Почему черепахи долго живут?
Если ответить совсем коротко, то черепахи живут долго, потому что они а) холоднокровные и б) большие. Поясним эти два ответа.
Жизнь поддерживается химическими реакциями. Чтобы существо оставалось живым, химические вещества в нем постоянно должны превращаться друг в друга, или, как еще говорят, обмениваться. Скорость этих превращений, или обмена веществ, напрямую связана с тем, насколько активным может быть животное, сколько пищи ему нужно употреблять, сколько ему нужно спать и сколько оно проживет.
Скорость обмена веществ зависит от размера животного. У маленьких животных поверхность тела большая относительно объема, а с увеличением размера животного площадь поверхности растет медленнее, чем его объем. Например, у слона на 1 кубический сантиметр объема тела приходится примерно 0,03 квадратных сантиметров поверхности тела, а у хомячка — целых 0,6, то есть в 20 раз больше. Через эту большую поверхность улетучивается тепло, которое хомячок старательно вырабатывает, поэтому хомячку приходится есть и сжигать намного больше питательных веществ в расчете на единицу массы тела, чем слону.
Животные с быстрым обменом веществ более активные (когда не спят), потому что у них вырабатывается много энергии и потому что им всё время нужна новая пища. При этом им нужно больше спать, из-за того что в их мозге быстрее накапливаются токсичные побочные продукты работы нейронов, для избавления от которых, по-видимому, необходим сон. Если мелкие грызуны спят до 20 часов в сутки, то слоны — всего 3–5 часов.
Позвоночные животные с медленным обменом веществ (то есть крупные животные) живут дольше животных с быстрым обменом веществ — это известная закономерность. Рекордсмены по продолжительности жизни среди позвоночных — это киты, слоны и галапагосские черепахи, тоже довольно крупные и растущие, по-видимому, в течение всей жизни.
Почему с медленным обменом веществ можно прожить дольше, чем с быстрым, это не такой простой вопрос. Ответ как-то связан с накоплением повреждений и старением, которые происходят быстрее у животных с быстрым обменом веществ, но не совсем напрямую. К примеру, мелкие грызуны голые землекопы знамениты своим отсутствием признаков старения и устойчивостью к раку (который может возникать из-за самых разных повреждений). Но даже без старения и с замечательной устойчивостью к повреждениям эти животные живут не дольше 30 лет. Это намного больше, чем средняя продолжительность жизни у других животных такого размера (которая составляет около двух лет), но все-таки существенно меньше средней продолжительностей крупных животных, которые при этом не свободны от старения. В теории, голые землекопы могли бы жить до тех пор, пока их кто-нибудь не съест или с ними не произойдет какой-то другой несчастный случай, но все-таки иногда они умирают, не дожив до этого.
Разумнее всего выглядит предположение о балансе рождений и смертей, который должен поддерживаться в популяции. В какой-то момент любая особь должна погибнуть, чтобы освободить жизненное пространство для нового, более приспособленного поколения. Но она должна делать это в определенный момент, сообразный с ее скоростью размножения. У животных с быстрым обменом по сравнению с остальными жизнь проходит как будто в ускоренной съемке — они проживают ее быстрее, но и более активно, оставляя большое количество потомков за достаточно краткий срок. Поэтому они быстро справляются со своей задачей участников популяции и быстро же освобождают место для нового поколения. Слоны или другие крупные животные размножаются намного реже мелких животных и приносят меньше потомства. Их жизнь как бы замедлена, так что им необходимо жить дольше, чтобы всё успеть.
Точно так же замедлена жизнь у холоднокровных животных по сравнению с теплокровными. Холоднокровные животные не тратят ресурсов на поддержание постоянно высокой температуры и тела, а значит, и высокой скорости обмена. Поэтому скорость обмена у них такая, как повезет: если ящерица погреется на солнышке, она будет активнее, а если нет, то ей придется немного замедлиться. Но в среднем скорость обмена веществ у холоднокровных животных всегда ниже, чем у теплокровных, потому что и солнечно бывает не всегда, и нагреться на солнце до таких температур тела, как у млекопитающих или птиц, обычно нелегко. Поэтому жизнь холоднокровных животных еще более замедлена, чем у теплокровных.
Черепаха — холоднокровное животное, и черепахи действительно живут довольно долго. А вот большие черепахи — жители Галапагосских островов, совмещают замедленность обмена крупных животных и холоднокровных животных. Такое удачное сочетание позволило им поставить рекорд среди позвоночных животных (если брать хорошо задокументированные свидетельства) — 177 лет жизни.
Но черепахам не стоит завидовать, потому что, как уже говорилось, их скорость метаболизма отличается от нашей. Скорость метаболизма связана с ощущением субъективного времени: чем она выше, тем медленнее в восприятии животного меняется мир вокруг. Эту скорость индивидуального времени можно узнать, измерив минимальную частоту вспышек света, начиная с которой свет начинает восприниматься как непрерывный, — так называемую критическую частоту слияния мельканий (КЧСМ).
У человека это число в среднем равно 60 вспышкам в секунду, а у черепахи — 15.
Легче это представить на примере с мухами, у которых КЧСМ в 4 раза больше, чем у людей, 240 мельканий в секунду. Человеку кажется, что он быстро замахивается на муху газетой, но для мухи его движение выглядит очень медленным, поэтому по ней почти невозможно попасть. А снаружи все выглядит наоборот — животное, которому кажется, что время быстро летит, движется медленно.
То есть 177 лет для черепахи — это не так уж много.
Так что первое, что можно извлечь из этой истории, — что черепахам не стоит завидовать. Второе, немного менее очевидное, — что уменьшение калорийности пищи может увеличить продолжительность жизни. Действительно, чем больше питательных веществ мы перерабатываем, тем выше метаболическая нагрузка на наш организм. Она не проходит бесследно, особенно у тех животных, которые, в отличие от голых землекопов, и стареют, и не обладают невероятной устойчивостью к повреждениям.
Ответила: Юлия Кондратенко
Урок 10. мир животных. проектное задание «разнообразие природы родного края» — Окружающий мир — 3 класс
Окружающий мир, 3 класс
Урок 10 Мир животных. Проектное задание «Разнообразие природы родного края»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- На какие группы делят животных?
- Как и чем они питаются?
- Как размножаются и развиваются животные?
- Какую роль играют животные в жизни человека?
- Каково влияние человека на животный мир?
- Почему исчезают некоторые виды животных, и что нужно для того, чтобы предотвратить их исчезновение?
Глоссарий по теме:
Зоология – наука о животных.
Земноводные — приспособленные к жизни в воде и на суше.
Пресмыкающиеся — Класс позвоночных животных, передвигающихся преимущ. ползком или волоча брюхо по земле (змеи, ящерицы, крокодилы, черепахи), рептилии.
Млекопитающие — Класс высших позвоночных животных, выкармливающих детенышей своим молоком.
Пресмыкающиеся — Класс позвоночных животных, передвигающихся преимущ. ползком или волоча брюхо по земле (змеи, ящерицы, крокодилы, черепахи), рептилии.
Млекопитающие — Класс высших позвоночных животных, выкармливающих детенышей своим молоком.
Ключевые слова
Зоология, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие, личинка, куколка, малёк, головастик, Красная книга.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. – С. 50 — 66.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Когда говорят о животных, кто-то представляет себе любимую кошку или собаку, кто-то — слона или жирафа из далёкой Африки, а кто-то – огромного кита, плавающего в океане, или паука, забившегося в укромный угол и поджидающего свою добычу. Да, все они представители царства животных.
Мир животных разнообразен и очень интересен. Занимается изучением животных наука – зоология. Какие же тайны нам откроет сегодня эта наука?
На какие группы делят животных? Как и чем они питаются? Как размножаются и развиваются животные? Какую роль играют животные в
жизни человека?
Каково влияние человека на животный мир?
Почему исчезают некоторые виды животных, и что нужно для того, чтобы предотвратить их исчезновение?
Учёные — зоологи делят царство животных на большое число групп. Во-первых, все животные делятся на позвоночные и беспозвоночные.
У более крупных животных скелет внутренний. Он спрятан под кожей и играет роль опоры, которая выдерживает большие нагрузки и помогает осуществлять сложные движения. Его основу составляет позвоночник. Поэтому их называют позвоночными.
К позвоночным животным относятся рыбы
Это животные, обитающие в воде. Их тело покрыто чешуёй. Они дышат растворённым в воде кислородом с помощью жабр.
Земноводные – это животные, у которых незащищённая нежная кожа. Часть своей жизни они проводят в воде, а часть – на земле.
К ним относятся лягушки, жабы, тритоны,
Пресмыкающиеся или рептилии. У этих животных тело покрыто сухими чешуйками, а некоторые ещё и защищены панцирем.
К пресмыкающимся относятся черепахи, змеи, ящерицы, крокодилы. Своё название эта группа животных получила из-за особенности передвижения – они ползают по земле.
Следующие представители позвоночных – птицы. Это животные, у которых тело покрыто перьями, у них имеются клюв и крылья.
И, наконец, млекопитающие или звери. Их тело покрыто шерстью. Название «млекопитающие» звери получили, потому что они выкармливают своих детёнышей молоком.
К млекопитающим относятся и животные, которых многие называют рыбами. Это морские обитатели: киты, дельфины, касатки и др.
Беспозвоночные обладают прочным внешним скелетом, который защищает их тело и органы от повреждений.
К беспозвоночным животным относятся черви, например, дождевой червь или пиявка.
Моллюски имеют мягкое тело, которое у многих защищено раковиной.
К этой группе животных относятся двустворчатые моллюски, улитки, слизни, кальмары, осьминоги.
Следующая группа беспозвоночных – это ракообразные.
К ним относятся раки, крабы, креветки.
Паукообразные – это пауки и скорпионы.
Они имеют по восемь ног.
Насекомые. Эти представители беспозвоночных отличаются тем, что имеют шесть ног.
К ним относятся жуки, бабочки, пчёлы, стрекозы и др.
И последняя группа, относящаяся к беспозвоночным – иглокожие животные.
Это морские звёзды, морские ежи, морские огурцы, морские лилии.
Итак, мы узнали, что животные делятся на большое число групп, и в каждой из этих групп множество видов.
Как представители живой природы животные должны питаться. Каковы же особенности питания различных животных? Кто что ест?
Животных, которые питаются растительной пищей, называют растительноядными.
Есть животные, в рацион которых входят насекомые. Их называют насекомоядные.
А охотников на более крупную добычу называют хищными животными или хищниками.
Насекомых, которые поедают других насекомых, тоже называют хищниками.
Существуют и всеядные животные. Они могут питаться растительной и животной пищей.
Живые существа связаны между собой в цепи питания. Цепи питания – это связи всего живого по питанию. Цепей питания в природе очень много. Например, в лесу растёт дуб. Листьями дуба питается гусеница, а гусеница – любимое лакомство кукушки.
Другой пример: растёт трава, травой питается заяц, а на зайца охотится лиса.
Отсюда можно сделать вывод: цепь питания начинается с растений – это первое звено, второе звено – растениеядные животные, и третье звено – хищники.
Хищники хорошо приспособлены, чтобы добывать себе еду. У них острые зубы, прекрасный слух и умение тихо передвигаться. Всё это помогает им охотиться.
Животные, на которых охотятся хищники, приспособлены, чтобы защищаться. Например, ежа спасают иголки, зайца – быстрые ноги. Кузнечика трудно заметить в траве из-за зелёного цвета, а у божьей коровки очень едкая кровь. Своим ярким цветом она предупреждает, что её лучше не трогать.
Животные, как и все живые организмы, размножаются и развиваются.
Рассмотрим размножение насекомых на примере бабочки. Она откладывает яйца на листьях растений, их них вылупляются личинки – гусеницы. Они в свою очередь превращаются в неподвижных куколок, из которых через некоторое время появится взрослая бабочка.
Не у всех насекомых могут быть куколки. Например, личинка кузнечика похожа на взрослое насекомое. Только она очень маленькая и не имеет крыльев. В процессе роста она несколько раз сбрасывает шкурку и, наконец, выходит взрослый кузнечик с крыльями.
Рыбы и земноводные весной вымётывают в воду икру. У рыб из икры появляются мальки, а у земноводных – головастики. Они питаются, растут и превращаются во взрослых особей.
Самки змей, ящериц, черепах и крокодилов откладывают яйца. Через некоторое время из них вылупляются маленькие детёныши. Они растут, питаются и постепенно превращаются во взрослых животных.
Весна – пора откладывания яиц и для птиц. Для этого они строят гнёзда. Птицы насиживают яйца, согревая их своим теплом. Вскоре вылупляются птенцы. Родители кормят птенцов до тех пор, пока они не научатся летать и добывать себе пищу.
Млекопитающие, или звери, рождают детёнышей и выкармливают их молоком. Звери заботятся о своём потомстве и со временем приучают их добывать пищу.
Животные играют очень важную роль в природе. Без них растения не могли бы размножаться. Человек тоже нуждается в животных: они дают продукты питания и мех. Кроме того, они просто красивы и интересны.
Но своей деятельностью человек губит животных. Вырубка леса и загрязнение воды приводит к тому, что животные лишаются своего дома. Неумеренная охота и браконьерство приводит к тому, что с каждым годом животных становится всё меньше и меньше.
Такие животные, как морж, тигр, орёл-беркут, фламинго, жук-красотел оказались под угрозой исчезновения.
Они внесены в Красную книгу России. Люди обязаны их спасти.
Работа по спасению, конечно же, ведётся. Запрещена охота на редких животных, ограничена рыбная ловля.
Созданы заповедники и национальные парки, где исчезающие животные взяты под особую охрану.
Беречь и охранять нужно не только редких животных. Нельзя допустить, чтобы другие виды тоже оказались под угрозой исчезновения. Для этого нам нужно всего лишь подружиться с природой и соблюдать правила поведения в природе.
Разбор типового тренировочного задания
- Образуйте пары животных по способу размножения, соединяя стрелкой.
Картинка 1 | Картинка 2 | Картинка 3 |
Картинка 4 | Картинка 5 | Картинка 6 |
Правильный вариант ответа:
Картинка 1 – картинка 3;
Картинка 2 – картинка 4;
Картинка 5 – картинка -6;
Разбор типового контрольного задания
- В каком ряду все пресмыкающиеся?
Варианты ответов:
- жаба, лягушка, цапля;
- муравей, окунь, черепаха;
- змея, ящерица, крокодил, черепаха;
- сом, окунь, ласточка.
Правильный вариант ответа:
3. змея, ящерица, крокодил, черепаха;
Учимся задавать вопросы. 1 класс.
Недавно услышала очень интересный разговор двух молоденьких учительниц. Одна из них недоумевала: «Не понимаю, что делать на первом уроке окружающего мира в 1 классе!?»
На самом деле это очень важный урок. Чему должен учиться ребенок на этом уроке?
1. Сравнивать учебник и рабочую тетрадь. Что это значит? Он должен усвоить правила работы с учебником и тетрадью. Первоклассники не умеют ориентироваться в книге. Если Вы не хотите бегать по классу на протяжении многих недель, показывая детям, где им надо будет работать, то Вы обратите внимание на этот момент именно на этом уроке. Сейчас есть время поучиться ориентации в учебнике и в тетради.
2. Осуществлять поиск необходимой информации (задавать вопросы о круге интересов и отвечать на них), анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию. Это тоже очень важный момент. Научиться правильно задавать вопросы на уроке очень важно! И на этом уроке можно уделить этому особое внимание.
Большую часть этого урока уделим именно этим умениям детей. Практически весь урок будет посвящен подготовке к работе на уроках. Какие задания я предусмотрела для моих учеников?
1 — после рассматривания учебника, знакомимся с нашими «помощниками». В учебнике есть небольшая сказка-вступление, в которой дети знакомятся с муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой. Предлагаю детям презентацию, внешний эффект важен для первоклашек. Еще важный момент — на последнем слайде выясняем — как человек получает знания? Из каких ИСТОЧНИКОВ ЧЕЛОВЕК ПОЛУЧАЕТ ИНФОРМАЦИЮ.
2. Следующим этапом уделим внимание постановке вопросов. В первую очередь — вопросы КТО? и ЧТО? Можно поиграть в игру.
3. Дети часто задают вопросы, но некоторые затрудняются это делать. Можно предложить задание: рассмотреть картинки и задать по ним вопросы, которые начинались бы с вопросительного слова на слайде.
4. Работа с учебником — это последний этап работы. Знакомимся с условными обозначениями, обязательно находим, где указывается номер страницы, знакомимся с учебными пособиями, с которыми будем работать на уроках.
Можно дать задание — нарисовать муравья Вопросика и Мудрую Черепаху. После подведения итогов — чему учились? Что понравилось? И оценки настроения — вводим символ настроения — урок можно закончить.
Улыбающаяся мата-мата и другие. Пять странных рептилий, о которых вы вряд ли слышали
Автор фото, Getty Images
В мире существует около 10 тысяч рептилий. Многие из них существовали еще во времена динозавров, миллионы лет назад. Да и сами динозавры были рептилиями.
Вот пять необычных пресмыкающихся, о которых вы вряд ли слышали.
Гангский гавиал
Большинство из нас прекрасно знает, как выглядит крокодил, но гангский гавиал — другой. У него необычные по форме челюсти, по которым его легко отличить от аллигаторов и прочих крокодилов.
Челюсти такие узкие, что больше похожи на клюв. Их длина превышает ширину их основания почти в пять раз. С такими челюстями гавиал может охотиться только на рыбу.
Международный союз охраны природы считает, что гавиалы находятся под угрозой исчезновения, с середины 20 века их количество сократилось на 98%. Сейчас в природе осталось от 300 до 900 взрослых особей.
По мощи гавиалы уступают практически всем крокодилам (чтобы ловить рыбу, большой силы им и не требуется), но из-за их внушительных размеров другие хищники нападают на взрослых гавиалов крайне редко.
Самцы могут достигать 5 метров в длину, самки же в среднем — 3-3,5 метров.
Гавиалы проводят в воде намного больше времени, чем другие крокодилы, и очень редко вылезают на сушу. Поэтому они не умеют бегать и лишь ползают на брюхе, на котором у гавиалов выросла твердая пластина, защищающая от порезов острыми камнями.
Ареал гавиала исторически охватывает Индо-Гангскую равнину и северную часть полуострова Индостан.
Гавиалы встречаются на территории Бангладеш, Бутана, Непала, Мьянмы, Пакистана и Индии.
Слепые змеи
Автор фото, Getty Images
Вы можете подумать, что слепая змея — это крупный дождевой червь из вашего сада, но вы ошибаетесь. В мире существует более 300 подвидов червеобразных змей.
У них есть глаза, которые уменьшаются в размере по мере развития зародыша змеи, но эти глаза ничего не видят. Зато у этих змей невероятно развито обоняние.
Слепые змеи достигают 40 см в длину и проводят большую часть своей жизни под землей, питаясь в основном яйцами и личинками термитов и муравьев.
Молох
Автор фото, Getty Images
Молох — это ящерица из семейства агамовых. Маленькие, компактные (длина тела до 22 см), с очень выразительной, если не сказать устрашающей, внешностью.
Все тело молоха покрыто короткими изогнутыми роговыми шипами коричнево-желтых оттенков.
Название ящерица получила по имени языческого божества Молоха, которому, по преданию, приносили человеческие жертвы.
Молох обитает в засушливых районах Австралии и хитрым способом добывает воду для питья.
Он заходит под кусты, покрытые росой, и ждет, пока на него упадут капли воды. Вода стекает между шипами на коже прямо ему в рот.
Ящерица питается муравьями, слизывая их с муравейника. Молох мог бы быть идеальной пищей для хищников, но у него в запасе есть секретные механизмы защиты.
Это необычная раскачивающаяся походка, которая, как считается, сбивает с толку хищных птиц, а его шипы затрудняют употребление молоха в пищу.
В случае опасности молохи выставляют вперед крупный шип на шее. Этот вырост играет роль ложной головы, отвлекая внимание хищника от головы настоящей.
Бахромчатая черепаха или мата-мата
Автор фото, Getty Images
Встречайте черепаху с необычным каменистым панцирем и широкой улыбкой.
Мата-мата родом из долины Амазонки в северной части Южной Америки, она проводит время на дне неглубоких водоемов.
И хотя это водный вид, они плохо приспособлены для плавания в открытой воде.
У этих черепах очень плохое зрение. Зато их шея покрыта рядами кожаных наростов-фестонов, которые служат животному камуфляжем и помогают ему уловить движение хищников по соседству.
В природе бахромчатая черепаха семейства змеиношеих питается в основном рыбой.
Пантеровый хамелеон
Автор фото, Getty Images
Продолжим тему камуфляжа. Пантеровые хамелеоны известны своей способностью быстро менять цвет.
Это один из трех видов хамелеонов, обитающих на острове Мадагаскар.
Его хвост напоминает пятую конечность, животное использует его, чтобы хвататься за деревья.
Пантерового хамелеона сложно обнаружить, он довольно легко вписывается в любую среду.
Вопреки распространенному мнению, хамелеоны не могут изменить цвет кожи под любой фон, тем не менее они способны незаметно вписываться в окружающую среду.
Им это жизненно необходимо, чтобы не стать добычей хищников. Ядовитых зубов у них нет, быстро бегать они не умеют.
У хамелеонов — отличное зрение. Более того, они могут вращать каждым своим глазом независимо на 180 градусов.
Оставаясь неподвижным, хамелеон с легкостью обозревает окрестность и ловко хватает свою добычу (скажем, насекомое) длинным липким языком.
Как отличить муравьиную матку? — Блог Планета Экзотики
Муравьи 1483 просмотров0Пожалуй, отличать матку муравья от простых рабочих должен каждый мирмикипер. Ещё бы, ведь матка — центр муравьиной колонии и её исток. Отличить матку вам помогут 3 простых совета.
1. Размер
Обратите внимание на размер муравья. У большинства видов матка значительно крупнее рабочих, имеет более крупную голову и брюшко. Иногда матка и рабочие кажутся представителями разных видов, из-за разных размеров. Окраска матки и рабочих зачастую совпадает, однако есть и исключения. У некоторых экзотических видов матки практически не отличаются от рабочих по размерам и пропорциям тела.
2. Крылья
У большинства видов самки, как и самцы, имеют крылья, которые они используют во время лёта. От самцов самки отличаются более крупной головой и круглым брюшком. После лёта матки обламывают крылья, но на спинке можно найти следы в месте крепления крылышек.
3. Спинка
Обратите внимание на спинку муравья. У большинства видов матки имеют крылья, которые приводятся в движение спинными мышцами. Из-за этого их спинка значительно крупнее, чем у остальных муравьев в колонии, и имеет следы крепления крыльев. Однако, у некоторых видов крылья не развиты, и матка может не отличаться от остальных рабочих.
Эти 3 простых совета помогут вам определить, матка ли перед вами или нет, в 95% случаев.
Автор: Дмитрий Меньшенин
Оцени контент
Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха просят тебя написать письмо своим сверстникам из других городов и сёл, призывающее
Недавно помогал брату писать на подобную тему. Помогу и вам. Ведь в современном индустриальном мире так важно привить детям любовь к окружающей среде.
Письмо сверстникам о важности бережного отношения к водным ресурсам
Ребята, сегодня на берегу реки я видел скопление рыб. Мой отец объяснил мне, что из-за сточных вод, которые сбрасывает завод, находящийся неподалеку, река загрязнена. И правда, еще пару лет назад на этой реке можно было ловить замечательных ершей и лягушек, а сейчас здесь даже водоросли не растут. Я никогда не думал, что поблизости может случиться такая беда. Раньше я только в книгах видел последствия загрязнения воды и не придавал этому особого значения. Теперь я понимаю, как важно беречь то, что имеешь.
Без воды не может жить ни один организм, в том числе человек. Поэтому бороться за чистоту водных ресурсов необходимо. Ведь, если вся вода на Земле будет загрязнена, то жизнь прекратится.
Как загрязняется вода
В современном мире используется множество средств для очистки воды, для сокращения опасных выбросов. Но также остается и множество факторов загрязнения водных богатств. Например:
- Химические и производственные потоки грязных веществ.
- Случайные поломки нефтяных и прочих танкеров.
- Бытовые загрязнения. Например, свалка отходов, которую устроили сами жители окрестностей.
Зачем нужно беречь водные ресурсы
Как известно, вода — жизнь. Ни один организм не может прожить без воды. Даже кактус в пустыне нуждается в ней. Что будет, если вся вода будет загрязнена: люди и живые организмы не выживут, так как перестанут совершаться их жизненно важные процессы, растения не смогут развиваться и перестанут производить кислород, все живое погибнет.
Чтобы не допустить этого, следует бережно относиться к водным ресурсам. Например:
- Не выбрасывать мусор вблизи рек. И, вообще, утилизировать его только в специальных местах, желательно, сортируя.
- Усовершенствовать очистные сооружения на заводах.
- Сделать более безопасной перевозку токсичных веществ.
Друзья, берегите водные богатства!
Авторская сказка в стихах о дружбе и взаимовыручке | Сайт для всей семьи
Петухова Татьяна Леонидовна, город Вологда
контакты: tatyana.petuxova.1942[собака]mail[точка]ru
На большой лесной поляне
Белка скачет в сарафане,
Сарафанчик-пышный клеш,
Бродит в брюках старый еж,
Причесал иголки,
Зубы чистят волки.
Рано утром муравьи,
Взяв метелочки свои,
На лесной тропинке
Убрали все пылинки.
Не спеша бежит лисица,
В красном платьице из ситца
И в большой панаме
С желтыми цветами.
А на кухне важный кот,
Похудел он от забот,
Взял большую ложку,
Пробует рыбешку.
Помогать пришли котята,
Они тоже поварята,
Облизали языком
Все бутылки с молоком.
А проказник-воробей,
Кепку сдвинул до бровей,
Стащил большую корку
И спрятал ее в щелку.
И лисенок–постреленок
На поляну прибежал,
Рыжий хвост не причесал.
— На кого же ты похож? —
Головой качает еж. —
Беги скорее на ручей
И умойся поскорей,
Надень чистый свой наряд.
Скоро гости прилетят.
Солнце светит в синеве,
В одуванчиках, в траве.
В синем небе самолет
Самолет ведет енот,
Крепко мама-кенгуру
Свою держит детвору.
Высоченный верблюд
Раскрывает парашют.
А трусиха–черепаха
Так и замерла от страха.
Не спеша шагает слон,
Чемоданы везет он,
Там фрукты: апельсины,
Бананы, мандарины.
Обезьяна-озорница
На шарах воздушных мчится.
Крепко держит попугая
И летит, ногой болтая.
Что-то грустный слон идет,
Слезы горькие он льет:
— Потерялся мой ребенок,
Самый маленький слоненок,
Потерялся он в пути,
Как теперь его найти?
И сейчас же по тропинке,
Сняв тяжелые ботинки,
Побежали муравьи,
А за ними воробьи
Полетели высоко,
Чтобы видеть далеко.
Белки прыгнули на елки,
Стали землю нюхать волки,
Повели вокруг носами
И огромными скачками
Поскакали в темный лес,
Где слоненок вдруг исчез.
А слона все утешают,
Ему слезы вытирают:
— Да найдется Ваш слоненок,
Драгоценный Ваш ребенок! —
Возвратились муравьи,
Прилетели воробьи,
Соскочили белки с елки,
И пришли обратно волки,
Все дороги обошли,
Но слоненка не нашли.
Вдруг из леса, на тропинке,
Появился муравей.
Пролезая под травинкой,
Он спешит к слону скорей.
— Не волнуйтесь, я нашел
Вашего слоненка
И сюда его привел, —
Пропищал он громко, —
Я обманывать не стану.
И выходят на полянку
Медведь, маленький лисенок,
А потом бежит слоненок!
Все к нему скорей спешат,
— Мой сыночек! Как я рад!!! —
Затрубил от счастья слон, —
Ох, как был я огорчен!
— Ты зачем сбежал, сынок?
Ты же потеряться мог? —
Слоненок голову, склоняя,
Прошептал: «Прости меня!
Я виноват, сбегать нельзя,
Хорошо, что есть друзья,
Муравей помог не раз,
И в лесу меня он спас!
Что тут было на поляне,
Северяне и южане
Муравья давай качать
И слоненка обнимать!
— Расскажи нам, муравей, —
Прочирикал воробей, —
Как слоненка ты нашел,
Сколько тропок обошел?
— Побежал я на ручей, —
Ответил тихо муравей, —
Там я спросил я у букашки,
Она качалась на ромашке,
— Ты не видела слона?
— Нет! — ответила она.
Осмотрел я все цветочки,
Обежал вокруг все кочки,
У меня устали ноги,
И решил я у берлоги,
Где живет большой медведь,
Хоть немножко посидеть.
Только вытянул я ноги,
Вижу, прямо по дороге
Что-то серое идет,
Громким голосом ревет!
Как увидел эту тушу,
Я свалился прямо в лужу,
И от страха не дышу,
И вдруг слышу: «Я прошу
Мне, пожалуйста, помочь,
День пройдет, настанет ночь,
Потерялся я в пути,
Папу будет не найти!»
— Если уж такое дело, —
Я тогда ответил смело,
— Непременно помогу,
Даже злейшему врагу
Я бы помощь оказал,
Не смотри, что ростом мал ,
Но я смелый, между прочим,
А еще я сильный очень!
— Вижу, тебе страшно тут,
А как скажи, тебя зовут?
— Зовут меня еще с пеленок
Самый маленький слоненок.
— Так, значит, ты еще малыш!
Потерялся и кричишь?
А я взрослый муравей!
Значит, я тебя главней,
Не бойся никого вокруг,
Я теперь твой верный друг!
— Хорошо иметь друзей,
Скажу тебе лишь, муравей,
Я так соскучился по маме, —
Слоненок встряхивал ушами,
Качая грустно головой:
— Я так хочу уже домой!
Мы приехали к вам с юга,
Говорят, здесь снег и вьюга.
— Какая вьюга?! Сейчас лето!!!
Ярким солнцем все согрето,
У нас такой красивый Север!
Цветы кругом, душистый клевер,
А ягод сколько, посмотри-ка,
Вот лесная земляника,
И сочных много кругом трав.
— Я вижу, муравей, ты прав,
Хорошо, что травы есть,
Мне так хочется поесть!
Я от природный — травоядный.
— Ешь, слоненок, я не жадный
Опять задумался? О чем?
— А где найти бы водоем?
— Найдем, здесь есть местечко,
Там течет большая речка
И травы есть там тоже.
— Спасибо, муравей, ведь кожа
Вся пропылилась у меня.
В дороге я четыре дня,
Не чистил уши так давно,
Но зная правило одно,
Советы помню мамы,
Что с грязными ушами
Нельзя ни есть, ни пить,
Стыдно грязным быть!
Пойдем к реке скорей,
А если хочешь, муравей,
То сам тебя я понесу.
— Что-о?! Покататься на носу
Ты предлагаешь мне?
Нет уж! Лучше на спине!
Рисковать мне ни к чему!
Ты хохочешь? Почему?
Непонятный хохот.
— Да потому что, это хобот!!!
А не длинный нос,
Я скажу тебе всерьез, —
Слоненок гордо заявил:
— Нести бревно мне хватит сил,
А не то, что муравья!
— Не хвастай! Не то я …
Да у меня силенок…
Тут спор прервал лисенок,
Он выскочил внезапно,
Хотел бежать обратно,
Но, увидав, слоненка,
Закричал вдруг громко:
— Ах! Вот ты где?
Тебя же ищут там везде!
На полянке беготня,
Жаль, прогнали там меня,
Сказали, грязный очень,
Теперь сиди до ночи
Здесь один, для всех чужой,
А я давно уже герой!
Мы зачем идем к реке?
Я подожду вас в холодке,
Здесь посижу, на берегу,
Да не бойтесь, не сбегу!
— А хочешь, я тебя помою,
Ведь грязным быть нельзя герою? —
Ему слоненок предложил,
Лисенок тут заголосил:
— Ой, воды, воды, боюсь!
Буду грязным, ну и пусть!
— Тогда какой же ты герой?
Будем мыться, и не ной!
К чему весь этот ропот?
Из речки воду в хобот
Вот наберу для нас,
И будем мы сейчас
Как из душа мыться.
Лисенок, хватит злиться,
Царапаться не надо,
Ведь мама будет рада,
Увидеть тебя чистым,
Стал хвостик золотистым.
Нет! Мылись мы не зря,
Давай спросим муравья:
— Похорошел проказник?
— Да! Очень! А теперь на праздник
Поспешим, слоненок.
Взмолился тут лисенок:
— Прошу, меня возьмите,
Пожалуйста, с собой.
Маме-лисоньке скажите:
— Не такой уж я плохой!
И качаясь на березке,
Подтвердили две стрекозки:
— Лисенок вовсе не плохой,
Напоил он всех росой.
— Похвалить могу вдвойне,
Он помог немало мне.
Ох, пришлось бы попотеть, —
Подойдя, сказал медведь,
— Собирать в корзину
Для гостей малину.
Я бранить его не стану,
Пойдемте вместе на поляну,
Что ты скажешь, муравей?
— Вместе будет веселей!
Дружно все пошли вперед,
Расступился лес, и вот…
На большой лесной поляне
Северяне и южане,
Все друзья вокруг сейчас,
Нас встречают в этот час!
В ярко-желтенькой косынке,
Не спеша взошла луна,
Разбросала из корзинки
Звезды медные она.
Долгожданный миг настал,
В лесу начался карнавал.
Зовут на праздник всех гостей,
Цветы дарит воробей.
Черепаха и верблюд
Готовят праздничный салют.
Под сосною, на лужайке
Зазвенели балалайки.
Льются песни, не смолкая,
А частушки попугая
Рассмешили прямо всех,
На полянке шутки, смех.
Посидели у костра,
Поплясать уже пора.
Кот играет на гармошке,
Муравей, одев сапожки,
Вызывает всех подряд
На веселый перепляс.
Машут белыми платками,
Волки с чистыми зубами,
Бабочки ночные, кружатся, летят
Слоненок веселится, он тоже очень рад.
Бусинки на хоботе яркие висят,
Украшая очень праздничный наряд.
Слоненок, громко топая,
Он, ушами хлопая,
Отплясывает лихо,
Подлетела воробьиха,
Улыбнулась ему мило
И цветочек подарила,
А красавица-лисица
Хочет в вальсе покружиться.
Приглашает вдруг она
Африканского слона!
Раз-два-три-четыре!
Круг поуже, круг пошире,
Влево, вправо повернись,
Веселее улыбнись!
Хорошо, когда дружны
Обезьяны и слоны,
Дружат звери, дружат птицы,
Волки, зайцы и лисицы.
В воде, в лесу совсем не тесно,
А вот вместе – интересно!
Пусть будет МИР среди зверей,
И жить всем будет веселей!
Художественное оформление внучки автора — Марии Глазовой.
Муравьев-черепах: Защищены от опасности | Колумбийский колледж искусств и наук
Скотт Пауэлл провел много времени, сидя на деревьях в восточной части Бразилии. Среди ветвей и тропической дикой природы доцент биологии провел много летних часов, наблюдая за замечательным маленьким существом, отличающимся тарелкообразной головой, которая действует как щит от злоумышленников, — муравьем-черепахой. Насекомое очаровывает Пауэлла не только из-за тесной связи между уникальными физическими особенностями муравья и его средой обитания, но и из-за его взаимодействия с другими видами муравьев
Муравьи-черепахи имеют сложную кастовую систему в своем обществе, которая включает рабочих, солдат и только одну королеву на каждую колонию.Они получили свое название от необычной внешности рабочих: как у черепахи, у них есть внешний панцирь, под которым они могут тянуть усики и ноги, когда поблизости подстерегает опасность. Многие также могут прижиматься к земле или даже скользить под корой, чтобы спрятаться от хищников.
Солдаты в колонии муравьев-черепах крупнее рабочих, и на головах у них большие щиты, «в форме обеденной тарелки», — сказал Пауэлл. Колонии обитают в крошечных дуплах на деревьях, часто освобожденных жуками-древоточцами.Муравьи-черепахи втыкают свои головные пластины в отверстия изнутри, чтобы защитить колонию от мародерствующих групп чужих муравьев. Острый выступ по краю пластины для головы позволяет солдату поворачивать и механически ввинчивать пластину для головы в дерево, делая практически невозможным вторжение агрессивных муравьев или других хищников в жилище колонии.
«Колония черепаховых муравьев выбирает себе дом, находя полость, вход которой точно совпадает с входом в голову ее солдата», — сказал Пауэлл, отметив, что этот род был упомянут Чарльзом Дарвином в его Происхождение видов .«Головная пластина — это характеристика, которая развивалась с течением времени и помогает муравью-черепахе выжить сегодня. Это также свидетельствует о влиянии среды обитания муравьев на их физические характеристики с течением времени ».
На основе данных, которые Пауэлл и его сотрудники собрали при наблюдении за муравьями и измерении их физических характеристик и полостей, в которых они живут, было создано филогенетическое (эволюционное) дерево, которое отображает отношения между многими видами муравьев-черепах — более 115 из них .Древовидная диаграмма является первой в своем роде диаграммой для муравьев-черепах и позволяет исследователям более подробно изучить, как окружающая среда повлияла на эволюцию группы.
Вместе с Пауэллом над его исследованием работают доктор Колумбийского колледжа Шона Прайс и ее коллеги из Университета Миссури, Университета Аризоны и Университета Уберландии в Бразилии. Команда исследовала колонии муравьев-черепах в их естественной среде обитания в Бразилии и в предгорьях за пределами Тусона, штат Аризона.Пауэлл также привез в свою лабораторию в GW колонию муравьев, и в будущем их количество будет увеличиваться.
Чтобы помочь ему лучше понять, как эволюционировали муравьи, Пауэлл поместил колонии муравьев в дупла деревьев, которые были немного больше, чем пластины головы солдат. Он обнаружил, что муравьи не выживают в этой среде — часто заканчивая тем, что их узурпировали другие виды муравьев, что свидетельствует о том, что тела муравьев эволюционировали в зависимости от среды их обитания.
«У черепаховых муравьев гораздо больше видов, чем у большинства других родов муравьев, и наши исследования проливают свет на черты, которые позволили различным группам организмов добиться такого успеха», — отмечает Прайс.«Наше исследование способствует пониманию того, как возникло разнообразие в [Неотропном] регионе с чрезвычайно высоким уровнем биоразнообразия».
Исследовательская группаПауэлла приближается к завершению двух трехлетних проектов, финансируемых Национальным научным фондом на общую сумму чуть более 900 000 долларов. Сейчас он готовит предложение о финансировании более крупного исследования панциря муравьев-черепах.
«Я хочу исследовать, как панцирь черепахи связан с взаимодействием муравьев внутри сообществ муравьев и их среды», — объяснил Пауэлл.«Как только мы узнаем больше об их морфологии, мы сможем изучить, как она влияет на современную структуру сообщества. В любой момент и в любом месте эти взаимодействия определяют, кто сможет выжить в определенной области ».
Микро-КТ-сканирование с высоким разрешением и соответствующее программное обеспечение предлагают исследователям уникальную возможность взглянуть как на внутреннюю, так и на внешнюю структуру муравьев. С помощью этой технологии они могут просматривать трехмерное изображение среза тела муравья, увеличивая определенные части и поворачивая изображение, чтобы лучше рассмотреть определенные области.
«Разрешение изображения при использовании этой технологии замечательное», — сказал Пауэлл, который надеется получить финансирование для доставки сканирующего оборудования в GW. «Мы можем использовать его для визуального извлечения окаменелостей древних муравьев из янтаря, чтобы сравнить их с современными муравьями».
Пауэлл и Прайс также изучают влияние внешних факторов, таких как вырубка лесов и глобальное потепление, на среду обитания муравьев, которые могут иметь каскадный эффект и влиять на выживание муравьев. Серьезную озабоченность вызывает то, что большая часть региона Саванна в Бразилии, где обитают муравьи, превращается в сельскохозяйственные угодья.
«Я надеюсь воплотить наши результаты в перспективу сохранения природы», — сказал Пауэлл. «Муравьи-черепахи имеют тесные отношения с окружающей средой, в которой они живут. За 46 миллионов лет окружающая среда превратила их в сложных существ, которыми они являются сегодня ».
Черепахи-солдаты-муравьи используют свои головы
Черепахи-муравьи-солдаты ( Cephalotes ) — это живущие на деревьях насекомые со странно большими головами, которые они используют, чтобы блокировать входы в свои гнезда, по сути действуя как живые двери.
Не все головы имеют одинаковую форму: у некоторых солдат-черепах есть головы, которые напоминают крышки люков, и вход в туннель полностью закрыт. У других есть квадратные головы, которые они собирают в многослойные блокады, напоминающие перекрывающиеся щиты спартанской армии.
Это разнообразие форм головы раскрывает не только еще одну причудливую причуду природы: оно также может показать, как виды эволюционируют, чтобы заполнить экологические ниши.
И эта эволюция, как показывает новое исследование, опубликованное в Трудах Национальной академии наук , не всегда является улицей с односторонним движением к повышению специализации.Иногда это может вернуть вид на более универсальную стадию.
«Обычно можно подумать, что когда вид специализируется, он застревает в этой очень узкой нише», — говорит Дэниел Кронауэр, глава Лаборатории социальной эволюции и поведения Рокфеллера. «Но муравьи-черепахи представляют собой интересный пример очень динамичной эволюционной траектории с большим количеством движений вперед и назад».
Подобно многим другим социальным насекомым, живущим в колониях, муравьи-черепахи специализируются на различных функциях, часто развивая преувеличенные черты, соответствующие их работе.Для солдат этот процесс привел к появлению больших голов самых разных форм.
И поскольку муравьи не роют туннели сами, как многие домашние охотники, они должны найти место, которое им больше всего подходит. По словам Кронауэра, поскольку туннель может быть слишком большим или слишком маленьким, муравьи быстро меняются, чтобы занять его.
Cosmos
Контент, подготовленный редакцией журнала Cosmos Magazine.
Читайте научные факты, а не беллетристику …
Никогда еще не было более важного времени для объяснения фактов, сохранения знаний, основанных на фактах, и для демонстрации последних научных, технологических и инженерных достижений. «Космос» издается Королевским институтом Австралии, благотворительной организацией, призванной связывать людей с миром науки. Финансовые взносы, какими бы большими они ни были, помогают нам предоставлять доступ к достоверной научной информации в то время, когда она больше всего нужна миру.Пожалуйста, поддержите нас, сделав пожертвование или купив подписку сегодня.
Сюжет сгущается: взгляд в глаза умирающего цефалота
Если вы энтомолог или энтузиаст насекомых, весьма вероятно, что вам нравятся муравьи. Трудно не впечатляться их разнообразием, изобилием, сложной социальной структурой и поведением, а также их взаимодействием с другими организмами. Муравьи повсюду и делают почти все, о чем вы можете подумать. Однако для большинства людей муравьи не могли быть менее захватывающими.Их часто считают обычными насекомыми с относительно однородным внешним видом. Они всегда появляются, когда они не нужны, проникают в наши дома, укрываются в темных и труднодоступных углах и крадут нашу еду.
Я люблю муравьев. Я считаю их очаровательными существами. Но время от времени я ловлю себя на том, что уговариваю людей смотреть дальше «этого скучного муравья», чтобы попытаться хоть мельком увидеть их занятую жизнь. Не всегда легко сообщать о муравьях публике (вот почему я хвалю мирмекологов — людей, которые изучают муравьев, чтобы заработать себе на жизнь), однако я считаю, что это довольно просто в случае с одним видом муравьев, в частности: Cephalotes .
Черепаший муравей (Cephalotes atratus) из эквадорской Амазонки
Cephalotes — большой род древесных муравьев, обитающих в неотропиках. Насчитывается более 130 видов, все обитают в дуплах деревьев или используют полости в других тканях растений. Они выглядят так, как будто они были созданы кем-то с переполненным воображением, они легко кажутся милыми. Их уплощенная голова и бронированное тело, часто украшенное длинными острыми шипами для защиты, толстые ноги и идеально круглый живот, а также матовая окраска придают им вид пластиковых игрушек.Кроме того, муравьи Cephalotes передвигаются относительно медленно и не могут укусить или ужалить, что делает их удобными для пользователя. Вы можете пожелать более совершенного муравья?
Королева черепаховых муравьев (Cephalotes atratus) крупнее и крупнее своих рабочих. Также ей не хватает защитных шипов.
Черепаха-муравей-рабочий (Cephalotes atratus) кормится на покрытом мхом стволе дерева
Они широко известны как муравьи-черепахи, но также получили название муравьев-планеристов благодаря их невероятной способности прыгать с парашютом с высоты в навес и приземляться обратно на ствол своего домашнего дерева.Их уникальная структура тела и плоские ноги позволяют им замедляться и менять курс при падении (кстати, некоторые пауки могут делать то же самое). У некоторых видов солдатский состав развил большую голову, которая служила живой дверью, загораживая вход в гнездо.
Черепаха-муравей-солдат (Cephalotes sp.) Из Колумбии с сильно бронированным телом и массивной головой
Тот же солдат-черепаха (Cephalotes sp.) С предыдущего фото. Эти муравьи построены как танки.
Что касается межвидовых взаимодействий, то муравьи Cephalotes часто наблюдаются, ухаживая за сосущими сок полужесткокрылыми, такими как перепончатокрылые и маленькие фульгориды, чтобы получить доступ к секретам сахара этих насекомых. Они также выступают в качестве модели в мимикрическом комплексе, где пауки-крабы маскируются под муравьев, чтобы подкрасться и охотиться на них.
Симпатичные рабочие-цефалоты посещают замаскированную нимфу фульгоридной цикадки
Портрет муравья-черепахи (Cephalotes atratus).Как в них не влюбиться?
Я уже говорил, что они милые? Я уже писал, что никогда не следует слишком привязываться к насекомым, с которыми вы сталкиваетесь в поле. И как бы мне ни нравились очаровательные муравьи Cephalotes , важно помнить, что в лесу для них подстерегает множество опасностей. Во время моей недавней поездки в Колумбию я наткнулся на гнездо Cephalotes на дереве возле моей комнаты. Муравьи были очень активны и не давали хороших фотографических возможностей.
Муравей-черепаха (Cephalotes sp.) Из Колумбии. Как восхитительно!
Одна из них, однако, выделялась среди остальных. Было что-то другое в его поведении. Этот рабочий лихорадочно двигался, казалось, бесцельным бегом. Он не следил за другими рабочими и, похоже, больше интересовался достижением более высокого места на дереве. Я собрал муравья, чтобы поближе познакомиться, и, внимательно осмотрев ее, я решил, что нашел виновника ее необычного поведения. У этого муравья было красноватое брюшко, в отличие от черного брюшка ее сестер.Красный цвет в сочетании с неустойчивым поведением предполагает, что этот рабочий был заражен паразитом, червем нематодой.
Черепаший муравей (Cephalotes sp.), Зараженный паразитическим червем нематодой, демонстрирует опухшее красное брюшко. Сравните со здоровым рабочим на предыдущей фотографии.
Паразитический червь живет и размножается внутри тела птиц, которые распространяют яйца червя в своем помете. Муравьи собирают питательные вещества из птичьего помета (вместе с яйцами) и скармливают их своим личинкам, где червь созревает.Чтобы завершить свой жизненный цикл, паразиту необходимо вернуться в тело птицы, поэтому он меняет внешний вид муравья-хозяина, становясь похожим на спелый красный плод, и заставляет его взбираться выше на дереве, чтобы стать более доступным для голодных птиц. Каким бы уникальным ни был этот рабочий муравей, горькая правда в том, что ему было суждено умереть преждевременно. И я ничего не мог с этим поделать. Здесь есть отличный урок — иногда грубую сущность природы трудно понять. Мы хотели бы видеть это мирным местом, где все животные и растения живут вместе в гармонии.Но на самом деле природа сурова. Он полон конфликтов, насилия, болезней и смертей. И мы должны принять это как неотъемлемую часть мира, в котором мы живем.
Cephalotes муравьи предлагают прекрасную возможность заглянуть в жизнь маленького насекомого и узнать о его выживании (а также неудачах) в различных средах обитания. Прежде чем я закончу этот пост, я хотел бы уточнить одну вещь — возвращаясь к их названию, почему Cephalotes получили название черепаховый муравей, тогда как некоторые жуки-листоеды были названы черепаховыми жуками? Есть ли какое-то оправдание названию черепахи, когда речь идет о муравьях? Ведь оба насекомых наземные.Если в аудитории есть этимолог, может, вы поможете энтомологу?
цефалотов — AntWiki
Цефалоты Временной диапазон: 20,43–0 млн лет Миоцен — современный | |
---|---|
Cephalotes atratus | |
Научная классификация | |
Королевство: | Животные |
Тип: | Членистоногие |
Класс: | Насекомое |
Заказ: | перепончатокрылые |
Семья: | Formicidae |
Подсемейство: | Myrmicinae |
Племя: | Аттини |
Род: | Цефалоты Latreille, 1802 |
Типовой вид | |
Formica atrata , сейчас Cephalotes atratus | |
Разнообразие | |
119 видов 16 ископаемых видов (Контрольный список видов, виды по странам) Cephalotes atratus Этикетка для образца | |
Синонимы | |
|
Эволюционные отношения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|