Занятие 3 Земледелие
Скачать презентацию к уроку
Скачать описание к уроку
1 слайд: ОТКУДА ОНО ВОЗНИКЛО?
Преподаватель отвечает на заданный на данном слайде вопрос. Речь педагога: «Изначально, люди, в условиях тяжелого для пропитания времени, решили попробовать пищу некоторых травоядных животных, за которыми наблюдали и которых рисовали на поверхностях своих жилищ/пещер. В лесах было обилие растений приносящих пользу, но некоторые были не пригодны для употребления, и наносили вред здоровью. Племена первобытных людей путем изучения природного мира выделили те растения, которые могут использоваться в питании».
2 слайд: ЧТО СОБИРАЛИ ЛЮДИ?
На данный вопрос нужно попробовать дать ответить детям в целях активизации обучающихся. Так будет образован двусторонний диалог, что поможет обучающимся непосредственно не только воспроизводить полученную информацию, но и анализировать ее, высказывать своё мнение, доводы и аргументы. Далее путем анимированной смены изображений учитель дополняет ответы ребят. На изображениях на слайде представлены картинки грибов и ягод. Также педагогу необходимо разъяснить детям, что данные действия первобытного общества имеют свое название, — собирательство.
3 слайд: ЗАРОЖДЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ
Здесь педагогу необходимо рассказать полезную информацию, об открытии всхожести семян. Одно из преданий гласит, что когда первобытные люди собирали полезные травы, постоянно кочуя с места на место, одно из зернышек пшеницы упало в землю и проросло. Племена уже были развиты, и у людей появилась идея о том, что можно не искать нужные им растения, а посадить неподалёку от своего жилища. Так было бы гораздо проще и удобнее для всех. Земледелие в свою очередь могло прокормить людей в тяжелые периоды, когда охотники возвращались в племя без добычи.
5 слайд: ПОСАДИМ ЗЕРНЫШКО ПШЕНИЦЫ?
На этом этапе педагогу предлагается провести с детьми опыт. В заранее подготовленную землю, каждый из учеников посадит по зернышку. Когда дети придут на следующее занятие они наглядно увидят взошедшие растения. Такая манипуляция служит для повышения мотивации посещения занятий у обучающихся в заведении дополнительного образования. Всех участников следует наградить жетончиками развития.
6 слайд: ЧТО ЕЩЕ МОЖНО САДИТЬ?
На данный вопрос нужно попробовать дать ответить детям в целях активизации обучающихся. Среди детских ответов безусловно прозвучит такой как картофель. Для повышения эрудированности учеников воспитатель может рассказать историю данного растения, так предпочитаемого для посадки в огородах садоводов нашего государства.
7 слайд: КАК ПРОРАСТАЕТ ЗЕРНЫШКО?
После посадки семян пшеницы, в дополнение к этой теме, предлагается воспроизвести видеоролик познавательного характера для детей дошкольного возраста, а также для учеников младших классов.
Включить видеоролик «Этапы роста растения»
8 слайд: КАК ВОЗДЕЛЫВАЛИ ЗЕМЛЮ
Педагог рассказывает, что полей во время первобытного общества практически не было. Вся земля была в растениях, а в частности в сорняках, как их принято называть. Для того, чтобы посадить зернышки необходимые для пропитания, нужно первоначально очистить землю: вырубить деревья, выкорчевать (удалить) пни, все травянистые растения убрать. Затем землю необходимо было разрыхлить/вскопать, чтобы семечку легче было пробиваться из земли к солнышку, давая росток.
9 слайд: НАРИСУЕМ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦА
Это творческое задание. Если педагог видит трудности в рисовании у обучающихся, то ему необходимо заранее подготовить трафареты или раскраски фигур земледельцев. Занятие рисованием помогают ребенку выражать свою индивидуальность, а также развивают мелкую моторику.
10 слайд: КАКИЕ БЫВАЮТ ПОЛЯ?
Педагогу тотчас необходимо пояснить, что данный вопрос о форме предмета. При ответе учеников преподаватель непосредственно может оценить знание геометрических фигур у его обучающихся . Также преподавателю следует рассказать, что поля у первобытных племен были небольшие по площади. На этом этапе внедряется, возможно новое, неизвестное понятие для детей. Его следует пояснить как величину, зависящую от ширины и длины. На картинке на слайде педагог может продемонстрировать красные линии близ поля, отвечающие данным критериям.
11 слайд: СОБЕРЕМ РАСТЕНИЕ ИЗ КОНСТРУКТОРА
Здесь предусмотрено полная фантазия детского творчества. Возможно некоторые ребята захотят построить лего-цветок, другие же лего-дерево. В случае, если ученики испытывают сложности при создании растения, педагогу необходимо помочь обучающимся.
12 слайд: ВОДОНОС
Педагог поясняет, что племя маленьких школьников уже умеет садить растения, но еще не умеет ухаживать за ними, а именно поливать. Для этого детям предлагается поиграть в подвижную игру, развивающую координацию движений. Так все обучающиеся по традиции делятся на две команды. На стул ставится блюдо (полая тарелка) или другая удобная посуда, в которую наливается жидкость (вода). Игроки каждой из команд встают в шеренгу; первому выдается ложка. Участникам необходимо набрать в ложку воды, из тарелки, расположенной неподалеку на стуле. Обратно к своей команде игрок должен вернуться с ложкой наполненной водой. Обе команды одновременно проходят испытания на скорость. Педагогу сразу следует пояснить, что если участник будет торопиться или бежать, он может расплескать ценную воду. Итоги подводятся по количеству воды, донесенной до команды, а также по времени, затраченном на прохождение испытания. Всех участников можно поощрить жетончиками.
13 слайд: КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ ВЫ ЗНАЕТЕ?
На данный вопрос нужно попробовать дать ответить ученикам. Если обучающиеся не знают и не видели применения изображенных на картинке орудий труда, то педагогу следует рассказать их принцип действия.14 слайд: СОЗДАДИМ СВОЙ ТОПОР?
Данный процесс сводится к сборке уже заранее подготовленных педагогом деталей. Для обеспечения безопасности детям предлагается склеить картонный топорик размерами чуть менее реалистичных. При желании созданные предметы можно раскрасить.
15 слайд: ПРАВДА ВЕДЬ, ТЯЖЕЛО КАПАТЬ ЗЕМЛЮ ВРУЧНУЮ?
Данный вопрос носит риторический смысл и задается для размышления. Может быть, возможно нашему маленькому племени оптимизировать труд при этом облегчив его до минимума. И как это можно сделать? Ответ очевиден, приручить диких животных.
16 слайд: ПРИРУЧИМ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ?
Данный слайд является тематическим продолжением предыдущего. Педагог призывает рассмотреть картинку подробнее. Ответ очевиден, пахать землю будет гораздо легче. Что увеличит площади посевов, и как следствие – облегчит задачу с нехваткой провианта.
17 слайд: СОБАКА
Педагогу предлагается рассказать историю о приручении собак. И обязательно уточнить, что именно это животное первым вышло на контакт с человеком. Может быть, в связи с этим, собаку называют самым преданным другом человека. Хотя изначально, это животное одомашнивалось для помощи людям в охоте и для охраны жилища.
18 слайд: КОРОВА
Корова была одомашнена позже, но была не менее полезна для племени. Она давала молоко, а также приносила пользу во вскапывании необработанных диких земель. При необходимости, и об этом животном стоит рассказать подробнее. Ее происхождение, критерии роста и веса. Интересным фактом, заинтересующим мышление детей, является наличие или отсутствие рогов у коров, чем вызвано это явление можно пояснить.
19 слайд: КАКИХ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ ВЫ ЗНАЕТЕ?
Диалог с детьми также продолжается на протяжении всего занятия путем постановки вопросов. Ребята отвечая на простые задачки вырабатывают в себе коммуникативные свойства. После высказанных детьми предложений, педагог начинает воспроизведение мультфильма, расположенного на этом слайде.
Включить видеоролик «Кошка, гулявшая сама по себе, сказка Киплинга»
20 слайд: СДЕЛАЕМ КОШКУ ИЗ ОРИГАМИ?
Для тех обучающихся, кто еще не знаком с понятием оригами, следует рассказать, что это искусство стран Востока. Преподавателю необходимо выдать краткую, но насыщенную (полезную) информацию. На слайде представлена схема изготовления бумажного изделия данного образца. Обучающимся предлагается выполнить такую кошку.
21 слайд: УГАДАЙ ЖИВОТНОЕ
Обучающимся предлагается поиграть в игру, развивающую логическое мышление. Вызывается один участник. Он присаживается на стул. На спинку стула приклеивается табличка с названием животного. Игрок может задавать вопросы, например: я мурлыкаю? и т.п. Другие участники, видя табличку с видом животного на стуле, обязаны правдиво отвечать, на задаваемые вопросы игрока. Цель сидящего, не глядя, угадать животное за спиной. Если игрок неверно называет животное, то считается проигравшим. За активное участие педагог вправе наградить ребят жетончиками развития.
inoschool.ru
ПЕРВОБЫТНЫЕ СКОТОВОДЫ И ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ
1. Потепление на Земле.
Около 13 тысяч лет назад в Европе вновь наступило потепление. Ледник таял и отступал на север. Земля освобождалась ото льда. Она покрывалась лесами и кустарниками. Животные привыкшие к холоду, уходили на север. Мамонты вымерли совсем. По мере отступления ледника люди также продвигались на север и заселяли освободившиеся земли.
2. Новые орудия труда из камня и дерева.
Первобытные люди продолжали изготовлять орудия труда из камня, кости и дерева. Люди заметили, что согнутые гибкие прутья распрямляются с большой силой, и начали изготовлять из них луки. Стрелой, пущенной из лука, охотник поражал животное на расстоянии десятков и даже сотен шагов.
Прикрепив заострённый камень к палке, люди сделали топор. Чтобы крепче насадить топор на палку, они просверливали в нём отверстие. Сверлили камень костью, подсыпая на него мокрый песок.
Работать каменными топорами было очень тяжело. Однако ими можно было не только вырубить кустарник, но и срубить большие деревья.
Из двух-трёх связанных брёвен делали плот. Это было первое судно человека. Затем стали выдалбливать лодки из толстых стволов деревьев.
Изобретение лука со стрелами помогло людям перейти к скотоводству, а изобретение топора помогло им перейти к земледелию.
3. Приручение животных.
Поблизости от посёлков жили дикие собаки. Они питались остатками пищи людей. Своим лаем собаки предупреждали жителей посёлка о приближении к нему других животных. Собаки, привыкнув к людям, стали жить в посёлке и сопровождать людей на охоту. Они помогали выследить и загнать зверя.
Собака была первым домашним животным — помощником охотника и верным сторожем.
Охотники, вооружённые луками и стрелами и сопровождаемые собаками, добывали мяса больше, чем раньше с копьями и дубинами. Нередко уже случалось, что у рода было достаточно пищи. Тогда охотники не убивали пойманных поросят, козлят и других молодых животных, а приносили их в посёлок. Так люди приручили свиней, коз, овец и коров.
4. Мотыжное земледелие.
Женщины, собирая съедобные зёрна растений, сделали замечательное открытие: они заметили, что из зерна, упавшего в рыхлую землю, вырастает растение, которое даёт новые зёрна. Отсюда возникло земледелие.
Карта III-I тысячилетие до н.э:
Мужчины топорами расчищали от кустарника участей для посева. Женщины разрыхляли почву мотыгами перетирали комья земли руками и зарывали зёрна в землю. Такое земледелие называется мотыжным. Оно требовало огромного труда. Целый род мог обработать только небольшой участок земли.
Посевы нужно было охранять днём и ночью, иначе стадо диких кабанов или других животных могло уничтожить весь урожай. Земледелие появилось не одновременно во всех странах. Там, где для него были особенно благоприятные условия — тепло, много воды, плодородные почвы, оно возникло около 7 тысяч лет назад. В других странах оно стало возникать значительно позже.
Цветная иллюстрация IV. Родовой посёлок древних земледельцев и скотоводов. На картине, на переднем плане слева, — женщины жнут колосья костяными серпами; в такие серпы вставлялись острые осколки камня. В глубине картины справа — жилища людей и хозяйственные постройки.
5. Род и племя.
Расчистить участок для посева и оберегать поле от диких животных было непосильно для одного человека. Справиться с этим могла только целая родовая община. Родичи сплотились ещё теснее, чем раньше. Собранный урожай, скот и другое имущество принадлежали всему роду. Охотой, рыбной ловлей и земледелием руководили старейшины — самые старшие и опытные из родичей.
Несколько родов, живших в одной местности, составляли племя. Всё племя говорило на одном языке.
Делами племени управлял совет старейшин: он распределял между родами места для охоты, рыбной ловли и земледелия, разбирал споры между ними.
Старейшины действовали в интересах всего племени. Поэтому они пользовались общим доверием и всё племя беспрекословно выполняло их приказания.
Для решения особо важных дел старейшины созывали собрание всего племени.
- < РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И РЫБОЛОВОВ
- -> ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ У ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ >
hist-world.com
На стене индонезийской пещеры обнаружено самое древнее изображение животного
Изучив наскальные рисунки карстовой пещеры Лубанг Джареджи Салех на острове Калимантан, ученые установили, что возраст одного из них превышает 40 тысяч лет. На нем отчетливо видны фигуры двух животных, одно из которых авторы считают бантенгом (вид диких быков, обитающих в Индонезии). Это один из самых древних наскальных рисунков и самое древнее изображение животного из всех известных на сегодняшний день. Судя по материалу, накопленному в этом и предыдущих исследованиях, Юго-Восточная Азия и Индонезия служили местом бурного развития палеолитической наскальной живописи до и во время последнего ледникового максимума.
Австралийские и индонезийские ученые во главе с Максимом Обером (Maxime Aubert) уже несколько лет исследуют палеолитическую наскальную живопись пещер Зондского архипелага. Ими был разработан метод относительно точной датировки, основанный на уран-ториевом изотопном анализе вторичных минеральных натеков, которые образовались на стенах пещер уже после создания рисунков. Ранее эта группа изучила некоторые наскальные рисунки острова Сулавеси (см.: Новые датировки состарили наскальную живопись Индонезии, «Элементы», 10.10.2014). Продолжая серию работ по палеолитическому искусству, они занялись рисунками с соседнего гораздо более крупного острова Калимантан. Были исследованы и датированы карстовые пещеры в карстовой зоне Сангкулиранг-Мангкахилат (рис. 2, см.: Sangkulirang-Mangkalihat Karst), находящейся в восточной части острова. Начиная с 1990-х годов оттуда поступали сообщения о тысячах наскальных рисунков, однако почти все они оставались плохо изученными из-за труднодоступности местности.
Используя тот же метод, что и в предыдущей работе, ученые датировали наскальные рисунки в четырех карстовых пещерах. Наибольшее внимание привлек рисунок из пещеры Лубанг Джареджи Салех (Lubang Jareji Saleh), возраст которого был оценен более чем в 40 тысяч лет (рис. 1). На нем изображены два животных. Одно из них неполное и достаточно истертое, поэтому авторы не стали выдвигать гипотезы о том, какой конкретно был запечатлен вид, однако это должно было быть крупное копытное. По всей видимости, из его бока торчит копье. Чуть ниже и левее нарисовано другое животное. Хотя этот рисунок тоже успел несколько обветшать, он осталось достаточно четким. Авторы предполагают, что это бантенг — частично одомашненный вид полорогих, до сих пор обитающий в Индонезии (рис. 3). Теперь это самое древнее изображение животного, чьи подлинность и надежность датировки вызывают наименьшие сомнения.
Некоторое время самыми древними изображениями животных считались наскальные рисунки из пещеры Эль-Кастильо в Испании, чей возраст оценивается в 35,6 тысяч лет (A. W. G. Pike et al., 2012. U-Series Dating of Paleolithic Art in 11 Caves in Spain). Затем была выполнена датировка изображений животных с острова Сулавеси, и оказалось, что они были нарисованы 35–40 тысяч лет назад. Отодвинуть возможное время их появления дальше 40 тысяч лет назад не удалось.
Делая обзор развития индонезийской наскальной живописи, авторы выделяют по меньшей мере три хронологических стадии. Стадии отличаются стилем и тематикой рисунков, в течение каждой стадии древние художники использовали для рисования разные пигменты.
Первая стадия характеризуется преобладанием изображений животных. Преимущественно это бантенги, но встречаются изображения и других видов, которые, по всей видимости, уже вымерли. Кроме того, попадаются и контуры рук, обведенные красно-оранжевым пигментом — практически тем же, что использовался для рисования. Время появления этого стиля точно установить не удается, но ясно, что он появился не позже 40 тысяч лет назад и исчез не раньше 27,2–22,9 тысяч лет назад (таковы оценки минимального возраста рисунков, которые авторы считают самыми поздними). Остается также неясной этническая принадлежность людей, их оставивших.
Во второй стадии контуры рук и отпечатки ладоней, напротив, преобладают. Их рисовали уже не красно-коричневым, а темно-фиолетовым пигментом (скорее всего, получаемым из тутовых ягод). Кроме того, они располагаются не одиночно или беспорядочно, а зачастую несколько контуров объединялись в некую композицию. На некоторые отпечатки ладоней нанесены узоры, линии, точки и небольшие абстрактные символы (рис. 4). Возможно, объединение контуров в одну композицию символизировало принадлежность их обладателей к одной семье или к одному племени (в некоторых случаях ладони связываются друг с другом ветвящимися нарисованным линиями, так что общий вид композиции напоминает родословное древо), а узоры и символы повторяли татуировки, отражающие социальный статус. Кроме того, на некоторых рисунках есть нарисованные тем же темно-фиолетовым пигментом антропоморфные фигуры. Иногда они изображались с предметами (палки, копья и т. д.), а весь рисунок даже имел сюжет (например, передавал сцену охоты). Изображались также и иные действия — скорее всего, это были какие-то ритуалы.
Этот стиль появился около 21–20 тысяч лет назад. О времени его исчезновения судить пока преждевременно, но минимальная оценка для самого позднего рисунка этого стиля составляет 13,6 тысяч лет. Время появления этого стиля близко к минимальному возрасту наиболее поздних рисунков предыдущей хронологической стадии. Вполне возможно, что между ними существует преемственность. В пользу этого говорит также тот факт, что иногда встречаются контуры ладоней, обведенные темно-фиолетовым пигментом, наложенные в точности поверх контуров, нарисованных в стиле первой стадии и обведенных красно-оранжевым пигментом.
Самая поздняя стадия характеризуется изображениями антропоморфных фигур и абстрактных знаков. На некоторых рисунках люди сидят в лодке (рис. 5). Эти рисунки нарисованы черным пигментом. Рисунки только этой стадии обнаруживаются на Калимантане за пределами полуострова Сангкулиранг-Мангкахилат и на других островах Индонезии. Ученые предполагают, что их оставили уже в неолите, около 4 тысяч лет назад или даже позже, перешедшие к земледелию поселенцы из Азии. То есть уже вряд ли можно говорить о преемственности по отношению к двум предыдущим стадиям.
Поскольку неизученных наскальных рисунков в Индонезии еще много, у нас есть все основания ждать следующих открытий. Возможно, будут получены достоверные датировки для наскальных рисунков и более древнего возраста. В частности, возраст еще одного рисунка из пещеры Лубанг Джареджи Салех — обведенного пигментом контура ладони — может оказаться больше 50 тысяч лет (максимальная оценка для него составляет 51,8 тысяч лет), максимальный возраст обведенного пигментом контура руки из пещеры Лианг Тевет (Liang Tеwеt) оценивается в 103,3 тысячи лет, а максимальный возраст изображения животного из пещеры Лианг Карим (Liang Karim), нарисованного с использованием похожего пигмента, — в 82,6 тысяч лет. Если для этих или каких-то других древних рисунков удастся получить достоверные минимальные датировки, превышающие 40 или 50 тысяч лет, история палеолитического искусства может оказаться даже еще более продолжительной, а его разнообразие — более удивительным, чем нам представлялось до сих пор.
Источник: M. Aubert, P. Setiawan, A. A. Oktaviana, A. Brumm, P. H. Sulistyarto, E. W. Saptomo, B. Istiawan, T. A. Ma’rifat, V. N. Wahyuono, F. T. Atmoko, J.-X. Zhao, J. Huntley, P. S. C. Taçon, D. L. Howard & H. E. A. Brand. Palaeolithic cave art in Borneo // Nature. 2018. DOI: 10.1038/s41586-018-0679-9.
См. также:
1) Троглодиты изображали животных точнее, чем современных художники, «Элементы», 28.03.2013.
2) Евгений Панов. Зарождение творчества: знаки на камне.
3) Человек начал использовать символы не менее 60 000 лет назад, «Элементы», 05.03.2010.
4) В Германии найдена самая древняя в мире скульптура, «Элементы», 15.05.2009.
5) В Южной Африке найдена древнейшая мастерская по производству красок, «Элементы», 18.10.2011.
6) Европейские зубры появились ещё в плейстоцене, «Элементы», 20.10.2016.
7) Самая древняя метка, вырезанная на растущем дереве, была сделана в VI веке, «Элементы», 16.12.2010.
8) Грязная посуда помогла датировать зарождение животноводства в Африке, «Элементы», 25.06.2012.
9) Новые датировки состарили наскальную живопись Индонезии, «Элементы», 10.10.2014.
Денис Земледельцев
elementy.ru
Рисунок земледелие — Огород и прочее
Земледелие. Находки у дер. Лебедки: 1 — сошник; 2 — пешни; 3 — топор; 4 — сошник; 5 — гарпуны; 6 — серп; 7 — коса; 8 — наконечники стрел; 9 — пряжка; 10 — пряжка; 11— нож; 12 — погребальные урны.
Картинка 5 из презентации «Быт и нравы вятичей»Размеры: 478 х 652 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока истории щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Быт и нравы вятичей.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива — 4274 КБ.
Похожие презентации
краткое содержание других презентаций на тему картинки
«Земледелие Рё скотоводство» — Свинья. Собирательство. Первобытные земледельцы и скотоводы. Мотыга, серп, каменный топор. Этапы земледельческого труда. Как называлось занятие людей, возникшее из охоты? Урожай собирали при помощи серпа, изготавливавшегося из кости. Осел. В серп вставляли каменные лезвия. Глиняная посуда. Соотнесите термин и определение.
«Земледелие Рё животноводство» — Лаборант-эколог. Профессии в сфере агропромышленного комплекса. Земледелие. Зверовод. Технологии земледелия и животноводства. Основными отраслями с\х являются земледелие и животноводство. Переработка. Селекционер. Животноводство. При производстве с\х продукции используют: Мастер сельскохозяйственного производства.
«Культура Р СѓСЃРё 10-13 века» — Обобщить и систематизировать знания. Содержание термина. Мощь города. Ответ на вопрос к фильму. Соборная церковь София. Дайте краткую справку о соборе. Ярослав Мудрый. Памятник Кириллу и Мефодию в Москве. Развитие летописания. Культура Руси X-XIII веков. Золотые ворота во Владимире. Нестор. Князь. Исторический вопрос.
«Достижения культуры Древней Р СѓСЃРёВ» — О чём идёт речь. Письменность и грамотность. Зодчество. Евангелие. Тест. Убийство князя Игоря. Русское каменное зодчество. Основание Киева. Рукописные книги. Олег. Нестор. Устное народное творчество. Культура Древней Руси.
«XII XIII» — Дмитрий Солунский. Житие. Сказитель- певец Древней Руси. Икона Владимирской Богоматери. Киевская Русь не только сделала византийское наследие своим достоянием. Идея сильной княжеской власти в значительной мере лишает образ «святости». Былины. План урока: Особенности культуры Древней Руси. Добрыня Никитич.
«Культура Р СѓСЃРё 10-15 века» — Свидетельство о развитии грамотности. Как зарождалась культура Руси. Новгородская школа живописи. Двоеверие. Культура Руси. Быт народа. Исторические события. Летопись была делом государственным. Создание центров письменности. Свидетельство о существовании славянской письменности. Искусство. Развитие русской культуры.
Source: 900igr.netogorod.ahuman.ru
Древние земледельцы в Египте. Древний Египет: земледелие
В истории Древнего Египта Раннее царство – это период, который охватывает правление I-II династий. Что касается Древнего царства, то оно представлено властвованием III-IV династий. При этом основная часть сведений, относящихся к данному периоду, дошла до современных людей в виде надписей и рельефов (расписанных красками). Они покрывают стены внутренних покоев усыпальниц вельмож Древнего Египта.
Земледелие в Древнем Египте: история
Сельское хозяйство в тот период было основой экономики. Земледелие в Древнем Египте считалось особенно важным для развития страны. Это обуславливалось уровнем технического прогресса и особенностями природных условий. Таким образом, земледельцы в Древнем Египте имели огромный потенциал для роста производительности. У людей была необходимость освоения ежегодных разливов реки. Это могло бы сыграть важнейшую роль в развитии хозяйства. Что представляла бы собой долина Нила, если бы не было ее искусственного орошения и осушения? Это была бы топкая низина посреди зыбучих песков.
Развитие в эпоху неолита
Древнейшие земледельческие племена не имели возможности заимствования навыков по выращиванию зерновых культур в Передней Азии. Также они не взаимодействовали с населением Двуречья, Палестины и Эфиопии. Это могло бы сыграть важную роль в развитии хозяйства Древнего царства. В Эфиопии первые следы земледелия датированы III тысячелетием до н. э. Возможно, дикорастущие злаковые культуры могли быть в Северной Африке. Для этой страны в эпоху неолита были характерны влажные климатические условия. Таким образом, ученые могут сделать вывод о том, что древние земледельцы в Египте развивали свою деятельность самостоятельным путем.
Главные стимулирующие факторы
Земледельцы в Древнем Египте столкнулись с ухудшением природных условий, что, безусловно, отразилось на их жизни. Речь идет о нагорьях к востоку и западу от Нила. Данный фактор может свидетельствовать о том, что древние земледельцы в Египте вынуждены были ускоренно расселяться по берегам реки и бороться с зарослями долины и болотами. Усовершенствовались каменные орудия труда, а также появлялись медные инструменты. Благодаря этому древние земледельцы в Египте смогли изготавливать из камня и дерева множество приспособлений, которые были необходимы для соответствующей работы и вырубки зарослей (топоров, тесел, мотыг). За счет этого производительность труда существенно повысилась. Вдоль берегов Нила на естественных холмах археологам удалось обнаружить поселения ранних земледельцев, которые относятся ко второму додинастическому периоду. Они перешли на оседлый образ жизни. Древние земледельцы в Египте научились пользоваться паводками могучей реки для своих нужд. Они сооружали примитивные валы, которые удерживали на полях разлившиеся воды.
Дальнейшее развитие
Сложная система бассейнов появилась далеко не сразу. Она стала результатом мучительного и тяжкого труда, а также накопленного опыта осушительных мероприятий в долине и дельте Нила. Образование данной системы шло поэтапно. Постепенно сооружались плотины, дамбы, валы и так далее. Таким образом, целесообразно сделать вывод о том, что Нил обеспечивал весь Древний Египет. Земледелие продолжало активно развиваться. Для того чтобы создать системы бассейнов орошения, наблюдательные представители этого ремесла использовали особенности рельефа страны и специфику водного режима реки. Нил разливался ежегодно. Речь идет о регулярных явлениях с июня по октябрь. Паводок выходил из русла Нила и заливал берега до самых пустынных нагорий. Эти территории в то время отличались саванно-степной растительностью.
Особенности инструментов
В Раннем царстве они были, в сущности, такими же, как и в Древнем. Что касается последнего периода, то, возможно, орудия были несколько более совершенными. Множество различных приспособлений придумали люди, населявшие Древний Египет. Земледелие развивалось и способствовало созданию новых инструментов. Плуг первобытного вида изображен на письменах-рисунках, которые относятся к временам II династии. На памятнике царю показана мотыга. В одной из гробниц, относящихся к середине I династии, были найдены десятки деревянных серпов, имеющих вставные лезвия из кусочков кремня. Что касается помола зерна, то он производился вручную. Также сохранились грубые терки. Они состояли из двух камней, между которыми растиралось зерно. Большинство хлебных растений, которые были во время Древнего царства, остались известными египтянам и в период Раннего. Это также относится к смоковнице, финиковой пальме, виноградной лозе и прочему. Среди овощей тоже вряд ли были новые виды (салат, огурцы, чеснок, лук, корнеплоды и так далее).
Особенности создания ирригационной системы
Известно, что льноводство было довольно развитым еще до наступления времен Древнего царства. Что касается создания ирригационной системы, то оно потребовало исключительных навыков и огромного труда. Кроме того, нужны были углубленные знания в области строительного дела, гидравлики, математики и астрономии. Как уже говорилось ранее, земледелие полностью основывалось на бассейновой системе орошения. Соответственно, годовой цикл работников зависел от водного режима Нила.
Изобретение сельскохозяйственного календаря
Земледельцы (позднее и астрономы) с древнейших времен наблюдали за первым ранним восходом звезды Сириуса. Это знаменовало начало нового года и сопутствовало поднятию вод Нила. Основываясь на этих наблюдениях, египтяне смогли изобрести сельскохозяйственный календарь. Он полностью соответствует водному режиму Нила. Наименования времен года отражали суть сельскохозяйственных работ.
Организационные моменты
Рабочие могли свободно распоряжаться своей землей. Допускалось дарение, продажа и завещание. Один вельможа мог иметь несколько домоправителей. Они, в свою очередь, были главными управляющими хозяйств. На полях во время сева и жатвы трудились рабочие отряды. Если судить по сохранившимся изображениям, они состояли исключительно из мужчин. Веяние было женской работой. Если вельможа являлся номархом, а жнецов не хватало, то для помощи своим личным отрядам он мог привлекать «царских» людей. Речь идет о земледельцах-общинниках. Поля тоже обрабатывались рабами.
fb.ru
Trojden | Возникновение земледелия и скотоводства: Вигасин А. А.
Глава 2
Знакомясь с главой, подумайте: 1. Какое из двух занятий лучше обеспечивало людей пищей — земледелие или собирательство? скотоводство или охота? 2. Почему не было деления на богатых и бедных среди охотников на мамонтов?
1. Мотыжное земледелие. Занимаясь собирательством, женщины заметили, что упавшие в землю зёрна дикорастущего ячменя или пшеницы дают всходы. Люди стали специально сеять зерно в разрыхлённую почву. Так из собирательства возникло земледелие.
Подготовить участок земли для посева было нелегко — приходилось рубить деревья каменным топором, выжигать кустарники, выкорчёвывать пни.
Первые земледельцы вскапывали землю при помощи палки с сучком — деревянной мотыги. Затем они бросали в землю семена. Когда поспевал урожай, колосья срезали серпом. Серн изготавливали из дерева или кости, немного расщепляя их и вставляя в расщеп острые камешки. Растирая зёрна на плоских камнях (зернотёрках), получали муку. На углях очага женщины пекли лепёшки.
Каменный топор. Рисунок нашего времени.
Серп из кости с каменными вкладышами.
Женщина с мотыгой.
Дикорастущие ячмень и пшеница встречаются в Западной Азии. Именно поэтому здесь раньше, чем в других районах, возникло земледелие. Из Западной Азии земледелие распространилось в соседние страны.
Земледелие возникло более 10 тысяч лет назад.
2. Приручение животных. Мужчины иногда приносили с охоты детёнышей убитых животных. Их можно было выкормить и приручить. Первым домашним животным стала собака. Она охраняла жилище и помогала охотникам — выслеживала и гнала зверя. Потом люди приручили и одомашнили свиней, овец, коз и коров. Так из охоты возникло скотоводство. Оно появилось примерно в то же время, что и земледелие. Домашний скот давал людям мясо, молоко, шерсть и кожу.
Появление земледелия и скотоводства изменило жизнь людей. Охотники, рыболовы и собиратели добывали только то, что было в природе, не отличаясь этим от животных. Земледельцы и скотоводы сами выращивали и создавали то, что потом могли использовать в своём хозяйстве. Они выводили новые сорта растений и новые породы скота. Жизнь человека теперь зависела не столько от природы, сколько от его собственного труда и умений.
3. Глиняная посуда и одежда из ткани. Первобытные люди научились плести из тонких прутьев корзины. В них хранились собранные фрукты или, скажем, пойманная рыба. Если корзину обмазать глиной, в неё можно насыпать зерно и даже муку. Но воду держать в такой посуде нельзя — глина размокнет. Случайно такая корзина, обмазанная глиной, могла попасть в огонь. И женщины, следившие за домашним очагом, заметили, что прутья выгорели, а глина после обжига стала прочной и твёрдой, она больше не пропускала воду. Люди научились лепить горшки из глины и обжигать их в огне очага. В глиняной посуде можно было не только хранить продукты, но и варить пищу на огне.
Глиняный сосуд с узорами.
Так выглядел древний ткацкий станок.
На полу в жилище обычно расстилали циновку — коврик, сплетённый из соломы, травы или древесного лыка. Ткачество, которое освоили женщины, напоминало плетение циновки. Был изобретён ткацкий станок очень нехитрой конструкции. А нити для изготовления тканей пряли, то есть скручивали из шерсти домашних животных или из волокон льна. С изобретением прядения и ткачества у людей появилась одежда из льняного полотна и шерстяной ткани.
4. Родовые общины и племя. Сородичи собирались вместе для решения общих дел, они выбирали старейшин — самых опытных и мудрых стариков, знавших повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения. Старейшины управляли родовыми общинами, следили за тем, чтобы все сородичи выполняли общие работы на полях и поровну делили собранное зерно. Под руководством старейшин проходили празднества. На них сородичи особыми танцами и песнями старались вызвать дождь, обеспечить урожай или добиться успеха на охоте.
Все сородичи считали, что происходят от одного предка — человека или животного. Жениться на девушке из своего рода было запрещено. Часто устанавливался такой порядок: юноши и девушки из одного рода заключали браки с юношами и девушками из другого. Таким образом два рода вступали друг с другом в нерушимый союз. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя.
Так выглядела лодка, выдолбленная из бревна. Рисунок нашего времени.
Идол духа войны.
Племенем управлял совет старейшин. Он разбирал споры между соплеменниками и определял наказания. Самым страшным считалось изгнание из племени — ведь человек не мог прожить в одиночку.
5. Духи, идолы и жертвы. Мы сейчас считаем, что есть живые существа, а есть неодушевленные предметы. Для первобытных людей всё в природе было живым и одушевлённым. Солнце, например, казалось существом, которое утром рождается, чтобы вечером умереть. Если палкой ударить по дереву, то послышится гул. Первобытный человек верил, что застонал «дух дерева».
Такие же духи обитают в любом растении или камне, туче, молнии, ветре. Самых могущественных духов люди называли богами.
Если всё вокруг живое, значит, человек может договориться не только с другим человеком, но и с солнцем или дождём. Нужно только знать, как к ним обратиться, чтобы они услышали просьбу — молитву. А ещё нужно духам принести подарки, чтобы они стали добрее. Что может быть лучшим подарком, нежели пища! Её и приносили в жертву духам.
Колдовской обряд перед охотой. Рисунок нашего времени.
Люди вырезали из дерева, лепили из глины, высекали из камня изображения богов и духов. Такие изображения называются идолами.
Идола старались задобрить жертвами. Но если урожай погибал от засухи или скот становился добычей хищников, то люди сердились на духа. Идола ставили в угол, а то и секли прутьями.
Первобытные люди верили в то, что их жизнью управляют сверхъестественные силы, на которые можно воздействовать молитвами, принесением жертв и другими религиозными обрядами.
Объясните значение слов: топор, мотыга, серп, зернотёрка, прядение, ткачество, циновка, духи, боги, старейшина, совет старейшин, племя, идол, молитва, жертва, религиозный обряд.
Проверьте себя. 1. Какие наблюдения первобытных женщин привели к возникновению земледелия? Какие наблюдения привели к изобретению способа лепить горшки из глины? 2. Расскажите о трёх главных орудиях первобытных земледельцев. Как их использовали? 3. Какой зверь был одомашнен первым? Как он помогал людям? 4. Почему сородичи слушались старейшин?
Поработайте с картой (см. с. 9). Найдите, где находится древнейший район земледелия. Почему, по мнению учёных, именно в этом районе возникло земледелие?
Поработайте с датами. Что было раньше: появление человека разумного или возникновение земледелия? На сколько раньше?
trojden.com