Искусство рисование это – Живопись и рисование? Одно ли это и то же, и в чем разница?

Содержание

Уилли Погейни. Искусство рисования. — Живопись. Фотография. Дизайн.

Искусство рисования – наиболее популярное и информативное руководство по рисованию, явившееся источником вдохновения для многих поколений художников. Автор передает основные принципы искусства рисования в простой конструктивной манере. Более того, Погейни представляет полно анатомическое описание каждой части тела, включая кости скелета и мышцы. Книга содержит множество иллюстраций, наглядно демонстрирующих процесс создания законченного рисунка. Эта книга пригодится любому художник – как начинающему, так и уже сложившемуся.

Цель этой книги – указать путь желающим научиться рисовать. Я постарался передать основные принципы искусства рисования в простой конструктивной манере. Работайте в последовательности, предложенной в уроках. Начните с точки и добросовестно дойдите до последней страницы. Результаты приятно удивят!

А теперь прежде чем начнем уроки рисования, позвольте дать несколько советов:

Помните, что вашей рукой руководит мозг. Как следует изучите предметы, которые хотите нарисовать, это поможет вам работать более конструктивно.

Искусство рисования требует немалой концентрации внимания, но длительная концентрация способна притупить восприятие и тем самым уменьшить ваши способности. Советую почаще отрываться от работы, что не  только позволит вам отдохнуть, но и освежить ослабевшее внимание.

Непременно убедитесь, что бумага, на которой вы собираетесь рисовать, чистая. Никогда не выполняйте уроки рисования на грязной или неопрятной бумаге.

Если вы заметили, что ваш рисунок становится смазанным и грязным,  то лучше начинайте все сначала на чистом листе или, что еще лучше, воспроизвести рисунок на листе кальки или восковки, прикрепленном к бумаге для рисования при помощи скотча. Рисуйте как можно дольше, стараясь почти не исправлять рисунок. Затем накройте полученный рисунок новым листом кальки и продолжайте учиться рисовать, сделав сначала необходимые исправления.

Используйте это метод постоянно, при этом копируйте и исправляйте рисунок на чистых листах кальки до тех пор, пока не останетесь довольны своей работой.

Разложите все листы кальки с рисунками по порядку один за другим. Это позволит вам шаг за шагом проследить, как продвигалась работа.

Рисуйте карандашом средней мягкости. Я бы предложил для занятий рисованием карандаши с пометкой B, 2B.

Держите карандаш крепко, но легко.

Не давите на карандаш с силой, не оставляйте им борозд на бумаге.

Когда вы рисуете, неплохо как бы руководить собой, например, приговаривая вслух: «Эта линия здесь закругляется справа налево…, вверх или вниз» и так далее. «Эта линия идет вертикально, эта линия горизонтально, а эта заканчивается вот тут…»

На первый взгляд такой метод может показаться глупым, но поможет вам больше, чем вы можете себе предположить.

Копируя рисунки из этой книги, делайте их большего размера, что поможет вам лучше проработать детали.

Избегайте пораженческих настроений. Вы можете достичь всего, чего действительно хотите.

Учитесь рисовать честно. На первых порах не пытайтесь слишком умничать. Прежде чем выработать собственную манеру, необходимо в совершенстве овладеть техникой рисунка. Удачи вам!

 

Смотрите также другие учебные пособия:

Графика натюрморта. Н. П. Бесчастнов.
Изображение фигуры человека. Готфрид Баммес.
Анатомия для художников. Енё Барчаи.

artageless.com

§1 Рисунок – основа пластических искусств. Основы рисунка для учащихся 5-8 классов

§1 Рисунок – основа пластических искусств

Рисунок имеет самостоятельное значение в искусстве, являясь видом графики, и вместе с этим любой вид пластических искусств не может без него обойтись, потому что рисунок – основа живописи и скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры.

Рисунок – структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного. Рисунок – средство познания и изучения действительности.

1. Длительный рисунок гипсовой головы

Многочисленные разновидности рисунка различаются по технике, методам и характеру рисования, по назначению, жанрам и темам.

Рисунок может служить учебным, вспомогательным целям, при создании произведений разных видов искусств и украшать интерьер.

Самостоятельное значение имеет станковый рисунок – выполненное на мольберте (станке художника), на отдельном листе, тщательно проработанное художественное произведение различных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, мифологический рисунок и др.). Темы для рисунков могут подсказать сама жизнь, история или фантазия.

Жизненные впечатления художник может зафиксировать в быстро выполненных набросках и зарисовках. Подготовительный рисунок необходим при создании живописных полотен, фресок, мозаик и витражей. Дизайнер или архитектор свой первоначальный замысел проекта фиксирует с помощью рисунка в эскизах. Скульптору необходимо хорошее владение рисунком, чтобы правильно передавать пропорции и объем, располагать форму в пространстве. Композиция скульптурного рельефа начинается с рисунка.

Академический рисунок – многочасовую работу с подробной передачей конструкции и светотени объектов – выполняют слушатели Академии художеств и студенты высших специальных учебных заведений. Такая система обучения сложилась с конца XVI века и, как правило, включает копирование «оригиналов» признанных мастеров, рисование с гипсовых античных слепков и затем – с живой натуры.

Учебный рисунок представляет собой обширную область разнообразных заданий по рисованию геометрических тел, гипсовых орнаментов, разнообразных натюрмортов, объектов мира техники и природы, человека, пейзажа, архитектурных построек и др. Как правило, учебные задания по рисунку соответствуют программным задачам, их предлагается выполнять по мере нарастания сложности в специальных условиях под контролем педагога. Рисунок, включающий учебное рисование с натуры, рисование по памяти и воображению, составляет основу художественного образования.

2. Рисунок учащегося. Гипсовый орнамент

С помощью одних и тех же средств рисунка: линии, штриха, пятна – художниками создается разнообразное восприятие мира. Все зависит от того, как художник использует эти средства художественной выразительности, как он ведет линию и кладет пятно, в какой пропорции использует светлое и темное, как передает пространство и др. Благодаря рисунку мысль, наблюдение фиксируются на бумаге. Рисунок выявляет отношение художника к изображаемому. Почерк художника отражает его душевное состояние.

Главное выразительное средство рисунка – линия. Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Богатство графических материалов помогает быть линии предельно разнообразной.

Работы величайших мастеров прошлого и ведущих художников современности позволяют проследить историю развития рисунка, раскрывают особенности их творческого метода и выразительные возможности работы карандашом, тушью, углем, сангиной, пастелью и другими графическими материалами.

Начало теоретического обоснования правил рисования принадлежит египтянам. Они первыми стали устанавливать законы изображения, обучать определенным канонам. Обучение технике рисования осуществлялось по двум направлениям. С одной стороны, вырабатывалось свободное движение руки, чтобы ученик мог легко наносить кистью главные контурные линии на поверхность доски или папируса. С другой – ученик должен был иметь крепкую и твердую руку, чтобы уверенно выцарапывать контур рисунка на стене для фрески, на камне для барельефа и др.

Древнегреческие художники при разработке своих канонов исследовали человеческое тело. Они утверждали, что сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого. Художники Древней Греции старались изобразить реальный мир как можно точнее, поэтому в основу метода обучения рисунку было положено рисование с натуры.

В эпоху Римской империи само изобразительное искусство, а значит и рисунок, приняло как бы прикладной характер. Поэтому при обучении рисованию преобладало копирование образцов, повторение приемов работы древних греков.

Средневековое изобразительное искусство отвергало реалистические тенденции, если они не отвечали религиозному сюжету. Рисунок был направлен не на точность передачи натуры, а на ее эмоциональное, духовное состояние.

3. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Св. Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем. Фрагмент. Уголь

4. К. БРЮЛЛОВ. Портрет Полины Виардо. Графитный карандаш

Все разновидности технических приемов рисунка, дошедшие до нашего времени в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись свинцовые, серебряные и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы – бистр, тушь, разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми перьями, кистями на белой бумаге и бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов.

Техника рисунка, сложившаяся в эпоху Возрождения, оказала сильнейшее влияние на последующие поколения художников и стала основой для многих художественных школ, которые выработали свои технические и художественные приемы работы теми же материалами.

Строгую, линейную манеру рисунка вырабатывали художники Возрождения, принадлежавшие к флорентийской и римской школам: А. Матеньи, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Венецианские художники, напротив, рисовали в свободной манере, например Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто предпочитали использовать легкий живописный штрих и пятно.

Великими мастерами линейного рисунка, выполненного серебряным штифтом, были Ян ван Эйк, А. Дюрер, Рафаэль и др. Художником, блестяще владеющим графитным карандашом, в первой половине XIX века был французский художник Ж.-Д. Энгр.

Русская школа XVIII и XIX веков также внесла много нового в технику рисунка. Виртуозно владели рисунком О. Кипренский, К. Брюллов и ряд других учеников Академии художеств. Они любили выполнять работы на слегка желтой или голубой бумаге с использованием ее тона, что избавляло рисунок от излишней перегруженности листа. Даже учебные рисунки этих художников украшают в настоящее время крупные музеи изобразительного искусства.

О. Кипренский в рисунке «Натурщик с красным плащом», благодаря использованию итальянского карандаша, сангины и мела, добивается обилия полутонов и живописного впечатления.

В рисунке К. Брюллова «Портрет Полины Виардо», выполненном графитным карандашом, сделана тончайшая моделировка объема средствами светотени. Хорошо передано сходство с моделью, неповторимое движение знаменитой певицы того времени.

В известном рисунке «Группа из двух натурщиков» К. Брюллов использовал сложное сочетание материалов: сангины, пастели, угля и мела. Этим он добился богатства тоновых оттенков и цветовых нюансов.

5. К. БРЮЛЛОВ. Турчанка. Акварель.

Многочисленные рисунки Брюллова, выполненные акварелью, производят впечатление законченных картин, например поражающая своим ювелирным мастерством «Турчанка».

Рисунки русских мастеров А. Лосенко, А. А. Иванова, И. Репина и многих других дают прекрасные примеры различных приемов использования материала.

Великий живописец А. А. Иванов обогатил возможности акварели, заставил ее звучать с новой выразительной силой.

Поражают особой одухотворенностью акварельные рисунки А. А. Иванова к библейским и евангельским сюжетам, выполненные с помощью белил на бумаге приятного теплого тона.

Эти листы – многофигурные, сложные композиции, раскрывающие человеческие характеры. Художник добивается необыкновенной гармонии цветовых сочетаний.

И. Репин любил выполнять остропсихологические рисунки графитным карандашом и использовать в них растушку. Из рисунков углем на холсте интересен «Портрет Элеоноры Дузе». Репин применил в нем разнообразные технические приемы: то уголь кладется плашмя, особенно при изображении одежды и фона, и слегка растирается, то работа ведется свободным, широким штрихом. Репин очень умело передает фактуру платья, кресла, волос с помощь^} угля и шероховатой поверхности холста.

Русские художники второй половины XIX века развили и широко использовали в своем искусстве технику соуса как сухого, так и мокрого, когда он разводится водой, подобно акварели. Н. Крамской выполнил этюд женской головы к картине «Неутешное горе» в свободной манере, с использованием штриха, в технике сухого соуса.

6. И. РЕПИН. Портрет Элеоноры Дузе. Уголь

7. В. СЕРОВ. Портрет О. К. Орловой. Смешанная техника

Рисунки В. Серова, Б. Кустодиева, В. Борисова-Мусатова, М. Врубеля представляют собой образцы мастерского сочетания разнообразных рисовальных материалов в одном листе.

В. Серов, работая над «Портретом О. К. Орловой», применил уголь, сангину и цветные карандаши. Получился рисунок, близкий к живописному изображению. Серов использовал почти все употреблявшиеся в его время художественные материалы, извлекая из них максимальные возможности, необходимые для создания произведения. Ему удавалось добиваться простоты и общей гармонии тона, несмотря на сложную технику исполнения. Обладавший высоким мастерством, виртуозной техникой и тонким вкусом, Серов создал немало великолепных рисунков.

Особую манеру наложения штрихов М. Врубелем невозможно спутать с почерком другого художника. Чтобы он не изображал – розу в стакане, пейзаж, ребенка в кроватке, нервные, угловатые, перекрещивающиеся врубелевские штрихи безошибочно узнаются.

Пером как инструментом рисования охотно пользовались великие мастера всех поколений – Леонардо да Винчи, Микел- анджело, Тициан, Дюрер, Рембрандт, Доре, И. Репин, В. Серов, М. Врубель и многие другие. Они оставили нам неповторимые и бесконечно разнообразные перовые рисунки. Обычно рисовали чернилами, тушью, сепией (краской коричневого цвета) на гладкой, плотной, белой или тонированной бумаге. Часто сочетали технику работы пером и кистью. Приемы перового рисунка разнообразны, их создавали выдающиеся мастера западноевропейского и русского искусства. Рисунок пером требует от художника точности и уверенности, так как почти невозможно внести исправления.

Пастель и акварель используют и для рисунка, и для живописи. Все зависит от того, что больше предпочитает художник – линию или пятно, многоцветие или монохромность. Большое количество рисунков кистью, особенно портретов, оставили нам такие мастера, как К. Брюллов, И. Репин, И. Крамской, В. Серов, М. Врубель и многие другие.

Художники XX века продолжают развивать традиции русской школы – реалистического рисунка и создают много нового в области свободного, островыразительного, экспрессивного, нарушающего традиционные нормы рисунка авангардных направлений.

Богатый материал для изучения техники рисунка мировой и русской школ находится в крупнейших художественных музеях.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Рисование – это искусство. Как научиться рисовать? Рисование для начинающих

Искусство и развлечения 17 июня 2016

Рисование – это один из способов самовыражения, развития и повышения самооценки. Реалии современности заставляют людей в первую очередь ориентироваться на то, что полезно, срочно и выгодно. Так высокий ритм жизни заглушает стремление к творчеству. Но когда выпадает время отдохнуть, в человеке с новой силой вспыхивает желание обратиться к искусству. Важно помнить, что каждый может рисовать! Эта способность не зависит от возраста или природного дара.

5 причин стать начинающим художником прямо сейчас

  • Отвлечься от проблем и забот, с головой погрузившись в творчество. Рисование – это занятие, которое многие специалисты сравнивают с медитацией, значит, оно имеет сходные возможности.
  • Раскрыть свой потенциал, тем самым почувствовать себя творческой личностью и начать гордиться этим.
  • Наполнить жизнь новыми впечатлениями, раскрасить ее яркими красками, получая удовольствие от процесса, независимо от конечного результата.
  • Погрузиться в мир эмоций и ощущений, выплескивая их на холст или лист бумаги.
  • Расширить жизненный опыт, делая первые шаги в новом, неожиданном направлении.

Рисование – это талант или навык?

Специалисты и педагоги уверяют, что научиться рисовать способен любой человек. Но почему же тогда одни успешно это делают, а другие с трудом вырисовывают простой круг? Действительно, изначально эти возможности являются даром. С другой стороны, известно, что ни один знаменитый художник не владел виртуозно кистью в пять или десять лет. Им всем пришлось долго и тяжело учиться.

Видео по теме

Закон диалектики в действии

Те, кто только начинают рисовать, очень часто теряют веру в себя в самом начале творческого пути. Не обладая даже навыком правильно держать карандаш или кисть, они убеждают себя в бесполезности попыток. Преждевременное разочарование – проблема на пути к успеху. Важно помнить, что количество неминуемо переходит в качество.

4 фактора успеха

Если отбросить мысль о природном таланте и поверить ученым и преподавателям, освоить искусство рисования будет намного легче. От чего же зависит умение рисовать?

  • Способности к изображению зависят от работы головного мозга. Художники видят предметы и мир вокруг не так, как остальные люди, которые неправильно оценивают объекты, их форму, размер, цвет.
  • Любовь к процессу. Те, кто не может существовать без того, чтобы творить, обязательно становятся успешными художниками.
  • Трудолюбие и упорство. Гении забывают обо всем, даже о себе и близких людях, когда создают шедевры. Даже малая толика их целеустремленности помогла бы человеку научиться рисовать.
  • Пользоваться моментом. Например, малыши всегда проявляют сильный интерес к карандашам и краскам. Этой любовью к творчеству стоит воспользоваться. Изостудия для детей познакомит с теорией и даст навыки рисования с натуры.

Секрет таланта кроется в голове

В конце 70-х годов прошлого столетия появилась новая теория о правополушарном рисовании. Ее автор – доктор наук Бетти Эдвардс. Книга «Художник внутри вас», в которой изложен новый метод, принесла ей огромную популярность во всем мире.

Секрет заключается в том, что именно правое полушарие мозга ответственно за восприятие цвета, сравнивание размеров, видение перспективы предметов. То есть оно отвечает за творческое начало: образность и символизм, мечты и фантазии. Но современный человек слишком редко обращается к нему. Он привык работать аналитическим левым полушарием, которое отвечает за логику, планирование, внимание, обработку информации и память. Эти особенности функционирования мозга получили названия «Л-режим» и «П-режим».

Подавляющее большинство людей во время рисования продолжают пользоваться левым полушарием, и это замедляет процесс обучения. Если студия живописи строит свою программу на включении правополушарного режима, работа пойдет значительно быстрее.

Включаем «П-режим»

Специалисты предлагают систему упражнений, которая поможет научиться смотреть на окружающий мир глазами художника:

  • Перевернуть несложный рисунок вверх ногами и постараться срисовать его.
  • Попробовать срисовать с картинки негатив. Иначе говоря, нарисовать не объект, а пространство, которое его окружает.

С подобными задачами не справится левое полушарие головного мозга, так как тут необходимо работать с образами.

Рисование для начинающих: выбираем способ обучения

Решено, что искусство рисунка доступно всем. Какой выбрать способ?

  • Учиться в Сети, используя видеоуроки и мастер-классы.
  • Приобрести хорошо зарекомендовавший себя самоучитель, например «Искусство рисунка» Берта Додсона, или другой, который понравится.
  • Осваивать азы академической школы с персональным преподавателем, записаться в группу, которую набирает ближайшая к дому студия живописи.

Последний вариант даст результат быстрее и качественнее других. Преподаватели, как правило, имеют свою, многократно проверенную методику. Они объяснят, «разжуют», продемонстрируют примеры, укажут на ошибки. Только не стоит вестись на платные курсы, зазывающие соблазнительными и быстрыми результатами типа «Три часа занятий по нашей методике сделают из вас художника».

Занятия в изостудии: помощь специалистов

У людей, которые в детстве занимались в кружках рисования, сформировалось чувство прекрасного, развитый вкус, образное мышление. Все это осталось с ними на всю жизнь. Но чему можно научиться сегодня на групповых занятиях?

Рассмотрим, какие практические знания и умения подарит изостудия для детей:

  • Технические и композиционные навыки: «ставят» руку, учат пользоваться гуашью, красками и другими материалами, разрабатывают чувство цвета и точность глазомера, знакомят с законами композиции.
  • Изучение жанров изобразительного искусства: занятия по рисунку, графике, живописи, лепке и аппликации.
  • Понятие о нетрадиционных способах рисования: пальчиковая живопись, кляксография, монотипия.

Важный атрибут – мольберт

Этот предмет необходим начинающему художнику. С помощью мольберта можно удобно расположить полотно или лист бумаги: повернуть к солнцу, наклонить, отрегулировать по высоте. Сегодня этот атрибут можно купить в магазинах, причем там будет из чего выбирать. Опытные художники с большим стажем заказывают подставку для картин специалистам, которые делают ее по точным чертежам и указанным размерам. Самым популярным остается мольберт деревянный треножный. Он наиболее универсальный.

Ребенку подойдет настольный мольберт. Он компактен, и начинающему художнику не придется подолгу стоять на ногах: рисовать можно будет сидя. А это важно. Кроме того, малыш будет создавать небольшие картины, поэтому совсем ни к чему приобретать сразу габаритное приспособление.

С чего начать: живопись или графика?

В основе как живописи, так и графики лежит рисунок, с которого начинается все изобразительное искусство. Он может быть самостоятельной работой, а может служить лишь эскизом для будущей графической или живописной картины.

Только начиная творить, многие отдают предпочтение карандашам. Это графическое рисование. Подобные рисунки также делают фломастерами и гуашью. Можно в совершенстве овладеть искусством создания изображений из линий, штрихов и точек, став художником-графиком. Примеры таких работ – плакаты, открытки, иллюстрации в книгах.

Рисуя красками, человек становится живописцем. Интересно, что акварель стоит на стыке между живописью и графикой. Что выбрать для начала? Ответ на поверхности: конечно, карандаш, с ним легче постигать все тонкости искусства. Но рисование – это полет фантазии и смелые, нестандартные решения. Поэтому надо делать то, к чему лежит сердце.

5 ошибок, которые совершают начинающие художники

  • Желание охватить все и сразу. Результат будет виден со временем, поэтому необходимо запастись терпением. Нельзя рассчитывать на то, что через неделю обучения можно уже создавать шедевры.
  • Большие траты на дорогие материалы. Для начала стоит ограничиться минимумом, причем недорогим, чтобы не жалко было испортить или напрасно потратить купленное в процессе экспериментов.
  • Перерывы в работе. Нерегулярное рисование для начинающих имеет печальный результат: недавно приобретенные навыки утрачиваются, теряется форма, а пальцы вновь становятся непослушными.
  • Топтание на месте. Освоив карандаш, надо пробовать новые стили и материалы.
  • Чувствительное отношение к критике. Прислушиваться стоит только к людям, которые разбираются в рисовании. Мнения остальных людей – их личная позиция, которая не должна расстраивать начинающего художника.
Источник: fb.ru

monateka.com

ИСТОРИЯ РИСУНКА | Путь к искусству

Сцена охоты.

Вероятно, история рисунка насчитывает столько же лет, сколько и сам род человеческий. Было установлено, что наскальная живопись появилась за 10 тысяч лет до нашей эры; вероятно, мы всегда были увлечены созданием изобразительных образов. Однако только в эпоху итальянского Возрождения художники смогли выработать изысканную технику изображения на бумаге.

Одной из причин, по которой искусство рисунка в этот период достигло подобных вершин, было то обстоятельство, что оно было напрямую связано с великой профессией художника. И скульптор, и живописец занимали тогда заметное место в обществе, и у хороших мастеров постоянно была работа.

Художники Возрождения, такие как Микеланджело (1475-1564), чтобы справиться со всеми заказами, нанимали многочисленных помощников и возглавляли больше мастерские. К сожалению, большая часть подготовительных набросков, которые эти художники выполняли для своих картин и которые сегодня мы считали бы чрезвычайно ценными, уничтожались по окончании основной работы.

Но, что более важно, завершенные рисунки представлялись заказчикам в качестве предлагаемых вариантов заказанного портрета. Хольбейну Младшему (1497/8-1543) однажды пришлось выполнить щекотливое поручение и сделать удачный портрет одной из претенденток на роль жены Генриха VI так, чтобы король Англии одобрил ее кандидатуру.

Северная Европа

Вдали от классической живописи Италии фламандский художник Питер

Питер Брейгель Старший. Лето

Брейгель Старший (1525/30) – (1569) обращался к технике рисунка, чтобы запечатлеть окружавший его мир, и его реалистические работы, изображавшие сценки из крестьянской жизни, снискали огромную популярность. Брейгель был одним из многих художников Голландии и Фландрии 16-17 веков, которые развили жанр, основанный на изображении жизни простых людей, а мастерство передачи человеческих фигур указывает на паломничество многих художников «золотого века» голландской живописи в Италию.

Одним из голландских художников, никогда не посещавших Италию, был Рембрандт (1606-1669), создавший шедевры не только живописи, но и графики. Как портретист, он с энтузиазмом и удивительным психологизмом запечатлевал всех, кто привлекал его внимание, — от старых нищих до представителей знати. Его излюбленными художественными средствами были перо, кисть и бистр (прозрачная коричневая краска, получаемая из древесной сажи).

Художники-современники.

Великим современником Рембранта был фламандский художник Рубенс (1577-1640), непревзойденный мастер, чьи графические работы отмечены виртуозным техническим исполнением. Рубенс имел обширную мастерскую, для которой создавал предварительные эскизы, а также собственноручно работал над многочисленными заказами. Интимным портретам мастера свойственна особая непосредственность, которая присуще рисунку.

Портретный рисунок.

Хотя в 18 веке и не появилось большого числа крупных мастеров, интерес к заказанным портретам сохранялся. Французский живописец Ватто (1684-1721) оставил великолепные зарисовки фигур, голов и драпировок в своей любимой манере: красным, черным и белым мелом.

Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770), возможно, величайший художник 18 века, для своих рисунков, которые и сегодня считаются непревзойденными шедеврами, использовал технику карандаша и поверх него прозрачного мазка кистью.

Карандашные рисунки.

Девятнадцатый век был свидетелем больших перемен в развитии техники живописи. В Англии он начался с работ Тернера (1775-1851) и Констебла (1776-1837), во Франции – с Делакруа (1798-1863) и Энгра (1780-1867).

К тому времени графитный карандаш уже получил широкое распространение, и именно им Констебл с особой утонченностью и выразительностью рисовал в своих альбомах множество маленьких деревенских видов Суффолка. В юности Тёрнер развил в себе почти невероятные способности наблюдателя и графитным карандашом создал непревзойденные рисунки соборов и других зданий.

Портреты все еще были в моде, и зарисовки, сделанные французским неоклассицистом Энгром, были столь реалистичными и живыми, что ни у кого не вызывало сомнений их сходство с моделью. Соотечественником и великим соперником Энгра был Делакруа, чье искусство – по сравнению с работами Энгра – было более свободным и романтичным. Он не только делал эскизы для масштабных исторических полотен, но и зарисовывал все, что привлекло его внимание. В эпоху, предшествующую появлению фотографии, рисунок для Делакруа был единственным способом запечатлеть этапы своего путешествия в Марокко, предпринятого им в 1832 году. Современники художника утверждают, что он рисовал день и ночь, боясь пропустить что-нибудь из своих арабских впечатлений.

Истоки современного искусства

Среди великих мастеров 19 века был художник – приверженец новых форм, чье искусство объединило в себе все предшествующие традиции. Это был Эдгар Дега (1834-1917), искусство которого на протяжении всей жизни опиралось на рисунок. Даже будучи уже немолодым и зрелым мастером, он копировал работы других художников, чтобы углубить понимание живописи и усовершенствовать свою технику. Дега оставил огромное наследие в виде рисунков, пастелей и гравюр, но ко времени его смерти в 1917 году в живописи стали прослеживаться модернистские тенденции, стремительно развивающие изобразительный язык, который он вряд ли бы принял.

С этого времени рисунок приобрел не только многогранность выражения, но и стал отличаться по разные стороны Ла-Манша. В то время как во Франции, вдохновленной успехами таких художников, как Анри Матисс (1869-1954), развился модернизм, Англия сохраняла верность традиции.

Во всех течениях, существовавших в искусстве Англии на рубеже 19-20 веков, неизменно подчеркивалась важная роль рисунка, который продолжал быть  основой обучения живописи.

Мастером, считающим рисунок основой современной живописи, является Дэвид Хокни (р.1937). Вдохновленный работами Пабло Пикассо (1881-1973), обладавшего экстраординарным диапазоном творческих манер и «не ограничивающего себя “формализмом”, Хокни наслаждается лиризмом и силой простых линий. Предпочитая выразительную красоту рисунка «современным» подходам, Хокни завоевал громадную зрительскую аудиторию.

Источник: Р.Смит,М.Райт,Д.Хортон «Школа изобразительного искусства»

way-art.ru

Рисование — Викизнание… Это Вам НЕ Википедия!

Рисование - искусство изображать на плоскости действительно

существующие или воображаемые предметы с обозначением их форм линиями и различной степени освещения этих форм посредством более или менее сильного покрытия их каким-либо одноцветным веществом. Получаемое таким образом, изображение называется рисунком, художник, производящий его — рисовальщиком. Со временя изобретения бумаги, рисунки исполняются преимущественно на ней и несравненно реже на пергаменте, который преимущественно употреблялся для них, в средние века, на тканях, кости, камне, дереве и т. п. Веществом, которым в рисунке проводятся линии и делается оттенение его частей, бывает графит, в виде карандаша и порошка, так наз. черный мел (прессованная сажа с примесью клея), итальянский карандаш, уголь (фюзен), обыкновенный мел, кровавик, чернила, китайская тушь, сепия, бистр и другие красящие жидкости, накладываемые пером или кистью; наконец, специально для Р. на камне — литографские карандаш и чернила. Самый удобный, а потому и наиболее распространенный способ Р. — графитно-карандашный. Теплый, серебристо-серый тон графита, его нежная зернистость; большая легкость, с которой можно сделанным из него карандашом проводить плавные, мягкие линии и затушевывать части рисунка до желаемой темноты, наконец, его податливость при стирании резиною и мякишем хлеба — все это дает этому способу преимущество пред всеми другими. особенно тогда, когда изображение исполняется в небольшом масштабе или когда художник хочет воспроизвести на бумаге задуманную им композицию и обработать ее в главных чертах. При этом он может облегчить себе труд тем, что вместо прокладки теней помощью более или менее сильных и сближенных штрихов, взаимно пересекающихся в двух или нескольких направлениях, станет затирать надлежащие места рисунка концом растушки, на который предварительно взято немного графита в порошке. Почти такие же удобства представляет итальянский карандаш; он даже более, чем графитный, сообщает рисунку энергический, бархатистый тон, но за то не позволяет достигать до крайней тонкости линий и хуже снимается при поправке сработанного; употреблять этот карандаш можно также не только в куске, но и в порошке (так наз. соусе), действуя в последнем случае также растушкой. Кровавик (затверделая железистая известь, Наеmatites), употребляемый обыкновенно в виде остро очиненного куска, вставленного в рейсфедер, очень хорош для некоторых рисунков по приятности своего красного цвета, но он довольно тверд и не дает возможности ни проводить очень нежные черты, ни передавать с достаточною силою глубокие тени. Древесный уголь, приготовленный в виде заостренной палочки, вследствие своей пористой, рыхлой структуры, быстро притупляется и не способен производить тонкие линии, а потому им нельзя исполнять небольшие, деликатно отделанные рисунки, за то он превосходен для крупных, эскизных набросков и начерченное им легко удаляется чрез простое стирание сухой тряпкой: им предпочтительно пользуются живописцы при изготовлении картонов для будущих своих произведений и при установления рисунка на самых картинах пред тем как принимаются за краски. Р. чернилами, китайскою тушью и вообще цветною жидкостью может быть двоякого рода: жидкость берется на перо, которым потом очерчиваются формы изображаемого предмета и заштриховываются в должной степени неосвещенные и мало освещенные его части; или же такая работа производится кистью, напоенною более или менее густой жидкостью. При первом способе получаются рисунки, напоминающие собой офорты и гравюры, исполненные резцом, при втором — изображения, отличающиеся от настоящих, многокрасочных акварелей только своей одноцветностью. Соединение обоих этих способов в одном и том же рисунке приводит иногда к блестящим результатам. Рисовать каждым из исчисленных способов можно не только на белой бумаге, но и на цветной, напр. на серой, синеватой, желтоватой и др.; когда взята такая бумага, бывает весьма уместно, для придания изображению большей рельефности, проходить по его местам, представляемым в полном освещении, белым карандашом или кистью с белилами. Как сказано выше, задача Р. заключается в воспроизведении предметов, имеющих все три измерения, в том виде, в каком они представляются нашим глазам с одного определенного пункта (точки зрения), т. е. как бы находящимися на одной плоскости (так наз. картинной) и притом в большинство случаев значительно меньшего размера сравнительно с действительным; поэтому, успешное выполнение этой задачи возможно только при удовлетворении двух главных условий: соблюдения, с одной стороны, законов перспективы и теории теней, а с другой — верности масштаба, т. е. пропорциональности между частями изображения, согласной со взаимным отношением соответственных частей в самом предмете; без этого нельзя достигать ни правдоподобности изображения, ни даже самой его понятности. Кроме того, рисующий должен хорошо знать анатомию — по крайней мере, внешнюю — человеческого тела, которое приходится ему изображать чаще всего как в покое, так и в движении, а также иметь точное представление о формах природы вообще, которые, однако, столь разнообразны и сложны, что даже при близком знакомстве с ними, ему приходится, в каждой серьезной работе, приглядываться к натуре и проверять свою память. Наконец, от рисовальщика требуется техническая ловкость, известный навык и вкус в пользовании материалами и орудиями его труда. Все эти условия ставят Р. на один уровень с тремя важнейшими отраслями образных искусств

- с архитектурой, скульптурой и живописью. Мало того, эти отрасли,

равно как и декоративное искусство, т. е. искусство, примененное к ремеслам и промышленным производствам, не могут обходиться без содействия Р. — обстоятельство, вследствие которого французы дали название leg arts du dessin всей группе начертательных искусств, в отличие от искусств тонических, основанных на звуке. В области первых, не умея рисовать, нельзя быть истинным художником какой бы то ни было специальности. Архитектор, составляя проект сооружения, прежде всего выражает рисунком возникшую в его фантазии идею будущего произведения, выясняет для себя его общий вид и главные детали, и уже после того подробно разрабатывает этот эскиз в чертежах, при помощи линейки, треугольника и циркуля, но и при этой математической операции не упускает из вида красоты и гармоничности рисунка, сложившегося в его голове. Точно также и скульптор, прежде, чем приступает к леплению статуи или барельефа, рисует свою композицию, с целью установить ее частности и получить возможность судить о том впечатлении, какое она будет производить впоследствии. Но особенно важную роль играет Р. в живописи. Вся сущность этой отрасли искусства состоит из двух элементов: рисунка и колорита. Первый переносит на картину видимые формы предметов, второй — их цвета и переходящие изменения последних, зависящие от различного рода и разной степени освещения. Только совокупность этих элементов создает настоящее произведение живописи, причем, однако, рисунку принадлежит преимущественное участие. Чтобы убедиться в этом, достаточно будет вспомнить, что мы получаем представление о предметах по их формам, а не по краскам, и что в природе есть множество как одушевленных, так и неодушевленных предметов, имеющих одинаковый цвет, между тем как нет двух, которые имели бы одни и те же формы: по желтизне шкуры льва мы не отличили бы его от других животных той же, как и его, окраски, если бы не знали его общего облика, его морды, гривы и пр. У несчетного множества растении листья зеленые и распознавать какой породе они принадлежат, мы можем единственно обращая свое внимание на их контур и строение. Словом, в самой природе, рисунок служит определителем предметов, выразителем их сущности и отличительных признаков, краски же только дополняют их характеристику, только усиливают их впечатление. То же самое и в живописи. Вообразим себе, что художник покрыл на полотне бесформенное пятно краской, совсем подходящею под цвет человеческого тела; это пятно не даст, однако, ни малейшего представления о человеке, тогда как грубо начерченный контур достаточен, чтобы вызвать это представление. Рисунок, можно сказать, душа живописи: без него в картине, как бы хороша ни была она в колоритном отношении, нет ни внятно выраженной идеи, ни движения, ни экспрессии. Это прекрасно понимали лучшие живописцы всех времен и народов, изощряясь в изучении рисунка, начиная с него исполнение всякой картины и затем постоянно соображаясь с ним при действии кистью. Но по ограниченности человеческой натуры — даже талантливой — почти никогда не случается, чтобы художник был одинаково силен и в рисунке, и в красках: отличный рисовальщик по большей части бывает ординарным колористом и — наоборот:, целая живописная школа разрабатывает главным образом рисунок, другая школа — колорит. История искусства на каждом шагу представляет нам доказательства этой истины, из которых будет достаточно указать только на некоторые. Итальянские художники эпохи Возрождения, особенно принадлежавшие к флорентийской, ломбардской и римской школам, со страстью возделывали рисунок и в цветущую пору этой эпохи довели его до высокого совершенства; но все они, за исключением венецианцев, выказали сравнительно слабую наклонность к колориту: Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль прославились благодаря своему дивному рисунку, но не краскам; Тициан, Тинторетто и Паоло Веронезе уважаются главным образом за их сильный, блестящий, гармоничный колорит и он искупает нередкое отсутствие строгой правильности в их рисунке. Краска господствовала над формой и у живописцев Италии, у Веласкеса, Мурильо, Сурбарана и др. То же самое, но еще в большей степени, составляет отличительную черту нидерландских школ, объяснимую, с одной стороны, физическими свойствами края, в котором они развились, а с другой — их реалистическим направлением. Во влажной атмосфере Голландии и Фландрии, богатых далекими горизонтами, в лучах северного солнца, контуры предметов обозначаются смутно и их цвета теряют для глаза, природную интенсивность; он приучается воспринимать не столько подробности форм, сколько их общность, не столько линейную, сколько воздушную перспективу, поражается не столько яркостью красок, сколько мягкостью их сочетаний и разнообразием их оттенков, ежечасно меняющихся под влиянием освещения. Эта игра света и красок сделалась для голландских мастеров с Рембрандтом во главе, благодарной задачей творчества, могущественным средством вызывать художественное впечатление, отодвинувшим на задний план рисунок; последний должен был только помогать этому впечатлению насколько необходимо, не выходя из своей подчиненной роли. К тому же, любовь голландцев к ничем не прикрашенной действительности исключала всякую стильность рисунка, всякую определенность его правил: достаточно было, если он подходил к натуре и был характерен в каждом отдельном случае. Фламандцы, в рассматриваемом отношении, близко родственны с голландцами, хотя и работали в ином духе, с несколько иными стремлениями: жизнерадостное искусство Рубенса и большинства его соотечественников выражалось преимущественно языком колорита, ясного, сильного и гармоничного, допускавшим рисунок быть неточным и умышленно утрированным для пущей выразительности изображенного. Французская живопись времен Пуссена и Лесюера отличалась безукоризненной правильностью рисунка, соединенной с условностью и вялостью колорита. Позднее, стиль названных художников сменила манерность жеманно искажавшая рисунок и стремившаяся льстить тогдашнему вкусу не столько его жизненностью, сколько веселой игрой нарядных, цветистых красок. Классицизм Л. Давида и его учеников возвратил рисунку античную чистоту и стройность, но, в погоне за этими качествами, не придавал должной цены колориту, за разработку которого принялись потом французские романтики, Делакруа, Декан и др., пренебрегавшие строгостью рисунка и заботившиеся, главным образом, об его экспрессивности. Возьмем, наконец, еще один пример — русскую школу. С самого своего основания и до недавнего времени она производила более или менее искусных рисовальщиков, каковы, напр. Егоров, Шебуев, Бруни, Басин, Иванов и мн. др., но замечательных колористов в ней не являлось, за исключением Боровиковского, Левицкого, Кипренского и, пожалуй, К. Брюллова; если обратимся к современным нам русским художникам, то среди выдающихся из их числа найдем недавно умерших Крамского и Шишкина, превосходных рисовальщиков, один в области портрета, другой по части пейзажа, но тяжелых и тусклых в колорите; еще здравствующий К. Маковский, несомненно, наделен чувством красок, за то сильно хромает рисунком. Независимо от своей важности собственно в искусстве, Р. имеет огромное педагогическое значение. Будучи преподаваемо юношеству, оно служит к развитию в нем эстетического вкуса, доставляющего ему потом многие духовные услады в жизни, и, вместе с тем, знакомит его с природой, приучает всматриваться в ее формы и явления, помогает разуметь их сущность и частности — словом, приносить в известной степени такую же пользу, как и естествоведение. Поэтому, в каждой общеобразовательной школе, если она устроена рационально, Р. должно занимать почетное место в ряду учебных предметов, чего, к сожалению, мы не видим во многих из гимназий, институтов и др. училищ нашего отечества, где урокам Р. посвящается ничтожное число часов, и его преподавание ведется недостаточно подготовленными наставниками по неудовлетворительной методе, при скудных учебных пособиях. Иногда весь курс этого предмета ограничивается копированием литографированных картинок, так назыв. «оригиналов», начиная с простейших и кончая сложными, — упражнением, которое некогда было во всеобщем употреблении, но теперь признано совершенно не ведущим к цели, так как оно не ставит учащегося лицом к лицу с натурой, заслоняет ее от него призмой чужого понимания ее форм и если дает что-либо, то только механический навык в черчении контуров и тушевке. Новейшая педагогика, на основании долгого опыта, установила одну общую систему преподавания Р., допуская, однако, сокращение или расширение известных ее частей, сообразно тому, приготовляется ли юноша быть художником, специалистом по той или другой отрасли прикладного искусства или просто образованным человеком. Уроки Р. следует начинать рано, едва ребенок вступает в школьный возраст. Учащегося должно прежде всего заставлять чертить от руки прямые линии, параллельные и взаимно пересекающиеся под различными углами, потом круговые эллиптические и другие кривые линии, но отнюдь не по так назыв. «клеточкам». От этих упражнений незаметно переходят к Р. простейших геометрических фигур, каковы квадрат, треугольники, прямоугольники, ромбы, круги, эллипсы и пр., причем, дабы приучить ученика пропорционально уменьшать то, что он видит, дают ему копировать в небольшом размере образцы, крупно начерченные на классной доске или на бумаге. Затем, в курс постепенно вводится черчение более сложных фигур, составленных из прямых и кривых линий, узоров, отличающихся симметричностью, схематических форм листьев и цветов и т. п. Когда, благодаря этим занятиям, глаз учащегося уже привык верно схватывать рисуемые формы, а рука твердо и свободно владеть карандашом, его сажают за Р. геометрических тел: куба, параллелепипеда, пирамиды, шара, конуса, цилиндра и пр., каждого тела в отдельности или группы из нескольких тел, причем оригиналами служат сначала их проволочные модели, а потом сделанные из белого картона или дерева; в то же время молодому рисовальщику преподаются основные правила перспективы и теории теней, помогающие ему проверять себя при воспроизведении видимых контуров и передаче освещения посредством тушевки, к которой он приступает с этих пор. За Р. с геометрических тел идет Р. с рельефных гипсовых орнаментов, сперва простых, а потом все более и более сложных. Орнаменты, в качестве оригиналов, уступают свое место гипсовым головам и, наконец, целым статуям человека — слепкам с превосходнейших произведений античной и новейшей скульптуры. Преподавание завершается Р. фигур нагих и костюмированных натурщиков, драпировок, надетых на манекен, портретов и, если учащийся имеет влечете к пейзажу — деревьев, земли; строений и прочих ландшафтных мотивов, непосредственно с натуры. Скорость и успешность прохождения изложенного курса зависят, как и во всяком педагогическом деле, в значительной степени от способностей учащегося, от опытности и усердия наставника, от богатства или бедности учебных пособий и от многих других причин; но, пройдя строго всю эту школу рисунка, молодой человек становится готовым быть, если он талантлив, настоящим художником и, во всяком случае, любителем искусства, могущим сознательно наслаждаться его созданиями и вносить его в жизнь. А. С — в.

== Оригинал этой статьи взят из энциклопедии Брокгауза-Ефрона

==

При создании этой статьи использовался ‘малый энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона’ (энциклопедия Брокгауза — Ефрона). В настоящее время текст этой статьи не является полным, точным и современным.

Прямо сейчас Вы можете внести все необходимые правки, воспользовавшись ссылкой Редактировать эту статью внизу или в панели навигации.

Список всех статей из энциклопедии Брокгауза-Ефрона, использованных в этом проекте, находится здесь — Малый энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона.

Начальный вариант статьи, взят из Большого энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А., Ефрона И.А. http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/121/[править]

Рисование

— искусство изображать на плоскости действительно существующие или воображаемые предметы с обозначением их форм линиями и различной степени освещения этих форм посредством более или менее сильного покрытия их каким-либо одноцветным веществом. Получаемое таким образом изображение называется рисунком; художник, производящий его — рисовальщиком.

Со времени изобретения бумаги, рисунки исполняются преимущественно на ней и несравненно реже на пергаменте, который преимущественно употреблялся для них, в средние века, на тканях, кости, камне, дереве и т. п. Веществом, которым в рисунке проводятся линии и делается оттенение его частей, бывает графит, в виде карандаша и порошка, так называемый черный мел (прессованная сажа с примесью клея), итальянский карандаш, уголь (фюзен), обыкновенный мел, кровавик, чернила, китайская тушь, сепия, бистр и другие красящие жидкости, накладываемые пером или кистью; наконец, специально для Р. на камне — литографские карандаш и чернила. Самый удобный, а потому и наиболее распространенный способ Р. — графитно-карандашный. Теплый, серебристо-серый тон графита, его нежная зернистость, большая легкость, с которой можно сделанным из него карандашом проводить плавные, мягкие линии и затушевывать части рисунка до желаемой темноты, наконец, его податливость при стирании резиной и мякишем хлеба — все это дает этому способу преимущество перед всеми другими, особенно тогда, когда изображение исполняется в небольшом масштабе или когда художник хочет воспроизвести на бумаге задуманную им композицию и обработать ее в главных чертах. При этом он может облегчить себе труд тем, что вместо прокладки теней с помощью более или менее сильных и сближенных штрихов, взаимно пересекающихся в двух или нескольких направлениях, станет затирать надлежащие места рисунка концом растушки, на который предварительно взято немного графита в порошке. Почти такие же удобства представляет итальянский карандаш; он даже более, чем графитный, сообщает рисунку энергический, бархатистый тон, но зато не позволяет достигать крайней тонкости линий и хуже снимается при поправке сработанного; употреблять этот карандаш можно также не только в куске, но и в порошке (так называемом соусе), действуя в последнем случае также растушкой. Кровавик (затверделая железистая известь, Haematites), употребляемый обыкновенно в виде остро очиненного куска, вставленного в рейсфедер, очень хорош для некоторых рисунков по приятности своего красного цвета, но он довольно тверд и не дает возможности ни проводить очень нежные черты, ни передавать с достаточной силой глубокие тени. Древесный уголь, приготовленный в виде заостренной палочки, вследствие своей пористой, рыхлой структуры, быстро притупляется и не способен производить тонкие линии, а потому им нельзя исполнять небольшие, деликатно отделанные рисунки, зато он превосходен для крупных, эскизных набросков и начерченное им легко удаляется через простое стирание сухой тряпкой: им предпочтительно пользуются живописцы при изготовлении картонов для будущих своих произведений и при установлении рисунка на самых картинах перед тем как принимаются за краски. Р. чернилами, китайской тушью и вообще цветной жидкостью может быть двоякого рода: жидкость берется на перо, которым потом очерчиваются формы изображаемого предмета и заштриховываются в должной степени неосвещенные и мало освещенные его части; или же такая работа производится кистью, напоенной более или менее густой жидкостью. При первом способе получаются рисунки, напоминающие собой офорты и гравюры, исполненные резцом, при втором — изображения, отличающиеся от настоящих, многокрасочных акварелей только своей одноцветностью. Соединение обоих этих способов в одном и том же рисунке приводит иногда к блестящим результатам. Рисовать каждым из исчисленных способов можно не только на белой бумаге, но и на цветной, например на серой, синеватой, желтоватой и др.; когда взята такая бумага, бывает весьма уместно, для придания изображению большей рельефности, проходить по его местам, представляемым в полном освещении, белым карандашом или кистью с белилами.

Как сказано выше, задача Р. заключается в воспроизведении предметов, имеющих все три измерения, в том виде, в каком они представляются нашим глазам с одного определенного пункта (точки зрения), т. е. как бы находящимися на одной плоскости (так называемой картинной плоскости) и притом в большинстве случаев значительно меньшего размера сравнительно с действительным; поэтому, успешное выполнение этой задачи возможно только при удовлетворении двух главных условий: соблюдения, с одной стороны, законов перспективы (см.) и теории теней, а с другой — верности масштаба, т. е. пропорциональности между частями изображения, согласной с взаимным отношением соответственных частей в самом предмете; без этого нельзя достигать ни правдоподобности изображения, ни даже самой его понятности. Кроме того, рисующий должен хорошо знать анатомию — по крайней мере, внешнюю — человеческого тела, которое приходится ему изображать чаще всего как в покое, так и в движении, а также иметь точное представление о формах природы вообще, которые, однако, столь разнообразны и сложны, что даже при близком знакомстве с ними, ему приходится, в каждой серьезной работе, приглядываться к натуре и проверять свою память. Наконец, от рисовальщика требуется техническая ловкость, известный навык и вкус в пользовании материалами и орудиями его труда. Все эти условия ставят Р. на один уровень с тремя важнейшими отраслями образных искусств — с архитектурой, скульптурой и живописью. Мало того, эти отрасли, равно как и декоративное искусство, т. е. искусство, примененное к ремеслам и промышленным производствам, не могут обходиться без содействия Р. — обстоятельство, вследствие которого французы дали название les arts du dessin всей группе начертательных искусств, в отличие от искусств тонических, основанных на звуке. В области первых, не умея рисовать, нельзя быть истинным художником какой бы то ни было специальности. Архитектор, составляя проект сооружения, прежде всего выражает рисунком возникшую в его фантазии идею будущего произведения, выясняет для себя его общий вид и главные детали, и уже после того подробно разрабатывает этот эскиз в чертежах, при помощи линейки, треугольника и циркуля, но и при этой математической операции не упускает из вида красоты и гармоничности рисунка, сложившегося в его голове. Точно также и скульптор, прежде чем приступает к лепке статуи или барельефа, рисует свою композицию, с целью установить ее частности и получить возможность судить о том впечатлении, какое она будет производить впоследствии. Но особенно важную роль играет Р. в живописи. Вся сущность этой отрасли искусства состоит из двух элементов: рисунка и колорита. Первый переносит на картину видимые формы предметов, второй — их цвета и переходящие изменения последних, зависящие от различного рода и разной степени освещения. Только совокупность этих элементов создает настоящее произведение живописи, причем, однако, рисунку принадлежит преимущественное участие. Чтобы убедиться в этом, достаточно будет вспомнить, что мы получаем представление о предметах по их формам, а не по краскам, и что в природе есть множество как одушевленных, так и неодушевленных предметов, имеющих одинаковый цвет, между тем как нет двух, которые имели бы одни и те же формы: по желтизне шкуры льва мы не отличили бы его от других животных той же, как и его, окраски, если бы не знали его общего облика, его морды, гривы и пр. У несчетного множества растений листья зеленые и распознавать какой породе они принадлежат мы можем единственно обращая свое внимание на их контур и строение. Словом, в самой природе, рисунок служит определителем предметов, выразителем их сущности и отличительных признаков, краски же только дополняют их характеристику, только усиливают их впечатление. То же самое и в живописи. Вообразим себе, что художник покрыл на полотне бесформенное пятно краской, совсем подходящей под цвет человеческого тела; это пятно не даст, однако, ни малейшего представления о человеке, тогда как грубо начерченный контур достаточен, чтобы вызвать это представление. Рисунок, можно сказать, душа живописи: без него в картине, как бы хороша ни была она в колоритном отношении, нет ни внятно выраженной идеи, ни движения, ни экспрессии. Это прекрасно понимали лучшие живописцы всех времен и народов, изощряясь в изучении рисунка, начиная с него исполнение всякой картины и затем постоянно соображаясь с ним при действии кистью. Но по ограниченности человеческой натуры — даже талантливой — почти никогда не случается, чтобы художник был одинаково силен и в рисунке, и в красках: отличный рисовальщик по большей части бывает ординарным колористом и — наоборот; целая живописная школа разрабатывает главным образом рисунок, другая школа — колорит.

История искусства на каждом шагу представляет нам доказательства этой истины, из которых будет достаточно указать только на некоторые. Итальянские художники эпохи Возрождения, особенно принадлежавшие к флорентийской, ломбардской и римской школам, со страстью возделывали рисунок и в цветущую пору этой эпохи довели его до высокого совершенства; но все они, за исключением венецианцев, выказали сравнительно слабую наклонность к колориту: Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль прославились благодаря своему дивному рисунку, но не краскам; Тициан, Тинторетто и Паоло Веронезе уважаются главным образом за их сильный, блестящий, гармоничный колорит и он искупает нередкое отсутствие строгой правильности в их рисунке. Краска господствовала над формой и у живописцев Италии, у Веласкеса, Мурильо, Сурбарана и др. То же самое, но еще в большей степени, составляет отличительную черту нидерландских школ, объяснимую, с одной стороны, физическими свойствами края, в котором они развились, а с другой — их реалистическим направлением. Во влажной атмосфере Голландии и Фландрии, богатых далекими горизонтами, в лучах северного солнца, контуры предметов обозначаются смутно и их цвета теряют для глаза природную интенсивность; он приучается воспринимать не столько подробности форм, сколько их общность, не столько линейную, сколько воздушную перспективу, поражается не столько яркостью красок, сколько мягкостью их сочетаний и разнообразием их оттенков, ежечасно меняющихся под влиянием освещения. Эта игра света и красок сделалась для голландских мастеров, с Рембрандтом во главе, благодарной задачей творчества, могущественным средством вызывать художественное впечатление, отодвинувшим на задний план рисунок; последний должен был только помогать этому впечатлению насколько необходимо, не выходя из своей подчиненной роли. К тому же, любовь голландцев к ничем не прикрашенной действительности исключала всякую стильность рисунка, всякую определенность его правил: достаточно было, если он подходил к натуре и был характерен в каждом отдельном случае. Фламандцы, в рассматриваемом отношении, близко родственны с голландцами, хотя и работали в ином духе, с несколько иными стремлениями: жизнерадостное искусство Рубенса и большинства его соотечественников выражалось преимущественно языком колорита, ясного, сильного и гармоничного, допускавшим рисунок быть неточным и умышленно утрированным для пущей выразительности изображенного. Французская живопись времен Пуссена и Лесюера отличалась безукоризненной правильностью рисунка, соединенной с условностью и вялостью колорита. Позднее, стиль названных художников сменила манерность, жеманно искажавшая рисунок и стремившаяся льстить тогдашнему вкусу не столько его жизненностью, сколько веселой игрой нарядных, цветистых красок. Классицизм Л. Давида и его учеников возвратил рисунку античную чистоту и стройность, но, в погоне за этими качествами, не придавал должной цены колориту, за разработку которого принялись потом французские романтики, Делакруа, Декан и др., пренебрегавшие строгостью рисунка и заботившиеся, главным образом, об его экспрессивности. Возьмем, наконец, еще один пример — русскую школу. С самого своего основания и до недавнего времени она производила более или менее искусных рисовальщиков, каковы, например Егоров, Шебуев, Бруни, Басин, Иванов и многие др., но замечательных колористов в ней не появлялось, за исключением Боровиковского, Левицкого, Кипренского и, пожалуй, К. Брюллова; если обратимся к современным нам русским художникам, то среди выдающихся из их числа найдем недавно умерших Крамского и Шишкина, превосходных рисовальщиков, один в области портрета, другой по части пейзажа, но тяжелых и тусклых в колорите; еще здравствующий К. Маковский, несомненно, наделен чувством красок, зато сильно хромает рисунком.

Независимо от своей важности собственно в искусстве, Р. имеет огромное педагогическое значение. Будучи преподаваемо юношеству, оно служить к развитию в нем эстетического вкуса, доставляющего ему потом многие духовные услады в жизни, и, вместе с тем, знакомит его с природой, приучает всматриваться в ее формы и явления, помогает разуметь их сущность и частности — словом, приносит в известной степени такую же пользу, как и естествоведение. Поэтому, в каждой общеобразовательной школе, если она устроена рационально, Р. должно занимать почетное место в ряду учебных предметов, чего, к сожалению, мы не видим во многих из гимназий, институтов и др. училищ нашего отечества, где урокам Р. посвящается ничтожное число часов, и его преподавание ведется недостаточно подготовленными наставниками по неудовлетворительной методе, при скудных учебных пособиях. Иногда весь курс этого предмета ограничивается копированием литографированных картинок, так называемых «оригиналов», начиная с простейших и кончая сложными, — упражнением, которое некогда было во всеобщем употреблении, но теперь признано совершенно не ведущим к цели, так как оно не ставит учащегося лицом к лицу с натурой, заслоняет ее от него призмой чужого понимания ее форм и если дает что-либо, то только механический навык в черчении контуров и тушевке. Новейшая педагогика, на основании долгого опыта, установила одну общую систему преподавания Р., допуская, однако, сокращение или расширение известных ее частей, сообразно тому, приготовляется ли юноша быть художником, специалистом по той или другой отрасли прикладного искусства или просто образованным человеком. Уроки Р. следует начинать рано, едва ребенок вступает в школьный возраст. Учащегося должно, прежде всего, заставлять чертить от руки прямые линии, параллельные и взаимно пересекающиеся под различными углами, потом круговые эллиптические и другие кривые линии, но отнюдь не по так называемым «клеточкам». От этих упражнений незаметно переходить к Р. простейших геометрических фигур, каковы квадрат, треугольники, прямоугольники, ромбы, круги, эллипсы и пр., причем, дабы приучить ученика пропорционально уменьшать то, что он видит, дают ему копировать в небольшом размере образцы, крупно начерченные на классной доске или на бумаге. Затем, в курс постепенно вводится черчение более сложных фигур, составленных из прямых и кривых линий, узоров, отличающихся симметричностью, схематических форм листьев и цветов и т. п. Когда, благодаря этим занятиям, глаз учащегося уже привык верно схватывать рисуемые формы, а рука твердо и свободно владеет карандашом, его сажают за Р. геометрических тел: куба, параллелепипеда, пирамиды, шара, конуса, цилиндра и пр., каждого тела в отдельности или группы из нескольких тел, причем оригиналами служат сначала их проволочные модели, а потом сделанные из белого картона или дерева; в то же время молодому рисовальщику преподаются основные правила перспективы и теории теней, помогающие ему проверять себя при воспроизведении видимых контуров и передаче освещения посредством тушевки, к которой он приступает с этих пор. За Р. с геометрических тел идет Р. с рельефных гипсовых орнаментов, сперва простых, а потом все более и более сложных. Орнаменты, в качестве оригиналов, уступают свое место гипсовым головам и, наконец, целым статуям человека — слепкам с превосходнейших произведений античной и новейшей скульптуры. Преподавание завершается Р. фигур нагих и костюмированных натурщиков, драпировок, надетых на манекен, портретов и, если учащийся имеет влечение к пейзажу-деревьев, земли, строений и прочих ландшафтных мотивов, непосредственно с натуры. Скорость и успешность прохождения изложенного курса зависят, как и во всяком педагогическом деле, в значительной степени от способностей учащегося, от опытности и усердия наставника, от богатства или бедности учебных пособий и от многих других причин; но, пройдя строго всю эту школу рисунка, молодой человек становится готовым быть, если он талантлив, настоящим художником и, во всяком случае, любителем искусства, могущим сознательно наслаждаться его созданиями и вносить его в жизнь.

А. С-в.

www.wikiznanie.ru

Живопись интуитивная: познание себя через искусство

Интуитивная живопись — относительно новое направление в визуальном искусстве. Иначе эту технику называют правополушарным рисованием или абстракцией. Она облегчает процесс самопознания, развивает творческое начало и общий потенциал человека.

Интуитивное рисование

Из-за своих специфических свойств, данная методика чаще применяется не в сфере искусства, а в психологии. Этот вид творчества раскрывает глубинные эмоции, позволяет заглянуть в собственное подсознание и решить давно мучившие проблемы. Живопись интуитивная часто используется для лечения нервных расстройств, снятия стресса и усталости. В процессе рисования человек проходит так называемую цветотерапию, с её помощью восстанавливая гармонию внутри организма, корректируя своё здоровье.

Итоговая картина может изображать нечто абстрактное, но обязательно должна нести определённые ассоциации зрителю, наталкивать его на размышления при продолжительном визуальном анализе работы.

Как работает живопись интуитивная

Данная методика подразумевает активизацию правого полушария, отвечающего за пространственно-образное мышление. Она призвана научить человека отключать аналитические способности в тот момент, когда они излишни и мешают быстро выполнить задачу.

Люди с активным правым полушарием легче принимают решения, быстрее обрабатывают визуальную и вербальную информацию. «Левши» же, напротив, склонны усиленно анализировать происходящее, продумывать действия и оценивать свой потенциал. Считается, что именно этот фактор мешает творить в полную силу, поскольку удерживает художника в определённых рамках.

Для взрослых освоение данной техники — процесс тернистый и сложный. Чем более закомплексован человек, тем проблемнее для него будет выйти за пределы своих границ. Поэтому чаще интуитивная живопись практикуется на специальных занятиях, где преподаватель объясняет принципы работы с краской и её свойства, а затем помогает освободиться от оков и творить.

С чего начать

Чтобы начать рисовать с помощью интуиции в домашних условиях, нужно всего ничего: базовые художественные принадлежности и хорошее расположение духа.

  1. Сперва потребуется вселить в себя уверенность при работе с выбранной краской (желательно начинать с неё). Для этого можно взять любой цвет и широкими косыми мазками произвольно нанести его на лист. Этот процесс похож на расписывание кончающейся ручки, и именно он поможет узнать свойства краски. А заодно и избавит от страха перед рисованием, если таковой имеется.
  2. Поскольку живопись (интуитивная) подразумевает деятельность, приносящую удовольствие, то цвета будущий художник выбирает любые, к каким тянется рука. Поэтому следующий оттенок для работы берут по своему усмотрению и повторяют предыдущий пункт.
  3. Далее всё движется по тому же сценарию. Цвета по-прежнему выбираются по желанию, неважно, даже если они плохо сочетаются. Мазки остаются произвольными.
  4. Этот процесс хаотичного нанесения краски продолжается до тех пор, пока в голове рисующего не начнут возникать ассоциации с его картиной, образы, в которые можно было бы превратить получившуюся, на первый взгляд, «мазню».
  5. Теперь следует руководствоваться возникающими по ходу дела идеями, аккуратно воплощая их на бумаге. Не стоит анализировать свои действия — пусть работа будет выглядеть по-детски, свои ценители на неё всё равно найдутся.

Уроки интуитивной живописи: техники рисования

Существует несколько способов написания картин, кроме ставших довольно привычными мазков кистью:

Первый вариант используется для изображения круглых предметов. Эта форма считается самой сложной, но задача заметно упрощается, когда в качестве рабочего инструмента выступают руки. Нужно всего лишь обмакнуть подушечку пальца в краску и поставить точку на бумаге, от которой художник будет наращивать диаметр предмета круговыми движениями. Но поскольку живопись интуитивная должна приносить удовольствие, данный метод можно использовать для рисования других форм.

Разбрызгивание чаще применяется для изображения фона или осадков и выполняется очень просто: кисточку обмакивают в краску, помещают над листом и ребром пальца водят по самому кончику ворсинок быстрыми движениями.

Для точечной техники понадобится гуашь и плоская кисть. Получение данного эффекта не требует дополнительных усилий: достаточно лишь держать кисточку перпендикулярно бумаге и делать мазки штампующим движением без давления на инструмент.

Игорь Сахаров

Решившим освоить этот вид визуального искусства, данное имя должно быть знакомо. Сахаров — известный художник и педагог. Он стремится приобщить как можно больше людей к своему ремеслу, поэтому часто устраивает мастер-классы, на которых объясняет все аспекты правополушарной живописи и работы с различными материалами.

Его уроки находятся на официальном сайте художника и видео-хостингах. Если вас заинтересовала интуитивная живопись, Сахаров Игорь поможет разобраться, что к чему.

fb.ru

Искусство рисования песком

В двадцатом веке появился новое творчество – рисование песком. Современники по-разному его называют: Sand Art., шоу из песка, рисунки песком и т.д. Развивать это искусство начала Кэролайн Лиф. Её первой работой был анимационный фильм: «Петя и серый волк», увидевший свет в 1969 году. Со временем по её стопам пошли многие другие аниматоры. Они создавали песочное шоу и показывали его публике. За их творчеством можно было наблюдать по экрану, где изображено живое выступление художника, сопровождаемое музыкой. Нередко, музыканты проявляли инициативу, делая представление более увлекательным, исполняя произведения великих композиторов.
Что бы создать рисунок, мастеру не нужно много инструментов, всего лишь стеклянный стол с подсветкой снизу и большое количество измельченного песка. Однако, прежде чем выйти на сцену, живописец скрупулезно готовится, ему нужно запастись терпение и тщательно отработать свое выступление. Порой репетиции занимает не одну неделю. Нужно не только отрепетировать номер, но и придумать его, а это самое сложное занятие. Можно заказать песочное шоу на странице http://fenixevent.ru/service/artisty-na-prazdnik/luchshie-razvlekatelnye-shou-programmy-v-moskve/pesochnoe-shou-v-moskve/ и увидеть всё своими глазами.
Развиваясь в этой сфере, большинство красят песок в разные яркие цвета. Так как хотят оживить рисунок и придать ему больший смысл.
Почему многие хотят, научится рисовать песком?

Несмотря на то, что это искусство появилось сравнительно недавно, оно с большим успехом набирает оборот. Уже сегодня существуют множество студий, которые помогают приобрести навыки в этой сфере. Но стоит ли тратить на это время?
Несомненно, ведь у вас появляется возможность внедриться в свой внутренний мир и распознать творческие способности. Многие проживают жизнь, не догадываясь о том, что внутри себя они носят талант. Мало того, занимаясь рисованием, вы включаете воображение, становитесь более внимательными и самое главное, вы открываете свой потенциал.

В этом нуждаются не только дети, но и взрослые. Почему?
Sand Art , в каком-то смысле — это арт-терапия, она помогает человеку обрести внутреннее спокойствие и гармонию с окружающим миром. Карл Густав Юнг – общеизвестный швейцарский психиатр, испытывая сильный стресс, прибегал к арт-терапии. Он рисовал картины с помощью песка. Это очень успокаивало его и помогало уравновесить эмоциональное состояние. Психологи предполагают, что именно так появилась песочная терапия, которая набрала популярность в наше время.
Поэтому, рисование песком, не только приятное, но и полезное занятие, как в физическом, так и эмоциональном плене.


ribalych.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *