Словарь художественных терминов и понятий
абрис (от нем. abriß — чертеж, контур) — линейные очертания изображаемой фигуры или предмета.
акцент — прием подчеркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве некоторой фигуры, лица, предмета, детали изображения, на которую нужно обратить особое внимание зрителя.
аэрограф — прибор для тонкого распыления краски сжатым воздухом при нанесении её на бумагу, ткань и др.
багет (от фр. baguette, букв. палочка) — деревянная или пластиковая планка для изготовления рамок для картин и украшения стен.
валёр (от франц. valeur — ценность, достоинство) — оттенок тона, выражающий (в соотношении с др. оттенками) какое-либо количество света и тени.
вариант — авторское повторение произведения или его отдельных частей с некоторыми изменениями, внесенными в: композиционное или цветовое решение, жесты и позы изображенных людей, расстановку предметов.
вернисаж (от франц. vernissage, буквально — покрытие лаком) — торжественное открытие выставки, в котором участвуют специально приглашенные лица: художники, критики, люди, связанные с искусством и т.д.
граттаж (от франц. grattage, от gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью по воску.
грунт (от нем. grund — основа) — тонкий слой специального состава, наносимый поверх основы с целью придать ее поверхности нужные художнику цветовые или фактурные свойства и ограничить чрезмерное впитывание связующего вещества.
деформация — художественный прием, усиливающий выразительность образа, состоящий в изменении видимой формы изображения.
декоративность — совокупность художественных свойств, усиливающих эмоционально-выразительную и художественно-организующую роль изобразительного искусства.
диптих (от греч. diptychos — двойной, сложенный вдвое) — две картины, связанные единым замыслом.
детализация — тщательная проработка деталей изображения.
дублирование — в реставрации — укрепление поврежденной или обветшавшей основы живописного произведения наклеиванием ее на другую основу. Обычно дублирование применяется в области масляной живописи.
жанр (от франц. genre, от лат. genus — род, вид) — исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.
жухлость — изменения в красочном слое, из-за которых часть поверхности картины или этюда делается матовой, теряет блеск и звучность красок.
колорит (от итал. colorito, от латинского color — цвет, окраска) — система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности.
коллаж (от французское collage, буквально — наклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре.
композиция (от латин. compositio — составление) — построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и характером. Композиция является важнейшим элементом художественной формы, придающим произведению единство и целостность.
контрапост (от итал. contrapposto — противоположность) — прием изображения, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части.
корпусное письмо — технический прием в живописи ; работа масляными, темперными и другими красками, накладываемыми уплотненным, непрозрачным слоем.
коропластика — изготовление женских фигурок из обожженной глины, воска, гипса и пр.
кракелюр (от франц. craquelure — мелкая трещина) — трещина красочного слоя в произведениях живописи.
кракле (от франц. craquele) — сеть тонких трещинок на глазурованной поверхности керамических изделий, созданная для декоративного эффекта.
лессировка (от нем. lasierung — покрытие глазурью) — прием живописной техники, состоящей в нанесении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего красочного слоя.
люстр — тонкая прозрачная пленка, наносимая на глазурованную поверхность фарфоровых и фаянсовых изделий для придания им после обжига радужного металлического блеска.
мастихин (с итал. mestichino — шпатель) — инструмент из гибкой стали в виде ножа или лопатки. Мастихин применяется художниками для очистки палитры или для частичного удаления незасохшей краски с картины. Также мастихин используется вместо кисти для нанесения краски ровным слоем или рельефным мазком на картину.
миниатюра — произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и тонкостью художественных приемов.
моделировка (от франц. modeler — лепить) — передача рельефа, формы изображаемых предметов и фигур в условиях того или иного освещения. В рисунке моделировка осуществляется светотенью с учетом перспективного изменения форм.
мольберт
(от нем. не употребляемого более malbrett — полка для живописи) — деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте и с разными наклонами укрепляются подрамник с холстом, картон или доска.монохромия (от греч. моно — один и chroma — цвет) — одноцветность произведений декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры.
монументальная живопись — живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях. Основные техники монументальной живописи — фреска, мозаика, витраж. Монументальная живопись — древнейший вид живописи, известен с палеолита (росписи в пещерах , Ляско и др.). Благодаря долговечности, произведения монументальной живописи остались практически от всех культур.
муштабель (от нем. Maßstab) — деревянная палочка, с помощью которой поддерживается правая рука живописца при работе над мелкими деталями картины.
набросок — произведение живописи, графики или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное художником.
нюанс (от франц. nuance — оттенок) — очень тонкий оттенок цвета или очень легкий переход от света к тени.
обскура (от лат. obscurans — темный) — известная со средних веков темная камера с одним миниатюрным отверстием. Камера-обскура способна проецировать на стену перевернутое уменьшенное изображение предметов, на которые направлено отверстие. Камера-обскура использовалась художниками 18 века при подготовке эскизов.
основа — холст, доска, фанера, картон, бумага, шелк и т.д., на который наносят грунт и красочный слой живописи.
палитра (от франц. palette) — 1) небольшая тонкая деревянная доска для смешения красок; 2) характер цветовых сочетаний, типичных для данной картины, для произведений данного художника или художественной школы.
панно (от фр. panneau — плоскость, от лат. pannus — кусок ткани) — 1) часть стены, выделенная обрамлением (лепной рамой, лентой орнамента и т. п.) и заполненная живописным или скульптурным изображением; 2) картины больших размеров на холсте, заполняющая пространство (обычно в простенках).
панорама (от греч. pan — всё и horama — зрелище) — 1) синтетический вид искусства, рассчитанный на создание зрительной иллюзии, эффекта присутствия при изображенном событии; 2) круговая лента-картина и расположенный перед ней предметный план.
паспарту (от франц. passe-partout) — картонная рамка для рисунка, гравюры, фотографии, акварели или гравюры.
пастозность (от итал. pastoso — тестообразный) — качество красочного слоя, которое возникает благодаря неровному нанесению на грунт густой пасты-краски.
перспектива (от франц. perspective, от лат. perspicio — ясно вижу) — система изображения объемных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удаленность от наблюдателя.
пинакотека (от греч. pinax — картина и theke — вместилище) — собрание произведений живописи, картинная галерея.
пинакс (от греч. pinax — картина) — древнегреческая станковая живопись на досках.
пластические искусства — виды искусства, произведения которых: существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени; имеют предметный характер; выполняются путем обработки вещественного материала; воспринимаются зрителями непосредственно и визуально.
пластичность (от греч. plastikos — податливый, пластичный) — качество, присущее скульптуре, художественная выразительность объёмной формы.
пленэр (от франц. plein air, буквально — открытый воздух) — 1) передача в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы; 2) живопись на открытом воздухе.
подмалевок — подготовительная стадия работы над картиной, выполняемой в технике многослойной масляной живописи.
подрамник — деревянный прямоугольный каркас, на который натягивается холст, на котором затем пишется картина. Законченная картина на подрамнике вставляется в багет.
полихромия (от греч. поли — много и chroa — цвет) — многоцветность (не менее 2 цветов) произведений декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры.
полутень — элемент светотени; градация светотени на поверхности предмета, занимающая промежуточное положение между светом и глубокой тенью.
поновления — неавторские прописки, закрывающие подлинную живопись в отдельных местах ее поверхности.
прием — отличительные черты художественного творчества, отражающие индивидуальность художника, его стиль.
профиль (от франц. profil, от итал. profile — очертание) — вид лица или предмета сбоку.
размывка — техника работы кистью с обильным применением воды, дающая возможность достигать сложных и богатых живописных эффектов в рисунках сепией, тушью, акварелью и др.
ракурс (от франц. raccourci — сокращение, укорачивание) — перспективное сокращение изображенных предметов. Применяется для наиболее эффектной передачи движения и пространства.
растушевка — растирание на листе бумаги линий и штрихов, проведенных карандашом, сангиной, пастелью и т.д. Растушевка выполняется растушкой, резинкой, хлебным мякишем или пальцем.
растушка — короткая палочка из бумаги или замши с конусообразными концами для растирки штриха в пятно при рисовании пастелью и другими мягкими материалами.
реплика (от фр. replique — отпечаток, повторение) — авторская копия художественного произведения, отличающаяся от оригинала размерами или отдельными деталями изображения.
ретушь (от франц. retouche, от retoucher — подрисовывать, подправлять) — исправление изображений.
рефлекс (от лат. reflexus — обращенный, повёрнутый назад, отражённый) — в живописи (реже в графике) — отсвет цвета и света от какого-либо предмета, возникающий в тех случаях, когда на этот предмет падает отсвет от окружающих объектов (соседних предметов, неба и т.д.).
ритм — особенность композиционного построения произведений, представляющая собой чередование или повторение каких-либо частей. Ритм усиливает выразительность художественного образа.
розетка (от франц. rosette, буквально — розочка) — орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка (например, розы).
Техники изобразительного искусства
Стили и направления живописи
Жанры живописи
Рубрика: изобразительное искусство, искусствоведение, словарь художественных терминов
© Материал подготовлен художественной галереей Арт СПб
При полном или частичном копировании прямая ссылка на сайт — www.art-spb.ru обязательна!
www.art-spb.ru
Необходимые материалы и инструменты для художника
Окружающий мир изменяется ежесекундно, поэтому работы современных художников не похожи на картины их предшественников. Создать произведение искусства может мастер, только имея талант и необходимые инструменты.
Сегодня художники, не выходя из дома, заказывают в интернете на специализированных сайтах необходимые материалы и инструменты, это так же просто как купить аксессуары здесь phone.1k.by. Ведь, согласитесь, с подробным описанием продукции и фото, её просто выбрать. Отображая на холсте чувства и эмоции, живописец создает индивидуальную работу, при помощи которой хочет донести до человечества определенный смысл. Настоящий мастер постоянно работает – гуляя по городу, смотря киноленты, читая книги, общаясь с прохожими, слушая песни, таким образом, он вдохновляется.
Приступая к работе, сначала живописец набрасывает эскиз на холст, а затем вносит необходимые краски. Срок написания картины зависит от материалов, с которыми работает художник. Все имеет свойство меняться, хоть материалы и инструменты художника дорабатываются, но основные остаются неизменными:
- Карандаши;
- Кисти;
- Холсты;
- Краски;
- Ластик.
Теперь о каждом из них расскажем более подробно. Обычный простой карандаш самый незаменимый и уместный инструмент. Сейчас им делают не только наброски работы, но и создают картину полностью. Отличие карандашей в твердости, чтобы линии были тонкие, необходимо использовать твердый карандаш, соответственно для толстых линий – с мягким стержнем. К такому инструменту, как ластик, стоит серьёзно относиться. Потому что от этой, казалась бы маленькой детали, зависит качество всего рисунка. При помощи ластика можно аккуратно удалить ненужные линии, как будто их и не было на холсте.
Выбирая кисть, нужно понимать, какими красками вы будете работать и какую технику применять. В магазинах огромный выбор кистей, они разняться по формам, видам, типам пучков и материалам изготовления. Для каждой техники и краски есть определенные кисти, но желательно выбирать кисти, изготовленные из натуральной ворсы. Они дольше прослужат и выполнят все необходимые функции. Приобретая холст, необходимо учитывать материал и плетение, так как от этого зависит реакция на влажность и температуру.
Вы должны понимать, какими красками будете работать, из какого материала вам нужно полотно, пожелания по креплению картины. Теперь азы вы знаете, а это предполагает, что вы сможете вдохновиться и отобразить при помощи материала, инструментов и уникального таланта невероятный посыл, которым будут любоваться многие поколения.
Наталия Пешкова © Gallerix.ru
gallerix.ru
Художественные материалы для рисунка | Художественные техники
Художнику-новичку необходимо хорошо знать те материалы, с которыми он будет иметь дело при рисовании, владеть техникой работы с ними и постоянно изучать их свойства. Эти знания помогут избежать многих ошибок, неизбежных у не обладающего еще достаточным опытом молодого художника.
Карандаш
Различные способы держания карандаша
Первое, чем пробует рисовать каждый начинающий,— это карандаш. Но для того, чтобы использовать все полезные для художника свойства, которыми обладает карандаш, необходимо приобрести некоторые знания. Художник может сделать карандаш послушным орудием в своих руках, извлечь из него все богатство его цветовых возможностей, или же использовать его только для набросков.
Карандаши для рисования бывают различной твердости и различного оттенка. Жесткие карандаши употребляются чаще всего в черчении, в рисунке же предпочтительнее пользоваться карандашами мягкими или же средней твердости, дающими большие возможности переходов цвета и различных оттенков.
Лучшие карандаши делают из графита (разновидность кристаллического углерода). Графитные рисовальные карандаши выпускаются обычно под номерами: 1-й — самый мягкий, 2-й — средний и 3-й — твердый.
Высший сорт карандашей для рисования имеет четырнадцать номеров твердости: от 1 до 6Н — твердые, от 1 до 6В — мягкие и 1—2 — средние.
Из мягких карандашей хорош «негро» — мягкий, очень черный карандаш приятного бархатистого тона. Для учебной работы вполне пригодны карандаши разной степени мягкости.
Для карандашных набросков можно использовать любые сорта бумаги белого или других светлых оттенков, для длительных и серьезных рисунков нужна бумага с высокой тепенью шероховатости (ватман, полуватман, «александрийская» бумага).
Уголь
Чаще всего уголь используют для быстрых набросков, хотя им можно пользоваться также и для длительных законченных рисунков. Кроме того, углем обычно наносятся первоначальные контуры фигур и предметов для исполняемой масляными красками картины. Приготовляется уголь из березовых палочек.
Уголь можно приготовить и самому. Для этого наполните пустую консервную банку ровными, гладкими березовыми палочками, плотно закройте крышкой, замажьте банку глиной или замазкой и поставьте ее на несколько часов в печь на раскаленные угли, оставшиеся после топки.
Уголь для многих удобен тем, что он легко смахивается с бумаги и допускает многочисленные поправки в рисунке. Это свойство угля делает его незаменимым в первоначальных быстрых набросках и эскизах.
Углем можно работать только на шероховатой бумаге, так как на гладкой он не держится и осыпается.
Для первичных набросков углем можно брать любую бумагу, вплоть до некачественной оберточной. Для длительного рисунка углем нужна хорошая шероховатая бумага (ватман, александрийская и др.).
Недостатком угля является то, что он при малейшем сотрясении, толчке стряхивается с бумаги и для длительного хранения требует специального закрепления.
Самый простой «дедовский» способ закрепления состоит в пульверизации жидким молоком, в котором растворено небольшое количество сахара (на полстакана молока четверть ложки сахарного песку). При закреплении рисунок кладется горизонтально на стол и обрызгивается не слишком сильно, иначе крупные капли жидкости могут испортить рисунок. После того как бумага просохнет, следует закрепление повторить еще раз.
Сангина
Для рисования можно также пользоваться и сангиной. Сангина — это довольно мягкий карандаш, с более толстым стержнем, обычно коричневато-красного цвета, без деревянной оправы.
Тушь
Кроме карандаша и угля, для набросков и рисунков употребляется также и тушь, но работа с тушью требует большой точности и уверенности в рисунке, так как выполненный тушью рисунок трудно исправить (тушь не стирается и не смывается).
Однотонная акварель (монохромная монотипия)
Материалом для рисунка может служить также и однотонная акварель, при работе которой художник не ставит себе задачей передать цветовое многообразие окружающей его действительности, ограничиваясь передачей формы, объема, относительной светлоты и характера изображаемого.
Пастели
Пастель — это живопись сухими красками, приготовленными в виде карандашей, не имеющих деревянной оправы. Сухая краска втирается в шероховатую поверхность бумаги. Для работы пастелью требуется большой выбор карандашей различных тонов и полутонов, так как возможность смешивать один цвет с другим, а также с белилами в пастели крайне ограничена. Работать пастелью можно не только на шероховатой бумаге, но и на специально загрунтованном для пастели холсте, который во избежание сотрясения обязательно должен быть наклеен на доску или картон.
arttechnika.info
Инструменты художника
11.12.2015Все мы привыкли к тому, что художники рисуют кистями, изредка меняя их на карандаши или цветные мелки. Но вообще-то арсенал инструментов живописцев гораздо шире, и об этих, порой очень необычных приспособления, пойдет речь.
Мастихин (с ударением на последний слог) — это специальный инструмент, применяющийся для технических (смешивания красок, очистки палитры) и живописных работ (нанесения густой краски на холст или использование вместо кисти). Основные материалы дсля их изготовления – это сталь и пластик. Мастихины по конструкции напоминают мастерок (кельму).
Шпатель – этот знакомый всем инструмент достаточно широко используется в масляной живописи, правда, в основном в вспомогательных работах: для очистки палитры, перемешивания красок или нанесения грунтовки.
Палитра — небольшая тонкая и лёгкая доска овальной или четырехугольной формы, используемой для смешивания красок во время работы. Наряду с кистями является одним из символов живописи. В масляной живописи используется деревянная палитра, для работ в других техниках она может быть изготовлена из эмалированного металла, фаянса или фарфора.
Рапидограф или капиллярная ручка — инструмент для выполнения рисунков тушью. Позволяет провести линию нужной толщины, при этом не оставляет потёков и клякс.
Муштабель — оригинальное приспособление, которое позволяет придерживать рабочую руку во время работы над мелкими деталями картины. Представляет собой палку, как правило, деревянную, длиной до одного метра, на одном из концов которой закреплен шарик. Этим концом художник опирается в полотно, а свободной рукой держит второй конец муштабеля. Рука с кисточкой в это время лежит на нем, как на полке.
Мольберт — подставка, чаще всего деревянная (например, И.И. Шишкин пользовался исключительно железным мольбертом), на которой во время работы закрепляется картина или рисунок. Самый распространенный тип – это треножные мольберты, гораздо менее используются мольберты, состоящие из вертикальных стоек, которые закреплены на горизонтальном основании. Изначально мольбертом называли основу масляных картин, выполненных на дощатых или медных щитах. Эта практика сохранилась вплоть до 17 века, особенно у голландских художников и их подражателей.
Распылитель краски или аэрограф — пневматический инструмент, иногда его называют пульверизатором для нанесения жидкого материала (краски или чернил) путем пневматического распыления. Это один из самых современных инструментов художника, который нашел широкое применение в живописи.
Клячка или кляча — под таким названием художники спрятали хорошо известный любому человеку ластик. Однако ластик-клячка отличается от стирательной резинки школьника. Он представляет собой легко мнущуюся тестообразную массу с высоким впитывающими свойствами. И кроме привычной функции по удалению ненужных элементов (коррекции), кляча используется для создания эффектов полутонов и бликов в графических работах, пастелей и рисунков углем.
8-poster.ru
Какими должны быть инструменты художника
Людям, которые трудятся в сфере изобразительного искусства, важно иметь все необходимые принадлежности, с помощью которых и будут рождаться их неповторимые холсты. А для того чтобы работы были профессиональными, важно приобрести качественные материалы и инструменты художника, соответствующие не только общепринятым стандартам, но и личным требованиям того или иного мастера. Ведь одни творцы работают с пастелью, другие обожают масло, а третьи и вовсе предпочитают графику, эскизы, выполненные простым карандашом.
Но, несмотря на все разнообразие жанров современной живописи, инструменты художника должны в себя включать в первую очередь карандаши. Желательно приобретать полный набор простых карандашей, в которых есть и твердые, и мягкие. Для создания эскиза, как правило, выбирают среднюю жесткость (в пределах от 2Н до 3В). Если же художник создает рисунок только с помощью простого карандаша, то диапазон значительно расширяется. Для набросков подойдут тонко заточенные твердые инструменты (например, 5Н), они же идеальны для прорисовки мелких деталей. Растушевка, заливка и создание теней производится с помощью мягких карандашей (в пределах 5В).
Инструменты художника немыслимы без ластика и клячки. Если мягкие карандаши способны сделать рисунок марким и слегка размазанным, а твердые оставляют за собой след, то именно два вышеупомянутых предмета способны решить эти проблемы. Покупать стоит мягкий ластик, который не «дерет» бумагу, но при этом качественно выполняет свою функцию. Для того чтобы с его помощью корректировать мелкие детали рисунка, достаточно разрезать такую резину на треугольники, которые будут иметь острые кончики. Если же ваш рисунок испачкался, то поможет клячка, которая вбирает в себя все ненужное и делает бумагу более белой.
Несмотря на всю прелесть черно-белых графитных рисунков, полным творение мастера считается тогда, когда добавлены краски. Поэтому инструменты художника в большей степени состоят именно из различных палитр. Каждая из них имеет свой индивидуальный состав и свойства, поэтому и смотрится по-разному. Начинающие мастера всегда пользуются акварелью. Эта краска легко ложится, цвет имеет прозрачный и приятный. Акварелью легко играть – смешивая ее оттенки, можно образовывать невероятные цвета и делать картину неповторимой. Более сложным ее аналогом является пастель. Хоть такими красками мастера и пользовались испокон веков, освоить работу с ними не так-то просто. Но благодаря пастели и акварели рождаются неповторимые, легкие и воздушные пейзажи – рисунки морей, степей, зимних лесов…
Инструменты художника, который имеет определенный опыт в области живописи, непременно включают в себя гуашь. Такие краски отличаются полнотой цвета, насыщенностью. С их помощью рождаются портреты, натюрморты, а также они идеальны для прорисовки мелких деталей. Интересно, что подобно тому, как акварель появилась после пастели и стала ее упрощенным аналогом, гуашь появилась посте того, как мировые художники освоили масло. Конечно же, результаты работ с этими красками слишком разнятся, однако техника нанесения штрихов очень похожа.
Не стоит забывать и про кисти. Если вы рисуете пастелью и акварелью, то нужно выбирать приборы с округлым ворсом различной толщины. Для масла и гуаши, как правило, покупаются плоские кисти. В завершение стоит отметить, что если знать, как называются инструменты художника, и обладать полной информацией обо всех их свойствах и особенностях, работать в сфере живописи становится проще.
fb.ru
Irina Shanko — Блог — Мастерская художника
К сожалению пока у меня нет этого великолепного пространства, которое называется мастерская, да и я пока еще не мастер!
Я работаю дома в нашей маленькой квартирке, между кроватью и батареей. После этого я усилено проветриваю квартиру, устраивая сквозняки и вытирая следы краски с различных поверхностей.
Но я считаю, что у каждого художника должна быть мастерская, ведь это не просто помещение, мастерская — это маленький храм, где художник, взаимодействуя с холстом и красками, прислушивается к вечности.
Вот некоторые рекомендации, которые могут быть полезными для обустройства мастерской.
Выбираем место
Но если вы художник, особенно живописец, так как графику иногда достаточно стола, для больших холстов нужно пространство значительное, большое, для экспрессии и отхода. А также место для мольберта и хранения холстов.
Если вы пишете, вам непременно понадобится мастерская – ваша территория творчества и свободы. Где никто вам не помещает, где можно прислушаться к своим мыслям.
Мастерская — это маленький храм, где художник, взаимодействуя с холстом и красками, прислушивается к вечности.
Поговорим о мастерской вне дома. Мне кажется это идеальный вариант! Ведь для того чтобы заставить себя работать, там где живешь требуется приложить намного больше усилий. А вот по дороге в мастерскую можно настроить себя на работу, помечтать как сегодня ваш замысел выльется на холст.
Тем более если мастерская отдельно, то запах краски и растворителя не преследует тебя, вещи и полы не заляпаны и раковина остается чистой.
Под студию можно переделать гараж или пристройку к дому, но желательно чтобы это помещение было теплым и с хорошим освещением, поэтому такой популярностью пользуются чердаки и верхние этажи зданий.
Еще важным условием, но уже для монументальной живописи- высота помещения.
Задуматься лучше заранее, чтобы в последствии себя не ограничивать.
Освещение
Помещение должно быть светлым или с хорошим освещением.
Самым удобным считается место у северного или северо-восточного окна. Тогда на протяжении дня освещение натуры и холста не будут резко меняться. Окна выходящие на юг или юго-запад придется завешивать калькой. Яркие лучи солнца не должны падать на холст.
Рассеянное освещение очень удобно для работы. Для работы лучше всего выбирать естественное освещение, но в силу различных причин, это не всегда получается. Поэтому, если вы пишите при искусственном свете, выбирайте лампы дневного света.
Мольберт должен быть хорошо освещен.
Располагайтесь у окна так, чтобы свет падал слева и тень от руки не пересекала холст или планшет с рисунком.
Натуру или модель ставьте левее своего рабочего места и на таком расстоянии, с которого ее можно охватить взглядом в целом. И чем крупнее предметы, тем больше должно быть отход.
Художник должен видеть и свою работу целиком. Рекомендую почаще отходить от работы, рассматривать картину издали. Так лучше видно что получается, а что надо исправить. Тем более, место готовой картины на стене, а значит воспринимать ее должны как раз с расстояния, иногда лишние детали могут даже навредить.
Обустройство мастерской.
Доступ детей в помещение должен быть ограничен — многие компоненты красок вредны или даже ядовиты при попадении в организм человека.
В помещении должно быть спокойно и уютно. Не следует размещать в мастерской зеркало или другие отражающие предметы, отраженный свет может помещать.
Наиболее важную роль играет качество и удобство мольберта. Мольберт должен хорошо держать холст (Про выбор мольберта поговорим в одной из следующих статей).
Использование при работе стулья или табуреты, я рекомендую, лишь на этапе когда хотите наполнить картину деталями, в остальное время, они лишь ограничивают вашу свободу и доступ к картине.
Место удобных кресел и диванов на значительном расстоянии позади картины, где можно удобно устроиться и рассмотреть дело своих рук и головы. Там же в зоне отдыха, можно расположить чайник или микроволновую печь, чтобы приготовить любимый напиток (например из предложенных здесь, здесь и здесь) и разогреть принесенный их дома обед. В наше время, я не считаю, что художник должен быть голоден, да и неправильное голодание может вызвать мигрени, тогда о творчестве можно забыть на некоторый срок.
В мастерской желательно иметь всевозможные стеллажи, как для холстов (очень неудобно их хранить на полу или стенах), так и для книг (полезно иногда прерваться, посмотреть репродукции или просто красивые виды для вдохновения), для инструментов и для предметов, которые можно рисовать.
Для инструментов и материалов, в наше время очень удобно использовать пластиковые короба, они слегка прозрачны, поэтому легко видеть их содержимое и прекрасно располагаются на стеллажах.
Я как живописец, считаю, что данное место необходимо оборудовать, раковиной или душем. Это необходимо и не просто для поддержания чистоты, а для практической части, натягивания холста и бумаги и т.п.
Цвет стен, надо делать нейтральным, белым или серым, всевозможные оттенки зеленых, красных, синих цветов, будут давать неестественные рефлексы на натуру и вашу работу.
Что необходимо иметь в мастерской.
Кисти разнообразные, как по материалу, так и по форме
Краски разнообразные (разных фирм и цветов)
Растворители, масла, лаки
Палитры разнообразные, масленка
Столик под палитру с выдвижными ящиками
Степлер, скобы
Железная линейка 1м
Нож канцелярский
Бумажный скотч
Муштабель
Урна
Карандаши, ластик, пеналы коробки с карандашами и прочими материалами
Бумага
Ненужные газеты
Халат-рубашка
Ненужные тряпки
Мольберт, Этюдник, тринога
Щипцы для натягивания холста
Холст грунтованный или холст обычный, тогда грунт
Стусло и ножовка
Остальное можно подобрать индивидуально.
Все это лишь некоторые рекомендации, которые помогут вам понять, что взять за основу или какие пункты для вас лишние. Наверное это описание моей, идеальной, несуществующей мастерской. По многим материалам впоследствии еще будет дана расшифровка.
И напоследок. Пусть ваши мечты осуществляются и вдохновение никогда не покидает.
Шанько Ирина
irina-shanko.com
Что должно быть у художника
Художники рисуют там, где им удобно и то, что им нравится. Они могут работать над картиной, как дома, так и на свежем воздухе, а так же в студии. Для того, чтобы работать вне дома им нужно транспортировать свои инструменты. А это очень большой арсенал необходимых приспособлений. В студию или на природу художнику просто необходимо взять с собой этюдник.
Он представляет собой деревянный ящичек, который вмещает в себя небольшой холст, а также набор красок, палитру, кисти, растворители и лаки, пеналы и мастихины разных размеров. Все это необходимо при возможности вме6стить в небольшую коробочку. Этюдник так же может быть оснащен специальными подставками – треногами, с помощью которых художнику не придется держать этюдник в руках или располагать его на коленях. Благодаря треноге художник может работать сидя или стоя, чтобы руки были свободны.
Для работы дома художнику необходим мольберт. Он должен быть не только удобным для работы, но и вписываться в общий интерьер. Это совсем не значит, что если мольберт неуклюжий, то и домашнюю обстановку нужно сделать как можно более хаотичной и беспорядочной. Мольберт должен быть эстетически аккуратным и смотреться как часть искусства. Во многих интерьерах мольберты не используют для работы, а он ставится только для того, чтобы подчеркнуть какие-то элементы комнаты, например, наличие картин.
Для художника очень важно наличие качественных кистей. От кисти зависит качество картины и её внешний облик. Кисти могут быть с натуральным ворсом, а могут быть искусственными. Здесь нельзя сделать предпочтение чему-то одному, так как для определенного вида красок подходят определенные виды кистей. Например, для акварели используются натуральные кисти, а для масленых красок, искусственные.
Сами краски для художника, это как хорошая обувь для танцора. От красок зависит качество и насыщенность будущего творения. Многие высококвалифицированные талантливые художники утверждают, что лучше всего использовать импортные краски, но здесь, все же, нет определенного мнения. Некоторые краски отечественного производства вовсе не уступают импортным по своей насыщенности, консистенции и прочим свойствам.
Помимо красок к ним необходимы растворители. Некоторые краски имеют довольно плотную текстуру и слишком яркий цвет. Поэтому их приходится разбавлять. Это так же и экономит количество краски. Растворители должна приобретаться художником только в художественном магазине или студии.
mega-draw.ru