Пейзаж родной земли рисунки детей – ««Пейзаж родной земли» 4 класс. И.Шишкин «Берёзовая роща» И.Грабарь «На озере» А.Саврасов «Грачи прилетели» И.Левитан «Золотая осень»». Скачать бесплатно и без регистрации.

Конспект урока «Пейзаж родной земли»

Технологическая карта урока 4класс

Конспект урока

Урок изобразительного искусства.

Тема «Пейзаж родной земли».

Цель урока: углубить представление о пейзаже.

Задачи.

Образовательные:

-познакомиться с видами пейзажа,

-изучить последовательность выполнения весеннего пейзажа,

-вспомнить художников-пейзажистов.

Развивающие

-развивать интеллектуальные и образовательные умения,

-развивать умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя и свои ошибки,

-развивать познавательный интерес и умение использовать в работе ранее полученные знания.

Воспитательные

-воспитывать взаимоуважение и доброжелательное отношение к товарищам.

Тип урока: комбинированный

Технологии: поэтапное рисование.

Планируемые результаты:

Личностные:

-развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой,

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Метапредметные

Регулятивные:

-понимать и сохранять учебную задачу;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату.

Познавательные:

-использовать знаково-символические средства для решения задач;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные:

-строить понятные для одноклассников высказывания, учитывающие ,что партнёр знает и видит, а что нет;

-использовать в общении правила вежливости.

Предметные:

-узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры мирового искусства, изображающие природу,

-создавать простые композиции на заданную тему.

Оборудование: карандаши, акварель, кисточки, альбомы, емкость для воды, палитра.

Ход урока

I.Этап мотивации и актуализации знаний

Учитель предлагает найти содержание темы урока.

— Посмотрите, а что здесь изображено?

Пейзаж – это изображение природной среды, окружающей человека и привлекающей его своей красотой и эстетикой. В зависимости от типа изображаемой среды пейзажи подразделяются на горные, морские, лесные, космические, сельские и городские.

II. Ученики формулируют содержание темы урока.

— Посмотрите на эти картины и ответе на вопрос с помощью каких средств были выполнены эти картины?

Один из пейзажей выполнен в графике

-Что является основой художественной выразительности графики?

Вторая картина выполнена в красках

-В изобразительном искусстве рисование красками ,гуашью называется 

живописью, т.е. второй пейзаж выполнен в живописи.

— Посмотрите на экран:

Пейзаж – это рисование природы,

Живопись – это рисование красками

— Поэтому тема нашего занятия «Пейзаж»

— А иначе можно сказать «Пейзаж в живописи»

III. Постановка учебной задачи

— Чтобы нарисовать пейзаж в красках или пейзаж в живописи что нам необходимо знать или повторить?

— Что является основой художественной выразительности языка живописи?

Цвет – главное средство живописи – позволяет передать всё многообразие мира.

Цвет:

— Радости, светлости.

-Ощущение грусти, печали, тоски.

-Тревогу, ужас, страх.

Перед вами пейзажные картины.

— К какой цветовой гамме отнесёте эти картины и какое эмоциональное состояние они у вас вызывают.

— просмотрим ещё несколько картин художников-пейзажистов.

-определим тему пейзажа «ПЕЙЗАЖ РОДНОЙ ЗЕМЛИ»

-какой это будет пейзаж — по виду пейзажа, по времени года,

по состоянию природы – дождь, солнце, закат

Первичное закрепление

— Какое настроение можно передать с помощью каждого из цветов?

— При смешивании любого цвета с белым мы получаем —

— При смешивании с серым цветом –

— Чёрная краска, добавленная в небольшом количестве к чистым цветам, вызывает –

Правила при изображении пейзажа:

Учитель. Вместе с осознанием задач пейзажа как особого жанра, художник оказывался перед необходимостью обобщения, опускания деталей ради целого. Невозможно же изобразить каждый листик на дереве!

Правилом становится и изображение дальних планов более расплывчато. Чтобы обозначить более далекие и более близкие части пространства, его делят при изображении на планы. В классической схеме пейзажа на первом плане обычно изображены фигуры людей или “кулисы” (дерево, часть здания – как ориентир для сравнения ближнего плана с дальним планом) 

На ближнем плане все предметы воспринимаются и изображаются наиболее объемно, их светотень и окраска контрастны. На втором – это все смягчается, а на дальнем, третьем плане – всё изображение сливается в воздушной дымке .При удалении меняется и цвет предметов. Опыт наблюдений показал, далекие темные предметы кажутся голубоватыми, а светлые (облака, снежные вершины)– розоватыми. При удалении от зрителя сближаются зеленые и голубые цвета, а оранжевый цвет приближается к красному. Конечно, не всегда подобные закономерности художник встречает в природе в чистом виде. Художнику важно так заполнить пространство картины, чтобы его произведение было полно жизни.

V. Работа над пейзажем.

Первый этап– выбор формата бумаги, его расположение, определение высоты горизонта, выбор точки зрения.

Учитель показывает приемы работы на доске, на листе бумаги или картона.

Второй этап– построение композиции, организация пространства на листе  с использованием правил линейной перспективы (это система изображения предметного мира на плоскости в соответствии с восприятием человека). При удалении предметы кажутся нам меньше, а параллельные края дороги или реки – сходящимися друг к другу при приближении к линии горизонта.

Третий этап – живописный подмалевок (замалевок)– выбор цветотонового соотношения неба, земли, предметов, деревьев, воды . Показ учителем приемов работы художественным мазком в технике гуаши, отмывки и вливания цвета в технике акварели (ученики на палитре тренируются в различных приемах работы с красками, затем рисуют свой пейзаж).

Здесь важно использовать особенности воздушной перспективы, изменение цвета в зависимости от планов картины. Необходимо также помнить правильное соотношение планов картины. Дальний план прописывается неяркими голубоватыми оттенками, ближний план работы – самый выразительный, яркий, проработанный. Выбор цветовой палитры зависит и от замысла автора, и от его настроения, и от задач, которые художник ставит перед собой, изображая пейзаж.

Затем – детальная проработка .

Конечно, это – приблизительные этапы. Бывает так, что автор, следуя своему настроению, создает быстрый этюд, изображая лишь отдельные фрагменты ландшафта, переливы красок в небе и облака, участок водной поверхности, игру солнца в траве…Главное, к чему стремится каждый художник – передать то ощущение, которое живет в его сознании и душе.

Сейчас с помощью гуашевых красок вы создадите пейзажи, передавая свое настроение. Пусть музыка поможет вам в этом (звучат музыкальные произведения В.А.Моцарта, А.Вивальди, Л.Бетховена, Э.Грига, Генделя).

Ученики пишут пейзажи.

VI. Рефлексия деятельности

Учитель организует рефлексию. Проанализируем:

А) Цвет. Б) Композицию. В) Аккуратность.

Закончить фразу:

-У меня получилось…

Дети осуществляют самооценку собственной деятельности. В конце урока на доске организуется выставка. По желанию учащиеся выходят и комментируют свои работы. Здесь школьники и художники, и внимательные, чуткие зрители. Ученики могут сами оценить работы своих одноклассников и, обсудив, поставить друг другу оценки.

Делают вывод.

Домашнее задание. Проанализировать пейзаж с мотивом «Перед грозой»


Приложение.

multiurok.ru

Презентация по теме: «Пейзаж родной земли» Изобразительное искусство. 4 класс.

•Цели: пояснить тему четверти; повторить виды деятельности на уроках изобразительного искусства; вспомнить образы братьев Мастеров и задачи каждого из них; выяснить образы знакомых пейзажей; познакомить с их разнообразием на примерах репродукций картин известных русских художников; дать установку на рисование пейзажа; вспомнить приемы выполнения творческого задания; познакомить с терминами «силуэт», «тон».

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: «Пейзаж родной земли» Изобразительное искусство. 4 класс. »

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Пейзаж родной земли 4 класс Урок 1

Автор: Сидоренкова Любовь Григорьевна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 33 г.Симферополь

Тема: Пейзаж родной земли

  • Цели: пояснить тему четверти; повторить виды деятельности на уроках изобразительного искусства; вспомнить образы братьев Мастеров и задачи каждого из них; выяснить образы знакомых пейзажей; познакомить с их разнообразием на примерах репродукций картин известных русских художников; дать установку на рисование пейзажа; вспомнить приемы выполнения творческого задания; познакомить с терминами «силуэт», «тон».
  • Планируемые результаты: школьники повторят специфику уроков изобразительного искусства; приобретут знания о технике безопасности, многообразии используемых материалов; повторят основные правила работы на уроке; научатся рисовать пейзаж; вспомнят навыки выполнения творческого задания.

Беседа по теме урока

  • Назовите виды работ, которыми вы занимаетесь на уроках изобразительного искусства. (
    Рисование, лепка, конструирование.)

Что вам понадобится для занятия лепкой?

Что вам понадобится для конструирования из бумаги?

Чем рисуют художники?

Виды красок: Акварель, гуашь, масляная.

Акварелью и гуашью рисуют на бумаге.

Масляными красками рисуют на полотне.

Беседа по теме урока

  • Рисование — искусство,
  • Что покажет нашу жизнь.
  • Вдохновение и чувство Передать ты торопись.
  • Пусть рисует мир художник,
  • На картины ты взгляни —
  • Ясный день и мелкий дождик,
  • Все покажут нам они.
  • Вот ромашка на поляне,
  • В небе молния, гроза,
  • Или синие туманы,
  • Или мамины глаза.

Ключевые слова и понятия

Оригинал — подлинная работа.,

Репродукция — воспроизведение какого-либо изображения – рисунка, картины, печатного текста и т.п. – средствами фотографии или полиграфии.

Жанр — живопись на бытовые темы (в речи художников).

Картина-пейзаж —  общий вид какой-нибудь местности. 

Композиция —  произведение живописи, музыки и т.п., имеющее определенное построение.

Колорит — система цветовых сочетаний в произведении искусства. Своеобразие, ярко выраженная особенность

Беседа по теме урока

  • Темы учебного года:
  • Родная природа,
  • Жилища людей
  • Облик людей,
  • Народные праздники.

Пейзаж родной земли

  • На сегодняшнем, первом уроке нового учебного года вы обратитесь к теме под названием «Пейзаж родной земли». У каждого из вас есть уголки природы, местечки, где вам приходилось бывать и которые остались в ваших воспоминаниях.
  • Какие места родной земли являются для вас самыми любимыми?
  • Где находятся эти места, почему они для вас так дороги?

Работа с учебником

  • Три знакомых мастера С утра явились в класс,
  • Что же эти мастера Расскажут нам сейчас?
  • Каждый мастер в деле спец,
  • Каждый знаменит.

Нам осталось выяснить,

  • Что каждый говорит.

Изображения, Украшения и Постройки .

Познавательная информация

  • Глядя на картины Ивана Ивановича Шишкина, проникаешься картинами родной природы,

испытываешь гордость за то, насколько прекрасна наша родина. Кажется, будто картины этого художника исполняют гимн природе, настолько торжественно, возвышенно она изображена.

Познавательная информация

  • Художественный почерк И. Левитана отличает его от остальных пейзажистов. Мастер выбирает самые простые, неброские и привычные уголки России для своих картин. Художник хочет передать красоту родной страны изображением стогов на лугу, золотой осени, озера, весенних березок, которые рады приходу тепла.

Самостоятельная работа

  • Важный вопрос для работы — общий колорит картины. Слово «колорит» с латинского языка переводится — Цвет, окраска.
  • В живописи колорит — это
  • общий подбор цветов для передачи нужного художественного образа.
  • Общий колорит картины зависит от подбора красок, которыми пользуется художник.
  • Цвета для передачи летнего пейзажа —
  • в основном зеленый, синий.
  • цвета для передачи пейзажа осени — желтый, оранжевый, красный.
  • При изображении лета также можно выбрать желтый цвет это цвет солнышка, песка на пляже. Но в летнем пейзаже такой цвет присутствует не как основной, а дополнительный.
  • Подумайте, какой колорит понадобится для вашего пейзажа
  • Не торопитесь полностью завершить вашу работу, для этого вам будет выделен еще весь следующий урок.

Рефлексия

  • Назовите вид работы, которым вы занимались сегодня на уроке. ( Рисование .)
  • Какие принадлежности вам понадобились?
  • Дайте характеристику пейзажа в разное время суток по освещению, настроению, тону: утро, полдень, вечер, ночь.
  • Что для вас было сложного в рисовании пейзажа?
  • Какие новые слова вы узнали на уроке?
  • Чему новому вы научились?
  • Какова была роль каждого из трех братьев-Мастеров в рисовании картины-пейзажа?
  • Картины каких известных русских художников вы рассматривали?
  • Какие картины вам понравились?
  • Чем вам запомнились картины, репродукции которых npиведены в учебнике?

Синквейн

  • «Пейзаж».
  • Пейзаж.
  • Русский, природный.
  • Развлекает, веселит, утешает.
  • Пейзаж вдохновляет человека.
  • Радость.

kopilkaurokov.ru

Презентация «Пейзаж родной земли»

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Пейзаж родной земли»»

Пейзаж родной земли

4 класс

Учитель изобразительного искусства

МКОУ Верхнекарачанской СОШ

Пекач Л. В.

  • Россия, ты-великая держава,
  • Твои просторы бесконечно велики.
  • На все века себя ты увенчала славой,
  • И нет другого у тебя пути.
  • Озёрный плен твои леса венчает,
  • Каскад хребтов в горах мечты таит,
  • речной поток от жажды исцеляет,
  • А степь родная хлебушек родит.
  • В земле твоей богатств поток неиссякаем,
  • К сокровищам твоим нам путь лежит.
  • Как мало о тебе ещё мы знаем!
  • Как много изучить нам предстоит.
  • И. Мордовина

Иван Иванович Шишкин (1832-1898)

  • Певец русского леса Иван Иванович Шишкин и сам был похож на могучего «лесовика»: высок ростом, широк в плечах, громкоголос, энергичен, с руками большими и сильными, взглядом быстрым и внимательным. Таков он на портрете 1880 г. Работы его друга художника Крамского. Родился Иван Иванович в 1832г. в городе Елабуга на Каме. Там провел детство и раннюю юность, туда возвращался не раз в пору зрелости и возмужания.

«Утро в сосновом лесу» 1889

В глубине картины, лес как бы окутан туманом. Это так называемая воздушная перспектива . Воздух-прозрачная среда. Обволакивая предмет, воздух меняет его внешний вид. Воздушная перспектива отражена во всех пейзажах.

«Рожь» (1878 )

На картине «Рожь» Шишкин чётко прорисовал каждый колосок, а на линии горизонта только золотое море ржи. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удалённые обобщённо, они покрыты лёгкой дымкой.

«Дубовая роща» (1898)

Шишкинские деревья-это классический образ русского леса. Обратите внимание, как переданы свет и тень.

«Лесные дали»

Удивительно, как художник сумел так чётко передать дальность расстояния, простор. На этой картине очень хорошо видны ближняя и дальняя перспективы.

1.Утро в сосновом лесу. 2. Рожь. 3. Дубовая роща. 4. Лесные дали.

1

Творчество Шишкина является замечательным наследием русской культуры. В каждой из его работ прослеживается масштаб личности и таланта могучего художника. Мастер реалистического пейзажа оставил потомкам творения,  имеющие мировую ценность. Не случайно современники называли Ивана Ивановича Шишкина – «лесной богатырь – художник ».

Творческое задание. 1. Изобразить пейзаж своей родной стороны. 2. Выявить особую красоту пейзажа художественными средствами.

-С произведениями какого русского художника мы сегодня познакомились? -Рассмотрите выполненные вами рисунки и подумайте, в каких работах удалось передать красоту родной природы.

multiurok.ru

ПЕЙЗАЖ РОДНОЙ ЗЕМЛИ . 4 КЛАСС 1 ЧЕТВЕРТЬ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

myslide.ru

Презентация по изобразительному искусству на тему:»Пейзаж родной земли» 4 класс

Инфоурок › ИЗО, МХК › Презентации › Презентация по изобразительному искусству на тему:»Пейзаж родной земли» 4 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Пейзаж родной земли 4 класс Урок 1 Автор: Сидоренкова Любовь Григорьевна Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 33 г.Симферополь

2 слайд Описание слайда:

Тема: Пейзаж родной земли Цели: пояснить тему четверти; повторить виды деятельности на уроках изобразительного искусства; вспомнить образы братьев Мастеров и задачи каждого из них; выяснить образы знакомых пейзажей; познакомить с их разнообразием на примерах репродукций картин известных русских художников; дать установку на рисование пейзажа; вспомнить приемы выполнения творческого задания; познакомить с терминами «силуэт», «тон».

3 слайд Описание слайда:

Планируемые результаты: школьники повторят специфику уроков изобразительного искусства; приобретут знания о технике безопасности, многообразии используемых материалов; повторят основные правила работы на уроке; научатся рисовать пейзаж; вспомнят навыки выполнения творческого задания.

4 слайд Описание слайда:

Беседа по теме урока Назовите виды работ, которыми вы занимаетесь на уроках изобразительного искусства. (Рисование, лепка, конструирование.)

5 слайд Описание слайда:

Что вам понадобится для занятия лепкой?

6 слайд Описание слайда:

Что вам понадобится для конструирования из бумаги?

7 слайд Описание слайда:

Чем рисуют художники? Виды красок: Акварель, гуашь, масляная. Акварелью и гуашью рисуют на бумаге. Масляными красками рисуют на полотне.

8 слайд Описание слайда:

Беседа по теме урока Рисование — искусство, Что покажет нашу жизнь. Вдохновение и чувство Передать ты торопись. Пусть рисует мир художник, На картины ты взгляни — Ясный день и мелкий дождик, Все покажут нам они. Вот ромашка на поляне, В небе молния, гроза, Или синие туманы, Или мамины глаза.

9 слайд Описание слайда:

Ключевые слова и понятия Оригинал — подлинная работа., Репродукция — воспроизведение какого-либо изображения – рисунка, картины, печатного текста и т.п. – средствами фотографии или полиграфии. Жанр — живопись на бытовые темы (в речи художников). Картина-пейзаж —  общий вид какой-нибудь местности.  Композиция —  произведение живописи, музыки и т.п., имеющее определенное построение. Колорит — система цветовых сочетаний в произведении искусства. Своеобразие, ярко выраженная особенность

10 слайд Описание слайда:

Беседа по теме урока Темы учебного года: Родная природа, Жилища людей Облик людей, Народные праздники.

11 слайд Описание слайда:

Пейзаж родной земли На сегодняшнем, первом уроке нового учебного года вы обратитесь к теме под названием «Пейзаж родной земли». У каждого из вас есть уголки природы, местечки, где вам приходилось бывать и которые остались в ваших воспоминаниях. Какие места родной земли являются для вас самыми любимыми? Где находятся эти места, почему они для вас так дороги?

12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда:

Работа с учебником Три знакомых мастера С утра явились в класс, Что же эти мастера Расскажут нам сейчас? Каждый мастер в деле спец, Каждый знаменит. Нам осталось выяснить, Что каждый говорит. Изображения, Украшения и Постройки.

14 слайд Описание слайда:

Познавательная информация Глядя на картины Ивана Ивановича Шишкина, проникаешься картинами родной природы, испытываешь гордость за то, насколько прекрасна наша родина. Кажется, будто картины этого художника исполняют гимн природе, настолько торжественно, возвышенно она изображена.

15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда:

Познавательная информация Художественный почерк И. Левитана отличает его от остальных пейзажистов. Мастер выбирает самые простые, неброские и привычные уголки России для своих картин. Художник хочет передать красоту родной страны изображением стогов на лугу, золотой осени, озера, весенних березок, которые рады приходу тепла.

17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда:

Самостоятельная работа Важный вопрос для работы — общий колорит картины. Слово «колорит» с латинского языка переводится — Цвет, окраска. В живописи колорит — это общий подбор цветов для передачи нужного художественного образа. Общий колорит картины зависит от подбора красок, которыми пользуется художник. Цвета для передачи летнего пейзажа — в основном зеленый, синий. цвета для передачи пейзажа осени — желтый, оранжевый, красный. При изображении лета также можно выбрать желтый цвет это цвет солнышка, песка на пляже. Но в летнем пейзаже такой цвет присутствует не как основной, а дополнительный. Подумайте, какой колорит понадобится для вашего пейзажа Не торопитесь полностью завершить вашу работу, для этого вам будет выделен еще весь следующий урок.

19 слайд Описание слайда:

Пейзажи нашей природы

20 слайд Описание слайда:

Пейзажи нашей природы

21 слайд Описание слайда:

Пейзажи нашей природы

22 слайд Описание слайда:

Пейзажи нашей природы

23 слайд Описание слайда:

Пейзажи нашей природы

24 слайд Описание слайда:

Рефлексия Назовите вид работы, которым вы занимались сегодня на уроке. (Рисование.) Какие принадлежности вам понадобились? Дайте характеристику пейзажа в разное время суток по освещению, настроению, тону: утро, полдень, вечер, ночь. Что для вас было сложного в рисовании пейзажа? Какие новые слова вы узнали на уроке? Чему новому вы научились? Какова была роль каждого из трех братьев-Мастеров в рисовании картины-пейзажа? Картины каких известных русских художников вы рассматривали? Какие картины вам понравились? Чем вам запомнились картины, репродукции которых npиведены в учебнике?

25 слайд Описание слайда:

Синквейн «Пейзаж». Пейзаж. Русский, природный. Развлекает, веселит, утешает. Пейзаж вдохновляет человека. Радость.

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДA-016796

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Конспект урока на тему «Пейзаж родной земли»

Конспект урока на тему «Пейзаж родной земли»

Цель:  познакомить учащихся с разнообразием природной среды и особенностями среднерусской природы, с различными пейзажными сюжетами.

Задачи: развивать воображение, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, совершенствовать навыки работы в цвете, рисовать по памяти и по представлению. 
 
Оборудование: 

для учителя: методические таблицы по цветоведению, репродукции, слайды; 

для учеников: бумага, краски, кисти, палитра, банка для воды. 

Зрительный ряд: слайды и репродукции картин русских художников-пейзажистов И. Левитана, И. Шишкина, В.Поленова. 

Музыкальный ряд:  русские народные песни «Во поле береза стояла» 
 
Литературный ряд: поэтические образы русской природы: поэзия С. Есенина, Н. Языкова, И. Никитина.

Для увеличения – щелчок по снимкам

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Тема первой четверти – «Искусство твоего народа». Мы будем знакомиться с красотой нашей родной природы, русских деревень, прекрасными образами русских женщин, мужественными образами русских богатырей, народными праздниками, в которых раскрывается жизнеутверждающий характер русского человека. Тема первого урока четверти – «Пейзаж родной земли».

2. Беседа по теме урока

Золотые нивы, 
        Гладь и блеск озер, 
                        Светлые заливы, 
                                        Без конца простор, 
Звезды над полями, 
        Глушь да камыши… 
                        Так и льются сами 
                                        Звуки из души!  

Наша страна очень большая и очень разная. На севере вечная мерзлота. На южных границах горы. Теплое море. 
Через всю страну текут полноводные реки Волга, Дон, Енисей. Реки поменьше несут к ним свои прозрачные воды. 
Могучие таежные леса сменяются перелесками и предгорьями на Урале. Прячутся в лесных чащах озера. Темные хвойные леса сменяются прозрачными и нежными березовыми рощами, мощными дубравами, сосновыми борами, лугами, полями. 
Поля всегда разные: ярко желтые с подсолнухами, синие от растущего льна, золотистые от спеющей пшеницы. Наша природа часто меняет наряды.

В каждое время года она прекрасна особенной красотой. Весной просыпаются реки, ломая лед. Возвращаются птицы, чтобы свить гнезда и вырастить птенцов. Цветут сады, покрываются цветами луга и поляны. Летом мы видим оранжевые стволы сосен, разогретые жарким солнцем, чистую зелень березовых рощ, стога скошенного сена на лугах. Осень радует неповторимыми переливами листопада, грустит вместе с нами туманами и плачет тихими дождями. Зима с метелями и морозами меняет все. Прячет под снежной шубой поля, сковывает льдом реки и озера. Мы оказываемся в гостях у Зимы. Каждое время года прекрасно. 
 

Художники всегда умели замечать, видеть удивительное в родной природе. Русские живописцы – И. Левитан, И. Шишкин, И. Грабарь, В.Поленов и другие мастера, посвятившие свое творчество русской природе (просмотр репродукций и слайдов). Так написать, изобразить, создать образ родной природы могли только люди искренне любящие свою отчизну, свою землю. О красоте природы поют песни, пишут стихи. Послушайте, как трепетно и красиво говорит поэт Н. Языков о своей Родине и родном крае:

Мой друг, что может быть милей 
Бесценного родного края? 
Там солнце кажется светлей, 
Там радостней весна златая, 
Прохладней легкий ветерок, 
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней звучит поток, 
Там соловей поет звучнее.

 
3. Самостоятельная работа. Задание: изобразить в цвете пейзаж родной земли. 
1) Вопросы учащимся: 
–  Какой образ природы вам представляется особенно ярко?
–  Какое это время года? 
–  Что будет главным в пейзаже? Река? Лес? Просторы полей? Лесное озеро? 
–  Какое будет небо? Какая погода? 
–  Самое главное в своей работе художник старается изобразить где?          

2) Повторение правил передачи пространства в пейзаже: 
Линия горизонта может быть низкой и высокой. 
То, что находится ближе к нам, будет больше по размеру и по количеству деталей.
То, что дальше – меньше по размеру и деталей мы можем не рассмотреть. 
– Какие цвета вам нужно будет использовать в ваших работах? 
Вывод: Это будет зависеть от того образа, который вы выберете.

– Закройте глаза и попробуйте представить себе красоту, увиденную поэтом:

Вечер ясен и тих; 
Спят в тумане поля; 
В голубых небесах 
Ярко пышет заря. 
Золотых облаков 
Разноцветный узор 
Накрывает леса, 
Как волшебный ковер.


– Пасмурное осеннее утро попросит вас о холодных цветах и оттенках. В то время как летний луг будет переливаться всеми звонкими цветами! (Повторяем по таблице деление цветов на теплые и холодные, звонкие и глухие, контрастные и сближенные.)

– Работу можно выполнять акварелью и гуашью. Акварельная будет прозрачной и легкой, её можно выполнить по сырой бумаге. Гуашевая живопись более плотная и цвет в такой технике можно менять, накладывая сверху новый. Краски смешиваем на палитре. 
 
4. Итог урока. Выставка и анализ работ.

Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.

5. Обобщение темы урока. Какие художники – пейзажисты запомнились? Какие пейзажи понравились и почему?

6. Уборка рабочих мест.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Персональный сайт — Пейзаж родной земли

Конспект урока

Цели: пояснить тему четверти; повторить виды деятельности на уроках изобразительного искусства; вспомнить образы братьев — Мастеров и задачи каждого из них; выяснить образы знакомых пейзажей; познакомить с разнообразием на примере репродукций картин известных русских художников; дать установку на рисование пейзажа; вспомнить приемы выполнения творческого задания; познакомить с терминами «силуэт», «тон».

Вид деятельности: рисование.

Планируемые результаты: школьники повторят специфику уроков изобразительного искусства; приобретут знания о технике безопасности; многообразии используемых материалов; повторят основные правила работы на уроке; научатся рисовать пейзаж; вспомнят навыки выполнения творческого задания.

Оборудование: репродукции известных картин- пейзажей, принадлежности для рисования, ИКТ.

Ключевые слова : оригинал, репродукция, жанр, картина — пейзаж, композиция, колорит.

 

Планируемые результаты обучающихся:

Предметные результаты

— освоение стилей, жанров и видов искусства,

— развитие визуально — пространственного мышления,

— формирование основ художественной культуры,

-приобретение опыта, создание художественного образа,

— освоение знаний, умений, навыков.
 

Личностные УУД:
-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Метапредметные УУД:

— освоение понятий.

Познавательные УУД:
-формировать умение анализировать, оценивать прочитанное,
-отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения предметов,
-осваивать простые композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте.

Коммуникативные УУД:
-формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении.

Регулятивные УУД:
-формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
-организация своей деятельности,
-коррекция- внесение необходимых изменений,

познавательные:

— умение структурировать свои знания, применения методов поиска, умение осознано и произвольно строить речевое высказывание,

коммуниктивные:

— умение выражать свои мысли с помощью изобразительных средств,

-умение слушать и вступать в диалог,

-строить продуктивное воздействие и сотрудничество (со сверстниками и взрослыми)

Личностные результаты:
 — воспитание гражданской идентичности (знания культуры истории, традиций, любовь к родине.

Ход урока

I.Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку)

II. Беседа по теме урока

Сегодня начинается новый учебный год. Сядьте удобно приготовьтесь работать.

-Назовите виды работ, которыми вы занимаетесь на уроках изобразительного искусства (рисование, лепка, конструирование).

-Что вам понадобится для занятия лепкой? ( пластилин, дощечка, стека, тряпочка)

-Что вам понадобится для конструирования из бумаги? (ножницы, клей, соединительные материалы, карандаши).

-Чем рисуют художники? (акварель, масло, гуашь).

— На чем чаще всего рисуют акварелью и гуашью (на бумаге).

-На чем еще, кроме бумаги, можно рисовать масляными красками? (на полотне)

Верно,  на специально подготовленном, вставленном в рамку и натянутом полотне. Мы с вами бегло повторили знания о предметах, которые необходимы для занятия рисованием.

Рисование — искусство,

Что покажет нашу жизнь.

Вдохновение и чувство

Передать ты торопись.

Пусть рисует мир художник,

На картины ты взгляни —

Ясный день и мелкий дождик,
Все покажут нам они.

Вот ромашка на поляне,

В небе молния, гроза,

или синие туманы,

Или мамины глаза.

И. Агапова

Сегодня вы повторите знания об изобразительном искусстве и нарисуете пейзаж.
Но прежде познакомьтесь с темой этого учебного года и темой I четверти. Общая тема учебного года 4 класса называется «Каждый народ — художник». И ваша задача — научиться видеть прекрасное в жизни каждого народа. Вы совершите воображаемые путешествия по разным странам  и благодаря дошедшему до нас историческому наследию и разным произведениям искусства узнаете, каковы особенности каждого народа, что есть между ними общего. Вы увидите  картины и другие произведения искусства, созданные много лет тому назад, которые по -прежнему не перестают восхищать зрителей мастерством художников.  Перед картинами разных мастеров можно стоять подолгу, рассматривая их и удивляясь творческому озарению живописцев, которые их создали.

 

— Кто из вас помнит, как называется произведение искусства, которые являются высшими достижениями мастерства художника и много лет продолжают восхищать своих зрителей ? (Шедевры.)

— Повторите слово все вместе вслух и запомните его. (Класс повторяет слово 2-3 раза.)

— Приведите примеры шедевров. (Ответы школьников.)

I четверть  этого учебного года называется «Истоки родного искусства». Как вы думаете, об искусстве какой страны пойдет речь? Конечно, страны, в которой вы родились и живете, России. Но рассматривать картины с образами России, которые нарисовали художники, вы сразу не будете. Важно определить, откуда мастер черпал вдохновение для своих творений, что помогало пробудиться их таланту, дало своеобразный толчок для их творчества.

Сначала вы знакомитесь с привычными образами нашей родины — России, с разными творениями, которые были созданы руками мастеров,  с ее прекрасной природой, с ее историей. Вы узнаете, как возникли Древнерусские города, какими в них были постройки, как жили и одевались люди. Ведь это очень важно — знать особенности истории свое страны  и творчества ее людей. Издавна для любого человека огромную роль играло его жилище. Оно помогало человеку не зависеть от капризов природы, оберегало его от нападения диких животных, способствовало тому, что у него было постоянное место жительства — его дом.

— Как называлось на Руси жилище человека? (Изба.)

— Из какого материала строилась изба? ( Из дерева.)

Но из дерева возводились не только избы, но и множество других строений. Поэтому вы познакомитесь с разнообразными шедеврами деревянного зодчества.

Интересным для вас будет изучение облика людей, которые жили  в нашей стране. Ведь в течении времени менялось представление о красоте. Поэтому вы будете изучать, как по0 разному передавали красоту женского облика художники, творившие в разные эпохи.

— Что входит в понятие «облик человека»? (его внешность, черты лица, особенности одежды, прически, украшений.)

Наконец, при знакомстве с истоками родного искусства вы попадете в мир русских народных праздников.

— Какие русские народные праздники вы знаете? (Ответы школьников).

Вы сами будете создавать картину  такого праздника, передавать его атмосферу, оформление. При этом вы сможете самостоятельно выбирать, в какой технике показать радостные моменты жизни русского народа, его оптимизм, его песенность, его задор, красочность и зрелищность самого праздника.

— Сделайте самостоятельно вывод из этой нашей беседы и ответьте на вопрос : какие направления были сейчас выделены вами как главные при изучении темы Iчетверти «Истоки родного искусства»? (Родная природа, жилища людей, облик людей, народные праздники).

Вот эти четыре направления- — картины природы, жилище, облик человека, праздники — являются истоками профессионального изобразительного искусства. Образы природы и жилье человека, красота внешнего вида людей и праздничные события, которые происходят в жизни, повлияли на создание картин и других произведений изобразительного искусства.

— Что означает слово «Исток»? ( Начало, первоисточник чего- либо, а так же место, откуда начинает свой путь река.)

Действительно, исток — начало реки, то место, откуда она проистекает, берет свой путь. На Валдае есть ручеек, бережно огороженный со всех сторон, который показывают людям, приехавшим сюда из разных мест нашей страны. И экскурсоводы тихо и таинственно говорят :» Вот здесь, из этого ручейка берет свое начало самая знаменитая русская река — Волга». Могучая и безбрежная река начинается со скромного маленького ручейка, который и является ее истоком. Вот так и природа, жилище, облик людей и праздничное веселье стали нескончаемыми живыми родниками, которые вечно питали и дальше будут неизменно питать разные виды изобразительного искусства, призывать художников к творчеству.

            Эти четыре основных направления будут также присутствовать как главные при изучении каждой страны, о которых вы будете говорить в течении года. Вы узнаете много нового о

северныз и южных странах, о государствах Востока, Средней Азии, о мире Средневековья и Древней Греции, или, как ее певуче называли сами греки, Эллады. но, несмотря на то, что все эти страны удивительно разные, все равно в разговоре о каждой из них вы найдете стержневые направления, которые только что перечислили в разговоре о России, — это природа, жилище, облик людей и главные праздники. Только в каждой стране и природа, и постройки, и облик людей, и конечно, праздники будут разными, самобытными, что и позволило всем странам так отличаться друг от друга.

— Назовите  еще раз основные истоки искусства.. (Ответы школьников.)

Чтобы завершить разговор по этой теме, просчитайте текст открыв учебник на с.11.(Школьники читают.)

То, что вы занимаетесь изобразительным искусством в школе, вовсе не означает, что после ее окончания каждый из вас непременно станет профессиональным художником. Но вы научитесь разбираться в искусстве,  сами станете интереснее и добрее, а как следствие — лучше. У каждого человека есть свои художественные способности, на уроках по изобразительному искусству они получат развитие, и вы сами почувствуете, что многому научились и многое узнали.

III. Работа в тетради — запись темы урока

На уроках изобразительного искусства вы будете продолжать вести тетради,  но записывать будем не много — название темы урока, ее основные понятия, фамилии художников, с картинами которых вам предстоит познакомиться, новые слова, которые используются в мире изобразительного искусства. Ведь в основном вы будете выполнять художественные работы.

— Открываем тетради и записываем тему урока :»Каждый народ — художник».

«Истоки родного искусства». (Школьники записывают.)

И на сегодняшнем, первом уроке учебного года вы обратитесь к теме под названием «Пейзаж родной земли» . У каждого из вас есть уголки природы, местечки, где вам приходилось бывать и которые остались в ваших воспоминаниях.

— Какие места родной земли являются для вас самыми любимыми? Где находятся эти места, почему они для вас так дороги? (Ответы школьников.)

— Как называется изображение мира природы на картинах художников? (Пейзаж.)

— Фамилии каких русских художников — пейзажистов вы можете вспомнить?

— Какие картины — пейзажи вы видели?

 Вы рисовали пейзажи родной страны на бумаге с помощью фломастеров, цветных карандашей, красок, но так же передавали их красоту в разной технике.

IV. Повторение пройденного материала, работа с учебником

Какие образы передают художники в своих произведениях? (Педагог обобщает ответы школьников.)

У художников есть очень много разных направлений работы — образы природы и портреты, автопортреты и натюрморты, исторические картины и бытовые сценки. Но это не только картины или скульптуры, иллюстрации в книгах. Вы уже знаете, что художники создают эскизы домов и костюмов, мебели и видов транспорта, оформляют квартиры, улицы, даже заводские и фабричные цеха. Прежде чем приступать к созданию какой-то вещи, художник создает эскиз. Он придумывает еще не существующую вещь, воображает, как она должна выглядеть. А потом уже вместе с инженерами художниками решают, что надо сделать, чтобы этот предмет оказался полезным, чтобы он помогал людям. Наконец, создатели нового предмета задумываются о том, как сделать его более нарядным, привлекательным и даже эффективным. Над этим так же работают специальные мастера — специалисты.

Прежде чем я начну объяснять задачу урока, вспомните, что на каждое занятие к нам будут приходить три мастера, три брата — Мастера: Изображения, Украшения, Постройки. Давайте вспомним, какую роль играет каждый брат при изготовлении предмета изобразительного искусства .

Три знакомых мастера

С утра явились в класс,

Что же эти мастера

Расскажут нам сейчас?

Каждый мастер в деле спец,

Каждый знаменит.

Нам осталось выяснить,

Что каждый говорит.

Агапова И.

V. Актуализация знакомых понятий

Сегодня каждый из вас нарисует свой пейзаж, и у нас получится целая картинная галерея с изображениями природы. Но прежде вспомним, что означают некоторые специальные термины, которые используют художники при написании картин.

— Начать создание любой картины лучше всего с обдумывания композиции. Что означает термин «композиция»? (Расположение предметов в пространстве картины.)

Подумайте, что вы хотите разместить в вашем пейзаже, как расположить отдельные фрагменты.

— Ваше сегодняшнее задание — написать пейзаж. Что вы можете изобразить на своей картине? (Небо, лес, поле, дерево, одно дерево, растущий цветок, реку, море, озеро.)

Каждый из этих предметов или явлений можно нарисовать подробно, прорисовывая каждую деталь. А можно изобразить одним цветом, обозначив лишь его контуры. Такой вид изображения называется «Силуэт».

(Школьники записывают новое слово, повторяют хором 2-3 раза)

Запишите это слово в тетрадь и его определение

Силуэт — это контур, очертание предмета без его отдельных деталей.( Школьники записывают.)

VI . Изображая пейзаж, не забывайте о правилах передачи явлений природы на рисунках. Например, если у вас несколько планов — ближний и дальний, тогда самое светлое изображение должно выступать на первый план, а остальные планы пусть будут темнее. Подумайте также над тем, какое время года вы будете изображать. Перед началом работы определите, где будет низ и верх рисунка, какого размера будет изображение.

(Школьники приступают к подготовительной работе над пейзажем и начинают ее выполнять.)

VII. Физкультминутка

Чтобы немного дать отдохнуть нашим глазам и плечам, проведем физкультминутку, которая называется «Прыг — да скок».

Наши ножки -прыг да скок

прыг да скок.

(Выполняют подскоки с поочередным выставлением правой  и левой ноги на пятку.)
Пусть притопнет каблучок,

Каблучок

(Руки на поясе.)

Наши ножки приседают легко,

Мы присядем глубоко, глубоко.

(Стоя на месте, выполняют неглубокие приседания.)
Мы спокойно не стоим,

Не стоим.

(Выполняют легкие подскоки.)

Мы в ладоши постучим,

Постучим.
(Выполняют хлопки в ладоши.)

VIII. Рефлексия

-Назовите виды работ, которым вы занимались на уроке сегодня ?( Рисование.)

-Какие принадлежности вам понадобились?

— Дайте характеристику пейзажу в разное время суток по освещению, настроению, тону : утро, день, вечер, ночь.

— Что для вас было сложного в рисовании пейзажа?

— Какие новые слова вы узнали на уроке?

— Какие картины вам понравились?

Для следующего урока найдите репродукцию картины — пейзажа и составьте по ней рассказ. Представьте себе, что вы ведете экскурсию по музею.

IX. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Рисунки бережно уберите в альбом. Приведите порядок на своих рабочих местах. На следующий урок принести принадлежности для ИЗО.

andreevna0101.ucoz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *