Как нарисовать степных животных – Как нарисовать степь карандашом поэтапно?

Животный мир степи: особенности, названия и фото

Степью называют равнинную территорию, покрытую травами и кустарниками. Здесь жаркое лето и холодная зима, особенностью климата степей являются нерегулярные и скудные осадки. Растительность представленная злаковыми, которые хорошо переносят засуху и высокие температуры.

Благодаря своим природным условиям, степи являются домом для уникальных представителей животного мира. Многие виды не встречаются больше нигде на планете. Браконьерство нанесло сильный урон фауне степей, но популяции двух культовых видов — сайгака и лошади Пржевальского — по всей видимости, восстанавливаются.

К сожалению, этот уникальный биом практически исчез с лица Земли из-за деятельности человека. Большая часть территории была использована для нужд сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых. Первозданные участки степи можно встретить только в заповедниках и национальных парках. Сотни видов растений были потеряны навсегда. Из-за нехватки пищи, вмешательства человека и браконьерства, степные животные оказались на грани вымирания или мигрировали в другие экорегионы.

Большинство представителей фауны, обитающих в степи — это пасущиеся животные, такие как кролики и лошади. Тем не менее в этой природной зоне также есть множество уникальных видов, таких как корсак, или степная лисица, когтистая песчанка, или монгольская песчанка, антилопа сайга, обыкновенная рысь, степная пустельга, двугорбый верблюд. Большинство животных являются травоядными, так как в степи есть обилие трав. Однако есть исключения, такие как корсак и рысь, которые являются хищными.

Ниже представлены примеры некоторых степных животных с кратким описанием и фото:

Сайгак

Представитель семейства полорогих на сегодняшний момент относится к исчезающим видам. Длина тела взрослой особи около 100-140 см, вес — 20-40 кг, отдельные животные достигают веса более 60 кг. Особенностью сайгака является нос, напоминающий короткий хоботок. Окрас шерсти меняется в зависимости от сезона, зимний мех светлее и гуще летнего. Животные научились адаптироваться к погодным условиям. Они предпочитают жить многочисленными стадами. Летом сайгаки питаются побегами трав, а зимой кочуют в теплые края, чтобы найти пропитание. Естественным врагом является степной волк.

Луговая собачка

Луговые собачки относятся к отряду грызунов. Свое название они получили за издаваемый звук, который напоминает лай собаки. В среднем длина тела составляет 30-40 см, вес — 0,5-1,5 кг. Мех бурый, спинка окрашена в более темный цвет. Луговые собачки живут колониями в подземных норах. Основу их рациона составляют побеги, семена, почки, листья и цветы растений. В случае опасности животные начинают кричать, подавая сигналы остальным сородичам. На луговых собачек охотятся хищные птицы и лисы.

Тушканчики

Единственный представитель грызунов, который передвигается исключительно на задних лапах. Длина тела от 4 до 26 см, вес 200–300 г. Тушканчики ведут ночной образ жизни, во время перемещений благодаря окрасу сливаются с грунтом. Днем зверьки проводят время в норах. Жилища бывают временные, для укрытия на день от зноя или врагов, и постоянные. На зиму тушканчики впадают в спячку. Источником питания служат побеги растений и различные семена. Для тушканчиков представляют опасность пресмыкающиеся и хищные млекопитающие.

Желтобрюхий полоз

Эти змеи отличаются крупным размером, некоторые особи достигают 2-2,5 метров. Спинная чешуя окрашена в темные цвета, нижняя часть тела имеет желтый оттенок. Полоз питается грызунами, птицами, ящерицами и другими змеями. С ноября по март впадает в спячку. Желтобрюхий полоз не ядовит, однако, в случае опасности может нанести болезненные укусы. Естественными врагами являются медянки, лисы, орлы и куницы.

Кобчик

Краснокнижная птица является представителем семейства соколиных. Длина тела составляет 28-34 см, размах крыльев — 65-75 см. Средний вес — 155 г. Кобчики не вьют собственные гнезда, а занимают жилища грачей, сорок, ворон и коршунов. Иногда они селятся в норах и дуплах. На зиму птицы мигрируют в Южную Африку. Рацион состоит из саранчи, стрекоз, кузнечиков. Если насекомых мало, птица переходит на грызунов и ящериц. У кобчика практически отсутствуют естественные враги.

Гигантский слепыш

Млекопитающее из отряда грызунов относится к реликтовым животным. Размер взрослой особи варьируется от 25 до 35 см, вес тела достигает одного килограмма. В процессе эволюции у зверей атрофировалось зрение. Всю свою жизнь они проводят в подземной норе, постоянно увеличивая ее. Питается слепыш растениями, которые втягивает в нору из надземной части. На зиму он откладывает запасы в специальные кладовые. Благодаря скрытному образу жизни у слепышей практически отсутствуют враги и конкуренты.

Корсак

Животное относится к семейству псовых и напоминает обыкновенную лисицу, хотя уступает ей по размерам. Длина тела составляет 45-65 см, вес не превышает 6 кг. Окрас шерсти серый или с рыжим оттенком. Зимой мех более длинный и пушистый. Корсак хорошо бегает и лазает по деревьям. Своих убежищ не делает, а населяет брошенные жилища барсуков, лисиц и сусликов. Из всех нор только одна является жилой. Питается хищник грызунами, птицами, насекомыми. Из-за недостатка пищи в снежные зимы животные мигрируют к югу. В случае опасности лисы притворяются мертвыми. Естественными врагами являются крупные хищные птицы и волки.

Черный жаворонок

Пернатые населяют злаковые и полынные степи. Длина тела составляет 19-21 см, вес — 40-60 г. Свои гнезда черные жаворонки устраивают на земле, в каком-либо углублении. Рацион состоит из муравьев, жужелиц, саранчи, пауков, многоножек и пчел. Растительная часть питания состоит из диких злаков. С началом холодов небольшие стаи начинают кочевать в поисках корма. Опасность для черного жаворонка представляют лисы, хорьки, соколы, луни и вороны.

Байбак

Степной сурок имеет внушительные для грызунов размеры. Размер взрослой особи составляет от 50 до 70 см, длина хвоста 15 см. Максимальный вес нагулявшего жир самца может достигает десяти килограмм. Байбаки живут колониями в норах. Питаются мягкими и сочными травами. Угрозу для сельскохозяйственных угодий не представляют. К концу лета степные сурки нагуливают жир, а в сентябре впадают в спячку. Запасов животные не делают. После пробуждения они роют новые норы. Естественными врагами являются корсаки, волки и хищные птицы.

Кулан

Кулан является родственником ослов, зебр и диких лошадей. Длина тела взрослого животного может достигать 2 м, вес варьируется от 120 до 290 кг. Кулан способен бежать со скоростью 60 км/ч. Эти непарнокопытные млекопитающие живут стадами, вожак в случае опасности подает сигнал. Куланы неприхотливы в еде, могут употреблять как свежие травы, так и высохшие злаки. Зимой в поисках корма они роют снег копытами. Куланы хорошо переносят жажду и могут пить солоноватую воду из пустынных озер. Серьезную угрозу представляют волки.

Ушастый еж

У этих самых маленьких представителей ежовых есть огромные уши, длина которых может составлять 5 см. Они защищают животное от перегрева. Ушастые ежи достигают 13-30 см в длину, вес взрослой особи составляет 250-400 г. Активность приходится на ночное время. В поисках пищи ежи преодолевают несколько километров. Основу рациона составляют мелкие пресмыкающиеся, грызуны и насекомые. Летом ушастые ежи питаются фруктами, ягодами, овощами и зеленью. В конце лета зверьки запасают жир, а к октябрю впадают в спячку. У ушастого ежа немало естественных врагов. Поскольку зверь не умеет сворачиваться в клубок, он старается убежать от хищников.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

natworld.info

Анималистика на степном празднике: зарисовывая, учимся видеть | №49 весна 2017



Экопросвещение

А.И. Олексенко (Центр охраны дикой природы, Москва)
Д.Г. Олдвурова (Заповедник «Черные земли», Калмыкия)

Уже с самого раннего детства ребенок берет в руки карандаши, фломастеры, краски. Передать увиденное, понятое в рисунке нередко требуют в вузах от студентов – будущих биологов. Сейчас традиционная анималистика, связанная прежде всего с графикой,  мало известна детям и взрослым. Тем не менее наш многолетний опыт свидетельствует о том, что познание природы с помощью рисунка, подкрепленное более привычными фотографиями и видео, является мощным средством для экологического образования и просвещения детей (Олексенко, 2015; Олексенко, Олексенко, 2016). Поэтому особое значение имеет разработка для этого оригинальных методических инструментов и приемов. В качестве примера расскажем о конкретном опыте проведения мастер-классов по анималистике в рамках мероприятий Дня степи в Республике Калмыкия.

Открытые ландшафты степей и пустынь и их обитатели вдохновляли многих художников-анималистов. Говоря об отечественной традиции, можно вспомнить таких мастеров, как А.Н. Комаров, К.К. Флеров, В.М. и Ю.М. Смирины (Смирин, Смирин, 2001), В.А. Горбатов (Горбатов, 2014), в работах которых предстает животный мир степей и пустынь России, Казахстана и Монголии. Воплощая свой титанический замысел Атласа наземных зверей Европы и Северной Азии на основе зарисовок с натуры, В.М. Смирин запечатлел подавляющее большинство видов млекопитающих, обитающих в этих ландшафтах. На основе наследия выдающегося зоолога и художника удалось подготовить и издать региональный атлас «Портреты степных зверей Европы и Северной Азии» (Смирин, 2008), а обитающих здесь млекопитающих отряда хищных представить в томе «Хищные» многотомника «Портреты зверей Северной Евразии» (Смирин, 2011). Многое из архива художника еще только ждет своей публикации.

С начала 2000-х гг. Центр охраны дикой природы (ЦОДП) реализует комплексную программу, в рамках которой анималистика выступает как средство экологического образования и просвещения. Программа включает проведение исследований, подготовку изданий (в том числе двух, упомянутых выше) и выставок, реализацию образовательных проектов с вузами, школами и даже детскими садами, проведение Всероссийского конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина (с 2009 г.). Полученный опыт показывает, что интерес к анималистике и ее потенциал для развития детей, приобщения их к природе и культуре очень велики, но знают о ней и дети, и взрослые довольно мало. Знакомя с этой традицией школьников, очень важно формировать при этом творческую среду, включающую как графику классиков анималистики и современных мастеров, так и видеосюжеты, посвященные животным, и, конечно, работы самих детей. В последние годы мы активно используем в работе с детьми и взрослыми такую форму, как мастер-классы.

Коллектив заповедника «Черные земли», прежде всего его отдел экологического просвещения и развития познавательного туризма, широко использует в своей работе со школами фотографии и видеосюжеты, принимает участие в организации различных конкурсов для школьников. В том числе заповедник активно участвует в традиционном «Марше парков», в рамках которого большое внимание уделяется рисункам детей. Многие образовательные проекты заповедника связаны с популярной сейчас фотоанималистикой – фотографированием дикой природы. Фотоработы, сделанные на территории заповедника признанными мастерами жанра, выставлялись на самых известных отечественных площадках, включая фестивали «Золотая черепаха» и «Первозданная Россия» в Москве. Эти фотографии животных демонстрируются также на различных природоохранных мероприятиях в школах республики. Разумеется, фото- и видеосюжеты широко используются и на веб-сайте заповедника.

Чтобы привлечь внимание к живой природе степей и напомнить, что она нуждается в защите, в 2015 г. в Республике Калмыкия был учрежден ежегодный региональный праздник – День степи*. В рамках программы этого праздника в апреле 2016 г. удалось провести серию мастер-классов по анималистике для школьников республики, объединив опыт ЦОДП и заповедника «Черные земли». Непривычная форма работы привлекла и детей, и педагогов.

Мастер-классы состоялись в пос. Комсомольский и Яшкуль и в столице республики  Элисте. В каждом мероприятии участвовали ребята сразу из нескольких школ, в аудитории работало одновременно по 30–50 детей. Занятие в Элисте было проведено для участников детского конкурса, посвященного хищным птицам, который был организован Республиканским эколого-биологическим центром.

Прежде мы проводили подобные мастер-классы для меньшего числа участников – школьников, студентов, учителей, воспитателей детских садов, но опыта работы с такой обширной аудиторией не было. Тем не менее все получилось удачно. Школьники старались, увлеченно и заинтересовано работали. Единственной проблемой было удобно разместить такую большую группу в зале или школьной аудитории, чтобы все могли хорошо видеть то, что происходит на экране.

Мастер-классы проводились с использованием методики рисования с «видеонатуры» А.В. Аввакумова (Аввакумов, 2015). Как и в первом подобном проекте, проходившем в 2013 г. московской школе № 2101 «Филевский образовательный центр» (руководители А.И. Олексенко и А.В. Аввакумов), нужно было рассказать ребятам об анималистической традиции, прежде всего на примере творчества В.М. Смирина, а затем дать им попробовать свои силы в рисовании, наблюдая за животным на экране.

Специально для мастер-класса была подготовлена небольшая выставка, размещенная на стендах. Для подобных мобильных экспозиций мы обычно используем комплект репродукций работ художника размера оригинала (бóльшая их часть сделана на листах формата А3), наклеенных на плотную бумагу размером 50*70 см (подходит, например, цветная бумага для пастели, на которой акварели хорошо смотрятся). Это достаточно удобно в поездках. Из таких листов (на некоторых из них размещены также название выставки и краткая информация о ней) легко компонуется экспозиция. Если стендов нет, выставку в школьной аудитории или библиотеке можно, в крайнем случае, разложить и на столах. Для экспозиции были специально подобраны рисунки зверей, которые обитают в калмыцкой степи – сайгака, волка, степной кошки, степного хоря, байбака, сусликов и т.д. Рядом на столе были представлены книги В.М. Смирина (бóльшая часть их в последние годы издана Центром охраны дикой природы) и других анималистов.

Вступительная часть мастер-класса вклю­чала краткий рассказ о самой традиции, ее мастерах – В.А. Ватагине, А.Н. Формозове, А.Н. Комарове и, более подробно, В.М. Смирине, с акцентом на том, как он рисовал именно степных зверей.

Ключевым моментом было рисование с «видеонатуры». Эта методика удобна тем, что ее можно использовать в самых разных условиях, был бы компьютер, а для группы учащихся – еще проектор с экраном. Важное условие при этом – подбор удачных видео­фрагментов.

Для работы в Калмыкии были подобраны два сюжета. Первый – поведение сусликов у норы, когда они часто принимают позу столбиком. Второй – облик и позы самцов сайгака зимой во время гона, когда они выглядят особенно эффектно. Первый сюжет удобен тем, что зарисовать зверька в подобной позе сравнительно просто, а сама форма поведения очень типична для сусликов, и ее значение можно обсудить с детьми. Второй сюжет важен потому, что сайгак – знаковое для Калмыкии животное, оказавшееся в последние десятилетия на грани вымирания в Северо-Западном Прикаспии.

Хотя видеоресурсов в Интернете много, не так просто найти именно то, что нужно: достаточно продолжительные по времени фрагменты, позволяющие спокойно всмотреться в зверей, их облик и поведение. Подходящие материалы по сусликам были взяты из любительских видеосъемок, найденных в Интернете, а по сайгакам – из фильма Л. Мухаметгалиева и В. Белялова «Сайгаки» (Казахфильм, 1987). Для третьего из мастер-классов по просьбе Эколого-биологического центра вместо­ сюжета о сайгаке были подобраны кадры степного орла. Детям предлагали нари­совать хищника в полете и сидящего на гнезде птенца.

В ходе мастер-класса школьнику нужно поначалу внимательно всмотреться в облик животного и особенности его поведения, выделить характерные черты зверя или птицы. Лишь затем он может браться за карандаш, а если есть время и желание – и за акварель или масляные мелки (удобнее использовать на таких мероприятиях именно мелки, так как не всегда легко и быстро можно обеспечить работу с акварелью). Сделав рисунок, важно снова сопоставить его с тем, что на экране, и, если нужно, внести исправления. Одни и те же действия животного можно увидеть несколько раз – видеофрагмент многократно повторяется.

Показывая видеофрагменты, ведущий мастер-класса комментирует поведение животных, подчеркивая, что именно нужно показать, на что обратить внимание. Например, при рисовании суслика важно было показать позу столбиком, которую зверек принимает, чтобы внимательно осмотреть окрестности не угрожает ли опасность? Мы обращали внимание детей на то, что эта поза может быть выражена в различной степени: зверек может лишь привстать, а может вытянуться в струнку, даже приподнявшись на лапках; иногда в этой позе он кормится, посматривая по сторонам. Комментировать поведение степного орла помогал Р.А. Меджидов, хороший знаток хищных птиц Калмыкии. Оказалось, что школьникам было непросто обратить внимание на то, как выглядят в полете крылья этой птицы, и верно их зарисовать; дети изображали их сужающимися к концам, допуская типичную ошибку.

Следует отметить, что школьники – народ находчивый. Рисовать с «видеонатуры», как и с натуры настоящей, довольно трудно. Некоторые, явно имевшие больший опыт рисования, поступали как художники-анималисты в подобных случаях: делали по нескольку зарисовок разных поз животного на одном листе. Другие рисовали «по воображению», домысливая то, чего совсем не было в предложенных видеофрагментах: например, рисуя сайгака в летнем наряде и ярко расцвечивая его акварелью, делая иногда почти золотым, очень праздничным. Некоторые «останавливали мгновение», используя фотокамеру мобильного телефона, другие и вовсе рисовали, взяв за основу увиденные на выставке или в лежащих тут же книгах работы В.М. Смирина. Но даже в последнем случае дети привносят в работы что-то свое. Следует отметить, что ранее при проведении наших мастер-классов в школах и вузах такого материала для срисовывания обычно не было, и там погружение в наблюдение и проживание фрагмента жизни животного были, возможно, более полными. Да и группы были поменьше, поэтому легко было уделить внимание каждому, проверить, насколько точен рисунок, дать совет.

Как быть с подобными «уклонениями от генеральной линии»? По-видимому, нужен компромисс, при котором важно различать две задачи. Задача-максимум – действительно научить детей наблюдать и рисовать движущегося зверя, делая сразу несколько зарисовок. Задача-минимум – обратить их внимание на животное, дать представление о некоторых особенностях работы зоолога и анималиста в природе. Пусть школьники и не выполнили задание так, как предполагалось, но они заинтересовались зверем или птицей и смогли передать его образ линией и цветом.

Интересно, что если в начале мастер-класса, входя в аудиторию, школьники не всегда обращали внимание на выставку работ В.М. Смирина, то после рисования, приобретя пусть и очень небольшой, но собственный опыт, прочувствовав, насколько непросто рисовать движущегося зверька, они с интересом рассматривали работы художника.

В ходе мастер-классов еще одним событием, специально подготовленным заранее, был показ видеообращения детей из дошкольного отделения московской школы № 2101 «Филевский образовательный центр» (СП № 11, младшая и старшие группы, воспитатели Т.В. Винцлав, О.В. Парменова и Е.В. Кордесова) к школьникам, живущим на родине сайгака. Дошкольники специально изучали животных, живущих в степях и пустынях, и даже сделали, ориентируясь на пример В.М. Смирина, свой собственный атлас с его и своими рисунками этих животных. Познакомившись с миром степных обитателей, они передали в Калмыкию видеописьмо с вопросами о сайгаке. Во время мастер-класса детям предложили ответить на эти вопросы, а некоторое время спустя в Москву было прислано подготовленное отделом экологического просвещения заповедника видеопослание от школьников пос. Комсомольский. Там были не только ответы на заданные вопросы, но даже собственные стихи школьников, посвященные сайгаку.

Приехав в Москву, мы пришли в детский сад с отчетом, рассказали детям о поездке в Калмыкию, показали видеопослание с родины сайгака. Как пишут в газетах, вышел «серьезный заинтересованный разговор» с дошколятами, было очень приятно видеть их увлеченные лица и отвечать на вопросы.

Общение ведущего с детьми во время мастер-классов в Калмыкии имело и еще одну цель. Ведущему, А.И. Олексенко, важно было узнать этот край, самому побывать в калмыцкой степи, увидеть ее обитателей. Этот опыт, пусть и краткий, помог в создании детской книги «Сайгак и его соседи» с рисунками художников-анималистов. За прошедший год книга подготовлена и вскоре должна быть издана.

В книге применен тот же принцип, что и в мастер-классах. Чтобы заинтересовать детей степями и их обитателями, мы предлагаем им всматриваться в рисунки анималистов, акцентируя внимание на тех «степных задачках», с которыми встречаются звери и птицы в природе и при столкновении с человеком. В книге использованы рисунки В.М. Смирина и орнитолога М.Н. Дементьева, на примерах показано, как можно лучше узнать зверей и птиц, обращаясь к анималистике. Юные читатели, опираясь на рисунки, фотографии, краткие сведения о животных, могут самостоятельно найти ответы на предложенные задачки, а потом проверить себя, заглянув в ответ. В издание включены также рекомендации для преподавателей по использованию анималистики и созданию собственных «экологических задачек».

Подводя итог, отметим, что подобные мастер-классы можно проводить в самых разных условиях,  в школах и вузах. Для этого нужно не так много – специально подобранные видеофрагменты, компьютер, проектор, вступительное слово с презентацией. Пригодится школьная доска, на которой можно подсказать, на какие особенности облика, конструкции тела животного нужно обратить внимание. А выбор темы, вида животного – за вами.

Хотелось бы отметить важную особенность нашей методики. Она построена на сочетании моделирования для детей ситуации, в которой находится полевой зоолог, художник-анималист, наблюдающий и рисующий животных в природе с одной стороны, и ознакомления школьников с лучшими образцами анималистики – с другой. Очень важно обращать внимание детей на то, что в основе анималистического рисунка лежит личная встреча человека с природой. Творчество каждого крупного мастера анималистики ценно тем, что он делится с нами собственным опытом проживания, причастности к природе и тем самым помогает научиться ее видеть.

Авторы глубоко благодарны за помощь в организации и проведении мастер-классов И.Э. Смелянскому, Р.А. Меджидову, коллективу заповедника «Черные земли» и лично Б.И. Убушаеву, за возможность публикации работ В.М. Смирина – Б.В. Смирину.

Литература

Аввакумов А.В. 2015. Передать движение // Искусство в школе. № 5. 15−17.

Горбатов В.А. 2014. Среди льдов и джунглей. М.: Вече. 336 с.

Олексенко А.И. 2015. Натуралист-художник // Искусство в школе. № 5. 8−14.

Олексенко А.И., Олексенко Т.Д. 2016. Как донести главное? Антропологический подход к представлению русской анималистической традиции // Искусство в школе. № 5. 13−14.

Смирин В.М. 2008. Портреты степных зверей Европы и Северной Азии / Наука и искусство – экологическому образованию. Сост. А.И. Олексенко, А.В. Зименко, П.П. Дмитриев, Е.В. Зубчанинова. М.: Изд-во Центра охраны дикой природы. 92 с.

Смирин В.М. 2011. Портреты зверей Северной Евразии. Хищные / Наука и искусство – экологическому образованию. Сост. А.И. Олексенко, А.В. Зименко, Е.В. Зубчанинова. М.: Изд-во Центра охраны дикой природы. 416 с.

Смирин В.М., Смирин Ю.М. 2001. Звери в природе. М. 320 с.

Контакт:

Александр Олексенко, эксперт, руководитель программы по анималистике как средству экологического образования и просвещения
Центр охраны дикой природы
РОССИЯ 117312 Москва, ул. Вавилова, 41, оф. 2
Тел./факс: (499) 124 50 22
E-mail: [email protected]

Анималистика на сайте ЦОДП:
http://www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art/

Джиргала Олдвурова, начальник отдела по экологическому просвещению и развитию познавательного туризма
ФГБУ Государственный природный биосферный заповедник «Черные земли»
РОССИЯ 359240 Республика Калмыкия, Черноземельский р-н, пос. Комсомольский, ул. Некрасова, 31
Тел.: (84743) 9 12 54
E-mail: [email protected]

Веб-сайт заповедника:
http://zapovednik-chernyezemli.ru


* День степи в Калмыкии учрежден по инициативе и проводился при поддержке проекта ПРООН/ГЭФ/Минприроды России «Совершенствование системы и механизмов управления ООПТ в степном биоме России». Благодаря поддержке проекта в том числе оказались возможными поездка автора в заповедник «Черные земли», проведение мастер-классов и подготовка к изданию упомянутой в статье книги.


Наверх
70 просмотров

  

savesteppe.org

Степь, степные пейзажи (51 фото) картинки

Степь только на первый взгляд кажется унылой и скучной, для жителей городских каменных лабиринтов может быть так оно и есть, но только не для тех, кто родился и вырос в степи, а какие здесь получаются красивые степные пейзажи картинки фото. В степи царит дух свободы, дух открытого пространства и даже на фотографии степи это заметно. Только побывав в степных краях можно это в полной мере осознать и прочувствовать.

Здесь живут сильные духом люди, ведь им приходится рассчитывать только на себя, нет ни укрытий за горами, не защиты от вольного ветра за деревьями, они один на один со стихиями природы. А ветру тут одно раздолье, ничто не преграждает путь. Красивые степные пейзажи фото прямо таки пронизаны этим духом свободы, куда ни глянь, везде бескрайние просторы степи, ни горы ни деревца. А как расцветает степь весной, такого буйства цветов и красок больше не встретишь нигде. Степные пейзажи отличаются от любых других видов природы. На первый взгляд они кажутся однообразными, даже немного скучными, но если получше приглядеться и почувствовать эту красоту природы, то сразу же становятся заметны все прелести и необычности степных пейзажей. Особенно прекрасные пейзажи весной, когда вся природа оживает и все степное пространство покрывается необычайно пестрым и красочным цветочным ковром. Предлагаем Вам вместе посмотреть фотографии степь, степные пейзажи фото картинки, и прочувствовать царящую здесь атмосферу простора и свободы.
Сбережем природу для наших потомков! katyaburg.ru

Степные пейзажи картинки Степь фото Степь Степные пейзажи Степь Красивые степные пейзажи фото Степь картинки Степь Степные пейзажи Степь красивая Степь Степные пейзажи Степь

Понравилось, расскажите друзьям:

www.katyaburg.ru

Как нарисовать степь карандашом

Шаг первый. По заданию учебника нарисовать степь будет не так просто. Там не дают рекомендаций, лишь задание. Я могу сказать, что при изображении любых пейзажей тебе следует избегать прямых линий. В природе их нету.

А если и есть, то они кажутся отнюдь не прямыми. Нарисуй линию горизонта от руки, не пользуйся линейкой, и не пытайся сделать ее идеально ровной. Линия горизонта проходит там, где визуально разделяется земля и небо. На небе изобразим несколько туч, а внизу – камни. Шаг второй. В степи не растут деревья. Там может стоять одинокое дерево, или скорее всего кустарник. Зато много травы. Пройдись по всему рисунку степи, добавляя небольшими штрихами, рывками траву. Шаг третий. Сделай это по всему переднему плану. Чем ближе от наблюдателя трава, тем она больше. Чем ближе трава к линии горизонта, тем меньше она кажется. И штрихи надо делать тоньше. На небе добавляем тучи. Шаг четвертый.  Чтобы рисунок степи казался живее и натуральнее, надо добавить штриховки. Готово, ты получишь пятерку в школе: Советую нарисовать такие пейзажи:
  1. Поле;
  2. Зимний;
  3. Осень;
  4. Водопад;
  5. Горы;
  6. Весну;

dayfun.ru

Как нарисовать хомяка карандашом поэтапно

Этот урок посвящен рисованию хомяка. Они относятся к грызунам, существует много разновидностей. У меня был хомяк, не скажу, что оно умное, скорее наоборот. Оно точно не знает, что такое страх и инстинкт самосохранения, потому что он у меня спрыгивал с кресла, потом бежал по полу до подоконника, вскарабкивался на занавеску и на самый вверх и прыгал с нее. Это нормально??? Здравомыслящее животное такое сделает? Проделывал это он много раз пока не сломал себе руку, после этого дней через пять он ушел к своим предкам. Жалко конечно, после этого, хомяка ни когда не заведу, вот крыса другое дело, там хоть инстинкты работают.
Давайте все таки посмотрим, как нарисовать хомяка карандашом поэтапно. Он будет у нас степной.


Нарисуйте сначала контур лба, нос, затем глазик, ушки и подбородок.


Делаем пушистой щеку и рисуем спину и шею у хомяка.


Рисуем передние лапы.


Нарисуйте заднюю лапу, хвост и усы.


Что-то я рот сделала маленьким, поэтому немного его увеличила.

Посмотрите еще котенка Гав, мамонтенка, утенка, лебедя.

www.lesyadraw.ru

Как нарисовать степь 🚩 как выглядела степь раньше и как сейчас 🚩 Рисование

Автор КакПросто!

Cтепь – то девственно-пустынное пространство, которое лишь изредка нарушают редкие птицы да разбавляют цветы. В таких просторах каждому человеку хочется скинуть оковы цивилизации и побыть ближе к природе. Даже на картинке, изображающей степь, присутствует ощущение свободы.

Статьи по теме:

Вам понадобится

  • — альбомный лист
  • — карандаш
  • — ластик

Инструкция

Разделите альбомный лист, расположенный горизонтально, на три части. Отделите линией горизонта небо. Изобразите его в виде тоненькой полоски. Теперь проведите горизонтальную полоску, отделяя ту часть степи, которая находится вдалеке на заднем плане. Самая широкая часть будет символизировать степь в цветах. Небо и степь на заднем плане оставьте без карандашной прорисовки. Широкую часть степи условно разделите на три части. В самой нижней части изобразите небольшие кружочки, хаотично разбросанные по всей площади. В средней части изобразите кружки меньшего диаметра, расположенные тоже хаотично, но более близко друг к другу. И в третьей части проставьте множество маленьких точек – цветы, у которых не видно очертаний из-за дальнего расстояния.

Разрисуйте степь. Начните с фона. Сначала степь, обе ее части, изобразите в тускло-зеленом цвете. Возьмите поролон и пройдитесь по рисунку. Подождите, пока краска хорошо высохнет. Затем зарисуйте небо. Синюю краску слегка разбавьте водой. Проведите сначала поролоном полосу, а потом проведите широкой кистью полоску уже более темной краской.

В степь на дальнем плане добавьте серую краску с добавлением пары капель фиолетовой. Этим цветом пройдитесь возле края горизонта. Приступите к прорисовке цветов. В каждом кружке выделите по пять лепестков тюльпанов с немного заостренными краями. Форму цветка оставьте чашей. В средней полосе цветущей степи тюльпаны изобразите меньшего размера. Разрисуйте цветы желтым и красным оттенками, практически не затеняя их. На дальнем плане тоненькой кисточкой отчетливо проставьте маленькие желтые и красные точки так, чтобы они не сливались.

Изобразите траву. На высохшем фоне тоненькой кисточкой проведите серебристые штрихи – отдельные травинки. Направление штрихов должно быть разным. Теперь ярко-зеленой краской нарисуйте листья тюльпанов – широкие и более короткие с заостренными кончиками. Смешайте зеленую краску с черной и разведите водой. Поролоном нарисуйте небольшие пятна, изображая густую траву.

Видео по теме

Совет полезен?

Распечатать

Как нарисовать степь

Статьи по теме:

Не получили ответ на свой вопрос?
Спросите нашего эксперта:

www.kakprosto.ru

Урок по теме «Животный мир степей»

Разделы: Начальная школа


Тема: Животный мир степей.

Цели:

1.Познакомить учащихся с многообразными представителями фауны степной полосы; рассмотреть связь растительного и животного мира степей, углубить знания о природе Хакасии.
2.Развивать у учащихся внимание, память, речь, воображение, умение обобщать, классифицировать, делать выводы.
3. Воспитывать чуткое отношение к окружающему миру.

Оборудование:

Телевизор, видеомагнитофон, большая картина степи, рисунки зверей и птиц, карточки для учащихся.

Ход урока.

1.Организационный момент

.

Учащиеся сидят группами.

2.Повторение изученного.

а) Просмотр видеофильма “Степь»

У. -“Степь да степь кругом…” — так поется в русской народной песне. Безбрежные просторы, неоглядные дали, раздолье для ветров. Вот набежал легкий ветерок, и волнами закачались гибкие стебельки травы. Горячий воздух напоен сладким ароматом степных растений.

б) У. – Выберите таблички с названиями степных растений, поместите на доску. ( используется информационное поле класса - таблички размещены на стенах)

тюльпан ковыль гиацинт ирис полынь
перекати-поле прострел астрагал осока
ветреница солерос типчак гусиный лук
береза смородина ель дуб сирень

У.- Почему не выбрали смородину, березу, дуб, сирень, ель?

Д.- Деревьям и кустарникам в степи не хватает влаги.

У.-А как степные растения приспособились к условиям жизни в степи?

Д.-Степные травы способны переносить засуху, у них узкие листья, у некоторых листья покрыты воском, у некоторых растений очень длинные корни, а у других образуются луковицы.

У.- На какие 2 группы можно разделить травы, которые вы вынесли на доску?

ТРАВЫ

раннецветущие      засухоустойчивые

(После ответов учащихся все таблички закрепляются на доске)

У. -Такие неприхотливые растения покрывают степные просторы, придавая им милое очарование. Но не только для трав степь стала родным домом. Многие виды животных облюбовали для жизни эти открытые места. Сегодня мы познакомимся с некоторыми видами животных, обитающих в степи.

3. Работа над темой.

Открывается доска, на ней — большая картина степи. (возможно использование мультимедиапроектора)

а) У. -Как думаете, какие животные должны населять местность, покрытую травой?

Д. — Травоядные.

У. – Какие виды животных питаются растениями?

Д. — Насекомые.

У. — Воздух над степью наполнен стрекотом, жужжанием, писком множества самых разных насекомых. Здесь летают, порхают, ползают тысячи и тысячи жуков, мушек, бабочек, кузнечиков.

(Рассказ ученика о кузнечиках (приложение 1)

У.- Не все представители мира насекомых являются травоядными. Есть среди них и хищники. Вот и некоторые виды кузнечиков – прожорливые хищники, нападающие на разных насекомых. Например, кузнечик дыбка. Это редкое насекомое длиной до 8 см занесено в Красную книгу.

Работа в группах.

У.- А какие еще зверьки, обитающие в степи, питаются растениями, вы узнаете, сложив их названия из слогов.(карточка 1)

ЗА ЛИК ХО СУС

МЯК ЯЦ

(Ученики рассказывают о суслике, хомяке, зайце-русаке (приложение 1). Во время рассказа на картину степи закрепляются фигурки этих животных )

У.- Эти маленькие зверьки наносят большой вред человеку, т.к. грызут посевы пшеницы, ржи и других культурных растений. Называют таких зверьков грызунами.

Физминутка

Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать!

б)У. — Как думаете, какие животные должны жить в степи, если есть обилие насекомых и растений?

Д. — Птицы.

У. — На какие группы можно, по-вашему, разделить степных птиц? Почему?

Д. — Насекомоядные, зерноядные, хищные.

Работа в группах.

У. — Названия нескольких степных птиц зашифрованы в карточке 2. Узнайте их.

рвжаворонокщ
агняьдрофаъю
нпгкаыйсорел

(Ученики рассказывают о дрофе, жаворонке, орле. На картину степи закрепляются рисунки этих птиц.)

Работа в группах.

в)У.— Узнайте названия животных, которые также обитают на степных просторах, расшифровав ребусы.( карточка 3)

У. — Как одним словом назвать лису и волка?

Д. — Хищники.

У. — Как думаете, почему возможна их жизнь в степи?

Д.- Для них есть пища.

(Ученики рассказывают о лисе и волке)

г) У. — Что получилось на доске в процессе нашей работы?

Д.- Экологическая цепочка.

травы птицы
травоядные животные насекомоядные
грызуны зерноядные
насекомые хищные
хищные животные

У.- Какому закону экологии она соответствует?

Д.- Все связано со всем.

У. — Расскажите, используя экологическую цепочку, как связаны между собой растения и животные степной полосы.

д)У. — Мы “заселили” степь. Конечно, это далеко не все птицы и звери, которые встречаются в степной полосе России. Так, например, в степной зоне Хакасии обитают 56 видов млекопитающих, гнездятся более 180 видов птиц. О многих из них вы сможете прочитать на страницах энциклопедий и учебника.

Работа в группах.

У.- А я хочу поселить в степи вот таких животных: попугай, клест, белка, мышь, олень. ( Изображения данных животных закрепляются учителем на доске на картине степи. ) Подумайте, обсудите в группах: возможно ли их обитание в степи. Объясните свою точку зрения.

1 группа – попугай.
2 группа – клест.
3 группа – белка.
4 группа – мышь.
5 группа – олень.

Д. (1 гр.) — попугай имеет яркую окраску, он слишком заметен в степной траве и может легко стать добычей хищников, поэтому попугаи не должны жить в степи.

( 2 гр.) — клест добывает себе пищу, извлекая семена из шишек ели, сосны. В степи шишек не найти, поэтому клест здесь жить не может.

(3 гр.) — белка устраивает гнездо на дереве, питается орехами, грибами, ягодами. В степи нет условий для жизни белок.

(4 гр.) – олень — довольно крупное травоядное животное, в степи ему негде укрыться от хищников.

У. — Крупному травоядному животному в степи не спрятаться от хищников. Поэтому олени в степи не живут. Но все же и здесь есть копытные животные. Например, сайгак. (рассказ учителя)

(5 гр.) — мышь маленький незаметный зверек, который питается зерном, поэтому может обитать в степи.

Вывод

У. — Какие виды животных могут обитать в степи?

У. — Какими по размеру, окраске, способу питания должны быть степные животные?

4. Творческая работа в группах.

У. — Напишите небольшую сказку о любом понравившемся представителе фауны степей по опорным словам.

Жил-был…

Целый день он…

Однажды…

5. Итог урока.

6. Домашнее задание:

— подготовить сообщение о любом обитателе степной полосы;

— составить кроссворд “ Животные степей”.

Приложение 2

Приложение 3

20.02.2008

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *