Обрубовка головы академический рисунок – Обрубовка. Построение Головы Человека (Основы + Поэтапно)

Содержание

Рисунок обрубовки головы | Artisthall

В любом процессе образования всегда нужно выделить начальную базу, с которой последует дальнейшее обучение. Для первичного изучения человеческой головы лучшей основой является рисование обрубовки головы.

Обрубовкой, согласно художественной терминологии, называется скульптура человеческой головы с конструктивным строением. В обрубовке подчеркнуто, выделен каркас, на котором расположены грани и плоскости, из которых состоит человеческая голова.

Обрубовка — это схема для рисования и анализа строения головы, где наглядно обозначенная структура дает ясное представление о формообразовании головы и четкому расположению светотени на поверхности.

Благодарить начинающим художникам нужно все того же Жан-Антуана Гудона, который в конце XVIII века создал лучшее пособие для изучения человеческого тела. Обрубовка, это голова знаменитого произведения «Экорше» 1776г., которая была создана для подготовительного этапа и получила название –

голова обобщенных плоскостей.

Цель рисования обрубовки головы:

  • Изучить конструктивную схему построения человеческой головы и расположения основных элементов, таких как глаза, нос, рот и уши.
  • Запомнить соотношение основных масс и узловых точек соединения объемов.
  • Разобрать и научиться пользоваться плоскостями, планами в построении рисунка.
  • Научиться правильно наносить штрих и распределять тон по всему объему головы.

Освоив построение обрубовки, ученик без проблем сможет раскладывать грани и основные тона на любой последующей постановке с участием гипсовых голов, а далее, и на натуре.
В произведении Гудона голова разделена на множество планов и сегментов, которые, в свою очередь, конструктивно соединяются в единую форму. Эффектное членение граней часто отвлекает учеников от цели задания. Не стоит начинать работу с разметки граней, пытаться поймать расположение отдельных плоскостей. Здесь, как и в каждом рисунке, действует принцип: от общего к частному.

Обрубовочная конструкция с геометрической основой поможет правильно работать с тоном и планами, используя навыки, полученные в рисовании геометрических предметов. Направление и интенсивность штриха будут задавать логично расположенные сегменты конструкции, которые отчетливо демонстрируют, куда должен ложиться штрих, где темнее, а где светлее.
Навыки, полученные при работе над обрубовкой, пригодятся в последующих заданиях. Особенно, умение пользоваться схемой планов и граней, обозначенных на скульптуре, пригодится при работе с античными головами, а в дальнейшем, и с натурщиками.

Техника предварительного обрубовочного эскиза применялась самыми знаменитыми художниками с начала XV века. Самый ранний сохранившийся пример упрощенного рисунка человеческой головы датирован 1404 годом и был создан в колыбели Возрождения – Флоренции. Эта техника используется художниками на протяжении многих веков для предварительной раскладки объемов и планов. Благодаря Жану-Антуану Гудону она приобрела воплощение в образе методического пособия и стала стандартом для построения головы. Эта техника очень удобна для анализа и построения любых постановок.

В программе занятий по рисунку существуют задания, которые являются отправными точками, вершинами, куда ученик поднимается в процессе обучения и откуда направляется в дальнейший путь. Рисование обрубовки — одно из самых важных заданий в программе, где желательно уделить больше внимания и попробовать изобразить постановку с разных ракурсов.

Смотрите также:

artisthall.ru

Обрубовка, учимся анализировать сложную форму

 RSS

Когда я учился в художественном колледже, нас учили видеть и понимать форму от общих объемов постепенно сужая внимание к более мелким деталям. Научиться такому подходу к рисунку и понимания формы окружающих предметов поможет

Обрубовка головы как метод построения рисунка

В основе метода лежит идея о упрощении любой сложной формы до уровня примитивных геометрических форм, и последующему тональному разбору данных форм в пространстве.

Данный метод учит художника смотреть на форму любого предмета более осознанно, постоянно анализируя пространственные характеристики, такие как глубина, резкость, насыщенность.

А если есть основа понимания того как строится тот или иной предмет окружения (реальный или вымышленный) который мы хотим нарисовать, то в своих иллюстрациях мы осознанно можем манипулировать этими показателями создавая более объемные и интересные картинки.

как это сделать я сегодня вам расскажу, по крайней мере постараюсь натолкнуть всех самоучек в нужном направлении на пути художественного самообразования.

“Взгляд художника”

прежде чем перейти к теории я хочу акцентировать ваше внимание вот на чем. Как художник смотрит на окружающие нас предметы. Художник анализирцет любой предмет как 3D сканер. Он смотрит как-бы сквозь предмет и видит его «прозрачным». Не в буквальном смысле конечно. Просто если изучаемый предмет прозрачный, то сразу приходит понимание того как данный предмет выглядит в пространстве со всех сторон.

понимая общую форму предмета и зная такой закон воздушной перспективы как «ближе насыщеннее, дальше более приглушенно» можно любой предмет изображать правильно с точки зрения объемов формы.

Обрубовка. Начинаем с простых форм

для примера рассмотрим простой куб. То что у куба есть грани, я думаю всем понятно и не требуют дополнительных комментариев.

Представим изображение куба в виде каркасной формы (прозрачным) где видны все его грани. изобразим все линии одной толщины. Получился плоский рисунок.

теперь вспомним понятия о воздушной перспективе «ближе насыщеннее, дальше более приглушенно» и применим это правило к рисунку нашего куба. Линии которые ближе к глазу зрителя, мы сделаем толще, а линии которые дальше, будут тоньше.

на схеме (рис.2) красным кругом я выделил наиболее близкую точку, она у нас и будет наиболее насыщенной. далее по нисходящей, взгляд постепенно скользит по граням куба, толщина которых должна уменьшаться. Красными линиями я показываю движение глаз.

Переходим к построению более сложных предметов. Обрубовка головы

когда стоит задача «построить» в рисунке сложный предмет крайне важно определить точку которая по замыслу художника должна быть расположена ближе всего к зрителю. — это будет отправной точкой, которая будет в нашем рисунке самой контрастной и насыщенной. Дальше при построении формы мы никогда не должны забывать об этой точке и все последующие линии должны по тональности быть более приглушенными и не такими насыщенными.

не зная этих основ можно наблюдать рисунки, где художник изображает в портрете ухо, например, более контрастным чем нос. Но мы то уже знаем, что этого не может быть по законам воздушной перспективы, поскольку ухо дальше от зрителя чем нос

в художественных школах, чтобы натаскать будущих художников и научить их чувствовать, как меняется насыщенность того или иного «узла» в рисунке, используют гипсовую модель — обрубовка головы, упрощенную до плоскостных форм, отсюда и название «обрубовка» По такой модели, как не крути, проще понять и отследить как расположена та или иная точка по отношению к линии взгляда художника.

понимание этих основ является базовым и открывает художнику безграничные возможности для экспериментов в рисунке с формой и пространством.

Если же эти основы опустить и не пытаться разбирать форму, то рисунок будет «плоским» и не выразительным.

Учимся «правильно» смотреть на предметы окружения

для закрепления данного навыка пространственного видения формы предметов, я рекомендую регулярно практиковаться в создании простых набросков окружающих вас предметов людей

основной целью быстрых скетчей, будет создание линейного рисунка, в котором четко должна прослеживаться форма предмета в пространстве. Всегда в памяти держите правило воздушной перспективы «ближе — насыщеннее, дальше — мягче»

на примере данных набросков четко видно что художник подчеркнул область расположенную ближе всего, наиболее контрастно. Особенно это показательно на крайнем правом наброске. Обратите внимание колено по тональности насыщеннее чем голова. Но никак не на оборот.

У профессиональных художников пространственное восприятие формы уже вшито на подсознательном уровне, и процесс работы выглядит легким и естественным. Но за этой «легкостью» стоят годы практики «осознанного» рисунка и постоянного детального анализа формы.

Когда я был студентом художественного колледжа, мой преподаватель рисунка постоянно требовал «изучать» и «строить» любую форму которую мы рисуем. Понимать как она выглядит со всех сторон, а не только с той стороны куда падает взгляд зрителя

Как знание о пространственном построении формы, помогает в создании мультяшных картинок.

Чем поможет обрубовка?

В основе мультяшной иллюстрации все равно лежит линейный рисунок. По линейному рисунку, рекомендую отдельно изучить урок «Техника подготовки рисунка. Отрисовка в иллюстраторе» я там подробно обьяснял методы создания линейного рисунка в контексте работы над мультяшным персонажем.

Так вот, без тех основ которые изложены выше крайне сложно будет создать выразительный линейный рисунок. В работе над линией мы все сводим к нашей формуле «ближе — насыщеннее, дальше — мягче» или если говорить о линии то можно правило сформулировать следующим образом «в предметах которые мы хотим выделить и подчеркнуть линия должна быть толще, все что мы считаем незначительным для восприятия, там делаем линию тоньше»

Еще интересно почитать

Обрубовка головы

multigon.ru

Как рисовать обрубовку « Разное « Saison Romantique — цветы из полимерной глины

Любой рисунок или картина начинается с самого общего наброска. Сначала бы очень легко и тонко располагаем массы нашей постановки на листе бумаги. В нашем случае мы намечаем голову, шею и постамент. Стоит помнить, что в случае, когда рисуется человек, размер головы в итоге будет в 99% меньше намеченной области. Очень редко когда итоговый результат получается больше. Поэтому не нужно мельчить. Но и гигантизмом увлекаться не стоит.

После того, как области намечены, мы должны ограничить размеры головы (верх черепной коробки (2) и низ подбородка(3)). Стоит опять же помнить, что эти точки могут сильно сдвинутся. В зависимости от того, какой масштаб вы выберете. А он зависит… От самой первой линии, которую мы наметим — это линия переносицы (1). Согласно пропорциям обрубовки мы выверяемым ее расположение и прикидываем ширину.

Учитывая перспективу мы строим переносицу. Тут важно учесть то, что строить мы должны всегда сначала самостоятельно и при помощи визирования лишь определять насколько сильно мы промахнулись и исправлять ошибки. То есть ни в коем случае не строить при помощи визирования. При его помощи мы только лишь исправляем и проверяем себя. Так же очень важно строить всегда осевую линию, которая позволит избежать смещения частей лица. Особенно сильно этим страдают губы и нос.

Далее мы начинаем строить вверх в сторону надбровных дуг и лба.

Всегда помните о перспективе и проверяйте линии. Мы знаем, что линия горизонта находится на уровне наших глаз. Определив ее на натуре, прикиньте, где эта линия будет на бумаге (или за ее пределами) и с учетом этого мысленно представляйте, как будут изменяться углы линий, идущих к невидимым точкам схода. Так как лицо симметрично в обрубовке, то здесь советуется сначала строить одну точку, а затем проводить линию в перспективе и сначала искать эту точку самостоятельно на другой стороне лица, опираясь на осевую линию, которую мы все время рисуем. После этого уже проверяем себя на натуре сначала взглядом, затем визором. Если видим ошибки — исправляем их и анализируем, почему мы ошиблись и почему именно так. Помните, что при помощи визора тоже можно ошибиться (его надо долго тренировать) и поэтому каждую точку лучше проверять по двум-трем другим точкам, в которых вы уверены. Нередко найти ошибки в визировании помогает банальная логика и понимание перспективы. Тут уже ничего не поделаешь. Если визирование у вас еще страдает и не натренировано идеально, необходима база теоретическая.

После того, как надбровные дуги и часть лба построены, мы не можем без всего остального строить черепную коробку. У нас недостаточно точек и общей картины. Ключевыми точками, как я считаю вообще, при построении на лице являются переносица, виски, носовые точки и скулы. Если они у вас есть, то все остальное построить легко. Однако, построение одних точек исходит из построения других. Проще всего начинать именно с переносицы, но это не значит, что вы не можете попробовать начать рисовать обрубовку с чего-то другого.

Для того, чтобы начать строить глаза, нам необходимо разделить их носом. Но! Кончик носа строится обычно по углам глаз. Как внутренним, так и внешним, поэтому на данном этапе мы только проводим линию носа, но не ограничиваем ее.

Глаза, как нам рассказали бывают трех видов наклона. Что, собственно, логично. В данном случае углы глаз крайние у нас опущенные. Сначала мы находим уголки, затем проверяем по линиям и то, что они у нас находятся на одних перспективных линиях. То есть, чтобы не было перекоса.

Теперь, когда есть глаза, мы можем наконец-то построить скулы. Вообще, скулы можно построить сразу по надбровным плоскостям, но про глаза лучше не забывать, а то потом может оказаться, что они не помещаются. Бывает и такое.

Теперь, когда есть скулы и глаза, мы строим нос и носогубную плоскость. Здесь очень важно не потерять осевую линию и правильно ее провести. Под носом у нас много места до носогубной складки. Многие про это забывают и получаются съехавшие губы. Самое распространенное явление. Вообще распространенное при рисовании лица.

Теперь очередь за губами. Без них мы не сможем нарисовать нормально челюсть нижнюю. Сначала определяем положение уголков губ и проводим вниз грани плоскостей. Они прямые. Размер губы вымеряем любыми известными вам способами. Соотношения относительно других частей лица, по другим точкам и т.д.

Вымеряем плоскости губ. Я почему-то на этом этапе постоянно зависаю. Хотя ничего сложного здесь на самом деле нет. Возможно дело в большом числе маленьких плоскостей и нужно просто больше времени.

Продолжаем рисовать «лицо» плоскостями и находим более точно точку низа подбородка. Проводим линию.

Строим подбородок. Тут совсем все простой. Моя любимая часть.

Строим челюсть. Тут тоже ничего сложного. Точки проверяются очень легко. Достраиваем плоскости нижней части лица.

Теперь занимаемся черепной коробкой. Осталось совсем немного. Но с черепушкой стоит быть аккуратным. Она имеет тенденцию уезжать, плющиться или разрастаться. Проверяйте тщательно. Если надо отходите от рисунка и смотрите издали.

Доделываем. Голова готова. Наконец-то. Все внимательно проверяем еще разочек.

Дорисовываем шею и постамент. С шеей поступаем так же, как и с головой. Там тоже плоскости.

Собственно и все. Обрубовка готова. Делаем дальше с ней, что захотим. Можете взять эту и попробовать в редакторе ее раскрасить различными оттенками серого, чтобы передать объем

Автор: Мельниченко Антонина (Vakhara)

При копировании урока на другие ресурсы, помните, что вы соглашаетесь с тем, что урок должен быть размещен как есть. Вы так же обязаны указать первоисточник — то есть установить ссылку на данный ресурс.

vakhara

craft-flowers.ru

Открытый урок. — «Мастерская ЭКОРШЕ» — LiveJournal

Помните про конкурс? Вот первый репортаж Ольги Рубцовой.
Оригинал взят у hudojka_i_ja в post 


Месяц назад я набрала небольшую группу  учеников, которым доверила сложное, но благодарное дело — подготовку к портрету.
Как вам известно, мы придерживаемся классической школы рисования, поэтому первой серьезной работой стал у нас рисунок обрубовки. Обрубовка- это гипсовая голова, как бы «вырубленная», то есть не слепленная в полном соответствии с анатомией человека, а сделанная из плоскостей, что добавляет ей определенную сложность, но в то же время, как говорится? «Тяжело в учении, легко в бою!»
Задач, которые решает качественный рисунок этого учебного пособия много, а главное, решать их нужно со всей серьезностью, тут вранье на уровне «я так вижу» совершенно не пройдет, потому как любой зритель заметит любую из ошибок, от портретного НЕсходства, что называется у художников «не попал в характер», до нарушений перспективы.
Я специально зашла сейчас в поисковик, чтобы найти примеры рисунков разных людей. Посмотрите сами: на них изображены совершенно разные люди! Причина проста. Ученики считаются физически готовыми к рисованию человека, если они прошли последовательно курс академического рисунка, начиная с простых натюрмортов и постановок геометрических тел, до гипсовых розеток и капители. Все это было и у нас.

И все-таки мы тоже, несмотря даже на многолетнюю подготовку некоторых учащихся, столкнулись с той же проблемой. Чутье мне подсказывало — еще до задания по компоновке головы в листе, предложить нарисовать эскиз. Иными словами, впервые познакомиться и «пощупать» карандашом. Результат меня огорчил: никто не «нашел» характер обрубовки. Это значило, что можно дать им закомпоновать, и они справятся, они грамотные, дать им знания пропорций по античному канону, и они также положат их на лист, можно рассказать о формообразующих плоскостях, и они, да, они способны выстроить, этому есть подтверждение — рисунки Художки. Но самое главное, что необходимо в портрете, характер, останется «за кадром». А это было бы непозволительным пробелом в учебной программе, поэтому мы договорились еще одно занятие посвятить «прощупыванию», и результаты меня удовлетворили в бОльшей степени, хотя и не вполне. Голова узнавалась, но была у всех разной. Способ изучения мы выбрали стандартный для нашей школы — короткие наброски по моему методу.
Тут я отвлекусь и сделаю небольшое отступление от темы, потому что этот вопрос мне задают, этим интересуются, и отвечать когда-то и где-то нужно. Итак, какую цель ставить перед собой, рисуя наброски. Я, Ольга Рубцова, отвечу, не задумываясь: важнее всего схватить характер. Тут важна ловкость рук, необходимая художнику. Потом анатомия, потом грамотность, и даже конструкция потом, если вы хотите стать художником… Не архитектором, не дизайнером, а рисовальщиком, воплотителем образа, мысли, фантазии… Вам необходимо научиться извлекать из собственного внутреннего мира то самое главное, что вас тревожит, чем хочется делиться. И вот для этого нужны художники. Правда, Мой муж, преподаватель скетчинга, считает иначе. Он ведет наброски с упором на динамику, учит распознавать потоки, пятна, одним словом, работа  эта более интеллектуальная, нежели предлагаю я, и она направлена скорее на развитие логики и пропорционального глазомера. Конечно, можно сочетать два вида набросков, и даже можно найти для себя собственные задачи и делать наброски по-своему, для своей цели, но важно одно — количество переходит в качество, иначе мы рисуем уже не набросок. Тут пахнет уже зарисовкой, эскизом, чем угодно, но не мимолетно схваченным дуновением ветерка…
Итак, мы начали работу с головой именно с набросков. Для нашей Художки это были средние по количеству минут наброски, по 5 минут. Четыре года назад мы начали сокращать время и результат не заставил себя ждать: от одной до трех минут выходят такие вот картинки.
И вот, вчера был третий день с обрубовкой. Я попросила принести натянутые планшеты и была морально готова еще раз подробно рассказать о канонах построения, об особенностях модели, об опорных точках и… отпустить в плаванье… Но ребята мои попросили дать им еще один день на изучение головы. 
Знаете, за что я люблю взрослого ученика? За то, что он умеет быть ответственным. Не нужна палка, не нужно уговаривать и искать подход. Строгость также необходима, но она уходит в критику и в желание не отойти от принципа. А принцип у меня один- пусть учеников будет мало, потому что я много требую, потому что сложно, но они будут иметь максимальный шанс на успех, иными словами —  они  смогут научиться самостоятельно рисовать…
А вот вам картинки с места событий. 

Начало. Психологическая подготовка уже в заточке карандаша. Он должен быть острым, послушным, гибким:). Узнаете ящичек в кадре?:)) Там уже половина наполнена стружкой! Это хороший показатель, это же индикатор труда! 

Голова ждет. Как и любую натуру, с которой вам предстоит работать, ее надо внимательно продумать, промыслить, прощупать, про… Про нее вам предстоит догадываться:), ведь всем известно, что мы можем видеть только одну сторону луны, а значит, если натура не ребенок, не животное, не вольная птица — пользуйтесь, рисуйте, рисуйте мысленно и по-настоящему, много-много!

В этот раз Саша сел, было рядом с дверью, но скоро перешел на любимое свое место- рядом с учебным шкафом)). Видите, как любопытны акварельные баночки, и наверняка образцы рисунков из книг хотят выпрыгнуть и поглядеть поближе на Сашино творчество… Саша, покажешь?

Не правда ли, уже похож?! Через неделю начнем построение на большом листе. Главная цель достгнута- с головой мы познакомились, хотя, конечно, на «ты» переходить пока рано:)). Учебная обстановка… Все серьезны… На первом рисунке, слева- Елена Николаевна. Она новичок и пока рисует цилиндр. В наших группах возможно решать разные задачи на одном и том же уроке, поскольку подход индивидуальный. Это значит, что мы ждем учеников любого уровня, и они смогут работать на своей стадии обучения рабом с теми, кто немного впереди, в этом я вижу даже како-то стимул расти, развиваться, догонять… 

Кстати, сзади учениц два шкафа, наполненные реквизитом:). О! Это особая моя гордость! Наверное, надо как-нибудь написать историю о том, как я его собирала, как он интересен по тематикам… А вообще, вот на сайте  три фотографии с маааленькой частицей нашей коллекции кувшинов и старинной кухонной утвари:).

Так… Ага, Саша снова перешел к двери и сел рядом с Алсу. Это правильно. Нужно посмотреть с разных сторон на натуру, нужно ее зарисовать по-разному, возможно, так и выйдет сродниться…

Мы работаем пока на маленьком формате, решили не торопиться, а бумаги не жалко, она все стерпит))). Наташа! Рада тебя видеть! 

Как твои дела? ну-ка показывай! Я думаю, тебя многие помнят:)). Приветы, приветы Наташе передавайте! Она молодец у нас).

Ну что же, и тебе можно с планшетом приходить! Будем учиться строить!
И вот что у нас вышло к концу занятия:


По-моему, уже вполне узнаваемый товарищ!

Репортаж с места событий будет продолжен со следующей стадией рисования и со следующими успехами, будьте на связи, пишите, приходите знакомиться и учиться:). И, кстати, присоединиться к группе рисующих голову тоже пока еще не поздно!

P.S. Приношу извинения тем, кто не попал в кадр. Впрочем, вы и не рвались особенно:))

С Ольгой мы не прощаемся. Надеюсь она и дальше нас будет радовать постами про занятия.
Приглашаем к сотрудничеству школы, студии, курсы рисунка. Ждем Ваших предложений. Смелее!  

gips-golova.livejournal.com

Построение гипсовой головы Обрубовки по Гудону — КиберПедия

Построение гипсовой головы Обрубовки по Гудону

Тема: Построение гипсовой головы Обрубовки по Гудону.

Цель: Овладеть методом анализа и выражения большой формы при построении головы Обрубовки.

Задачи:

Развить образное и техническое мышление, пространственное видение.

Логически осмысливать и ясно представлять образ данной пластической головы.

Создавать художественный образ в рисунке на основе решения технических и творческих задач.

Увидеть пропорции, конструкции и объем постановки.

Использовать приемы выразительности для выявления света и глубины пространства.

6. Передавать объём с помощью светотени. Работа рассчитана на 6 академических часов. Материал: карандаш, ½ ватмана. (допускается формат А3)

Обрубовка — гипсовая голова обобщенных плоскостей, изготовленная на основе экорше Гудона, французского скульптора, выдающегося мастера психологического портрета. Это учебное пособие дает представления о построении объемно-пространственной конструкции головы, закономерностях светотени, перспективных сокращений.

Обрубовка полезна на первых порах обучения, когда демонстрация основных законов формообразования и перспективы помогает в построении объема, выявлении формы.

Если ученик не будет осмысливать и представлять особенности формы головы, а будет ограничиваться только своими ощущениями и восприятиями, то он вынужден будет пойти по пути пассивного копирования натуры, срисовывания внешнего вида.

Изучение метода анализа и выражения в рисунке «большой формы» для учащихся часто сопровождается трудностями. Начиная изображать общую форму головы, учащиеся, как правило, ограничиваются линейным абрисом головы и сразу же переходят к деталям, не уточнив ни характера формы головы, ни ее объема. Отсюда и детали они начинают рисовать не с выявления основы формы, а со срисовывания конфигурации формы носа, глаз, губ.


Необходимо построение головы начинать с более обобщенных форм, такой метод построения называется ОБРУБОВОЧНЫЙ и в этом нам поможет голова Обрубовки.

Многие известные мастера начинали свои шедевры именно с этого метода построения. Обрубовочный метод был разработан еще в эпоху Возрождения Альбрехтом Дюрером. Вслед за А. Дюрером художники-педагоги для обучения рисунку головы стали разрабатывать свои схемы выражения конструктивной основы формы головы, с помощью которых помогали ученикам быстрее и лучше усваивать учебный материал. В дальнейшем, разрабатывая методику рисования головы человека, каждый автор пособия старается по-своему трактовать метод использования конструктивной схемы. Одни брали за основу схему А. Дюрера и предлагали сразу намечать все конструктивные линии. Другие отдавали предпочтение схеме Г. Гольбейна, которая ограничивалась «крестовиной» — линией разреза глаз и профильной, третьи старались совместить и то, и другое.
Конструктивный рисунок обрубовочной головы дает возможность обобщать и упрощать формы для лучшего понимания и анализа — начальной стадии построения изображения.



Обрубовочная голова представляет собой схему главного строения головы.
Обрубовка делит голову на множество планов и плоскостей, которые можно условно объединить в шесть больших планов: передний, задний, два боковых, верхний и нижний.

Только изучив расположение планов на обрубовочной голове, можно затем видеть эти планы и на гипсовой голове и на живой.
Чтобы научиться видеть цельно, надо знать, из каких элементов это целое состоит, как эти детали и части соподчиняются между собой. Овладение методом анализа и выражения большой формы дает ученику опыт зрительно предугадывать результат построения изображения, то есть заранее представлять, как будет выглядеть его рисунок в конечном виде.
В основу данного задания положен аналитический метод. Изображая обобщенную форму обрубовочной головы, ученик должен научиться видеть, как слагается из отдельных плоскостей объем, как организуется конструктивная основа формы, должен как бы осязать форму зрительно, а движения руки с карандашом подчинять пластическому выражению этой формы, причем обобщенно, без мелочей.

ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Конструктивное построение

Необходимо определить, где будет находиться голова в листе ватмана формата А2. Для этого наметим габаритные размеры, найдя соотношения ширины и высоты изображаемого объекта. Необходимо оставить больше места со стороны лицевой части.



Определим ракурс головы.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Взаимодействие и сотрудничество, являются специфическими средствами решения продуктивных задач и условием овладения учащимися познавательной деятельности. Учащийся, наблюдающий натуру, для того, чтобы голова не получилась кривой, чтобы не было грубого нарушения пропорций, должен использовать пути, облегчающие работу — он должен знать нормы, правила и законы, которыми пользовались художники до него и которые помогали им в их работе.

Аксенов К. Рисунок. В помощь начинающему художнику- оформителю. М.,1987.

Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.,1957.

3. Ли Н. основы учебного академического рисунка. М.,2003.

4. Ли Н. Голова человека. Основы учебного академического рисунка. М.,2009.

5. Радлов Н. Рисование с натуры. 3-е издание. Л., 1978.

6. Ростовцев Н. Академический рисунок. 3-е издание, дополненное и переработанное. М.,1995.

Построение гипсовой головы Обрубовки по Гудону

cyberpedia.su

Рисунок головы человека- Уроки ИЗО

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Первый этап

Скомпонуйте изображение на листе. Зная, что лицевая часть имеет множество мелких деталей, необходимо перед ней создать большее поле фона. Изображение головы несколько сдвигается вверх, так как нижняя часть листа должна иметь большую тяжесть. Намечая общие пропорции, надо обратить внимание на соотношение общей ширины к общей высоте головы, выяснить, в какой по пропорциям прямоугольник вписывается гипсовая голова.

Определив наклон, поворот и пластическую характеристику общего объема, наметьте общие габариты изображения и очертания общей массы головы.

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Второй этап

Учитывая перспективные сокращения, обобщение, наметьте среднее профильное сечение. Обозначьте линию, проходящую через середину разреза глаз. Эта линия разделит голову на две равные части по вертикали. Главная задача на этом этапе — правильно определить перспективные сокращения и выразить их при начертании этих линий. Это поможет в дальнейшей работе. Нужно будет каждый раз проверять себя, опираясь на ранее заданные в рисунке направления.

Часто, намечая профильное сечение, рисовальщик сталкивается с проблемой определения наклона. Наклон головы следует находить на основе воображаемой линии, соединяющей переносицу с серединой подбородка, и вертикали. Большое значение имеет и определение лицевого угла. Намечая две обобщенные линии сечений, так называемую крестовину, рисующий должен твердо установить линию своего горизонта.

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Третий этап

Опираясь на анатомические пункты, выделите общие пропорции лицевой части. Анатомическими пунктами должны являться прежде всего височные линии, выступы скуловых костей и углы нижней челюсти. Определять пропорции лицевой части необходимо методом сравнения ее с общей формой.

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Четвертый этап

Изучите профиль головы и строго наметьте профильное продольное сечение. Начинать рисование сечения надо от средней точки переносья. Двигаясь вверх к затылку, вниз к подбородку и яремной впадине, обозревайте голову целиком. Намечая профильное сечение, следует проверять соразмерность отдельных мелких частей головы и правильно определять выступающие точки, сравнивая их между собой по вертикалям.

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Пятый этап

Наметьте ширину крупных форм каждой части головы, строя от профильного сечения и учитывая перспективные сокращения и парность форм. Выполните объемно-конструктивное построение формы головы.

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Шестой этап

Прорисуйте мелкие детали, проверяя построение с помощью сечений. Проследите повороты формы, передавая сложную пластическую основу головы человека, закончите линейно-конструктивный рисунок.

Вспоминая каноны, пришедшие к нам из глубины веков, и сравнивая их с тем, что есть в натуре, учащие более точно определяют характер формы и пропорции конкретной головы. В скульптурных изображениях голов, выполненных древними скульпторами, можно проследить некоторые общие закономерности.

Лицевую часть головы можно разделить на три равные части. Линия, ограничивающая верхнюю треть средней части, проходит на уровне глаза. Высота уха равна высоте средней трети лица. Начинать построение необходимо, основываясь на знаниях об особенностях конструктивного строения пластической формы головы, полученных во время работы над рисунком обрубовки.

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Седьмой этап

Учитывая направление света, легким тоном наметьте основной объем головы и основные детали. Строго проследите в рисунке светоразделы. Покажите освещенность.

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Восьмой этап

Введите полутона, перейдя к более подробному выявлению формы, сберегая при этом конструктивную, пропорциональную и перспективную основу построения. Проведите анализ формы по тональным градациям, подчинив их тональному масштабу. Подчините все элементы светотени их отношениям, добиваясь цельности рисунка.

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Девятый этап

Определите более точные светотеневые градации, накапливая детали и подчиняя их общей форме. Учитывая тон, одновременно уточняйте конструктивную основу пластической формы. Обобщите и завершите рисунок анатомической головы.


Аналогично рисунку гипсовой анатомической головы ведется рисунок любой другой натуры.

Рисунок гипсовой головы Дорифора

Авторы: Жабинский В. И., Винтова А. В.

urokizo.ru

Из истории учебных гипсовых моделей. Ч. 1. «Экорше головы по Гудону», «обрубовка головы по Гудону»

Начиная с этого поста мы начнем рассказывать об истории создания скульптур лежащих в основе учебных гипсовых моделей. И начнем конечно же с Экорше, почему? Догадайтесь сами.

Экорше (франц. écorché — «ободранный», «освежёванный» от écorce — «кора, корка») — учебная гипсовая модель — пособие, изображающее фигуру, голову, или отдельные части тела человека без кожного покрова, с открытой мышечной структурой.
Данное экорше так называется в честь автора этой скульптуры Жан-Антуана Гудона (1741—1828), знаменитого скульптора и педагога.  Еще в юности  за не ординарные способности Жан Антуан был направлен пенсионером в Рим для обучения, в те времена пенсией называлась стипендия выделяемая студенту. Во Французской академии в Риме (1764—1768) Гудон изучал и копировал произведения античной скульптуры, работы Бернини, Микеланджело и других; посещал больницу Святого Людовика Французского. Здесь хирург Сегюир обучал учеников анатомии на трупах.  Знания полученные на этих занятиях способствовали  созданию одного из лучших пособий для изучения анатомии человека. Получив первый серьезный заказ на статую Иоанна Крестителя (1766—1767, Рим, вилла Боргезе — уменьшенный вариант),  прежде чем лепить полноценную скульптуру, для большей уверенности молодой скульптор решил  выполнить из гипса в той же позе мышечную модель данной скульптуры.  «Экорше» была отлита в 1776 г. На основе этого этюда мастер выполнил величественную фигуру Иоанна Крестителя, идущего в мир с вестью о пришествии Спасителя.


Скульптура оказалась настолько удачна, что в дальнейшем ее стали использовать для обучения художников и скульпторов. Изначально скульптура была отлита из бронзы, статуя представляла собой фигуру мужчины с характерно вытянутой рукой, впоследствии учебные пособия стали отливаться из гипса, чаще всего с усеченной правой рукой. Для изучения мышц лица изготавливают отдельно слепок головы скопированный с экорше в полный рост.

Так же существует экорше головы повышенной точности. Его используют не так повсеместно, и пока в нашем ассортименте он отсутствует, но обязательно появится в ближайшее время.

Для подготовительного этапа изготовили на основе экорше головы — «обрубовку головы по Гудону» или «голову обобщенных плоскостей», она же «обрубовочная голова» или просто «обрубовка».

gips-golova.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *