16 креативных эскизов, включающих обычные предметы быта
Художник-иллюстратор Кристоф Ниман (Christoph Niemann) известен тем, что его работы появлялись на обложках таких популярных изданий, как The New Yorker, Time, Wired и The New York Times Magazine.
В своей серии рисунков «Воскресные эскизы» Ниман использует обычные бытовые предметы для создания на их основе забавных и незамысловатых картинок.
Источник
← Жми «Нравится» и читай нас в ФейсбукеБольше интересного
Как нарисовать предметы быта карандашом. Наброски, зарисовки, эскизы бытовых предметов
Министерство образования и науки Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«КРАСНОДАРСКИЙ АРХИТЕКТУРНО — СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
По выполнению практической работы «Наброски, зарисовки эскизы бытовых предметов, натюрморта», по учебной дисциплине «Основы рисунка» , по специальности 270301 «Архитектура». для студентов I курса
Краснодар, 2017г.
Рецензия
на методические рекомендации по выполнению практической работы «Наброски, зарисовки эскизы бытовых предметов, натюрморта», по учебной дисциплине «Основы рисунка» , разработанную для студентов средних специальных учебных заведений по специальности 270301 «Архитектура». Разработчик Куклина Л.Б. преподаватель художественно-графических дисциплин отделения «Архитектура» Краснодарского архитектурно-строительного техникума. Методическая рекомендация по выполнению практической работы «Наброски, зарисовки эскизы бытовых предметов, натюрморта» по учебной дисциплине «Основы рисунка» , для студентов I курса, предназначена для реализации государственных требований к минимуму уровня подготовки выпускников по специальности 270301 «Архитектура» среднего профессионального образования.
Методическая рекомендация определяет общий объем знаний и умений, полученных ранее, и подлежащих обязательному закреплению студентами.
Содержание дисциплины состоит из 2 разделов ,
В первом разделе «Геометрические структуры» студенты выполняют практическое задание по построению плоских и объёмных фронтальных и угловых объектов ; изучают основы наблюдательной перспективы и правила конструктивного построения предметов постановки.
Во втором разделе студенты выполняют практическое задание по освоению техник переходят к более подробному выявлению формы с помощью светотеневых градаций.
Курс рисунка способствует развитию графической культуры и владению различными графическими техниками и материалами, так необходимыми в профессии архитектора.
В конце каждой темы проводится просмотр работ студентов за счет времени , отведенного на изучение материала .
методическая рекомендация выполнена на высоком методическом уровне и может быть рекомендована для обучения студентов Краснодарского Архитектурно-Строительного техникума.
Рецензент ___________________ П.В.Казачинский
Кандидат архитектуры,
Профессор ФГОУ ВПО «Южный
институт менеджмента»
Наброски, зарисовки эскизы бытовых предметов, натюрмортаМир вещей, предметов – гигантское поприще для
творчества. Ведь вещи – те же памятники своей
эпохи. Натюрморт дает прекрасную возможность для спокойного, длительного изучения духа предмета и
его законченного воплощения, для воспитания чувства предмета, понимание его роли в жизни общества и отдельного человека чрезвычайно важны.
От вещей расходятся круги ассоциаций, как круги
на воде – все больше, все шире!
А. Васильев
Основной задачей обучения будущих архитекторов, является — научить их «видеть» материал, представлять возможности избранной графической техники, при создании художественных образов, это позволит воспитать у них навыки целостного решения изображения.
Студентам целесообразно в процессе работы над учебным натюрмортом, чередовать краткосрочные упражнения – этюды отдельных
Зарисовки предметов, подобных телам вращения, с натуры и по представлению
Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (10,6 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
“В искусстве получение
подлинных знаний,
то есть понимание, без радости,
без наслаждения абсолютно не реально, не
достижимо”.
Б.М. Неменский
Работа преподавателя в детской художественной школе, как любая преподавательская деятельность, имеет свою специфику. В частности, в процессе обучения нередко возникает проблема заинтересованности учащихся темой предстоящего урока. В виду того, что некоторые темы, особенно на начальном этапе обучения академическому рисунку, посвящены овладению техническими навыками и приемами построения предметов, они не вызывают у школьников интереса. Зарисовки предметов подобных телам вращения с натуры и по представлению обычно кажутся ученикам скучными. Однако без этой темы невозможно дальнейшее овладение приёмами академического рисунка и умением объёмной передачи формы.
Наблюдения показывают, что в начале обучения школьники испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют графическими навыками. Неудачные попытки вызывают недовольство собой, эмоционально отрицательное отношение к этому виду деятельности, отказ от рисования вообще. Анализ процесса выполнения рисунка показывает, что для его создания необходимо наличие, с одной стороны, отчетливых представлений о конструкции предметов, с другой — умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движения руки воле разума. Следовательно, преподавателю требуется не только специальная организация восприятия учеников в целях создания нужных представлений, но и развитие механических движений руки, формирование графических навыков и умений. Плохое владение карандашом, своей рукой — все это вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает школьнику передать в рисунке задуманное. Поэтому овладение технической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развитие способности к рисованию.
Обобщая сказанное, перед педагогом художественных дисциплин стоит задача: таким образом построить урок по теме “Зарисовки предметов подобных телам вращения с натуры и по представлению”, чтобы максимально повысить мотивацию учащихся. Только тот человек, который работает с интересом и увлечением, способен работать много и хорошо. Для решения поставленной задачи намечаем план занятия:
План занятия:
1.Эмоциональный настрой класса — 5 мин.
2.Анализ темы — 5 мин.
3.Анализ задания — 15 мин.
4.Самостоятельная работа — 100 мин.
5.Анализ детских работ — 10 мин.
(Три урока по 45 минут)
(Слайд 3)
Оборудование:
1.Зрительный ряд:
- Бытовые предметы подобные телам вращения,
- Презентация “Зарисовки предметов подобных телам вращения с натуры и по представлению”.
2.Оборудование:
- 2 листа А3,
- карандаши 2Т, Т, ТМ, М, 2М,
- мягкий ластик,
- мольберт. (Слайд 4)
Эмоциональная интенсивность занятий по академическому рисунку должна быть рассчитанной для каждого конкретного случая. Эта задача требует от преподавателя продуманности в подготовке таких занятий, что на самом деле зачастую отсутствует. В решении данной проблемы помогает технология “эмоционального настроя”. Технология “эмоционального настроя” предполагает множество различных приемов для активного включения школьников в процесс рисования, например: обращение к детской фантазии, пробуждение интереса при помощи нестандартных форм проведения уроков, повышении самооценки учащихся, использование средств ИКТ.
Необычное начало урока, неожиданные и интересные для школьников задания, возможность выбора — всё это помогает быстро включить учеников в работу и правильно настроить на неё. В результате использования данной технологии быстрее и качественнее осваиваются графические навыки и умения, у учащихся появляется заинтересованность в дальнейшей художественной деятельности.
1. Эмоциональный настрой класса
В условиях современной российской школы мотивация является одной из наиболее актуальных проблем. Редко встретишь учителя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят. Что же необходимо сделать учителю для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся? (Слайд 5)
Организация учебного процесса направленная на повышение мотивации учащихся включает:
- совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач
- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке
- создание ситуации успеха
- нестандартные формы проведения урока
- использование информационных технологий. (Слайд 6)
Как же создать условия для глубокого понимания материала учащимися, избегая механического запоминания изучаемого? При правильно выстроенном объяснении материала преподаватель не только дает ученикам знания, но и организует их познавательную деятельность. Очень важно то, как учитель вводит тему урока. Тема урока должна не просто сообщаться обучающимся, следует подводить школьников к необходимости изучения материала урока, объяснять новые для учеников понятия.
2. Анализ темы
Тема урока: “Зарисовки предметов подобных телам вращения с натуры и по представлению”
Зарисовка — фактический синоним слова “набросок”, с той лишь небольшой разницей, что главный упор в наброске делается скорее на эмоциональную сторону натуры, а зарисовка представляет собой более “академический” вариант наброска, призванный ухватить форму и пропорции. (Слайд 7)
Зарисовки окружающих нас в быту предметов наиболее доступны, просты и относятся в основном к начальному периоду обучения. (Слайд 8)
В отличие от длительного рисунка, где прорабатываются мельчайшие детали сложного целого, наброски и зарисовки с натуры предполагают передачу общего впечатления самого главного в объектах изображения или отдельных частей натуры.
(Слайд 9)
Перед объяснением задания преподаватель должен не только назвать и записать тему урока, привлечь к ней внимание учащихся, но и указать им те задачи, которые на данном уроке будут решаться.
Практика обучения показывает, что для каждого урока рисования, посвященного изучению нового материала, необходимо какое-то время выделить для повторения пройденного материала, особенностей графических навыков и умений, необходимых в данном конкретном случае. Особенно это актуально на начальном этапе обучения. Определённые преподавателем задачи урока являются целью предстоящей деятельности, учеников. Осознание цели – необходимое условие любого действия. Учащиеся должны не только знать и понимать цель предстоящего занятия, но и представлять, как эта задача будет решаться.
Целью данного занятия является:
- развитие у учащихся ДХШ художественно-образного восприятия реальной действительности;
- целостного видения натуры,
- активизация процессов пространственного мышления и памяти. (Слайд 10)
3. Анализ задания
Задача урока:
— Выполнение зарисовок предметов подобных телам вращения с натуры.
— Выполнение зарисовок предметов подобных телам вращения по памяти, с трансформацией данной формы в необычное здание (творческое задание). (Слайд 11)
Повторение материала:
— “Конструктивное построение тел вращения (конус, цилиндр, шар, тор)”.
— “Конструктивное построение предметов быта”. (Слайд 12)
Конструктивные особенности тел вращения. (Слайд 13)
Построение основных геометрических тел вращения. (Слайд 14)
Тела вращения характеризуются осью, радиусами оснований и конструктивными точками образующей поверхности тел. Задача состоит в том, чтобы научиться грамотно и правильно изображать их на плоскости. Для этого необходимо усвоить основные принципы и способы конструктивного построения таких изображений.
В изображении тел вращения одним из наиболее сложных элементов является рисование окружностей их оснований в перспективе. Чем дальше от линии горизонта (выше или ниже) располагается круг, тем больше расширяется. Чем ближе к линии горизонта располагается круг, тем уже он становится. На линии горизонта (уровень глаз) круг становится отрезком.
Окружность — это замкнутая геометрическая линия, все точки которой отстоят от центра на равном расстоянии. Рассматривая окружность в перспективе, её называют эллипсом. Эллипс — это замкнутая кривая линия, которая строится на двух взаимно перпендикулярных осях: большой — горизонтальной и малой — вертикальной, делящих друг друга пополам в точке пересечения. В рисунке под эллипсом следует понимать перспективное изображение окружности, где нет углов, а есть плавный переход от ближней части к дальней.
Перспективное построение окружностей подводит школьников к правильному изображению предметов, относящихся к телам вращения. Так, например, упражнения по рисованию цилиндра помогут в дальнейшем при изображении сложных по форме предметов, в которых окружность является важным составным элементом.
Выполняя зарисовки, необходимо напоминать учащимся об особенностях конструктивного построения бытовых предметов, подобных телам вращения
(Слайд 15)
После освоения рисунка простых геометрических тел учащиеся должны перейти к рисованию более сложных форм. К ним, прежде всего, следует отнести предметы быта. Бытовые предметы, простые и ясные по форме и конструкции, наиболее близки в своей основе к простым геометрическим телам. Геометрические тела — шар, куб, призма, цилиндр, конус, пирамида — составляют основу строения любых сложных форм. К наиболее простым из них следует отнести предметы, сочетающие в себе одну или две различные геометрические формы. К примеру, кружку, где корпус кружки состоит из цилиндра. Наиболее сложными по форме предметами являются те, которые сочетают в себе различные геометрические формы. К ним, как правило, относятся сложные тела вращения. Например, глиняный горшок, выполненный на гончарном круге, представляет собой шар, сочетающийся с цилиндром или усечённым конусом.
Последовательность выполнения зарисовки кружки: (Слайд 16)
Для первоначального изучения закономерностей формы очень удобны предметы бытового обихода. Они доступны всем, наиболее просты по форме и потому более всего подходят для отработки учащимися графических навыков и умений. Работа над зарисовками бытовых предметов ведётся в соответствии с принципами “от простого к сложному” и “от общего к частному”. В нашем случае рассматривается последовательность выполнения зарисовки на примере кружки. Для того чтобы работа продвигалась успешно, необходимо проводить ее, соблюдая следующие этапы:
1. Анализ формы предмета.
2. Композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги.
3. Конструктивный анализ формы и перспективное построение рисунка на плоскости.
4. Подведение итогов работы над рисунком.
Светотеневая проработка формы пока не затрагивается. Основной упор делается на конструктивное построение и овладение навыками изображения круга в перспективе (на примере зарисовок бытовых предметов).
Изучение материала для творческого задания: (Слайды 17-22)
После выполнения зарисовок бытовых предметов с натуры учащиеся переходят ко второй части задания — выполнение зарисовок предметов подобных телам вращения по памяти, с трансформацией данной формы в необычное здание (творческое задание).
Для усиления учебной мотивации учащихся требуется такая педагогическая технология, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяет практически решить эту задачу. В данном случае школьникам демонстрируются фотографии зданий необычной формы, напоминающие бытовые предметы или же тела вращения. Интерес учащихся к заданию позволяет им выполнять все зарисовки и конструктивные построения бытовых предметов с большим энтузиазмом и старательностью.
4. Самостоятельная работа
После повторения материала и знакомства с правилами выполнения творческого задания школьники приступают к самостоятельной работе.
Организация самостоятельной работы учащихся и руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого преподавателя. Воспитание самостоятельности является составной частью воспитания обучающихся.
Если говорить о формировании у школьников самостоятельности, необходимо рассматривать две тесно связанные между собой задачи. Первая — развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, вторая — научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в практической деятельности.
Самостоятельная работа помогает учащимся получить глубокие и прочные знания, является средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развивает их умственные способности. Ученик, впервые переступающий порог школы, не в состоянии самостоятельно ставить цель своей деятельности, не умеет планировать свои действия.
Задача преподавателя таким образом организовать самостоятельную работу учащихся, чтобы в процессе обучения они смогли достичь определенного уровня самостоятельности, дающего им возможность справиться с различными заданиями.
Актуальность этой проблемы бесспорна, так как знания, умения, убеждения нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
Поэтому самостоятельная работа учащихся начинается уже с этапа отбора бытовых предметов из натюрмортного фонда. Каждый учащийся выбирает для себя понравившийся по форме бытовой предмет и приступает к выполнению самостоятельной работы. В ряде слайдов под заголовком “Самостоятельная работа” можно увидеть результаты работы учеников 2 класса ДХШ над темой “Зарисовки предметов подобных телам вращения с натуры и по представлению”. (Слайды 23 — 26)
5. Анализ детских работ
В конце урока учащиеся просматривают работы вместе с преподавателем. Обсуждают удачные или не удачные моменты. Выражают своё отношение к прошедшему уроку.
Очень важно правильно организовать коллективный просмотр работ в конце занятия: приучать учащихся быть внимательными к творчеству одноклассников, справедливо и доброжелательно оценивать их работы, радоваться не только своей, но и чужой удаче.
Анализ детских работ идет в первую очередь с позиции тех задач, которые были поставлены в начале занятия. Просмотр созданных школьниками рисунков имеет большое воспитательное и учебное значение. Положительное эмоциональное состояние учащегося на занятии – обязательное условие для развития его творчества. Похвала всегда радует учеников, отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицание следует очень осторожно: если всё время хвалить учащегося, у него могут сформироваться самоуверенность и зазнайство, и, наоборот, если постоянно говорить ученику, что он плохо нарисовал, у него появляется неуверенность, может закрепиться прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности. Ученики испытывают удовлетворение от того, что их работа понравилась, что одноклассники выразили своё одобрение, отметили её. Но положительную оценку важно давать по заслугам, то есть за действительно хорошее качество, выразительность и красоту.
Так как перед учениками стояла цель передать сходство с натурой, то анализ делается сравнительным. Вопросы преподавателя должны направить школьников на сопоставление рисунка с натурой, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, пропорционально ли изображены его составные части. Обращая внимание на творческую часть задания важно оценивать оригинальность идеи и разнообразие замыслов. Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время.
В результате анализа учащиеся должны понять, как правильно рисовать и какие они допустили ошибки. Критические замечания, которые касаются техники исполнения, преподаватель должен делать доброжелательно, в рекомендательной форме. Следует отметить, что современный ученик на любом уроке нуждается в справедливом, не равнодушном преподавателе, который не подгоняет учащихся под методику, а методику подстраивает под детей. (Слайды 27 — 36)
Список литературы.
1. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1-2 кл.: учебник для общеобразовательных заведений. – М., Дрофа, 1995.
2. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка. – М., Издательство Эксмо, 2003.
3. Программно-методические материалы: изобразительное искусство. 5-9 кл. / Сост. В.С. Кузин, В.И.Сиротин. — М., Дрофа, 1998.
4. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебное пособие для студентов-заочников худграфа. – М., Просвещение, 1975.
5. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебное пособие для студентов худграфа. – М., Просвещение, 1974.
6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: в 4 ч. Ч 1. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1996.
7. Угаров Б.С., Королев В.А., Пен В. Учебный рисунок: учебное пособие. – М., Изобразительное искусство, 1995.
8. http://images.yandex.ru/yandsearch
9. http://ru.wikipedia.org/wiki/ (Слайд 37)
11.12.2015
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
2.6. Зарисовки предметов быта имеющих призматическую форму с натуры и по памяти. урок. 4.2. Зарисовки предметов быта (кружка, кастрюля и т.д.) в горизонтальном положении. 4.3. Наброски по памяти отдельных предметов Раздел 5. Тональный длительный рисунок.
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Разработчик
–
Шипичкина Олеся Сергеевна, преподаватель изобразительного искусства
Рецензенты:
В.И. Новопашина
—
преподаватель изобразительного искусства высшей
квалификационной категории АУДОМОЗГО «Заводоуковская детская школа искусств
Е.В. Шаляпина
—
преподаватель ФГБОУВО «Тюменский государственный институт
культуры» (колледж искусс
тв)
С
труктура программы учебного предмета
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
•
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
•
Срок реализации учебного предмета;
•
Объем учебного времени предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
•
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;
•
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
•
Цель и задачи учебного предмета;
•
Обоснование структуры программы учебного предмета;
•
Методы обучения;
•
Описание материально
—
технических условий реализации учебного предмета;
2.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
•
Учебно
—
тематический план;
•
Годовые требования. Содержание разделов и тем;
3.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
4.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
•
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
•
Критерии оценки;
5.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
•
Методические рек
омендации преподавателям;
•
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
6.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
•
Список методической литературы.
•
Список учебной литературы.
•
Средства обучения.
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом
федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе
в области изобразительного искусства «Живопись».
Рисунок
—
основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе
художественного образования рисунок является основополагающим учебным предметом.
В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок»,
«Живопись» и «Композиция
станковая» дополняют друг друга,
docs4all.com
Рисунок геометрических тел и предметов быта. Понятие «пропорции», «силуэт». Способы визирования
ПЛАН-КОСПЕКТ УРОКА
Предмет: «Рисунок»
ОП: Изобразительное искусство
Тема: «Рисунок геометрических тел и предметов быта. Понятие «пропорции», «силуэт». Способы визирования»
План урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
III. Объяснение нового материала.
Объяснение понятий «пропорции», «силуэт».
Знакомство с способом визирования карандашом.
Просмотр мультимедийных материалов.
IV. Практическая работа.
V. Подведение итогов урока.
VI. Уборка рабочих мест.
Тема урока: Рисунок геометрических тел и предметов быта. Понятие «пропорции», «силуэт». Способы визирования.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: дать понятие пропорции и силуэт предметов, научить визировать при помощи карандаша.
Задачи обучения:
1). Познакомить учащихся с понятием «пропорция» «силуэт», «визирование».
2). Закрепить знания о композиции в рисунке.
3). Познакомить учащихся со способами визирования.
4). Научить выполнять силуэтные зарисовки предметов простой формы.
5). Научить применять имеющиеся знания на практике.
Задачи воспитания:
1). Воспитывать интерес и положительное отношение к знаниям.
2). Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту, умение замечать особенности различных предметов.
3). Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
4). Воспитывать дисциплинированность и самостоятельность.
5). Воспитывать желание и умение доводить начатую работу до конца.
Задачи развития:
1). Развивать художественно-творческие способности учащихся, умение творчески подходить к решению поставленных задач.
2). Развивать мыслительные операции, память и внимание учащихся.
3). Развивать сенсорные качества, точность при выполнении работы.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, беседа и рассказ, практическая работа учащихся.
Материалы: схемы и плакаты по теме, бумага Ф А4, карандаш, ластик.
Форма урока: групповая.
Для проведения открытого урока проведена подготовительная работа:
Ход урока:
I. Организационный момент.
Подготовка рабочего места.
Подготовка учащихся к уроку. Приветствие.
Сообщение темы урока и его цели.
II. Актуализация знаний учащихся.
Беседа по вопросам и обобщение ответов.
Правила поведения на занятиях.
Дать ответы на вопросы «Что такое композиция в рисунке», «какие геометрические тела вы знаете?».
На какие моменты следует обратить внимание для удачного размещения рисунка на листе? (необходимо мысленно уравновесить массу изображаемой натуры с форматом листа; определить геометрический центр формата листа – для этого соединить по диагонали противоположные углы листа или разделить его пополам по горизонтали и вертикали. Геометрический центр является ориентиром для размещения рисунка на листе; рисунок располагаем на листе так, чтобы внизу оставалось больше места, чем вверху. Однако при рисовании предметов, стоящих на горизонтальной плоскости стола или пола для придания им большей тяжести и весомости, рисунок целесообразнее сместить немного вниз; при рисовании группы предметов, например натюрморта, необходимо найти его композиционный центр – тот предмет, часть предмета или группу предметов, которые первыми бросаются в глаза. В натюрморте всегда один из предметов является главным, а остальные – второстепенными; не обязательно добиваться совпадения геометрического и композиционного центров.
III. Объяснение нового материала.
Пропорциями (от лат. proportio – соотношение, соразмерность) называются соотношения величин частей художественного произведения между собой, а также соотношение каждой отдельной части с произведением в целом.
Слово «пропорция» ввел в употребление еще в I в. до н.э. древнеримский оратор Цицерон, который перевел на латинский язык платоновский термин «аналогия», означающий буквально «соотношение».
Чувство пропорции является одним из основных в процессе рисования, а умение применять его во многом определяет успешность дела. Например, чтобы нарисовать натюрморт, состоящий из нескольких предметов быта, необходимо определить, как они соотносятся между собой по размерам: высоте, ширине, объему, массе.
Установив пропорциональные соотношения между предметами, необходимо перейти к выявлению соразмерностей частей формы отдельно взятого предмета. Таким образом, устанавливая соотношения между предметами и между частями формы отдельного предмета, мы выявляем их пропорциональные характеристики. Отсюда можно сделать вывод, что в основе создания пропорций лежит метод сравнения.
Грамотный рисунок — это, прежде всего изображение пропорций предмета. Но это не значит, что предмет надо непременно рисовать в натуральную величину. Это невозможно, если принять во внимание наше зрительное восприятие, и не нужно, если учитывать расстояние от вашего места до натуры. Иное дело, что размеры предмета выдержаны в пропорциях, а также по отношению к окружающей среде и в любом уменьшенном виде выглядят правдиво. Следовательно, здесь все зависит от выбранного вами масштаба изображения. Это касается также и установления размеров отдельных частей предмета по отношению к общим массам.
Таким образом, выдержать пропорции в рисунке — значит добиться соотношения величин всех частей предмета к целому в пределах формата и выбранного масштаба изображения.
Силуэт (фр. Silhouette, по имени фр. Министра де Силуэта, на которого была нарисована карикатура в виде теневого профиля):
1) очертание, абрис предмета;
2) одноцветное плоскостное изображение любого объекта (темного на светлом фоне, светлого на темном).
Силуэт — плоскостное однотонное изображение
При изображении в ваших силуэтных или линейных рисунках особое внимание следует уделить пропорциям. В силуэтном рисунке не может быть случайностей, он лаконичный, выразительный. С его помощью можно делать реалистические и декоративные изображения.
В практике рисования точность определения пропорций способствует выразительности рисунка.
В изобразительной деятельности существует известный метод определения пропорции, называемый методом визирования., например, карандаша. В этом случае карандаш держат в пальцах Метод визирования основан на пропорциональном делении отрезков прямых, находящихся в пространстве. Заключается в использовании предмета-посредника для определения относительных размеров объекта на горизонтально вытянутой руке между глазом и натурой. Карандаш может наклоняться вправо или влево, в зависимости от положения измеряемого объекта, но он обязательно должен быть строго перпендикулярен главному лучу зрения. Перемещая карандаш вдоль осей и линий формы, отмечают на нем (прищурив один глаз) искомые величины ногтем большого пальца.
Формы всех сложных и разнообразных предметов окружающего мира могут быть представлены совокупностью простых геометрических тел. На обобщении сложной формы и приведении ее к сочетанию простых форм основана система выполнения последовательного линейно-конструктивного рисунка, отличающегося от срисовывания.
Обучение изображению сложных форм начинается с рисования простых геометрических тел. Гипсовые геометрические тела обладают ясной конструкцией, и на их примере легче усваивать законы перспективного построения.
Рисование куба. Поставим куб ниже линии горизонта и в угловом положении относительно картинной плоскости. Причем одна боковая грань будет нам видна больше, а другая — меньше.
Рассмотрим куб и определим его размеры и основные пропорции. Чтобы построить перспективу составляющих куб плоскостей, надо начинать рисовать с ближайшего плана, т.е. с ближайшего вертикального ребра. Высота ребра будет являться масштабом для нахождения всех других размеров.
От верхнего и нижнего концов вертикального ребра проводим направление верхних и нижних ребер боковых граней, предварительно определив углы наклона этих ребер в натуре.
Учитывая, что куб расположен ниже линии горизонта, угол наклона нижних горизонтальных ребер будет больше, чем верхних, причем у большей видимой вертикальной грани угол наклона уходящих вглубь ребер будет меньше, а у меньшей грани — больше.
Затем намечаем видимую величину вертикальных граней. Для этого проводим два крайних вертикальных ребра в соответствии с пропорциональными отношениями размеров граней. Следующим этапом будет построение верхнего и нижнего оснований куба, причем ширина верхнего основания будет уже, а нижнего – шире. Линии видимого и невидимого контура отличаются по толщине. Ближайший план следует акцентировать нажимом на карандаш.
Рисование шара. Проводим две взаимно перпендикулярные осевые линии. На них намечаем величину диаметра окружности шара. Строим окружность.
Рисование цилиндра. Расположим цилиндр вертикально и также ниже линии горизонта. Определим размеры и основные пропорции цилиндра (высоту и ширину).
Проводим вертикальную осевую линию и на ней намечаем высоту цилиндра, диаметры верхнего и нижнего оснований. Прорисовываем овалы верхнего и нижнего оснований с учетом перспективного сокращения. Соединяем овалы вертикальными линиями.
IV. Практическая работа.
А теперь мы берем бумагу и простой карандаш и приступаем к силуэтному рисованию предметов простой формы. У нас это ваза, кружка, кастрюля, ведро.
Что нужно сделать в начале? (определить пропорции).
Какой метод нам в этом поможет? (способ визирования карандашом).
Задание: на листе выполнить силуэтные зарисовки предложенных предметов простой формы. Выполнить заливку силуэтов предметов черной акварелью или тушью.
V. Подведение итогов урока.
А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось (рисунки выставляются на мольберты). Похожи наши силуэтные изображения на натуру?
Оценивание работ учащихся.
VI. Уборка рабочих мест.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. – М.: ЭКСМО, 2010.
2. Лушников Б. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобраз. искусство»/ Б. Лушников, В. Перцов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
3. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/ авт.-сост. В. Надеждина. – Минск: Харвест, 2010
4. Шембель А. Ф. Основы рисунка. – М.: Изд-во «Высшая школа», 1994.
multiurok.ru
Приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками, эскизами 2.6. Зарисовки предметов быта урок. имеющих призматическую. форму с натуры и по памяти.
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«
Детская школа искусств №5
»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ЖИВОПИСЬ»
Предметная область
ПО.01.
Художественное творчество
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.0
1
.
РИСУНОК
C
оставлено: преп. Жигальцовой
С.П.,
Моисеев
ой
С.А.
Тула
2015
Срок реализации: 5(6) лет.
Рецензенты:
Ведущий методист центра образования и повышения квалификации
государственного
учреждения культуры Тульской области «Объединение центров развития искусства,
народной культуры и туризма» Миронова Инна Александровна;
Руководитель Тульского методического объединения преподавателей изобразительного
искусства, зав. худо
жественного отделения, преподаватель высшей квалификационной
категории МБУДО ДШИ №6 Красильникова Людмила Викторовна.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
—
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
—
Срок реализации учебного предмета
—
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета
—
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации
—
Фо
рма проведения учебных аудиторных занятий
—
Цели и задачи учебного предмета
—
Обоснование структуры программы учебного предмета
—
Методы обучения
—
Описание материально
—
технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
—
Уче
бно
—
тематический план
—
Содержание разделов и тем. Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
—
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
—
Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение
учебного процесса
—
Методические рекомендации преподавателям;
—
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Список литературы и средств обучения
—
Методическая литература
—
Учебная литература
—
Средства обучения
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета
,
его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом
федеральных государственных требований к дополните
docs4all.com
Краткосрочный рисунок
Зарисовки бытовых предметов
Зарисовки окружающих нас в быту предметов наиболее доступны, просты и относятся в основном к начальному периоду обучения. Объектом зарисовок в самостоятельной работе могут быть самые различные предметы, но для начала лучше выбирать более простые по форме. Чтобы иметь полное представление о форме и пропорциях предмета, полезно делать зарисовки его в разных положениях, с разных точек зрения.
Следует также делать наброски групп предметов, объединенных общим смыслом (натюрмортов).
Необходимым этапом в учебной работе является изучение рисунка драпировки, зависимости формы складок от определенного расположения материала. Ткань может быть накинута одним концом на предмет мебели, другой может свисать или быть зацепленным за что-либо и образовывать разнообразные изломы крупных складок. Вначале ткань лучше выбирать без узоров, гладкую, что позволит воспринимать форму складок более обобщенно. Первые зарисовки рекомендуется делать при контрастном вечернем освещении, которое будет четко выявлять форму. Очень определенные по форме складки дает обыкновенный холст.
Усложняя задачу, необходимо сделать зарисовки одежды, например, положенного на стул платья, декоративной ткани и т. п.
Даже в кратковременной зарисовке, передавая особенности складок, следует все время чувствовать форму, на которой расположена ткань, а также уметь выделить из множества складок наиболее характерные по своей форме.
Навыки, полученные в подобных зарисовках, принесут пользу в работе и над композиционными заданиями как сюжетного, так и декоративного характера.
Большое значение придавал рисунку драпировки и ее связи с той формой, на которой она находится, Александр Иванов. Доказательством этого служат его многочисленные зарисовки и этюды к картине «Явление Христа народу».
С большим мастерством в передаче складок решал форму ткани М. А. Врубель, что видно в таких его зарисовках, как, например, «Кровать» из цикла «Бессонница».
Наброски интерьера
Наброски интерьера и его элементов развивают чувство перспективы, глазомер в определении пропорций различных предметов обстановки, позволяют усвоить определенные стилевые особенности архитектуры.
В кратковременном рисунке, изображающем даже небольшую часть помещения, надо учитывать законы перспективного сокращения плоскостей, стремиться лаконично выразить характер отдельных форм и передать глубину помещения.
Зарисовка интерьера в альбоме бывает незаменима, например, при посещении какого-либо архитектурного памятника, музея, места исторического события, когда нет возможности сделать длительный рисунок.
Художнику, работающему над сюжетной композицией, часто приходится делать множество быстрых лаконичных зарисовок соответствующего теме интерьера, чтобы найти наиболее отвечающий его замыслу определенный мотив.
Образное восприятие характерного внутреннего вида помещения, его органической связи с находящимися там людьми способно иногда развить воображение художника и натолкнуть его на определенный сюжетный замысел. Большой интерес представляет рассказ В. И. Сурикова о возникновении замысла картины «Меншиков в Березове». «В восемьдесят первом поехал я жить в деревню, в Перерву. В избушке нищенской я, жена с детьми. В избушке тесно было. И выйти нельзя — дождь. Здесь вот мне и думалось, кто же это так вот в низкой избе сидел. И поехал я это раз в Москву за холстами. Иду по Красной площади. И вдруг… Меншиков. Сразу всю картину увидел. Весь узел композиции. Я и о покупках забыл, сейчас кинулся назад в Перерву…»
По характеру интерьера мы узнаем о бытовом укладе, об образе жизни людей в различные эпохи. Зарисовки интерьера и его отдельных частей расширяют наш кругозор, развивают образность мышления и создают своеобразный архивный материал, который принесет несомненную пользу в работе над жанровой композицией при создании, например, эскизов оформления спектакля самодеятельности или в работе над книжной иллюстрацией, рисуя интерьер, обстановку, необходимо чувствовать за всеми вещами их обитателя, человека.
Даже небольшой набросок способен выразить в остроподмеченных элементах интерьера определенное действие, без изображения человека.
О том, как умело использовали интерьер многие выдающиеся художники, лучше всего говорят их произведения. Вспомним хотя бы такие полотна, как «Свежий кавалер» и «Анкор, еще Анкор!» П. А. Федотова, «Иван Грозный и сын его Иван» и «Не ждали» И. Е. Репина.
Зарисовки пейзажей
Работа над рисунком пейзажа может состоять из набросков различных мотивов городского или сельского пейзажа и из зарисовок отдельных его элементов, например, деревьев, домов, земли, облаков и т. п.
Рисунок пейзажа, даже самый кратковременный, требует знаний правил линейной и воздушной перспективы, умения находить пропорции, определять масштабы и выявлять в изображаемом наиболее существенное.
Работая над зарисовкой отдельного элемента пейзажа, например дерева, нужно хорошо понять связь его конструктивной основы — ствола с ветвями, определить расположение листвы. Каждое дерево — ель, ива, береза, сосна и т. д. — имеет свой характер, свою форму, рисуя крону дерева, необходимо передавать ее трехмерность, при изображении сучьев учитывать разницу в трактовке ветки, идущей на нас, то есть находящейся в сильном сокращении, и ветки, находящейся по отношению к рисующему в развернутом положении.
Зоркий глаз художника в самом непримечательном может найти интересный мотив природы, сочетание различных тонов, пластическое взаимоотношение форм деревьев или тональное различие в освещенности того или иного участка природы и т. п.
Рекомендуется делать наброски пейзажа и попутно с выездом на этюды, захватив для этого блокнот и карандаш. Закончив живописный этюд на природе, за городом, можно сделать несколько зарисовок окружающих мотивов, изобразив, например, характерное по форме дерево, часть берега, стог сена, или, если окажется невдалеке стадо, сделать набросок животных; все это без фона или в связи с определенным мотивом природы. В некоторых случаях полезно ставить задачу передать определенное состояние природы. Подмеченный и запечатленный в наброске элемент пейзажа, характеризующий наш сегодняшний день, в дальнейшем может привести к образному композиционному решению в живописи или графике.
Объектом для наброска в городском пейзаже может служить часть улицы с движущимся транспортом и уходящими в перспективу домами или аллея парка. Большой интерес представляет зарисовка памятников архитектуры и их отдельных декоративных элементов, отражающих особенности стиля. Очень полезна может быть зарисовка строительства с изображением кранов и другой техники.
Такие наброски закрепляют знания по наглядной перспективе, тренируют глаз в определении пропорций крупных форм и масштабных соотношений.
Если в набросок городского мотива включены группы людей, то необходимо стараться увидеть натуру обобщенно, изображая фигуру, не упускать характер основной массы, ее силуэт, улица полна движения; чтобы передать его, нужно использовать возможности наброска, позволяющего обобщенно зафиксировать тот или иной жизненный момент. При этом каждый раз надо ставить определенную задачу. Рассматривая известные рисунки И. Е. Репина «На Невском проспекте» и «Набережная большого города», мы видим, что в первом рисунке художник стремился передать жизнь Невского проспекта. Обобщенно, но в то же время разнообразно, при помощи тональных отношений светлых и темных масс переданы им группы движущихся людей. Второй рисунок решен очень скупыми средствами, без введения тона. Очевидно, здесь автор хотел передать лишь самое общее впечатление от увиденного мотива.
И. Е. Репин. На Невском проспекте
Выдающиеся мастера пейзажа часто использовали наброски в качестве исходного материала для своих больших произведений. Так, на последней выставке произведений И. И. Левитана экспонировались небольшие по размеру наброски, в которых ясно видны замыслы его известных полотен.
В беглых карандашных набросках (из альбома 1890 — 1895 гг.) запечатлены мотивы, характеризующие его картины «Вечерний звон», «Тихая обитель». В наброске «Летний вечер» почти полностью определен мотив его одноименной картины, изображающей околицу и полосу леса на дальнем плане, озаренную вечерним солнцем. В двух карандашных набросках «На Волге» и «У берега» явно чувствуются натурные поиски для полотна «Свежий ветер. Волга». То же можно сказать и о наброске «Перед грозой» к картине «Над вечным покоем» и многих других рисунках.
И. И. Левитан. Набросок из альбома
И. И. Левитан. На Волге. Набросок
И. И. Левитан. Деревья на опушке леса
Для рисунков И. И. Левитана характерно большое разнообразие приемов и графических средств. Так, в зарисовке старого дерева ствол вылеплен очень детально и точно, набросок здесь играет скорее познавательную, служебную роль, является упражнением в изучении характера одной из форм природы, в то время как другой рисунок, выполненный черной акварелью и пером, говорит о стремлении художника отразить определенное состояние природы и достичь образности мотива при довольно обобщенной трактовке форм.
Наброски животных
Перед зарисовками с живой натуры, следует практиковаться в набросках с чучел птиц и животных. Такие наброски знакомят рисующего с характерными формами животного мира, развивают способность целостного видения. В наброске животного нужно стараться быстро схватить общую форму, присущие ей характерные особенности. Ограниченное время, которое отводится для таких набросков (5-10 минут), требует собранности внимания рисующего. Было бы желательно перед началом работы ознакомиться с основными особенностями строения скелета изображаемого животного или птицы, что сделает дальнейшую работу осознанной, позволит все время чувствовать кости скелета под внешним покровом.
Подробнее
Воспользуйтесь кнопками. Поделитесь с друзьями.
oformitelblok.ru