Акварель по сырому: техника пейзаж цветы
Термины «сырое по сухому» и «сырое по мокрому» означают, что мазки наносят влажной краской на сухой слой или на влажную область. Эти два метода работы с акварелью обеспечивают наложение цвета на нанесенную ранее сырую или сухою акварель, и производят очень разные эффекты:
- в картинах, выполненных техникой «сырое по сухому» можно видеть острые края, четкие формы;
- в работах техникой акварели по сырому цвета растворяются друг в друге, создавая мягкие края и смешивание.
художник Ковалев
Преимущества
Самым большим преимуществом использования метода «мокрое по мокрому» является то, что иногда невозможно точно знать, какой эффект удастся получить. Добавление другого слоя краски на влажную акварель на бумаге создает мягкое, рассеянное впечатление от полутонов. Степень смешивания зависит от влажности первого слоя. В результате получается эффект размытых форм или широко растекающегося свободного узора.
С практикой приходит умение получить конкретный результат от этого способа. Техника по сырому воспроизводит эффектные, живые картины, цветы, пейзажи и дает возможность экспериментировать. Это особенно интересно в живописи с диффундирующими формами, без лишних деталей – легкие пейзажи, простые натюрморты, цветы, абстракция. Методы работы с акварелью порождают прозрачные, воздушные оттенки с мягкими или четкими переходами.
Особенности техники
Способ акварельной живописи «мокрый по мокрому» включает нанесение краски или воды на любую площадь картины. Основная цель состоит в том, чтобы намочить весь лист бумаги, пока поверхность больше не будет впитывать воду, но позволяет жидкости создавать тончайший слой на поверхности. Касаясь большой кистью, насыщенной краской сырого листа, получают поразительный результат в живописи.
Гидрофильные, близко расположенные, целлюлозные волокна акварельной бумаги обеспечивают сцепление и капиллярное действие — вода и влажная краска мигрируют с влажных на сухие поверхности картины.
Пигмент растекается вдоль края влажной области, оставляя более светлый тон в центре. Темный пигмент создает нерегулярные, волнообразные полосы. Тонкие или выраженные растекания получаются в зависимости от консистенции краски в разных областях и дисбаланса влаги.
Эффекты
Техника «мокрое по мокрому» включает различные специфические эффекты живописи, каждый производится с помощью различных процедур.
Диффузия осмотического дисбаланса
Концентрированная краска наносится на смоченную бумагу и диффундирует или расширяется на чистой области, особенно, если краска приготовлена с использованием диспергатора. Это создает характерный рисунок, похожий на перья птиц. Усилить эффект в пейзажах можно наклоном поверхности бумаги до высыхания.
Заливка цвета
Художники заливают большое количество слегка разбавленной краски на всю поверхность или отдельные участки рисунка и с помощью кисти, спрея с водой или при разумном наклоне создают влажные окрашенные участки. Цвет в течение нескольких минут окрашивает случайными, деликатными вариациями, которые дополняют влажной щеткой или добавлением краски до нужной формы – это помогает рисовать цветы. Популярные сочетания красного, желтого и синего используют в отдельных областях — после смешивания и сушки, они обеспечивают поразительные оттенки.
Зарезервированные участки белого цвета сначала покрывают пленкой, маскирующей лентой или жидким латексом.
Полную заливку одним колером делают широкой кистью, чтобы получить равномерный оттенок без полос.
Фрагментарно смоченный лист в конкретных местах позволяет получить удлиненные мазки, которые захватывают сухие и влажные участки и приобретают неповторимые очертания, непрерывность, четкие абрисы в сухих местах и растекания в увлажненных областях.
Для градиента сначала точно определяется область цвета с помощью разбавленной краски или чистой воды, затем более концентрированной краской касаются влажных зон кистью. Добавленная краска создает формы путем наклона или растушевки. Концентрированный цвет ослабляют путем растекания краски с помощью влажной кисти.
Мозаичный эффект получается, если точно определены и блокированы участки, потом отдельно окрашены таким способом.
Соль по краске
художник Джо Картврайт (Joe Cartwright)
Техника с использованием крупной соли, рассыпанной на влажную краску, помогает получить небольшие, более светлые снежинки в пейзажах. Это особенно интересно, когда область цвета размыта и отображает структуру более четко.
Распыление
Применение аэрозольного распылителя с водой и краски на определенных участках или разбрызгивание влажной краски с крупным песком или опилками создает объемную текстуру.
Пленка
Техника окрашивания с применением пленки для создания спецэффектов в работах — это промывка слоя краски, производимая свободным контактом пленки и мокрого пигмента. Манипулирование вручную с помощью пальцев формирует ряд пятен, напоминающих рябь на воде или длинную траву. После высыхания пигмента пленку удаляют, и текстура пейзажа раскрывается в полном объеме.
«A la Prima»
Техника «A la Prima» в акварелях — это одиночный сеанс, когда работа выполняется быстро на мокрой бумаге. Результатом бывает неповторимое сочетание переливов, разводов краски. На сырой бумаге, пигменты растекаются и перемешиваются, создают легкую прозрачность, воздушную атмосферу.
художник Steve Kleier
Разнообразные комбинации оттенков и уникальных переливов, свободных границ с тончайшими тонами делают пейзажи неповторимыми, свежими, сочными. Технику нельзя копировать из-за случайности полученных эффектов.
Особенности акварельной живописи обеспечиваются определенными закономерностями:
- Манера письма создает гармонию, баланс между линией и формами;
- Гармония обеспечивает создание собственной реальности, композиции и акцентов;
- Фоновые формы пейзажей, не связанные с точными формами, создаются балансировкой и переходом цветов и оттенков;
- Тени и цвет имеет решающее значение — они должны сочетаться и иметь баланс между теплыми и прохладными тонами. Теневые формы определяют характер освещенности работы;
- Баланс острых границ, ребер и размытых краев создает композицию пейзажа;
- Детали создают общую структуру и дополняют общий вид работы, текстуру, но каждый объект должен вписываться в картину — сочетание больших форм и мелких деталей создают единую композицию.
Рекомендуем публикации
- Особенности техники рисования акварелью
- Настенная живопись
- Живопись пальцами: рисуем рыбок кои изучаем технику Айрис Скотт
- Абстрактная живопись: этно-мотивы австралийских аборигенов
- Техника «сухой кисти» в живописи
- Техника живописи Сфумато
artrecept.com
Пейзаж в технике акварель
ПЕЙЗАЖ В ТЕХНИКЕ АКВАРЕЛЬ
Подготовила учитель начальных классов
Аристова Анжелика Андреевна
Пейзаж — это жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.
Акварельный пейзаж получил широкое распространение, как в кругу профессиональных художников, так и среди любителей. Любительское рисование в целом и акварель в частности — существенная составляющая искусства начала XIX века.
Работы Ф.П Толстого — неожиданный поворот в развитии акварели.
Они достаточно условно могут быть причислены к этой технике: художник сам растирал и готовил краски, которые представляли собой нечто среднее между гуашью и акварелью.
Авторские краски позволяли использовать преимущества обоих техник — работать и корпусными мазками и тончайшими лессировками.
Огромное значение при работе красками имеет развитое чувство цвета, умение видеть не только тональные, но и цветовые отношения.
В живописи передаются все цветовые различия, учитывая и разницу цветов по светлоте. Переходы от насыщенного цвета к белому имеют множество промежуточных оттенков. Так, красный цвет имеет при осветлении большое количество темно-розовых, розовых и светло-розовых оттенков.
В живописи учитывают изменение восприятия цветов в зависимости от их цветового окружения, что обязывает изображать их в «отношениях», то есть, сравнивая один цвет с другим.
Правильность образного решения пейзажа зависит от композиции.
Светотеневые контрасты, резкие на переднем плане, по мере удаления смягчаются и на большом расстоянии сливаются в один тон.
Чем контрастнее отношения светотени, тем предмет кажется ближе, чем мягче, тем более отдаленным он выглядит.
По мере удаления от нас предметы зрительно теряют объемность, рельефность, приобретают силуэтный, более обобщенный характер. Цвета на расстоянии меркнут, приобретают голубоватый оттенок, цветовые различия смягчаются.
Особенностью пейзажной композиции является то, что в отличие от портрета или фигуры, центральное место в ней могут занимать дали.
Передача пространственной глубины составляет одну из задач пейзажа.
В зависимости от типа изображённого мотива, можно выделить сельский , городской , марину, в том числе архитектурный и индустриальный пейзажи.
Рассмотрим этапы рисования пейзажа акварелью на данной картине
Пейзаж написан в традиционной технике многослойной живописи.
Эта техника предполагает последовательное наслоение красочных слоев после просыхания предыдущего слоя.
Причем первые слои- прозрачные, последующие частично перекрывают их, постепенно утемняют и насыщают цветовой строй работы. Нельзя сразу писать темными и яркими красками, поскольку при отсутствии белил в акварели, высветлить что-то достаточно сложно, да и акварель- материал свежий, легкий, прозрачный, происходит от слова «аква», что значит-вода.
Цвет составляется с большим количеством воды, поэтому используется кисть круглая, белка, которая хорошо держит воду, а акварельная бумага хорошо ее впитывает.
1 этап.
Мотив пейзажа не очень сложный, поэтому эскиз выполняется сразу кистью, холодным или теплым цветом.
2 этап.
Выполняется акварельная заливка фона- неба кистью № 6 сверху вниз, используя для этого ультрамарин и охру, поскольку в солнечный день в синеве неба присутствует теплые оттенки.
3 этап.
Кусты и берега речки закрываются светлым и теплым зеленым цветом. Лучше, если зеленый цвет будет получен в результате смешения. Как известно, в акварельной коробке предлагаются не цвета, а краски. Чтобы получить цвет, нужно смешать, как минимум две краски.
4 этап.
В данном этюде доминирующие краски- синие, коричневые, охра, зеленый. Все последующие этапы работы выполняются по просохшему предыдущему слою. Определяются полутени кустарника на дальнем плане .
5 этап.
Усиливаются полутени второго плана, учитывая, что освещение верхнее, а кусты- это большие полусферические объемы.
6 этап.
Пишется отражение в воде. В данной речке очень слабое течение, поэтому отражение почти зеркальное. Как правило, оно всегда темнее и теплее реальных объектов. Пишем отражение вертикальными мазками, зеркально повторяя форму кустов.
7 этап.
Пишем воду, с отражающимся в ней небом, более темным цветом.
8 этап.
Усиливаем более яркими оттенками зеленого берег первого плана, не забывая, однако, о прозрачности акварели.
9 этап.
В тени кустарников ищем оттенки холодного цвета. Начинаем писать ели на дальнем плане. По отношению к кустарнику, они намного темнее.
10 этап.
Ели темные, почти плоские, так как находятся далеко, пишем их более тонкой кистью.
11 этап.
Усиливаем тень в кустах и воду первого плана, что дает ощущение пространства.
12 этап.
Показываем отражении елей в воде, усиливаем контрастность и плотность цвета в отражении кустов.
13 этап.
Подчеркиваем ветви в кустарнике, уточняем отражения первого плана.
Пейзаж готов
Сельский пейзаж
- Сельский пейзаж – изображение деревень и сёл.
Ценители простоты и естественности наверняка по достоинству оценят картины с сельским пейзажем – здесь достаточно природных мотивов и в то же время есть непередаваемое ощущение ностальгической определенности. Сельские пейзажи близки к картинам быта: можно заметить самые обыденные сюжеты, привычные предметы и неприглядную правдивость, но в то же время в них присутствует мягкий романтизм деревенской жизни.
Картины с сельским пейзажем не демонстративны, ненавязчиво лиричны и всегда подкупающе искренни, что делает их уютными и теплыми.
Картины с сельским пейзажем удивляют городских жителей простотой быта, подвижной радостью и непосредственностью: здесь играют дети, усердно работают, спокойно отдыхают в жаркий полдень…
Персонажи сельских пейзажей, словно отвлекаясь от своих привычных дел, удивленно замечают художника, а иногда они просто не видят его в своей увлеченности .
multiurok.ru
Живопись акварелью. Техники акварельной живописи :: SYL.ru
Живопись акварелью имеет свою историю и традиции. Впервые появилась она в Китае в XII веке, хотя еще в Древнем Египте пользовались непрозрачными акварельными красками с добавлением белил. Интересно, ведь одной из характерных особенностей акварельных красок является их прозрачность, а в наборах никогда не бывает белил. В средневековой Европе, как и на Руси, непрозрачную акварель использовали для раскраски церковных книг или рукописей, в которых выделялись акварелью заглавные буквы или орнаменты.
Водные краски
Общим у древнеегипетских, средневековых и более поздних красок является то, что растворителем для них является вода – aqua. Отсюда и название aquarelle, или акварель. Этот термин применим и собственно к краскам, и к виду живописи, ими выполненной. Основными особенностями чистой акварели является упомянутая выше прозрачность и чистота цвета. Живопись акварелью, как правило, нежная, хрупкая и воздушная. Но до середины XIII века она имела чисто прикладной характер, в основном ею пользовались для раскраски чертежей, гравюр, фресок. Хотя такой шедевр, как «Заяц» Альбрехта Дюрера, считающийся хрестоматийной работой, был написан еще в 1502 году.
От единичных увлечений к общепризнанности
Замечательные единичные примеры встречались и позже, но это было исключение из правил. Акварелью баловались такие общепризнанные мастера кисти, как Ван Дейк, Джованни Кастильоне и Клод Лорен. В Англии же она получила особое развитие благодаря Джозефу Тёрнеру. Хотя и до него живопись акварелью пропагандировали достаточно маститые английские художники. При Тёрнере акварель становится ведущей в живописи этой страны, а в 1804 году в Англии создается Общество акварелистов.
Прекрасные зарубежные акварелисты
Вошла акварель в моду и во Франции, других странах Европы и Америки. Можно добавить, что с подачи аргентинского художника Рохо был объявлен Международный день акварели. Впервые он был отмечен 23 ноября 2001 года. В широком доступе можно увидеть изумительные работы акварелью японского художника Абе Тошиюки, который в своих необыкновенных картинах достигает фотографической точности.
Великие российские мастера
А как же развивалась живопись акварелью в России? Первым крупным мастером в этом виде искусства стал П. Ф. Соколов (1791-1848), который считается родоначальником жанра русского акварельного портрета. Академик Императорской академии художеств, он оставил потомкам срез эпохи, так как запечатлел в своих пейзажах, портретах, бытовых сценках современную ему Россию. Карл Брюллов и А. А. Иванов отдали дань акварели. В XVIII-XIX веках она становится очень популярной, особенно выполненные ею миниатюры. Но замечательны и крупные произведения, созданные водяными красками. Особенно хороши картины Ильи Репина, Михаила Врубеля, Валентина Серова, художников «Мира искусства». Общество русских акварелистов создается в 1887 году.
Красота акварельных пейзажей
Водяным краскам под силу все живописные жанры, но особенно хороши пейзажи. Акварелью можно передать тонкие цветовые переходы, насыщенность пространства воздухом, богатство каждого тона. Поэтому так неповторимо красивы и многоцветны цветущие сады на пейзажах, выполненных aquarelle. Особенно хороши работы английской художницы Беатрис Е. Парсонс (1870-1955). Пейзажи акварелью, в частности зимние, выполненные русскими мастерами, уникальны и неповторимы. В широком доступе имеется подборка пейзажей русской зимы, созданных разными акварелистами.
Характерные приемы
Каким же образом достигаются эффекты, присущие только акварели? Для нее характерны особенные приемы, у нее существуют свои правила и, конечно, свои, особым способом приготовленные краски. Размывка и затёки – специфические приемы этого жанра. Надо сразу оговориться, что рисование акварелью – дело довольно сложное, требующее особенного мастерства. В наше время при наличии в Сети огромного количества мастер-классов и советов, как заменить виртуозное владение кистью различными ухищрениями, можно встретить утверждение, что рисовать могут все. Не все. А такой прием, как лессировка, доступен только крепким профессионалам. А еще есть такие приемы, как «отмывка», «алла прима», «сухая кисть», «капли» и «по мокрому». В совершенстве ими владеют только виртуозы.
Живопись на бумаге
Во второй половине XIX века развилась станковая акварель, произведения которой не уступают масляной живописи. Их существенное отличие не только в красках, но и в материале, на котором произведения создаются. В акварели это бумага, реже шелк. И это роднит рисование акварелью с графикой. При создании картин водяными красками бумагу иногда предварительно смачивают (прием «по мокрому»), мазок при этом приобретает особую растекшуюся форму, а нанесенный рядом образует, сливаясь с предыдущим, новый оттенок, который иногда даже предсказать трудно.
Специальные приспособления
Бумага быстро сохнет и коробится. Поэтому лист необходимо натягивать. Это достигается несколькими приемами. Можно влажный лист положить на стекло и потом в процессе работы наклонять его под нужным углом с целью большего сбережения влаги на нужном участке. Понятно, что этот способ недоступен начинающему. Существуют специальные рамки для натяжения листа. Называются они стираторы. Для сохранения влаги под бумагу кладут влажную фланель. Все зависит от соотношения краски и воды, и при этом достигаются абсолютно разные оттенки. Для различных приемов созданы различные вспомогательные средства, такие как планшет и акварельные блоки.
Орудия труда
У каждого акварелиста своя техника. Акварелью, всеми ее виртуозными приемами овладеть не так легко, нужно извести очень много бумаги, которая делится по качеству на несколько видов – бристольский картон, ватман, торшон и многие другие типы, приспособленные для частого намокания. Акварелисты пользуются кистями из нежных беличьих волос. Такие кисти применяются даже в криминалистике. Подходят волосы куницы, хорька и барсука.
При работе водными красками есть многое, что входит в понятие «техника». Акварелью можно работать, как было сказано выше, и по сухой бумаге и по мокрой. В первом случае существуют свои приемы, во втором – свои. При выполнении рисунка непосредственно красками бумагу, даже изначально влажную, все равно подсушивают. Нанесение нескольких слоев для получения глубины и переливчатости цвета (лессировка) подразумевает только сухой картон.
Самый распространенный прием
Рисование акварелью «по мокрому», или «по сырому», или «мокрым по мокрому», уникально и присуще только этому живописному жанру. Правда, фрески наносятся на сырой грунт, и некоторые специалисты считают их предтечей акварели, выполненной техникой «по сырому». Мягкий мазок и единственная в своем роде фактура красочного слоя – специфика работы акварелью «по мокрому». Кроме того, в этих работах возникает эффект трепетности и подвижности изображения. Потом в подсохшую акварель можно ввести рисунок пером или карандашом, тем более что не так давно появились акварельные карандаши. Сущность акварели состоит в том, что белый или светлый тон получается за счет проступающего через прозрачный слой краски картона.
Собственно краски
А что же краски? Их качество достигается особой растиркой пегмента и его количеством в исходном продукте. Для того чтобы пигмент не скатывался в шарики, в краску добавляют бычью желчь, которая является поверхностно-активным веществом, снижающим натяжение. Легко растворимые в воде клеи гуммиарабик и декстрин (обработанный кукурузный и картофельный крахмал) вводятся в краски как связующие вещества. Для придания им эластичности и пластичности в них добавляются такие пластификаторы, как глицерин, а инвертированный сахар хорошо удерживает влагу. Самой главной претензией к водяной краске является однородность красящего пигмента. Плохие краски остаются на бумаге в виде песчинок. Это показатель негодности краски.
Акварельные марины
Выше отмечалось, что водяные краски необычайно хороши для изображения пейзажей. Особенно выигрывает море. Акварелью со всеми доступными только ей приемами и способами можно изобразить всю волнующую красоту водного пространства. И потом, может быть, есть что-то в том, чтобы нарисовать воду водными красками? Может быть, поэтому так много уроков для начинающих рисовать акварелью по написанию именно моря? И как созвучны с водным простором такие акварельные приемы, как «капли» или «раздувание». Кроме них в марине можно использовать восковые мелки для закрытия картона с целью сохранения белых участков.
Всякие разные способы
Такие способы, как выбеливание, продавливание, разбрызгивание, применение малярного скотча и множество других, которыми пользуются акварелисты, особенно начинающие, помогут не только изобразить море акварелью, но и превратить работу в веселое занятие, особенно если рисовать с ребенком. Но в серьезных взрослых произведениях тоже применяются различные приемы. Иногда для достижения желанного эффекта можно отложить кисть и попробовать что-нибудь другое. К чему только не прибегают мастера: и к пищевой пленке, и к пене, и к соли, и к штамповке и многому другому – фантазия человека, особенно художественно одаренного, безгранична.
В наше время, когда информационное поле так широко, когда в любом жанре изобразительного или прикладного искусства, о которых раньше и не слыхивали, можно не только себя попробовать, но еще и выставить свою работу, великое множество людей обнаружили в себе таланты и определились с направлением развития собственных умений. Тем более что по любому вопросу есть масса доступных советов, мастер-классов, рекомендаций и возможностей приобрести необходимые для данного вида творчества предметы и средства труда. Живопись акварелью для начинающих не стоит в стороне. Десятки уроков, пошаговых описаний абсолютно всего, что связано с водяными красками, находятся в широком доступе.
www.syl.ru
Акварельная живопись «по сырому»
Этапы выполнения картины в технике «по сырому»
показаны на примере моего акварельного пейзажа «Стожки».
На этом этюде, выполненном на пленере, передано вечернее состояние пейзажа. Если этюд пишется в технике акварельной живописи «по сырому» и в короткий промежуток времени, чтобы успеть ухватить быстро меняющееся состояние природы, то нужно отказаться от точного подготовительного рисунка, так как нельзя точно предвидеть, как будут расплываться краски. Поэтому лучше всего было лишь наметить тонкой линией без нажима линию горизонта и основные контуры (стожки, дерево вдали и приблизительно контуры облаков).
Этот этюд должен передавать только мгновенное впечатление, чувство мига. Слишком детальное изображение облаков или слишком точные формы дерева и стожков значительно изменили бы характер этюда. Разве можно было бы предугадать контуры деревьев на дальнем плане. Акварель и влажная бумага сами сделали это за нас. Обратите внимание, как расположена линия горизонта на этюде. Она делит плоскость этюда на две неравные части, что композиционно верно. Задача состояла в том, чтобы показать именно красивое небо на закате.
Последовательность работы над этюдом
После того как была намечена карандашом линия горизонта, которая располагается примерно на уровне нижней трети листа бумаги и основные контуры, нужно обильно или не очень (учитывая влажность воздуха, сложность пейзажа и время работы над этюдом) смочить акварельную бумагу водой. Это определяется подсознательно в зависимости от опыта акварелиста.
Этюд пейзажа, пишется как правило, с неба. Поэтому вначале наносится широкой кистью самый светлый общий (локальный) тон неба. В данном случае это светло-фиолетовый. В правой части этюда плотнее, а в левой светлее. Этим тоном заполняется и нижняя часть этюда. Во первых для создания общего колорита картины, а во вторых для создания в дальнейшем светлых участков на стожках и земле. Здесь уместно привести слова В. Высоцкого: «Отражается небо в лесу как в воде и деревья стоят голубые…».
Далее следует подождать некоторое время и дать небу слегка подсохнуть, или как говорят «протряхнуть» до так называемой акварельной влажности. Это означает, что на бумажной основе больше нет лужиц краски, краска впиталась в бумагу, но бумага все еще обладает хорошей влажностью. На этой стадии, легко распознаваемой при некотором опыте, получаются самые выразительные соединения красок и неожиданные эффекты. Прописываем усиливая до нужной концентрации, плоскости темных участков облаков ультрамарином, а затем вливаем в них смесь фиолетового и желтого. В результате синий ультрамарин будет частично вытеснен, и возникнут интересные сочетания. Здесь нужно добавлять следующий тон именно во влажный слой краски, чтобы получились плавные эффектные переходы. Если добавлять краску в уже подсохший слой получатся резкие переходы. Чем незначительно грешит небо данного пейзажа.
Во время работы над небом важно не пропустить момент для прописки дальнего плана пейзажа иначе не получится такого эффектного деревца как на данном этюде. Можно увлечься созданием неба и забыть про задний план тогда этюд будет безнадежно испорчен. Поэтому на этом этюде элементы заднего плана были прописаны одновременно с прокладкой плоскостей темной части облаков. Если Вы поняли, работая с небом, что влажность бумаги достигла нужной влажности для плавных эффектных переходов, прописывайте всё где они нужны, иначе будет поздно.
Теперь начинается оформление переднего плана. Пока краски неба остаются слегка сырыми, нужно в первую очередь прописать участки, которые соприкасаются с небом и задним планом как можно плотнее, набирая на кисть больше пигмента чем воды. Естественно не забывая оставлять незаписанными светлые участки способом обходки светлого (резерваж).
Где то светлые участки можно создать вливанием светлой краски в плотный слой, где то можно высветлить светлые участки полусухой кистью или тряпочкой, а где то не обойтись без резерважа. Что было и сделано в этом этюде.
На завершающем этапе тонкой кистью добавляем детали. В частности усиливаем контуры стожков после создания светлых участков на них. Естественно если понимаем, что влажность бумаги еще позволит нам это сделать. Если бумага уже высохла лучше не рисковать и оставить этюд без мелких деталей. Тем более не следует делать поправки в небе если Вас что-то в нем не устраивает. Момент упущен. Пример этого мой этюд «Весна. Мокрое поле». Хорошо, что из за этой ошибки получился вполне нормальный эффект и не очень испортил пейзаж. Без этой ошибки было бы гораздо лучше.
«Весна. Мокрое поле»
Акварельная живопись «по сырому» непредсказуема. Ошибка в написании неба (мазок кисти по просохшему слою в небе) привел к такому результату.
Анализ акварельного пейзажа.
Пасмурный, серый день. На тротуаре узкой улицы несколько автомобилей. Рассмотрим некоторые вопросы технического выполнения акварельного пейзажа.
Как, например, написано небо?
По влажной поверхности бумаги положен светлый голубовато-желтый цветовой оттенок. В этот непросохший красочный тон кое-где введены более темные желтовато-охристые и фиолетово-синие оттенки цвета, которые, расплывшись по сырой поверхности бумаги, создали небо. Вначале был проложен желтовато-охристый, потом в него введен более плотный по тону фиолетово-синий цвет, что позволило получить тонкие и сложные сочетания цвета, постепенные переходы одного оттенка в другой. Нижние слои красок, просвечивая сквозь верхние, создают впечатление воздушности облаков, передают их объемность.
Из-за наклона планшета и влажности бумаги раствор краски верхних мазков (лепка облаков), сползая вниз, образовал светлые оттенки на асфальте. Некоторые дома вдали улицы, а также дом слева написаны по сырому красочному слою от прописки неба. Это создало цветовое единство пейзажа, позволило добиться мягких границ силуэтов зданий на фоне облачного неба.
На ближнем плане дома и асфальт написаны тоже по влажной бумаге, но после того как ее поверхность стала как бы матовой. В данном случае положенный на бумагу раствор краски, немного расплывшись, образовал сочное пятно-заливку. Затем по этому непросохшему красочному слою проложены более темные оттенки цвета, подчеркнувшие детали здания, например: крыши, балконы, окна, теневые места, и т. п.
Силуэты автомобилей на улице написаны также с учетом степени влажности бумаги: дальние — еще по сырой поверхности бумаги, они смотрятся мягким силуэтом; ближние — по несколько просохшей, «протряхшей» бумаге, очертания их более определенны.
Работа по сырой поверхности бумаги
Более капризная и прихотливая манера письма по-мокрому родилась в Англии, вероятно, потому, что в стране, находящейся на острове, окруженном водными пространствами, в этом «туманном Альбионе», повышенная влажность воздуха сама диктовала живописи характер легкий и мягкий. Живопись акварелью на сырой бумаге называют «английской акварелью». Этот прием дает акварели глубину и создает ощущение солнечного света и воздушной перспективы. Метод работы на влажном листе бумаги французские акварелисты называют: «travailler dans l`eau» (работать в воде). Для сохранения стабильной влажности листа, чтобы иметь продолжительную по времени возможность работать со сложной живописной формой, легко сплавляя и смешивая краски на мокром листе, художники прибегали к многочисленным хитростям. Для этого использовались разные способы увлажнения бумаги снизу. Именно в Англии в XIX веке для небольших пейзажей на пленере был придуман особый вид стиратора — приспособления для натяжки мокрой бумаги без клея. Нехитрая конструкция состояла из двух деревянных рам, входящих достаточно свободно одна в другую. Первая рама играла роль доски: на нее накладывали бумагу, которая затем зажималась по краям второй рамой, закрепленная таким способом бумага, принимала вид холста, натянутого на подрамник. По необходимости увлажняли бумагу снизу горячим паром. Другой вид стиратора позволял использовать иной способ увлажнения листа. Это была рама и входящие в нее доска или планшет. Увлажненный лист бумаги накладывали на доску, загибали его края за кромки доски и вставляли доску с листом бумаги в рамку. По высыхании бумага в стираторе равномерно натягивалась. При работе акварелью по-сырому под влажный лист бумаги подкладывали смоченные в воде сукно или фланель, которые длительное время питали бумагу влагой по мере ее подсыхания с внешней стороны.
Все описанные способы позволяли легко поддерживать влажность в бумаге во время работы, что избавляло от необходимости применения каких-либо других средств, предупреждающих быстрое высыхание акварельных красок. В литературе также описаны химические способы удержания влаги на листе. Например, в воду для разведения красок добавляли немного глицерина, меда, пользовались раствором хлористого кальция или гуммидраганта. Некоторые античные миниатюристы употребляли для этого слюну улиток или фиговое молоко. Средства эти были эффективны, но не безопасны, так как замедление высыхания обуславливалось их гигроскопичностью, и это свойство впитывать и удерживать влагу в дальнейшем также проявляло себя в акварелях. Кроме этого, подобные средства делали краску более вязкой и густой, что непосредственно меняло характер живописи, и она теряла свои ценные качества.
Способ работы по сырому особенно успешно используется в пейзажной живописи, когда надо передать состояние туманного утра, пасмурного дня, облака и т. п. Небо — один из самых трудных компонентов пейзажа, определяющий его цветовое и тональное состояние. В живописи изменчивость цвета неба и облаков трудно передать даже маслом, где есть возможность вносить поправки, переписывать неудавшиеся места. При наложении акварельных красок по сырому художник нередко зависит от капризов растекающегося по мокрой бумаге мазка. Этот способ работы требует от живописца постоянного самоконтроля, свободного владения кистью. Он должен иметь ясное представление о том, что он хочет и как он должен решить поставленную задачу. Перед началом работы лицевая поверхность бумаги смачивается водой, а затем по еще увлажненной поверхности накладываются нужные оттенки цвета. Влажность бумаги смягчает границы между отдельными тонами. Начинать писать по сырому надо после того, как бумага равномерно «протряхнет», как говорят художники, и на поверхности ее не будет излишка воды. Степень влажности бумаги и различный наклон планшета позволяют регулировать и ограничивать до необходимых пределов растекание краски, получать нужные цветовые сочетания, добиваться их чистоты и прозрачности. Работу удобнее начинать сверху, предварительно определив основные отношения по тону и цвету. Пока наложенный цвет не высох, рядом с ним накладывается другой, иногда частично захватывающий соседний. Если в положенный цвет надо внести какие-нибудь уточнения, то они вносятся еще в сырой красочный слой. Нужные оттенки цвета можно вначале подобрать на палитре или непосредственно на бумаге. По мере высыхания, особенно в жаркий солнечный день, бумагу смачивают снова, положив под нее мокрую тряпку, это позволяет вести работу более длительное время. Краски, положенные по сырому, обычно расплываются и выходят за пределы рисунка предметов. Пока акварель не успела высохнуть, излишние заплывшие места, нежелательные наслоения красок можно осторожно смыть или выбрать слегка отжатой чистой кистью.
Смотрите: Восемь способов акварельной живописи.
Источник
Кейт Фенвик
«Курс акварельной живописи. Пейзаж за считанные минуты»
Акварельная живопись открывает новый мир, поражающий воображение: происходит нечто невероятное, краски смешиваются и получаются прекрасные колористические и световоздушные эффекты.
Многие люди думают, что они не умеют рисовать. Это не так. Я не верю, что рисование это дар. Научить рисовать можно кого угодно. Однако мы должны работать над тем, что хотим воплотить в жизнь, то же относится и к рисованию. Даже если вы никогда не достигнете вершин мастерства, рисование изменит вашу жизнь — спросите любого художника. Да, вы будете делать ошибки; мы все делаем их. Секрет в том, чтобы понимать, что именно мы сделали неправильно, и учиться на своих ошибках. Моя задача — освободить вас от двадцати лет учебы. Я научу вас приемам, дам советы и продемонстрирую полезные навыки, которые я совершенствовал многие годы, занимаясь живописью и экспериментируя. Я помогу вам научиться изображать природу, в том числе главные элементы пейзажа: небо, горы, озера, деревья, скалы, бегущую воду, здания, мосты. Также я покажу вам, как наделить пейзаж настроением и привнести ощущение особой атмосферы. Я не собираюсь навязывать вам определенный стиль. Со временем, практикуясь, вы выработаете собственную, легко узнаваемую манеру. Писать акварельными красками — это проще, чем вы думаете. Я рад возможности показать вам, как это делается.
Желаю удачи! Кейт Фенвик
Скачать книгу
Небо в акварельных этюдах «по сырому»
«Весна. Мокрое поле»
Акварельная живопись «по сырому» непредсказуема. Ошибка в написании неба (мазок кисти по просохшему слою в небе) привел к такому результату.
«Ветер»
Опять из-за ошибки (взят слишком плотный тон облаков), мы видим силуэты лесистых гор в тумане. А может все-таки пасмурное небо?
«Весна. Лужицы»
Добавление в сырой слой на небе фиолетово-коричневого. Такое небо получилось.
«Стожки»
Облака подсвеченные вечерним солнцем.
«Вечер»
Неудачная нижняя часть этюда компенсируется интересным небом.
Онлайн мини-курс «Техники рисования неба в акварели»
Мини-курс «Техники рисования неба в акварели» — это несколько онлайн-уроков, на которых Вы научитесь передавать различные состояния неба, писать реалистичные объемные облака и изображать эффекты пробивающихся сквозь тучи лучей света.
Посмотреть
Воспользуйтесь кнопками. Поделитесь с друзьями.
oformitelblok.ru
John Salminen. Картины акварелью. Городской пейзаж
Привет всем входящим на usenkomaxim.ru
Недавно пришло письмо от одного из молодых художников со ссылкой на работы американского художника-акварелиста Джона Салминена. До сего дня вообще их не видел. Наверное, потому что городской пейзаж не моя тема. Совсем не отзвучал на акварели, но выполнены они мастерски, с узнаваемым стилем. Хорошо дополнят другие акварельные подборки на этом блоге.
Есть у John Salminen работы однотипные, как будто штампованные местами, словно художник оттачивал некоторые приемы, но есть и многообразие в сюжетах, композиции и настроении. Художник явно нашел свою любимую тематику, чувствует ее и готов бесконечно творить в этом направлении. Наверно, у него гигантский архив городских фотографий. В некоторых работах вида нехарактерная человеческому взгляду перспектива длиннофокусных объективов.
Для сравнения приведу ссылки на пару других акварельных мастеров городского пейзажа. У них тоже свой характерный стиль:
- Китайский художник-пейзажист Liu Maoshan и его характерные узнаваемые деревья. У Джона Салминена, кстати, тоже деревья имеют свой запоминающийся стиль;
- Югославский художник-акварелист Joseph Branko Zbukvic. Также очень титулованый и признанный мастер. Сильная, быстрая, техничная акварель. Но уже гораздо шире в темах. Здесь город не доминирует явно, так как художник вырос в сельской местности;
- Польский художник-акварелист Grzegorz Wrobel. Здесь совсем другие акварели и настроение. Акцент на любимой автором архитектуре…
Биография Джона Салминена
John Salminen родился и вырос в городе Сент-Пол, что находится в штате Миннесота на Севере США. Там же выучился и получил степень магистра в Университете Миннесоты. В течение более 34 лет, Салминен был учителем в средней художественной школе. Параллельно с обучением учащихся средней школы писал сам картины, рос как художник.
John Salminen очень продуктивный художник. Если он не на очередных семинарах, выставках и прочем, то пишет в своей студии по 6-10 часов в день. В поездках собирает материал для будущих работ — фотографирует городские пейзажи, как и его жена, которая также является преподавателем и фотографом.
В интернете много где написано про Джона Сальминена. Но большая часть информации однотипна и неинтересна, так как является длинным списком его художественных выставок и достижений. Приводить его не буду. Напишу коротко… Джон Салминен выиграл около 200 национальных и международных художественных наград. И не каких то там ни кому не известных, а популярных и престижных. Также он был многократно задействован в международном судействе в сфере художественных конкурсов по акварели.
Не буду приводить не менее длинный список тех учреждений и организаций, где ныне размещены его картины акварелью.
Надо упомянуть, что художник очень много ездит по всем штатам США с семинарами, обучающими курсами. Он выпустил два обучающих DVD.
В завершение можно сказать, что Джон Сальминен является одним из самых титулованных художников США.
Ныне Джон живет и творит в самодельном бревенчатом домике в окружении 160 000 квадратных метров соснового леса в городе Дулут, штат Миннесота.
Другие материалы из этой категории:
usenkomaxim.ru
ПЕЙЗАЖ. Классическая русская акварель | ||
---|---|---|
Храм Св.Николая. Курилово. Март | Сельский храм.Весна. | Дорога на север |
Вечер. Зимний лес. | Сосны.Зимний лес. | Лес. Весна. |
Деревенька март | Мартовская вода | Март Курилово |
ЗИМА. БЕРЕЗОВЫЙ ЛЕС | ЛЕС. ЗИМА. | ЛЕС. РЕЧКА |
Диево-Городище, зима | ЛЕС | ЛЕСНАЯ РЕКА |
МАРТ, ЛЕС, БЕРЕЗЫ | ЗИМНЯЯ РЕЧКА в лесу | ЛЕС |
Тропа к храму | УТРО ОСЕНИ | РЕЧКА В ЛЕСУ |
ЛЕСНАЯ РЕЧКА | ВЕСНА | И ВЫПАЛ СНЕГ |
ЛЕС ПОД СНЕГОМ | ВЕСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ | ЭТЮД |
ЧАЙКИ | ЛЬДИНЫ | ВЕСЕННИЙ БЕРЕГ |
ЛЕДОХОД | ЗИМНИЙ ЭТЮД | СЕЛЬСКАЯ УЛИЦА |
СЕНОКОС | ИЮНЬ | ЗАБРОШЕННЫЙ МОСТ |
ЗИМНИЙ ЛЕС | ОТРАЖЕНИЕ ОСЕНИ | НА ВОЛГЕ. ПОСЛЕДНИЙ СНЕГ |
НАЧАЛО ЗИМЫ | ВЕЧЕРЕЕТ | ЗИМНИЕ ГОРИЗОНТЫ |
ВЕРБНОЕ | ОТТЕПЕЛЬ. УТРО | БОРИСОГЛЕБ. триптих |
ОСЕННИЕ ЛУЧИ. ПОЛЕ | РОЗОВЫЙ ВЕЧЕР | БОРИСОГЛЕБ |
ОСЕННИЕ ЛУЧИ | ЕЛЬНИК | ПОД СНЕГОМ |
НА ВОЛГЕ | ФЕВРАЛЬСКИЙ ВЕТЕР | КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК |
ВОСКРЕСНОЕ УТРО | ТИШИНА | ТЕНЬ. КУРИЛОВО. МАРТ. |
ОЖИДАНИЕ ОСЕНИ | ХРАМ СВТ.НИКОЛАЯ. ПОЛДЕНЬ | ОТРАЖЕНИЕ ВЕСНЫ |
ОТТЕПЕЛЬ | ПОДСОЛНУХИ | СКОРО ВЕРБНОЕ |
ЗИМНИЙ ДЕНЬ | МЕЖДУ ЕЛЕЙ И СОСЕН | Зимние ели |
ЗИМНЕЕ КРУЖЕВО |
www.art-ov.ru
Пейзаж акварелью по мокрому. Видео-урок
Недавно на просторах интернета мне встретились замечательные и очень простые акварельные пейзажи. К сожалению я не знаю их автора, но они очень легкие в исполнении и при этом эффектно смотрятся. Поэтому я решила записать для вас небольшой видео-урок и показать как можно нарисовать такие работы. Они выполняются по мокрой бумаге, что дает эффект размытых краев и вливания одного цвета в другой. А после просыхания фонового слоя нужно всего лишь включить в рисунок несколько деталей.
Для работы нам понадобится акварельная бумага формата А4. Если у вас отдельные листы, то лучше их прикреплять к планшету малярным скотчем, если же вы используете акварельную склейку, то листы в ней уже закреплены, можно работать не отделяя лист. Также нам понадобится набор акварельных красок; пара беличьих кисточек – одну покрупнее для фона и более мелкую для завершающих деталей; емкость с водой; палитра и тряпочка для протирания кистей. Посмотрите видео и попробуйте нарисовать этот замечательный пейзаж, это займет у вас всего 15-20 минут.
Вот такой пейзаж получился в итоге у меня:
Попробуйте выполнить другие работы в таком же стиле.
Метки: акварель, видео, видео-уроки рисования, живопись, начинающим, пейзаж, уроки рисования
Смотрите также:
izotika.ru