НОД «Три кита в музыке» | План-конспект занятия по музыке:
Конспект НОД «Три кита в музыке» песня, танец, марш с использованием ИКТ
Конспект НОД «Три кита в музыке» песня, танец, марш с использованием ИКТ
Конспект непосредственно- образовательной деятельности в области «музыка»
Тема : «Три кита в музыке» — Песня, танец и марш.
Эпиграф: Вслушайтесь, весь мир поет
Шорох, свист и щебет
Музыка во всем живет!
Мир ее волшебен!
Цель : Научить различать разницу в характере
музыки марша, танца и песни.
Задачи:
1Научить различать разные ритмы. Привить любовь и уважение к музыке.
2. Воспитание эстетического вкуса и эмоциональной отзывчивости.
3. Развитие певческого голоса, мышления, воображения.
Оборудование
1) аудио файлы.
2) Мультимедийная установка (экран, компьютер, слайды)
3) Портреты композитора П. И. Чайковского. Иллюстрация с изображением «Трех китов» — песня, танец и марш
5) Металлофон
ЭТАПЫ непосредственно образовательной деятельности
1. Организационный этап
Музыкальное приветствие:
Педагог (поет) Добрый день, ребята!
СЛАЙД №3
Вслушайтесь весь мир поет
Шорох, свист и щебет.
Музыка во всем живет!
Мир ее волшебен! Дети (поют): Добрый, добрый день,
Добрый день! Добрый день!
Нам здороваться не лень!
2. Введение
На занятиях музыки мы будем не только учиться понимать музыку и даже её рисовать
ТЕМА «Три кита» в музыке
СЛАЙД №4
Из чего состоит музыка?
Давайте подумаем и заполним свободные клеточки. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.
1. Кто сочиняет музыку?
2. А кто будет исполнять музыку, которую написал композитор.
(Смотрим на вторую строчку слайда с клеточками)
3. Кто музыку будет слушать?
Вот мы с вами и выяснили:
Чтобы возникла музыка, нужен композитор, исполнитель и слушатель.
3. Этап подготовки ребенка к активному и сознательному освоению материала.
Неизвестно, станет ли кто-нибудь из вас композитором, но исполнителями слушателями будут обязательно все на занятии А сейчас мы переходим к главной теме : «Три кита» в музыке. Существует древняя легенда про трех китов, на которых будто бы Земля держится. Так вот музыка тоже держится на «Трех китах». Этих «китов» в музыке называют «ЖАНРАМИ». «Три кита» — три основы. (показываю иллюстрацию с изображением в музыке)
Сейчас мы познакомимся с музыкальными жанрами. Все произведения, которые сегодня будут звучать, написаны великим русским композитором Петром Ильичом Чайковским, который написал много музыкальных произведений для взрослых и детей.
Музыка любит тишину, поэтому надо слушать музыку молча и подумать над вопросами:
-как звучит музыка?
— где звучит музыка?
— как её можно записать?
Дети рассматривают иллюстрацию ТРЁХ КИТОВ
4.Этап усвоения новых знаний:
СЛАЙД №5 «МАРШ»
СЛАЙД № 6
1. Какая это музыка?
2. Для чего она нужна?
3. Где она звучит в жизни?
4. Как её можно записать?
Музыка, которая сейчас прозвучала называется «Марш деревянных солдатиков», а сочинил эту музыку композитор П. И. Чайковский (показываю портрет)
Как называется I жанр? Слушание музыки.
Четкая, энергичная.
Чтобы шагать.
На праздниках, в театре.
Чёрточками, палочками.
Марш
Пусть наши пальчики «промаршируют» по музыку.
СЛАЙД № 7
Слушайте в тишине и подумайте:
-Как звучит музыка?
— Как её можно записать?
Эта музыка является видом искусства, в котором художественные образы возникают из четкой смены выразительных положений тела.
Звучит «Вальс» П. Чайковского.
Педагог: А что же такое вальс?
Прошу (по желанию) чтобы несколько детей исполнили движения вальса под музыку и выясним, что движения вальса плавные. Значит – вальс плавный танец.
СЛАЙД № 8
Затем я предлагаю небольшой подгруппе детей (5-7 чел) исполнить движения под другую музыку. (Звучит «Итальянская полька» С. Рахманинова).
— Как звучала музыка?
— какой ЖАНР музыки прозвучал?
— А может быть кто-то знает, как этот танец называется?
Если дети затрудняются ответить педагог им помогает.
Педагог: веселый жизнерадостный танец «Польку» написал П. И. Чайковский. Дети отбивают пульс марша.
Танец.
Дети слушают и выполняют плавные движения рукой.
Дети слушают и выполняют движения руками.
Веселая жизнерадостная солнечная, праздничная, танцевальная
Танец.
полька
СЛАЙД № 8
1. Назовите танцы, которые ты знаешь?
2. Когда люди танцуют?
3. С какими чувствами?
СЛАЙД № 9
(Звучит «Сладкая грёза» П. Чайковского).
-Какой жанр звучит?
Музыка, которую вы услышали — это наиболее распространенный род вокальной музыки.
— Что хочется делать под эту мелодию?
Почему?
— Покажите рукой характер мелодии.
Песня.
Петь.
Потому что она звучит напевно и протяжно. Показывают руками характер музыки.
4. Этап закрепления новых знаний.
Послушайте ещё одну музыку и назовите жанр произведения?
(Исполняю «Песню о школе» Д. Кабалевского)
1. Какой это жанр?
2. Почему вы так решили?
3. О чём рассказывается в песне?
4. Покажите рукой музыкальные предложения.
5. На что похожи эти движения.
6. Поиграем в игру «ЭХО». Я пою, а вы за мной повторяете, как «эхо».
7. Подбери сопровождение к песне на металлофоне.
Песня.
Напевная, протяжная.
О школе.
Показывают рукой фразы.
На дуги или волны.
Разучивание песни по фразам.
5. Подведение итогов.
СЛАЙД №11.
Какой из этих рисунков относится к маршу, танцу, песне. Дети находят нужный рисунок и отвечают.
Подведение итогов занятия: — Сегодня мы познакомились с тремя основными «Китами» — жанрами в музыке. Назовите эти жанры?
Чем они отличаются друг от друга?
Марш, танец, песня
Ответы детей.
Музыкально-тематическое занятие «Три кита в музыке»
- 22 октября 2022
Цель занятия: познакомить дошкольников с понятиями песня, танец, марш.
Задачи:
-
Научить детей прислушиваться к музыке, ее выразительным особенностям.
-
Развивать у дошкольников фантазию и образное восприятие музыки.
- Развивать способность эмоционально откликаться на музыку.
Репертуар: Ф. Надененко «Марш», И. Штраус «Полька – Анна», Э. Григ «Вальс»(фрагмент).
Как научиться петь легко и красиво и не бояться сцены? В этом помогут курсы вокала в СПб, на которых есть индивидуальные занятия для начинающих. Занятия вокалом приносят удовольствие, здесь поют любимые песни в теплой дружественной атмосфере. Все классы оборудованы современной техникой: акустические системы, цифровые пианино, микрофоны и ноутбуки. Посетите бесплатный пробный урок и убедитесь сами!
Ход занятия
Музыкальный руководитель: Сегодня я расскажу вам о трех самых важных жанрах – «трех китах» в музыке. Вы спросите меня: при чем же здесь киты, ведь мы говорим о музыке.
А чтобы вы поняли, почему так назвали эти жанры , я расскажу вам одну интересную историю. Очень много лет тому назад, давным-давно, люди пытались понять, на что похожа Земля. Они еще не знали, на что Земля похожа. А вы знаете на что?
Дети: варианты ответов: мячик, шарик.
Музыкальный руководитель: Правильно. Земля похожа на шар, но древние люди не знали об этом. Они думали, что земля со всех сторон окружен морями и океанами и кк поддерживают три могучих кита.
Есть такие «три кита» и в музыке. На трех основных жанрах – держится вся волшебная страна музыки. Что же это за три кита, спросите вы?
Самое интересное, что они вам очень хорошо знакомы. Сейчас я сыграю вам музыкальное произведение, а вы скажите мне, что это за музыка?
Проигрывание марша Ф. Надененко. (Музыкальный руководитель может взять и любой другой марш).
Музыкальный руководитель: Правильно, под эту музыку можно маршировать, это марш.
Марш это наш первый «кит» (иллюстрация).
Музыкальный руководитель: А теперь давайте послушаем другую музыку. Это будет второй наш «кит», попробуем его отгадать.
Прослушивание «Полька – Анна» И. Штрауса и фрагмент «Вальс» Э. Грига. Вместе с детьми музыкальный руководитель определяет характер произведений.
Музыкальный руководитель: Дети, а что такое полька, вальс? Как их можно назвать одним словом?Конечно, это танец.
Танец – это второй наш «кит» (иллюстрация).
А теперь пришло время встретиться с третьим «китом», его вы тоже узнаете без труда.
Исполняется очень знакомая детям песенная мелодия.
Музыкальный руководитель: Правильно – это третий «кит», танец. Вот видите, все «три кита» музыки нам с вами хорошо знакомы.
Давайте еще раз их назовем:
- первый «кит» – это марш,
- второй – танец,
- третий – песня.
Дети произносят название жанров.
Музыкальный руководитель: А вы знаете, почему марш, танец и песню можно назвать тремя китами и сказать, что на них держится вся музыка? Потому, что на Земле нет ни одного человека, который бы не спел ни одной песни, не станцевал ни одного танца, не маршировал бы хоть раз под звуки музыки. Поэтому, хотя в музыке есть и другие жанры, более сложные, основными все-таки являются марш, песня, танец.
Музыкально-дидактическая игра «Три кита в музыке».
Материал предоставила Исаева М. А., музыкальный руководитель МБДОУ ДСОВ «Аист», ЯНАО г. Новый Уренгой.
Дальнейшее расследование: гармонизирование с горбаты
Раздел
Дальнейшее исследование: гармонизация с горбаты
NGSS Science and Engineering Practices
Внедрение аргументов из доказательств
NGSS.
LS1.D: Обработка информации
Содержание
Дальнейшее исследование: Гармонизация с горбатыми
РУКОВОДСТВО ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Вышеупомянутая презентация для учителя полезна, чтобы показать учащимся перед началом этого занятия, так как она исследует основы общения китов. В желтых полях в верхнем левом углу есть заметки докладчика. Эта презентация взята из оригинальной учебной программы SEA.Изображение
Рис. 1. Киты используют слух для отправки информации и общения.
Авторское право на изображение и источник
Изображение предоставлено оригинальной учебной программой Sea Earth Atmosphere
Феномен:
Животные используют звук для отправки и получения информации (рис. 1).
Запрос:
Как животные используют звук для общения?
Наводящие вопросы:
- Что такое общение?
- Как звучит общение китов?
- Как ученые изучают общение китов?
Активность:
В этом упражнении вы узнаете, как киты используют звук для общения!
Материалы:
Рекомендации учителей
|
Процедура:
- Следуйте инструкциям на рабочем листе, чтобы гармонировать с горбатыми позвоночными!
- Вы составите спектрограмму , чтобы составить карту звука, который вы слышите. Вы услышите разницу в шаге и
громкости 9.0070 звуков.- Высота : высота или низость звука. Подумайте о низком голосе в сравнении с высоким скрипучим голосом.
- Громкость : количество или мощность звука; степень громкости.
Подумайте о шепоте и громком крике.
- Прочтите руководство, чтобы понять, как построить звук.
Спектрограмма
Спектрограмма — это изображение, созданное путем графического отображения звуков. Время отложено по оси x в секундах, а высота тона — по оси y. Если высота тона увеличивается, линия на графике идет вверх. Объем представлен цветом. По мере того, как звук становится громче, линия становится ярче. Если звук прекратится, у вас будет пробел в очереди на заданное время тишины. На Рисунке 2 показан пример песни китов, высота звука и громкость которой меняются.
Изображение
Image caption
Рис. 2. Эта спектрограмма представляет собой пример песни кита, которая начиналась с 1) громкого низкого тона, который становился все ниже и тише; 2) парящий звук, который стал выше как по высоте, так и по громкости; 3) и, наконец, 3 коротких звука одинаковой высоты, но уменьшающейся громкости.
Правообладатель иллюстрации и источник
Изображение Эмили Сесно
Тренируйтесь издавать звуки разной высоты и громкости.
Посетите музыкальную лабораторию Chrome, чтобы поэкспериментировать с использованием собственного голоса для создания спектрограммы. Это поможет вам «видеть» звуки, которые вы издаете. Попробуйте сделать спектрограмму с рисунка 2 выше, используя свой голос! Примечание. Если вам нравится играть в Chrome Music Lab, выделите здесь дополнительное время и продолжайте экспериментировать!
Перейдите на страницу NOAA Fisheries Sounds in the Ocean, чтобы прослушать образец песни горбатого кита (19сек).
Опишите звук, который вы услышали.
Послушайте еще раз ту же песню кита. Используйте график на своем рабочем листе, чтобы построить график высоты тона песни кита с течением времени.
Примечание. Возможно, вам придется постоянно прослушивать звук при создании спектрограммы.
- Назначьте маркеры трех разных цветов для обозначения громкости: тихий, средний и громкий. Заполните легенду таблицы на графике на рабочем листе, чтобы указать, какой цвет вы используете для представления каждого тома.
ОБЪЕМ КРАСКА-ХАЙЛАЙТЕР Тихий Средний Громко - Прослушайте еще раз ту же песню и выделите строчку по мере смены звуков в томе .
- Опишите звук еще раз, используя спектрограмму в качестве эталона.
Вопросы для занятий:
- Как построение спектрограммы помогло вам описать песню кита?
- Какую дополнительную информацию ученые могут получить из спектрограммы песни кита (по сравнению с простым прослушиванием)?
- Прочитайте абзац о песнях китов и заполните пропуски, используя приведенный ниже словарь:
Гармония с горбатыми Горбатые киты славятся своими сложными песнями. *Поведение *сопровождение *спаривание *Певица *Гидрофоны *Загрязнение шума *Спектрограмма *Сторонник *Респираторные *Гипотезы |
- Видели ли вы какие-либо признаки шумового загрязнения на спектрограммах вашей музыкальной лаборатории (Подсказка: что происходило, когда рядом разговаривали люди)?
- Как, по вашему мнению, шумовое загрязнение может повлиять на поведение китов?
- Исследуйте и опишите другие способы визуального представления звука.
Недавние разговоры и обзоры
Песни горбатых китов передаются от популяции к популяции
Провод SYFY
Syfy Insider Exclusive
Создайте бесплатный профиль, чтобы получить неограниченный доступ к эксклюзивным видео, лотереям и многому другому!
Зарегистрируйтесь бесплатно для просмотра
У китов тоже песни застревают в голове.
Автор Кэссиди Уорд
США, Аляска, национальный лес Тонгасс, крупный план во рту горбатых китов (Megaptera novaengliae), кормящихся близ деревни Ангун. Фотография Пола Содерса. Фото: Пол Содерс/Getty Images
Культура и ее распространение среди разрозненных групп населения часто рассматривается как чисто человеческая черта. Однако каждый раз, когда мы пытаемся провести четкую границу между людьми и остальным животным миром, мы обнаруживаем, что мы больше похожи, чем различны.
Для людей музыка — это акт художественного самовыражения, но это также и форма общения. Музыка обладает способностью передавать не только смысл, но и эмоции. Хотя сложность человеческой музыки может быть уникальной для нашего вида, мы не имеем права на ее создание. Другие животные сочиняют музыку, и не только в анимационных семейных фильмах, таких как «, пой, » 2016 года. Музыка — от певчих птиц до поющих лемуров — является важной частью общения с другими членами сообщества видов, но лучшими нечеловеческими музыкантами могут быть киты.
Ученые из Группы экологии китообразных Университета Квинсленда и их коллеги изучили образцы песен горбатых китов из разных регионов в период с 2009 по 2015 год и обнаружили, что они не только совместно создают песни в пределах определенной популяции, но и разделяют эти песни над океанскими волнами, где их подхватывает разрозненное население из других регионов. Их выводы были опубликованы в журнале Scientific Reports .
У горбатых китов песни распадаются на более мелкие составные части следующим образом. Отдельные звуки, называемые единицами, объединяются во фразу. Фразы повторяются для создания тем, а темы располагаются в определенном порядке для создания песни. Со временем песни развиваются за счет небольших изменений, которые перенимаются всеми певцами в популяции. В результате песни меняются из года в год и зависят от населения.
За шесть лет наблюдения за популяциями китов ученые определили шесть уникальных песен, которые передавались на восток, начиная с населения западной Австралии и распространяясь на восток Австралии, Новую Каледонию, Тонгу, Американское Самоа, острова Кука и, наконец, Французскую Полинезию. Они специально изучили популяции Восточной Австралии и Новой Каледонии, чтобы измерить точность передачи песен между популяциями.
Ученые измерили сложность песен, взглянув как на количество звуков, так и на их структуру. Они подтвердили, что песни раздаются и, более того, раздаются именно так. Когда новая песня усваивается у соседнего населения, она усваивается точно, без наблюдаемых пропусков или упрощений. Однако после того, как вы выучите, может начаться ранее упомянутая эволюция путем добавления модулей или тем.
Популяции китов смогли быстро выучить новые песни, и команда указала, что это был уровень культурной передачи, невиданный ни у каких других нечеловеческих видов. Было высказано предположение, что передача песни может происходить в результате перемещения особей между популяциями, но это относительно редкое явление.