Конструктивный рисунок черепа – «Методика построения и изучения конструкции черепа»

Содержание

«Методика построения и изучения конструкции черепа»

Мастер-класс преподавателя МАОУДО «Детская художественная школа №19» Кальмаева Константина Александровича


«Методика построения и изучения конструкции черепа»

В основе академического рисунка головы человека лежит метод, основанный на конструктивном рисовании черепа. Череп — костная основа головы. Его особенности, строение и пропорции обуславливают общий характер головы, портретное сходство. Чтобы приступить к рисованию головы человека надо принять одно важное утверждение. В общих своих чертах голова – это ящик, то есть прямоугольная призма, имеющая шесть основных поверхностей: переднюю, две боковые, верхнюю, заднюю или затылочную, нижнюю. Конструктивно голова, так же как и любой другой предмет в трехмерном пространстве подчиняется правилам линейной перспективы. Параллельные прямые, связывающие парные симметричные точки по обе стороны лицевой оси симметрии, имеют одну точку схода на линии горизонта. Это правило также верно в отношении боковой плоскости. Она сокращается в глубину от вертикальной границы с лицевой (передней) плоскостью в направлении затылочной.

Несколько слов надо сказать о пропорциях головы. Середина расстояния от подбородка до макушки приходится на осевую линию глаз.

По вертикали голова делится на семь отрезков. Два приходится на нижнюю часть, то есть на расстояние от подбородка до основания носа, два на среднюю: от основания носа до бровей, и два на высоту лба до границы волос. Один отрезок- от границы волос до макушки.

Расстояние между глазами равно длине глаза. Разрез рта располагается на одной трети расстояния от основания носа до подбородка. Ширина рта в среднем равна расстоянию между зрачками. Ухо расположено в промежутке между линиями брови и основания носа. Длина шеи в среднем равна половине высоты головы.

В зависимости от положения линии горизонта пропорции головы могут сильно изменяться. При высокой линии горизонта раскрывается верхняя плоскость макушки головы, а лицевая плоскость начиная от лба сокращена в глубину. Ракурс при низкой линии горизонта наоборот раскрывает нижнюю плоскость подбородка, а верхняя часть лица максимально сокращена в глубину. Схематично на яйцеобразной форме головы легко передать ракурс с помощью двух сечений: вертикального по оси симметрии и горизонтального по осевой для глаз.

На практике конструктивный рисунок черепа ведется с натуры. Моделью служит муляж или гипсовый слепок черепа.
Череп делится на два отдела: мозговой и лицевой.

Мозговой отдел состоит из восьми костей:

  1. это лобная
  2. теменная
  3. затылочная
  4. височная
  5. клиновидная
  6. решетчатая

При линейном построении выделяют опорные точки, особенно выраженные анатомические точки на поверхности черепа. Эти точки:
14 — лобные бугры — наиболее выпуклые в лобной части, на форме черепа являются границей между лицевой и верхней плоскостями.
8 — надбровные дуги — образуют верхнюю границу глазниц, в средней своей части имеют две симметричные выпуклости, называемые надбровными бугорками.
10 — скуловые бугры — наиболее выпуклая часть щеки, в боковой плоскости скуловой бугор имеет продолжение в виде скуловой дуги.
13 — грушевидное носовое отверстие в верхней части ограничено выступающей вперед 7 носовой костью.
17 — височная бороздка — справа и слева ограничивают ширину лба.

3 — теменной бугор — задняя верхняя выпуклая поверхность черепа, линия, связывающая височную бороздку и теменной бугор, является границей верхней и боковой плоскостей.
19 — сосцевидный отросток — костный вытянутый вырост, помещается под ушным отверстием.
11 — нижняя челюсть — подковообразная в плане кость, имеющая в дальней границе изгиб, называемый углом нижней челюсти, в верхней части — 15 венечный и 16 — суставной отростки,
12 — подбородочные бугорки в передней нижней выступающей части,
6 (1)- глазницы — отверстия, место расположения глазного яблока.

Порядок ведения конструктивного рисунка черепа:
— Располагаем в листе будущий рисунок. Ограничиваем двумя горизонталями и вертикалями общие пропорции.

— Рисуем вертикаль осевой линии симметрии примерно на глаз. Горизонталями отмечаем положение деталей передней плоскости. Линии имеют одну точку схода.
— Попарно на горизонталях строим лобные бугры, надбровные дуги, носовое отверстие, границу рта и подбородочные бугорки. Средняя ось симметрии слегка изменяется, повторяя изгибы лицевой части.

— Строим попарно вертикальные границы лицевой плоскости: височные бороздки, скуловые бугры, ширину верхней- нижней челюсти по линии клыков и т.д. Линией обозначаем связь височной бороздки с теменным бугром.

— Продолжаем построение боковой и задней частей черепа.
— Уточняем формы отдельных деталей.

— Начало работы с тоном. Легко прокладываем светотень по ее передней границе.
-Уводим в тон всю теневую часть.

-Усиливаем контрасты в теневой части, прорабатываем тоном детали.
— Доводим до окончания полутона в световой части передней плоскости. Завершаем работу.

muzeon42.ru

Конструктивное построение черепа человека | КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕРЕПА ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА