Рисунки карандашом легкие архитектура – Ой!

Рисунок архитектора — Блокнот свободного архитектора

       Рисунок архитектора – это особая графика.
       Рисунок архитектора, то есть рисунок с натуры архитектурного памятника или пейзажа, выполненный архитектором, имеет существенное отличие от рисунка художника или любого рисовальщика. И главное обычно состоит в том, что рисуя здание, архитектор творчески познает конструктивную природу сооружения. А подход художника часто заключается в эмоциональной переработке увиденного с целью создания самобытного художественного произведения. И в этом произведении – картине, рисунке, гравюре и т.д. – предстает уже не памятник архитектуры, а художественное «видение» этого памятника.
       Существует также  понятие «архитектурного рисунка», то есть рисунка от руки, который делается в процессе разработки проекта, которое не нужно смешивать с понятием «рисунок архитектора». В последние годы, когда компьютерное проектирование занимает все большее место в проектной работе, «архитектурный рисунок» почти полностью исчезает с рабочих столов современного проектировщика. К сожалению, это факт.
       Да и рисунок архитектора постепенно становится раритетом уже в силу своей полной «ненужности» в современной проектной работе. А ведь десятки и сотни лет архитекторы ездили по миру с мольбертом и карандашом в руках. Ездили — что бы увидеть и зарисовать архитектуру. Моим ровесникам была привычна ситуация, когда приезжая из отпуска архитектор показывал на работе свои рисунки. Или даже устраивал небольшую выставку своих работ. Это было так естественно, и так понятно. Думаю, что в сегодняшних «проектных фирмах» такое  можно увидеть не часто.
         Бывая изредка в Доме архитектора, я с удовольствие смотрю работы на выставках. Вот там можно увидеть именно настоящий, классический рисунок архитектора. Но чаще всего это работы представителей старшего (или даже старейшего) поколения. Более молодые обычно презентуют что-то вроде архитектурных фантазий или графические полотна, большие и яркие, но очень далекие от архитектуры. То есть картины, которые с еще большим успехом мог бы выполнить и показать художник, и которые очень далеки от рисунка архитектора.
       Я окончил учебу в Московском Архитектурном институте в 1968 году. Ни в коей мере не претендуя на звание художника или рисовальщика, я хочу показать несколько своих рисунков. Они выполнены в разное время и в разных точках планеты, и тоже характерны определенной познавательной проработкой архитектурного и конструктивного характера здания или ансамбля сооружений. Именно это, ни с чем несравнимое удовольствие от процесса рисования и познавания, и является главным в такой работе и запоминается навсегда.

1.  На Малой Алексеевской улице (в 80е гг.- Малая Коммунистическая, теперь ул. Станиславского)

Прогулка от «Таганки» до церкви Сергия в Рогожской слободе была в те годы своего рода музейной, ведь путь пролегал по Таганским переулкам, наполненной двухэтажными особняками первой половины XIX века.

И в конце этого пути, ближе к площади, поджидали очаровательные виды старой Москвы. В начале 80-х годов, ранней весной, я сделал рисунок с этого места: Слева одно- и двухэтажные дома старой Москвы, недавно уничтоженные. Вдали сама церковь, в том виде, в котором она сохранялась долгие десятилетия. Приблизительно так это место выглядит сегодня — https://old.maps.yandex.ru/-/CVgOeUJk . А справа в глубине двора скрывается особняк купца Алексеева, где родился будущий театрал, так любивший повторять фразу «не верю!».

2. Вид Смоленска


3. В Смоленске.  Архитектурный комплекс Соборного двора
Своеобразие Смоленска поражает уже с первых минут знакомства с городом. Прогулки по городу – это непрерывная цепочка впечатлений, переплетение архитектуры всех веков, от XII в. до конструктивизма. Расположенный на самой высокой точке города Успенский собор не только доминирует над всей окружающей застройкой, но и виден с дальних, иногда совершенно неожиданных мест. И конечно, приближаясь к нему, начинаешь понимать, что собор и его окружение так же наполнены самыми неожиданными видами. Это целый архитектурный комплекс. Пройдя по всем направлениям вокруг Успенского собора, вдоль и поперек, я выбрал вот эту простую точку. Здесь все сооружения видны фрагментарно, непосвященный зритель даже может сделать вывод, что точка непарадная и случайная. Но именно отсюда открылись все детали планировки Соборного двора. Слева видна арка въезда на территорию с улицы, пандус там весьма крутой. На первом плане Богоявленский собор, под которым и расположен этот пандус. А самый главный  собор – на втором плане, но с данной точки прекрасно видны его круглые окна, может быть своего рода визитная карточка этого памятника архитектуры.
Первый раз в жизни я так детально рассказываю о своем рисунке……

4. В столице Лаоса, городе Вьентьяне. Колониальная архитектура


За многие годы проектной работы мне несколько раз приходилось заниматься объектами, расположенными в Юго-Восточной Азии — во Вьетнаме и в Лаосе. И, соответственно, бывать там в служебных командировках. Простой альбом, карандаш и фломастер, вот и весь набор художественных средств, который был в моих руках. А от бывшего Французского Индокитая и во Вьетнаме и в Лаосе сохранились весьма колоритные колониальные здания. Окруженные пальмами и местной архитектурой, прокаленные жарким солнцем, — все это для русского человека было в новизну. Напомню, что это были 1980-е годы, и в такие дальние дали наш соотечественник попадал нечасто.

5. Город-остров  Несебр в Болгарии


В 1973 году наша группа выиграла конкурс на проект Университета в Болгарии. Проектные материалы давно канули в лету, но воспоминания о поездке в страну остались. В основном в виде открыток, цветных слайдов и нескольких рисунков. Миниатюрный городок под названием Несебр на острове, куда теперь тянется дамба и шоссе, когда-то был настоящим островом. Двухэтажные дома и восстановленные старые и новые смотрелись единым комплексом и сами просились на лист ватмана. Многочисленные туристы из западных стран – немцы, чехи, французы и др., отвлекаясь от своих экскурсоводов, старались пройти за моей спиной, и с некоторой завистью заглядывали на мой рисунок. Да, их можно понять – сфотографировать на пленку или даже на мгновенный «полароид» мог тогда каждый из них, была бы техника в руках. А вот нарисовать, — это не всем дано!

       Вот такая ода в честь весьма небольшой группы любителей архитектуры и любителей рисования. Помню, как в Архитектурном институте один из преподавателей, заметив у студента фотоаппарат, стал его распекать за поиск легких путей в познании архитектуры. Деталей уже не помню, но общий вывод был такой – когда рисуешь архитектуру, ты ее познаешь. Если ты щелкнул кнопкой фотоаппарата – ты просто зафиксировал что-то там такое, и при этом не узнал ничего. Суровый вердикт, но в чем-то справедливый!

archistorik.livejournal.com

Архитектурные наброски

Во время учебы на художественных факультетах студенты часто ходят «на наброски» и делают много зарисовок с натуры – на природе и в городской среде. Таким образом развивается глазомер, рука учится свободно рисовать прямые линии, верно передавать объемные детали архитектурных сооружений.

Читайте также:

Далеко не каждый начинающий художник стремится рисовать здания и улицы, многие мечтают рисовать одни портреты, но в университете от уличных зарисовок не отвертишься. Самоучки же часто поддаются соблазну и мало рисуют с натуры, предпочитая срисовывать с фото лица знаменитостей. О вреде отсутствия рисования с натуры мы уже упоминали в одной из статей, но сегодня подробнее остановимся на архитектурных зарисовках.

Архитектура в живописи

Рисование зданий, особенно старинных, развивает очень полезные навыки. Художник учится понимать композиционные закономерности, особенности архитектурного стиля, учится видеть здание как целое и вычленять детали, понимать логику построения частей жилого дома, учреждения или дворца. Изучение архитектурных объектов в процессе рисования развивает пространственное мышление, тренирует навык реалистического рисунка.

Для начала нужно хотя бы немного изучить правила перспективы. Несомненно, помогут домашние зарисовки кубов, пирамид и других фигур в перспективе, а также с различным освещением. Натренировавшись в простых формах, вы с легкостью сможете на глаз разбить на части здание и опытной рукой «собрать» его на своем листе.

Если вы пока чувствуете себя неуверенно, начните рисовать силуэты зданий. Ошибкой будет начинать с методичного перерисовывания деталей, не изучив основную форму: двигайтесь от общего к частному, а не наоборот. Учитесь вычленять в каждом здании простые геометрические формы: присмотревшись, вы увидите, что любое самое сложное строение состоит из тех же кубов, параллелепипедов, сфер и т.д.

Для верного соблюдения пропорций воспользуйтесь собственным карандашом. Вытяните левую руку с вертикально зажатым карандашом (подушечка большого пальца должна прижиматься к кончику). Поместите кончик карандаша как бы на верхней границе изображаемого объекта (или элемента здания), а ноготь большого пальца сдвиньте к нижней границе. Затем карандаш в этом положении приложите к листу и отметьте замеренный отрезок. Аналогичным образом можно поступать и с горизонтальными линиями. Позднее вы научитесь замерять карандашом «на глазок», не перенося размеры на лист, а лишь сверяя пропорции – так вы сможете рисовать с любого удобного расстояния.

Найдите в городе такой объект, который вызывает у вас вдохновение, привлекает своей эстетикой, и – вперед к новым свершениям!

  

masterkrasok.ru

Натурные зарисовки архитектуры мягкими материалами.

Нижеследующая работа — это результат моей стажировки по повышению квалификации. Все иллюстрации автора.

Введение.
Острота восприятия архитектуры и постоянное рисование ее с натуры взаимозависимы. Особенно обостряется восприятие архитектуры в поездках, на выездных практиках, так как студент знает что у него мало времени и возможно, он больше никогда здесь не окажется. Непосредственность и эмоциональность естественно найдут выражение в натурных рисунках студента, впервые попавшего в другой город или, тем более, в Италию. При работе с натуры важно помнить причину, заставившую взяться за карандаш. И четко поставить задачу во времени и в рамках листа. Это может быть композиционный набросок-эксиз, зарисовка-этюд детали или архитектурного мотива, короткий рисунок отдельного здания или городского пейзажа, длительный рисунок – графическая картина и т.д. В каждом из этих случаев задача должна быть четко определена заранее. В коротких набросках не стоит делать много пространственных планов, достаточно три или даже два плана.

Общие рекомендации для натурного рисунка архитектуры могут быть таковы. После разметки общей композиции и горизонта вся архитектура приводится к простым геометрическим формам, и легкими линиями намечаются призмы, цилиндры и т.д. Затем, исходя из задачи выявляются характерные детали, подчиняющиеся крупной форме. И наконец, тоновое решение рисунка, большими плоскостями («большой» свет – «большая» тень или архитектура – вода – небо и т.д.). Дальнейшая деталировка в тоне подчиняется найденным крупным отношениям.


1. Наброски архитектуры по 5-7 минут.


В коротких набросках при недостатке времени приходится выделять самое существенное. Например в рисунке 1.1. — это монументальность формы колоннады, образующей полукруг по сравнению с фигурами людей, отличающихся по тону одежды и размеру. Сразу взяты 3 основных плана и показана грубая фактура камня на переднем и среднем планах.
Рисунок 1.2 сделан еще быстрее, поэтому воздушная перспектива показана без тона, только яркостью линий, которая уменьшается при удалении.



Рисунок 1.3 был сделан из-за выразительности силуэта в пасмурный день, образованного домами, обелиском и церковью. Сперва линейно были намечены очертания площади на земле и простые объемы домов и колоколен как призмы, цилиндры и т.д. Растушкой сразу же слегка затемнены кверху. Затем была сделана прорисовка деталей. Рисунок 1.4 был сделан на тонированной бумаге в виде показа студентам того, как делать эскизы большого рисунка на тему «Ансамбль в архитектуре». Начало сделано сепией, затем введен мел. Студентам есть смысл композиционные наброски делать в середине большого листа, с полями, и затем «кадрировать», увеличивая или уменьшая рамку рисунка.


Рисунок 1.5 был сделан как подготовительный для более длительной работы и в нем выяснились композиционные недочеты. В окончательном варианте колокольня сдвинута еще левее, чугунная ограда на первом плане сделана контрастнее. В рисунке 1.6 сюжет привлек внимание изменчивой светотенью на переднем плане с деревьями по контрасту с архитектурным силуэтом на среднем и дальнем планах.

2. Зарисовки архитектуры до 30-40 минут.
На каждый из рисунков 2.1 – 2.6 ушло около 20 минут. Особенность площади, запечатленной в рисунке 2,1 в том ,что одновременно показанные здания в реальности не видны – площадь маленькая и пришлось несколько «раздвинуть» ее, что бы вместилось все, достойное внимания. (Эта же площадь в гравюрах 18 века изображена как почти бескрайняя…) Дом между фонтаном и церковью 17 века – образец фоновой застройки конца 19 века, поэтому предельно обобщен. В рисунке 2.2 на переднем плане чугунный фонтан и фигура человека. Они выделены кистью темным тоном. На дальнем плане контрасты почти отсутствуют.



В условиях тумана сделан рисунок 2.3. Здесь при удалении уменьшается контрастность, общая интенсивность тона и отсутствует силуэт – контрасты ослабевают не только вдаль, но и к верху. Напротив, яркое освещение в рисунке 2.4 подсказало заливку кистью контрастных теней темным тоном. Обе церкви – восьмерик на четверике, и их построение стало первой стадией рисунка. Затем добавились детали. В конце кистью взят средний тон в скользящих светах.


Рисунки 2.5- 2.7 сделаны мелком сепии и угольным карандашом при мягком свете сквозь тучи, характерном для севера.



Рисунки 2.8-2.11 сперва намечены на белой бумаге мелком сепия, и отмоделированы кистью в два или три тона. Тонкие детали в конце добавлены линером.




Интерьеры на рисунках 2.12 и 2.13 сделаны на тонированной бумаге мелком, кистью и растушкой. В рисунке 2.12 передний план с наиболее важной деталью – табернаклем – в правой части листа. Тонкие детали на нем по сепии прорисованы линером.


Таким же образом сделаны рисунки 2.14 – 2.17. В рисунке 2.14 характерен контраст темных и «грубых» деревьев в тени на переднем плане и освещенной солнцем архитектуры на втором плане. Серые горы на горизонте завершают композицию.




В рисунках 2.18-2.19 угольный карандаш использован по-разному. Рисунок 2.18 дает пример последовательности работы именно над учебным (академическим) заданием. Сперва намечены крупные абстрактные формы: плоскости дальней и боковой стен, изгиб лестницы. От этих абстрактных форм автор затем переходит к более конкретным – группы колонн, потом капители, балясины и т.д. Легкая штриховка больших ниш и плоскостей делается перед прорисовкой самых мелких деталей. В конце работы рисуются живые подвижные элементы интерьера (пейзажа) – люди (птицы, машины и т.д.). Такая последовательность уместна в большинстве студенческих рисунков архитектуры. В рисунке 2.19 последовательность иная. После разметки композиции, плоскости земли и габаритов фонтана сразу были взяты тоновые отношения между землей, небом, чугуном фонтана и листвой в тени. Затем одновременно с прорисовкой деталей добавлено как можно больше тоновых отношений. Это связано с эмоциональностью сюжета, с игрой света и тени на листьях деревьев в солнечный день по сравнению с чугунным фонтаном на переднем плане.

3. Рисунки начатые с натуры и доделанные по памяти и по представлению.
Доделка рисунков по памяти, как правило, уместна сразу после выполнения первой стадии с натуры, пока еще свежо впечатление. В рисунке 3.1 площадь привлекла внимание характерностью (провинциальный классицизм). Разночинцы, мелкие торговцы, прихожане и проч. были дорисованы воображением. Яркое солнечное освещение взято с натуры, но тучи на небе придуманы после. Для длительной работы уместно брать тонированную бумагу при изображении солнечного дня. Сначала все тоновые отношения берутся как на белой, а затем тонированная бумага обнаруживает «резерв» и можно расставить акценты еще белилами.


Рисунок 3.2 почти целиком сделан с натуры ночью, за исключением правого края с колокольней. По памяти так же слегка введен цвет в огнях и отражениях. В рисунке 3.3, сделанном мелком и кистью, по памяти расставлены акценты белилами – окна, подсвечники и другое.


В рисунке 3.4 была сделана с натуры общая схема и большие плоскости теней с акцентами мелом. По памяти мелком и кистью акцентирована левая часть с пилястрой и тенью в апсиде. Так же в конце работы сделаны кистью скамейки на первом плане. Рисунки 3.5 и 3.6 сделаны в одинаковой последовательности. По памяти были усилены света белилами и темные отражения на переднем плане.



Рисунки 3.7 и 3.8 – виды парков, сделанные соответственно углем и пастелью с добавлением акварели и сепией. Деревья в них контрастируют с архитектурой по общему тону, по фактуре, по степени детализации.


На рисунке 3.9 на тонированной бумаге изображён архитектурный ансамбль в солнечный день. По представлению добавлена тень на переднем плане, фигуры людей и облака.

Доделка по памяти и по представлению натурных зарисовок – это возможность до конца отдать должное тем сюжетам, которые встречаются в поездках. При работе с натуры очень важно запоминать те нюансы, которые очевидно, не хватает времени проработать с натуры. Иногда имеет смысл без карандаша на натуре мысленно «доделать» набросок до законченной картины. И затем вспоминается уже не натура, а эта воображаемая картина. Таким образом при рисовании с натуры можно задаваться вопросом: Будет ли рисунок закончен сейчас или будет доделываться? Во втором случае можно сразу представить себе как это будет сделано.

Заключение.
За период учебы желательно чтобы студент нарисовал наиболее красивые и сложные для изображения архитектурные сооружения. Если кто- то смог их придумать и построить, значит другой человек может по крайней мере нарисовать их. Постоянно и методично рисуя архитектуру студент не только умом постигает конструкции, материаловеденье или строительные технологии, но учится чувствовать то, что является сутью архитектуры – гармоничное сочетание пользы, прочности и красоты.

Еще мои статьи о работе мягкими материалами — http://noarov.ru/sepia/index.htm

noarov.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *