчивости. Комические лица – это желание быть в центре внимания. Детские лица – это желание чувствовать себя нужным. Рисование человеческого профиля указывает на то, что вы интроверт.
Цветы
Цветы – это женская сторона человека и желание видеть рост, природу и продолжение рода. Если нарисованные цветы – это гармоничный букет, то значит человек привязан к своей семье и чувствует полное единение с ней. Юнг полагал, что если цветы появляются во сне, то это связано с необходимостью освободить эмоции, которые человек не может выразить открыто.
Неосознанное рисование цветов – это женственность. Это является причиной того, почему чаще всего именно девочки рисуют их. Кроме того, цветы – это понимание своей личности и ожидание цветения.
Продукты питания
Изображение еды или питья говорит о том, что человек голоден на чувства и нуждается в любви.
Сердца
Сердца говорят о том, что в данный момент человек испытывает романтические чувства.
Дома или здания
Они отражают отношение человека к своей семейной жизни. В домах обязательно должны быть двери и окна, которые указывают на то, что человек может видеть, что происходит за пределами, а его близкие могут видеть и слышать его.
Тёплый, гостеприимный дом, кажущийся обжитым, возможно, со скручивающимся дымком из дымохода, говорит о том, что рисующего полностью устраивает его семейная жизнь, и он счастлив.
Читайте также: 10 таинственных шифров и языков
Хаотичные, угрюмые дома говорят о непростых ассоциациях у рисующего с домашней жизнью. Дом, изображённый на вершине холма, говорит о том, что вам очень одиноко.
Также рисование домов говорит о том, что вы много значения придаёте укрытию и безопасности. То, что вы рисуете на домах, говорит о вещах, которые вы цените больше всего. К примеру, цифры и знаки доллара указывают на вашу озабоченность деньгами.
Самолёты, автомобили, корабли и другие транспортные средства могут говорить о вашем желании путешествовать, изменить что-то в своих отношениях или изменить свою жизнь.
Если вы рисуете простой дом, в котором нет дверей, окон, занавесок, дымохода с дымом, вы, скорее всего, в данный момент своей жизни очень расстроены, чувствуете себя одиноким и хотели бы поговорить с кем-то.
С другой стороны, если вы нарисовали большой дом, с цветами и садом вокруг, вы почти наверняка счастливы. Это также может указывать на то, что человек является материалистом и любит роскошь.
Некоторые рисуют тонкие и высокие дома. Это указывает на критический ум. Такие люди не демонстрируют открытый подход к различным вещам.
Имена и инициалы
Рисование своего имени или инициалов свойственно людям, которым нравится быть в центре внимания. Подростки часто рисуют только своё имя, без фамилии, тем самым демонстрируя своё желание оторваться от семьи и заняться своим делом.
С другой стороны, рисование чужого имени, говорит о двух вещах: либо это имя человека, к которому вы испытываете романтические чувства, либо это имя человека, связанного с проблемой, с которой вам необходимо иметь дело.
Линии
Некоторые люди просто рисуют линии. Если при этом они сильно нажимают на ручку, то их одолевает агрессия, и они чего-то опасаются. Это давление определяет ваше настроение. Чем легче вы проводите ручкой по листу, рисуя линии, тем больше спокойствия у вас внутри.
Люди
Рисование только профиля человека говорит о том, что рисующему не нравится то, как он или она выглядит, или же человек понимает, что не умеет хорошо рисовать. В полных рисунках, но когда, к примеру, у нарисованного человека отсутствуют руки, это говорит об ощущении невозможности сделать что-либо.
Отсутствие ног – это чувство отсутствия корней, даже если они есть. Важно, как человек нарисовал лицо, это говорит о его эмоциях. Отсутствующие части лица говорят о человеке, который не чувствует себя полноценным, целым.
Подчёркивание и рисование исключительно глаз говорит об осторожности и подозрительности рисующего. Дорисовывание ушей, как правило, говорит о необходимости слишком долго кого-то слушать.
Рисунок ребёнка: если нарисованный человек парит в воздухе, то он много значит для малыша. Очень большие уши, не украшенные серьгами, могут указывать на словесное оскорбление. Иногда линии, ведущие к ушам, демонстрируют часто встречающийся оскорбительный тон.
Затянутый длинной щелью рот может быть нарисован тревожным ребёнком, а полное отсутствие рта – это невозможность общаться. Пустые глаза говорят о трудности в восприятии окружающей реальности, они слепы к тому, что происходит.
Большие зубы неправильной формы – это тенденция к агрессивному поведению, особенно в сочетании с другими зубчатыми графическими символами, такие как «шипастые» пальцы, ноги, уши, волосы.
Интересный факт: дети рисуют чувства, которые они не могут выразить.
Звёзды
Звёзды говорят о чувстве надежды, ожидании чего-то с нетерпением, оптимизме. Люди, которые рисуют звёзды группами, неудержимо романтичны.
Паутина
Она, как правило, символизирует ощущение того, что, либо человек сам попал в ловушку, либо хочет завлечь кого-то в определённые отношения или ситуацию.
Транспорт
Рисунки любого вида транспорта говорят о желании уйти от чего-то или же достичь поставленной цели. Чем быстрее тип транспортного средства, тем выше скорость, с которой действует человек.
Треугольники
Треугольники – это второй по распространённости неосознанный рисунок. Они говорят о рациональном состоянии ума и о желании знать о том, что будет происходить.
Деревья
Деревья представляют наше эго и наши амбиции, поэтому обратите особое внимание на здоровье дерева! Деревья с листьями и плодами показывают, что рисующий считает любовь, половые отношения и детей частью единого целого.
Голые, свисающие ветви указывают на депрессию и отсутствие боевого духа. Бесплодные деревья могут указывать на то, что рисующий не чувствует своих корней.
Дерево также указывает на человека или на вещь из прошлого, о которой вы не можете забыть. Более того, вы боитесь попасть в беду и хотите, чтобы вас защитили, если ваше дерево стоит в одиночестве. Если дерево окружено цветами, это указывает на счастье и любовь к семье.
Зигзаги
Зигзаги – это дискомфорт в жизни, от которого хочется убежать. Также они могут говорить об энергии человека, который хочет научится ладить с окружающими. Если у зигзага мягкие, текучие линии, это рассказывает о романтическом, женском подходе к вещам. Зигзаги, нарисованные большим количеством прямых линий указывают на более агрессивную мужскую природу.
Что обозначают рисунки, которые мы рисуем неосознанно
Цвета
Когда люди неосознанно рисуют, они обычно делают это тем, что есть у них под рукой. В зависимости от культурных различий одни и те же цвета могут значить разные вещи.
Читайте также: Как цвета получили свои символические значения
Поэтому трактуем цвета, исходя из того, что у рисующего есть под рукой весь набор и основываемся на том, что он выбирает.
Красный цвет
Часто представляет власть и может указывать на гнев или необходимость навязать свою власть. Также является сезонным, праздничным цветом. В Китае красный цвет – это знак процветания и радости.
Интересный факт: когда человек смотрит на красный цвет, у него увеличивается частота сердечных сокращений.
Оранжевый
Показывает социальную коммуникацию и оптимизм, среди негативных характеристик этого цвета фигурирует поверхностность.
Жёлтый
Показатель ума и интеллекта. Жёлтый — цвет оптимизма и веселья. Отрицательные характеристики – нетерпение, критика и трусость.
Зелёный
Означает благополучие, равновесие и рост. Это уверенность в себе, а среди отрицательных характеристик – сильное чувство собственничества, зависть, болезнь и нездоровое отношение к деньгам.
Синий
Показатель стабильности, силы, доверия и мира. С одной стороны — это лояльность и честность, с другой – консерватизм и нежелание познавать новое. Синий цвет часто выбирается в качестве корпоративного в финансовом секторе, чтобы обозначить безопасность.
Индиго
Интуиция. Индиго также означает идеализм и желание всё расставлять по полочкам с одной стороны, и приверженность разным зависимостям и ритуалам с другой.
Фиолетовый
Фиолетовый цвет ассоциируется с половыми расстройствами или потребностью казаться нестандартным. С одной стороны, это творчество и индивидуальность, с другой – незрелость и непрактичность. В данном случае ключевое слово – воображение.
Интересный факт: это любимый цвет творческих людей. Исторически фиолетовый представлял королевскую власть, а его более тёмные оттенки были символом всего магического и таинственного.
Коричневый
Коричневый – это земля и осень. Предпочтение, отданное коричневому цвету, говорит о консервативности личности. Это касается также одежды и обстановки.
Серебряный
Этот цвет обладает женской энергией. Он связан с луной, отливами и течениями. Энергетика цвета текучая, эмоциональная, чувствительная и таинственная.
Золотой
Золотой – это символ успеха, достижений и триумфа. Связанный с изобилием и процветанием, роскошью и качеством, престижем и изощренностью, ценностью и элегантностью, он подразумевает материальное богатство и экстравагантность.
Черный и серый
В западной культуре чёрный ассоциируется с тьмой, злом и смертью. В американской культуре чёрный – это цвет животворящей земли.
Интересный факт: серый иногда называют «цветом печали», он считается самым угнетающим цветом, чёрный – на втором месте.
Белый
Это полный, чистый цвет. Цвет совершенства. Он говорит о чистоте, невинности, завершённости и цельности.
В следующий раз, когда вы будете неосознанно что-то рисовать, вспомните, что ваш рисунок может рассказать миру о том, что происходит глубоко внутри вашего подсознания. Заберите с собой свои каракули, чтобы никто посторонний не смог раскрыть ваших секретов.
Перевод: Баландина Е. А.
www.infoniac.ru
Что значат рисунки?
Очень часто, сами того не замечая, мы рисуем. Это могут быть просто какие-нибудь каракули на кусочке бумаги, в то время как сидим на лекции, ожидаем очереди, разговариваем по телефону. Многие даже не подозревают, что по этим рисункам можно определить характер человека, его психологическое состояние и предпочтения. Психологи подтвердили, что по рисунку человека можно узнать многое. Для этого учитывается все: что изобразил человек, какого цвета и размера и даже на какой части листа расположен рисунок. Изображение получается на подсознательном уровне, просто проводя карандашом по бумаге.
Психологи подтвердили, что по рисунку человека можно узнать многое. Для этого учитывается все: что изобразил человек, какого цвета и размера и даже на какой части листа расположен рисунок.
Некоторые психотерапевты говорят, что рисование помогает побороть рассеянность, не нанося особого вреда. Мы лучше концентрируемся на скучных задачах. Это было доказано при помощи простого теста. Аудиторию разделили на 2 половины. Задачей было прослушать речь и вспомнить как можно больше произнесенных фамилий. Одной половине раздали листы бумаги и карандаши для рисования, а вторая половина просто слушала и запечатлевала в памяти. В итоге рисующие люди вспомнили на 29% больше фамилий, чем те которые не рисовали. Так что, если вам предстоит лекция или собрание, можете смело брать бумагу, карандаш, ручку и творить.
О чем говорит расположение рисунка на бумаге?
О человеке много можно узнать из расположения рисунка на бумаге относительно свободного места.
1. Расположение рисунка ближе к левому краю свидетельствует о высокой самооценке. Это так же говорит о том, что человек испытывает недостаток признания окружающих. Вероятнее всего, человек просто недоволен своим положением в социуме. Если рисунок большого размера, это свидетельствует о высокомерии и тщеславии. Если рисунок маленький, то человек испытывает тревогу и скованность.
2. Неуверенность в себе и нерешительность человека можно определить по расположению рисунка в нижней части.
3. Если рисунок расположен слева, то это означает, что человек сосредоточен на прошлых переживаниях. Основной ориентир такого человека — это собственный опыт.
4. Если рисунок расположен справа, он характеризует человека как личность, стремящуюся к будущему и желающему его приблизить.
Жирные линии рисунков означают тревожность художника, а тонкие линии говорят о психологическом истощении и усталости. Агрессивно настроенные люди обычно рисуют угловатые, перпендикулярные линии. Дерзость и враждебный настрой объясняют зубчатые, неровные линии. А овалы и плавные линии наоборот показывают мягкость и спокойствие человека. Многогранные личности, способные на непредсказуемые поступки, рисуют объемные фигуры.
Часто люди что-либо штрихуют на своих рисунках. По этим штрихам тоже можно кое-что определить. Если это они короткие, то человек легковозбудимый. Длинные же штрихи говорят о спокойствии и размеренности. Настойчивые и упорные люди делают штрихи прямыми и четкими, у тревожных и не уверенных в себе людей штрихи получаются эскизные и легкие. Горизонтальные штрихи выполнит женственный и слабый человек, а вертикальные — упрямый и решительный. В принципе люди, попавшие в неловкое или рискованное положение, всегда что-то штрихуют. Таким образом, они пытаются отгородить себя от проблем.
Что значат рисунки домиков, цветочков, животных?
Давайте рассмотрим наиболее распространенные рисунки, и что они могут означать.
1. Есть люди, которые очень часто пишут на чистом листе свое имя, подпись, инициалы, стараются их украсить. Это говорит о кризисе таких людей. Они просто не могут принять верное решение. Таким образом они самоутверждаются. Для таких людей лучшим выходом из сложившейся ситуации будет просто ее отпустить и сосредоточиться на том, чего уже добились.
2. Если человек пишет слова, при этом тщательно выводит каждую букву, обводит их в рамки или подчеркивает — это свидетельствует о многом. Если человек считает себя правым и хочет убедить в этом других, его слова будут обведены в рамку. Стойкое намерение, касающееся чего-то, и уверенность по этому поводу, будут выражены подчеркиванием прямой ровной линией. Волнистое подчеркивание — это нерешительность. Еле заметное написание — большое сомнение.
3. Рисунки животных расшифровываются в зависимости от того, кто конкретно нарисован и в какой форме. Тигр или волк означают спрятанную агрессию. Лиса — хитрость. Заяц или белка — потребность в защите. Лев — превосходство над другими. В принципе, особенности каждого животного отражают ваше настроение. Изображая любого животного, мы олицетворяем его с собой. Иногда морда животного схожа с человеческим лицом, а лапы с руками. Это характеризует незрелость и становление самого себя на низшую ветвь развития.
Изображение человека тоже можно рассмотреть по-разному. Маленького человечка рисуют беспомощные или чем-то озабоченные люди. Схематическое изображение человека говорит о нестабильном эмоциональном состоянии. Изображение настоящего человека анализируется с головы:
- Рисунок анфас — открытый к общению человек.
- Тело анфас, голова в профиль — потребность в общении и тревога.
- Тщательно прорисованное лицо — озабоченность своим внешним видом.
- Изображение фигуры с неясным лицом или вообще без него — застенчивость и боязливость.
- Не нарисованные или закрытые глаза — нежелание смотреть реально на неприятности и стремление их избежать.
- Широкие глаза — оптимизм и любовь к жизни.
- Точки вместо глаз — отчуждение от мира человека или себя.
- Хмурое лицо — боль и смятения.
- Улыбка — радость.
- Красивое лицо — любовь к людям и общительная натура.
Далее рассмотрим характер человека по отдельным частям тела:
- Большие уши — чувствительность к критике и влияние мнения окружающих.
- Маленькие уши — отказ от восприятия чужого мнения.
- Крупное тело и плечи — чрезмерная озабоченность властью.
- Мелкие плечи — ощущение ничтожности и мало ценности.
- Длинные ноги — потребность в независимости.
- Короткие ноги — чувство физической и психологической неловкости.
Знать, что значат рисунки, очень интересно и познавательно. Это поможет лучше понять партнера и близкого человека. Также это помогает психологам найти корни некоторых проблем.
www.babyblog.ru
Психологический тест по рисунку: твой внутренний мир
Когда мы делаем что-то, над чем не задумываемся, результат показывает не логическую, а эмоциональную сторону мозга. Наши переживания, радость, злость и все остальное могут прорываться неосознанно проецируется на бумаге.
Чтобы пройти нижеописанный тест, вам необходимо уединение. Никто не должен вас отвлекать от процесса. Возьмите листок бумаги, желательно А4, ручку или карандаш. Разделите лист на одинаковые четыре части и пронумеруйте их, чтобы он выглядел примерно вот так:
Окончательная подготовка листа будет выглядеть таким образом:
- в первом секторе нарисуйте по середине точку
- во втором секторе нарисуйте маленький квадрат или прямоугольник
- в третьем секторе должно находиться нечто похожее на знак «=»
- четвертый сектор остается пустым
У вас должно получиться нечто похожее:
Итак, освободите свои мысли, никаких трудных задач не будет — рисуйте только то, что пришло вам в голову сразу.
В первые три сектора просто дорисуйте то, что вам хочется. Рисуйте, что чувствуете, не задумываясь. Не нужно рисовать что-то сложное — потратьте примерно по 10 секунд на сектор. После этого переходите к последнему заданию.
В четвертом секторе нарисуйте лодку, которая плывет по волнам. Рисунок также должен быть примитивным — также не тратьте на него много времени.
Расшифровка рисунков
Сектор первый
Этот сектор изображает вашу замкнутость или открытость. Если в этом секторе присутствуют круглые фигуры, то вы замкнутая личность. То же самое касается, например, нарисованной спирали, ведущей в центр (точку). Если вы просто нарисовали много точек, то вы очень общительны и открыты. Грубо говоря, чем больше элементов вы нанесли, тем лучше. Исключение составляют лишь круги. Их должно быть как можно меньше.
Сектор второй
Данный сектор показывает вашу доброту и отзывчивость, а также уровень эгоизма. Вы можете считать себя добрым человеком, если то, что вы нарисовали, каким-либо образом соединено с исходным прямоугольником. Чем меньше площадь соприкосновения, тем вы более эгоистичны. Открытые люди часто рисуют стену, что говорит об их нацеленности на компанию и коллектив. Многие рисуют дом, что тоже очень хорошо. Если ваш рисунок не касается прямоугольника, то это говорит о том, что вам необходимо задуматься — быть может, вы эгоист.
Сектор третий
Этот сектор покажет то, насколько вы себя считаете успешным или успешной у противоположного пола — легко ли вам общаться и флиртовать. Элементов дорисовки должно быть как можно меньше и они не должны соприкасаться со знаком равно (так его называет большинство). Люди, которые удовлетворены своими отношениями с противоположным полом, обычно дорисовывают улыбающийся смайлик, чтобы получилось нечто вроде «=)». Хуже всего, если рисунок получится симметричным и сильно нагроможденным — это показатель вашей неуверенности в себе в общении с противоположным полом.
Сектор четвертый
Тут все предельно просто. Этот сектор показывает вам то, какие вы в любви и в отношениях. Если море получилось неспокойным, то вы предпочитаете динамичную любовь, которая срывает голову. Если море спокойное, то любовь для вас — это штиль, тепло и только приятные, упорядоченные эмоции. Что касается самой лодки, следует обратить внимание на то, сложно ли она нарисована, а так же что происходит вокруг нее. Любые излишества вроде парусов или людей (о которых речи не шло), звезд, живности, Луны, Солнца — говорят о вашей романтичности. Если ничего этого нет, то вы тверды характером, и романтика вам чужда.
Таким образом, простейший на первый взгляд тест может показать каждому человеку его истинное лицо. Психологические тесты личности подобного рода самые точные, поскольку испытуемому не нужно думать — им движет только эмоциональная часть мозга. Желаем вам удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и
На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!
27.02.2016 00:20
gurutest.ru
Что означают рисунки, которые мы неосознанно рисуем?
Говорите по телефону, сидите на скучной лекции, или же задумались о своем и параллельно рисуете непонятные каракули о значении которых даже не задумывались? Оказывается есть специальная наука — графология — которая занимается изучением почерка и личности, а машинальная графология изучает рисунки, которые являются результатом человеческого подсознания. Ниже представлены значения некоторых рисунков, которые возможно вам неизвестны.
- Цифры — если вы часто разрисовываете на полях цифры, то возможно вас заботят материальные ценности. Вы считаете ваш капитал, или денежный долг.
- Солнце — интересно, что на полях рисуют солнце вовсе не из-за радужного настроения. В большинстве случаев таким людям не хватает тепла и света.
- Различные фигуры — квадраты, ромбы и треугольники зачастую рисуют люди с твердыми убеждениями и чуткими целями. Например, если формы прорисованы симметрично, то это проявление аккуратности, расчетливости и умение планировать. Если же углы слишком острые, то это проявление агрессии.
- Кресты — на рисунке могут быть как простые кресты, так и украшенные узорами. Кресты рисуют люди, которые чувствуют вину, или же их что-то тяготит — обидели кого-то, не сделали обещанного и т.д. Лучше попросите прощения и спокойно все обсудите.
- Волнистые линии, спирали — это человека не интересуют чужие проблемы, очень замкнутый и скрытный, не любит делиться своими проблемами.
- Звезды — звезды в большинстве случаев рисуют оптимистичные натуры, такие люди никогда не сдаются выходят из любой сложной ситуации.
- Деревья — тонкие и голые деревья рисуют в основном одинокие растерянные люди, а толстые и ветвистые — жизнерадостные и общительные люди.
- Сердечки — людей рисующих сердечки переполняют чувства, они хотят кричать об этом, но в реальности просто сдерживают себя. И потому чем больше сердечек, тем сильнее эмоции человека.
Понравилось? Расскажи друзьям:
interesnoznat.com
Глава 2. РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА. Психологические рисуночные тесты
Возрастные закономерности
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Предметный рисунок появляется у детей приблизительно в трехлетнем возрасте. В ходе последующего развития ребенка изменяется способ изображения на рисунках и увеличивается количество изображаемых деталей. Дошкольники в подавляющем большинстве случаев не задаются целью передать реальную форму изображаемого объекта, в частности, человеческой фигуры. Их рисунки воспроизводят определенные схемы или графические шаблоны.
Первая форма изображения человека (дяди, тети) — это так называемый головоног, представляющий собой округлую голову (по мнению некоторых специалистов, эта окружность символизирует голову вместе с телом) и отходящие от нее или расположенные рядом черточки — руки и ноги (количество которых может быть различным). Нередко на рисунках присутствуют также черты лица (глаза, рот, нос), иногда и волосы. Типичный головоног изображен на рис. 1. Подобный рисунок вполне соответствует норме вплоть до четырехлетнего возраста.
Приблизительно к четырем годам ребенок переходит к рисованию примитивной схемы, содержащей кроме головы, рук и ног изображение туловища человека. Он составлен из отдельных частей; ноги располагаются по бокам туловища, руки обычно начинаются от его середины (рис. 2).
На шестом году жизни ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, словно падающего, то теперь он начинает рисовать его стоящим строго вертикально. Последующее развитие рисунка человека состоит в переходе к изображению толщины рук и ног. Пятилетний ребенок рисует конечности двойными линиями. Руки по-прежнему изображаются от середины туловища; второстепенные детали обычно отсутствуют или они немногочисленны (рис. 3).
К шести годам ребенок часто рисует руки человека от верхней части туловища. Появляются различные второстепенные детали: пальцы, волосы, брови, ресницы (рис. 4).
Для шестилетнего возраста нормальным является детализированное схематическое изображение, содержащее все основные и большинство из наиболее важных второстепенных деталей. К последним относятся шея, пальцы, ступни, волосы или шапка, брови, одежда. Варианты таких изображений приведены на рис. 5, 6.
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
В период младшего школьного возраста при нормальном развитии изобразительной функции ребенок овладевает реалистическим рисунком с правильным изображением строения человеческой фигуры. Это связано с принятым в нашей культуре традиционным подходом к обучению детей рисованию, с опытом рассматривания иллюстраций в детских книжках. Рисунок, на котором разные части тела не приклеены друг к другу, как на схеме, а органично переходят одна в другую без резкой границы, принято называть пластическим. Характер соединения деталей наиболее заметен на переходах от шеи к плечам, от плеч — к рукам и от туловища — к ногам.
Для рисунков детей семилетнего возраста характерно сочетание элементов пластического и схематического изображения с преобладанием схематического. При этом одни части тела органично соединены между собой без резкой грани, а другие как бы приклеены (рис. 7).
Постепенно к восьми — девяти годам соотношение пластических и схематических элементов уравновешивается. Например, вся нижняя часть тела изображается пластически, а верхняя — схематически (рис.
8) или наоборот.
Примерно с десяти лет пластические элементы начинают преобладать над схематическими (рис. 9, 10). Рисунки детей предподросткового возраста в целом производят впечатление реалистических, но ребенок еще недостаточно владеет способами изображения тех или иных деталей. Эта стадия развития рисования обычно продолжается вплоть до начала подросткового возраста.
ОТ ПОДРОСТКОВОГО ДО ВЗРОСЛОГО ВОЗРАСТА
Для подросткового возраста типично пластическое изображение человеческой фигуры. В начале этого возрастного периода (12–14 лет) в рисунках чаще всего отсутствуют или слабо выражены признаки, характеризующие пол персонажа. Нередко изображение женщины (девочки) отличается от изображения мужчины (мальчика) только одеждой и прической, да и то не всегда (рис. 11).
В старшем подростковом и раннем юношеском возрасте, напротив, признаки, характеризующие пол персонажа, часто особо подчеркиваются. Мужчина обычно изображается очень широкоплечим, мускулистым, женщина — с покатыми узкими плечами, с округлыми плавными формами; у нее нередко преувеличиваются размер груди, ширина бедер. Эти особенности часто присутствуют как в рисунках юношей, так и в рисунках девушек (рис. 12, 13).
В рисунках взрослых мужчин и женщин подобное подчеркивание признаков пола встречается значительно реже и обычно свидетельствует о проблемах в сексуальной сфере. Если отсутствует специальное профессиональное образование, совершенствование рисунка человека в подростковом возрасте прекращается. Дальнейшие изменения относятся, скорее, к содержанию изображения, чем к его качеству, в частности, обследуемые склонны чаще рисовать людей приблизительно своего возраста.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru