Светотень куб – Что такое светотень в рисунке? Разбор элементов светотени для начинающих

Содержание

Что такое светотень в рисунке? Разбор элементов светотени для начинающих

Распределение света и тени на всем, что нас окружает в мире, называется светотенью. Благодаря ей мы видим объем предметов и понимаем их форму. Чем достовернее переданы взаимоотношения между светом и тенью, тем объемнее и живее будет выглядеть нарисованный нами мир. Поэтому одной из первостепенных задач для художника стоит грамотное изображение светотени.
Светотень делится на несколько тонов со своими названиями и определенным местоположением:

  • самым темным местом на предмете является собственная тень.
  • со стороны, куда напрямую направлен источник света, самая освещенная часть предмета — свет.
  • место перехода от собственной тени к свету называется полутенью, или искусственной тенью. Свете падает на эту часть не прямо, а проходит вскользь.
  • с теневой стороны есть рефлекс — это отраженный свет.
  • и тень, отбрасываемая предметом на другие поверхности, называется падающей.

Самый простой школьный пример для разбора светотени – это геометрические тела разной формы, то есть со скругленными и прямолинейными поверхностями. Для наглядности возьму куб, шар и цилиндр. В качестве цилиндра выступает серебристый баллончик.

Как нарисовать куб со светотенью

Самая простая и понятная глазу светотень на кубе.
На кубике есть грани и линии излома, которые разграничивают элементы светотени друг от друга. Причем наибольший контраст и интенсивность света и тени находится как раз на этих гранях. Собственная тень самая яркая и интенсивная на границе со светом, она постепенно затухает и переходит в рефлекс.

Свет также самый белый и яркий на границе с тенью по линии излома. И также теряет свою интенсивность в направлении от линии излома.

Сверху кубика находится полутень. Самая темная она на границе со светом по линии излома. А на границе с собственной тенью она наоборот – светлая, кромка прямо осветится, она чистая и белая.

Падающая тень всегда самая темная, темнее, чем собственная тень. И наибольшую черноту и интенсивность имеет на границе со светом и с предметом. И затухает и светлеет в направлении от границы света.

На задней грани куба собственная тень явно ярче и плотнее падающей, которая заходит за кубик и затухает. Это хорошо видно на моем рисунке.

Как нарисовать шар со светотенью

У шара все компоненты светотени плавно переходят один в другой. Есть яркий четкий блик на свету и вобщем шар по отношению к нему смотрится серым.
Также на шаре хорошо и отчетливо виден рефлекс, который подсвечивает шар с теневой стороны.

Но всегда нужно помнить: рефлекс – часть тени, поэтому он никогда не может быть таким же светлым, как освещенная часть шара и светлее полутени. Иногда кажется, что рефлекс ярко светится и на рисунке из-за этого есть вероятность переборщить с его свечением. Поэтому всегда нужно обращать внимание, чтобы рефлекс на Вашем рисунке со светом не путался, если такое происходит, то его нужно гасить.

Падающая тень очень плотная и яркая, самую интенсивность имеет под шаром, где он соприкасается с поверхностью стола. Но так же, как и у куба падающая тень заходит за шар и там светлеет.

Шарик глянцевый, поэтому у него яркий блик, а также с теневой стороны отражается баллончик.
Вот так это выглядит на моем рисунке. Обратите внимание на штриховку, она идет по форме скругления шарика, что придает ему дополнительный объем.

Как нарисовать цилиндр со светотенью.

Баллончик, выступающий в роли цилиндра, имеет блестящую поверхность, поэтому сильно рефлексирует и путает зрителя – не совсем понятно, где собственная тень, где свет, как идет полутень, все в полосках.

Зато все градации светотени четко видно по крышке – она матовая.

В баллончике все то же самое, только выглядит более контрастным и полосатым, правда с теневой стороны есть еще одна черная полоска – отражение падающей тени на баллоне.
Еще одна полоска – белая полоска на собственной тени, это отражается куб. Но мы не будет копаться во всех полосочках детально, дабы не раздробить форму, нам нужно показать светотень в общем, так, чтобы был виден объем цилиндра.

Крышка имеет линию излома. Самый контраст находится на приближенном к свету крае.
То есть полутень здесь такая же, как на кубике – темная и контрастная у границы и плавно расходится в более светлый тон. На свету яркий блик у самой границы излома, который затухает к низу.

У падающей тени здесь имеется небольшая особенность. Кажется, что она светлее собственной, потому что стол белый, а баллончик серый. Однако, не везде это так. Под баллончиком, у его основания падающая тень все таки темнее собственной, контрастности ей до кучи добавляет рефлекс.

И так у меня это все выглядит в карандаше.

Я всегда рекомендую добавлять фон даже на самой черновой учебной работе. Это отличная тренировка навыка штрихования, плюс фон подчеркивает светотень на предметах.

Светлое на темном, темное на светлом – отличное правило для любой карандашной работы с максимальной выразительностью.

Это значит, что не нужно покрывать тоном весь фон, в первую очередь фоном следует подчеркивать свет на предмете, то есть добавлять фон с освещенной стороны, а с теневой не трогать его вообще.
Баллончик в целом серый, поэтому делать вокруг него тон вообще не стоит. Плюс не лишним будет добавить линию излома стола – она добавляет пространства в работу, предметы сразу встали, а не просто абстрактно зависли на листе.

Светотень превращает плоский линейный рисунок в объемный и живой. Светотень на всех других предметах, абсолютно любых, с любой поверхностью имеет все тот же набор элементов светотени и такие же принципы распределения.

Поэтому, чтобы делать объемные, реалистичные рисунки постичь тему светотени, научиться грамотно ее передавать – первостепенная задача для начинающего художника.

riart-nn.ru

Светотень в рисунке | На художников учат!


Даже условный детский рисунок  способен передать контуром взаимное расположение объектов, их пропорции, размеры, глубину пространства. Линейная перспектива относится к делу серьёзнее, она гарантирует нам математическую точность отображаемой информации. Светотеневая моделировка формы завершает создание картинки, и она тоже подчиняется точным наукам.


Свет

Больше света ловит на себя та поверхность, которая развёрнута в сторону, испускающую свет. Это удар снежком прямо в лоб (лобовой удар — лобовое освещение). Стоит вам слегка повернуть голову, и удар получится скользящим, не таким убийственно-болевым, его энергия ослабевает. Чем сильнее поверхность разворачивается от света, тем слабее она освещается (темнеет). Мы говорим о лобовом и о скользящем или косом освещении. Вспомните горы снега на плоской крыше, и как он соскальзывает с покатой крыши.

Плоскость меняет направление, образуя ребро по линии излома, и мгновенно теряет часть падающего на неё света. Изменение в тональности подсказывает зрителю, две плоскости расположены под углом друг к другу.


Интересно проследить, как форма силуэта влияет на восприятие разницы в тоне.
В квадрате и круге ребро можно принять за линию далёкого горизонта.
В центральном силуэте мы легко узнаём каменный блок.
Вывод, — тон и контур работают в тесном взаимодействии.


Краевой контраст

Теперь нужно обратить особое внимание на краевой контраст тона по линии ребра. На практике это означает, что вам нужно вдоль линии соприкосновения светлого и тёмного, тёмное сделать ещё темнее, а светлое ещё светлее. Делается это очень деликатно.

Какой бы сложной ни была форма объекта, вам придётся кропотливо пройтись по всем её мельчайшим изломам, чтобы подчеркнуть краевой контраст. Зритель не должен замечать этой работы, как не замечали до этого момента контрастные границы тона и вы.

На этом изображении гипсового куба краевой контраст намеренно преувеличен, чтобы вы поверили в его существование.

Первый фрагмент куба дан в нормальной тональности,
тональность второго преувеличена. Краевой контраст так лучше заметен.


Тень собственная

Горизонтальная плоскость образовала ребро и ушла в тень.
Если есть свет, значит, есть и тень, куда ни прямой, ни косой свет не попадает (глухая собственная тень).


Рефлекс и падающая тень

И всё же, мы встречаем крохи света и там, куда ему дорога, казалось бы,  заказана. Речь идёт о рефлексах. Поверхность не только принимает свет, она  способна часть света отбрасывать на окружающие предметы. Зеркало отражает падающий свет почти полностью, как теннисная ракетка отбрасывает мячи, а чёрный бархат почти полностью его заглатывает. Именно отражённый свет создаёт так называемый рефлекс, который мы часто видим на затенённом участке предмета.

Здесь хорошо показаны освещённые плоскости, плоскость в тени (собственная тень), и падающая тень. Рефлекс ощущается сильнее всего в нижнем углу затенённой грани, так как он расположен ближе всего к яркой плоскости основания. Рефлексы помогают зрителю почувствовать объёмность натуры.


Зрительное восприятие

Мы избежали бы множества проблем, не будь наше зрение частью мозга (шутка).
Он фильтрует всё, что попадает в поле нашего зрения. Он, как графический цифровой редактор, помимо нашей воли автоматом «исправляет» оптическую картинку сетчатки глаз. Спасает одно, возможность отключить автопилот, и перейти на ручное управление (водкой, наркотиками или  выработанной профессиональной способностью).

Из всего прочитанного на эту тему в научной литературе, выделю для нас полезное.

Зрачок постоянно колеблется (микроколебания), стоит его зафиксировать, и картинка исчезнет.

Картинка на сетчатке глаза отображается хрусталиком-линзой кверху ногами, и только мозг переворачивает её в соответствии с положением нашего тела. Стоит человеку в течении недели помучиться в очках с перевёрнутым изображением (при помощи призмы вы всё видите кверху ногами), как зрение постепенно восстанавливается, и всё начинает видеться нормально.  Снимите эти очки, и потребуется столько же времени на реабилитацию (неделя), пока картинка вновь не перевернётся с головы на ноги.
Все прямые линии натуры мы воспринимаем прямыми, хотя на сферической поверхности сетчатки глаза они изогнуты. Мозг вносит свою коррекцию, выпремляя помимо нашей воли те линии, которые он считает прямыми в реальности. По этой причине возникают все оптические иллюзии, мозг вмешивается, пытаясь согласовать наш жизненный опыт с «уродливым» изображением на сетчатке.

Без особой тренировки мы не видим реальный цвет предметов. Нам кажется, что зелёная машина локально зелёная, а на самом деле она вся купается в многочисленных оттенках отражённого цвета окружающей её среды. Нам кажется, что грань куба вся освещена равномерно, а на самом деле на ней много световых нюансов. Нужно научить наш мозг видеть то, что есть в натуре, а не то, что ему кажется (отказаться от стереотипов мышления). Иначе, он так и будет вносить свои коррективы в наше зрение.


Градации тона на плоской поверхности

Куб при дневном рассеянном освещении.

Учебная постановка освещается софитом с относительно близкого расстояния. По мере удаления предметов от софита, их освещённость ослабевает (это вам не солнечный свет). Затухание подобного освещения легко проследить на поверхности стола с натюрмортом. Ближний к свету участок столешницы  –  светлее, дальний от света – темнее.

На небольших плоскостях, например, на грани куба, это проследить труднее.Чтобы обострить градации света на плоскости, усилим контрастность изображения.


Типичная ошибка начинающих, в теневых участках предметов обязательно остаются места, по светлоте сопоставимые освещённым поверхностям. Это создаёт путаницу, нарушается тональное единство рисунка, рефлексы светятся лампочками, разбивая тень. Должна быть освещённая часть предмета и теневая, иначе получим винегрет из тёмных и светлых пятен. Повторяю, самый светлый рефлекс в тени должен быть темнее освещённой части предмета (полированные и зеркальные предметы не в счёт).


Пределы тоновой шкалы

Прежде чем приступить к рисованию, найдите самое светлое и самое тёмное место в натуре (например, блик предмета и дырка в сосуде). На вашем рисунке эти места так же должны оставаться самыми светлыми и самыми тёмными. Всё остальное должно находиться в пределах этой шкалы.

Для того, что бы легче было определить самые светлые участки натуры, художники любят сильно прищуриваться. Освещённая яркая часть остаётся видимой на фона затенённых мест натуры.


Тональный диапазон


Куб, представленный с разных позиций имеет различия в тональном диапазоне. Самое тёмное место у них сильно разнится. У первого куба предельная темнота гороздо светлее предельной темноты второго куба. поэтому он не такой сочный и выразительный, как второй. И тут нет ошибки, просто, общая тональность натуры с этой позиции светлее, у неё нет теневой части объекта.

Выбор общей тональности рисунка

Верно взять тон в полную силу на чистом листе бумаги, так вот, сразу, ученик не в силах,  учебный рисунок приобретает нужную плотность общего тона постепенно. Кроме того, надо понимать, что к выбору общей тональности можно подходить творчески. Даже в учебном рисунке нет строгих ограничений и правил на этот счёт.

Представлен ряд фотографий куба в различной тональности.
Попробуйте выбрать правильную тональность для своего рисунка.
Любой из вариантов имеет право на существование, но в данном случае полезнее рассматривать варианты, как стадии рисования, как последовательность усиления плотности светотеневой проработки куба.


Тоновые отношения (очень важная часть)
В процессе рисования вам необходимо контролировать силу наносимого карандашом тона, который может быть светлее или темнее. Неопытные рисовальщики полагаются на чувствительность своих глаз.Обычно это происходит так. Затушёвывается какое-то место рисунка, потом затушёвывается соседний участок чуть светлее или темнее предыдущего, смотрят, как там в натуре, и т. д. Когда рисунок «зачирикан» карандашём полностью, наступает разочарование. Светотень безнадёжно однообразна в своей унылой серости.
Мне хочется, чтобы вы перечитали этот абзац ещё раз и обратили внимание на фразу, — «Затушёвывается какое-то место рисунка, потом затушёвывается соседний участок чуть светлее или темнее предыдущего». Запомните эту ошибку. Сравнивают обрабатываемый участок не только с соседним участком рисунка, но и с отдалёнными.
Преподаватель подходит к вам и спрашивает сочувственно, — а что это у вас, Роман батькович, это место (и тычет пальцем в рисунок) получилось светлее того, что на заднем плане? Вы же видите разницу их тона? Куда вы смотрели, когда работали?

А кто его знает, куда я смотрел, делал здесь чуть темнее, чуть светлее там. С какой стати мне сравнивать силу тона с противоположным углом.

Думаю, если вы осилили этот текст, то поняли, каждый наносимый тон сверяется по силе со всеми участками рисунка. В натуре всегда есть одинаковые по светлоте места, в рисунке они так же должны быть одинаковыми! Ищем и различия в несовпадающих тонах, и степень этих различий.

Закроем рисунок белой бумагой с вырезанными отверстиями в тех местах, которые мы сравнивали друг с другом в натуре. В изолированном виде тон воспринимается по-другому, сравнивать тональные отношения гораздо легче. Но, это только пояснение, в процессе рисования мы дырки не делаем на бумаге.
Тональность кружочков показывает, что не надо бояться карандаша, конечный тон достаточно плотный и вы можете смело «чирикать», особенно в теневых местах.


Повторяем.

Сравниваем, какое из двух рассматриваемых мест натуры темнее, а какое светлее, и отображаем это различие в рисунке.  Разница в тоне может быть едва уловимая, и тогда не трудно ошибиться в её определении. Лучше начинать сравнивать ясно выраженные по тону участки натуры. Чувство тона необходимо развивать в себе, так же, как и чувство цвета в живописи.

Поверхности с тонкими тональными переходами трудно воспринимаются неопытным взглядом. Ученик с трудом улавливает разницу тонов соседних участков, а часто и не верит в их существование.
Введём искуственно ступенчатую градацию тона и увеличим плотность светотени. Как видите, различия в тоне проявляются отчетливее. Подумайте, что с чем здесь полезно сравнивать, чтобы передать различия или совпадения на бумаге?


Так, о чём шла речь? О законах распределения света на объектах и о нашем восприятии этого света. Для чего нам это нужно? Чтобы освоить всетотеневую моделировку рисунка, и понять, — на одной интуиции далеко не уедешь, необходимо учиться видеть то, на что смотришь, а не обманываться иллюзиями.


Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Похожее

struchk.wordpress.com

Что такое светотень на примере шара, цилиндра и куба

Что такое светотень на примере шара, цилиндра и куба, и зачем вообще это знать, чтобы убедительно рисовать? Конспект:

1. Мы распознаем форму предметов по расположению теней на них. Зная что такое светотень, мы можем правильно передать тени на изображении. А это хороший способ показать форму предметов (но не единственный, например, можно передать форму использовав только линию).

2. На каждом освещенном одним источником света предмете есть блик (отражение источника света*), свет, полутень (промежуточная между светом и тенью область), собственная тень (часть поверхности предмета, на которую не попадает свет от источника) и рефлекс, который светлее, чем тень. И ещё есть падающая тень — та область окружающего пространства, которая оказывается в тени, из-за того, что предмет перекрывает свету путь к ней от источника света (загораживает её от света).

3. Свет отражается от поверхностей и летает по прямым. Рефлекс получается, когда свет от источника попадает на предмет не напрямую, а отражается от окружающего пространства. После отражения свет ослабевает, поэтому рефлекс темнее, чем свет. На видео я показываю, как свет отражается от стола. В реальной жизни есть ещё и рефлексы от предметов (например, цветное пятно от яблока, поставленного у кувшина, рефлекс от стены и т.п.)

4. Всё это расположение областей, образованных источником света, называется светотенью

5. Если поверхность предмета матовая, то граница блика нечеткая, а если глянцевая — то обычно можно даже легко увидеть форму источника света (окно или лампочка)

6. Вблизи предмета граница падающей тени более чёткая, вдали — более размытая

2*Другими словами, блик — это как смотреть в зеркало, когда предметы движутся в зависимости от того где стоишь. Яркая область на предмете (ярче света), которая, в отличие от света и тени на предмете, перемещается, если отойти в сторону: нужен правильный угол поверхности к источнику света, чтобы отражение от источника света попало в глаз.

2** На видео получилась непонятная ситуация с бликами. Просто неясно, что считать бликом: самый светлый участок светотени или отражение источника света.

В видео матовый цилиндр и его перпендикулярная к источнику поверхность является наиболее освещенной, а потому называется бликом (то есть, я просто называл её бликом). Это создает путаницу. Если бы шарик был глянцевым — у него был бы блик другого типа (отражение источника света). Он бы перемещался по его поверхности, когда положение нашего глаза менялось. Точно так же делают все отражения предметов. Думаю, что лучше условиться называть бликом только блик этого типа, а первый как-нибудь вроде «наиболее освещенной части». Спасибо за комментарий читателю под ником «Вечное Зло», который указал мне на этот недостаток видео.

У меня пока нет точной модели как это понять и я ни  у кого её не видел. Черновая модель такая: на глянцевый предмет накладываются отражение от всего, что есть вокруг (предметы, источники света и так далее), а потом на это накладывается светотень по тому принципу, что я рассказал. Например, металлический чайник отражает всю комнату, но на отражении предметов в нем можно заметить свет и тень. В итоге, металлический чайник отражает все предметы со своими светотенями и отражениями, которые находятся вокруг и ещё на нём самом есть светотень. Кто работал с фотошопом, может представить себе аналогию с двумя слоями. Верна ли эта модель или нет — пока не знаю.

Вообще говоря, в таких случаях художники просто рисуют довольно интуитивно расположение бликов, помня законы светотени для матовых предметов. Отражения (в том числе блики) меняют своё расположение на предмете в зависимости от того, как мы смотрим на предмет. А светотень всегда остаётся на своём месте. Если предмет очень глянцевый, то может показаться, что свет и тень меняют своё положение в зависимости от того, как мы смотрим на него. На самом деле, это отражения меняют своё положение, а светотень остаётся на том же месте. Правильно ли я это все рассказываю — пока не знаю.

Часть 2, в которой я рассказываю почему светотень образуется именно так и как предсказывать её вид с помощью воображения

www.daniil-belov.com

Светотень в рисунке: законы и основы

Особенность визуального восприятия человека состоит в определении формы и размера предмета в зависимости от степени его освещенности. Светотень в рисунке создает иллюзию трехмерного пространства на двухмерной поверхности с помощью светлых и темных форм. Так как свет, попадая на объект, распределяется неравномерно и под разными углами, степень освещенности различных его сторон также сильно различается. Светотень в рисунке – это совокупность объективных условий, на основе которых на поверхности предмета возникает градация светлых и темных оттенков света. Создавать реалистичные изображения можно, лишь научившись понимать и видеть, как распределяется свет и тень по форме предмета в окружающем мире. От правильной работы со светотенью в рисунке зависит восприятие массы, объема, расположения объекта. Но одного этого недостаточно – также важна и практика. Начните с изучения основных составляющих светотени в рисунке карандашом, но не останавливайтесь на этом — продолжайте рисовать, совершенствуя свои навыки.

Светлая и темная сторона объекта

Предмет всегда делится на две большие части: зона света и зона тени. Зона света или светлая сторона – часть предмета, расположенная ближе к источнику света и принимающая на себя большую часть освещения. У плоского объекта тень отсутствует. Создавая рисунок, художник должен сразу же определить, где будет находиться самая светлая часть предмета, а где – самая темная. Белизна бумаги и самый насыщенный тон карандаша – это две предельные точки для тональной растяжки. Бывает растяжка контрастная, когда берется очень светлый и очень темный тон. При нюансной растяжке берется два очень близких тона. В хорошей работе всегда есть только одно место, где есть точка максимально светлая и одна – максимально темная. Это камертоны света. Все остальное – растяжка. Освещенность зависит от угла падения света – чем меньше угол, тем меньше света попадает на поверхность.

Насыщенность светотени

Насыщенность различается в зависимости от структуры поверхности и количества света, который на нее попадает. Если несколько объектов находятся на разном расстоянии от источника света, светотень в рисунке будет изменяться в зависимости от их удаленности. К тому же свет может быть рассеянным и концентрироваться в одной точке. В первом случае контрасты будут более выраженными и отчетливыми. Близко расположенные предметы обладают более контрастной светотенью, чем те, что находятся в отдалении. Из-за особенностей человеческого восприятия различные по цвету объекты и их светотень тоже могут визуально отличаться.

Полутень и ее особенности

На предметах округлой формы в зоне соприкосновения с косыми лучами света образуется плавный переход от светлой части к темной, являющийся промежуточным состоянием между светом и тенью – полутень. Именно в этой зоне можно увидеть собственный тон предмета. На предметах, в основе которых лежат четкие прямоугольные формы, эта зона выделяется отдельно и находится между светлой и темной сторонами. Граница светотени зависит от формы предмета и может выглядеть очень по-разному. Обычно она нечеткая и состоит из градаций тона.

Что такое зона тени?

Зона тени или темная сторона – часть предмета напротив источника света. Собственная тень – место, на которое не попадает освещение. Существует еще и падающая тень – это самая темная зона, она образуется на поверхностях. В зависимости от расположения источника, она может попадать на плоскость, где находится предмет, фон или другие предметы. Ее форма зависит от самого предмета и может меняться из-за структуры поверхности, на которую она направлена. Особенность падающей тени в том, что она всегда немного темнее, чем собственная. Так как свет может отражаться от соседних предметов, то структура у нее неоднородна. У падающей и собственной тени необязательно должны быть четкие границы – они состоят из плавных переходов тона. Свет, отражающийся от поверхности предмета, частично высветляет теневую часть и создает рефлекс. Рефлекс – это своеобразная подсветка тени, но он всегда светлее нее и темнее света. На краю формы всегда будет такая зона. Рефлекс присутствует и на стороне объекта, которая расположена ближе к источнику света, но там он менее заметен, а в зоне тени становится более активным. Сама тень не является сплошным пятном с одинаковым тоном. Работа с ней в рисовании – это особое искусство.

Светлая сторона объекта и ее составляющие

Из каких частей на рисунке со светотенью будет состоять светлая сторона? Место, куда попадает и от которого отражается максимальное количество света, называется бликом. Наиболее ярко он выражен на глянцевых и выпуклых поверхностях. Далее свет будет как бы угасать, и снижать интенсивность до тех пор, пока не уйдет в зону полутени. Медленный переход от одного оттенка к другому называется градацией. Многое зависит от количества света и от отражающей поверхности. Но в любом случае движение тона по форме будет плавным, а не с резкими переходами. Правильная тоновая растяжка – именно то, что помогает передать в рисунке светотень. Свет постепенно будет переходить в теневую зону, после которой возникнет рефлекс. Стоит отметить одну особенность – при работе со светотенью линии предмета исчезают. Все переходы между светлой и темной стороной предмета создается при помощи тоновой растяжки.

Законы светотени в рисунке

Для того чтобы проследить развитие света и тени на форме, создадим эскиз сферы. Вы можете выбрать объекты самостоятельно, скомпоновав их на листе произвольным образом, но проще начать с округлой формы. Проведем линию горизонта и наметим на листе круг. Выберем направление света, отметив его на листе. Затем на окружности проведем приблизительную границу разделения света и тени. Помните, что на финальном этапе работы все линии исчезнут. Определив угол падения света, отметим примерное расположение падающей тени. Правильное определение источника света – одна из основ светотени в рисунке.

Рисунок со светотенью пошагово

Теперь нанесем на шар средний тон – он не должен быть слишком темным или слишком светлым, иначе будет сложно сделать плавную тоновую растяжку. Если начать со среднего тона, на рисунке не будет белых пятен, можно будет просто добавлять тон и менять градацию в сторону более темного или светлого оттенка. Затем создадим собственную и падающую тень. Добавляем тон выше линии горизонта. Горизонтальная поверхность, на которой находится шар, должна быть более светлой, чем вертикальная. Теперь создаем градацию от теневой к светлой стороне. Этот переход должен быть мягким, с плавной градацией по окружности. На пятом шаге затемним глубину падающей и собственной тени. Не забывайте о рефлексе и создайте иллюзию отражения света у основания сферы. На финальном этапе наметьте блик на стороне, которая находится ближе всего к источнику света. Помните, что не нужно создавать градацию до чисто белого цвета. Если все сделать правильно, линии, нанесенные на первом шаге, должны исчезнуть, а объем будет передаваться только за счет изменения глубины тона.

Работа со светом и тенью: заключение

Разобравшись с тем, как создается светотень на простой форме, будет легче понять и то, как это происходит и с более сложными объектами. Однотонный круг без тени воспринимается как плоский. Но стоит добавить хотя бы две тени: собственную и падающую, и восприятие тут же меняется. Блик, полутень, рефлекс добавляют плоскому кругу объемности и придают ему эффект трехмерного пространства. Основа светотени в рисунке карандашом – это тоновая растяжка. В процессе создания рисунка важно помнить о том, что в зависимости от структуры поверхности, цвета и степени отдаленности от источника света градация тона будет различаться. Глянцевые ровные предметы со светлой поверхностью лучше отражают свет, и построение светотени на них будет отличаться от матовых и затемненных. Работа в тоне подразумевает отсутствие линии. Если что-то темнее, а что-то светлее – появляется тон.

fb.ru

Светотень в рисунке » Как рисовать поэтапно. Уроки рисования карандашом для начинающих

Задумывались ли вы, что именно столкновение света и тени позволяет нам увидеть форму предметов. Если выключить свет, то в темноте мы не увидим никакой формы. Если все осветить очень ярким прожектором, то формы мы тоже не увидим. Только столкновение света и тени позволяют нам ее увидеть.


 
Светотень не ложится на предметы как попало. Есть определенные закономерности, как будет располагаться светотень на разных формах. Ирисующему человеку это необходимо знать. Основных форм, из сочетания которых можно построить любую сложную форму, четыре. Это: кубцилиндр,конус и шар. У каждой из этих форм есть свои закономерности распространения светотени и свои отличия.

Рассмотрим их по порядку.

Собственная тень

Куб

Свет и тень на кубе встречаются в одну жесткую прямую линию, которую называют «линией разлома на светотень» или просто «разломом». При этом напряжение тени в сторону света усиливается, также как и напряжение света в сторону тени. Другими словами тень на теневой грани куба будет самой темной там, где она соприкасается с освещенной гранью. В свою очередь и свет на светлой грани будет светлее у линии разлома. Таким образом получается, что ни самая темная часть тени, ни самая светлая часть света не лежат на самом краю формы. У куба разлом на светотень будет «жестким».

Цилиндр

Разлом на светотень на цилиндре ведет себя в чем-то похожим образом. Свет и тень здесь тоже как и у куба образуют прямую линию. Тень так же, как и на кубе будет более напряжена в сторону света. Такое усиление тени в сторону света – это общая закономерность для любых форм. Свет тоже не лежит на краю формы. И это тоже общая закономерность. 
 
Но есть и существенные отличия в распространении света по цилиндру. Здесь свет и тень не встречаются в одну линию, а между ними есть промежуточные полутона более светлые к свету, и более темные к тени. На цилиндре мы видим «мягкий» разлом.

Конус

Конус очень похож на цилиндр. Линия разлома так же располагается по прямой, мы наблюдаем «мягкий» разлом. Напряжение света и тени и чередование полутонов такое же, как на цилиндре. 
 
Тем не менее, конус выделен как одна из четырех основных фигур и у него есть одно существенное отличие. Чем ‘уже форма, тем напряженнее и контрастнее становится тень, а там, где форма, становится шире, тень светлеет и как бы расплывается по форме.

Шар

У шара наблюдается несколько иная картина. Линия разлома проходит по окружности, лежащей перпендикулярно направлению источника света. 
 
Здесь, как и у других форм, усиление тени будет к месту разлома, свет так же будет лежать не на самом краю формы. Полутона расположатся концентрическими кругами от света к линии разлома. Это то, что касается «собственных» теней, т.е. теней на самой форме. А есть еще и «падающие тени». «Падающей» называют тень, которую форма отбрасывает на другие поверхности.

Падающая тень

«Падающей» называют тень, которую форма отбрасывает на другие поверхности. У трех из этих форм – куба, цилиндра и конуса – падающая тень строится по одному принципу, а у шара – по другому.

Куб, цилиндр и конус

В первом случае есть точка, где разлом встречается с поверхностью, на которой стоит форма. Это так называемая «мертвая точка». Это то место, где заканчивается собственная тень и начинается падающая. Через эту точку обе тени связаны. 
 
 

Шар

У шара мы наблюдаем другую картину. Линия разлома проскакивает мимо точки соприкосновения шара с поверхностью, на которой он стоит. И «мертвая точка» отсутствует. Падающая тень ложится вокруг точки соприкосновения шара, как бы обводя ее. 
Рисуя формы, которые напоминают этигеометрические фигуры, мы должны помнить о закономерностях распространения светотени на них. И еще. Надо различать светотень и тон в рисунке. И то, и другое может быть сделано с помощью штриховки. Но задачи у светотени и тона разные. Светотень – это формообразующее начало. Светотень будет одинаково ложиться как на белый, так и на черный или цветной предмет. Любая раскраска предмета или фактура поверхности не изменят законов распространения светотени. Когда в рисунке стоит задача сделать светотень, это означает, что надо проявить форму и расположение предметов безотносительно их тона и цвета. Как правило, такое требование бывает в работе над конструктивным рисунком, когда мы учимся рисовать форму в пространстве.

prostoykarandash.ru

Светотень, её закономерности.

Объемная форма предметов передается на рисунке с помощью светотени.

Свет итень (светотень) очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.

Светотень показывает степень освещённости поверхности предмета.

В произведениях искусства можно увидеть естественное освещение (при родное) солнца, луны и искусственное освещение (созданное человеком) от свечи, лампы, прожектора и других источников света.

В творческой работе важно учитывать положение источника света.

Фронтальное освещение— источник света освещает объект прямо, так как находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.

Боковое освещение(слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов.

Контражурное освещение— источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно если на картине изображены деревья, вода или снег. Однако в этих условиях предметы выглядят силуэтно и теряют свой объем.

В картине может быть один или несколько источников освещения.

Рисунок падающей тени зависит от формы предмета и наклона поверхности, на которую она ложится. Ее направление обусловлено расположением источника света. Легко догадаться, что если свет падает слева, то тень будет справа от предмета. Около него тень темнее, а с удалением она ослабевает.

Контрастное освещение, в основе котороголежит четкое разграничение светаи тени, называется светотеневым.

При рисовании ближних и дальних предметов в натюрморте необходимо помнить следующие правила:

1. Предметы, полностью освещенные со всех сторон, выглядят плоскими.



2. Освещение предметов вблизи окна или лампы будет значительно сильнее, чем
вдали от них.

3. С ослаблением света контраст между светом и тенью смягчается.

4. Контраст светлого и темного тем больше, чем ближе источник света.

Светотень на предмете.

Рассмотрим закономерности светотени на предметах граненой формы, поверхности которых развернуты к источнику света под разными углами. Приводимые названия светотеневых градаций условны, так как дают представление только обосновных тональных отношениях.

Свет— поверхность, на которую падают прямые лучи.

Блик— самое светлое пятно на плоскости. Обычно яркие блики хорошо видны на блестящих (полированных или лакированных) поверхностях предметов.

Полутеньпоявляется на плоскостях, освещенных косыми, скользящими лучами света.

Теньобразуется на поверхностях, куда прямые лучи света не попадают. Теньна самом предмете называется собственная, а тень, которую он отбрасывает, — падающая.

Рефлекс— участок теневой поверхности, подсвеченный отраженными лучами света. Рефлексы, как правило, темнее полутонов.

Тон— воспроизведение в рисунках свойственных натуре светотеневых градаций на объеме. На предметах с ровной, мягко изогнутой формой, неимеющей четко ограниченных гранями плоскостей, переход от света к тени будет происходить постепенно, без резкого перепада светотеневых отношений.

Для такой формы характерен плавный, насыщенный полутонами переход от самого светлого к самому темному пятну (рисунок 3).

Падающие тени строят касанием линий луча света в точках освещенных плоскостей и его пересечением с проекцией на плоскость, воспринимающую падающую тень. Конфигурация падающей тени определяется объемом формы самого предмета.

Рис. 2. Пример светотени на граненых поверхностях

Рис. 3. Пример светотени на изогнутых поверхностях

Далее рассмотрим конкретные примеры

Пример 1. Выявлениетоном формыкуба.

Рассмотрим куб, освещенный постоянным источником света. Такое освещение даст возможность в случае необходимости выполнять работу в несколько сеансов, сохранять разницу освещенности плоскостей. После того как предмет линейно-конструктивно построен, можно приступить к выявлению формы светотенью (рис. 5, а).

Нанесение тона на плоскость куба начинают с теневой грани, от линии собственной тени. Начав с легких штрихов, тень постепенно усиливают, заполняя всю теневую плоскость с рефлексом. Только после этого переходят к выявлению полутона. Границы соединения освещенных и неосвещенных граней куба читаются четкими, резкими, особенно к верхнему, расположенному ближе к источнику света углу теневой плоскости. Теневая грань куба в нижнем углу несколько высветляется, так как на нее падает отраженный от предметной плоскости свет — рефлекс.

Спроецировав падающую тень от крайних вертикальных ребер куба и верхней грани на предметную плоскость, легко намечают падающую тень. Падающая тень ясная и четкая у нижнего основания куба, она «воздушнее» собственной тени, потому что дальше удалена от источника света.

Работая тоном, нужно постоянно сравнивать освещенные и теневые поверхности. При этом надо стараться как можно меньше пользоваться резинкой. Сравнивая световые отношения поверхностей куба в натуре, мы стремимся передать на рисунке только их главные, основные градации: свет, полутень, тень собственную и падающую (рис. 5, б).

Выявление тоном формы куба: а — построение, б — светотень

 

Используя силу карандаша в передаче контрастов («светлое на темном» и «темное на светлом»), следует избегать черноты в рисунке.

Основной недостаток начинающего рисовальщика заключается в том, что, нажимая на мягкий карандаш, он стремится добиться абсолютной глубины теней, забывая о тональном масштабе (рис. 6). Только установив путем сравнения природные тональные отношения и приравнивая их к светотеневому решению рисунка, можно определить тональную шкалу: от самого темного пятна (зависящего от возможностей материала, в данном случае — карандаша) до самого светлого (белой бумаги). Между этими полярными, контрастными пятнами рисующий должен разместить всю гамму тональных оттенков.

Используя тональный масштаб, учащийся должен почувствовать «растяжку» тональных оттенков при лепке формы между граничащими светотеневыми зонами, в пределах которых должны быть распределены все промежуточные тона.

Пример2. Выявление тоном формы цилиндра.

Цилиндр строится по законам конструкции и перспективы (рис. 7, а). На зрительное восприятие цилиндра влияют условия освещения и место, с которого мы его рассматриваем (рис. 7, б). Если на поверхностях, состоящих из ряда плоскостей, каждая грань имеет свою, четко выраженную освещенность, ограниченную ребрами, то на изогнутых поверхностях цилиндра, не имеющих граней, переход отсвета к тени будет постепенным, плавным. Поэтому между самым светлым местом и линией собственной тени на боковой поверхности цилиндра расположатся полутона, постепенно и мягко переходящие в тень. На цилиндрическую поверхность лучи света падают под все более острым углом по мере поворота поверхности от источника света. На теневой поверхности цилиндра будут действовать рефлексы — отраженные лучи света, высветляющие тень по мере ее удаления от линии собственной тени. На границе между верхним основанием цилиндра и передней частью поверхности, со стороны света, появится самое светлое пятно — блик.

Выявление тоном формы цилиндра:а — построение, б —светотень

 

Пример3. Выявление тоном формы конуса.

Выполнив линейно-конструктивное построение конуса (рис. 8, а), приступим к его лепке тоном.

Выявление тоном формы конуса: а — построение, б — светотень.

 

Распределение элементов светотени на конусе имеет некоторые особенности. При боковом освещении наиболее светлое место конуса, постепенно расширяясь к основанию, приобретает форму вытянутого треугольника (рис. 8, б).

Соотношение света и тени, направление линии собственной тени зависят не только от формы предмета, но и от направления лучей света и местоположения рисующего.

Контраст между светом и тенью находится на вершине конуса, приближенной к свету, и будет уменьшаться по мере увеличения радиуса конической поверхности.


pdnr.ru

Рисунок карандашом-техника и секреты » светотень

При тоновой моделировке формы куба учитывают характер освещения и источ­ник света, а также линейно-конструктив­ные особенности соотношения плоско­стей формы куба.
Нанесение тона на плоскость куба на­чинают с теневой грани, от линии соб­ственной тени, легкой штриховкой. Глав­ное — планомерно и постепенно усиливать тень, заполняя ею всю плоскость формы с градацией (далее…)

объема конуса

Как мы уже упоминали,распределение элементов светотени на конусе несколько сложнее подобного рас­пределения на кубе. При боковом осве­щении наиболее светлое место конуса, постепенно расширяясь к основанию, при­обретает форму вытянутого треугольника, а соотношение света и тени, характер на­правленности линий и построение соб­ственной тени предмета зависят от направ­ления (далее…)

Моделировка шара

Моделировка шара зависит от умения строить правильный круг.
После того как намечена линия соб­ственной тени, проходящая по окружности шара, начинают лепку его объема штри­хом. При этом учитывают расположение самого освещенного места и границ тене­вого контраста. Степень освещенности по мере продвижения к ним будет постоян­но уменьшаться и со временем перейдет (далее…)

Первая картина состояла из одной-единственной линии, которая окружала тень человека, отброшенную солнцем на стену.
Леонардо да Винчи (весь мир науки и научных гениев)

Линия и тон — главные изобразительные средства рисунка.
Понятие «пластическая выразительность рисунка» связывают с гибкостью и харак­терностью линии, способностью глаза ши­роко охватывать тонкие (далее…)

тональная растяжка

Градации света и тени: свет, полутон, соб­ственная тень, рефлекс и падающая тень-придают рисунку не только точность мо­делировки формы, но и создают тонкий художественный образ. Тон в черно-белом рисунке способен передавать и цветовые ощущения, не теряя при этом передачу соб­ственного тона, и обеспечивать «прочитываемость» силуэта предмета, а также строить целостное (далее…)

es-kiz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *