И. И. Дмитриев
От басни завсегда Нечаянно дойдёшь до были. Случалось ли подчас вам слышать, господа: «Мы сбили! Мы решили!» «Муха». Дмитриев считал, что басня должна удовлетворять требованиям изящного вкуса и быть приятной для чтения и слуха. Её нужно освободить от грубости языка, сделав его правильным и придав ему лёгкость, красоту, поэзию. Баснописец, по мнению Дмитриева, не моралист, которому лишь одному доступна истина, а добрый друг и мудрый советчик. Он исходит не столько из всеобщего народного опыта, сколько из личного. Поэтому в басни Дмитриева вошли личные чувства, часто домашнего свойства. Баснописец вёл беседу с читателем, исключающую сатиру или громкий негодующий смех, но содержащую важные моральные истины. Эта характеристика относится и к басне «Муха», одной из лучших в творчестве Дмитриева. Для этой басни Дмитриев взял сюжет из крестьянской, сельской жизни. Известно, сколь тяжёл труд в деревне, а пахота земли особенно тягостна. Раньше крестьяне вспахивали землю на лошадях или на быках. После трудового дня уставший и обессилевший Бык в басне Дмитриева медленно идёт домой. Баснописец выбирает для нужной ему картины выразительное слово «тащился», передавая усталость Быка, еле-еле передвигавшего ноги. На рогах у Быка сидела Муха, которая, конечно же, ничего не делала, но видела, как тяжело приходится Быку вскапывать землю. Но именно Муха приписывает себе равные с Быком заслуги: она, мол, тоже работала, тоже пахала. И даже гордо хвастается перед другой Мухой своими мнимыми трудовыми подвигами, не имея на то никаких оснований. Дмитриев, желая подчеркнуть лживые и пустые слова Мухи, ввёл выражение «поднявши нос»:
Слова Мухи «Мы пахали!» стали со времён Дмитриева крылатыми и вошли в народный обиход, в нашу речь: так стали говорить о всяком человеке, который стремится, не прилагая никаких усилий, присвоить себе чужие труды. Размышляем о прочитанном 1. Благодаря каким словам мы узнаём, что трудился только Бык, а не Муха? 2. Является ли выражение «Мы пахали!» многозначным? 3. Выучите басню наизусть, подготовьте её к конкурсному чтению. 4. Прочитайте статью о Дмитриеве, подготовьте пересказ. 5. Согласны ли вы с интерпретацией1 басни Дмитриева «Муха» В. И. Коровиным? Какое выражение можно использовать в своей речи как пословицу? Придумайте ситуацию, расскажите о ней, включив в повествование это выражение. Фонохрестоматия И. И. Дмитриев. «Муха»1. Как интонацией, тембром голоса актриса передаёт характер Мухи, которая «пахала»? 2. Что меняется в манере чтения, когда читается мораль басни? 3. Прочитайте басню так, чтобы слушатели поняли ваше отношение к Мухе-«труженице» и к морали басни, которая всегда звучит современно. |
Анализ басни Дмитриева «Муха.
? Кто из героев басни произносит мораль? Зачитай мораль басни вслух. Имеет ли право этот герой поучать всех остальных? Почему?
Мораль басни произносит Соловей. Он имеет право поучать всех остальных, потому что он – единственный среди всех настоящий музыкант (певец) и знает, о чём говорит.
?
Можно ли сказать, что участники квартета попали в смешное положение? Какая причина делает это положение смешным:
а) они не понимают, что надо учиться, чтобы стать музыкантами;
б) они смешно ищут выход: пересаживаются с места на место?
Какая причина вызывает весёлый смех, а какая — горький, грустный смех?
Смешным положение участников квартета делает и то, что они не понимают, что надо учиться, чтобы стать музыкантом; и то, что они ищут смешной выход: пересаживаются с места на место.
?
Прочитай пословицы и поговорки. Какие из них можно использовать в качестве морали к этой басне? Объясни свою точку зрения.
1. Один про Фому, другой про Ерёму.
2. Кто в лес, кто по дрова.
3. В свирелку играет, а ладу не знает.
4. Сколько с быком ни биться, а молока от него не добиться.
Первые две пословицы подходят к басне в качестве морали. Они выражают её комический смысл: то, что герои издают ужасные, негармоничные звуки на своих инструментах и постоянно спорят о том, как им сидеть. Третья пословица также может быть использована в качестве морали к этой басне. Но она выражает заложенный в ней горький смысл: герои не понимают, что, чтобы стать музыкантом, надо учиться.
?
Миша говорит, что последняя пословица не может служить моралью к этой басне.
Ты догадываешься, что Миша имеет в виду? Ты с ним соглашаешься?
Четвёртая пословица не может служить моралью к этой басне, так как речь в ней идёт о таких качествах, которые не зависят от человека.
? Рассмотрите рисунок Валентина Серова на с. 29. Какой момент басни изобразил художник? Обратите внимание на то, как сидят герои (в кружок или в ряд)? Прилетел ли уже Соловей?
Художник изобразил тот момент, когда звери сели в ряд и прилежно играют, одна лишь мартышка, выполняющая роль руководителя-дирижера, стоит напротив. Звери старательно пилят смычками по инструментам: Осёл с Козлом держат смычки вертикально, а Мишка усиленно перепиливает контрабас горизонтально. Поза у Осла торжественная, Козёл сосредоточенно смотрит в ноты, а Мишка явно настроен лирически. Мартышка испуганно смотрит на своих музыкантов, приседая, словно от ужаса, от той какофонии, которую слышит.
В басне рассказывается о том, как Муха ехала спокойно на рогах Быка. Тот еле тащился с плугом с поля, на котором пахал. И вот по дороге они повстречали другую Муху.
Бык с плугом на покой тащился
по трудах;
А Муха у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали.
При встрече другая Муха спросила, откуда они бредут еле-еле и такие уставшие. Муха, что сидела на рогах быка ответила, что они пахали.
«Откуда ты, сестра?» —
от этой был вопрос,
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда? Мы пахали!»
В конце этой басни дается мораль. И заключается она в том, что от басни всегда можно дойти до были. Басней иногда называли то, что выдумано. Быль же, наоборот, говорит о том, что случилось на самом деле. Поэтому автор и говорит о том, что вымысел и выдумка со временем могут превратиться в событие, которое произошло в действительности. И как бы в подтверждении своих слов автор спрашивает о том, случалось ли нам слышать такие слова. Например, когда лентяй говорит о том, что «мы» что-то делали, сам при этом не прикладывая к этому никаких усилий.
От басни завсегда
Нечаянно дойдешь до были.
Случалось ли подчас вам слышать,
«Мы сбили! Мы решили!»
В басне Дмитриева прослеживается противопоставление труда и безделья. И заметим, что в ней совершенно нет едкой сатиры (обличающее осмеяние, подвергнутое суровой критике) и негодующего смеха.
Однако баснописец находит совсем другие способы и приемы для иллюстрации важных моральных истин.
Материалом для басни послужил случай из крестьянской жизни. Известно, что труд крестьянина всегда был очень тяжелым и непосильным. Пахать землю им помогали лошади или быки. Один из таких тружеников и представлен в басне Дмитриева. Домой он тащится, так как безмерно устал от трудового дня. Но в произведении баснописец показывает не только трудягу Быка, но и лентяя, образ которого воплощен в Мухе. Она все это время просидела на рогах и соответственно ничего не делала. Но при встрече с другой Мухой все заслуги она приписывает только себе, хотя прекрасно понимает, что она за все это время палец о палец не ударила. Безделье свое Муха скрывает за хвастовством, и при этом она приписывает себе заслуги, которые не совершала. Хвастливость баснописец ярко выражает в том, что Муха задрала нос от своей важности и неоценимости поступка.
Наверное, многие из вас слышали такое выражение, как «Мы пахали», которое со временем стало крылатым. Мы часто используем его в речи, когда хотим сказать о человеке, который, ничего не делая, приписывает себе чужие заслуги и труды. И таким обобщением, что звучит в морали, баснописец дает понять, что это не единичный случай. И он может относиться не только к труду крестьянина. На его месте может оказаться любой человек.
Как раз в морали и виден легкий, но не менее укоряющий смех баснописца над ленью и хвастовством.
узнаешь. как аукнется так и откликнется. сытый голодного не разумеет. у фомушки неднежки — фомушка фома у фомушки нет денежки фомка фома. увсякой песни свой коней.
Как аукнется так и откликнется. — примером могут служить басни Крылова
«Кукушка и Петух» (Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку)
«Чиж и голубь» (смеялся Чиж над Голубем, да сам в силки и угодил)
«Волк и Кот» (Волк всем навредил, никто теперь ему не поможет)
Другие вопросы из категории
Читайте также
старался презирать ее; но теперь ему сделалось так жалко ее, что в душе его не было места упреку. — Он теперь здесь, скажите ему. чтоб он прост. простил меня. — Она остановилась и еще чаще стала дышать, но не плакала. — Да. я скажу ему, — говорил Пьер, — но. — Он не знал, что сказать. Наташа, видимо, испугалась той мысли, которая могла прийти Пьеру. — Нет, я знаю, что все кончено, — сказала она поспешно. — Нет, это не может быть никогда. Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за все. — Она затряслась всем телом и села на стул. Еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера.- Не будем больше говорить, мой друг, — сказал Пьер. Так странно вдруг для Наташи показался этот его кроткий, нежный, задушевный голос. Он взял и поцеловал ее руку. — Перестаньте, перестаньте, вся жизнь впереди для вас, — сказал он ей. — Для меня? Нет! Для меня все пропало, — сказала она со стыдом и самоунижением. — Все пропало? — повторил он. — Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей. Наташа в первый раз после многих дней заплакала слезами благодарности и умиления и, взглянув на Пьера, вышла из комнаты Ответьте на следующие вопросы: 1)как пьер безухов относится к наташе ростовой? 2)почему на ней женился бы безухов? 2)какие чувства отражены в этом фрагменте? дайте полные ответы пожалуйста, очень нужно.
Родник вытекал из каменистого места. Вокруг него рос густой лес, ветви и листья которого затеняли родник. Вода в роднике была чистая, холодная, как лед, и блестела, как стекло. На то место, откуда вытекала вода, кто-то положил камень с котел величиной, просверлил: его и обтесал, и в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Эй, путник, будь чистым, как этот родник». Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитали надпись, то один из них, по-видимому, купец, сказал:
Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днем и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли; и чем дальше течет, тем все больше вливается в него ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку. Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, будешь великим и достигнешь цели».
Второй путник был бедным муллой; он, качая головой, сказал:
Нет, я думаю, не так. Смысл этой надписи куда более значительный, чем вы предполагаете. Этот родник готов для всякого: кто изнывает от жары, тому он дает прохладу и душе — усладу, кто хочет пить, тому утоляет жажду,- и за все это он ни от кого не ждет награды. А если так, смысл этой надписи таков: если делаешь кому добро, то не возлагай на него обязанность, ответить тем же. Вот о чем говорит эта надпись.
Третий — путник, очень стройный, красивый юноша стоял молча. Товарищи спросили его, как он думает. Юноша ответил:
Я думаю иначе. Если бы вода, в этом роднике стояла спокойно на одном месте, то травы и мусор, попадая в нее, замутили бы и загрязнили ее; тогда люди и животные не так любили бы родник. Но так как родник течет беспрестанно днем и ночью, то он очищается и за это его все любят. Если так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник, ибо, когда смотришь в него, то видишь, как в нем отражаются блеск солнца и отсветы травы, если они глядятся в него? поэтому душу, как этот родник, держи открытой для всех,- пусть в ней видно будет все.
жизни и подделка под неё внутри человеческой личности!ПОмогите пожалуйста.Очень важно!!
могу 5 пункт написать(((ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА
Басня И.И.Дмитриева «Муха» пользуется особой популярностью в народе. В ней противопоставляются труд и безделье. В басне нет едкой сатиры, она написана в деликатной манере. Сюжет басни был подсказан самой жизнью.
Викторина по басне И.И.Дмитриева «Муха» содержит 11 вопросов. На все вопросы даны ответы.
Составитель викторины: Ирис Ревю
1. С каким сельскохозяйственным инструментом «тащился» бык?
Ответ:
с плугом
3. В каком году была написана басня «Муха»?
Ответ:
в 1803 году
4. Кем придуман сюжет басни «Муха»?
Ответ:
Басня восходит к Эзопу и Федру, затем к Лафонтену («Le Coche et la Mouche» — «Дилижанс и муха»). А по сведениям библиографа девятнадцатого века М.Н.Лонгинова у истоков этой басни стоит французский сочинитель Пьер Вилье.
5. Как вы считаете, в басне «Муха» И.И. Дмитриев противопоставляет:
1. трудолюбие и безделье?
2. добро и зло?
3. богатство и бедность?
Ответ:
1. Трудолюбие и безделье
6. Как вы думаете, почему Муха присваивает себе труд быка?
Ответ:
Муха воспользовалась удобной ситуацией. Эта басня о тех, кто приписывает себе те или иные достижения лишь на том основании, что они были рядом с авторами этих достижений.
7. Какое выражение из басни «Муха» стало широко известным?
Ответ:
«Мы пахали»
8. Как вы считаете, потеряла ли актуальность басня в наши дни?
Ответ:
проблемы, поднятые в произведении, не исчезли и в наши дни. Басня современна до сих пор
9. Какая басня И.А.Крылова близка по содержанию к басне И.Дмитриева «Муха»?
Ответ:
«Муха и Дорожные»
10. У каких баснописцев, кроме Крылова, есть басни, схожие по содержанию с басней Дмитриева «Муха»?
Ответ:
На русский язык басню эту переводили, кроме Крылова, Сумароков («Муха и карета») и Хвостов («Муха и берлин»)
11. Отметьте пословицу, в которой заключена главная мысль басни «Муха»:
1. «Труд человека кормит, а лень портит»
2. «Кто ест скоро, тот и работает споро»
3. «Умел ошибиться, умей и поправиться»
Ответ:
«Труд человека кормит, а лень портит»
Ответы к школьным учебникам
Басни: И. Крылов «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет», И. Хемницер «Стрекоза», «Друзья», Л. Толстой «Стрекоза и муравьи», А. Измайлов «Кукушка», И. Дмитриев «Муха».
2. Как вы отличите басню от сказки, рассказа и стихотворения? Приведите примеры и сравните.
Басня
— стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.
Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.
Сказка
— это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом, это более объёмное произведение с развёрнутым сюжетом.
Рассказ — это малая форма повествовательной прозы. В основе рассказа, как правило, один случай из жизни героя. Сюжет рассказа прост, композиция представляет собой прямую последовательность событий, число действующих лиц невелико. События развиваются динамично, всё происходит в небольшой отрезок времени.
Стихотворение — это небольшое поэтическое произведение, написанное ритмизованной речью.
3. Вспомните басни Эзопа. Чем они отличаются от басен И.А. Крылова, И.И. Хемницера?
Басни Эзопа: «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград». Основное отличие басен Эзопа относится к внешнему построению текста: басни Эзопа написаны в прозе, басни И.А. Крылова и И.И. Хемницера — в стихах.
4. Вспомните, из каких басен эти слова, ставшие пословицами.
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь». — И. Крылов «Квартет»
«А Васька слушает да ест». — И. Крылов «Кот и повар».
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться». — И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».
«Друг друга всяк зовёт,
А братский воз ко дну идёт». — И. Хемницер «Мужики».
«Вот выше сяду на суку.
Ну, слушайте теперь:
Ку-ку, ку-ку, ку-ку». — А. Измайлов «Кукушка».
«А воз и ныне там». — И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».
5. Вспомните и назовите имена русских баснописцев.
Баснописцы: Иван Андреевич Крылов, Иван Иванович Дмитриев, Александр Ефимович Измайлов, Иван Иванович Хемницер. Басни писал и Лев Толстой.
6. Назовите по иллюстрациям басни и их героев. Прочитайте ту, которая вам нравится.
1) А. Измайлов «Кукушка».
2) И. Дмитриев «Муха».
3) И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».
7. Прочитайте пословицы. Какая из них может быть моралью басни? Назовите басни и докажите правильность своего выбора.
1) Без беды друга не узнаешь — басня И. Хемницера «Мужики»;
2) Как аукнется, так и откликнется — басня И. Крылова «Стрекоза и Муравей»;
3) Сытый голодного не разумеет — басня И. Крылова «Волк и Ягненок»;
4) У Фомушки денежки — Фомушка, Фома;
У Фомушки нет денежки — Фомка, Фома. — басня И. Крылова «Ворона и Лисица»;
5) У всякой песни свой конец — И. Крылов «Волк на псарне»;
8. Выберите героя басни и попробуйте от его имени рассказать историю, которая с ним приключилась.
История может быть такой: «Послушайте меня, друзья, я — Кукушка — прилетела издалека, и там я слышала, как поёт Соловей. От его пения замирает сердце, кружится голова, и ты забываешь всё на свете. Но я тоже чудесно научилась петь. Вот послушайте: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку».
репродукций басен Эзопа — Fine Art America
Товары Художники
Результаты: 414
Результаты: 414
Ретро-графика
3 дизайна
Архив Пирса
55 дизайнов
Бриджмен Изображения
44 дизайна
басня эзопа Художники
басня эзопа Художники
Декоративный кузнечик I Art Print
22 доллара
18 долларов
Если мы опоздали Арт-принт
100 долларов
80 долларов
Лиса и виноград
16 долларов
13 долларов
Лисица и виноград, иллюстрация к басням Жана де Лафонтена, 1621–1695, цветная офсетная художественная печать
18 долларов
14 долларов
Французская этикетка с изображением лисы и аиста на спичечных коробках
22 доллара
18 долларов
Сцена из басни Эзопа Художественная печать
17 долларов
14 долларов
Северный ветер и солнце, иллюстрация из басен Эзопа, опубликованная Heinemann, 1912-цветная художественная печать
18 долларов
14 долларов
Французский принт с черепахой и зайцем на спичечных коробках
22 доллара
18 долларов
Художественная печать лисы и винограда
17 долларов
14 долларов
Художественная печать жалобы павлинов
17 долларов
14 долларов
Басни Эзопа. Величайшие книги Эзопа. Серия художественных принтов 589. Художественный принт.
30 долларов
24 доллара
1615 Эзоп Танцующие Животные Филострат Художественный Принт
45 долларов
36 долларов
Художественный принт Aesop с изображением ребенка
16 долларов
13 долларов
Художественный принт Aesop с изображением ребенка
16 долларов
13 долларов
Репродукция Эзопа, созданная собственными руками младенца
16 долларов
13 долларов
Деревья и топор из художественной гравюры Эзопа
17 долларов
14 долларов
Заяц и черепаха, иллюстрация из басен Эзопа, опубликованная Heinemann, цветная художественная печать 1912 г.
$18
14 долларов
Лев и комар Французская этикетка для спичечных коробков
22 доллара
18 долларов
Волк и журавль
17 долларов
14 долларов
Художественный принт «Тщеславная галка»
17 долларов
14 долларов
Заяц и черепаха
17 долларов
14 долларов
Лев и Мышь Художественный Принт
17 долларов
14 долларов
Художественный принт «Скупой и его золото» — «Золотые яйца»
16 долларов
13 долларов
Художественная печать Boaster
16 долларов
13 долларов
Дикобраз, змея и компания-Медведь и пчелы Художественный принт
16 долларов
13 долларов
Королевское бревно и королевский аист
16 долларов
13 долларов
Художественный принт «Олень и виноградная лоза»
16 долларов
13 долларов
Олень в стойле для быков — художественный принт «Олень и лев»
16 долларов
13 долларов
Художественная печать брата и сестры
16 долларов
13 долларов
Художественная гравюра Fortune and the Boy
16 долларов
13 долларов
Содержание Страница женщина с ребенком Art Print
16 долларов
13 долларов
Пес на сене-Лягушка и Бык Художественный принт
16 долларов
13 долларов
Художественная печать Ленивые горничные
16 долларов
13 долларов
Дуб и тростник-Пихта и ежевика Художественная гравюра
16 долларов
13 долларов
Горячая и холодная художественная печать
16 долларов
13 долларов
Художественный принт «Жалоба павлина»
16 долларов
13 долларов
Художественный принт «Сокровища фермера»
16 долларов
13 долларов
Художественная гравюра «Мышь, лев и женатая мышь»
16 долларов
13 долларов
Кошка и Венера-Мыши в Совете Art Print
16 долларов
13 долларов
Художественная печать «Пес и тень»
16 долларов
$13
Клятвы пастуха — Художественная печать «Лошадь и осел»
16 долларов
13 долларов
Художественная печать «Петух и жемчуг»
16 долларов
13 долларов
Художественный принт «Осел в львиной шкуре»
16 долларов
13 долларов
Художественная печать «Ворона и кувшин»
16 долларов
13 долларов
Художественный принт «Лошадь и человек-осел и враг»
16 долларов
13 долларов
Человек, который никому не угождал, репродукция
16 долларов
13 долларов
Художественная гравюра «Взятый в плен трубач»
16 долларов
13 долларов
Художественный принт «Тщеславная галка»
16 долларов
13 долларов
Художественный принт «Связка палочек»
16 долларов
13 долларов
Испуганный лев
16 долларов
13 долларов
Художественная печать «Человек и змея»
16 долларов
13 долларов
Лев в любви Art Print
$16
$13
Лиса без хвоста
16 долларов
13 долларов
Лиса и виноград
16 долларов
13 долларов
Неблагодарный волк-рыбак и рыба, репродукция
16 долларов
13 долларов
Лиса и маска Арт-принт
16 долларов
13 долларов
Змея и файл-арт
16 долларов
13 долларов
Лиса и журавль
16 долларов
13 долларов
Художественная гравюра «Деревья и лесник»
16 долларов
13 долларов
Художественная печать «Ни зверь, ни птица»
16 долларов
13 долларов
Художественная печать The Two Jars-The Two Crabs
16 долларов
13 долларов
Художественный принт «Петух, осел и лев» — «Осел и комнатная собачка»
16 долларов
13 долларов
Ребёнок с животными
16 долларов
13 долларов
Геркулес и Вагонер Художественная гравюра
16 долларов
13 долларов
Курица и лиса-Кот и лиса Art Print
16 долларов
13 долларов
Ветер и солнце Арт-принт
16 долларов
13 долларов
Художественная гравюра «Осел и больной лев»
16 долларов
13 долларов
Лев и статуя
16 долларов
13 долларов
Заяц и черепаха-Заяц и лягушки Art Print
16 долларов
13 долларов
Слепая лань
16 долларов
13 долларов
Лиса и комары
16 долларов
13 долларов
Следующий
414
Manvotional: Басни Эзопа | Искусство мужественности
Басни Эзопа могут показаться «детскими вещами», и, конечно же, их короткий характер и антропоморфные персонажи делают их легкими для чтения для молодежи. Но, недавно прочитав книгу о них, я был в восторге от быстрого удара по штанам, который они дают; их короткие, содержательные сообщения, безусловно, могут быть оценены мужчинами так же, как и парнями. Хотя несколько басен Эзопа стали известны во всем мире, их буквально сотни. Вот лишь некоторые из моих новых фаворитов.
Фермер и аист
Фермер раскинул сети на недавно засеянной пашне и поймал несколько журавлей, которые пришли подобрать его семена. Вместе с ними он поймал и Аиста. Аист, у которого сеть сломала ногу, умолял Фермера пощадить его. «Пожалуйста, спаси меня, Учитель, — сказал он, — и отпусти меня на этот раз на волю. Моя сломанная конечность должна вызывать у вас жалость. К тому же я не журавль, я аист, птица с прекрасным характером; и увидишь, как я люблю и рабствую для отца и матери. Взгляни и на мои перья, они ничуть не похожи на журавлиные. Фермер громко рассмеялся и сказал: «Может быть, все так, как вы говорите; Я знаю только то, что я взял тебя с этими разбойниками, Журавлями, и ты должен умереть в их обществе.
Рыбки одного полета собираются вместе.
Лис, упав в глубокий колодец, был задержан там в плену, так как не мог найти выхода. Коза, одолеваемая жаждой, подошла к тому же колодцу и, увидев Лису, спросила, хороша ли вода. Лис, скрывая свое печальное положение под веселой маской, не скупился на похвалы воде, говоря, что она безмерно прекрасна, и поощрял его спускаться. Коза, помня только о своей жажде, необдуманно прыгнула вниз, как только он утолил свою жажду, Лиса сообщила ему о затруднении, в котором они оба оказались, и предложила план их общего побега. «Если, — сказал он, — ты упрется передними ногами в стену и нагнешь голову, я взбегу тебе по спине и убегу, а потом помогу тебе выбраться». Когда Козел с готовностью согласился на это второе предложение, Лиса вскочила ему на спину и, опершись на рога Козы, благополучно добралась до устья колодца, после чего тотчас же помчалась так быстро, как только могла. Коза упрекнула его в нарушении его сделки, когда он обернулся и закричал: «Глупый ты старик! Если бы в твоей голове было столько же мозгов, сколько волос в твоей бороде, ты бы никогда не спустился вниз, пока не осмотришь путь наверх, и не подверг бы себя опасностям, от которых у тебя не было бы возможности спастись».
Смотри, прежде чем прыгнуть.
Два путешественника
Двое мужчин путешествовали вместе, когда на их пути неожиданно встретился медведь. Один из них быстро взобрался на дерево и спрятался в ветвях. Другой, видя, что на него должны напасть, упал плашмя на землю, а когда Медведь подошел и ощупал его своим рылом и обнюхал его всего, он затаил дыхание и притворился мертвым настолько, насколько мог. мог. Медведь вскоре покинул его, ибо говорят, что он не тронет мертвого тела. Когда он совсем ушел, другой путник спустился с дерева и, обратившись к своему другу, шутливо осведомился: «Что это Медведь прошептал ему на ухо?» он ответил: «Он дал мне такой совет: никогда не путешествуй с другом, который покидает тебя при приближении опасности».
Несчастье проверяет искренность друзей.
Больной лев
Лев, будучи не в состоянии от старости и немощи прокормить себя силой, решил сделать это хитростью. Он отправился в свою берлогу и, лежа там, притворился больным, заботясь о том, чтобы о его болезни стало известно всем. Звери выражали свою скорбь и приходили один за другим в его логово, чтобы навестить его, когда лев пожирал их. После того как многие звери исчезли таким образом, Лиса обнаружила хитрость и, представ перед Львом, встала снаружи пещеры на почтительном расстоянии и спросила его, как он поживает; на что он ответил: «Я очень середнячок, но почему ты стоишь без? Пожалуйста, войдите внутрь, чтобы поговорить со мной». Лиса ответила: «Нет, спасибо, я заметила, что в твою пещеру входит много отпечатков ног, но я не вижу никаких следов возвращения».
Мудр тот, кто предупрежден несчастьями других.
Хвастливый путешественник
Человек, путешествовавший по чужим землям, по возвращении в свою страну очень хвастался множеством замечательных и героических поступков, совершенных им в разных местах, которые он посетил. Между прочим, он сказал, что, когда он был на Родосе, он прыгнул на такое расстояние, что ни один человек его времени не мог прыгнуть рядом с ним, и что на Родосе было много людей, которые видели, как он это делал, и которых он могли вызвать в качестве свидетелей. Один из прохожих, прервав его, сказал: «Ну, мой добрый человек, если все это правда, то свидетели не нужны. Предположим, что это Родос; а теперь твой прыжок.
Охотник и рыбак
Охотник, возвращаясь с собаками с поля, случайно столкнулся с рыбаком, принесшим домой корзину, полную рыбы. Охотнику захотелось рыбы; и их владелец испытывал не меньшую тоску по содержимому охотничьего мешка. Они быстро согласились обменять продукты своего дневного спорта. Каждый был так доволен своей сделкой, что какое-то время они день за днем обменивались одним и тем же товаром. Сосед сказал им: «Если вы будете продолжать в том же духе, вы скоро лишите себя удовольствия от обмена, и каждый снова захочет сохранить плоды своей забавы».
Человек пришел в лес и обратился к Деревьям с просьбой предоставить ему рукоять для топора. Деревья согласились на его просьбу и дали ему молодой ясень. Как только человек приделал из него новую рукоятку к своему топору, он начал им пользоваться и быстро срубил своими ударами самых благородных лесных великанов. Старый дуб, оплакивая, когда слишком поздно погибло его товарищей, сказал соседнему кедру: «Первый шаг потерял всех нас. Если бы мы не отказались от прав ясеня, мы могли бы сохранить наши собственные привилегии и стоять веками».
Остерегайтесь мелких уступок.
Комар и Бык
Комар уселся на рог Быка и долго там сидел. Как только он собирался улететь, он издал жужжащий звук и спросил Быка, хочет ли он, чтобы он ушел. Бык ответил: «Я не знал, что ты пришел, и я не буду скучать по тебе, когда ты уйдешь».
Некоторые люди имеют большее значение в своих собственных глазах, чем в глазах своих соседей.
Мальчик, купающийся в реке, мог утонуть. Он позвал на помощь путника, проходившего мимо. Путешественник, вместо того, чтобы протянуть руку помощи, равнодушно встал и отругал мальчика за его неосторожность. — О, сэр! — воскликнул юноша. — Пожалуйста, помогите мне сейчас, а потом ругайте меня.
Советник без посторонней помощи бесполезен.
Блоха и человек
Человек, очень раздосадованный блохой, наконец поймал ее и сказал: «Кто ты такой, что осмеливаешься питаться моими конечностями и доставлять мне столько труда в поимке?» ты?» Блоха ответила: «О мой дорогой сэр, пожалуйста, пощадите мою жизнь и не губите меня, потому что я не могу причинить вам большого вреда». Человек, смеясь, ответил: «Теперь ты непременно умрешь от моей руки, ибо никакое зло, маленькое оно или большое, не должно быть терпимо».
Отец и его сыновья
У отца была семья сыновей, которые постоянно ссорились между собой. Когда ему не удалось исцелить их споры своими увещеваниями, он решил дать им практическую иллюстрацию зла разобщения; и для этой цели он однажды велел им принести ему связку хвороста. Когда они это сделали, он вложил сверток в руки каждому из них по очереди и приказал разломать его на части. Каждый из них старался изо всех сил, но не смог этого сделать. После этого Отец приказал развязать узел и дал каждому из своих Сыновей по одной палке; в то же время предлагая ему попытаться сломать его, что каждый сделал со всей вообразимой легкостью.