Наброски фигуры человека карандашом с натуры – Ой!

Содержание

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 7 класс) по теме: конспект урока и презентация «Набросок фигуры человека с натуры»

План-конспект урока  «Набросок фигуры человека с натуры» 7 класс.


Цели урока: 
Обучающие: развитие глазомера, совершенствование навыков рисования и работы с натуры, координация руки и быстрая ориентация, умение точно и лаконично передавать самое существенное, выявлять конструктивно-структурные, пропорциональные и динамические закономерности изображения объектов. 
Воспитывающие: воспитание эстетического вкуса, воли, характера, целеустремлённости. 
Развивающие: развитие творческих способностей, зрительной памяти, кругозора, мыслительной деятельности, внимания. 
Задачи урока: выполнить наброски фигуры человека с натуры, используя новые технические приёмы. Найти правильное композиционное размещение в листе, передать верно пропорции и характер модели, сделать свой рисунок наиболее выразительным, используя графические средства выражения. 
Тип урока: сообщение новых знаний с закреплением их практической работой. 
Оборудование урока: 
Для учителя: образцы работ учащихся по данной теме, учебные таблицы и планы-схемы с пропорциями фигуры человека, карандаши простые, разной мягкости, перьевые и гелевые ручки, бумага белая размера А-3, бумага тонированная графическим карандашом формата А3, резинки, кнопки, мольберт, натурщик(модель). 
Для учащихся: карандаши простые, разной мягкости, перьевые и гелевые ручки, бумага белая размера А-3, бумага тонированная графическим карандашом формата А3, резинки, кнопки, мольберты, натурщик (модель). 

Список используемой литературы.
1. Н. Ли Основы учебного академического рисунка. М., изд-во Эксмо. 2005 г. 
2. П.Станьер, Т.Розенберг Практический курс рисования ООО «Попурри», 2004 г.
План 
1. Организационная часть. 
2. Повторение пройденного материала. 
3. Объяснение новой темы. Наброски. Упражнения (рисование жестом, координация руки и глаза, рисование непрерывной линией, силуэтный рисунок, вынутый тон). Учитель демонстрирует методику выполнения каждого технического приёма. 
4. Самостоятельная работа учащихся после каждого технического приёма. 
5. Обсуждение проделанной работы. 
6. Подведение итогов урока. Домашнее задание. 
Ход урока 
1.Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, наличие всех необходимых материалов к работе. 
2.Учитель объясняет тему урока. Повторяет с учащимися пройденный материал. На примере натурщика разбирает законы рисования фигуры с упором на одну ногу или на две ноги, передачи пропорций фигуры человека. ( Отметка линии центра тяжести, которая начинается от яремной впадины или седьмого шейного позвонка, отметка основания стопы и уровня лобкового сочленения, уровень и направление плеча и таза, размер головы, размер и ширина таза, отметка коленных суставов). 
Учитель демонстрирует планы-схемы, учебные таблицы, наброски и зарисовки фигуры человека, рассматривает их как необходимый подготовительный этап в рисовании фигуры человека. 
3-4.Учитель объясняет значимость занятия набросками при обучении рисунку. 
Слово «набросок» говорит само за себя и означает «набросать», т.е. за короткий промежуток времени передать основную характеристику изображаемого объекта. Наброски отличаются именно краткосрочностью. Зарисовки более продолжительны по времени и служат другим целям. Например, работая над длительным рисунком, чтобы разобраться подробнее в отдельных узлах модели, следует выполнять отдельные зарисовки мест, вызывающих затруднение, с разных положений. 
Наброски бывают линейные и тональные. Выбор вида наброска зависит от стоящих перед рисовальщиком задач, а так же его опыта в работе с тем или иным графическим материалом. Наброски следует выполнять различными графическими материалами и не бояться экспериментов. Это позволяет почувствовать разницу между ними и одновременно придать наброскам разнообразие и характерную выразительность. 
Как ни парадоксально на первый взгляд, но при выполнении свободных набросков и зарисовок зачастую бывает очень полезно не «думать», а просто быстро и много рисовать. В результате что–то получается не хуже, чем при длительной мыслительной работе. Одно совершенно точно – чем больше и чаще выполняешь наброски, тем лучше они получаются. 
Рисование жестом. (2-3 наброска по 5-7 минут каждый, материал: карандаш, бумага).
Жест – это действие, несущее смысловую нагрузку, — преподносите ли вы букет цветов или проводите карандашом по бумаге. В рисовании «жестом» называют движение руки с инструментом, которое повторяет движение глаза, исследующего модель. 
Глаз сканирует визуальное поле, выискивая и отбирая характерные детали и увязывая их со способами осмысления. Рисование жестом – зафиксированный итог визуального поиска значимости; поиск должен быть быстрым, когда наблюдение и перенос всей фигуры на бумагу происходит почти мгновенно. 
Выполнение. Рисовать следует в разумном масштабе по отношению к размеру листа, потому что страх перед неудачей выражается в уменьшении масштаба и робких прикосновениях инструмента к бумаге. Приступать к упражнению следует с уверенностью. В конце концов, вы рискуете только стоимостью листа бумаги. Представьте, что ваша рука связана с глазом; не фиксируйте взгляд или карандаш на деталях, а переходите от общего к частному. Позвольте вашему карандашу двигаться по бумаге молниеносно, сверху вниз и из стороны в сторону, пока не обозначиться вся фигура. 
Не отождествляйте рисунок с реальным миром. Наносимые вами линии должны соответствовать манере вашего наблюдения за моделью, как бы переносить на бумагу ваш взгляд, следуя за скольжением глаза по фигуре модели. Рисунок похож на каракули, но в нём нет неестественности и больших погрешностей. 
Вместе с учащимися учитель определяет позу модели и расстояние от неё до рисующего. Учитель демонстрирует технический приём, выполняя набросок с натуры. За тем предлагает учащимся выполнить наброски натурщика, используя в работе новый технический приём. 
(Самостоятельная работа учащихся.) 
Координация руки и глаза. ( 1-2 наброска по 5-7 минут каждый. Материал: карандаш, бумага). 
Цель данного упражнения – разрушение всех стереотипных представлений о конечном виде рисунка. 
Выполнение. Выполняя это задание не сводите глаз с модели. Всё время, пока карандаш движется по бумаге, ваш взгляд должен быть устремлён на натуру. Хотя это и трудно, постарайтесь не подсматривать. Вы можете несколько раз взглянуть на рисунок, но только когда карандаш не касается бумаги. 
Цель этого упражнения – координация глаза и руки. ( сравнение с игрой в теннис. Играя, мы смотрим на мяч, а не на ракетку.) 
Учитель меняет позу модели, демонстрирует технический приём, выполняя набросок с натуры. 
(Самостоятельная работа учащихся.) 
Рисование непрерывной линией.( 2-3 наброска по 5-7 минут каждый, материал: карандаш, гелевая ручка, бумага). 
Непрерывная линия в действительности таковой и является. Рисунок выполняется непрерывно, с постоянной скоростью, без отрыва карандаша от бумаги. Старайтесь рисовать ритмично, постоянно сравнивая элементы и детали модели и рисунка. В данном случае линия проводится медленнее, чем при рисовании жестом. Рисунок больше похож не на каракули, а на цельный моток проволоки. 
Выполнение. Поставьте карандаш на бумагу и убедите себя, что точка соответствует конкретной точке тела модели. Перемещайте ваш взгляд и руку с постоянной скоростью по контуру модели, фиксируя детали и не глядя на бумагу. В ходе упражнения вам придётся избегать углов, сравнивая и сопоставляя взаимное расположение точек. В процессе поиска вы сможете определить грубые пропорции изображаемой фигуры. 
Учитель меняет позу модели. Учитель выполняет набросок с натуры. 
(Самостоятельная работа учащихся.) 
Силуэтный рисунок. ( один десятиминутный набросок. Материал: карандаш, резинка, бумага.) 
Этот тип рисунка имеет сходство с линейным в том, что внешние контуры модели должны быть очерчены непрерывной линией, но в данном случае линия проводиться сознательно и гораздо медленнее, чем в двух предыдущих упражнениях. 
Выполнение. В силуэтном рисунке линия ни в одной точке не должна углубляться внутрь контура, но при этом следует очерчивать пустые пространства между, например, рукой и телом, через которые виден фон, — их называют негативными пространствами. Для исправления ошибок можно пользоваться резинкой. 
Натурщик меняет позу. Учитель демонстрирует технический приём, выполняя набросок с натуры. 
(Самостоятельная работа учащихся.) 
Вынутый тон. Зарисовка. ( один получасовой рисунок. Материал: карандаш, тонированная графическим материалом бумага, резинка.) 
Полностью зачерните бумагу графическим материалом, разотрите её слегка газетой, чтобы выровнять тон. В рисовании тон является индикатором света. Линии, штрихи и пятна наносятся с помощью графических материалов различной тональной насыщенности, что позволяет осуществить градацию светлых и тёмных элементов. Осветите модель сильным направленным светом, необычным образом. 
Выполнение. Работайте жёсткой резинкой, лёгкими линиями наметьте положение фигуры и окружающих предметов. На этом этапе не забывайте о композиции. Прищурьтесь, чтобы лучше различить светлые и тёмные тона. Пока вы будете наблюдать прищурившись, решите для себя, какие участки отнести к той или иной тональной категории, и постарайтесь не отступать от принятого решения. 
Продолжайте рисунок, вытирая самые светлые участки композиции. Подобная работа резинкой может оставить выразительные следы (которые иногда выглядят как резьба по дереву). Не забывайте уделять одинаковое внимание всем деталям картины – фигуру и фону. Затем переходите к участкам, попадающим в группу полутонов. 
Помните, что вы пытаетесь изобразить эффект света, падающего на формы в поле вашего зрения, и ваша задача – наполнить композицию смыслом и глубиной. 
Учитель меняет позу натурщика и демонстрирует технический приём. 
(Учащиеся выполняют задание.) 

5. Учитель переходит к обсуждению работ с учащимися. 
Вопросы: 
• Что вы пытались выразить в рисунке? 
• Что вам удалось выразить? 
• Что от вас ускользнуло? 
• Можно ли было выразить это как-нибудь по- другому? 
• Насколько удался рисунок – в смысле сходства модели с изображением на бумаге? 
• Что бы вы сделали по- другому, если бы у вас было больше времени, — скажем, шесть часов? 
• Что вы бы успели сделать за 10 минут? 
• Что вы бы проработали особенно тщательно за время шестичасового сеанса? Каким образом? Сумели бы вы сделать рисунок более правильным? Если да, то что это значит и почему это желательно? Как этого достичь? 

6. (Учитель вместе с учащимися выставляет оценки за занятие.) 
Учитель подводит итог урока. 
Набросками следует заниматься постоянно, а не урывками, время от времени. Не бойтесь первых набросков – они будут жалкими и неуклюжими, но это только поначалу. Со временем, при условии систематической работы, наброски будут получаться всё лучше и лучше. 
Упражнения по наброскам следует выполнять целенаправленно. Систематические занятия позволяют успешно совершенствовать навыки рисования, а также оказывают существенную помощь в усвоении учебного материала. Они развивают глазомер, координацию руки, умение наиболее точно выявлять самое существенное. 
Набросок даёт возможность работать раскованно, сосредотачивать внимание на главном, исключая второстепенное. Для этого вам потребуется огромная любовь к избранной вами профессии, воля, характер и целеустремлённость. 
Учитель даёт домашнее задание. Выполнить серию набросков, используя в работе новую методику. 

nsportal.ru

Как нарисовать набросок человека?

Наброски человека занимают первые позиции по важности в художественной практике среди всех видов быстрого рисунка. Обучение наброску занимает основную часть общего процесса изучения академического рисунка. Оно направлено на решение нескольких задач в создании полноценного рисунка фигуры человека и отдельно его головы. Также вы можете постепенно изучить живую форму и расширить свой кругозор благодаря этой технике. Итак, как нарисовать набросок человека?

Голова

Освоение техники наброска помогает научиться выбирать и отображать на бумаге самые характерные и типичные черты объекта созерцания, таким образом, передавая глубокое содержание натуры.

Набросок головы человека, выполняемый с натуры, обязан передавать движение и пропорции. Рисунок по фотографии может выполняться только под руководством опытного преподавателя. Поэтому набросок лица человека карандашом на ранних стадиях обучения рекомендуется с живой фигуры, таким образом, соотношение частей лица и головы соблюдается.

Начало работы, выбор положения

Небольшой размер наброска способствует выработке ощущения соотношений и масштабов, тренировке определения пропорций человеческого тела.
Работа над наброском фигуры проходит в спокойной домашней обстановке как часть процесса создания учебного рисунка. Перед тем как приступать к объемному заданию, стоит сделать набросок для знакомства с формой или фигурой. В окончание вновь проделайте набросок человека для закрепления.

Если какие-то части формы не видны с вашего места обзора, смените расположение и выполните дополнительные эскизы. Сделайте набросок человека в профиль, в фас и так далее. Итоговый рисунок должен обрести отменную лаконичность и уверенность в изображении натуры. Спустя какое-то время выполните зарисовку по памяти, таким образом железно закрепив полученные знания.

Подобные занятия должны обязательно проводиться при знакомстве с человеческой фигурой. Это способствует развитию конструктивного взгляда на фигуру и воплощению полученных ранее анатомических основ.

Набросок человека в простых позах

Начинать работу с зарисовками необходимо, выполняя набросок человека в полный рост, стоящего в простой позе с понятным положением корпуса. На зарисовку дается от 15 до 20 минут. Попробуйте ознакомиться с позой, сделав эскизы с разных местоположений относительно натуры.

В рисунке фигуры важно начать с определения соотношения массы корпуса к плоскости ног. Для этого вообразите вертикаль от внутренней лодыжки, на которую приходится вся нагрузка, наверх. Она и определяет положение остальных компонентов фигуры.

Человек сидя

Набросок сидящей фигуры человека требует определения соотношения опорной плоскости и направления корпуса, то есть тазовой плюс бедренной части и торса. Не забудьте наметить сидение.

Необходимо учитывать тот факт, что ноги неизбежно сокращаются, если фигура на рисунке находится в полуобороте или в анфас.

Не забывайте, что, несмотря на общее физиологическое строение, особенности фигуры уникальны и присутствуют в каждом случае. Их необходимо проявлять на рисунке. Степень завершенности рисунка зависит от его цели, но самое важное — отобразить существенное в натуре.

Одежда в зарисовке отображается обобщенно, а складки передаются только те, которые подчеркивают форму или движение. Целостность рисунка и фигуры превыше всего, а воспринимать натуру нужно целиком.

Обнаженная фигура

Обнаженная натура рисуется в помещении в наброске попутно с полноценным рисунком. Такие наброски самостоятельно легко выполнимы на пляже или в спортивных занятиях, притом скорость переключения позиций в таких ситуациях улучшает обобщенность видения.

Начать набросок человека обнаженного следует с определения опорных мест и пропорций. Обратите внимание на суставы голеностопа и колена, а также запястья, локтя и плеча, лобок, пупок, соски груди и нахождение яремной ямки. Ищите внутреннюю связь в соотношении, а не засечение точек в механическом процессе.

Важно не связывать свое видение относительными краевыми точками, а ориентироваться на опорные пункты. Для уяснения пластического характера позы необходимо осознание соотношения горизонталей плечевого и тазового пояса. Если фигура стоит, опираясь на две ноги, то линия таза практически параллельна полу, а если одна нога свободна от веса, то таз склоняется в ее сторону.

Если вы размещены перед натурой, определяйте срединную линию. Со спины пользуйтесь вертикалью позвоночника, его подвижность определяет положение тазового и плечевого поясов в разных позициях.

Дальнейшие зарисовки совершаются без применения вспомогательных методов в построении фигуры. Набросок человека должен уверенно и свободно транслировать натуру.

Учебное время не дает шанса изучить пластические позиции человеческой фигуры посредством создания длительного рисунка. Такая проблема решается дополнительными самостоятельными занятиями над набросками. Навыки, отработанные изложенным путем, помогут выстраивать сюжетные композиции с включением человека.

После упражнений с простыми позами следует начать занятия с обнаженной мужской фигурой в повороте.

Сложные позиции, перспектива

Важно проработать зарисовки натуры в усложненных поворотах, отслеживая среднюю линию торса от лобка до головы в изгибе. Рисунок спины предусматривает внимание к позвоночнику.

Зарисовки обнаженной натуры в непростых позициях направлены на закрепление знаний о передаче перспективных сокращений в живой форме. Следует учитывать, что уходящие вдаль поверхности сильно сокращаются, а фронтально расположенные плоскости отображаются в натуральном размере. Перспективное сокращение живой натуры основано на правилах построения перспективы для простых геометрических тел.

Натура для подобных зарисовок располагается в полулежащей позиции наискосок к художнику, а направление формы уходит вглубь. Достаточное удаление натуры от рисующего способствует созданию правильных пропорций, иначе они могут исказиться. Такие наброски должны проявить конструкцию и гармонию основных форм, которые расположены в разных ракурсах относительно вас.

Необходимо опробовать зарисовку обнаженного мужчины в активном движении, к примеру, во время поднятия груза или тому подобное. Эти наброски передают соотношение опорной плоскости и торса, а также напряженность в задействованных мышцах.

Постановка двух мужских фигур должна быть основана на пластической взаимосвязи.

Заключение

Рисуйте в каждую свободную минуту, практикуйтесь в зарисовках человеческого тела в разнообразных позах и занятиях. К примеру, эскизы людей за работой должны передавать особенности профессии или рабочего процесса. Графические средства должны отображать даже отношение рабочего к его делу посредством лаконичности и скупости прорисовки. Итак, теперь вам известно, как сделать набросок человека. Удачи в творчестве!

fb.ru

Презентация к уроку «Набросок фигуры человека с натуры» 7 класс

Чтобы научиться хорошо рисовать, необходимо много наблюдать и рисовать с натуры. Чтобы не бояться рисовать человека в своих композициях, желательно пробовать рисовать, наблюдая за позой живого человека.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку «Набросок фигуры человека с натуры» 7 класс»

Набросок фигуры человека с натуры

Урок в 7 классе

Учитель изобразительного искусства ГБОУ Гимназии №1583 им. К.А.Керимова

Пономарева Елена Геннадьевна

  • Чтобы научиться хорошо рисовать, необходимо много наблюдать и рисовать с натуры. Чтобы не бояться рисовать человека в своих композициях, желательно пробовать рисовать, наблюдая за позой живого человека.

Ю.Челюкова «Девушка»

А.Матисс. «Женщина с распущенными волосами»

П.Сезанн. «Игрок в карты»

Назовите, к каким видам изобразительного искусства относятся эти наброски?

В.Суриков . Набросок. «Пугачев»

И.Репин. «Вера Алексеевна Репина»

В.Васнецов. Наброски к картине «Витязь на распутье»

Какие наброски сделаны с натуры, а какие по воображению?

  • Набросок — это небольшое  графическое , живописное  или  скульптурное произведение, созданное художником в быстрой, беглой манере . Предназначается для быстрого запечатления на бумаге каких-либо замыслов или наблюдений в ходе текущей работы живописца. Набросок может быть выполнен с натуры, по памяти или быть плодом воображения  художника.
  • Чаще всего набросок выполняется  карандашом  и по своему исполнению приближается к  эскизу .

Какими графическими материалами можно делать наброски?

А.Матисс

  • Материалы, применяемые при набросках, очень разнообразны. Это  графитные карандаши различной мягкости,  цветные карандаши тушь  ,  сангина ,
  •   пастель , однотонная  акварель уголь мел (на тонированной  бумаге , картоне).
  • Каждый  графический материал  обладает своими специфическими изобразительными свойствами. Пером и тушью делают небольшие изящные наброски с тонкой и лаконичной линией и малым количеством тона. В перьевом наброске, как и в карандашном, особенно хороша линия.

О.Ренуар

  • Наброски помогают развивать наблюдательность, умение остро и точно схватывать самое главное в натуре и отбрасывать второстепенное, несущественное.
    Острое чувство приходит не сразу, и именно наброски пробуждают способность воссоздавать увиденное как яркий зримый  образ  и долго удерживать его в памяти. Это качество крайне необходимо каждому художнику.

А.Дейнеко.Наброски

Наброски Леонардо да Винчи

  • Делай фигуры с такими жестами, которые достаточно показывали бы то, что творится в душе фигуры, иначе твое искусство не будет достойно похвалы.
  • Леонардо да Винчи

В. Суриков «Боярыня Морозова» 1887 г.

Наброски В.Сурикова

Найдите на картине В.Сурикова « Боярыня Морозова»

персонажей , к которым были сделаны эти наброски.

Наброски художника В. Серова

  • Особый интерес представляет изучение набросков  В. Серова . И. Грабарь, близко знавший его, пишет:
  • «Не только у Репина, но и дома, и на улице он не расставался с альбомом, постоянно рисуя все, что ни попадается».
  • Эта привычка сохранилась у Серова до конца жизни.

Портрет балерины Т.П.Карсавиной. 1909

Портрет княгини О. Орловой

Как вы думаете , с какой целью В.Серов в начале работы над портретом сделал набросок с княгини О.Орловой?

Наброски А.С.Пушкина на полях его произведений

Как вы думаете, почему А.С.Пушкин делал наброски на полях своих произведений?

  • Чем чаще будете делать наброски, тем увереннее будете чувствовать себя за работой . Тем более, что в картинах мы рисуем человека не стоящего и держащего руки по швам, а в разных ракурсах. Научиться рисовать любые позы можно только, если подсматривать их с натуры.

Что главное в этих набросках?

Давайте назовем основные пропорции фигуры взрослого человека.

План работы над наброском

  • Внимательно изучите фигуру.
  • В первую очередь определите пропорции .
  • Определите общие рамки, изображаемой фигуры.
  • Набросайте конструктивное построение фигуры (схему скелета).
  • Как можно вернее изобразите движение модели, поворот головы, динамику рук и ног.
  • Затем оденьте фигуру.

Ученикам предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Что нового вы узнали о набросках, их особенностях и видах?
  • Полезно ли вам было узнать о том, какое значение придавали наброскам великие художники?
  • Интересно ли вам было участвовать в конкурсе «Выразительный набросок»?
  • Какие трудности вы испытали, участвуя в этом конкурсе?
  • Можно ли за один урок научиться делать наброски фигуры человека с натуры очень хорошо?

Домашнее задание:

  • Выполнить набросок с члена семьи в домашней обстановке, используя карандаши или восковые мелки.

multiurok.ru

Урок. Набросок человека с натуры

Набросок фигуры человека с натуры

Рассказать учащимся о наброске как виде рисунка, его особенностях, видах; поговорить о выразительности в изображении фигуры человека; научить учеников созданию набросков с натуры; развивать в учащихся творческие способности.

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: познакомятся с наброском фигуры человека, материалами и техникой выполнения, с творчеством отдельных художников, научатся отражать пропорции и важнейшие качества натуры;

Метапредметные: познавательные – научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать ее; регулятивные – научатся планировать свою деятельность; коммуникативные – научатся участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к творчеству художников;

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Набросок с натуры, зарисовка, эскиз

материалы

Иллюстрации с набросками фигуры человека, таблица с пропорциями человека. Рисунки В. Серова, И.Репина

Оборудование

Простой карандаш, бумага, ластик.

Ход урока

Подготовка учащихся
к усвоению изучаемого материала.

Сообщение темы урока

Проверяет готовность обучающихся к уроку

В прошлом году мы уже говорили с вами о понятии «набросок»

— Вспомним, что такое набросок (набросок, иначе зарисовка, эскиз, — это изображение, исполненное художником на скорую руку).

Слушают учителя

Фронтальная

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

2. Изучение нового материала

Словесно-иллюстративный рассказ

с элементами набросков

Просмотр набросков учащихся, учителя

Работа художников В. Серова, И. Репина

Сопровождает рассказ показом работ учащихся, учителя, художников

Набросок создается за короткий промежуток времени для того, чтобы быстро передать основную характеристику изображаемого объекта.

Он служит вспомогательным материалом, который позволяет закрепить основные навыки в процессе работы над рисунком. Зарисовки необходимы как начинающему художнику, так и опытному мастеру.

Наброски бывают линейные и тональные. Линейные наброски исполняются различными видами линий- тонкими и широкими, прямыми и волнистыми. Тональный набросок выполняется при помощи пятен или штрихов различной толщины.

Давайте вспомним, какими материалами может выполняться набросок. (Набросок выполняется различными графическими материалами: карандашом, углем, сангиной).

Именно при помощи материала художник придает эскизам разнообразие и требуемую выразительность. Простой карандаш вырабатывает четкие контурные линии, уголь и сангина служат для создания необходимого объема и целостности формы изображения.

В набросках художник передает важнейшие качества человека. Не всегда художник работает с натурой, нередко их создают и по памяти.

Взгляните на работу художника В.Серова «Портрет М.Н.Ермоловой» В этом казалось бы, простом изображении женщины мастер сумел передать синтез качеств человека, уловив нужное настроение натуры, характер. Серов передал особый ракурс фигуры, выражающий собой величественность образа.

Отдельный интерес представляет работа художника И. Репина «Портрет Элеоноры Дузе». Она была создана мастером 1891г. в Петербурге, где в то время находилась великая драматическая актриса. Графический набросок позволяет нам увидеть настроение актрисы, ее характер. Недаром коллеги по художественному мастерству называли Репина не простым художником, именно портретистом – психологом.

(далее просмотр работ учащихся и учителя)

Слушают учителя,

Рассматривают наброски

фронтальная

Личностные: имеют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью.

Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание, извлекают информацию из иллюстраций

Рисунков художников

Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Регулятивные: принимают

и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения ее результата, контролируют свои действия, воспринимают информацию одноклассников —

Устные ответы

3.Творческое задание.

Выставка работ учащихся. Обобщение

полученных на уроке сведений, оценивание результатов работ

На занятии вы научитесь выполнять набросок человека с натуры. В качестве модели – три ученика из класса. (рекомендуется пригласить учеников к доске) наброски следует выполнять, начиная с простых поз, при помощи карандаша. Старайтесь выполнять рисунок, «схватывая» глазом самое главное. Наброски фигуры должны выявить характерные особенности натуры. Не забывайте о соблюдении пропорций, работая над рисунком (учитель демонстрирует детям таблицу с пропорциями человеческого тела) тщательно проработайте отдельные части тела, работайте карандашом смело, развивайте творческие способности.

Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их.

Слушают учителя,

отвечают

на вопрос

Фронтальная

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Оценивание учащихся за работу на уроке.

Устные ответы

Практическое задание

Учитель контролирует приемы работы. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

– выполните наброски трех учащихся

Выполняют задание

Индивидуаль-

ная

Регулятивные: осуществляют контроль деятельности

(«что сделано», «как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения

Выполнение набросков

4. Итоги урока. Рефлексия

Выставка работ учащихся. Обобщение

полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

(учащиеся демонстрируют свои работы)

Набросок является своеобразным средством познания внешнего мира. Некоторые наброски великих художников представляют собой самостоятельные произведения искусства.

Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их.

Слушают учителя,
отвечают
на вопросы

Фронтальная

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Оценивание учащихся за работу на уроке.

Устные ответы

Домашнее задание

Объясняет задание:

— выполните наброски фигур членов семьи.

Слушают учителя

Индивидуальная

наблюдение

Ресурсный материал:

Выставка учащихся

infourok.ru

План-конспект урока «Набросок фигуры человека с натуры» 7 класс.

План-конспект урока  «Набросок фигуры человека с натуры» 7 класс.


Цели урока: 
Обучающие: развитие глазомера, совершенствование навыков рисования и работы с натуры, координация руки и быстрая ориентация, умение точно и лаконично передавать самое существенное, выявлять конструктивно-структурные, пропорциональные и динамические закономерности изображения объектов. 
Воспитывающие: воспитание эстетического вкуса, воли, характера, целеустремлённости. 
Развивающие: развитие творческих способностей, зрительной памяти, кругозора, мыслительной деятельности, внимания. 
Задачи урока: выполнить наброски фигуры человека с натуры, используя новые технические приёмы. Найти правильное композиционное размещение в листе, передать верно пропорции и характер модели, сделать свой рисунок наиболее выразительным, используя графические средства выражения. 
Тип урока: сообщение новых знаний с закреплением их практической работой. 
Оборудование урока: 
Для учителя: образцы работ учащихся по данной теме, учебные таблицы и планы-схемы с пропорциями фигуры человека, карандаши простые, разной мягкости, перьевые и гелевые ручки, бумага белая размера А-3, бумага тонированная графическим карандашом формата А3, резинки, кнопки, мольберт, натурщик(модель). 
Для учащихся: карандаши простые, разной мягкости, перьевые и гелевые ручки, бумага белая размера А-3, бумага тонированная графическим карандашом формата А3, резинки, кнопки, мольберты, натурщик (модель). 

Список используемой литературы.
1. Н. Ли Основы учебного академического рисунка. М., изд-во Эксмо. 2005 г. 
2. П.Станьер, Т.Розенберг Практический курс рисования ООО «Попурри», 2004 г.
План 
1. Организационная часть. 
2. Повторение пройденного материала. 
3. Объяснение новой темы. Наброски. Упражнения (рисование жестом, координация руки и глаза, рисование непрерывной линией, силуэтный рисунок, вынутый тон). Учитель демонстрирует методику выполнения каждого технического приёма. 
4. Самостоятельная работа учащихся после каждого технического приёма. 
5. Обсуждение проделанной работы. 
6. Подведение итогов урока. Домашнее задание. 
Ход урока 
1.Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, наличие всех необходимых материалов к работе. 
2.Учитель объясняет тему урока. Повторяет с учащимися пройденный материал. На примере натурщика разбирает законы рисования фигуры с упором на одну ногу или на две ноги, передачи пропорций фигуры человека. ( Отметка линии центра тяжести, которая начинается от яремной впадины или седьмого шейного позвонка, отметка основания стопы и уровня лобкового сочленения, уровень и направление плеча и таза, размер головы, размер и ширина таза, отметка коленных суставов). 
Учитель демонстрирует планы-схемы, учебные таблицы, наброски и зарисовки фигуры человека, рассматривает их как необходимый подготовительный этап в рисовании фигуры человека. 
3-4.Учитель объясняет значимость занятия набросками при обучении рисунку. 
Слово «набросок» говорит само за себя и означает «набросать», т.е. за короткий промежуток времени передать основную характеристику изображаемого объекта. Наброски отличаются именно краткосрочностью. Зарисовки более продолжительны по времени и служат другим целям. Например, работая над длительным рисунком, чтобы разобраться подробнее в отдельных узлах модели, следует выполнять отдельные зарисовки мест, вызывающих затруднение, с разных положений. 
Наброски бывают линейные и тональные. Выбор вида наброска зависит от стоящих перед рисовальщиком задач, а так же его опыта в работе с тем или иным графическим материалом. Наброски следует выполнять различными графическими материалами и не бояться экспериментов. Это позволяет почувствовать разницу между ними и одновременно придать наброскам разнообразие и характерную выразительность. 
Как ни парадоксально на первый взгляд, но при выполнении свободных набросков и зарисовок зачастую бывает очень полезно не «думать», а просто быстро и много рисовать. В результате что–то получается не хуже, чем при длительной мыслительной работе. Одно совершенно точно – чем больше и чаще выполняешь наброски, тем лучше они получаются. 
Рисование жестом. (2-3 наброска по 5-7 минут каждый, материал: карандаш, бумага).
Жест – это действие, несущее смысловую нагрузку, — преподносите ли вы букет цветов или проводите карандашом по бумаге. В рисовании «жестом» называют движение руки с инструментом, которое повторяет движение глаза, исследующего модель. 
Глаз сканирует визуальное поле, выискивая и отбирая характерные детали и увязывая их со способами осмысления. Рисование жестом – зафиксированный итог визуального поиска значимости; поиск должен быть быстрым, когда наблюдение и перенос всей фигуры на бумагу происходит почти мгновенно. 
Выполнение. Рисовать следует в разумном масштабе по отношению к размеру листа, потому что страх перед неудачей выражается в уменьшении масштаба и робких прикосновениях инструмента к бумаге. Приступать к упражнению следует с уверенностью. В конце концов, вы рискуете только стоимостью листа бумаги. Представьте, что ваша рука связана с глазом; не фиксируйте взгляд или карандаш на деталях, а переходите от общего к частному. Позвольте вашему карандашу двигаться по бумаге молниеносно, сверху вниз и из стороны в сторону, пока не обозначиться вся фигура. 
Не отождествляйте рисунок с реальным миром. Наносимые вами линии должны соответствовать манере вашего наблюдения за моделью, как бы переносить на бумагу ваш взгляд, следуя за скольжением глаза по фигуре модели. Рисунок похож на каракули, но в нём нет неестественности и больших погрешностей. 
Вместе с учащимися учитель определяет позу модели и расстояние от неё до рисующего. Учитель демонстрирует технический приём, выполняя набросок с натуры. За тем предлагает учащимся выполнить наброски натурщика, используя в работе новый технический приём. 
(Самостоятельная работа учащихся.) 
Координация руки и глаза. ( 1-2 наброска по 5-7 минут каждый. Материал: карандаш, бумага). 
Цель данного упражнения – разрушение всех стереотипных представлений о конечном виде рисунка. 
Выполнение. Выполняя это задание не сводите глаз с модели. Всё время, пока карандаш движется по бумаге, ваш взгляд должен быть устремлён на натуру. Хотя это и трудно, постарайтесь не подсматривать. Вы можете несколько раз взглянуть на рисунок, но только когда карандаш не касается бумаги. 
Цель этого упражнения – координация глаза и руки. ( сравнение с игрой в теннис. Играя, мы смотрим на мяч, а не на ракетку.) 
Учитель меняет позу модели, демонстрирует технический приём, выполняя набросок с натуры. 
(Самостоятельная работа учащихся.) 
Рисование непрерывной линией.( 2-3 наброска по 5-7 минут каждый, материал: карандаш, гелевая ручка, бумага). 
Непрерывная линия в действительности таковой и является. Рисунок выполняется непрерывно, с постоянной скоростью, без отрыва карандаша от бумаги. Старайтесь рисовать ритмично, постоянно сравнивая элементы и детали модели и рисунка. В данном случае линия проводится медленнее, чем при рисовании жестом. Рисунок больше похож не на каракули, а на цельный моток проволоки. 
Выполнение. Поставьте карандаш на бумагу и убедите себя, что точка соответствует конкретной точке тела модели. Перемещайте ваш взгляд и руку с постоянной скоростью по контуру модели, фиксируя детали и не глядя на бумагу. В ходе упражнения вам придётся избегать углов, сравнивая и сопоставляя взаимное расположение точек. В процессе поиска вы сможете определить грубые пропорции изображаемой фигуры. 
Учитель меняет позу модели. Учитель выполняет набросок с натуры. 
(Самостоятельная работа учащихся.) 
Силуэтный рисунок. ( один десятиминутный набросок. Материал: карандаш, резинка, бумага.) 
Этот тип рисунка имеет сходство с линейным в том, что внешние контуры модели должны быть очерчены непрерывной линией, но в данном случае линия проводиться сознательно и гораздо медленнее, чем в двух предыдущих упражнениях. 
Выполнение. В силуэтном рисунке линия ни в одной точке не должна углубляться внутрь контура, но при этом следует очерчивать пустые пространства между, например, рукой и телом, через которые виден фон, — их называют негативными пространствами. Для исправления ошибок можно пользоваться резинкой. 
Натурщик меняет позу. Учитель демонстрирует технический приём, выполняя набросок с натуры. 
(Самостоятельная работа учащихся.) 
Вынутый тон. Зарисовка. ( один получасовой рисунок. Материал: карандаш, тонированная графическим материалом бумага, резинка.) 
Полностью зачерните бумагу графическим материалом, разотрите её слегка газетой, чтобы выровнять тон. В рисовании тон является индикатором света. Линии, штрихи и пятна наносятся с помощью графических материалов различной тональной насыщенности, что позволяет осуществить градацию светлых и тёмных элементов. Осветите модель сильным направленным светом, необычным образом. 
Выполнение. Работайте жёсткой резинкой, лёгкими линиями наметьте положение фигуры и окружающих предметов. На этом этапе не забывайте о композиции. Прищурьтесь, чтобы лучше различить светлые и тёмные тона. Пока вы будете наблюдать прищурившись, решите для себя, какие участки отнести к той или иной тональной категории, и постарайтесь не отступать от принятого решения. 
Продолжайте рисунок, вытирая самые светлые участки композиции. Подобная работа резинкой может оставить выразительные следы (которые иногда выглядят как резьба по дереву). Не забывайте уделять одинаковое внимание всем деталям картины – фигуру и фону. Затем переходите к участкам, попадающим в группу полутонов. 
Помните, что вы пытаетесь изобразить эффект света, падающего на формы в поле вашего зрения, и ваша задача – наполнить композицию смыслом и глубиной. 
Учитель меняет позу натурщика и демонстрирует технический приём. 
(Учащиеся выполняют задание.) 

5. Учитель переходит к обсуждению работ с учащимися. 
Вопросы: 
• Что вы пытались выразить в рисунке? 
• Что вам удалось выразить? 
• Что от вас ускользнуло? 
• Можно ли было выразить это как-нибудь по- другому? 
• Насколько удался рисунок – в смысле сходства модели с изображением на бумаге? 
• Что бы вы сделали по- другому, если бы у вас было больше времени, — скажем, шесть часов? 
• Что вы бы успели сделать за 10 минут? 
• Что вы бы проработали особенно тщательно за время шестичасового сеанса? Каким образом? Сумели бы вы сделать рисунок более правильным? Если да, то что это значит и почему это желательно? Как этого достичь? 

6. (Учитель вместе с учащимися выставляет оценки за занятие.) 
Учитель подводит итог урока. 
Набросками следует заниматься постоянно, а не урывками, время от времени. Не бойтесь первых набросков – они будут жалкими и неуклюжими, но это только поначалу. Со временем, при условии систематической работы, наброски будут получаться всё лучше и лучше. 
Упражнения по наброскам следует выполнять целенаправленно. Систематические занятия позволяют успешно совершенствовать навыки рисования, а также оказывают существенную помощь в усвоении учебного материала. Они развивают глазомер, координацию руки, умение наиболее точно выявлять самое существенное. 
Набросок даёт возможность работать раскованно, сосредотачивать внимание на главном, исключая второстепенное. Для этого вам потребуется огромная любовь к избранной вами профессии, воля, характер и целеустремлённость. 
Учитель даёт домашнее задание. Выполнить серию набросков, используя в работе новую методику. 

infourok.ru

Методическая разработка урока по предмету «ИЗО» на тему: «Наброски человека с натуры»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 94

городского округа Тольятти

б-р Курчатова, 2, г. Тольятти, Самарская обл., 445036, тел./факс (8-8482) 32-01-79

e-mail: [email protected]

ИНН 6321154758 КПП 632101001

Открытый урок

По предмету «ИЗО» на тему:

«Наброски человека с натуры»

Для учащихся 7 класса

Подготовила:

Попова. Е.В

Преподаватель «ИЗО»

МБУ СОШ 94

Тольятти

2014/2015 учебный год

План-конспект открытого урока по предмету «ИЗО».

Тема: «Наброски человека с натуры».

Цель: Выполнить наброски человека с натуры.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить обучающихся с особенностями изображения краткосрочных зарисовок фигуры человека;

  • познакомить с пропорциями человеческой фигуры;

  • научить анализировать передаваемый образ; сформировать умение обобщать, стилизовать и распределять свет и тень в наброске.

Развивающие:

Воспитывающие:

Структура урока:

  1. Организационный момент.-2мин.

Изучение пропорций человека.

  1. Знакомство с темой и целью урока.-3 мин

  2. Историческая справка.- 10мин.

  3. Знакомство с пропорциями фигуры человека. Выполнение наброска с натуры.- 30 мин.

Изучение изобразительно-выразительных средств графики

  1. Знакомство с изобразительно-выразительными средствами графики (точкой, линией, пятном). – 10 мин.

  2. Точка и линия. Выполнение наброска с натуры с помощью черн. гел. ручки. – 5 мин.

  3. Пятно. Выполнение наброска с натуры силуэтом с помощью туши и кисти. – 5 мин.

  4. Выполнение наброска с помощью точки, линии, пятна.20

  5. Завершение работы. Выставление оценок -5 мин.

Оборудование учителя: план- конспект, работы учащихся предыдущих годов обучения, репродукции набросков Пахомова, проектор, презентация.

Оборудование ученика: карандаш, ластик, угольный карандаш, белый карандаш, гуашь, кисть, черная ручка.

Ход урока:

Деятельность и прямая речь учителя

Деятельность и ответы учащихся

  1. Организационный момент. Приветствие.

Подготовка учащихся к работе

  1. Знакомство с темой и целью урока

Здравствуйте ребята! Рада видеть сегодня вас на нашем необычном уроке. Тема нашего с вами урока: «Выполнение набросков человека с натуры». Сегодня нам предстоит с вами выполнить несколько набросков с натуры.

Ученики слушают.

Ученики слушают.

  • В набросках важно передать главные качества натуры, ее характерные пропорции, форму, уловить движение и отбросить лишние детали. Вместе с тем именно лаконичные наброски порой обладают большой образной выразительностью и художественной ценностью, особенно если их выполняли выдающиеся мастера искусства.

Предполагаемые ответы учащихся:

  • Набросок — изображение, быстро исполненное художником каким-либо материалом или техникой (рисунок, живопись, небольшая скульптура).

В набросках художники фиксируют свой замысел, возникший в ходе работы, или отдельные наблюдения. Их выполняют с натуры, по памяти и представлению разнообразными художественными материалами: графитным карандашом, углем, фломастером, тушью (кистью и пером) и др.

  1. Историческая справка.

Леонардо Да Винче.

З. Е. Серебрякова . Автопортрет. А. Бенуа. Прокофьев за роялем. К. А. Сомов

Ученики слушают и смотрят на экран.

— А теперь давате рассмотрим репродукции

А. Иванова «Явление Христа народу».

  • Скажите пожалуйста, набросок это или картина?

  • Чем картина отличается от наброска?

  • А теперь взгляните на наброски А. Иванова к этой картине.

Много труда и времени ушло на эту картину. Художник много эскизировал, писал с натуры поэтому его картина продумана до мелочей и выполнена на таком высоком уровне.

Предполагаемые ответы учащихся:

  • Это картина. Картина отличается от наброска тем, что она требует гораздо больше времени на выполнение. Картина более прорисованная, а набросок стилизован и упрощен.

  • Посмотрев слайды, скажите пожалуйста, для чего нужны наброски?

  • Теперь вы видите значимость набросков в искусстве

Предполагаемые ответы учащихся:

  • Наброски нужны для того, чтобы передать главные качества натуры, ее характерные пропорции, форму, уловить движение, подготовится к работе над картиной.

  1. Знакомство с пропорциями фигуры человека.

Предполагаемые ответы учащихся

Голова взрослого высокого человека в восемь раз меньше его роста, человека среднего роста — в семь раз, у подростков — в шесть.

Конечно, все люди разные и встретить человека, сложенного по идеальным пропорциям, трудно, но, зная эти пропорции, легче определить отличие одного человека от другого, выявить характерное.

У взрослого человека серединой фигуры является большой вертел бедра.

Длина позвоночника мало отличается у людей высокого и низкого роста. Высокий и низкий человек, сидя рядом, часто выглядят людьми одного роста, так как разница в росте в основном получается за счет длины ног.

Рис. 17

Нижняя конечность делится на две равные части в области коленного сустава.

Плечи равны почти двум размерам головы.

Локоть на свободно опущенной и согнутой в локте руке часто находится на уровне талии. Опущенная рука равна примерно трем размерам головы, а средний палец кисти достигает середины бедра.

Кисти и стопы у людей одного и того же роста могут быть самых разных размеров. Нередки случаи, когда у людей высоких кисти и стопы малы, а у низких и низкорослых, напротив, велики. В целом длина кисти равна расстоянию от подбородка до лобных бугров. Длина стопы равна длине предплечья.

Средний рост женщины меньше мужского. Руки, и в особенности ноги, относительно всего роста у женщин короче, чем у мужчин.

Таз женщины относительно роста шире, чем у мужчины, а плечи уже.

У женщины шея более тонкая и длинная, чем у мужчин. Стопа и кисть значительно меньше мужских.

При равных условиях развития у женщин меньше развиты скелет и мускулатура, жировая ткань отлагается в большем количестве и более равномерно распределена. Поэтому женская фигура имеет более округлые формы.

В детской фигуре в возрасте от 3 до 5 лет по сравнению с фигурой взрослого голова больше, туловище длиннее, шея и ноги короче.

Наиболее часто встречающаяся постановка в учебном рисунке – это изображение фигуры натурщика с опорой на одну ногу.

Верный способ почувствовать движение и равновесие фигуры – встать самому в позу, принятую натурщиком.

Сейчас вы узнали о пропорциях человеческого тела. Давайте закрепим полученные знания и попробуем нарисовать фигуру человека с натуры.

Ученики слушают.

Последовательность работы:

Мне нужен помощник, который будет показывать этапы выполнения работы. Нарисуйте линейную схему фигуры (скелет).

1. Проведите ось, соответствующую высоте фигуры. Постараемся увидеть всю фигуру целиком от головы до следков ног и определить ее движение. Для этого отметим на ней главную линию. Эта линия начнется от яремной выемки, пройдет через центр грудины, затем вдоль живота, пересечет пупок и опустится вниз вдоль внутреннего контура опорной ноги к внутренней ее лодыжке. Начало и конец этой линии будут лежать на одной вертикали, определяющей положение центра тяжести. Правильно найденная центральная линия движения помогает верно поставить фигуру.

2. Определите длину ног, разделив высоту фигуры пополам.

3. Разделив туловище на три части, определите высоту головы вместе с шеей.

4. Верхнюю часть поделите на четыре части: три четверти будут составлять высоту головы, а одна — шею. Голова имеет форму яйца, а шея – циллиндра.

5. Нарисуйте плечевую и тазовую оси; помните ,что тазовая ось меньше плечевой.

6. Наметьте колени, разделив длину ног пополам. Колени имеют также шарообазную форму.

7. Определите концы пальцев рук и место локтевых суставов. Локти касаются талии

8. «Оденьте» скелет в мускулы.

  • Скажите какие геометрические формы вам напоминают отдельные части фигуры человека. Руки, ноги, туловище?

10. Рисуя одежду, подчеркните основные складки, оттеняющие формы тела. При рисовании с натуры старайтесь передавать индивидуальные особенности человека, распределяя светотени на поверхности форм, выделяющие их объём (изображение человека на доске).

Приступаем.

К доске выходит ученик и показывает этапы работы над наброском. Остальные ребята следят за схемой и корректируют ученика, если он ошибается.

Дети приступают к выполнению наброска карандашом, они пользуются схемой последовательного изображения человека.

Изучение изобразительно-выразительных средств графики

  1. Знакомство с изобразительно-выразительными средствами графики (точкой, линией, пятном).

— Ребята, скажите, пожалуйста, простейшие «слова», из которых состоит язык графики в рисунке

Предполагаемые ответы:

Точка.

— Даже одна-единственная точка на листе уже может о чем-то сказать…

— О чем говорит точка?

Взаимодействуя же с другими точками, она расскажет уже гораздо больше. Расскажет «сюжет»…

Предполагаемые ответы:

  • Например, о неуравновешенности, неустойчивости в композиции. Отсюда и ощущение неспокойствия, неуверенности…

Линия.

Уже самой отдельно взятой линии, а не только линии как элементу структуры конкретной композиции, можно дать эмоциональную характеристику.

— Скажите, как можно охарактеризовать данные линии?

— Какие из этих линий можно назвать: сильная, неуверенная, лёгкая, стремительная

Предполагаемые ответы:

— Уверенная, жесткая, энергичная, неуверенная, импульсивная….

Пятно.

Предполагаемые ответы:

— Пятно имеет определенную характеристику тона (темнее-светлее) и, в связи с этим, явственно связано с ощущением «массы».

Посмотрите, как красиво и как выразительно взаимодействие этих простых графических средств в иллюстрации художника Николая Васильевича Кузьмина.

Ученики рассматривают набросок

  1. Точка и линия. Выполнение наброска с натуры с помощью чер . гел. ручки.

Ребята, а сейчас, давайте поиграем! попробуем изобразить набросок человека с натуры, используя два изобразительно-выразительных средства графики: Точку и линию нарисовать набросок нужно не отрывая руки от листа бумаги, кто оторвет ручку от бумаги – выбывает из игры. Старайтесь, чтобы ваш рисунок был выразительным и интересным и не забывайте про пропорции. На набросок вам дается пять минут. Поехали!

Ученики выполняют задание.

  1. Выполнение наброска с натуры силуэтом с помощью туши и кисти.

Молодцы! А теперь давайте с вами вспомним, где же в рисунке применяется пятно?.

А как называется набросок с натуры, который выполняется пятном?

Предполагаемые ответы:

— Силуэт.

Правильно, давайте посмотрим с вами примеры силуэтов.

Г. И. Нарбут.

А где мы в жизни встречаем силуэты?

Давайте с вами попробуем выполнить силуэт используя черную гуашь и кисть. На выполнение работы вам дается 10 минут.

  1. Выполнение наброска с помощью точки, линии, пятна.

Ребята, мы с вами молодцы, изучили пропорции фигуры человека и изобразительно-выразительные средства графики, а теперь давайте с вами попробуем совместить все полученные за сегодняшний день знания и выполнить еще два наброска.

Целью данного задания является выполнение наброска с помощью всех изобразительных средств графики.

Первый набросок вы выполняете, используя черный угольный карандаш. рисуете тени.

Второй набросок выполняется на тонированной бумаге. Рисуете свет. С помощью мела.

Приступаем.

Предполагаемые ответы:

— Тени отбрасываемые предметами.

Ученики выполняют набросок силуэта черной гуашью.

Учащиеся выполняют наброски углем на белой бумаге, а потом мелом – на тонированной.

  1. Завершение работы, подведение итогов.

Вот и подходит к концу наш урок. Давайте подведем итоги нашего урока небольшой выставкой.

Давайте обсудим, что у нас с вами получилось, а над чем еще надо работать.

Критерии оценки.

1. Композиционное решение.

2. Пропорциональность фигуры

3. Умелое использование изобразительно – выразительных средств графики.

Идет обсуждение работ одного ученика, по желанию.

В конце каждый учащийся выставляет сам себе оценку по заданным критериям.

Ребята оценивают работы своего одноклассника по критериям, которые выведены на доске.

Список используемой литературы.

  1. Ли Н. Г. «Рисунок». Основы учебного академического рисунка: Учебник – М.: Изд-во «Эскимо» 2003 г.

  2. Жабинский В. И., Винтова А. В. «Рисунок». Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006г.

  3. Барчаи Е. Анатомия для художников / М.: Изд-во ЭСКИМО-Пресс, 2001г.

  4. Статья. Рисунок “Академический ” и Рисунок “Творческий”, Сергей Гавриляченко, профессор МГАХИ им. В.И.Сурикова

  5. Питер Станир, Терри Розенберг «Рисунок. Базовый Курс» — М.: Аст-Астель. 2005г.

  6. Сайт www. 1september. ru

infourok.ru

Набросок фигуры человека — изо, презентации

«Я рисую себя»

7 класс

Рисование фигуры человека. Связь изобразительного искусства с психологией.

(Коллективная работа)

Автор: Кримарчук Олеся Владимировна

Учитель ИЗО в МБОУ «ОКЛ»

Цель. Задачи.

Цель: Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике.

Задачи:

  • Научиться рисовать фигуру человека с соблюдением всех пропорций;
  • Нарисовать самого себя;
  • Развивать глазомер, ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.
  • Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
  • Создать коллективную композицию на большом листе;
  • Проанализировать свою работу и работы других учащихся. Понять как творческий рисунок можно рассмотреть с точки зрения психологии. Связь изобразительного искусства с психологией.

Оборудование и материалы

  • Тематические таблицы с изображениями набросков фигуры человека.
  • Подбор иллюстраций с примерами и набросками художников.
  • Художественные материалы: альбом, простой карандаш, стерка, цветные карандаши, ножницы, клей, лист ватмана формата А1.

План урока

1. Беседа о правилах выполнения рисунка фигуры человека.

2. Постановка художественной задачи.

3. Практическое выполнение задания.

4. Подведение итогов и анализ работ.

Ход урока

В теме сегодняшнего урока есть слово «набросок». Давайте обратимся к словарю художественных терминов и дадим ему определение.

Набросок – изображение, быстро исполненное художником каким-либо материалом или техникой (рисунок, живопись, небольшая скульптура). В набросках художники фиксируют свой замысел, возникший в ходе работы, или отдельные наблюдения. Наброски выполняют с натуры, по памяти и представлению разнообразными художественными материалами: графитным карандашом, углем, фломастером, тушью (кистью и пером) и др. В набросках важно передать главные качества натуры, ее характерные пропорции, форму, уловить движение и отбросить лишние детали. Вместе с тем именно лаконичные наброски порой обладают большой образной выразительностью и художественной ценностью, особенно если их выполняли выдающиеся мастера искусства.

На сегодняшнем уроке мы с вами рисуем фигуру человека, повторяя тему предыдущего урока, то есть пропорции. Но вы нарисуете не просто фигуру человека, а создадите рисунок по представлению – рисунок вас самих. Затем мы с вами, дорогие учащиеся, выполним коллективную композицию и проанализируем.

И так, преступаем к выполнению задания:

1.Этап. Компоновка на листе.

2. этап. Ось симметрии.

3. этап. Разделение на 8 частей.

4. этап. Голова как основной модуль в пропорциях.

5. этап. Рисование силуэта, основных деталей конечностей.

6.Этап. Прорисовка деталей.

Не забудьте подчеркнуть в силуэте фигуры женская она или мужская

А теперь схематический рисунок усовершенствуйте: добавьте цвет, ваши черты лица, любимую одежду и попробуйте с помощью дополнительных деталей передать то, что по вашему мнению отличает вас от других людей.

Вот к примеру:

Связь изобразительного искусства с психологией.

Рисунок каждого из вас индивидуален. Ни у кого не получилось одинаковых фигур. Почему?

Ведь творчество, как отмечал выдающийся психолог В. Роменец, это «средство самопознания и средство саморазвития, это удивительное зеркало, в котором отображаются самые тонкие попытки и ожидания человека, самые сокровенные его мысли, все величие его духа, его неповторимого „Я»».

Искусство, как специфическая художественная форма отображения мира, неоднократно выступало как средство гармонизации душевного состояния человека, о чем свидетельствуют летописи и исторические хроники прошлых столетий и тысячелетий. Но сегодня речь идет об искусстве как средстве познания внутреннего мира ребенка. По мнению ведущих психологов, овладение учителем некоторых посыльных психотерапевтических приемов и форм работы позволит целеустремленно, сознательно и систематически заботиться о психическом состоянии учеников.

А теперь каждый из вас вырежет свой рисунок из альбома и приклеит на ватман. У нас получается коллективная композиция, которую мы вместе оценим и проанализируем.

По результатам этого задания я оцениваю работу каждого по таким критериям:

  • Правильность построения фигуры человека;
  • Качество рисунка;
  • Композиция;
  • Сходство с автором;
  • Оригинальность;
  • Качество вашей работы в команде.

Вывод

Сегодня на уроке мы еще раз нарисовали фигуру человека с соблюдением всех пропорций. Создали коллективную композицию. С помощью данного вида рисунка вы познакомились друг с другом еще ближе. А я как педагог увидела не только ваше владение техникой рисования наброска, а еще открыла для себя ваше отношение к самим себе, ваши эмоции и увлечения.

Иногда педагогу не хватает знаний об особенностях личности каждого ученика, на которые хочется ориентировать свою педагогическую деятельность, ведь каждый из вас — чрезвычайно своеобразная и неповторимая личность, и не так легко приоткрыть дверцы в потайной мир детской души.

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *