Предметы для рисования – Материалы для рисунка | sketch art

Содержание

Материалы для рисунка | sketch art

Начинающих художников обычно интересует вопрос: «Какие материалы нужны для занятий рисунком ?» Казалось бы, что тут сложного — бери карандаш да рисуй. Но это не совсем так. В этой статье я расскажу <em>какие материалы для рисунка нужны</em> прежде всего и как их выбрать.

Вот чем я пользуюсь из материалов для рисования:

Бумага

Бумагу стоит брать нескольких видов. Для повседневных набросковя обычно использую обычную <em>бумагу для принтера</em> А4 или А3 форматов.

Иногда, для разнообразия беру крафтовскую бумагу. Ее используют для быстрых набросков и в качестве оберточной бумаги. Она бывает в рулонах и в виде альбомов для рисования.

Рисовать только на ней я никогда не буду, потому как она имеет несколько минусов:

  • слишком тонкая на и по этой причине лежит не ровно, а топорщится волнами. Хорошо подходит для рисования углем, сепией, мелом, но не подходит для работы тушью. Карандашом на ней работать можно, но из-за коричневого тона бумаги такой рисунок будет плохо видно
  • слишком дорогая (особенно если покупать в альбомах)
  • в разрезанном виде сворачивается как свиток, топорщится

Для зарисовок мягкими материалами (сангина, сепия, уголь, мел) можно использовать бумагу для пастели сдержанных цветов. Она дороговата и постоянно на ней рисовать не будешь, но если работа планируется на подарок, то стоит попробовать — смотрится очень выигрышно.

Для зарисовок и рисования длительных постановок использую обычный <em&g

sketch-art.ru

Материалы для рисования: необходимый минимум

Какие самые необходимые материалы для рисования карандашом нужны начинающему художнику.

Материалы для рисования карандашом

Материалы для рисования карандашом представлены в магазинах различными наборами, которые отличаются друг от друга количеством карандашей и ценой. Но на начальном этапе, совсем не обязательно иметь большой набор простых карандашей, чтобы рисовать. Например, я, на начальном этапе, обходился всего тремя простыми карандашами: «Н», «НВ» и мягким «2В». Чуть позже у меня появился набор карандашей, а до этого, я рисовал при помощи всего трех простых карандашей.

Опираясь на свой опыт, я попробую рассказать, какой минимум материалов для рисования карандашом нужен начинающему художнику.

Материалы для рисования необходимые новичку

Для хорошего рисунка нужны твердые и мягкие простые карандаши. Из категории твердых карандашей (маркировка «Н») для начинающего художника подойдет «Н» или «2Н». Такие карандаши как «3Н» и ниже («4Н», «5Н» и т.д.) вряд ли подойдут новичку потому, что ими можно легко порвать бумагу. Нужны определенные навыки рисования такими карандашами.

Мягкие простые карандаши с буквой «В» не такие «опасные» для новичка. Диапазон их использования шире – от «2В» до «5В». Можно пробовать «6В», «7В» но использование их в сочетании с «Н», «2Н» даст большой контраст тонов.

Наиболее подходящим сочетанием простых карандашей для начинающего будет «2Н» или «Н» — «2В». Хороший рисунок можно нарисовать этими двумя простыми карандашами, но лучше, если будет еще один карандаш средней тональности «НВ» или «F». Простой карандаш средней тональности поможет сделать мягкий переход между тонами рисунка.

Материалы для рисования кроме карандашей

Какие еще материалы для рисования нужны на начальном этапе, кроме простых карандашей. Конечно же, это ластик. Идеальный вариант иметь два – клячку и каучуковый «

KOH-I-NOR», «FABER-CASTELL». Другие резинки (разноцветные, прикольных форм, или еще какие-то) вряд ли подойдут потому, что вообще не стирают, или стирают, но оставляют ужасные жирные пятна на бумаге.

Таким образом, начинающему художнику необходимы три простых карандаша: «Н» — «НВ, F» — «2В». Обязательным (желательным) является присутствие мягкого карандаша с буквой «В». В сочетании с мягким карандашом, варьировать твердый и средний карандаши можно как угодно.

Учимся рисовать поэтапно карандашом: первые шаги

Ну и присутствие ластика будет обязательным, ведь без него новичку будет тяжело рисовать. Если «линия пойдет не так», исправить будет нечем.

Пастель для рисования: разновидности и особенности

Кстати, присутствие бумаги (альбом, маленький скетчбук или же просто отдельные листы бумаги) тоже является обязательным.

Успехов вам в рисовании!

risovat-legko.com

Материалы и принадлежности для рисования

 

Материалы и принадлежности для рисования

 

Воображение и фантазия, острота восприятия, эмоциональный отклик на волнующие явления жизни, аналитическое мышление присущи, как правило, творческому человеку. Творческие усилия и достижения проявляются и реализуются личностью, владеющей профессиональной подготовкой на достаточном уровне. Нет ни одной творческой профессии, где не требовались бы смекалка и навыки работы с разными материалами.

Изобразительная деятельность связана с применением всевозмож­ных материально-технических средств. Результаты труда художника полностью зависят от того, насколько хорошо он знает особенности и свойства графитного карандаша или кисти, бумаги и т.д. Выбор материально-технических средств и свободное владение ими позво­ляют решать поставленные задачи в каждом виде изобразительного искусства.

Как профессиональные деятели искусства изображения, так и учащиеся всех учебных заведений художественного профиля поль­зуются материалами природного происхождения, разумеется, специально обработанными и имеющими различные добавки, которые необходимы для улучшения их качества.

На занятиях рисованием вы будете пользоваться графическими средствами. В основном это графитные и цветные карандаши, однотонная акварель, тушь,перо и, конечно же, белая плотная бумага. Вообще со времени появлениябумаги — изобретения древних китайцев — основными материалами рисунка продолжают оставаться карандаш, уголь, сангина, соус, перо, тушь, акварель,пастель, реже бистр и сепия.

Для выполнения рисунка, как правило, не требуется сложных приспособлений. Каждому приходилось рисовать карандашами, фломасте­рами или авторучками на бумаге, но добиться мастерства в точности передачи движения, характера, фактуры непросто.

Знание художественных материалов и техник работы ими поможет вам наилучшим образом реализовать свои творческие замыслы в небольшом наброске или законченном ри­сунке. Чем тоньше вы научитесь понимать особенности техник рисунка, овладеете ими, тем полнее почувствуете особенности их худо­жественной выразительности.

Выполнение рисунков любым художественным материа­лом, как правило, ведется от общего к частному, с тем чтобы в конце опять вернуться к общему. Сначала продумывается композиционное решение рисунка, объекты размещают на листе выбранного формата, рисуют их общую форму, следят за соблюдением пропорциональных отношений, работают над деталями. Затем переходят к светотеневой моделировке формы, добиваются цельности рисунка.

Если вы научитесь рисовать куб, цилиндр, сферу, пирамиду и конус, то сможете передать все разнообразие мира в своих творческих работах. Легко убедиться, что в основе всех слож­ных форм лежат простые геометрические тела. В процессе рисования необходимо уметь измерять и сравнивать расстоя­ния, определять пропорции своей модели, передавать объем с помощью света и тени.

Рисование простых геометрических тел по отдельности и в составе натюрморта, рисование кувшина, гипсового орнамента, разнообразных тематических натюрмортов, фигуры и головы человека, животных, объектов техники и архитектуры следует освоить каждому рисовальщику.

Необходимо быть еще и аккуратным, рисунок должен быть защищен от всего, что может его испачкать, и от вашей руки в том числе. Чистота — обязательное условие при выполнении работы. Не забывайте следить за чистотой рук, рабочего места. Запомните, что все уроки рисунка должны подкрепляться вашими собственными мыслями, только тогда учебный про­цесс можно считать завершенным.

В процессе занятий рисованием у вас будут неминуемые трудности технического порядка. Поэтому внимательно отнеситесь к сведениям о тех материалах и принадлежностях, с которыми придется иметь дело. Освоение техники работы этими средствами приходит посте­пенно. Естественно, главным учебным инструментом всегда был и будет графитный карандаш — наиболее доступное, простое в обра­щении средство создания рисунка.

Графитный карандаш


 

Мы уже знаем, что самым распространенным художественным материалом является обыкновенный графитный карандаш, но у этого инструмента для рисования есть поистине изумительные возможности. Хотя у больших мастеров искусства карандаш обычно играл подсобную роль для набросков, эскизов, беглых зарисовок, позволяющих потом на их основе создавать произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, тем не менее он послужил для создания самостоятельных графических творений в области рисунка. Кто не знает выдающихся рисунков Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Дюрера, Гольбейна Младшего, Тициана, Рубенса, Рембрандта, Энгра, Александра Иванова, Врубеля, Серова?

У обыкновенного, простого, как мы его частенько называем, карандаша (от тюркского «кара» — черный и «таш» — камень) своя занимательная история происхождения.

Люди с древнейших времен пытались чем-нибудь рисовать. Они использовали острый камень, глину, заостренные палки, затем древесные угольки и т.д. Но когда узнали особенности графита (природного минерала черного цвета), то отдали ему предпочтение перед всеми другими рисовальными материалами. Художники Возрождения еще не знали графитового стержня и пользовались свинцовыми, серебряными и даже золотыми штифтами, оставляющими на бумаге следы. И вот появился графит. В чистом виде стержень этого минерала очень хрупок и сильно пачкает руки. Сначала приходилось всячески ухищряться в пользовании графитом: стержни обматывали тесьмой, обмазывали глиной и т.п.

Добывать графит стали во второй половине XVI в. в Англии, где было открыто месторождение ценного минерала — одного из видов кристаллического углерода в смеси с другими минеральными веществами. Швейцарский естествоиспытатель Конрад Гейслер был первым, кто дал описание графита в качестве рисовального материала. Длительное время делались неудачные попытки укрепить графитовый стержень с помощью различных добавок, и только в 1761 г. немец Каспар Фабер нашел один из способов такого укрепления: растертый порошок графита смешивался со смолой и сурьмой, образовывалась густая по консистенции масса, затвердевшая в отливках стержней, довольно прочных.

1790 г. стал временем рождения карандаша примерно в том виде, в каком мы используем его сейчас. Такой графитный карандаш появился благодаря французскому ученому Никола Жаку Контье, испытавшему несколько новых способов укрепления минерального стержня за счет добавления в графит глины в разных пропорциях, что позволило создать вещество различной твердости, и, кроме того, впервые предложившему вклеивать стержень в деревянный пенал. Это предложение было подхвачено, и вскоре в Европе появились фабрики, специализирующиеся на выпуске графитных карандашей.

Время шло, карандаш все совершенствовался. В 1846 г. уже производили карандаши 17 степеней твердости.

Сегодня графитный карандаш дает на бумаге нескончаемую шкалу неуловимых оттенков, нежнейшие тушевки и тончайшие штриховые пятна. Если остро заточить карандаш, можно получить тонкую паутину линий и провести одну резкую, решительную. Положенный почти плашмя, он дает на бумаге сочное бархатное пятно. Вообще карандаш реагирует на все индивидуальные приемы работы, допускаемые рисующими, и в этом заключается проявление его изумительных свойств. Достоинством карандаша являются полная свобода всех операций на бумаге и одновременное исправление допущенной в рисунке ошибки — путем использования резинки или клячки. Таких исправлений, кроме, пожалуй, способов письма масляными красками и гуашевыми красками да разве еще пастели, не знает никакая другая техника изобразительного искусства.

Карандаш для рисовальщика служит как бы походным материалом. Им можно сделать тут же стремительный набросок в карманном альбомчике, быстро зафиксировав таким образом острое впечатление от увиденного.

В длительном рисунке обнаруживается способность графитного карандаша передавать объемность предметов и мелких деталей с четкостью и ясностью формы.

Рисуют карандашами, на деревянной оправе которых указаны степени мягкости — от М до 5М (за рубежом обозначение указывается буквами Н — степень твердости и В — степень мягкости).

Таким образом, работать карандашами удобнее и проще, нежели какими-либо другими материалами, так как они всегда «под рукой». Графитным карандашом выполняют рисунки, начиная от ученических и до высокохудожественных произведений.

Графитный карандаш одинаково удобен как в учебных, так и в творческих работах. Он обладает приятным серым тоном и некоторым блеском, легко допускает исправления, стирается резинкой.  Этим карандашом можно создать рисунки линейного, линейно-штрихового и тонально-живописного плана. Из всех материалов рисунка графитный карандаш самое простое и доступное средство. Графит в сочетании с другими художе­ственными материалами таит огромные возможности для каждого художника.

Графит хорошо ложится на любую бумагу и не осыпается. Подбирать карандаш и бумагу надо в соответствии с постав­ленными задачами. Сначала надо научиться работать одним карандашом и постараться извлечь из него все, что он может дать. Линией и штрихом хорошо работать на плотной, гладкой бумаге, а зернистая бумага подойдет для работы тоном.

Хорошо выглядят рисунки карандашом на бумаге, пожелтев­шей от времени. Вообще, если говорить о бумаге, то попробуйте для ваших рисунков разнообразные ее сорта. Не смущайтесь, если что-то у вас не получится. Главное, вы приобретете бесценный опыт, который сможете использовать в своем творчестве.

При работе графитным карандашом не следует особенно увлекаться растушевкой, так как при этом часто создаётся впечатление затертости и засаленности рисунка.

Облегчения тона рисунка можно добиться при помощи хлебного мякиша. Нужно положить рисунок горизонтально, покрошить мелко белый хлеб и протереть им рисунок.

Графитный карандаш хорош для рисунков в альбоме, на ватманском листе, но если надо закрыть большие плоскости, то обычно применяют уголь.

 

Цветные карандаши


Цветными карандашами также можно добиваться разно­образных графических или живописных эффектов, особенно это касается акварельных карандашей, которые можно размы­вать  водой,  добиваясь живописных  приемов работы.

Для цветных рисунков применяют карандаши цветные. Они имеют утолщенные стержни, в состав которых входят жировые частицы, соединенные с порошковым пигментом в спрессованном виде. Эти карандаши могут пригодиться в декоративном рисовании. Они тоже имеют свои достоинства, если поработать всерьез над рисунком, например, натюрморта или пейзажа. Цветной стержень отличается упругостью, фактурностью линий и штрихов. Правда, допущенную ошибку в цветном рисунке исправить нельзя — резинка ее не удаляет, иной цвет не перекрывает.

 

 

Уголь


Уголь как рисовальный материал исполь­зовался художниками с глубокой древности. Рисовальный уголь обладает большими вы­разительными возможностями, им можно выполнить пейзаж, портрет, натюрморт и сюжетную композицию.

Углем можно проводить как самые тонкие линии, так и широкие, можно быстро заштри­ховывать большие поверхности боковой сторо­ной. Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет и большой диапазон тональных перехо­дов. Им можно выполнять быстрые наброски, эскизы и длительные рисунки. Он очень удо­бен в работе и легко стирается. Уголь четко выявляет форму предмета, дает возможность передать свет и тень. Углем можно рисовать на бумаге, картоне, холсте, стене и других повер­хностях, пригодных для рисунка. Лучше ис­пользовать шероховатую бумагу, можно и плот­ную чертежную, которую следует слегка проте­реть мелкой наждачной бумагой. Интересные рисунки углем получаются на цветном фоне неярких тонов.

Рисовальные угольки должны быть различными по величине и форме. Для проведения тонких линий уголь затачивают косо, так как средняя часть (сердцевина) угольков, приготов­ленных из прутиков, более рыхлая. При работе на холсте уголь самозатачивается.

Допускается сочетание угля с другими материалами — с сан­гиной, мелом, пастелью, цветными карандашами, акварелью, специальным угольным карандашом «Ретушь».

Углем можно работать двумя способами: обычным графитным карандашом, используя линии и штрихи, и с применением тональной тушевки. Растирать уголь можно тряпочкой, рукой или специальной растушевкой, которая изготавливается из замши, лайковой кожи или плотной бумаги и представляет собой туго скрученный валик с заостренными концами. Не следует использовать для этого резинку, так как после нее уголь ложится неровно.

Можно облегчить тон, смахнув лишний уголь тряпочкой или щетинной кистью. По освещенным местам формы реко­мендуется пройтись мягкой булкой или проработать их мелом. Рисунки углем следует закреплять. Можно использовать для этого специальный фиксатив или лак для волос. Фиксируют, распыляя лак постепенно, в несколько приемов, с расстояния примерно один метр, не допуская образования капель. Имейте в виду, что даже самое осторожное фиксирование делает рисунок темнее.

 

Сангина


 

Сангину, материал красно-коричневого цвета, использовал в рисунке еще Леонардо да Винчи. Другое название этого материала — красный мел. Сангина вырабатывается в виде круглых или квадратных палочек и бывает разных оттенков. Рисовать сангиной можно линией, штрихом, используя растушевку, на различной бумаге, картоне, грунтованном холсте. Часто художники сочетают сангину с углем, мелом, карандашом. Тем, кто не приобрел первых навыков в рисунке, рабо­тать сангиной не рекомендуется. Осваивать тех­нику работы этим материалом следует начинать в набросках, а продолжить в более длительных рисунках с натуры или по представлению.


Произведения, созданные сангиной выда­ющимися мастерами — Леонардо да Винчи, Рафаэлем, Рубенсом, Микеланджело, Рембранд­том, Тицианом, Шарденом и многими други­ми,— разнообразны по техническим приемам.

 

Пастель


 

Техника пастели многогранна и проста. Пастельные мелки — хрупкие и нежные по цвету. Ими можно рабо­тать штрихом или широкими пастоз­ными мазками. Втирание цвета в цвет дает необычный эффект мягкости и точности тональных переходов.

Пастель любит тонированную основу, ею можно работать на цветной бархат­ной бумаге, картоне, обработанном мелкозернистой шкуркой. Пастель лучше держится на шероховатой по­верхности. Она требует закрепления и бережного хранения. Лучше предохра­нять красочный слой пастели от осы­пания с помощью тонкого листа бумаги, прикрепив его клапаном на оборотной стороне рисунка. Тогда пастель со­храняет свой цвет, что дает большие технические возможности художнику.

Но можно использовать для этого и лак для волос, в таком случае краски пастели немного потемнеют.

Перо и тушь


Для выполнения рисунков подходит также перо. Тонкое стальное перо, используемое с тушью, дает на бумаге разнообразные линии и штрихи. В эскизах декоративных изделий перо можно применять для проработки мельчайших деталей. Особенности пера рисующий познает очень быстро. Ввиду невозможности исправления допущенной ошибки запоминаются и уже больше не допускаются неряшливость, поверхностное отношение к работе. Поэтому перо по праву можно назвать рисовальным инструментом, воспитывающим профессиональный подход к нелегкой изобразительной деятельности. Следовательно, рисунок пером дисциплинирует художника, является отличным средством для совершенствования изобразительных навыков вместе с тренировкой глаза и руки. Кроме того, перо наилучшим образом способствует выработке техники штрихового рисунка. Каждому из вас следует серьезно отнестись к этому техническому средству, чтобы понять замечательные достоинства штрихового рисунка.

Рисование пером является отличной школой воспитания руки и глаза. Перья бывают раз­ных размеров и из разных материалов. Прежде всего для работы важно, чтобы перо не цара­пало бумагу. Меняя нажим на перо, можно добиться разнообразной толщины линии. Стальное перо дает четкую, тонкую линию, а гусиное или тростниковое — живую и выра­зительную.

При работе пером на листе большого формата надо следить за тем, чтобы линия и штрих были разнообразны. Лучше рисовать пером на гладкой мелованной бумаге, где допущенные иной раз ошибки можно исправить, пользуясь лезвием бритвы. Выразительные работы получаются, когда линия и штрих сочетаются с тоном бумаги (серым, голубым, желтым, зеленоватым и т. п.) и создают впечатление живописной манеры исполнения рисунка.

Однотонная акварель


Техника работы акварелью привлекает тем, что акварельный тон позволяет сразу покрывать большую площадь бумаги и видеть изображаемый объект как пятно или силуэт.

Мы не говорим здесь об акварели, которую относят к технике живописи водяными красками. Нас должна интересовать техника рисунка однотонной акварелью, необходимая при выполнении эскизов в декоративном рисовании.

Художники могут выбирать только серый или коричневый цвет, работая аква­рельными красками. Монохромная живопись — гризайль широко применялась у старых мастеров. Полезно выполнять задания гризайлью по рисованию с натуры натюрмортов и пейзажей в учебных целях.

Поскольку акварель так же, как и пастель, можно отнести и к графике, и к живописи, то будьте внимательны при клас­сификации произведений, выполненных этими материалами, во многом полагайтесь на интуицию и здравый смысл, следите за тем, что предпочитает художник — линию или тон, один цвет или богатство цветовых оттенков.

В наших условиях самым подходящим рисовальным материалом служит однотонная акварель — черная или коричневая. Работая акварелью, следует знать, что из себя представляет этот материал, каково его происхождение, как смотреть на него при создании произведений живописи или графики.  Акварельная краска состоит из цветного порошка (пигмента) и связующего вещества — воды с добавлением растительного прозрачного клея(гуммиарабика или декстрина). Чтобы краска не пересыхала, в нее добавляют пластификатор в виде глицерина и инвертированного (измененного) сахара. Если бы в краску не добавляли также ряд других веществ, например бычьей желчи, фенола, то она на бумаге скатывалась бы в отдельные капли, а без антисептика плесневела и разрушалась.

Пигменты добывают и в природе, и искусственным путем. Например, есть земляные краски, к которым относятся различного оттенка охры и коричневые сиены и умбры. Красные, синие и желтые пигменты ярких оттенков производят в условиях химического производства.

Теперь следует сказать и о том, к чему же все-таки можно отнести акварельную технику: к живописи или к графике. И хотя это предмет специального разговора, касающегося окончательного решения давно возникшей проблемы, рискнем предположить, что все же эта прозрачнейшая, виртуознейшая и самобытнейшая техника тяготеет к графике. По всей вероятности, дело здесь в том, как и почему акварель связана с бумагой, белый тон которой просто обязан просвечивать через слой краски даже в самых темных местах изображения. Кроме того, акварель используют не только как живописную краску, но и как графическое средство для книжных иллюстраций. Конечно, есть чистая акварельная живопись, где художники решают совсем не графические задачи. В занятиях по рисованию мы будем пользоваться чисто графическими приемами акварельной техники, применяя в изображении какую-то одну краску — черную, коричневую или любую хроматическую.

В связи с этим рассмотрим такой замечательный инструмент, как кисть.

Кисти


Кисти изготовляют из обработанного волоса (набирают волосяной пучок — остроконечный или тупоконечный, закрепляют специальным лаком его нерабочую часть, вставляют в металлический капсюль, который соединяют с деревянной ручкой, покрытой бесцветным лаком) хвостов колонка, белки, песчаника, барсука, куницы.

Лучшими кистями для акварели считаются колонковые, наиболее упругие и прочные среди других. Определить качество кисти весьма просто: если встряхнуть ее после опускания в воду и образуется острый конец, то инструмент готов к работе. Так должны выглядеть и кисти из волоса других животных, и чтобы они в дальнейшей работе сохраняли это качество, нужно уметь их хранить: не оставлять в краске по окончании работы, а хорошо промыть и встряхнуть или отжать воду промокательной бумагой, после чего завернуть в тонкую бумагу.

Большое распространение получила техника рисунка кистью на бумаге. Она позволяет выполнять тончайшие рисунки и широко прокладывать тоном большие плоскости, добиваться лепки формы с помощью мазка. Хорошие материалы для рисунка кистью — черная и цветная тушь.

У каждого из вас для декоративного рисования должны быть две кисти: одна большего номера (размер пучка волоса), другая — наименьшего, необходимая для проработки мелких деталей эскиза. Например, круглые кисти № 2 и № 12.

В старину художники создавали с помощью кисти замечательные монохромные рисунки (техника работы краской одного тона, чаще серого — от темных до светлых оттенков). Мастера очень любили рисовать такими материалами, как бистр темно коричневого оттенка, (приготовлялся из каминной копоти и клея) и сепия (краска бархатисто-коричневого цвета, получаемая из чернильного мешка морских моллюсков — каракатиц), а также чернилами орешковыми тоже темно-коричневого цвета (изготовлялись из «орешков» — светло-зеленых или красноватых наростов на листьях некоторых видов дуба). Сейчас эти рисовальные материалы почти не применяют.

Фломастеры


Каждому, кто рисует фломастером, надо учитывать его возможности. Фломастер легко скользит по бумаге и оставляет за собой красивую плавную линию, которую нельзя стереть, поэтому работать им надо твердой и уверенной рукой. Фломастеры бывают тонкие и толстые, различных цветов, что расширяет их художе­ственные возможности. Ими можно работать, используя линию, штрих или декоративные пятна. Хороши фломастеры для набросков с натуры, зарисовок пейзажей, декоративно-оформительской работы.

Бумага


Работать любыми рисовальными инструментами следует на белой плотной бумаге с соответствующей зернистостью. Так правильно называется тип поверхности бумаги (в обиходе о том или ином листе этого материала говорят «лощеная», «шершавая», «шерохова­тая» и т.п.). Карандаш, например, требует шероховатой бумаги, а перо — гладкой, даже глянцевой.

Длительная работа карандашом возможна на бумаге, зернистость которой хорошо задерживает графитовые частицы и позволяет изображать фактурность предмета, т. е. когда рисующий в состоянии передать либо блеск стекла, либо бархатистость соответствующей ткани.

Учебные рисунки целесообразно выполнять только на белой бумаге. Декоративные изображения можно делать и на белой, и на тонированной. Любая иная бумага, будь то оберточная, газетная или для обоев, подходит для набросков, зарисовок.

Нельзя обойти вниманием и такой нужный предмет в руках рисующего, как резинка. Она применяется не только потому, что устраняет допущенные ошибки. Употребление резинки в процессе рисования связано также с удалением лишних линий, ослаблением тона. Нельзя превращать этот предмет в спасительное средство от неудач, ибо — оно мнимое: каждый, кто постоянно и поминутно хватается за резинку, рискует всегда быть неуверенным в себе и из-за неуверенности не достигнет успеха. Значит, резинка нужна, но применять ее надо умело. Она должна быть мягкой, чтобы не разрушить поверхность бумаги, и остроугольной для незаметного удаления вышедших за край следов штриховки и небольших пятен тона.

Знание материально-технических средств, бережное и правильное их использование имеют немаловажное значение в изучении основ изобразительной грамоты.

shedevrs.ru

Принадлежности для рисования для школы и творчества

Собирая ребенка в школу или художественную студию, родители интересуются, какие принадлежности для рисования необходимо приобрести и для чего они пригодятся.

Бумага

Выбор творческих материалов во многом зависит от направления художника. Бумага должна подходить к карандашам или краскам. Более тонкая и легкая подходит к акварели и обладает хорошей впитываемостью. В работе пером или тушью подбирают бумагу более плотную и гладкую.

Новичкам выбирают формат листа достаточно большой, чтобы рисовать крупные и объемные фигуры. Подбирая бумагу, нужно не приобретать сразу пачку.

По цвету начинающим и школьникам лучше использовать белые листы. Профессионалы используют тонированную бумагу, а также с заранее нанесенными узорами.

Карандаш

После бумаги приступают к выбору главного инструмента. Карандаш — основная художественная принадлежность для рисования, именно он помогает делать наброски и эскизы, а также осваивать азы рисования.

Чем же они отличаются? В первую очередь это твердость. Мягкие карандаши подходят для штриховки, а также придания будущему рисунку глубины оттенка. Твердые же используют при выполнении набросков, линии получаются тонкими и легкими.

Карандаш должен быть удобным, хорошо лежать в руке. От качества инструмента зависит то, какой получится картина.

Краски

При обучении чаще всего используют акварель или гуашь. Главными выступают базовые цвета – синий, желтый и красный. Начинающие художники смогут создать с их помощью любые оттенки.

Акварель, как профессиональная, так и обычная, быстро сохнет, хорошо ложится на бумагу. Существует множество техник нанесения рисунка с ее помощью. Чтобы смешивать краски, используют палитру, которая оснащена несколькими отделениями.

Акварель используется в живописи и графике, в оформлении рисунков к книгам и детским журналам.

Кисти

Выбор принадлежностей для рисования ответственное занятие. Кисти нужны при использовании красок, они отличаются по нескольким критериям:

  • Широкие – закрашивать большие площади и фон.
  • Плоские – рисовать фон.
  • Круглые кисточки с острым концом используются при более точной прорисовке деталей.
  • Круглые и тонкие – применяются при конечной детализации, к ним относятся самые маленькие размеры.

Начинающему художнику необходимо сначала минимум три кисточки: большая, средняя и маленькая. Чтобы рисовать краской, применяют ворс, выполненный из синтетических материалов, так как он лучше впитывает и наносит оттенки на бумагу.

Список принадлежностей для школы

Приобретение художественных инструментов полностью ложится на плечи родителей. Для рисования школьные принадлежности должны быть простыми, удобными и не слишком дорогими. Список поможет не ошибиться в выборе:

  • Простой карандаш — несколько штук разной жесткости.
  • Альбом или акварельная бумага.
  • Цветные карандаши и фломастеры.
  • Линейки.
  • Кисточки – синтетические и натуральные.
  • Акварельные краски.
  • Гуашь.
  • Точилка для карандашей.
  • Ластик — он должен быть мягким.
  • Баночка или стакан-непроливайка.
  • Циркуль, чтобы рисовать круги.

Не менее важным станет фартук, который защитит одежду от краски. Все принадлежности для рисования должны быть удобными и компактными.

Дополнительные инструменты для художника

Школьнику будет достаточно классического набора принадлежностей. Профессиональным художникам зачастую требуются более дорогие или узко направленные инструменты. К ним могут относиться следующие:

  1. Папка художника, чтобы хранить работы и наброски.
  2. Пенал для кистей, карандашей.
  3. Мольберт или планшет, чтобы крепить листы бумаги.
  4. Профессиональная палитра, чтобы смешивать цвета.
  5. Щеточка и тряпочка.

В самом начале хватит стандартного набора для рисования. Школьные принадлежности в подготовительной группе потребуются самые простые. С опытом и повышением навыка художника можно начать приобретать более дорогостоящие материалы для творчества.

Рабочее место

Стол для школьника или начинающего художника должен быть удобным, практичным и обязательно светлым. Рабочее место включает в себя:

  • Хранение бумаги. Для этого используют специальные подставки на стол или ящики комода.
  • Стол — он должен быть с легким наклоном для удобства рисования.
  • Мольберт — для более крупных работ.
  • Ящики и полочки для хранения инструментов, красок и карандашей.

Лучшим решением станет размещение рабочей зоны у окна. Дневной свет благоприятно влияет на здоровье глаз, не искажает оттенки красок. Для художника главное — это комфорт и удобство. Немаловажным может стать при работе над картиной или эскизом правильно подобранная музыка. Она должна быть спокойной, располагающей к творчеству.

Кисточки, краски, бумага — вот главные инструменты для создания уникальных картин. Именно от их выбора зависит качество работы и ее долголетие. Начинающим мастерам не рекомендуется скупать все и сразу, достаточно приобрести основной набор инструментов и бумаги.

fb.ru

Что необходимо для рисования акварелью: акварельные принадлежности

Начнем с акварельных красок

Не нужно сразу набирать богатую палитру всех существующих в природе красок. Начните с нескольких основных цветов, и разберитесь, как они смешиваются и при этом выглядят. Покупайте краски в тюбиках. Палитру к ним я бы приобрел такую:

  • нафтол красный
  • фталоцин синий
  • азо желтый
  • фталоциан зеленый
  • жженая умбра
  • серая пейна

Либо приобретите набор акварельных красок, который очень удобен в путешествиях.

Не стоит приобретать черную краску для создания теней, так как смеси других цветов легко превращаются в томный цвет. Или белую краску, так как в роли белого цвета выступит сама акварельная бумага белого цвета.

Палитра для акварельных красок

Очень удобно рисовать, выдавив небольшое количество каждой краски на палитру и набирать ее с помощью кисти. Так как акриловые краски быстро высыхают, то стоит приобрести палитру, в которую можно добавить воду, а не традиционную палитру изготовленную из дерева. Если вы выдавите краску на обычную палитру, то большая ее часть высохнет, прежде чем вы успеете ее использовать.

Кисти для акварельной живописи

Качественные кисти для акварельных красок очень дорогостоящие, но если вы будете за ними ухаживать, они прослужат достаточно долго. Вы платите за способность ворсинок кисти держать краску и возвращаться в форму. Приобретите большую и среднюю круглые кисти (которые сужаются и имеют острый кончик для прорисовки деталей), скажем размером 4 и 10, а также плоскую кисть для раскрашивания больших площадей на рисунке. (Нет стандартных размеров кистей, так что стоит проверить их ширину, если необходимо.)

Кисти из соболя или колонка считаются идеальными для рисования акварельными красками.
Также полезно приобрести маленькую кисточку с жестким ворсом для исправления ошибок.

Карандаш для первоначального наброска

Если вы хотите сделать набросок, прежде чем начать рисовать, то лучше воспользоваться относительно жестким карандашом, как, например 2H, которым, в отличие от мягкого легче рисовать на акварельной бумаге.

С использованием мягкого карандаша, есть риск получить слишком темный и размазанный набросок.

 

Доска для рисования

Для размещения листа бумаги, на которой вы собираетесь рисовать, понадобится жесткая доска или панель. Если вам необходимо распрямить акварельную бумагу, то лучше сразу иметь несколько досок, и в таком случае можно будет распрямлять несколько листов сразу. Выбирайте доску побольше, чтобы не расстроится внезапно обнаружив, что она слишком мала.

Липкая лента

Чтобы лист бумаги не перемещался при работе, приклейте его малярным скотчем к доске.

Бумага для акварели

Бумага для акварельных красок бывает трех видов: с грубой поверхностью, горячего прессования (гладкая) и холодного прессования (полугладкая). Попробуйте все три вида и выберите ту, которая вам больше понравится.

Если вы покупаете бумагу в упаковке, тогда ее не требуется разглаживать и прикреплять по сторонам для предотвращения смещения листа при рисовании.

Альбом для эскизов

Двойные страницы в альбоме для акварели от Moleskine соответствуют размеру А5.

Часть обучения рисованию необходимо посвятить тренировке и игре, не стремясь закончить картину каждый раз, как только беретесь за кисть. И если делать это в альбоме, а не на высококачественной бумаге для акварели, то эксперимент пройдет успешнее. Мне нравится пользоваться большим альбомом на пружине в моей студии, а если я выхожу за ее пределы, то больше подойдет альбом Moleskine.

Контейнер для воды

Контейнер необходим в двух случаях: для того, чтобы промыть кисти и разбавить краску. Для этой цели прекрасно подойдет баночка из-под джема, хотя я предпочитаю пластиковый контейнер, который не сломается, если я его случайно уроню. Можно купить контейнеры различных видов с множеством отверстий для хранения и сушки кистей.

Мольберт

Мольберты бывают различных моделей, но мой любимый — тот, который можно установить на полу, с образной рамой, так как он очень прочный и его можно установить в любое время, как только я собираюсь рисовать. Если у вас мало места, то можно рассмотреть настольную модель.

Зажим

Крепкие зажимы (или большие зажимы для бумаги) — самый простой способ прикрепить лист к доске или для прикрепления исходной фотографии.

Акварельные карандаши

Можно воспользоваться акварельными карандашами поверх картины, нарисованной акварелью или в изначальном эскизе, или когда краска все еще влажная, в общем, где угодно. Если в карандаш добавить воду, то он превращается в краску.

Тряпка или бумажное полотенце

Вам обязательно понадобится что-нибудь, чтобы удалять оставшуюся краску с кисти и чтобы эффективнее использовать краску на кисти, прежде, чем вы ее промоете. Я пользуюсь рулоном бумажных полотенец, но старая рубашка, разорванная на тряпки, тоже подойдет. Не стоит пользоваться влажным или содержащим моющее средство полотенцем, так как нельзя добавлять в краску ничего лишнего.

Фартук

Акварельные краски, конечно же отстирываются с одежды, но если вы наденете фартук, то не придется об этом беспокоиться.

Митенки

Пара полуперчаток поможет сохранить руки в тепле, но оставляя пальцы свободными, они позволяют удобнее держать кисть или карандаш. Еще в самом начале своего пути я приобрел пару таких полуперчаток в Creative Comforts, они очень удобны и не мешают. Они сделаны из хлопка и лайкры, что позволяет им удобно сидеть на руках.

Автор: Marion Boddy-Evans

 

Поделиться статьей:

 

urokiakvareli.ru

Разнообразие материалов для рисования и живописи

Все люди, в том числе, конечно, и художники, очень разные. Кто-то предпочитает создавать яркие, насыщенные цветом работы, кому-то по душе нежные, словно сотканные из разноцветного света картины, а кто-то обожает создавать фактурные рисунки, на которых виден каждый штрих. Некоторые художники выбирают один «свой» материал, и остаются верны ему всю жизнь, другие же в зависимости от настроения работают с разными красками.

Мы немного расскажем о том, какие краски чаще всего используются для рисования и живописи. Поэкспериментируйте с каждым видом — возможно в какой-то момент вы почувствуете, что нашли именно тот материал, с которым хотите работать и дальше, а может продолжите поиск или решите, что вам по душе несколько видов красок. В любом случае вы получите ценные навыки, опыт и громадное удовольствие от творчества.

Итак: 

Гуашь. Яркая водорастворимая краска, которая при высыхании немного бледнеет из-за входящих в состав белил, но приобретает чудесную бархатистость. Рисовать гуашью одновременно и просто и сложно. Простота работы с гуашью заключается в том, что ошибки легко исправить, нанеся новый слой краски — густая и непрозрачная, она закроет дефект. А сложность в том, что для достижения желаемого цвета и ровного тона с краской придется экспериментировать, к тому же нельзя допускать слишком толстого слоя гуаши, она может растрескаться и осыпаться после высыхания. Гуашь обычно является первой краской, которой рисуют дети, и с её же помощью создают шедевры великие художники. К примеру, ею написаны некоторые работы Рубенса и Пикассо. Разве это не доказывает, что гуашь — удивительный материал с огромными возможностями?

Акварель. Тоже водорастворимая краска, которая может быть как яркой, так и нежно-бледной. Ёе главное отличие от гуаши в том, что акварель прозрачная, сквозь нее просвечиваются бумага и наложенные ранее слои краски. Акварель особенно любима многими художниками и просто ценителями живописи именно за свою прозрачность, за то, что даже яркие картины выглядят легкими, словно не краска придает полотну цвет, а лучи света разных оттенков раскрашивают его. Акварелью особенно хорошо писать изменчивое небо, струящуюся воду, рассветы и закаты с их неповторимой атмосферой. Однако с помощью акварельных красок можно создать и портрет, и натюрморт, и городской пейзаж — все что угодно, написанное умелым художником-акварелистом, будет выглядеть живо и неповторимо. Хотя в работе с акварельными красками нельзя допускать ошибок, так как их не удастся замаскировать другим слоем краски, писать акварелью очень интересно и приятно: множество приемов и разнообразие техник позволяют создавать непревзойденные по красоте и выразительности картины. Один из лучших материалов для творчества, акварель стоит того, чтобы научится работать с ней.

Пастель. Краска, наносимая не при помощи кисти, и в этом, отчасти, состоит ее особая привлекательность для живописца. Дело в том, что пастель выпускается в виде специальных мелков или карандашей, поэтому художнику не нужно обмакивать кисть в краску и смешивать цвета на палитре — шедевры можно творить, ощущая мелок или карандаш как продолжение руки. С пастелью необычайно легко работать: смешивать оттенки для получения нужного тона удобно прямо на бумаге, пользуясь специальной растушевкой или просто растирая краску пальцами; слои краски можно перекрывать, маскируя ошибки или специально добиваясь интересных цветовых эффектов; прервать работу и начать её снова можно в любой момент. При всей легкости работы с ней, пастель представляет огромный простор для творчества: превосходные картины Дега, Левитана, Серова и других художников иллюстрируют, насколько красивым и разнообразным может быть результат использования пастели. Максимально простая для освоения, но позволяющая создавать чудесные работы пастель откроет перед вами новые горизонты, и, возможно, станет любимым живописным материалом.

Темпера. Одна из самых древних красок, а также одна из самых долговечных и красивых. Темпера обладает многими достоинствами: она яркая, не меняет тон со временем, быстро сохнет, после засыхания не смывается водой и отлично сочетается со многими другими живописными материалами. Это само по себе делает работу с темперой интересной и увлекательной. А еще у темперы есть удивительное свойство, ставящее её вне конкуренции — обладая знаниями и практическими навыками, ею можно работать в техниках, используемых для других красок! Темперой можно наносить прозрачные слои, как акварелью; положенная слоем погуще, темпера непрозрачна и ею можно работать как гуашью; нанесение пастообразной краски похоже на масляную живопись. При этом написанная темперой работа не будет имитацией акварели, гуаши или масла — это будет особенная, изысканная картина. Работая с темперой, можно не только реализовать художественные замыслы, трудновыполнимые в других техниках, но и почувствовать себя частью истории. Писать картины краской, с помощью которой творили византийские мастера и живописцы эпохи Возрождения — это удивительно и способно вдохновить любого начинающего художника.

Акрил — сравнительно новая водорастворимая краска, появившаяся чуть менее 60-и лет назад, но уже успевшая получить признание художников всего мира. Акрил довольно быстро сохнет, образуя стойкое покрытие, которое не смывается водой и не выгорает на солнце. Акриловые краски бывают как густыми, так и жидкими. Жидкими красками можно писать картины, похожие на акварельные или гуашевые, с гладким покрытием. Использование густого акрила позволяет создавать работы с интересной фактурой. Освоение техники работы с акрилом особенно привлекательно тем, что акриловыми красками можно писать на любых поверхностях, что дает массу возможностей для творческой самореализации: бумага, картон, ткань, стекло, дерево, керамическая плитка и даже металл — все это может стать «холстом» для художника, работающего с этими красками. Правда ведь это побуждает взять скорее кисть и научиться работать с акрилом?

Карандаш — важнейший материал, которым пользуется художник, ведь даже если он работает с маслом или другой краской, наброски он все равно делает с помощью карандаша. Карандаш легко стереть, им можно проводить линии разной толщины и разного цвета, от светло-серого до почти черного, им можно штриховать и его можно растушевывать, добиваясь различных эффектов. Именно поэтому карандашом рисуют как начинающие художники, так и опытные мастера. Карандаши бывают разной мягкости, и художники используют практически все. Так, если вы собираетесь писать картину прозрачной краской, например акварелью, то контуры можно очертить твердым карандашом, который легко стереть ластиком, не повреждая бумагу. Напротив, для рисунка, который не планируется закрашивать, стоит взять мягкий карандаш — с его помощью можно лучше передать объем и придать выразительность объекту, который вы изображаете. Умение правильно выбрать и заточить карандаш, и, естественно, умение рисовать карандашом — это основа основ рисования и живописи.

Уголь — древнейший материал, используемый для рисования, но до сих пор один из самых популярных. Он отлично подходит для «быстрых» рисунков и позволяет великолепно передать настроение художника, его эмоциональное состояние и отношение к изображаемому объекту. Углем можно проводить линии или раскрашивать им части листа. Он дает глубокий черный цвет, но легко растирается и растушевывается, что делает нарисованные им рисунки очень эффектными. Чтобы создавать красивые работы при помощи угля, нужно знать важнейшие приемы работы с ним. Этот материал легко пачкается, крошится и ломается, но когда вы научитесь обходить эти «подводные камни», уголь откроет перед вами новые горизонты в создании замечательных  рисунков.

Сангина и сепия. Сангина — натуральный минерал, которым, как и углем, люди рисовали еще в доисторические времена. Сепию раньше изготавливали из морского моллюска под названием «сепия», от которого краска и получила свое название. В настоящее время сангину и сепию выпускают в виде мелков различных оттенков коричневого цвета. Сангиной часто изображают обнаженную натуру, так как ее тон близок к цвету тела, а сепия хорошо подходит для рисования пейзажей. Принципы работы с сангиной и сепией мало чем отличаются от принципов работы с углем — они так же легко наносятся и растушевываются. Нередко эти материалы даже комбинируют на одном рисунке. Сочетания нежных тонов сангины и сепии с контрастностью и яркостью угля выглядят очень красиво. Научившись работать сангиной и сепией, вы сможете поэкспериментировать, сочетая их с углем, карандашом или различными красками. Возможно, вы захотите создавать рисунки только сепией, или только сангиной. В любом случае изучение основ работы с этими чудесными материалами само по себя является интересным и вдохновляющим занятием.

Тушь. Жидкий материал из сажи, позволяющий проводить как тонкие линии пером, так и широкие мазки кистью. Выполненные тушью рисунки особенно выразительны благодаря контрасту тонких черных линий с белой бумагой, нежности нанесенных кистью пятен и ощущению некоторой «недосказанности», которое вызывает почти каждая, даже максимально детализированная и законченная работа. Особенностью работы с тушью является то, что ее нельзя стереть, поэтому при работе с ней надо очень внимательно подходить к нанесению штрихов и мазков. Для начинающих художников это может казаться недостатком, но когда вы освоите этот материал, то поймете, что в этом состоит и особая прелесть. Настроение, импульс, чувство можно сразу передать бумаге, и получившаяся в итоге работа может удивить самого создателя произведения, отразив его эмоции необычайно ярко и точно.

Масло. Когда мы произносим слово «живопись» мы обычно представляем себе картину, написанную маслом, и это доказывает, что масло без преувеличения можно назвать основным живописным материалом. Начиная с VI века мастера используют в работе преимущественно масляные краски, маслом написано большинство самых известных шедевров живописи. Это очень долговечный материал, но причина его популярности заключается не в этом.  Дело в том, что только с помощью масла можно создать максимально реалистичные и живые, но в то же время необычайно яркие, отражающие сущность изображаемого объекта образы. Маслом можно писать на холсте, картоне, деревянной поверхности, бумаге и других материалах. Однако поверхность надо предварительно загрунтовать, краски подготовить, а техниками работы с ними овладеть, так как масло требует серьезного подхода и наличия определенных навыков. Всему этому обязательно надо научиться. Писать картины маслом — ни с чем несравнимое удовольствие для художника, дающее возможность максимально выразить себя в творчестве. 

www.nathnennya.com

Рисуем простые предметы. | Рисуем вместе

Опубликовано 13 мая 2011 в рубрике «Уроки рисования»

Я уже писала о том, что любой предмет можно визуально разбить на составляющие его простые геометрические формы (статья «Форма и объем»). Этот метод построения разрабатывался Полем Сезанном, интересовавшимся не столько индивидуальными особенностями того, что изображал, сколько общими закономерностями. В живописных работах он выявлял в предметах простейшие формы — шар, призму, плоскость. И сейчас его методика общепризнана и широко распространена.

Мы уже пробовали рисовать геометрические примитивы. Давайте попробуем перейти к более сложным формам.

Итак, для начала возьмем яблоко. Очевидно, что геометрически оно больше всего напоминает шар. Конечно, шар будет не идеальным, а несколько деформированным, но тем легче рисовать — какие-то ошибки построения будут не так бросаться в глаза… Однако, распределение светотени будет напоминать распределение светотени на шаре.

3 стадии рисунка

 

  • Первое, что мы делаем — намечаем положение предмета на бумаге. Напомню, компоновать нужно таким образом, чтобы наше яблоко зрительно не терялось на листе, но и не было чересчур большим и не укатывалось за пределы. Поскольку предмет 1, и он достаточно простой, можно вертикальную ось расположить посередине (про ошибки в композиции можно прочитать здесь).
  • Второе — наметить на предмете свет и тень, сначала большими плоскостями, потом — уточняя форму и добавляя полутона.
  • Третий этап — уточнение формы и проработка полутонов. Как видите, светотень создает не только объем, но и художественный образ.
  • В конце, как обычно усиливаете контрасты, можно немного наметить фон. И рисунок готов:

Предметы более сложной формы рисуем точно так же, как и простые, хотя есть некоторые особенности:

  • Геометрия кувшина более строгая, поэтому требует более внимательного построения. В частности, необходимо наметить ось симметрии (ведь он симметричен?) и придерживаться ее. Во-первых, ось будет поддерживать вертикаль, не давая кувшину на рисунке покоситься; во-вторых, при построении контура сверяйте, насколько контурные линии симметричны относительно оси.
  • Как видите, тут уже несколько геометрических составляющих: в кувшине можно увидеть полностью или частично шар, цилиндр, конус. При построении важно наметить перепады формы — это именно те места, где «встречаются» различные геометрические части. При этом эллипсы прорисовываются полностью, как будто вы видите предмет насквозь — как и в случае с осью, это необходимо для самоконтроля, чтобы избежать перспективных искажений.

 

Как видите, на 3 рисунке довольно четкие перепады светотени. Даже если оставить их такими, рисунок можно считать законченным. Хотя в конце можно их несколько сгладить (не растушевать, а сделать более мягкой штриховку):

Линии построения можно не стирать (и даже не желательно — можно случайно стереть что-нибудь лишнее). Ничего страшного, если они где-то будут просвечивать — это нисколько не повредит рисунку, а наоборот, сделает его более убедительным.

_______________________________________________________________________

Вы любите старую архитектуру? В России сохранилось много старинных усадеб. И одна из наиболее интересных — построенная по проекту архитектора Н.А.Львова Знаменское-Раек в Тверской области, принадлежащая роду Глебовых.

Вернуться на главную страницу

Еще почитать:

artfound.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *