Живопись голуби: ГОЛУБИ В ЖИВОПИСИ И НЕ ТОЛЬКО…

Содержание

ГОЛУБИ В ЖИВОПИСИ И НЕ ТОЛЬКО…

         

Рис 1

«Голубятник, Перов», 1874.  Художник Василий Григорьевич Перов. Третьяковская галерея.

      Вот это и есть настоящий голубятник тех времён, гоняющий голубей по крышам домов и регулирующий их прилёт в голубятню… Сколько радости, сосредоточенности и энтузиазма в лице этого юноши. А тряпка на длинной палке – это самое типичное «орудие производства»… 
***

Человек приручил дикого сизого голубя более 5000 лет тому назад. С тех пор любители вывели более 800 пород  голубей, различных по цвету, форме тела и назначению. Породистые голуби красивые фигуристые птицы, резко отличаются от своих диких сородичей по форме тела, окраске, всеядности и непритязательности, легко приживаются при домашнем содержании на чердаках, под крышами домов, в голубятнях. Служат для развлечения любителей, что следует из множества описаний, фотографий и ряда картин. Не привередливы в еде, поддаются режиму кормления и содержания, могут выполнять почтовые связи, используются для приготовления мяса (особенно в Египте и некоторых других странах).

Быстро размножаются и подходят для разведения различных пород, декоративных и цирковых нужд, а также генетических модификаций.

Но о них можно многое поведать…

***
     Всему старшему поколению хорошо известна сохранившаяся в памяти многих современников история голубятника из Ростова-на-Дону мальчика Вити Черевичкина. Когда немцы захватили город они, якобы, узнали, что голуби Вити служили для передачи сообщений партизанам и решили их забрать. Сопротивлявшегося мальчикатут же и убили… Легенда сохранилась и в преданиях и в песне, которую можно прослушать по ссылке:

Песня о Вите Черевичкине:

https://www.youtube.com/watch?v=GRqI_-A-IL8 -4.46 Исполняет Володька Кириллов:

Привожу текст песни:

 

Жил в Ростове Витя Черевичкин,

В школе он отлично успевал,

А в свободный час свой, как обычно,
Голубей любимых выпускал.

Припев:

Голуби, мои вы милые,
Улетайте в солнечную высь.
Голуби, вы сизокрылые,
В небо голубое унеслись.

Юность, ты пришла с улыбкой ясной.
О, моя любимая страна!
Жизнь была счастливой и прекрасной,
Но внезапно грянула война.

Припев.

Вот однажды мимо дома Вити
Шел отряд захватчиков-зверей.
Офицер сказал: «Вы заберите
У мальчишки этих голубей!».

Припев.

Долго Витя им сопротивлялся,
Голубей он им не отдавал.
Но внезапно голос оборвался,
И убит был Витя наповал.

 

Но не долго эти дни тянулись,
И, разбив фашистских подлых псов,

Красные герои к нам вернулись,
Снова стал свободным наш Ростов.

Припев:

Голуби, мои вы милые,
Улетайте в облачную высь.
Голуби, вы сизокрылые,
Видно, сиротами родились.
Голуби, вы сизокрылые,
В небо голубое унеслись.

Над могилкой Вити солнце светит 
Взгляд прохожих станет вдруг добрей
Почему же с неба, кто ответит?
Прилетела стая  голубей

Припев:

Голуби, мои вы милые,
Улетайте в облачную высь.
Голуби, вы сизокрылые,
Видно, сиротами родились.
Голуби, вы сизокрылые,
В небо голубое унеслись.

 

 

(Из архива пермского писателя Ивана Лепина

1941-1945)

 

Рис 2

Памяник Вите Черевичкину в Ростове-на-Дону

***

Голубям посвятили свои стихи некоторые именитые поэты Серебряного века:

 Марина Цветаева:

 
Голуби реют серебряные, растерянные,
вечерние.
Материнское мое благословение
Над тобой, мой жалобный
Воронёнок. 
Иссиня-черное, исчерна —
Синее твое оперение.
Жесткая, жадная, жаркая. Масть.
Было еще двое
Той же масти — черной молнией сгасли! —
Лермонтов, Бонапарт.
Выпустила я тебя в небо,
Лети себе, лети, болезный!
Смиренные, благословенные
Голуби реют серебряные,
Серебряные над тобой.

Игорь Северянин

«Осенняя палитра»:

Вид поля печальный и голый.
Вид леса уныло-нагой.
На крыше одной — белый голубь,
И карий — на крыше другой.

(Промельк «Голубые голуби на просторной палубе…»)


Голубые голуби на просторной палубе,

А дождинки капали, — голуби их попили.
На просторной палубе голубые голуби —
Все дождинки попили, а дождинки капали.

***

    Не могу не процитировать стихотворение  Дмитрия Мережковского русского романиста, поэта, религиозного мыслителя и литературного критика.. Необыкновенная фигура Серебряного века русской поэзии , которая считается соучредителем движения символистов , Мережковский вместе со своей женой поэтом Зинаидой Гиппиус дважды подвергался политическому изгнанию. Мережковский был в девятикратном номинации на  Нобелевскую премию, но не получил её…

 

Из Бодлэра 

Голубка моя, Умчимся в края,
Где всё, как и ты, совершенство,

И будем мы там

Делить пополам
И жизнь, и любовь, и блаженство.

Из влажных завес

Туманных небес,
Там солнце задумчиво блещет,

Как эти глаза,

Где жемчуг-слеза,
Слеза упоенья трепещет.


Это мир таинственной мечты,
Неги, ласк, любви и красоты.

 

Вся мебель кругом

В покое твоем
От времени ярко лоснится.

Дыханье цветов

Заморских садов
И веянье амбры струится.

Богат и высок

Лепной потолок,
И там зеркала так глубоки;

 И сказочный вид

Душе говорит
О дальнем, о чудном Востоке.


Это мир таинственной мечты,
Неги, ласк, любви и красоты.

 

Взгляни на канал,

Где флот задремал:
Туда, как залетная стая,

Свой груз корабли

 От края земли
Несут для тебя, дорогая.

Дома и залив

Вечерний отлив
Одел гиацинтами пышно,

И теплой волной,

Как дождь золотой,

Лучи он роняет неслышно.
Это мир таинственной мечты,
Неги, ласк, любви и красоты.
1885
(Д.С.Мережковский. Стихотворения и поэмы).
***

Весьма любопытно стихотворение в прозе
Ивана  Тургенева  «Голуби «, передающее настроение его и голубей перед бурей и чувство одиночества человека в отличие от  близости и содружества двух голубей, поддерживающих и его:

Я стоял на вершине пологого холма; передо мною — то золотым, то посеребренным морем — раскинулась и пестрела спелая рожь.Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая.Около меня солнце еще светило — горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.Всё притаилось… всё изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха.Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду… и смутно было на душе.

Ну скорей же, скорей! — думалось мне, — сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье! Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю… и только словно пухла да темнела.И вот по одноцветной ее синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь.Летел, летел — всё прямо, прямо… и потонул за лесом.Прошло несколько мгновений — та же стояла жестокая тишь… Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад: то летят домой ровным полетом два белых голубя.И вот, наконец, сорвалась буря — и пошла потеха!Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, всё закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой…Но под навесом крыши, на самом кра́юшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя — и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть, спас.
Нахохлились оба — и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них… Хоть я и один… один, как всегда.
***

***

     В Библии белый голубь принёс Ною (мир ему) оливковую ветку, рассказавшую о примирении стихий и окончании потопа. Однако на большей части картин великих художников Благую Весть приносит Ангел, а не голубка. Например,

 

Рис 3 

Как в картине  «Благовещение Честелло». Сандро Боттичелли (1445-1510). Кстати, авторы показали очень чётко и выразительно кисти Ангела  и Марии — передающую и принимающую Благую Весть. Они главный акцент полотна…

Благовещение — это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. «Благовещение» — Благая Весть — неожиданна и сказочна для Марии, как и само появление перед ней крылатого ангела. Как мы видим, голубя на картине нет. А ниже на картине Ван Эйка он появляется, но не как передатчик Благой Вести, а как Святой Дух…

                       Рис 4

«Благовещение» картина Яна ван Эйка, как боковая створка Гентского алтаря. На ней видна надпись, помещённая на луче устремлённого к Богородице света, а также голубь Святого Духа, который парит над её головой.

    Но на более древних фресках легенда об оливковой ветви в клюве голубки продолжает существовать…

 

 

Рис 5

«Ной и голубь с оливковой ветвью». Фреска в ранне -христианских катакомбах, II—IV вв.

                Эта легенда находить своё подтверждене на фрагмете мозаики из Собора Святого Марка в Венеции..

 

 

Рис 6

Ной выпускает голубя из ковчега. Фрагмент мозаики к. XII — нач. XIII вв. Венеция, Собор Святого Марка. 

*** 

Среди живописных изображений голубей можно выделить старую картину обрусевшего немецкого художника1772 года. Гроот Иоганн Фридрих (Grooth Johann Friedrich)  живописец-анималист, живший и умерший в России. Родился в 1717 году в Штутгарте в семье художника. В 1743 году прибыл в Санкт-Петербург в качестве «контрофагера», то есть реставратора картин, провел в России 58 лет,обрусел, получив имя получил имя Иван Федорович.     

 

              Рис 7   Гроот Иоганн «Голуби», 1772.

      Императрица Елизавета Петровна увлекавшаяся охотой, любила также и изображения охотничьих сцен, диких зверей и домашних животных. Одной из таких картин Гроота и является картина «Голуби», на которой обиняком на отдельной полке восседает бело-коричневый красавец с хохолком на голове (не берусь называть породу). А ниже кормится и тасуется их целая компания…

 

Рис 8

           Эдгар Хант (Edgar Hunt) (1876—1955) — британский художник-анималист, представитель классицизма. Эдгар Хант, как и его брат Вальтер, которые родились в Бирмингеме, были третьим поколением в семье Хант, которые стали художниками, как их  дед и отец. Эдгар Хант был известен своими картинами кур, но он также рисовал других птиц, таких как утки, которые были очень популярны в этот период. Ослы, козы и пони также были востребованы и в этом жанре он преуспел. Почти на всех его картинах присутствовали несколько голубей. В его произведениях, как правило, на небольших полотнах, были в основном сцены, на которых среди домашних птиц и их выводков преобладали,  телята, свинья и кролики. И всегда – голуби…

***

Следующей картиной очень уважаемого мною художника была написана Рене Магриттом. Будучи сюрреалистом, он, судя по всему, представил свое философское прочтение голубя мира. Картина называется «Большая семья», но мы видим только голубя, парящего в небе.

 

Рис 9

Фотография картины Р. Магритта (из открытых источников). Картина неоднозначна и вызывает противоречивые ассоциации. Здесь  и попытка связать изображение с круговоротом и изменчивостью погоды либо настроения. Но более сильным и верным смыслом, пожалуй, является сила голубя мира, объединяющая  более мелко нарисованные обрывки облаков. И нахождение в его контуре мирно плывущих облаков, сильно отличающихся от грозового неба вдали. Более того, на горизонте мы видим светлое небо, то есть голубь как будто отводит тучи и приближает мир…

*** 

    Любопытна истории с существующей так называемой Голубиной Книгой созданной или составленной Николаем Константиновичем Рерихом.        Русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, ориенталист, общественный деятель. Академик Императорской (Российской) академии художеств является автором более 7000 кеартин. Также является автором  идеи и инициатор «Пакта Рериха», основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира». Кавалер нескольких российских и иностранных наград. 

    Без цитирования читателю трудно воспринимать объяснение сочетания двух наименований книги – «голубиная» и «глубинная». Поэтому я  и привожу слова создателей и авторов книги в виде цитаты: 
                                                                                                       

Рис 10      Николай Константинович  Рерих  «Голубиная книга», 1922. Государственный музей Востока. Москва

 «Книга посвящена теме «Древняя Русь. Славяне» и иллюстрирует русский народный духовный стих с одноименным названием. В Голубиной книге идет речь о происхождении мира. Смысл легенды — философский, с позднейшими вариантами христианской мифологии. В ней сохранились отзвуки самых глубоких времен, доходящих до источника общего и для индийских Вед, и для русского фольклора. Недаром заветная книга, о которой пели сказители, именуется «голубиной»,  то есть «глубинной», что означает одновременно и «древняя» и «мудрая». Согласно традиционной точке зрения, название «голубиная» применительно к книге — искажение эпитета «глубинная». Согласно этой трактовке, название образовано от слова «глубина», так как в сочинении содержалась «глубинка», премудрость знаний о происхождении мира, объяснялись сложные явления природы».

  «И голубиная книга с небес упала. И сокровище сверху пришло. И не сразу нашли мудрого для прочтения книги. И разные народы помнят об этих принесенных благовестях…» (Н.К. Рерих.)

***

   А теперь можно отдать  предпочтение великому Пабло Пикассо, художнику совершенно неравнодушному к теме голубей и посвятившего ей немало интересных картин и   известных всему миру рисунков.

            

           Рис 11          

Голуби на рисунке отца Пикассо, художника Хосе Руиса Бласко. Это не живопись, а зарисовка образов птиц…

      В 1950 году на конгрессе в Шеффилде художник повторил, что голубей учил рисовать его отец, а также сказал: «Я выступаю за жизнь против смерти; я выступаю за мир против войны». В понимании Пабло Пикассо понятие голубь всегда сочеталось с представлениями о мире, справедливости, любви и верности…

Его отец был страстным любителем птиц, держал голубятню и, будучи художником, специализировался именно как анималист-голубятник. Когда мальчик научился держать в руках кисти, отец позволял ему дорисовывать птичьи лапки.

    Очевидно, это и есть та самая картина ребёнка с голубём  в руках, крепко прижатым к груди, которая быстро поднялась в цене до миллиона долларов. Открытие Конгресса совпало с рождением второго ребенка Пикассо от Франсуазы Жило. Пикассо тут же  дочку назвали Палома, что по-испански означает — голубка.

 

Рис 12

«Ребёнок с голубем», 1943. Конец 30-х и война (1937-1945). Франция, Музей Пикассо в Париже   

       Картина написана в Париже, в самом  начале голубого периода. Это одна из самых ранних работ, в которой  проявилась ярко выраженная индивидуальность художника.  После неё он навсегда оставил ученичество, заявив о своём собственном понимании  мира и личном взгляде на него…

        Когда в 1949 году в мастерскую художника зашел Луи Арагон,  искавший рисунок для афиши Конгресса движения за мир, он обратил внимание на одну из гравюр Пикассо с изображением голубя. Это был «портрет» голубки, которую раннее Пикассо подарил Матисс. Он и стал первым знаменитым «Голубем мира». Пикассо не возражал против выбора Арагона, но лишь саркастически заметил в его адрес:

     «Бедняга! Он совершенно не знает голубей! Нежность голубки, какая ерунда! Они ведь очень жестокие. У меня были голуби, которые заклевали насмерть одну несчастную голубку, которая им не понравилась… Они выклевали ей глаза и разорвали на части, это ужасное зрелище! Хорош символ мира!»

     Тем не менее, именно голубка Пикассо стала символом мира и эмблемой конгресса, будучи размноженной в бесчисленном количестве. Особенно в СССР, где Пикассо признали за видного коммунистического деятеля.  Неруда провозгласил в стиле риторики того времени: «Голубка Пикассо облетает мир, и ни один преступный птицелов не сможет остановить ее полет…». 

О «Голубе мира» « была сложена песня, которую распевали на всех форумах, где речь шла о борьбе за мир. 

Советская песня – «Летите, голуби, летите!»

Летите, голуби, летите,
Для вас нигде преграды нет!
Несите, голуби, несите
Народам мира наш привет!
   Пусть над землею ветер стонет,
   Пусть в черных тучах небосвод —
   В пути вас коршун не догонит,
   С пути вас буря не собъет.
Во имя счастья и свободы
Летите, голуби, вперед!
Глядят с надеждою народы
На ваш стремительный полет.
   Летите, голуби, летите,
   В лучах зари и в грозной мгле.
   Зовите, голуби, зовите
   К труду и миру на Земле!

(Исаак Дунаевский / Михаил Матусовский)

https://www. youtube.com/watch?v=zFULnZJZiJE

 

Рис 13

Пабло Пикассо Голубка  с  мохнатыми лапками (1949), ставшая прообразом Голубя мира.


Рис 14

Пабло Пикассо  «Летящий голубь», 1952. Литография. Частная коллекция. Эта литография Пабло Пикассо экспонировалась на выставке «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968», в мае в Музее изобразительных искусств.

 

Рис 15

Голубка Пикассо, Постер Всемирного Конгресса сторонников мира в Париже (рисунок  от 9 января 1949 г).

    Пикассо рисовал своих голубей не столько для защитников мира, сколько исходя из собственного личного отношения к этим птицам. На фотографии Пикассо в своей квартире на улице Великих Августинцев в Париже.

Не обошлось  и без шуток и снимков вроде этого с голубями вокруг и на самом авторе символа…

 

Рис 16

Пикассо и голубь, Париж, 1945. Фото Джеймс Лорд

Неслучайный сюжет…

     Бытует и такой рассказ об одном из рисунков Пикассо:

Британский актер Брайан Блессид  рассказал о своей встрече со знаменитым художником Пабло Пикассо, которая состоялась во время Всемирного конгресса мира в Шеффилде в 1950 году.  

Двенадцатилетний Блессид спросил у художника, действительно ли он — тот самый Пикассо. Получив утвердительный ответ, мальчик не нашел его достаточно убедительным доказательством. Поэтому Пикассо пришлось нарисовать юному скептику голубя мира. Однако рисунок также не впечатлил Брайана. «Это никакой не голубь, так что вы — никакой не Пикассо!» — констатировал малолетний критик, скомкал бумагу, выбросил ее и был таков.

 

 

Рис 17

Голубь мира, рисунок Пабло Пикассо

     Как позднее рассказал Блессид, художник впервые слышал подобную критику в адрес своего творчества. Впоследствии рисунок подобрали, он стал символом Всемирного конгресса мира и хранится галерее Шеффилда. Теперь актер сильно жалеет, что так легко расстался с 50 миллионами фунтов и считает это событие главным финансовым уроком в своей жизни.

 

Рис 18

Брайан Блессид. Фото: Christopher Pledger.

   Пикассо ставши взрослым,  держал голубей,  и они нередко становились персонажами его картин. Он продолжает держать эту птицу, он почти такой же голубятник, как его отец.

 

Рис 19

              Пабло Пикассо. «Птицы в клетке», 1937 

Так, нарисовав двух голубей, белого и чёрного, в клетке он представлял их своими двумя соперничающими любовницами (персонально белы был Мари Тереза — Вальтер, а чёрный соответственно — Дора Маар). Они и сражаются в клетке, особенно беспокойным выглядит  чёрный… Какая победила в жизни не сказано.

 

Рис 20

Голубятня на вилле Пикассо в Калифорнии с 1957 года:  распахнутое окно комнаты, за ним – солнечный свет и вид на море, в проеме – множество птиц.

   Для сравнения манеры рисования и ландшафта рассмотрим голубятню в  Болгарии

 

Рис 21
«Голубятня с видом на море», Березина Елена, 2015 в Болгарии. Настоящая романтика для владельца и для его голубей, летающих в небе и над землёй и над морем. 

Рис 22     О египетских голубятен, разбросанных по всей стране, в виде исключения не живописи, мне хочется показать для тех, кто не знает, что в решении продовольственной программы страны и обеспечения народа свежим голубиным мясом эти голубятни весьма важное подспорье. Мир остаётся жестоким, но от этого никуда пока не уйти.

*** 

Теперь обсудим одну из самых замечательных картин с голубями, нарисованную украинским художником из Полтавы  Николаем Ярошенко.

Рис 23

Николай Ярошенко  « Всюду жизнь», 1888                                                                        

     Из зарешёченного окна арестантского вагона выглядывают обычные лица людей, будто они не заключённые, а просто пассажиры. На их лицах просматриваются  радость, доброта, умиление при виде ребёнка, кормящего птиц.  Кажется, что это обычное их душевное движение. Художник ничем не обмолвился, что люди, пересылаемые в тюремном вагоне, не совершили никаких преступлений, что в юридическом смысле невиновны; но зритель хочет чувствовать невиновность этих людей. То, что иным показалось идеализацией образов, И в этом состоит замысел автора картины, который избежал фальши, создавая аллегории или бутафорию, обобщил реальность, подняв её до символичности.
      За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком, и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический. Вся жизнь наша как тюрьма. За решёткой простые, сильные люди с добрыми лицами, они радуются свободным птицам, голубям, и невольно завидуют им.

***

Голубь Иерусалима. Творчество уроженца Киева Аркадия Лившица, уже сорок лет живущего в Израиле и отмечающего в этом году 75 летний юбилей, к сожалению, почти неизвестно в городе, где он вырос.

. Даже внимательно всматриваясь в картину «Голубь Иерусалима» (2003), подаренную одесскому музею, мы едва ли узнаем знакомый пейзаж. Тут нет ни строгих кипарисов, ни пальм, ни холмов – все пространство занимают древние сооружения трехтысячелетнего города. Ворота в вековой стене, открытые перед зрителем, словно приглашают войти внутрь, а в небесах над ними парит белый голубь.

Рис 24  «Голубь Иерусалима», 2003 г, Аркадий Лифшиц.

На картине с трудом удаётся рассмотреть  нагромождение храмов и различных строений, сливающихся в единое целое. Все они окружены стеной с гостеприимно раскрытыми воротами, а в вышине их прикрывает своими крыльями голубь – символ мира и благоденствия. Цветовое полотно выполнено почти белым цветом в сочетании с различными оттенками синего и голубого. Лишь изредка основные цвета её разбавлены золотистыми солнечными бликами, и только ворота окрашены в желтый цвет. Вся картина представляет собой образ мира и философское понимание её сути

    По замыслу художникам белый голубь во многом напоминает человека и словно ветхозаветный пророк, призывает людей увидеть и понять друг друга и остановить вражду. Ведь именно синий цвет – это цвет мира, покоя и созидания.

***

Площадь Святого Марка в Венеции нарисована в импрессионистской манере, да  ещё в зимнюю пору, когда она бедна цветом и на ней очень мало голубей в снегу…

 

Рис 25

Валентин Серов. Площадь Святого Марка в Венеции, 1887

 Это одна из самых знаменитых площадей Италии  и визитная карточка Венеции. И хотя в городе немало других площадей, это единственное место называющееся площадь или пьяцца (Piazza), что подчеркивает ее значимость.

Сан Марко  ко всему ещё и носит почётное звание — площадь голубей

Голуби стали неотъемлемой частью Piazza San Marco. Согласно преданию, на освящение собора приехало много гостей. В числе даров были два голубя, которых выпустили на волю. Оба рядом  уселись на карнизе собора, что было сочтено символичным знаком, а голуби признаны священными птицами. С тех пор сложилась традиция охранять и кормить птиц. Со временем число голубей стало неисчислимым и чтобы ограничить потомство, голубей стали кормить специальным кормом. До 2008 года пакетики с крупой можно было купить на площади, но потом продажу прекратили и туристам запретили вообще кормить птиц.

      Современные веяния не смогли не затронуть даже голубей, которые стали участниками научных экспериментов и технического прогресса, а также фантазий, аллегорий и символики… Даже мистики.

   Рис 26 

Запутанные лабиринты Альберто Панкорбо.

Альберто Панкорбо (Alberto Pancorbo) (1956 г.р) — современный испанский художник-сюрреалист, родом из города Сория (Испания).

     Работы этого художника – сюрреалиста, требуют особой подготовки зрителя и понимание тех загадок, которые  автор ставить перед человеком, рассматривающим его произведения. Умелое сочетание фантастики и реалий жизни, а также техническое мастерство позволяет автору создавать весьма правдоподобные (?!) и вместе с этим невероятные видения. Погружаясь в лабиринты фантазий Альберто Панкорбо, зритель почти сразу начинает ощущать невидимую связь межу прошлым и настоящим, чего невозможно увидеть на представленной картине. Всё в ней современно и реально, кроме сочетания и выдумки поз и расположения голубей среди плодов граната.  Наполненные символами и аллегориями сюжеты придают полотнам загадочность и таинственность, и своими работами художник как бы пытается предложить зрителю разгадать их. Но не удостаивает их этим…

***

 

Алексей Курбатов. Цифровые иллюстрации.

   Более доступны пониманию и трактовке  цифровые иллюстрации художника Алексея Курбатова 

Рис 27

Леша Курбатов. Цифровые иллюстрации в форме идеального сочетания акварели, фотографии и широких возможностей Photoshop.

На этой иллюстрации на теле голубя представлена картина полустанка или сторожевой будки с прилегающими улицами, лестницей, ж/д пути и идущего издалека поезда с дымящим паровозом…То есть , перед нами реальные фрагменты иллюстрации в реальном отображении каждого фрагмента рисунка. Теперь возникает другой вопрос: А зачем такая иллюстрация?

 

Рис 28     Фридрих фон Амерлинг (14 апреля 1803 — 14 января 1887) был австро-венгерским художником-портретистом при дворе Франца-Иосифа.  Он родился в Вене и был придворным художником между 1835 и 1880 годами.

Среди его картин обиняком мне удалось найти весьма романтичную и лиричную картину красивой молодой женщины, готовящей почтового голубя передать записку своему любимому. Это подтверждается изображением нежности и любви на лице женщины и в её жестах.

Хочется надеяться, что перелёт посланника пройдёт благополучно и послание будет доставлено адресату

    Ведь в истории войн и соперничества почтовые голуби становились объектами охоты и уничтожения в связи со своим подсознательным (дрессировочным) участием в передаче почты в далёкие времена отсутствия других возможностей.

 

Рис 29

Александр Тышлер «Расстрел голубя». Не менее циничный

аллегорический и гиперболический афористический показ  аналогии действий современной службы безопасности. Хотя действия этого голубя, могли нанести вред противнику.

Александр Григорьевич Тышлер ( 1898 — 1980) — советский живописец, график и театральный художник, скульптор. В военные годы эвакуировался с театром в Ташкент, где ему не раз позировала Анна Ахматова.

***

Польский художник Павел Кучинский (Pawel Kuczynski) в своих работах  размышляет на темы беспощадности войн, жестокости и других пороков, которым, как болезням, подвержено современное общество. С помощью сатиры Павел Кучинский стремится открыть людям глаза на актуальные проблемы. «Я просто стараюсь обращаться к символам, понятным всем», — говорит художник.

              

Рис 30

«Павел Кучинский Голубь мира»» — тоже циничный, многозначительный и образный рисунок . Не лишённый юмора.

В противовес этому можно рассмотреть  картину  современного российского художника Александра Гришина.

 

Рис 31

Ниже следует так называемая голубиная «светская хроника» из набора картин серии женщины и голуби, на которых действующими лицами являются женщины разных мест пребывания, возрастов,  занятости и сословий в основном кормящими голубей…

    И совершенно естественно, что «голубятник» Пикассо первый из авторов, получивший у нас право экспонирования своей неповторимой и оригинальной картины вначале этого моего внутреннего вернисажа:

 

Рис 32

Фотография картины П. Пикассо «Женщина с голубями» (из открытых источников).  Картина написана в сюрреалистической манере, но очень выразительная. Она проникнута теплом.

     Женщина, сидящая на лестнице, держит за шею голубку, прильнувшую к ней. А её птенец выше следит за мамой  и женщиной…

    Продолжаем вернисаж женщин с голубями:

 

Рис 33

Уголок виллы Эдварда Джона Пойнтера. Английский художник Эдвард Джон Пойнтер (Edward John Poynter) (1836- 1919), член Арундельского общества. Русский музей.

   Белая голубка клюёт зерна из миски, которую держит в руках молодая женщина, сидящая на полу в расслабленной позе, опираясь на стену. Вторая сизая голубка, отдыхает на столике, расправив крылья, Ещё несколько голубей в ногах женщины ожидают своей очереди кормиться… 

 

Рис 34
Ян Портилье (Jan Frederik Pieter Portielje), 1829-1908. Бельгия. «Кормление голубей» (Feeding the birds) Частное собрание.  Модный портретист и автор жанровых композиций Ян Фредерик Питер Портилье учился в Художественной школе Амстердама и весьма умело и наблюдательно показал довольных жизнью и угощением голубей, резвящихся на столе, как бы разыгрывая сценки. Конечно, фантазия автора  переходит границы зрительского доверия происходящего с кривлянием и позами голубей, но  доля возможного в изображении тоже присутствует…  Поддерживает сценку сама хозяйка, на руке которой голубка тоже резвится и развлекает улыбающуюся соучастницу представления…

 

Рис 35

В разгар лета на городской площади среди домов стоящая   рядом со стаей обычных сизарей девочка внимательно рассматривает,  как и что клюют  собравшиеся по её приглашению городские голуби. Эта бесхитростная зарисовка умиляет зрителя обыденностью и в то же время привлекательностью сюжета. Жанровая картинка в стиле импрессионизма смотрится с интересом и не без чувства покоя и умиротворения.

  

  Брагинский Артур. ‘Венецианские голуби’, 2017

     Венеция без голубей непредставима. Они её естественной второе население (после туристов). И всем доставляет удовольствие общение с этой красивой изящной птицей с разным по цвету и оборками оперением. А иногда с убором пёрышек на лапках…Сизари с более скромным оперением преобладают, но стаи украшают и белые и разноцветные их собратья. Они доверчивы и жадны, не отказываются от любого угощения, но порой перебирают предложенный ассортимент, отдавая дань более привлекательному и вкусному. Кусочки белого хлеба или булочки всегда в предпочтении. Возможно, что это более часто предлагаемое блюдо. Особенно детьми.

Вот и эта тоже привлекательная девушка, изящно присев, предлагает голубкам полакомиться…

Рис 37.Художник Артур Брагинский « Девочка с голубями», 2013 на одной из улиц необычного города.  Ребёнку очень хочется, чтобы голубка склевала из её ручки  зернышки и в напряжении «внушает» её это желание…

 

Рис 38

Бельгийская художница Адель Рено (Adele Renault) очарована  скромной красотой обыкновенных уличных голубей. Она часто изображает их на холсте и городских стенах, считая эту птицу великолепным существом, а не надоедливой попрошайкой, доставляющей столько неприятностей муниципальным службам.

   Художница рисует голубей с человеческим размером и соответствующим выражением лиц (глаз и клювов), что вызывает желание поговорить с ними и обсудить их неприглядное поведение над памятниками иных великих людей. Мне кажется, что мастеру это удаётся, и голуби её понимают…

Мне кажется, что эти два голубя могли быть собеседниками из  басни Ивана Андреевича Крылова под таким же названием:

Попытаемся их понять:

     ДВА ГОЛУБЯ  

Два Голубя как два родные брата жили,
Друг без друга они не ели и не пили;
Где видишь одного, другой уж, верно, там;
И радость и печаль, всё было пополам.
Не видели они, как время пролетало;
Бывало грустно им, а скучно не бывало.
Ну, кажется, куда б хотеть
Или от милой, иль от друга?
Нет, вздумал странствовать один из них – лететь
Увидеть, осмотреть
Диковинки земного круга,
Ложь с истиной сличить, поверить быль с молвой.
«Куда ты?» говорит сквозь слез ему другой:
«Что́ пользы по свету таскаться?
Иль с другом хочешь ты расстаться?
Бессовестный! когда меня тебе не жаль,
Так вспомни хищных птиц, силки, грозы ужасны,
И всё, чем странствия опасны!
Хоть подожди весны лететь в такую даль:
Уж я тебя тогда удерживать не буду.
Теперь еще и корм и скуден так, и мал;
Да, чу! и ворон прокричал:
Ведь это, верно, к худу.
Останься дома, милый мой!
Ну, нам ведь весело с тобой!
Куда ж еще тебе лететь, не разумею;
А я так без тебя совсем осиротею.
Силки, да коршуны, да громы только мне
Казаться будут и во сне;
Всё стану над тобой бояться я несчастья:
Чуть тучка лишь над головой,
Я буду говорить: ах! где-то братец мой?
Здоров ли, сыт ли он, укрыт ли от ненастья!»
Растрогала речь эта Голубка;
Жаль братца, да лететь охота велика:
Она и рассуждать и чувствовать мешает.
«Не плачь, мой милый», так он друга утешает:
«Я на три дня с тобой, не больше, разлучусь.
Всё наскоро в пути замечу на полете,
И осмотрев, что есть диковинней на свете,
Под крылышко к дружку назад я ворочусь.
Тогда-то будет нам о чем повесть словечко!
Я вспомню каждый час и каждое местечко;
Всё расскажу: дела ль, обычай ли какой,
Иль где какое видел диво.
Ты, слушая меня, представишь всё так живо,
Как будто б сам летал ты по свету со мной».
Тут – делать нечего – друзья поцеловались,
Простились и расстались.
Вот странник наш летит; вдруг встречу дождь и гром;
Под ним, как океан, синеет степь кругом.
Где деться? К счастью, дуб сухой в глаза попался;
Кой-как угнездился, прижался
К нему наш Голубок;
Но ни от ветру он укрыться тут не мог,
Ни от дождя спастись: весь вымок и продрог.
Утих по-малу гром. Чуть солнце просияло,
Желанье позывать бедняжку дале стало.
Встряхнулся и летит, – летит и видит он:
В заглушьи под леском рассыпана пшеничка.
Спустился – в сети тут попалась наша птичка!
Беды со всех сторон!
Трепещется он, рвется, бьется;
По счастью, сеть стара: кой-как ее прорвал,
Лишь ножку вывихнул, да крылышко помял!
Но не до них: он прочь без памяти несется.
Вот, пуще той беды, беда над головой!
Отколь ни взялся ястреб злой;
Не взвидел света Голубь мой!
От ястреба из сил последних машет.
Ах, силы вкоротке! совсем истощены!
Уж когти хищные над ним распущены;
Уж холодом в него с широких крыльев пашет.
Тогда орел, с небес направя свой полет,
Ударил в ястреба всей силой –
И хищник хищнику достался на обед.
Меж тем наш Голубь милой,
Вниз камнем ринувшись, прижался под плетнем.
Но тем еще не кончилось на нем:
Одна беда всегда другую накликает.
Ребенок, черепком наметя в Голубка,–
Сей возраст жалости не знает,–
Швырнул и раскроил висок у бедняка.
Тогда-то странник наш, с разбитой головою,
С попорченным крылом, с повихнутой ногою,
Кляня охоту видеть свет,
Поплелся кое-как домой без новых бед.
Счастлив еще: его там дружба ожидает!
К отраде он своей,
Услуги, лекаря и помощь видит в ней;
С ней скоро все беды и горе забывает.

О вы, которые объехать свет вокруг
Желанием горите!
Вы эту басеньку прочтите,
И в дальний путь такой пускайтеся не вдруг.
Что б ни сулило вам воображенье ваше;
Но, верьте, той земли не сыщете вы краше,
Где ваша милая, иль где живет ваш друг.

***

 

Рис 39

В. Бакшеев «Девушка, кормящая голубей». 1961, под окнами своей хаты, куда они привыкли прилетать по первому её зову. Среди гостей преобладают белые голуби.

Рис 40
Stevens Alfred – «Afternoon_in the « День в парке»


В полдень  белую голубку приглашает молодая леди  прогуляться. Последняя  делает «реверанс» или «книксен», что по-видимому означает согласие…

 

  Рис 41

Charles Chaplin (1825-1891) — A Beauty with Doves  «Красавица с голубями», Х!Х век.

Автор — тёзка Великог Чаплина!

 А голуби ведут себя  как котята или щенки, что вызывает сомнение в реальности изображения. Хотя знакомые голубятники соглашаются с содержанием  картины…

Рис 42

 Джон Фредерик Льюис (англ. John Frederick Lewis,  (1804-15 — 1876-) — английский художник-ориенталист. «Пойманный голубь», Каир, 1864.Музей Фицуильяма, Кембридж. Ленточки на лапках свидетели пленения голубя, ещё не присоединившегося к старожилам ниже…

Молодая служанка, отдыхая, предлагает жирным сизарям поживиться зернышками…A Cosey Corner 1884 | Frank Millet | Oil Painting — Cheroubon . Они раздумывают, не спешат. Сыты потому что…

Рис 44 «Кормление голубей»,  Blaas Eugen von. Частная коллекция.

Монашенка или послушница с нежностью и умилением кормит с руки голубку, выражающие ей полное доверие. А две другие в ожидании…   Рис 45

Алексе́й Ильи́ч Кра́вченко (1889,  1940) — русский, советский художник, живописец и график, иллюстратор. Завоевав изначально признание как живописец,  — «Девушка с голубем», 1930 Нарисована картина в типичном советском ключе типа «девушки с седлом», приём одежде не придано никакого внимании. Небрежно накинутая майка и обычные неженственные свободные шорты. Для спорта, а не для эстетики тоже…, что не мешало бы.

***

В заключение хочется предложить читателям прослушать знакомую. но редко в наше время исполняемую песню «La paloma» («Голубка»).  Песня, написанная около 1860 года испанским (баскским) композитором Себастьяном Ирадьером (1809—1865)[1]. Это одна из самых часто исполняемых песен в мире.

Песню относят к жанру кубинской хабанеры. Именно от хабанеры песня взяла свой характерный ритм.

Когда из твоей Гаваны уплыл я вдаль,
Лишь ты угадать сумела мою печаль.
Заря золотила ясных небес края,
И ты мне в слезах шепнула — любовь моя,
Где б ты ни плавал, всюду к тебе, мой милый,
Я прилечу голубкой сизокрылой,
Парус я твой найду над волной морскою,
Ты мои перья нежно погладь рукою.
О, голубка моя, будь со мною, молю,
В этом синем и пенном просторе,
В дальнем родном краю.
О, голубка моя, как тебя я люблю,
Как ловлю я за рокотом моря
Дальнюю песнь твою.


Когда я вернусь в Гавану, в лазурный край,
Меня ты любимой песней моей встречай.
Вдали от Гаваны милой, в родном краю
Я пел день и ночь прощальную песнь твою.
Где б ты не плавал, всюду к тебе, мой милый,
Я прилечу голубкой сизокрылой,
Парус я твой найду над волной морскою,
Ты мои перья нежно погладь рукою.

О,  голубка моя, будь со мною, молю
В этом синем и пенном просторе,
В дальнем родном краю.
О, голубка моя, как тебя я люблю,
Как ловлю я за рокотом моря
Дальнюю песнь твою.
Где б ты ни плавал, всюду к тебе, мой милый,
Я прилечу голубкой сизокрылой,
Парус я твой найду над волной морскою,
Ты мои перья нежно погладь рукою…

 

***

 

Девочка у пруда кормит голубей – живопись художника Гусева



Статус: на заказ

Артикул: GUSV067

Жанр: Жанровая картина

Техника исполнения: холст/масло

Размер: 50 x 40 см


Возможно, то, что Вы ищете, есть в других разделах с картинами:
Венеция, Париж, Голландия, Городской пейзаж, Жанровая картина, Картины с техникой, Натюрморты и цветы, Портрет
Описание

     У прозрачной глади пруда стоит девочка. Несмотря на свой малый возраст, она кормит птиц. Голуби и воробьи радостно суетятся у ее ног в поисках сладких крошек. Когда маленькие дети кому-то помогают, это вызывает особое умиление. Будучи маленькими, они еще сами нуждаются в поддержке и защите, а здесь малышка уже готова помогать другим. Вся композиция отличается глубокой гармонией. Фигура ребенка является центральной и в то же время смотрится очень естественно. Зеркальный фон из водной глади создает тихую спокойную атмосферу. Использование светлых тонов делает композицию легкой и объемной.
     Девочка выглядит очень нарядно в своём белом платье и красивой голубой кофточке. Ее образ оживляет яркая красная завязка в волосах.
     Птицы не боятся малышки, подлетая совсем близко. Вероятно, они чувствуют доброе сердце девочки и готовы ей доверять. А она в свою очередь почти замерла, боясь спугнуть своих маленьких гостей. Живописное полотно Владимира Гусева воплощает собой трепетное единство человека и природы.

Похожие сюжеты

От картины Пикассо к снимку опухоли: заменят ли голуби врачей

Сначала птиц просто учили нажимать клювом на кнопку. На втором этапе голубей разделили на две группы и начали показывать им картины Моне и Пикассо: если птицы первой группы клевали кнопку во время демонстрации работы импрессиониста, им давали еду. Вторая группа получала угощение при реакции на шедевры кубиста. В итоге голуби смогли выбирать «выгодные» им картины в 90% случаев. Что ж, учитывая, что набор полотен был ограничен (по десять произведений каждого художника), можно предположить, что птицы просто механически запомнили нужные изображения, не уловив при этом различий в стиле.

Но дальше задача усложнялась: птицам показывали новые для них работы тех же художников — и они справились. Удалось голубям и верно определить стиль других живописцев: Матисс и Брак отправились в компанию к Пикассо, а Ренуар, Делакруа и Сезанн — к Моне. Но и это еще не все: когда ученые показывали подопытным черно-белые или размытые изображения, голуби все равно справлялись с задачей. Это значит, что птицы, подобно людям, смогли уловить основные черты, характерные для картин каждого стиля. (Правда, с одной задачей голуби все-таки не справились: они не смогли идентифицировать перевернутые вверх ногами картины Моне. В случае с Пикассо переворачивание не помешало — вот и спорь после этого про художественную ценность каждого стиля!) Итак, ученым в полной мере удалось продемонстрировать способность птиц к обобщению информации.

Сигэру Ватанабэ и его коллеги не остановились на достигнутом. В 2001 году они опубликовали еще одно исследование: на этот раз подопытными выступили не только голуби, но и люди. Как и в прошлый раз, группу голубей научили различать картины Винсента Ван Гога и Марка Шагала — птицы справились с новыми для них работами, их черно-белыми и размытыми вариантами, и «прокололись» на более сложной задаче — мозаиках. Ученые разбивали каждую картину на квадраты, и каждый квадрат окрашивался в «средний» для него цвет — этакая «пикселизация» шедевров мировой живописи.

Второй группой подопытных стали четверо студентов, которые выполняли те же задания, что и птицы. Люди показали себя не хуже голубей (ожидаемо), а задача определения авторов «мозаики» у них тоже «просела» (но в целом результат был выше, чем у птиц, — хоть какое-то облегчение). Ватанабэ и его коллеги пришли к выводу, что зрительное восприятие людей и птиц чрезвычайно похоже.

Получается, эта Шнобелевская премия — не просто забавный эксперимент по дрессировке птиц. Другие исследования по той же теме, проведенные за последние несколько десятилетий, показали, что голубей можно научить отличать разные буквы алфавита, разбираться в том, имеет ли таблетка лекарства правильную или неправильную форму, верно идентифицировать предметы, принадлежащие к определенным категориям (кошки, цветы, машины и стулья). Голуби успешно различают и запоминают не только размер и форму предмета, но и его цвет, текстуру, особенности строения. Ученые пока не могут понять, какие именно структуры головного мозга голубей и какие нейронные цепочки задействованы в столь сложных процессах, но одно биологи определить смогли: вовлеченные в распознавание визуальной информации структуры мозга у голубей работают так же, как и у нас с вами.

Учитывая все вводные данные, биологи предположили, что способности голубей могут быть использованы и при распознавании изображений, имеющих отношение к медицине. Группа американских исследователей под руководством Ричарда Левенсона (Медицинский центр Калифорнийского университета в Дэвисе) в 2015 году проверила эту гипотезу и пришла к выводу, что голуби могут составить достойную конкуренцию врачам-онкологам в диагностике заболевания.

Исследователи использовали образцы гистологических исследований тканей груди; маммограммы, на которых были показаны здоровые ткани груди и ткани с отложениями солей кальция; а также снимки доброкачественных и злокачественных опухолей молочной железы. Все изображения брались из архивов медицинских центров, а перед экспериментами показывались врачам-онкологам, которые ставили диагноз, основываясь только на снимках.

Процедура обучения птиц была похожа на «уроки» Ватанабэ. Спустя три дня после начала тренировок на изображениях, полученных в результате гистологических обследований, точность «постановки диагноза» птицами не превышала 50% — то есть обыкновенной случайности. Однако к 15-му дню обучения голуби определяли изображения с опухолями в 85% случаев. В случае с незнакомыми изображениями точность оставалась такой же — это значит, что птицы успешно обобщали полученную информацию. При отборе маммограмм с отложениями солей кальция голуби показали точность, равную 72% на незнакомых изображениях и 84% — на знакомых. На первый взгляд это не слишком много, чтобы сравнивать голубей с врачами, однако профессиональные онкологи смогли верно определить присутствие микрокальцинатов лишь на 70% снимков. Справедливости ради нужно отметить, что отсутствие отложений солей кальция врачи правильно диагностировали в 97% случаев. Последнее испытание, в ходе которого нужно было отличить доброкачественное образование от злокачественного, голуби провалили: хотя обучение длилось 80 дней (а не три-четыре недели, как остальные тренировки), точность постановки диагноза не превысила 44–50%. Такой же результат можно получить подбрасыванием монетки.

Однако самым поразительным достижением ученые называют то, что коллективную диагностику (когда одно и то же изображение гистологического обследования показывалось четырем птицам) голуби проводили с точностью 99% — наравне с врачами и лучше компьютеров, которые выполняли ту же задачу.

Это исследование было не единственным, когда голуби работали с медицинскими снимками. Так, в 2020 году были опубликованы результаты «голубиной диагностики» гиперфузии миокарда левого желудочка сердца — несложно догадаться, что птицам вновь удалось научиться довольно точно отделять изображения здорового сердца от снимков с патологиями.

Впрочем, несмотря на все успехи наших крылатых братьев, не стоит думать, что в скором времени на плече каждого онколога будет сидеть сизый голубь. «Эти исследования серьезны и амбициозны, — говорит Альдо Бадано, врач и сотрудник Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов. — Тем не менее, как и люди, птицы ошибаются, если показать им изображения с измененными цветами или худшего качества. Как и люди, птицы могут ставить ложноположительный диагноз. И, конечно, птицы не принимают во внимание контекст — историю болезни, предыдущее лечение, — то есть то, что люди всегда учитывают. Так что здесь требуется еще очень много работы». Доктор Ричард Левенсон, руководитель исследования 2015 года, также скептичен насчет будущей медицинской карьеры голубей: «Я думаю, что в какой-то момент компьютеры все-таки покажут лучшие результаты», — комментирует он.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.

Красота — в мозгах смотрящего. Как мы воспринимаем картины с точки зрения нейронаук

Проектор, слайды, «восемь экспериментально наивных голубей» и много-много семечек — с таким набором ученые из университета Кейо показали, что птицы тоже немного разбираются в искусстве, а точнее, могут отличать картины Пикассо и Моне. Ученые сначала обучили голубей нажимать на кнопку, чтобы получать в награду немного корма, а потом разбили их на две группы: птиц из первой группы натаскивали на Моне, а птиц из второй — на Пикассо. Для этого им показывали набор слайдов, в котором было по 10 картин каждого художника, и следили, чтобы голуби из первой группы получали награду только после того, как клевали кнопку, впечатленные картинами Моне, а голуби из второй — соответственно, картинами Пикассо.

Со временем птицы научились клевать кнопки только в нужные моменты и постепенно стали отличать художников в 90% случаев. После этого ученые перешли ко второй части испытаний: они собрали новые наборы слайдов, в которых были не только незнакомые голубям картины Пикассо и Моне, но и произведения других художников — Сезанна, Ренуара, Матисса, Брака. В этих испытаниях голуби перенесли свои приобретенные эстетические предпочтения с конкретных художников на направления живописи: фанаты Моне реагировали также на импрессионистов Сезанна и Ренуара, а поклонники Пикассо смело требовали награды после Брака и Матисса.

Слева — «Авиньонские девицы» Пабло Пикассо. Справа — «Терасса в Сант-Адресс» Клода Моне. Обе картины были в обучающей выборке эксперимента с голубями

Японцы за несколько недель прорастили из неизменного для животного мира чувства голода зачатки хоть и простенького, но все-таки эстетического вкуса. По-видимому, похожая история произошла и с людьми. Тысячелетиями нашим основным источником информации было именно зрение: оно помогало отличить спелые плоды, разглядеть притаившегося хищника, выбрать себе партнера, и постепенно из этих функций визуального родилось искусство.

Охота за информацией

Ричард Тейлор из Орегонского университета — необычный ученый. С одной стороны, он директор института материаловедения, с другой — «профессор физики, психологии и искусства», а с третьей постоянно публикуется в журналах по нейронаукам. Интересы Тейлора сходятся в одной теме — фракталах, которыми он занимается уже почти 20 лет.

Еще в 1999 году Тейлор вместе с коллегами показал, что картины американского художника-абстракциониста Джексона Поллока обладают фрактальной структурой — узоры на них бесконечно самоповторяются на разных масштабах, как одна ветвь дерева, покрытая веточками поменьше, повторяет весь ствол дерева целиком. Спустя 12 лет Тейлор вместе с коллегами решили посмотреть, как эта особенность картин Поллока влияет на восприятие зрителя. Для этого ученые использовали систему айтрекинга, способную определять направление взгляда смотрящего человека.

Исследователи взяли несколько картин Поллока, оценили их фрактальную размерность (эта величина для плоских изображений меняется от 1 до 2, и чем ближе она к 2, тем более детальна и сложна структура внутри фрактала) и фиксировали, как испытуемые будут обследовать взглядом этим изображения. Общая траектория, снятая айтрекером, была почти одинакова для всех картин и совпадала с предыдущими результатами, полученными на других изображениях, где взгляд всегда резко скакал между разными участками с наибольшим контрастом по цвету или освещенности, а в промежутках между перескоками лихорадочно обследовал эти крошечные уделы как будто случайными, хаотичными движениями.

Четыре картины Поллока, восприятие которых проанализировано в статье. Слева направо фрактальная размерность изображения возрастает, красным обозначены траектории перемещения взгляда испытуемого, составленные из плотных узлов, соединенных резкими перескоками. Изображение: Taylor et al., 2011

Затем американцы присмотрелись к периодам оседлости, и оказалось, что траектории, описываемые взглядом между скачками по полотну, не только имеют выраженную фрактальную структуру, но еще и, по-видимому, хранят следы суровой жизни наших доисторических предков. Фрактальная размерность этих спутанных клубков никак не зависит от фрактальной размерности картин, но совпадает с фрактальной размерностью траекторий, по которым дикие животные обходят ограниченную территорию в поисках пропитания (это примерно 1,4 — 1,5).

Проверочный эксперимент исследователей, где испытуемым давали смотреть не на картины Поллока, а на искусственно сгенерированные фракталы, дал те же результаты: взгляд людей снова метался по траекториями с той же фрактальной размерностью. Так что очень вероятно, что закономерность, установленная необычным ученым, не случайна, и голодный до деталей взгляд ищет визуальную информацию теми же путями, какими перемещаются звери, когда стараются с минимальными усилиями осмотреть максимальную территорию.

Картина № 5 Джексона Поллока

Результаты других исследователей показывают, что эстетически людям больше всего нравятся изображения фракталов именно с этой «естественной» размерностью и эта закономерность, видимо глубоко вшитая в наше восприятие, не зависит ни от пола, ни от возраста.

Визуальные головоломки

Каждый уважающий себя специалист искренне считает, что его область — самая важная. Стоматолог скажет, что все проблемы со здоровьем идут от плохих зубов, ортопед обвинит во всем искривление позвоночника, психотерапевт свяжет болезни с расшатанным эмоциональным состоянием, а теоретик искусства Нэнси Айкен уверен, что люди пережили неандертальцев только благодаря искусству.

Впрочем, заочно согласен с Айкеном и человек несколько другого поля — американский нейробиолог и лауреат Нобелевской премии по медицине и физиологии Эрик Кандел. Он считает, что искусство — это своеобразный способ бессознательно передать сложную информацию и эмоции, а лучшие художники отлично справляются с этой работой за счет того, что отсекают в своих картинах все лишние детали, оставляя только самое главное в своем сообщении.

Ученые и философы давно мечтают увидеть, как наше сознание работает с этими зашифрованными визуальными посланиями картин, но только с изобретением функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) это стало возможно хотя бы в первом приближении. В десятках работ с помощью фМРТ следили, какие части мозга работают у зрителей при рассматривании картин, а в метаисследовании 2014 года канадский и датские ученые попробовали обобщить результаты.

Оказалось, что восприятие картин в среднем активирует три группы зон в мозге. Первая из них — это зрительная кора, а также средняя затылочная извилина и веретенообразная извилина, которые вместе отвечают за обработку визуальной информации. Во вторую группу снова входит веретенообразная извилина, парагипокампальная извилина и передние области височных долей — зоны, которые занимаются распознаванием различных визуальных объектов.

Примеры изображений, использующихся в качестве визуальных стимулов в одной из работ, результаты которой вошли в метаисследование. Изображение: Vessel et al., 2012

И наконец, в третьей, самой интересной группе активированных зон была передняя часть островковой коры, обрабатывающая эмоции, и так называемый путамен — структура в основании переднего мозга, отвечающая за систему поощрения и наград, этакий «пряник» встроенной в наши головы системы обучения.

Похоже, что методичная обработка визуальной информации уже в самой физиологии восприятия переплетена с какими-то глубоко эмоциональными процессами, а бессознательное разгадывание визуальных шифров художников от природы поощряется удовольствием.

Эстетика приобретенная

В одном исследовании 2013 года ученые посмотрели, как отработанная природой схема восприятия визуального меняется под действием обучения. Они набрали 27 добровольцев, часть из которых обладала неким художественным опытом — рисовали картины, учились на искусствоведов и т.д., и давали им смотреть на различные изображения (оригиналы картин, искусственно размытые версии этих же картин и просто цветные фигуры), а параллельно с помощью метода электроэнцефалографии записывали электрическую активность испытуемых.

В результате как у опытных, так и у начинающих зрителей работали примерно одни и те же зоны головного мозга, но эксперты, можно сказать, справлялись с экспериментальными задачами легче. Амплитуды их вызванных потенциалов были значительно ниже, что говорит о меньшем возбуждении центральной нервной системы: годы учебы и практики приучили их мозг обрабатывать визуальную информацию эффективнее.

Результаты прошлого эксперимента ничего не говорят об эстетических вкусах участников. Как зрители оценивали изображения, совпадали ли их оценки, были ли наблюдения экспертов глубже и точнее, чем наблюдения «любителей», — в тексте научной статьи об этом ничего не говорится, но даже если предпочтения зрителей и не были в фокусе исследования, в реальности человеку сложно не оценивать изображения.

Про нейрологические субстраты эстетических предпочтений появляется немало исследований, но, пожалуй, самое необычное из них говорит, что вкусами людей можно управлять с помощью сравнительно простой процедуры. В эксперименте итальянских ученых шесть добровольцев рассматривали классические картины, абстрактные картины и фотографии и оценивали их по двум шестибалльным шкалам — красочности и привлекательности. Параллельно мозг испытуемых стимулировали небольшим постоянным током, и в результате их оценки классики и фотографий немного росли (общая оценка поднималась на 3%), а оценки абстрактных изображений оставались неизменными.

Примеры изображений, использованных в исследовании. Изображение: Cattaneo et al., 2013

Почему так получилось, ученым пока совершенно непонятно — то ли в восприятие классических и абстрактных изображений вовлечены совершенно разные структуры, то ли оценки абстрактного искусства более стабильны, то ли в сам эксперимент вкралась какая-то ошибка. Но нам, посторонним зрителям, от этого даже легче. Загадка визуального восприятия по полочкам с потенциалами, зонами и фракталами пока не разложена.

 Михаил Петров

Голуби в живописи — За пределами голубятни

«…Вот он, голубь — символ Мира, лежит перед зрителем в неудобной позе, распятый сколь ловкими, столь беспощадными руками китайского повара Чао Ли, недавно прибывшего в Париж из провинции Хунань, сердца Китая.
Головка (1) кроткого создания, свисающая с края блюда, обращена к зрителям в несколько нетрадиционной манере — в профиль вверх тормашками, что лишь подчёркивает искусственность изображаемой ипостаси. Левая нога (2), еще совсем недавно державшая зелёную веточку, беспомощно задрана вверх, а растопыренные пальцы будто взывают о помощи. Поздняк метацца, птица. По некоторым зловещим признакам, не свить тебе гнезда, не порадовать местных детишек, не обсидеть величественные головы Апполона, Колумба, Наполеона, Маяковского и Че Гевары. ..
Горящая свеча возвышается над столом с блюдом по центру картины, символизируя всё, что обычно принято символизировать горящими свечами…
Справа от стола внимательный зритель увидит как бы призрак или дух живого голубя в проёме окна, схватившегося за край карниза. Ещё миг, и он устремится в свободный полёт, паря над крышами, парками, скверами… Возможно даже, это настоящий, совсем живой голубь, так похожий на призрака, прилетевший посмотреть на того, распластанного на блюде с зелёным горошком.
Неважно на самом деле, что из себя представляет эта выразительная фигура справа, — некоторые детали прорисовываются с особой тщательностью с тем, чтобы подчеркнуть трагизм первого плана. Затруднительно утверждать конкретно, ибо конкретика предполагает прямые доказательства (а их у нас нет), но какие-то детали тонко, но настойчиво подсказывают, что птица на блюде не совсем жива. То есть, мы почти уверены — она скорее мертва, чем жива.птица на блюде не совсем жива.
Итак, голубь, символ Мира, кротости, смирения и Святого Духа, оказался беспомощно распластанным на блюде одного из парижских кафе, не подавая признаков жизни. Нет почти никаких сомнений, что это тот самый голубь, дух которого Пикассо позже изобразил на эмблеме Всемирного Конгресса Сторонников Мира, проходившего в 1949 году. Духи Paloma Picasso ненавязчиво напоминают нам о том, что дочь Пабло звали Палома — голубка.
Итак, остаётся загадкой — кого или что на самом деле изобразил художник, как можно тщательнее маскируя под горкой зелёного горошка? То, что горошек зелен, не видит только дальтоник или духовный слепец.
Отчего горошек? — спросит неискушенный зритель, готовый влиться в ряды поклонников Пикассо, — Отчего не шпинат, не укроп и не петрушка?
Совершенно очевидно, что любая зелёная веточка была бы слишком прямолинейным намёком, граничащим с дерзким вызовом… Яркая зелень слишком явно напоминала бы как знаменитую веточку мира, так и ветхозаветную оливковую ветвь в клюве Ноева голубя, равно как и изумрудное платьице маленькой Паломы. Поэтому художник прибегнул к изысканному художественному приёму, изобретательно маскируя потайной смысл полотна подчёркнуто кулинарным акцентом — горсткой невнятного цвета горошка (3, 4). Но это только на первый беглый взгляд невнятного. Название картины даёт шифр к разгадке. «Зелёный» — подсказывает автор особо упорствующим в дальтонизме зрителям, хотя это очевидно и без слов.
Слева вверху изображен телескоп. Очевидно, что Пикассо не очень хорошо разбирался в устройстве телескопов, поэтому изобразил его фрагментарно, соединив детали в случайном порядке и оставив зрителю возможность разобраться с конструкцией самостоятельно. 
Телескоп символизирует теорию относительности Эйнштейна. Тайную философию относительности далёкого и близкого, зелёного и незелёного, живого и мёртвого, добра и зла, сказанного и услышанного, запечатленного и воспринятого, имеющегося в виду и понятого, — ненавязчиво, но доступно попытался передать нам великий Пикассо…»


Голубь в искусстве: от любви до ненависти

Голубь в искусстве: от любви до ненависти

21 июля 2017

Птица мира, причина войн соседей и головная боль муниципальных служб — голуби, сами того не зная, способны затронуть все аспекты человеческих чувств. И ненависть, и любовь, и сострадание. Современные художники также не смогли пройти мимо библейской твари. Посмотрим, что из этого вышло.

Традиционно во время Венецианской Биеннале в павильоне Fondazione Berengo проходит коллективная выставка современных художников, которым предлагают сделать арт объекты их мурманского стекла. Многие шутят, что лишь «поделки» современных художников из стекла способны осовременить архаичное ремесло и привлечь внимание к уникальной технологии, не только производством стаканов, украшений и других типичных туристических сувениров. На текущей Биеннале со стеклом поработал даже Ай Вайвей! Но сейчас не о нем, а о голубях. Так вот, Сара Зе (Sarah Sze) — современная американская художница, скульптор, известная своими инсталляции из бытовых предметов, представила на экспозиции Glasstress отпугиватель голубей. Инсталляция представляла собой пиджен стоперы (pigeon stopper). Традиционно такие препятствия для голубей делаются из проволоки. Сара же сделала их из стекла и разместила по периметру всех окон палаццио. Если бы подобные авторские наборы от голубей продавали на выходе с выставки, на них точно был бы спрос.

Голубь для Венеции птица особая. Измучившись от размножившихся птиц в районе Сан Марко, власти города запретили их кормить и за несколько лет существенно очистили Венецию как от голубей, так и от голубиного помета, покрывавшего памятники готической и византийской архитектуры. И птица эта, продолжающая усердно сражаться за свою венецианскую популяцию, не может с этим городом не ассоциироваться. Опять же в рамках 57-й Венецианской биеннале известный современный художник Ян Фабр (Jan Fabre) также представил инсталляцию из голубей. Важно заметить, что это не первый раз, когда Фабр использует голубей в своем творчестве, но именно на итальянском архипелаге они оказались крайне символичны и органичны. В рамках персональной выставки «Скульптуры из стекла и костей 1977−2017» Фабр рассадил голубей по периметру внутреннего дворика палаццо San Gregorio. В инсталляции Фабра застывшие стеклянные голуби занимались своим привычным делом — гнездились и гадили.

Внутренний дворик палаццо San Gregorio

Во время Биеннале современного искусства в Ливерпуле в 2012 году художник Патрик Мерфи (Patrick Murphy) в рамках своей выставки рассадил на фасаде Walker Art Gallery 180 фигур голубей, раскрашенных в яркие цвета. Основная тема той Биеннале была «Названные гости», что в том числе затрагивало тему миграции в Европу жителей из неблагополучных стран. Своей работой Мерфи как раз обращается к этой проблеме и к роли идентификации таких людей в новой для них стране: кто они? где теперь их дом? и что они чувствуют?

В завершении краткой, но ёмкой подборки «голубь как источник вдохновения» сложно не вспомнить про пару туфель, представленных самобытным японским дизайнером Киото Охата. Туфли, отделанные войлоком, в точности имитируют голубей. Причем в натуральную величину. Чем не арт!

Текст OilyOil ©

Картина Голуби — Абстракция — Штепура Елена (живопись)

Картина Голуби — Абстракция — Штепура Елена (живопись)