Правополушарное рисование: методика, техники и упражнения
Маленький ребенок берет в руки кисть и увлеченно водит по листу, размазывает пальцем краску и по праву гордится своим шедевром. Ему не важно, правильно он это делает или нет, главное – удовольствие от процесса. Подрастая, человек все больше обрастает условностями и определенными стереотипами. Детская увлеченность исчезает, и на ее место встает страх сделать неправильно. Преодолеть зажим и вернуть детское отношение к художественному творчеству помогает правополушарное рисование. Эта методика появилась еще в середине XX века, и с тех пор продолжает планомерно завоевывать мир. Каждое поколение вносит что-то новое, давая ей развитие в соответствии с изменившимися реалиями.
Чем не устроило левое?
Ученые уже давно доказали, что правое и левое полушария отвечают за разные способности и мысли человека. Левое – это формальное восприятие, логика, символы и разум. Правое – наша интуиция, эмоции, чувства, вдохновение. Современная жизнь устроена таким образом, что люди больше доверяют левому полушарию. Постоянно учатся слушать разум, а не чувства.
Классическое обучение рисованию рассчитано на длительный срок. Обучение идет от простого к сложному. Придется долго и нудно рисовать карандашом разнообразные кубы и шары, учиться строить перспективу. Понадобится немало времени на выслушивание лекций о цвете, его сочетании, о направлении света и тени. Постепенно ученик переходит к более сложным формам, и только через несколько месяцев учитель позволяет писать более сложные пейзажи и натюрморты.
Перед началом работы над сложной картиной нужно сначала все тщательно разложить на передний, задний и центральный планы. Сделать несколько эскизов, поработать над набросками, и только после этого шедевр появляется на свет. Правое полушарие возвращает рисование в область творчества из сферы аналитического мышления. Отсутствие анализа помогает успокоиться и исключить из живописи психологическую нагрузку, снять ограничители. Творчеству сопутствуют расслабление и наслаждение самим процессом, а не результатом.
Иные принципы
Классическое рисование предполагает длительное обучение технике и многочисленным приемам. Чем же отличается правополушарное рисование? Методика его строится на открытии неосознанного творчества и блокировании страхов.
Когда маленький ребенок впервые рисует, он сначала просто мажет лист и только потом определяет, на что это похоже. Со временем, под действием обучения, начинают воспроизводиться определенные символы. Голова – круг, нога или рука – палка, глаза – точки, и далее в том же духе. Когда взрослый берет в руки карандаш, собираясь воспроизвести портрет, левое полушарие мозга подсовывает символы, пришедшие из детства. В результате вместо шедевра на бумаге выходят детские каракули.
Главная задача – избавиться от этих символов, для чего нужно задвинуть логику на задний план и вывести вперед интуицию и вдохновение. Научиться переносить на бумагу свое видение предмета, а не символ, его обозначающий. По большому счету, нужно просто научиться видеть предмет как предмет, а не его обработанный мозгом образ.
Правополушарное рисование немного проще и естественнее академического. Не нужно делать сложные зарисовки и наброски, просто берем в руки кисть и начинаем творить. Чтобы картина вышла естественной, достаточно знать несколько простых приемов. Развить правополушарное рисование в домашних условиях можно самостоятельно.
Где этому учат
Сейчас это очень популярная тема. Обучение правополушарному рисованию проводится в основном в специальных центрах творческого развития в числе прочих мастер-классов. Что обещают организаторы мероприятия:
- Обучить рисованию всего за один день.
- Хорошее настроение и эмоциональный подъем.
- Веру в свои силы, поле тренинга вы больше никогда не скажете, что не умеете рисовать.
- Сможете украсить свою квартиру собственными картинами, не придется ломать голову над тем, что подарить друзьям и родным на праздник.
- Приемы очень простые, и каждый без труда передаст свое умение другим. После обучения вы сможете копировать картины любимых художников.
Занятие длится несколько часов с небольшим перерывом на чашечку чая. Вначале проводится несколько простых упражнений для активизации настроя на правополушарное рисование. Гуашь, бумага, кисти и фартук, чтобы не запачкаться, выдаются каждому участнику. Их цена заранее включается в стоимость курса.
Пройти обучение может любой человек — от ребенка до пенсионера. Люди с разным уровнем навыков занимаются вместе по одной программе. Для кого-то это первый шаг к рисованию. Приходят и те, кто уже умеет рисовать, но хочет узнать что-то новое и открыть для себя неизведанные грани творчества.
Отзывы участников
Многие настроены скептически, отправляясь на правополушарное рисование. Это зомбирование, полагают они, подозревая, что невозможно научиться рисованию всего за один день. Но настороженность быстро улетучивается, когда их кисть выводит первый шедевр. Еще больше позитивных эмоций возникает с возрастающей уверенностью в своих способностях.
Освоившие правополушарное рисование отзывы оставляют хорошие. Даже те, кто приходит на занятие с изрядной долей скептицизма, уходят домой счастливые и довольные собой. Лишь немногие считают, что напрасно потратили деньги. Есть небольшой процент людей, которые настолько формализовали свои мысли, что не могут уже переключиться на творческие рельсы и открыть себя чему-то новому.
Судя по отзывам, правополушарное рисование помогает не только творчески развиться. При постоянном рисовании по этой методике вся жизнь меняется к лучшему. Становится проще найти решение, ведь под рукой есть краски. Отдохнувший разум сам дает ответы на казавшиеся сложными прежде вопросы.
Самообучение возможно
На тренинге есть опытный учитель, создается особая атмосфера для плодотворного творчества, и точно никто не отвлечет. Но не у всех есть возможность оплатить эти занятия, и не во всех городах открыты специальные школы. Как быть тем, кто все равно страстно желает научиться?
Изучить метод правополушарного рисования можно самостоятельно. Его основательница – Бетти Эдвардс. Она преподавала в основном графическое рисование. Ее ученики в начале курса рисовали свой портрет, а в конце повторяли то же самое. Результат просто потрясающий.
Русская школа немного изменила правополушарное рисование. Упражнения здесь в основном выполняются гуашью. В процессе обучения можно научиться делать картины, мало чем отличающиеся от произведений великих художников. Особый упор делается на пейзажи.
Самостоятельно изучить материал будет немного сложнее. Но для человека, всерьез настроенного изменить свою жизнь, нет ничего невозможного.
Как определить работу полушария
Как определить, когда в мозге включается нужная функция, и начинается именно правополушарное рисование? Упражнения на создание конфликта разума и интуиции помогут в этом. Понадобится классическая оптическая иллюзия. Что нарисовано — ваза или два профиля? Каждый обращает внимание на разные элементы, но суть не в этом.
Чтобы сделать упражнение, нужно разрезать эту картинку пополам. Правшам взять левую часть, левшам — правую. Картинку с половинкой вазы кладем на чистый лист бумаги. Начинаем упражнение:
- Провести карандашом по готовому профилю, при этом мысленно или вслух проговаривая названия частей лица: лоб, нос, губы, подбородок.
- Теперь нужно дорисовать картинку сразу после проговаривания.
- В момент прорисовки разум начнет диктовать ранее проговоренные слова. Тут и возникает конфликт сознания с подсознанием — рисовать симметрично профили, проговаривая слова, почти невозможно.
Следует рассмотреть, как все же была решена эта задачка. Если, не обращая внимания на симметрию, испытуемый просто нарисовал профиль, значит, логика возобладала. Когда удается абстрагироваться от слов и рисовать линии, включается правополушарное рисование.
Кверху ногами
Есть очень интересный способ, чтобы улучшить восприятие для техники правополушарного рисования. Нужно выбрать любой рисунок, где есть только контуры и больше ничего, как в детской раскраске. Затем перевернуть изображение и перерисовывать его кверху ногами.
Левая часть мозга плохо воспринимает перевернутую картинку, поэтому рисовать будет очень сложно. Нужно просто копировать линии, как они есть. Следите за расположением черт относительно листа и других частей рисунка.
Не нужно сначала переносить общий контур рисунка, а потом прорисовывать мелкие детали. Малейшая ошибка в этом случае приведет к нарушению всей композиции. Можно прикрыть часть изображения рукой или другим листом бумаги, чтобы воспринять только ту часть, которая рисуется сейчас.
Если внезапно пришло осознание того, что каждая линия — это всего лишь часть единой картины, и рисование превратилось в собирание пазла из них, значит, правое полушарие заработало. Но это хрупкое состояние очень легко нарушить.
Контурное рисование
Это еще одно задание на правополушарное рисование. В домашних условиях его легко можно выполнить. Для этого нужен карандаш, листок бумаги и скотч. Скотчем крепим бумагу к столу и поворачиваемся боком так, чтобы рабочая рука осталась на столе. Пальцы другой руки складываем вместе, чтобы образовалось множество мелких складочек и морщинок, и кладем на колени. Вам должно быть удобно. Сидеть так придется, не шевелясь. Засекаем 5 минут.
После начала отсчета на листок смотреть уже нельзя. Глаза очень медленно должны проходить по линиям складок на руке. Скорость — примерно 1 мм в секунду, не быстрее. Другая рука, в которой карандаш, повторяет движение глаз на листе бумаги. Продолжайте неотрывно рисовать в этой манере, пока не сработает таймер. За результат переживать не нужно, в этом задании достичь точности изображения — не главное.
Во время упражнения может возникнуть проблема — либо глаза будут двигаться слишком быстро, либо рука — забегать вперед. Главная цель — добиться синхронизации зрения и движения карандаша.
Задание предназначено для того, чтобы максимально усилить зрительное восприятие. Можно продолжить занятие с комком бумаги, драпировкой на стуле и другими предметами, с множеством разнонаправленных линий. Уже после нескольких повторений мир начинает выглядеть совсем иначе.
Видоискатель
Для нового упражнения придется сделать вспомогательный инструмент – видоискатель. Он состоит из картонной рамки и вставляющегося в него прозрачного пластика или стекла. После того как рамка будет готова, можно приступать к заданию.
Нацеливаем видоискатель на выбранный объект, это снова может быть рука. Закрепляем его, чтобы не шевелился, и принимаем удобную позу. Во время упражнения двигаться должна только рабочая рука, и ничего больше. Закрываем один глаз, чтобы картинка не расплывалась. Перманентным маркером обводим прямо по стеклу все линии и контуры предмета в видоискателе. Это еще один способ научиться видеть предмет и рисовать именно его, а не символ.
Следующий этап – перенесение изображения со стекла на бумагу. Делать это нужно строго по линиям, как в упражнении по рисованию кверху ногами. Процесс должен постепенно превратиться в перерисовывание окружающей вас действительности. С современным образом мышления очень сложно избавиться от стереотипов и начать видеть мир таким, какой он есть на самом деле. С этим навыком картины станут появляться сами собой.
Маленькие художники
Правополушарное рисование для детей представляет собой естественное занятие. У маленького ребенка изначально больше развито интуитивное и творческое начало, пока мы не начали его заглушать своим обучением и воспитанием. Детям не нужно умышленно фантазировать, для них мечта становится неотъемлемой частью реальности.
Первые рисунки по-своему уникальны. Не важно, что вышло, а что нет, важен сам процесс творчества и удовольствие от того, что кисть или карандаш оставляет след на бумаге. Простая каляка-маляка может оказаться зимней ночью, ветром, а через 5 минут превратится в мамин портрет.
Для взрослых задача нарисовать эмоции оказывается очень сложной. Чаще всего они переходят в символы: любовь – сердечко, надежда – голубь. Особенность детского рисунка в том, что малышам не свойственна символика, пока о ней не расскажут взрослые. Яркое цветовое пятно может оказаться портретом, пока ребенку не расскажут, что голова круглая, а глаза можно нарисовать точками.
Главная задача родителей – не испортить изначальное творческое восприятие мира ребенком. Никогда не нужно говорить юному художнику, что он рисует неправильно, это может полностью изменить его картину мира. Не нужно навязывать свои символы и свое видение. Малыш часто переносит на бумагу не само изображение предмета, а его восприятие или чувства, с ним связанные. Еще ни один ребенок не рисовал солнце как желтый круг с улыбкой и глазками самостоятельно, пока ему это не показали.
Для тех, кто до сих пор считает, что правополушарное рисование — это зомбирование, путь к новому видению мира недоступен. За один день стать настоящим художником все же не получится. Но картины, написанные с использованием такого мышления, заслуживают почетного места на стене в гостиной. Творчество влияет на всю нашу жизнь и позволяет стать гармоничной личностью. Кроме того, рисование отлично снимает стресс и нервное напряжение и даже помогает справиться с депрессией.
fb.ru
Правополушарное рисование: описание метода, результаты учеников. Обучение правополушарному рисованию в Москве
О методе.
Быстрое обучение рисованию происходит за счет включения в работу правого полушария мозга, которое обладает отличным чувством пространства и формы, чего, в общем-то, и не хватает нашим традиционным методам обучения. Работы участников, прошедших тренинг Правополушарное рисование, при обычном их простом сюжете, удивляют своей живостью, глубиной, необычностью, излучая эмоциональное состояние.
Техники, которые позволяют включить творческую часть мозга, проверены на 40000 участниках наших тренингов. Искомый правополушарный режим участник тренинга получает уже через полчаса после начала занятия.
При подъеме активности правого полушария и балансировки его с уровнем левого происходят уникальные вещи: производительность работы мозга увеличивается в 5 раз, повышается скорость принятия решений, включается режим вдохновения и окрыленности, внутреннего спокойствия, гармонии, проявляющийся во всех областях деятельности, что в разы улучшает уровень качества жизни человека.
Метод, позволяющий быстро научиться рисовать. Динамика такая: если человек никогда не брал кисточку в руки, он может после первого занятия рисовать большую картину размером 60 на 90 сантиметров.
За счет чего такая скорость? При рисовании используется творческая часть мозга – правое полушарие. В школе художественной обучают рисовать в левополушарном режиме, оттого и такое длительное время обучения. Здесь все обстоит по-другому: специальные техники, разработанные художником психологом, позволяют включить правополушарный режим у любого человека.
Почему мы рекомендуем правополушарное рисование?
5 минут теории и сразу за любимое дело – рисовать!
В ходе всего тренинга – эмоциональный подъем, радость и вдохновение. Усталости нет никакой, а после занятия — прилив сил и энергии.
Все необходимые материалы выдаются: кисти, краски, бумага, даже фартуки – рабочее место полностью подготовлено.
Занятие проходит в большой просторной аудитории площадью 60 квадратных метров.
Каждому участнику после тренинга выдается именной сертификат, специальные бонусы и подарки!
Для тех, кто еще осуществил мечту научиться рисовать, для профессиональных художников, для бизнесменов, для тех, у кого профессия связана с дизайном, креативом, для тех, кто хочет приручить вдохновение, для всех, кто считает себя творческими людьми, или хочет стать таковыми!
Возраст участников не ограничен, специальной художественной подготовки не требуется.
К нам приходят и те, кто никогда не рисовал и те, кто окончил художественную школу, и члены Союза художников.
Ключи к вдохновению — активизация творческих способностей через правополушарное экспресс-рисование.
Функциональная асимметрия полушарий человеческого мозга на протяжении трех десятилетий прочно удерживает внимание исследователей.
Полушария по-разному воспринимают явления окружающей среды, различна их роль в творческой работе мозга, неодинаково их отношение ко времени, какими-то свойствами обладает только одно полушарие, другими — оба, но в разной степени, и все эти связи взаимодействуют сложнейшим образом.
Впервые различия в работе полушарий головного мозга человека были описаны американским ученым, лауреатом Нобелевской премии Р. Сперри после того как он в лечебных целях рискнул рассечь межполушарные связи у больных эпилепсией.
Последствием этой операции явилось не только снижение эпилептических атак, но и удивительное изменение поведения человека. Каждое полушарие стало вести себя как независимый совершенно отдельный мозг, который даже не всегда до конца понимал свое другое полушарие.
Эти особенности замечались и раньше, при травматическом повреждении или хирургическом вмешательстве в одно из полушарий. Человек, у которого было отключено правое полушарие, а работало левое, сохранял способность к речевому общению, правильно реагировал на слова, цифры и другие условные знаки, но часто оказывался беспомощным, когда требовалось что-то делать с предметами материального мира или их изображениями.
Когда отключали левое, а работало одно правое полушарие, пациент легко справлялся с такими задачами, хорошо разбирался в произведениях живописи, мелодиях и интонациях речи, ориентировался в пространстве, но терял способность понимать сложные словесные конструкции и совершенно не мог сколько-нибудь связно говорить. В дальнейшем эти различия были многократно подтверждены.
Исследования проводились в двух направлениях: физиологические аппаратные и психологические поведенческие эксперименты. В соответствии с ними основная деятельность левого полушария получила название логико-вербального мышления, а правого — пространственно-образного.
Но на практике такого четкого разделения между полушариями нет. Например, установлено, что человек с одним правым полушарием способен понимать простую речь, а с одним левым однозначные образы. Работы профессора Э. А. Костандова (Институт общей и судебной психиатрии МЗ СССР) показали, что правое полушарие у здоровых людей быстрее левого реагирует практически на любую информацию — и образную и словесную.
При подъеме активности правого полушария и балансировке его с уровнем левого, значительно возрастает скорость реакции на внешние стимулы, а, следовательно, скорость принятия решений, особенно в экстремальных ситуациях.
Причина этого в следующем: большинство людей обладают более активным левым полушарием, это обусловлено самим принципом развития западной цивилизации, системой обучения, этическими нормами общества.
Специализация полушарий заключается не только в характере обрабатываемой информации, но и в самом процессе обработки. Левое — действует пошагово, логически последовательно. Как при этом принимается решение? Собирается информация, обосновываются причины, просчитываются варианты, выводятся результаты, взвешиваются последствия. А если меняется критерий оценки, то процедура повторяется с начала.
Задачи, решаемые в бизнесе, политике, финансах — всегда многофакторные, со сложной корреляцией параметров, и критерии оценки результата часто неоднозначны, а иногда просто противоречивы. Поэтому бывает так сложно принять решение, это требует времени, и так же сложно его реализовывать. А если на каком-то шаге не хватает информации или задача плохо формализована, тогда решения нет.
Все обстоит иначе, если более активно правое полушарие. Здесь даже при недостатке информации, ее части не рассматриваются как отдельные фрагменты и не анализируются последовательно, а сразу образуют целостную картину.
Недостающие части воссоздаются мгновенно и решение возникает как бы само собой. Это воспринимается как озарение, инсайт, интуитивная вспышка, так как сам процесс поиска решения — высокоскоростной, ассоциативный, без пошаговой логики и не фиксируется в сознании. При этом человек испытывает необыкновенный эмоциональный подъем, вдохновение, состояние полета, и это закономерно, при повышении активности правого полушария обостряется чувственно-эмоциональное восприятие.
Творчество в любой сфере связано с преодолением традиционных представлений, с обнаружением новых закономерностей или новым подходом к уже известным фактам в их целостной связи с миром. Способность видения многозначного контекста является базовой позицией для любого вида творчества, независимо от его направленности и конкретного содержания.
Для определения творческих способностей психологи часто используют тест Гилфорда, в котором предлагается назвать все вообразимые способы применения какого-нибудь предмета. Чем больше вариантов предлагает испытуемый, чем больше среди них нетривиальных, тем выше оцениваются его творческие возможности.
Результаты тестирования подтверждаются действительными достижениями выдающихся личностей. Этим тестом выявляют способность преодолевать ограничения, создаваемые однозначным контекстом. Выполняя тест человек должен отказаться от привычных представлений и попытаться обнаружить множественные связи между предметами взамен привычных единичных.
Другой способ оценки творческих способностей состоит в том, что испытуемым предлагают составить парные словесные ассоциации. При этом люди с высоким творческим потенциалом чаще называют антонимы, чем синонимы, то есть они легче ассоциируют те или иные понятия с противоположными по значению, чем со сходными.
Это означает, что они способны видеть предметы и явления в более широком контексте и готовы к одновременному постижению не одной, а нескольких идей или сторон явления.
Исследования проф. В. Ротенберга, проф. В..Аршавского и других авторов показали, что люди с доминированием одного из полушарий различаются по успешности решения задач, соответствующих своему типу мышления. Оказалось, что эти различия лежат очень глубоко — на физиологическом уровне функционирования мозга.
Те, у кого доминирует левополушарное мышление, нуждаются в относительно меньшей дополнительной активации мозга при решении логических задач, а попытки решить творческие задачи приводят к выраженной активации всего мозга и последующему утомлению. Те же, у кого доминирует «правополушарное» мышление, решают творческие задачи вообще без дополнительной активации мозга и, соответственно, почти не чувствуют при этом утомления, в то время как задачи с определенным алгоритмом вызывают у них существенную дополнительную активацию мозга и утомление.
Существуют различные методики выхода в режим творчества — от этнических, мистических, религиозных, гипнотических до химической или полевой стимуляции. Общий подход заключается в снижении активности левого и повышении активности правого полушария. Проблемным в случае внешней стимуляции представляется удержание подобного состояния и произвольное его включение.
Такие состояния бывают в жизни каждого человека, иногда при длительном, трудном поиске решения, когда уже все перепробовано, а ответа все нет, или в экстремальной ситуации при полном отсутствии времени на размышление. К сожалению, такие моменты случаются редко, но запоминаются навсегда, как необыкновенно яркие, сильные, исключительные.
Причину таких озарений можно объяснить тем, что при сильном утомлении, напряженной работе, перегрузке или остром, опасном дефиците времени левое полушарие перенапрягается, выходит за предельный режим и отключается, предавая управление правому полушарию, которое и находит оптимальный ответ.
А в обычной жизни мы его не слышим, оно слишком «тихо» говорит с нами, по сравнению с ведущим левым. Достижение стабильного результата возможно и через обучение, освоение духовных практик, но, к сожалению, это занимает годы.
Известны методики быстрой генерации такого состояния через организацию стресса (за счет дефицита времени, конкуренции, подъема групповой эмоциональности, нетривиальной постановки задачи и т. д.). Они успешно работают, но только при создании таких внешних условий.
Вся система обучения в западной цивилизации построена по последовательному причинно-следственному алгоритму левого полушария. А пространственно-образное правое целенаправленно не развивается. И даже обучение чисто правополушарной деятельности — рисованию ведется по «левому» алгоритмически-последовательно.
Есть замечательные методики так называемого правополушарного графического рисования Кимона Николаидиса, Джулии Кэмерон, Бэтти Эдвардс и др. Они дают хорошие технические навыки людям с нулевой художественной подготовкой. Но правое полушарие мозга — это не только пространственно-образные способности, а еще и целостное, интуитивное мышление.
Поэтому главная цель тренинга «Активизация творческих способностей через правополушарное экспресс-рисование» — это управляемое включение творческого режима работы мозга. В таком режиме активизирована способность задавать неожиданные вопросы и находить на них не тривиальные ответы в любой сфере деятельности. А собственно умение рисовать является «побочным результатом».
Этот тренинг — не курс обучения живописи. Это групповой психологический тренинг креативности, снятия стереотипов видения и мышления, тонкой синхронизации центральной нервной системы и моторики, обретения чувства вдохновения.
Начало — это снятие барьера: «Я этого не умею» с помощью нескольких упражнений, с гарантированным результатом: «У меня получилось!» Затем ряд техник, без вербальных объяснений, дающих в результате изображение глубины пространства, и применение их для создания пейзажей разной освещенности.
Затем наблюдение за использованием разных живописных приемов и «видение» возникновения отличающихся друг от друга фактур. Для снятия убеждения: «У меня так никогда не получится» все демонстрации проводятся в высокоскоростном режиме «зрительного штурма» и снижении активности левого полушария, т. к. для его логического, последовательного восприятия происходящее не возможно.
Тренинг является первой ступенью программы практического применения методики активизации творческих способностей. В ходе тренинга выполняются диагностические и коррекционные упражнения, снимающие барьер перед рисованием и стимулирующие образно-пространственное восприятие, конкретное, а не схематическое видение. Эти способности включаются при научении особому взгляду, через специальную технику работы с цветом, пространством, светом.
За тренинг каждым участником выполняется около 20 живописных работ в разных техниках, что позволяет в последствии стабильно воспроизводить состояние творческой активности, многочасовой, интенсивной работы без усталости.
Кроме того, упражнения с цветом, с красками непосредственно связаны с эмоциональной сферой и позволяют проективными методами попадать в глубокие слои подсознания, снижать напряжение, уровень тревожности, агрессии. Работа с эмоциями через восприятие цвета была известна в Китае, Индии, Древней Греции. Гете писал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, они печалят или радуют».
Цвет воздействует на физиологию тела и бессознательное в психике, являясь одновременно «источником энергии» и «программой действий», поэтому воздействие цветом называется многими исследователями методом прямого управления психической энергией личности. Это реальный способ влияния на эмоциональное и физиологическое, а следовательно энергетическое состояние организма.
При этом такое воздействие может быть как пассивным, так и активным. Пассивное — это выбор предпочитаемых и отвергаемых цветовых сочетаний для диагностики состояния и последующая его коррекция с помощью дополнительных цветов. Такая методика разработана. В ее основе лежит идея теста Люшера. Традиционно стимульным материалом для теста являются 8 цветных карточек — это статическая композиция из четырех пар.
Тренинг «Активизация творческих способностей через правополушарное экспресс-рисование» опробована мной на протяжении 10 лет в разных организациях и регионах, в том числе и на Северном Кавказе.
Не было ни одного участника не вышедшего в искомый режим, что определялось уровнем начальной и конечных работ. Это иллюстрируется фотоматериалами: процесс тренинга, «входные» и «выходные» работы, авторы, отзывы, организации, где он проводился. Эффективно решались задачи командообразования, снижения уровня конфликтности, поиска творческих решений в области рекламы, журналистики.
По отзывам прошедших этот тренинг он дает стабильные результаты, которые приходится оценивать по «левополушарным» критериям, например, снижение текучести кадров в агентских сетях одновременно с увеличением клиентской базы каждого агента, а следовательно, рост доходности.
Можно говорить о таких результатах программы — адвокат Е.Ш., построившая систему доказательств в совершенно новой, неожиданной для самой себя манере; менеджер Д.К., в затяжных переговорах, вдруг «увидевший» расстановку сил, мотивы и опасения участников; финансовый директор строительной компании Н.Н., решившая открыть свою консультационную фирму, в которой предлагается нестандартный пакет услуг для экономистов: от обычной профессиональной помощи до основ психологии и экспертных навыков по финансовой политике и кадрам. Все эти новые идеи пришли их авторам именно после прохождения программы, в том новом ресурсном состоянии, когда хочется продолжать двигаться, достигать результата, получать удовольствие от изменений. Кроме того, человек прошедший это обучение, возвращает свою способность к радости самовыражения, которая делала его таким счастливым в детстве.
ВЫВОДЫ:
1. Рассматриваемая методика правополушарного экспресс-рисования позволяет с уверенностью говорить об активизации творческих способностей участников. Об этом можно судить при сравнении исходных и выпускных работ.
2. Тренинг является очередной программой ускоренного обучения рисованию, и также позволяет включить правополушарный режим работы мозга. Об этом свидетельствуют личные достижения участников в своих профессиональных сферах: нахождение новых решений методами прямых или свободных ассоциаций, постановка новых задач, создание новых продуктов для рынка товаров или услуг.
3. Участники тренинга научаются осознанно включать и длительно удерживать состояние креативности. В таком режиме человек может много часов и дней с увлечением напряженно работать без какого-либо утомления и последующего истощения. По измерению физиологической активности мозга это возможно только при решении творческих задач в правополушарном мышлении.
Что касается собственно проведения программы — к тренеру, кроме психологического образования и опыта работы в тренингах, предъявляются дополнительные требования. Это владение изобразительными техниками на хорошем уровне (желательно специальное образование на уровне художественной школы или достаточная личная практика после прохождения данной программы), способность работать в скоростной манере (3–4 мин на законченный этюд) и, конечно, собственная креативность для создания соответствующей атмосферы, особенной для каждой группы и каждого участника.
Картины, которые рисуют наши участники на тренингах (такая динамика идет у всех без исключения, независимо от возраста: что в 12, что в 75 лет).
www.risuem.ru
Как развить правополушарное рисование ✏ Рисунки карандашом поэтапно
Рубрика: ПубликацииБольшинство людей считают, что умение рисовать присуще далеко не каждому. Обязательно должны быть какие-либо врожденные задатки, талант, способность видеть по-другому. Но, оказывается, все не так.
Существуют разнообразные интереснейшие методики по обучению рисованию, которые помогают людям в любом возрасте не просто правильно держать кисть в руке, но и создавать настоящие картины. Одна из таких методик – правополушарное рисование. Очень интересно наблюдать прогресс учеников, выбравших именно этот способ.
Обычно рисунок, сделанный до первого занятия, напоминает набор символов, которые у нас ассоциируются с предметом, что мы видим. Например, если нам предложить нарисовать цветок, то изобразим мы его с помощью нескольких кружков и овалов, потому что лепестки — это прообраз овала. Но уже во время первого занятия по правополушарному рисованию разница становится заметна.
После посещения нескольких занятий результат будет неправдоподобно хорош. Семью вы точно удивите своими работами.
Так что же такое правополушарное рисование? В чем его суть и отличительные черты?
Для начала вспомним школьные уроки анатомии и рассказы про левое и правое полушария мозга. Левое полушарие в ответе за логическое мышление, а правое – за образное. Цифры, слова, логические взаимосвязи, речь – все это элементы левого полушария. В свою очередь, правое полушарие ориентировано на нестандартные решения и творческий подход, где активно задействовано воображение. В идеале, оба полушария должны работать одинаково.
Но к сожалению, идеала не получилось. У большинства взрослых мужчин и женщин больше развито левое полушарие. И это легко объяснить. Вся наша повседневная жизнь складывается из привычных вещей, алгоритмов, действий. С определенного возраста мы перестаем изучать мир, задавать вопросы, ответы на которые вроде бы и так знаем. Плывем по течению.
Каждый день становится повторением вчерашнего – просыпаемся, выключаем будильник, минут пять еще не можем подняться, встаем, чтобы пойти в туалет, душ. Потом завтрак, поездка на работу и так далее. Причем делаем мы это все, не задумываясь, – автоматически. Наш мозг, а, вернее, ее левая сторона, выработав шаблон один раз, использует его в последующих похожих ситуациях.
Однако с детьми все наоборот. Они постоянно что-то изобретают (лепят, рисуют, строят замки из конструктора), все время задают самые разные вопросы, над которыми взрослым уже лень думать, не боятся делать ошибки. В детском возрасте правое полушарие работает гораздо лучше, но со временем оно отдает первенство левому. Взрослея, мы все меньше задаем вопросов, интересуемся чем-то новым и теряем способность мыслить творчески.
Происходит это от того, что процесс изобретения новых идей и неожиданных решений весьма трудоемкий, наш ленивый мозг сразу же вспоминает похожую ситуацию из прошлого и предлагает уже готовое лекало. Для того чтобы «расшевелить» себя и свое мышление, нужно подключать правое полушарие. Для этого хорошо подойдет освоение новых видов деятельности.
Например, можно научиться кататься на коньках, роликах, горных лыжах или плести из бисера. Главное, чтобы новое занятие включало в себя физическую активность, что-то, чего наше тело не помнит или не знает.
Именно это будет заставлять обращаться за помощью к правому полушарию, потому что левое не сможет найти заготовленного шаблона. А вот изучение иностранных языков уже может не сработать в борьбе за способность мыслить креативно.
Рисование тоже может быть хорошим вариантом. Но только оно должно быть правополушарным. Нужно забыть о классическом (академическом) подходе, который преподают в художественных школах. Правило золотого сечения, свет и тень, перспектива – все это логическое учение левого полушария. Правополушарное рисование получается не таким точным, но более эмоциональным. Самое главное – довериться интуиции и рукам, которые сами все сделают.
На самом занятии вы должны научиться использовать все ваши органы чувств. Зрение поможет выбрать правильный цвет, осязание – понять структуру предмета, который хотите нарисовать, почувствовать шершавость бумаги или структуру краски, куда можно окунуть палец.
Во время занятия обычно звучит приятная музыка, что подключает и слух к творческому процессу. Главное, не думать, под каким углом должна быть тень от вазы, а чувствовать предмет, цвета и краски.
Перед занятием на вас наденут фартук. А рабочее место будет устроено следующим образом: картон крепится к листу большего размера, который, в свою очередь, закреплен на столе. Стол также застелен газетами или пленкой. Все это делается, чтобы вы не боялись испачкать свое рабочее место или испачкаться самому.
Все приготовления сделаны – можно приступать к рисованию. Сначала на листе бумаги (картона) появляются красочные пятна. Затем ваше полотно покрывается разными цветами и тонами, которые делают сюжет реалистичным и оживляют картину. Важно не бояться выйти за границы рисунка, картона и даже второго большого листа бумаги.
Одновременно преподаватель рассказывает и показывает некоторые приемы, например, как рисовать облака, траву или деревья. Вы повторяете за ним, но в итоге у каждого получается свой уникальный рисунок.
Если вы до этого совсем не рисовали, то вполне естественной реакцией будет осторожность. Страх испортить картину последующим «улучшением». У вас получилось такое прекрасное небо! Зачем его улучшать?! Но не надо бояться. Несколько дополнительных штрихов – и у вас готовы пушистые облака. А если провести кистью с коричневой краской по песчаному берегу, то можно получить скалистый мыс.
Во время таких занятий вы становитесь свободнее, позволяете себе больше (например, запачкаться краской), расширяете свои рамки, стирая границы дозволенного. Ваша творческая натура просыпается, а доказательством служат картины, которые не стыдно принести домой и повесить в гостиную на самое почетное место.
Единственное, что нельзя делать – разговаривать. Речь – это часть левого полушария, которое нельзя активировать, потому что оно тут же запустит реакцию логического мышления.
Вы станете размышлять о том, правильно ли выбрали цвет, расположили предметы в композиции и прочее. Поэтому никаких разговоров – только чувства и эмоции.
После посещения занятий по правополушарному рисованию приемы, которым вас научили, запомнятся и останутся надолго. С их помощью появятся на свет многочисленные произведения. Но преимущество такого тренинга еще в том, что вы научитесь не только рисовать, но и мыслить по-другому, творчески подходить к решению других задач, применяя нестандартные методы и изобретая новые способы.
Прошу тебя, проголосуй!
Загрузка…Нарисуй также:
risunci.com
Что такое правополушарное рисование и чем оно полезно
Если вы в поиске интересного хобби, попробуйте правополушарную живопись. Ведь рисовать может каждый, независимо от природного таланта и художественного образования. И наука это подтверждает.
Что такое правополушарное рисование
Лауреат Нобелевской премии Роджер Сперри считал, что полушария головного мозга имеют «функциональную специализацию». Левое отвечает за математические вычисления, логику. У большинства взрослых оно доминирует, так как в обществе принято полагаться на разум, а не на чувства. Правое полушарие — образное, творческое, отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов.
Теория доктора Сперри легла в основу метода правополушарного рисования, который в конце 1970-х годов разработала преподаватель искусства, доктор наук Бетти Эдвардс. Работу левого полушария она назвала «Л-режимом», а правого — «П-режимом».
Правополушарное рисование — это художественное творчество в «П-режиме». Это когда правое полушарие головного мозга получает главенствующую роль, а активность левого намеренно подавляется.
Как это работает
Помните, почему герой, ведущий повествование в «Маленьком принце», отказался от «блестящей карьеры художника»? Верно — взрослые приняли его удава, проглотившего слона, за шляпу.
Мышление детей нешаблонно, потому что их знания и опыт невелики. Левое полушарие мозга пока что не доминирует — нет привычки «думать рационально».
А теперь представьте, что вам нужно нарисовать дом. Как только вы об этом подумаете, левое полушарие тут же превратит дом в квадрат (здание), треугольник (крыша) и цилиндр (труба). В результате вместо цельного образа, на листке получится набор геометрических фигуры, из которых, по логике, состоит жилище. Но если включить «П-режим», рисунок выйдет более детальным и живым.
Отсутствие анализа позволяет расслабиться и наслаждаться процессом. Главное — преодолеть страх «нарисовать непохоже»
В чём польза правополушарного рисования
- Развитие когнитивных функций. Любое рисование, в том числе правополушарное, улучшает восприятие, зрительную память и мелкую моторику.
- Развитие воображения. «П-режим» снимает барьеры, отпускает фантазию в полёт, отвлекает от рутины и помогает взглянуть на вещи с другого ракурса.
- Повышение самооценки. Живопись — это диалог внутреннего «Я» с миром. Рисуя, человек демонстрируют свой внутренний мир, а получая положительные отклики на произведения, обретает уверенность в себе.
- Расслабление. Рисование — прекрасное хобби как для взрослых, так и для детей. Когда на белом листе «оживает» созданный тобой мир, тревоги и проблемы улетучиваются.
Как этому научиться
Правополушарное рисование сейчас популярно: проводятся тренинги и мастер-классы, существуют даже специальные творческие центры, обучающие этой методике.
Но первые шаги можно делать и самостоятельно. Запустить «П-режим» помогут следующие простые упражнения.
Оптическая иллюзия
Распечатайте и разрежьте изображение пополам. Правшам нужно взять левую часть, а левшам — правую.
Положите картинку на чистый лист бумаги и попробуйте продолжить очертания профиля. При этом мысленно или вслух проговаривайте названия частей лица: лоб, нос, губы, подбородок.
Если вы нарисовали профиль, не обращая внимания на симметрию, возобладала логика. Попробуйте ещё раз. Когда получится абстрагироваться от слов и нарисовать просто линии, значит включилось правое полушарие.
Вверх ногами
Выберите любой рисунок, где есть только контуры, как в детской раскраске. Переверните изображение и перерисуйте его вверху ногами, последовательно — линию за линией. Отнестись к рисованию, как к собиранию пазла.
Старайтесь копировать линии, как есть. Не стоит сначала переносить общий контур, а потом прорисовывать мелкие детали. Для удобства можно прикрыть часть изображения рукой или другим листом бумаги.
Постепе
externat.foxford.ru
Рисовать могут все или Что такое правополушарное рисование
Глядя на картины великих художников, мы все восхищаемся: «Ах, какой талант!» и где-то в глубине души сожалеем, что не обладаем подобным даром, а так хотелось бы… хоть чуть-чуть! Согласно идее правополушарного рисования – рисовать могут все! Как это возможно? Давайте разберемся.
Как устроен мозг
Известно, человеческий мозг состоит из двух полушарий – правого и левого. Левое полушарие – аналитическое, оно отвечает за нашу речь, способность к чтению и письму, с помощью него мы запоминаем даты и числа, математические символы. Правое полушарие обрабатывает информацию как бы целиком, в образах, оно позволяет нам мечтать, фантазировать, сочинять истории, оно мыслит творчески и позволяет решать проблему целиком, интуитивно, не раскладывая на этапы.
Американский нейропсихолог Роджер Сперри, удостоенный Нобелевской премии за свои работы, как раз занимался исследованиями мозга. Он открыл, что каждое полушарие головного мозга работает как самостоятельный мозг. То есть предложенную человеку задачу решает либо левое полушарие, либо правое. Таким образом, если левое полушарие с его аналитическим мышлением отвергает рисование, то нужно предложить эту задачу правому, творческому, полушарию.
Главная идея правополушарного рисования
Как же все-таки переложить художественную задачу с левого на правое полушарие и не будет ли оно тоже возражать)))? Этому вопросу посвятила себя американская преподавательница Бетти Эдвардс. Бетти преподавала и занималась исследованиями в Калифорнийском государственном университете. Результатом ее работы стала книга «Открой в себе художника».
Согласно исследованиям Бетти Эдвардс, основная идея правополушарного рисования заключена в следующем: чтобы хорошо рисовать, нужно научиться переходить в режим особого правополушарного вѝдения. Рисование – это несложно. Основная проблема — это умение видеть, а точнее, сам переход в режим «особого вѝдения». Изначально кажется, что предметы мы видим очень даже отчетливо, а проблема как раз таки в том, чтобы реалистично нарисовать этот предмет. Но! Оказывается, все наоборот! Другими словами, человек уже умеет рисовать, но старые привычки восприятия мешают этой способности проявиться, блокируют ее.
В своей книге Бетти Эдвард сравнивает обучение рисованию с обучением езде на велосипеде. Кажется, все просто: садишься на велосипед, крутишь педали, держишь равновесие и едешь! Но на практике это не получается с первого раза; нужно пробовать и раз, и два, до тех пор, пока не сможешь скоординировать все движения. Так же и с рисованием: нужно взять карандаш и просто нарисовать то, что видишь, только следует научиться правильно «видеть».
С помощью некоторых упражнений можно развить в себе эту способность «видеть» как художник, а, следовательно, и рисовать! Так Бетти Эдвардс предлагает:
— Повесить перед собой какой-либо рисунок вверх ногами и попробовать нарисовать его. Левое полушарие не может справиться с этой задачей, так как ему непонятно, что рисовать, оно же привыкло работать с конкретными знаками, поэтому в работу вступает правое.
— Попробовать нарисовать двусмысленную картинку, типа вазы-лѝца. Это тоже помогает научиться работать с образами, рисовать то, что видишь (линию, изгиб), а не «раскладывать» на составляющие (лоб, нос, губы).
— Рисовать негатив – то есть то, что бы мы увидели, если бы сфотографировали картинку и смотрели на негатив. Или по-другому это называют «рисование пустого пространства»: то есть, рисуем не сам объект, а то пространство, что его окружает. Это также учит работать с образами.
Вообще, в книге приведен ряд последовательных упражнений, которые шаг за шагом раскрывают возможности правого полушария.
Методикой Бетти заинтересовались многие педагоги, психологи и художники, каждый по-своему ее развивал и предлагал собственные методы. Современные психологи также предлагают свои упражнения и методики на семинарах и тренингах.
Например:
— Рисовать, выходя за рамки бумаги. Это специальное упражнение: выходя за границы бумаги, человек выходит из своих рамок, которые ограничивали его, мешали творческому развитию.
— Рисовать руками. В процессе такого творчества человек как бы становится ребенком, проявляет свою непосредственность и индивидуальность.
Кому это полезно
Детям. Дети изначально правополушарны. Он воспринимают мир таким, какой он есть – ярким, красочным и интересным, поэтому они такие фантазеры и мечтатели. И уже позже у ребенка развивается аналитическое мышление. Дети раскладывают все на части, изучают буквы и цифры. Традиционная школьная система также больше ориентирована на развитие левого полушария – дети читают учебники, пишут в тетрадках, составляют таблицы и графики. Поэтому, чтобы правое полушарие «не скучало», можно рисовать по данному методу.
Творческим людям. Часто бывает, что талантливый человек проявляет себя не в одном виде искусства. Все закономерно: учась рисовать, человек развивает правое полушарие, а творческое полушарие стремиться проявить себя еще где-то.
Бизнесменам. Эти людям по роду профессии постоянно требуется решать нестандартные задачи, и от оригинальности идеи порой зависит весь успех дела, так что, раскрывшись в живописи, мозг сможет интуитивно находить верные решения и в бизнесе.
И всем тем, кому интересно попробовать что-то новое, развить в себе скрытые способности.
Как учатся рисовать дети
Бетти Эдвардс тщательно изучала и наблюдала, как учатся рисовать дети. Вот что она выявила.
Около одного года дети уже с удовольствием начинают осваивать первые «каракули», хаотично водя карандашом или кистью по бумаге. И это доставляет им большое удовольствие.
Рисунок ребенка 1,5лет
К двум годам ребенок начинает осознавать, что его рисунок может обозначать что-то, что есть в реальном мире. Так, например, рисуется круг, добавляются две точки-глазки, палочка-рот и получается мама. Таким образом ребенок начинает разрабатывать собственную систему символов. С помощью одних и тех же символов рисуется сам ребенок, папа (только побольше), мама (добавляются длинные волосы), бабушка (добавляются очки) и т.д. Маленький художник изо дня в день рисует похожие картинки, оттачивая собственные символы.
Рисунок ребенка 4 лет
Около 4-5 лет ребенок начинает осваивать пейзажи, на которых также изо дня в день повторяется одинаковый домик с окошком и дверью; традиционная земля – зеленая полоска внизу рисунка, небо – синяя полоска сверху, солнце, дерево. Затем девочки начинают рисовать принцесс и фей, а мальчики транспорт и супергероев. В возрасте 10-12 лет у ребенка появляется тяга к реализму, огромное желание нарисовать предмет таким, какой он есть в действительности. Тот, у кого это не получается, просто теряет интерес к рисованию и во взрослой жизни их умение рисовать остается на уровне 12-летнего ребенка. Другая же часть детей все-таки развивают в себе умение «видеть» предмет как художник и добиваются успехов в рисовании.
Таким образом, когда взрослому человеку предлагают что-то изобразить на бумаге, он обращается к системе символов, разработанной в детстве и хранящейся в левом полушарии. Человек лишь мельком бросает взгляд на объект и начинает «выдавать» на бумаге привычные символы: вот символ для глаза, вот для носа, а вот и губы. Как разрешить эту дилемму? Психолог Роберт Орнштейн утверждает, что для того, чтобы рисовать, художник должен отражать предметы подобно зеркалу, воспринимать их точно такими, какие они есть. Таким образом, мы должны выключать доминирующий режим левого полушария и довериться другой, художественной и творческой, стороне мозга.
Рисовать могут все. Нужно только во время процесса перестать думать и анализировать свои действия, а просто погрузиться в процесс творчества))))
Как устроен детский мозг
Как мы уже говорили, дети изначально правополушарны. Примерно до 2-х лет у ребенка доминирует правое полушарие, поэтому дети такие любознательные — им хочется все исследовать, потрогать, попробовать. Затем в работу включается левое полушарие – сначала развивается речь, затем умение писать, читать, считать. В это время очень важно соблюсти баланс в развитии ребенка: обучая раннему чтению, письму, счету (развитие левого полушария), не следует забывать про развитие творческих способностей (правое полушарие). В противном случае левое полушарие становится доминирующим и просто блокирует работу правого, таким образом, человек уже не может полностью раскрыться и реализовать все возможности, которые были изначально заложены природой.
Как заниматься рисованием с ребенком
Конечно, чтобы грамотно направлять юный талант и тактично подсказывать, для занятий с ребенком нужен чуткий психолог, опытный педагог и талантливый художник в одном лице. На первых порах с этой ролью отлично справится мама.) Вот несколько упражнений, выполнение которых стимулирует работу правого полушария.
* Рисование воображаемых предметов. Прежде, чем что-то нарисовать, предложите ребенку пофантазировать. Желательно представить что-то такое, чего он не видел в действительности: сказочное животное или фантастический цветок; свою будущую профессию или даже свое имя. Обсудите с ним цвет, запах, вкус предмета, какой он на ощупь, какие звуки издает. Только после того, как воображение ребенка «разыграется», предложить ему нарисовать воображаемую вещь.
* Зеркальное рисование. Берется чистый лист бумаги и два карандаша – по одному в каждую руку. Предложите ребенку рисовать одновременно двумя руками зеркально-симметричные рисунки (или буквы, если ребенок уже с ними знаком). При выполнении этого упражнения задействованы оба полушария, что улучшает эффективность работ всего мозга.
Пример зеркально-симметричных рисунков
* Рисование на цветной бумаге. Предлагайте ребенку несколько разноцветных листов, малыш сам должен выбрать, на каком фоне он хочет порисовать. Сам процесс выбора цветного листа уже будоражит воображение, активирует работу с образами и ассоциациями, т.е. «включает» правое полушарие.
Белый зверек на черном фоне. Черный цвет для детей не мрачный, а интересный, так как выбирают дети по контрастности
* Рисование другой рукой. Если ребенок правша, то стоит предложить ему в качестве эксперимента порисовать левой рукой (для левшей, наоборот, правой). Во-первых, это задействует новые участки мозга, а, во-вторых – это просто весело!
Гармоничное взаимодействие полушарий
И правое, и левое полушарие в человеке одинаково важны. И даже самым великим художникам в жизни нужно и писать, и считать, и думать. Хорошо, когда развито правое полушарие, прекрасно – когда левое, и замечательно – когда оба. И важно помнить, что обучение рисованию и детей, и взрослых проводится не для того, чтобы стать выдающимся художником (хотя это тоже не исключается), а для того, чтобы быть гармоничной личностью, чтобы раскрыть в себе весь потенциал, заложенный природой.
www.u-mama.ru
Правополушарное рисование — путь к гармонии
Как устроен человеческий мозг
Всем известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. Они отвечают за разные аспекты нашей деятельности. С помощью левого полушария мы воспринимаем окружающий мир, можем слышать, видеть, говорить и рассуждать. Слова, звуки, буквы, цифры мы воспринимаем, благодаря работе этой части мозга. Правое же полушарие помогает нам творчески мыслить, мечтать и фантазировать. Соответственно у всех творческих людей больше развита именно эта половина головного мозга.
Так уж сложилось, что люди с аналитическим складом ума не могут мыслить творчески. Левое полушарие у них преобладает над правым. Они с легкостью могут решить сложнейшие математические задачи, а если предложить им нарисовать что-либо, то это будут банальные прямые линии, кружки и овалы. Люди с плохо развитым правым полушарием больше поддаются депрессиям и психическим расстройствам. Чтобы с легкостью выходить из сложных ситуаций и мыслить креативно, необходимо развивать работу этой части мозга.
Развитие правого полушария головного мозга
Развитие правого полушария способствует усилению интуиции, способности ответить на сложные вопросы и открыть множество новых возможностей. Учеными доказано, что помочь активизировать работу этой половины мозга сможет рисование. Его называют правополушарным рисованием.
Для этого потребуется выполнять несколько несложных упражнений. Например: нарисовать рисунок, который висит вверх ногами. Левое полушарие не справится с заданием, для него это не четко поставленная задача, следовательно, в работу включится правое полушарие. Таким же образом можно попробовать нарисовать негатив. Это научит работать с образцами.
Данную методику разработал Роджер Сперри, он впервые опубликовал ее в 1968 году и получил Нобелевскую премию в 1981 году. Правополушарное рисование запускает творческое мышление и помогает понимать самого себя. Окружающий мир открывается в другом цвете, становится живой и доступный.
Методика правополушарного рисования
Методику правополушарного рисования разрабатывала Бетти Эдвардс. Она посвятила этому долгие годы и в результате издала книгу «Открой в себе художника». Легкий язык, которым она изложила суть метода, доступен и понятен для любой аудитории. Бетти Эдвардс утверждала, что рисовать совсем несложно, нужно просто открыть в себе особое видение окружающего. Перестать бояться этого. Каждый человек умеет рисовать, но привычное восприятие мешает этой способности. Более половины людей уверены, что для занятий изобразительным искусством у них нет ни способностей, ни таланта. В своей книге преподаватель доказала обратное и сравнила рисование с ездой на велосипеде. На первый взгляд все достаточно просто: нужно сесть на велосипед, крутить педали, держать равновесие и ехать. Но, как оказывается, все не так легко и не каждому по силам. Чтобы приобрести такие навыки, требуется пройти через множество тренировок. Так и с рисованием. Нужно изображать то, что видишь, только необходимо научиться правильно видеть.
Каждый человек умеет рисовать, но привычное восприятие мешает этой способности. Более половины людей уверены, что для занятий изобразительным искусством у них нет ни способностей, ни таланта.
В книге все пошагово описано. Этой методикой заинтересовалось большое количество художников, педагогов и психологов. Данный метод помогает отключить левое полушарие головного мозга и работать только правым полушарием. Благодаря этому творятся шедевры.
Метод Бетти Эдвардс раскрывает такие возможности:
1. Воспринимать свет и тень.
2. Воспринимать пространство.
3. Определять соотношение предметов и их частей.
4. Восприятие краев предмета.
5. Рисование объектов по памяти.
6. Рисовать с помощью воображения.
Преимущества правополушарного рисования
Во время такого рисования в работу очень быстро включается правое полушарие головного мозга. Благодаря этому можно не только быстро научиться навыкам изобразительного искусства, но и значительно увеличить любую другую деятельность. Мозг начинает работать в полную силу через 30 минут тренировки. Это позволяет экономить физическую энергию, а вдохновение снимает усталость и дает прилив новых сил. Открывается то необходимое видение, в памяти всплывают образы, которые когда-то зафиксировал мозг.
Для кого полезна методика
Данная методика полезна как взрослым, так и детям. Они проявляют интерес к рисованию с первого года жизни. Сначала это каракули, не несущие никакого смысла. В 2 года дети рисуют уже более осознанно и каждая их работа что-то означает. Например: изобразив несколько известных символов (кружочек, точки, палочки), ребенок получит изображение человечка, если он сделает символы больше, получится большой человечек. Так ребенок начинает рисовать свою семью. К 5 годам малыш запоминает еще больше символов и может изобразить то, что видит изо дня в день: дом, дерево, цветок и так далее. В 10–12 лет дети пытаются нарисовать предметы более реалистичными. Не у всех это получается и поэтому желание пропадает, в результате уже во взрослой жизни художественное развитие остается на уровне 12-летнего ребенка. Если же удастся такое желание сохранить — это гарантированный успех и перспектива стать хорошим художником.
Этот метод вызывает интерес у многих мам, он позволяет им больше заниматься вместе со своими детьми. Это помогает и ребенку, и маме быть более уверенными в своих силах. Доказано, что такая методика благоприятно влияет на беременных. Психика женщины, готовящейся к материнству, очень беспокойна. Правополушарное рисование помогает обрести гармонию и позитивно влияет на малыша в утробе. Не удивительно будет, если родившийся ребенок в будущем станет талантливым и целеустремленным.
Такую методику зачастую используют психологи для решения проблем в семьях. Это помогает открыться с другой стороны всем членам семьи, что приводит к сближению детей и родителей.
В заключении стоит добавить, что правополушарное рисование не только учит художественному искусству, но и изменяет мышление человека в целом. Для жизни человека одинаково важны оба полушария. Ведь художникам тоже необходимо уметь читать, считать, писать и думать. Обучение рисованию практикуется, чтобы раскрыть личность со всех сторон, а не только, чтобы стать художником. Запуск активной работы полушарий помогает достичь гармонии внутреннего мира человека.
www.babyblog.ru
Бэтти Эдвардс. Правополушарное рисование
Всё нижеследующее даёт представление о работе мозга, если теория вопроса вам не интересна, то советую пропустить этот пост и сразу переходить к следующему. Там вас ждёт небольшое задание.
Итак, для того что бы понять смысл всего метода нам нужно знать немного теории о том как же устроен наш мозг.
Если вы всё ещё помните курс школьной анатомии, то вы знаете, что человеческий мозг, если смотреть на него сверху, напоминает грецкий орех: так же испещрён канавками и бороздками, и так же состоит из двух половин. Эта половинчатость нас и интересует. Поднимаемся на ступень выше и открываем «Общую теорию психологии». Там мы видим поразительную информацию: наше тело и наш мозг связаны по диагонали. То есть, правое полушарие мозга отвечает за левую часть тела, а правая часть тела подконтрольна левому полушарию (запомним эту информацию, она нам понадобится в дальнейшем). Наше рациональное левое полушарие отвечает за языковую деятельность у 98 % правшей и 1/3 левшей. В связи с тем, что язык и способность выразить себя очень важна для человеческого развития — левое полушарие принято считать «доминантным», «ведушим», «основным»; в то время как правое — «ведомое», «подчинённое», «неосновное». Долгое время считалось, что правое полушарие работает с меньшим КПД чем левое, некоторые учёные вообще отбирали у него право какой-либо основной и ценной деятельности.
Однако, вернёмся к анатомии. Наши полушария соединены между собой мозолистым телом — сплетением из 200 — 250 миллионов нервных волокон. Мозолистое тело является соеденительным кабелем по которому передаётся память и знания. Исходя из теории о доминантности левого полушария, при исчезновении этого канала полноценная деятельность правого полушария невозможна. Однако в результате экспериментов на животных и людях было доказано обратное. При удалении мозолистого тела у пациентов страдающих сильными эпилептическими припадками не наблюдалось никаких изменений в ежедневном поведении, в то время как контроль над припадками был восстановлен. В результате последующих экспериментов было выявлено, что мозолистое тело помогает нам ощущать себя цельной личностью, в то время как у людей после его ампутации возможно развитие Синдрома чужой руки, так как правое полушарие получает возможность работать без давления со стороны левого. Эксперименты показали, что полушария часто приходят в конфликт друг с другом при решении задачи, чем, возможно, и объясняется эволюционное развитие разделённости в человеческом мозге.
В одном из экспериментов пациенту, взгляд которого фиксировался на серединной точке экрана, на доли секунды показывались две картинки: ложка слева и нож справа. Каждый глаз, а соответсвенно каждое полушарие, получал свою картинку: левый — ложку, правый — нож. Когда пациента просили назвать предмет который он видел, то ответственное за речь левое полушарие давало сигнал: нож. Когда же пациента просили левой рукой найти показываемый предмет под занавеской которая лежала на предметах, он выбирал ложку. Когда его спрашивали, что у него в руке, которая так и оставалась под занавеской, он некоторое время не мог ответить, а потом говорил, что держит нож. Правое полушарие, зная правильный ответ, но не имея возможности выразить его словами и исправить левое полушарие, пыталось продолжить подспудный диалог, неизменно проигрывая речевому доминанту. Возможно выражение «его левая рука не знает, что делает правая» произошло именно из этой дуалистичности нашего мозга.
После всей этой научной информации может возникнуть вполне законный вопрос: А при чём тут знание деятельности мозга и умение рисовать? Исходя из экспериментов и фактов о дуальной природе нашего мозга получается, что правое полушарие более приспособлено к творчеству чем левое. Напомню, что левое полушарие, овечает за правую руку (а 90% населения мира — предпочитают правую руку в выполнении большинства заданий), а правое — за левую. Практически в любом языке можно найти фразы о левой или правой стороне и в 99% случаев левая сторона (читай правое полушарие) нивелируется и является полной противоположностью правой стороны (читай левое полушарие). В русском: правое дело и левый заработок. Латынь: слово обозначающее «лево» означало так же «плохо», «вне доверия», в то время как «право» было синонимом «умение», «способность». Английский: «лево» — «слабый», «бесполезный»; «право» — «прямой». Кстати, жених на свадебной церимонии стоит справа, в то время как невеста слева. А двойственность ин и ян? Где ин — женское начало отвечающее за правое полушарие, а ян — мужское — соответственно левое. Не такие уж и дураки были наши предки как любит их представлять современная наука…
Итак в чём же разница между полушариями и почему нам так важно именно правое, которое практически не получает развития в системе нашего образования.
Левое
Вербальное (использует слова что бы называть вещи своими именами)
Аналитическое (Пошаговый процесс осознания действительности, буква-слог-слово)
Символическое (=, +, % известные всем и легко воспринимающиеся символы)
Абстрактное (возможность увидеть океан в капле воды)
ВременнОе (позволяет следить за временем и выполнять задания в порядке очерёдности)
Рациональное (делает выводы основанные на причинах и фактах)
Цифровое (позволяет использовать цифры)
Логическое (способность строить логические цевочки где одно вытекает из другого)
Линейное (одна идея следует за другой и они непременно связаны между собой)
Правое
Невербальное(восприятие или осознание происходит на бессловесном уровне)
Синтетическое (складывает увиденное в одно целое)
Актуальное, реальное (видит вещи такими какие они есть в настоящий момент)
Аналогическое (ищет схожесть в вещах, отвечает за понимание метафор)
ВневременнОе (отсутствует чувство времени)
Нерациональное (не требует основу из фактов иданных для вывода, склонность к откладыванию суждений)
Пространственное (видит отношение вещей друг с другом и как части составляют целое)
Интуитивное(склонно к внутренним откровениям)
Целостое (способность видеть вещи целиком, без разбивания их на детали)
Следует ли из всего этого, что нам нужно срочно начать рисовать левой рукой? Нет, нет и ещё раз нет. Если вы правша — левая рука просто напросто не присвособлена для рисования. Но если вы взяли карандаш в левую руку и поняли, что ваши рисунки получаются лучше тогда продолжайте рисовать левой рукуой.
Изложеная выше информация помогает понять необходимость правого, забытого полушария, для умения рисовать и даёт представление о его роли в развитии творческих способностей личности. Все задания рассчитаны именно на то, что левое полушарие откажется их выполнять и тогда правое вступит в свои права в этом вопросе.
club.osinka.ru