Шар с тенью – 6.2.3. Тень шара

«Построение границ света и тени. Шар»

Дата:

Класс: 1 «г»

Предмет: рисунок

Тема урока: «Построение границ света и тени. Шар» 3часа

Цель:

Задачи:

Тип занятия:

Материалы и оборудование:

Структура урока:

1 урок

Орг. момент

Актуализация

Объяснение нового материала

2 -3 урок

Практическая часть




Анализ работ:

Выполнить построение шара

обучающая:научить строить шар, расширить представление о линейном рисунке;

развивающая: развить умение анализировать форму предмета, умение, наблюдательность и усидчивость, развить глазомер;

воспитывающая: воспитать любовь к изобразительному искусству, к предметам окружающего мира, культуру работы с графическим материалом;

комбинированный (рисунок с натуры)

для учителя: наглядные пособия- поэтапность построения шара; работы учащихся ДХШ.

для учащихся: бумага, карандаш, ластик;

  1. Орг.момент (1-2 мин)

  2. Актуализация (10 мин)

  3. Объяснение нового материала (35 мин)

  4. Практическая работа (90 мин)

  5. Анализ работ (3 мин)

Ход урока

Здравствуйте, ребята! (Проверяю готовность к уроку). Сегодня мы будем учиться выполнять построение шара

— Ребята, а что такое рисунок?

Ответы учащихся.

Рисунок – это графическое изображение окружающего мира и вместе с этим, это основа изобразительного искусства.

— А что такое графика?

Ответы учащихся.

Графика – это вид изобразительного искусства. В качестве основных изобразительных средств используются линии,штрихи, пятна, точки.

— Ребята, а какие геометрические тела мы уже рисовали?

Ответы учащихся.

— Это ребята, цилиндр, конус, куб

— А чем отличаются тела от фигур?

Ответы учащихся.

Геометрические тела– это объемные предметы. Например – цилиндр, призма. А фигуры – это плоские фигуры. Значит, фигурами можно назвать квадрат, круг, треугольник и т.д.

— А какие многогранники вы можете еще назвать?

Ответы учащихся.

— Да, это — пирамида, куб и другие тела, которые имеют грани.

— А тела вращения— геометрические тела, оболочка которых представляет собой поверхность вращения.

— Какие тела вращения вы можете назвать?

Ответы учащихся.

— Конус, цилиндр, шар.

Как отличается шар от куба? Чем?

Ответы учащихся.

Шар — это тело вращения, на его форме мы можем набдлюать, как располагается свет и тень на любых предметах, имеющих схожую форму. Не умея рисовать шар, мы не научимся рисовать не только вазы и чайники, но и более сложные предметы а также лица людей. Простые фигуры учат понимать форму правильно.

Из этого урока мы узнаем, о таких понятиях, как свет (блик и свет), полутень, тень собственная и рефлекс. Также мы узнает о том, что такое падающая тень.

Цепочка выстраивается такая: свет > полутон > тон > рефлекс. Блика может и не быть, если предмет не блестящий. А вот свет есть всегда.

Самое светлое место — свет светлее его может быть только блик. Свет — не обязательно чисто белое место на листе, та часть предмета, что находится на свету, тоже имеет форму, она не пересвечена. Поэтому штриховать светлые участки все равно нужно. Только очень-очень твердым карандашом и совсем слегка, только чтобы обозначить форму.

-Что такое рефлекс? Это отражение плоскости или других объектов на предмете 

Рефлекс всегда намного темнее света и несколько темнее полутени.

Несколько советов по штриховке:
— старайтесь, чтобы между штрихами было по возможности одинаковое расстояние
— не штрихуйте поверхность «в клеточку», избегайте ситуаций, когда линии штрихов перпендикулярны друг другу
— для светлых участков используйте твердые карандаши, для темных (тень, полутень, падающая тень) — мягкие, по возрастающей.
— растушовка (особенно размазывание графита пальцем) очень не рекомендуется.

Как выполнять штриховку? правильный ответ всегда один — штриховка выполняется по форме

-Уроки рисования простых фигур необходимы. Для начала, давайте построим шар. Рисовать шар по циркулю крайне не приветствуется. Постарайтесь нарисовать шар от руки. Можно замерить одинаковые отрезки с помощью карандаша от предполагаемого центра шара. -Далее можно наметить место, где идет разделение света и тени.

-Намечаем место, где находится падающая тень. Под каким углом она падает на поверхность?

-Начинаем штриховать шар. Начинаем с собственной тени.

Что такое собственная тень? — это самое темное место на предмете
На шаре есть свет, полутон(полутень), тон(тень) и рефлекс. Поэтому тень ни в коем случае не доходит до края шара. Посмотрите на наш рисунок и фото шара.
Тень никогда не будет доходить до края формы, если эта форма — тело вращения, всегда будет присутствовать рефлекс


Ваша задача — не в том, чтобы красиво нарисовать штрихи. Ваша задача в том, чтобы достоверно передать форму предмета.

Штриховка нужна для того, чтобы передать форму, и поэтому штрихуют по форме. Значит, мы должны располагать штрихи по форме шара.

На плоскости стола важно сделать ровной поверхность, без вмятин и пятен.Также нужно избежать визуального впечатления, будто на шаре и рисунке есть пятна. Постарайтесь не смазать рисунок рукой, когда рисуете, не опирайтесь на него. Под руку можно даже подложить кусочек бумаги, но это не всегда спасает положение. Постарайтесь не касаться рисунка рукой.

Не забывайте, что линий, контуров как таковых быть не должно. Форма создается светотеневыми отношениями. Все плоскости находятся в зависимости друг от друга. Не обводите шар, иначе он будет плоским. Помните, что вертикальная плоскость в данном случае темнее горизонтальной. Чтобы подчеркнуть свет на шаре, сделайте отношения с фоном более контрастными. Фон значительно темнее света на шаре.

Нарисуйте падающую тень. Падающая тень темнее собственной. Не забудьте про рефлекс на шаре.

Итак, наш гипсовый шар нарисован, урок выполнен. Но это не значит, что рисунок нельзя сделать лучше. Потренировавшись, посмотрите на свои первые работы, и Вы поймете, что со временем пришел и опыт, и теперь Вы можете нарисовать намного лучше

В процессе работы учеников, провожу индивидуальную работу.

Анализирую характерные особенности.

Вывешиваем работы на доску. Задаю вопросы:

-Ребята, посмотрите на работы…

— Видите ли вы ошибки в работах? Какие?

— Чью работу можете назвать аккуратной?

-Как вы думаете, какая работа получилась правильно?

Ответы учащихся.

-А какие ошибки вы видите в работах?

Ответы учащихся.

— Почему так получилось?

Ответы учащихся.

— Как вы думаете, кому удалось передать светотеневые отношения на шаре?

Ответы учащихся.

infourok.ru

Как нарисовать шар и зачем это нужно начинающему художнику?

Художники — удивительные люди, умеющие создавать на бумаге целые миры. Но прежде чем стать признанным мастером, нужно многому научиться. В школе первым делом изучают алфавит. В живописи все начинается с изображения простых геометрических фигур: куба, конуса, пирамиды и т. д. Сегодня мы поговорим о том, как нарисовать шар.

Ровный круг без циркуля

Для работы понадобятся: простой карандаш, лист бумаги, стирательная резинка. Отлично, если у вас есть модель шара. Для этой цели можно взять мяч, круглый апельсин или другой предмет. Подложив его под лампу, вы наглядно увидите игру светотени.

Как нарисовать шар карандашом? Следуйте нашей инструкции:

  1. Поставьте точку, которая станет центром шара. Чертим вертикальную и горизонтальную линии, проходящие через эту точку. Они должны соответствовать предполагаемому радиусу сферы. Затем обозначаем две диагональные черты той же длины, пересекающиеся в центральной точке.
  2. На этой базе рисуем квадрат, углы которого совпадут с диагональными линиями.
  3. В получившуюся фигуру вписываем ромб. Его вершины располагаются по горизонтальной и вертикальной линиям.
  4. Пунктиром намечаем шар. На пересечениях с квадратом и ромбом он будет плотно прилегать к ним, осталось соединить эти точки плавными округлыми линиями. Когда полученная форма устроит вас, вспомогательные черты можно стереть.

Штриховка

Как нарисовать шар объемным? Для этого внимательно изучите взятый ранее мяч или апельсин. Направьте на них свет, чтобы он падал сверху и немного сбоку. Вы увидите, что половина шара освещена, а другая затемнена. Позади фигуры на стол падает тень. Линией разграничьте переход освещенной части шара в неосвещенную. Это — самое темное место.

Ниже его располагается рефлекс — часть сферы, которая отражает свет от стола, соседних предметов. Прочертите округлую линию и отделите эту небольшую область. Обозначьте падающую тень, нанесите штриховку, не трогая рефлекс на этом этапе.

Пришла очередь обозначить самый светлый блик на шаре. Пространство вокруг него штрихуем, едва-едва нажимая на карандаш. Светлым тоном затушевываем рефлекс. Нанося штриховку, помните о форме фигуры. В итоге у нас получится несколько градаций света. Переходы между ними необходимо мягко растушевать. Рисунок готов.

Шарик на елку

Если вы хотите поработать с красками, нарисованный круг можно превратить в новогоднее украшение. Как нарисовать шар на елку? Начните с изображения крепления в виде низкого цилиндра сбоку или сверху круга. Обозначите зубчики на зажиме, чтобы придать ему правдоподобности. Карандашом прорисуйте узоры на игрушке.

На палитре подберите основной тон, нанесите его, не заходя за края. Блики на шарике можно получить при помощи влажной кисточки либо добавив белой краски. Вокруг них положим оттенок посветлее. Затемненную сторону оттеняют черным или фиолетовым цветом. Переходы между красками сделайте плавными, размытыми. Новогодние узоры прорисуйте гуашью. Осталось раскрасить колпачок с петелькой, контрастный фон и тень, отбрасываемую игрушкой.

Воздушный шар для путешествий

Умение рисовать сферу необходимо художнику для изображения более сложных сюжетов. Ведь все предметы, окружающие нас, состоят из простых геометрических форм. Убедимся в этом, нарисовав аэростат для полетов по предложенной ниже инструкции:

  1. Нарисуйте шар поэтапно, использовав для опоры квадрат и ромб. Сотрите лишние линии, оставив вертикальную черту через центр. Удлините ее вниз.
  2. К линии пририсуйте небольшой объемный куб, который впоследствии превратится в корзину.
  3. Точнее обозначьте контур воздушного шара, который сужается в своем основании и напоминает перевернутую лампочку. Для этого проведите линии от боков круга вниз, от них прочертите тросы к корзинке. Сразу под шаром на центральную веревку подвесьте цилиндрическую грелку.
  4. Овалами наметьте дно купола и поперечные веревки, опоясывающие его.
  5. Плавными линиями обозначьте продольные веревки на воздушном шаре.

Добавим детали

Как нарисовать воздушный шар, который будет выглядеть правдоподобно? Позаботимся о деталях. На куполе прорисуем по осевым линиям дольки, как у апельсина. Можно добавить полосы, узоры. Корзину обозначим подробнее, приделаем к ней ручки. Посадим внутрь людей. Сотрем лишние линии. Раскрашивая воздушный шар, не забудьте про блики на каждой грани купола. Тогда он будет смотреться объемным.

Пришла очередь пейзажа. Нарисуйте голубое небо, белые облака. Внизу — зеленые леса, поля, озера. Чтобы придать рисунку динамику, изобразите пролетающих птиц, двигающихся людей на земле. Красивая картина вполне может стать украшением интерьера.

Как нарисовать шар? На первый взгляд, тут нет ничего сложного. Однако на самом деле вам потребуется немало старания, чтобы штрихи получились аккуратными, а игра светотени правдоподобной. Освоив законы построения элементарных форм, схемы расположения бликов и затемнений, вы будете готовы к созданию шедевров. Все, что требуется — терпение и искреннее желание.

fb.ru

Тени от шара | Начертательная геометрия

Тени от шара

Тени от шара

Тени от шара в ортогональных проекциях строим исходя из представления, что шар в лучах света формирует цилиндр, пересечение образующих которого с плоскостями проекций дает их линии пересечения или границы тени. На основании данного представления образования тени от шара выполняем для их построения следующее: — через центр шара O проводим луч сета и находим его следы MO и NO на плоскостях проекций; — через центр шара O, перпендикулярно световым лучам, проводим плоскость β, задав ее следами. Смотри Построение следов плоскости; — находим линию пересечения поверхности шара с плоскостью β, которая определяет границы собственной тени шара α, применяя для этого Перемена плоскости проекции; — приступаем к построению падающей тени от шара на горизонтальную плоскость проекции: — отмечаем на горизонтальной плоскости проекции G` и проведя через точку G вспомогательную горизонтально проецирующую плоскость δΗ находим ее недостающую проекцию G», применяя при этом Конкурирующие точки и Определение видимости; — проводим лучи света через центр шара O и точку G находим их следы MO и MG на горизонтальной плоскости проекции, определяющие большую полуось эллипса; — проводим луч света через F находим ее след на горизонтальной плоскости проекции MF. Отрезок MO MF определяет малую полуось эллипса; — выполняем построение эллипса до точек перелома тени; — аналогично выполняем построение падающей

тени от шара на фронтальную плоскость проекции.

Тени от шара

Тени от шара

Световые лучи, касаясь поверхности шара, образуют обёртывающий лучевой цилиндр, который касается поверхности по окружности большого круга. Эта окружность является контуром собственной тени. Проекции её на H и V изображаются в виде одинаковых эллипсов. Большие оси эллипсов равны диаметру шара и направлены перпендикулярно проекциям светового луча. Малые оси эллипсов могут быть определены построением. Определение большой NM и малой AB оси эллипса, являющегося фронтальной проекцией контура собственной тени шара, а также точек C», E», D», F» этого эллипса. Построение выполнено с помощью равностороннего треугольника с вершиной в точке M», вписанного в окружность. Обёртывающий лучевой цилиндр пересекается с плоскостями проекций по эллипсам, являющимися контурами падающей тени. На горизонтальной плоскости проекций: малая ось этого эллипса M

CMD равна диаметру шара и проходит через точку MO – тень центра, а большая ось MGMK может быть построена, как тень от оси GK эллипса, являющегося контуром собственной тени. На фронтальной плоскости проекций построение выполняется аналогично.

+

ngeo.fxyz.ru

Рисование тени от шарика | Уроки по Иллюстратору

Использование Blend Tool, прозрачностей и градиентов

1. Возьмем шарик

.

Рис. 1 Шарик

Нарисуем эллипс (L), как показано на рисунке 2, и поместим его на задний план.

Рис. 2 Заготовка для тени от шарика

Теперь применим градиент (G) из синего в белый, как показано на рисунке 3.

Рис. 3 Применение градиента

 

2. Нарисуем еще один эллипс (L) поверх того, который уже есть, но поменьше, как показано на рисунке 4.

Рис. 4 Новый эллипс

Зальем его градиентом (G) из черного в синий, как показано на рисунке 5.

Рис. 5 Заливка градиентом внутреннего эллипса

 

3. Выберем в меню Object/Blend/Blend Options… В окне Blend Options установим значение Specified Steps 45, как показано на рисунке 6.

Выделим оба эллипса. Выберем в меню Object/Blend/Make или нажмем Alt-Cmd/Ctrl-B.

Рис. 6 Установка параметров инструмента Blend
 

Выделим больший эллипс (это можно сделать при помощи инструмента Direct Selection Tool (A) или через панель Layers). Вызовем окно настроек прозрачности (Window/Transparency) и установим в нем Opacity 0%, как показано на рисунке 7.

Рис. 7 Изменение степени прозрачности большого эллипса
 

Тень готова.

4. Теперь нам может понадобиться поместить шарик на другой фон.

Если мы просто подложим цветной фон, тень станет неправильной. Будет виден более светлый край. Поэтому мы выделим тень и применим к ней режим наложения TRANSPARENCY Multiply. На рисунке 8 показана тень в изолированном режиме. Чтобы перейти в него щелкните дважды по объекту.

Рис. 8 Изменение параметров прозрачности

 

Выйдем из изолированного режима кликнув дважды вне объекта тени. На рисунке 9 показано, что получилось у меня.

Рис. 9 Тень на темном фоне

 

Мне очень нравится такой способ создания теней.

Во-первых, я могу сделать любую форму тени. На рисунке 10 показаны картинки, для которых я делала тени этим же способом.

Во-вторых, я могу обойтись вообще без прозрачностей, сделав большую область тени такого же цвета как фон. Это бывает немаловажно, когда рисунок отдается в печать в векторном виде.
 

Рис. 10 Тени созданные блендами

 

 

juliasdesign.com

Как нарисовать шар с тенью. Как нарисовать объемный шар

Основы рисунка для учащихся 5-8 классов Сокольникова Наталья Михайловна

Последовательность рисования шара

Первый этап. Определение размера шара, точки опоры и плоскости, на которой он находится.

Второй этап. Уточнение диаметра окружности шара, определение границ света, полутонов и собственной тени, рефлекса и падающей тени.

Третий этап. Передача объема штрихами, накладываемыми по форме шара. Необходимо обратить внимание на плавность тональных переходов на сферической поверхности.

166. Превращение окружности в шар

Посмотрите, как просто окружность можно превратить в шар, используя различные приемы штриховки или всего лишь утолщив контур с одной стороны.

Слова не имеют такой силы, как несколько часов практики в рисовании указанных предметов. Вы можете попытаться изобразить некоторые простые вещи и геометрические тела.

Выбирая предметы, возьмите яйцо или однотонный мячик в качестве сфероподобных моделей, коробка из картона может быть кубом. Пирамиды, конусы и призмы также легко изготовить из картона. Но не ограничивайтесь только белыми моделями, попробуйте изобразить светлые и темные, матовые и блестящие предметы.

Свет, тень и полутень играют существенную роль на форме предмета. Художник, рисуя живую модель или натюрморт, часто экспериментирует с источниками освещения.

Пользуйтесь ими сознательно, чтобы наилучшим образом передать особенности формы и фактуры объектов, попытайтесь осветить их с разных сторон.

167. Бумажная лента

Контраст светлого на темном или темного на светлом фоне тем больше, чем ближе источник света. Предметы, полностью освещенные со всех сторон, выглядят плоскими.

Посмотрите, как по-разному воспринимается форма в зависимости от изменения направления источника света.

168. Натюрморт при разном освещении

Рассмотрите рисунки 169 а, б. Ровная штриховка одного тона не передает объемную форму предметов. Наложение штрихов по форме объектов с учетом света и тени превращает плоские силуэты в объемные вещи.

169. Натюрморт: а – плоскостное тональное решение, б – объемное тональное решение

Один и тот же натюрморт выглядит по-разному, если освещать его слева или сплава, приближать или удалять источник света.

170. Натюрморт из геометрических тел: а – источник света справа, б – источник света слева, в – удаленный источник света справа

Посмотрите, как изменился знакомый ландшафт, когда солнце переместилось с востока на запад и по-разному его освещает.

171. Пейзаж с монастырем в разное время суток

Из книги Основы рисунка для учащихся 5-8 классов автора Сокольникова Наталья Михайловна

Последовательность рисования цилиндра Первый этап. Определение размеров цилиндра, основных пропорций (высоты и ширины). Нахождение его расположения на листе. Построение осевых линий. Для этого определяется положение вертикальной оси цилиндра. Перпендикулярно к ней

Из книг

tehnoinstrument.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *