Мастерская творчества
Сегодня мы продолжим наш разговор о фотографии. Как и в прошлый раз, мы возьмем для пристального изучения одну узкую тему и попутно поговорим об общих вопросах (все фотографии в этом уроке мои).
Но для начала я хочу сделать несколько замечаний по поводу работ, присланных на разбор по предыдущей теме «Съемка городских видов».
Общие замечания по присланным работам
Честно скажу, мне было очень приятно получить столько снимков после первого же урока. Спасибо всем за инициативу. Фотографии очень разные, есть хорошие, и почти все многообещающие. Хоть местами первый блин и вышел комом, но в каждой картинке виден потенциал автора. Впрочем, сам по себе потенциал не гарантирует получения классных фотографий. Потенциал надо развивать. Вот несколько советов, которые относятся к многим из присланных вами кадров.
1. Аккуратнее
Кривой горизонт, засвеченное белесое небо, посторонние туловища или ветки в кадре — все это явления одного порядка.
Что касается кадров с засвеченным небом, то это грубый брак, который можно и нужно исправлять еще при съемке, снимая более темные дубли. Подробней об пересвете и экспозиции в целом мы поговорим в следующий раз, а пока просто найдите в своем фотоаппарате функцию экспокоррекции и используйте ее, если автоматический замер промахнулся.
2. Смелее
Друзья, будьте смелее. Робкие фиксации родного двора или окрестностей офиса — это хорошо, но только для разминки. Не бойтесь гулять с фотоаппаратом и снимать самые разные сюжеты, с верхних точек, от земли, слева и справа.
Пробуйте снимать одно и то же вертикально и горизонтально, смещайте основной объект из центра кадра. Никто вас не осудит за лишний дубль.3. Критичнее
Величайшие фотографы мира постоянно делают неудачные снимки, просто они их никому не показывают. Отбор — это важно. После того, как вы сделали серию кадров, безжалостно удаляйте мусор. Оставляйте только то, что действительно вам нравится. Показывайте свои картинки родственникам и друзьям, пусть они подскажут вам, какие из ваших снимков больше радуют. Из лучшего выбирайте самые сливки и присылайте на разбор. Только при помощи здоровой самокритики можно поднять уровень своего мастерства. При этом, конечно, не надо впадать в крайности и искать в своих фотографиях одни неудачи. Бесполезных фотографий не бывает, каждый кадр что-то добавляет к вашему саморазвитию.
4. Не усложняйте
Некоторые участники фотошколы прислали на разбор работы в сложных техниках вроде HDR, или с применением масок, или с глубокой цветокоррекцией. Ни одна из этих работ ничего не выиграла от тяжелой обработки. Не забывайте, пожалуйста, что маски и фильтры — это огранка, для которой вам сначала нужно найти яркий самоцвет. Нет смысла шлифовать уголь. Проводите больше времени с камерой в руках и меньше перед компьютером. Для наших фотошкольных дел дел вполне достаточно самой простой обработки.
5. Игра для поднятия боевого духа: репортер и редактор
Хочу предложить всем участникам фотошколы игру, которая сильно помогла мне самому. Я и сейчас иногда так поступаю, когда у меня творческий ступор, очень бодрит. Кроме того, это отличный способ развлечься на выходных. Итак, вы идете на съемку, причем не просто погулять с друзьями и пощелкать, а именно на съемку, лучше всего в одиночку. Представьте себе, что вы — репортер на задании. Снимайте только интересные явления и события, не размениваясь на чепуху. Отсняв такую серию, вы приходите домой и со всей суровостью удаляете все, кроме одного самого лучшего кадра.
Один из моих кадров, снятых во время игры в репортера и редактора
Как же, как же это, ведь все хорошие?! Вот так, удаляем и все тут. Теперь вы уже не репортер, а ехидный фото-редактор глянцевого журнала, который ни за что не купит у репортера больше одной фотографии. Очень важно отбирать лучший кадр самому, ни с кем не советуясь.
После этого вы идете на съемку снова и опять удаляете все, кроме лучшего кадра. После нескольких таких прогулок у вас получится мини-портфолио из нескольких хороших фотографий. Эта подборка, помимо всего прочего, расскажет вам о ваших предпочтениях в фотографии и в жизни лучше любого психолога. Действуйте!
Переходим к теме второго урока.
Фотографируем на рассвете
В прошлый раз мы с вами уже немножко говорили о качестве света и о таком понятии, как режимный свет. Для любого вида фотографии, где роль основного источника света играет солнце, наилучшим временем съемки является утро или вечер. Конечно, это не догма, никто не запрещает фотографировать днем. К примеру, переменная облачность, создающая рассеянный свет с чередованием света и тени, также хороша для съемки вне помещения. Можно снимать при отраженном дневном свете, можно снимать объекты, полностью находящиеся в тени и много другое. Но наиболее простой способ получить приятный для глаза свет — это снимать во время около рассвета или заката (при условии, конечно, что небо не затянуто облаками). Оттенки рассвета и заката необычны, а низкое положение солнца над горизонтом обеспечивает хорошую передачу объема (попробуйте посветить лампочкой на чашку сбоку и сверху, сразу станет понятнее).
Более подробно о качестве света, о том, почему режимный свет лучше подходит для натурной съемки и о разных типах естественного света (режимном, отраженном, прямом, рассеяном дневном и других) читайте в прекрасной статье классика американского пейзажа Алана Брайота (Alain Briot) под названием The Best Light. Она по-английски, как и большинство лучших статей о современной фотографии.
Итак, об одной из двух разновидностей режимного света, о рассветном, мы и будем сегодня говорить.
Почему именно рассвет, а не закат? Во-первых, я просто люблю рассветные краски, они дают кадру ощущение свежести, новизны, рождения чего-то прекрасного. Во-вторых, это отличное фотографическое упражнение, своего рода охота, поэтому мне хочется подтолкнуть вас к лучшему пониманию фотографии именно через съемку рассвета. В самом деле, закат постоянно видят все. А вот застать рассвет, да не просто увидеть краем сонного глаза, а встретить его во всеоружии, с камерой наготове и в правильном месте — это настоящий фотографический опыт.
Одно из самых сильных ощущений — когда вылезаешь на съемку ни свет ни заря, проклиная все на свете и клацая зубами от холода, ставишь штатив чертыхаясь — и вдруг застываешь на месте, пораженный чудом рождения нового дня. И каждый удачный снимок, сделанный на рассвете, долгие годы возвращает автора к этому состоянию сопричастности красоте. Не говоря уже о том, что завораживает зрителя, если кадр действительно получился.
Линия заброшенных финских маяков у о. Путсаари, Ладожское озеро
Теперь давайте перейдем от лирики (которая сама по себе очень важна для фотографии) к деталям. На какие моменты стоит обратить внимание, выходя на охоту за солнцем?
Желательно использовать штатив или иной вид опоры
Утром выдержки будут сравнительно длинными, и съемка с рук скорее всего приведет к нежелательной потере резкости. Обзаведитесь штативом/моноподом, или выберите какой-то неподвижный объект, на который можно положить фотоаппарат для съемки в режиме автоспуска.
Верные друзья фотографа: штатив, велосипед и противоударный бокс
Очень важно аккуратно выбрать время для съемки
Рассвет никогда не длится долго, хотя в зависимости от широты его длительность может меняться. Чем ближе вы к экватору, тем короче будет рассвет, и наоборот. Снимая летом на севере — в Карелии, скажем — вы получите по паре часов до и после восхода солнца, хотя сам момент отрыва солнца от линии горизонта все равно длится минуты. Если вы в Египте или в Крыму, у вас будет в запасе всего час, а солнце будет подниматься буквально на глазах. На юге спустя полчаса-сорок минут после восхода солнца свет становится жестким и плохо пригодным для фотографических дел, нужно применять ухищрения типа фильтров или искусственной подсветки. Тут все просто: успел — есть снимок, не успел — не обижайся.
Успел, плюс птичка вовремя пролетела:
Не успел, в горных долинах рассветное солнце появляется очень неожиданно и при чистом небе почти сразу дает очень жесткий свет:
Узнать время восхода солнца можно на сайтах с прогнозами погоды; во многих GPS-навигаторах тоже есть такая функция. Тут надо делать поправку на то, что обычно дается время отрыва солнца от горизонта, а интересный свет начинается раньше, плюс надо еще придти на место и подготовится к съемке. Делайте запас на полчаса-час.
Полезно помнить про тональность
В зависимости от конкретного момента до или после восхода солнца основные цвета, окрашивающие сцену, будут различаться. До рассвета это холодные оттенки, фиолетовые или голубые. После — теплые, красные или оранжевые. Пользуясь тайным знанием о том, что во время рассвета все цвета усредняются к холодным или теплым, можно создавать эффектные изображения, основной фишкой которых будет как раз единая тональность. Для примера два вида, снятых с той же точки, что и заглавная картинка с о. Путсаари.
Серию разнообразных и впечатляющих кадров можно получить, если заранее найти интересный вид и поработать на месте подольше, сделав серию дублей как до, так и после восхода солнца.
Не забывать про направление съемки
Этот совет может показаться на первый взгляд банальным, однако в нем есть практическая суть, связанная с предыдущими рекомендациями насчет поиска вида. Когда мы ищем заранее интересную точку для завтрашней съемки рассвета, полезно знать — а с какой стороны, собственно говоря, взойдет солнце? Если не учесть этот момент, то можно получить вместо мягкого рисующего света скучную тень. При этом стоит помнить, что чем дальше мы от экватора, тем больше разница между географическим востоком и реальной точкой восхода солнца. На том же Ладожском озере, скажем, летнее солнце всходит почти на севере (а что твориться за полярным кругом, так это вообще безобразие 🙂 Т.е. планируя съемку, полезно утром накануне прикинуть, где на самом деле восходит в этих краях солнце.
Кроме того, можно снимать как по солнцу, как во всех ранее приведенных примерах, но можно, конечно, воспользоваться теплым утренним светом для съемки в любую другую сторону. Тут важно не снимать сразу после восхода солнца, когда местность погружена в сумеречную тень. Надо немного подождать, когда вся сцена будет освещена золотым светом.
В общем, полезно планировать, откуда и куда будет светить солнце на рассвете, а если рассчет оказался неверен — не стоит расстраиваться, возможно, картина за плечом превосходит все ожидания. Золотой рассветный свет, как я уже не раз говорил, является наилучшим для любых съемок вне помещения.
Не сдаваться!
Рассвет, конечно, гораздо более частое и периодическое явление, чем радуга или северное сияние, однако он длится недолго и не всегда, как кажется, способен добавить что-то интересное в кадр. В самом деле, а если небо затянуто облаками? Если нет, ну вот нету никакой надежды на появление солнца, надо бросить все и уйти? Ничего подобного. На самом деле, почти каждый рассвет несет в себе хоть несколько секунд зрелищного света.
Этот снимок был сделан именно в такой день, когда тяжелая облачность, казалось бы, не оставляла мне никакой надежды. И действительно, солнце в тот день вышло из-за туч секунд на 30 — как раз достаточно для того, чтобы сделать несколько кадров на заранее пристрелянной позиции. Если вы уже собрались снимать рассвет и встали поутру, не бросайте дело на полпути — и фортуна будет вам благоволить.
Помнить, от чего зависит относительный размер солнца на кадре
Простое правило: чем шире объектив или положение зума — тем меньше будет солнце. И наоборот, при работе с телеобъективом или приближающим положением зума солнце будет относительно больше.
Главное следствие из этого правила такое, что невозможно одновременно широко захватить передний план прямо перед собой и получить крупное солнце на кадре, что бы ни казалось нашему адаптивному зрению.
И снова о композиции
Повторение — мать учения, и это имеет к композиции самое непосредственное отношение. Только путем многократных тренировок можно придти к тому, что глаз будет быстро выбирать интересные композиции из окружающей реальности. Лучше всего, конечно, вообще не думать о композиции и снимать по воле музы, но такой автоматизм требует долгой практики. Нет ничего страшного в том, чтобы осознанно подумать о построении снимка перед нажатием кнопки. Итак, повторяю свои нехитрые советы.
а) не в прицел смотришь!
Разбираем на примере вот такого абстрактного предрассветного снимка:
Очевидно, что разрыв между островами тут — композиционный центр, а вместо линии горизонта у нас имеется кромка воды. Классическая работа горе-снайпера:
Это самое скучное композиционное решение из всех возможных, потому что именно так люди видят повседневную реальность. Если мы хотим заинтересовать зрителя, нам нужно выходить за рамки привычного опыта. Сдвигаем горизонт из центра, убираем точку схода перспективы на пересечение третей в верхний левый угол:
Так-то лучше.
Если ситуация настойчиво предлагает вам симметричное построение снимка, попробуйте в дальнейшем кадрировать получившийся кадр под квадрат.
Такое кадрирование часто наилучшим образом соответствует симметричному построению кадра.
б) трети и точка силы
Если перед вами интересный вид, но не совсем понятно, как разместить детали в кадре, вспомните про волшебные трети. Кадр делится на трети, нечто главное располагается на этих воображаемых линиях. Перекрестье линий образует «точку силы», которая притягивает внимание зрителя в первую очередь. Сегодня у нас в эпицентре событий солнце.
в) весы
Давайте попробуем понять, что не так с этим снимком, снятым в предрассветных сумерках. Он как раз из тех, что вроде бы и симпатично, да что-то не то.
Помимо мелких недочетов (неба сверху слишком много, воды снизу не хватает), главная проблема тут — создающий дисгармонию «завал масс» вправо.
Смотрим на снимок расфокусированным зрением, выявляем пятна, кладем их на весы и видим ту же картину более отчетливо:
Улыбайтесь
Фотография —это весело (особенно если у вас позавчера не клацнул дедлайн по сдаче работы). Не относитесь ко всему этому слишком серьезно, просто больше фотографируйте и чаще улыбайтесь.
Характерные ошибки при съемке рассвета
- Универсальный совет №1 — спросите себя, зачем вы нажимаете на кнопку. Фотография — это своего рода язык. Каждое фото — это текст, история, только рассказанная визуальными средствами. Спросите себя, что вы хотите сказать людям. Если фотография молчит, то это брак.
- Универсальный совет №2 — посмотрите на получившийся снимок глазами постороннего человека. Как если бы вы увидели это фото в журнале или просто на полу в метро. Интересно? Если нет, отложите картинку в сторону, это был полезный урок для вас, но не надо показывать его другим.
1. Невовремя
Мы уже обсудили с вами основную специфическую ошибку, которую можно сделать при съемке рассвета. Она, в общем-то, имеет отношение скорей к человеческой природе, чем к фотографии. Если начать съемку слишком рано, будет темно и скучно. Если начать снимать слишком поздно, мы упустим рассветные краски.
2. Масштаб
Включая солнце в кадр, мы неизбежно сталкиваемся с проблемой масштаба. Как мы уже говорили, либо крупное солнце, либо широкий вид на местность. Восхищенный глаз видит солнце прекрасным и большим, беспристрастный объектив фиксирует его мелким и невпечатляющим. Сравните, скажем, наш заглавный снимок с еще одной вариацией, снятой широкоугольным объективом.
Это даже не столько ошибка, сколько потенциальный источник разочарования. Как, все же было так замечательно, и что же?! Эта маленькая точка — и есть мое дивное солнце? Важно помнить, что ни утки на пруду, ни солнце на горизонте не будут выглядеть крупно на снимке, если кадр делается широкоугольной оптикой/зумом в широком положении. Чем-то надо жертвовать.
Сочинение на тему Рассвет (описание рассвета) 5, 6 класс
Рождение каждого нового дня начинается с рассвета. Это время, когда оживает природа. Некоторые люди уже проснулись, вышли на утреннюю пробежку, а есть и такие, которые трудятся по ночам и всякий раз могут наблюдать всю прелесть рассвета.
Каждый человек хотя бы раз в жизни обязательно должен встретить рассвет только для того, чтобы увидеть, как прекрасно рождение нового дня. Это совершенно незабываемое зрелище! И мне довелось однажды его наблюдать в одно июньское утро.
Как необычно и завораживающе начинается рассвет. Темное небо плотным одеялом постепенно отступает от небосклона, ночные тучи будто растворяются в нем, и открывается взору небесная красота. Слегка мутная дымка, нависшая над землей, постепенно рассеивается в воздухе и потом вовсе исчезает. В атмосфере царит тишина, которую нарушают лишь тонкие голоса проснувшихся птиц, разливающиеся повсюду. Очень необычным кажется и запах рассвета, его не сравнить ни с чем. Легкая свежесть аккуратно касается носа, вызывая приятные ощущения радости и счастья. Еле уловимый ветерок ласково обволакивает и касается тела. Где – то высоко в небе несмело пролетела птица, как будто разминая крылья после ночного сна. Откуда – то издалека доносится лай собак, которые тоже радуются началу нового дня.
Не менее привлекательным в рассвете является пробуждение ото сна небесного светила. Лучи солнца, словно играя с природой, кокетливо пробиваются сквозь толщи неба. А когда лучик добрался до земли, приходит и ее очередь пробуждаться. Капельки росы на траве начинают переливаться и сверкать на солнце, словно крошки бриллиантов. А самые маленькие росинки исчезают прямо на глазах под действием теплых солнечных лучей. А как чудесно увидеть на листочке божью коровку, которая подбирается к капельке росы, чтобы умыться. У насекомых уже наступило утро вместе с восходом солнца. Разные букашки выползают погреться на солнышке и расправить свои лапки и крылышки.
Вот такое чудесное зрелище предстало моим глазам в одно прекрасное летнее утро. Хотелось запомнить каждое мгновение происходящего, отметить даже самую мелочь. Мне надолго, а, может быть, и на всю жизнь запомнится этот необыкновенный рассвет! Ради того, чтобы насладиться всеми прелестями рождения нового дня можно и не выспаться!
Сочинение Описание рассвета
Согласно законам природы между однообразной чередой дней и ночей наблюдаются недолгие, чудесные явления. Благодаря рассвету мутные очертания, блики теней становятся отчетливей. А переход от темноты к яркому дневному свету настолько плавный и необычно красивый, будто покрыт тайной.
Предрассветные сумерки необычайно красиво, неторопливо вступают в свои права. Кто наблюдал его наступление от начала до конца, может представить, какое затишье сопровождает проникновение с востока светлой полосы.
Утренний воздух чист и прохладен. Каждый вдох, наполненный им, дарит умиротворение. Чувствуется, как прилив сил наполняет все тело.
Окружающий мир скоро начнет пробуждаться, постепенно отходя от сонной тишины до следующих суток. В определенный момент на горизонте будто зажигается свеча. Вместе с этим ярким распространяющимся в разные стороны пятном, начинается и нарастание звуков. Несмело издают свист, чириканье проснувшиеся птицы, шевелятся пугливо в траве грызуны, вдали напоминают о себе одиноким гавканьем проснувшиеся голодные собаки.
Когда солнце набирает обороты, рассылая все дальше на большие расстояния свои лучи, природа оживает, покрываясь желтым, потом багровым цветами. Темное небо растворяется в вышине, светлея на глазах. Небосклон приобретает светло-лиловый оттенок, который устойчив в течение всего дня.
Так на глазах происходит смена цветов, прилив новых ощущений благодаря теплому ветерку, проникновение редких звуков в предрассветной тиши.
Сонное состояние природы прерывается пылающим рассветом, который будит все вокруг, даря неповторимые мгновения.
Так после ухода ночного времени суток зарождается новый день. Благодаря рассвету, который бережно гасит звезды, осторожно стирает легкую дымку, покрывшую землю, предвещая выход солнца, человек имеет возможность радоваться жизни, наслаждаясь огромным разнообразием окружающего мира, который постепенно проступает через тонкую полупрозрачную пелену.
Нет ничего прекрасней, чем чувствовать приближение восхода солнца, пропустив через себя каждую неповторимую особенность рассвета!
5 класс, 6 класс
Другие сочинения:Рассвет (описание рассвета)
Несколько интересных сочинений
- Сочинение на тему Власть денег в современном мире
В современном мире, где деньги и власть, практически, решают всё, даже самый близкий человек может предать тебя. Сейчас деньги стоят на первом месте, а такие понятия, как мужество, доброта
- Сочинение Блокада Ленинграда
Какие истории не забываются и достаточно долго хранятся в памяти людей? Я считаю, что человек впитывает в себя хорошие дни, оставляя от них лишь поверхностные ощущения. Люди растворяют в себе счастье, забывая о месте и времени,
- Анализ Повести о Петре и Февронии Муромских (7 класс)
События, описываемые в летописи, происходили в 1228 году, то есть задолго до канонизации святых Петра и Февронии. Первая часть произведения больше похожа на сказку. В ней говориться, как к жене князя Павла стал приходить змей.
- Образ и характеристика Поручик в рассказе Солнечный удар Бунина сочинение
В небольшой по объему рассказ «Солнечный удар» И. А. Бунин вводит лишь двух героев. Благодаря их отношениям автор рассматривает их любовную историю знакомства с печальным концом как одно их проявлений этого высокого чувства.
- Сочинение на тему Осень в парке 3 класс
В парке растёт много разных деревьев. Осенью все листья становятся красными, жёлтыми и коричневыми. Некоторые ещё остаются зелеными. Все деревья яркие, разноцветные. Это так красиво! Часть листьев падает на землю.
%d1%80%d0%b0%d1%81%d1%81%d0%b2%d0%b5%d1%82 PNG пнг образ | Векторы и PSD-файлы
снежный человек расслабляющий кофе ретро векторная иллюстрация
5000*5000
Мемфис дизайн геометрические фигуры узоры мода 80 90 х годов
4167*4167
Мемфис бесшовные модели 80 х 90 х стилей
4167*4167
80 основных форм силуэта
5000*5000
Мемфис шаблон 80 х 90 х годов стилей фона векторные иллюстрации
4167*4167
80 летний юбилей дизайн шаблона векторные иллюстрации
4083*4083
мемфис бесшовной схеме 80s 90 все стили
4167*4167
поп арт 80 х патч стикер
3508*2480
милая ретро девушка 80 х 90 х годов
800*800
диско дизайн в стиле ретро 80 х неон
5556*5556
80 е брызги краски дизайн текста
1200*1200
скейтборд в неоновых цветах 80 х
1200*1200
Мемфис бесшовные модели 80 х 90 х стилей
4167*4167
рисованной радио 80 х
1200*1200
Неоновый эффект 80 х годов Ретро вечеринка арт дизайн
1200*1200
Элементы рок н ролла 80 х
1200*1200
Дизайн персонажей моды 80 х годов может быть коммерческими элементами
2000*2000
Ретро мода неоновый эффект 80 х тема художественное слово
1200*1200
Диско вечеринка в стиле ретро 80 х art word design
1200*1200
поп арт 80 х патч стикер
3508*2480
Мода стерео ретро эффект 80 х годов тема искусства слово
1200*1200
ретро стиль 80 х годов диско дизайн неон плакат
5556*5556
80 летия золотой шар векторный дизайн шаблона иллюстрация
4083*4083
в эти выходные только мега продажи баннер скидки до 80 с
10418*10418
Персонаж из партии 80 х годов
1200*1200
80 летнего юбилея векторный дизайн шаблона иллюстрация
4083*4083
Ретро трехмерный цветной градиент 80 х арт дизайн
1200*1200
80 летний юбилей дизайн шаблона векторные иллюстрации
4083*4083
поп арт 80 х патч стикер
2292*2293
Ретро музыка вечеринка 80 современный стиль искусства слова
1200*1200
Ретро мода 80 х градиент цвета художественного слова
1200*1200
80 летие векторный дизайн шаблона иллюстрация
4167*4167
Мода цвет 80 х годов ретро вечеринка слово искусства
1200*1200
вектор скорости 80 значок
1024*1024
80 от большой распродажи постер
1200*1200
ТВ игра 80 х в стиле ретро
1200*1200
80 е в стиле ретро мода цвет градиент арт дизайн
1200*1200
Ретро стиль 80 х годов вечеринка арт дизайн
1200*1200
90 х красочные бесшовной резюме план на фоне 80 х геометрической мемфиса
4000*4000
80 х годов стиль градиента стиль неоновый эффект слово дизайн
1200*1200
мемфис бесшовной схеме 80s 90 все стили
4167*4167
мега распродажа 80
1200*1200
поп арт 80 х патч стикер
3508*2480
Трехмерная ретро игра в стиле 80 х арт дизайн
1200*1200
мемфис образца 80 s 90 стилей на белом фоневектор иллюстрация
4167*4167
Ретро цвет градиента 80 х годов партия тема искусства слова
1200*1200
80 е этап пиксель ретро диско танцы неоновые иллюстрации обои
4724*2657
Тенденция персонажа мультфильма 80 х годов
2000*2000
80 х годов поп арт мультфильм банановая наклейка
8334*8334
80 летняя лента годовщина
5000*3000
история, интересные факты, содержание, видео, слушать
М. П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»
«Хованщина». Этот оперный шедевр великого музыкального историка Модеста Петровича Мусоргского имеет всемирную славу и сегодня входит в репертуар крупнейших театров. Общепризнанно, что выдающееся творение гениального русского композитора обладает исключительными художественными достоинствами, и мелодическое дарование Мусоргского в нём проявилось с особой убедительностью. Действительно, произведение изобилует чарующими напевами и мотивами, ярко и запоминающе представленными уже во вступлении к опере, которое получило название «Рассвет на Москве-реке». Данная завораживающая композиция настолько живописно воссоздаёт просыпающуюся утреннюю природу древней Руси, что является примером, достойным искреннего восхищения.
Историю создания «Рассвета на Москве-реке» Мусоргского, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История
Поскольку «Рассвет на Москве-реке» является оркестровым вступлением к опере «Хованщина», то, вне всякого сомнения, что истории создания этих произведений тесно взаимосвязаны.
В 1870 году, ещё не закончив работу над музыкальной драмой «Борис Годунов», Мусоргский, питавший особый интерес к прошлому родной страны, по совету Владимира Васильевича Стасова – музыкального критика и идейного вдохновителя «Могучей кучки», обратил внимание на драматические события, имевшие место на Руси во второй половине семнадцатого века. Композитора привлёк раздираемый противоречиями переломный период, произошедший после кончины царя Фёдора III Алексеевича. Он был отмечен церковным расколом, а также стрелецким бунтом, который возглавлял князь Иван Хованский. Это неспокойное время в истории России впоследствии было названо «Хованщиной».
В начале осени 1872 года композитор приступил к созданию своего нового детища. Либретто оперы, которое впоследствии было признано весьма талантливым, Модест Петрович писал сам. Литературных первоисточников на данную тему не было, поэтому композитор с усердием изучал летописи семнадцатого века, а также последующие исторические исследования учёных о данном тяжёлом периоде в судьбе России. Сочиняя «Хованщину», Модест Петрович непрерывно в письмах к Владимиру Васильевичу Стасову и графу Арсению Голенищеву-Кутузову обсуждал процесс создания произведения.
Из этой переписки, явившейся источником познания об этапах работы над бесценным шедевром, мы узнаём, что вступительная композиция к опере, названная Мусоргским «Рассвет на Москве-реке», была начата в 1873 году, а закончена в начале сентября 1874 года. Об этом так же свидетельствует дата, поставленная композитором на одной из страниц клавира.
Интересные факты
- Мусоргский рассчитывал, что «Хованщина» станет второй оперой в задуманной им трилогии, первоначальной частью которой был бы «Борис Годунов», а заключительной — «Пугачевщина».
- Источниковед и музыковед Павел Александрович Ламм, изучавший творчество Мусоргского, по автографам композитора составил хронологическую последовательность создания всех номеров оперы «Хованщина». Из данной исследовательской работы стало известно, когда Модест Петрович сочинил «Рассвет на Москве-реке».
- В опере «Хованщина» Мусоргский поставил цель отобразить драматические события, происходившие в государстве в 1682 году. После смерти царя всея Руси Фёдора III, несмотря на то, что монарший престол наследовал Пётр I, власть же в действительности получила царевна Софья, которая после стрелецкого бунта назначила князя Ивана Хованского высшим военачальником, тем самым фактически доверив ему правление страной. Стремясь к царской власти, князь для достижения своей цели использовал не только верных ему стрельцов, но и старообрядцев, которые желали вернуть старую веру. Последующие разногласия между Софьей и князем закончились враждой и в конечном итоге казнью Хованского.
- «Хованщину» Мусоргский посвятил глубоко уважаемому им Владимиру Васильевичу Стасову, подавшему композитору идею создать оперу, в основу сюжета которой положить сложный период в истории России в начале правления Петра Великого.
- Если над первой редакцией оперы «Борис Годунов» Мусоргский работал всего год, то «Хованщину» он создавал восемь лет, но так и не закончил. После кончины композитора остался незавершённый клавир, и едва начатая партитура.
- Всем известно, что первую версию оркестровки оперы «Хованщина» сделал Н.А. Римский-Корсаков. В дальнейшем интерес к опере был настолько велик, что многие композиторы старались по-своему отредактировать это произведение. Например, весьма популярной стала инструментовка, сделанная в 1958 году Дмитрием Шостаковичем. Стоит отметить, что оркестровки «Рассвета на Москве – реке» Римского-Корсакова и Шостаковича существенно отличаются.
- В 1959 году на киностудии Мосфильм по опере «Хованщина» сняли музыкальный фильм. В экранизации использовали оркестровку, сделанную Дмитрием Шостаковичем.
Содержание «Рассвета на Москве-реке»
«Рассвет на Москве-реке» является симфонической картиной, предваряющей грандиозную музыкальную драму Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». Эта выдающаяся композиция является не только необычайной красоты пейзажным рисунком, но и символичной картиной рассвета, который встаёт над святой Русью с надеждой на лучшее будущее страны, с вошедшим на трон юным Петром I. В живописном, насыщенном звукоизобразительными приёмами произведении ярко проявилось удивительное мастерство и фантазия композитора. Слушая его, мы явственно представляем восход солнца над Красной площадью и вырисовывающиеся из сумрака башни московского Кремля. Мы слышим крик петухов и перезвон церковных колоколов, созывающих людей в храмы на утреннюю молитву и символизирующие величие и могущество страны.
Согласно оркестровке, сделанной Н.А. Римским-Корсаковым, произведение открывается бархатистым звучанием альтов. После продолжительной вступительной ноты они исполняют устремлённую вверх замысловатую мелодию, которая в следующем такте эстафетно передаётся флейте. Затем с тремолирующими звуками на пианиссимо вступают засурдиненные первые скрипки. Они воссоздают волшебную картину утреннего пробуждения природы, иллюстрируют первые пробивающиеся солнечные лучи. На этом прозрачном фоне гобой и вторые скрипки запевают необычайно обворожительную, светлую мелодию. Песенную тему прерывает громкоголосый мотив солирующего кларнета, который изображает возглас петуха, возвещающего о наступающем рассвете. Ему тут же вторит валторна. Далее, в исполнении скрипок и кларнета вновь звучит красивый напев, весьма близкий по характеру первой теме. Он тоже прерывается «петушиными» перекличками разных инструментов.
С началом следующего раздела оркестровая фактура уплотняется. Сопровождаемая скрипичными пассажами, напоминающими гусельные переборы, в исполнении гобоя опять звучит широкая песенная тема. Задушевная и величавая она в душе слушателя пробуждает взволнованное чувство гордости за родную страну, за её широкие просторы и великолепие природы. Затем арфа, валторны, контрабасы, там-там и литавры колоритно имитируют суровый колокольный звон, с которого на Руси начинался каждый день. После того как угрюмо отзвенели колокола начинается третья часть произведения, и на первый план вновь выходит выразительный песенный напев. Теперь он ещё более расцветает и звучит выше. В заключении произведения динамика затихает, фактура становиться прозрачнее, мелодию прерывает отрывистое пиццикато виолончелей. Солнце встало. Наступил рассвет.
«Рассвет на Москве-реке». Это небольшая симфоническая картина, вступление к опере «Хованщина», является замечательным образцом программного симфонизма Мусоргского. Изумительная музыка не только поражает слушателей своей изобразительностью, но и своей художественностью помогает раскрыть значение смысла вечной красоты.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
«Рассвет на Москве-реке» Мусоргского
«Он с улыбкой подставлял себя под пули…»
История дуэлей Пушкина — история его жизни, в которой было всё: поспешность, легкомыслие, трагическая случайность, сосредоточенная решимость, высокий порыв, отчаянный вызов.
Выстрел вверх
Не забудем и непреложного для пушкинской эпохи: честь превыше всего. Даже если с позиций сегодняшнего дня повод стреляться кажется нелепым и смехотворным. «Бывало хоть чуть-чуть кто-либо кого по нечаянности зацепит шпагою или шляпою, повредит ли на голове один волосичек, погнёт ли на плече сукно, так милости просим в поле, — писал Н. Страхов о нравах девятнадцатого века. — Так же глух ли кто, близорук ли, но когда, Боже сохрани, он не ответствовал или недовидел поклона… статошное ли дело! Тотчас шпаги в руки, шляпы на голову, да и пошла трескотня да рубка!..»
Пушкин в полной мере разделял достоинства и предрассудки своего времени. Не нам осуждать ни это время, ни уж тем более вспыльчивого, временами необузданного — африканская кровь! — дуэлянта…
1817
Дата. Лето. Михайловское или Петровское. Первая дуэль восемнадцатилетнего Пушкина.
Вызов. Пушкин.
Противник. Дядя со стороны матери Павел Ганнибал, внук того самого «арапа Петра Великого», участник Отечественной войны 1812 года, ротмистр Лубенского гусарского полка, затем подполковник Изюмского гусарского полка.
Повод. Дядя на балу отбил у племянника барышню Лошакову, в которую молодой поэт был влюблен, и тут же получил вызов.
Итог. Ссора быстро закончилась мировой и новым весельем и плясками. Павел Исаакович за ужином сочинил экспромт:
Хоть ты, Саша, среди бала
Вызвал Павла Ганнибала;
Но, ей-богу, Ганнибал
Ссорой не подгадит бал!
Дата. …
Вызов. Каверин.
Противник. Поручик лейб-гвардии Гусарского полка Петр Каверин.
Повод. Гусару не понравились шуточные стихи Пушкина «Молитвы лейб-гусарских офицеров».
Итог. Командир гвардейского корпуса Васильчиков принял меры к примирению поссорившихся.
Дата. Ноябрь или декабрь.
Вызов. Пушкин.
Противник. Николай Тургенев, один из руководителей Союза благоденствия, член Северного общества.
Повод. Тургенев обругал эпиграммы Пушкина против правительства.
«Тургенев был суровым моралистом, занимал ответственные должности в Государственном совете и Министерстве финансов, относясь ко службе весьма серьезно. Он не раз давал чувствовать Пушкину, что нельзя брать ни за что жалование и ругать того, кто дает его».
Итог. Пушкин с извинением взял вызов обратно. Дуэль отменена.
1819
Дата. Сентябрь.
Вызов. Пушкин.
Противник. Кондратий Рылеев.
Повод. В Петербурге кто-то пустил слух, будто Пушкина высекли в Тайной канцелярии. Рылеев имел неосторожность повторить сплетню в светской гостиной. Позже Пушкин выяснил, что автором оскорбительных слухов был граф Федор Толстой (Американец).
Итог. Дуэлянты выстрелили вверх.
Дата. Ноябрь.
Вызов. Кюхельбекер.
Противник. Вильгельм Кюхельбекер.
Повод. Кюхельбекер был выведен из себя частыми насмешками Пушкина. Последней каплей явилась эпиграмма — отклик на фразу Василия Жуковского. На вопрос Пушкина, отчего он не был на вечере, Жуковский сослался на расстройство желудка. И неосторожно добавил: «К тому же пришел Кюхельбекер, притом Яков (слуга Жуковского) дверь запер по оплошности и ушел». Пушкин тут же сочинил:
За ужином объелся я.
Да Яков запер дверь оплошно,
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно.
Итог. Первым стрелял Вильгельм. Он долго целился Пушкину в лоб. Пушкин захохотал, кинул пистолет в воздух и бросился к Кюхле: «Я в тебя стрелять не буду». Вечером того же дня они помирились.
Дата. Ноябрь.
Вызов. Пушкин.
Противник. Барон Модест Корф, служивший в комиссии по составлению законов министерства юстиции, бывший лицеист.
Повод. Корф поколотил слугу Пушкина Никиту Козлова за то, что тот пьяным докучал его камердинеру.
Итог. Корф ответил Пушкину: «Не принимаю вашего вызова из-за такой безделицы не потому, что вы Пушкин, а потому, что я не Кюхельбекер». Дуэль отменена.
Дата. Декабрь.
Вызов. Пушкин.
Противник. Майор Денисевич.
Повод. Пушкин вызывающе вел себя в театре — громко зевал, шикал и кричал на артистов, разговаривал и т. д. Денисевич, будучи соседом Пушкина по креслам, отечески пожурил его: «Молодому человеку нехорошо кричать в театре, мешать своим соседям слушать пьесу».
Итог. На следующий день Денисевич извинился перед поэтом. На том инцидент был исчерпан.
1820
Дата. Осень.
Вызов. Пушкин.
Противники. Заслуженные ветераны-полковники Федор Орлов и Алексей Алексеев.
Повод. В кишиневском трактире, во время игры на бильярде, захмелевший поэт путал бильярдные шары и мешал игре. Орлов и Алексеев выговорили Пушкину: первый назвал его школьником, второй присовокупил, что школьников поучают. Есть красочное, но неподтвержденное описание этого случая, сделанное анонимным свидетелем: «Пушкин вбежал опять в биллиард, схватил шар и пустил в Орлова, попав ему в плечо. Орлов бросился на него с кием, но Пушкин выставил два пистолета и сказал: убью. Орлов отступил».
Идя домой из биллиардной, Пушкин уже раскаивался и говорил своему секунданту: «Скверно, гадко; да как же кончить?»
Итог. Секундант помирил участников, дуэль отменена.
Дата. …
Вызов. Пушкин.
Противник. Штабс-капитан 31-го егерского полка Иван Друганов, адъютант генерала М.Ф. Орлова.
Повод. Из воспоминаний князя Горчакова: «Пушкин схватил рапиру и начал играть ею; припрыгивал, становился в позу, как бы вызывая противника. В эту минуту вошел Друганов. Пушкин, едва дав ему поздороваться, стал предлагать биться. Друганов отказывался. Пушкин настоятельно требовал и, как резвый ребенок, стал, шутя затрагивать его рапирой. Друганов отвел рапиру рукой. Пушкин не унимался; Друганов начинал сердиться. Чтоб предупредить их раздор, я попросил Пушкина прочесть молдавскую песню. Пушкин охотно согласился, бросил рапиру и начал читать с большим одушевлением».
Итог. Дуэль не состоялась.
1821
Дата. Начало года.
Вызов. Пушкин.
Противник. Французский эмигрант, некий барон де С…
Повод. Неизвестен.
Условия. Француз, «имея право избирать оружие, предложил ружьё, ввиду устрашающего превосходства, с которым противник его владел пистолетом».
Итог. Достигнуто примирение «благодаря веселью, которое этот новейшего рода поединок вызвал у секундантов и противников, ибо Пушкин любил посмеяться».
Дата. Июнь.
Вызов. Пушкин
Противник. Бывший офицер французской службы Дегильи
Повод. Неизвестен.
Условия. Француз избрал для поединка сабли, но струсил и расстроил дуэль, сообщив о ней властям.
Итог. Дуэль не состоялась.
1822
Дата. Январь.
Вызов. Пушкин.
Противник. Командир 33-го егерского полка Семен Старов, слывший заправским дуэлянтом и храбрецом; старше Пушкина на 20 лет.
Повод. Пушкин не поделил ресторанный оркестрик при казино с молодым офицером, который был под началом у Старова; тот заказал кадриль, а Пушкин после этого заказал мазурку, что музыканты и исполнили, зная его щедрость.
Старов подошел к Пушкину, только что кончившему свою фигуру: «Вы сделали невежливость моему офицеру, — сказал Старов, взглянув решительно на Пушкина, — так не угодно ли Вам извиниться перед ним, или Вы будете иметь дело лично со мной».
— В чём извиняться, полковник, — отвечал быстро Пушкин, — я не знаю; что же касается до Вас, то я к вашим услугам.
— Так до завтра, Александр Сергеевич.
— Очень хорошо, полковник».
Итог. Стрелялись дважды, но оба раза промахнулись. Мемуаристы приводят стихотворную записку Пушкина: «Я жив, Старов здоров, дуэль не кончен». (Спустя несколько дней Пушкин запретил молодым людям дурно отзываться о Старове, грозя в противном случае вызвать на дуэль и их).
Дата. 8 января.
Вызов. Ланов.
Противник. 65летний статский советник Иван Ланов.
Повод. Во время праздничного обеда у наместника Бессарабии генерала Инзова Ланов, между прочим, утверждал, что вино лечит все болезни; Пушкин насмешливо ему возразил: «И белую горячку?». Ланов назвал поэта молокососом, а в ответ получил от Пушкина звание винососа. Ланов вызвал Пушкина, но тот только заразительно хохотал и тут же экспромтом сочинил эпиграмму:
Бранись, ворчи, болван болванов,
Ты не дождёшься, друг мой Ланов,
Пощечин от руки моей.
Твоя торжественная рожа
На бабье гузно так похожа,
Что только просит киселей.
Взбешенный Ланов несколько успокоился, лишь когда Пушкин принял его вызов.
Итог. Инзов помирил их и устроил так, что с тех пор Пушкин с Лановым не встречались за одним столом. Дуэль отменена.
1822
Дата. Февраль.
Вызов. Пушкин.
Противник. Молдавский вельможа, боярин Тодораки («Тодорашка») Балш.
Повод. Пушкину показалась недостаточно учтивой реплика супруги Балша Марии в ответ на высказывание поэта: «Экая тоска! Хоть бы кто нанял подраться за себя!». Перед этим Пушкин пытался дерзко ухаживать за ней. Пушкин наговорил в ответ Марии грубостей и, дав пощечину «Тадарашке», вынул пистолет и вызвал его на дуэль.
Итог. Поединок вновь предотвратил генерал Инзов, посадив Пушкина под домашний арест на две недели. Дуэль отменена.
Дата. Февраль.
Вызов. Пушкин.
Противник. Бессарабский помещик Карл Прункул.
Повод. Оба были секундантами на дуэли, где Пушкину не понравились слова Прункула при обсуждении условий. Сам Карл Прункул в своем дневнике так комментирует происшествие:
«Мы съехались с Пушкиным, и трактат начался. Но как понравится вам оборот дела? Александр Сергеевич в разговоре со мною, решительно не могу вам сказать за какие, да и были ли они, «обидные выражения» вызвал на дуэль меня. «Ты шутишь, Пушкин?». Я не мог не принять его слова за шутку. «Нисколько! Драться с тобой я буду, — ну, мне этого хочется, только ты должен обождать. Я уже дерусь с двумя господами; разделавшись с ними — к твоим услугам, Карл Иванович…».
Итог. Дуэль отменена.
Дата. Конец марта.
Вызов. Пушкин.
Противник. 67-летний сенатор, член Государственного Совета, граф Северин Осипович Потоцкий.
Повод. За обеденным столом наместника Бессарабии генерала Инзова шла дискуссия о крепостном праве. На замечание кого-то, что Пушкин чересчур жарко оспаривал сенатора, поэт ответил по-французски: «О, если бы Потоцкий не уступил мне, я дал бы ему пощечину».
Итог. Дуэль отменена. Бывшие противники стали едва ли не приятелями.
Дата. 21 июля.
Вызов. Пушкин.
Противник. Отставной штабс-капитан Рутковский.
Повод. Пушкин не поверил, что бывает град весом в три фунта и осмеял отставного офицера. Запись из дневника П.И. Долгорукова: «Офицер … вышед из терпения, сказал только: «Если вам верят, почему же вы не хотите верить другим?» Пушкин назвал офицера подлецом, офицер его мальчишкой, и оба решились кончить размолвку выстрелами».
Итог. Генерал Инзов посадил Пушкина под домашний арест. Дуэль отменена.
Дата. …
Вызов. Инглези.
Противник. Кишиневский предприниматель Инглези.
Повод. Приревновал к Пушкину молодую жену-цыганку Людмилу-Шекора. По малодостоверным сведениям, Пушкин встречался с цыганкой Людмилой-Щекора Инглези в Кишиневе и их отношения получили отражение в сюжете «Цыган».
Итог. Генерал Инзов отправил Пушкина под домашний арест, а Инглези был вручен билет с «разрешением выезда за границу». Дуэль не состоялась.
ДЕЛО ЧЕСТИ
«Когда дело дошло до барьера, к нему он явился холодным как лед…»
Современники отмечали, что многие свободные часы лицеист Пушкин проводил в военных казармах, где самые абсурдные понятия о чести были подчас единственным смыслом и украшением гусарского быта. Юношеские впечатления — всегда очень сильные. Но были и другие причины для поединков, которые кажутся совершенно необъяснимыми, если не знать житейских обстоятельств, сопровождавших Александра Сергеевича.
Настоящая дуэльная круговерть началась для Пушкина именно в южной ссылке. Считается, что в кишиневский период сформировалась его тактика ведения боя, именно тогда он проявил себя великолепным дуэльным бойцом: «В минуту опасности, когда он становился лицом к лицу со смертью, когда человек обнаруживает себя вполне, Пушкин обладал в высшей степени невозмутимостью… Когда дело дошло до барьера, к нему он явился холодным, как лед». Столь лестная характеристика Пушкину дана Иваном Липранди, знаменитым дуэлянтом и, как полагают, одним из прототипов Сильвио из повести «Выстрел».
Пушкин обладал всеми качествами опытного и беспроигрышного дуэлянта. Известно, что упорными тренировками он достиг небывалого мастерства в поражении целей: попадал в карточного туза на расстоянии десяти шагов. На прогулки выходил всегда с тяжелой железной тростью — укреплять правую руку, чтобы тверже держала дуэльный пистолет. Великолепный стрелок, Пушкин легко и свободно подставлял себя под пули, но за всю бесконечную череду дуэльных стычек никого не убил и даже не ранил. Если не считать контуженного им Дантеса в последней роковой дуэли. ..
1823
Дата. Начало года.
Вызов. Зубов.
Противник. Прапорщик Квартирмейстерской части Александр Зубов.
Повод. Пушкин публично обвинил Зубова в картежном шулерстве.
Итог. Противники отправились на так называемую малину, виноградник за Кишиневом. Пушкин явился на поединок с черешнями и лакомился ими, пока Зубов в него стрелял. Этот мотив был позднее использован в повести «Выстрел».
Зубов стрелял в Пушкина (мимо), а сам Пушкин от выстрела отказался, спрoсив только Зубова:
— Довольны вы?
Зубов бросился к нему с объятиями.
— Это лишнее, — сказал Пушкин, сунул незаряженный пистолет себе под мышку и отвернулся.
Дата. …
Вызов. Пушкин.
Противник. Молдавский писатель-дилетант Иван (Янко) Руссо.
Повод. Личная неприязнь. Об Иване Руссо современник вспоминал так:
Он провел 15 лет за границей, преимущественно в Париже, бессарабцы смотрели на него как на чудо, по степени образованности, и гордились им. .. Самодовольствие Руссо выводило Пушкина из себя. Однажды за столом начали расточать похвалы Янке Руссо, что очень нравилось его двум-трем тут бывшим соотечественникам, но чего не выносил Пушкин, вертевшийся от нетерпения на стуле; видно было, что накипь у него усиливалась. Когда было сказано «C est notre Jean-Jacques Rousseau», Пушкин не в силах был более удерживать себя; вскочил со стула и отвечал уже по-русски: «Это правда, что он Иван, что он Яковлевич, что он Руссо, но не Жан-Жак, а просто рыжий дурак!» (roux sot): он действительно несколько рыжеват. Эта выходка заставила всех смеяться.
Итог. Дуэль отменена.
1824
Дата. Август.
Вызов. Пушкин.
Противник. Неизвестен.
Повод. Неизвестен.
Итог. В письме А.И. Тургенева к кн. Вяземскому есть сведения, что противник отказался стрелять, и Пушкин «отпускает его с миром».
1826
Дата. Октябрь.
Вызов. Пушкин.
Противник. Известный бретер, отставной гвардейский офицер, ветеран войны 1812 года, граф Ф. И. Толстой («Американец»).
Повод. Вновь возникший оскорбительный слух о том, что Пушкина высекли в Тайной Канцелярии. Он был запущен Толстым еще в 1819 г. (см. выше). Надо полагать, Толстой таким образом ответил на едкую эпиграмму Пушкина:
В жизни мрачной и презренной
Был он долго погружён,
Долго все концы вселенной
Осквернял развратом он.
Но, исправясь понемногу,
Он загладил свой позор,
И теперь он — слава богу —
Только что картежный вор.
Где-то в Москве Пушкин встретился с Толстым за карточным столом. Была игра. Толстой передернул. Пушкин заметил ему это.
«Да я и сам это знаю, — отвечал ему Толстой, — но не люблю, чтобы это мне замечали».
К моменту вызова Толстой считался опасным дуэлянтом, убив на дуэлях одиннадцать человек. Общим друзьям удалось помирить противников. Свое первоначальное суждение о Толстом Пушкин впоследствии, в письме к брату Льву, назвал «резким и необдуманным». Три года спустя Пушкин избрал Толстого посредником при сватовстве к Наталье Гончаровой.
Итог. Дуэль отменена.
ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ГОДЫ
Не важно то, что для дуэли нет причины.
Не важно то, что ссора вышла из-за дам.
А важно то, что в мире есть ещё мужчины,
которым совестно таскаться по судам.
Леонид Филатов «Песенка о дуэлях»
1827
Дата. Весна.
Вызов. Соломирский.
Противник. Артиллерийский офицер Владимир Соломирский.
Повод. Княжна Софья Урусова, в которую Соломирский был влюблен, предпочитала Пушкина. В светской беседе с ней Пушкин некорректно высказался о графине A.В. Бобринской. Соломирский вдруг счел нужным обидеться:
— Как вы смели отозваться неуважительно об этой особе? — с вызовом обратился он к Пушкину. — Я хорошо знаю графиню, это во всех отношениях почтенная особа, и я не могу допустить оскорбительных об ней отзывов.
— Зачем же вы не остановили меня, когда я только начинал рассказ? — отвечал Пушкин.
— Почему вы мне не сказали раньше, что знакомы с графиней Бобринской? А то вы спокойно выслушали весь рассказ, и потом каким-то донкихотом становитесь в защитники этой дамы и берете её под свою протекцию.
Гости разошлись, но наутро Соломирский послал Пушкину вызов.
Итог. Усилия секундантов предотвратили поединок.
1828
Дата. Август.
Вызов. Пушкин.
Противник. Министр просвещения, князь Александр Голицын.
Повод. Министр по поручению царя допрашивал Пушкина по поводу его богохульной поэмы «Гаврилиада». Допрос велся с пристрастием, ибо еще в 1823 г. Пушкин написал на министра-гомосексуалиста злую эпиграмму:
Вот Хвостовой покровитель,
Вот холопская душа,
Просвещения губитель,
Покровитель Бантыша!
Напирайте, бога ради,
На него со всех сторон!
Не попробовать ли сзади?
Там всего слабее он.
Итог. Дуэль отменена.
Дата. Лето.
Вызов. Пушкин.
Противник. Секретарь французского посольства в Петербурге Лагрене.
Повод. Пушкину, подошедшему на балу к некой даме (графине Закревской?), послышалось, будто Лагрене сказал ей: «Пошлите его прочь». Позже Лагрене утверждал, что не произносил ничего подобного и глубоко уважает Пушкина как поэта.
Итог. Противники помирились
1829
Дата. …
Вызов. Пушкин.
Противник. Чиновник Министерства иностранных дел, камер-юнкер граф Александр Хвостов.
Повод. Пушкинские строчки:
«В гостиной свиньи, тараканы и камер-юнкер граф Хвостов». Эту довольно комичную историю комментирует в своих воспоминаниях современник поэта Н.А. Маркевич: «Пушкин нашёл на станции по дороге во Псков камер-юнкера, графа Хвостова, читающего книгу, по стенам ползало множество тараканов, вдобавок в дверь влезла свинья. Пушкин описал, как оно было в натуре, но это не понравилось Хвостову в стихе. Не помню, как их помирили».
Итог. Дуэль отменена.
Дата. …
Противник. Неизвестен.
Итог. «Мне удалось даже отвести его от одной дуэли. Но это постороннее…» (Из письма Ф.Н. Глинки к Бартеневу).
ДЕЛО ЧЕСТИ
На Черной речке он готов был драться только насмерть
Был ли Пушкин хотя бы отчасти бретёром? Наверное, можно сказать и так. В России, где на протяжении почти двух веков не существовало писаного дуэльного кодекса, именно бретёры были хранителями правил и норм поведения во время поединков. Именно из них выбирались секунданты. В той среде, где представления о чести были чрезвычайно щепетильными, это звание было почетным. В известных исследованиях о русской дуэли бретёрами названы такие замечательные личности, как А. Якубович, К. Рылеев, А. Бестужев, граф Ф. Толстой (Американец), князь Ф. Гагарин. В среде гвардейской молодежи подражали лихому дуэлянту Михаилу Лунину, который станет одним из видных и самых неоднозначных декабристов. До самой смерти Пушкин хранил прядь волос Лунина, которые тому пришлось остричь при отправке на каторгу…
Но как же разительно отличается Пушкин 1836 года от того задиры, что выше предстал пред нами! Мы можем взглянуть на когда-то бесшабашного дуэлянта глазами близких ему людей. Невеселое это зрелище. Его сестра поражена «его худобой, желтизною лица и расстройством его нервов».
«В сущности, Пушкин был до крайности несчастлив…» — напишет знавший, о чём говорит, граф В.А. Соллогуб.
Поэт, не ранивший за свою жизнь ни одного из многочисленных и порой смехотворных противников, готов был драться теперь только насмерть.
1836
Дата. Начало года.
Вызов. Пушкин.
Противник. Граф Владимир Соллогуб.
Повод. Нелестные комплименты жене поэта. Сам Соллогуб объяснял это следующим образом: «Накануне моего отъезда я был на вечере вместе с Натальей Николаевной Пушкиной, которая шутила над моей романтической страстью (В.А. Соллогуб собирался тогда жениться, но по каким-то причинам женитьба расстроилась. — Авт. ) и ее предметом. Я ей хотел заметить, что она уже не девочка, и спросил, давно ли она замужем. Затем разговор коснулся Ленского, очень благородного и образованного поляка, танцевавшего тогда превосходно мазурку на петербургских балах. Все это было до крайности невинно и без всякой задней мысли. Но присутствующие дамы соорудили из этого простого разговора целую сплетню . ..».
Итог. 5 мая 1836 года противники встретились в Москве, где благодаря посреднику Павлу Нащокину помирились.
1837
Дата. 27 января (по старому стилю).
Вызов. Пушкин.
Противник. Барон Жорж Дантес.
Повод. В ноябре 1836 года Пушкин получил анонимный пасквиль, где его возводят в ранг заместителя великого магистра рогоносцев. К тому времени за женой поэта уже год ухаживал барон Жорж Дантес, приемный сын нидерландского посланника в Москве.
Условия. Противники стрелялись на Черной речке по правилам французских дуэлей, определенных кодексом графа Шатовиллара. «Противники становятся на расстоянии двадцати шагов друг от друга и пяти шагов (для каждого) от барьеров, расстояние между которыми равняется десяти шагам».
Итог. Стреляли оба участника. Оба не промахнулись. Пушкин скончался от ранения 29 января 1837 года, Дантес дожил до глубокой старости.
P.S. «Данзас сказал ему (умирающему Пушкину. — Ред.), что готов отомстить за него тому, кто его поразил. — «Нет, нет, — ответил Пушкин, — мир, мир…»
(Из письма А. Н. Веневитинова — С.Л. Пушкину)
Re: Добавление цвета продукта в название продукта на тему Dawn Theme — Страница 2
Эй, в этом коде есть небольшая ошибка. Просто хотел предупредить тебя. Я также настроил его так, чтобы он добавлял миниатюры вариантов на страницы коллекции. Посмотреть, как это выглядит, можно здесь https://makeoutstore.com/collections/one-pieces.
{%, если product_card_product.options содержит "Шаблон"
или product_card_product.options содержит «Цвет»
или product_card_product.options содержит «Рисунок»
или product_card_product.options содержит «Число»
%}
{%- assign pattern_label = 'шаблон, узор, цвет, цвет, цвет, цвет, рисунок, рисунок, номер, номер' | расколоть: ',' -%}
{%- для опции в product_card_product.options_with_values -%}
{%- assign downcased_option = option. name | нижний регистр -%}
{%- если pattern_label содержит параметр downcased_option -%}
{%- присвоить variant_option = 'опция' | добавить: forloop.index -%}
<дел>
{%- для значения в опции.ценности -%}
{%- для варианта в product_card_product.variants -%}
{%- если вариант[вариант_опция] == значение -%}
{%- присвоить значение_дескриптора = значение | обрабатывать -%}
{% assign prodcard_variant_pattern_values = prodcard_variant_pattern_values | добавить: handle_value | добавить: ':' %}
{%-конец-%}
{%- конец для -%}
{%, если product_card_product.options содержит "Шаблон" или product_card_product.options содержит 'Цвет'%}
{% конец%}
{%- конец для -%}
{%-конец-%}
{% assign prodcard_variant_pattern_values_unique = prodcard_variant_pattern_values | разделить: ':' | уникальный | присоединиться: ',' %}
{% assign prodcard_variant_pattern_values_unique = prodcard_variant_pattern_values_unique | расколоть: "," %}
{%- конец для -%}