Натюрморт, выполненный в технике «гризайль».
1. Выявление объема предметов средствами светотени. Объем предметов в рисунке передается при помощи перспективы и лепки формы средствами светотени — тона. Приступая к выявлению объема предметов тоном, прежде всего надо определить самое светлое место в натуре. Наметим свет в каждом из предметов и передний край стола.
2. Далее надо определить самое темное место в натуре
3.Установив эти два полюса, обратим внимание на полутени. Для этого надо внимательно проследить направление световых лучей и определить, на какую плоскость предмета лучи света падают прямо (т. е. где будет свет), по каким плоскостям лучи света скользят (т. е. где будут полутени) и на какую плоскость луч света совсем не падает (т. е. где будет тень). Затем надо наметить тени, падающие от каждого предмета.
4. Детальная прорисовка формы предметов.
Надо внимательно наблюдать за всеми оттенками и переходами светотени, за деталями формы. Работая над одной деталью, нельзя забывать сравнивать ее с находящейся рядом
П. П. Чистяков рекомендовал:«Работать над деталью долго не следует, так как пропадет острота восприятия, лучше перейти к другой, рядом находящейся части. Когда вернешься к проделанной вначале работе, легко увидеть недоделки. Итак, в процессе всей работы, переходя с одного места на другое, держи в глазу всю фигуру, не стремись сразу к общему, а вникай в детали, не бойся первоначальной пестроты, обобщить ее не так трудно, было бы что обобщать» . ( Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания.— С. 366.)
При проработке форм предметов должна проходить серьезная аналитическая работа. Надо внимательно прорисовать каждую деталь предмета, выявить ее структуру, передать характерные особенности материала, проследить, как увязываются составные элементы между собой и с общей формой (ручка, носик кувшина с туловом; переплетения в корзине), чем отличается блик на кувшине от блика на луке и чесноке, а последний от блика на кабачке.
5. Синтез — подведение итогов работы над рисунком. «Заканчивая рисунок, надо внимательнее проверить общее впечатление от изображения и натуры. Следует посмотреть на свой рисунок издали и определить, не слишком ли сильны по тону (черные) отдельные предметы, не выпадают ли они из рисунка, проверить силу рефлексов. Рефлексы не надо делать очень яркими, они не должны спорить ни со светом, ни с полутенями. Когда смотришь на них прищуренными глазами, они должны пропадать, сливаться с тенями. Нужно не забывать о первом плане, линии всегда четкие яркие, по сравнению со вторым планом.
learn-draw.jimdo.com
Натюрморт гризайль | Artstudi.ru Художественная студия
Первым заданием нашей программы обучения живописи является натюрморт гризайль.
По академическим стандартам гризайль всегда входила в группу базовых упражнений. Вне зависимости от стартового уровня или целей обучения начинать следует с этой темы.
В художественном образовании техника гризайль давно считается сильным подспорьем для начала обучения. Ученику, не владеющему в полной мере работой с цветом, предлагается идти поступательно, и, как не покажется странным – исключить цвет из работы. То есть сконцентрировать внимание только на тональных и композиционных отношениях между деталями картины. Поэтому подмалевки под картины или эскизы для монументальных росписей выполняются в технике гризайль. Это дает возможность яснее представить концептуальный замысел картины, выделить светотеневой центр, передать расположение передних и задних планов.
Существенным плюсом техники гризайль является доказательство того, что цвет в живописи не является определяющим фактором реалистичного изображения натуры. Тем более красками не всегда можно передать силу и насыщенность оригинального цвета. На плоскости листа именно тональные отношения отвечают за идентичный облик постановки.
Гризайль называют промежуточной стадией между рисунком и живописью. Но если в рисунке объем наносится с помощью штриховки, которой можно постепенно набирать тон и легко стереть, в живописи объем создается с помощью мазков, так называемой лепкой. Лепка объема принципиально отличается от штрихования тем, что карандашом объем создается из нарисованной формы, понемногу усиливая тень и свет. Мазками форма создается объемом и лепиться сразу, желательно в один-два прохода, чтобы сохранить свежеть и легкость живописи.
Гризайль помогает справиться с частой ошибкой – не позволяет превратить живопись в раскрашенный рисунок. Так как предметный цвет в реалистической картине никогда не выступает открыто, он всегда изменен пространством, тенями и рефлексами, то использовать чистые цвета нужно аккуратно и постепенно. В последующих статьях будет подробно описано изменение цвета на свету и в тени, но на этой стадии важно научиться передавать объем, материал, текстуру с помощью одного цвета.
Описание урока натюрморт гризайль.
Работа выполняется темперой или гуашью. Понадобится два цвета, первый это белила – обязательный, второй – это черный или коричневый (умбра). Для первого раза мы рекомендуем использовать сочетание черного и белил. Хотя на данный момент гризайлью называется однотонная живопись, выполненная с помощью белил и любого другого цвета. Если речь идет об акварели, то используется только один цвет, белый цвет заменяет вода. Формат листа А2.В нашей художественной студии всегда установлены натюрморты для всех уровней подготовки. Для начала выбирается простая постановка, с небольшим количеством бытовых предметов и моделей фруктов, овощей.
Перед началом работы рекомендуем замешать на палитре 3-4 оттенка серого, с постепенным усилением тона. Попробовать насколько меняется насыщенность серого цвета от добавления белил.
В процессе работы над этим заданием возникает много моментов, нуждающихся в пояснении, например:
- после первой прокладки тона для уточнения передних и задних планов нужно установить тональные отношение рядом стоящих предметов;
- вначале нужно выявлять крупные общие формы, не углубляться в детали;
- светотеневое объединение масс и обобщение дальнего плана проводится одновременно с выявлением характерных особенностей разных материалов, присутствующих в постановке.
И множество других методических замечаний, влияющих на успешное течение работы.
В дальнейшем, во время обучения или создания творческих произведений, будет появляться такая проблема как цельное восприятие картины. Оно в первую очередь зависит от того, насколько краски подчинены единому цветовому строю, насколько органично выглядит их объединение. Живопись гризайль, а в будущем создание подмалевков в этой технике помогут правильно собрать массы и объемы в один организм.
Главным итогом этого задания станет формирование навыка работы красками и смелого обращение с моделированием объема. Вы будете знать последовательность работ, на каком этапе выделять основные формы, когда, наоборот, уделить время деталям, и многое другое.
Задание во всех смыслах очень полезное, актуальное. Некоторые ученики, прошедшие у нас обучение, регулярно посещают уроки для повторения именно этого задания, по отзывам следует, что гризайль отлично тренирует графические и живописные навыки.
Записаться на уроки живописи можно по телефонам: 8 903 669-66-79 или 8 903 668-69-36.
artstudi.ru
Живопись гризайль | Artisthall — Художественная мастерская
Следующим этапом программы занятий по живописи является изображение постановки в технике гризайль.
Гризайль – это живописная техника, где для передачи всех колористических и тональных отношений используются градации только одного цвета.
Слово гризайль произошло от французского слова gris серый (фр. Grisaуille от gris — серый).
Началом широкого применения техники принято считать середину XVI века, когда скульпторы, создавая эскизы будущих произведений, для наглядности и реалистичности рельефов стали использовать только одну серую краску, имитирующую камень. Художественную ценность монохромной живописи быстро оценили художники других направлений.
Изображения в технике гризайль стали появляться в оформлении рукописей, миниатюрах, витражах, эмалях, на обратных сторонах расписных алтарей. Далее эта техника получила распространение в станковой живописи, украшении парадных интерьеров и впоследствии стала самостоятельным художественным направлением со множеством именитых представителей.
Так же гризайль заняла прочное место в процессе обучении живописи, став одним из самых проверенных методов обучения живописной техники. Эффективность и польза заключаются в том, что ученику необходимо изобразить все тональные и объемные соотношения, используя только один цвет, при этом сохранить общую тональную гармонию композиции, не допустить осветления или перечернения общей гаммы.
В программе художественной подготовки гризайль является связующим звеном между рисунком и живописью, именно гризайль может закрепить и приумножить навыки владения тоном, расположения светотени и моделировки объема, полученные на занятиях по рисунку.
Для выполнения учебного задания подойдет гуашь, темпера, масло, также можно использовать мягкие графические материалы. Помимо белил в качестве основного цвета в живописи гризайль можно использовать черный, коричневый, умбру, синие и зеленые оттенки. В начале рекомендуется использовать черный цвет, как наиболее привычный при передаче объема.
Первое занятие — это натюрморт, формат листа А2, материал темпера, цвета белила и черный.
Цель постановки.
- Научиться передавать все цветовые и тональные отношения, используя два цвета.
- Изображать объем, фактуру и материал предмета.
- Освоить технику тонкой тональной проработки, используя градации серого (или коричневого) цвета.
Поколения художников применяли технику гризайль в создании своих произведений. Помимо эскизов, гризайлью удобно создавать подмалевок для будущей картины. Прозрачный подмалевок легко перекрывается последующим живописным слоем, но дает возможность заранее проработать все тональные и объемные задачи.
Сейчас гризайль является неотъемлемым заданием в программе обучения живописи. В процессе создания работы ученик наглядно видит, насколько важно точное соотношение светлых и темных тонов, их интенсивность, и значение, которое они приобретают в отсутствии других цветов.
На этом задании можно максимально отработать технику смешивания, пропорций и подбора тона, так как в некоторых случаях, когда работа большого размера и необходимо сохранить целостность тональных отношений, рекомендуется сделать 3 – 4 промежуточных колера серого цвета, с постепенным усилением тона, которые впоследствии можно будет дополнить другими тонами с палитры, чтобы работа не утратила живописной гармонии.
Все навыки и приемы полученные в этом задании, впоследствии помогут в точном подборе цвета и тона в любом живописном произведении.
Занятия живописью в технике гризайль это один из самых полезных и применимых на практике навыков. Лучшего способа освоить правила изменения тона в пространстве, взаимодействия различных цветов в общей композиции картины сложно представить. Правильно выполненная тональная подложка в техники гризайль, поможет безошибочно и уверенно закончить любое живописное произведение.
Смотрите также:
artisthall.ru
Методическая разработка к дополнительной учебной образовательной программе для групп эстетического развития с 11 до 15 лет по предмету «Рисование красками» на тему «Выполнение натюрморта акварелью в технике «гризайль»
Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Санкт-Петербургская детская художественная школа №17»
Методическая разработка к дополнительной учебной
образовательной программе
для групп эстетического развития с 11 до 15 лет
по предмету «Рисование красками»
Тема: «Выполнение натюрморта акварелью в технике «гризайль»»
Выполнила:
Шамаева Екатерина Федоровна,
преподаватель СПб ГБОУ ДОД
«Санкт-Петербургская детская
художественная школа №17»
Санкт-Петербург
2015 год
Данная работа является частью дополнительной учебной образовательной программы для групп эстетического развития с 11 до 15 лет по предмету «Рисование красками» Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Санкт-Петербургская детская художественная школа №17».
На начальном этапе обучения важную роль у учащихся играет умение анализировать форму предметов.
Форма является одним из основополагающих средств изобразительного искусства. Цвет в живописи выявляет форму и зачастую увлечение им происходит в ущерб передаче объема тоном. Учащиеся в своих работах должны грамотно передавать цветовые отношения и при этом не забывать о форме и объеме предметов. Стоит помнить, что тон является неотъемлемой частью живописи. Нельзя допускать, чтобы за живописностью мазков терялся объем, глубина, пространство, т. е. все то, что необходимо для передачи правдивого изображения предметов. Поэтому прежде чем приступить к изображению в цвете, полезно познакомиться с процессом тонального изображения натуры в технике «гризайль».
Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид однотонной (монохромной) живописи, выполняемой в разных тонах одного цвета, чаще всего сепии, а так же техника создания нарисованных барельефов, и других архитектурных или скульптурных элементов. Иными словами, гризайль –живопись одной краской. Краска нужна тёмного цвета, чтобы можно было выдержать тональный диапазон от самого светлого до самого темного, что соответствует человеческому восприятию реальной действительности. Такой краской могут быть черная, коричневая, умбра и т.п.
Гризайль — техника, которой в живописи очень часто пренебрегают, считают ее невыразительной и скучной, потому что для выполнения работы используются только ахроматические цвета, отличающиеся друг от друга лишь по светлоте. Между тем у этих цветов большие изобразительные возможности. Человеческий глаз способен отличить по степени светлоты до 300 — 400 переходных оттенков от белого к черному цвету. Они позволяют наглядно передать объем и свет, пространство, наполненное воздухом, его туманную, дымчатую глубину.
Цель работы:
Приобретение учащимися знаний о передаче формы предметов путем использования светотеневых отношений, ахроматических цветов и ритма цветовых пятен. Развитие понимания распределения тона в различных частях натюрморта при написании в технике «гризайль».
Задачи:
- Ознакомление с техникой живописи «гризайль», обучение рисованию натюрморта в новой технике;
- Объединение и реализация на практике уже полученных знаний о живописи, композиции, натюрморте;
- Расширение представлений учащихся о выразительных возможностях натюрморта, обучение выражению в натюрморте своих настроений и переживаний;
- Овладение техническими приемами работы акварелью;
- Поиск необходимых градаций тона, контраста и насыщенности при написании натюрморта;
- Воспитание художественного вкуса.
Материалы:
- Компьютер, проектор, экран;
- Бумага для акварели формата A3, акварельные краски, кисти «Белка» различного размера (например № 3, 7 и 9), баночка для воды, палитра, карандаши, стирательная резинка;
- Постановка натюрморта с драпировкой;
- Образцы рисунка преподавателя или работ учащихся.
План урока:
1. Теоретическая часть (1 академический час):
- Организационный момент;
- Выявление проблемы, повторение пройденного и объяснение нового материала, необходимого для решения поставленных задач.
2. Практическая работа (5 академических часов):
- Монохромный этюд натюрморта;
- Домашнее задание;
- Подведение итогов.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие, организация рабочего места учащихся. Проверка правильного размещения учеников за мольбертами, всем ли хорошо видна постановка, удачны ли ракурсы.
2. Выявление проблемы, повторение пройденного и объяснение нового материала, необходимого для решения поставленных задач.
В ходе беседы учащимся необходимо вспомнить, что такое живопись, натюрморт, хроматические и ахроматические цвета, особенности восприятия цвета (по светлоте, насыщенности, цветовому и тональному контрасту).
Живопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на различную поверхность.
Натюрморт — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве. «Натюрморт» в переводе с французского означает «мертвая натура», т.е. постановка из неживых предметов, фруктов, овощей, предметов быта, домашнего обихода.
Хроматические цвета — все цвета, за исключением белого, черного и всех оттенков серого. Это те цвета и их оттенки, которые человек способен различать в спектре (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Хроматический цвет определяется тремя физическими понятиями: цветовой тон, насыщенность и яркость.
Ахроматические (монохромные) цвета – белый, черный и вся шкала серых между ними.
Светлота – это степень отличия цвета от белого и черного. Цвет является светлым в том случае, когда разница между определяемым цветом и черным больше, чем между ним и белым. В противоположном случае – темным. Если разница между черным и белым равна, то цвет средний по светлоте.
Насыщенность (интенсивность) — степень отличия хроматического цвета от ахроматического, равного ему по яркости, степень выраженности определенного тона. Понятие действует в пределе одного тона, где степень насыщенности измеряется степенью отличия от серого: насыщенность/светлота. Понятие так же связано с яркостью, так как самый насыщенный тон в своей линейке будет самым ярким.
Тон – основная характеристика, по которой называют цвета. Например, красный или желтый. Существует обширная палитра цветов, основой которой являются 3 цвета (синий, желтый и красный). Остальные цвета являются дополнительными. Тона получают смешиванием в разных пропорциях основных цветов. Тона и оттенки – синонимы.
Тональный контраст — сопоставление светлого и темного.
Объяснение нового термина – техника «гризайль» в живописи.
Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид однотонной (монохромной) живописи, выполняемой в разных тонах одного цвета, чаще всего сепии, а также техника создания нарисованных барельефов, и других архитектурных или скульптурных элементов. Иными словами, гризайль –живопись одной краской.
Примеры работ в технике «гризайль».
Техника «гризайль» широко использовалась в станковой живописи в Средние века. Примером может служить Алтарь Геллера, созданный Маттиасом Грюневальдом и Альбрехтом Дюрером. Другим известным образцом является картина Рембрандта «Проповедь Иоанна Крестителя».
Пабло Пикассо использовал гризайль в картине «Герника». Название «гризайль» одинаково применимо и к одноцветным картинам, писаным масляной краской, и к рисункам, сделанным акварелью, гуашью, мягким материалом (соус, сангина, уголь). Гризайль может быть коричневой, серой, умбристой или сиреневой, главное, что в процессе ее создания применяется один цветовой тон.
Техника «гризайль» часто использовалась в эпоху барокко в архитектуре для создания искусственных барельефов. Так, например, потолки и стены некоторых залов Эрмитажа (например стены Иорданской Лестницы) написаны в этой технике для создания впечатления атриумов, скульптур под сводами и резных стен.
Гризайлью очень часто пользовались при декоре интерьеров русских дворцов стилей классицизма, ампира, образцы которых сохранились до наших дней, особенно в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Калуге.
2. Практическая работа.
Применяя технику «гризайль», можно ставить натюрморты как из бытовых предметов, так и использовать геометрические фигуры, гипсовые орнаменты и головы с драпировками. Выполнение этюда гризайлью начинается с компоновки предметов на листе бумаги. Расположение натюрморта должно строиться на основе равновесия светлых и темных пятен на плоскости, чтобы изображение не перевешивало ни вправо, ни влево, ни вверх, ни вниз. В рисунке для этюда гризайлью особое внимание следует уделить конструктивному построению предметов и их правильному изображению в перспективе. Также важно наиболее точно определить пропорции и положение предметов. Рисунок нужно выполнять остро отточенным карандашом, тонкими линиями, без нажима. Когда рисунок выполнен, преподавателем проверена композиция, пропорции предметов, их соотношение между собой, положение в пространстве и изображение в перспективе, можно начинать писать кистью. На палитре или на отдельном листе бумаги необходимо выполнить раскладку тона, выбранные краски от самого светлого до самого темного для данной постановки, стараясь наиболее точно определить светотень для предметов, силу тона для фона. После этого можно приступать к выполнению этюда гризайлью.
При выполнении практических заданий в этой технике, учащимся ставится задача: передать объем натуры тональными отношениями. В одноцветной живописи необходимые тональные градации по форме предмета достигаются наложением краски в нужную силу. Работа ведется от темного к светлому. Начинать с теней целесообразно потому, что, правильно найдя градации тона в теневой части изображения, сразу можно конструктивно решить форму. Почти одновременно с прокладыванием теней на этюде следует широко и смело писать фон. Следует напомнить учащимся, что только первоплановые предметы пишутся подробно, с детальной проработкой, по мере удаления мазки должны становиться шире, обобщеннее, и, наконец, фон пишется широко, мягко, цельно. Мазки кладутся по форме предметов. Следующий этап работы – конкретизация деталей и уточнение форм натюрморта. Детали должны влиться в общее тональное состояние этюда. После того как весь этюд написан, прописаны все детали и фон, необходимо заняться обобщением этюда. Написать акварелью сразу, без поправок-замывок и лессировок почти невозможно. При обобщении этюда необходимо стремиться к тому, чтобы тени не смотрелись глухими и черными. Также, если это необходимо, можно усилить явные светлые и темные пятна. Для этого нужно где-то смыть краску, где-то пролессировать другим тоном, где-то положить мазок смело и решительно, усиливая движение формы.
Во время практической части преподавателю следует обращать внимание учащихся на явные ошибки при самостоятельной работе над натюрмортом, акцентируя на сложных нюансных переходах тонов.
Домашнее задание.
Выполнение одного этюда гризайлью в классе явно недостаточно, поэтому преподавателем задается домашнее задание, чтобы учащиеся выполнили два-три небольших краткосрочных этюда в домашних условиях. Это позволит приобрести необходимые навыки в выполнении одноцветных этюдов.
Подведение итогов. Просмотр и обсуждение работ учащихся.
При постоянной практике в одноцветном варианте учащийся может взять настолько точно тональные отношения и вместе с тем так разыграть все нюансы, что будет полностью ощущаться и колорит произведения, и окраска каждого предмета. Гризайль дает возможность пофантазировать и представить картину в собственной цветовой интерпретации. Выполняя задание в технике «гризайль», учащиеся учатся видеть и передавать объем изображаемых объектов.
По итогам проведенной работы учащиеся должны убедиться, как важно ставить перед собой задачи светотеневого решения живописного натюрморта. В решении этой задачи помогает обращение к монохромной технике живописи. Учащиеся знакомятся с новым термином – «гризайль», закрепляют пройденный материал и выполняют задание в новой технике.
Список литературы:
1. Авдеев Ю. С., Бесчастнов Н. П., Дыминский В. Б., Гусейнов Г. М., Кулаков В. Я., Стор И. Н., Шеболдаев А. С. Живопись: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Гуманит», 2001.
2. Аксенов Ю. Г., Левидов М. М. Цвет и линия: Практическое пособие по рисунку и живописи. 2-е изд. М.: Советский художник, 1986.
3. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись. Практическое пособие. М.: «Высшая школа», 1992.
4. Интернет-ресурс: http://pws-conf.ru/nauchnaya/lss-2008/263-esteticheskoe-obrazovanie/6613-znachenie-tehniki-grizayl.html
5. Интернет-ресурс: https://ru.wikipedia.org/
6. Интернет-ресурс: http://nsportal.ru/
7. Интернет-ресурс: http://festival.1september.ru/
8. Интернет-ресурс: http://zavuch.info/
nsportal.ru
Гризайль — техника одноцветной живописи
Гризайль — одноцветная живописьГризайль — это одноцветная живопись. Переходное звено между рисунком и живописью. Первое учебное задание по живописи для тех, кто только начинает обучаться рисованию, это гризайль. Почему так? Самое сложное для того, кто только начинает работать с краской — это передача тона с помощью цвета.
В нашем учебном процессе занятия гризайлью выполняют несколько задач.
Первая – лепка формы пятном, когда не используются линии, как в технике рисунка карандашом.
В задачи гризайли входит и связь тона с конструкцией формы. Для лепки формы пятном надо уже в достаточной степени понимать, как строится конструкция предмета, чтобы положить мазок на правильное место.
В технике гризайли удобно разбирать форму на фронтальные, боковые, верхние и подрезающие поверхности.
Другая задача, которую мы ставим в работе гризайлью – тон. Здесь мы учимся выстраивать тональный масштаб используя тональную шкалу.
Гризайль дает возможность создать фиксированную тональную шкалу, используя для этого заготовленные колера. Мы учимся создавать тональную шкалу из 5-7-9 тонов. И в несколько этапов разбираем, каким образом строится тональное изображение.
Гризайль — не только самый первый, но и самый важный шаг в живописи. Потому что чувство тона в итоге переходит в чувство цвета. Эту технику часто принимают за живопись, однако — это рисунок, но выполненный живописными средствами.
После знакомства с этой техникой, человек воспринимает цвета уже не однобоко, как просто красный или желтый, но и с точки зрения интенсивности и насыщенности тона.
Поделиться ссылкой:
Похожее
artclass.kiev.ua
«Натюрморт из трёх предметов быта в технике гризайль».
Муниципальное автономное образовательное дополнительного образования Бирская детская школа искусств им. М.З. Баширова муниципального района
Бирский район Республики Башкортостан
План-конспект урока по предмету «Живопись»
на тему: «Натюрморт из трёх предметов быта в технике гризайль».
Преподаватель: Равилова Л.Г.
МАО ДО ДШИ им. М. Баширова
14.04.2016г.
Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид однотонной (монохромной) живописи, выполняемой в разных оттенках одного цвета, чаще всего сепии.
Цель урока: ознакомиться с техникой «гризайль» на уроке живописи и грамотно применить эту технику на работе
Натюрморт в технике «гризайль»
Общие рекомендации:
-Выполнение рисунка. После того как найдена композиция, выполняется рисунок, в котором очень точно передаются все детали. Рисунок должен быть выполнен тонкими линиями, чтобы они не просвечивали сквозь акварель. Если в процессе подготовительной работы рисунок получился грязным, со многими исправлениями, то для работы цветом его можно перевести через оконное стекло на новый лист.
-При первой прокладке тоном, не увлекайтесь деталями, постарайтесь обобщенно прописать всю поверхность листа.
-Не забывайте, что в акварели нет белой краски, поэтому белизна листа является самым светлым тоном в работе.
-По просохшему слою краски приемом лессировки (наложением краски поверх просохшего слоя) наносится более темный тон для проработки основных масс.
Ход урока:
1. Выявление объема предметов средствами светотени. Объем предметов в рисунке передается при помощи перспективы и лепки формы средствами светотени — тона. Приступая к выявлению объема предметов тоном, прежде всего надо определить самое светлое место в натуре. Наметим свет в каждом из предметов и передний край стола.
2. Далее надо определить самое темное место в натуре.
3.Установив эти два полюса, обратим внимание на полутени. Для этого надо внимательно проследить направление световых лучей и определить, на какую плоскость предмета лучи света падают прямо (т. е. где будет свет), по каким плоскостям лучи света скользят (т. е. где будут полутени) и на какую плоскость луч света совсем не падает (т. е. где будет тень). Затем надо наметить тени, падающие от каждого предмета.
4. Детальная прорисовка формы предметов.
Надо внимательно наблюдать за всеми оттенками и переходами светотени, за деталями формы. Работая над одной деталью, нельзя забывать сравнивать ее с находящейся рядом
П. П. Чистяков рекомендовал:«Работать над деталью долго не следует, так как пропадет острота восприятия, лучше перейти к другой, рядом находящейся части. Когда вернешься к проделанной вначале работе, легко увидеть недоделки. Итак, в процессе всей работы, переходя с одного места на другое, держи в глазу всю фигуру, не стремись сразу к общему, а вникай в детали, не бойся первоначальной пестроты, обобщить ее не так трудно, было бы что обобщать». ( Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания.— С. 366.)
При проработке форм предметов должна проходить серьезная аналитическая работа. Надо внимательно прорисовать каждую деталь предмета, выявить ее структуру, передать характерные особенности материала, проследить, как увязываются составные элементы между собой и с общей формой (ручка, носик кувшина с туловом; кружка; ручка кружки), чем отличается блик на кувшине от блика на груше, а последний от блика на кружке и т.п.
5. Синтез — подведение итогов работы над рисунком. Заканчивая рисунок, надо внимательнее проверить общее впечатление от изображения и натуры. Следует посмотреть на свой рисунок издали и определить, не слишком ли сильны по тону (черные) отдельные предметы, не выпадают ли они из рисунка, проверить силу рефлексов. Рефлексы не надо делать очень яркими, они не должны спорить ни со светом, ни с полутенями. Когда смотришь на них прищуренными глазами, они должны пропадать, сливаться с тенями. Нужно не забывать о первом плане, линии всегда четкие яркие, по сравнению со вторым планом.
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята. У нас сегодня открытый урок по живописи. Мы будем выполнять натюрморт гуашью в технике «гризайль». Эта техника вам частично знакома, но вместе мы ее еще не выполняли, предлагаю вместе узнать основные этапы по выполнению данной техники, задачи натюрморта, а так же научиться грамотно распределять тоновые отношения в живописи.
Здороваются. Слушают.
Преподаватель объясняет на методической разработке, показывает конкретный этап урока, который должны выполнить учащиеся.
Введение в тему
Тема нашего урока «натюрморт из трех предметов быта и двух драпировок». Думаю, что у вас получатся прекрасные работы. Работу будем выполнять на формате А2. К тому же у вас должен висеть сделанный предварительно на предыдущем уроке поисковый этюд к натюрморту.
Слушают, проверяют рабочее место.
Преподаватель обращает внимание на натюрморт и мольберты учащихся
Формирование новых знаний
Успех работы над натюрмортом на данном этапе зависит от умения правильно подобрать цвет, который будет являться основой вашей работы в цветовом решении, определить четкие свето-теневые границы в тональном отношении (самое темное, самое светлое). Я, думаю, вы поняли свою задачу. Можно приступать к работе. Не забудьте, что так же, как и в рисунке, работа начинается с распределения тона в натюрморте по всем теневым границам(сначала собственные тени, падающие, затем полутени).
Слушают, обдумывают, смотрят. Готовятся к работе.
Преподаватель показывает образец, сделанный специально к уроку (методическая разработка конкретного этапа).
Закрепление знаний
Объяснение преподавателем выполнения задания.
Выполнение практической работы.
I обход (цвет для работы в виде замеса на палитре),
II обход (разложение цветовых мазков по форме предметов, соответствующие тону в натурной постановке),
III обход (уточнение тоновых отношений).
Анализ работы
Время нашего урока подходит к концу, выставляйте мольберты в ряд, будем делать анализ пройденного этапа.
Учащиеся слушают, воспринимают. Вносят свои замечания и предложения. Идет творческий процесс.
Преподаватель с каждым учащимся работает индивидуально, на примере своих работ дает советы.
Завершение урока
Дежурные наводят порядок в классе.
Контроль со стороны преподавателя.
Натурная постановка
Работы учащихся
infourok.ru
Гризайль: техника рисования маслом акварелью гуашью
В изобразительном искусстве термин гризайль чаще всего относится к технике монохромной живописи, с помощью которой картина или рисунок выполняются исключительно в оттенках серого. В живописи применение полной палитры цвета требует значительно больше времени и навыков, чем монохромное камео-гризайль. Такой вариант выбирали в качестве быстрой и дешевой альтернативы, но сознательно, из эстетических соображений, для создания специфического визуального эффекта.
Традиционно в больших декоративных фресках, выполненных маслом, гризайль моделирует композицию в виде скульптуры, рельефа или статуэток. Хорошие примеры техники гризайль можно видеть в Клуатре делло Скальцо во Флоренции, иллюстрирующие жизнь Иоанна Крестителя – флорентийского художника Высокого Возрождения Андреа дель Сарто.
г
«Монохром»
Гризайль («Griz» – «глаз») — это монохромные полотна в серых тонах в диапазоне:
- от темного до светлого,
- от прозрачного в непрозрачный,
- от плоского к объемному,
- от теплого до холодного.
Основная концепция рисования заключалась в создании серии слоев краски, чтобы передать естественное свечение кожи через слои краски, сохранить «внутренний свет», который высоко ценился в религиозной живописи. Ранние художники эпохи Возрождения расписывали в этой технике манускрипты, где фоном служила краска на реальном золоте. Художники использовали гризайль со времен средневековья — это Рембрандт, Вермеер, Тициан и Караваджо.
В основном, гризайль выполняется в виде независимой готовой работы или в качестве предварительного подмалевка в масляной живописи или акварели. В этом случае художник покрывает основу слоями глазури.
Во Франции
Во французском искусстве термин включает любой способ рисования, в котором масляные краски применяются в монотонных подмалевках. В качестве альтернативы, гризайль может служить подготовительным дизайном в гравировке. Мастерская Рубенса использовала монохромные методы для эскизов в композициях для граверов. Термин гризайль включает монохроматические картины на коричневом или зеленом фоне.
Керамика
В искусстве керамики и некоторых форм металлических изделий художники иногда использовали гризайль по эмали — белая стекловидная эмаль смешивается с водой, скипидаром или маслом перед применением на черную или синею основу. Толстый слой переходит в светлые тона, а более тонкий фон — в оттенки серого цвета. Метод гризайль по эмали разработан в 16 веке французскими художниками в Лиможе, чтобы показать эффект света и тени, объемы и трехмерность.
Мозаика
Способ также используется в мозаиках для описания серого, стекловидного цветного пигмента, используемого в окраске витража, Примером служит витраж «Пять сестер» 13 века в соборе Святого Петра в Йорке, Англия.
Подмалевок участвует в рисовании художников всех уровней мастерства.
Преимущества
Преимуществом метода является:
- Начинающий художник должен уловить ритм природы и позволить свету участвовать в создаваемом полотне;
- Начиная от фундамента в серых тонах, монохромный подмалевок проводит через диапазон от черного к белому и включает любые оттенки серого, которые способствуют различным эффектам;
- По-настоящему эффективный подмалевок состоит из серии слоев, которые создают светимость или иллюзию естественного солнечного света от поверхности, вплоть до заключительного мазка.
Классический подмалевок
Масляная краска, в отличие от акварели и гуаши, имеет бесконечные возможности и считается благоприятной средой, где можно неоднократно скорректировать работу из-за длительного высыхания краски.
Масло и акварель
Новый мазок применяется на высохшую краску в работах маслом и акварелью. Несмотря на мириады способов нанесения краски, картины до сих пор делятся на две категории: прямые и косвенные. Прямая картина на сегодняшний день является наиболее распространенным способом работы – это свежая, спонтанная живопись «по мокрому» Алла прима в одной или нескольких сессиях.
Планирование
Косвенный метод включает тщательное планирование подмалевок. Этот метод живописи позволяет проводить монохромные эксперименты и является популярным для портретов. Многие мастера работали с монохроматическими тонами до полноцветной живописи — эти опыты стали вечной классикой. Существуют несколько элементов затенения — основной момент, среднее значение, ядро отбрасываемой тени:
- Ракурс уменьшает фигуры, чтобы отобразить глубину перспективы пейзажей;
- Тенебризм служит для передачи света и тени для передачи объема;
- Сфумато в технике масляной живописи, в портретах и пейзажах использует незаметные вариаций в тональности пигментов.
Льняное масло улучшает мазок, поточность и прозрачность краски.
Картина полностью в черно-белом цвете выполняется на первоначальном покрытии, которое защищает и подготавливает поверхность, помогает краске удерживаться.
Имприматура
Гризайль начинается с имприматуры — итальянский перевод «с первого слоя краски». Фон или первый слой обеспечивает тонизирующую поддержку цветом и обеспечивает прозрачную основу. Нанесение мазков нарушает первоначальный цвет от темного или среднего тона к светлому. Глазурь — тонкий, прозрачный слой краски, используемый поверх других, создает глубину и изменяет фоновый цвета в картине. Глазурь должна быть полностью сухой перед следующим наносимым мазком.
Прорисовка
В простом, монохромном гризайле используют для тонированной основы краски серого цвета разной тональности. Полученные путем смешивания компоненты дают нейтральные оттенки. После сушки основы, прорисовывают светлые участки. Подмалевок можно оставить в качестве законченной работы после того, как более тонкие детали завершены. Это тщательный процесс визуализации в зависимости от манеры живописи – импрессионизм, романтические пейзажи или подлинный реализм. Такие работы называют косвенными, которые допускают нанесение глазури уже после обработки полотна лаком. Эта концепция была разработана много веков назад, когда пигментов было немного. Не каждое произведение искусства требует светимости, но мягкая туманная атмосфера, перетекающая в сияющий свет, прекрасно передает сущность окружающих предметов.
Рекомендуем публикации
- Техника «сухой кисти» в живописи
- Техника живописи Сфумато
- Сангина рисование красными мелками
- Техника пастозной живописи
- Свойства масляной пастели
- Имприматура в живописи
artrecept.com