Методическая разработка по биологии (8 класс) по теме: пропорции тела человека. урок и презентация. биология 8 класс. УМК Сонина Н.И.
Тема урока: «Пропорции тела человека».
Форма проведения: урок-исследование
Тип урока: комбинированный.
Время проведения: урок № 25 (рабочая программа курса биологии 8 класса).
Место проведения: кабинет химии и биологии
Целевая аудитория: 8 класс, 5 человек.
Цели урока:
Образовательные цели:
обобщить и систематизировать знания учащихся об опорно-двигательной системе;
закрепить умения учащихся работать с оборудованием;
сформировать представления о типах телосложения;
продолжить формирование практических умений учащихся при работе с лабораторным оборудованием;
Развивающие цели:
развивать у школьников умения выделять главное, сравнивать, анализировать учебный материал, обобщать, делать выводы;
развивать логическое мышление; умение устанавливать причинно-следственные связи между понятиями и явлениями;
развивать умения проводить самооценку;
развивать исследовательские способности учащихся.
Воспитательные цели:
прививать интерес к предмету;
прививать навыки самостоятельной работы;
формировать навыки работы в группе;
воспитывать толерантность и дисциплинированность.
Здоровьесберегающие:
воспитывать экологическую культуру у школьников: закрепить знания о влиянии ЗОЖ на здоровье человека;
формировать навыки безопасного обращения с оборудованием для исследований;
Задачи урока:
познакомить с понятием «пропорции тела;
формировать у школьников компетентности, такие как:
-готовности к разрешению проблем и умения планирования результатов своей деятельности,
-коммуникативной компетентности,
Оборудование:
ростомер;
сантиметровая линейка
телевизор
мультимедиапроектор
Презентация «Пропорции тела человека »,
Ожидаемые результаты: самоанализ учащихся об уровне их подготовки по данной теме, развитие творческих способностей, формирование навыков работы в группе.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Используемая литература:
Программы для общеобразовательных учреждений. биология 6- 11классы. Природоведение 5класс. М.: Дрофа, 2007.
Сонин Н.И. Учебник для общеобразовательных учреждений. Биология. 8 класс. М.: Дрофа, 2008.
Рохлов В.С. Биология . 8 класс. М.: Дрофа, 1998.
План урока и распределение времени на уроке
1. Организационный момент (1 мин.).
2. Постановка целей и задач урока (1 мин.). 3. Изучение нового материала (35 мин.).
а. Сообщение темы урока. Постановка целей.
б. Формирование понятия «пропорции тела» (объяснение
с последующим диалогом).
в. Выполнение лабораторной работы (с последующим диалогом).
4. Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся (2 мин.).
5. Домашнее задание (1 мин.).
Ход урока.
Сообщение темы и цели урока.
Слайд 1,2,3,4.
Если мы посмотрим на себя в зеркало, то увидим лицо, шею, туловище, руки и ноги. Это основные части тела.
Каждая из этих частей состоит из более мелких: на лице выделяют рот, нос, глаза, лоб, щеки.
Рука состоит из плеча, предплечья и кисти. Нога состоит из бедра, голени и стопы.
Туловище подразделятся на грудь и живот. Грудная часть защищена ребрами, грудиной, а сзади – частью позвоночника. Живот состоит из одних мягких тканей.
Тело человека покрывает кожа. Под ней располагаются мышцы и кости. Кости образуют скелет.
Туловище внутри разделено на грудную и брюшную полость мышцей диафрагмой, ее еще называют грудобрюшной перегородкой. В грудной полости находятся сердце и легкие, проходят пищевод и дыхательные пути. В брюшной полости находятся желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа, селезенка, почки, многочисленные сосуды и нервы. Здесь же размещены половые органы женщин. У мужчин половые органы находятся вне брюшной полости, так как для развития мужских половых клеток – сперматозоидов требуется более низкая температура.
Между различными частями тела существуют определенные соотношения или пропорции. Так, например, у многих людей длина носа равна длине уха, а длина предплечья равна длине стопы.
Кто из нас не восхищался скульптурами Древней Греции, замечательными полотнами эпохи Возрождения! Что притягивает нас, людей XXI в., к удивительным творениям, возраст которых порой превышает 2–5 тысяч лет? Несомненно, красота человеческого тела.
Слайд 5.
Учение о пропорциях тела возникло в период расцвета египетского государства. Египтяне установили, что длина тела человека в 19 раз больше длины среднего пальца. Это правило они соблюдали при создании статуй.
Слайд 6.
Древнегреческие скульпторы предложили пользоваться шириной ладони как единицей измерения; пропорции тела они выражали так: две ширины ладони – высота лица, три – длина ступни, четыре – расстояние от плечевого сустава до локтя. С развитием науки и искусства анатомы и художники установили еще ряд подобных соотношений, например: длина позвоночника равна длине руки, в длине тела стопа укладывается семь раз, а голова – восемь раз. Три длины головы равны длине туловища, три длины кисти – длине руки, три длины стопы – длине ноги, а размах рук равен длине туловища
Несмотря на общий план строения и наличие определенных закономерностей в фигуре, каждый человек индивидуален и представляет собой огромную ценность для мира. Представления о красоте у каждого человека разные. И для кого-то эталоном красоты и женственности являются пышные формы, кто-то же предпочтет им худобу и четкость линий. Пропорции тела у каждого человека также весьма разняться. Найти точную формулу красоты не под силу даже величайшим умам человечества. Меняется мир – меняются представления о красоте. И назвать определенные критерии для определения идеальных пропорций пока не удается.
Слайд 7,8.
Система вычисления идеальных пропорций тела человека была разработана в 5 веке древнегреческим скульптором Поликлетом. За основу для вычисления идеальных пропорций скульптор взял свои собственные представления об идеальной фигуре. Согласно его вычислениям, голова составляет одну седьмую часть от общего роста человека, кисти рук и лицо – одна десятая часть, а ступни одна шестая часть от общего роста. Не смотря на то, что многие современники Поликлета сочли такие фигуры слишком квадратными и массивными, именно эти пропорции стали каноном для античности. Свои представления об идеальных пропорциях тела Поликлет воплотил в статуе Дорифор (Копьеносец). Тело юноши олицетворяет собой могущество настоящей мужской силы. Широкие плечи и могучий рост – таким были идеальные пропорции тела для Поликлета. К тому же, согласно принципу золотого сечения, центр тела находиться как раз на уровне пупка. Само золотое сечение представляет собой такое соотношение пропорций тела, при котором целое относится к большой части также, как меньшая к большей. Соотношение пропорций при этом можно определить формулой С:А=А:В. С при этом целое, А – большая часть, В – меньшая. Автором золотого сечения является Пифагор. Именно он считал идеальным тело, в котором расстояние от пояса до темени имело отношение к общей длине, как один к трем. Отклонение объема и массы тела от нормы обусловлены непосредственно от строения скелета. Идеальным считается пропорциональное строение. Многие древнегреческие мастера использовали принцип золотого сечения при создании своих творений.
Слайд 9.
Эталоном красоты можно в этом случае принято считать Афродиту Милосскую, созданную Агесандром.
На Руси длину измеряли с помощью локтя и сажени. Помимо этого для измерения длины использовались суставы большого пальца и расстояние между большим и указательным пальцем.
Основными мерами длины в России были сажень и локоть. Кроме этого, применялся дюйм — длина сустава большого пальца, пядь — расстояние между раздвинутыми большим и указательным пальцами, ладонь — ширина кисти руки. Еще один канон идеальных пропорций тела человека выявил английский ученый Эдинвург. За единицу измерения он взял музыкальный аккорд. Мужское тело при этом должно соответствовать мажорному аккорду, минорному аккорду – женское тело. Однако даже по истечении времени принцип золотого сечения для измерения идеальных пропорций не канул в лету. И до сих пор принцип золотой пропорции характерен для всех хорошо развитых человеческих тел.
Слайд 10,11.
Возрастные различия в пропорциях тела общеизвестны: ребенок отличается от взрослого относительно короткими ногами, длинным туловищем, большой головой. Для характеристики возрастных изменений пропорций тела можно выражать размеры у детей в долях величины этих размеров у взрослых, приняв их за единицу.
У новорожденного длина головы составляет 1/4 часть общей длины тела, у 2-летнего –1/5, у 6-летнего – 1/6, а у взрослого – 1/8. У новорожденных длина верхних и нижних конечностей примерно одинакова и составляет 1/3 длины тела. К 7 годам ноги с 18 см удлиняются до 62,0–63,0 см. Длина рук к 7 годам возрастает до 52,0–54,0 см. Гораздо меньше изменяется длина туловища: к 8 годам она становится равной 36,9 см.
За весь период развития длина нижних конечностей увеличивается в 5 раз, рук – в 4 раза, а туловища – в 3 раза.
Возрастные изменения длины тела. Наиболее интенсивны рост и развитие человека в первый год жизни. Средняя длина тела новорожденных девочек составляет 52,2 см, мальчиков – 52,6 см; за первый год жизни она увеличивается на 25 см. На втором году жизни она возрастает на 10–15 см, на третьем году жизни – на 8 см. Затем до 6 лет ежегодная прибавка длины тела составляет 4–5 см.
Увеличение длины тела в 6–7-летнем возрасте на 8–10 см получило название полуростового (или I ростового) скачка. В период полового созревания (11–14 лет) происходит ростовой (II ростовой), или пубертатный, скачок. Длина тела при этом возрастает в течение первого года сразу на 11–12 см, а в последний год на 6–7 см. Во время роста изменяются пропорции тела, что хорошо заметно по соотношению размеров головы и туловища. У новрожденного это соотношение 1 : 4, в то время как у взрослого 1 : 8.
Изменение пропорций тела с возрастом у девочек и мальчиков и ростовые скачки у девочек и мальчиков
Увеличение длины тела и веса в течение каждого года происходит циклично. Так возрастание длины тела наиболее интенсивно идет в летние месяцы, в то время как увеличение веса в основном приходится на осенний период.
Изменения показателей физического развития, происходящие в разные периоды роста организма, неодинаковы по своей интенсивности. У девочек максимальные изменения большинства показателей физического развития отмечаются в более ранние периоды, чем у мальчиков. Так, у девочек они регистрируются в 7, 9, 11 и 13 лет, у мальчиков в 8, 10 и 12 лет. Скорость роста особенно интенсивно увеличивается в период полового созревания (у девочек – в 11–13 лет, а у мальчиков – в 12–14 лет). Рост тела в длину заканчивается у девушек в 16–17 лет, у юношей в 18–19 лет.
Слайд 12,13.
Пропорции тела и половые различия
Половые различия частично связаны с различием в длине тела мужчин и женщин, но главным образом они являются специфическим проявлением полового диморфизма. Женщины отличаются от мужчин большей шириной таза и меньшей шириной плеч (в % длины тела). Длина руки и длина ноги в процентах длины тела примерно одинакова в обоих полах.
Слайд 14. Попытки классифицировать человека по строению тела, особенностям поведения, либо предрасположенности к тем или иным заболеваниям восходит к глубокой древности, к временам Гиппократа. Он впервые связал особенности, телосложение людей с их предрасположенностью к определенным заболеваниям. На основе эмпирических сопоставлений он показал, что люди невысокого роста, плотные, склонны к апоплексическому удару, люди же высокие и худые — к туберкулезу.
Астеник — (от греч. — слабый) отличается слабым ростом «в толщину» при большем росте «в длину»; он худой, с тонкой бледной кожей, узкими плечами, длинной и плоской грудной клеткой. Имеет хрупкое телосложение, высокий рост; кажется ещё выше, чем он есть в действительности; у него худые руки, длинные нижние конечности, вытянутое лицо, длинный тонкий нос. У ярко выраженных астеников наблюдается также несоответствие между удлинённым носом и недоразвитием нижней челюсти. Астенические женщины напоминают астеников-мужчин, но они могут быть не только худощавы, но и малорослы. Ярко выраженные астеники преждевременно старятся.
Пикник — (от греч. — толстый, плотный) среднего или малого роста, с богатой жировой тканью, расплывшимся туловищем, круглой головой на короткой шее, с мелким широким лицом. Обнаруживает тенденцию к ожирению.
Атлетик — (от греч. — борьба, схватка) имеет хорошую мускулатуру, крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкий плечевой пояс и узкие бедра, выпуклые лицевые кости.
Слайд 15,16.
Выполнение лабораторной работы (с последующим диалогом).
- Определить пропорциональность своего тела.
- Определить гармоничность своего телосложения.
Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.
Домашнее задание. Стр 113-115. Определить пропорциональность тел членов своей семьи
nsportal.ru
Пропорции человека — Биология — 8 класс
Просмотр содержимого документа
«Пропорции человека»
К СВЕДЕНИЮ
В апреле 1489 Леонардо да Винчи начал книгу о Человеке. В связи с этим книжным проектом, (который не был окончен) — он систематически изучал двух молодых людей и сравнил результаты замеров и соотношения размеров разных частей тела с единственной тогда старой теорией размеров- теорией Витрувиаса(Vitruvias) Витрувиас, довольно известный архитектор и инженер в Римской империи, написали трактат по архитектуре, треть которого состояла из описания размеров и пропорций тела. Он доказывал, что человеческая фигура, с протянутыми руками и вытянутыми ногами, впишется в квадрат и круг(правильные геометрические фигуры) и,тогда, геометрический центр человеческого тела совпадет с пупом
ПРАКТИКУМ
1. Произвести необходимые, по вашему мнению замеры.
2. Подобрать масштаб.
3. Выполнить рисунок – схему.
ПРАКТИКУМ
Тип конституции человека
ИП (индекс Пинье) = L – (P + T)
L – длина тела (см)
P – вес тела (кг)
T – окружность грудной клетки (см)
Оценка результата:
Индекс меньше 10 – гиперстеник (тучное телосложение)
ПИКНИЧЕСКИЙ ТИП
Индекс от 10-30 – нормостеник (нормальное телосложение)
АТЛЕТИЧЕСКИЙ ТИП
Индекс выше 30 – гипостеник ( худощавое телосложение)
АСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП
Для того чтобы определить свой тип телосложения нужно узнать размер окружности запястья:
у астенического типа – не меньше 17 сантиметров;
у нормостеническго – 17-19 сантиметров;
у широкостного типа – превышает 19 сантиметров
ПРАКТИКУМ
ИЗУЧИТЕ:
1. Физиологические особенности своего типа
2. Оставьте 4 строчки для определения оптимального веса для своего типа телосложения.
3. Определите несколько пропорций своего тела ( на выбор)
Природа распорядилась в строении человеческого тела следующими пропорциями:
Расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица. длина четырёх пальцев равна длине ладони, четыре ладони равны стопе, шесть ладоней составляют один локоть, четыре локтя — рост человека
multiurok.ru
Структура тела человека (биология 8 класс). Поурочные планы
В ходе этого урока мы ознакомимся с основными частями нашего тела. А также узнаем о пропорциях, установленных еще древними скульпторами и художниками.
Тема: Общий обзор организма человека
Урок: Структура тела человека
1. Части тела человека
Основными частями нашего тела являются: лицо, шея, туловище, руки и ноги.
Рис. 1. Части тела человека
Каждая из этих частей состоит из более мелких: на лице выделяют рот, нос, глаза, лоб, щеки.
Рука состоит из плеча, предплечья и кисти (то, что мы обычно называем плечом, носит название надплечье).
Рис. 2. Части руки
Нога состоит из бедра, голени и стопы.
Туловище подразделятся на грудь и живот. Грудная часть защищена ребрами, грудиной, а сзади – грудной частью позвоночника. Живот состоит только из мягких тканей.
Тело человека покрывает кожа. Под ней располагаются мышцы и кости.
Рис. 3. Мышцы человека
Кости образуют скелет.
Рис. 4. Кости человека
Туловище внутри разделено на грудную и брюшную полость мышцей диафрагмой, ее еще называют грудобрюшной перегородкой.
Рис. 5. Диафрагма
2. Расположение внутренних органов
В грудной полости находятся сердце и легкие, проходят пищевод и дыхательные пути.
Рис. 6. Содержимое грудной полости
В брюшной полости находятся желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа, селезенка, почки, многочисленные сосуды и нервы. Здесь же размещены половые органы женщин.
Рис. 7. Cодержимое брюшной полости
У мужчин половые органы находятся вне брюшной полости, так как для развития мужских половых клеток – сперматозоидов требуется более низкая температура.
Между различными частями тела существуют определенные соотношения или пропорции. Так, например, у многих людей длина носа равна длине уха, а длина предплечья равна длине стопы.
3. Учение о пропорциях
Учение о пропорциях тела возникло в период расцвета египетского государства. Египтяне установили, что длина тела человека в 19 раз больше длины среднего пальца. Это правило они соблюдали при создании статуй.
Рис. 8. Древнеегипетские статуи
Древнегреческие скульпторы предложили пользоваться шириной ладони как единицей измерения; пропорции тела они выражали так:
· две ширины ладони – высота лица,
· три ширины ладони – длина ступни,
· четыре ширины ладони – расстояние от плечевого сустава до локтя.
Рис. 9. Древнегреческие статуи
С развитием науки и искусства анатомы и художники установили еще ряд подобных соотношений, например: длина позвоночника равна длине руки, в длине тела стопа укладывается семь раз, а голова – восемь раз. Три длины головы равны длине туловища, три длины кисти – длине руки, три длины стопы – длине ноги, а размах рук равен длине туловища.
Рис. 10.
Несмотря на общий план строения и наличие определенных закономерностей в фигуре, каждый человек индивидуален.
Список рекомендованной литературы
1. Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 М.:Дрофа
2. Пасечник В. В., Каменский А. А., Швецов Г. Г. / Под ред. Пасечника В. В. Биология 8 М.:Дрофа.
3. Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология 8 М.: ВЕНТАНА-ГРАФ
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
1. Spravochnik-anatomia. ru .
2. Eurolab.
dp-adilet.kz
Пропорции человека — Биология — 8 класс
Просмотр содержимого документа
«Пропорции человека»
К СВЕДЕНИЮ
В апреле 1489 Леонардо да Винчи начал книгу о Человеке. В связи с этим книжным проектом, (который не был окончен) — он систематически изучал двух молодых людей и сравнил результаты замеров и соотношения размеров разных частей тела с единственной тогда старой теорией размеров- теорией Витрувиаса(Vitruvias) Витрувиас, довольно известный архитектор и инженер в Римской империи, написали трактат по архитектуре, треть которого состояла из описания размеров и пропорций тела. Он доказывал, что человеческая фигура, с протянутыми руками и вытянутыми ногами, впишется в квадрат и круг(правильные геометрические фигуры) и,тогда, геометрический центр человеческого тела совпадет с пупом
ПРАКТИКУМ
1. Произвести необходимые, по вашему мнению замеры.
2. Подобрать масштаб.
3. Выполнить рисунок – схему.
ПРАКТИКУМ
Тип конституции человека
ИП (индекс Пинье) = L – (P + T)
L – длина тела (см)
P – вес тела (кг)
T – окружность грудной клетки (см)
Оценка результата:
Индекс меньше 10 – гиперстеник (тучное телосложение)
ПИКНИЧЕСКИЙ ТИП
Индекс от 10-30 – нормостеник (нормальное телосложение)
АТЛЕТИЧЕСКИЙ ТИП
Индекс выше 30 – гипостеник ( худощавое телосложение)
АСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП
Для того чтобы определить свой тип телосложения нужно узнать размер окружности запястья:
у астенического типа – не меньше 17 сантиметров;
у нормостеническго – 17-19 сантиметров;
у широкостного типа – превышает 19 сантиметров
ПРАКТИКУМ
ИЗУЧИТЕ:
1. Физиологические особенности своего типа
2. Оставьте 4 строчки для определения оптимального веса для своего типа телосложения.
3. Определите несколько пропорций своего тела ( на выбор)
Природа распорядилась в строении человеческого тела следующими пропорциями:
Расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица. длина четырёх пальцев равна длине ладони, четыре ладони равны стопе, шесть ладоней составляют один локоть, четыре локтя — рост человека
multiurok.ru
8 класс. Биология. Структура тела человека — Структура тела человека
Комментарии преподавателя
Основными частями нашего тела являются: лицо, шея, туловище, руки и ноги.
Рис. 1. Части тела человека (Источник)
Каждая из этих частей состоит из более мелких: на лице выделяют рот, нос, глаза, лоб, щеки.
Рука состоит из плеча, предплечья и кисти (то, что мы обычно называем плечом, носит название надплечье).
Рис. 2. Части руки (Источник)
Нога состоит из бедра, голени и стопы.
Туловище подразделятся на грудь и живот. Грудная часть защищена ребрами, грудиной, а сзади – грудной частью позвоночника. Живот состоит только из мягких тканей.
Тело человека покрывает кожа. Под ней располагаются мышцы и кости.
Рис. 3. Мышцы человека (Источник)
Кости образуют скелет.
Рис. 4. Кости человека (Источник)
Туловище внутри разделено на грудную и брюшную полость мышцей диафрагмой, ее еще называют грудобрюшной перегородкой.
Рис. 5. Диафрагма (Источник)
В грудной полости находятся сердце и легкие, проходят пищевод и дыхательные пути.
Рис. 6. Содержимое грудной полости
В брюшной полости находятся желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа, селезенка, почки, многочисленные сосуды и нервы. Здесь же размещены половые органы женщин.
Рис. 7. Cодержимое брюшной полости
У мужчин половые органы находятся вне брюшной полости, так как для развития мужских половых клеток – сперматозоидов требуется более низкая температура.
Между различными частями тела существуют определенные соотношения или пропорции. Так, например, у многих людей длина носа равна длине уха, а длина предплечья равна длине стопы.
Учение о пропорциях тела возникло в период расцвета египетского государства. Египтяне установили, что длина тела человека в 19 раз больше длины среднего пальца. Это правило они соблюдали при создании статуй.
Рис. 8. Древнеегипетские статуи
Древнегреческие скульпторы предложили пользова
www.kursoteka.ru
Особенности человека — Биология — 8 класс
Комлев Анатолий Иванович,
учитель биологии МБОУ «Сакмарская СОШ»
Биология
8 класс
Учебник: В.Б. Захаров, Сонин Н.И. Биология «Человек и его здоровье» 8 класс. – М.: Дрофа, 2010.
Базовый уровень
Тема урока «Особенности человека»
Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 1 час
Урок №2
Цель урока: определить характерные для человека особенности
Задачи урока:
раскрыть характерные для человека особенности;
выявить черты различия человека, человекообразных обезьян, животных;
продолжить развивать у школьников умения сравнивать, обобщать; содействовать формированию идей материальности мира, развития в природе.
Учащиеся должны:
Техническое обеспечение урока. Компьютер, проектор.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: муляжи скелетов человека и млекопитающего животного; таблицы, демонстрирующие их внешнее и внутреннее строение; торс человека; рисунки в учебнике Н. И. Сонина и М. Р. Сапина «Биология, 8 кл.»; рабочая тетрадь к учебнику.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000541-1000-4ddd-b535-020046bc5001/index.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000543-1000-4ddd-b470-3d0046bc5001/index.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000544-1000-4ddd-8000-1d0046bc5002/1_018.swf
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Дать определение понятиям «рудименты» и «атавизмы», записанным в словарике.
Рудименты — это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили свое значение, хотя и сохранились — полностью или частично.
Примеры: копчиковые позвонки и мышцы, ушные мышцы, грубый и густой волосяной покров на теле; шейные ребра и т. д.
Атавизмы — появление у отдельных организмов данного вида (в нашем случае — у человека) признаков, которые существовали у их отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции.
Примеры: хвостатые люди; волосатые люди и т. д.
2. Работа с карточками.
Карточка №1 Заполните таблицу «Систематическое положение человека».
| ||||||||||||||
Карточка №2 Выпишите признаки, характеризующие человека как представителя:
| ||||||||||||||
Карточка №3 Приведите доказательства родства человека и человекообразных обезьян:
|
III. Вступительное слово учителя.
Все люди, населяющие Землю в настоящее время, принадлежат к виду Ното 5ар1еп5 (Ьото — человек, зар1еп8 — разумный). Наиболее важные признаки Ното зар1еп8 — вертикальное положение тела и хождение на двух ногах; очень хорошо развитый головной мозг, гибкие кисти рук и объемное цветовое зрение. Совокупность этих признаков дает человеку возможность использовать окружающую среду для того, чтобы кормить и одевать всю свою многочисленную популяцию и создавать поразительные цивилизации. Однако наряду с большими преимуществами человек приобрел предпосылки для различного рода нарушений и даже заболеваний. Сейчас вы выполните работу, которая поможет вам разобраться в сильных и слабых сторонах человека как биологического вида.
Для этого следует:
1) изучить текст учебника на с. 6-7;
2) заполнить таблицу «Особенности человека».
IV. Работа учащихся над текстом учебника и заполнение таблицы «Особенности человека».
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000541-1000-4ddd-b535-020046bc5001/index.htm
Особенности человека | Преимущества | Недостатки |
1. Высокоразвитый головной мозг, его масса 1300-1500 г, что составляет 1/40 часть от массы тела | Благодаря такому мозгу человек обладает великолепными способностями к обучению, логическому мышлению, управлению речью и точной координации зрения и движения | |
2., Человек передвигается на двух ногах, поочередно перенося свой вес с пятки на пальцы ног | Человек может ходить, бегать, прыгать, плавать, нырять, взбираться на скалы. Значительно возвышаясь над поверхностью земли, человек видит гораздо дальше, чем видят другие животные таких же размеров | Поднятие чрезмерных тяжестей может привести к повреждению межпозвоночных дисков или даже самих позвонков. Большие перегрузки ведут к разрастанию костной ткани, травмирующей отходящие от спинного мозга корешки спинномозговых нервов, а это приводит к сильным болям в спине, неправильной осанке, нарушению нервной регуляции работы внутренних органов, а значит — к разным заболеваниям. В стенках тела имеются участки, которые при плохом физическом развитии могут стать зонами образования грыж. При вертикальном положении тела увеличивается давление крови на стенки кровеносных сосудов. Если ослабленные клапаны вен нижних конечностей не могут воспрепятствовать обратному току крови, развивается варикозное расширение вен. Появляются выпячивания в стенках подкожных вен, что ведет к нарушениям кровотока и различного рода недомоганиям http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000543-1000-4ddd-b470-3d0046bc5001/index.htm |
3. Чуткие и гибкие пальцы рук | Позволяют исследовать поверхность предметов; используя те или иные орудия труда, эффективнее, чем другие млекопитающие, воздействовать на окружающую среду | |
4. Глаза человека обеспечивают объемное цветовое зрение | Благодаря глазам человек точно определяет расстояние, различает цвет, форму и яркость освещения предметов. Человек может следить за быстрым перемещением предметов, не поворачивая при этом головы, при помощи одного лишь движения глаз |
V. Проверка содержания таблицы.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000544-1000-4ddd-8000-1d0046bc5002/1_018.swf
VI. Дополнительная информация.
Ее может изложить учитель или заранее подготовленный учащийся, а также возможен вариант спонтанного диалога, изложения сообщений.
Примеры такого рода сведений:
1. С линией Ногтю явился в мир первый двуногий «хищник». Его передние конечности с «умелыми» кистями могли свободно манипулировать орудиями, начиная с дубинки.
2. Глаза примата обеспечивали большую стереоскопичность восприятия и различали цвета-дар, которого совсем лишены хищники. В отличие от человека и других приматов хищники не реагируют на неподвижный предмет.
3. Высокое расположение глаз обеспечивает чисто «психологический» перевес. Показательно поведение многих животных: когда им кто-то угрожает, они как можно выше поднимают голову — это означает превосходство, обратное движение выражает подчинение.
Задание на дом: изучить текст учебника на с. 6-7. Повторить из курса «Природоведение» (5 кл.) материал о происхождении человека, об этапах его эволюции.
multiurok.ru
Биология, Человек (8 класс): уроки, тесты, задания
Организм человека как единое целое
-
Человек как биологический вид. Науки о человеке
-
Ткани человека
Опорно-двигательная система
-
Скелет человека
-
Мышцы, их строение и работа
-
Болезни опорно-двигательной системы, их профилактика
Кровеносная и лимфатическая системы
-
Внутренняя среда организма. Кровь и лимфа
-
Система органов кровообращения
-
Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечениях
Дыхательная система
-
Органы дыхания. Механизм дыхания. Газообмен
-
Заболевания органов дыхания, их профилактика
Пищеварительная система
-
Строение органов пищеварения
-
Этапы пищеварения
-
Болезни системы пищеварения и их предупреждение
Обменные процессы в организме
-
Обмен веществ и энергии
Выделение
-
Строение и функционирование почек. Заболевания органов мочевыделения, их профилактика
Покровы тела человека
-
Строение и функции кожи
-
Гигиена кожных покровов
Нервная система
-
Строение нервной системы и её значение
-
Центральная нервная система — головной и спинной мозг
-
Рефлекс. Дуга рефлекса
Психика и поведение человека
-
Высшая нервная деятельность
Органы чувств
-
Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор
-
Слуховой, вестибулярный и другие анализаторы
Эндокринная система
-
Основные секреторные железы
-
Работа эндокринной системы и её нарушения
Размножение и развитие человека
-
Строение половой системы человека
-
Оплодотворение. Беременность. Роды. Индивидуальное развитие
Класс заполнен на 100 %
www.yaklass.ru