Главная > Уроки для художников > Творческий рисунок – .

Творческий рисунок – .

Креативные техники рисования | Страна Мастеров



Поделиться:

Воскография. Материалы для рисования: свеча, восковые карандаши,акварель.

Ниткография «Колокольчики».
Материалы для рисования: швейная нитка (50см),гуашь, лист бумаги.
Кто лучшая подруга Иголки?
(Нитка)
А вы знаете, чем сейчас занимается Ниточка? Нет? Тогда давайте заглянем к ней в гости.
Только тихо. На столе лежит Белый Лист, по нему зажигательно танцует виртуозная Кисточка.
Чудесная картина выходит! А где же наша Ниточка?
Вот она! Тихо примостилась на баночке с краской и наблюдает за работой Кисточки.
Внезапно ворвался Ветерок. Ниточка не удержалась и упала в краску. Еле живою вылезла она из баночки, утомилась, легла на Белый Лист отдохнуть.
Стыдно стало Ветру за свои шалости. Сложил он пополам Лист и накрыл Ниточку, чтоб не замёрзла. Понравилась ей такая перина с одеялом. Потянулась Ниточка влево, потянулась вправо и заснула.
А когда проснулась и откинула половинку Листика, то была сильно удивлена: на бумаге появился необычный рисунок — колокольчики.
Кисточка с позволения пожала руку новой художнице.

Рисование активированным углем.
Материалы и инструменты: лист белой бумаги, активированный уголь, салфетки.
Справка
Слово портрет происходить от французского portrait (портре)- изображение лица человека или группы людей.
Котик по имени Мяу.
В мастерской Художника – беда. Тяжело заболел Альбомчик. Не рад он больше Разноцветным Краскам, не хочет разговаривать с Кисточкой. Узнал про горе Художника котик по имени Мяу и решил вызвать скорую помощь. Прилетел доктор Айболит на своём бумажном самолётике. Внимательно осмотрев больного, прописал ему углетерапию —
– Каждый день на своих листиках Альбомчик должен тереть бочки Активированному Угольку!
Заинтересовавшись таким лечением, больной Альбомчик посмотрел на свои листики, потёр их угольком и обрадовался — разные чёрные линии сотворили интересные рисунки!
Решил Альбомчик отблагодарить котика Мяу и попросил Уголёк нарисовать портрет свого спасителя.

Не все умеют рисовать. Просто не получается. Нетрадиционные техники рисования дают возможность каждому ребенку раскрыть свое «Я». Какие работы получаются, смотрите сами. Это только маленькая часть детских шедевров. Большинство из них уже вошли в мою книгу для факультативных и кружковых занятий. К каждому рисунку еще есть сказка — описание, но пока только на украинском языке.

stranamasterov.ru

Креативное рисование для детей. Нетрадиционные техники. — Практично.РУ

Поговорим сегодня о нетрадиционных способах увлечь ребенка краской и процессом рисования. Как показывает практика, чем позже ребенок возьмет в руки кисточку или фломастеры, тем лучше. Итак, вашему вниманию подборка креативных идей для рисования от сайта prakti4no.ru

1. Рисование по льду — Ice salt painting.

Весьма забавный и познавательный процесс. Отличная идея — использовать вместе с красками соль, последняя разъедает лед и на его поверхности образуются причудливые бороздки и формируется иная шершавая текстура. Краска может проникнуть внутрь, создавая интересный узор.

Чтобы лед был прозрачный, нужно замораживать кипяченую воду, иначе скульптура будет матовая.

Что касается красок, лучше отдать предпочтение акварели, она легче проникает в лед. Гуашь слишком плотная, хотя и ее можно развести до нужной консистенции и поливать ею ваше ледяное творение.

2. Рисование самим льдом

В зарубежном интернете серфится по запросами «ice cube painting» или «Ice Cube Tie Dye».

В данном случае закрашенный лед будет выступать инструментом для рисования. Вам также придется подготовиться — разлить закрашенную краской или пищевыми красителями воду в формочки для льда и заморозить их. Рекомендуем в каждый кусочек вставить палочку для мороженного либо зубочистку. Заморозь эти кубики в морозилке.

3. Marble Painting — рисование стеклянными шариками

Еще одна интересная нетрадиционная техника рисования для детей — использование шариков марблс.

Их удобно катать в крышке из-под картонной обувной коробки, а можно просто взять любую емкость и на двусторонний скотч прикрепить внутри бумагу.

Получаются очень яркие и насыщенные работы. Можно смело в музей авангардистов! 🙂

4. Рисование на фольге

Рисование на фольге очень отличается от бумаги. Во-первых, хорошо видно как смешиваются цвета, во-вторых, краска отлично скользит. Подходит для развития сенсорных ощущей у малышей.

Рисовать можно пальчиками, кисточками, ватными палочками и т.д.

5. Рисование на бумаге, покрытой воском, парафином или мылом.

Основной рисунок на белой бумаге наносим восковыми мелками, парафиновой свечой или же кусочком сухого мыла.А дальше нужно развести немного гуаши или акварели в воде, должна получиться немного подкрашенная водичка и начинаем поливать или толстой кисточкой закрашивать весь лист.

В итоге рисунок воском не закрашивается, а как бы проступает поверх цветного фона.

6. Монотипия и фотокопии.

Изначально рисунок выполняется на куске стекла, пленки, пластмассы, зеркале. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один.

Еще можно рскрасить только половину листочка, сложить его пополам и плотно прижать. Рисунок зеркально отразится на второй половинке, деткам легко продемонстрировать эффект на изображении бабочки или дерева.

7. Штампы

Для получения интересных отпечатков можно раскрасить осенние листочки или разрезанные пополам овощи. Основу прижимаем к бумаге и получаем интересный рисунок.

Практически из любого овоща можно вырезать фигурку, но природные следы, например, от лука или пекинской капусты смотрятся куда выгоднее.

8. Рисование зубочистками на клее ПВА.

Налейте на бумагу клей ПВА и рисуйте на нем разводы зубочистками или ватными палочками.

В качестве основы также можно использовать кляксы из густой краски другого цвета. Но это куда дороже.

Если в качестве основы использовать прозрачную пластиковую крышку, например, из-под сметаны, то после того, как рисунок высохнет, из нее можно вырезать, например, сердечко и на веревочке повесить на елку.

9. Клей для создания 3D эффекта.

Очень интересные рисунки другого плана получаются с клеем ПВА. Его или горячий клей можно использовать для придания рисунку объема и рельефности.

10. Рисунок зубной щеткой

Ею можно как непосредственно рисовать, так и разбрызгивать с ее помощью краску для придания нужно эффекта.

11. Bubble wrap painting.

Рисование НА пузырчатой пленке и последующий отпечаток нарисованного или же рисование самой пленкой.

12. Объемное рисование пухлыми красками.

Готовый вариант красок есть в продаже — puffy paint. Однако их вполне реально сделать дома самому: нужна вода, краситель, мука, сода или разрыхлитель. Пропорции придется подбирать, ибо все зависит от используемой краски.

Готовый рисунок нужно запечь в микроволновке в течение 30 секунд.

13. Рисунок по соли

Рисунок наносим клеем ПВА, посыпаем солью и даем высохнуть. Потом с помощью кисточки набираем краску и капаем ее на солевую основу. Краска сама растекается и красиво смешивается.

А как рисуете вы? Поделитесь с нами вашими замечательными идеями в комментариях!!!

Полина Морозова, статья подготовлена специально для сайта prakti4no.ru.

 

prakti4no.ru

Методическая разработка темы «Творческий рисунок в ДХШ»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Детская художественная школа

Методическая разработка

Творческий рисунок в ДХШ

Разработала преподаватель ДХШ высшей категории

Фисенко Светлана Викторовна

г. Пятигорск

2016

Введение

Рисунок один из важнейших в образовании художественной школе предмет. Он по праву занимет ведущую роль в изобразительном искусстве. Знания и умения по рисунку тесно переплетаются с живописью и композицией.

Художественные материалы для занятий по рисунку разнообразны: традиционный графитный карандаш, тушь, фломастеры, гелиевые ручки, мягкий материал — уголь, сангина, соус, мел, пастель. Учащиеся художественной школы должны знать и уметь работать многими графическими материалами.

Учебная программа «Рисунок» включает раздел «Работа мягкими материалами». Изучение особенностей мягкого материала в практической деятельности учащихся художественной школы вызывает повышенный интерес. Возможности мягкого материала очень велики — от выполнения наброска до сложной длительной работы.

Человечеству мягкий материал знаком еще с древнего мира. Обугленные палочки, минералы позволяли древнему художнику изображать картины видимые ему миры. До сегодняшнего времени сохранились изображения животных. А сколько интересных изображений не сохранилось, о них можно только догадываться.

Основной материал, используемый в рисунке — графитный карандаш. Для каранадаша характерна штриховая техника, чёткость. При работе мягкими материалами требуется иной подход к работе, скорее более «живописный», более творчекий.

В изобразительной деятельности появились такие терминологии как рисунок «академический», он же учебный, так и «творческий» рисунок. В дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Рисунок» в области изобразительного искусства «Живопись», начиная с первого класса, внимание обращается на изучение «творческого» -тонально-живописеного рисунка: Раздел 4, «Живописный рисунок. Фактура и материальность» в задании «Тональная зарисовка чучела животного»; во втором классе — первое полугодие — Раздел 1, «Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами» в решении натюрморта с комнатным растением на светлом фоне, во втором полугодии в Разделе 4, «Живописный рисунок. Фактура и материальность» — «Зарисовка чучела птицы», «Зарисовка предметов, различных по материалу»; третий класс — первое полугодие, Раздел 1, «Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами» — «Тематический натюрморт «Осенний»; четвёртый год обучения, первое полуголие, Раздел 2, «Живописный рисунок. Фактура и материальность» — натюрморт с металлической и стеклянной посудой. Для выполнения таких заданий применение мягких материалов будет способствовать расширению изучения графического материала и опыта в практическом применении этих материалов.

Тонально-живописный рисунок

Для выявления особенностей единства рисунка необходимо соспоставить анализ объёмно-конструктивного и тонально-живописного рисунков в изображении предметов. Эти рисунки представляют два наиболее важных подхода в процессе обучения академическому рисунку — объёмно-конструктивный и тонально-живописный. В своей основе они (рисунки) отличаются значительно друг от друга, но и дополняют друг друга.

Достоинства академического рисунка в том, что позволяет изучить особенности конструктивного строения предметов и натуры, определять линии перехода одной простой формы в другую, выявлять линии светотеневой границы при выявлении объёма свето-тенью. Тон в этом рисунке вторичен. (Приложение 1, рис. 1 )

Тонально-живописный рисунок обладает не только качествамихудожественного рисунка, но и решает задачи учебного рисунка. Основным изобразительным средством тонально-живописного рисунка является тональное пятно с его градациями. а линия вторична. Данный рисунок позволяет решать и конструктивные задачи., но с своей технике. Здесь нет необходимости выявлять подробно конструктивные формы, достаточно лишь задать опорные точки. Использование тонально-живописного рисунка в качестве учебного рисунка позволяет усвоить учащимся навыки и умения в применении тона и тональных отношений при изображении световоздушной среды ии пространства.

Для решения тонально-живописных задач в тонально-живописном рисунке хорошо использовать мягкий материал, технику «сухая кисть». Работа разнообразными материалами позволяет более свободно, эмоционально относится к заданию, натуру воспринимать через образы и тем самым, раскрывать в учащихся индивидуальные особенности.

Материал и технические приёмы

Уголь.

Уголь имеет широкое применение в рисовании. Его готовят особым образом — сжигая очищенные и хорошо просушенные веточки ивы, берёзы в песке, в герметически закупоренной посуде, без доступа воздуха. Уголь — материал богатый, живописный, его возможности шире, чем у графитного карандаша: им можно сделать маленький набросок и большое полотно, провести тонкую линию и почти молниеносно покрыть большую плоскость тоном, затем облегчить его в нужных местах, стряхивая уголь щетинной кистью или тряпочкой. Уголь легко стирается и осыпается при неосторожном обращении. Поэтому, работая углём требует ответственности от рисующего. Углём можно рисовать на бумаге, картоне, холсте и других материалах, пригодных для рисунка.

Держат уголь во время работы тремя пальцами — большим, указательным и средним, слегка оприаясь на рисунок только мизинцем. Срезают уголь наискось только с одной стороны. При работе углём пользуются растушёвкой или ваткой. (Рис. 2)

Бумага под уголь берётся относительно малопроклеенная. Для набросков пригодна обёрточная. Чтобы сохранить уголный рисунок, его закрипляют фиксативом или прозрачным лаком для волос. Рисунок кладут горизонтально и распыляют закрепителем равномерно несколько раз, но после просыхания нанесённого слоя.

Углём можно работать двумя способами. Первый — ближе к работе карандашом, когда рисуют линией и штрихом. Второй способ связан с большим применением тона. При этом способе рисуют, широко прокладывая тени и фон углём держа его плашмя к поверхности бумаги. Можно применить и немного другой способ — прорисованный детально рисунок растирают ребром ладони руки, затем снова сверху рисуют, выбирая мягкой булкой ( мякиш батона хлеба) освещённые места (ластика применять нежелательно, т. к. после него уголь ложится на поверхность неровно).

Для проведения тонких линий уголь затачивается косо на край. Маленький кусочек угля можно вставить в держатель.

Рис. 2

Методика работы углём.

Знакомство с углём необходимо начинать с выполнения упражнений, где происходит знакомство с различными приёмами работы углём. Это простые упражнения, напоминающие упаражнения графитными карандашами, с которыми учащиеся ДХШ знакомятся на первых занятих по рисунку в первом классе: упражнения на проведение линий, штриховки, разными способами, растушёвки, получение раличных тонов, мягкого перехода меду тонами. (Рис. 3)

Подбор натуры для учащихся необходим для правильного выбора необходимого приёма в работе.

Рис. 3 Упражнения на технику рисунка углём.

Для передачи особенностей меха, оперения птиц или фактура букета из сухих трав и веточек требуется различный приём в работе, который отрабатывается на занятиях, начиная с младшего возраста по программе раннего эстетического обучения, конечно, если ребёнок посещает занятия в группе раннего эстетического обучения, но если обучение в ДХШ начинается позже, то этому обучению — работы мягким материалом отводятся часы, начиная с первого класса дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Рисунок» в области изобразительного искусства «Живопись». Постепенно от года в год, после приобретённых знаний и навыков в работе мягкими материалами усложняются задания и натурные постановки. (Рис. 4)

Рис. 4 Работы учащихся мягким материалом (из фонда ДХШ г. Пятигорск)

Рисунки углём

Рис. 5 Набросок

Рис. 6 Пейзаж

Рис. 7 Длительный тональный рисунок натюрморта

Рис. 8 В. Шварц «Иоанн Грозный у тела убитого им сына»

Сангина, соус, пастель

Кроме угля художники для рисования применяют и такие художественные материалы как сангина, соус, пастель. (Рис.9)

Рис. 9 Художественные материалы

Сангина — сыпучий. как уголь, материал, но цвет сангины красновато-коричневый, делают её из разных сортов глины. Формируют сангину в квадратные и круглые палочки, которыми можно рисовать так же, как и углём: линией, штрихами, точкой, пятном, используя приём растирания (растушёвки).

Прессованный уголь и соус (чёрный) — материалы жирные, глубокого чёрного тона. Но не только соус чёрный, он может представлять и другие цветовые оттенки — коричневые, серые. Соус имеет ту особенность, что им можно работать по-сухому, растирая и разводя его кистью в воде.

Пастель — материал, применимый в живописи и графике. Выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющими форму брусков с круглым или квадратным сечением. Пастель бывает трёх типов — «сухая», масляная и восковая. В технике «сухой» пастели широко используется метод «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.

Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов. Так же можно использовать акварельную бумагу, при необходимости тонируя её с помощью чая или кофе.

Исправления обычно вносят на ранних стадиях рисунка. для удаления большого количества цвета используют широкие кисти из щетины. Так же используют ластик или кусочек хлеба (батон).

Для защиты рисунков, выполненые сангиной, соусом, пастелью их фиксируют специальным фиксатором или лаком. Рисунок пастелью при этом немного теряет свою пастельность , цвета становятся более глубокими.

Часто в работе художники используют смешенный материал: уголь, сангина, мел или пастель, уголь. (Рис.10 а, б)

Рис. 10 а) Работы детй ДХШ г. Пятигорск. Просмотр 2016

Рис. 10 б). Работы учащихся (2012 — 2013 уч. год), пр. Фисенко С. В.

«Сухая кисть»

Сухая кисть — живописный и графический приём в изобразительном искусстве. Основой этой техники является нанесение краски, малонасыщенным связующими веществомами, с помощью кисти на фактурную поверхность. Подходит для рисования сухой кистью бумага для акварели. В качестве красителя можно использовать гуашь, тушь, акрил, темперу, масло.

Основой приёма в технике «сухая кисть» является применение очень незначительного количества связующих веществ (вода), так, чтобы кисть оставалась почти сухой. Кисти выбираются жёсткие — натуральная щетина. До начала работы краска наносится кистью на политру и растирается до однородной массы. Кисть после растирания должна быть практически сухой. Начинать работу надо большой кистью, прорабатывая основные тона, мелкими кистями ведётся работа над небольшими формами. деталями. В завершении, с помощью ластика (или мела) просветляются детали и наносятся блики. Блики можно нанести белилами или мелом. (Рис. 11 а, б)

Рис. 11 а). Дадашева Елизавета, 13 лет. пр. Фисенко С. В.

Рис. 11 б). Саркисян Ангелина, 14 лет, пр. Фисенко С. В.

«Творческий» рисунок в третьем классе натюрморта «Осенний»

Учебные задачи рисунка натюрморта включают следущее: освоение принципов последовательности ведения рисунка. умение доводить рисунок до определённой степени завершённости; овладение навыками целостного видения натуры; развитие композиционного мышления, работа над эскизом. Материал исполнения — уголь.

Натюрморт состоит из табурета, предмета быта — глиняный горшок, натуральные овощи: кабачок, тыква, связка лука (муляж), луковицы, однотонная драпировка. Постановка находится на полу, линия горизонта высокая. Общая продолжительность работы над натюрмортом 12 часов.

Рисунок над натюрмортом «Осенний» выполняется в несколько этапов. Работы учащихся 2014 — 2015 учебного года иллюстрируют этапы работы над тематическим натюрмортом «Осенний», преподаватель Фисенко Светлана Викторовна.

( Приложение 2, рис. 2 — 7)

Приложение 1

Линейно-конструктивный рисунок

Рис. 1 Линейно-конструктивный рисунок натюрморта «Осенний», бум., граф. кар.

Приложение 2

Тонально-живописный рисунок. Последовательность работы над натюрмортом «Осенний».

Рис. 2 Натюрморт «Осенний», бум., уголь, 1-й этап

Рис. 3 Натюрморт «Осенний», бум., уголь, 2-й этап

Рис. 4 Натюрморт «Осенний», бум., уголь, 3-й этап

Рис. 5 Натюрморт «Осенний», бум., уголь, 4-й этап

Рис. 6 Натюрморт «Осенний», бум., уголь

Рис. 7 Натюрморт «Осенний», бум., уголь

Литература

1. Ломоносова М. Т. «Графика и живопись» Москва АСТ «Астрель» 2002

2. Щипанов А. С. «Юным любителям кисти и резца» Москва «Просвещение» 1981

3. Беда Г. В. «Основы изобразительной грамоты» Москва «Просвещение» 1981

4. Ли Н. «Основы учебного академического рисунка» Москва ЭКСМО 2005

5. Сафаралиева Д. А. «Учебный рисунок в академии художеств» Москва «Изобразительное искусство» 1990

6. Тонконог С. С. «Определение тонально-живописного единства в академическом рисунке» статья, Хабаровск 2010

infourok.ru

Мастер класс: Рисунок академический и творческий

   При достаточной ко-дифицированности понятия
“академический рисунок” остается непроясненным часто употребляемый термин
“рисунок творческий”, редко используемый самодостаточно и употребляемый чаще
всего как антитеза “академическому”, “школьному”. Каждый высказывающийся о
“творческом” рисунке обычно опирается на собственные представления, из
противоречивого многообразия которых единственно общим является
противопоставление двух видов рисунка. Осознанно или по бытовой привычке
пользуясь определением “творческий рисунок”, следует помнить о его изначальной
некорректности, превращающей любой другой в пугающе “нетворческий”. Выбор
термина и практика его применения свидетельствуют, что мы имеем дело не столько
с явлением, обладающим сущностными признаками, сколько с идеологией. Видимо,
имеет смысл попытаться обнаружить реальные основания разделения понятия
“рисунок” на отдельные виды и, что не менее важно, понять природу искусно
создаваемой мифологии разделения “академического” и “творческого” рисунков.

    Европейские академические системы научения искусству
возникли как реакция на цеховое, ремесленное обучение, заменив освоение приемов
и методов отдельных мастеров изучением общих начал, определяющих природу
формообразования в изобразительном искусстве. Рисунок довольно поздно обрел
самостоятельность, оставаясь долгое время лишь подготовительным этапом при
создании произведений либо образцом-прописью. Прежде чем стать отдельным
направлением в искусстве, рисунок бытовал как скрытое профессиональное знание,
как наиболее формализованный способ объективизации изображения. Рисунку
изначально присущи аналитические функции, ставящие целью изучение и фиксацию
отдельных составляющих предметного мира. Свойства рисунка в силу его
прикладного значения и использования, в том числе и для обучения, стали
предметом разработки правил и норм. Постепенно сформировалось представление о
базовой ценности рисунка как основания всех зобразительных искусств.

    В “доавангардный” период можно лишь условно отделить
“учебный” (“академический”) рисунок как стадию освоения форм, приемов, техники
и постижения профессиональных принципов от стадии свободного владения ими. У
большинства мастеров вплоть до середины XIX в., а у тех, кто исповедует
ценности реализма и до сих пор, мы не видим стремления к преодолению “школы”.
“Школьный” рисунок и рисунок мастера в системе ценностей, чтущей грамотность,
отличаются лишь качеством и образуют единство, отделяющее профессию от
искренности любительства. Не случайно даже сейчас “умение рисовать” служит
критерием принадлежности к корпоративной среде художников.

Рисунок в “школе”
формирует профессионала через систему последовательно усложняющихся заданий,
укладывающихся примерно в 13 -15 лет постоянного обучения. Первые
задания оказываются наиболее аналитическими, приучают видеть в окружающем
многообразии “геометрическую” первооснову, “прозрачность” конструкции,
“круглую” объемность отдельных предметов. Освоение “культуры гипсов” формирует
классически строгие представления о гармонии. На каждом этапе обучения идет
открытие способов изображения пространства с помощью линии, рельефа, тщательно
разработанных тональных отношений. Постепенно формируется умение объединять
“аналитику” в композиционное единство, согласующее пространство “листа” и
пространство изображения. Можно перечислять еще многие и многие задачи “академического”
рисования, зафиксированные в исторически сложившихся, эволюционно развивающихся
программах. Восхищаясь грандиозным совершенством сложившейся конструкции
обучения, с удивлением слышишь высказывания о необходимости “преодоления”
полученного опыта в последующей, уже “творческой” жизни. Возникает вопрос — а
что собственно следует преодолевать? Каким способом? С какой целью?

    Отношение к “академическому” рисунку — тот своеобразный
тест, с помощью которого разделяются сознание, почитающее традицию и канонические
ценности, видящие смысл в их постепенном сущност-ном приращении — развитии, и
сознание, аффектированно ценящее “новаторство”, “инаковость”,
гипертрофированное авторское самоутверждение. Любя и ценя достоинства
классического образования, следует анализировать несовершенство его
современного состояния. Особенность “академической школы” — способность к
саморефлекции, проявляющаяся в признании недосягаемости совершенства отобранных
временем образцов. Совестливость такого отношения позволяет оценивать сиюминутную
работу в сравнении со зримыми камертонами из предшествующей истории учебного
рисунка. 

    

    Одной из проблем сегодняшнего обучения является забвение сущностного
смысла ряда фундаментальных заданий. Не говоря обо всех учебных заведениях, но
будучи знаком со многими из художественных училищ и институтов России, решаюсь
обратить внимание на нарастание имитационных форм рисования, недопонимание
значения первичных аналитических заданий (объемно-пространственное,
конструктивное рисование геометрических тел), упадок культуры рисования
“гипсов”, некачественную проработку, а иногда и просто исчезновение такого
задания, как “контрапост”, “вымирание” сложно проработанного тонального
рисунка. Осознание немощей, их публичное обсуждение ни в коей мере не ставят
под сомнение саму необходимость многотрудного освоения “академических”
программ. Наоборот, в то время,
когда “академическая” школа оказалась лишь одной из систем художественного
образования, возрастает ее роль как эталона, относительно которого можно
оценивать любые новации, а главное -сохранять стабильность образовательного
процесса.

    Не было бы никаких проблем противостояния “старого” и
“нового”, если бы, как в мудром Китае, одновременно и параллельно развивали
свои достоинства разные школы. Мы же наблюдаем вторую волну идеологического
давления на сам смысл академического рисования, объявляемого
консервативно-вчерашним. Можно не вдаваться в полемику, а лишь обратить
внимание, что в российской культуре последнего полувека практически нет
значимых имен, не прошедших в той или иной форме и степени “академического”
научения искусству, какой бы потом ни была благодарность за полученные уроки.
Если же говорить о “статичности” “академического” рисунка, то следует помнить и
о “плодотворности консерватизма”, под которым скрыто приращение фундаментальных
ценностей, а также о том, что каждое десятилетие меняет эстетику этой кажущейся
малоподвижности. Достаточно сравнить одинаковые по названию и даже по
методологическим основаниям задания, выполненные в 1950-е, 1960-е… 1990-е
годы, чтобы с очевидностью убедиться в динамике развития. Помимо изменения во
времени “академический” рисунок весьма различен в отдельных
школах:“суриковской”, “репинской”, “строгановской”, “мухинской”… »

    Еще один
распространенный миф — параллельность программ обучения в художественных
училищах и институтах, порождающая “повтор и скуку”. Решающиеся
утверждать подобное либо никогда не держали в руках различных программ, либо,
увлекаясь пылом борьбы, добавляют “неточный” аргумент, в обоснование
необходимости изменения вузовской части обучения. На самом деле программы
разных уровней (включая и раннюю селекцию) тесно увязаны друг с другом и в
современных формах воспроизводят начальные академические принципы
последовательно-возрастного,многоуровневого образования, в котором каждое звено
исторически нашло свое место. Под понятием “академия” мы часто подразумеваем
некую абстракцию, забывая, что русская школа неоднократно реформировалась за
240 лет своего “академического” существования. Если внимательно взглянуть на
нынешнюю конструкцию тесной связи
детской художественной школы с училищем и училища с институтом,
проанализировать неразрывную зависимость программ и методик, то с очевидностью
обнаружишь родовые черты начальной последовательности обучения откласса
“образцов“ к “гипсо-фигурному”, “головному”, “фигурному” классам. Мечтая об обновляющих изменениях, следует
помнить, что упразднение сложившихся связей может привести к исчезновению
“академической” школы как таковой.

    Помимо крупных
заблуждений либо искусных лукавств, повсеместно бытуют более мелкие. Например,
каждый оппонент “академического” рисования обычно утверждает, что в нем “много
тушуют”, “тушуют фоны” и т.п. Видимо, это отголосок актуальной для конца XIX в.
и во многом несправедливой борьбы с “брюлловизмом”. В нашидни ситуация
совершенно иная. Наиболее редким, вымирающим видом стал именно тщательно
проработанный тональный рисунок. Столь же редко встречаем качественное освоение
пространства и формы линией. Основным методом учебного рисунка остаются рельеф
либо различные имитации, о которых не следует говорить как о не имеющих
отношения к профессиональной деятельности. Рельеф с его принципом повтора
светотеневых характеристик вне зависимости от разнообразия изображаемых
объектов и снятием проблемы тональной материальности — действительно
универсальный метод моделирования изображения средствами рисунка, но лишь один
из трех основных. Школа должна беспокоиться о сохранении полноты разнообразия
способов формообразования.

    Оказывая
достоинства “академического” рисунка, можно увлечься и забыть попросить
оппонентов предъявить зримые достижения “творческого” рисования в школе. Многочисленные
“творческие” опыты обычно не поддаются даже приблизительной оценке, их
бессмысленно анализировать с точки зрения пропорций, конструкции, техники,
передачи материальности и многих других критериев. Обычно мы имеем дело с
различными формами искажающих трансформаций, декларативно не считающихся с
исторической нормативностью, и произвольной оценкой достигнутых результатов.
Главное достоинство “творческого” рисунка — его “инаковость” по отношению
к “академическому”. Реальное существование двух подходов к рисованию —
отражение более общей проблемы, заключающейся в вопросах: чем заниматься в
школе, учить или творить? При кажущейся очевидности ответа (и учить, и творить
либо учить творить) реальный опыт свидетельствует о невозможности органического
слияния двух оказывающихся разными направлений. Традиционный путь “академии”
-учить, формировать, как минимум, профессионала. Используя “обезличенные”
программы и методики, “академическая” школа подготовила абсолютное большинство
известных, отличных друг от друга художников. В то же время разнообразные
“творческие” методы, тесно связанные с именами их создателей, чаще порождают
однообразных учеников-сателлитов. К тому же от “вечности” “академизма”
инновационные программы невыгодно отличаются тем, что обычно прекращают
существовать уже во втором поколении их адептов.


    Реально
“академический” рисунок всегда авторский и отличается от “творческого” тем, что
признает согласование общих понятий и определение пределов, за которыми они
исчезают. В означенных границах, которые существуют в виде зримых образцов,
иллюстрирующих программные положения, каждый педагог в работе с учениками
выстраивает собственную систему преподавания. Разнообразие авторских программ в “академической”
школе требует специальной фиксации в виде альбомов и пособий. Если бы
такая работа была проделана, то даже для стороннего взгляда стал бы ясен
подлинно творческий характер “академического” рисования и то, что не следует
употреблять само понятие “творческий” по отношению к деструктивным
экспериментам над изобразительной формой.

    Что касается
“творческого” рисунка уже за стенами школы, то часто встречающиеся разговоры о
том, что после института надо все начинать сначала, следует отнести к
профессиональным анекдотам. Действительно, редко кто выполняет
длительные задания по собственной воле, но когда-то достигнутые результаты в
снятом виде присутствуют в каждом рисунке, выполняющемся с конкретной целью, и
последствия строгого научения проявляются в свободном разрешении разнообразных
конкретных задач. Творчество каждого художника столь разнообразно, что говорить
о “творческом” рисунке как о целостном понятии не представляется возможным.
Очевидно, следует каждый раз определять особенности рисования конкретного
мастера. Впрочем, это в большей степени имеет отношение к живописцам и
скульпторам, которые чаще обращаются к   вспомогательному рисунку и редко
создают специально законченные произведения. Но в XX в. рисунок добился
автономии и выделился в особый вид — графическое искусство со
специализированной предварительной подготовкой. В профессиональной графике
сохраняются принципы многотрудного рисования, столь обязательные для школы.
Поэтому художники-графики реже рассуждают о “разделении рисунка”, о
“преодолении школы” и т.п.

    “Рисунок после
института”, видимо, следует рассматривать как демонстрирующий различные
стилевые направления либо бесконечную авторскую многоликость. Наверное, можно для удобства
использовать термин “творческий”, понимая под этим свободную волю при выборе
задач, свободное использование разнообразия графических средств, не замечая при
этом, как воздух, лежащую в основании строгую выучку. Наиболее продуктивным
видится не противопоставление “творческого” (как иерархически более высокого) и
“академического” рисунка, а понимание их непрерывной связи, разрушение которой
даже просто на уровне декларации приводит к размыванию характерных для русской
культуры основ предметного видения и переживания гармонии окружающего мира.

Статья проиллюстрирована колллекцией академических рисунков из фонда ХГАДИ
(Харьковская Государственная Академия Дизайна и Искусств)

russartschool.blogspot.com

История рисунка — математика и искусство

ВИДЫ РИСУНКА

В основе всех видов изобразительного искусства, в том числе и графики, лежит рисунок. Слово «рисунок» пришло на смену старославянским словам «знамя», «знамение», означавшим «создание образа», и «чертеж», «начертание», указывавшим на технику выполнения изображения. С XVIII века слово «рисунок» стало термином, обозначающим изображение как создание образа с помощью линий, черт, важных для узнавания признаков предмета: формы, размера, строения, движения, которые передаются во всех видах искусства.

Простота приемов рисования линий и универсальность принципов построения формы сделали рисунок основой графики и других видов искусства. При сравнении рисунка, например, с чертежом становятся очевидными его замечательные особенности. Во-первых, рисунок выполняют от руки. Это ускоряет выполнение изображения и, следовательно, дает возможность быстро откликаться на различные события текущей жизни. Во-вторых, рисунок делают на глаз, запечатлевая предмет не только как он есть, но и как кажется. Этот зримый образ понятен и доступен всем. В-третьих, рисунок нагляден; он иллюзорно передает основные внешние признаки предмета, его материальность, объем, ос-вещенность, пространственное расположение и пр. В-четвертых, рисунок не только изображает многообразные внешние признаки предмета и среды, но через их отношения выражает внутреннее содержание этого предмета и среды и вызывает у зрителя определенные мысли и чувства.

Для более полноте) изучения особенностей рисунка условно выделяют несколько видов, отличающихся по изобразительным, материально-техническим средствам и по назначению.

По использованию изобразительных средств рисунки бывают линейными и тоновыми. Линейный рисунок бывает, как правило, светлым, легким, обобщенным. Линиями создается худог жественный образ, выполняются таблицы, схемы, рисунки на классной доске .

Рисунки тоном дают более полную характеристику предмета и среды Передачей объемности, освещенности, материальности и пространственных отношений. Такие рисунки называют светотеневыми и тоновыми или тональными.

В массе и контуре некоторых предметов очень ярко выражается характер, движение и другие свойства. Поэтому для их изображения избирают иногда простейший вид тонового рисунка — силуэт — контурный рисунок, заполненный одним ровным тоном.

По технике выполнения рисунки бывают оригинальные и печатные. Оригинальные рисунки выполняются художником от руки в одном экземпляре. Печатные делают с клише оттиском на бумаге и называют эстампами. Существует не-сколько разновидностей эстампа. Основными считают гравюру (на дереве — ксилография, на линолеуме , — линогравюра, на металле — офорт) и литографию (оттиск с литографского камня, на котором сделан рисунок литографским карандашом и травлением кислотами).

По целевому назначению различают академические рисунки и творческие.
Академический рисунок — это длительный рисунок, выполняемый с целью обучения рисованию, освоению приемов изображения и изучения различных форм и признаков. Ему свойственна фиксация всех главных черт, определяющих внешний облик предмета изображения.
Творческий рисунок — это произведение изобразительного искусства, образно выражающее мысли, чувства и миропонимание художника.

В учебной и творческой работе широко применяют набросок, этюд, эскиз.
Наброском называют краткосрочный рисунок. Основным средством выполнения наброска служит линия, дополняемая редкой штриховкой или ее растиркой. Подробное изучение предмета изображения или его части осуществляется через этюд. В нем прослеживаются и отмечаются в течение сравнительно длительного времени важнейшие внешние и внутренние свойства и признаки объекта.

Изученный в этюдах и набросках живой материал действительности используется для создания творческого рисунка или картины, сочинение которых начинается с предварительного рисунка — эскиза.

matematikaiskusstvo.ru

642 идеи для творчества или Как развить креативность

Екатерина Ушахина

Чтобы начать творить, не нужны причины. Нужно только желание, и, например, бумага, карандаш и одна из наших новинок — в зависимости от того, что вы больше любите — рисовать или писать.

Они подарят вам 642 идеи для творчества и помогут развить креативность. Заполняя по 1-2 страничке в день, к концу года вы получите собственную книгу авторских рисунков или рассказов.

642 затеи для карандаша

Если вы рисуете везде и всегда или ваши зарисовки рассыпаны по тетрадкам и блокнотам и вам кажется, что вы нарисовали уже все, что только можно, и новых идей не осталось, то эта книжка точно для вас.

На ее страницах — 642 оригинальные и остроумные идеи того, что можно нарисовать… и, конечно, место для рисунков.

10 идей для необычных рисунков

1. Ухо Ван Гога2. Воздушный замок

3. Чарли Чаплин

4. Анатомическая схема человека

5. Сталагмит или сталактит

6. Мираж7. Машина времени

8. Двадцать тысяч лье под водой

9. Падающая звезда

10. Зомби

И вот, что из этого может получиться:

Кот в мешке:

Хрустальный шар:

Рисуйте в тетради сами, отрабатывая технику и проверяя свои способности (получится ли у вас нарисовать все, что написано?). Или предложите друзьям и близким рисовать в вашей книге — и тогда вы получите бесценную тетрадь с рисунками на память от самых любимых и дорогих.

642 суперидеи для тех, кто любит сочинять

Эта книжка — творческий «тренажер» для отработки креативности. Она придется очень кстати всем, кто хочет развить воображение и научиться емко излагать мысли.

На ее страницах — 642 начала историй — веселых, смешных, грустных, фантастических и даже немного странных… Их нужно развить и превратить в законченные рассказы.

Необычные герои, неожиданные ситуации, забавные обстоятельства … Какое продолжение придумать? Что из этого получится? Вы удивитесь, насколько увлекательным может быть творческий процесс.

Шерлок и князь Мышкин

Как бы вы ответили, например, на такой вопрос: «Представьте, что встретились два ваших любимых персонажа из разных книг, фильмов или сериалов. Как и о чем они могут разговаривать? Напишите диалог».

Это можно сделать, например, так:

Шерлок играет на скрипке нежную мелодию.

Князь Мышкин (задумчиво): «Красота спасет мир».

Шерлок: «Скука! Вы идиот».

Князь Мышкин: «Я должен вам заметить, что я прежде действительно был так нездоров, что и в самом деле был почти идиот; но теперь я давно уже выздоровел… Нельзя ли здесь покурить? Потому я привык, а вот уж часа три не курил».

Шерлок: «Попробуйте никотиновый пластырь. Кисловодск или Швейцария?»

Князь Мышкин: «Швейцария, вы угадали. А чей это у вас портрет? Я вижу много страдания в этом лице».

Шерлок: «Это миссис Хадсон. Ее мужа приговорили к смерти три года назад. Мне удалось помочь ей».

Князь Мышкин: «Вы спасли его от смертной казни?»

Шерлок: «Напротив, ускорил ее».

Князь Мышкин: «Этакая мука! Надругательство над душой! Разве не ужас? Нет, это нельзя».

Шерлок: «Он это заслужил. И дело, кстати, было веселое».

Князь Мышкин: «Сумасшедший!»

Шерлок: «Нет, высокоактивный социопат».

Напишите о человеке, который обожает желтый цвет

Вот что у вас может получиться в итоге:

Мольберт с незавершенной работой стоял посреди комнаты. Картина, хоть и не была закончена, потрясала до глубины души. Казалось, невозможно взглянуть на этих сказочных желтых слонов, золотистых жар-птиц, солнечную фею с добрым, неземным лицом — и не испытать счастья.

Изумляла в комнате не только картина. Лимонные обои,  диван горчичного цвета, канареечный стол и янтарная люстра ослепляли каждого, кто туда входил. А посетителей в тот день было много.

Черные костюмы и скучные бледные лица странно контрастировали со всеми предметами, и, наверное, хозяйка комнаты рассмеялась бы, если бы увидела это несоответствие.

В тот день ей подарили много желтых букетов, которые уже не могли ее порадовать.

Сказка наоборот

«Перескажи любую сказку от лица второстепенного персонажа»— такое задание для тех, кто любит сказки:

«День не предвещал ничего примечательного, пока на планету не напали…» — а такое для тех, кто любит фантастические истории:

И несколько идей напоследок

1. Ты встречаешь девушку, которая может закрыть глаза и увидеть всю Вселенную. Расскажи о ней.

2. Попробуй уместить всю жизнь какого-либо человека в одно предложение.

3. Возьми статью из свежей газеты. Выпиши десять слов или фраз, которые бросились в глаза. Используя эти слова, сочини стихотворение, которое начинается так: «Что если…»

4. Твоя кошка мечтает о мировом господстве. Она вычислила, как поменяться с тобой телами.

5. Напиши рассказ, который начинается так: «Странности начались с того, что Фред купил домик для своих миниатюрных свинок…»

6. Объясни золотодобытчику из 1849 года, как работает e-mail.

7. Неведомая сила закинула тебя внутрь компьютера. Тебе нужно выбраться.

8. Выбери любой предмет на письменном столе (ручку, карандаш, ластик и т.п.) и напиши ему записку с благодарностями.

Творчеством, как и собакой, нужно постоянно заниматься, иначе оно одичает и убежит в лес. Начинайте творить прямо сейчас.

По материалам книг «642 идеи, что нарисовать» и «642 идеи, о чем написать».

blog.mann-ivanov-ferber.ru

Что же такое рисунок? | Творческие проекты и работы учащихся

Рисунок — изображение на плоскости, созданное с помощью средств графики.
Художесвенный рисунок или академческий рисунок — вид графики, является основой всех видов изобразительного искусства.

Без знания основных требований академического рисунка, художник не сможет грамотно работать над художественным произведением. В виде графической основы рисунок присутствует в любом изображении на плоском объекте (бумаге), в этом значении произведение оценивается с точки зрения качества.

Рисунок может выполняться как самостоятельное, отдельное произведение графики, либо быть дополнительным и вспомогательным этапом при создании картин живописи, графических работ, скульптур или архитектурных объектов. Рисунки или предварительные наброски для создания настоящих произведений живописи нередко имеют самостоятельное, колоссальное художественное значение и ценность.

Рисунки являются технической основой изобразительного искусства, поэтому искусство грамотного рисунка глубоко изучается всеми художниками, скульпторами и архитекторами в раках предмета «академический рисунок».

Рисунки пишут в процессе изучения натуры, при поиске композиционных решений графики, живописи и скульптурных произведений, при разметке живописной картины как подготовительный этап под живопись.


Станковый рисунок — самостоятельное прозведение, является в европейском искусстве отдельным видом графики. Станковыми рисунками являются также известные нам рисунки огромной эстетической ценности, первоначальное предназначение которых и неважно.

С живописью рисунок объединяет его уникальность, в то время как гравюры и литографии могут распространяться и иметь большое количество равнозначных экземпляров.

Части рисунка, создающие иллюзию трехмерности: свет, собственная тень (менее освещенная часть рисунка) и отбрасываемая тень (падающая на поверхность, на которой находится предмет), полутени (тени между светом и тенью), рефлекс (отсвет), блик (наиболее яркий и освещенный участок рисунка).

С помощью графического рисунка художники передают не только форму и степень прозрачности и освещенности объекта, но и цвет, — посредством черно-белого оттенка(для черно-белых рисунков), соответствующего данному цвету.

Пишутся рисунки в основном на белой бумаге. В станковом рисунке используются различные графические материалы: уголь, соус, сангина, цветные мелки, краски с помощью кисти и пера, тушь, чернила, карандаши, капиллярные пишущие узлы.
В учебном рисунке в настоящее время используется графитный карандаш и уголь.

Перейти к стр.5 С чего начинать учиться рисовать?

tvorcheskie-proekty.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о