Правополушарное рисование с чего начать: Правополушарное рисование для начинающих и рисующих

Правополушарное рисование для начинающих и рисующих

СТАТЬИ

Методика правополушарного рисования

Методика базируется на том, что одной из фундаментальных особенностей человеческого мозга является межполушарная асимметрия. Она проявляется в том, что функции правого полушария и левого отвечают за два разных вида мышления: левая часть за логическое мышление, а правая за образно-интуитивное.

Следуя этой методике, можно научиться рисовать с нуля, и для этого совсем не нужно иметь уникальный или врожденный талант, более того, рисование для начинающих по этой методике поможет раскрыть в себе новые таланты даже человеку, никогда ранее не умевшему рисовать.

Истоки развития техники

Методику правополушарного рисования для тех, кто желает научиться рисовать с нуля, впервые разработали в конце 1970-х годов. В основу методики легли научные исследования нейрохирурга и лауреата Нобелевской премии Роджера Сперри. Согласно исследованиям, у большинства людей доминирующим выступает левое «логическое» полушарие.

Именно поэтому, рисование для начинающих часто не приносит результатов, поскольку люди продолжают использовать для творческих целей «логическое» полушарие, тогда как нужно всего лишь переключить мышление на правое.

Достоинства правополушарного рисования

Этот метод хорош тем, что он выполняет еще и мощную оздоровительную психологическую и терапевтическую функцию. Например, посещая уроки рисования карандашом по данной методике, человек может избавиться от своих психологических ограничений и блоков, стать более открытым для внешнего мира и научиться находить нестандартные решения для выхода из сложных жизненных ситуаций.

Таким образом, рисование карандашом для начинающих может превратиться на терапевтическую процедуру, которая благоприятно скажется на здоровье и восприятии мира.

Арт-релаксация на занятиях

Кроме этого, уроки рисования карандашом по данной методике, благоприятно сказываются на нервном состоянии человека, он становится более спокойным, уравновешенным, гармоничным, легче переживает кризисные ситуации и стрессы.

С помощью данной методики можно научиться не только рисовать карандашом для начинающих, но и повысить эффективность своей работы в целом, так как доказано, что владение данной техникой повышает производительность головного мозга в пять раз.

Преимущества рисовать у нас

  • Быстрый рост мастерства

  • Красивый рисунок с первого занятия!

  • Уровень подготовки не имеет значения

  • Подходит взрослым и детям от 7 лет

Техника правополушарного рисования

Прежде всего следует сказать, что правополушарное рисование, как техника вида «рисуем с нуля», подходит абсолютно всем, независимо от возраста и умения рисовать. Так, например, подросткам рисование карандашом для начинающих помогает увидеть многогранность решений, они становятся более спокойными, обучаются владению своими эмоциями и направлению их в правильное русло. Очень положительно такая техника сказывается также на беременных женщинах и людях пожилого возраста.

По сути, техника правополушарного рисования — это «отключение» логического левого полушария и высвобождение творчества путем включения правого. Происходит это через специальные упражнения, которые снимают левополушарные ограничения. К таковым упражнениям, помогающим дать волю правому полушарию, относится рисование пальцами рук, рисование с игнорированием границ листа (холста), создание творческой атмосферы с помощью музыки и расслабляющих упражнений, а также различные приемы работы с кистью и красками, которые совершенно по-новому позволяют взглянуть на процесс создания рисунка. Научиться рисовать с нуля — это легко и доступно абсолютно каждому человеку.

В школах где преподаются уроки правополушарного рисования, используются особые упражнения, благодаря которым вас научат как рисовать маслом картину маленького размера за несколько минут, а большого – всего за пару часов. Таким образом, с помощью интуитивной правополушарной техники «рисуем с нуля» каждый сможет не только научиться рисовать, но и воспринимать окружающий мир по-новому.

Мастер-классы по рисованию для начинающих в студии «Найди себя»

Записаться или проконсультироваться: 8 (495) 162-24-15

Подпишитесь на нашу e-mail рассылку и получите 3 бесплатных урока по рисованию!

Дарим классные бонусы каждому подписчику

3 бесплатных видео-урока по рисованию

Специальные бонусы и скидки только для подписчиков рассылки

Вы первыми будете узнавать о новых курсах и мастер-классах

ПОЛУЧИТЬ БОНУСЫ

2. Персики пастелью

1. Котик карандашом

3. Маки акварелью

Учимся выполнять построение, наносить штриховку и создавать объем

Уровень: без опыта

Учимся прорабатывать свет и тени. Осваиваем работу с подмалевком.

Уровень: без опыта

Рисуем маки акварелью и учимся работать в технике по-сырому

Уровень: без опыта

Познакомьтесь со школой, преподавателями, получите бесплатные уроки по рисованию и другие бонусы только для подписчиков рассылки

Подпишитесь на нашу e-mail рассылку
и получите 3 бесплатных урока по рисованию!

Error get alias

Click to order

ключевые особенности и техника| АРТАКАДЕМИЯ Курсы рисования Киев

Главная  »  Правополушарное рисование это быстрый метод обучения рисованию?  »  Правополушарное рисование: ключевые особенности и техника

Взяв первый раз в руки кисть, ребенок не задумывается о том, что у него получится и понравится ли в итоге кому-то его рисунок. Он искренне увлечен, получая удовольствие от процесса нанесения легких мазков краски на чистый белый лист.

 

Оглавление

  • 1 Немного об устройстве человеческого мозга
  • 2 Особенности правополушарного рисования
  • 3 Техника правополушарного рисования

К сожалению, с возрастом мы теряем способность не оглядываться на чужое мнение, обрастаем стереотипами, прячемся за страхом сделать что-то неправильно или не получить чьего-то одобрения. Преодолеть сформировавшийся зажим и вернуться к детскому восприятию уже несколько десятков лет многим людям помогает методика правополушарного рисования. Появившись еще в середине двадцатого века, она постоянно развивается, неизменно находя множество сторонников.

Упражнение по правополушарному рисованию в Артакадемии

Немного об устройстве человеческого мозга

Каждому из нас известно, что головной мозг человека разделен на два полушария, каждое из которых отвечает за разные мысли и умения. Левое по факту является ведущим, реагирует на критику, хранит логические связи и правила. В правом формируется интуиция, рождается вдохновение, появляются чувства. На протяжении всей жизни нас направляют под руководство именно левой половины мозга. Люди, прислушивающиеся к своему разуму и игнорирующие чувства, принципиальны и ответственны. Но чтобы начать мыслить креативно, проявляя свое творческое начало, необходимо развивать свое правое полушарие. Именно оно позволяет нам отвлечься от формы, заметить содержание, осмыслить образ.

Особенности правополушарного рисования

Что мы знаем о создании картин? Классическая школа изобразительного искусства предполагает обучение правилам, среди которых построение перспективы, сочетание цветов, исследование направления света, тени и т.п. Включение правого полушария дает возможность вернуть рисование из области аналитического мышления в исходную творческую сферу. Самым важным в процессе становится приятное времяпрепровождение, а не результат. Правостороннее изображение объектов обладает следующими особенностями:

  • Чтобы использовать эту методику, не нужно быть художником или уметь писать картины. Многие люди впервые открывают в себе поистине безграничные способности к живописи, опробовав правополушарное рисование.
  • Это прекрасная психотерапия, дарящая внутреннюю свободу. Многие, кто хоть раз побывали на занятии или мастер-классе, начинают использовать правое полушарие в обычной жизни.
  • Правостороннее рисование повышает производительность мозга и эффективность любой деятельности. Помимо этого, использование этой методики делает людей более уравновешенными и спокойными. Любые кризисные ситуации становятся практически незначительными, а доля стрессов значительно уменьшается.
  • Техника правополушарного рисования гуашью позволяет пережить свои эмоции, перенеся их на бумагу. Такой эффект достигается благодаря освобождению разума от постоянного контроля.
  • Правополушарная техника доступна абсолютно всем независимо от пола, возраста или социального положения.

Техника правополушарного рисования

Как уже отмечалось выше, от обычной методики рисования правополушарное отличается тем, что оно заключается не изображении объектов на бумаге, а в наблюдении и восприятии.

Правополушарное рисование пошагово учит отключать логику, следуя исключительно интуиции. Такой подход позволяет крайне быстро переносить мысли на чистый лист в самых необычных интерпретациях. При этом картины появляются очень быстро: создание небольшого произведения отнимает у художника всего несколько минут, а более объемного – не более часа.

У данной методики нет какой-то четкой схемы, которая действовала бы для всех обучающихся одинаково. Она основана на спонтанности, в этом ее прелесть. Тем не менее, есть несколько классических упражнений правополушарного рисования. Рисунки выполняются по нескольким техническим приемам:

  • зеркальное изображение;
  • рисование вверх ногами;
  • интуитивное повторение по контурам;
  • изображение через видоискатель.

Все эти упражнения основаны на максимальном блокировании работы левого полушария во время копирования тех или иных упражнений. Среди специалистов это называется «П-режим». Именно благодаря ему человек рисует, не задумываясь о логике своих действий.

Таким образом, правополушарное рисование – это блестящий способ не только открыть в себе новые способности, но и зарядиться оптимизмом, энергией, получить внутреннюю силу и уверенность.

Упражнения по правополушарному рисованию в Артакадемии

Правополушарное рисование это быстрый метод обучения рисованию?

Правополушарное рисование — техника гуашь.

Правополушарное рисования — техника Ксении Гуртовенко

Рисование правым полушарием мозга

Представлено: Барбара Роудс, учитель рисования на пенсии из Литл-Рока, Арканзас

Название: Рисование правым полушарием мозга
Часть: Art I

5

Носитель:

Бумага для компьютерных упражнений; Маркеры Sharpie Fine Point или чернильная ручка; желание делать упражнения ПРАВИЛЬНО, чтобы не обмануть себя из более сильного мозга.

 

Словарь:

(Для дополнительного балла выберите слова, с которыми вы не знакомы, и найдите их определения в словаре. Запишите эти значения на листе тетради и сдайте их): аналитический; выход из зоны; интуитивно понятный; невербальный; серийно; левое полушарие; правое полушарие; перцептивный; L-режим; R-режим; как это ни парадоксально

 

Цель:

Предоставить вам упражнения для укрепления правого полушария мозга, чтобы вы могли рисовать то, что видите, а не то, что, как вам кажется, видите. Считается, что правополушарные люди артистичны и спонтанны, а левополушарные — буквальны и аналитичны; другими словами, капитан Кирк и Спок. Эта вездесущая часть поп-научной мудрости исходит из нобелевской премии по неврологии и породила бестселлер «Рисунок правой стороны мозга». История двух мозгов актуальна в эпоху МРТ.

 

Общий:

«У вас есть два мозга: левый и правый. Современные ученые теперь знают, что левое полушарие – это ваш вербальный и рациональный мозг; он мыслит последовательно и сводит свои мысли к числам, буквам и слова… Ваше правое полушарие — это ваш невербальный и интуитивный мозг; он мыслит шаблонами или образами, состоящими из «цельных вещей», и не понимает сокращения, ни числа, ни буквы, ни слова».

 

Эти рисунки до и после были собраны на пятидневных курсах интенсивного рисования. Студенты были из разных профессий и слоев общества, но у всех была одна общая цель — научиться рисовать. Между «до» и «после» прошло всего пять дней!

 

Бетти Эдвардс, автор книги «Рисование правого полушария мозга», использовала термины «Л-режим» и «П-режим» для обозначения двух способов познания и видения — вербального, аналитического и визуального. , перцептивный режим — независимо от того, где они расположены в индивидуальном мозгу. Вы, вероятно, знаете об этих различных характеристиках. L-режим — это пошаговый стиль мышления с использованием слов, чисел и других символов. В L-режиме элементы располагаются последовательно, как слова в предложении. С другой стороны, R-режим использует визуальную информацию и процессы не шаг за шагом, а все сразу, например, распознавание лица друга.

 

Для большинства видов деятельности требуются оба режима, каждый из которых выполняет свои особые функции, но для некоторых видов деятельности требуется в основном один режим без вмешательства другого. Рисование – одно из таких занятий.

 

Обучение рисованию оказывается не «учением рисовать». Как это ни парадоксально, «учиться рисовать» означает научиться переключать мысли из L-режима в R-режим. Это то, что делает человек, обученный рисованию, и это то, чему вы можете научиться.

 

С тех пор как Бетти Эдвардс впервые опубликовала свою книгу в 1979 году, она вошла в список бестселлеров New York Times, продано более 2,5 миллионов экземпляров. Она была переведена на 13 языков и является наиболее широко используемой в мире книгой с инструкциями по рисованию.

 

Чувствуете ли вы, что у вас мало таланта, и сомневаетесь, что когда-нибудь сможете научиться; или вы любите рисовать, но не можете выйти за рамки детского уровня, эти упражнения покажут вам, как получить и освоить навыки рисования. Если вы уже рисуете как профессиональный художник, это придаст вам большей уверенности в своих силах и углубит художественное восприятие.

 

После того, как вы научились рисованию, его можно использовать для записи того, что вы видите в реальности или мысленным взором, способом, мало чем отличающимся от того, как мы можем записывать свои мысли и идеи словами. Многим художникам-абстракционистам 20-го века, которые, кажется, рисуют совершенно случайным образом, пришлось научиться рисовать реалистично, прежде чем они смогли перейти к абстрактной живописи. Пикассо, Виллем де Кунинг, Матисс, Мондриан и Джексон Поллок — вот лишь несколько примеров великих художников-абстракционистов, которые впервые научились реалистично рисовать.

 

Для большинства учащихся одним из частых эффектов является новое восприятие себя как творческого и артистичного человека, который действительно может рисовать то, что видит. Вы будете изучать 6 упражнений, которые помогут усыпить левую сторону и тренировать правую сторону. Во всех этих упражнениях нельзя говорить. Разговор поворачивается на левую сторону, а этого мы стараемся не делать. Вы даже не можете думать словами.

 

Первое упражнение РАЗБИВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА:

➢ Рисуйте только вертикальные и горизонтальные линии
➢ Не берите карандаш, пока не назовут время
➢ Не думайте словами
➢ Расслабьтесь
➢ Рисуйте в медленном или среднем темпе
➢ Если вам не хватает места просто повторяйте линии, которые вы уже нарисовали
➢ Не останавливайтесь до тех пор, пока не будет объявлено время.

Второе упражнение – КООРДИНАЦИЯ ГЛАЗ И РУК:

➢ Ваши глаза и рука должны двигаться в одном направлении и в одно и то же время.
➢ Не сводите глаз с предмета в руке учителя.
➢ Не смотрите на бумагу
➢ Пометьте каждое упражнение номером и названием после каждого упражнения
➢ Не говорите
➢ Не пытайтесь понять, какой предмет вы рисуете, пока упражнение не закончится

Третье упражнение ПОДДЕЛКА:
➢ Не произносите «название» буквы в уме
➢ Не произносите
➢ Используйте курсив для подписей
➢ Посмотрите и скопируйте вложенные фигуры, а также длину и угол линий.
Включите все 3 упражнения, указав свое имя и период на каждой странице, чтобы все страницы были в порядке и были скреплены вместе.

Четвертое упражнение — РИСОВАНИЕ ВАЗЫ/ЛИЦА:
Вот небольшое упражнение, предназначенное для иллюстрации мысленного конфликта, который может возникнуть между L-режимом и R-режимом. Это знаменитый рисунок оптической иллюзии, названный «Ваза/Лица», потому что его можно увидеть либо как два противоположных профиля, либо как симметричную вазу в центре. Ваша задача, конечно, завершить второй профиль, который непреднамеренно завершит симметричную вазу в центре.

➢ Перерисуйте уже напечатанный профиль. Просто возьмите карандаш и проведите по линиям, называя части по ходу дела, например: «Лоб… нос… верхняя губа… нижняя губа… подбородок и шея».0009 ➢ Перейдите на другую сторону и начните рисовать недостающий профиль, который завершит симметричную вазу
У вас возникли конфликты во время рисования?

Это упражнение «Ваза/Лица» помогает каждому человеку испытать в своем собственном сознании мысленный «хруст», который может возникнуть при рисовании. Позвольте мне рассказать вам, почему происходит этот ментальный конфликт. Во-первых, я попросил вас назвать каждую особенность, тем самым сильно «включив» словесную систему мозга. Тогда я попросил вас одновременно доделать второй профиль и вазу. Это можно сделать, только переключившись на визуальный, пространственный режим мозга. Трудность осуществления этого умственного сдвига вызывает чувство конфликта и замешательства — и, возможно, даже кратковременный умственный паралич. Разве ты не чувствовал этого? Решение конфликта, конечно же, состоит в том, чтобы рисовать только то, что вы видите, не называя частей.

➢ Повторите то же упражнение, но на этот раз НЕ маркируйте какую-либо часть лица.
➢ Не думайте словами. за раз»), как показано учителем
➢ Сделать вазу/ведьму
➢ Сделать вазу/чудовище

Пятое упражнение – НЕИЗВЕСТНОЕ НА СВЕРХУ: Следуйте инструкциям учителя и не пытайтесь угадать, что это такое . Думайте только о линиях и пространствах.

 

Шестое упражнение — ХУДЫЙ ЧЕЛОВЕК: За начертания оценка не ставится!!! Вы работаете только половину периода и показываете миссис Роудс в конце периода, что вы сделали за этот период, чтобы можно было записать вашу оценку. Для «А» это должно показать честное усилие. Переверните оригинал ВВЕРХ ВНИЗ и не думайте о ярлыках.

 

Седьмое упражнение — ЛОШАДЬ: Трассировка не оценивается!!! Вы работаете только половину периода. Для «А» это должно показать честное усилие. Переверните оригинал ВВЕРХ ВНИЗ и не думайте о ярлыках.

 

Восьмое упражнение РЫЦАРЬ: Трассировки не получают оценки!!! Вы работаете только половину периода и показываете миссис Роудс в конце периода, что вы сделали за этот период, чтобы можно было записать вашу оценку. Для «А» это должно показать честное усилие. Переверните оригинал ВВЕРХ ВНИЗ и не думайте о ярлыках.

 

Девятое упражнение — СИДЯЩАЯ ЖЕНЩИНА: Трассировка не оценивается!!! Вы работаете только половину периода и показываете миссис Роудс в конце периода, что вы сделали, чтобы ваша оценка могла быть записана. Для «А» это должно показать честное усилие. Переверните оригинал ВВЕРХ ВНИЗ и не думайте о ярлыках.

 

Наконец, вы выберете ТОНКОГО МУЖЧИНУ, РЫЦАРЯ или СИДЯЩУЮ ЖЕНЩИНУ. Вы нарисуете его тушью (сначала можете использовать карандаш) как более крупный рисунок, чем оригинал. Переверните оригинал ВВЕРХ ВНИЗ и не думайте о ярлыках.


Ежедневные цели
1-й день — Финиш РАЗБИВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА, КООРДИНАЦИЯ ГЛАЗ И РУК и ПОДДЕЛКА
2-й день — Финиш РИСУНОК ВАЗЫ/ЛИЦА, НЕИЗВЕСТНЫЙ НА ВЕРХУ и ТОНКИЙ ЧЕЛОВЕК
3-й день — Финиш ЛОШАДЬ00009 4-й день — Закончите СИДЯЩУЮ ЖЕНЩИНУ и начните с ФИНАЛЬНОГО большого рисунка ТОЩЕГО МУЖЧИНЫ, РЫЦАРЯ или СИДЯЩЕЙ ЖЕНЩИНЫ 9.0009 5-й день — Завершите ФИНАЛ к концу урока — Принесите все упражнения (убедитесь, что они в порядке, иначе они не будут оцениваться до тех пор, пока они не будут) и окончательный рисунок к компьютеру с вашей оценкой и следите за записью ваших оценок. Работа над дополнительным кредитом (см. меня о просмотре программ, которые у нас есть на компьютере)

 

Оценка:

Общее количество баллов (100 баллов за период занятия) = 50 за РАЗБИВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА + 50 за СО ГЛАЗ И РУК — ОРДИНАЦИЯ + 50 за ПОДДЕЛКУ + 50 за ВАЗУ/РИСУНОК ЛИЦА + 50 за НЕИЗВЕСТНО НА НАКЛОННОМ + 50 за ТОНКИЙ + 50 за Толстый + 50 за ЖЕНЩИНУ + 50 за ЖЕНЩИНУ С ДЕТАЛЯМИ + 150 за ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ = всего 600 БАЛЛОВ
ЗАРАБАТЫВАЙТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАЧЕТЫ, ОБУЧАЯ ЭТИМ УПРАЖНЕНИЯМ КОГО-ТО ДРУГОГО ИЛИ НА САМОМ ДЕЛЕ «УПРАЖНЯЯСЬ», ВЫПОЛНЯЯ ИХ ДОМА.

 

Материалы:

Рисование правого полушария мозга — Рисование правого полушария мозга — это самая широко используемая в мире книга с инструкциями по рисованию. Независимо от того, рисуете ли вы как профессиональный художник, как художник на стажировке или как хобби, эта книга придаст вам большей уверенности в своих способностях и углубит ваше художественное восприятие, а также поможет по-новому оценить окружающий мир.

 

Рабочая тетрадь «Рисование правого полушария мозга» — полностью переработанное и обновленное издание основного дополнения к «Рисованию правого полушария мозга» — более половины упражнений новые!

Как рисовать правой стороной мозга | Йонас Веттерле | Стартап

Фото Фабрицио Конти на Unsplash

«Не могу передать вам, как я счастлив, что снова занялся рисованием. Я давно думал об этом, но всегда считал это невозможным и выше моих сил»

Приведенная выше цитата взята из письма, написанного Винсентом Ван Гогом своему младшему брату Тео в 1880 году.¹ 1880 год стал годом, когда Ван Гог начал свою (недолгую) карьеру художника — ему тогда было 27 лет.

Я выбрал эту цитату, потому что она действительно резюмирует суть этой статьи: независимо от вашего возраста, происхождения или того, что вам говорили ваши учителя рисования, умение рисовать не зависит от таланта, и каждый может этому научиться.

Конечно, не каждый может стать следующим Ван Гогом. Но хорошая новость заключается в том, что независимо от вашего текущего уровня навыков, с некоторой практикой вы сможете существенно улучшить свои навыки рисования. В этой статье я хочу дать вам один совет, если вы хотите стать лучше в рисовании:

научиться рисовать отрицательные пространства.

На создание этой статьи меня вдохновила книга Бетти Эдвардс² « Рисунок правого полушария мозга », которую я настоятельно рекомендую прочитать. В нем гораздо больше теории и практических советов, которые значительно улучшили мои способности к рисованию после того, как я прочитал его несколько лет назад.

Рисование дается не каждому из нас. Тем не менее, будучи детьми, большинство из нас научились основам: брать ручку, класть ее на лист бумаги и двигать ею.

В детстве мы быстро прогрессировали. Вскоре мы научились рисовать разные фигуры и использовать разные цвета. Нашим родителям это понравилось, они поощряли нас продолжать. Может быть, они даже научили нас рисовать лицо вот так: 1 большой круглый круг, 2 маленьких круга для глаз, 1 линия для носа и еще 1 для рта.

В юном возрасте мы научились строить абстракций того, что видели в реальном мире. Например, мы можем сгруппировать такие вещи, как пальцы, солнечные лучи и стволы деревьев, потому что все они могут быть представлены абстрактным понятием линии. Точно так же глаза, туловище, лица являются выражениями абстрактного понятия круга.

Способность создавать абстракции невероятно полезна. Вместо того, чтобы думать о том, что означают вещи или как они выглядят в точности , мы можем использовать быстрые сокращения: если вы видите, что быстро приближается большой красный объект на 4 колесах, вы можете подумать «машина!» вместо того, чтобы стоять на улице, любуясь игрой света и тени на капоте. Говоря менее драматическим языком, формирование абстракций — это здорово, потому что оно связано со снижением сложности, концептуальным мышлением и решением проблем³.

Это также полезно, когда вы пытаетесь нарисовать чье-то лицо по памяти. Нарисовать папу? Круг, круг, круг, линия, линия. Мама? Круг, круг, круг, линия, линия. К сожалению, для большинства из нас на этом все и остановилось.

Навыки помимо рисования стали более важными. Мы пошли в школу, и у нас был целый ряд предметов для изучения. Большинство из них требовало от нас аналитического мышления. Например, мы узнали, что такие символы, как слова и цифры, могут обозначать что-то еще. Это позволило нам читать, писать, обобщать и анализировать текст, а также проводить вычисления.

Альберт Эйнштейн назвал интуитивный или метафорический разум священным даром. Он добавил, что разум — верный слуга. Парадоксально, что в контексте современной жизни мы стали поклоняться слуге и осквернять божественное.

”⁴

Когда мы росли, нас, как правило, вознаграждали за тренировку наших аналитических навыков, таких как:

  • Способность выражать мысли в устной форме ясно и лаконично.
  • Зная факты, рассуждать о них и делать логические выводы.
  • Абстрактная информация, использование символов в качестве переменных для чего-то другого, выполнение процедур, выполнение операций и доказательство теорем.
Photo by David Matos on Unsplash

По аналогии с двумя полушариями человеческого мозга Бетти Эдвардс различает выполнение задачи в L-режиме или в R-режиме . Например, у 98% правшей (и двух третей левшей) язык и связанные с ним способности сосредоточены в левом полушарии. Это подтверждается, например, экспериментами с расщепленным мозгом⁵, проведенными Роджером Сперри.

Независимо от того, где в мозгу осуществляются определенные виды деятельности, Эдвардс считает те, о которых я упоминал выше (рациональные, аналитические, процедурные) L-режима деятельности.

Что же такое R-режим деятельности?

  • Восприятие невербального, визуального, каковы вещи на самом деле в текущий момент в их текущем контексте.
  • Нерациональность и воображение, готовность идти против разума или фактов.
  • Видеть все вещи сразу, их расположение, как они связаны друг с другом, целостно и во всей их сложности.

Как вы можете себе представить, рисование в значительной степени является деятельностью R-режима .

Проблема при попытке нарисовать восприятие заключается в том, что быстрое левое полушарие вашего мозга по умолчанию включается, если считает, что оно подходит для этой задачи. Как упоминалось ранее, это невероятно полезно во многих ситуациях, но только не в том случае, если ваша задача — нарисовать то, что перед вами.

Например, если вы пытаетесь нарисовать портрет, вам действительно нужно нарисовать именно то, что вы видите — R-режим скилл. Но что, скорее всего, произойдет, так это то, что ваше левое полушарие возьмет верх и даст вашим рукам неправильные инструкции: когда вы посмотрите на нос, ваше левое полушарие скажет: «Эй, я узнаю это, это нос. Рука: нарисуй вот эту абстрактную форму носа — так проще!».

В результате то, что вы рисуете, не очень похоже на реальность. Это больше похоже на набор абстрактных понятий, которые ваше левое полушарие скомпилировало за вас. Ваши рисунки, вероятно, очень похожи на рисунки 12-летнего ребенка. Но это не из-за отсутствия таланта — это просто потому, что вы не тренировали свои навыки рисования с 12 лет.

Ключ к улучшению качества ваших рисунков заключается не в том, чтобы работать над своими реальными навыками рисования (хотя улучшение вашей техники, конечно, всегда полезно). Самый простой плод — изменить то, как вы воспринимаете то, что хотите нарисовать, — совершить мысленный сдвиг с L-режима на R-режим .

Если левое полушарие вашего мозга действительно не любит работу, оно с радостью ее выполнит. Итак, давайте немного изменим задачу, чтобы ваше левое полушарие сочло ее слишком громоздкой и поэтому отказалось от нее. Это даст вашему правому полушарию шанс взять верх!

Один из способов добиться этого — просто повернуть объект, который вы пытаетесь нарисовать, на 180 градусов (при условии, что вы не работаете с живой моделью или ваша модель умеет стоять на руках).

Возьмем, к примеру, фотографию Барака Обамы, возможно, известного человека. Большинство людей могли бы сразу узнать его на левой (вертикальной) фотографии. Большинство людей, вероятно, также узнают его в правильной (перевернутой) версии, но это займет у них немного больше времени. Переворачивание предметов вверх ногами сбивает их с толку. Все выглядит немного странно и требуется умственное усилие, чтобы повернуть изображение обратно в исходное положение.

Переворачивание объекта, который вы хотите нарисовать, сбивает с толку вашу левую половину мозга настолько, чтобы позволить вашей (более подходящей) правой половине взять на себя [Источник]

Если вы не уверены, возьмите более сложный пример, рисунок Джованни Баттиста Тьеполо. . Я повернул его, из-за чего мне действительно трудно сказать, что происходит. Можете ли вы узнать что-нибудь, не поворачивая экран?

Varios personajes vestidos de orientales (в перевернутом виде) Джованни Баттиста Тьеполо [ Источник ]

Когда вы переворачиваете объект вверх ногами, ваше левое полушарие не может быстро прикрепить к нему ярлык. Чем больше он запутается, тем больше вероятность того, что он откажется выполнять задание и позволит вашему правому полушарию сделать это наполовину. Это здорово, потому что ваше правое полушарие лучше воспринимает вещи такими, какие они есть на самом деле. Так что есть вероятность, что ваши руки получат правильные инструкции: рисовать то, что вы на самом деле видите. Вы выполнили переход с L-режим на R-режим .

Я рекомендую вам попробовать это. Найдите черно-белую фотографию или рисунок, переверните его вверх ногами и просто попробуйте нарисовать. Чем сложнее фотография/картина/рисунок, тем лучше, потому что, если перевернуть ее вверх ногами, вашему левому полушарию будет еще труднее сказать, что вы рисуете, и поэтому будет меньше помех.

Для сравнения вы можете нарисовать то же самое в вертикальном положении. Вы будете удивлены тем, насколько лучше (больше похоже на оригинал) выглядит перевернутый вариант, когда вы закончите.

Если вы попробовали, мне любопытно узнать, что вы думаете о результате. Когда я впервые выполнил это упражнение, читая книгу Бетти Эдвардс, я был действительно поражен тем, насколько большой эффект обман вашего мозга может оказать на качество ваших рисунков.

Перевернуть объект, который вы хотите нарисовать, вверх ногами — удивительный трюк, и я часто использую его при рисовании. На самом деле я иногда поворачиваю его менее чем на 180 градусов («вбок»), просто чтобы посмотреть на него под другим углом и сравнить формы и пропорции того, что я рисую.

Однако этот трюк не всегда возможен, например, когда вы рисуете с натуры. В подобных ситуациях было бы здорово, если бы вы могли «заглушить» свое левое полушарие и получить преимущество, позволив правому полушарию взять на себя управление.

К счастью, есть техника, которой вы можете научиться, чтобы в достаточной степени сбить с толку свою левую половину полушария, когда рисуете что-то в вертикальном положении: рисовать отрицательные пространства.

Основная идея проста: есть отрицательные пробелы и положительные формы . Если вы пытаетесь нарисовать портрет, положительными формами будут такие вещи, как глаза, нос, губы и брови. А отрицательные пространства — это области между этими положительными формами. Так что на самом деле это две стороны одной медали — если вы рисуете позитивные формы, вы автоматически одновременно рисуете и негативные пространства, и наоборот.

См., например, мой эскиз слева. Нарисовав пустые места вокруг стула, я также нарисовал сам стул.

Как рисование пустых пространств помогает создавать более качественные рисунки? По той же причине, по которой рисование вверх ногами помогает вам создавать более качественные рисунки. Пространство между чьими-то глазами и носом не похоже ни на что, что есть в вашей левой половине мозга. Таким образом, ваше левое полушарие не может справиться с этой задачей, что позволяет вам переключиться в R-режим и попытаться нарисовать его таким, какой он есть.

Подводя итог, можно сказать, что рисование — это навык, которому можно научиться, как и любому другому. Существует простое объяснение того, почему большинству людей трудно создавать реалистичные рисунки: мы перестали практиковать навык рисования, или, скорее, навык восприятия вещей, когда мы были детьми.

Чтобы увидеть, какое влияние может оказать иное восприятие вещей, попробуйте нарисовать что-нибудь вверх ногами — результат вас удивит! Хитрость заключается в том, чтобы сбить с толку левое полушарие вашего мозга, дав ему задачу, с которой оно не может справиться: нарисовать что-то, что оно не может легко распознать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *