Главная > Рисование портрета > Портрет рисунок пушкина – Портреты А.С. Пушкина – их авторы и описание

Портрет рисунок пушкина – Портреты А.С. Пушкина – их авторы и описание

Пушкин А.С. глазами разных художников. 22 картины

Подробности

А.С. Пушкин глазами разных художников. 22 картины

Картины

 

01.Пушкин на берегу Черного моря. 1887 айвазовский

 

02.И.Л. Линев. Портрет Пушкина. 1836 37 г.г. Холст, масло.

 

03.Фрагмент репродукции картины Александр Сергеевич Пушкин работы художника Петра Кончаловского.

 

04.С.Г. Чириков (неизв.) Пушкин в юности. Акв., пастель. 1815.

 

05.Субботнее собрание у Жуковского. Фрагмент. Ученики школы Венецианова

 

06.Айвазовский, Репин. Прощание Пушкина с морем.

 

07.Местр. Александр Сергеевич Пушкин в младенчестве.

 

08.О. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина.

 

09.П.Ф.Соколов. Портрет Пушкина. 1836 г. Бумага, акварель.

 

10.Парад на Царицыном лугу. Фрагмент среди зрителей  Крылов, Пушкин, Жуковский. Художник Г. Чернецов. 1836.

 

11.Портрет А. С.Пушкина. Константин Сомов. 

 

12.И.Е.Вивьен. Портрет Пушкина. 1826 г.

 

13.Пушкин на берегу Черного моря. 1897 Айвазовский.

 

14.Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе. Картина И. Репина (1911)

 

15.Пушкин на обеде у Смирдина. Художник А. Брюллов. 1832

 

16.Пушкин в Петербурге. Петров Водкин.

 

17.Пушкин в селе Михайловском (Пущин у Пушкина). Художник Н.Н. Ге. 1875 г.

 

18.Пушкин Александр Сергеевич (В.А. Тропинин, 1827)

 

19.Пушкин

 

20.Б.В. Щербаков. `Пушкин в Петербурге`. 1949 г. Холст, масло.

 

21.Братья Чернецовы Крылов, Пушкин, Жуковский, Гнедич в Летнем саду

 

22.Г. Гиппиус. Портрет Пушкина. 1828 г. Литография.

Отправить на стену

Отправить в мессенджер

Авторизуйтесь, чтобы написать отзыв

podmoskovnye.ru

Выставка “«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках Пушкина” в Санкт-Петербурге (анонс): philologist

С 15 октября до 15 ноября 2018 г. в петербургском Музее Пушкина (Мойка, 12) будет работать выставка “«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках Пушкина”. На выставке представлены копии пушкинских рисунков, переснятые с оригиналов, хранящихся в Пушкинском Доме (ИРЛИ РАН) и Всероссийском музее А.С. Пушкина. Выставку подготовили Н.М. Введенская и А.Ю. Чернов. Появление этой выставки – результат труда нескольких поколений пушкинистов, исследовавших рисунки поэта. Предварительные итоги этого изучения подведены в каталоге Р.Г. Жуйковой «Портретные зарисовки Пушкина» (СПб, 1996).


«Мудрец брадатый» (Леонардо да Винчи ?). Рисунок на черновиках «Полтавы». 5 апреля 1828.

В пушкинском рукописном наследии около двух тысяч зарисовок. Портреты, пейзажи, интерьеры, жанровые сценки, автоиллюстрации. А еще кораблики, днища челноков, пистолеты, мечи, шпаги, копья, кинжалы, плахи. Черти, ведьмы, монстры, висельники. Падающие треугольники — ножи гильотины. А после лета 1826 года ромбы вокруг зачеркнутого слова — изображения разверстых могил. Пушкинисты второй половины XIX века мало обращали внимания на рисунки поэта. Относились к ним как «машинальному рисованию». Но когда в конце XIX века Россия отмечала столетье со дня рождения Пушкина, в печати всё чаще стали мелькать его рисунки. Прежде всего, конечно, его автопортреты и портреты ближайших друзей, те, чье сходство с оригиналами было очевидным.


Кюхельбекер и Рылеев 14 декабря 1825 года. Рисунок на отдельном листе, сохранившемся у Ф.Ф. Юрьева. 1827. Всероссийский музей А. С. Пушкина.

По-новому на рисунки поэта взглянул в 1930-х А. М. Эфрос. Он увидел в них род графического дневника. Дневник, но особый. Пушкин «будил мечту сердечной силой», вызывая для немой беседы или тени прошлого, или образы живых своих друзей и врагов. Поэт воссоздает не столько внешние черты, сколько графическую формулу конкретной души. Точны и пейзажные зарисовки. Анна Ахматова догадалась, что Пушкин искал голодаевскую могилу казненных декабристов.


Портрет будущей тещи Н. И. Гончаровой. Рисунок на отдельном листе в Ушаковском альбоме. 1829. С подписью «Маминька Карса». Карс — название неприступной турецкой крепости и прозвище Н. Н. Гончаровой.

Этот ее вывод позднее был подтвержден зарисовками поэта в его рабочих тетрадях 1827, 1828 и 1833 гг. А в 1989 г. академик Б. В. Раушенбах провел топографическую экспертизу этих рисунков. После того, как совместная поисковая экспедиция Музея истории города и журнала «Огонек» обнаружила здесь древнее захоронение с применением негашеной извести, он писал: «Сравнение плана Ф. Шуберта 1828 г. с семью рисунками Пушкина… показывает удивительное соответствие рисунков плану и одновременно их внутреннее соответствие. Рисунки свидетельствуют об удивительной зрительной памяти Пушкина. Так, изображенный на двух зарисовках 1827 г. камень показан поэтом с разных точек зрения, как бы в двух проекциях. Точно изображено взаимное расположение деревьев, высот и береговой линии. Таким образом, вывод, подтвержденный пробами из скважин, что декабристы похоронены на острове Гонаропуло (Гунаропуло), не вызывает у меня сомнения». С выводами Раушенбаха согласились А.М. Панченко и Д.С. Лихачев. (Об этой поисковой экспедиции на Голодае см. книгу А. Ю. Чернова «Длятся ночи декабря». М., 2008).


Михаил Бестужев-Рюмин с петлей на шее. Рисунок на черновиках I песни «Полтавы». 1828

Организаторы выставки сердечно благодарят сотрудников рукописного отдела Пушкинского Дома Татьяну Царькову, Татьяну Краснобородько и Александра Дубровского за многолетнюю помощь в работе, а также сотрудников отдела пушкиноведения Марию Виролайнен, Сергея Фомичева и Сергея Лунца.


Автопортрет в монашеском клобуке, напротив беса, с пометой «Не искушай (сай) меня без нужды». Рисунок из Ушаковского альбома. 1829.


Место могилы декабристов на голодаевском взморье (остров Гоноропуло). Рисунок на отдельном листе в Третьей масонской тетради. 1827.


Михаил Лунин. Рисунок на черновиках I песни “Полтавы”. 1828.

Елизавета Воронцова. Рисунок на отдельном листе с надписью «ghillieman» (?). 1829.


Вольтер и молодой Наполеон. Рисунок на черновиках «Полтавы». 1828.


Вид Лицея. Рисунок на черновике VIII главы «Евгения Онегина». 1830

Вы также можете подписаться на мои страницы:
– в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

– в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
– в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
– в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
– в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
– в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

philologist.livejournal.com

Портреты А.С. Пушкина. – 3ttt

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

       Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

       Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

       Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

       И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

       И не оспоривай глупца.

Гальберг Самуил Иванович

Портрет А. С. Пушкина. 1837. Бронза


В. А. Тропинин.
Портрет А. С. Пушкина. 1827. Масло.  Музей А. С. Пушкина, город Пушкин.


О. А. Кипренский
Портрет А. С. Пушкина. 1827 год Холст, масло Государственная Третьяковская галерея, Москва


 Е.И. Гейтман.
Портрет А.С. Пушкина. 1822 г. Гравюра на меди.

Константин Сомов

Портрет А.С. Пушкина, 1899 гуашь, бумага, Pushkin Museum, Moscow


И. Л. Линев (?)
Портрет А. С. Пушкина. 1836 – 1837


Л. Левченко (Еременко).
Портрет А. С. Пушкина Фломастер


Константин Юон
Портрет А.С.Пушкин 1945. Собр. О.И.Юона. Москва

Хижинский Леонид Семенович

Портрет А.С. Пушкина 1935 г. Бумага, ксилография. Коллекция В.С. Геворкяна.

Петр Соколов

Портрет А. С. Пушкина 1836, акварель


Н. И. Уткин.
Портрет А. С. Пушкина (с оригинала О. А. Кипренского). Гравюра резцом на стали. 1838


И. Е. Репин.
Портрет А.С.Пушкина. Реплика с портрета В.Тропинина. 1913. Холст, масло. Коллекция М.Л.Ростроповича — Г.П.Вишневской.

 Неизвестный художник
Портрет А. С. Пушкина. 1831.


Семейный портрет А.С.Пушкина

3ttt.livejournal.com

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. ПОРТРЕТЫ – Всякая всячина

 

Второй день отвечает на вопросы Александр Сергеевич.

А я пока предлагаю полюбоваться на портреты того, кто так добр и щедр к нам, отвечая на бесконечные вопросы о личной жизни, скором замужестве, переезде и беременностях. Где-то в своих покойных мечтах Сан Сергеевич наверняка хочет, чтобы все мы разом в этом году вышли замуж, разродились, переехали и озолотились, я это чувствую!

Ксавье де Местр. “Пушкин – ребенок”. 1801-1802 гг. Металлическая овальная пластина, масло. Атрибуция портрета Н.В. Баранской.

“Пушкин в Царском Селе”, картина Ильи Репина, 1911.
 

О.А. Кипренский. “Портрет Пушкина”. 1827 г. Холст, масло. О поразительном сходстве портрета с Пушкиным говорили его современники. Так, например, Н.А. Муханов сказал: “С Пушкина списал Кипренский портрет необычайно похожий.”

П.Ф.Соколов. “Портрет Пушкина”. 1836 г. Бумага, акварель. Соколов изобразил Пушкина в его любимой позе со скрещенными на груди руками.
 

И.К. Айвазовский, И.Е. Репин. “Прощание Пушкина с морем.” (“Прощай, свободная стихия…”). 1887 г. Холст, масло. Айвазовский знал свою слабость в портрете и сам пригласил Репина написать Пушкина. Позднее Репин так отозвался о совместной работе: “Дивное море написал Айвазовский (…) И я удостоился намалевать там фигурку.”

И.К. Айвазовский, “Пушкин на берегу Черного моря” 1887г. На одной из выставок в Петербурге (1836) встретились два художника – художник пера и художник кисти. Знакомство с Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. “С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем”, – вспоминал художник.

 

 

 

В.А. Тропинин. “Портрет Пушкина”. 1827 г. Холст, масло. Портрет Тропинину заказал сам Пушкин и подарил его своему другу С.А.Соболевскому.

А.П. Елагина. “Портрет Пушкина”. 1827 г. Ткань, наклеенная на картон, масло. Копия с портрета работы Тропинина. Выполнена для Соболевского, чтобы он смог взять эту копию с собой заграницу.
 

Пушкин в селе Михайловском (Пущин у Пушкина). Художник Н.Н. Ге. 1875 г. Ну, мы все знаем, что Пушкин читает.

И.Л. Линев. “Портрет Пушкина”. 1836-37 г.г. Холст, масло. Здесь Пушкин представлен совершенно натурально, без всяких прикрас. Это последнее прижизненное изображение Пушкина.

 

Г. Гиппиус. “Портрет Пушкина”. 1828 г. Литография.

Автопортрет (в круге). 1817-1818 гг. Самый ранний из дошедших до нас автопортретов Пушкина. Предназначался для первой книги стихов поэта “Стихотворения Александра Пушкина” (не издана).

Пушкин и Онегин. Начало ноября 1824 г. Автоиллюстрация к первой главе “Евгения Онегина”. Письмо к брату Льву Сергеевичу.

Автопортрет на листе, вклеенном в альбом Е.Н. Ушаковой. 1829г.

 

Посмотреть полностью:http://www.spletnik.ru/blogs/pro_zvezd/124139_pushkin-portrety

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

lera-komor.livejournal.com

Портреты Пушкина. Живопись, графика, скульптура XIX — XX веков

Новая выставка из собрания музея открыта в Государственном музее А. С. Пушкина с 10.00

Государственный музей А. С. Пушкина, 10 февраля 2012
Москва, ул. Пречистенка, 12/2

Новая выставка в Государственном музее А. С. Пушкина «Портреты Пушкина. Живопись, графика, скульптура XIX — XX веков. Из собрания Государственного музея А. С. Пушкина» открывается сегодня, 10 февраля, в День памяти А. С. Пушкина (175 лет со дня гибели поэта). Выставка открыта в свободном доступе, без вернисажа, с 10.00.

Трудно назвать имя большого художника России XIX — XXI веков, который в своем творчестве не обращался бы к образу Пушкина. Свой вклад в иконографию поэта внесли О. А. Кипренский и В. А. Тропинин, И. К. Айвазовский и Н. Н. Ге, И. Е. Репин и В. А. Серов, М. М. Антокольский и П. П. Трубецкой, В. А. Фаворский и А. И. Кравченко, К. С. Петров-Водкин и А. А. Пластов, М. К. Аникушин, Е. Ф. Белашова, К. Ф. Юон, В. Н. Горяев, В. И. Шухаев, Н. П. Ульянов, В. Е. Попков, П. П. Оссовский, И. П. Обросов и многие другие.

В собрании Государственного музея А. С. Пушкина насчитывается около четырех тысяч произведений живописи, графики и скульптуры. Ядро коллекции составляют прижизненные портреты Пушкина. Одним из наиболее ценных экспонатов является копия портрета Пушкина с оригинала О. А. Кипренского, выполненная неизвестным русским мастером в середине XIX века по заказу близкого друга Пушкина князя П. А. Вяземского. Этот уникальный мемориальный предмет получил название «Остафьевская копия», так как происходит из Остафьево — подмосковной усадьбы Вяземского.

Среди прижизненных портретов поэта, представленных на выставке, — гравюра Е. Гейтмана, украшающая первое издание «Кавказского пленника», и гравюра Н. И. Уткина с оригинала О. А. Кипренского, размещенная на фронтисписе издаваемого А. А. Дельвигом альманаха «Северные цветы на 1828 год».

Среди изображений Пушкина последних лет его жизни большой интерес представляет гравюра Томаса Райта. Существует предположение, что портрет был заказан английскому художнику самим Пушкиным для готовившегося собрания сочинений. Гравюра была выполнена вскоре после смерти поэта, в марте 1837 года. «Обратите внимание, — писал о ней Репин, — что в наружности Пушкина отметил англичанин. Голова общественного человека, лоб мыслителя. Виден государственный ум».

В многочисленных воспоминаниях о Пушкине, появившихся в печати после его смерти, современники стремились не только запечатлеть внешний облик поэта, но и показать его духовную красоту. Не менее интересен и взгляд поэта на самого себя. Еще на лицейской скамье им было написано шуточное стихотворение «Мой портрет» (1815) на французском языке. Кроме того, на протяжении всей жизни на полях рукописей Пушкин набрасывал свои автопортреты. Рисованные для себя и не предназначенные для широкой публики, они получили известность и были оценены лишь столетие спустя. Некоторые из них также представлены на выставке. Включены в состав выставки и прижизненные стихотворные обращения к Пушкину его друзей — В. К. Кюхельбекера, А. А. Дельвига, Н. М. Языкова.

Большую часть иконографии Пушкина, хранящейся в музее, составляют работы художников второй половины XIX — начала XXI века. Эти ретроспективные изображения были созданы на основе изучения прижизненных натурных портретов Пушкина, его автопортретов, творчества и биографии. Все они — плод воображения и несут на себе печать своего времени, так как каждая эпоха находила в гении Пушкина то новое и животрепещущее, что было ей созвучно.

«Первой удачной и любопытной попыткой создать воображаемый портрет Пушкина» по праву считается офорт Л. Е. Дмитриева-Кавказского, созданный им в 1880 году под влиянием речи Ф. М. Достоевского на открытии памятника Пушкину в Москве. Также на выставке можно видеть работы В. В. Матэ, В. Н. Масютина, М. В. Добужинского, В. А. Фаворского, К. С. Петрова-Водкина, В. И. Шухаева, Н. В. Кузьмина, Т. А. Мавриной, А. З. Иткина и других художников. Наибольшее количество портретов Пушкина было связано с юбилеями 1937, 1949, 1987 и 1999 годов. Многие из них представлены на выставке.

Отдельный раздел выставки представляют изображения Пушкина в печатных изданиях. Еще при жизни поэта растущая популярность Пушкина сказалась на интересе читателей к его личности, что положила начало целому ряду изображений поэта в книгах и журналах. Фронтисписом для первого посмертного издания сочинений Пушкина (1838) и издания П. В. Анненкова (1855) послужила знаменитая гравюра Н. И. Уткина. В 1899 году П. П. Кончаловский (отец художника П. П. Кончаловского) предпринял первое иллюстрированное издание сочинений Пушкина в трех томах, к которому привлек лучших художников своего времени: В. И. Сурикова, И. Е. Репина, И. И. Левитана, М. А. Врубеля, братьев А. М. Васнецова и В. М. Васнецова, К. А. Коровина и С. А. Коровина и многих других. Для фронтисписа издания портрет Пушкина был исполнен В. А. Серовым. Впоследствии практика использовать в качестве фронтисписа портрет Пушкина получила широкое распространение. В произведениях Пушкина, издававшихся огромными тиражами, портреты поэта создавались как знаменитыми, так и малоизвестными авторами, работы которых представлены на выставке.

С конца ХIХ века Пушкин становится героем различных художественных произведений — рассказов, повестей и романов, пьес (таких, например, как пьеса К. Г. Паустовского «Наш современник (Пушкин)» и М. А. Булгакова «Последние дни (А. С. Пушкин)».

Портретный ряд выставки блестяще дополняют избранные комментарии известных людей к тем или иным изображениям поэта и строки из поэтических посланий, обращенных к А. С. Пушкину.

Источник: пресс-релиз Государственного музея А. С. Пушкина

artinvestment.ru

А. С. Пушкин в портретах

Быть может (лестная надежда!),

Укажет будущий невежда

На мой прославленный портрет

 И молвит: то-то был Поэт!

А. С. Пушкин

Отрывок из второй главы  “Евгения Онегина”

   А. С. Пушкин – один из немногих
поэтов, к личности которого так часто и так охотно обращались художники.
Портретная живопись – это искусство действенное, в нем утверждается
определенное представление о человеке. Александр Сергеевич в живописи
представлен в разных формах и жанрах: это и гравюры, и художественные портреты,
и литографии, и ксилографии.

    К Пушкинскому дню России в зале
каталогов ЦГБ им. А. С. Пушкина была организована выставка «Пушкин в
портретах».

   Выставка состоит из двух разделов
«Себя как в зеркале я вижу…» (Прижизненные портреты А. С. Пушкина) и
«Здравствуй, племя младое, незнакомое!..» (Портреты, созданные после смерти А.
С. Пушкина).

Раздел выставки “Себя как в зеркале я вижу…” (Прижизненные портреты А. С. Пушкина)

   Пушкин не любил позировать
художникам, шутливо ссылаясь на «арапское безобразие» своего лица. Поэтому
сделанных с натуры портретов поэта существует немного.

   Сохранившиеся портреты А. С.
Пушкина, имеют большую историко-культурную и художественную ценность. Они
позволяют судить о его внешнем и внутреннем облике, особенностях его характера
и личности, о том каким видели и запечатлели своего гениального современника
профессиональные художники и дилетанты, русские и иностранцы.

   На выставке представлена большая
и лучшая часть изображений Пушкина – это репродукции интимных, камерных портретов,
выполненных в технике миниатюры, рисунки итальянским карандашом, работы И. Е.
Вивьена, портреты живописные, кисти В. А. Тропинина и О. А. Кипренского, станковая
литография, исполненная Г. А. Гиппиусом, акварель П. Ф. Соколова и работа
маслом И. Л. Линева.

   


   Хрестоматийные портреты
Александра Сергеевича принадлежат кисти таких известных художников как Орест
Кипренский и Василий Тропинин.

Фрагмент выставки с портретом А. С. Пушкина работы Кипренского

   Наверное, это один из самых
известных всем романтических образов поэта. Заказчиком портрета был Дельвиг.
Сам Пушкин комментировал в стихах этот портрет так: “… Себя как в зеркале
я вижу, Но это зеркало мне льстит…”

В. А. Тропинин. Портрет А. С. Пушкина. 1827

   В 1817 году Пушкин был на вершине
своей поэтической славы. Именно в это время появляется прекрасный, ныне
хрестоматийный его портрет, созданный выдающимся русским живописцем в Москве.
Пушкин сам заказал свой портрет художнику В. А. Тропинину и преподнес его в
виде сюрприза своему другу – Сергею Александровичу Соболевскому.


Портреты Пушкина работы Вивьена. Белила, итал. карандаш.1826

   В 1826 году – уже по возвращению
из ссылки – Пушкин заказал два своих портрета Иосифу-Евстафию Вивьену,
преподававшему рисование в Московском Дворцовом архитектурном училище. Портрет
Александр Сергеевич преподнес одному из ближайших друзей – Евгению
Баратынскому.

  Наиболее интересные изображения
А. С. Пушкина были созданы непрофессиональными художниками И. Л. Линевым и П.
И. Челищевым, каждый из которых подметил в облике поэта черты, которые не
смогли передать в своих произведениях знаменитые мастера.

И. Л. Линев. А. С. Пушкин. 1836-1837

   Считается, что это последний
прижизненный портрет Пушкина. Самый загадочный портрет, потому что на нем
печать исхода судьбы поэта. Линев увидел не гения, не прославленного властителя
дум русского общества, а простого несчастного человека, словно
предчувствовавшего трагический свой рок, измученного  злобой завистников, предательством и
клеветой.  Известный искусствовед Э.
Голлербах говорил об этом портрете «убедительность и правдоподобие портрета
несомненны… Всего правдивее, без прикрас и без всякой идеализации передает
внешность Пушкина…»

П. И. Челищев. А. С. Пушкин и граф Д. И.Хвостов.1830

   Пушкин изображен быстро и стремительно
идущим. Челищев прекрасно изобразил не только его лицо с безусловной
похожестью, но и манеру шагать, и прогулочные бекешу, сапоги, цилиндр, трость. Академик
И. Э. Грабарь писал о портрете: «видится нечто от той стремительности,
изменчивости и неуловимости, которых не передает ни один длительно
исполнявшийся портрет поэта».

Раздел выставки “Здравствуй племя младое, незнакомое!…”
(Портреты, созданные после смерти А. С. Пушкина)

   В истории русского искусства есть
своеобразная, ретроспективная галерея 
портретов А. С. Пушкина, созданная после его смерти. Художники на основе
изучения жизни, творчества, натурных портретов синтезируют конкретный образ
поэта. Каждое новое поколение художников, переосмысливая поэзию Пушкина,  черпают в ней вдохновения для создания своих
работ. И у каждого свой Пушкин.

   Творчество Пушкина и личность
самого поэта привлекали таких художников, как И. Репин, И. Айвазовский, Н. Ге,
К. Брюллов.  В год пятидесятилетия со дня
смерти Пушкина появилась картина И. Репина и И. Айвазовского «Пушкин у моря».
Прекрасные вещи создал В. Серов «Пушкин в парке» и «Пушкин в деревне». Портреты
Пушкина писали Б. Кустодиев и К. Сомов, А. Бенуа и В. Фаворский,  М. Добужинский и К. Петров-Водкин.  В советское время  появилась обширная Пушкиниана – в живописи и
графике Н. Ульянова. Достигли великолепных успехов А. Тышлер, П. Кончаловский,
В. Попков, М. Кузьмин, В. Горяев, Надя Рушева и др.

   

Фрагмент выставки

Самые интересные из них представлены
на выставке.

   

Фрагмент выставки

фрагмент выставки. Рисунки Нади Рушевой

   Это и портреты, созданные Надей
Рушевой, которая изучала манеру графики Пушкина и отталкивалась от нее в своих
графических работах. «Я живу жизнью тех, кого рисую», – писала она и рисовала
Пушкина в кругу семьи, перенося нас из мира сегодняшнего в мир прошлого. В ее
работах есть легкость, подвижность, точность линий, великолепная композиция,
изысканность, свойственная XIX веку. Художница признавалась: «Мне думается, что
Пушкин был легкий, веселый такой». Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал о Наде
Рушевой: «Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха».

   

   Рисунки выдающегося русского
художника-графика Николая Васильевича Кузьмина, который был блестящим
иллюстратором Пушкина. Его первая пушкинская работа – цикл иллюстраций к
юбилейному академическому изданию «Евгений Онегина» (1933) был отмечен большой
золотой медалью на Всемирной выставке книги в Париже (1937). Пушкинский мир Н.
Кузьмина был целой творческой эпохой протяженностью не менее полувека.

   И репродукции картин Айвазовского,
который был знаком с Пушкиным. Эти два художника – художник пера и художник
кисти встретились на одной из выставок в Петербурге (1836). Знакомство с
Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. «С тех
пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и
длинных бесед и рассказов о нем», – вспоминал художник.

И. К. Айвазовский, “Пушкин на берегу Черного моря”. 1887
И. К. Айвазовский, И. Е. Репин. “Прощание с морем” (“Прощай, свободная стихия…”). 1887. Холст, масло

   Айвазовский знал свою слабость в
портрете и сам пригласил Репина написать Пушкина. Позднее Репин так отозвался о
совместной работе: «Дивное море написал Айвазовский (…) И я удостоился
намалевать там фигурку».

 

Фрагмент выставки

Фрагмент выставки

  И, конечно же, на выставке мы не
могли не уделить внимание образу А. С. Пушкина, воплощенному в картинах каменского
художника Юрия Михайловича Северухина, который работал над пушкинской темой с
1975 года. За это время им создано более двухсот картин, так или иначе
связанных с образом великого русского поэта. «Пушкинская» серия выставлялась в
Москве, Свердловске, Каменске-Уральском. Некоторые работы находятся в частных
коллекциях в нашей стране и за рубежом. Наша библиотека является обладателем
серии работ «Мой Пушкин» этого замечательного художника.

Ю. Северухин. Портрет А. С. Пушкина

Ю. Северухин. “Каменный гость”. 1982

Ю. Северухин. “Ох, Балда!…”. 1980

  Лично мне кажется очень
интересным и необычным портрет кисти Юрия Михайловича, на котором изображен голубоглазый
А. С. Пушкин.

   

Обложка альбома “Мой Пушкин”

   P.S. К 2010-летию со дня рождения поэта (в 2009 году) отдел
литературы по искусству подготовил аннотированный список литературы «Пушкин в
портретах», который не только представлен на этой выставке, но и был
использован для ее подготовки.

moybibliomir.blogspot.com

Презентация на тему “Портреты в рисунках А.С. Пушкина”

Презентация на тему: Портреты в рисунках А.С. Пушкина

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1

Описание слайда:

Портреты в рисунках А.С. Пушкина

№ слайда 2

Описание слайда:

Работа состоит из: – Введения – Главы I – Главы II – Заключения – Приложения

№ слайда 3

Описание слайда:

Цель нашей работы: – изучить графику А.С. Пушкина; – выяснить отношение поэта к изобразительному искусству.

№ слайда 4

Описание слайда:

Объект исследования: взаимоотношения между А.С. Пушкиным и кругом его общения.

№ слайда 5

Описание слайда:

к проблеме появления портретов в творчестве Пушкина обращались в своих трудах многие исследователи, такие как А. Эфрос, Л. Керцелли, Р. Жуйкова. Кто-то по рисункам поэта восстанавливал круг его общения, кто-то пытался проследить отношение Пушкина к изображаемым им образам. На наш взгляд, выполняя графические рисунки людей, с которыми он общался, поэт пытался через них передать свое личное отношение к ним: доброжелательность или любовь.

№ слайда 6

Описание слайда:

Кто же оказался изображённым в рисунках Пушкина? Прежде всего – он сам Друзья (Чаадаев, Толстой…) Декабристы(Рылеев, Михаил Орлов…) Знакомые(Хитрова, граф Воронцов…) Его родные(отец, брат, жена…) Политические деятели(Александр I, Наполеон…) Писатели (Веневитинов, Грибоедов…)Женщины, которых он любил (Воронцова, Собаньская…)

№ слайда 7

Описание слайда:

Если не считать исторических деятелей прошлого, – это девяносто человек, которых удалось узнать. Портреты эти возникали под пером Пушкина, когда он думал об этих людях, думал по самым разным поводам, с самыми разными чувствами. Узнавая в этих портретах людей пушкинского окружения, мы получаем возможность ближе и ярче представить себе его жизнь.

№ слайда 8

Описание слайда:

Жизнь Пушкина тесно связана с его родственниками. Но портретная галерея родных, пожалуй, самая малочисленная. Несколько портретов брата Льва Сергеевича Пушкина. Один из них находится в Ушаковском альбоме. Он был сделан, вероятно, как и ряд других набросков, для иллюстрации событий и лиц.

№ слайда 9

Описание слайда:

Портрет Льва Сергеевича Пушкина с подписью: «Пушкин». Этим Александр Сергеевич хотел показать настоящую подпись Льва Сергеевича.

№ слайда 10

Описание слайда:

Не раз Пушкин рисовал Наталью Николаевну Гончарову. Насчитывается четырнадцать её портретов, с 1830 года по 1836 год. Именно по этому портрету мы представляем себе облик жены Пушкина и видим тот облик, который он любил.

№ слайда 11

Описание слайда:

Но самыми близкими людьми для Пушкина, пожалуй, были его друзья. Другом Пушкина на протяжении всей его жизни был Петр Андреевич Вяземский. Портреты Вяземского довольно часто встречаются в рукописях Пушкина.

№ слайда 12

Описание слайда:

Павел Яковлевич Чаадаев оказал большое влияние на духовное развитие поэта. Его портрет карандашом мы находим среди чернильных строк «Евгения Онегина». Он выполнен очень тщательно, что является редкостью для графики Пушкина.

№ слайда 13

Описание слайда:

Дмитрию Владимировичу Веневитинову исполнилось двадцать один год, когда Пушкин приехал в Москву из ссылки. В октябре 1826г. Пушкин нарисовал юношу в смешном, большом не по росту фраке и слишком большой, не по голове шляпе. Поэт хотел подчеркнуть разлад между взрослостью костюма и юностью того, кто его носит.

№ слайда 14

Описание слайда:

Не раз стремился Пушкин и в рисунке передать образ так высоко им ценимого «замечательного» человека – Александра Сергеевича Грибоедова. Этот портрет был сделан в октябре 1829г.

№ слайда 15

Описание слайда:

Во время писания второй главы «Евгения Онегина», в Одессе, в конце 1823 года, Пушкин нарисовал портрет молодого человека с длинными волосами. Это портрет Туминского.

№ слайда 16

Описание слайда:

10 марта 1832 г. Пушкин занимался в библиотеке Вольтера, которая тогда находилась в Эрмитаже. В библиотеке же помещалась статуя философа-просветителя, которую Пушкин и срисовал с натуры. Это очень редкий для Пушкина тип рисунка.

№ слайда 17

Описание слайда:

Это Николай Михайлович Смирнов, один из людей пушкинского окружения тридцатых годов. Вернулся он в Россию в 1828 году из Флоренции и вскоре познакомился с Пушкиным.

№ слайда 18

Описание слайда:

С известным русским ученым Павлом Львовичем Шиллингом фон Канштадт Пушкин встречался и в ранней молодости, еще до ссылки, и дружески общался с ним в Петербурге , начиная с 1828 года. Пушкин великолепно передал образ человека с веселым, энергичным и умным лицом.

№ слайда 19

Описание слайда:

Пушкин не видел Якубовича двенадцать лет и не знал, что тот ходит коротко остриженный, и нарисовал ему стоящие дыбом волосы, дополняющие его дикий взор и выражающие неукротимость натуры.

№ слайда 20

Описание слайда:

Это портрет Екатерины Николаевны Орловой, дочки генерала Раевского, и ее мужа, Михаила Федоровича Орлова. Не раз Пушкин рисовал Орлова, неизменно давая приметы его внешности: лысая крепкая голова и громоздкая мощная фигура.

№ слайда 21

Описание слайда:

Сохранился лист с тесно нарисованными в разных направлениях портретами —главным образом декабристов —и автопортретом среди них.

№ слайда 22

Описание слайда:

Теперь обратимся к женщинам, к которым поэт не остался равнодушным.

№ слайда 23

Описание слайда:

В начале августа 1823 года в первой главе «Евгения Онегина» появляется портретный набросок молодой женщины с большими чёрными глазами. Далее этот образ повторяется на протяжении второй главы «Евгения Онегина». Это образ Амалии Ризнич.

№ слайда 24

Описание слайда:

Амалия Ризнич отличалась тем, что носила длинные платья, скрывающие слишком большие ноги.

№ слайда 25

Описание слайда:

Следующая серия портретов – это облик Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой. Первый набросок профиля Воронцовой появился в первой главе «Евгения Онегина». Пушкин любил ее особенно горячей любовью.

№ слайда 26

Описание слайда:

Все любовные стихотворения, написанные вМихайловском в 1824 году и в первые месяцы1825 года, обращены к Воронцовой, в томчисле «Ненасытный день потух…» Бегут меняясь наши лета,Меняя всё, меняя нас,Уж ты для своего поэтаМогильным сумраком одета,И для тебя твой друг угас.Прими же, дальняя подруга,Прощанье сердца моего,Как овдовевшая супруга,Как друг, обнявший молча другаПред заточением его.

№ слайда 27

Описание слайда:

Во второй же главе снова встречается изображение Елизаветы, дающее новую разновидность её зарисовки в рукописи: она представлена в светской причёске.

№ слайда 28

Описание слайда:

В 1829 году появляется портрет Воронцовой, нарисованный на большом листе бумаги. Пушкин лица её не идеализировал. Но он передал одно из главных очарований Воронцовой – красивую посадку её головы и тонкую, длинную шею.

№ слайда 29

Описание слайда:

В рукописях Пушкина 1823 года встречается множество портретов одной и той же красивой брюнетки зрелого возраста. Это не Воронцова, не Ризнич и даже не Екатерина Орлова, за которую её иногда принимают.

№ слайда 30

Описание слайда:

Небольшие, но существенные различия в разрезе глаз и в причёске. Конечно, это Каролина Собаньская. Пушкин познакомился с ней в январе 1821 года.

№ слайда 31

Описание слайда:

В январе 1825 года, в Михайловском, в ознаменовании четвертой годовщины со дня встречи с Собаньской, Пушкин вновь рисует её.

№ слайда 32

Описание слайда:

Я провела опрос среди учащихся нашей школы. В опросе участвовали 43 человека.

№ слайда 33

Описание слайда:

На первый вопрос -Знаете ли Вы, что Пушкин рисовал портреты? -ответили следующим образом: 17 опрошенных ответили «Да», а 26 опрошенных ответили «Нет».

№ слайда 34

Описание слайда:

На второй вопрос – Можете ли Вы назвать хотя бы одного человека, который был изображен в рисунках Пушкина? – ответили таким образом: один человек ответил, что он рисовал Н.Н.Гончарову; трое ответили, что он рисовал свою няню; а четверо ответили, что он рисовал себя; а все остальные, к сожалению, не знали.

№ слайда 35

Описание слайда:

И на третий вопрос -Хотели бы Вы познакомиться с рисунками поэта? – ответили следующим образом: 23 ученика ответили «Да», а 20 учеников ответили «Нет».

№ слайда 36

Описание слайда:

Следовательно, можно прийти к выводу, что большая часть нынешних подростков, в возрасте 15-18 лет, не интересуются такими знаменитыми людьми XIX века, как Александр Сергеевич Пушкин.

№ слайда 37

Описание слайда:

Заключение Все работы А.С. Пушкина являются высоко художественными произведениями, в которых поэт раскрыл себя, с одной стороны, как тонкий психолог человеческой души, а с другой, как профессиональный художник – график, это подтверждают его виртуозные рисунки.Следует отметить, что в этих работах, не зависимо от того, как он относился к близким ему людям и какие чувства к ним испытывал, Пушкин всегда старался раскрыть пусть маленькие, но положительные качества человека. В заключении хотелось бы сказать, что исследования рисунков Пушкина показывают, что они являются богатейшим источником для изучения как его биографии, так и творчества поэта.

ppt4web.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о