Рисунок внутри избы 5 класс – 4-5 класс Рисунки русской избы внутри и снаружи, карандашом

Убранство русской избы — ИЗО

Просмотр содержимого документа
«Убранство русской избы»

«Убранство русской избы»

Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом

Фронтон – треугольная сторона крыши

Фронтон символизировал движение солнца по небу

Полотенце резная доска в центре крыши дома

Полотенце символизирует полуденное солнце в зените

Причелины – резная доска слева и справа дома

Причелины символизируют утреннее восходящее и вечернее заходящее солнце

Наличник – украшение окна

В узорном убранстве можно увидеть символические образы солнца, растений, птиц, животных, фантастических существ, которые олицетворяли землю, небо и водную стихию.

Вариант изображения наличника

Крыша избы завершалась «охлупнем» или «коньком».

Конь-охлупень находится в верхней части крыши избы

Конь охранял домашний очаг

Практическое задание:

Нарисуйте в простом карандаше внешний вид крестьянской избы, используя символы и элементы декора, с которыми вы познакомились сейчас.

Спасибо за внимание!

multiurok.ru

Урок изобразительного искусства №3 в 5 классе. Тема: внутренний мир русской избы

Музейный урок изобразительного искусства №3 в 5 классе.

Тема: ВНУТРЕННИЙ МИР РУССКОЙ ИЗБЫ.

Цель: Сформировать у учащихся образные представления об организации внутреннего пространства избы.

Задачи:


  • развивать интерес к внутреннему миру человека и умение сопереживать ему через художественно-творческую деятельность учащихся в процессе освоения образного языка русского жилища.

  • формировать художественную культуру и потребность постоянного общения с декоративно – прикладным искусством, местным бытом и художественными традициями Белгородской области

  • воспитывать интерес к народной культуре.

Зрительный ряд: Детские рисунки интерьера крестьянского жилища из школьного фонда. Дидактический материал: «Внутренний мир русской избы» .

^ Л.Мей “В низенькой светелке…”,

Организационный момент. Подготовка к уроку. Настрой на урок.

Актуализация опорных знаний.

Вопрос 1. По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы.

Вопрос 2. Зачем люди украшали свои жилища?

Вопрос 3. С чем сравнивали крестьяне свой дом?

Ответ. Фронтон избы — чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

Вывод.

^

В. Федотов

Формирование новых знаний.

Русская изба… Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы и ее конструкции:

Но давайте, ребята, войдем в крестьянское жилище, которое представлено в нашем школьном музее. Оно воссоздано усилиями учителей и учащихся нашей школы много лет назад. Не последнюю роль в оформлении интерьера сыграло стихотворение Л. Мейя “В низенькой светелке…”

Ученик читает в учебнике (стр. 30):

В низенькой светелке с створчатым окном.
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным.
И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей

Учитель. Устраивая свое жилище, люди не забывали о порядке, существующем в природе – гармоничном и совершенном.

Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

Под потолком шли полки – полавошники. На них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.

Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

^ покрывали домоткаными половиками. Дорожки были посланы в направлении от двери к передним окнам. Они были образным выражением идеи пути-дороги.

Окно-око было связью домашней жизни с большим миром, белым светом и с внешним миром.

Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

^ мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней.

“Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица.

Вопрос. А что же в ней такое есть. Что можно “метать” на стол?

^

Учитель. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.

Горнило печи (сводчатую варочную камеру) можно было разогреть до 200 градусов, а это очень высокая температура – ведь вода закипает уже при 100 градусах. Пекари знают, что это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Специалисты по русской кухне добавят, что разогретое горнило часами хранит тепло – значит, в нем можно “топить” молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое, Вкус пищи, приготовленной в русской печи, не забывается.

Рядом с устьем печи стоят железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба.

^ . Духовный — от слова “душа”. Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями, Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Рядом стоял стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.

^ (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол.

Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Учитель. Давайте перейдем в классную комнату и продолжим наш урок. (Одна из форм физкультминутки).

Откройте тетради и учебник на странице 30. Запишите тему урока и рассмотрите фотографии на страницах 31-34.

^ : Запишите в тетради основные предметы быта внутреннего мира русской избы.

Практическая работа.

Задание: Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами быта.

Варианты и последовательность изображения крестьянского интерьера представлены на дидактических карточках, которые лежат у вас на столах.

Учитель рисует на доске один из вариантов композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами. Вписывает в интерьер (по выбору) печь, лавку и т.п. Затем обращает внимание учащихся на выставку детских рисунков прошлых лет по данной теме.

^ Учитель проверяет записи в тетрадях.

Итог урока.

Анализ и оценка работ учащихся в альбоме и тетрадях.

Домашнее задание: выполнение в цвете (отработать мазок “бревнышко”, выполнение предметов обстановки и быта). Подобрать иллюстрации или фотографии предметов крестьянского быта. Прочитать текст на стр. 30-35.

Красный угол русской избы

Интерьер русской избы

dopoln.ru

Урок ИЗО в 5 классе «Внутренний мир русской избы», ФГОС

Паспорт урока.

ФИО учителя: Салимова Светлана Юрьевна.

ОУ: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Кинельский муниципального района Кинельский Самарской области.

Предмет: изобразительное искусство.

Класс: 5.

Тема урока: внутренний мир русской избы.

Цель урока: знакомство обучающихся с внутренним миром русской избы.

Задачи урока: углублять знаний обучающихся о традиционных народных строениях; создать эскизы внутреннего мира русской избы; развивать чувства патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.

Планируемые образовательные результаты: понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном внутреннем мире русской избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

Программные требования: по тематическому планированию на данный урок отводится 1 час.

Программное содержание: урок взаимосвязан с ранее изученной темой «Убранство русской избы», в которой раскрываются особенности украшения русской избы: наличниками, коньками, причелинами.

Ведущая мировоззренческая идея урока: Чтобы ценить и любить свой край – его надо знать. Активное участие на уроках изобразительного искусства обогащает внутренний мир школьников, обостряет наблюдательность, делает жизнь ярче, богаче, радостней. Тема «Внутренний мир русской избы» воспитывает патриотизм, любовь к традициям своего народа, Родине. Ребятам очень важно чувствовать, что они потомки великого народа, сила которого заключается в огромной любви к Отечеству. Народная мудрость гласит « Как дерево, так и человек, живёт своими корнями, и чем глубже корни, тем сильнее чувствует себя человек!»

Основные понятия: русская печь, красный угол, чугунок, ухват, люлька, кашник.

План изучения нового материала: 1) беседа о русской печи и ее роли в избе;

2) рассказ о посуде, которая использовалась в русской избе;

3) описание красного угла;

4) беседа о люльке, сундуке русской избы.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков овладения предметными умениями.

Форма урока: урок-практикум

Технология обучения: проблемно-развивающая.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Мизансцена урока: экскурсия в школьный краеведческий музей «Исток».

Домашнее задание: найти изображение крестьянских жилищ разных народов. Что между ними общего и в чем разница.

Технологическая карта урока

Планируемые результаты УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

Л: самоорганизация

Р: способность регулировать свои действия.

Здравствуйте, ребята!

Давайте, проверим вашу готовность у уроку. На столе у вас лежат: альбом, карандаши, ластик, кисти, учебник, краски, вода.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация опорных знаний и умений

Л: развитие эмоционально-нравственной

отзывчивости.

Р: контролируют правильность ответов

П: умение структурировать знания, умение

осознанно строить речевое высказывание.

К: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения.

Л: мотивация к изучению нового учебного

материала.

Беседа (опрос).

Ребята, давайте вспомним, о чем шла речь на предыдущем уроке?

Отвечают, высказывают свое мнение.

3. Постановка цели и задач урока

Р: принятие цели и постановка задач урока

Р: планирование действий

К: умение полно и точно выражать свои мысли.

Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию на уроке.

Ребята, сейчас мы отправимся с вами на экскурсию в школьный краеведческий музей.

Как вы думаете, с какой целью мы будем посещать музей?

Какая тема урока отсюда следует?

Как будет звучать цель нашего урока?

Какие задачи мы перед собой поставим?

Дети высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя.

Ученики размышляют,

анализируют, ставят перед

собой цель и задачи урока.

4.Открытие нового знания

П: построение логической цели рассуждения

Л: нравственно-эстетическое оценивание

К: планирование способов взаимодействия,

выражение своих мыслей, формулирование и

аргументация своего мнения.

П: анализ, сравнение, обобщение

Учитель приводит обучающихся в школьный музей и начинает экскурсию с загадки: «Всем, кто придет, всем, кто уйдет, руку подает.» (Дверь).

Беседа. Демонстрация. Фронтальная работа.

Ребята, а сейчас мы с вами войдем в крестьянское жилище. Вы находитесь в русской избе.

Как вы думаете, что являлось основой жизни крестьянской семьи в доме?

С 16-го века и до начала 20-го века план избы оставался неизменным: печь помещалась у задней стены, в правом или левом углу, челом повернутая к окнам. На печи спало все семейство, а от печи под потолком устраивались полати. Место против печи — упечь, предназначалось для стряпни и часто отделялось занавеской или дощатой перегородкой.

Рассказ. Наглядность.

Обратите внимание на посуду из, которой готовили наши предки. Чугун, в нем варили щи, а для того, чтобы поместить чугун в печь пользовались ухватом. Кашу варили в кашнике.

Учитель показывает крынку и задает вопрос: ребята, как вы думаете, как называется этот предмет и для чего он использовался?

Описание. Наглядность.

Передний или «красный» угол, где стоял стол, находился по диагонали от печи.

В народе еще его называли большой святой. Это было самое – почетное место – духовный центр дома.

Конечно, же, вы обратили внимание на люльку-это постель младенцев, которая крепилась к потолку, украшалась различными вышивками.

Воздух в русской избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои и печеного теста. На этом наша экскурсия заканчивается, и мы отправляемся за рабочие места в кабинет.

Обучающиеся идут в музей, отгадывают загадку.

Ученики размышляют и отвечают на вопрос.

Учащиеся слушают, анализируют информацию.

Учащиеся размышляют, отвечают на вопрос.

Учащиеся осматривают избу заключительный раз и отправляются в кабинет.

5. Первичная проверка понимания

П: построение логической цепи рассуждения.

Р: взаимоконтроль

Л: осознание выбора.

К: осуществление сотрудничества с учителем и одноклассниками

Учитель организует деятельность по проверке новых знаний.

Предлагает тест.

Ребята, мы с вами посетили музей, познакомились с интерьером русской избы. А сейчас давайте проверим, насколько правильно вы запомнили предметы русской избы. Объяснение.

Включает тест.

Наглядность. Самостоятельная работа учеников.

Слушают.

Выполняют работу индивидуально, осуществляют взаимопроверку.

7.Применение новых знаний

Л: самоопределение

Р: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,

осознание качества и уровня усвоения.

П: самостоятельное создание алгоритмов

деятельности, использование знаково-

символических средств.

Обеспечивает усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

Подумай, что ты изобразишь из интерьера русской избы. Всю комнату, печь, посуду, красный угол.

Дети, соблюдая определённый план своих действий, работают над композицией рисунка, выполняют практическую работу, рассказываю друг другу о приобретённых на уроке знаниях

8.Оценка

П: анализ

К: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения.

Р: контроль.

Л: нравственно-эстетическая оценка.

Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием).

Для этого нам необходимо вспомнить нашу цель урока.

Вспоминают цель урока и на ее основе анализируют и оценивают успешность ее достижения. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

9.Рефлексия учебной деятельности

Л: смыло-образование

П: рефлексия

К: умение с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли.

Какие чувства вы испытывали при изучении данной темы?

Если вы испытывали чувство позитива, гордости за себя и свою страну, то поднимите оранжевый смайл. Если же вам на уроке было скучно и не интересно, то поднимите фиолетовый смайл.

Что интересного было на уроке?

Даёт инструкцию по выполнению

домашнего задания.

Домашнее задание: найди изображение крестьянских жилищ разных народов. Что между ними общего и в чем разница.

Итог урока.

Вспоминают, анализируют, поднимают смайлы, высказывают свое мнение.

Записывают задание в дневник.

Прощаются с учителем.

Используемая литература

Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс, учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А. Неменская под ред. Б.М. Неменского. – М: Просвещение, 2013. – 176с.

Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского /авт.-сост. О.В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2012-170с.

http://m-der.ru/store/10006298

http://russian7.ru/2013/02/7-osobennyx-mest-v-russkoj-izbe/

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Конспект урока по ИЗО «Внутренний мир русской избы» (5 класс)

    Разработка урока по изобразительному искусству учителя изобразительного искусства МБОУ СОШ №2

    Кокорина Г.Н. Программа: Б.М. Немецкого.

    Первая учебная четверть. Урок №3. Класс: 5

    Урок изобразительного искусства в 5 классе

    Тема: «Дом – космос. Внутренний мир русской избы»

    Тип урока:

    урок комплексного использования знаний

    Цели урока: Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, мелки, бумага, кисти).

    Предметная цель:

    Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы интерьера русской избы. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

    Метопредметная цель:

    УУД

    Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства;

    — понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

    — уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

    — уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

    Регулятивные:

    уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

    — находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

    — уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

    — уметь организовать место занятий.

    Познавательные:

    осуществлять поиск и выделение необходимой информации; способность к созданию художественного образа, эстетической оценке значения вещи и интерьера крестьянского жилища, и работ учащихся.

    Коммуникативные:

    проявлять активность для решения познавательных задач

    уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

    Наглядный и дидактический материалы:

    Общеклассный: плакаты «Этапы построения интерьера», «Солярные знаки».

    Литературный ряд: стихотворения И. Денисов.

    Музыкальный ряд: народные песни.

    Видео ряд: презентация

    Учебные понятия (на доске): декор, конструкция, интерьер, конник, красный угол.

    Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная.

    План урока:

    1. Организационный момент;

    2. Сообщение нового материала;

    3. Практическая работа;

    4. Выставка работ;

    5. Закрепление новых знаний

    6. Подведение итогов. Презентация

    Ход урока:

    1. — Здравствуйте ребята, буду рада сегодня нашему общению и ожидаю удивиться вашим рисункам.

    2. (Учитель демонстрирует классу первый слайд)

    -С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создать безопасное пространство. «ДОМ» почему именно так стало называться это пространство?

    (Размышления учащихся)

    -На самом деле эти три буквы очень символичны:

    Д – похоже на строение, сооружение;

    О – практически у всех народов, является символом оберега;

    М – напоминает нам забор, ограду, отделяющую от внешнего мира.

    (демонстрация второго слайда)

    -В восприятии древних славян, наших предков, изба являлась олицетворением вселенной. Их мировоззрение строилось на понятии трёхмерности мира, то есть мир делился на три части:

    Правь(верхний мир) – мир богов, где боги разъезжали по небу в колесницах запряжёнными крылатыми конями. Символ этого мира – птица, которая ещё и символизирует в себе женское начало. Как ласково в сказках женщину часто называют? В какой сказке женщину сравнивают с птицей?

    (ответы учеников: утушкой, лебёдушкой; Царевна – лебедь) и т.д.

    Явь (средний мир) – мир где мы с вами живём. Мы явились на белый свет, чтобы творить добро. Мир Яви – союз неба и земли, рождение рода человеческого. Символом среднего мира является конь – это сила, доблесть, добро и храбрость. Он символизирует мужское начало, вспомните, в каких сказках конь помогает человеку?

    (ответы учеников – «Конёк Горбунок»; «Сивка – бурка»)

    Навь (нижний мир)— тёмный мир мёртвых, тот свет. Символом этого мира является змея. А каких отрицательных героев сказок вы знаете?

    (ответы учащихся: Змей Горыныч, баба Яга, Кощей бессмертный, Вий…)

    На самом деле в древних легендах (русских ведах) говорится о князе тьмы, который правил миром Нави, и было у него двое детей: прекрасная, но коварная и злая дочь — Яга Виевна, и жестокий, статный, высокий брюнет, сын — кощей Виевич. Позже в русских сказках народ сделал их не такими красивыми и привлекательными.

    — Давайте, попробуем определить, как понятие трёхмерности мира отразилось в архитектуре русского жилища – избы.

    (размышления учащихся)

    — Крыша дома – почесть небу. Символ небесной колесницы, поэтому каждый хозяин венчал свою крышу коньком (охлупень), Крышу венчает горделивый конь — охлупень. Он парит как птица, которая заботливо накрыла большими крыльями дом – гнездо, где обитают люди.

    — Вспомните, что символизировал образ коня? (Солнце).

    Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома. Конёк и солнечные знаки на полотенце символизируют полудённое солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее.

    — Рассмотрите узорочье доски – полотенца, доски причелены. Что за изображение вы увидели? (Круги с ромбами, ромбы и прямоугольники, небольшие отверстия, зигзаги, выступы.)

    Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды. А что вы увидели ещё на фронтоне?

    Особенно нарядны фронтон и наличники окон. Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа.

    — Какие? Кто скажет? (полулюди – полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы, устрашающие гривастые львы-собаки).

    Сказочно – диковинные образы олицетворяли нижний, подземный мир, который представлялся человеку таинственным и загадочным. Фронтон крыши обязательно украшался солярными знаками. Потолок в доме красили в голубой цвет, символ неба.

    Стены в избе белились белой известью, почесть миру Яви. Окна, как глаза избы, так же украшались знаками оберегами, а оконные рамы изготавливались в виде креста, что являлось защитой и символизировало четыре стороны света и солнце.

    Пол – почесть нижнему миру (Нави) – окрашивали в коричнево-охристые тона, отдавая дань уважения матери – Сырой Земле, таинственному нижнему миру.

    (демонстрация 3 слайда)

    — Внутренняя часть избы, условно, делилась на две половины: женскую и мужскую.

    Но по прежнему верю я после мороза,

    Русской печке, привету её и теплу,

    Где не раз под тулупом,

    Тяжёлым как туча,

    Благодарный своей человечьей судьбе,

    Забываясь от всех неурядиц грядущих,

    Засыпал я счастливый под песни в трубе.

    И. Денисов.

    (Чья половина у печи?)

    — Русская печь – домашний очаг, место окружённое почитанием всей крестьянской семьи: она является источником существования и благополучия. Печь – место чистое, нельзя плевать на печь и сжигать в ней мусор. Гость вошедший в избу, первым делом, прислонялся ладонями к печи, таким образом отдавая почесть хозяйке дома и прося благосклонности у домового.

    У окна находилась лавка со спинкой с одной стороны (Конник) – это место считалось мужской половиной. В долгие зимние вечера мужчины рукодельничали здесь, плели лапти, вырезали ложки из дерева и тд.

    Духовная часть избы располагалась в «красном» углу. Самым главным в избе был левый (красный ) угол, в который помещали ИКОНУ украшенную рушниками. Икону всегда вешали лицевой стороной к востоку, где всходит солнце – воплощение доброты. Этому правилу следовали все: будь то крестьянская изба, царские покои или купеческие хоромы. При любой беде или пожаре первой из избы выносилась икона.

    Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь ставили стол, за которым проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, обряды. Во время уборки урожая первые и последние колосья устанавливали в красном углу – это сулило благополучие в семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления. Красный угол старались держать всегда в чистоте и нарядно украшали. Красный цвет означает в нашей традиции прежде всего божественный огонь – сравни слова «красный», «красивый» и «крада», т.е. жертвенный огонь. Красный резко амбивалентен. В древности он символизировал божество, жизнь, оберег, силу, очищение, мужское начало, действие, здоро-вье, любовь, владычество, солнце, с одной стороны, и войну, гнев, охоту, молнию, кровь, жертву, огонь подземного мира, смерть – с другой. Его украшали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полке возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили ценные бумаги, предметы. люди очень заботились о своей душе, так как верили в загробную жизнь.

    (демонстрация 4 слайда)

    -Словно птицы зазвенели-

    Сколько света и тепла…

    Бабка радугу постелит

    От порога до стола.

    Все сомнения отбросте:

    Хоть избушка на земле,

    Но идут по небу гости

    Прямо к солнцу на столе.

    Каждый ноги вытирает

    И проходит не дыша

    Там, где радуга играет,

    Словно бабкина душа.

    -Радугой называли длинные половички в избе. У русского народа было принято всё укрывать, прятать от чужих глаз. Потому в доме было огромное количество самотканых украшенных вышивкой занавесок, скатертей, полотенец. В мифологии радуга символизирует связь между миром естественным и сверхъестественным, мост между небом и землёй. Радуга является символом плодородия, самой жизни (радуга, посланная Ною после потопа), её многоцветья. Такое многоцветье присуще раю,

    идеальному образу природы, праздничной брачной одежде женщины

    в традиционных культурах.

    (демонстрация 5 слайда)

    -В каждой избе на потолке есть крюк, кто знает, зачем он?

    (размышления учеников)

    -На этот крюк вешалась люлька, где качали младенца.

    (демонстрация 6 слайда)

    Люлька тоже обязательно украшалась узорами оберегами.

    1. –Сколько интересного мы с вами сегодня узнали, и я предлагаю вам нарисовать интерьер русской избы.

    С чего начнём?

    (размышления учащихся)

    Выбор композиционного решения.

    Детальная прорисовка предметов.

    Подмалёвок.

    Передача в цвете деталей.

    -Требования к самостоятельной работе учащихся:

    Эстетичность работы.

    Передача в рисунке особенностей уклада жизни русских крестьян.

    Законченность композиции в цвете.

    4. Индивидуальная работа с учащимися.

    5. Выставка работ (самооценивание).

    Оцените результаты своей работы, способы их достижения (с комментированием)

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.

    В чем проявилась мудрость устроения жилой среды русской избы?

    Какие новые термины вы сегодня узнали на уроке?

    Д/З — Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением внутреннего убранства избы.

    infourok.ru

    Презентация «Внутренний мир русской избы».

        Презентация к уроку изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского. Презентаия соответсвует требованиям ФГОС.

        Зрительный ряд презентации позволяет сформировать у  учащихся образные представления об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы. Повествовательный ход слайдов способствует развертыванию темы урока: крестьянская изба, женщина-хозяйка дома  в традиционной одежде, крыльцо дома. Далее слайды соответствуют последовательному продвижению по внутреннему пространству дома, представляя жизненно важные центры  (печь, красный угол, женский угол, полати др.). Учащиеся знакомятся с кругом предметов быта,  включенных в пространство дома (ткацкий стан, прялка, люлька, светец и т.п.). Практическая работа на уроке предусматривает обобщенное изображение крестьянского дома. Учащимся предложенны варианты композиционного решения крестьянского интерьера.

    Просмотр содержимого документа
    «Презентация «Внутренний мир русской избы». »

    ВНУТРЕННИЙ МИР

    РУССКОЙ ИЗБЫ

    1 . Из какого материала строили избы на Руси?

    Д

    Е

    Р

    Е

    В

    О

    1 . Из какого материала строили дома на Руси?

    Д

    Е

    Р

    Е

    В

    О

    2. Как называлась часть крестьянского дома,

    сделанная из обработанных бревен?

    С

    Р

    У

    Б

    2. Как называлась часть крестьянского дома,

    сделанная из обработанных бревен?

    С

    Р

    У

    Б

    3. С какими символическими понятиями

    связывали крестьяне разные части дома?

    1

    2

    3

    4

    3. С какими символическими понятиями

    связывали крестьяне разные части дома?

    К

    О

    Н

    Ь

    Н

    Е

    Б

    О

    О

    К

    О

    З

    Е

    М

    Л

    Я

    ИЗБА – комната отапливаемая печью

    «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил»

    КРАСНЫЙ УГОЛ

    БОЖНИЦА

    Главное украшение дома была икона.

    Иконы ставились на полочку-божницу.

    Кроме икон на божнице хранились освящённые в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо.

    ПЕЧНОЙ УГОЛ

    ПЕЧЬ-душа дома,

    главный оберег семьи,

    семейный очаг.

    ПЕЧЬ – жилище

    домового.

    ПОЛАТИ- лежанка между стеной избы и печью

    ШЕСТОК – широкая толстая доска, на которой

    размещались горшки, чугунки, домашняя утварь

    ЖЕНСКИЙ УГОЛ (КУТ)

    С чего начать рисунок русской избы?

    • Определить, что Вы будете изображать: женскую половину, красный угол, мужскую половину, печь…
    • Продумать компоновку рисунка.
    • Определить где в рисунке будет изображение пола, потолка, стен.

    Приступаем к практической части урока, внимательно прочитайте задание.

    Последовательность построения перспективного изображения избы

    Выполняя практическую работу обращайтесь к тесту на слайде. На первом уроке по этой теме вы должны выполнить линейное построение рисунка избы и начать расположение предметов быта в графике.

    Красный угол

    стол

    скамейка

    Не красна изба углами,

    а красна пирогами!

    Презентация подготовлена по программе Б.М.Неменского к уроку ИЗО в 5 классе на тему «Внутренний мир русской избы».

    Автор: Ефимова Жанна Юриевна, учитель ИЗО МБОУ СОШ №55, г. Нижний Тагил.

    kopilkaurokov.ru

    Внутренний мир избы — ИЗО

    Тема Внутренний мир русской избы

    В низенькой светелке с створчатым окном

    Светится лампадка в сумраке ночном:

    Слабый огонечек то совсем замрет,

    То дрожащим светом стены обольет.

    Новая светелка чисто прибрана:

    В темноте белеет занавес окна;

    Пол отструган гладко; ровен потолок;

    Печка развальная стала в уголок.

    По стенам – укладки с дедовским добром,

    Узкая скамейка, крытая ковром,

    Крашеные пяльцы с стулом раздвижным

    И кровать резная с пологом цветным.

    Л. Мей

    Ромбо- точечный знак, часто встречающийся в узорах, символизирует землю и пашню

    Схема устройства кровли (по М. В. Красовскому)

    1. Желоб

    2. Охлупень

    3. Стамик

    4. Слега

    5. Огниво

    6. «Кнес»

    7. Повальная слега

    8. Самец

    9. Повал

    10. Причелина

    11. Курица

    12. Пропуск

    13. Бык

    14. Гнет

    На кромке кровли красовались причелины с волнистым узором, символизирующим небесную воду

    • Горяева Н.А., Островская О.В. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва «Просвещение», 2006
    • Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусства» Москва «Просвещение» 1991
    • Горяева Н.А. «Методическое пособие к учебнику» Москва «Просвещение» 2003
    • Неменский Б.М. «Искусство вокруг нас» Москва «Просвещение» 2004
    • Сапожникова Т. Б., Коблова О. А. Методика проведения уроков по теме «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека»Москва Педагогический университет «Первое сентября». 2007

    multiurok.ru

    Урок ИЗО в 5-м классе по теме «Внутреннее убранство крестьянского дома»

    Тема: Внутреннее убранство крестьянского дома. Посиделки. (Урок-обобщение.)

    Цель: обобщить знания по устройству крестьянского быта и символики русского искусства, познакомить учащихся с русским фольклором.

    Зрительный ряд: рисунки интерьера крестьянского жилища; репродукции; ИКТ-презентация.

    Литературный ряд: Л. Мей «В низенькой светелке…», детские книжки с иллюстрациями русской избы.

    Оборудование: старинная русская прялка, рисунки детей, музыкальное оформление.

    Этапы урока

    Действия учителя

    Действия ученика

    Комментарии

    I. Организационный

    — Подготовка к уроку. Настрой на урок.

    (Презентация)

     

     

    II. Актуализация раннее полученных знаний

    — На предыдущих уроках мы познакомились с внешним и внутренним убранством русской избы.

    — По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы?

    — Зачем люди украшали свои жилища?

    Ученики высказывают своё мнение.

    Пауза делается для того, чтобы дети сами могли сделать соответствующий вывод.

    (На экране изображение избы. Слайд № 3)

    Русская изба.… С ней мы уже не раз встречались на наших уроках, и вновь возвращаемся к этому образу. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы — чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

    Глаголем, кошелем и брусом
    Дом строили с резным крыльцом,
    С обдуманным мужицким вкусом,
    И каждый со своим лицом.
    В. Федотов

    — Давайте, ребята, мысленно войдем в крестьянское жилище. (На экране появляется изображение интерьера избы. Слайды № 4, 5)

    Слушают.

     

    А какие же предметы наполняли крестьянский дом?

    — Да, эти предметы радовали глаз хозяина и окружали всю его семью теплом и радостью.

    (Слайды № 6, 7, 8)

    — Сегодня устроим посиделки, которые устраивались в каждом доме в праздничные дни.  И нам поможет старинная прялка,  украшенная росписью и резьбой.

    Это предметы быта, утварь, помогающие крестьянину в его повседневной жизни. (Ковши, солонки, вальки, прялка и др.)

     

    (Слайд № 9)

    — Беседа о значении русской прялки в доме.

    Особое место в доме занимала прялка, непременная спутница русских женщин. Нарядную прялку дарил добрый молодец в подарок невесте, дарил на память муж жене, отец дочери.

    Прялку-подарок хранили всю жизнь, передавали следующему поколению.

    Жених, подаривший такую прялку своей невесте, желал ей счастья.

    Ученики высказывают предположения, опираясь на свой жизненный опыт.

    Выставляется старинная русская прялка (школьного музея), рисунки детей.

    — Почему люди стали украшать окружающее их пространство (своё жильё и предметы)?

    — Какие символы использовали крестьяне для украшения своего дома?

    — Какие виды русского орнамента  вы знаете?

    — О чём может рассказать декор прялки?

    (Выполняют это задание в виде блиц-опроса.)

    (Фронтальный опрос.)

    Инсценировка «Посиделки»

    — Песня «Уж ты, прялица». (Приложение 1)

    Поют девочки и мальчики (у девочек на плечах праздничные русские платки)

    Песня сопровождается танцем вокруг прялки (хоровод)

    — «Подушечка моя пуховая». (Приложение 2)

    Танец с  элементами игры.

    Все дети идут по кругу, пританцовывают и поют.

    — «Откуль, добрый молодец?» (Приложение 3)

    Поющие обращаются к молодцу, а он обращается на их просьбы движениями, обыгрывая содержание песни.

    Этой песней встречают запоздалого на посиделки нерасторопного паренька.

    — «Я по терему, по терему хожу». (Приложение 4)

    Песня с  элементами игры.

    Сидящие на лавках ребята и девочки поют песню. Одному из играющих водящая тайно кладёт колечко и кричит: «Колечко, колечко, ко мне на крылечко!» Владелец кольца старается выскочить, а задача других – удержать его.

    Любимой игрой на посиделках всегда была игра «Кольцо».

    Изображают.

    III. Итог урока. Рефлексия

     

    Ваше мнение?
    Было интересно.
    Вызвал(о) много вопросов.
    Я не принимал активное участие.
    Было не интересно.

    IV. Домашнее задание

    Подобрать иллюстрации по теме «Русский праздничный костюм»

    V. Дополнение

    Презентация по теме урока «Внутреннее убранство крестьянского дома». Посиделки.

    Фотоматериалы. (Приложение 5)

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *