Шахматная ладья — шахматная фигура тура, ее история — Шахматный портал Chessknigi.ru
Шахматная ладья — знакомство, изображение
Следующей по силе шахматной фигурой после ферзя на шахматной доске по праву считается шахматная ладья. Выглядит шахматная ладья и на демонстрационной и на шахматной досках одинаково – это фигура похожа на крепостную башню. Иногда у нее на голове есть небольшие зубцы, которые выглядят как небольшие кирпичики.
Шахматная ладья — ее названия — Тура, Крепость, Башня
Во многих странах Востока Шахматную Ладью очень любили, так как считали ее самой сильной фигурой, даже намного сильнее Ферзя. Она не всегда стояла, как крепость, на месте. Была и боевой колесницей – Ратхи – самым грозным оружием того времени, носилась по полям и по доске.
А в Иране шахматную ладью даже называли Судьбой – Рухом. Птица Рух – покровительница войска, появлялась на самых важных участках сражения и могла в любой момент решить Судьбу шахматной битвы.
Повоевав, войско всегда возвращалось в город и зиму проводило за высокими крепостными башнями. Иногда башни брали с собой, ставили на колеса и получался настоящий Гуляй-город. Ехала такая крепостная башня на колесах по полям и дорогам.
Под особо большие башни подкладывали толстые бревна и катили. Сотня солдат из пушек поливала огнем врага. Сзади за крепостными стенами пряталось остальной войско, готовое наскочить и атаковать врага в любой момент. Появление таких гуляющих крепостей в армии Шаха было совершенно неожиданным для врага.
Во всех странах эта шахматная фигура так и называется: Крепость, Башня, Тура (многие дедушки эту фигуру как раз так и называют), привыкли и отвыкнуть не могут.
История шахматной ладьи и ее названия в России
В России так много крепостей, а все же эту шахматную фигуру почему-то называют шахматной ладьей. Откуда взялось это название?
Давным-давно не было больших кораблей, и люди плавали на лодках под парусами, если дул попутный ветер, или даже просто на веслах.
Как-то раз купцы-моряки приплыли на своих ладьях в Индию. Между Индией и Россией расстояние довольно большое, к тому же это огромные непреодолимые горы Гималаи – все в снегах и высотой по 8 километров, а за ними жаркая пустыня Кара-Кум. И сейчас такое путешествие через горы практически невозможно. Поэтому путь у купцов был только через моря и океаны. Путь трудный, опасный, но единственный. Привозили торговцы в Индию меха, мед, зерно и другие товары, а в Россию везли разные пряности и драгоценные камни.
Однажды привезли русские купцы разные игрушки для детей, а их никто покупать не хочет. Удивились они, конечно, — неужели не играют индийские детишки в игрушки?! А те отвечают: «Играем, но только в самую интересную игру – Чатурангу». Так в Индии Шахматы назывались раньше. Подивились русские на эту игру, и так она им понравилась, что решили ее с собой взять в Россию и научить своих детей играть в шахматы. Поплыли Ладьи обратно в Россию и повезли шахматное поле для сражения и боевые шахматные фигуры.
По пути домой купцы так увлеклись игрой, что даже не заметили приближающуюся бурю. А когда задул сильный ветер и поднялись страшные волны, купцы-моряки бросились спасать свой корабль, не успев собрать шахматные фигуры. Буря была сильной и долгой, а когда улеглась, купцы увидели, что большую часть шахматных фигур смыло волнами. Но россияне всегда были хорошими умельцами и быстро вырезали из дерева новые фигуры для игры в шахматы, даже более красивые, чем были у индийцев.
Беда только в том, что они не смогли вспомнить, как выглядели некоторые фигуры. Ведь в России Слоны не водятся, а до крепостных башен славного индийского гуляй-города купцы просто не дошли. Поэтому вместо слонов и шахматных ладей моряки вырезали свои фигуры, которые им больше нравились: боевых офицеров, адъютантов и помощников Их Величество вместо слонов, а вместо крепостных башен по шахматной доске поплыли шахматные ладьи.
Ведь Ладьи были у купцов-моряков, как любимые дети. Их любили, лелеяли, с ними разговаривали. Поэтому и неудивительно, что поплыли по русским шахматным доскам корабли под парусами.
В некоторых халах Эрмитажа выставлены старинные шахматы, где в качестве фигур по краям шахматной доски стоят элегантные парусники.
А на одной доске служащие музея перепутали расстановку шахматных фигур, решив, что тумбообразные слоны – это крепости, и поместили их на боковые вертикали. Получилось, что Король сразу может садиться на Шахматную ладью и отправляться в свое шахматное путешествие.
Долго ли, коротко ли плавали корабли в русских шахматах, но вот из других европейских стран к нам начали приезжать знаменитые шахматисты. Им, конечно, было непривычно видеть вместо крепостной башни другую фигуру.
Пришлось русским шахматистам пойти навстречу пожеланиям гостей и изменить вид фигуры, превратив ее в привычную европейцам шахматную башню. Но название шахматной фигуры сохранилось. Тяжеловесная шахматная крепость – тура – башня в России называется шахматной ладьей.
Сказочные шахматные истории о шахматных ладьях и крепостях
Какие известные крепости Вы знаете? Вспомним, какую крепость брал Александр Суворов со своими солдатами-героями?
Обязательно стоит посетить музей Суворова в Санкт-Петербурге, где можно узнать, как пала неприступная турецкая крепость Измаил. Турецкий генерал долго кричал со стен города, что «скорее Дунай потечет вспять, чем падет его Крепость». Не помогло! После того, как русские солдаты, руководимые Суворовым, пошли на штурм, крепость не продержалась и дня.
А какая крепость-герой долго удерживала фашистов в первые месяцы войны 1941-1945 годов? Немцы уже в самые первые дни войны объявили, что Брестская крепость окружена, и их войска ушли далеко вперед. Но крепость жила, сражалась, наносила огромный урон врагу и долгое время приковывал к себе несколько вражеских дивизий.
Какие замечательные крепости есть в нашем городе Санкт-Петербурге, в нашей области? Если гулять по Неве, то не заметить Петропавловскую крепость с ее золотым шпилем просто невозможно. Обязательно стоит ее посетить и поразиться толщине и высоте крепостных стен. Кстати, когда наши северные враги – шведы, с которыми так долго воевал Петр I, впервые увидели Петропавловскую крепость, то желание нападать на Россию у них навсегда пропало.
А недалеко от нашего города целое созвездие знаменитых крепостей: морская крепость Кронштадт со своими фортами, надежно прикрывавшая Санкт-Петербург с моря.
В свое время они удерживали рыцарей Тевтонского ордена, желающих с недобрыми целями посетить Россию. Города-крепости Выборг и Корелу – Приозерск наши славные воины в свое время присоединили к России и, таким образом, обеспечили безопасность наших северных границ; а с юга город защищают Тихвин и Старая Ладога.
Всеволод Викторович Костров
Задайте вопрос или Оставьте свой комментарий
Создание логотипа Тюменского государственного университета
Изучаем задачу и пожелания заказчика. Начинаем знакомство с университетом и оцениваем целевую аудиторию проекта.
Собираем аналоги, смотрим, как выглядят логотипы других университетов.
Чтобы включить воображение, рисуем примерный набросок по направлениям подготовки и специальностям.
Визуализируем подробнее.
Изначально нужно было придумать один логотип, части которого легко становились бы элементами фирменного стиля, а при таком подходе намечается целый парк логотипов. Откладываем в стол вариант с голубой линией и пробуем подойти к традиционному знаку университета с другого ракурса — поворачиваем ладью к зрителю.
Ладья быстро начинает расцветать разными красками, и, кажется, это больше соответствует условиям задачи. Интересно, что скажет об этом арт-директор?
Арт-директор: Неплохо. Но хочется посложнее чуть, он слишком уж флэт. И ассоциации со шлемом крестоносца меня не отпускают.
Арт-директор: Почти совсем хорошо. Давай попробуем шрифт (и букву Т) с засечками (не обязательно антикву, можно брусковый).
Собираем презентацию и обсуждаем ее с управлением стратегических коммуникаций ТюмГУ.
Допиливаем.
В качестве запасного варианта достаем из карманов тему с линией и несколько других случайных штук.
Практически перед самым показом ректору арт-директор предлагает нарисовать совсем другой логотип из одной только буквы Т. Может, взгляд на большую букву Т снизу? Или написать ТюмГУ вертикально в букве? Или еще что-то?
ТюмГУ имеет право на букву Т, которая кажется цифрой 1, потому что это первый университет в регионе.
Показываем финальную презентацию.
За время подготовки презентации в ТюмГУ уже начинают привыкать к новой ладье, но буква Т-1 в итоге побеждает.
Подбираем пропорции и ракурс для текста.
Отдаем шрифтовику и примеряем результат к сувенирам.
У заказчика появляются вопросы, как применять логотип к институтам и допустимо ли использовать другие цвета и градиенты.
Оставляем «циан» университету, а институтам предлагаем цвета и оттенки на выбор.
Рисуем прелоудер для сайта и готовим анонс.
Линейный мат в шахматах двумя ладьями одинокому королю
Линейный мат двумя ладьями одинокому королю можно назвать самым простым матом в шахматах. Принцип его в том, чтобы одной из ладей отсечь короля соперника на край доски, ограничивая его передвижения одной линией, для того, чтобы вторая ладья могла объявить мат. Посмотрите видео выше, чтобы во всем разобраться, либо продолжите чтение данной статьи.
Начальная позиция для линейного мата представлена на диаграмме.
Короля черных можно «загнать» на любой из четырех краев доски. В данном случае быстрее поставить мат получится на 8-й горизонтали. Задача состоит в том, чтобы отнять у короля 4-ю, 5-ю, 6-ю и 7-ю горизонтали.
1.Лa4 Крe5 2.Лc5+ Крd6
Одна ладья отнимает у короля 4-ю линию, другая объявляет шах по 5-й и вынуждает отступить короля на 6-ю горизонталь. При этом король нападает на ладью. Белым просто нужно отвести ладью подальше, сохраняя под контролем 5-ю горизонталь:
3.Лh5 Крc6
Отнимая у короля уже 6-ю линию, король снова нападает. Снова отступаем подальше. И отступаем так, чтобы не только сохранить контроль горизонтали, но и не мешать второй ладье следующим ходом объявить шах и продолжить механизм отсечения:
4.Лa6+ Крb7 5.Лg6 Крc7 6.Лh7+ Крd8
Белые добились своей цели – король черных на 8-й горизонтали. Теперь они с легкостью ставят мат:
7.Лg8#
Для того, чтобы король имел меньше возможностей напасть на ладьи, можно сразу отвести ладью c3 на h4:
1.Лh4 Крe4
И дальше по аналогии с уже приведенным вариантом:
2.Лa4+ Крf5 3.Лh5+ Крg6 4. Лb5 Крf6 5.Лa6+ Крe7 6.Лb7+ Крd8 7.Лa8#
Справедливости ради стоит отметить, что в изначальной позиции быстрее мат можно поставить, подключив своего короля:
1.Лa5+ Крd4 2.Лac5 Крe4 3.Крg2 Крd4 4.Л3c4+ Крe3 5.Лd5 Крe2 6.Лe4#
Такой мат уже не будет называться линейным.
Как вы знаете, ферзь совмещает в себе функции ладьи и слона, поэтому соорудить линейный мат можно также ладьей и ферзем или двумя ферзями.
Рекомендации по обучению шахматам дошкольников | Дошкольное образование
Рекомендации по обучению шахматам дошкольников
Автор: Сюндюкова Елена Егоровна
Организация: МДОУ детский сад №98
Населенный пункт: Республика Мордовия, г. Саранск
Культурное значение шахмат – игры, история которой насчитывает более пятнадцати столетий, нисколько не уменьшилось в нашу компьютеризированную эпоху с её чрезвычайно быстрым ритмом жизни и мгновенной доступностью практически любой информации в режиме реального времени – лишь только выбери нужный сайт в интернете. Наоборот, возможности шахмат для тренировки мышления и воспитания подрастающего поколения стали особенно цениться именно сейчас, когда часто возникает необходимость быстро принимать сложные, но в тоже время взвешенные, продуманные решения.
Огромным плюсом шахмат является то, что не существует никаких ограничений для игры в шахматы ни по возрасту, ни по физическим данным. Дети могут играть со сверстниками, с младшими или старшими по возрасту соперниками, играть с членами семьи разных поколений. Для шахмат не нужны дорогостоящий инвентарь, униформа, спортплощадка. На равных со всеми могут играть дети с ограниченными физическими возможностями. Игра в шахматы помогает интеллектуальному развитию детям некоммуникативного типа, как из больших городов с развитой инфраструктурой, так и тем, кто проживает в сельской местности, отдалённых населённых пунктах.
Увлекательный игровой формат обучения способствует устойчивому интересу детей к шахматам как спорту, творчеству, источнику новых знаний.
Известно, что приблизительно к 5-7 годам дети обучаются знаковой системе языка. Поэтому старшая и подготовительная группы детского сада — это оптимальный возраст для обучения шахматам.
Существует много разнообразных приёмов, с помощью которых можно добиться успешного освоения дошкольниками правил шахматной грамоты. Одним из основных приёмов является игра, но не в шахматы, а в знакомство с шахматными фигурами. Например, предложить поиграть с «ладьёй», рассказать о ней сказку, показать на шахматной доске её «домик», нарисовать ладью или вылепить из пластилина, затем начать охотиться по шахматной доске. Таким образом помочь ребёнку быстро овладеть правилами передвижения этой фигуры. И так со всеми фигурами. Игровой метод «по частям» помогает и взрослым и детям при изучении шахматной грамотности.
Сейчас появилось много сказок, стихов, загадок про шахматы. Разнообразные истории про шахматные фигуры педагог или родители могут придумать и сами. Не очень складный, но зато яркий, образный рассказ про превращение пешки в ферзя даст гораздо больше, чем сухое объяснение официальных правил.
«Околошахматные» дидактические игры – «Чудесный мешочек», «Какая фигура спряталась?», «Что изменилось?», «Что сначала, что потом» и др. наряду со сказками и загадками помогают педагогам и родителям непринуждённо, незаметно заинтересовать, а затем обучать детей игре в шахматы.
Очень важно в процессе обучения игре воспитывать привычку к преодолению трудностей, строя занятия по дидактическим принципам: от простого к сложному, от лёгкого к более трудному, от известного к неизвестному, время от времени внося в занятия элементы занимательности, новизны.
Соблюдая это условие, педагог или родитель постепенно приучает детей видеть всю доску, а также отдельное поле (клеточку, квадрат), равномерно распределять внимание по всей доске. Постепенно количество знакомых и разученных пешек и фигур увеличивается до полного комплекта, и только тогда можно приступить к игре вначале всеми пешками, а затем пешками и фигурами. Важно, чтобы дети твёрдо усвоили согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом.
В процессе обучения игры в шахматы решается много педагогических задач: образовательная – расширяет кругозор, активизирует мыслительную деятельность дошкольника, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, внимание; воспитательная – вырабатывает у ребёнка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер; эстетическая – играя, ребёнок живёт в мире сказок и превращений, изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций обогащает детскую фантазию, заставляет восхищаться удивительной игрой.
Игра в шахматы учит корректному поведению, уважительному отношению к установленным правилам игры и сопернику. Шахматы способствуют общему воспитанию ребёнка.
Список литературы :
- В. Барский « Шахматная школа. Методическое пособие для учителя». Москва,2016, 176 с.
- В. Гришин «Малыши играют в шахматы»: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1991.- 158 с.
« Азбука креативного шахматного образования младших школьников» Ю. Авербах, В. Полоудин .- Ростов н/Д: Феникс, 2015.- 223 с.- (Шахматы).
Опубликовано: 08.02.2021Александр Костьев провел семинар шахматного всеобуча в Удмуртии
И поучаствовал в награждении чемпионов Республики среди сельских школ
Первенство Удмуртии среди сельских школ прошло в селе Дебесы с 23 по 25 февраля. Участвовали команды из двадцати сельских районов Удмуртии.В младшей возрастной группе (2004 г.р. и моложе) победила сборная Увинского района, в старшей возрастной группе (2000-2003 г.р.) первенствовала команда Дебесского района.
В эти же дни для учителей начальных классов сельских школ в Дебасском Политехникуме прошел семинар по шахматному всеобучу. Учителя познакомились с технологией обучения первоклассников шахматам на основе интегрального метода.
Рассказывает руководитель проекта РШФ «Шахматный всеобуч России» Александр Костьев: «Суть метода в том, что в тему каждого урока «вкрапливается» дозированная информация о шахматах, и в результате все ученики класса твердо осваивают правила игры. Вот несколько иллюстраций.
Для урока физкультуры изготавливается напольный шахматный баннер, дети прыгают на нем ходом коня, перестраиваются по вертикалям и горизонталям, ходом слона изучают понятие «диагональ». На уроке математики изучается, например, тема «Увеличение/уменьшение на два» и наглядным образом и в разных вариантах сравнивается сила шахматного слона/коня и шахматной ладьи. В предмете «Окружающий мир» легко найти возможность рассказать о легенде про происхождение шахмат. На уроке рисования можно нарисовать ладью (по точкам), на уроке музыки (пения) можно разучить шахматный стишок и так далее.
Метод эффективен, доступен каждому учителю начальных классов, даже не имеющему особых знаний по шахматам. Но, конечно, требуется подготовка к занятиям, изготовление наглядных пособий, раздаточных материалов, использование дидактических игр.
Ирина Неганова, директор Дебасского политехникума, в котором готовят учителей начальных классов для сельских школ Удмуртии, заинтересовалась этой технологией и выразила желание подготовить соответствующий учебный курс для студентов к будущему учебному году.
В дополнение могу сказать, что мне очень понравилась шахматная ДЮСШ в Ижевске (директор — М. Озолин). В ней работают 12 тренеров, занимаются свыше 800 детей, оснащена ДЮСШ на высшем уровне, имеет просторные турнирные залы и учебные комнаты, а с 1 апреля она получает статус Республиканской спортшколы. Исполнительный директор Удмуртской шахматной федерации А. Ватлин рассказывает, что детские шахматы очень популярны в Ижевске, часто даже не хватает помещений для проведения массовых соревнований, поэтому ряд крупных мероприятий переносится во Дворец пионеров».
Информацию предоставил Александр Костьев
Итоговая таблица 2003-2004.xls XLS (22 KB) Итоговая таблица_2004 и младше.xls XLS (26 KB)Технологическая карта урока окружающего мира «Страна городов»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Изобильненского городского округа Ставропольского края
Технологическая карта урока
окружающего мира в 4 классе
на тему: «Страна городов»
Составила:
Ефанова И.С.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Изобильный, 2021г.
Тема урока: |
«Страна городов» |
Цели деятельности учителя: |
Создать условия для ознакомления учащихся с архитектурными памятниками Древнего Киева и Древнего Новгорода; способствовать формированию у учащихся представлений о городах X–XI вв.- Киеве и Новгороде; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир» |
Тип урока: |
Открытие нового знания |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной |
Методы и формы работы: |
Словесный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Оборудование: |
Проектор, компьютер; физическая карта России; карточки с именами русских князей, раздаточный материал, учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир, 4 класс», часть 2, Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.,М.: Просвещение, 2014г; |
Основные |
Древний Киев, Древний Новгород, Юрий Долгорукий, Ярослав Мудрый, Вещий Олег, Владимир Красное Солнышко, Рюрик, Кремль, Софийские ворота, Золотые ворота, берёста, писала |
СТРУКТУРА УРОКА.
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы организации на уроке |
Формируемые умения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I.Мотивация |
Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного |
Игра — приветствие: «Здравствуйте!» Желаю успеха во всём и везде (по очереди пальцами). Здравствуй ( всей ладонью ), удачи тебе на уроке (переплетают пальцы рук).
— Присаживайтесь — Я желаю, чтобы вы сегодня помогали друг другу, открыли что-то новое и интересное на уроке, и, самое главное, чтобы всегда было хорошее настроение.
— С чего начнем наш урок? (составим план работы на уроке)
-…составляет план, а вы обратите внимание на экран. Как вы поняли высказывание М. И. Калинина? Слайд №1 «Родная страна становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю».
— Молодцы! А теперь устремимся по ступенькам новых знаний!
|
Слушают учителя, принимают участие с учителем.
демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
Ученик составляет план
Объясняют понимание цитаты
|
Фронтальная, индивидуальная |
Коммуникативные:
планируют учебное сотрудничество Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
2.Актуализация опорных знаний |
Проверка
|
— Обратимся к плану.…этап-проверка домашнего задания. Ученики (3-4 чел. ) работают по карточке, а остальные ребята устно отвечают на вопросы. -С какой темой вы познакомились на прошлых уроках? -Почему расселение древних славян было вдоль рек и морей? (Это были главные дороги, связывающие между собой жителей этих мест.) — Какой торговый путь проходил через территорию восточных славян? -через какие города проходил этот путь? (карта с.41 в учебнике) — Назовите имена князей, правивших в 9-11веках? -Что вы знаете о князе Олеге? — Чем прославился в истории князь Владимир? Сбор карточек с тестом. |
Отвечают Работают по карточке
|
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходи- |
3.Самоопределение к деятельности |
Проблемный вопрос |
Что обозначает слово «Гардарик»? Слайд №2 — А хотите узнать? Из букв на доске соберите 2 слова. — «Гардарик». Так скандинавы называли Русь, и обозначало это слово «Страна городов». -Назовите тему урока. -Верно! Сегодня на уроке речь пойдет о городах Древней Руси Киеве и Новгороде. -Сформулируйте цель урока. |
Отвечают
|
|
Познавательные УУД (уметь осуществлять анализ структуры загадки Регулятивные УУД (уметь сравнивать свой ответ с другими ответами) |
4.Изучение
|
Рассказ учителя об оборонительных сооружениях славянских городов.
Физминутка
Работа в группах |
– Нам уже известно, как жили древние славяне, какими были их жилища, как выглядели поселки славян-землепашцев Слайд №3 Но у славян по-прежнему было много врагов, для защиты своих домов они стали строить крепости. Как вы думаете, где было самое подходящее место для строительства крепостей? слайд №4 – Крепость строили в том месте, где с трех сторон ее закрывала река, а с четвертой – высокий берег. Со стороны, не защищенной рекой, рыли глубокий ров, его заполняли водой, так получался остров, где было безопасно строить дома. Вокруг поселения насыпали высокий земляной вал, на валу ставили высокую бревенчатую ограду, бревна ставили близко друг к другу, заостряя их верхушки. Враги не могли преодолеть незамеченными эти преграды, а для друзей через ров перекидывали мост, который в случае опасности можно было легко поднять. Такие поселки-крепости стали называть городами, от слова «городить, огораживать». слайд 5 В таких городах жили князья со своими дружинниками да купцы с ремесленниками. Кто такие купцы и ремесленники? – Купцы – богатые торговцы, владельцы торговых предприятий; Слайд 6 ,7 ремесленник – человек, который занимается своим делом, ремеслом.
Физминутка
Чтобы строить города, Крыши поставим, Клумбы покопаем и
Деревьев насажаем.
– Отправляемся в путешествие по городам Древней Руси. Для этого мы распределимся на группы.
Каждой группе будет дано своё название и задание. В течение 5 минут вы должны будете подготовиться.
2гр. это следующие две парты. Вы будете градостроителями. Каждая группа получает свой конверт с заданием, текстом, инструкцией и правилами работы в группе.
Выступления групп, демонстрация изображений. |
слушают.
Работа в группах
Работают в группах
Выступают, слушают |
|
Познавательные: осуществляют логические действия; используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.
Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
Коммуникативные: выражают свои мысли и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции |
IV. Вклю-
чение |
Работа в рабочей тетради
|
Работа в рабочей тетради с.14 вопр.3 Игра «ДА-НЕТка»
Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации |
Выполняют задание в РТ.
Проверка по эталону.
|
Индивидуальная |
Познавательные: осуществляют логические действия; устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку. |
V. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок слайд 22 |
–-Ребята, наш урок подходит к концу.
Давайте вернемся к началу урока и словам М.Калинина «Родная страна становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю».
-что мы изучали на уроке?
Подведем итог: с историей возникновения каких городов вы познакомились? — Что такое город? — Как называется укрепленный центр города? — Какие достопримечательности украшали Киев? Новгород? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? Выберите один из секторов и закрасьте его. Покажите.
Вернемся к нашему плану. Все ли пункты мы выполнили? Достигли цели урока? |
читают вывод в учебнике (с. 53).
Отвечают |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое
Регулятивные: оценивают собственную деятельность |
VI. Домашнее задание |
Комментирование задания |
Домашнее задание по выбору: 1.Учебник, с. 46–54. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя»,с.53. 2. Учебник, с. 46–54. Ответить на вопрос № 1 рубрики «Задания для домашней работы», с.53. 3. Учебник, с. 46–54. Нарисовать ладью, на которой можно было путешествовать по рекам и городам Древней Руси. |
Задают уточняющие вопросы |
Дифференцированное |
Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач |
Методичекские МАТЕРИАЛЫ
Домашнее задание по выбору: 1.Учебник, с. 46–54. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя»,с.53. 2. Учебник, с. 46–54. Ответить на вопрос № 1 рубрики «Задания для домашней работы», с.53. 3. Учебник, с. 46–54. Нарисовать ладью, на которой можно было путешествовать по рекам и городам Древней Руси. |
Домашнее задание по выбору: 1.Учебник, с. 46–54. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя»,с.53. 2. Учебник, с. 46–54. Ответить на вопрос № 1 рубрики «Задания для домашней работы», с.53. 3. Учебник, с. 46–54. Нарисовать ладью, на которой можно было путешествовать по рекам и городам Древней Руси. |
Домашнее задание по выбору: 1.Учебник, с. 46–54. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя»,с.53. 2. Учебник, с. 46–54. Ответить на вопрос № 1 рубрики «Задания для домашней работы», с.53. 3. Учебник, с. 46–54. Нарисовать ладью, на которой можно было путешествовать по рекам и городам Древней Руси. |
Домашнее задание по выбору: 1.Учебник, с. 46–54. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя»,с.53. 2. Учебник, с. 46–54. Ответить на вопрос № 1 рубрики «Задания для домашней работы», с.53. 3. Учебник, с. 46–54. Нарисовать ладью, на которой можно было путешествовать по рекам и городам Древней Руси.
|
Домашнее задание по выбору: 1.Учебник, с. 46–54. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя»,с.53. 2. Учебник, с. 46–54. Ответить на вопрос № 1 рубрики «Задания для домашней работы», с.53. 3. Учебник, с. 46–54. Нарисовать ладью, на которой можно было путешествовать по рекам и городам Древней Руси. |
Домашнее задание по выбору: 1.Учебник, с. 46–54. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя»,с.53. 2. Учебник, с. 46–54. Ответить на вопрос № 1 рубрики «Задания для домашней работы», с.53. 3. Учебник, с. 46–54. Нарисовать ладью, на которой можно было путешествовать по рекам и городам Древней Руси.
|
Домашнее задание по выбору: 1.Учебник, с. 46–54. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя»,с.53. 2. Учебник, с. 46–54. Ответить на вопрос № 1 рубрики «Задания для домашней работы», с.53. 3. Учебник, с. 46–54. Нарисовать ладью, на которой можно было путешествовать по рекам и городам Древней Руси. |
Домашнее задание по выбору: 1.Учебник, с. 46–54. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя»,с.53. 2. Учебник, с. 46–54. Ответить на вопрос № 1 рубрики «Задания для домашней работы», с.53. 3. Учебник, с. 46–54. Нарисовать ладью, на которой можно было путешествовать по рекам и городам Древней Руси.
|
Ф.И.______________________________
Обведи правильный ответ 1. Какой город был столицей Древней Руси? Москва Владимир Киев 2. Кто был главой Руси? князь царь боярин 3.Кто был советниками и помощниками князя? дружина бояре 4. На берегу какой реки возник Киев? Дунай Днепр Дон 5.С какой страной сражался князь Олег?
6.При каком правителе произошло Крещение Руси?
7.Какой год считается годом крещения на Руси? 899 год 988 год 898 год 8. Что стало развиваться после Крещения? военное дело грамотность торговля
|
Ф.И.______________________________
Обведи правильный ответ 1. Какой город был столицей Древней Руси? Москва Владимир Киев 2. Кто был главой Руси? князь царь боярин 3.Кто был советниками и помощниками князя? дружина бояре 4. На берегу какой реки возник Киев? Дунай Днепр Дон 5.С какой страной сражался князь Олег?
6.При каком правителе произошло Крещение Руси?
7.Какой год считается годом крещения на Руси? 899 год 988 год 898 год 8. Что стало развиваться после Крещения? военное дело грамотность торговля
|
Ф.И.______________________________
Обведи правильный ответ 1. Какой город был столицей Древней Руси? Москва Владимир Киев 2. Кто был главой Руси? князь царь боярин 3.Кто был советниками и помощниками князя? дружина бояре 4. На берегу какой реки возник Киев? Дунай Днепр Дон 5.С какой страной сражался князь Олег?
6.При каком правителе произошло Крещение Руси?
7.Какой год считается годом крещения на Руси? 899 год 988 год 898 год 8. Что стало развиваться после Крещения? военное дело грамотность торговля
|
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ ГРУПП.
Вспомним правила работы в группе.
-Не говорить всем вместе
— всем смотреть на говорящего (учитель или ученик)
-слушать и не перебивать
— возражая или соглашаясь с другим, обращаться к нему по имени: (например «Лёша, ты не сказал, что…».)
1 группа. Картографы
Найдите на карте, покажите и словами опишите месторасположение города Новгорода и Киева.
— На какой реке стоит Киев? Ближе к какому морю? Показать на карте!! (работа с картой на стр. 41
— Близ какого озера, на берегах какой реки расположен Новгород? Ближе к какому морю? (работа с картой на стр. 41учебник, стр. 49)
— Как можно было попасть из Великого Новгорода в Киев? Покажите этот путь. (работа с картой на стр. 41)
Внимательно рассмотрите план города Новгорода и план Города Киева (учебник, стр. 47,49)
— Как были укреплены города?
— Как можно было попасть в Киев? (назовите ворота)
— Какие постройки мы видим на схеме Древнего Киева? Просто перечислить
— Что делило Новгород на две части? (река…)
— Какие названия получили части города? Почему их так назвали? Выскажите свое предположение
— Какие постройки мы видим на схеме Древнего Новгорода? Просто перечислить
2 группа. Архитекторы
— Какие архитектурные достопримечательности были в Киеве? (см. Учебник, стр. 48, абз. 2). Расскажи о них, используя дополнительный материал.
Дополнительный материал:
1.При Ярославе Мудром территория Киева активно разрасталась, что требовало создания новых оборонительных укреплений. Золотые ворота представляют собой крепостную башню.
Золотые ворота в Киеве получили такое название, потому что их створки были обиты золоченой медью. В яркий, солнечный день медь блестела на солнце. Этот блеск был виден путникам издалека. Всем казалось, что так блестеть может только золото.
2.Софийский собор был заложен князем Ярославом Мудрым в 1037 году. Над его возведением зодчие трудились долгие 12 лет. Храм Софии сразу же стал главным храмом Древнерусского государства. 13 куполов венчают огромное сооружение, построенное греческими мастерами. Внутри храма великолепие фресок и мозаик. Даже под ногами сверкают узоры мозаичного ковра. Здесь находилась первая русская библиотека. В ней не только хранились книги, но и велись летописи, переводились книги с других языков. По указанию Ярослава мудрого в Софийском соборе была создана одна из первых школ на Руси. Также в храме Святой Софии устраивались церемонии государственной важности: князья венчались на престол, проводились приемы иностранных послов.
3 группа. Экскурсоводы
Визитная карточка любой экскурсии это Новгородский Кремль или Детинец
С момента своего появления Новгородский кремль являлся выдающимся образцом военно-инженерного искусства. Именно на его территории находятся такие известные достопримечательности, как памятник «Тысячелетие России», Софийский собор, Владычная палата.
Крепостные стены в высоту достигают до 15 метров, а из двенадцати башен XV века до нашего времени сохранилось только девять. Сейчас Детинец, площадь которого более 12 гектаров, охраняется ЮНЕСКО и является частью городского музея-заповедника.
Памятник «Тысячелетие России»
Сердцем кремлёвского подворья является монументальный памятник «Тысячелетие России», воздвигнутый ещё в 1862-м году. это масштабное скульптурное полотно, на котором в виде горельефов изображены основные моменты отечественной истории. Композиция пережила бомбёжки в Великую отечественную войну
Софийский собор
Третий из соборов, освящённых на Руси в честь Святой Софии включён в список старейших православных храмов на планете, датой его постройки считается 1050 год. Разумеется, храм неоднократно перестраивали и дополняли, но все же нетронутая часть собора чудом дошла до наших дней.
4 группа. Политологи
— Что можно сказать о характере жителей Новгорода?Кто жил в Новгороде? (см. учебник, стр 50, абзац 3)
— Кто управлял Новгородом? Кто были эти люди? (см. учебник, стр 51, абз. 2)
— Как и где их выбирали?
— Был ли в Новгороде князь? Какие функции он исполнял?
-кто управлял Киевом?
-При каком князе был расцвет Киева? (см. учебник, стр. 48, абз. 2). Расскажите о нем, какое прозвище было у него
Дополнительный материал:
Много достойного сделал Ярослав за свою жизнь. Он дал Руси первый писаный закон – правила суда, наказания за преступления. Очень любил читать книги, огромные деньги тратил на их покупку и переписку. Собрал большую библиотеку. Построил в Киеве Софийский собор и Золотые ворота. Европейские короли считали за честь породниться с Ярославом, заключали браки с его сыновьями и дочерьми. Очень заботился Ярослав о мире. Умирая, оставил наказ своим детям, жить в согласии и любви между собой.
5 группа. Археологи
— Какие находки были сделаны археологами в Новгороде (см. Учебник, стр. 51, абз. 3 и стр. 52, абз. 1-2)
— О чем свидетельствуют эти находки?
— Рассмотрите изображение на стр.52, объясните, как и чем писали новгородцы.
План
Проверка домашнего задания.
Определение темы и целей урока.
Изучение нового материала.
Закрепление.
Итог урока
Домашнее задание.
«Гардарик»
С |
т |
р |
а |
н |
а |
г |
о |
р |
о |
д |
о |
|
|
в |
Лексика по теме «Шахматы» (Chess)
Англо-русский глоссарий по теме «Шахматы» (Chess)
Chess | [ tʃes ] | Шахматы |
chessboard | [ ˈtʃesbɔːd ] | шахматная доска |
chessboard square | [ ˈtʃesbɔːd skweə ] | клетка шахматной доски |
piece | [ piːs ] | шахматная фигура |
space | [ speɪs ] | поле / клетка (на доске) |
king | [ kɪŋ ] | король |
queen | [ kwiːn ] | королева |
bishop | [ ˈbɪʃəp ] | слон |
knight | [ naɪt ] | конь |
rook / castle | [ rʊk ] [ ˈkɑːsl̩ ] | ладья |
pawn | [ pɔːn ] | пешка |
move | [ muːv ] | ход |
check | [ tʃek ] | шах |
checkmate | [ ˈtʃekmeɪt ] | шах и мат |
stalemate | [ ˈsteɪlmeɪt ] | пат |
to take / to capture | [ tə teɪk ] [ tə ˈkæptʃə ] | забрать фигурку противника |
to castle | [ tə ˈkɑːsl̩ ] | рокироваться |
сastling | [ˈkɑːsl̩ ɪŋ ] | рокировка |
forking | [ ˈfɔːkɪŋ ] | вилка — положение, когда две или более фигуры одного игрока находятся под боем одной фигуры другого игрока (сделать вилку) |
to move | [ tə muːv ] | ходить |
diagonally | [ daɪˈæɡənəli ] | по диагонали |
to resign | [ tə rɪˈzaɪn ] | сдаваться |
your move! | [ jə muːv ] | твой ход! |
good move! | [ ɡʊd muːv ] | хороший ход! |
novice | [ˈnɒvɪs ] | начинающий, новичок |
open file | [ˈəʊpən faɪl ] | открытая позиция |
en passant | [ ən ˈpæsənt ] | взятие на проходе – пешка может ударить пешку соперника, если та перепрыгнула через битое поле. |
Learn what each piece is and how it moves
Every type of piece moves differently. Here are the names of every piece and how they move (with one or two exceptions, that we’ll cover in a bit):
• The pawn: The most basic piece in the game (you have 8 of them). On its initial move, it can move forward one or two spaces, but it is only allowed to move forward by one space afterwards. Pawns are only allowed to attack other pieces one space diagonally from it, and cannot move backwards.
• The rook: It looks like a castle tower. It can move horizontally and vertically as many spaces as are available. It can attack pieces in its path.
• The knight: It’s represented by a horse and is the most complicated unit. It moves in an ‘L’ shapes that consist of two spaces horizontally then one space vertically, or one space horizontally then two spaces vertically, in any direction. The knight is the only piece that can jump other pieces. He attacks only the pieces that are in the spaces he settles.
• The bishop: It can only move diagonally, but it can move an unlimited amount of spaces until it attacks. It’s shaped like a bishop’s hat.
• The queen: She is the most powerful piece (usually has a more feminine crown). She can move either horizontally, vertically, or diagonally by any number of spaces and attack from any of those directions.
• The king: He can only move one space each turn in any direction and attacks in the same manner. He is the unit you do not want to lose at all costs, as it will make you lose the game.
• Remember the strong points of the pieces.
• The king is invaluable and must be protected.
• The queen is the most versatile piece and is the most useful for supporting pieces, and often used for forking. The queen combines the power of a bishop and a rook in one piece. She is considered to be the most valuable, next to the King.
• Knights are excellent for surprise attacks and forks. Their pattern of movement is often missed and confusing to novice players.
• Bishops tend to be an excellent in an open position. However many novice players often underestimate bishops and do not make full use of them.
• Rooks are strong and have a long range of movement. They work best on open files.
• Pawns may seem insignificant, but they can be great for trapping an opponent when sacrificed to capture a more valuable piece. If played right, a pawn can even checkmate the King!
Источник: wikihow.com
En Passant
The last rule about pawns is called «en passant», which is French, meaning «in passing.» If a pawn moves out two squares on its first move, and by doing so lands to the side of an opponent’s pawn (effectively running past the other pawn’s ability to capture it), that other pawn has the option of capturing the first pawn as if it only moved one space. This special move must be done on the very next move after the first pawn has moved past, otherwise the option to capture it is no longer available.
Castling
One other special rule is called castling, the only time you can move two pieces in one move. This combination move allows you to do two important things all in one turn: get your king to safety (hopefully), and get your rook out of the corner and into the game. On a player’s turn he may move his king two squares over to one side and then move the rook to the other side of his king. In order to castle, however, the following conditions must be met:
• It must be that king’s very first move
• It must be that rook’s very first move
• There cannot be any pieces between the king and rook
• The king may not be in check or move through check
Draws
Occasionally chess games do not end with a winner, but with a draw. There are 5 reasons why a chess game may end in a draw:
• The position reaches a stalemate where it is one player’s turn to move, but his king is NOT in check and yet he does not have another legal move
• The players may simply agree to a draw and stop playing
• There are not enough pieces on the board to force a checkmate (example: a king and a bishop vs. a king).
• A player declares a draw if the same exact position is repeated three times (though not necessarily three times in a row)
• Fifty moves in a row have been played by each player, without anyone moving a pawn or capturing a piece. This means no progress is being made!
Источник: chesskid.com
Как нарисовать ладью
В этом кратком руководстве вы узнаете, как нарисовать ладью за 8 простых шагов — отлично подходит для детей и начинающих художников.
На изображениях выше показано, как будет выглядеть ваш законченный рисунок, и какие этапы его выполнения.
Ниже приведены отдельные шаги — вы можете щелкнуть по каждому из них, чтобы получить версию PDF для печати с высоким разрешением.
Внизу вы можете прочитать несколько интересных фактов о Ладье.
Обязательно ознакомьтесь с любым из сотен руководств по рисованию, сгруппированных по категориям.
Как нарисовать ладью — пошаговое руководство
Шаг 1: Чтобы нарисовать ладью, вам нужно начать с головы. Для головы нарисуйте две кривые линии, соединенные вместе треугольником для клюва.
Шаг 2: Теперь вам нужно нарисовать лицо ладьи. Чтобы нарисовать его лицо, нарисуйте небольшой круг для глаза и линию через клюв. Добавьте две линии, пересекающиеся с линией, разделяющей клюв.
Шаг 3: Следующий шаг — нарисовать тело.Начните с изогнутой линии, идущей снизу головы. Затем соедините неровную линию внизу.
Шаг 4: Теперь вам нужно нарисовать верхнюю часть крыла, используя прямые, изогнутые и зубчатые линии.
Шаг 5: Затем нарисуйте другие части крыла, нарисовав зеркальное отображение верхнего крыла и рисуя все более длинные полукруги внутри друг друга, пока они не пройдут за корпус.
Шаг 6: Чтобы добавить хвост, нарисуйте три удлиненных полукруга, расположенных друг над другом.
Шаг 7: Следующий шаг — нарисовать ногу. Нарисуйте ногу и добавьте три длинных полукруга, чтобы представить пальцы ног.
Шаг 8: Для последнего шага нарисуйте вторую ногу. Для этого нарисуйте ступню, похожую на первую, и поместите ее прямо за первой ступней. Вы успешно нарисовали ладью.
Интересные факты о ROOK
Грач — член семейства птиц, научный термин для них — Corvus frugilegus.Их название происходит от привычки, которую они имеют в практике гнездования, разделяя жилые помещения, как в термине «лежбище». Слово frugilegus по-латыни означает «собирание еды». Они родственны Вороне с блестящими черными перьями, за исключением немного меньшего размера.
Знаете ли вы?
- Впервые животное было зарегистрировано в 1758 году.
- Этот вид имеет длину более 1,5 футов.
- У них рождаются дети, теряющие перья на лице в течение 6 месяцев.
- Птица была импортирована в Новую Зеландию в 1862 году.
- Они прекратили ввоз в Новую Зеландию в 1874 году.
- Обычно они живут в диапазоне 60-й широты.
- У них одновременно может быть до 5 яиц.
- Существо может высиживать яйца через 16 дней.
Они питаются в основном дождевыми червями и личинками насекомых, а также фруктами, млекопитающими, желудями, другими птицами и их яйцами или детенышами, а также уже мертвыми животными. Находясь рядом с пляжем или в жилом районе, они могут питаться ракообразными и человеческим мусором.Таких существ немного, но возможность исчезновения их меньше всего беспокоит.
Как поэтапно нарисовать ладью
В этом уроке мы будем рисовать ладью. Но сначала я хочу, чтобы вы рассказали вам об этих птицах:
- Ладьи знают все. Это факт.
- Грачи относятся к семейству вороньих.
- Мы можем видеть этих птиц на картинах известных художников.
- Говорят, если ладьи вернулись из теплых стран — пришла весна и скоро мы увидим на улицах девушек в коротких юбках.
- Ладья — очень полезная птица. Они помогают уничтожить различных насекомых на деревьях и в наших садах.
- Грачи не боятся людей. Обычно они живут недалеко от домов, поэтому легко могут найти пищу во дворе.
А теперь вернемся к нашему уроку. Все пернатые можно нарисовать по такому же принципу. Поэтому рекомендую вам ознакомиться со следующими уроками рисования
.- Орел
- Ворон
- Скворец
- Голубь
- Синица
Приступим.
Как нарисовать ладью поэтапноШаг 1. Сначала делаем набросок основных частей: головы, клюва, туловища и хвоста. Пока это просто геометрические фигуры в центре листа.
Шаг 2. Соединяем голову с туловищем и показываем шею. Отметим глаз. Сзади корпуса два крыла. Также показываем его ноги.
Шаг 3. Нарисуйте глазок и точку на клюве. Перейти к крылу. Он идет от центра тела по контуру тела.Продолжаем прорабатывать ноги когтистыми пальцами.
Шаг 4. Теперь делаем штриховку и штриховку. Обозначим штрихами шею, нижнюю часть туловища и крыло. Добавьте оттенков. Еще крыло и голову оставляем белыми. Рисунок готов!
Рекомендую изобразить других птиц:
- Аист;
- Raven;
- Жаворонок;
- Heron;
Жду ваших комментариев и новых идей. Заказать урок можно здесь: напишите автору.
Траст №1
специально для ArcMel.com
Шахматный нуб — Мат с королем и ладьей
Рано или поздно в ваших шахматных партиях вам придется научиться побеждать, используя ограниченное количество фигур. Возможно, вам даже придется иметь 2 фигуры (король и ладья), а у вашего оппонента останется только 1 фигура (король).
В шахматах существует правило 50 ходов… если каждый противник сделает 50 ходов и за это время не взял ни одной фигуры, игра считается ничьей.Итак, если у вас остались король и ладья, а у вашего оппонента только король, у вас осталось всего 50 ходов, на которых вы должны поставить мат! Давление продолжается!
На самом деле не имеет значения, где начинаются фигуры, у вас есть только 50 ходов, чтобы выиграть, если до этого доходит только король + ладья против короля. Итак, ради аргументации, я разместил все по центру доски … это сделает победу немного сложнее и отнимет больше времени, но это можно сделать. Итак, вот наша исходная позиция, ход белых:
.Очевидно, что нет способа получить мат, пока черный король находится вне поля зрения и ему так много места, чтобы бежать… так что нам нужно вынудить его к перевесу (желательно углу).Как мы это делаем?
Представьте Ладью как столб для невидимой ограды. Черный король никогда не может пересечь этот забор (т.е. любое из полей, контролируемых ладьей … которые в нашей исходной позиции были бы любым из квадратов по вертикали D или любым квадратом 4-го ряда). Если вы сможете все больше и больше ограничивать короля, вы выиграете.
НО ПОМНИТЕ, у черных на данный момент 3 гола. Цель 1) постарайтесь продержаться 50 ходов, чтобы игра стала ничьей. Цель 2) попытаться взять ладью так, чтобы остались только 2 короля, что сделало бы игру ничьей.Цель 3) поставить в тупик из-за ничьей.
Как белый, вы должны остановить это любой ценой. Вы будете использовать ладью, чтобы делать невидимый забор все меньше и меньше, и своего короля (сначала) для защиты ладьи, а затем, чтобы отрезать поле от короля черных, чтобы сделать мат.
Давайте еще раз посмотрим на стартовую позицию:
Нам нужно уменьшить возможные поля черных, но мы пока не можем, потому что, если мы двинем ладью прямо сейчас, мы дадим черному королю БОЛЬШЕ места … так что сначала давайте переместим нашего короля, чтобы держать ладью под охраной, и мы сделаем забор меньше на следующем ходу.Пойдем с Kc4. Затем мой шахматный компьютер выполняет Ке6.
Теперь мы можем уменьшить «огороженную территорию» с помощью Rd5. Затем черные ходят своим королем (мой компьютер сделал Kf6).
Теперь это становится НЕМНОГО сложнее, но не волнуйтесь. Следующим ходом должен быть ход короля (мы не хотим двигать ладью, потому что тогда мы либо а) поставим ее под угрозу, либо б) дадим черным больше свободы. Мы также хотим держать нашего короля на противоположной стороне «забора», чтобы черные никогда не могли использовать нашего короля в качестве щита, чтобы пройти через забор.Итак, мы сделаем Kd4. Черные делают Ke6, а мы делаем Ke5, чтобы заставить черного короля дальше в углу.
Неважно, что делает черный. Наша цель остается прежней: дать черным меньше места для хода и держать ладью в безопасности до тех пор, пока не произойдет мат. В конце концов, мы попадаем в эту позицию (с ходом черных) всего за несколько ходов до мата:
У черных осталось только 2 поля — h8 и h7. Теперь он ДОЛЖЕН пойти на h7. Мы хотим держать его в этой маленькой тюремной камере, поэтому мы будем ходить нашему королю за спину со следующим:
1) Kg5… Kh8.2) Kf6… Kh7. 3) Kf7… Kh8
Видите, как мы держали черных в ловушке и просто сохраняли нашу ладью в безопасности, пока мы шли к более выгодной позиции для нашего собственного короля? Теперь идет выигрышный ход Rh6 #:
.Установите и попробуйте сами. Позвольте кому-нибудь другому положить эти 3 фигуры в любое место на доске и посмотреть, сможете ли вы во всем разобраться (и не забывайте отслеживать свои ходы… помните, что если вы сделаете больше 50, это будет ничья…). Но план всегда будет одним и тем же: загнать короля противника в более узкое пространство.
Ладейные эндшпили — Chess Strategy Online
Поскольку ладьи обычно находятся в резерве в дебюте и миттельшпиле, они часто избегают разменов при массовых разменах, что часто случается с второстепенными фигурами, поэтому ладейные эндшпили являются наиболее распространенным типом эндшпиля. Хорошо известная шахматная идиома, которую часто приписывают гроссмейстеру конца 19 — начала 20 веков Зигберту Таррашу, гласит: «Все ладейные окончания ничьи». Это, конечно, довольно насмешливо, так как есть много возможностей для победы в ладейном эндшпиле, но это правда, что есть определенные позиции, которые сложно выиграть даже с лишней пешкой.
Ладьи за проходными
Как и в других эндшпилях, проходные пешки очень важны для победы в ладейном эндшпиле. Когда у вас проходная пешка, обычно неплохо поставить ладью позади нее и защитить ее с тыла. Тогда вы можете протолкнуть пешку, и она все равно будет защищена вашей ладьей.
Если проходная пешка находится у вашего оппонента, может показаться, что естественным местом для вашей ладьи является перед пешкой, чтобы остановить ее продвижение. Однако часто лучше поставить ладью позади проходной, как если бы вы сделали это с собственной проходной.
Отрезание вражеского короля
В отличие от слона или коня, ладья может отрезать вражеского короля от действия, создав непроходимую преграду вдоль рядов или вертикалей. Это может быть полезно как в атаке, так и в защите.
Ладья против пешек
Иногда в ладейно-пешечном эндшпиле одному игроку может потребоваться пожертвовать ладью, чтобы пешка противника не превратилась в ферзя. Обычно это означает проигрыш игры, так как сторона с ладьей забирает оставшиеся пешки и дает мат.Ладья стоит столько же, сколько пять пешек, поэтому, если вы потеряете ладью и не получите взамен достаточно пешек, вам может быть трудно сохранить игру. Однако есть сценарии, в которых сторона только с королем и пешками может сделать ничью или даже выиграть. Король и одна пешка часто могут сыграть против ладьи, если король противника слишком далеко, чтобы помочь.
Ладья против двух связанных проходных пешек на шестой горизонтали
В большинстве случаев ладья может пересилить две пешки, но если две пешки соединены проходными (т.е. они стоят бок о бок и не имеют впереди вражеских пешек) на шестой горизонтали, тогда они могут бить ладью, даже не нуждаясь в помощи собственного короля.
Всегда ли ладья против ладьи? Вот правда
В подавляющем большинстве шахматных эндшпилей толкают пешки, пытаясь превратить одну из них в ферзя, чтобы резко изменить преимущество материала на доске. Но как насчет тех случаев, когда остаётся всего пара штук?
Ладья против ладьи — ничья? Да, если игроки играют идеально и оба полагаются на одну ладью (а также на своего короля), то ничья неизбежна.Когда ладья против ладьи, ничьей можно избежать только в том случае, если один игрок совершит существенную ошибку.
Однако это не означает, что все тайтовые эндшпили заканчиваются ничьей. Рассмотрим подробнее ладья против ладьи (и некоторые другие необычные эндшпили).
Всегда ли ладья против ладьи вничью? — ChessPulse.comЭндшпиль без пешек
В шахматах «беспешечный эндшпиль» возникает, когда на доске осталось небольшое количество фигур и среди них нет пешек .На практике среди высококлассных шахматистов такие концовки встречаются редко (хотя король и ферзь против короля, король и ладья против короля и ферзь против ладьи, все еще встречаются).
Частично это связано с тем, что оптимальная игра в шахматы должна включать в себя защиту некоторых пешек , чтобы использовать их в эндшпиле, чтобы получить хорошее преимущество при переходе в ферзя, а также потому, что как только эти эндшпили достигнуты, это должно быть относительным здравый смысл, чтобы знать, какой игрок выиграл, а кто проиграл.
Есть только два состояния из «оптимально сыгранного» (мы подразумеваем, что ни один игрок не ошибается) без пешечного эндшпиля — ничья или принудительная победа. Ситуацию вничью часто называют «книжной розыгрышем» (то есть она возникает в результате игры «по книге»).
Цель шахмат
Хотя есть несколько способов выиграть партию в шахматы, есть только один определенный способ выиграть в шахматы, а именно поставить мат королем оппонента.Таким образом, эндшпиль без пешек всегда оценивается с точки зрения их способности форсировать мат , если они не могут закончиться ничьей.
Наиболее распространенные эндшпили без пешек с участием ладей
Когда мы говорим здесь «наиболее часто», мы на самом деле имеем в виду «наиболее распространенные» против слабых игроков . За исключением ферзя против ладьи, большинство подобных ситуаций никогда не возникает на доске между двумя игроками более высокого уровня.
Ферзь против ладьи
Если предположить, что ферзь не может быть немедленно захвачен ладьей или королем соперника при достижении этого состояния на доске, то ферзь всегда должен выигрывать эту установку .В большинстве случаев это делается путем принуждения ладьи к вилке с королем, взятия ладьи и затем небрежного форсирования мата. Хотя можно форсировать мат, не взяв ладью, если другой игрок ошибается.
Это должно занять не более 31 хода для игрока с ферзем, чтобы поставить мат в этом эндшпиле . Стоит отметить, что многие более слабые игроки, тем не менее, в конечном итоге нарушат правило 50 ходов или правило повторения в поисках победы в этом состоянии.
Ферзь против двух ладей
Это более сложная схема, и если нет значительного мгновенного преимущества при достижении этой позиции (например, одна ладья или ферзь могут быть немедленно взяты без штрафа), тогда теория гласит, что это должно привести к ничьей.
Однако, на практике часто оказывается неправдой, и в старых игровых записях кажется, что любая из сторон может превратить это в победу.
Ферзь против трех ладей
Да, мы знаем, что три ладьи звучат глупо, когда пешка может быть повышена до ферзя, но это может произойти, когда игрок может создать пат, превратив пешку в ферзя. Нет сомнений, что это должно привести к победе игрока с тремя ладьями.
Ферзь и ладья против ферзя и ладьи
Теперь вы можете подумать, что, учитывая две практически идентичные позиции, вы получите гарантированную ничью из этой схемы. Однако это не так, и статистика, согласно Джону Нанну в его книге «Секреты окончаний без пешек», показывает, что игрок, сделавший первый ход, имеет значительное преимущество после достижения этой позиции и более чем в 80% случаев он может форсировать выигрыш !
Ферзь и ладья против ферзя
Это, однако, является значительным преимуществом для одного игрока, и, как и следовало ожидать, игрок с лишней ладьей должен иметь возможность превратить это в выигрыш , при условии, что нет мгновенного удаления его или ее ферзя или ладьи, поскольку как только эта позиция будет достигнута, то есть.
Ладья против ладьи
Это позиция, которая настолько хорошо сбалансирована, что, как мы уже сказали в начале, реалистичным ожиданием для любого игрока было бы нарисовать эту игру . Хотя возможно, что если оба короля будут расположены правильно, когда эта ситуация будет достигнута, быстрый мат может быть вынужден. Хотя это было бы необычно.
Ладья против двух ладей
Опять же, преимущество лишней ладьи очень велико, и очень мало ситуаций, в которых игрок с двумя ладьями против одной не может добиться победы из.Фактически, мы бы предположили, что — это одна из самых простых ситуаций без пешек для достижения победы.
Фигура Ферзь против ладьи плюс минорная фигура
Это 9 очков материала против 8 очков (второстепенная фигура — слон или конь). Это обычно не является решающим преимуществом и имеет тенденцию к принудительной ничьей . Однако, если король и ладья находятся близко друг к другу, а второстепенная фигура находится на противоположной стороне доски, можно разделить меньшую фигуру и добиться победы ферзя.
Ферзь против ладьи плюс две второстепенные фигуры
Это тоже имеет тенденцию приводить к ничьей. , хотя теоретически это крошечное преимущество игрока с ладьей должно быть решающим. На практике ничего лучше ничьей анализ не нашел.
Ферзь против двух ладей и небольшой фигуры
Это сложная ситуация. Две ладьи и второстепенная фигура имеют определенное преимущество. , а если шахматы — бесконечная игра — они должны быть в состоянии форсировать победу в большинстве случаев.Однако существует реальный риск того, что игре потребуется более 50 ходов для достижения выигрышной позиции , и в этом случае по правилу 50 ходов это будет считаться ничьей.
Ферзь плюс легкая фигура против ладьи и малой фигуры
Это должно, в большинстве случаев, привести к победе ферзя , хотя может быть сложно добиться победы за 50 ходов.
Ферзь плюс минорная фигура против ладьи и двух минорных фигур
В этих обстоятельствах ферзь должен выиграть , однако может потребоваться более 500 ходов , чтобы заставить мат! Это означает, что на практике это может закончиться ничьей.
Две ладьи против мелких фигур
Это с большой вероятностью приведет к победе ладьи.
Ладья против мелких фигур
В большинстве случаев это заканчивается ничьей , хотя длинный выигрыш может привести к наличию 3 (или более) второстепенных фигур на доске, что с такой же вероятностью превысит 50 ходов (и, таким образом, закончится вничью), как и доставить победу игроку с помощью второстепенных фигур.
Заключение
Ладья против ладьи — ничья? Да. С практической точки зрения, когда ладья и король сталкиваются с другой ладьей и королем, они могут привести только к размену ладей, и, таким образом, не остается материала для мата. Единственное исключение из этого было бы, если бы все фишки находились в очень определенных положениях до сокращения до этих фишек. Тогда теоретически возможен мат. На практике этого никогда не произойдет.
Однако, если на доске две ладьи для одного игрока и только одна для другого, можно ожидать, что это приведет к победе игрока с более чем одной ладьей на доске в качестве атакующего короля (тот, у кого больше ладей на доске). ладьи) обычно может избегать шахов или блокировать проверки ладьей соперника, продолжая при этом усиливать свою атаку другой ладьей.
Может ли ладья победить коня в эндшпиле?
В той конкретной позиции, которую вы упомянули, ответ — громкий нет . Король и конь будут защищать друг друга, и белые не смогут заставить мат.
Однако рыцарь — неуклюжая фигура. Если конь не расположен идеально, ладья часто может загнать коня на плохое поле и лишить его ходов. В конце концов, конь может быть схвачен, а королю поставлен мат.
В качестве примера позиции, в которой ладья может выиграть, возьмем следующее:
[FEN "8 / 1n6 / 8/8 / 2R2K2 / 8 / 5k2 / 8 w - - 0 1"]
[Набор "1"]
[PlyCount "17"]
1. Rc2 + Ke1 2. Ke3 Kd1 (2 ... Kf1 3. Rf2 + Kg1 4. Rd2 Nc5 5. Kf3 Ne6 6. Kg3 Kf1
7. Rd5 Nc7 8. Re5 Na6 9. Kf3 Kg1 10. Rg5 + Kf1 11. Ra5) 3. Rb2 Nc5 4. Rb6 $ 22
Na4 5. Rb4 Nc3 (5 ... Nc5 6. Rd4 + Kc2 7. Rc4 +) 6. Kd3 Na2 7. Rb1 + Nc1 + 8. Kc3
Ke2 9. Rxc1 *
Здесь белые могут выиграть, начиная с 1.Rc2 +
.План состоит в том, чтобы довести короля до первого ряда, а затем атаковать коня, улучшая положение ладьи.
В своем вопросе вы упоминаете конкретные случаи, когда король и конь находятся близко друг к другу. В этих случаях очень важно знать две ключевые позиции:
Во-первых, в этой позиции черные могут удерживать ничью:
Что бы ни пытались белые, белый король не может приблизиться к черному королю из-за коня. Черные смогут выжать ходом ...Kb2
. План черных — замедлить ход, сыграв ... Na3
и ... Nb1
. Белые не могут добиться полезного прогресса.
У этой почти такой же позиции есть одно существенное отличие — черные больше не могут топтать время конем:
Если белые делают выжидательный ход, например 1.Re2
, то черные должны немедленно проиграть. Любой ход приведет к потере коня или мату.
Если вас интересует конкретная должность, вы можете ознакомиться с таблицами Налимова в Интернете.Они полностью решили каждую позицию с 6 или менее фигурами на доске.
эндшпиль — Как выиграть ферзем против ладьи?
ВВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Примеры и инструкции взяты из книги:
Ю. Авербах — Все шахматные окончания Том 3.
Во многих случаях я не чувствовал необходимости «изобретать велосипед», поэтому цитировал вышеупомянутых авторов. Эти части будут отмечены апострофами ""
, например: «Это цитируемый текст».
Давайте без промедления перейдем к этому эндшпилю:
«В эндшпилях этой группы обычно побеждает более сильная сторона благодаря большому материальному перевесу. В то же время в ряде позиций боеспособность ладьи позволяет ей успешно защищаться. Опасности жеребьевки возникают каждый раз, когда Король более слабой стороны, будучи вытесненным на край доски, становится ограниченным в своей мобильности. «- я подчеркиваю.
Итак, начнем с позиции, в которой ладья может успешно защищаться.
[Заголовок «Слабая сторона держит равновесие: Понциани, 1782 г.»]
[StartFlipped "0"]
[fen "5k2 / 6r1 / 4Q3 / 8/8/8/8 / 7K b - - 0 1"]
1 ... Rh7 + 2.Kg2 Rg7 + 3.Kf3 Rf7 + 4.Kg4 Rg7 + 5.Kf5 Rf7 + 6.Kg6 Rg7 + 7.Kh6 Rh7 +! 8.Kxh7 1 / 2-1 / 2
Вот еще одна актуальная позиция:
[Заголовок «Слабая сторона держит равновесие: Бергер, 1889 г.»]
[StartFlipped "0"]
[fen "6k1 / 6r1 / 5Q2 / 8/8/8/8 / 7K b - - 0 1"]
1 ... Rh7 + 2.Kg2 Rg7 + 3.Kh4 Rh7 + 4.Kg4 Rg7 + 5.Kh5 Rh7 + 6. Kg5 (6.Kg6 Rh6 +! 7.Kxh6 =) 6...Rg7 + 7.Kh6 Rh7 + 8.Kg6 Rh6 +! 9.Kxh6 1 / 2-1 / 2
Еще одно важное замечание от авторов:
«Если, например, ферзь перемещается на f1
, f2
, f3
или f4
, игра заканчивается вечным шахом, поскольку король не может пересечь линию f
. Но с ферзем f5
Белые выигрывают: когда их король занимает h6
, ладья не имеет спасительного шаха на h7
. «
Перейдем к другой важной позиции, и я снова процитирую авторов:
«Если ферзь ставит в тупик короля в углу доски, ладья может стать отчаянным .«
В следующем примере показана плохо поставленная ладья, пытающаяся таким образом спасти партию.
[Заголовок «Неудачная попытка отчаяния»]
[StartFlipped "0"]
[fen "r6k / 5Q2 / 2K5 / 8/8/8/8/8 b - - 0 1"]
1 ... Ra6 + 2.Kc5 Ra5 + (2 ... Rc6 + 3.Kd4 Rd6 + 4.Ke5 + -) 3.Kd4 Ra4 + 4.Kc3 Ra3 + 5.Kb2 + -
Более сильная сторона должна маневрировать своим королем так, чтобы одно из шахматных полей было закрыто ферзем — таким образом ферзь может забрать ладью, что освобождает короля противника из тупика.Король должен подойти к ладье по диагонали, примыкающей к ферзевой.
Теперь посмотрим, как защищается более слабая сторона при правильной расстановке ладьи:
[Титул «Ничья на любую позицию белого короля!»]
[StartFlipped "0"]
[fen "7k / 5Q2 / 2K5 / 8/8/8/8 / r7 b - - 0 1"]
1 ... Rc1 + 2.Kd5 (2.Kd6 Rd1 + 3.Ke6 Re1 + 4.Kd7 Rd1 + 5.Ke8 Rd8 +! (5 ... Re1 + ?? 6.Kf8 + -) 6.Ke7 Rd7 + 7.Kxd7 =) 2. ..Rd1 +! (2 ... Rc5 + ?? 3.Kd4 + -) 3.Kc5 Rc1 + 4.Kb4 Rb1 + 5.Ka3 Ra1 + 6.Kb2 Rb1 + 7.Kc2 Rc1 + =
Бессрочный чек! Не забывайте, что в этой позиции ладья никогда не должна покидать первую строчку! См. Дополнительный вариант второго хода черных ( 2...Rc5 + ?? 3.Kd4 + -
).
Теперь переместим ладью по вертикали g
:
Не забывайте, что здесь ладья не должна выходить из вертикали g
!!
[Титул «Ничья на любую позицию белого короля!»]
[StartFlipped "0"]
[fen "6rk / 5Q2 / 8/8/8 / 2K / 8/8 b - - 0 1"]
1 ... Rg3 + 2.Kd4 Rg4 + 3.Ke5 Rg5 + 4.Ke6 (4.Kf6 Rf5 +! =) (4.Kd6 Rg6 + =) 4 ... Rg6 +! 1 / 2-1 / 2
Подведем итоги: В этих типах позиций защитник делает ничью, если его ладья действует по линии g
или по линии 1-й линии
.Конечно, это также относится ко всем 8 положениям зеркала.
Подробнее об игре в эти позиции см. В вышеприведенной книге. В обычных ситуациях ферзь всегда побеждает ладью, хотя и не без преодоления определенных технических трудностей.
«План победы состоит в том, чтобы загнать короля соперника в угол или на край доски и создать матовые угрозы. При защите более слабая сторона вынуждена разделять свои силы, что приводит к потере ладьи из-за ее падения. двойная атака королевы.Основной метод достижения цели — цугцванг ».
[Заголовок «Победа сильнейшей стороны: позиция Филидора»]
[StartFlipped "0"]
[fen "1k6 / 1r6 / 2K5 / Q7 / 8/8/8/8 b - - 0 1"]
1 ... Rh7 (1 ... Rb1 2.Qd8 + Ka7 3.Qd4 + Ka8 4.Qh8 + Rb8 (4 ... Ka7 5.Qh7 + Ka8 6.Qxb1 + -) 5.Qa1 #)) 2.Qe5 + Ka8 3. Qa1 +! Kb8 4.Qb1 + Ka8 5.Qxh7 + -
Если более сильная сторона должна двигаться, она возвращает ход более слабой стороне следующим маневром:
[Заголовок «Победа сильнейшей стороны: позиция Филидора»]
[StartFlipped "0"]
[fen "1k6 / 1r6 / 2K5 / Q7 / 8/8/8/8 w - - 0 1"]
1.Qe5 + Ka8 2.Qa1 +! Kb8 (2 ... Ra7 3.Qh8 #) 3.Qa5 + -
Этот маневр характерен для данного эндшпиля.
Авторы продолжают практические примеры оттеснения короля слабой стороны к краю / углу доски , но не дают письменных инструкций о том, как этого добиться.
Это не удовлетворяет мои стандарты, поэтому я попытался найти лучший ресурс для этого. Я считаю, что это хорошее покрытие для плана подтолкнуть короля слабой стороны к краю / углу доски.Достаточно посмотреть статьи о защите второго и третьего ранга. Если я найду что-нибудь получше, я отредактирую свой пост, но пока это лучшее, что я могу найти.
С уважением.
.