Гипсовый шар рисунок – Как нарисовать шар карандашом 🚩 рисунок шара карандашом 🚩 Рисование

Как нарисовать шар с тенью карандашом

Урок рисования, как нарисовать объемный шар с тенью карандашом поэтапно в картинках.

Чтоб построить круг, необходимо использовать циркуль, либо построить квадрат, более подробно в этом уроке. Источник света находиться в верхнем левом углу, задаем направляющие от него и рисуем тень от шара. Рисуем кривую на шаре, которая определяет темный участок.

Наносим тени.

Добавляем тень и более светлым тоном рефлекс(часть тени, которая высветлена отражением от другой поверхности).

Добавляем насыщенности и полутеней.

Продолжаем добавлять светлые тени на светлый участок шара, на который падает свет.

Добавляем штриховки.

Растушевываем для гладкости объекта.

Автор рисунка шар с тенью: Галина Ершова. Ее группа в Контакте: https://vk.com/g.ershova

Вот видео, как нарисовать шар с тенью.

Смотрите еще:

1. Рисование куба

2. Рисование цилиндра

www.lesyadraw.ru

гипсовый шар видео Видео

2 нед назад

ПОЖЕРТВОВАТЬ: https://www.donationalerts.ru/r/dmitriirev ✅ Пожертвовать на карту VISA : 4276380013113092 ✅ Пожертвования через Пей-па…

4 лет назад

Урок рисования. Очень подробно про шар. Преподаватель — Локтионов Дмитрий Валерьевич. Сайт школы http://art-perspek…

1 лет назад

Подробности: http://www.g8ozd.ru/drakoni-v-dome/

2 лет назад

В этом видео мы надуваем шары залитые гипсом.Вэтом видео использованы композиции .Tobu-Candyland(NCS Release).http://bit.ly/tobu…

1 лет назад

Это видео продолжает серию о том как научиться рисовать гипсовые фигуры (шар). Мы будем рисовать шар каранд…

1 лет назад

Урок по академическому рисунку создан специально для тех у кого нет возможности посещать художественные…

4 меc назад

Веселые шары для украшения сада.Сделай сам. Своими руками можно сделать шары для украшения вашего сада,уча…

1 лет назад

Не знаете, как сделать шар? Смотрите видео, в котором я покажу вам, как сделать шары из монтажной пены своими…

3 лет назад

Интересная идея декоративных шаров для сада своими руками. Наш сайт: http://swoimi-rykami.ru …

2 лет назад

Демонстрация внешнего вида гипсового изделия ArterShop.com — магазин для художников Купить — https://artershop.com/shop/2344/desc/…

2 лет назад

продажа http://bobrov.zakupka.com/ Как в домашних условиях и своими руками сделать из пеньк…

2 лет назад

Курс академического рисунка «Гипсовая голова. Анатомия». Цикл мастер-классов Школы-студии «Штрих».

1 лет назад

Изготовление каменного шара.

3 лет назад

Как сделать декоративные подсвечник из гипса своими руками? В этом мастер-классе мы сделаем оригинальный…

5 меc назад

Шары отлиты из гипса. ▻ Подписывайся на канал и поставь лайк 🙂 ❤ ▻ Профиль Страна мастеров — http://stranamasterov.ru/use…

2 лет назад

Эти уличные вазоны для цветов в магазине не продаются.Вы можете своими руками сделать их из бетона,то есть…

2 лет назад

Хей! И добро пожаловать на мой канал! В сегодняшнем видео мы разберем, что можно, а чего ни в коем случае нель…

5 меc назад

Кеша с Тучкой делают Панно из гипса Три Кота Супергерои! Это не простая задача. Из оставшегося гипса они…

7 лет назад

Фоторассказ о том, как самому изготовить подсвечник из гипса и украсить его декором.

videoprime.ru

Уроки рисования карандашом. Рисуем шар.

Любая сферическая поверхность мяча  геометрически имеет строение шара.  Шар в свою очередь представляет собой множество точек пространства, находящихся на одинаковом расстоянии  от центра (не более и не менее заданного). Это расстояние называется радиусом сферы. Умение рисовать шар является одним из основных для художника, потому что многие из окружающих нас объектов (или их части)  имеют сферическую форму. И не важно, рисуете ли вы портрет, пейзаж или натюрморт — рано или поздно вы столкнетесь с проблемой запечатления сферы на бумаге или холсте. Основная проблема  состоит в передаче объема шара на плоскости с помощью света и тени.

 

Для того чтобы на рисовать сферу вам понадобится:

  • — лист бумаги формата A3;
  • — штатив;
  • — карандаши разной степени мягкости;
  • — ластик.

Пошаговая инструкция

Начните рисовать с мысленного представления сферы на бумаге: определите расположение и размер будущей фигуры. Нарисуйте 2-3 пересекающихся в одной точке прямых и отмерьте от точки пересечения отрезки одной и той же длины. Это расстояние и есть радиус сферы. Не нажимайте на карандаш. Не следует рассматривать эти линии как конечный результат, они потребуется только для создания профиля шара. Для этой цели лучше использовать твердый карандаш.

Соедините точки, отложенные на направляющих отрезках плавными изогнутыми линиями. Затем, определите, с какой стороны на мяч падает свет. Плоскость, перпендикулярной световому лучу будет наиболее светлой, а спротивоположной стороне мяча будет основная тень. Места расположенные на границе двух полушарий будут переходной границей между светом и тенью.

На той части куда свет падает перпендикулярно, вы видите свет, а самая яркая его область — блик. При изображении человека также важно пользоваться знаниями распределения света и тени на поверхности сферы. Наиболее значимой частью лица являются глаза, которые имеют форму шара. И от того как вы поставили блик и распределили тени на поверхности глаза при рисовании зависит настроение и духовная составляющая портрета. Ведь не даром говорят: «Глаза-зеркало души». На противоположной стороне шара образуется рефлекс — отражение падающего света лучей на горизонтальной поверхности. Получается, что шар немного освещается снизу. Определение контуры падающей тени от фигуры на поверхность стола.

Теперь накладывайте штрихи по всей форме шара.Сначала придайте тон светлым частям, затем пририсуйте полутени и перейдите к самой темной стороне — собственной тени, затем на затененной области сферы обозначьте рефлекс. При рисовании самых темных областей, используйте мягкий карандаш. Для создания эффекта осветления, вы можете использовать ластик.

Таким образом, с помощью черных и белых переходов рисуйте тени. Сделайте более плавными переходи от света к тени и сделайте границы более размытыми. Самой темной точкой изображения будет место контакта мяча с поверхностью стола.

Важно, чтобы контуры света и тени не были четко определены и не «вырезали» отдельные части из общего фона. Получить полную иллюзию простора помогут мягкие контуры и легкие тени, они же создадут впечатление округлой формы шара.

Так же можно обыграть форму за счет контраста фигуры и окружающего фона, сделав его темнее.

www.moy-portret.ru

Рисунок гипсового шара с небольшим предметом — Шаров


С этим файлом связано 49 файл(ов). Среди них: V_Senin_O_Koval_-_Shkola_risovania_karandashyom.pdf, lektsii_devyatova.pdf, Сарджент_о_живописи.doc, Wir_zeichnen_den_Menschen.pdf, Sharov_-_Akademicheskoe_obuchenie_izobrazitelnomu_iskusstvu.pdf, Lebedko_Risunok_vchera_segodnya_zavtra.pdf, Kollektiv_Avtorov_Shkola_Izobrazitelnogo_Iskusstva_Vypusk_5_1962 и ещё 39 файл(а).
Показать все связанные файлы
Рисунок гипсового шара с небольшим предметом
Учебных часов — 16. Размер — А–2.
Материал — графитный карандаш. Решение тональное

Рисунок bза предметами играет направление штриха. Штрих не должен закручиваться вокруг предметов, образуя ореол. Это создает ощущение гнутой поверхности, фон как бы приклеивается к предметам. Штрих обычно наносят направлением, независимым от поверхности предметов. Вертикальная плоскость чаще всего тониру- ется прямым наклонным или вертикальным штрихом, горизонтальная — прямым последними, так как они должны восприниматься светлыми в течение всей работы над рисунком. Например, освещенная поверхность гипсового шара на рисунке после введения тона должна все время быть светлей фона, и этот контраст по мере завершения рисунка должен усиливаться.

Важной задачей является передача пространства между предметами и фоном. Большую роль в передаче пространства


137
I семестр bПрактические задания
изменяется при удалении от источника света и от переднего плана в глубину.
Изменяются в тоне и цвете и другие плоскости, например вертикальная плоскость натюрмортного столика или стены. Эти изменения также необходимо убедительно передавать. А чтобы построить объем натюрмортного столика в целом, важно выявить в рисунке не только тональные растяжки его плоскостей, но и тональную разницу между плоскостями. Увидеть тональные отношения между плоскостями столика и изменения тона их поверхностей легче, если мысленно представить столик без предметов.
Фон в рисунке не всегда стоит доводить до краев листа. Иногда доведенный до всех краев листа фон смотрится монотонно, скучно, нехудожественно. Когда поле фона становится достаточным для того, чтобы предметы жили в среде и не смотрелись зажатыми, фон можно дальше не распространять. Края фона в этом случае, как правило, мягко списываются.
горизонтальным штрихом или штрихом, параллельным краям плоскости. Штрих можно наносить одновременно в двух и даже в трех направлениях, пересекающихся под острым углом. Однако не стоит устраивать хаос из различных направлений. Сетки штрихов должны отличаться лаконичностью, придающей рисунку строй- ность.
В тональном рисунке натюрморта, интерьера, пейзажа важно, как говорят, уложить горизонтальную плоскость стола, пола, земли и т. д. Для того чтобы уложить горизонтальную плоскость, необходимо передать изменения ее тона справа налево и от переднего плана в глубину. Эти изменения обусловлены различной освещенностью различных участков плоскости. Например, один угол горизонтальной плоскости натюрмортного столика освещен софитом сильнее, другие — слабее. Соответственно все углы будут различными потону. В живописи плоскость укладывается еще и цветом, который также Натюрморт из гипсовых геометрических тел
Учебных часов — 20. Размер — А–2.
Материал — графитный карандаш. Решение тональное
Приобретенные навыки в построении формы помогают перейти к ее светотеневому изображению. Умение правильно передавать распределение света по поверхности предметов тесно связано с пониманием конструкции их формы.
В академическом обучении рисунку активно используются гипсовые модели геометрические тела, вазы, орнаменты, капители, маски, головы, фигуры. Почему гипсовым моделям отводится такая большая роль в обучении основам изобразительной грамоты Гипс наилучшим образом подходит для изучения конструктивного и анатомического строения формы, позволяя нам воспринимать ее, не отвлекаясь на тональные различия в окраске предмета или между предметами. Гипс сего однотонностью и белизной дает богатые тональные градации света и тени, что идеально подходит для изучения закономерностей светотени. Гипсовые слепки (копии из

Рисунок bНесмотря на то что главной задачей в рисунке является лепка формы тоном, построение геометрических тел должно быть точным. Геометрические тела не должны быть кривыми, иметь искаженную форму или неверные пропорции. Поэтому они строятся методом сквозной прорисовки.
Убедительность построения во многом будет зависеть от верно переданного перспективного сокращения геометрических тел. Если в постановке присутствует цилиндр, развернутый к рисующему основанием с отверстием, то толщина стенок цилиндра будет выглядеть различной. Перспективное сжатие эллипса будет аналогично изменять ширину стенок цилиндра (рис. Работая над гипсом в тоне, важно не перечернить его в тенях. Нужно помнить, что гипс сам по себе светлый материал и тени на нем должны быть прозрачными. Поэтому рисунки с гипсовых моделей гипса) знакомят нас с выдающимися произведениями скульптуры и архитектурными деталями, способствуя воспитанию эстетического вкуса и чувства гармонии. И наконец, гипсовые образцы прекрасно позируют, оставаясь неподвижными.
Целью рисунка натюрморта из геометрических тел является углубленное изучение законов светотени. Кроме компоновки и построения геометрических тел в перспективе, необходимо внимательно вылепить их форму тоном. Рисунок выполняется с учетом воздушной перспективы и влияния окружающей среды, удаленности предметов от источника света.
Задание важно для формирования умения работать над всеми частями рисунка одновременно и, как следствие, видеть всю постановку сразу, целиком. Однотонность гипсовых геометрических тел помогает воспринимать их как единый предмет, единое целое, проследить изменения тона на формах.
Рис. Рис. 66

Натюрморт из гипсовых геометрических тел
Натюрморт из гипсовых геометрических тел Рисунок bНапример, тень внутри цилиндра будет более плотной, чем тень на цилиндре снаружи (см. показ поэтапного выполнения задания. По мере углубления внутрь цилиндра тень, становясь все менее доступной для рефлексов, будет все более уплот- няться.
Одной из задач рисунка является передача материальности гипса. При передаче материальности любых предметов существенную роль играет техническое исполнение изображения, ив первую очередь характер штриха. Например, фактурно положенный штрих будет соответствовать фактурной поверхности предмета. Материальность гладкой поверхности гипса обычно выполняют твердыми карандашами и карандашами средней твердости.
В тоже время тени на гипсе не должны быть пересветленными и путаться потону с более светлыми тонами окружения. При определении тональных отношений наиболее частая ошибка — слишком светлые рефлексы собственных теней. Тон пятна лучше всего уточнять, пользуясь приемом прищуривания.
Тон затененной поверхности во многом зависит оттого, насколько она открыта к пространству, а стало быть, доступна рефлексам. Закрытость затененной поверхности уменьшает доступ к ней рефлексов, делает тень более плотной. Риса б в
Рис. 67 а б в
Рис. Рис. 68

141
I семестр bПрактические задания
ляйте тональные отношения фона к освещенными теневым поверхностям предметов. Порой неверно взятый потону фон в рисунке уплощает их объем.
Работая над фоном и формой геометрических тел, не увлекайтесь подчеркиванием пограничных контрастов. Пограничный контраст должен быть естественным, не искажающим прямизну плоскостей. Чрезмерный пограничный контраст искажает форму, уплощая предмет, выгибая плоскости предмета или фона (рис. 68). При тональном построении плоскостей фона можно мысленно убрать все предметы и проанализировать растяжки тона этих плоскостей, убедившись, что они воспринимаются плоскостями.
лучше всего передаст аккуратно положенный, резко не выделяющийся штрих. Для того чтобы придать гипсу воздушность в тенях и достичь мягких переходов, на отдельных участках рисунка можно использовать тушевку.
Существенное значение в выявлении объема предметов может иметь фон. В постановках, где важной задачей является выявление объема, фон ставится так, чтобы освещенная часть формы была светлее фона, а теневая — темнее. В этом случае объем будет максимальным, наибольшим (риса. Если весь предмет будет светлее фона (рис. били темнее фона (рис. в, его форма будет более уплощенной. Всегда внимательно опреде-
Рисунок складок висящей ткани
Учебных часов — 12. Размер — А–2.
Материал — графитный карандаш. Решение светотеневое
Складки играют значительную роль в произведениях изобразительного искусства, будь то рисунок, живопись или скульптура. Складки могут строить ритм и настроение, активно участвуя в создании образного звучания произведения, усиливая его выразительность. Художнику нужно уметь использовать выразительные возможности складок при решении различных художественных задач. Начинающе-
Рис. 69 а б в г
Рис.
69 а б в г Рисунок bчеткости. Между собой они также должны быть разобраны по степени важности.
Точка зрения сбоку, когда плоскость стены с висящей на ней драпировкой развернута в перспективу, требует подчеркнуто пространственного решения (рис. Характер складок драпировки зависит от структуры ткани. Различные материалы имеют различную плотность, жесткость и тяжесть. Характер изображенных складок должен передавать эти свойства ткани.
му же художнику прежде следует научиться изображать форму складок, понимать их строение.
Рисование складок является логическим продолжением изучения сложных форм, которые при конструктивном анализе можно разложить на геометрические тела. Изучение формы складок ведется тональными средствами. При этом важно передавать конструкцию формы складок. Рисунок выполняется без фона, но фон может быть введен частично, с целью выявления плоскости стены и усиления пространственного решения.
Рассмотрим варианты строения формы, которое могут иметь складки. Складки могут быть цилиндрической формы риса, конической (рис. б, приближаться по форме к призме (рис. в) и пирамиде (рис. 69г).
Если складка сильно изогнута, на ней образуется излом или несколько изломов. На изломе складка имеет коническую форму (рис. 70). Место излома — вершина конуса — является конструктивным элементом и отмечается усилением контраста света и тени (свет к вершине конуса становится светлее, тень уплотняется. На изломе усиливается также резкость светотеневых переходов.
Специфика данного рисунка драпировки она изображается прикрепленной к вертикальной плоскости стены. В таком положении при фронтальной точке зрения висящая ткань представляет собой форму невысокого рельефа. Но, несмотря на невысокий рельеф формы, необходимо определить и выделить главную складку. Главная складка — это, как правило, наиболее выступающая и крупная складка. Остальные складки должны быть соподчинены главной складке по контрасту и Рис. Рис. Рис. Рис. 71
Рисунок складок висящей ткани
Рисунок складок висящей ткани Рисунок bОдной из задач построения натюрморта будет являться постановка вазы наго- ризонтальную плоскость натюрмортно- го столика. Если пропорции эллипса основания вазы будут неточны или неточно будет намечена горизонтальная плоскость столика, создастся ощущение, что основание вазы не стоит на плоскости. Поэтому необходимо внимательно определять пропорции сторон и наклоны ребер горизонтальной плоскости натюрмортного столика. Следует строго следить и за точностью построения опорных площадок предметов, стоящих или лежащих на плоскости. Построение эллипсов тел вращения можно порекомендовать начинать с определения раскрытости эллипса, который виден полностью. У стоящей вазы, на которую мы смотрим сверху, это верхний эллипс.
В рисунке необходимо добиться пространственного решения натюрморта. Если драпировка расположена уходящей от вас в глубину, нужно убедительно выстроить ее по планам, ослабляя контрасты, смягчая касания, трактуя форму все более обобщенно от переднего плана к дальнему. Разница в подаче складок переднего и дальнего планов должна быть акцентирована. Эта разница обычно бывает заложена уже в постановке, когда освещением контрастно выделяется передний план.
Иногда главным предметом в натюрморте является не ваза, а складки на переднем плане. В этом случае необходимо уметь белую гипсовую вазу посадить в глубину, вытянув передний план рис. Основная задача рисунка — лепка тоном форм гипсовой вазы и драпировки. При этом предметы нужно изобразить в среде, передать их тональные различия. Существенным является выявление гармоничной соразмерности форм. Если драпировка в натюрморте выходит из глубины на передний план, особое значение приобретает передача пространства.
С ответственностью отнеситесь к этапу компоновки. От композиционного решения, его ясности и стройности будет зависеть общее восприятие рисунка. Позаботьтесь о том, чтобы ваза, являющаяся крупным вертикальным предметом, не делила лист на правую и левую половины, а была несколько сдвинута в сторону от его вертикальной оси.
Главным предметом в натюрморте, как правило, является гипсовая ваза. В рисунке постарайтесь точно передать пропорции вазы, выявить красоту ее формы. Светлое пятно вазы должно быть хорошо выделено на фоне более плотного окружения. Внимательно проследите и передайте изменения тона в собственной тени вазы — без этого ваза не будет
«живой».
При построении вазы важно точно определить степень раскрытости эллипсов. Правильно определенная ширина эллипсов верно передаст вашу точку зрения на вазу. Если эллипсы будут изображены более раскрытыми, чем в натуре, возникнет ощущение более высокой точки зрения на вазу, если менее раскрытыми — более низкой точки зрения.
Натюрморт с гипсовой вазой и драпировкой
Учебных часов — 20. Размер — А–2.
Материал — графитный карандаш. Решение тональное Натюрморт с гипсовой вазой и драпировкой
Натюрморт с гипсовой вазой и драпировкой

Рисунок bкого тела, проследить форму геометрического тела под тканью. В дальнейшем это умение понадобится вам в рисовании одетой фигуры человека, где под одеждой нужно будет выявить форму фигуры.
Натюрморт важно хорошо построить. Геометрическое тело, даже если оно полностью закрыто драпировкой, постройте методом сквозной прорисовки. Строя Ткань является податливой формой, которая может меняться. Соприкасаясь с другими предметами, ткань в той или иной степени подвергается воздействию их формы, в той или иной степени повторяет ее.
В рисунке драпировки, облегающей геометрическое тело, необходимо передать характер складок, возникающих в зависимости от формы этого геометричес-
Рисунок драпировки, лежащей на геометрическом теле
Учебных часов — 20. Размер — А–2.
Материал — графитный карандаш. Решение тональное
Рис. Рис. 72

Рисунок драпировки, лежащей на геометрическом теле
Рисунок драпировки, лежащей на геометрическом теле Рисунок bдрапировано). Обычно это предмет с гладкой бликующей поверхностью.
В предыдущем задании мы рисовали однотонную гипсовую вазу с матовой поверхностью, на которой ясно читается светотень. Теперь необходимо передать материальность предмета, например из стекла, металла или керамики. Это является более сложной задачей, так как светотень на глянцевой поверхности прочитывается не так ясно. Начинающие рисовальщики, изображая глянцевые поверхности предметов, обычно перестают воспринимать светотень, зато ярко выделяют отражения на форме, этим уплощая ее. Стремитесь к тому, чтобы форма предмета, который вы рисуете, строилась с учетом освещенности его поверхности и хорошо прочитывалась, чтобы блики и другие отражения не разрушали объем предмета. Силу отражений проверяйте, глядя на натуру прищурившись.
драпировку, старайтесь акцентировать форму геометрического тела. Уже линейный контур драпировки должен выявлять форму, которую она облегает.
Форму задрапированного геометрического тела нужно также убедительно передать тоном. Внимательно проследите тональные растяжки поверхности геометрического тела под тканью. Рисуя складки, подчеркивайте зависимость их характера от формы геометрического тела, его углов, граней.
Не забывайте о пространственном решении натюрморта. Если драпировка уходит от вас в глубину, следует фиксирован- но разбить ее на планы.
В натюрморт, как правило, для некоторого усложнения вводится предмет, материальность которого контрастирует с материальностью драпировки и геометрического тела (если оно не полностью за-
Рисунок симметричного гипсового орнамента (два рисунка)
Учебных часов — 12 + 20. Размер — А. Материал — графитный карандаш.
Решение линейно-конструктивное с легкой светотенью, тональное
Орнамент связан с поверхностью и предназначен для ее украшения. Само слово орнамент происходит от латинского украшение и понимается в первую очередь как узор из ритмически упорядоченных элементов. Орнаменты бывают рисованные и объемные (низкого и высокого рельефа. В учебных и воспитательных целях академическая школа рисунка использует гипсовые слепки элементов различных объемных орнаментов. Эти слепки, также называемые орнаментами, часто крепятся на плинте — гипсовой доске прямоугольной формы.
Пластическая форма гипсовых орнаментов заимствована из природы и является стилизацией ее растительных элементов, их сочетаний.
Орнаменты разделяются на симметричные и асимметричные. Симметричный орнамент является более строгими геометрическим по своему строению. Он прекрасно подходит для формирования навыка построения симметричных форм в перспективе, конструктивного и пространственного мышления.
Особенностью асимметричного орнамента является равновесие свободно раз
149
I семестр bПрактические задания
та, проводятся осевые линии плинта. При проведении вертикальной оси плинта следует учесть, что его ближняя половина будет немного больше дальней.
К осевым линиям плинта осуществляется привязка рельефа орнамента. Если точка зрения на орнамент фронтальная, то оси плинта и оси орнамента совпадут. Оси орнамента в этом случае будут являться прямыми.
Если орнамент расположен под углом к рисующему, его оси предстанут в виде профильных линий. Профильная линия образуется при мысленном рассечении орнамента по осевой линии и является внешним следом сечения. Это вспомогательная линия, характеризующая рельеф формы. Она выявляет высоту рельефа орнамента, которая на различных его участках различна. Профильная линия необходима для построения симметричных форм.
С учетом высоты рельефа орнамента относительно осевых линий плинта откладываются вершины лепестков. Через вершины пройдут профильные линии орнамента. Если вершины лепестков лежат на одной окружности, то для их построения следует воспользоваться окружностью (в перспективе — эллипс. Итак, при построении вершин и других опорных точек орнамента необходимо ясно понимать в угловой перспективе эти точки сдвигаются относительно плинта за счет высоты рельефа и соответственно этой высоте.
После определения вершин лепестков легкими линиями осуществляется разметка цветка. Строятся видимые толщины орнамента. Все детали орнамента должны быть построены внимательно, важно разобраться с каждым узлом формы. Проверяйте точность своего построения замера- мещенных пластических форм. Асимметричный орнамент служит для развития чувства гармонии и пластики, формирования навыка собирать мелкие объемы и детали в крупные выразительные формы.
Рисование гипсовых орнаментов играет важную роль в дальнейшем изучении законов светотени и перспективы, в воспитании пластического восприятия натуры, чувства формы и гармонии, в развитии профессиональных навыков.
Основной целью рисования симметричного орнамента является приобретение навыка одновременного построения симметричных форм. Выполняются два рисунка симметричных орнаментов в угловой перспективе. Задача первого (краткосрочного) рисунка — линейно-конс- труктивное построение орнамента с четырьмя осями симметрии. Задача второго длительного) рисунка — построение орнамента с одной осью симметрии. В этом рисунке помимо построения требуется лепка формы орнамента тоном, передача пространства и материальности.
Симметричный орнамент может иметь одну, две и четыре оси симметрии. У орнамента с четырьмя осями симметрии плинт имеет форму квадрата или окружности. Построение четырех профильных линий орнамента, его симметричных форм является очень полезным для развития конструктивного мышления. Орнамент с четырьмя осями симметрии идеально подходит для развития умения строить симметричный рельеф относительно осевых линий плинта.
Компоновка и построение гипсового орнамента на плинте начинается сплин- та. После того как плинт закомпонован и построен в перспективе с учетом его расположения относительно линии горизон-
Рисунок симметричного гипсового орнамента (линейно-конструктивный с легкой светотенью)
Рисунок симметричного гипсового орнамента (линейно-конструктивный с легкой светотенью Рисунок симметричного гипсового орнамента (тональный)
Рисунок симметричного гипсового орнамента (тональный Рисунок bЗакомпоновав и построив в перспективе плинт, мы строим его ось симметрии. При этом не забудьте учесть некоторую разницу между ближней и дальней половинами плинта.
Определяем вершины листа с учетом их смещения относительно плинта. Чтобы точней видеть форму листа, вершины можно соединить по периметру легкими линиями. Проводим профильную линию орнамента, выявляющую его рельеф.
Определяем другие опорные точки для построения листа. Ими являются закругленные соединения между основными частями листа. Далее легкими линиями намечаются контуры листа. Парные формы строятся в перспективе с помощью вспомогательных линий. По мере уточнения построения вводится легкая свето- тень.
Передача объема орнамента и его материальности зависит от точности светотеневого решения. Особого внимания требует разбор тональных отношений в тенях, ведь тени на гипсе очень разнообразны. Следует учитывать, что плотность теней зависит от их близости к источнику света и степени их рефлексированности.
Лепка объема должна вестись преимущественно штрихом по форме. Внимательно прорабатывая форму, не забудьте о цельности ее восприятия и ее пространственном решении. И конечно же, в вашем рисунке должны быть переданы красота и стройность орнаментами симметричных форм орнамента, не забывая об их перспективном сокра щении.
Построение симметричного орнамента ведется определенным способом, который заключается в одновременном построении симметричных форм. Ближние и дальние, верхние и нижние симметричные формы орнамента строятся синхронно. Симметричные точки с помощью вспомогательных линий соединяют между собой и выравнивают, сопоставляя по вертикали, перспективным горизонтальными другим направлениям. Такой способ помогает избегать ошибок в пропорциях и перспективном построении орнамента, позволяет точнее видеть характер формы.
Светотень, как вы помните, в линей- но-конструктивных рисунках намечается прозрачно. Она должна лишь усилить ощущение объема и подчеркнуть пространственное решение формы.
Рисунок орнамента с одной осью симметрии служит для формирования навыка строить парными формами. Орнамент состоит из пар симметричных форм каждой форме на одной половине орнамента соответствует такая же форма на другой его половине. Способ построения орнамента с одной осью симметрии заключается в одновременном построении его парных форм. Навык одновременного построения парных форм будет необходим ив дальнейшем, при построении головы и фигуры человека


153
I семестр bПрактические задания
дой формы, выразительно отличающую ее от других форм. Для пассивного восприятия характерно сближение форм, сглаживание различий между ними.
Все формы зрительно отталкиваются друг от друга, стремятся к контрасту относительно друг друга и приближению к простым геометрическим телами формам. Под геометрическими формами подразумеваются линейные очертания круг, треугольник, квадрат).
Острота восприятия — важное качество для художника, помогающее достигать большей выразительности изображения. Для острого восприятия нужно уметь свежим глазом окинуть всю форму в целом и разбить ее на основные части, стараясь одновременно четко зафиксировать положение и характер каждой части формы относительно других частей. Первоначально нужно научиться видеть одновременно две части, затем можно натренировать глаз видеть все крупные части формы одновремен-
Асимметричные орнаменты характеризуются пластичностью светотени, гармонией изогнутых линий, живописным восприятием формы. Эти их качества не могут оставить художника равнодушным постарайтесь выявить их в своем рисунке.
В построении следует активно использовать силовые линии, каковыми обычно являются стебли растительного орнамента. При распределении форм на плинте вспомогательную роль играют горизонтальная и вертикальная оси симметрии плинта и его центр. Относительно осевых линий и центра плинта легче определить опорные точки орнамента. Для точности построения нужны также точки пересечения силовых линий с осями плинта. Часто осевые линии карандашом прямо на гипсовом плинте намечает преподаватель.
Задание является важным для развития остроты восприятия. Под остротой восприятия подразумевается свойство глаза видеть характерность, особенность каж-


перейти в каталог файлов

biologo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *