«Урок изобразительного искусства 6 класс. Цвет в натюрморте. Мастихиновая живопись. Выполнение натюрморта, выражающего то или иное эмоциональное состояние (праздничный, грустный, таинственный, торжественный натюрморт и т. д.).»
Урок изобразительного искусства
Цвет в натюрморте. Мастихиновая живопись. Выполнение натюрморта, выражающего то или иное эмоциональное состояние (праздничный, грустный, таинственный, торжественный натюрморт и т. д.).
Комиссарова Ирина Леонидовна учитель изобразительного искусства и технологии МОУ Тихменевской СОШ
Цели:
— формировать представления учащихся о цвете в живописи, богатстве его выразительных возможностей;
— создать условия для освоения детьми новой интересной техники рисования.
Задачи:
Обучающие:
— научить выражать в натюрморте своё настроение и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен;
— закрепить умение грамотно строить композицию с выделением композиционного центра
— познакомить учащихся с нетрадиционной техникой изображения – работе мастихином;
— обучить умению работать разными художественными материалами, овладению их выразительными возможностями;
— научить получать на палитре цветовые нюансы путем смешивания красок инструментом мастихин; Развивающие:
— развивать способности понимать цветовую палитру предметов и объектов в их непосредственной среде;
— содействовать развитию умений передавать посредством мастихина эмоциональность и динамичность живописной работы, выражать цветом многообразие характеров и настроение увиденного; Воспитывающие:
—
воспитывать художественный вкус, способность видеть и понимать
прекрасное.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация или репродукции картин, художественные материалы (альбомы, краски, кисти, баночки с водой, простые карандаши, мастихины, акрил или масло), салфетки, примеры детских работ.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Формулирование темы, целей урока.
3.Изучение нового материала.
4.Постановка художественной задачи по выполнению натюрморта.
5.Практическая работа.
6.Рефлексия.
7.Подведение итогов.
8. Использованные источники.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Человеческая доброта — самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.
II. Формулирование темы, целей урока.
—Отгадайте загадку: Если видишь на картине
Чашку кофе на столе.
Или квас в большом кувшине,
Или вазу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт, Или все предметы сразу Знай, что это… (натюрморт).
-Чему будет посвящён наш урок?
-Правильно. Новая это для вас тема или вы уже знакомы с этим жанром? -На предыдущем уроке вы познакомились с понятиями натюрморта в графике, свет и тень в натюрморте.
-Сегодня на уроке мы поговорим о роли цвета в натюрморте. Тема урока (Внимание на доску)
-Давайте вместе с вами попробуем сформулировать цели нашего урока, задачи для каждого из вас.
III. Изучение нового материала..
1. Сообщение теоретических сведений.
— Что же такое натюрморт? (Жанр ИЗО, в котором изображаются предметы неживой природы, размещенные в единой среде. Это может быть один или несколько предметов.)
– Давайте с вами вспомним, как переводится слово натюрморт? – «Мертвая природа» или «тихая жизнь» Художник Н. Крымов говорил:
«Для того, чтобы стать певцом,
прежде всего надо поставить голос, для того, чтобы стать художником, надо
прежде всего поставить глаз.
Давайте вспомним: воспринимаем ли мы цвет предметов всегда одинаково, если наблюдаем их в разных реальных условиях?
Освещение и цвет
Цвет окружающих нас предметов будет меняться от разного времени суток (утро, день, ночь), от погодных условий ( солнечный день или пасмурный), от естественного или электрического освещения. Рассмотрим это на примере работ русского живописца Константина Алексеевича Коровина.
В первом случае мы видим
насыщенный оттенками натюрморт с букетом роз при электрическом освещении. Это
можно определить по темному времени суток за окном и очертаниям сиреневых
теней, падающих от предметов. Во втором натюрморте на фоне распахнутого окна и
морского пейзажа, стоят вазы с букетами роз. Солнечный свет наполняет комнату,
делая колорит картины светлым. Фиолетово-синие тени динамично падают на белую
скатерть, создавая цветовой контраст.
К. Коровин. Букет бумажных роз. К. Коровин. Розы
Влияние одного цвета на другой.
Ребята давайте посмотрим на цветовой круг и вспомним теплые и холодные цвета.
Ответ: Группу красных, оранжевых, желтых и желто-зеленых цветов принято называть теплыми (по сходству с цветом солнца, огня и т. п.), а голубоватозеленые, голубые, синие и фиолетовые цвета — холодными (по сходству с лунным сиянием, льдом и т. д.).
В цветовом круге напротив друг друга находятся дополнительные (контрастные) цвета. Какие это пары?
Ответ: Красный и зеленый, желтый и фиолетовый, синий и оранжевый.
Посмотрите на репродукции картин и назовите сближенные и контрастные цвета, которые использовал художник. Как они взаимодействуют? Какой колорит у картин (теплый, холодный)
Игорь Грабарь. Хризантемы К. С. Петров-Водкин. Яблоко и лимон
К. С. Петров-Водкин. Бокал и лимон И. Э. Грабарь.
Груши на красной скатерти
А.В. Куприн Натюрморт с трубкой Винсент ванн Гог Подсолнухи
Винсент ванн Гог Ирисы в вазе
Чем холоднее фон, тем теплее выглядит цвет предмета и наоборот. Цвет передает не только реальную окраску, но и позволяет нам осязательно почувствовать предмет, его тяжесть или легкость, холод или тепло. Цвет способен создать настроение (печальное или радостное, драматичное или спокойное и т. д.)
Игра «Подбери нужное слово»
Пред вами 4 репродукции картин и прилагательные. Вам на листочках нужно к каждому номеру присвоенной картины записать те прилагательные, которые вы считаете нужными, и объяснить, почему вы сделали такой выбор. Тревожная, радостная, беспокойная, звонкая, тихая, просторная, тесная, праздничная, грустная
1. М.С. Сарьян.
Натюрморт 2.Роберт Фальк . Красная мебель
3.Петр Кончаловский, Сухие краски 4.К. С. Петров-Водкин Селедка
(Заслушиваем ответы нескольких учеников)
«Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека через чувство зрения». (Петров-Водкин)
Знакомство с мастихином.
Передать настроение могут и картины, выполненные необычным инструментом – мастихином.
Мастихин (от итал. mestichino) — специальный нож или мастерок,
используемый обычно в масляной живописи для смешивания красок, очистки палитры,
реже — для нанесения грунтовки на холст и дополнительного перетирания красок.
Как правило, мастихины изготовляют из рога, стали или пластика. Они могут иметь
самую разнообразную форму и размер.
Мастихин также используют вместо кисти для создания живописного произведения, на несения краски ровным слоем или рельефными мазками. Так, М. Врубель, работая мастихином, словно соединял приёмы живописца и скульптора, что проявилось в создании форм, похожих на огранённые камни. В результате рождалась монументальная техника, имитирующая мозаику («Демон сидящий», 1890). Благодаря мастихиновой технике в картине «Сирень» (1900) гроздья сирени как бы растут из глубины тёмного пространства и превращаются в фантастические кристаллы, сверкающие в лунном свете.
М. Врубель. Сирень М. Врубель. Демон сидящий
Мастихиновая живопись отличается яркими натуральными цветами. При
создании работ данного вида цвета практически никогда не смешивают, нанося
краску на полотно непосредственно из тюбика. В результате создаётся впечатление
пазла, аппликации. Издалека работа напоминает наклеенные на холст лоскутки или
стикеры. Техника работы мастихином довольно сильно отличается от техники
использования кисти, и поначалу может показаться немного странной. Пример для
сравнения — приготовление бутерброда с маслом. Художник берёт кончиком
мастихина немного краски с палитры. Затем использует боковую сторону лезвия —
чтобы разнести краску по полотну или немного вдавить её в холст. В начале
работы используют самый кончик лезвия, которым наносят на холст маленькие точки
краски. Затем мастихином с силой проводят вниз, для того чтобы получить тонкие
линии. Для создания текстуры нажимают лезвием плоско вниз, в краску. Разная
форма ножа позволяет добиться различных эффектов. Например, мастихин с коротким
лезвием применяют для нанесения угловых мазков, при размашистой манере письма
лучше воспользоваться инструментом с длинным лезвием. Мастихин идеально
подходит для создания текстуры в технике импасто (нанесение краски толстым
слоем с помощью мастихина или кисти), для нанесения плоских слоёв краски в
работе над масштабными полотнами.
Леонид Афремов
Па Чу Транг
Просмотр детских работ.
IV. Постановка художественной задачи по выполнению натюрморта. Сегодня на уроке вы выполните изображение натюрморта. Как вы помните, работа над натюрмортом начинается с решения: о чем этот натюрморт расскажет, из каких предметов он будет состоять, какие навеет настроения (праздничный или грустный, таинственный или торжественный, утренний или вечерний).
Это может быть яркий, новый
сервиз, «сияющий » от радости, разместившийся на праздничной скатерти; а может
быть старый эмалированный чайник со скудными остатками черного хлеба и
луковицы, передающими грусть и жалость и т.д. Придумайте свою историю
предметов, их может быть не много 2-3. Главное постарайтесь передать свои
эмоции, настроение через цвет. Какие вам будут нужны цвета красок? Теплые,
холодные, или контрастные сочетания? Выделите композиционный центр крупным или
ярким предметом. Располагайте предметы на листе так, чтобы они
взаимодействовали между собой.
От выбранного вами замысла, расположите лист бумаги по вертикали или по горизонтали. Можно работать сразу красками без предварительного рисунка. Смотрите сразу на все предметы, сопоставляйте цвет с цветом, так вы разовьете умение видеть.
(во время работы звучит тиха музыка)
V. Практическая работа.
По ходу выполнения работы учитель проговаривает все этапы, правила работы, следит за ходом выполнения работы учениками, по необходимости помогает. Несколько правил и приемов работы мастихином:
1) Закрываем нужным цветом фон. Проговариваются правила смешивания красок на палитре при помощи мастихина.
2) Закрываем цветовыми пятнами объекты пейзажа. Мастихином можно работать в разных направлениях: горизонтальном, вертикальном, наклонном. 3) Прорисовка мелких объектов пейзажа мелкими мазками или линиями – ребром мастихина или его кончиком.
4) Предварительный просмотр работы «издалека»
5) Завершение
работы: добавление нюансов, теней, веток, растений и др. элементов.
VI. Итоги урока.
1. Выставка работ учащихся.
— Все вы отлично справились с поставленной задачей. Каждая работа отражает эмоцию, настроение. 2. Выставление оценок.
VII. Рефлексия.
Ответьте на вопросы.
Расскажите, что вы узнали нового на уроке? Научились ли рисовать мастихином? Что нового сегодня для себя открыли?
VIII. Используемые источники.
1.Источник: https://kulturologia.ru/blogs/210918/40425/
2. Школа рисования и живописи https://grigoryevalexandr.ru/texnika-rabotimastihinom.html
Домашнее задание: подобрать иллюстрации с изображением натюрмортов, рассказать об их авторах.
Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств
images/грамота_Академии_Российской_Словесности. jpg
Русская классическая литература отличалась глубоким интересом к женским характерам. Женскую красоту и обаяние воспевали на страницах своих произведений многие поэты и писатели XVIII и XIX веков. Литература девятнадцатого века применяла к образам женщин эпитет «пленительные». Женщина – идеал красоты, источник вдохновения, счастья, настоящая Муза для поэтов и художников. А. С. Пушкин в своем творчестве создал целую галерею женских характеров. Его героини очень разные: страстные и порывистые, нежные и робкие, любящие и верные, простые и скромные, при этом полные благородства и достоинства. Поэт не наделяет героинь конкретными чертами, не вырисовывает в деталях их портреты, скорее, изображает свои личные переживания и ощущения, свое собственное восприятие их, образы их собирательные, у них нет прототипа. Но ни один художник не смог обойти вниманием, созданные поэтом эти пленительные образы. Не составил исключение и Андрей Ильич Курнаков.
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты (А. С. Пушкин)
Три поэтичных женских портрета кисти А.И. Курнакова («Портрет О.В.» 1992.Холст на картоне, темпера,» С Днем рождения, Натали!» 1999 г. Холст на картоне, смеш. техника, «А.Л. Невидова в роли Сони» 1999 год, Холст на картоне, темпера, хранящиеся в филиале ОМИИ музее «Мемориальная мастерская Народного художника СССР А.И. Курнакова»)
экспонировались на Всероссийской художественной выставке в Москве в 1999году –
в год 200-летия поэта.
images/медаль.jpg
На фото награда А.И. Курнакова: медаль и грамота Академии Российской Словесности.
Фрагмент фильма, «Болдинская осень»- Всероссийская художественная выставка,
Центрального телевидения, автор — Нинель Шахова.
Заметным явлением художественной жизни Орла первых послевоенных лет стала областная выставка 1947 года, она посвящалась тридцатой годовщине Великого Октября. На ней А.И. Курнаков представил картины «Завоеватели» и «Портрет депутата Верховного Совета СССР Н.А. Коровецкой».
Отзывы об этих произведениях были положительными, однако сам автор на работах этой выставки особенно остро почувствовал, что ему недостает профессиональных навыков для осуществления своих новых творческих планов. Он делает единственно верный для себя выбор: учиться, совершенствовать свое мастерство.
Спустя много лет, когда Андрею Ильичу задали вопрос, что сыграло решающую роль в его творческом росте, он, не задумываясь, ответил: «В моей зрелости как художника послевоенного времени были три ступени: республиканская студия повышения квалификации художников, руководимая Б.В. Иогансоном, «Академическая дача» и художественный институт. Все они по-разному, дополняя друг друга, помогли мне обрести ту уверенность, которая позволила потом двигаться дальше».
Первая возможность поработать под руководством одного из крупнейших мастеров советского искусства Б. В. Иогансона представилась в 1947 году, когда в Москве была создана студия повышения профессионального мастерства для художников краев и областей РСФСР.
Вот как вспоминал Курнаков о студии. «1947 год. Руководители «Всекохудожника» организовали в Москве Центральную студию повышения квалификации художников РСФСР.
Минуло двадцать лет, и мы с благодарностью вспоминали тех людей, которых уже сейчас нет с нами, тех, кто стоял у колыбели возрождения послевоенного искусства. Долгих четыре года, одни, а многие и больше тосковали по любимому делу.
И вот — Центральная студия. Она расположилась в одной из московских средних школ, напротив филиала МХАТа.
Волнение, которое я испытывал в то далекое время, видимо, охватывало всех, кто приезжал заниматься в студию. Ведь мы хотели учиться у маститых художников и теоретиков, имена которых были уже прославлены. Борис Владимирович Иогансон, Александр Михайлович Герасимов, Ефим Михайлович Чепцов… Историю искусства читал Виктор Михайлович Лобанов, лекции по технологии живописи слушали у Алексея Алексеевича Рыбникова.
Для нас, фронтовиков-студийцев, все было интересно и любопытно: и интеллигентность педагогов, их манера и поведение во время работы, их беседы и лекции».
В студии было две мастерские. Одну из них возглавлял Б.В. Иогансон (1893-1973), другую А.М. Герасимов. Курнаков избрал мастерскую Иогансона. Художник этот больше ему импонировал как живописец, автор широко известных исторических картин «Допрос коммунистов» и «На старом уральском заводе».
За сравнительно короткое время пребывания в студии Курнаков смог почерпнуть столько нового для себя, сколько раньше могло быть усвоено лишь за многие годы.
Иогансон приходил в мастерскую почти ежедневно и с каждым студийцем работал индивидуально.
Не случайно «из всех основ основой» считал Иогансон рисунок. Он стремился к тому, чтобы студийцы, занимаясь живописью, отдавали максимум усилий и рисунку.
В 1946 году Курнаков задумал свою первую большую картину на историческую тему – «Ф. Э. Дзержинский в Орловском централе».
То, что в орловской тюрьме, имевшей известность своим особо строгим режимом, находился в заключении Дзержинский, было историческим фактом. Но мысль о создании картины была связана еще и с впечатлениями от рассказов матери о первой русской революции и причастности отца к подпольной деятельности большевиков. В Центральной студии художников РСФСР в Москве Курнаков продолжил разработку эскиза. И если на первых порах были сомнения в своих возможностях (справится ли со столь ответственной задачей?), то общение с Иогансоном, его беседы о методах работы над картиной, наконец, просто влияние этого крупного художника на студийцев сделали свое дело. Уже в студии Курнаков представил на суд товарищей и педагога первый вариант картины.
Картина не была свободна от некоторых недостатков. Все они были отмечены на просмотре. Но, подвергнув картину критике, Иогансон, тем не менее, особо отметил способности живописца и рекомендовал заключить с ним договор для завершения картины. Одновременно высказал предложение дать А. Курнакову опытного художника — консультанта.
В 1948 году А.И. Курнаков, автор картины «Ф.Э. Дзержинский в Орловском централе», был вызван в Москву, где ему «Всекохудожником» была предоставлена мастерская. Руководить работой стал известный советский живописец Тарас Гурьевич Гапоненко (1906-1993), о котором А.И. Курнаков вспоминает с большой теплотой и благодарностью за оказанную помощь.
В отличие от первого варианта, размер нового полотна был значительно увеличен. Некоторые изменения претерпела композиция картины, появилось больше пространства, глубины. Но главное отличие заключалось в том, что в ней был сделан серьезный шаг к завершенности. Сказался метод работы над картиной, когда к каждому портретному образу, к интерьеру, а подчас и небольшим деталям писалось по нескольку подготовительных этюдов. Произведение стало более достоверным, оно убеждало глубиной своих образов. Не случайно картина была включена в экспозицию республиканской выставки художников РСФСР в Москве, а её автор решением Президиума правления «Всекохудожника» удостоен Почетной грамоты. Тогда же Курнаков был принят кандидатом в члены Союза художников СССР.
Источник: И.А. Круглый «Андрей Курнаков. Этюды» — Орел: Издательство «Вешние воды», 2008.
Этюд к картине «Жандарм.» 1948. Холст на картоне, масло
Этюд к картине «Камера Дзержинского». 1948. Холст на фанере, масло
Материал подготовили: научные сотрудники филиала БУКОО ОМИИ «Мемориальная мастерская народного художника СССР А.И. Курнакова» И.Е. Барсукова и Е.А. Гущина
25 октября 1944 года 30-ый отдельный штурмовой батальон форсировал реку Тиса у Венгерского города Хевеш. Он в течении восьми дней героически удерживал плацдарм до подхода основных сил Красной Армии. Из штатной численности спецконтингента 780 человек на 4 ноября боеспособных осталось всего 18. Среди них рядовой боец Красной Армии Курнаков Андрей.
А до этого …
До этого были детство и юность обычного орловского паренька, армейская служба, а в 1941 году – свадьба и длинная жестокая война, которая разбросала молодоженов в разные концы огромного советско-германского фронта. И только Победа в 1946 году после пяти лет разлуки соединила вновь рядового бойца «РККА» Андрея и капитана медицинской службы Александру Павловну. Но ни плен, ни ранения, ни смерть однополчан, ни разлука с дорогими ему людьми не ожесточили душу Андрея. А только заставили его жить, творить и любить за тех самых солдатиков из 30-го штурмового батальона, как и многих других, не доживших до Победы.
«Человек рождается, что бы трудиться»,-говорил Андрей Ильич. Это не слова – это красная нить, которая пронзила всю его жизнь и творчество. «АндрейИч» (так его называли друзья) прожил красивую, интересную жизнь сильного человека. Он любил людей, и они ему отвечали любовью, уважением, желанием дружить и общаться.
Он был прекрасным рассказчиком его мысли и воспоминания можно было слушать длинными ночами за рюмкой его «Курнаковки». Он тоже умел слушать. Впитывал все интересное. Умел отразить это в характерных чертах портретов людей, которых увековечил в своих работах. Он создал художественную Школу Орловщины, воспитал целую плеяду прекрасных мастеров. А Яна Потокина и Юрий Шатохин до последнего его дня работали вместе с УЧИТЕЛЕМ над давней мечтой диорамой «Гражданская война», которая была последней работой великого художника и бесценным его подарком городу.
Генеральный продюсер Геннадий Перелыгин.
В конце 50-х годов руководство города задумалось над созданием в Орле диорамы, посвященной битве на Курской Дуге. С согласия Управления музеев и охраны памятников Министерства культуры РСФСР предполагалось поручить выполнение диорамы «Орловская битва» студии военных художников им. М.Б. Грекова, о чем имелась предварительная договоренность. Но этот замысел не был осуществлен, студия была на тот момент перегружена заказами. Исполком Горсовета обратился к опытным орловским художникам: А.И. и Л.И. Курнаковым, Г.В. Дышленко. Эти живописцы уже получили опыт соавторской работы, занимаясь росписью фойе нового кинотеатра «Победа». Художники, недавние фронтовики живо представляли картины боев и с большой готовностью взялись за дело. Георгий Васильевич Дышленко лично принимал участие в этом сражении, видел панораму боев с воздуха, знал многие детали. Его творческая натура была захвачена могучей темой, снова ожили в памяти скрежет металла, залпы огня, неистовая схватка светлых сил и мрака.
Сюжетом диорамы избрали начало прорыва обороны противника ударной группой войск Брянского фронта. Один из таких боев происходил на реке Зуше в районе села Вяжи в 90 километрах восточнее Орла 11-12 июля 1943 года. Художникам помогали научные сотрудники Орловского областного краеведческого музея. Они собирали и изучали материал, вели поисковые работы, переписку с военачальниками и штабами, управлениями, составляли описания объектов, вместе с художниками выезжали на места боев. Военным консультантом являлся генерал-майор А.Ф. Кустов – командующий 380-й стрелковой дивизией, героической участницы знаменитого прорыва.
Работа над монументальным произведением продолжалась около 2-х лет. Газета «Орловская правда» от 5 августа 1960 года сообщала: «Вчера в Орловском краеведческом музее состоялся просмотр диорамы, посвященной битве на Орловско-Курской дуге. В диораме отражен момент начала наступления советских войск у деревни Вяжи Новосильского района. Она создана коллективом орловских художников – А. Курнаковым, Г. Дышленко, Л. Курнаковым.
Созданию диорамы предшествовала большая исследовательская работа, в которой приняли участие научные сотрудники краеведческого музея и консультант – генерал-майор в отставке А. Кустов. Первые зрители тепло встретили эту коллективную творческую работу орловских художников».
Номер газеты стал историческим, он интересен тем, что весь посвящен городу. «Орел сегодня. Страницы фотолетописи», так называется большая передовица, написанная Главным архитектором города С. И. Федоровым. На каждой полосе помещены крупные панорамные фотографии, сделанные с борта самолета, – областная библиотека имени Крупской и сквер Гуртьева с молодыми липами, сквер Танкистов, еще без танка на пьедестале, только что построенный Дом Советов, вокруг которого пока нет современной площади Ленина, новый стадион «Орловские Лужники». Таким выглядел город через 17 лет после освобождения. Проделана гигантская работа по восстановлению, близится славное 400-летие города на Оке. Разве художники могли быть в стороне от этой общего энергичного трудового подъема! Тем более, художники – фронтовики…
Диорама была смонтирована в специально обустроенном помещении краеведческого музея, этот зал целиком посвящался Великой Отечественной войне. Работа выполнена масляными красками на холсте, имеет в длину 9 метров и в высоту 4 метра, натурный план занимал 10,8 квадратных метров. Перед зрителем раскрывается панорама сражения. На первом плане изображены советские пулеметчики, показано несколько ярких штурмовых сцен с рукопашными схватками. Разрывы мин, падающие пораженные осколками солдаты, горящий в воздухе подбитый немецкий самолет, создают правдивую картину боя.
И.А. Круглый отмечал: «Большое воздействие диорамы «Орловская битва» на зрителя – это прежде всего ее хорошо продуманное живописное решение и освещение. Передаче пространства способствует хорошо выполненный предметный план. Авторы успешно справились с передачей почти неуловимого перехода от бутафорских предметов к живописи на холсте. Это помогло создать в пейзаже эффект большой глубины». Сейчас в этом зале новая экспозиция. Художники-проектанты сохранили смысловое главенство диорамы, но отделили ее декоративным порталом и подиумом, с утратами части предметного плана, что значительно снижает силу восприятия.
Источник:https://vk.com/dyshlenkogv?w=wall-189747261_56
ПУБЛИКАЦИИ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА СССР А.И. КУРНАКОВА ЧАСТЬ 12.
6 мая 2014 года мастерская Андрея Ильича Курнакова открыла свои двери для любителей искусства. Основу экспозиции составили произведения художника, созданные более чем за шестьдесят лет творческой деятельности, с середины 40 -х годов XX века по 2010 год, а также работы его коллег, друзей, учеников, произведения декоративно — прикладного искусства, фотографии, личные вещи А.И. Курнакова.
В этом году в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции в свой ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ музей конечно закрыт.
Дорогие друзья! Нам было бы приятно получить от вас рассказы, стихи, маленькие эссе с впечатлениями о посещении нашего музея.
Юным художникам предлагаем нарисовать «Праздничный натюрморт» с красивой посудой, фруктами, сластями. Напоминаем юным художникам что такое натюрморт. «Натюрморт» — слово французское, и значит буквально — «Мертвая природа»(мертвая натура). Это картины, героями которых являются различные предметы обихода, цветы или снедь. Умение видеть красоту в обыденном — основное свойство натюрморта. Для постановки натюрморта берутся предметы в их естественной связи. (Например, чайная чашка дружит с самоваром, а не с мячом!) Успех работы над рисунком натюрморта будет зависеть от умения скомпоновать группу предметов на листе. Поговорите с юным художником о том, кто в рисунке главный (самый большой или самый яркий…), что находится слева, справа, вспомните цвета. Надеемся наши советы помогут. Удачи. Будем с нетерпением ждать фото ваших работ.
Присылайте их в качестве комментариев на страницу мастерской Вконтакте: https://vk.com/id292771949?w=wall292771949_8323%2Fall
На фото: А.И. Курнаков. Натюрморт с розовыми пионами.1990-е. Холст на ДВП, темпера
(материал подготовлен сотрудниками Филиала ОМИИ «Мемориальная мастерская народного художника А.И. Курнакова» Е.А. Гущиной и И.Е. Барсуковой).
Первое документальное упоминание о рисовальном угле датируется 15 столетием. Уголь — прекрасный материал для рисунка, помогает передать объем, получать плавные переходы от одной тональности к другой, от самого черного цвета до самого светлого нежно серого. Многие художники предпочитают рисовать углем из-за возможности корректировать рисунок. Художественный уголь – это обожженные палочки из ивы, ореха, сливы, липы, березы или розмарина. (Старинный способ изготовления рисовального угля: ветки очищались от коры и обжигались в плотно закрытых глиняных горшках при очень высокой температуре). С появлением художественного угля в прессованной форме, его начали использовать не только для набросков и эскизов, но и как самостоятельный материал для написания картин. Прессованный чернее и жирнее, чем древесный.
Изготавливают его из угольного порошка (при этом используя наиболее черные сорта), с применением растительного клея в качестве связующего вещества. Прессованный уголь имеет форму палочек. При работе с углем нужно использовать шероховатую бумагу, с идеально гладкой поверхности он просто осыпается.
Первый способ — рисование в основном линией, штрихом. Этот способ близок к работе карандашом. Второй — заключается в большом применении тона, широком прокладывании теней и фона. Для этого уголь кладут плашмя на бумагу, что дает возможность легко покрывать большие поверхности. Или же, прорисовав рисунок довольно детально, растирают его ребром ладони. Затем рисуют снова, высветляя наиболее освещенные места. Сочетание линии и тона дает возможность передавать округлые и плавные формы. Такой способ художники нередко применяют для изображения фигуры.
В экспозиции Филиала Орловского музея изобразительных искусств «Мемориальная мастерская Народного художника СССР А.И. Курнакова» находится работа «Два бойца. Перевязка» выполненная в смешанной технике. В ней художник использовал сочетание угля, сепии и мела.
А.И. Курнаков. Рисунок к диораме. Два бойца. Перевязка. н. 1980-х. Бумага, смешанная техника.
(материал подготовлен сотрудниками Филиала ОМИИ «Мемориальная мастерская народного художника А.И. Курнакова» Е.А. Гущиной и И.Е. Барсуковой).
Дорогие друзья! Филиал БУКОО «ОМИИ» «Мемориальная мастерская Народного художника СССР А.И. Курнакова» начинает серию публикаций о жизни и творчестве художника.
Родился будущий художник Андрей Ильич Курнаков на одной из окраин старинного губернского города Орла с ее кривыми улочками, примыкавшей к железной дороге, «Пеньи».
Эта местность по обе стороны ручья Ленивец (сейчас запрятанного в трубы) получила название по пням вырубленного бывшего здесь леса. На «Пеньях» селились железнодорожники, имевшие, в отличие от других жителей Орла, очень маленькие приусадебные участки. Со словом «Пеньи» связано название Пеньевская слобода.
В самом начале улицы Салтыкова — Щедрина расположены два филиала Орловского музея изобразительных искусств: «Картинная галерея Народного художника СССР А.И. Курнакова» и «Мемориальная мастерская Народного художника СССР А. И. Курнакова»
Первоначальное дореволюционное название этой улицы – Борисоглебская (или упоминавшееся в документах название «2-я Дворянская»). Зачастую название улиц в Орле давалось по имени храма на них стоящего. Борисоглебский собор был построен в 1776—1782 годах на средства орловского помещика Б. М. Фёдорова-Кошеверова на территории образованного в 1772 году Борисоглебского кладбища. В ходе строительства собора в 1778 году кладбище было упразднено и церковь стала приходской. Из-за близости храма к присутственным местам и дому губернатора с 1786 по 1841 год был соборной церковью (малый собор). В 1818 году в соборе был крещён классик русской литературы писатель-орловец Иван Сергеевич Тургенев. В 1841 году храм пострадал из-за пожара, но был быстро восстановлен. В разные годы во время визитов в Орёл его посещали императоры Александр I, Николай I, Александр II, другие члены императорской фамилии. Здесь проходили торжественные богослужения по случаю различных знаменательных событий.
После октябрьского переворота храм был национализирован и закрыт. В 1929 году по постановлению властей здание собора было передано под мастерские педагогического техникума. Перед войной использовался под склад орловского гарнизона НКВД. Собор сгорел до основания перед оккупацией города немцами в ночь на 3 октября 1941 года. В настоящее время на месте собора по улице Салтыкова-Щедрина 37 находится здание медицинской службы УВД.
(материал подготовлен сотрудниками Филиала ОМИИ «Мемориальная мастерская народного художника А.И.Курнакова» Е.А. Гущиной и И.Е. Барсуковой)
Пасха, Светлый праздник Воскресения Христова длится не одну ночь, а сорок дней. Ровно столько времени Воскресший Христос был со своими учениками, вплоть до момента Вознесения на небо. Праздник Светлого Воскресения Христова длится в этом году с 19 апреля по 27 мая — ровно сорок дней. Поздравляем всех с праздником!!!
А.И. Курнаков Этюд. Загорская Лавра 1976. Картон, темпера
(материал подготовлен сотрудниками Филиала ОМИИ «Мемориальная мастерская народного художника А.И.Курнакова» Е.А. Гущиной и И.Е. Барсуковой)
З а каждой страницей истории Орловской областной организации Союза художников встают конкретные судьбы людей, творчество которых сформировалось и развивалось на орловской земле. С приходом в Союз в конце 40-х — начале 50-х годов И.Т. Борисова, В.А. Дудченко, Г.В. Дышленко, А.И. Курнакова, Л.И. Курнакова наступило заметное оживление творческой жизни в Орле. В эти годы в основном развивается живопись. Один из самых светлых и лиричных художников был сокурсник Андрея Ильича Курнакова Валентин Андреевич Дудченко (1919 – 1983)
В. А. Дудченко родился 31 декабря в станице Батуринская Краснодарского края.
В 1933 году семья переехала в Орёл, где Валентин Андреевич закончил 7 класс шестой орловской школы. Его одноклассниками и школьными друзьями были Л.Н. Афонин и А.Н. Яновский, дружба с которыми продолжалась всю жизнь. Первым учителем Валентина Андреевича была очаровательная женщина, хороший художник Надежда Дмитриевна Джунковская (1983-1952). Дочь генерала Джунковского – начальника Орловского Бахтина кадетского корпуса, участница большинства выставок Орловского общества любителей изящных искусств, председателем которого была избрана в 1917 году, преподаватель графического искусства в орловской женской гимназии Гиттерман и Аблецовой. В советское время преподавала рисование, как это тогда называлось в 6 орловской школе, где её учеником и был В.А. Дудченко.
В 1934 году Валентин поступает в Орловское художественное училище на театрально-декорационного отделение, где его учителями были Н.Н. Моревский, И.М. Митрофанов, В. П. Третьяков, К.С. Андросов, а среди однокурсников – А.И. Курнаков.
С 1938 года, окончив училище, остается в нем на преподавательской работе до 1941г.
В 1939 году принимает активное участие в создании в Орле отделения Союза художников СССР, был одним из его учредителей.
В 1940 году принят в члены Союза художников СССР.
С 1941г. — на фронте. Сначала рядовой, после окончания краткосрочных офицерских курсов – лейтенант, командир стрелкового взвода. Воевал на Калининском фронте. В ноябре 1942 года началась наступательная операция по освобождению Великих Лук, в которой участвовал взвод лейтенанта Дудченко. В боях за Великие Луки, в одном из ожесточенных боев от взвода (примерно 40 человек) в живых осталось только 7 человек. Был тяжело ранен и Валентин Андреевич. Далее 11 месяцев госпиталей.
Осенью 1943 года Валентин Андреевич возвращается в освобожденный Орел. На груди боевой орден Отечественной войны II степени (1944г.).
Вновь любимая творческая работа. Много пишет.
В 1946 г. работает в Орловском отделении «Всекохудожник»
С 1947 по 1957 гг. преподаватель Елецкого художественного училища.
1957 – 1967 гг. – художник художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР.
В 1965 г. оканчивает худ-граф ОГПИ, где с 1967 г. и до конца своих дней работает преподавателем.
В 1971 г. присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР»
В 1975 – 1979гг. является председателем Орловской организации Союза художников РСФСР.
С 1938 года принимал участие в областных художественных выставках, его работы экспонировались на республиканских выставках.
12 мая 1983 года перестало биться сердце этого замечательного человека и художника.
9 мая самый любимый и великий праздник в жизни фронтовика Дудченко, только в этот день он надевал боевые награды.
Этот месяц, когда оживает природа, всё цветет, Валентин Андреевич с этюдником все время на природе: «Май наступит, лопнут почки, вот, когда надо торопиться писать, успеть передать дыхание пробудившейся жизни», — говорил художник.
На фотографиях:
- Художник Валентин Андреевич Дудченко (фото из семейного архива)
- В.А. Дудченко. «Бежин луг». 1968г. Картон, масло. Из фондов Орловского музея изобразительных искусств.
(материал подготовлен сотрудниками Филиала ОМИИ «Мемориальная мастерская народного художника А.И. Курнакова» Е.А. Гущиной и И.Е. Барсуковой).
Праздничный натюрморт Рисунок пастелью Мишель Уоллингтон
ПоискВаша корзина пуста
ПоискСтрелка влевоПредыдущаяСтрелка вправоСледующая Не знаю, почему мне кажется, что это празднично, но цвет приятный насыщенный!)Работал на тонированной бумаге темно-красного цвета, чтобы придать объектам на картинке общее красное свечение, на синем фоне.
Эта картинка продается без монтажа и будет размещена в тюбике.
Нефтяные пастели на пастельной бумаге
#Christmas #warm Colors #Pomegranate #Reds #oil пастели #Candle #christmas ill Life9003 #Candle
#christmas iltРисунок пастелью
Мишель Уоллингтон
Star fullStar fullStar fullStar fullStar fullStar full 30 Отзывы художников
65 фунтов стерлингов
- Рисунок пастелью на бумаге
- Уникальная работа
- Размер: 35,56 x 30,48 x 0,25 см (без рамы) / 30,48 x 30,48 см (фактический размер изображения) Style
030 Подпись на лицевой стороне
030
- : Импрессионизм
- Тема: Натюрморт
Оригинальное описание работы
Минус Рисунок масляной пастелью, изображающий коллекцию праздничных предметов, включая свечу, еловую шишку, плющ и гранат (не знаю, почему я думаю, что это празднично , зато красивый насыщенный цвет!)
Работал на тонированной бумаге темно-красного цвета, чтобы придать объектам на картине общее красное свечение, на синем фоне.
Эта картинка продается без монтажа и будет размещена в тюбике.
Oil pastels on pastel paper
#christmas#warm colours
#pomegranate
#reds
#oil pastels
#candle
#christmas still life
#festive still life
Returns and возврат
плюсМы хотим, чтобы вы любили свое искусство! Если вы не полностью удовлетворены своей покупкой, вы можете вернуть ее бесплатно в течение 14 дней без вопросов. Узнайте больше
Обзоры артистов Звезда Fullstar Fullstar Fullstar Fullstar Full (30)
плюс5,0
на основе 30 обзоров
5 Звезды
30
4 Звезды
3 Звезды
2 Звезды
1000
3 Звезды
2 Звезды
1. Прочитать все отзывы покупателей
Сделать предложение по этой работе
PlusЭто произведение продано Michele Wallington из Великобритании
FacebookTwitterPinterestLocationUnited Kingdom
О
О
В течение 10 лет я преподавал искусство взрослым, и все это время я сам развлекался и наслаждался путешествием, исследуя различные средства и интерпретации. in paint…. Подробнее
Просмотреть все
Тема *
Ваше сообщение *
Вложения
Адрес электронной почты
Пароль
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы? Создайте учетную запись
Искусство для всех, напрямую от художников.
Адрес электронной почты
Уже есть учетная запись? Войти
Нажимая «Присоединиться», вы подтверждаете, что прочитали и принимаете наши Условия и положения
- Проверить Получите скидку 10% на первую покупку
- Проверить Получайте красивые вдохновляющие информационные бюллетени, созданные нашими редакторами
- Проверить Будьте первым, кто узнает о новых работах или предложениях любимого художника
- Проверить Получите рекомендации и специальные предложения специально для вас
Пробная версия без риска. Измените настройки электронной почты или отмените подписку в любое время!
Нет, спасибо
Добро пожаловать, вы наш новый Artfinder. Уделите несколько секунд, чтобы рассказать нам о себе и узнать о нашем рынке.
Нет, спасибо, перейдем к арту
Перейти прямо к арту
Все готово. Теперь вы можете просматривать тысячи оригинальных работ художников со всего мира. Что вы обнаружите?
Валюта *
Страна *
Витрины *
Язык *
23 простых идеи рождественской живописи
Лучшая часть Рождества — это предвкушение: мы любим планировать подарки, украшать дома и устраивать праздники. художественные и ремесленные проекты.
Холодная погода дает нам прекрасный повод уединиться и заняться творчеством (и, конечно же, посмотреть праздничный фильм!). Рисование — это расслабляющий способ погрузиться в праздничное настроение, независимо от того, находитесь ли вы в одиночестве или с друзьями и семьей.
Это также может быть простое и доступное развлечение для детей в преддверии Рождества или во время школьных каникул.
Независимо от того, ищете ли вы простой сезонный проект рисования для начинающих или более продвинутый учебник, мы нашли для вас множество простых идей рождественского рисования. Здесь есть все, от снежинок до елочных украшений для изучения!
Для детей у нас есть горшки для елочных растений, праздничные расписные камни, идеи для росписи окон и многое другое.
Есть множество блестящих идей, которые понравятся и взрослым, в том числе акварельные венки, зимние пейзажи и даже веселая маленькая малиновка!
Читайте дальше, чтобы ознакомиться с предлагаемыми проектами рисования для детей, или прокрутите вниз, чтобы найти наши простые идеи рождественского рисования для взрослых.
Простые рождественские идеи рисования для детей
1. Украсьте окна праздничными рисунками
starlightsinthekitchen.com
Дети и взрослые с удовольствием создадут свои собственные праздничные рисунки с помощью фломастеров для окон. Украсьте окна снежинками, пряничными домиками и другими сезонными рисунками.
2. Утилизация старых горшков для растений
Projectwithkids.com
Не выбрасывайте старые горшки для растений! Вы можете подарить им новую жизнь с помощью этих елочных украшений из глиняных горшков, сделанных своими руками, от Projects With Kids.
Детям понравится добавлять свои собственные красочные безделушки, и даже очень маленькие дети смогут попробовать это с небольшой помощью взрослых.
3. Подружитесь с нарисованным пингвином
momfoodie.com
Наскальной живописью можно заниматься круглый год, но мы не смогли устоять перед этим очаровательным проектом по наскальной живописи пингвинов!
Вы можете использовать камни разного размера, чтобы построить собственную колонию пингвинов. Если вашим детям нравится рисовать своего приятеля-пингвина, обязательно ознакомьтесь с нашими простыми идеями рисования на камнях.
4. Испачкайтесь с помощью клея
artfulparent. com
Этот рисунок снеговика из клея обязательно сделает липкий беспорядок, поэтому защитите свои поверхности, прежде чем начать.
Попросите детей нарисовать снеговика из клея и добавить бусинки, чтобы создать смешные черты лица! Затем закрасьте верх акварельными красками, чтобы показать свой волшебный дизайн.
5. Раскрасьте свои собственные елочные открытки
smilecolors.com
Вместо того, чтобы покупать открытки в этом году, предложите своим детям рисовать акварелью рождественские открытки для всех своих друзей.
6. Создайте вкусный пряничный домик
Projectwithkids.com
Этот мастер-класс по росписи пряничного домика идеально подходит для детей старшего возраста. Они могут скопировать пряничный домик художника или добавить вкусные украшения на свой выбор. Если хотите, загляните в нашу подборку лучших наборов для пряничных домиков.
7. Раздуйте свою картину
artfulparent.com
Создавайте трехмерные картины с помощью этой забавной техники! Пухлую краску для микроволновки можно приготовить из основных ингредиентов, которые наверняка есть у вас дома.
Наслаждайтесь созданием собственных праздничных картинок, таких как снежинки и звезды.
8. Изготовление деревянных елочных украшений
Projectwithkids.com
Эти деревенские украшения будут великолепно смотреться на вашей елке! Узнайте, как сделать елочные игрушки из кусочков дерева.
Простые рождественские идеи рисования для взрослых
9. Нарисуйте стильные шары для вашей елки
shaydacampbell.com
Возьмите кисти для праздничного сеанса рисования и сделайте своими руками елочные шары вместе с талантливой художницей Шайдой Кэмпбелл.
10. Освежите свои навыки с акварельными пуансеттиями
smilecolors.com
Этот красивый сезонный проект рисования пуансеттии — идеальный способ попрактиковаться в своих навыках рисования акварелью!
Это простой рождественский рисунок для начинающих, который можно попробовать этой зимой.
11. Нарисуйте снежную сцену
willkempartschool. com
Рисование снега может быть сложной задачей, но конечный результат того стоит! В этом уроке Уилла Кемпа вы узнаете, как нарисовать волшебную снежную сцену с помощью акриловой краски.
12. Пусть идет снег!
jenniferzzo.com
Ничто так не говорит о Рождестве, как классическая картина со снежинками! В этом уроке рисования для начинающих от Дженнифер Риццо вы узнаете, как нарисовать этот культовый рождественский мотив.
Используйте его, чтобы украсить окна, рождественские игрушки или нарисовать на обычной оберточной бумаге.
Если вы любите снежинки, ознакомьтесь с нашим руководством по рисованию снежинок.
Ищете простые идеи для рисования?
У всех нас бывают дни, когда мы изо всех сил пытаемся решить, что нарисовать! Найдите свой следующий проект с нашими простыми идеями рисования.
13. Как нарисовать рождественский венок
Этот прекрасный мастер-класс по рисованию рождественского венка от De Winton Paper Co просто потрясающий. В этом видеоуроке вы проведете весь процесс рисования от начала до конца.
Вы будете поражены, насколько профессионально выглядит готовая работа! Если вы ищете больше праздничных венков для рисования и раскрашивания, перейдите к нашему бесплатному руководству по рисованию тушью для начинающих.
14. Создай свои собственные елочные шары
emilywassell.co.uk
Если у тебя есть время только для короткого сеанса рисования, этот урок по рисованию елочных шаров — то, что тебе нужно!
За этим очень легко следить, и вы сможете раскрасить свои собственные праздничные шары за считанные минуты.
15. Подарите любовь простыми акварельными рождественскими открытками
shaydacampbell.com
Эти раскрашенные вручную открытки Шайды Кэмпбелл наполняют нас радостью! Нам не терпится попробовать дома эту простую акварельную рождественскую открытку.
Шаги очень просты, а также есть фантастическое видео-учебник.
16.
![](http://artist-oil.ru/wp-content/plugins/a3-lazy-load/assets/images/lazy_placeholder.gif)
ellebyers.com
Этот мастер-класс по росписи рождественского леса от Elle Byers — забавный проект для всех, кто плохо знаком с акриловой живописью. Стиль этой картины свободный и беспорядочный, поэтому вам не нужно слишком беспокоиться о точности.
Это также хорошая картина для рисования, если вы хотите попробовать использовать холст в первый раз. Живопись на холсте придаст вашему сезонному искусству красивую фактурную отделку.
17. Попробуйте нарисовать простые пуансеттии акриловыми красками
pamgroppe.com
Вы пробовали рисовать пуансеттии акварелью, теперь нарисуйте вторую версию акриловыми красками.
На этом уроке рисования пуансеттии от Памелы Гроппе вы узнаете, как построить структуру цветка, как нарисовать лепестки и как создать слои цвета.
18. Расслабьтесь с зимней сценой
painters-online.co.uk
Если вы предпочитаете рисовать сезонные пейзажи, но не слишком праздничные, вам понравится это удивительное руководство по рисованию зимнего заката от Painters. В сети.
Мы одержимы сказочной цветовой палитрой, которая использовалась для создания этой очаровательной зимней сцены.
19. Украсьте залы
Остролист веками использовался для украшения наших праздничных домов, и без него не было бы и Рождества! Следуйте простому видеоуроку Анны Мейсон, чтобы создать свои собственные глянцевые листья и ягоды остролиста. Вы удивитесь, насколько реалистично они выглядят.
20. Подарите радость сезонным венком
В нашей жизни не хватает акварельных венков. Этот элегантный венок от Эммы Джейн Лефевр имеет действительно свежий и современный вид.
Персонализируйте его, используя собственный выбор цветов, и не бойтесь экспериментировать. Вы даже можете купить блестящие металлические акварельные краски, которые идеально подойдут для такого проекта.
21. Простые открытки с елкой
Акварельaffair.com
Рождественские открытки не должны быть сложными или занимать много времени. Эти простые акварельные рождественские открытки можно сделать за считанные минуты. Учебник также включает в себя несколько отличных советов по смешиванию цветов.
Если вы не хотите делать открытки, используйте это упражнение по рисованию, чтобы заполнить лист бумаги своими уникальными рождественскими узорами.
22. Создайте рождественский натюрморт
painters-online.co.uk
Натюрмортные композиции — отличный способ отточить технику рисования и попрактиковаться в соблюдении пропорций.
Попробуйте создать свой собственный уютный рождественский натюрморт с помощью этого прекрасного урока от Милли Инглэнд.
23. Нарисуйте веселую малиновку
dianeantone.com
Этот маленький рисунок малиновки Дианы Антоне очень прост по стилю и будет хорошим проектом для новичка в акварельной живописи.
В качестве бонуса Диана приложила видеоруководство и эскиз контура малиновки, которые можно загрузить за добровольную плату.
Устройтесь поудобнее с одной из наших простых идей для рождественской живописи
Когда дни становятся холоднее, мы любим устроить себе праздничный проект по рисованию! Это спокойный способ провести день или вечер в преддверии Рождества.