схема, устройство и оборона. История средневековых рыцарских замков
В мире мало есть вещей более интересных, чем рыцарские замки Средневековья: эти величественные крепости дышат свидетельствами далёких эпох с грандиозными битвами, они видели и самое совершенное благородство, и самое подлое предательство. И не только историки и знатоки военного дела пытаются разгадать секреты старинных фортификаций. Рыцарский замок интересен всем — писателю и обывателю, заядлому туристу и простой домохозяйке. Это, так скажем, массовый художественный образ.
Как родилась идея
Весьма неспокойное время — средние века: помимо больших войн, феодалы постоянно вели разборки друг с другом. По-соседски, чтобы скучно не было. Аристократы укрепляли свои жилища от вторжения: поначалу только ров выроют перед входом и деревянный частокол поставят. По мере приобретения осадного опыта укрепления становились всё более мощными — чтобы таран выдерживали и каменных ядер не боялись. В античности так римляне окружали войско частоколом на отдыхе. Каменные сооружения начали строить норманны, и только в 12 веке появились классические европейские рыцарские замки Средневековья.
Превращение в крепость
Постепенно замок превращался в крепость, его окружила каменная стена, в которую встраивались высокие башни. Главная цель — сделать рыцарский замок недоступным для нападающих. При этом иметь возможность наблюдения за всей округой. В замке обязательно должен быть собственный источник питьевой воды — вдруг долгая осада предстоит.
Башни строились таким образом, чтобы как можно более долго удерживать любое количество врагов даже в одиночку. Например, винтовые лестницы — узкие и такие крутые, что воин, идущий вторым, помочь первому ничем не может — ни мечом, ни копьём. И подниматься по ним нужно было против часовой стрелки, чтобы щитом не прикрыться.
Попробуйте войти!
Представьте себе горный склон, на котором возведён рыцарский замок. Фото прилагается. Такие сооружения всегда строились на высоте, и если не было естественного подходящего ландшафта, делали насыпной холм.
Рыцарский замок в Средневековье — это не только рыцари и феодалы. Около и вокруг замка всегда были небольшие поселения, где обосновались всевозможные ремесленники и, конечно, воины, охраняющие периметр.
Идущие по дороге всегда обращены правым боком к крепости, тем, который не может быть прикрыт щитом. Растительности высокой нет — не спрятаться. Первое препятствие — ров. Он может быть вокруг замка либо поперёк между стеной замка и плато, даже серповидным, если позволяет местность.
Разделительные рвы бывают даже в пределах замка: если вдруг врагу удалось прорваться, передвижение будет сильно затруднено. Если породы почвы скальные — ров и не нужен, подкоп под стену невозможен. Земляной вал прямо передо рвом часто был с частоколом.
Мост к внешней стене сделан так, что оборона рыцарского замка в Средневековье могла длиться годами. Он подъёмный. Либо весь, либо крайний его отрезок. В поднятом положении — вертикально — это дополнительная защита для ворот. Если поднималась часть моста, другая автоматически опускалась в ров, где обустраивалась «волчья яма» — сюрприз для самых торопливых нападающих. Рыцарский замок в Средневековье не был гостеприимен для всех подряд.
Ворота и надворотная башня
Рыцарские замки Средневековья наиболее уязвимы были как раз в районе ворот. Опоздавшие могли войти в замок в боковую калитку по подъёмному трапу, если мост уже поднят. Сами ворота чаще всего не были встроены в стену, а устраивались в надворотных башнях. Обычно двустворчатые, из нескольких слоёв досок, обшивались железом, чтобы защититься от поджогов.
Замки, засовы, поперечные балки, поперёк задвигающиеся в противоположную стену — всё это помогало продержаться в осаде довольно долго. За воротами к тому же обычно опускалась железная или деревянная мощная решётка. Вот так оснащались рыцарские замки Средневековья!
Надворотная башня была устроена так, чтобы охраняющие её стражи могли узнать у гостей цель визита и при необходимости угостить стрелой из вертикальной бойницы. Для настоящей осады там были встроены и отверстия для кипящей смолы.
Оборона рыцарского замка в Средневековье
Внешняя стена — важнейший оборонительный элемент. Она должна быть высокой, толстой и лучше, если на цоколе под наклоном. Фундамент под ней как можно более глубок — на случай подкопа.
Иногда встречается двойная стена. Рядом с первой высокой — внутренняя небольшая, но неприступная без приспособлений (лестниц и шестов, которые остались снаружи). Пространство между стенами — так называемый цвингер — простреливается.
Внешняя стена наверху оборудована для защитников крепости, иногда даже с навесом от непогоды. Зубцы на ней существовали не только для красоты — за ними удобно было прятаться во весь рост, чтобы перезарядить, например, арбалет.
Бойницы в стене приспосабливались и под лучников, и под арбалетчиков: узкие и длинные — для лука, с расширением — для арбалета. Шаровые бойницы — закреплённый, но поворачивающийся шар с прорезью для стрельбы. Балконы строились в основном декоративные, но если стена узкая, то ими пользовались, отступая и давая пройти остальным.
Средневековые рыцарские башни почти всегда строились с выпуклыми башнями по углам. Они выступали наружу для стрельбы вдоль стен в обе стороны. Внутренняя сторона была открытой, чтобы противник, проникший на стены, не закрепился внутри башни.
Что там внутри?
Помимо цвингеров, за воротами незванных гостей могли ожидать и другие сюрпризы. Например, небольшой закрытый дворик с бойницами в стенах. Иногда замки строились из нескольких автономных секций с мощными внутренними стенами.
Обязательно был внутри замка двор с хозяйством — колодец, пекарня, баня, кухня и донжон — центральная башня. От расположения колодца зависело многое: не только здоровье, но и жизнь осаждённых. Бывало, что обустройство колодца (вспомним, что замок если не просто на возвышении, то и на скалах) стоило дороже, чем всех остальных построек замка. Тюрингский замок Куффхойсер, например, имеет колодец более ста сорока метров глубиной. В скальной породе!
Центральная башня
Донжон — самое высокое сооружение замка. Оттуда велось наблюдение за окрестностями. И именно центральная башня — последнее убежище осаждённых. Самое надёжное! Стены очень толстые. Вход чрезвычайно узок и располагался на большой высоте. Лестницу, ведущую к двери, можно было втянуть внутрь либо разрушить. Тогда рыцарский замок ещё довольно долгое время может держать осаду.
В основании донжона был подвал, кухня, кладовая. Далее шли этажи с каменными или деревянными перекрытиями. Лестницы были деревянными, при каменных перекрытиях их можно было сжечь, чтобы остановить врага на подходе.
Главный зал располагался на целом этаже. Обогревался камином. Выше обычно располагались комнаты семьи владельца замка. Там стояли небольшие печи, украшенные изразцами.
На самом верху башни, чаще всего открытом, площадка для катапульты и самое главное — знамя! Средневековые рыцарские замки отличались не только рыцарством. Бывали случаи, когда рыцарь и его семья донжоном не пользовались для жилья, построив неподалёку от неё каменный дворец (палас). Тогда донжон служил складом, даже тюрьмой.
И, конечно же, каждый рыцарский замок обязательно имел храм. Обязательный обитатель замка — капеллан. Часто он же — и писарь, и учитель, помимо основной работы. В богатых замках храмы бывали двухэтажными, чтобы господа не молились рядом с чернью. В пределах храма обустраивалась и родовая гробница владельца.
fb.ru
Замки Европы в фотографиях. Знаменитые, рыцарские, средневековые.
Замки Европы
в фотографияхГермания
Замок Нойшванштайн (Schloß Neuschwanstein) — можно перевести как «Новый лебединый утес». Построен королём Людвигом II. Начало строительства — 1869 год. В 1884 году король въехал в замок.
|
Меспельбруннский замок (Schloss Mespelbrunn) — средневековый замок в городе Меспельбрунн. Начало строительства 1412. Достроен 1569.
|
Замок Бургхаузен (Die Burg zu Burghausen) — длиннейший замковый комлекс в Европе (1043 м). Укрепление построено ранее 1025 года. Основные постройки: 1392-1503.
|
Гейдельбергский замок (Heidelberger Schloss) в Хайдельберге. Первое упоминание датируется 1225 годом. Основное время действия XIV — XVII века. После разрушения французами в 1693 году восстанавливался только частично.
|
Замок Колдиц (Schloss Colditz) — основан в 1014 году. В XVI веке перестроен в стиле Ренессанса
|
Шверинский замок (Schweriner Schloss) в городе Шверин на Дворцовом острове. Славянская крепость была построена ещё в 965 году, в 1845-1857 годах был создан современный комплекс.
|
Замок Вартбург (Wartburg) в Тюрингенском лесу, неподалёку от города Айзенаха. Первый деревянный замок основан в 1067 Людвигом Скакуном. В 1156—1162 была сделана серъёзная переделка Людвигом II.
|
Замок Целле (Schloss Celle) в городе Целле. Форт Kellu был возведён ещё в 980 году. В 1315 был описан замок.
|
Кохемский замок (Reichsburg Cochem) в городе Впервые упоминается в 1130. В 1688 разрушен французами. В 1868 восстановлен в стиле неоготика.
|
Верхне-Нойффен (Burg Hohenneuffen) большой разрушенный замок в горном массиве Швабский Альб. Построен между 1100 и 1120.
|
Ринекский замок (Burg Rieneck) в городе Ринек, Бавария. Дата основания 1151 год.
|
Замок Глюксбург (Schloss Glücksburg) в городе Глюксбург на севере Германии, недалеко от датской границы. Начало строительства 1582 год.
|
Фалькенштайн (Burg Falkenstein). Построен с 1120 по 1180 года, часто перестраивался в последствии.
|
Замок Марксбург (Marksburg). Первое упоминание 1231 г.
|
Замок Гогенцоллерн (Burg Hohenzollern) на вершине горы Гогенцоллерн (на высоте 855 метров), в 50 км на юг от Штутгарта. Крепость на этом месте упоминается в 1267 году, 15 мая 1423 года полностью разрушена. Второй замок возведён в 1454—1461.
|
Франция
Замок Donjon de Niort в городе Ньор (департамент Дё-Севр). Постройка известна с XIII века.
|
Замок Château de la Mothe-Chandeniers (коммуна Ле-Труа-Мутье, департамент Вьенна). Постройка известна с XIII века.
Замок Иф (Château d’If) на острове Иф в Средиземном море, в миле от города Марсель. Строительство 1524—1531 года. Использовался как тюрьма с конца XVI века по XIX век.
|
Замок Château de Grangent (коммуна Сен-Жуст-Сен-Рамбер, департамент Луара). Первая постройка около 800 года. Находится в частной собственности.
|
Замок Château de La Roche (коммуна Сен-Прие-ла-Рош, департамент Луара). Первое упоминание датируется 1260 годом.
|
Замок Шенонсо (Château de Chenonceau) в департаменте Эндр и Луара. С 1243 года известно что поместье с замком (и прилегающей к нему мельнице) принадлежит семье де Марк. После 1512 года перестроен в ренессансном стиле.
|
Замок Château de La Bâtie-Seyssel (коммуна Барби, департамент Савойя). Известен как владение семьи Seyssel с XIII века.
|
Замок Château de Menthon (коммуна Мантон-Сен-Бернар, департамент Верхняя Савойя) на 200 метровой скале у озера Аннеси. Первое деревянное укрепление на этом месте датируется X веком. Современный вид приобретён с XIII по XIX века.
|
Замок Château de Gisors (департамент Эр). Ключевая крепость герцогов Нормандии в XI-XII веках.
|
Замок Château d’Olhain XV века (коммуна Френикур-ле-Дольман, департамент Па-де-Кале).
|
Замок Кюлан (le château de Culan) в комунне Кюлан (департамент Шер) на скалистом уступе, возвышающемся над рекой Арнон. Деревянная крепость известна ещё до X века. Современная крепость XII-XIII вв.
|
Замок Château de Sercy (коммуна Серси, департамент Сона и Луара). Первое упоминание датируется 1067 годом.
|
Замок Château de Trécesson (коммуна Кампенеак, департамент Морбиан). Упоминается c VIII века, современный замок примерно с XV века.
|
Замок Château de Landskron в регионе Эльзас (коммуна Лаймен) на самой границе со Швейцарией. Построен до 1297 года.
|
Замок Château de Morlanne (коммуна Морланн, департамент Атлантические Пиренеи). Построен около 1370 года, архитектором Sicard de Lordat.
|
Италия
Замок Graines на скалистой горе. Построен предположительно в XI веке монахами аббатства St. Maurice. В средневековье была налажена коммуникация через флаги и зеркала с соседними замками и башнями.
|
Замок Фенис (Castello di Fenis) в городе Фенис (Fénis), область Валле-д’Аоста (граничит с Францией и Швейцарией). Первое письменное упоминание относиться к 1242 году. Видимо это был донжон (главная башня) окружённый стенами.
|
Замок Кастель-дель-Монте (Castel del Monte — «замок на горе») в 16 км от города Андрия (регион Апулия). Возведён с с 1240 по 1250 год. Замок восьмиугольник, каждая башня так же восьмиугольная.
|
Арагонский замок (Castello Aragonese) на вулканическом острове Искья. Строительство на острове начато в 474 году до н.э. Гиероном I. В 1441 построен мост соединивший скалу и остров.
|
Замок Torrechiara (коммуна Лангирано). Построен между 1448 и 1460 годами. Четыре прямоугольные башни соединенных двойными линиями стен.
|
Замок Мельфи (Castello di Melfi) в регионе Базиликата. Строение относят к XI столетию, замок построен норманнами.
|
Замок Orsini-Cesi-Borghese в коммуне Сан-Поло-дел-Кавальери. Первые упоминания о замке датируются 2-й половиной Х века.
|
Замок Orsini в коммуне Сориано-нель-Чимино. Построен в XIII веке.
|
Замок Браун (Castello Brown) над гаванью ррыбацкого города Портофино. Известен с XV века.
|
Замок Porto Venere в городе Портовенере (регион Лигурия). Крепость на скале с видом на рыбацкую деревню. Первое упоминание датируется 1139 годом.
|
Sarzanello в коммуне Сарцана (регион Лигурия). Первое упоминание о крепости на этом месте относится к 1076 году.
|
Замок Сан-Лео в городе Сан-Лео (провинция Римини). Первый форт на вершине горы был построен римлянами. В средние века за крепость боролись византийцы, готы, франки и лангобарды.
|
Замок Runkelstein (Castel Roncolo) коммуна Ренон. В 1237 князь-епископ Трента дал братьям Фридриху и Бералу (лордоам Wangen) разрешение на строительство замка на скале Runchenstayn.
|
Замок Prösels (Castello di Presule) у подножья горы Шлерн, провинция Больцано. Первое упоминание относиться к 1279 году. Строение относиться к готическому стилю.
|
Замок Святого Ангела (Castel Sant’Angelo) в Риме. Строительство начато в 135 г. императором Адрианом.
|
Интересные факты:Замки Германии:
— Гейдельбергский замок: в 1415 году в замке был на некоторое время заключён антипапа Иоанн XXIII.
— Замок Колдиц: Во время Второй мировой войны служил местом заключения для особо важных узников,он был самой неприступной крепостью 3 рейха. Туда сажали офицеров, и тех кто пытался сбежать из других лагерей. Побег из замка считался невозможным.
— Замок Вартбург: В 1521—1522 годах в замке под именем «Юнкер Йорг» скрывался реформатор Мартин Лютер. Здесь он перевёл Новый Завет на немецкий язык.
— Замок Марксбург: Единственный замок верхнего среднего Рейна, не завоёванный французскими войсками в XVII в.
Замки Франции:
Замок Иф: Александр Дюма в 1844—1845 гг. в произведении «Граф Монте-Кристо» описал замок, в котором много лет был заключён главный герой. С момента открытия замка для посещений в в 1890 году, туристы постоянно посещают его.
Замок Шенонсо: на замке выгравирован девиз «Кто сюда когда-нибудь придет, пусть вспомнит обо мне». Замок находиться в частной собственности, открыт для посещений.
Замки Италии:
— Замок Graines: согласно легенде под замком спрятаны огромные сокровища.
— Замок Кастель-дель-Монте: для исследователей назначение строения является загадкой, сооружение не является замком в точном значении этого слова (нет рва, помещений для припасов, конюшен, кухни). Благодоря проникновению солнечных лучей в окна, в определённой последовательности, здание может быть рассмотрено как астрономический прибор.
— Замок Святого Ангела: Легенда гласит, что во время чумы в 590 г., папа Григорий Великий увидел на вершине замка архангела Михаила, это означало конец бедствия, — так появилось название замок Святого Ангела.
www.windoworld.ru
Рыцарские замки
Мрачное средневековье. Бесконечные войны и междоусобицы, нападения соседей. Тяжелое время для народа и слуг его величества – рыцарей. Естественное желание человека чувствовать себя защищенным, хотя бы в своем доме.
Дом рыцарей – замок. Стоит он, как правило, на высокой горе, зачастую окруженный рвом, наполненным водой. Через ров перекинут деревянный мост, который в случае нападения либо убирался, либо складывался. Впоследствии мосты стали делать железными, он на цепях поднимался вверх и тем самым закрывал вход в замок. Мощные, высокие, каменные стены окружают замок по всему периметру. Войти можно только минуя большие узкие ворота, около них всегда находились охранники. Сверху внутри стен проходит дорожка, с нее тоже ведется круглосуточное наблюдение за прилегающей территорией и в дополнение к ней непосредственное над воротами располагается небольшое дозорное помещение. Башню продували все ветра со всех сторон, только сверху от дождя и снега ее защищала крыша. Стены заканчиваются трезубцами, вперемежку с узкими вытянутыми бойницами. По углам стен обычно высились небольшие башенки, тоже предназначенные для отражения нападения. Попасть внутрь стен или на охранную башню можно было по лестнице. Часто она просто прикладывалась к стене, изготавливалась из дерева и была довольно легкой. В случае необходимости ее просто убирали или поднимали наверх.
За оградой находится двор, вымощенный камнем. В центре находится дом рыцаря. С одной стороны расположились конюшни, склады и другие хозпостройки. С другой стороны видна часовня. В замке всегда находилось и жило довольно много народу и особенно прислуги, также в доме проживал и священник. Двор мог делиться на две половины мощной деревянной стеной — на одной проживали прислуга и войны, а на другой – сам господин со своей семьей. Замок рыцаря был приспособлен не только для жизни и защиты от врагов, в нем также проходили ежедневные молебны, проводились обряды, например, посвящение в рыцари, сеньор вершил суд над вассалами и подневольными крестьянами.
В каждом замке строилось помещение для молитв — капелла, вариант маленькой церквушки. Молитвы совершались ежедневно, проводились обряды посвящения в рыцари. Это обычная комната с изображениями святых на окнах, с алтарем и иконами, церковной утварью, Евангелием и т.д.
Внутри замка сразу попадаешь в длинную светлую галерею. Большие окна, цветное стекло, обилие света и воздуха сильно отличают ее от остальных комнат. Из нее массивная дубовая дверь ведет в главную залу. Пол зала выложен камнем, иногда цветными плитами, но они не скрашивают тяжелого впечатления. Холодные серые стены, высоченные потолки, узкие вытянутые окна, также затемненные цветными вставками, малое количество солнечного света и воздуха — все это делает зал очень мрачным, холодным. Зала делится на три части мощными колоннами, на них присутствуют изображения из древних сказаний, фрагменты из поэзии тех времен. Из главной залы зачастую брали свое начало всевозможные потайные ходы. Напротив входа в зал стоит большое обитое парчой, либо какой другой дорогой тканью кресло с подлокотниками, над ним балдахин. Это место господина. Посередине комнаты стоит большой деревянный стол, он был окружен лавками и скамьями. По стенам тоже стояли лавки и скамейки. На стенах прикреплены железные держатели для факелов. На втором этаже могли быть также устроены залы, размером конечно меньше главной. Внутреннее убранство их во многом походило на убранство основной залы. При проведении праздников или иным торжественным мероприятиям по полу раскидывались цветки и ветки.
В центре зала находится камин, невероятных размеров, но и он не может по-настоящему обогреть это помещение. Каменные выступы, размером с человека, поднимающиеся к потолку и постепенно ссужающиеся – таков вид этого изобретения человека. Часто на стенах камина можно было увидеть фрески, рассказывающие о нелегкой жизни рыцарей. Часть стен зала занавешена коврами и висит дорогое оружие.
Сбоку от входа в главный зал находится средневековая кухня. Большой котел расположился прямо посередине, вокруг столы для приготовления пищи, множество шкафов и полок, немало прислуги суетится вокруг него. Как раз кухня и была одной из самых теплых помещений замка. Через отверстие в полу кухни попадаешь в склад, где хранились продовольственные припасы.
По каменной лестнице можно подняться в другие комнаты замка. Все они однообразны, это жилые комнаты, чаще всего спальни. Небольшие по своим размерам, с узкими немногочисленными окнами, с каминами, только по размерам значительно меньше главного камина, каменными полами, холодные, не проветриваемые, без света и тепла – все они были довольно мрачны и конечно мало подходили для жизни богатого господина. Посередине комнаты находится кровать, огромных размеров, очень низкая, стоящая изголовьем к стене. На ней богатое покрывало, сделанное из шкур убитых животных, очень много подушек. Отделяли кровать от остальной комнаты занавеси, которые крепились, на железных кольцах. В спальнях также находились скамейки, лавки, на полу разбросаны подушки вперемежку со шкурами животных. Драгоценности хранились в ящичках, закрытых на замок, богато украшенных. Также в ящичках хранили и одежду, белье и т.д. Обычно в спальнях висела икона с особо почитаемыми святыми. На стол ставили канделябр для свечей. Стены спален также украшены коврами, рисунками и фресками. По стенам спален стоят комоды — это ящики, предназначенные для хранения одежды и белья.
Внизу в полуподвальном положении расположены комнаты для прислуги. Спустившись еще ниже по каменной лестнице, попадем в местную частную тюрьму. Перегороженное помещение на отсеки, где отбывают наказание осужденные господином. Вонь, грязь, темнота, гадкие твари присутствовали здесь постоянно. Нередко можно увидеть следы от просочившейся воды. На стенах закреплены железные ошейники, которыми приковывали людей, или кандалы. В других помещениях расположенных неподалеку проводились пытки людей. Здесь хранили орудия пыток, разводили огонь.
Средневековые замки представляли собой очень надежные сооружения для отражения атак нападающих, за их стенами можно было пересидеть осаду, по подземным ходам убежать и остаться в живых во время войны. Но они мало подходили для жизни человека, а тем более богатого господина и его семьи. Увы, о комфорте в те далекие времена не задумывались.
Статью написала: Белова татьяна Владимировна
Добавить комментарий
istorii-x.ru
презентация «в рыцарском замке» 6 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда:К середине 11 века в Европе установился общественный строй – феодализм. В словарь Феодализм — стадия исторического развития, в основе которой лежит собственность феодалов или феодальных государств на землю и личная зависимость крестьянина от феодала .
3 слайд Описание слайда:Феодальное общество делилось на сословия. В словарь Сословие – большая группа людей с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству.
4 слайд Описание слайда:Основные сословия Средневековой Европы: 1 сословие – духовенство – те, кто молятся 2 сословие – рыцарство – те, кто воюют 3 сословие – крестьянство – те, кто трудится Власть в обществе принадлежала землевладельцам – феодалам: светским и церковным.
5 слайд Описание слайда:Начиная с VIII века для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе начали строить замки. Постепенно каждый господин стал строить замки — большие или скромные.
6 слайд Описание слайда:Замок – это жилище феодала и его крепость
7 слайд Описание слайда:Сначала замки строились из дерева, позднее – из камня. Мощные зубчатые стены служили надёжной защитой. Замок феодала
8 слайдinfourok.ru
В рыцарском замке
Средневековье в Европе было неспокойным временем. Постоянными были войны, как между соседними государствами, так и среди феодалов одной страны.
Частыми были набеги мадья̀р, и в особенности норма̀ннов.
Викинги наводили страх и ужас на жителей Европы.
Норманны
Необходимость защищать себя и свои земли от нападения врагов заставила феодалов превратить своё жилище в крепость. По всей Европе начинается строительство за̀мков. Первые из них появились в IX–X веках.
Замок был и домом, и крепостью феодала. Символом влиятельности своих хозяев.
Замок
Сначала замки строились из земли и дерева. Позднее их начали возводить из камня и кирпича. Такие постройки были прочнее и не боялись огня.
Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты: на возвышенностях, островах, в горах.
Со временем сложилась традиция постройки замков.
В основном замок состоял из следующих частей: донжон, внутренний двор, внешний двор, крепостные стены, ворота, ров.
План замка
Донжо̀н – главная башня в феодальном замке.
Донжон находился внутри крепостных стен в самом защищённом месте. Он был крепостью внутри крепости.
Донжон обычно был жилищем феодала. В нём располагались самые важные помещения замка: оружейные, главный колодец, хранилища ценностей и продовольствия. Часто в донжоне располагался крупный зал для приёмов.
Тут же располагалась тюрьма. Из подвала обычно рыли тайный подземный ход.
Донжон
Часовня, жилища воинов, конюшни, кузница, кухня располагались во внутреннем дворе.
Во внешнем дворе находились хозяйственные постройки, жилища ремесленников, мельница и пекарня.
Крепостны̀е стены обеспечивали замку безопасность и защиту от врагов. Они были оборудованы местами для лучников и дозорными башнями.
Стены замка
Одной из самых главных частей замка были ворота. Они были главным входом в замок. Ворота обладали большим количеством защитных механизмов: массивными дверями, решётками, башнями, чтобы сделать нападение на них более сложным.
Ворота
Вокруг замков рылись рвы. Их заполняли водой, а на дне часто ставили колья. Рвы затрудняли доступ к крепостным стенам, мешали подкопам.
Попасть в замок можно было по подъёмному мосту. На ночь и при нападении врага его поднимали.
Мост
Было несколько способов завладеть замком: взять его штурмом, заставить в ходе длительной осады защитников сдаться, подкупить кого-нибудь из обитателей замка, чтобы тот открыл ворота изнутри.
Захват замка
В ходе штурма надо было преодолеть множество препятствий.
Воинам было надо перебраться через ров, взобраться на холм и подойти к стенам, по длинным лестницам взобраться на них или разбить тараном ворота. Завладеть башнями, откуда уже можно было выйти во двор замка.
Зачастую нападавшим приходилось штурмовать вторую, ещё более высокую стену. После этого предстояло ещё взять донжон.
На головы врагов защитники замка сбрасывали камни и бревна, лили кипяток и горячую смолу, метали копья, осыпали нападавших стрелами.
Поэтому штурм был отчаянным предприятием, гораздо более трудным и опасным для осаждавших, чем для осаждённых.
Функции замка
Главными функциями замка были: военная (центр военных операций, средство военного контроля над землями); административная (центр владений феодала, место, откуда происходило управление землями);
хозяйственная и культурная (ремесленно-торговый центр, центр развития культуры).
Закат эпохи замков происходит с началом массового применения пороха и артиллерии.
В большинстве стран Европы военное дело стало занятием исключительно феодалов. Они получили название рыцари.
Образование рыцарей было направленным на военное дело. Начиналось обучение с 8 лет. Совершеннолетия будущий рыцарь достигал в 21 год. Именно в этом возрасте происходило его посвящение.
Хотя в детстве к будущим рыцарям и приглашали учителей, но они в основном обучали тех пению, танцам, умению одеваться, поведению в обществе. Общеобразовательным наукам уделялось минимум внимания.
Посвящение в рыцари
Рыцари считали себя людьми «благородного» происхождения.
Гордились древностью своих родов, числом знатных предков.
У рыцаря были свой герб – отличительный знак рода и свой девѝз – краткое изречение, объяснявшее смысл герба.
Рыцарь должен был быть великодушным, свободнорождённым, щедрым, доблестным, воинственным.
А также защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, соблюдать чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро.
Рыцарский кодекс
Но эти правила рыцарской чести применялись только в отношениях между феодалами. Всех, кто был «неблагородного» происхождения, рыцари презирали, вели себя с ними высокомерно и жестоко.
Рыцарское вооружение состояло из меча и тяжёлого копья. Оружием рыцаря являлись также булава̀ или боевой топор.
Вооружение рыцаря
Мечам нередко давались имена собственные. Для рыцаря меч являлся сакральным оружием, символом его принадлежности к особому, высшему сословию.
Защита рыцарей постоянно улучшалась. В X–XII веках самой лучшей защитой была кольчу̀га – доспех, сплетённый из железных колец.
К XIII веку появляются по̀ножи и на̀ручи, наколенники, налокотники и наплечники.
Снаряжение рыцаря
Позднее в обиход входят ла̀ты-доспѐхи из стальных пластин.
На голову рыцарь надевал шлем.
Для защиты от ударов мечом, стрел и копий рыцарь использовал щит. В умелых руках щит использовался как мощное оружие.
Снаряжение рыцаря
Сражались рыцари на сильных, выносливых конях, которые также часто были защищены доспехами.
Рыцаря сопровождали два или три оруженосца. Вместе они составляли «копьё» – единицу счёта рыцарских армий того времени.
Рыцарский конь
Снаряжение рыцаря и его спутников стоило очень больших денег.
Взять такие средства можно было с подвластных земель, в ходе войн или междоусобиц.
Доходы рыцаря
Статус не позволял рыцарю лично заниматься хозяйственными делами. Для этого в своих землях он держал управляющих.
Благородными занятиями считались война, охота и турниры, а также сопутствующие им упражнения и пиры.
Турнѝры – военные состязания рыцарей средневековой Западной Европы в силе и ловкости.
Турниры обычно устраивались королями или влиятельными феодалами. Поводом были значимые события: коронации, династические браки, рождение наследников, заключение мира.
Турнир
Турниры собирали рыцарей со всей Европы. Они проходили публично. При большом скоплении феодалов и простолюдинов.
Арена состязаний ограждалась деревянной оградой. С одной её стороны строились трибуны для знатных зрителей. Отдельно строились ложи для наиболее знатных феодалов и организаторов турнира.
Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили геро̀льды. Они же объявляли титулы и девизы участников.
Турнир обычно состоял из двух частей. Первая – индивидуальные бои рыцарей.
Участники турнира, одетые в боевые доспехи, разъезжались в противоположные концы арены. По сигналу судьи они мчались на конях навстречу друг другу.
Рыцари старались выбить противника из седла тупым турнирным копьём, либо преломить своё копье о щит противника.
Во второй части проходили групповые сражения.
Иногда состязание заканчивалось серьёзными травмами или даже гибелью участников.
По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнира имел право выбрать королеву турнира, также ему доставались трофеи: доспехи и лошадь противника.
Герольды
Ещё одним любимым занятием рыцаря была охота. Здесь можно было проявить свою удаль и отвагу. Чаще всего в Западной Европе охотились на кабана или оленя. Также популярна была соколиная охота.
Для проведения охоты каждый феодал имел свои заповѐдные леса. Умение охотиться было одним из качеств настоящего рыцаря. Поэтому большинство феодалов были страстными охотниками. В охоте принимали участие вассалы и гости феодала.
Пиры также были важным атрибутом жизни рыцарей.
Охота
Их устраивали по случаю приёма гостей, в честь успешной охоты, на различные праздники либо ввиду других важных событий.
Они часто служили платой феодала за службу своим вассалам. Рыцарские пиры были местом выступления средневековых артистов.
На таких пирах часто решали важные вопросы, заключали споры, находили союзников.
Пир
Поведём итоги.
В XV–XVI веках, по мере складывания постоянных армий и распространения огнестрельного оружия, военная роль рыцарей сходит на нет.
Рыцарство постепенно преобразуется в сословие дворянства.
Но, тем не менее, именно рыцарь стал ключевой фигурой в Средневековой Европе и одновременно символом той эпохи.
videouroki.net
Проект по истории Средних веков «В рыцарском замке»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Проект Черневой.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Проект по истории: «В рыцарском замке» Исследовательский проект выполнила: ученица 6 класса Чернева Людмила Руководитель проекта: Фёдорова Елена Юрьевна
2 слайд Описание слайда:Задачи: Узнать кто такой рыцарь? Из чего состоит его вооружение? Как воевали рыцари? Где жили рыцари? Цель работы: изучить образ жизни рыцарей Средневековья.
3 слайд Описание слайда:Введение
4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда:infourok.ru
В рыцарском замке
В РЫЦАРСКОМ ЗАМКЕОткрытый урок в 6 классе: «В рыцарском замке»
(Для корректной работы модулей потребуются программы: OMS-плеер, QuickTime. Их можно скачать здесь www.fcior.edu.ru
Цели урока:
— создать условия для формирования образного представления о замке феодала, снаряжении рыцаря, их развлечениях;
— познакомить с моральными ценностями, нормами и установками феодалов, умения работать с текстами по алгоритму, составлять план, находить в тексте определения, высказывать собственные суждения, что будет способствовать воспитанию положительные личных качеств, уважение к людям.
Задачи
Обучающие:
— создать условия для формирования представлений учащихся об условиях жизни феодалов, о снаряжениях рыцаря, турнирах, моральных нормах и установках;
Развивающие:
— способствовать продолжению формирование умений работать с текстами по алгоритму, анализировать исторические источники, составлять план, находить в тексте определения, высказывать собственные суждения.
Воспитательные:
— способствовать воспитанию культуры делового общения;
— формирование этических норм и ценностей через усвоение понятий: «честь», «слава», «благородство».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: Урок с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР)
Формы организации учебной деятельности:
• фронтальная
Оборудование урока и ресурсное обеспечение:
• Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
• Программные средства Smart Notebook 10.
Ход урока
1.Организационный момент.
Начнём урок. Всем здравствуйте, прошу садиться.
Отметим отсутствующих.
2. Мотивационный настрой (переход от игровой деятельности к учебной)
а) создание проблемной ситуации через побуждающий диалог (столкнуть мнения учащихся практическим заданием), открытие темы урока.
— Обратите внимание на доску (слайд № 1): Кто здесь изображен?
— На экране появляется слайд № 2.
Слово «рыцарь» происходит от немецкого «риттер», что означает всадник.
— Где из предложенных зданий мог бы жить рыцарь? Обоснуйте своё мнение. Здания под номерами. В течение 2 мин. ребята думают, а затем выбирают тот вариант, который, по их мнению, соответствует номеру жилища рыцаря на слайде.
— Почему был сделан такой выбор?
(Ребята объясняют, описывают, как, по их мнению, должен был выглядеть дом рыцаря.)
— Давайте проверим ваши предположения. ( На экране слайд № 3 изображение замка). Если кто-то ошибся, то почему произошла ошибка.
— Учащиеся говорят, что данную тему ещё не изучали.
— Учитель обращает внимание учеников на изображение рыцаря на доске и рыцарский замок на слайде № 3 и просит сформулировать тему урока.
— Дети называют тему урока: “В рыцарском замке” или “Рыцарский замок”, “Замок рыцаря” (учитель формулирует тему урока, т. к. смысл одинаков) — Учитель задает учащимся вопрос: Что бы они хотели узнать на уроке? (таким образом, происходит целеполагание, учащиеся сами формулируют цели своей работы), на основе ответов: занятия рыцарей, условия жизни, их жилище и т.д. строится план изучения темы. (Слайд № 5) — Учитель просит учеников описать дом рыцаря, изображенный на слайде (дети говорят, что дом рыцаря похож на крепость, построен из камня, имеет прочные стены, хорошо укреплен и т.д.) и ставит перед учащимися проблему: С чем было связано то, что у рыцаря был именно такой дом, а не другой? б) поиск решения (через выдвижение и проверку гипотез) (Ответы учащихся: для защиты от врагов, для хранения богатства, для приёма гостей, для ведения воины и т.д.)
3. Решение учебно-практической задачи — Чтобы проверить гипотезы и решить проблему организуется работа со слайдами, где изображены замки.
1) «Мой дом – моя крепость». Начиная с VIII века, для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе было построено немало замков. Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок: в зависимости от возможностей – огромный или скромный. (Слайд 6)
Замок – это жилище феодала и его крепость. Сначала замки строили из дерева, позднее из камня. Замок возводили на холме или высокой скале, (Слайд 7), окружали широким рвом с водой. (Слайд 8). Через ров перебрасывали подъемный мост. (Слайд 9). Вход в замок был только один. За рвом возвышались мощные укрепления: крепостных стен могло быть несколько. В случае опасности мост поднимался и, словно дверь, закрывал вход. Взять замок приступом было очень сложно – нужно было преодолеть ров, выбить ворота, или забраться на стену по штурмовой лестнице.а) рассказ учителя об устройстве замка. Над стенами замка возвышался донжон(цитадель)– самая высокая и большая башня замка, в которой феодал укрывался во время осады, когда вся территория замка была захвачена врагом. (Слайд 10).
Учащимся демонстрируется изображение донжона. Внутри башни один над другим были расположены залы. (Слайд 11). В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов- это позволяло выдержать осаду замка. Рядом в сыром и темном подземелье томились узники. На верхнем этаже находились покои владельца. Чтобы попасть туда нападавшие боролись за каждый этаж. Этажом ниже располагались помещения для слуг – здесь они спали, ели и работали во время осады. В нижнем этаже находились кухня и трапезная, где во время осады питались защитники замка. На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница; по ней хозяин замка вместе с семьей и воинами мог спуститься в подземный ход.б) сравнительный анализ (схем замка на слайде 12 и в учебнике на с. 124.)
— Откройте с. 124 учебника, посмотрите внимательно на схему «Устройство замка Гудрич в Англии».-Что ещё могло находиться в замке?
в) закрепление вопроса «Мой дом – моя крепость». (Слайд 13).
(Работа с модулем «Средневековый замок» Сцена 2.http://www.fcior.edu.ru/card/12941/srednevekovyy-zamok.html) 1. Что такое замок?
2. Зачем феодалам так необходимы были замки?
3. Что означает поговорка “Мой дом – моя крепость”.
2) «Снаряжение рыцаря»
а) Проблемное задание.
В Средние века люди сравнивали общество с живым организмом. Крестьян сравнивали с ногами. А как вы думаете, с какой частью тела ассоциировались рыцари?
(С руками, потому что они держали оружие.)
Первоначально рыцарем мог стать любой человек, способный купить себе доспехи и боевого коня (что по тем временам составляло стоимость 45 коров), но позднее это звание передавалось по наследству.
б) Давайте рассмотрим снаряжение рыцаря. Рыцарь был вооружен большим мечом и длинным копьем; меч освещался священником у алтаря (Слайд 14).
нередко он пользовался боевым топором и палицей – тяжелой дубиной с металлическим утолщенным концом. (Слайд 15). Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног. (Слайд 16). Тело рыцаря защищала кольчуга – рубаха, сплетенная из колец и доходившая до колен. Позднее кольчугу сменили латы – доспехи из стальных пласти :ожерелье, кираса, наручи, рукавицы, набедренники, наколенники, тапочки. (Слайд 17). На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицо забрало – металлическую пластинку с прорезями для глаз. (Слайд 18). Вес снаряжения доходил до 50-60 кг. (Слайд 19). Рыцарь имел 2–3 коня: обычного и боевого, в доспехах. Такого коня можно было поразить только в брюхо. Голову лошади закрывали металлическим или кожаным наглавником, грудь – железными бляхами, бока – кожей. Кроме того, коня накрывали попоной или чепраком из бархата или другой дорогой материи с вышитыми гербами рыцарей. Лошади, “вооруженные” таким образом, назывались “латными”. (Слайд 20) Итак, рыцарь обладал следующим снаряжением (Слайд 21). в) Работа с новыми терминами.— палица, кольчуга, латы, забрало.
г) Закрепление вопроса «Снаряжение рыцаря». (Слайд 22).
(Работа с модулем «Снаряжение рыцаря»)-Итак, какого же было снаряжение рыцаря?
Учащиеся по очереди выходят к доске и выбирают соответствие элементам снаряжения и их названия.
3) Воспитание рыцаря. (Слайд 23).
а) Беседа с учащимися.Как вы думаете, легко ли было стать рыцарем?
Нужно ли было для этого учиться и чему?
Почему рыцарем мог быть только богатый человек?
б) Рассказ учителя о воспитании рыцарей.
Умение писать и читать было не главным. Но специальным умениям мальчиков обучали с детства. (Слайд 24).
1. Как воспитывали рыцаря?
2. Зачем феодалам было необходимо специальное воспитание?
Знатные рыцари считали себя людьми “благородными”, гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков.
Рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода и свой девиз – краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба. (Слайд 26). Распространение гербов связано с расцветом боевой техники, прежде всего с появлением шлема, закрывающего лица воинов. Герб изображался яркими цветами на щите. Вместе с нашлемником выполнял важную задачу. Распространение гербов связано с расцветом боевой техники, прежде всего с появлением шлема, закрывающего лица воинов. Герб изображался яркими цветами на щите. Вместе с нашлемником выполнял важную задачу.
в) Работа с новыми терминами. (герб, девиз)
Важным качеством рыцаря считалась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. Измена налагала клеймо позора на весь род предателя.
В сказаниях о рыцарях воспевались смелость, удаль, презрение к смерти, благородство.
Кодекс рыцарской чести: (Слайд 27).
1. Рыцарь должен искать подвиги;2. Бороться с врагами христианской веры;
3. Защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот;
4. Быть справедливым и галантным.
г) Закрепление вопроса «Воспитание рыцаря». (Слайд 28).
(Работа с модулем «Средневековый замок» Сцена 4-5. http://www.fcior.edu.ru/card/12941/srednevekovyy-zamok.html)д) работа с иллюстрацией учебника на с.118
-Кто изображён рисунке?
-Что можно сказать об их отношении друг к другу?
Перед обучающимися ставится вопрос: какое поведение мы сейчас называем рыцарским? (выслушиваются мнения).
4) «Развлечения рыцарей». (Слайд 29).
а) Беседа с учащимися.-Как вы считаете чем занимался рыцарь?
Военное дело стало занятием исключительно феодалов, и так было на протяжении многих веков. Феодал зачастую сражался всю жизнь.
В свободное от походов время, рыцари старались поддержать свою славу участвуя в рыцарских турнирах. Место, где проходили турниры называлось ристалище.
Турниры назначались королями и проводились под контролем специальных глашатаев – герольдов. Они же объявляли имена и девизы рыцарей, вступавших в бой.
Турнир продолжался в течение 2 дней.
Турнир – боевое соревнование рыцарей в силе и ловкости. В первый день рыцари участвовали в личных соревнованиях. Участники турнира надевали полное снаряжение, только копья были без острых наконечников. Тупым копьем рыцарь старался выбить противника из седла. Иногда состязания заканчивались серьезными увечьями или даже гибелью участников. Победитель получал в награду коня и доспехи побежденного. Изредка разыгрывались турниры 2 рыцарских отрядов.
б) просмотр фрагментов фильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» (Слайд 30).
— Посмотрите отрывок из фильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» и назовите действующих лиц турнира. Победитель выбирал королеву турнира. Посмотрите ещё один маленький фрагмент фильма и ответьте на вопрос: Как происходило награждение рыцаря? (Слайд 31). Во второй день рыцари участвовали в командных соревнованиях – разбившись на две группы во главе с двумя сильнейшими по итогам первого дня. (Слайд 32). (Работа с модулем «Рыцарский турнир» Сцена 1-3. (http://www.fcior.edu.ru/card/21503/rycarskiy-turnir.html). Другой любимой забавой была охота. (Слайд 33). Многие феодалы держали специально обученных собак или соколов. Во время травли зверя участники охоты выскакивали на земли крестьян, соседей и наносили им огромный ущерб, вытаптывая посевы. Охота была опасным занятием – нередко её участники погибали. Еще одним из развлечений рыцарей являлись пиршества, которые они любили устраивать особенно зимой. (Слайд 34). в) Работа с терминами.Выпишите в тетрадь определения понятий: турнир, герольд.)
г) закрепление вопроса «Развлечения рыцарей».(Слайд 35)
(Работа с модулем «Средневековый замок» Сцена 6. http://www.fcior.edu.ru/card/12941/srednevekovyy-zamok.html)Назовите любимые развлечения рыцарей.
Какое значение имели для феодалов турниры и охота?
Выпишите в тетрадь определения понятий: герб, девиз.)
Какие качества особенно высоко ценились среди феодалов?
Насколько образ “идеального рыцаря” соответствовал реальному облику и поведению господ?
Какое поведение мы сейчас называем рыцарским?
4. Итоговый контроль и оценка
— Что нового узнали?
— Чему научились?
— Какого человека мы сейчас называем благородным?
— Какое поведение в наше время считается рыцарским?
— Что сегодня мы подразумеваем под словами: честь, слава?
Задание на дом: (Слайд 36)
§12 читать, выписать и выучить новые слова, придумать свой герб, используя образец (Слайд 37)shgagarino.narod.ru