Закон света и теней. Основы светотени в рисунке карандашом. — Ghenadie Sontu Fine Art
Зрительное восприятие формы предметов и их изображения в учебном рисунке в значительной мере определяется пониманием закономерностей светотени. Эти закономерности легко проследить и понять, наблюдая за окружающими нас предметами, освещенными как естественным, так и искусственным светом. Благодаря источнику света человек способен зрительно воспринимать и различать те или иные формы освещенных поверхностей предметов в пространстве. Но для того, чтобы серьезно овладеть тональным рисунком, необходимо хорошо освоить закономерности светотени. Не зная законов распределения света на форме предмета, студенты будут бездумно срисовывать лишь видимые пятна без понимания истинных причин, из-за чего рисунки будут менее выразительными и убедительными.
Законы освещения имеют свои точные научные определения, как и законы перспективы и анатомии. Поэтому свет, как физическое явление, имеет определенные законы распространения в пространстве и на поверхности предметов, которые необходимо знать каждому рисовальщику.
Рис.60
Слово «тон» происходит от греческого слова «1опоз» — напряжение. Под словом «тон» понимается количественная и качественная характеристика света на поверхности того или иного предмета, в зависимости от источника света и окраски самого предмета (рис.60). Степень освещенности отдельных поверхностей предмета зависит от их положения в пространстве относительно лучей света, из-за чего сила света подвергается изменению. Участки поверхностей, находящиеся под прямым углом к лучам, будут наиболее освещенными. Другие же, в зависимости от положения по отношению к лучам, будут освещены слабее, так как лучи падают под острым углом, как бы скользя по поверхности.
Рис.61
Степень освещенности поверхности предметов зависит от характера источника света (яркий или слабый), расстояния от поверхности предмета до источника света, а также от угла падения луча света на поверхность.
Кроме того, степень освещенности поверхности предмета зависит и от расстояния между изображаемым предметом и рисовальщиком, которое обусловлено пространственной световоздушной средой. Чем больше расстояние, тем слабее освещенность, аналогично тому, как это происходит на открытом пространстве (в степи, на море), где яркий свет или яркое пятно по мере его удаления при всей его яркости будет ослабевать (рис.61).Рис.62
Рассматривая и изучая закономерность светотеней на простых геометрических телах, мы видим, что поверхность предмета, степень ее освещенности зависит от силы источника света, расстояния и угла падения луча на его поверхность. По мере приближения поверхности предмета к источнику света его освещенность будет усиливаться и, наоборот, по мере его удаления — ослабевать. Следовательно, сила контраста светотеней на поверхностях предметов, расположенных ближе к источнику света, будет резче, чем на поверхности предметов, удаленных от него (рис.
Лучше разобраться и понять закономерности светотеней помогут изготовленные из бумаги модели различных геометрических тел небольшого размера (большая сторона в пределах 5-7 см). Их легко изготовить в домашних условиях из плотного ватмана. В качестве источника света можно использовать как искусственное освещение (настольную лампу), так и естественное (солнечные лучи). Варьируя положение модели, анализируйте, изучайте закономерность светотеней. Кроме того, в целях развития навыков попробуйте выполнить зарисовки с определенных положений.
Итак, для рассмотрения закономерностей светотеней и подробной характеристики всех светотеневых градаций на геометрических телах целесообразно обратиться к форме шара или подобным ему шарообразным телам.
Рассмотрим форму шара. Лучи света, падая на сферическую поверхность шара под углом 40-45° с левой стороны, отчетливо выявляют его объемную форму, отделяя световую часть от теневой. Освещенная ровно наполовину сферическая поверхность шара имеет не одинаковое по тону освещение. Очевидно, что наиболее освещена та часть поверхности шара, которая находится под прямым углом к лучу света. На остальную поверхность шара лучи падают под все более острым углом, все меньше и меньше доходя до критической досягаемой точки, и форма постепенно погружается в тень. При этом наиболее ярким пятном на световой поверхности шара является блик, вокруг которого присутствует легкая полутень, благодаря чему рисующий может его выявить. Разумеется, что сила тона белизны бумаги несравнима с силой тона настоящего блика на освещенной поверхности тела. Поэтому в рисунке, чтобы выявить блик, необходимо выдержать определенную тональность, что редко удается рисовальщику. В результате при изображении шара или других предметов их освещенная поверхность остается непроработанной подобающим образом, а теневая проработка осуществляется в одной тональности.
Рис.63
Степень освещенности отдельных участков, в зависимости от характера кривизны поверхности, определяется величиной угла падения лучей света на его поверхность, о чем уже было сказано выше. Если наиболее освещенный участок поверхности шара будет там, где лучи света падают перпендикулярно, то остальные окружающие его участки будут освещены меньше (рис.63). Это происходит из-за кривизны поверхностей, уходящих от первоначальных перпендикулярных лучей к косым лучам и далее, до тех пор, пока поверхность не окажется вне зоны досягаемости лучей света. Таким образом, полутона на освещенной поверхности от самого светлого к менее светлому плавно переходят по сферической поверхности тела, постепенно усиливаясь по мере увеличения угла падения лучей света. Доходя до критической точки, они так же плавно переходят на теневую сторону, оставляя на поверхности границу теней, за которой и начинается собственная тень.
Собственная тень всегда находится на поверхности, противоположной освещенной поверхности предмета, и определяется величиной утла падения лучей света.
Кроме собственной тени, от самого предмета падает еще одна — падающая тень. Падающая тень бывает темнее собственной, даже в том случае, когда предмет имеет темноватую окраску. Характер участка падающих теней обусловлен характером формы самого предмета и является, по существу, проекцией самого предмета. Участок падающей тени у самого основания предмета выглядит темнее собственной тени.
Освещенные поверхности предметов, состоящих из плоскостей (куб, призма, пирамида), — грани. В зависимости от их положения к лучу света они освещаются по-разному. При зрительном восприятии наиболее освещенной будет та грань, которая находится под большим углом к лучу света. По мере уменьшения угла наклона грани к лучу света освещенность будет ослабевать.
Рис.64
Контраст светотени на границе гранных предметов всегда будет восприниматься неравномерно. Так, например, светлая поверхность будет казаться светлее, темная — темнее, а границы линий ребер — отчетливее (рис. 64).
Из этого следует, что степень освещенности поверхности зависит от силы источника света, расстояния от него до поверхности, а также — от угла падения световых лучей на поверхность.
Рис.65 Тональная растяжка
Знания закономерностей светотеней, полученные в процессе обучения рисунку на простых гипсовых геометрических телах будут способствовать решению тональных задач при изображении более сложных форм, находящихся в различных условиях освещения (независимо от их окраски).
Закон распределения света и теней, независимо от сложности форм и характера поверхностей предметов, имеет единую для всех сущность. Поэтому для правильного его применения в рисунке таких более сложных по форме предметов, как фигура человека, детали архитектуры, необходим анализ характера изгибов, образующих форму.
Рисунок должен быть тонально выдержан, а для этого следует брать верные тональные отношения от самого светлого через промежуточные тона до самого темного, не забывая о связи с фоном.
Работая светотеневыми отношениями, студентам следует стремиться к гармоничному единству в рисунке. Все светотональные нюансы: свет, полусвет, тень, полутень, рефлекс должны быть подчинены ансамблю рисунка и не выходить из общего тонального строя. Таким образом, усваивая законы распределения света и теней, можно переходить к практическому применению их в рисунках простых геометрических тел с полной тональной проработкой, в единстве с фоном.
Рис.66
Хотите начать обучение?
Свяжитесь с нами!
Записаться также можно по тел.: 054 344 9543
https://www.ghenadiesontu.com/workshops/
In Art, Академический рисунок, Книги по рисованию, Рисунок*, Школа Искусств Tags основы учебного академического рисунка, Закон света и теней, Законы света и тени в рисунке, Основы светотени в рисунке карандашом, законы света и тени, рисовать тень, свет, тень, свет и тень рисунок, рисунок освещение свет и тень, рисунок тень полутень свет, нарисовать рисунок свет и тень, рисовать
Рефлексы, светотень и цвет тени Тема 13
- маркировка
- тюбики
- рефлексы
- эффекты
- светотень
- цвет тени
- тень
- приемы
- техники
- кисти
- тон
- бумага
- темы
- акварель
- референсы
- акварельная бумага
- цвет
- перспектива
- watercolor
- краски
- построение
- городской пейзаж
- линейная перспектива
- воздушная перспектива
апреля 27, 2017
Рефлексы, светотень и цвет тени. Как разобраться?
Мои дорогие, сегодня в рубрике #невредные советы мы обсудим такие важные понятиях как свет, тень и рефлексы.
В предыдущий четверг мы с Вами проанализировали тон и тоновые отношения в работе,а сегодня поговорим об отдельном объекте и объединим эти знания для работы с цветом в пейзаже.
Итак, самый простой объект для разбора светотени- это шар(на фото посередине слева), на нем сразу же видно направление света, блик, светлые участки, собственную тень(тень на объекте), падающую тень(тень от объекта от самого шара) и рефлекс.
И если со светом более-менее понятно, он находится со стороны источника света,
а тень-в противоположной ему части объекта.
То вот последнему-рефлексу обычно уделяют не так много внимания, а зря! Он как раз основополагающий в нашей теме и очень влияет на тень. Но обо всем попорядку. Для начала остановимся поподробнее на понятии.
Рефлекс — это отраженный свет от соседних предметов и появляется он в собственной тени предмета(это важно!) В живописи рефлексы будут цветными, отражающими цвет предметов вокруг, а в графике-это соответственно светлый отблеск в собственной тени.
Происходит он из-за того, что соседний предмет также освещён светом и отбрасывает,отражает свой свет на «соседей «.
Как я упоминала выше,
- самый активный рефлекс находится в теневой части, там он ещё и светлый по тону,
- чуть менее активные и совпадающие по тону с объектом находятся в полутеневых областях.
На фото два шарика в окружении яркого фона
Ошибкой будет создавать яркие рефлексы на всей поверхности, (левый шарик) ведь их активность будет зависеть как раз от области,в которой они находятся.
Естественный вариант-это правый шарик, там самые светлые,практически не ощутимые рефлексы на светлых областях. Почему? Потому что объект в них активно освещён и цвет его получается как бы «засвеченным», поэтому яркие рефлексы там невозможны(как на шарике слева).
В полутеневых областях рефлексы насыщенные и самый очевидный с отблеском в собственной тени-теневой области. И , если в графике самым главным будет как раз рефлекс в собственной тени, то ,когда мы рисуем в цвете, нам нужны будут все рефлексы и в полутеневых областях именно они влияют на цвет тени, будем рассматривать дальше подробнее.
А теперь перейдём к различным факторам, которые влияют на светотень и рефлекс.
- Безусловно, интенсивность как света, так блика и рефлекса будет зависеть от материала предмета. Чем более глянцевая поверхность(металл, стекло, гладкая кожура фруктов, атласные ткани и др.), тем более контрастными по тону будут эти участки и,соответственно, чем более спокойный материал (хлопок и др. мягкие ткани, дерево, камень и т.д) тем спокойнее.
Это важно учитывать при рисовании, тут поможет та самая «насмотренность» и наблюдательность, которая нарабатывается на практике и Вы видите как работает фактура. Эти моменты запоминаются и использовать, контролировать их в рисунке становится легче.
Но есть и небольшие правила, которые помогают разобраться.
В графике преобладает светотень и тоновые контрасты, так как это единственное выразительное средство.
Я изобразила драпировки с шариком в карандаше (на фото внизу) где слева мягкая ткань(хлопок, лён), а справа атлас. Они различаются как формой, так и контрастами. Чем более глянцевая поверхность, тем больше тоновый контраст и участки света и тени чаще сменяют друг друга.
В живописи же есть цвет и тут влияние цветовых рефлексов является не менее значимым. Над графическими рисунками я изобразила цветные, безусловно при более контрастных цветах эффект, о котором я буду говорить, был бы более заметным, но он есть. На рисунке слева в цвете также мягкая ткань и мягкие еле ощутимые рефлексы , а на рисунке справа рефлексы более активные, так как глянцевая ткань отражает и свет и цвет. То есть зритель может понять что за материал вы хотели изобразить, благодаря рефлексам и светотени
- Второй момент влияющий на светотень и рефлексы-это ,безусловно, освещенность. Мы немного коснулись этого момента в Теме 12 на примере гордского пейзажа. Чем больше освещенность(солнечный день) тем больше тоновых контрастов и, соответственно рефлексов, так как они получаются благодаря свету. В сумраке тоновые контрасты исчезают, все становится более сглаженным и рефлексы практически пропадают, так как им неоткуда появится. Вы же помните, что рефлекс-это отблеск,отсвет цвета, но нет света-нет рефлекса.
А теперь перейдём глубже к рефлексам и их влиянию.
Как мы с Вами уже разобрали, активный рефлекс находится в тени, поэтому ,
по сути, цвет тени-это цвет объекта плотный по тону+ рефлекс от соседних обьектов, который зависит от материала и освещённости.(что мы рассмотрели выше) И вот тут мы подошли к самому интересному.
Как выбирать цвет тени?
Разберём пример из книги «Цвет и Свет» джеймса Гарни, он мне очень нравится( на фото ниже).
Здесь вы видите ясную погоду, небо окрашено в голубой цвет, соответственно оно отбрасывает «рефлекс» на здания и иные объекты и тени получаются более синие. Но цвет тени не сто -процентно синий, так как сам объект имеет свой цвет и тень-это цвет объекта+рефлекс.
Такую ситуацию , но в чистом виде мы видим снежной зимой в ясную погоду, когда «мороз и солнце,день чудесный»
Тут тень будет ярко голубой и синей, а почему? Вы ,уверена, уже поняли ;)Потому что снег-белый, и именно рефлекс от неба даёт основной цвет тени. В случае городского пейзажа, менее ясной погоды, тени приобретают более спокойный сиренево-синие оттенки( про идеальную пару желтый/охра и синий/сине-сиреневый для городского пейзажа мы говорили в Теме 11).
А, если будете рисовать природный пейзаж в ясную погоду, то какой основной цвет у теней?
Правильно: зеленый приглушенный(как цвет объекта)+ синий (рефлекс от неба) в итоге бирюзово-синие тени, а если много земли, то возможно добавить и коричневатую гамму.
Ну а вдруг погода не ясная? То также зелёный приглушенный(как цвет объекта)+ фиолетовый и так далее.
А теперь давайте снова вернёмся на картинку из книги «Цвет и свет». Если собственные тени верхних объектов( то, что выше, ближе к небу) и падающие тени всех объектов используют рефлекс неба, то собственные тени в объектах ближе к земле и обращённых к земле(например, нижняя часть фронтона крыши) имеют в своём составе рыже- коричневый «рефлекс» от земли.
Так происходит, в основном, только в освещённый день, когда солнце сильно освещает землю и она отражает свой цвет на соседние объекты. Это добавляет живописности.
Но, в отличие от неба, чьё влияние активно, потому что это БОЛЬШОЙ и ЯРКИЙ объект, остальные рефлексы отражаются и влияют только на тени близлежащих объектов. То есть от размера объекта также зависит его «отсвет»-«рефлекс». Думаю, что тут понятно, ведь на яблоке, лежащем на траве есть рефлекс от неба, на траве рядом с яблоком также есть рефлекс от неба и от яблока, а вот на небе уже нет рефлекса от яблока или травы, так как размеры объектов и ,соответственно, их влияние не сопоставимо. Кажется банально и понятно? Но нет, часто вижу ошибки, когда, имея знания о рефлексах, рисуют их на всём вокруг , в не зависимости от дальности объекта, поверхности и размера.
Ещё один момент, о котором нельзя не упомянуть- это управление цветом тени для создания атмосферы и температуры на картине. В целом, Вы можете создавать тень любого цвета, но, если говорить о реализме, то тут вышеперечисленные моменты с цветом будут очень важны, но даже и при этом можно «поиграть». На картине с лодкой( на фото внизу) я умышленно сделала тени разных цветов. В жизни они все были синеватые из-за ясного неба и просачивались везде. Но, мне хотелось создать контраст температур:»жару на пляже» и «прохладу» на горе под сенью деревьев. Для этого я нарисовала тени рядом с лодкой охра(цвет объекта)+синий(рефлекс неба), а на горе охра(цвет объекта)+ фиолетовый — более холодный цвет, который и создал мне тот самый «эффект прохлады».
Итак, резюмирую:
- цвет тени это две составляющих :цвет самого обьекта+рефлексы от соседних объектов.
- Интенсивность влияния рефлексов на цвет тени зависит от размера объекта,который его отбрасывает, чем больше объект (например,небо) тем влияние шире и сильнее, чем меньше( небольшие предметы такие, как цветы, яблоки) тем меньше, влияние только вокруг и непосредственно рядом с ними.
- яркость самого рефлекса на предмете зависит от его собственной фактуры: чем более глянцевая поверхность( металл, стекло), тем больше влияния цвета и тона, чем более спокойная фактура( ткани, земля, растительность), тем меньше цветность тени и рефлексов.
- яркость рефлексов также зависит от освещённости, чем она выше, тем ярче и очевиднее рефлексы.
- именно за счёт рефлексов и светотени создаётся фактура предмета и природные условия. Например, если прошёл дождь и светит солнце , а листва влажная, то рефлексы от неба и соседних объектов, контраст светотени будет ярче, потому что фактура предмета стала глянцевая. И только за счёт цвета, который вы создаёте краской и отблесков , который создаёте контрастами, вы и передаете это ощущение «дождя».
- Подбирая цвет тени можно влиять на ощущение тепла, погоду на картине. Если в реальности не очень ясный день, но вы нарисуете яркие сине-сиреневые падающие тени, то это добавит тепла и ощущения «солнца» в работу
В заключение, хочу сказать, что все эти знания, это не алфавит, который нужно заучивать, многое из этого познаётся только на практике, благодаря тому что вы смотрите вокруг себя и анализируйте цвета.
Но, безусловно, понимание некоторых правил, которые я тут описала и,которые есть в массе источников, помогают Вам чётко понимать как менять свою работу! Создавать именно Вашу задумку! Влиять на погоду!
На цвет и свет, ведь нереально встретить «идеальный» пейзаж, найти «идеальный» референс…да даже, если возможно, то зачем?
Художник-это тот, кто может передать не просто реальность, а ту,которая будет интересной, нести смысл и наполненность. А для этого он должен уметь менять то, что необходимо на своё усмотрение. Именно поэтому мы учимся, не просто смотреть, а «видеть» Мир и его свет и цвет!
Желаю Вам больших творческих успехов!
Shadow Work: Простое руководство по преодолению темных аспектов себя | Кимберли Фосу | Big Self
Работа с тенью: Простое руководство по преодолению темных аспектов себя | Кимберли Фосу | Большое Я | СреднийСамоосознание к самопреобразованию
Работа с тенью — высшая форма работы света, которую вы можете выполнять 0
Кусочки того, что делает нас теми, кто мы есть, теряемся в тени, оставляя нас с чувством пустоты. (Фото: 愚木混株 Cdd20 на Pixabay)У многих людей термин «тень» вызывает всевозможные негативные и мрачные ассоциации. Потому что…
Автор Кимберли Фосу
23 тыс. подписчиков
·Писатель для
Моя книга «100 миллиардов душ» вышла в свет. Это поможет вам понять, что мешает вам стать тем, кем вы пришли сюда быть. https://a.co/d/9wzTXP7
Еще от Кимберли Фосу и Big Self
Кимберли Фосу
в
3 признака того, что в вашей жизни скоро произойдет что-то важное
#2. Прошлые выпуски всплывают вверх
·4 минуты чтения·29 марта
Чад Прево
в
8 легендарных авторов, которым вы не поверите, пишите от руки
плодовитый генерация идей
·8 мин. чтения·14 июня 2021 г.
Кимберли Фосу
в
Что значит со-творить со Вселенной
Ваш разум всегда будет говорить вам, что это в 10 раз сложнее, чем это на самом деле
·5 мин чтения·8 апреля 2021 г.
Кимберли Фосу
в
3 признака того, что ваше духовное тело нуждается в очищении. сердце, и энергию от токсинов и от отравления
·Чтение через 6 мин·10 апреля
Просмотреть все от Кимберли Фосу
Рекомендовано от Medium
Стори Уотерс
Вы являетесь причиной всего, что влияет на вас.
Больше некого винить — высшее усиление.
·7 мин чтения·23 апреля
Кимберли Фосу
в
Как выглядит духовный обход
Очень заманчивый путь, который никуда не ведет.
·5 минут чтения·19 апреля
Кимберли Фосу
в
Чтобы уйти, нужен более сильный человек
Когда я оставался так долго, как и
900 06 ·чтение через 5 мин·6 апреляКимберли Фосу
в
Между духовностью и иллюзиями очень тонкая грань
Понимание концепции двойственности и недвойственности
·6 мин чтения·8 января
Кимберли Фосу
90 008 вВ тени смерти
Как я освободился от мёртвых вещей
·Чтение через 11 минут·7 апреля
Лорел Сибанда
Духовное пробуждение — Стадия очищения
Каша процесс очищения и встречи со своими тенями и травмами.
·5 мин чтения·6 ноября 2022 г.
См. другие рекомендации
Статус
Карьера
Текст в речь
Embracing The Shadow — Carl Jung
«Человек не становится просветленным, воображая фигуры свет, но делая тьму сознательной. Последняя процедура, однако, неприятна и потому непопулярна».
Карл Юнг
«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» — новелла 1886 года, написанная шотландским писателем Робертом Льюисом Стивенсоном. В книге доктор Джекилл, большой, хорошо сложенный мужчина, сражается между двумя внутренними личностями добра и зла. Хорошим человеком хочет быть Генри Джекилл, и злым, импульсивным и жестоким Эдвардом Хайдом. Джекил знает, что Хайд в нем содержит побуждения, которые не подходят тому человеку, которым он хочет быть, и внутренний конфликт и подавление Хайда подпитывают эту более темную сторону, пока она не станет всеохватывающей.
История Джекила и Хайда — прекрасная иллюстрация эго и тени в юнгианской психологии. Сегодня мы будем исследовать как природу человека, которым мы хотим быть, так и природу нашей тени, форму, которую принимают аспекты нашей природы, которые нам не нравятся, части нас самих, которых мы стыдимся, первобытные и импульсивные части и то, что мы скрываем от себя и окружающих.
Мы исследуем оба этих аспекта нашей личности, чтобы дать контекст обоим — мы увидим опасности, скрывающиеся в нас, и мы увидим, как мы можем их преодолеть, принять тень и использовать это мощный инструмент, помогающий нам жить лучше и конструктивнее.
Юнг писал:
«К сожалению, не может быть никаких сомнений в том, что человек в целом менее хорош, чем он себе воображает или хочет быть. Каждый несет тень, и чем меньше она воплощена в сознательной жизни индивидуума, тем она чернее и плотнее. Во всяком случае, это образует бессознательную загвоздку, мешающую нашим самым благонамеренным намерениям».
В каждом из нас заключены две части единого целого — личность, которой мы хотим быть, и часть нас, которая конфликтует с этой идеальной версией нас самих. Часто часть нас, которая конфликтует с идеалом, — это часть, которая имеет импульсивные побуждения, желания и вещи, которые мы чувствуем, но не любим.
Тень, описанная Карлом Юнгом, — это бессознательная часть нашего характера или личности, которая не соответствует идеальной версии того, к чему мы стремимся, — той версии нас, которую Юнг называл идеалом эго.
Этот контраст между эго-идеалом и тенью заставляет нас отвергать тень и сопротивляться ей, и, отвергая те части себя, которые нам не нравятся, мы бессознательно проецируем их на других. Это легко увидеть в нашей неприязни к определенным людям. Часто то, что нам не нравится в других, указывает на то, что нам не нравится в себе.
Юнг писал:
«Психологическое правило гласит, что когда внутренняя ситуация не осознается, она происходит снаружи как судьба. Иными словами, когда индивидуум остается неделимым и не осознает своей внутренней противоположности, мир волей-неволей должен разыграть конфликт и разорваться на противоборствующие половины».
Карл Юнг и Ид
Чтобы правильно понять тень и ее природу, мы сначала должны исследовать свое Ид. Ваше Ид — это инстинктивная часть вашей личности, которая существует с момента вашего рождения — это побуждение, которое вы испытываете к желанию, импульсу, потребности в еде, укрытии, общении и агрессии. Ид управляется импульсом, желанием, мгновенным удовлетворением и избеганием боли и дискомфорта. Фрейд объяснял Ид как бессознательную силу внутри нас:
Он писал:
«Это темная, недоступная часть нашей личности, и то немногое, что мы знаем о ней, мы узнали из нашего изучения работы сновидения и, конечно же, построения невротических симптомов и большей части этого. носит отрицательный характер и может быть описан только как противопоставление эго. Мы подходим к Оно с аналогиями: мы называем его хаосом, котлом, полным бурлящих возбуждений. . . . Он наполнен энергией, идущей к нему от влечений, но он не имеет организации, не производит коллективной воли, а только стремление произвести удовлетворение инстинктивных потребностей при условии соблюдения принципа удовольствия».
Карл Юнг и Эго
Когда мы рождаемся, мы рождаемся со своим Ид, однако по мере того, как мы взрослеем и начинаем ориентироваться в мире, мы развиваем наше Эго. Там, где Ид — это поиск удовольствия и избегание боли, эго — это то, как мы определяем свое место в реальности окружающего нас мира, как мы решаем представить себя миру на основе каждого из наших переживаний, ценностей и убеждений. .
В психологии Фрейда эго — это способ разума оценивать внешний мир и ориентироваться в соответствии с тем, что он наблюдает, и в соответствии с тем, что он считает наиболее подходящим. В отличие от Ид, которое действует в соответствии с поиском удовольствия и избеганием боли. Эго опосредует Ид в откладывании удовлетворения и принятии исполнительных решений не действовать по каждому импульсу, а действовать в соответствии с нашими ценностями и тем, как мы думаем, что мы должен вести себя , а не так, как мы хотим, чтобы вел себя.
Однако, поскольку эго пытается удовлетворить импульс Ид способами, которые оно может оправдать в контексте реальности, существует риск, что оно замаскирует желания Ид бессознательной рационализацией, другими словами; поскольку эго пытается сбалансировать поиск удовольствий с действиями, которые, по его мнению, способствуют тому, чтобы быть хорошим человеком, эго может искажать реальность, чтобы создавать истории, подтверждающие импульсы Ид и поведение, проистекающее из этих импульсов. Это то, на что мы должны обратить внимание. Примером этого является человек, который съедает целый торт, говоря себе, что он заслужил это за то, что так хорошо соблюдал диету на этой неделе. Как люди, мы склонны искажать реальность, чтобы служить импульсам нашего ид, и это поведение — то, о чем мы должны знать.
В детстве мы поглощены нашим Ид, мы действуем по каждому импульсу, стараемся избегать всех источников боли, и в этом состоянии баланс эго и Ид почти полностью направлен на Ид.
По мере взросления мы узнаём, что не все импульсы созидательны, не всякой боли следует избегать. Чем больше мы переживаем и чем больше мы учимся, тем лучше мы можем увидеть разницу. Это часть мудрости. Способность не только решать, чего нам следует и чего не следует избегать, несмотря на давление Ид, но и сочетать это с дисциплиной действовать в соответствии с этим пониманием.
ТЕНЬ:
Лучше поняв Ид и Эго, мы сможем лучше понять концепцию тени. Юнг объяснил, что тень — это когнитивное слепое пятно нашей психики, скрытое течение того, кто мы есть, что мы. совершенно не подозревая; это элемент нашей собственной природы, который существует в нашем бессознательном и создан из наших подавленных желаний, идей, инстинктов, наших слабостей и недостатков. Это разрыв между эго и ид. В частности, это вызвано сопротивлением, которое исходит из различий в жизни, которую наше эго сознательно заставляет нас жить, чтобы вписаться в окружающий мир, и поведения, к которому нас тянет наше Ид.
Юнг описал тень как «то, чем человек не хочет быть». не любить в себе и подавлять или избегать — это называется проекцией и может привести к искаженному восприятию окружающих нас людей.
Хотя нам может не нравиться то, что мы видим, когда начинаем смотреть на свою тень, ее исследование важно для личного развития.
Юнг писал:
«Встреча с самим собой — это, во-первых, встреча с собственной тенью. Тень — тесный проход, узкая дверь, чье болезненное сужение не щадит никого, кто спускается в глубокий колодец. Но нужно научиться познавать себя, чтобы узнать, кто ты есть».
Когда мы чувствуем притяжение нашего Ид, и это притяжение вступает в противоречие с нашим эго и тем человеком, которым мы хотим быть, именно это трение представляет собой тень. Опасность тени заключается в том, что она бессознательно проецирует себя, а это означает, что она может проникнуть в наши мысли и наши действия без нашего ведома. Мы можем занять оборонительную позицию, мы можем слишком много протестовать против чего-то, чего мы на самом деле желаем внутренне, мы можем набрасываться на людей или использовать свое эго для создания историй, подтверждающих потребности Ид и, соответственно, Тени.
В «Архетипах и коллективном бессознательном» Юнг писал:
«Человек, одержимый своей тенью, всегда стоит в своем собственном свете и попадает в собственные ловушки… живя ниже своего уровня».
Какой бы ни была тень, велика вероятность того, что она будет разрушительной в большей или меньшей степени и повлияет на нашу жизнь и наше благополучие. Многие из саморазрушительных поступков, которые мы совершаем по отношению к себе, вызваны борьбой тени. Некоторые пристрастия вызваны им, конфликтом, который мы переживаем. Как написал Стивенсон в рассказе о Джекилле и Хайде, человек не один, а на самом деле два; у него есть сознательная личность и тень, каждая из которых часто борется за превосходство в его разуме.
«Человек должен осознать, что он обладает тенью, которая является темной стороной его собственной личности; он вынужден признать свою «низшую функцию» уже хотя бы по той причине, что она так часто подавляет его, в результате чего светлый мир его сознательного разума и его этические ценности поддаются вторжению темной стороны. Все страдание, причиняемое человеку переживанием врожденного зла в его собственной природе, вся неизмеримая проблема «первородного греха», по сути, грозит уничтожить личность в суматохе беспокойства и чувства вины». — Эрих Нойманн
ПРЕИМУЩЕСТВА ТЕНИ:
Прежде чем мы рассмотрим принятие тени и ассимиляцию ее с теми, кто мы есть, стоит задуматься о том, что тень может сделать для нас.
В своем хаосе и порыве тень может также содержать ряд качеств и потенциала, которые могут помочь скорректировать наш характер и нашу личность.
Например, если вы считаете, что напористость или агрессия делают вас плохим человеком, возможно, вы позволили другим людям раздвинуть ваши границы, а сами ничего не говорите, не желая причинять неприятности. Тем не менее, ваша тень может содержать напористую природу, природу, которую вы можете гневно отталкивать, когда вас толкают другие. Если это так, то вы можете научиться использовать этот элемент своей тени, чтобы, когда вы находитесь в положении, требующем жестких границ или переговоров, у вас была возможность сказать «нет» и устоять на своем.
Другие примеры могут включать в себя разрешение себе выражать свои чувства, если мы выросли, полагая, что выражение наших чувств — это слабость.
Наша тень может помочь нам понять других; когда мы знаем свою собственную тень и видим намеки на нее в других людях, мы можем быть более сострадательны к тому, что они чувствуют.
Какой бы ни была природа вашей тени, знание ее поможет вам принять ее, а принятие не только ослабит ее власть над вами, но и начнет раскрывать ее потенциал.
АССИМИЛЯЦИЯ ТЕНИ:
Итак, как нам взять тень и связать ее с тем, кто мы есть?
Юнг сказал:
«Не существует общеэффективной техники для ассимиляции тени. Это больше похоже на дипломатию или государственную мудрость, и это всегда индивидуальный вопрос. Сначала нужно принять и отнестись серьезно к существованию тени. Во-вторых, нужно осознать его качества и намерения. Это происходит благодаря сознательному вниманию к настроениям, фантазиям и импульсам. В-третьих, неизбежен длительный процесс переговоров».
Что это значит?
Во-первых, мы должны признать, что часть того, кто мы есть, это масса нежелательных импульсов и желаний, называемая тенью. Это часть всех нас, и хотим мы этого или нет, это будет влиять на то, как мы ведем себя и воспринимаем мир вокруг нас.
Во-вторых, мы должны изучить его природу. Это требует самоанализа. Как выразился Юнг, «сознательное внимание к настроениям, фантазиям и импульсам». Этого внимания можно достичь с помощью медитации, наблюдения за работой ума в настоящий момент и с помощью таких практик, как ведение дневника, когда мы записываем свои мысли, настроения, фантазии и желания. Оба метода полезны для изучения того, как работает наш разум, и оба постепенно, со временем, позволят нам изучить качества нашей тени.
В-третьих, и наконец, переговоры — это то движение вперед и назад, которое мы неизбежно будем иметь между принятием тени и ее отвержением, и выяснением того, что нам полезно, а что нет. Это опять же можно сделать с помощью медитации, но вам также нужно будет показать тень миру, чтобы увидеть, какие части кажутся конструктивными, а какие нет.
Есть несколько техник, которые могут помочь нам в этом путешествии с нашей тенью:
Умение осознавать, как мы реагируем на вещи и на других людей, даст нам понимание того, что побуждает нас, что заставляет нас оборонительные и какие конкретные черты в других нам не нравятся. Эти модели нашего поведения со временем помогают нам понять природу нашей тени. Поэтому, когда мы чувствуем побуждение инстинктивно действовать в ответ на что-то или кого-то, постарайтесь поймать себя в данный момент и понять, почему и что вы чувствуете.
Используйте качества, которые вам нравятся в себе, чтобы понять качества, которые вам не нравятся. Если вам нравится быть спокойным человеком, поищите примеры, когда ваше спокойствие было нарушено и что вызвало ответную реакцию. Если вам нравится быть добрым человеком, найдите в своей жизни области, в которых вы склонны быть недобрым, холодным или лишенным сострадания. Ищите в себе исключения из хорошего и попытайтесь понять, почему это может быть
Управляйте своим внутренним диалогом — мы все говорим сами с собой, сознательно или бессознательно. Язык, который мы используем внутри, в какой-то мере влияет на то, как мы реагируем вовне. Следите за языком и тем, что говорится, это может привести вас к некоторой ясности в отношении природы вашей тени или историй, которые мы рассказываем себе, чтобы скрыть или подтвердить потребности тени.
Наконец, есть несколько вещей, которые могут быть полезны, когда мы исследуем тень в себе:
Сострадание к себе — и наша способность понимать себя, когда мы находим в своем характере что-то, чего не видим. нравиться. Важно понимать, что у каждого есть тень под той версией себя, которую он решил показать миру. Некоторые из них более разрушительны, чем другие, но в той или иной степени они есть у всех. Не корите себя слишком сильно.
Самосознание — и наша способность понимать, что мы чувствуем и о чем думаем в данный момент.
Честность — и наша способность принимать то, что мы видим в себе, и видеть это таким, какое оно есть, а не пытаться исказить это, потому что это может быть неудобно.
«Тень, когда она реализована, является источником обновления; новый продуктивный импульс не может исходить из установившихся ценностей эго. Когда в нашей жизни наступает тупик и бесплодное время — несмотря на адекватное развитие эго — мы должны смотреть на темную, до сих пор неприемлемую сторону, которая была в нашем сознательном распоряжении… Это подводит нас к фундаментальному факту, что тень — это дверь в нашу индивидуальность. В той мере, в какой тень дает нам первое представление о бессознательной части нашей личности, она представляет собой первую стадию встречи с Атманом. На самом деле нет доступа к бессознательному и к нашей собственной реальности, кроме как через тень. Только когда мы осознаем ту часть себя, которую до сих пор не видели или предпочитали не видеть, мы можем перейти к вопросу и найти источники, из которых она питается, и основу, на которой она покоится.