«Методика построения и изучения конструкции черепа»
Мастер-класс преподавателя МАОУДО «Детская художественная школа №19» Кальмаева Константина Александровича
«Методика построения и изучения конструкции черепа»
В основе академического рисунка головы человека лежит метод, основанный на конструктивном рисовании черепа. Череп — костная основа головы. Его особенности, строение и пропорции обуславливают общий характер головы, портретное сходство. Чтобы приступить к рисованию головы человека надо принять одно важное утверждение. В общих своих чертах голова – это ящик, то есть прямоугольная призма, имеющая шесть основных поверхностей: переднюю, две боковые, верхнюю, заднюю или затылочную, нижнюю. Конструктивно голова, так же как и любой другой предмет в трехмерном пространстве подчиняется правилам линейной перспективы. Параллельные прямые, связывающие парные симметричные точки по обе стороны лицевой оси симметрии, имеют одну точку схода на линии горизонта. Это правило также верно в отношении боковой плоскости. Она сокращается в глубину от вертикальной границы с лицевой (передней) плоскостью в направлении затылочной.
Несколько слов надо сказать о пропорциях головы. Середина расстояния от подбородка до макушки приходится на осевую линию глаз.
По вертикали голова делится на семь отрезков. Два приходится на нижнюю часть, то есть на расстояние от подбородка до основания носа, два на среднюю: от основания носа до бровей, и два на высоту лба до границы волос. Один отрезок- от границы волос до макушки.
Расстояние между глазами равно длине глаза. Разрез рта располагается на одной трети расстояния от основания носа до подбородка. Ширина рта в среднем равна расстоянию между зрачками. Ухо расположено в промежутке между линиями брови и основания носа. Длина шеи в среднем равна половине высоты головы.
На практике конструктивный рисунок черепа ведется с натуры. Моделью служит муляж или гипсовый слепок черепа.
Череп делится на два отдела: мозговой и лицевой.
- это лобная
- теменная
- затылочная
- височная
- клиновидная
- решетчатая
При линейном построении выделяют опорные точки, особенно выраженные анатомические точки на поверхности черепа. Эти точки:
14 — лобные бугры — наиболее выпуклые в лобной части, на форме черепа являются границей между лицевой и верхней плоскостями.
8 — надбровные дуги — образуют верхнюю границу глазниц, в средней своей части имеют две симметричные выпуклости, называемые надбровными бугорками.
10 — скуловые бугры — наиболее выпуклая часть щеки, в боковой плоскости скуловой бугор имеет продолжение в виде скуловой дуги.
13 — грушевидное носовое отверстие в верхней части ограничено выступающей вперед 7 носовой костью.
17 — височная бороздка — справа и слева ограничивают ширину лба.
19 — сосцевидный отросток — костный вытянутый вырост, помещается под ушным отверстием.
11 — нижняя челюсть — подковообразная в плане кость, имеющая в дальней границе изгиб, называемый углом нижней челюсти, в верхней части — 15 венечный и 16 — суставной отростки,
12 — подбородочные бугорки в передней нижней выступающей части,
6 (1)- глазницы — отверстия, место расположения глазного яблока.
Порядок ведения конструктивного рисунка черепа:
— Располагаем в листе будущий рисунок. Ограничиваем двумя горизонталями и вертикалями общие пропорции.
— Рисуем вертикаль осевой линии симметрии примерно на глаз. Горизонталями отмечаем положение деталей передней плоскости. Линии имеют одну точку схода.
— Попарно на горизонталях строим лобные бугры, надбровные дуги, носовое отверстие, границу рта и подбородочные бугорки. Средняя ось симметрии слегка изменяется, повторяя изгибы лицевой части.
— Строим попарно вертикальные границы лицевой плоскости: височные бороздки, скуловые бугры, ширину верхней- нижней челюсти по линии клыков и т.д. Линией обозначаем связь височной бороздки с теменным бугром.
— Продолжаем построение боковой и задней частей черепа.
— Уточняем формы отдельных деталей.
— Начало работы с тоном. Легко прокладываем светотень по ее передней границе.
-Уводим в тон всю теневую часть.
-Усиливаем контрасты в теневой части, прорабатываем тоном детали.
— Доводим до окончания полутона в световой части передней плоскости. Завершаем работу.
Конструктивное построение черепа человека | КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕРЕПА ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА
Оглавление
Конструктивное построение черепа человека
Посмотрите на этот сложный пластический узел (череп). «Сложный» — потому, что вы его так воспринимаете. Вспомните свои рисунки натюрмортов из геометрических тел. Вы учились рисовать примитивы, из которых состоит все, что окружает вас. Рисуя натюрморты из предметов быта, вы складывали из примитивов кувшины, драпировки, фрукты. Отбросьте на время все «лишнее» и посмотрите, на какие геометрические тела похожи части черепа. Видите, вы как будто заблудились в траве у трех сосен, которых действительно три.
Рассматривая кратко анатомическое строение черепа человека, мы говорили, что череп человека состоит из двух частей, мозговой и лицевой. Но это с точки зрения анатомии, а с точки зрения пластической анатомии, художникам череп человека лучше рассматривать как форму, состоящую из трех частей: мозговой, лицевой (которая включает лицевые, носовые, челюстные кости) и скуловой.
Разберем это на три составляющие одного целого и посмотрим, как они взаимосвязаны между собой. Мозговая часть — это трехмерная коробка. Лицевая часть — это усеченная пирамида. Скулы (парные) — это дуги, связывающие два первых объема между собой.
Выполните предварительно (до начала основного рисунка) несколько конструктивных зарисовок (анализов) черепа в разных поворотах. Это поможет вам определить цель и задачи рисунка.
Мозговая часть — это трехмерная форма, представляющая собой один из трех основных элементов черепа головы человека. Трехмерная форма мозговой части черепа головы человека имеет поверхности (такие как передняя, две боковые, задняя, верхняя и нижняя), которые расположены в пространстве и подчиняются ему.
Сравним самое простое понимание объема мозговой части черепа с объемом куба: они похожи и одинаково подчиняются пространству. На основе этого понимания выполним конструктивный рисунок и получим ясную пластическую конструкцию. Любая грань пластической конструкции соответствует границе, на которой форма меняет свое положение в пространстве и, конечно, по отношению к источнику света. Понимая конструкцию, можно легко нарисовать эту часть черепа в любом повороте и ракурсе с применением освещения, что позволит более эффектно передать объем формы.
Лицевая часть — это тоже трехмерный объем в пространстве. Выполним конструктивный рисунок этой части и убедимся в подобном утверждении.
Далее подставим лицевую часть под нижнюю часть черепной коробки — получим почти завершенную форму черепа, правда, без двух существенных частей. Ими являются две скуловые части.
Скуловые части — это парные части черепа головы человека. Они располагаются симметрично, с двух сторон от срединной осевой линии черепа, и являются, образно говоря, скобами, скрепляющими две конструктивных части черепа. К черепной коробке скобы крепятся у лобной и у височной кости, а третьим местом крепления являются боковые поверхности лицевой части черепа.
Возвратимся к основному рисунку: композиция определена. Найдите пропорциональные отношения между высотой и шириной всей массы черепа. Проведите вертикальную осевую линию, указывающую на середину формы и ее симметричность. На вертикальной осевой линии найдите пропорциональный отрезок, соответствующий нижней части лобной кости, и проведите горизонтальную осевую линию.
Обратите внимание на положение последней в пространстве: она идет по передней поверхности лобной кости и при повороте черепа к нам в три четверти (да и при любом повороте) направлена к линии горизонта. На линии горизонта она образует точку схода для всех горизонтальных линий, идущих с ней параллельно и расположенных на передних поверхностях формы черепа. Таким образом, мы применили метод линейной перспективы в рисунке черепа головы человека.
Далее найдите высоту передней лобной поверхности, проведите линию, направленную к точке схода на горизонте, и определите ширину лба, проведя две параллельные срединной осевой линии прямые. Вы нарисовали площадку, которая находится в пространстве и соответствует передней мозговой поверхности черепа.
Теперь, методом конструктивного построения, прозрачно и линейно, применяя методы линейной и воздушной перспективы, соблюдая пропорции и, конечно, подглядывая в зарисовки, достройте к передней поверхности верхнюю, нижнюю и боковые площадки. Таким образом вы приведете форму части черепа к законченному трехмерному объему.
Самое трудное — это найти границы поверхностей черепа, так как они не совпадают со швами костей и височной линией. Граница — это переход поверхности формы из одного положения в пространстве в другое положение. Как правило, границы поверхностей форм совпадают с границами света и тени. Рассмотрите форму черепа, используя разные источники освещения, и вы увидите эти границы.
Конструктивный рисунок — это творческий рисунок, результатом которого является осмысление и покорение трехмерного пространства прежде всего в себе, а не просто наработка конструктивных схем. Существуют, конечно, и схемы; они несут в себе функцию толчка к пониманию сложного формообразования через простые формы, но лучшей «схемой» будет ваша собственная.
Следующим этапом является рисунок лицевой части черепа. Найдите пропорциональный отрезок на вертикальной осевой линии, равный высоте лицевой части черепа, и постройте переднюю поверхность лицевой части черепа. Она вверху имеет ширину, равную ширине переносицы. А расширяясь к низу, достигает величины, равной ширине поверхности нижнечелюстной кости.
Нарисуйте нижнюю поверхность нижнечелюстной кости. Затем нарисуйте заднюю поверхность нижнечелюстной кости, поднимающуюся до основания мозговой части черепа. Создайте верхнюю поверхность, соединяющую переднюю и заднюю поверхности лицевой части черепа — и две боковые поверхности лицевой части образовались сами собой.
Мы получили форму в пространстве, чем-то напоминающую утюг; от верха передней поверхности лицевой части выдвинули вперед площадку носовой ости; нарисовали носовое отверстие, нижняя часть которого опирается на переднюю поверхность лицевой части и равна ее ширине.
Далее приступаем к конструктивному рисунку скуловых частей черепа. Как описано выше, скуловые части представляют собой подобие скоб, скрепляющих две части формы черепа, мозговую и лицевую. Двигаясь в пространстве от нижнего угла лобной кости к боковой поверхности лицевой части черепа, скуловая часть формирует глазную впадину, «емкость для глаза»; двигаясь от височной кости к лицевой части черепа, образует скуловую дугу.
Скуловая дуга играет очень важную пластическую роль в формировании лицевой части головы человека, это самая широкая часть лица. Проведите горизонтальную осевую линию, соответствующую этой части лица, в пространстве. Эта осевая линия является второй (из тех, что мы наносим на лист в начале построения рисунка головы) после вертикальной осевой линии.
Постройте передние скуловые площадки, почувствуйте границу поворота форм. В месте пересечения горизонтальной осевой линии с границами поворота форм находятся опорные точки скуловой части. В пространстве, рисуя голову человека, мы будем определять в дальнейшем количество этих точек и — по ним — положение лицевой части. Интересным представляется также и ход боковой площадки скуловой части к лобной кости.
Ни в коем случае не срисовывайте глазницы черепа! Это не форма, а пространство, организованное тремя составляющими объем черепа. Верхнюю часть пространства глазницы образует черепная коробка и скуловая кость, внутреннюю боковую поверхность образует лицевая часть, внешнюю и нижнюю поверхности образует опять скуловая кость.
Вы выполнили основное конструктивное построение формы черепа в пространстве, заложили пластическую основу. Далее можно приступать к более детальной проработке частей черепа, но всегда надо помнить, что за деталью стоит, прежде всего, объем. Этот объем является составляющей частью большого объема. Таким образом, мы рисуем от общего к частному.
Описать весь процесс конструктивного рисунка черепа головы человека невозможно, потому что из методических рекомендаций это выльется в методические инструкции. Также нельзя запомнить у черепа все до мельчайших деталей, да это и не нужно. Любая форма имеет свои индивидуальные особенности; череп является скрытой костной основой головы человека. Помнить и представлять надо главное: в вашем понимании должен сложиться такой образ формы черепа головы человека, который вы легко охватывали бы сознанием.
После небольшой детальной проработки вы сложите этот образ на листе. Не обязательно пересчитывать у черепа все зубы, это не повлияет на пластическое решение объема лицевой части в целом. Достаточно провести границу, отделяющую верхнечелюстные кости от нижнечелюстной.
Далее Воздушная перспектива. Освещение. Частичное введение тона.
gallerix.ru
Конструктивное построение черепа человека | Создаем реальность
Посмотрите на этот сложный череп — потому что вы его так воспринимаете. Отбросьте на время все ненужное и посмотрите, на какие геометрические тела похожи части черепа.
Рассматривая кратко с точки зрения пластической анатомии, художникам череп человека лучше рассматривать как форму, состоящую из трех частей: мозговой, лицевой (которая включает лицевые, носовые, челюстные кости) и скуловой.
Разберем это на три составляющие одного целого и посмотрим, как они взаимосвязаны между собой. Мозговая часть — это трехмерная коробка. Трехмерная форма мозговой части черепа головы человека имеет поверхности — передняя, две боковые, задняя, верхняя и нижняя. Лицевая часть — это усеченная пирамида. Скулы (парные) — это дуги, связывающие два первых объема между собой.
Выполните предварительно несколько набросков черепа в разных поворотах. Это поможет вам определить нужный и более понятный для вас ракурс, подобрать расположение света и тени, и быстрый набросок разогреет кисть для лучшего рисования.
Череп можно сравнить с кубом в пространстве. Пропорции, перспектива линейная и воздушная, свет и тени куба также переносятся и на череп. Принимая все это можно более эффектно передать обьем формы.
Лицевая часть — это тоже трехмерный объем в пространстве. Подставляя лицевую часть под нижнюю часть черепной коробки — получим почти завершенную форму черепа, правда, без двух существенных частей. Ими являются две скуловые части.
Скулы — это парные части, располагающиеся симметрично, с двух сторон от срединной осевой линии черепа, и являются скобами, скрепляющими две конструктивных части черепа. К черепной коробке скулы крепятся у лобной и у височной кости, а третьим местом крепления являются боковые поверхности лицевой части черепа.
Разобравшись со строением черепа и определив композицию. Найдем пропорциональные отношения между высотой и шириной всей массы черепа. Проведите вертикальную осевую линию, указывающую на середину формы и ее симметричность. На вертикальной осевой линии найдите пропорциональный отрезок, соответствующий нижней части лобной кости, и проведите горизонтальную осевую линию.
Обратите внимание на положение горизонтальной осевой линии в пространстве: она идет по передней поверхности лобной кости и при повороте черепа направлена к линии горизонта. На линии горизонта она образует точку схода для всех горизонтальных линий, идущих с ней параллельно и расположенных на передних поверхностях формы черепа.
Далее найдите высоту передней лобной поверхности, проведите линию, направленную к точке схода на горизонте, и определите ширину лба, проведя две параллельные срединной осевой линии прямые. Нарисованная площадка соответствует передней мозговой поверхности черепа.
Далее конструктивно и линейно, соблюдая пропорции и, подглядывая в зарисовки, достройте к передней поверхности верхнюю, нижнюю и боковые площадки. И так вы привели форму части черепа к законченному трехмерному объему.
Более трудное — это найти границы поверхностей черепа, они не совпадают со швами костей и височной линией. Граница поверхности черепа — это переход поверхности формы из одного положения в пространстве в другое положение. Как правило, границы поверхностей форм совпадают с границами света и тени.
Следующий этап рисунок лицевой части черепа. Найдите пропорциональный отрезок на вертикальной осевой линии, равный высоте лицевой части черепа, и постройте переднюю, поверхность лицевой части черепа. Она вверху имеет ширину, равную ширине переносицы. А расширяясь к низу, достигает величины, равной ширине поверхности нижнечелюстной кости.
Нарисуйте нижнюю поверхность нижнечелюстной кости. Затем нарисуйте заднюю поверхность нижнечелюстной кости, поднимающуюся до основания мозговой части черепа. Создайте верхнюю поверхность, соединяющую переднюю и заднюю поверхности лицевой части черепа — и две боковые поверхности лицевой части образовались сами собой.
Мы получили форму в пространстве, чем-то напоминающую утюг; от верха передней поверхности лицевой части выдвинули вперед площадку носовой кости; нарисовали носовое отверстие, нижняя часть которого опирается на переднюю, поверхность лицевой части и равна ее ширине.
Далее приступаем к конструктивному рисунку скуловых частей черепа. Двигаясь в пространстве от нижнего угла лобной кости к боковой поверхности лицевой части черепа, скуловая часть формирует глазную впадину, двигаясь от височной кости к лицевой части черепа, образует скуловую дугу. Скуловая дуга самые широкие части головы человека.
Постройте передние скуловые площадки, почувствуйте границу поворота форм. В месте пересечения горизонтальной осевой линии с границами поворота форм находятся опорные точки скуловой части.
Ни в коем случае не срисовывайте глазницы черепа! Это не форма, а пространство, организованное тремя составляющими объем черепа. Верхнюю часть пространства глазницы образует черепная коробка и скуловая кость, внутреннюю боковую поверхность образует лицевая часть, внешнюю и нижнюю поверхности образует опять скуловая кость.
Вы выполнили основное конструктивное построение формы черепа в пространстве, заложили большой объем. Далее можно приступать к более детальной проработке частей черепа. Помните, что мелкие детали объема является составляющей частью большого объема. Таким образом, мы рисуем от общего к частному. Каждая форма черепа имеет свои особенности, и поэтому не старайтесь запоминать частности и применять их к другим черепам. Мельчайшие детали тоже не надо прорисовывать, так как вы можете потерять общую форму.
После небольшой детальной проработки вы сложите этот образ на листе. И можно преступать к тоновому решению. Помните о воздушной перспективе, и что весь череп это сфера, которая должна закручиваться.
makereality.ru
выполнение рисунка черепа. Важнейшие этапы рисования
Для того чтобы работать над портретом в технике академического рисунка необходима предварительная подготовка. Потребуется отработать обрубовку, экорше, гипсовые слепки частей лица (нос, рот, глаза и уши), мужскую и женскую гипсовую голову и, конечно, основу основ – рисунок черепа. Для того чтобы успешно справиться с этими темами, нужно обладать знанием геометрической и воздушной перспективы и достаточно широким спектром базовых навыков.
Академический рисунок предполагает, что художник в ходе работы соблюдает определенную последовательность шагов, продвигаясь поэтапно, от общего к деталям и снова к общему. Для лучшего понимания анатомических особенностей сложной объемной формы и способов их передачи на плоском листе бумаги учебное изображение черепа делают в трех положениях: анфас, профиль и в три четверти.
Этапы рисования черепа
Основная задача рисующего – понять, запомнить и научиться верно передавать конструкцию человеческого черепа, так как особенности строения костей (и мышц, которые в данном уроке мы не рассматриваем) напрямую влияют на форму человеческой головы. Если этот материал прочно усвоен, приобретенные знания и навыки помогут избежать множества ошибок при рисовании портрета, поэтому уделите ему максимум усилий.
Этап 1. Изучение анатомического строения.
Форма головы яйцевидная (овоид), состоит из шарообразной черепной коробки и вытянутой лицевой части, на которой расположены глазницы, челюсти и симметричные парные и непарные кости. Очень важно уже на этом этапе запомнить, что парные части лица, включая и кости на черепе, рисуют одновременно.
Черепная коробка состоит из 8 костей, образующих сферическую форму, лицевая часть – из 14.
Этап 2. Изучение натуры, определение пропорций, конструктивных (опорных) точек, компоновка в листе. Профильная линия, линии глаз и рта.
Избежать грубых ошибок уже на начальном этапе рисунка черепа поможет знание канонических пропорций головы.
2. Лицо, от линии роста волос до низа подбородка, делят на три равные части по следующей схеме (ориентируются при этом не на внешние видимые признаки, а на строение костей, присущее черепу): линия надбровья, линия основания носа, линия низа подбородка.
3. На высоте 1/3 от надбровья до основания носа размещают линию глаз, одинаковых по величине парных деталей.
4. Расстояние между глазами составляет длину одного глаза; от наружного края глаза до виска – половину длины глаза.
5. Низ носа расположен на той же линии, что и мочки, а его ширина равна ширине глаза.
6. Уши находятся между линиями носа и бровей.
7. Рот расположен на 2/3 расстояния от подбородка до носа.
Позже, в ходе рисования портрета, вы будете замечать некоторые отклонения от данных канонических пропорций во внешности конкретной модели – они и будут являться индивидуальными особенностями портретируемого. Однако досконально разбирать их необходимо уже на этапе детализации, после того как вы убедитесь, что качественно выполнили общие построения и верно взяли основные пропорции.
Этап 3. Построения основных форм.
Легко касаясь карандашом бумаги, наметьте общий силуэт черепа и проверьте правильность его размера, соотношения мозгового и лицевого отделов и композиционного размещения в формате. При размещении пользуйтесь теми же приемами, что и при рисовании портрета: располагайте изображение со смещением от центра и низа листа; изображая модель в три четверти, оставляйте больше пространства в направлении «взгляда», иначе формат будет давить, изображение может выглядеть слишком тяжелым, а работа в целом – негармоничной.
Определите профильную линию, которая условно разделяет форму на правую и левую половины. Эта линия и внутренние точки опоры (характерные выступы и углубления в костях на черепе, которые мы знаем благодаря тому, что ранее изучили анатомическое строение) станут главными ориентирами в процессе дальнейшей работы.
При работе над черепом и учитывайте и показывайте действие перспективного сокращения. Тщательно производите замеры на натурной модели, постоянно сравнивайте с ней изображение и сразу исправляйте в рисунке неточности.
Этап 4. Детализация рисунка черепа.
Начните детализацию с самых крупных и важных форм, затем переходите к скуловым и лобным отросткам, лобным и теменным буграм, надбровным дугам, надпереносью, костям и месту основания носа, линии челюстных костей, скуловым костям и нижнему краю глазниц. Намечая расположение деталей на черепе, по-прежнему постоянно ориентируйтесь на профильную линию.
Наиболее частой ошибкой на данном этапе является повышенное внимание к отдельным деталям в ущерб остальным частям рисунка, тогда как работу следует вести равномерно.
Этап 5. Светотень.
Определите положения источника света, самые светлые, самые темные участки на натурной модели и полутона. Самыми светлыми окажутся поверхности, которые расположены перпендикулярно источнику света и ближе всего к нему. Работая над тенями, не забывайте об участках отраженного от соседних поверхностей света, которые всегда будут темнее, чем полутона в освещенных участках.
Помните и о законах воздушной перспективы: наиболее контрастными будут участки на переднем плане, а по мере удаления от зрителя контрасты смягчаются.
Наносите штрих по форме, с небольшим нахлестом, ритмичными слоями. Штрихи должны не сливаться в единую массу, а считываться аккуратной сеткой. Избегайте слишком резких пересечений и наклонов штрихов в разные стороны.
Если вам необходимо подготовиться к экзамену по рисунку в творческие вузы, колледжи или школы столицы, записывайтесь в студию К. Э. Арутюновой – ведущего преподавателя в школе №2054 при МАрхи и подготовительных курсов МАрхи. Педагоги составят учебный план с учетом вашего текущего уровня, требований учебного заведения, в которое вы планируете поступать, и времени, которым располагаете.
Похожие записи
arch-risunok.ru
Рисование черепа | Artisthall — Художественная мастерская
Это первое задание в учебном курсе, посвященном рисованию гипсовых голов. Рисование черепа открывает знакомство со строением человеческого тела, сложной и интересной темой в программе занятий.
Как пишут в классических изданиях по академическому рисунку:
«Чем больше вы знаете про строение черепа, тем вернее вы его рисуете»
Поэтому в этом задании будет присутствовать так же теоретическая часть из области пластической анатомии строения головы человека. Постановка представляет собой гипсовую модель черепа, выполненную в масштабе один к одному.
Цель постановки:
- Изучить основы строения головы человека
- Научиться изображать конструктивные элементы черепа
- Освоить тоновую моделировку и расположение теней на поверхности.
Для первого знакомства со строением объемов и плоскостей предлагается сначала нарисовать упрощенную модель черепа. Это изображение черепа позволяет наглядно увидеть, как должен строится рисунок, демонстрирует промежуточный, но очень важный этап строения черепа.
Упрощенная модель черепа ясно демонстрирует, на какие зоны поделен череп, где расположены основные грани между объемами и плоскостями. Это позволит точно нанести тон и правильно разместить объект в пространстве. На правильно построенную модель ученик без труда добавит мелкие детали.
После рисования геометрической модели, можно переходить к рисованию анатомической модели черепа.
Это интересная фигура со сложным сочетанием объемов, форм и деталей. Не стоит сразу пускаться в строение мелких фрагментов, рисовать швы косточек и считать количество зубов, начинать нужно с крупных объемов, как в рисовании геометрического черепа.
В наших занятиях по рисунку это задание является звеном цепи, где каждое последующее зависит от предыдущего. Так следующим заданием будет рисование Экорше, а знание анатомической модели черепа станет основой для рисунка мышц.
Овладев навыками построения всей структуры человеческой головы, начиная со строения костей, мышц и последующих слоев, вы сможете свободно изображать головы, портреты в любых ракурсах. Рисунок повторяет по смыслу структуру человеческого тела, где невозможно представить нормальную работу тела без точной взаимосвязи между скелетом, мышцами и кожей, так же нормальный рисунок невозможен без точного совмещения объемов, плоскостей и деталей в единое целое.
Чтобы лучше запомнить и изучить правила рисования черепа рекомендуется нарисовать его несколько раз в разных ракурсах и положениях. На представленном примере изображены три черепа, причем, один из них положен на бок, что является очень полезным и сложным для образного построения формы (попробуйте на досуге нарисовать фигуру человека вверх ногами)
Знать принципы построения черепа и научиться его правильно рисовать, для будущих заданий, так же важно, как и правильно рисовать кубик для натюрмортов из геометрических предметов.
Смотрите также:
artisthall.ru
КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕРЕПА ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА
Голова человека имеет сложную трехмерную форму, состоящую из множества сочленяющихся объемов. Приплюсуйте к этому еще и индивидуальные особенности людей, неповторимость их характеров, и тогда вы поймете, перед каким широким пластом познания находитесь.
Содержание этой статьи:
Подготовка к рисованию черепа
Интересны наблюдения за студентами первого курса, когда те рассматривают форму черепа головы человека, но сами еще выполняют задание «Рисунок натюрморта». Налицо полное непонимание и, в результате, паралич восприятия. Так, глядя на лесной массив, мы пытаемся пересчитать стволы деревьев и не можем. Если не можем — значит, это бесконечность, которая не поддается осмыслению.
Переход от рисунка натюрморта к рисунку головы человека очень сложен. Подготовить свое сознание к восприятию объема формы в пространстве в течение предшествующего задания («Рисунок натюрморта») удается не всем студентам. Основной груз этих проблем переходит в задание «Рисунок черепа головы человека». Причем все это — порой в ущерб тоновым отношениям в рисунке, не говоря уже о передаче материальности предметов рисунка. Поэтому в первых заданиях курса «Рисунок головы человека» больше внимания уделяется конструктивным особенностям строения головы человека.
Несмотря на все индивидуальные пластические особенности строения головы человека, общей для всех является конструкция, обусловленная анатомическим строением черепа. Изучение конструкции черепа человека необходимо каждому рисовальщику. Путь к пониманию формы черепа как объема в пространстве лежит только через его конструкцию.
Невозможно рисовать то, чего не понимаешь. Это не рисование, а бессмысленное копирование, даже если вы отлично будете знать названия всех костей и бугров. После выполнения этого задания у вас должен сложиться очень простой и обобщенный образ черепа головы человека. Образ простой настолько, насколько просто можно представить себе такую геометрическую фигуру, как куб.
Череп человека состоит из двух частей: мозговой и лицевой. Мозговая часть черепа образуется шестью основными костями: лобной, двумя теменными, двумя височными и затылочной. В местах их пересечения образуются лобные и теменные бугры. К лицевой части относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые кости и так далее.
Самое главное, надо понять, какую пластическую роль все эти части играют в формообразовании целого. Выработать в себе простое и ясное понимание конструкции формы черепа, чтобы, выполняя в дальнейшем рисунок головы человека, вы понимали, что именно представляет собой основа этой головы.
Лучшим материалом для выполнения этого задания является бумага формата А2, A3 и графитовые карандаши.
Далее Композиция листа
gallerix.ru
Композиция листа | КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕРЕПА ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА
Оглавление
Композиция листа
Чтобы успешно справиться с учебным заданием, необходимо выполнить, как минимум, три рисунка черепа головы человека в разных поворотах. Рисунок в фас, рисунок в три четверти и в профиль. Не понимайте в буквальном смысле слова «рисунок в фас», «рисунок в профиль» и так далее! Мы должны нарисовать череп как сложную форму в пространстве, при этом размышляя простыми категориями объема.
Вы можете себе представить куб, нарисованный в профиль или в фас? Можно, но только не в форме куба, а в форме квадрата. Чтобы избежать в этом задании подобных просчетов, смотрите на череп, как на куб в ракурсе. То есть нужно обязательно увидеть толщину формы, а для этого необходимо немного сместиться относительно нее в какую-либо сторону.
Когда вы выбрали нужное положение для рисунка, приступайте к организации пространства графического листа. В некоторых изданиях по рисунку (с которыми вы уже отчасти знакомы) написано, что размер рисунка черепа или головы человека в листе не должен превышать натуральной величины; что перед лицевой частью нужно оставлять немного больше пространства, чем у затылочной части головы. Это не совсем верно.
Выбирая формат А2 для рисунка черепа головы человека, вы, в первую очередь, преследуете цель композиции рисунка и листа. И если в этом формате будет один рисунок черепа, пропорционально связанный с пространством листа, вы будете правы, несмотря на крупный рисунок. Но с другой стороны, зачем заниматься гигантоманией, когда можно поместить в этот формат два рисунка, приближенных к натуральной величине, или выбрать формат A3 для каждого рисунка?
Другими словами, если вы рисуете яблоко в формате листа А2, найдите пропорциональные отношения изображения (отношение размеров яблока к пространству выбранного листа). Изображение яблока будет крупным, но композиция листа будет верной. Вас волнует крупное изображение яблока? Возьмите для рисунка фрукта формат бумаги А4, и проблемы будут решены.
Что касается увеличенного пространства листа перед лицевой частью черепа (а по сути, элементарного смещения массы рисунка в какую-либо сторону), то это, если не имеется в виду намеренный композиционный прием, недопустимо. Соразмерная масса рисунка черепа должна находиться в состоянии покоя на листе и не вызывать желания переместить ее в пространстве листа вверх, вниз или в сторону; а тем более, что самое недопустимое, обрезать лист. Выше сказанное касается всего раздела «Рисунок головы».
Рисунок черепа головы человека можно поместить в центр листа. Но им является не физический центр, а оптический. Если мы массу рисунка поместим в физический центр, то нам будет казаться, что она « тяжелая» и «проваливается» вниз. Лучше будет, если всю массу рисунка приподнять вверх на полтора сантиметра. Правильный квадрат нам кажется приплюснутым, и мы намеренно вытягиваем его слегка вверх. Возможно, по этой причине мы не всегда производим перспективные сокращения, когда смотрим на предмет немного сверху.
Итак, мы наметили, или «набрали», массу черепа в листе. Все это может представлять собой подобие эллипса или наброска. Если почувствовали, что рисунок соразмерен пространству листа и находится в «состоянии покоя», то можно приступать к конструктивному построению черепа. При этом применяя в рисунке методы конструктивного анализа, пропорциональных отношений, а также методы линейной и воздушной перспективы (ил. 57).
Далее Конструктивное построение черепа человека
gallerix.ru