Как нарисовать древнейшее орудие из камня – Как нарисовать орудие труда древних людей?

Содержание

Орудие труда каменного века: фото с названиями

Современные школьники, попав в стены исторического музея, обычно со смехом проходят экспозицию, где выставлены орудия труда каменного века. Они кажутся такими примитивными и простыми, что даже не заслуживают особого внимания со стороны посетителей выставки. Однако на самом деле эти орудия труда древнего человека эпохи каменного века являются ярким свидетельством того, как он эволюционировал от человекоподобной обезьяны до Homo Sapiens. Проследить этот процесс крайне интересно, но историки и археологи могут всего лишь направить ум любознательных в нужное русло. Ведь на сегодняшний момент практически все, что они знают о каменном веке, основывается на изучении этих самых простейших орудий труда. А ведь на развитие первобытных людей активно влияло общество, религиозные представления и климат. К сожалению, археологи прошлых веков и вовсе не учитывали данные факторы, давая характеристику тому или иному периоду каменного века. Орудия труда палеолита, мезолита и неолита ученые начали тщательно изучать гораздо позже. И были буквально восхищены тем, как умело обходились первобытные люди с камнем, палками и костью – самыми доступными и распространенными в тот период материалами. Сегодня мы расскажем вам об основных орудиях труда каменного века и их назначении. Также мы постараемся воссоздать технологию производства некоторых предметов. И обязательно приведем фото с названиями орудий труда каменного века, которые чаще всего встречаются в исторических музеях нашей страны.

Краткая характеристика каменного века

На сегодняшний момент ученые считают, что каменный век можно смело отнести к важнейшему культурно-историческому пласту, который до сих довольно плохо изучен. Некоторые специалисты утверждают, что данный период не имеет четких временных границ, ведь официальная наука установила их, исходя из изучения находок, сделанных в Европе. Но она не учла, что многие народы Африки находились в каменном веке вплоть до их знакомства с более развитыми культурами. Известно, что до сих пор некоторые племена обрабатывают шкуры и туши животных предметами, сделанными из камня. Поэтому разговоры о том, что орудия труда людей каменного века – это далекое прошлое человечества, преждевременны.

Если исходить из официальных данных, то можно сказать, что каменный век начался приблизительно три миллиона лет назад с момента, когда первый гоминид, обитающий в Африке, додумался использовать камень для своих целей.

Изучая орудия труда каменного века, археологи часто не могут определить их назначение. Это удается сделать, если понаблюдать за племенами, имеющими сходный уровень развития с первобытными людьми. Благодаря этому многие предметы становятся более понятными, так же как и технология их изготовления.

Каменный век историки поделили на несколько довольно крупных временных периодов: палеолит, мезолит и неолит. В каждом орудия труда постепенно совершенствовались и становились все более искусными. При этом их назначение тоже со временем менялось. Примечательно, что археологи различают орудия труда каменного века и по месту, где они были найдены. В северных районах людям были необходимы одни предметы, а в южных широтах – совершенно другие. Поэтому для создания полной картины ученым необходимы и те, и другие находки. Только по совокупности всех найденных орудий труда можно составить наиболее точное представление о жизни первобытных людей в далекие времена.

Материалы для изготовления орудий труда

Естественно, что в каменном веке основным материалом для изготовления тех или иных предметов был камень. Из его разновидностей первобытные люди выбирали в основном кремень и известняковый сланец. Из них получались отличные режущие инструменты и оружие для охоты.

В более поздний период люди стали активно использовать базальт. Он шел на орудия труда, предназначенные для бытовых нужд. Однако это произошло уже тогда, когда людей стало интересовать земледелие и скотоводство.

Параллельно первобытный человек осваивал изготовление орудий труда из кости, рогов убитых им животных и древесины. В различных жизненных ситуациях они оказывались очень полезны и успешно заменяли камень.

Если ориентироваться на последовательность возникновения орудий труда каменного века, то можно сделать вывод, что все же первым и основным материалом древних людей был камень. Именно он оказался самым прочным и представлял большую ценность в глазах первобытного человека.

Появление первых орудий труда

Первые орудия труда каменного века, последовательность возникновения которых так важна для мирового ученого сообщества, стали результатом накопленных знаний и опыта. Этот процесс длился не одно столетие, ведь первобытному человеку эпохи раннего палеолита было довольно сложно понять, что собранные случайно предметы могут оказаться ему полезны.

Историки считают, что гоминиды в процессе эволюции сумели понять широкие возможности камней и палок, найденных случайно, для защиты себя и своей общины. Так было проще отгонять диких зверей и добывать коренья. Поэтому первобытные люди стали подбирать камни и выбрасывать их после использования.

Однако спустя некоторое время они поняли, что не так-то и просто найти нужный предмет в природе. Иногда приходилось обойти достаточно обширные территории, чтобы в руках оказался удобный и годный для собирательства камень. Такие предметы стали хранить, постепенно коллекцию пополняли удобные кости и разветвленные палки нужной длины. Все они стали своеобразными предпосылками для первых орудий труда древнего каменного века.

Орудия труда каменного века: последовательность их возникновения

Среди некоторых групп ученых принято деление орудий труда на исторические эпохи, к которым они относятся. Однако можно и иначе представить последовательность возникновения орудий труда. Люди каменного века постепенно развивались, поэтому историки дали им разные названия. За долгие тысячелетия они прошли путь от австралопитека до кроманьонца. Естественно, что в эти периоды менялись и орудия труда. Если внимательно проследить развитие человеческой особи, то параллельно можно понять, насколько совершенствовались и орудия труда. Поэтому далее мы будем говорить о предметах, сделанных в период палеолита руками:

  • австралопитеков;
  • питекантропов;
  • неандертальцев;
  • кроманьонцев.

Если вы все еще хотите узнать, какие орудия труда были в каменном веке, то следующие разделы статьи приоткроют для вас эту тайну.

Изобретение орудий труда

Возникновение первых предметов, призванных облегчить жизнь первобытных людей, относят ко времени австралопитеков. Эти человекообразные обезьяны считаются самыми древними предками современного человека. Именно они научились собирать нужные камни и палки, а затем решились попробовать своими руками придать нужную форму найденному предмету.

Австралопитеки преимущественно занимались собирательством. Они постоянно искали в лесах съедобные корешки и собирали ягоды, а потому часто подвергались нападениям диких зверей. Найденные случайным образом камни, как оказалось, помогали заниматься привычным делом более продуктивно и даже позволяли защищаться от животных. Поэтому древний человек предпринял попытки превратить с помощью нескольких ударов неподходящий камень в нечто полезное. После ряда титанических усилий на свет появилось первое орудие труда – рубило.

Этот предмет представлял собой камень продолговатой формы. С одной стороны он был утолщен, чтобы более удобно помещаться в руке, а другую древний человек заострял с помощью ударов другим камнем. Стоит заметить, что создание рубила было очень трудоемким процессом. Камни довольно тяжело поддавались обработке, к тому же движения австралопитеков не отличались точностью. Ученые считают, что для создания одного рубила требовалось не менее ста ударов, а вес орудия труда зачастую доходил до пятидесяти килограммов.

С помощью рубила было гораздо сподручнее выкапывать из-под земли корни и даже убивать им диких зверей. Можно сказать, что именно с изобретением первого орудия труда началась новая веха в развитии человечества как вида.

Несмотря на то что рубило было самым популярным орудием труда, австралопитеки научились создавать скребки и остроконечники. Однако сфера их применений была прежней – собирательство.

Орудия труда питекантропа

Данный вид относится уже к прямоходящим и может претендовать на то, чтобы его называли человеком. Орудия труда людей каменного века этого периода, к сожалению, немногочисленны. Находки, относящиеся к эпохе питекантропов, очень ценны для науки, ведь каждый найденный предмет несет в себе обширную информацию о малоизученном историческом временном интервале.

Ученые считают, что питекантропы использовали в основном те же орудия труда, что и австралопитеки, но научились более искусно их обрабатывать. По-прежнему очень распространенными были каменные рубила. Также в ход пошли и отщепы. Их изготавливали из кости путем расщепления на несколько частей, в итоге первобытный человек получал изделие с острыми и режущими краями. Некоторые находки позволяют составить представление о том, что питекантропы пробовали изготавливать орудия труда и из дерева. Активно использовали люди и эолиты. Этим термином называли камни, найденные у водоемов, имеющие от природы острые края.

Неандертальцы: новые изобретения

Орудия труда каменного века (фото с подписью мы привели в данном разделе), сделанные неандертальцами, отличаются легкостью и новыми формами. Постепенно люди стали подходить к выбору наиболее удобных форм и размеров, что существенно облегчало тяжелый ежедневный труд.

Большая часть находок того периода была обнаружена в одной из пещер во Франции, поэтому ученые называют все орудия труда неандертальцев мустьерскими. Это название было дано в честь пещеры, где велись масштабные раскопки.

Отличительной чертой данных предметов является их направленность на изготовление одежды. Ледниковый период, в который жили неандертальцы, диктовал им свои условия. Чтобы выжить, им пришлось научиться обрабатывать шкуры животных и шить из них различную одежду. Среди орудий труда появились проколки, иглы и шилья. С их помощью шкуры можно было соединить между собой сухожилиями животных. Подобные инструменты изготавливались из кости и чаще всего методом расщепления исходного материала на несколько пластин.

В целом ученые делят находки того периода на три больших группы:

  • рубильца;
  • скребла;
  • остроконечники.

Рубильца напоминали первое орудия труда древнего человека, но имели гораздо меньшие размеры. Они были довольно распространены и использовались в разных ситуациях, к примеру, для нанесения ударов.

Скребла отлично подходили для того, чтобы разделывать туши убитых животных. Неандертальцы умело отделяли шкуру от мяса, которую потом разделяли на небольшие куски. С помощью того же скребла шкуры в дальнейшем обрабатывались, также подходил этот инструмент для создания различных изделий из дерева.

Остроконечники часто использовали в качестве оружия. Неандертальцы имели острые дротики, копья и ножи разного назначения. Для всего этого необходимы были остроконечники.

Эпоха кроманьонцев

Этот вид человека характеризуется высоким ростом, крепкой фигурой и широким набором навыков. Кроманьонцы успешно применяли на практике все изобретения своих предков и придумывали абсолютно новые орудия труда.

В данный период инструменты из камня все еще были крайне распространены, но постепенно люди оценили и другие материалы. Они научились изготавливать различные приспособления из бивней животных и их рогов. Главной деятельностью были собирательство и охота. Поэтому все орудия труда способствовали облегчению этих видов труда. Примечательно, что кроманьонцы научились ловить рыбу, поэтому археологи смогли найти помимо уже известных ножей, лезвий, наконечников для стрел и копий гарпуны и рыболовные крючки, сделанные из бивней и костей животных.

Интересно, что кроманьонцы придумали изготавливать посуду из глины и обжигать ее в огне. Считается, что конец ледникового периода и эпохи палеолита, на который пришелся расцвет культуры кроманьонцев, ознаменовался существенными изменениями в быте первобытных людей.

Мезолит

Данный период ученые датируют промежутком от десятого до шестого тысячелетия до нашей эры. В мезолит мировой океан постепенно повышался, поэтому людям приходилось постоянно приспосабливаться к незнакомым условиям. Они осваивали новые территории и источники пропитания. Естественно, что все это сказывалось на орудиях труда, которые становились более совершенными и удобными.

В эпоху мезолита археологи повсеместно находили микролиты. Под этим термином необходимо понимать орудия труда из камня небольшого размера. Они существенно облегчали труд древних людей и позволяли им создавать искусные изделия.

Считается, что именно в данный период люди впервые стали приручать диких животных. Например, собаки стали верными спутниками охотников и охранниками в крупных поселениях.

Неолит

Это заключительный этап каменного века, в который люди освоили сельское хозяйство, скотоводство и продолжили развивать гончарное мастерство. Такой резкий скачок в развитии человека заметно видоизменил каменные орудия труда. Они приобрели четкую направленность и стали изготавливаться только для той или иной отрасли. К примеру, для обработки земли перед посадкой растений использовали каменные плуги, а собирали урожай специальными инструментами для жатвы с режущими краями. Другие орудия труда позволяли мелко измельчать растения и приготавливать из них еду.

Примечательно, что в эпоху неолита возводились целые поселения из камня. Иногда дома и все предметы внутри них целиком и полностью вырезались из камня. Такие поселки были очень распространены на территории современной Шотландии.

В целом к концу эпохи палеолита человек успешно освоил технику изготовления орудий труда из камня и других материалов. Данный период стал прочным фундаментом для дальнейшего развития человеческой цивилизации. Однако до сих пор древние камни хранят в себе множество секретов, которые манят к себе современных искателей приключений со всего мира.

fb.ru

Древнейшие орудия из камня | История.ру

Древнейшие ручные рубила. Вверху — из Юго-Восточной Азии, внизу — из Африки (Олдовэйское ущелье)

Примерно с 700—600 до 40 тысячелетия до н. э., по определению археологов и геологов, длился тот древнейший период человеческой истории, который называют нижним (или ранним) палеолитом.

Если первые орудия представляли собой необработанные случайные куски камня с острыми краями и простые палки, то с течением времени люди начинают намеренно изготовлять орудия труда из камня, применяя для этого простейшие технические приёмы дробления и раскалывания камней.

Одновременно, надо полагать, они научились заострять свои примитивные орудия из дерева, обжигая острия палок на огне или обрезая их острыми камнями.

Древнейшие деревянные изделия исчезли бесследно, и поэтому наука ничего не может сказать о них.

Очень трудно также отличить расколотые природными силами кремня (так называемые эолиты) от тех грубых первоначальных изделий, которые на первых порах выделывал первобытный человек, намеренно раскалывая кремнёвые желваки и булыжники с целью получения необходимого ему режущего лезвия или острия.



data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″
data-ad-slot=»5810772814″>



data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″
data-ad-slot=»5810772814″>

Тем не менее не может быть сомнения в том, что имеющим правильную и устойчивую форму каменным орудиям предшествовали именно такие бесформенные грубые изделия.

Этот начальный этап первичного использования режущих свойств камня, этап, следующий непосредственно за использованием палок и острых камней в готовом природном виде, должен был охватывать огромный промежуток времени, во всяком случае несколько сотен тысячелетий.

Вслед за тем складываются уже определённые приёмы использования камня. Появляются первые целесообразно оформленные орудия, а не случайно полученные куски камня с режущим лезвием или остриём. Такими первичными орудиями и должны были, очевидно, пользоваться питекантропы.

На территории Западного Пенджаба (современный Пакистан), в древних галечных отложениях реки Соан, были найдены, например, грубые массивные отщепы, бесспорно сделанные рукой человека, получившие название «раннесоанских».

Вместе с ними обнаружены грубые орудия, сделанные из целых галек, грубо отёсанных только на одном конце, в то время как вся остальная поверхность камня оставлена в естественном виде.

Примерно к тому же времени относят одно из местонахождений в Китае, недалеко от Пекина (Чжоукоудянь), где найдены останки животных, относящихся к ранней фазе нижнего плейстоцена.

Там же оказались обожжённые кости и одна двусторонне оббитая галька — «древнейшее изделие человека, известное сейчас на территории Китая»,— как пишет о ней известный китайский археолог Пэй Вэнь-чжун.

К числу таких древнейших орудий принадлежат и грубо обработанные гальки, найденные в разных областях африканского материка: в Кении, Уганде, Марокко, Танганьике и в долине реки Вааля, Они имеют миндалевидную форму.

Один конец их оббит по краям несколькими сколами и превращён в грубое массивное остриё. В Восточной Африке такие орудия оказались в самом основании древних галечных отложении реки Замбези (Олдовэйское ущелье).

Вместе с ними были найдены кости примитивного слона — предка древнего слона, слона-динотерия, зебры, рогатой жирафы. На юге Африки такие орудия найдены в гравии древних террас реки Вааля.

В классической области древнего палеолита Европы, в долине реки Соммы, у города Амьена, в галечных отложениях второй террасы, вместе с подобными изделиями найдены также многочисленные отщепы, изготовленные людьми.

Слегка подправленные вдоль лезвий грубой ретушью, они образуют различного вида примитивные орудия, похожие на острия, а также скрёбла с выпуклым и вогнутым лезвием; форма целиком зависит ещё от очертаний исходного материала, т. е. отщепов.

В тех же галечных слоях встречены кости животных среднеплейстоценового времени — южного слона, древнего слона, носорога Мерка, этрусского носорога, лошади Стенона, саблезубого тигра (махайрода).

www.istoriia.ru

Fenol: Древние каменные орудия труда

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В продолжение своей статьи Обработка природных каменных материалов, которая вызвала неоднозначную реакцию и множество споров, в этот раз я решил написать о том, как и чем обрабатывали природные материалы древние люди. В первую очередь, речь пойдёт о камне.

Чем интересная эта тема? Тем, что, как оказалось, многие читатели и комментаторы не владеют информацией о древних орудиях труда в должной мере и, видимо, ограничились той информацией, которую они получили ещё в школе (на уроках истории в пятом классе, ага). И хотя многое из того, что я тут опубликую, не является каким-то «великим открытием», эти данные могут быть полезны всем любителям древностей, которые интересуются историей техники (инструментов и приспособлений) и её влиянием на наш с вами современный быт. Ибо многое из того, что узнали тогда, дало толчок для развития человечества, а кое-что дошло до нас почти без изменений основных принципов их действия.

Также я хотел бы заметить, что я не владею каким-то писательским даром, поэтому просьба отнестись благосклонно к тому, что я тут опубликую. «Чукча не писатель, чукча читатель», а посему прошу «понять и простить» :).

За основу будет взят вот этот материал.

—————————————————————————————————

Первые каменные орудия

Первыми каменными орудиями труда были орудия из гальки. Самой ранней находкой является найденный чоппер, датируемый 2.7 млн. лет до н. э. Первой археологической культурой, использовавшая каменные орудия труда была археологическая культура Олдувай. Данная культура существовала в период с 2.7 по 1 млн. лет до н. э.

Чопперы использовали еще австралопитеки, однако с их исчезновением изготовление таких орудий труда не остановилось, многие культуры использовали гальку как материал до начала бронзового века.

Австралопитеки изготавливали орудия труда примитивным способом: просто разбивали один камень о другой, а затем просто выбирали подходящий осколок. Вскоре австралопитеки научились обрабатывать такие рубила с помощью костей или других камней. Они работали другим камнем как рубилом, делая острый конец еще более острым.

Так у австралопитеков появилось что-то вроде резака, представлявший собой плоский камень с одной острой гранью. Главное отличие его от рубила было то, что таким резаком не долбили, а резали, например, дерево.

Олдованские чопперы из Дманиси (Южная Грузия, около 1,8 млн. л.н.).Фото предоставлено Е.В.Беляевой (http://antropogenez.ru/zveno-s…)

Революция в изготовлении каменных орудий труда

Приблизительно 100 тыс. лет назад, люди поняли, что сначала более эффективно придать большому камню простые геометрические формы, а затем откалывать от него тонкие каменные пластины.

Часто такая пластина уже не требовала дальнейшей обработке, так как режущая сторона становилась острой после откалывания.

Прорыв в орудийной деятельности

Примерно в 20 тыс. годах до н. э. предки людей догадались, что каменные орудия станут более эффективными, если к ним приделать деревянные ручки, или же ручки из кости, рога животных. Именно в этот период появляются первые примитивные топоры. Кроме этого люди начали делать первые копья с каменными наконечниками, они были существенно крепче, нежели обычные деревянные наконечники.

Когда к дереву придумали прикреплять камень, тогда размер этих орудий труда значительно уменьшился, так появились так называемые микролиты.

Микролиты – это каменные орудия труда небольших размеров. Макролиты в свою очередь большие каменные орудия труда, размер от 3 см, всего, что до 3 см – микролиты.

Во времена палеолита примитивный нож делался из длинного обломка камня, который был острым с одного или двух концов. Теперь же технология изменилась: к деревянной ручке с помощью смолы клеились маленькие осколки камня (микролиты), так получалось примитивное лезвие. Такое орудие труда могло служить оружием, и были значительно длиннее, чем обычный нож, однако оно было не прочным, поскольку микролиты часто ломались при ударе. Такое орудие труда или же оружие было очень простым в изготовлении.

Во время, когда на Земле наступил последний ледниковый период, а точнее когда он уже подходил к концу, у многих племен возникало требование на частично оседлую жизнь, а такой способ жизни требовал некой технической революции, орудия труда должны были стать более совершенными.

Орудия труда времен мезолита

В данном временном промежутке люде научились новым методам обработки каменных орудий труда, среди которых была шлифовка, сверление камня и его пиление.

Шлифовали камень следующим образом: брали камень и терли об мокрый песок, так могло продолжаться несколько десятков часов, но такое лезвие уже было более легким и острым.

Техника сверления также существенно усовершенствовала орудия труда, так как так проще было соединять камень с древком, и такая конструкция была куда прочнее предыдущей.

Шлифовка распространялась очень медленно, широкое использование такой технологии имело место только в четвертом тысячелетии до нашей эры.

Каменные орудия труда в эпоху неолита

В данном периоде существенно было усовершенствовано изготовление микролитов – маленьких каменных орудий. Теперь они имели уже правильную геометрическую форму, собой они об

cont.ws

7 самых древних артефактов

О Древнем мире можно не только читать книги и смотреть кинофильмы. К нему можно приблизиться на очень близкое расстояние и даже прикоснуться. Предлагаем гид по самым древним артефактам, которые есть на планете.

Олдованские орудия труда

Самые примитивные орудия труда человека называют олдованскими (олдуванскими) из-за того, что впервые они были найдены в ущелье Олдувай в Танзании.
Самые древние орудия были найдены в Эфиопии. При раскопках в пустыне Афар (центральная Эфиопия) в местности Хадар были найдены орудия труда возрастом в 2,5 миллиона лет. На раскопках в долине реки Омо в Южной Эфиопии археологи нашли орудия труда, которым около 2,4 – 2,5 миллионов лет. Здесь же были найдены стоянки древних людей.
Доказательством неслучайности сколов на орудиях археологи считают характерные черты обработки: обивка камня с одного или с двух краев, наличие ударного бугорка, а так же концентрация орудий труда в местах, где они не могли образоваться естественным образом.

Между прочим, здесь же, в Эфиопии, американские археологи нашли наконечник копья, возраст которого определили не много не мало – в 280 000 лет. Наконечник изготовлен из вулканического стекла и до сих пор остается очень острым.

Испанские петроглифы

Самыми древними наскальными рисунками являются петроглифы, найденные в Испании на территории пещер Эль Кастилло и Альтамира. Среди самых древних изображений – отпечатки рук, фигурки животных и точки. Они выполнены углем, гематитом и охрой.
Ученым удалось установить точный возраст одного из отпечатков ладони, и оказалось, что рисунку 37 300 лет. Возраст большой красной точки возле этого рисунка еще старше — 40 800 лет.

Для определения возраста рисунков ученые использовали кальцит, которым покрыты изображения. Дело в том, что в ходе отложения кальцита на рисунки в минерал попадали радиоактивные атомы урана, которые при распаде образуют торий. Соотношение элементов ученые применили как часы времени, и вычислили время начала формирования кальцита.
Правда, до сих пор археологи спорят, кто именно оставил рисунки – человек разумный (Homo Sapiens) или же они принадлежат неандертальцам.

Германская древняя статуэтка

Самое древнее изображение человека было найдено в Германии археологом Николасом Конардом. Это крохотная женская фигурка, вырезанная из бивня мамонта, была обнаружена в карстовой пещере Холе-Фельс в Швабском Альбе, которая находится всего в километре от города Шельклинген.
Размеры статуэтки: 59,7 мм X 31,3 мм X 34,6 мм. Вес – 33,3 грамма. Изначально статуэтка была расколота на шесть частей, и у нее до сих пор не хватает руки и плеча.

Возраст фигурки был определен с помощью радиоуглеродного анализа, которому подверглись фрагменты останков животных, рядом с которыми ее нашли. Разброс данных оказался достаточно велик. Возраст статуэтки оценивается в 44 000 лет.
Автор находки Конрад считает, что фигурка женщины принадлежит к культуре ориньяк и определяет ее возраст как 40 000 лет.

Статер Гигеса

Самой старой монетой в мире является лидийский статер. Монета была золотой и имела массу в 14 граммов. Еще историк Геродот писал о лидийцах: «Первыми из людей они, стали чеканить монету и занялись мелочной торговлей».
Статер чеканили с 685 по 652 годы при лидийском царе Гигесе, родоначальнике династии Мермнадов. На реверсе монеты был изображен лев, олицетворявший столицу Лидии Сарды, а на аверсе – непонятные прямоугольные символы.

Позже статеры распространилась на все Средиземноморье и получили распространение в Персии. На статерах появилась изображение бегущей лисицы, имеющее сакральное значение.

Донецкие солнечные часы

Солнечные часы, датируемые 13-12 веками до н.э. были найдены в 2011 году
в могильнике «Попов Яр II», который находится к северо-западу от Донецка и принадлежит так называемой срубной культуре, представители которой являлись предками скифов.
Часы представляют собой резную плиту размером 100 на 70 сантиметров, весом в 130 килограммов, с линиями и кругами на обеих сторонах. В отличие от обычных солнечных часов, в которых используется неподвижный вертикальный гномон, на донецких часах предполагалось использование подвижного гномона, что учитывало угол наклона оси Земли. При этом часы были сделаны для использования именно на той широте, на которой их и нашли. Скорее всего, они принадлежали молодому человеку, который был похоронен в кургане.

Антикитерский механизм

Антикитерский механизм был найден в 1900 году греческим водолазом Ликопантисом среди обломков затонувшего греческого судна в Эгейском море. Артефакт представляет собой несколько бронзовых шестерен, закрепленных внутри кусков известняка. Ученым с помощью рентгена, а потом и томографа удалось выяснить, что это уникальный механический вычислитель, с помощью которого древние греки определяли день недели, год, время, а так же вычисляли пути движения Солнца, Луны, Марса, Венеры, Меркурия, Сатурна и Юпитера. Обратная сторона механизма использовалась для предсказания солнечных и лунных затмений.
Скорее всего, древний корабль шел с острова Родос, на котором когда-то жил греческий астроном и математик Гиппарх Никейский. По монетам, найденным на месте крушения корабля Жаком Кусто, было определено, что механизм был создан примерно в 85 году до н.э. Есть мнение, что механизм изобрел сам Архимед.

 

Допотопный Шигирский идол

Самый древний деревянный артефакт был найден в 1890 году на территории Шигирского болота на Урале в России. На втором Курьинском прииске старатели из-под четырехметрового слоя торфа извлекли фрагменты загадочного артефакта, вошедшего в историю под названием Большого Шигирского идола. Кроме него было найдено больше 3 000 других находок – от наконечников стрел до деревянных ложек и даже погребение женщины.
Лиственничный идол хорошо сохранился благодаря торфу. К сожалению, позже нижняя часть его была утрачена. Артефакт покрыт геометрическими узорами, означавшими природные стихии, на широких плоскостях вырезаны лица. Венчает его объемное изображение головы.
Сейчас идол хранится в Свердловском областном краеведческим музее. В 1997 году он начал разрушаться, понадобилась срочная консервация. Ученые решили провести углеродный анализ древесины. Анализ проводили в Институте истории материальной культуры в Санкт-Петербурге. Он показал, что артефакту 9 500 лет. То есть в соответствии с представлениями христиан он может быть создан еще до Всемирного потопа.

animalworld.com.ua

1.1 Искусство первобытного общества. | Искуству.ру

Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени — всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней.

Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала).

Хорошо сохранилась на стенах пещер — входы оказались наглухо заваленными тысячелетия назад, там поддерживалась одна и та же температура и влажность.

Сохранилась не только настенная живопись, но и другие свидетельства деятельности человека — четкие следы босых ног взрослых и детей на сыром полу некоторых пещер.

Причины зарождения творческой деятельности и функции первобытного искусства Потребность человека в красоте и творчестве.

Верования того времени. Человек изображал тех, кого почитал. Люди того времени верили в магию: они считали, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу или исход охоты. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.

Периодизация

Сейчас наука меняет свое мнение о возрасте земли и временные рамки меняются, но мы будем изучать по общепринятым названиям периодов.
1. Каменный век
1.1 Древнекаменный век – Палеолит. … до 10 тыс. до н.э.
1.2 Среднекаменный век – Мезолит. 10 – 6 тыс. до н.э.
1.3 Новокаменный век – Неолит. С 6 – по 2 тыс. до н.э.
2. Эпоха бронзы. 2 тыс. до н.э.
3. Эпоха железа. 1 тыс. до н.э.

Палеолит

Орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи — каменный век.
1. Древний или нижний палеолит. до 150 тыс. до н.э.
2. Средний палеолит. 150 – 35 тыс. до н.э.
3. Верхний или поздний палеолит. 35 – 10 тыс. до н.э.
3.1 Ориньяк-Солютрейский период. 35 – 20 тыс. до н.э.
3.2. Период Мадлен. 20 – 10 тыс. до н.э. Данное название период получил от наименования пещеры Ла Мадлен, где были найдены росписи, относящиеся к данному времени.

Самые ранние произведения первобытного искусства относятся к позднему палеолиту. 35 – 10 тыс. до н.э.
Ученые склоняются к тому, что натуралистическое искусство и изображение схематических знаков и геометрических фигур возникли одновременно.
Макаронные рисунки. Оттиски руки человека и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Первые рисунки времен палеолита (древний каменный век, 35–10 тыс. до н.э.) были обнаружены в конце 19 в. испанским археологом-любителем графом Марселино де Саутуолой в трех километрах от его родового поместья, в пещере Альтамира.


Случилось это так:
«археолог решил обследовать одну пещеру в Испании и взял с собой свою маленькую дочь. Внезапно она закричала: «Быки, быки!» Отец засмеялся, но когда поднял голову, то увидел на потолке пещеры огромные, написанные красками фигуры бизонов. Одни из бизонов были изображены стоящими на месте, другие бросающимися с наклоненными рогами на врага. Поначалу ученые не поверили, что первобытные люди могли создать подобные произведения искусства. Только 20 лет спустя были обнаружены многочисленные произведения первобытного искусства в других местах и подлинность пещерной живописи была признана».

Живопись Палеолита

Пещера Альтамира. Испания.
Поздний Палеолит (эпоха Мадлен 20 – 10 тыс.лет до н.э.).
На своде пещерной камеры Альтамиры изображено целое стадо крупных, близко расположенных друг к другу бизонов.

Панно бизонов. Расположено на потолке пещеры. Замечательные полихромные изображения содержат черный и все оттенки охры, сочные краски, наложенные где-то плотно и однотонно, а где-то с полутонами и переходами от одного цвета к другому. Толстый красочный слой до нескольких см. Всего на своде изображено 23 фигуры, если не принимать во внимание те, от которых сохранились лишь контуры.


Фрагмент. Бизон. Пещера Альтамира. Испания. Поздний палеолит. Освещали пещеры лампами и воспроизводили по памяти. Не примитивизм, а высшая степень стилизации. При открытии пещеры считали, что это имитация охоты – магический смысл изображения. Но на сегодняшний день есть версии, что целью было искусство. Зверь был необходим человеку, но он был страшен и трудноуловим.


Фрагмент. Бык. Альтамира. Испания. Поздний Палеолит.
Красиво коричневые оттенки. Напряженная остановка зверя. Использовали естественный рельеф камня, изображали на выпуклости стены.


Фрагмент. Бизоны. Альтамира. Испания. Поздний Палеолит.
Переход к полихромному искусству, более темная обводка.

Пещера Фон-де-Гом. Франция

Поздний Палеолит.
Характерны силуэтные изображения, намеренное искажение, утрирование пропорций. На стенах и сводах небольших залов пещеры Фон-де-Гом нанесено по меньшей мере около 80 рисунков, в основном бизоны, две бесспорные фигуры мамонтов и даже волк.


Пасущийся олень. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.
Изображение рогов в перспективе. Олени в это время (конец эпохи Мадлен) вытеснили других животных.


Фрагмент. Бизон. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.
Подчеркнут горб и гребень на голове. Перекрытие одного изображения другим – полипсест. Детальная проработка. Декоративное решение хвоста. Изображение домиков.


Волк. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.

Пещера Нио. Франция

Поздний Палеолит.
Круглый зал с рисунками. В пещере нет изображений мамонтов и др. животных ледниковой фауны.


Лошадь. Нио. Франция. Поздний Палеолит.
Изображена уже с 4-мя ногами. Силуэт обведен черной краской, внутри заретушировано желтым. Характер лошадки типа пони.


Каменный баран. Нио. Франция. Поздний Палеолит. Частично контурное изображение, сверху прорисована шкура.


Олень. Нио. Франция. Поздний Палеолит.


Бизон. Нио. Нио. Франция. Поздний Палеолит.
Среди изображений больше всего бизонов. Некоторые из них показаны ранеными, стрелами черного и красного цвета.


Бизон. Нио. Франция. Поздний Палеолит.

Пещера Ласко

Случилось так, что именно дети, причём совсем нечаянно, нашли самые интересные пещерные росписи в Европе:
«В сентябре 1940 г. близ местечка Монтиньяк, на Юго-западе Франции, четыре школьника старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, вызывавшая их любопытство. Ходили слухи, будто это вход в подземелье, ведущее в соседний средневековый замок.
Внутри оказалась еще дыра меньших размеров. Один из ребят бросил в нее камень и по шуму падения заключил, что глубина порядочная. Он расширил отверстие, вполз внутрь, чуть не упал, зажег фонарик, ахнул и позвал других. Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели на них какие-то огромные звери, дышащие такой уверенной силой, подчас казалось, готовой перейти в ярость, что им стало жутко. И в то же время сила этих звериных изображений была так величественна и убедительна, что им почудилось, будто они попали в какое-то волшебное царство.»

Пещера Ласко. Франция.
Поздний Палеолит (эпоха Мадлен, 18 – 15 тыс. л.до н.э.).
Называют первобытной Сикстинской капеллой. Состоит из нескольких больших помещений: ротонда; основная галерея; проход; апсида.
Красочные изображения на известковой белой поверхности пещеры.
Сильно утрированы пропорции: большие шеи и животы.
Контурные и силуэтный рисунки. Четкие изображения без наслоений. Большое количество мужских и женских знаков (прямоугольник и много точек).


Сцена охоты. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.
Жанровое изображение. Убитый копьем бык боднул человека с птичьей головой. Рядом на палочке птица – может его душа.


Бизон. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.


Лошадь. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.


Мамонты и лошади. Капова пещера. Урал.
Поздний Палеолит.

КАПОВА ПЕЩЕРА — на Юж. м Урале, на р. Белая. Образовалась в известняках и доломитах. Коридоры и гроты расположены двумя этажами. Общая длина свыше 2 км. На стенах — позднепалеолитические живописные изображения мамонтов, носорогов

Скульптура палеолита

Искусство малых форм или мобильное искусство (мелкая пластика)
Неотъемлемую часть искусства эпохи Палеолита составляют предметы, которые принято называть «мелкая пластика».
Это — три типа объектов:
1. Статуэтки и иные объемные изделия, вырезанные из мягкого камня или из других материалов (рог, бивень мамонта).
2. Уплощенные предметы с гравировками и росписями.
3. Рельефы в пещерах, гротах и под природными навесами.
Рельеф выбивался глубоким контуром или стесывался фон вокруг изображения.

Рельеф

Одной из первых находок, называемых мелкой пластикой, была костяная пластина из грота Шаффо с изображениями двух ланей или оленух:
Олени, переплывающие реку. Фрагмент. Резьба по кости. Франция. Поздний палеолит (мадленский период).

Все знают замечательного французского писателя Проспера Мериме, автора увлекательного романа «Хроника царствования Карла IX», «Кармен» и других романтических новелл, но мало кто знает, что он служил инспектором по охране исторических памятников. Именно он и передал в 1833 г. эту пластинку в только организуемый в центре Парижа исторический музей Клюни. Теперь она хранится в Музее национальных древностей (Сен-Жермен ан Ле).
Позднее в гроте Шаффо был обнаружен культурный слой эпохи верхнего палеолита. Но тогда, так же, как это было с живописью пещеры Альтамира, и с другими изобразительными памятниками эпохи палеолита, никто не мог поверить, что это искусство старше древнеегипетского. Поэтому подобные гравировки считались образцами кельтского искусства (V-IV вв. до Р.Х.). Только в конце XIX в., опять же, как и пещерную живопись, их признали древнейшими после того, как они были найдены в палеолитическом культурном слое.

Очень интересны статуэтки женщин. Большинство из этих фигурок небольших размеров: от 4 до 17 см. Делалась из камня или бивней мамонта. Их самым заметным отличительным признаком является преувеличенная «дородность», они изображают женщин с грузными фигурами.


«Венера с кубком». Барельеф. Франция. Верхний (поздний) палеолит.
Богиня ледяного периода. Канон изображения – фигура вписана в ромб, а живот и грудь – в круг.

Скульптура — мобильное искусство.
Практически все, кто изучал палеолитические женские статуэтки, с теми или иными различиями в деталях, объясняют их как культовые предметы, амулеты, идолы и т.п., отражающие идею материнства и плодородия.


«Виллендорфская Венера». Известняк. Виллендорф, Нижняя Австрия. Поздний палеолит.
Компактная композиция, нет черт лица.


«Дама в капюшоне из Брассемпуи». Франция. Поздний палеолит. Кость мамонта.
Проработаны черты лица и прическа.

В Сибири, в Прибайкалье была найдена целая серия своеобразных статуэток совершенно иного стилистического облика. Наряду с такими же, как в Европе, грузными фигурками обнаженных женщин, здесь есть статуэтки стройных, вытянутых пропорций и, в отличие от европейских, они изображены одетыми в глухие, скорее всего меховые одежды, похожие на «комбинезоны».
Это находки на стоянках Буреть на р.Ангаре и Мальта.

Выводы
Наскальная живопись. Особенности живописного искусства палеолита – реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика.
Мелкая пластика.
В изображении животных – те же черты, что и в живописи (реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика).
Палеолитические женские статуэтки – это культовые предметы, амулеты, идолы и т. п., они отражают идею материнства и плодородия.

Мезолит

(Среднекаменный век) 10 – 6 тыс. до н.э.

После таяния ледников исчезла привычная фауна. Природа становится более податливой для человека. Люди становятся кочевниками.
С изменением образа жизни взгляд человека на мир становится более широким. Его интересует не отдельный зверь или случайная находка злаков, но активная деятельность людей, благодаря которой они находят и целые стада зверей, и поля или леса богатые плодами.
Так в мезолите зарождается искусство многофигурной композиции, в которой уже не зверь, а человек играет главенствующую роль.
Перемена в области искусства:
главным героям изображения становится не отдельный зверь, а люди в каком-либо действии.
Задача не в правдоподобном, точном изображении отдельных фигур, а в передаче действия, движения.
Часто изображаются многофигурные охоты, появляются сцены сбора меда, культовые танцы.
Меняется характер изображения – вместо реалистичного и полихромного оно становится схематичным и силуэтным. Используются локальные цвета — красный или черный.


Сборщица меда из улья, окруженная роем пчел. Испания. Мезолит.

Практически везде, где были обнаружены плоскостные или объемные изображения эпохи верхнего палеолита, в художественной деятельности людей последующей эпохи мезолит как будто наступает пауза. Может быть, этот период еще плохо изучен, может быть, изображения, сделанные не в пещерах, а на открытом воздухе, со временем смыло дождями и снегом. Может быть, среди петроглифов, которые очень трудно точно датировать, есть относящиеся к этому времени, но мы пока не умеем их распознавать. Показательно, что и предметы мелкой пластики при раскопках мезолитических поселений встречаются крайне редко.

Из памятников мезолита можно назвать буквально единицы: Каменная Могила на Украине, Кобыстан в Азербайджане, Зараут-Сай в Узбекистане, Шахты в Таджикистане и Бхимпетка в Индии.

Кроме наскальной живописи в эпоху мезолита появляются петроглифы.
Петроглифы – это выбитые, вырезанные или процарапанные наскальные изображения.
При высекании рисунка древние художники сбивали острым орудием верхнюю, более темную часть горной породы, и поэтому изображения заметно выделяются на фоне скалы.

На юге Украины, в степи есть каменистый холм из пород песчаника. В результате сильного выветривания на его склонах образовалось несколько гротов и навесов. В этих гротах и на других плоскостях холма с давних пор известны многочисленные резные и процарапанные изображения. В большинстве случаев они прочитываются с трудом. Иногда же угадываются образы животных — быков, козлов. Эти изображения быков ученые относят к эпохе мезолита.



Каменная могила. Юг Украины. Общий вид и петроглифы. Мезолит.

К югу от Баку между юго-восточным склоном Большого Кавказского хребта и берегом Каспия расположена небольшая равнина Гобустан (страна оврагов) с возвышенностями в виде столовых гор, сложенных известняком и другими осадочными породами. На скалах этих гор находится много разновременных петроглифов. Большинство из них было открыто в 1939 г. Наибольший интерес и известность получили крупные (больше 1 м ) изображения женских и мужских фигур, сделанные глубокими резными линиями.
Много изображений животных: быков, хищников и даже пресмыкающихся и насекомых.


Кобыстан (Гобустан). Азербайджан (территория бывш. СССР). Мезолит.

Грот Зараут-Камар
В горах Узбекистана, на высоте около 2000 м над уровнем моря, находится широко известный не только среди специалистов-археологов памятник — грот Зараут-Камар. Расписные изображения были открыты в 1939 г. местным охотником И.Ф.Ламаевым.
Роспись в гроте сделана охрой разных оттенков (от красно-коричневой до лиловатой) и представляет собой четыре группы изображений, в которых участвуют антропоморфные фигуры и быки.
Здесь группа, в которой большинство исследователей видит охоту на быка. Среди антропоморфных фигур, окруживших быка, т.е. «охотников» различаются два типа: фигуры в расширяющихся книзу одеждах, без луков и «хвостатые» фигурыс поднятыми и натянутыми луками. Эту сцену можно трактовать как реальную охоту замаскированных охотников, и как некий миф.


Роспись в гроте Шахты, вероятно, самая древняя в Средней Азии.
«Что означает слово Шахты, — пишет В.А.Ранов, — я не знаю. Возможно, оно происходит от памирского слова «шахт», что значит скала».

В северной части Центральной Индии вдоль речных долин тянутся огромные скалы с множеством пещер, гротов и навесов. В этих естественных укрытиях сохранилось очень много наскальных изображений. Среди них выделяется местонахождение Бхимбетка (Бхимпетка). Судя по всему эти живописные изображения относятся к мезолиту. Правда, не следует забывать о неравномерности в развитии культур разных регионов. Мезолит Индии может оказаться на 2-3 тысячелетия более древним, чем в Восточной Европе и в Средней Азии.


Сцена охоты. Испания.
Некоторые сцены загонных охот с лучниками в росписях испанского и африканского циклов – как бы воплощение самого движения, доведенного до предела, сконцентрированного в бурном вихре.

Неолит

(Новокаменный век)с 6 по 2 тыс. до н.э.

Неолит — новокаменный век, последняя стадия каменного века.
Периодизация. Вступление в неолит приурочивается к переходу культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и/или скотоводство) типу хозяйства. Данный переход называют неолитической революцией. Окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия, то есть началом медного, бронзового или железного века.
Разные культуры вступили в этот период развития в разное время. На Ближнем Востоке неолит начался около 9,5 тыс. л. до н. э. В Дании неолит датируется 18 в. до н.э., а у коренного населения Новой Зеландии – маори – неолит существовал еще в 18 в. н.э.: до прихода европейцев маори пользовались отполированными каменными топорами. Некоторые народы Америки и Океании до сих пор не вполне перешли из каменного века в железный.

Неолит, как и другие периоды первобытной эпохи, не является определенным хронологическим периодом в истории человечества в целом, а характеризует лишь культурные особенности тех или иных народов.

Достижения и занятия
1. Новые черты общественной жизни людей:
— Переход от матриархата к патриархату.
— В конце эпохи в некоторых местах (Передняя Азия, Египет, Индия) сложилась новая формация классового общества, то есть началось социальное расслоение, переход от родового-общинного строя к классовому обществу.
— В это время начинают строиться города. Одним из самых древних городов считается Иерихон.
— Некоторые города были хорошо укреплены, что говорит о существовании в то время организованных войн.
— Стали появляться армии и профессиональные воины.
— Можно вполне сказать, что с эпохой неолита связано начало формирования древних цивилизаций.

2. Началось разделение труда, формирование технологий:
— Главное – простое собирательство и охота как основные источники пропитания постепенно сменяются земледелием и скотоводством.
Неолит называют «веком отполированного камня». В эту эпоху каменные орудия не просто обкалывались, но уже выпиливались, шлифовались, сверлились, затачивались.
— В число важнейших орудий в неолите входит топор, ранее неизвестный.
развиваются прядение и ткачество.

В оформлении домашней утвари начинают появляться образы животных.


Топор в форме лосиной головы. Полированный камень. Неолит. Исторический музей. Стокгольм.


Деревянный ковш из Горбуновского торфяника близ Нижнего Тагила. Неолит. ГИМ.

Для неолита лесной зоны рыболовство становится одним из ведущих видов хозяйства. Активное рыболовство способствовало созданию определённых запасов, что в сочетании с охотой на зверя давало возможность жить на одном месте круглый год.
Переход к оседлому образу жизни привёл к появлению керамики.
Появление керамики – один из основных признаков неолитической эпохи.

Селение Чатал-Гуюк (Восточная Турция) является одним из мест, где были найдены самые древние образцы керамики.


Дом в Чатал-Гуюке. Реконструкция.


Керамика Чатал-Гуюка. Неолит.


Главное божество Чатал-Гуюка.


Кубок из Ледце (Чехия). Глина. Культура колоколовидных кубков. Энеолит (медно-каменный век).

Памятники неолитической живописи и петроглифы чрезвычайно многочисленны и рассеяны на огромных территориях.
Скопления их встречаются чуть ли не повсюду в Африке, восточной Испании, на территории бывшего СССР — в Узбекистане, Азербайджане, на Онежском озере, у Белого моря и в Сибири.
Наскальная живопись неолита подобна мезолитической, но сюжет становится более разнообразным.


«Охотники». Наскальная живопись. Неолит (?). Южная Родезия.

На протяжении приблизительно трехсот лет внимание ученых приковывала к себе скала, известная под названием «Томская писаница».
«Писаницами» называют изображения нарисованные минеральной краской или высеченные на гладкой поверхности стены в Сибири.
Еще в 1675 году один из отважных русских путешественников, имя которого, к сожалению, осталось неизвестным, записал:
«Не дошед острогу (Верхнетомский острог) на краи Томи лежит камень велик и высок, а на нем написано звери, и скоты, и птицы, и всякие подобия…»
Настоящий научный интерес к этому памятнику возник уже в XVIII веке, когда по указу Петра I в Сибирь была направлена экспедиция для изучения ее истории и географии. Результатом экспедиции стали опубликованные в Европе шведским капитаном Страленбергом, участвовавшим в поездке, первые изображения томской писаницы. Эти изображения не были точной копией томской писаницы, а передавали лишь самые общие очертания скал и размещение на ней рисунков, но ценность их состоит в том, что на них можно видеть рисунки, не сохранившиеся до наших дней.


Изображения томской писаницы, выполненные шведским мальчиком К.Шульманом, путешествовавшим вместе со Страленбергом по Сибири.

Для охотников главным источником существования были олени и лоси. Постепенно эти животные стали приобретать мифические черты — лось был «хозяином тайги» наравне с медведем.
Образу лося принадлежит в Томской писанице главная роль: фигуры повторяются много раз.
Абсолютно верно переданы пропорции и формы тела животного: его длинное массивное туловище, горб на спине, тяжелая большая голова, характерный выступ на лбу, вздутая верхняя губа, выпуклые ноздри, тонкие ноги с раздвоенными копытами.
На некоторых рисунках на шее и туловище лосей показаны поперечные полосы.


Лоси. Томская писаница. Сибирь. Неолит.

…На границе между Сахарой и Феццаном, на территории Алжира, в горной местности, именуемой Тассили-Аджер, высятся рядами голые скалы. Ныне этот край иссушен ветром пустыни, выжжен солнцем и почти ничего не произрастает в нем. Однако раньше в Сахаре зеленели луга…



Наскальная живопись бушменов. Неолит.
— Острота и точность рисунка, грация и изящество.
— Гармоническое сочетание форм и тонов, красота людей и животных, изображенных с хорошим знанием анатомии.
— Стремительность жестов, движений.

Мелкая пластика неолита обретает, также как и живопись, новые сюжеты.


«Человек, играющий на лютне». Мрамор (из Кероса, Кикладские острова, Греция). Неолит. Национальный археологический музей. Афины.

Схематизм, присущий живописи неолита, который сменил палеолитический реализм, проник и в мелкую пластику.


Схематичное изображение женщины. Пещерный рельеф. Неолит. Круазар. Департамент Марна. Франция.


Рельеф с символическим изображением из Кастеллуччо (Сицилия). Известняк. Ок. 1800—1400 до н.э. Национальный археологический музей. Сиракузы.

Выводы

Наскальная живопись мезолита и неолита
Между ними не всегда можно провести точную грань.
Но это искусство очень отлично от типично палеолитического:
— Реалистичность, точно фиксирующая образ зверя как мишень, как заветную цель, сменяется более широким взглядом на мир, изображением многофигурных композиций.
— Появляется стремление к гармоническому обобщению, стилизации и, главное, — к передаче движения, к динамизму.
— В палеолите была монументальность и незыблемость образа. Здесь – живость, вольная фантазия.
— В изображениях человека появляется стремление к изяществу (например, если сравнить палеолитических «Венер» и мезолитическое изображение женщины, собирающей мед, или неолитических бушменских танцовщиц).

Мелкая пластика:
— Появляются новые сюжеты.
— Большее мастерство исполнения и владение ремеслом, материалом.

Достижения

Палеолит
— Нижний Палеолит
> > приручение огня, каменные орудия
— Средний Палеолит
> > выход из Африки
— Верхний Палеолит
> > праща

Мезолит
— микролиты, лук, каноэ

Неолит
— Ранний неолит
> > сельское хозяйство, скотоводство
— Поздний неолит
> > керамика

Энеолит (Медный век)
— металлургия, лошадь, колесо

Бро́нзовый век

Бро́нзовый век характеризуется ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы.
Бронзовый век сменил медный век и предшествовал железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.
Искусство становится более разнообразным, распространяется географически.

Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям — они были крупного размера и сразу бросались в глаза.

Мегалитическая архитектура

В 3 — 2 тыс. до н.э. появились своеобразные, огромного размера сооружения из каменных глыб. Эта древнейшая архитектура получила название мегалитической.

Термин «мегалит» произошел от греческих слов «мегас» – «большой»; и «литос» – «камень».

Своим появлением мегалитическая архитектура обязана первобытным верованиям. Мегалитическую архитектуру принято разделять на несколько типов:
1. Менгир – одиночный вертикально стоящий камень, высотой более двух метров.
На полуострове Бретань во Франции на целые километры растянулись поля т.н. менгиров. На языке кельтов, позднейщих обитателей полуострова, название этих каменных столбов высотою в несколько метров означает «длинный камень».
2. Трилит — сооружение, состоящее из двух вертикально поставленных камней и перекрытых третьим.
3. Дольмен — сооружение, стены которого составлены из огромных каменных плит и перекрыты крышей из такого же монолитного каменного блока.
Первоначально дольмены служили для погребений.
Трилит можно назвать простейшим дольменом.
Многочисленные менгиры, трилиты и дольмены располагались в местах, которые почитались священными.
4. Кромлех – это группа менгиров и трилитов.


Каменная могила. Юг Украины. Антропоморфные менгиры. Бронзовый век.


Трилит. Бретань. Франция. Бронзовый век.


Дольмен. г. Пшада. Юг России. Неолит.


Стоунхендж. Кромлех. Англия. Эпоха бронзы. 3 – 2 тыс. до н.э. Его диаметр – 90 м, состоит из каменных глыб, каждая из которых весит ок. 25 т.Любопытно, что горы, откуда доставили эти камни, находятся в 280 км от Стоунхенджа.
Состоит из трилитов, расположенных по кругу, внутри подкова из трилитов, в середине – голубые камни, а в самом центре – пяточный камень (в день летнего солнцестояния светило оказывается точно над ним). Предполагается, что Стоунхэндж являлся храмом посвященным солнцу.

Эпоха железа (Железный век)

1 тыс. до н.э.

В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века так называемый звериный стиль.


Бляшка «Олень». 6 век до н.э. Золото. Эрмитаж. 35,1х22,5 см. Из кургана в Прикубанье. Рельефная пластина была найдена прикрепленной на круглом железном щите в погребении вождя. Образец зооморфного искусства («звериного стиля»). Копыта оленя выполнены в виде «большеклювой птицы».
Нет ничего случайного,лишнего – законченная, продуманная композиция. Все в фигуре условно и предельно правдиво, реалистично.
Ощущение монументальности достигается не размером, а благодаря обобщенности формы.


Пантера. Бляха, украшение щита. Из кургана близ станицы Келермесской. Золото. Эрмитаж.
Эпоха железа.
Служила украшением щиту. Хвост и лапы украшены фигурами свернувшихся хищников.


Навершие с птицами. Бронза. Эрмитаж.
Эпоха железа


Поясная бляха. Орел, терзающий тигра. Золото.
Эпоха железа. Равновесие между реализмом и стилизацией нарушается в пользу стилизации.

Культурные связи с Древней Грецией, странами древнего Востока и Китаем способствовали появлению новых сюжетов, образов и изобразительных средств в художественной культуре племён южной Евразии.


Ножны. Фрагмент. Кон. 5 – нач. 4 в. до н.э. Золото, чеканка. Эрмитаж. Изображены сцены битвы между варварами и греками. Найдены в кургане Чертомлык, близ Никополя.


Гребень. кон. 5 — нач. 4 вв. до н.э. Золото. Выс. 12,3. Курган Солоха.
Запорожская обл. Эрмитаж.

Выводы

Скифское искусство – «звериный стиль». Поразительная острота и напряженность изображений. Обобщенность, монументальность. Стилизация и реализм.

iskusstvu.ru

Древние орудия труда

Самое древнее орудие труда очень легко встретить. Выйдите во двор, найдите любой большой камень который удобно держать одной рукой – и вот оно, самое первое древнее орудие труда. Изначально, когда древнему человеку было нужно что-то тяжелое и твердое он просто брал любой камень. Достоверно определить период использования таких орудий невозможно, так как они практически ничем не отличаются от природных. Прорыв в обработке наступил, когда люди поняли, что оббивая края одного камня другим можно получить острый край, удобный для рубки.

Так появились первые рубила, галечной обработки. Можно выделить несколько признаков подобных орудий труда:

  • удобный округлый обух без выступов для хвата одной рукой;
  • количество намеренных сколов на противоположной обуху стороне мало или незначительно. Сами сколы крупные, неровные;
  • орудия этого времени обычно довольно велики, размером примерно с топор.

Методы обработки древних орудий со временем совершенствовались. Пластинки или чешуйки, так называемые отщепы, снимаемые с обрабатываемого куска кремня, становились небольшими и однотипными. Такой метод обработки древних орудий называется археологами ретушью.

Ретушь в процессе развития претерпела несколько изменений. Самый простой способ снять отщеп кремня – это ударить по нему другим кремнем или таким же твердым камнем. Минусы этого способа очевидны – сложно точно рассчитать силу и направление удара, что может привести к полной поломке всей заготовки, и как следствие к напрасной трате многих часов работы. Однако, даже таким способом у древних людей получалось создать новый тип орудий – остроконечники. К такому типу можно отнести орудия с двумя режущими кромками — например наконечники копий или ножи.

Рис. 1 – Древние орудия труда

Следует уточнить что названия орудий условны, так как не дошли до нас из древности, а были даны археологами, обнаружившими их в ходе раскопок и предложившими варианты их использования. Позднее оказалось, что далеко не все названия были даны верно. Так, например, скребло использовалось не только для выделки шкур животных, но и как нож при разделке туш и как инструмент обработки дерева. Такая универсальность использования во многом была обусловлена двумя факторами – с одной стороны кочевой образ жизни обязывал носить все инструменты с собой, так как найти качественный материал для изготовления орудий было довольно сложно, а с другой стороны большое количество каменных инструментов при отсутствии удобных способов транспортировки должно было вызывать огромные неудобства.

Появление таких методов обработки орудий как отжимная и контрударная ретушь дало возможность более тонкой отделки. При таком методе отщепы снимались точечным надавливанием палкой или костью на край обрабатываемой пластинки. Орудия после такой обработки выглядят шершавыми, с многочисленными выемками. Этот метод более точный и позволял изготавливать тонкие, миниатюрные орудия – такие как наконечники стрел.

Некоторые племена оказались в более выгодных территориальных условиях, так, например, люди, жившие недалеко от вулканов получили доступ к обсидиану или вулканическому стеклу. Обработка этого материала была значительно более удобной ввиду его природных свойств. Тем племенам, которые жили далеко от источника качественного материала, приходилось совершать дальние путешествия к ним и на месте заготавливать призматические нуклеусы (рис. 2) – специальные заготовки с которых в дальнейшем делались отщепы.

Рис. 2 – Нуклеусы и получение отщепов

Вместе с улучшением обработки камня так же улучшалась и обработка других материалов – дерева, рога и кости или бивня. Появились методы сверления камня и кости. Кость и рог обрабатывались скоблением, резкой и пилкой. Зачастую рукоять инструмента делалась из этих материалов, в ней вытачивалась продольная ложбинка, туда вставлялись острые пластинки кремня и заливались смолой.

Из кости изготавливали древние орудия труда – шилья и иглы, которые практически ничем не отличались от современных, за исключением отсутствия в них ушка. В дальнейшем улучшение обработки инструментов дало возможность наносить различные орнаменты и рисунки на поверхность орудий. Подобное украшение орудий говорило об их значимости: хорошо изготовленный нож в древности мог передаваться из поколения в поколение.

vse-lekcii.ru

Рембрандты каменного века. Древнейшие произведения искусства

Похоже, именно способность создавать произведения искусства остается едва ли не единственным свойством, отличающим человека от других живых существ. Когда-то человека называли «животным, изготовляющим орудия труда». Но оказывается, что орудия умеют использовать обезьяны, причем не только человекообразные. А вот нарисовать картину или вырезать фигурку из кости может только человек. Поговорим же о самых древних проявлениях тяги человека к художественному творчеству.

Автор фото: Rameessos
Источник: http://www.nat-geo.ru/

Фото: Галька из Макапансгата

Галька из Макапансгата

Даже самых высокоорганизованных животных, по идее, заботят только вопросы, касающиеся выживания и размножения. Мы же сейчас говорим о действиях, которые напрямую не помогают в выживании – таких, как занятия искусством. Вот древнейшая археологическая находка, свидетельствующая о «неутилитарных действиях» наших предков. 

Автор фото: Австралопитек африканский. Реконструкция выполнена Романом Евсеевым (1)

В пещере Макапансгат на территории современной ЮАР был обнаружен удивительный камешек – красная, круглая галька с естественными отверстиями, похожими на лицо. Галька найдена среди останков африканских австралопитеков, которые обитали в Южной Африке от 3.5 до 2.5 миллионов лет назад.

Ученые, исследовавшие этот забавный камень, установили, что порода, из которой он состоит, не характерна для данной местности.

Вероятно, камень принесен древними гоминидами в пещеру с расстояния не менее чем 30 километров.

Фото: Пещера Макапансгата (2)

Камешек весом около 250 грамм, конечно, нельзя назвать произведением искусства древних. Единственная его особенность – случайная схожесть с лицом. Видимо, из-за этого какой-то гоминид притащил его в пещеру, хотя у австралопитеков не было сумок и, тем более, одежды с карманами, в которых можно было бы носить всякие безделушки. Находка говорит о возможном наличии у австралопитеков некоего художественного видения, появлении воображения и абстрактного мышления, что связано с развитием мозга и зрения. (3)

 

Фото: Камни-головы из различных мест и времени.

Камни-головы

При раскопках некоторых стоянок древних людей археологи находили каменные артефакты, напоминающие человеческие (или обезьяньи) головы или лица. Самыми известными можно считать камни из Олдувая (Танзания, около 1.8 мил. лет назад) и Пампау (Германия, около 400 тыс. лет назад). Конечно, подобные находки можно было бы посчитать простыми камешками, волей случая принявшими такую форму, но обилие однотипных артефактов именно вблизи стоянок позволяет судить об их неслучайности.

Быть может, наши предки видели в них то же, что и мы, поэтому их собирали, а возможно, и изготовляли. 

фото: Кость с насечками

Около 400 тыс. лет назад появляются рукотворные свидетельства символического мышления — кости с насечками в виде параллельных линий, или даже схематичного орнамента, иногда напоминающего фигурки людей.

500 тысяч лет раковине, на которой питекантроп из Триниля (Ява) нацарапал некий зигзагообразный узор. Этот неумелый зигзаг можно назвать древнейшей в мире гравировкой. 

 

Древнейшие (спорные) статуэтки

К чуть более поздней эпохе относятся первые рукотворные произведения искусства, представляющие из себя антропоморфные каменные фигурки, хотя их происхождение остается предметом споров. Две древнейшие находки такого рода получили название «Венер». Первая фигурка, Венера из Берехат Рама в Израиле (размеры: 3,5 на 2,5 на 2,1 см), ее возраст 150 — 280 тыс. лет. Вторая — Венера из Тан-Тана (5,8 на 2,6 на 1,2 см) еще не подверглась тщательному анализу, и ее точный возраст неизвестен. Хотя на обеих фигурках отчетливо видны какие-то насечки, придающие им характерную форму, их рукотворное происхождение ставится под сомнение многими археологами. Не исключено, что это всего лишь игра природы.

 

фото: Бусины из ракушек из пещеры Бломбос
Источник: http://time2time.tk/

Первые бесспорные проявления искусства.

Начиная примерно с 85 тысяч лет назад, символическое поведение, вероятно, становится значимой частью жизни древних людей (4). Откуда мы знаем об этом? По обилию археологических свидетельств. Повсеместно обнаруживаются украшения в виде бус из ракушек, костей и зубов. Множество таких находок сделано в Южной, Северной и Восточной Африке, родине современных людей, в частности, в Тафоральте в Марокко и Бломбос Кэйв в ЮАР. Появляются и первые захоронения с предполагаемыми признаками ритуалов — отдельные могилы с находящимися в них некими знаковыми вещами, например, рога и челюсти животных в руках умерших из захоронений Кафзех 11 и Схул 5 (Израиль, 90 тыс.л.н.).

Охра с орнаментом.

Впрочем, как обычно, сложно доказать, что умершие были захоронены именно так – есть вероятность, что эти объекты попали туда случайно. Не исключена и ошибка при раскопках и дальнейшей интерпретации. 

Древнейшие археологические находки охры (природного красителя, встречающегося в виде камней разной плотности) на стоянках человека имеют возраст более 200 тыс. лет (см., например. здесь).

Использование красной охры девушками из Намибии в наши дни.

Нужно пояснить: хотя известно, что в историческое время охра повсеместно использовалась для изготовления краски, мы не знаем, так ли ее применяли неандертальцы и древнейшие сапиенсы. Охра также могла использоваться для дубления шкур, или наноситься на кожу для защиты от насекомых. Однако в распоряжении археологов есть находки кусков охры с нанесенным на них примитивным орнаментом. Найдены и деревянные палочки со следами порошковой охры. Вероятно, с помощью палочек все же что-то окрашивали, ибо сложно предположить другое их применение.

 

Бусы неандертальцев. Источник: http://sun-news.ru/nauka/ 1047-uchenye-neandertalcy-delali-i-nosili-ukrasheniya.html

Украшения неандертальцев.

Но перенесемся из Африки в Евразию. Жившие в Европе и Азии неандертальцы также широко использовали охру, а кроме того на неандертальских стоянках найдены кости с параллельными царапинами, сделанными явно в каких-то символических целях (4).  Неандертальцы начали изготовлять бусы из просверленных зубов, раковин и птичьих когтей, хотя находки такого рода редки. Самое раннее свидетельство тому – ожерелье из когтей хищной птицы, найденное в Крапине (Хорватия). Это украшение висело на шее у неандертальца более 100 тыс. лет назад. 

«Маска» из Ля Роше-Котар. В левой «глазнице» видны те самые фиксирующие камни.

Отдельный интерес представляет «маска» из Ля Роше-Котар (Франция). Фактически, это кусок камня с естественным отверстием и засаженным в него обломком кости животного. В принципе, эта конструкция напоминает человеческое лицо. Важно отметить, что сейчас мы судим с точки зрения современного человека, но совершенно неясно, что видели в этом объекте неандертальцы. Возможно, находка вовсе не имеет отношения к художественной деятельности. Однако то, что данный артефакт появился случайно, верится с трудом, так как вставленная в отверстие кость зафиксирована там маленькими камешками. 

Возможно даже, что у неандертальцев существовало некое подобие религиозного культа, хотя свидетельства этому зыбкие и ненадёжные. Так, на стоянках в горах Швейцарии и Югославии обнаружены памятники, с которыми связывают так называемый «культ медвежьих черепов».

Речь идет о тайниках с черепами пещерных медведей.

Опять-таки, искусственное происхождение этих тайников многие специалисты ставят под сомнение. 

 

Самый древний рисунок со стоянки Аполло 11 в Намибии.

Погребения неандертальцев

Строго говоря, древнейшее захоронение относится еще к предкам неандертальцев – гейдельбергским людям. Речь о скоплении человеческих костей в пещере Сима де лос Уэсос в Атапуэрке (Испания), образовавшемся около 430 тыс. лет назад (5). Пещера представляла собой глубокий колодец, куда, вероятно, сбрасывали трупы. Это захоронение называют «гигиеническим», «санитарным» — предположительно, таким образом люди просто избавлялись от тел, поскольку туда же сбрасывались и трупы животных. Однако, что характерно, в шахте обнаружены лишь кости хищных животных и ни одной — травоядного. Это намекает на то, что жившие в Атапуэрке ассоциировали себя именно с хищниками.

Неандертальцы же, начиная с 68-78 тыс.л.н., практиковали захоронения своих умерших, хотя в их могилах не обнаружено какой-либо утвари.

Неандертальские могилы – исключительно одиночные.

Иногда над погребением ставили некие «надгробия» в виде каменных плит необычной формы. Конечно, мы не можем утверждать, что это были именно памятники в нашем понимании. С таким же успехом это могли быть и просто отметки о нахождении могилы, чтобы не раскопать ее случайно в будущем. Кстати, судя по всему, хоронили неандертальцы на неком подобии кладбищ – в специально отведенном для этого месте, на удалении от стоянки.

 

Рисунок из пещеры в Малаге.

Зарождение древнейшей живописи.

Самыми известными памятниками художественной деятельности древних людей, несомненно, являются наскальные изображения. Древнейший рисунок находится на стоянке Аполло 11 в Намибии. Эта небольшая известняковая плитка с изображением на ней какого-то животного, вероятно хищника, изначально датировалось примерно 26-28 тыс.л.н., но последующий, более тщательный анализ показал, что ее возраст составляет 59 тыс. лет.

Конечно, глядя на этот рисунок, сложно понять, какой именно зверь на нем изображен, но нельзя не отметить, что художник явно старался соблюсти пропорции и отразить анатомические детали животного. Теоретически, нельзя исключать существования живописи и в более ранние периоды, ведь охра, основной краситель древних, обнаруживается на стоянках за многие десятки тысяч лет до известных нам изображений.

Фактически все наскальные рисунки созданы руками сапиенсов, и самые древние, конечно же, находятся в Африке.

В Европе и Азии изображения появляются примерно 40 тыс.л.н., фактически одновременно с приходом сюда людей современного вида. Как уже говорилось, неандертальцы не отличались особой тягой к искусству. Правда, несколько лет назад появилось сообщение о рисунке неандертальцев, найденном в пещере около Малаги (Испания). Изображение датируется 43 тыс. л. По крайней мере, так сообщал журнал New Scientist (6), но тут важно отметить, что это не научная статья, поэтому и данные о возрасте являются лишь предварительными. 

Пещера Шове.

Утверждается, что в пещере изображены тюлени. Однако это совсем не очевидно. Станислав Дробышевский в своей статье-комментарии усомнился в причастности неандертальцев к рисунку. Он напомнил, что первые сапиенсы появились в Европе около 42 тыс.л.н. и вполне могли проникнуть в Испанию. Кроме того, неандертальцы не отличались тягой к морской охоте. Сапиенсы же, в отличии от неандертальцев, любили море и дары моря. (7)

Пещера Фон-де-Гом.

Примерно с 30 тыс.л.н. наскальные рисунки становятся практически обычным делом для древних людей. Известно огромное количество памятников различного качества. Примечательно то, что иногда это очень хорошие художественные работы, которые сейчас можно было бы назвать картинами.

Таковы, например, изображения животных из пещеры Шове (Франция, около 30 тыс.л.н.), удивляющие умелой организацией композиции. Или же цветные росписи из Фон-де-Гом (Франция, около 17 тыс.л.н.), в которых виден своеобразный стиль художника. Наряду с тем встречаются и значительно более «простые» рисунки, которые сейчас мог бы спокойно выполнить подросток, как в Каповой пещере (Башкирия, 36 тыс.л.н.).

Капова пещера.

В мотивах древней наскальной живописи есть интересная тенденция. На территории Европы преобладали изображения животных. В Африке чаще рисовали человека и геометрические фигуры. При этом основным мотивом изображений являлись сцены охоты. Еще одно повсеместно распространенное изображение – отпечатки человеческих рук.

В этих отпечатках не исключен и обрядовый смысл, хотя, возможно, это лишь самый простой способ изобразить некую относительно сложную фигуру.

Африканские наскальные рисунки охоты.

Куэва-де-лас-Манос, Пещера Рук. Аргентина, около 9000 до н.э.

Особый интерес представляют те рисунки, которые, как это ни странно, не предназначались для общего просмотра. Их тоже найдено немало. Такие рисунки сделаны в глубоких и узких щелях внутри пещеры, куда иногда с трудом может поместиться человек.

Археологи Дирк Хоффман и Алистар Пайк. Слева ассистент Густаво Санц Паломера.
Фото: Департамент образования, культуры и спорта правительства Кантабрии, Испания.

На фото запечатлены исследователи пещеры Арсо-Би в Кантабрии, Испания (8), изучающие один из таких рисунков. Здесь хорошо видно, что имеющийся на своде рисунок сейчас даже сфотографировать проблематично. Совершенно неясно, для каких целей делались такие картины. Возможно, они имели отношение к каким-то ритуалам посвящения. Или же это действительно было сделано «для себя», подобно тому, как сейчас ведут личные дневники.

Корабли в пещере Лаха Альта, Испания (предположительно около 6000 до н.э.).

Наскальная живопись просуществовала очень долго, примерно до бронзового века, а в некоторых местах вплоть до нашей эры. Впрочем, даже сейчас наскальные рисунки используют в шаманских практиках некоторые традиционные народности.

 

Наскальные рисунки с плато Тассилин-Адджер, Алжир. Датируется примерно 200-700 годами нашей эры. Эти рисунки относятся к «периоду верблюдов» по периодизации наскальной живописи Африки.

Человеколев и древнейшие скульптуры

Но нельзя забывать и о развитии скульптуры, которой в этой статье до сих пор уделялось очень мало места. В целом ее развитие продвигалось аналогичным образом, хотя и было сопряжено с известными трудностями в обработке твердых материалов. Древние скульптуры, так же, как и рисунки, в основном представляли собой резные изображения животных, изготовляемые зачастую из бивней мамонтов. Особое внимание стоит уделить фигурке, названой «Человеколев» (9).

Человеколев (нем. L?wenmensch, англ. Lion man).

Человеколев (нем. L?wenmensch, англ. Lion-man) – это вырезанная из бивня мамонта фигурка, найденная в Швабском Альбе около города Ульм, Германия. Возраст статуэтки составляет примерно 40 тысяч лет. Это самое древнее известное науке зооморфное изображение. Статуэтка высотой в 29.6 см представляет собой почти человеческое тело с ярко выраженной львиной головой. Изначально исследователи решили, что Человеколев – мужского пола, но дальнейшие исследования, проведенные Элизабет Шмид, привели ее к мысли, что изображена женщина. Впрочем, нет никаких объективных данных, однозначно говорящих о половой принадлежности фигурки. Как и в случае подавляющего большинства художественных работ древних людей, сейчас невозможно установить ее предназначение, хотя несложно предположить какой-то сакральный смысл, связь человека и природы, мистические представления древних людей.

Венера из Холе-Фельс (Швабская Венера), Германия, 35-40 тыс. лет и Венера Виллендорфская, Австрия, около 30 тыс. лет.

В эпоху ориньянской культуры позднего палеолита (примерно от 33 до 19 тыс. до н.э.), к которой относится Человеколев, достаточно часто встречаются уже упомянутые выше палеолитические «венеры» — резные фигурки женщин.

 

Венера Лоссельская. Дордонь, Франция, 20 тыс. лет.

Эти фигурки объединяет одна характерная черта — ярко выраженные половые органы и груди, а также большой живот, возможно отражающий беременность.

Конечностям и голове при этом уделялось мало внимания, или же они отсутствовали вовсе. Наиболее вероятное значение Венер именно мистическое — символ фертильности и плодородия. Правда, далеко не у всех «Венер» так подчеркивались аспекты плодовитости.

 

Венера Гальгенбергская. Австрия, 36 тыс. лет.

Стоит упомянуть, что при раскопках в Холе-Фельс рядом со Швабской Венерой был обнаружен другой занимательный артефакт — птичья кость с отверстиями, скорее всего служившая флейтой. Возраст флейты около 35 тысяч лет. Вероятно, это наиболее древний музыкальный инструмент. Однако это тема уже совсем другого рассказа.

В завершение необходимо отметить, что название данной статьи не вполне точно, поскольку те древнейшие памятники, которые мы рассмотрели, сложно отнести к искусству в том виде, в котором мы понимаем его сейчас. Более корректно было бы назвать это художественной деятельностью. Привычное нам искусство сформировалось позднее.

 

Швабская костяная флейта.

Несмотря на то, что в наших знаниях о развитии воображения и культуры наших далеких предков еще немало пробелов, имеющаяся картина крайне интересна и ярка.

Удивительно! Три миллиона лет назад человекообразное существо нашло маленький красный камень с рожицей и несло находку в руке тридцать километров просто потому, что камень его заинтересовал. 

И спустя три миллиона лет мы приносим домой с прогулки забавные камушки. Не правда ли, когда задумываешься о таком, далёкие предки уже не кажутся столь далёкими?

 

Роман Болдырев

Первая публикация: www.infosplanet.info


antropogenez.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *