Орудие труда древнего человека, орудия труда древнего человека рисунок |
Для первобытных человекообразных обезьян собранные палки и камни, обработанные природными силами стали самыми первыми орудиями труда, которые оказались более эффективны в борьбе с хищниками и для самозащиты. Наши доисторические предки подбирали палки и камни необходимые им по мере надобности, а после использования выбрасывали их. Со временем они стали понимать, что подходящие камни не всегда оказывались под рукой в нужный момент, а иногда вообще отсутствовали. Наши прародители начали собирать такие камни и дорабатывать неудобные палки. Так, очень медленно они накапливали знания и поняли, как применять собственный труд на практике.
Древние люди камни ударяли о камни и таким образом превращали в более универсальные орудия труда. Древнее рубящее орудие или каменное рубило стало первым и универсальным орудием. Первые каменные рубила появились в раннем палеолите.
Доисторическое рубило представляло из себя из себя камень, который имел миндалевидную форму, у основания один конец утолщался, а второй конец заострялся.
Не имея никаких инструментов под рукой древнему человеку было очень сложно из карявого камня изготовить удобное рубило. Первые движения первобытных людей были медленными и не всегда точными и сколы на камне не всегда имели необходимую форму.
Австралопитек: орудия труда
Австралопитек — очень интересный вид древнейших гоминидов. Эту человекообразную обезьяну палеонтологи считают самым древним предком человечества.
Основным занятием австралопитеков было собирательство. Они поняли, что с помощью камней, костей и палок процесс сбора корней и высокорастущих плодов более эффективен.
Австралопитеки прилагали титанические усилия, чтобы обколоть камень нужной формы, но появилось первое рубило , именно оно повысило интеллектуальный уровень этих примитивных существ.
Кроме каменных рубил австралопитеки научились делать остроконечники, ножи, резки и скребла. Эти человекоподобные существа собирали вблизи рек и водоемов острые камни, которые были уже заточены силами природы (такие камни называют эолиты). После сбора этим камням придавали необходимую форму. Они поняли, что если один край не затачивать, тогда такое орудие не порежет руки. Чтобы создать одно такое орудие австралопитеку приходилось нанести не менее 100 ударов по необработанному камню. Такая работа занимала очень много времени, а самые первые орудия весили до 20 килограмм, но это был неоспоримый шаг на пути к царю природы.
Питекантроп: орудия труда
Антропологи относят Питекантропов к роду «Люди» их считают ранней формой человека прямоходящего. Находок орудий труда, принадлежащих этому виду очень мало и археологам очень сложно составить список. Все орудия, которые были найдены, относятся к более поздним периодам ашельской культуры.
Каменные орудия труда раннего палеолита относятся именно к ашельской культуре. Ручное рубило считается самым известным орудием древних людей этого периода.
Первые орудия труда питекантропы изготавливали из камней, костей и деревьев. Все природные материалы обрабатывались весьма примитивно. Питекантропы так же как и австралопитеки использовали эолиты. Помимо ручных рубил из камня питекантроп использовал отщепы с режущими краями и острые пластины.
Неандерталец: орудия труда
Орудия труда неандертальцев имели небольшие отличия от орудий, которыми пользовались питекантропы. Они стали более легкими , а их обработка стала более профессиональной. Со временем формы совершенствовались и постепенно стали вытеснять более неудобные. Орудия данного периода палеонтологи называют мустьерскими.
Орудия неандертальцев назвали мустьерскими, благодаря пещере под названием Ле-Мустье, которая находится во Франции, именно в ней были найдены многочисленные, хорошо сохранившиеся орудия труда, принадлежавшие неандертальцам.
Неандертальцы жили в сложных климатических условиях, ведь наступила ледниковая эпоха. Они совершенствовали свои орудия труда не только для добычи пищи, но и для производства одежды. Поэтому именно они, впервые в истории человечества, создали иглы, скребки и копья. Орудия труда создавались из кремния, но по более сложной технологии. Они стали более разнообразными. Но все орудия неандертальцев можно разделить на три основных типа:
рубила
остроконечные орудия
скребла.
Остроконечными орудиями разрезали мясо, дерево, кожу или использовали как наконечники, скреблами разделывали крупных животных и отделывали шкуры. Рубила были уменьшены, но выполняли те же функции.
Археологи так же смогли отыскать орудия труда из костей крупных животных, но они были довольно примитивными. Были найдены шилья, дубины, костяные кинжалы и острия.
Кроманьонец: орудия труда
Наступает эра позднего палеолита и на сцене жизни появляется кроманьонец.
Это были люди довольно высоеого роста, их навыки и телосложение были хорошо развиты. Именно кроманьонци не только успешно переняли достижения и изобретения своих предшественников но и изобрели новые. Они улучшили орудия труда из камня, усовершенствовали орудия из кости. Создавали новые приспособления из оленьих рогов и бивней, а так же продолжили собирать всевозможные корни и ягоды. Кроманьонцы овладели стихией огня и первыми догадались обжигать глиняные изделия, чтобы придать им крепкости. Именно они придумали первую посуду. Кроманьонцы широко использовали скребла, резцы, ножи с заостренными и тупыми лезвиями, скребла с выступом, острые лезвия, наконечники стрел, проколки, гарпуны из оленьего рога, рыболовные крючки из кости, наконечники.
dinohistory.ru
Нарисуйте орудия труда которые упоминаются в § 2
Нарисуйте орудия труда которые упоминаются в § 2. Подпишите названия орудий и назначение каждого из них.
Ответ
Каменное рубило
Обтесывали дубины, резали шкуры, разделывали туши.
Дубина
Оглушали и забивали животных.
Деревянное копье
Использовали на охоте.
Гарпун
Использовали для ловли крупной рыбы.
schooltetradi.ru
Орудие труда каменного века: фото с названиями
Современные школьники, попав в стены исторического музея, обычно со смехом проходят экспозицию, где выставлены орудия труда каменного века. Они кажутся такими примитивными и простыми, что даже не заслуживают особого внимания со стороны посетителей выставки. Однако на самом деле эти орудия труда древнего человека эпохи каменного века являются ярким свидетельством того, как он эволюционировал от человекоподобной обезьяны до Homo Sapiens. Проследить этот процесс крайне интересно, но историки и археологи могут всего лишь направить ум любознательных в нужное русло. Ведь на сегодняшний момент практически все, что они знают о каменном веке, основывается на изучении этих самых простейших орудий труда. А ведь на развитие первобытных людей активно влияло общество, религиозные представления и климат. К сожалению, археологи прошлых веков и вовсе не учитывали данные факторы, давая характеристику тому или иному периоду каменного века. Орудия труда палеолита, мезолита и неолита ученые начали тщательно изучать гораздо позже. И были буквально восхищены тем, как умело обходились первобытные люди с камнем, палками и костью – самыми доступными и распространенными в тот период материалами. Сегодня мы расскажем вам об основных орудиях труда каменного века и их назначении. Также мы постараемся воссоздать технологию производства некоторых предметов. И обязательно приведем фото с названиями орудий труда каменного века, которые чаще всего встречаются в исторических музеях нашей страны.
Краткая характеристика каменного века
На сегодняшний момент ученые считают, что каменный век можно смело отнести к важнейшему культурно-историческому пласту, который до сих довольно плохо изучен. Некоторые специалисты утверждают, что данный период не имеет четких временных границ, ведь официальная наука установила их, исходя из изучения находок, сделанных в Европе. Но она не учла, что многие народы Африки находились в каменном веке вплоть до их знакомства с более развитыми культурами. Известно, что до сих пор некоторые племена обрабатывают шкуры и туши животных предметами, сделанными из камня. Поэтому разговоры о том, что орудия труда людей каменного века – это далекое прошлое человечества, преждевременны.
Если исходить из официальных данных, то можно сказать, что каменный век начался приблизительно три миллиона лет назад с момента, когда первый гоминид, обитающий в Африке, додумался использовать камень для своих целей.
Изучая орудия труда каменного века, археологи часто не могут определить их назначение. Это удается сделать, если понаблюдать за племенами, имеющими сходный уровень развития с первобытными людьми. Благодаря этому многие предметы становятся более понятными, так же как и технология их изготовления.
Каменный век историки поделили на несколько довольно крупных временных периодов: палеолит, мезолит и неолит. В каждом орудия труда постепенно совершенствовались и становились все более искусными. При этом их назначение тоже со временем менялось. Примечательно, что археологи различают орудия труда каменного века и по месту, где они были найдены. В северных районах людям были необходимы одни предметы, а в южных широтах – совершенно другие. Поэтому для создания полной картины ученым необходимы и те, и другие находки. Только по совокупности всех найденных орудий труда можно составить наиболее точное представление о жизни первобытных людей в далекие времена.
Материалы для изготовления орудий труда
Естественно, что в каменном веке основным материалом для изготовления тех или иных предметов был камень. Из его разновидностей первобытные люди выбирали в основном кремень и известняковый сланец. Из них получались отличные режущие инструменты и оружие для охоты.
В более поздний период люди стали активно использовать базальт. Он шел на орудия труда, предназначенные для бытовых нужд. Однако это произошло уже тогда, когда людей стало интересовать земледелие и скотоводство.
Параллельно первобытный человек осваивал изготовление орудий труда из кости, рогов убитых им животных и древесины. В различных жизненных ситуациях они оказывались очень полезны и успешно заменяли камень.
Если ориентироваться на последовательность возникновения орудий труда каменного века, то можно сделать вывод, что все же первым и основным материалом древних людей был камень. Именно он оказался самым прочным и представлял большую ценность в глазах первобытного человека.
Появление первых орудий труда
Первые орудия труда каменного века, последовательность возникновения которых так важна для мирового ученого сообщества, стали результатом накопленных знаний и опыта. Этот процесс длился не одно столетие, ведь первобытному человеку эпохи раннего палеолита было довольно сложно понять, что собранные случайно предметы могут оказаться ему полезны.
Историки считают, что гоминиды в процессе эволюции сумели понять широкие возможности камней и палок, найденных случайно, для защиты себя и своей общины. Так было проще отгонять диких зверей и добывать коренья. Поэтому первобытные люди стали подбирать камни и выбрасывать их после использования.
Однако спустя некоторое время они поняли, что не так-то и просто найти нужный предмет в природе. Иногда приходилось обойти достаточно обширные территории, чтобы в руках оказался удобный и годный для собирательства камень. Такие предметы стали хранить, постепенно коллекцию пополняли удобные кости и разветвленные палки нужной длины. Все они стали своеобразными предпосылками для первых орудий труда древнего каменного века.
Орудия труда каменного века: последовательность их возникновения
Среди некоторых групп ученых принято деление орудий труда на исторические эпохи, к которым они относятся. Однако можно и иначе представить последовательность возникновения орудий труда. Люди каменного века постепенно развивались, поэтому историки дали им разные названия. За долгие тысячелетия они прошли путь от австралопитека до кроманьонца. Естественно, что в эти периоды менялись и орудия труда. Если внимательно проследить развитие человеческой особи, то параллельно можно понять, насколько совершенствовались и орудия труда. Поэтому далее мы будем говорить о предметах, сделанных в период палеолита руками:
- австралопитеков;
- питекантропов;
- неандертальцев;
- кроманьонцев.
Если вы все еще хотите узнать, какие орудия труда были в каменном веке, то следующие разделы статьи приоткроют для вас эту тайну.
Изобретение орудий труда
Возникновение первых предметов, призванных облегчить жизнь первобытных людей, относят ко времени австралопитеков. Эти человекообразные обезьяны считаются самыми древними предками современного человека. Именно они научились собирать нужные камни и палки, а затем решились попробовать своими руками придать нужную форму найденному предмету.
Австралопитеки преимущественно занимались собирательством. Они постоянно искали в лесах съедобные корешки и собирали ягоды, а потому часто подвергались нападениям диких зверей. Найденные случайным образом камни, как оказалось, помогали заниматься привычным делом более продуктивно и даже позволяли защищаться от животных. Поэтому древний человек предпринял попытки превратить с помощью нескольких ударов неподходящий камень в нечто полезное. После ряда титанических усилий на свет появилось первое орудие труда – рубило.
Этот предмет представлял собой камень продолговатой формы. С одной стороны он был утолщен, чтобы более удобно помещаться в руке, а другую древний человек заострял с помощью ударов другим камнем. Стоит заметить, что создание рубила было очень трудоемким процессом. Камни довольно тяжело поддавались обработке, к тому же движения австралопитеков не отличались точностью. Ученые считают, что для создания одного рубила требовалось не менее ста ударов, а вес орудия труда зачастую доходил до пятидесяти килограммов.
С помощью рубила было гораздо сподручнее выкапывать из-под земли корни и даже убивать им диких зверей. Можно сказать, что именно с изобретением первого орудия труда началась новая веха в развитии человечества как вида.
Несмотря на то что рубило было самым популярным орудием труда, австралопитеки научились создавать скребки и остроконечники. Однако сфера их применений была прежней – собирательство.
Орудия труда питекантропа
Данный вид относится уже к прямоходящим и может претендовать на то, чтобы его называли человеком. Орудия труда людей каменного века этого периода, к сожалению, немногочисленны. Находки, относящиеся к эпохе питекантропов, очень ценны для науки, ведь каждый найденный предмет несет в себе обширную информацию о малоизученном историческом временном интервале.
Ученые считают, что питекантропы использовали в основном те же орудия труда, что и австралопитеки, но научились более искусно их обрабатывать. По-прежнему очень распространенными были каменные рубила. Также в ход пошли и отщепы. Их изготавливали из кости путем расщепления на несколько частей, в итоге первобытный человек получал изделие с острыми и режущими краями. Некоторые находки позволяют составить представление о том, что питекантропы пробовали изготавливать орудия труда и из дерева. Активно использовали люди и эолиты. Этим термином называли камни, найденные у водоемов, имеющие от природы острые края.
Неандертальцы: новые изобретения
Орудия труда каменного века (фото с подписью мы привели в данном разделе), сделанные неандертальцами, отличаются легкостью и новыми формами. Постепенно люди стали подходить к выбору наиболее удобных форм и размеров, что существенно облегчало тяжелый ежедневный труд.
Большая часть находок того периода была обнаружена в одной из пещер во Франции, поэтому ученые называют все орудия труда неандертальцев мустьерскими. Это название было дано в честь пещеры, где велись масштабные раскопки.
Отличительной чертой данных предметов является их направленность на изготовление одежды. Ледниковый период, в который жили неандертальцы, диктовал им свои условия. Чтобы выжить, им пришлось научиться обрабатывать шкуры животных и шить из них различную одежду. Среди орудий труда появились проколки, иглы и шилья. С их помощью шкуры можно было соединить между собой сухожилиями животных. Подобные инструменты изготавливались из кости и чаще всего методом расщепления исходного материала на несколько пластин.
В целом ученые делят находки того периода на три больших группы:
- рубильца;
- скребла;
- остроконечники.
Рубильца напоминали первое орудия труда древнего человека, но имели гораздо меньшие размеры. Они были довольно распространены и использовались в разных ситуациях, к примеру, для нанесения ударов.
Скребла отлично подходили для того, чтобы разделывать туши убитых животных. Неандертальцы умело отделяли шкуру от мяса, которую потом разделяли на небольшие куски. С помощью того же скребла шкуры в дальнейшем обрабатывались, также подходил этот инструмент для создания различных изделий из дерева.
Остроконечники часто использовали в качестве оружия. Неандертальцы имели острые дротики, копья и ножи разного назначения. Для всего этого необходимы были остроконечники.
Эпоха кроманьонцев
Этот вид человека характеризуется высоким ростом, крепкой фигурой и широким набором навыков. Кроманьонцы успешно применяли на практике все изобретения своих предков и придумывали абсолютно новые орудия труда.
В данный период инструменты из камня все еще были крайне распространены, но постепенно люди оценили и другие материалы. Они научились изготавливать различные приспособления из бивней животных и их рогов. Главной деятельностью были собирательство и охота. Поэтому все орудия труда способствовали облегчению этих видов труда. Примечательно, что кроманьонцы научились ловить рыбу, поэтому археологи смогли найти помимо уже известных ножей, лезвий, наконечников для стрел и копий гарпуны и рыболовные крючки, сделанные из бивней и костей животных.
Интересно, что кроманьонцы придумали изготавливать посуду из глины и обжигать ее в огне. Считается, что конец ледникового периода и эпохи палеолита, на который пришелся расцвет культуры кроманьонцев, ознаменовался существенными изменениями в быте первобытных людей.
Мезолит
Данный период ученые датируют промежутком от десятого до шестого тысячелетия до нашей эры. В мезолит мировой океан постепенно повышался, поэтому людям приходилось постоянно приспосабливаться к незнакомым условиям. Они осваивали новые территории и источники пропитания. Естественно, что все это сказывалось на орудиях труда, которые становились более совершенными и удобными.
В эпоху мезолита археологи повсеместно находили микролиты. Под этим термином необходимо понимать орудия труда из камня небольшого размера. Они существенно облегчали труд древних людей и позволяли им создавать искусные изделия.
Считается, что именно в данный период люди впервые стали приручать диких животных. Например, собаки стали верными спутниками охотников и охранниками в крупных поселениях.
Неолит
Это заключительный этап каменного века, в который люди освоили сельское хозяйство, скотоводство и продолжили развивать гончарное мастерство. Такой резкий скачок в развитии человека заметно видоизменил каменные орудия труда. Они приобрели четкую направленность и стали изготавливаться только для той или иной отрасли. К примеру, для обработки земли перед посадкой растений использовали каменные плуги, а собирали урожай специальными инструментами для жатвы с режущими краями. Другие орудия труда позволяли мелко измельчать растения и приготавливать из них еду.
Примечательно, что в эпоху неолита возводились целые поселения из камня. Иногда дома и все предметы внутри них целиком и полностью вырезались из камня. Такие поселки были очень распространены на территории современной Шотландии.
В целом к концу эпохи палеолита человек успешно освоил технику изготовления орудий труда из камня и других материалов. Данный период стал прочным фундаментом для дальнейшего развития человеческой цивилизации. Однако до сих пор древние камни хранят в себе множество секретов, которые манят к себе современных искателей приключений со всего мира.
fb.ru
План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 3 класс) по теме: Конспект открытого урока по ИЗО «Орудия труда человека» 3 класс
№22. Рисование с натуры «Орудия труда человека»
(карандаш)
Цели: обучать построению предметов цилиндрической формы и формы усечённого конуса с передачей сокращенного в перспективе круга.
Задачи:
- Познакомить с понятием и сущности светотени;
- Обогатить и углубить элементарные знания школьников об орудиях труда человека;
- Развивать умение анализировать пропорции и цветовую окраску предметов;
- Воспитывать любовь и аккуратность.
Оборудование: образец педагогического рисунка «Орудий труда человека», технологическая карта выполнения рисунка, презентация, простой карандаш, альбом, ластик, раздаточный материал: бумажные круги, кроссворд «Орудия труда».
План урока:
I Организационный момент;
II Постановка темы урока;
III Вводная беседа;
IV Анализ внешнего вида и особенностей предметов;
V Выполнение рисунка;
VI Итог занятия.
Ход урока.
I Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята, сегодня я проведу у вас урок ИЗО, но прежде чем приступить к занятию проверьте все ли у вас готово: карандаш, альбом, ластик.
II Постановка темы урока
— Приступим к занятию, чтобы узнать тему нашего урока посмотрите внимательно на экран.
— Что на нем изображено? (ответы детей) а как ещё можно назвать все эти предметы в общем, несколькими словами? (орудия труда человека) это и есть тема нашего урока, а что бы узнать, что именно мы будем рисовать отгадайте загадки. Готовы? Слушайте внимательно, не выкрикивайте.
Ручка есть, а не грабли
Землю роет, а не плуг.
— Что это? (Лопата)
— И ещё один предмет.
В колодец нырнуло оно с головой —
На верх возвратилась с холодной водой.
— Это? (Ведро)
III Вводная беседа
— Со времён первых орудий труда созданных еще в Каменном веке 2 000 000 лет назад, люди продолжают изобретать все новые и новые вещи, чтобы сделать жизнь легче, удобнее и безопаснее, но некоторые из этих вещей настолько важны, что без них мы не могли бы сейчас выполнять различную работу к таким орудиям труда относятся как раз ведро и лопата.
— Вспомните, что вы знаете об этих предметах?
— Зачем нужна лопата? (закапывать, выкапывать, рыхлить и т.д)
— Для чего нужно ведро? (Переносить, что-либо хранить жидкости).
IV Анализ внешнего вида и особенностей предметов.
— Посмотрите на рисунок. Какие геометрические тела лежат в основе этих орудий? (прямоугольник — рабочая часть лопаты, цилиндр — черенок, усечённый конус — ведро (цилиндр который сужается к основанию).
— Приведите примеры из окружающего нас мира предметов, имеющих форму усечённого конуса? (предметов похожих на ведро) Стакан, ведро, абажур у светильника, вулкан и т.д. Приступим к рисованию.
V Выполнение рисунка
1. Какую ориентацию листа мы выберем для нашей композиции? Как мы расположил наш лист? Покажите мне (вертикальную). Молодцы, приступим к следующему этапу.
2. Определим высоту рисунка, отступим снизу 3 пальчика и сверху 2, можем сделать так в нескольких местах что бы легче было соединить эти точки (повторяют за учителем).
-Проанализируем ширину нашей постановки она у нас меньше высоты рисунка? (Да)
-Да, примерно 2/3 нашей высоты будет равно его ширине. Начертим такую прямую линию поделим её на 3 части примерно равные части проверяйте себя с помощью карандаша или с помощью рук (показывает учитель). Теперь измерим 2 части это и будет ширина нашего будущего рисунка (с помощью карандаша замеряем соединяемых линии получаем прямоугольник для нашей будущей постановки).
3. Определим габаритные размеры предметов. Ширена ведра у нас немного меньше ширины листа поделим нижнюю границу листа на 3 примерно равные части и 2 из них и будут шириной нашего, а его высота присмотритесь к рисунку, занимает пол листа. Сделаем вот такую вот разметку она позволит нам увидеть размеры ведра и передать их.
— Намечаемой наклон лопаты и проводим линию, рабочая часть находится ниже ведра, обратите внимание как я рисую линии, они у нас параллельны линии наклона лопаты, эта линия будет выступать для лопаты осью симметрии знаете, что это? (Делит рисунок на 2 одинаковые части). Строим прямоугольник ширина нашей лопаты чуть меньше её высоты, получаем прямоугольник, а теперь срезаем углы — вот такая рабочая часть у нас получилась. А такой прозрачный рисунок называют КОНСТРУКТИВНЫМ ПОСТРОЕНИЕМ он учит нас передавать размеры предметов и их расположение. Наметим ширину черенка и проведем линии, так что бы у нас получился новый прямоугольник.
4. Вернёмся к нашему ведру. Наметим донышки ведра, вот таким образом (повторяют за учителем) ширина нижнего прямоугольника уже. Верхний прямоугольник для овала будет уже, а нижний шире, а почему мы узнаем проведя эксперимент.
Существует такая наука как ПЕРСПЕКТИВА, которая изучает изменение размера, цвета предмета с изменением расстояние от наблюдателя, так чем дальше предмет от человека, тем меньше и светлее, чем ближе, тем больше и ярче. Приведите примеры -Где в реальной жизни можно встретить такое явление? (горы, рельсы, аллея — дорожка сужается).
Давайте проведем такое исследование у вас на парте лежат кружочки возьмите их и поднимите их к переносице. Расскажите, что вы видите? Видите ли, вы круг? А теперь опускайте кружок вниз вы наблюдаете? (круг увеличивается). А теперь поднимем его выше переносицы, и он снова начинает расти.
Дело в том, что на уровне переносицы у нас находятся глаза — это наша ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА (слайд)
Рисуя овалы ведра мы должны учитывать перспективы чем он выше к уровню зрения, тем он уже. Соединяем и получаем ведро, построенное по всем правилам перспективы. Намечаемой линию стола. Приступает к светотени.
4. СВЕТОТЕНЬ позволяет передать объём предмета (слайд). Посмотрите, как при помощи светотени из круга сделали шар, так и мы предадим нашему ведру объёмности. Наносим светотень мягко заштриховывая ведро с вертикальными штрихами и лопату вот таким образом.
— Где самое тёмное место? Штрихуем там сильнее.
— На ведре тоже есть тень наносимый штриховку, но не перетемните. (тень справа от источника света). У нас осталась только тень штрихуем её.
— Пока я буду оценивать, вы можете разгадать кроссворд.
VI Итог занятия.
— С какими терминами в ходе работы мы познакомились? Что они значат?
— Давайте вспомним последовательность выполнения работы.
— Справились мы с работой?
— Кто считает, что справился выйдите к доске со своими рисунками покажите их своим одноклассникам.
— Посмотрите какие объёмные и красивые работы у вас получились.
nsportal.ru
Древние орудия труда: названия
Сегодня на экранах иногда появляются фильмы о жизни первобытного человека. Но какой же она была? Чем занимался кроманьонец в свободное время? Какие древние орудия труда можно увидеть в наше время?
На все эти вопросы вы найдете ответы, прочтя эту статью.
Значение термина
Данное понятие впервые появилось в трудах Карла Маркса. Он его определяет как «механическое средство труда». Именно благодаря классификации находок и составлению периодизации все усложнявшегося производства предметов, немецкий ученый подтвердил свою теорию общественной эволюции.
Те есть, говоря более понятным языком, орудие – это любой предмет, благодаря которому мы воздействуем на естественные материалы и получаем необходимые нам вещи. Например, если взять копье и убить мамонта, то будет сытым и одетым все племя. В этом случае копье – это орудие охоты и труда.
Занятия древнего человека
Судя по теории Дарвина, человек произошел от обезьяны. И правда, археологи находят останки млекопитающих, которые в строении черепа несут черты обезьяны и человека.
Рамапитек, австралопитек, питекантроп, неандерталец… Это переходные ступени от животного мира к человеку.
Наш современный вид называется Homo sapiens (человек разумный), или кроманьонец. Возникновение его относят к периоду 40 000 лет назад.
Особенностью, отличавшей людей от животных, тогда уже была речь и способность сознательно влиять на события. То есть человек обучался производить древние орудия труда, названия которых мы не знаем, но можем восстановить их внешний вид.
Чем же занимались наши далекие предки? Все силы были направлены на выживание. Средняя продолжительность жизни составляла не более тридцати лет. Голод, хищники, ссоры с соседними племенами, болезни — все эти факторы значительно усложняли существование первобытных людей.
Таким образом, охота и собирательство были направлены на то, чтобы прокормить племя. Шитье и выделка шкур – чтобы одеть людей и утеплить жилища.
Охота
Основу рациона древнего человека составляло мясо. Выращивать злаки и огородные культуры он еще не умел, а дикие съедобные растения попадаются не так часто и растут не густо. К тому же созревают раз, максимум – два раза в год.
Поэтому охота была главным промыслом, которым занимались древние люди. Орудия труда для этого были соответствующие. Вы спросите, откуда мы это знаем. Ведь большинство материалов просто не способно столько лет пролежать в земле и сохраниться. Это так, но кость и камень мало подвержены разрушению, особенно в мерзлой или сухой почве.
Кроме этого, сегодня существует много племен, которые живут еще при первобытнообщинном строе. Это охотники и собиратели юга Африки, Австралии, островов Тихого океана и бассейна Амазонки. Изучая их, этнографы воспроизводят вещи, бытовавшие сотни тысяч лет назад.
В частности, охотились с помощью палок и камней. Позже появились ножи, заостренные остроги и гарпуны, подобия копья. Со временем были созданы дротики и лук со стрелами.
Все эти древние орудия труда помогали человеку стать быстрее и сильнее окружающей фауны. Ведь ни острых зубов, ни когтей у наших предков не было.
Собирательство
Когда исследуют древние орудия труда, названия им придумывают по ходу дела. Так, например, появился термин «палка-копалка». Как еще сказать о предмете, которым достают из земли коренья, но на лопату он и отдаленно не похож?
В целом, большинство предметов древние люди использовали максимально. То есть нож заменял лопату, вилку, оружие, иногда скребок. Поскольку производить подобную утварь было сложно, вещи очень ценились. Особо хорошим и удачным давались имена, и они переходили по наследству.
Например, для получения пластин, необходимых для одного ножа, иногда нужно было сделать более ста ударов по заготовке – нуклеусу. Ведь не всегда кремень отслаивается в нужном направлении даже при использовании современных технологий, что уж говорить об ударе обычного камня?
Для сбора фруктов с веток использовали палки, камни, для выкапывания – обломки костей, ножи, палки-копалки.
Первое производство
Древние орудия труда первобытного человека были предельно практичными. Они предназначались для грубого действия и базовой обработки. Ни о каких ювелирных мелочах и филигранной работе мастеров речь еще не шла.
Нам сегодня известны нуклеусы и скребки, ножи, которые делались сначала из цельных кусков, а позже собирались из отщепов. Позже появились долота, топоры и прочие инструменты.
Что в первую очередь заботило людей в те сложные времена? Безопасность, пропитание, тепло. Для жизни они обустраивали естественные убежища – пещеры, уступы, ложбины. Со временем научились строить шалаши и добывать огонь.
О способах обеспечения пропитания мы говорили выше. Что же с теплом? Какие были древние орудия труда в данном случае и как они использовались? Сразу заметим, что в ход шли подручные предметы. Скребки и ножи для шкур делались из кремния. Этот минерал обладает потрясающим свойством. С одной стороны он хорошо слоится, с другой – очень крепок.
Иглы производились из обломков кости животных или рыб. Хотя изначально было просто шило. Ушко в нем появилось значительно позже.
Долото, молоток, сверло возникли тогда, когда появилась в них необходимость. Эти инструменты использовали, как и сегодня, для строительства жилья, выдалбливания лодок и прочих работ.
Роль орудий труда в развитии человека
Ученых сегодня интересуют не только древние люди. Орудия труда сами по себе тоже несут немало информации.
Во-первых, судя по усложнению предметов, можно сделать вывод о развитии отношений в обществе, формировании коллективов из числа индивидов. Можно одному охотиться, например, на антилопу. Но в одиночку убить и съесть мамонта, даже с помощью близких родственников, будет затруднительно.
А у племени были традиции, ставившие интересы группы выше стремлений одиночек. Поэтому копьеметалки, предшествующие лукам, свидетельствуют о развитии речи и организованности действий. Значит, в то время уже начинали выделяться лидеры, у которых получалось сплотить коллектив и повести группу к цели.
Во-вторых, изучая древние орудия труда, мы можем заметить, что они похожи друг на друга даже по прошествии тысячелетий. То есть был процесс обучения тому, как их производить.
Древние орудия труда сегодня
Сегодня мы, конечно, избалованы уровнем развития технологий, но в походах роль ножа и шеста еще никто не отменял. Но это отступление.
Современные реалии таковы, что, чтобы встретить человека, профессионально обращающегося с копьеметалкой или луком, нужно поехать в отдаленные районы планеты. Бушмены, например, в африканской саванне живут до сих пор в каменном веке. Им не очень понятны предметы, которыми мы пользуемся. Поэтому в наши дни их перестали травмировать насильным насаждением «благ цивилизации». Исследователи просто изучают их образ жизни и быт.
Копья и бумеранги, луки и боласы сегодня успешно используют на разных континентах. Однако об уровне развития племен говорит их набор инструментов.
Например, австралийские аборигены не знают лука, которым уже умеют пользоваться в Африке. В бассейне Амазонки и в прериях распространены боласы (два грузика, скрепленные кожаным ремешком) — прообраз пращи. И им лук пока не сильно нужен.
Музеи – наглядные пособия для учеников
А теперь представьте, что вашему чаду в школе задали изобразить на бумаге подобные инструменты. И он обратился к вам за помощью. Как нарисовать древние орудия труда? Не ехать же для этого в Австралию, чтобы увидеть палку-копалку.
Сегодня это совершенно не нужно. Вы сможете полюбоваться обширными коллекциями находок в любом краеведческом, историческом, археологическом или этнографическом музее.
Удачи вам, дорогие читатели!
fb.ru
Презентация «Первобытный человек, орудия труда и оружие»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Первобытный человек, орудия труда и оружие
Слайд 2
Древние люди
Слайд 3
Орудие труда
Слайд 4
Каменное рубило
Слайд 5
Рубило
Слайд 6
Дубина
Слайд 7
На охоте
Слайд 8
Палка- копалка
Слайд 9
Какое орудие труда они использовали?
Слайд 10
Мотыга
Слайд 11
Обработка земли мотыгой
Слайд 12
Наконечники
Слайд 13
Какое оружие?
Слайд 14
Лук и стрелы
Слайд 15
Охота с луком и стрелами
Слайд 16
Гарпун
Слайд 17
Ловля рыбы
Слайд 18
Скребло
Слайд 19
Хочет сделать скребло
Слайд 20
Какое орудие труда?
lusana.ru
Урок окружающего мира по теме «Орудия труда». 1-й класс
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока:
- познакомить обучающихся с орудиями труда древнего человека, сравнить их с современными;
- продолжить формировать умения сравнивать и описывать орудия труда;
- уметь ценить чувство коллективизма, дружелюбия.
Оборудование:
- учебник;
- презентация;
- рисунки с изображениями орудия труда, солнышко, солнышко с тучкой, тучка (Приложение).
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работать
с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?
– Да
– Тогда вперед!
II. Актуализация знаний.
– Начнем урок с загадок. Будьте внимательны.
Деревянная шея,
Железный клюв,
Стучит: «Тук,тук,тук!»
(Молоток)Замечательный дружище,
Деревянная ручища
Да железный обушок,
Закаленный гребешок.
Он у плотника в почете –
Каждый день с ним на работе.
(Топор)В узкий глазок вдета тонкая нитка,
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает и колется колко,
А называют кораблик…
(Иголка)Доску грызла и кусала,
На пол крошек набросала,
Но не съела ни куска, —
Знать, невкусная доска.
(Пила)
– Как эти предметы можно назвать? (Орудия труда.)
III. Работа над новым.
1. Постановка проблемы
– А как вы думаете, были ли у древних людей орудия труда?
– С помощью чего охотились древние люди?
– Наконечниками, камнями, ножами.
– Как вы о чем мы будем говорить на уроке?
– Об орудиях труда древнего человека.
– Мы сегодня рассмотрим орудия труда древних людей, сравним с современными.
2. Работа по учебнику, с. 17.
Чтение текста. Работа по осмыслению текста
– Люди менялись внешне, а что внутри их развивалось?
– Мозг.
– Чтобы люди могли общаться, чем они овладели?
– Речью.
– Что они делали для того, чтобы выжить?
– Познавали окружающий мир.
– Что создали древние люди, когда стали мыслить?
– Орудия труда.
– Что позволили людям делать орудия труда?
– Обрабатывать землю, собирать урожай, готовить пищу.
3. Работа по рисунку «Орудия труда», сопоставление их с современными.
– Посмотрите, какими были орудия труда у древних людей.
– Из каких природных материалов они их изготавливали?
4.Физминутка: игры «Охота», «Рыбная ловля», «В пещере».
«Охота»
Приготовились к охоте.
Притаился зверь в лесу
Я сейчас копье метну.«Рыбная ловля»
А сейчас мы рыбу ловим.
Вдох, дыханье затаи…
Приготовили гарпун.
Прямо в рыбу угоди.«В пещере»
Сели. Мы сейчас в пещере.
Взяли шкуры в руки мы.
И иглою три, четыре,
Шире руки развели!
5. Рассказ учителя.
Если бы мы могли понаблюдать за древнейшими людьми, то возможно, увидели бы такую картину. Человек подошел к речушке, он разыскивает на мелководье камни. Берет не каждый. Один отбросит – не годится. Другой поднимет – этот подходящий! Он уже знал, из каких камней получаются самые лучшие орудия, и иногда уходил далеко от стоянки в поисках нужного материала.
Человек брал в руки гальку – гладкий округлый камень. Ударами другого камня он раскалывал гальку так, чтобы её края стали острыми, как нож. Итак, древний мастер отбил от камня несколько крупных осколков, дабы придать своему изделию весьма приблизительную форму. Если камень раскалывался не в том месте, где нужно, ему приходилось начинать сначала. Затем он использовал кость животного в качестве молотка, отколов ею маленькие пластинки от края камня. Теперь орудие приобрело очень тонкую и острую режущую кромку. Осколки камня использовались для разрезания мяса. Мастер сделал рубило. У него имеется заостренный конец, острая режущая кромка и округлое основание, умещающееся в ладони охотника.
Получалось грубое орудие труда.
Еще из камня делали скребок, он использовался для обстругивания палок, из которых делали деревянные копья.
Иглы делали из костей или рогов животных. Научились ими сшивать шкуры животных, вместо ниток использовались тонкие полоски кожи или кишки животных.
Даже самые умные животные не способны были придумать такое орудие. Только люди умели заострять камни, чтобы с их помощью вырубать дубины, обтачивать палки-копалки или выполнять другую работу.
Умение изготовлять орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.
– Из чего сделаны древние инструменты?
– Нож, молоток, копье, топор, игла. Как человек использует эти инструменты?
6. Работа в группах.
– А сейчас вы будете работать группами. Незнайка нес вам картинки с изображениями современного орудия труда, но нечаянно разрезал и их перепутал. Помогите ему собрать и соотнести с орудиями труда древнего человека.
7. Первичное закрепление изученного
– Из чего делают современные орудия труда?
– Какими инструментами пользуетесь вы?
– Что вы умеете делать своими руками?
– Какими приборами пользуется дома мама?
– Что облегчает ее домашний труд?
– Как вы помогаете родителям?
– Отгадайте загадки. Назовите их одним словом.
-
Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри.
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина.
(Холодильник.) -
Хлопнул Егорка,
Взялся за уборку.
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся – чистый пол.
(Пылесос.) -
Стучат, стучат,
Не велят скучать.
Идут, идут,
А все тут да тут.
(Часы.) -
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь, а слышно там.
(Телефон.) -
Живет в нем Вселенная,
А вещь обыкновенная.
(Телевизор.) -
Я под мышкой посижу
И что делать укажу.
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать.
(Термометр.)
IV. Итог.
– Что помогает человеку улучшить жизнь?
– Орудия труда, приборы, инструменты, механизмы.
– А кто их делает?
– Вот и закончился урок. Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. А какое настроение у вас?
Рефлексия.
– Если у вас осталось солнечное настроение, то прикрепите на доску свое солнышко. Если что-то не получалось, но настроение от этого не ухудшилось,- тучку с солнышком.
А если всё было плохо и настроение плохое, то – тучку.
urok.1sept.ru