Главная > Уроки для художников > Рисунки осенний натюрморт 4 класс – «Осенний натюрморт» (4 класс)

Рисунки осенний натюрморт 4 класс – «Осенний натюрморт» (4 класс)

«Осенний натюрморт» (4 класс)

Тема: «Осенний натюрморт»

План-конспект урока

Учебный предмет: Живопись.

Класс: 4

Тема занятия: Натюрморт из 2-3 предметов в зеленой, желто-коричневой гамме. «Осенний натюрморт».

Цель: Закрепление понятия «локальный цвет», изучение богатства и разнообразия оттенков желтого и коричневого цвета (разных по тону, теплохолодности и насыщенности).

Задачи:

Развивающие:

  1. Развивать умение вести работу с форэскизом;

  2. Развивать глазомер, наблюдательность, пространственное мышление, зрительную память;

  3. Развивать умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

  4. Развивать умение изображать объекты предметного мира, пространство.

Обучающие:

  1. Познакомить со свойствами акварельных красок, их возможностями и эстетическими качествами;

  2. Познакомить с техникой живописи акварельными красками по сухому листу;

  3. Познакомить с художественными и эстетическими свойствами цвета (холодные и теплые, контрастные цвета), основными закономерностями создания цветовой гармонии;

  4. Формировать навыки последовательного ведения живописной работы.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать интерес к выполнению натюрморта;

  2. Воспитывать эстетический вкус.

Практическое задание: выполнить натюрморт из 2-3 предметов в зеленой, желто-коричневой гамме, находя множество различных оттенков.

Упражнение: закомпоновать постановку в форэскизе.

Оборудование и материалы: лист бумаги А2, карандаш, акварель, кисти, палитра.

Зрительный ряд: презентация (репродукции работ художников, фотографии работ учеников ДШИ, композиционные и тоновые схемы), педагогический рисунок, колористическая шкала желтого, зеленого и коричневого цветов, разных по тону, теплохолодности и насыщенности, цветовой круг.

Дополнительные средства: кроссворд, Задание на тему: «Светотеневая моделировка», раздаточный материал «Этапы выполнения натюрморта».

План урока: выполнение работы рассчитано на 3 занятия (9 часов).

1 занятие: Построение натюрморта.

  1. Орг. момент (2-3 мин.)

  2. Объяснение нового материала. Презентация иллюстраций (10 мин.)

  3. Демонстрация педагогического рисунка (схема компоновки натюрморта) (3 мин.)

  4. Выполнение упражнения (20 мин.)

  5. Практическая работа. (90 мин.)

  6. Подведение итогов. (10 мин.)

2 занятие: Выполнение натюрморта в цвете.

  1. Орг. момент (2-3 мин.)

  2. Актуализация полученных знаний. Презентация иллюстраций (5 мин.)

  3. Демонстрация педагогического рисунка (техника работы в акварели по сухому листу) (5 мин.)

  4. Выполнение упражнения (15 мин.)

  5. Практическая работа. (100 мин.)

  6. Подведение итогов. (10 мин.)

3 занятие: Завершение работы над натюрмортом.

  1. Орг. момент (2-3 мин.)

  2. Актуализация полученных знаний. (5 мин.)

  3. Практическая работа. (115 мин.)

  4. Подведение итогов. (15 мин.)

Ход урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Напишите, пожалуйста, в верхнем углу листа свои имена. Готовы ли у вас материалы к уроку? (учитель раздает бумагу для выполнения упражнения – составления форэскизов).

Сегодня на занятии мы выполним построение натюрморта, а на следующем занятии вы начнете работать в цвете.

Плоские геометрические тела можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы бывают простыми и сложными.

Простые геометрические фигуры имеют сходство с очертаниями различных предметов, например, яблоко круглое, а стол, дом, книжка прямоугольные. А очертание груши состоит из двух форм, то есть имеет сложную конструктивную форму. Форму кувшина также можно составить из отдельных геометрических фигур.

Для того чтобы научиться рисовать, необходимо научиться видеть внутреннюю структуру каждого предмета — его конструкцию.

Учитель обучает последовательному ведению работы над натюрмортом: уметь закомпоновать, грамотно нарисовать предметы постановки и завершить работу, обращая особое внимание на решение поставленной художественной задачи.

Учитель дает понятие о цветовой гармонии, о многообразии цветовых оттенков, холодных и теплых, дополнительных и сближенных цветах, объясняет, что такое тон в живописи, локальный цвет.

Учитель подчеркивает необходимость композиционного решения листа, а также призывает стараться видеть большими цветовыми отношениями, анализировать влияние одного цвета на другой, чувствовать изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и характера освещения.

Учитель описывает технические возможности акварельных красок, рассказывает, что в окружающей среде один и тот же предмет под влиянием этой среды, не меняя своего локального цвета, приобретает различные оттенки. Писать красками — это значит видеть всю сложность цветовых взаимоотношений, это значит учиться видеть и передавать соотношения цвета: теплого и холодного, темного и светлого и учиться брать эти цветовые соотношения в гармонии. В работе необходимо найти разницу между коричневыми, желтыми предметами. Для создания объема в предметах необходимо учесть, что при искусственном освещении свет на предметы падает теплый, а тени холодные; при дневном освещении наоборот, свет холодный, теплые тени. Таким образом, сочетание теплого и холодного на свету или в тени, а также при переходе из одной формы в другую, помогает передать объем изображаемого предмета. Для наилучшего понимания разницы теплых и холодных оттенков цвета учащимся предлагается такое наглядное пособие как шкала теплохолодности [прил.2, рис.26]. Также цвет может менять светлоту, насыщенность. Шкала изменения насыщенности представлена в приложении [прил.2, рис.27].

Также учитель призывает пользоваться методом сравнения. Беседы сопровождаются показом репродукций, работ учеников ДШИ, педагогическим рисунком, выполнением кроссворда, а также применением информационных технологий [прил.2, 20-23].

Педагогический рисунок.

Учитель: Ребята, для начала, в качестве упражнения, вам необходимо выполнить форэскиз к работе. Обратите внимание на нашу постановку [прил.2, 24.]. Сначала определяем формат работы – вертикальный или горизонтальный. Затем обозначаем линию стола и границы групп предметов по высоте и по ширине, таким образом, мы задаем границы предметов, чтобы впоследствии грамотно закомпоновать натюрморт. Теперь, путем визирования, наблюдения необходимо сопоставить величины одних предметов по отношению к другим, а также их расположение в пространстве. Детали прорисовывать не нужно, ведь роль форэскиза заключается в помощи при компоновке предметов и выборе удачного композиционного решения (учитель демонстрирует ученикам последовательность выполнения поискового эскиза). Так же я приготовила пример выполнения работы в цвете в соответствии с тоновым разбором натюрморта [прил.2, рис.25].

Выполнение упражнения.

Ученики составляют форэскизы к работе.

Практическая работа.

А теперь, когда форэскизы одобрены, можете переносить их на большой формат, внимательно сопоставляя пропорции предметов и пространства между ними. Сначала наметьте общими очертаниями каждый предмет, а затем приступайте к построению.

Учитель: Через несколько минут будем подводить итоги по выполненной работе.

Подведение итогов:

Учитель призывает учащихся к рефлексии, индивидуально отмечает положительные моменты и ошибки в работах, уточняет, на что следует обратить особое внимание, наиболее удачные работы показывается остальным учащимся как некий образец, а также просит принести на следующее занятие акварельные краски, кисти, палитру.

В результате проведения серии уроков по тематическому натюрморту были выявлены особенности, подтверждающие поставленную гипотезу. Учащиеся, присутствовавшие на первом занятии при объяснении нового материала с применением дополнительных методических средств, таких как кроссворд, задание на тему: «Светотеневая моделировка», презентация, выполнили учебное задание более успешно учеников, отсутствовавших на первом занятии [прил.2, рис.28-31]. Для анализа успешности работ был выявлен ряд критериев.

Критерии успешности выполнения практической работы:

  1. Выразительная композиция.

  2. Тоновой разбор.

  3. Нахождение множества оттенков.

  4. Выполнение работы живописными пятнами.

  5. Нахождение разницы между коричневыми, желтыми предметами.

  6. Передача объема и пространства.

Исходя из представленных критериев, практическая работа была выполнена учащимися с разной степенью успешности в зависимости от усвоения обозначенных правил и законов, изученных в ходе проведения беседы по теме урока.

Заключение

В процессе выполнения практической части дипломной работы на тему «Натюрморт с керамическим слоном» были решены учебные и творческие задачи, был получен незаменимый опыт, необходимый для прохождения педагогической практики, а также для разработки методики обучения рисованию тематического натюрморта. Педагогическая практика невозможна без собственного личностного роста, а также без практической работы в материале, поскольку любая теория должна быть подкреплена практикой.

В ходе прохождения педагогической практики мною была доказана поставленная гипотеза о том, что качество преподавания тематических натюрмортов улучшится, если будут разработаны и использованы дополнительные учебные задания.

В процессе изучения и анализа научной и методической литературы по проблеме исследования было проведено целенаправленное наблюдение за практической деятельностью детей в процессе выполнения практической работы. В результате наблюдения было выявлено, что качество преподавания тематического натюрморта улучшилось при использовании дополнительных учебных заданий. Полученный результат удалось зафиксировать благодаря установленным критериям успешности выполнения задания. Учитывая возрастные особенности учащихся, было установлено, что присутствовавшие на первом занятии учащиеся справились, в некоторой мере, более успешно с поставленными задачами, чем учащиеся, которым новая тема была рассказана в традиционной форме.

Таким образом, можно отметить, что в опыт, полученный при выполнении практической работы, помогает в работе со школьниками. В педагогической практике при разработке уроков уместно использовать различные интерактивные и информационные технологии в образовании. Дальнейшие возможности исследования данной проблемы достаточно широки и носят пропедевтический характер. Предложенные технологии просты в использовании, в связи с чем достаточно доступны для внедрения в учебно-воспитательный процесс как художественных, так и общеобразовательных школ.

Список литературы

  1. Барщ А. О. Наброски и зарисовки. М.: «Искусство», 1970. — 168 с.

  2. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты. Книга. — М.: «Просвещение», 1989. — 192с.

  3. Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. Научно-популярная литература. — СПб.: Питер, 2007. — 191с.

  4. Виноградова Г. Г. Изобразительное искусство в школе. Сборник материалов и документов. М.: «Просвещение», 1990. — 173с.

  5. Волков Н.Н. Цвет в живописи. Книга. — М.: «Искусство», 1985. — 480с.

  6. Голубева О.Л. Основы композиции. Учебное пособие — 2-е изд. — М.: «Искусство», 2004. — 175с.

  7. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция. Учебное пособие. — Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2010. — 312с.

  8. Евтых С. Ш. Наброски. Зарисовки. Эскизы. Учебное пособие. Оренбург, 2003. — 115с.

  9. Зайцев Н.Н. Наука о цвете и живопись. Книга. — М.: «Искусство», 1986. — 147с.

  10. Иттен И. Искусство цвета. Книга. — Издатель Д. Аронов, 2007. — 96с.

  11. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие. — М.: Гуманитар. Изд. Цетр ВЛАДОС, 2006. — 255с.

  12. Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков: научное издание. — 2-е изд., стер. — М.: Когито-Центр, 2010. — 196с.

  13. Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2004. — 232с.

  14. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика егопреподавания. Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: «Агар», 1998. — 334с.

  15. Ломов С. П., Игнатьев С. Е., Карамзина М. В. Изобразительное искусство. Часть I. Учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс. М.: «Дрофа», 2013. — 157с.

  16. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений — 4-е изд. — М.: «Просвещение», 2011. — 175с.

  17. Неменский Б. М., Горяева Н.А., Неменская Л.А. и др. / Под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений. 1-9 классы. — М.: «Просвещение», 2005. — 140с.

  18. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Метод. пособие. — М.: Центр пед. образования, 2008. — 270с.

  19. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. — М.: «Просвещение», 1982 — 158с.

  20. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебник. — М.: Агар, 2000. — 251с.

  21. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. Учебное пособие для студентов вузов.— М.: Аспект пресс, 2005 — 460с.

  22. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. Книга. – М.: Изд-во НИИ школьных технологий, 2004. — 224с.

  23. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Часть 1. Основы рисунка. Учебник для учащихся 5-8 классов. М.: «Московские учебники», 1998. — 95с.

  24. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Часть 3. Основы композиции. М.: «Московские учебники», 1998. — 79с.

  25. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: рисунок. Живопись. Нар. искусство. Декор. искусство. Дизайн: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. — 4-е изд., стер. — М.: «Академия», 2008. — 365с.

  26. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — 4-е изд. — М.: «Академия», 2008. — 312с.

  27. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства. Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: «Академия», 2012. — 256с.

  28. Унковский А. А. Рисунки – наброски. Пособие для студ.- заочников художественно-графических факультетов пед. институтов. Ленинград: 1963. — 54с.

  29. Сайт: ARTYX.RU – http://artyx.ru/

http://festival.1september.ru/articles/639453/

  1. Сайт: Арт-поиск – http://www.artpoisk.info/

  2. Сайт: Библиотека изобразительных искусств Art.lib.ru – http://www.artlib.ru/

  3. Сайт: Библиотекарь.ру – ttp://www.bibliotekar.ru/kVenecianov/index.htm

  4. Сайт: Большая Советская Энциклопедия – http://www.cyclopedia.ru/53/205/1931661.html

  5. Сайт: Журнал «Русское искусство» – http://www.rusiskusstvo.ru/

  6. Сайт: Интернет библиотека электронных книг Elibrus – http://elibrus.lgb.ru/psi/shtml

  7. Сайт: Методсовет – http://metodsovet.su/

  8. Сайт: Открытый класс – http://www.openclass.ru/

  9. Сайт: Открытый класс – http://www.openclass.ru/node/215682

  10. Сайт: Социальная сеть работников образования «Наша сеть» – http://nsportal.ru/

  11. Сайт: Фестиваль педагогических идей – http://festival.1september.ru

  12. Сайт: Художникам.ру – http://hudozhnikam.ru/nauka_o_cvete/59.html

  13. Сайт: Энциклопедия искусств – http://www.artprojekt.ru/

infourok.ru

Осенний натюрморт | Страна Мастеров

Всем здравствуйте! Вот и началась осень, а вместе с ней и учебный год!
Листая странички избранных авторов, вдохновилась у Алённы работами её учеников «Осеннее настроение» https://stranamasterov.ru/node/833638 и в частности осенним натюрмортом в технике сухой пастели. Очень понравилось сочетание чёрного фона и ярких красок осени! За что ей огромное спасибо! Она, и её ученики, очень талантливые люди!
В этот учебном году я буду продолжать работу с дошкольниками и этот натюрморт хочу нарисовать с детьми 5-6 лет, поэтому немного упростила и хочу поделиться своими этапами рисования.

Мне понадобились лист акварели (обязательно шероховатый),который я покрыла чёрной тушью и сухая пастель. Вместо бумаги, можно использовать готовый чёрный картон для рисования пастелью.

Нарисовала вазочку. По опыту знаю,что дошкольникам сложно её рисовать, поэтому можно использовать шаблоны.

Листья можно нарисовать самим, но если возникнут сложности, можно использовать настоящие сухие листья или шаблоны. Разложила на листе

Обвела жёлтым мелком

Начала раскрашивать цветами осенней листвы

Все листики

Нарисовала контуры желудей и веточки рябины

Закрасила жёлуди и нарисовала ягодки

Тёмно-коричневым мелком наметила тени

Дугообразными линиями закрасила вазочку. Слева использовала цвета посветлее, справа-потемнее

Белым мелком наметила блики

Отделила плоскость, на котором находятся предметы и закрасила горизонтальными штрихами

Взяла мелки для фона. Закрашивала всей гранью

Получилось вот так

Под предметами наметила тени.
Натюрморт готов!
Родителям можно дать совет,чтобы дома побрызгали лаком для волос, чтобы изображение не стёрлось.

Добавляю работы детей

       

Это сухой пастелью на белом фоне.

  

Это в технике восковые мелки + акварель

   

stranamasterov.ru

Натюрморт с листьями. (4 класс)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем
сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте.
Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости,
общаемся
с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем
учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими
учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

myslide.ru

Осенний натюрморт с рябиной и яблоками

Предлагаю вам нарисовать осенний букет рябины и яблоки.

Нам понадобится: простой карандаш, гуашь, бумага А3, кисти пони (белка) №1,3, 5 и 7, кисть щетина №5, палитра.
Намечаем простым карандашом вазу, яблоки и стол (сильно не нажимаем на карандаш).

Кистью №7 и синей гуашью круговыми мазка закрашиваем верхнюю часть листа.

Коричневой и черной краской закрашиваем горизонтально стол.

 

Переходим к букету, для этого берем кисть №5 и красную, коричневую и зеленую гуашь и хаотичными мазками над вазой создаем «шапку» листвы (она должна быть не очень светлой, скорее темной, чтобы прорисованная листва и ягоды смотрелись контрастно).

 

Я как всегда увлеклась и пропустила этап рисования яблок, когда очнулась они уже были нарисованы. Поэтому решила этот этап нарисовать на отдельном листе. Яблоки закрашиваем кистью №5 и желтой гуашью, стараемся делать мазки по кругу, повторяя форму яблок.

Добавляем оранжевые мазки, не делаем резких границ

Красной гуашью рисуем контур левого яблока и сглаживаем границу оранжево-красной смесью.

 

У правого яблока снизу проводим красной гуашью линию

и растягиваем ее кистью движением снизу-вверх.

Добавим оранжевых мазков.

Бело-желтой гуашью делаем блики.

Смешиваем на палитре немного желтой и зеленой гуаши, на яблочках делаем углубления: на одном в центре, на другом сверху и сбоку. Добавим красно-коричневых мазков снизу — это тень. Надеюсь по фото понятно всё.

  

Рисуем черной краской сердцевинки. Белой гуашью усиливаем место блика.

Размываем коричневой краской границы черной сердцевинки.

Подрисовываем кистью №3 и коричневой гуашью палочки у яблочек, делаем на палочках свет -охрой, тень под яблоками.

 

А теперь вернемся к рябине. Возьмем бумажную салфетку, произвольно сминаем (комкаем) , наносим на нее немного алой/красной гуаши и отпечатываем рядом с «шапкой» листвы.

 

Охрой закрашиваем вазу.

Наносим коричневые мазки на вазу, делаем тень. Теперь рефлекс — отражение света от яблок, будет внизу вазы желто-красного цвета, вверху от рябины — красного цвета.

Белые мазки — блики — наиболее освещенные места, ваза становится объемной.

 

Смешиваем желтую, зеленую и немножко белой гуаши и кистью №5 рисуем листья рябины. Можно добавлять зеленые, темно-зеленые, салатовые, охристые листики.

Ветки рисуем кистью №3, светло-зеленым цветом.

 

Белой+коричневой гуашью рисуем свет на столе.

И заключительные аккорды… Нам нужна кисть щетина №5 и красная гуашь (практически сухой кистью), рисуем тычком грозди рябины.

 

А теперь этой же кистью, но уже оранжевой краской.

 

Белой гуашью рисуем свет на рябине.

 

Подрисовываем веточки тонкой кистью №1 и коричневой+черной гуашью.

На ягодах ставим местами черные точки и пожалуй все, работа закончена.

 

Ну и напоследок, работы 5-ти летних художников.

     

stranamasterov.ru

План-конспект занятия по рисунку «Осенний натюрморт»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Стародубский центр детского творчества

План-конспект занятия по рисунку

Тема «Осенний натюрморт»

Автор: Короткая Надежда Александровна,

педагог дополнительного образования

г. Стародуб

2016

Основная часть

Цель урока: формирование представлений о жанре натюрморт.

Задачи урока:

  • развивающие: развитие внимания, памяти; развитие логического и абстрактного мышления; развитие пространственного воображения; развитие мелкой моторики рук; развитие глазомера.

  • образовательные: знакомство с понятием «натюрморт»; обучение правильной компоновке предметов в формате; обучение построению рисунка с натуры с применением пропорций; развитие чувства цвета через использование живописных приёмов; знакомство со способами смешения красок для получения разнообразных оттенков.

  • воспитательные: формирование нравственно-эстетической отзывчивости; формирование интереса и любви к изображению окружающей действительности; формирование эстетического отношения к действительности.

Вид художественной деятельности: рисование с натуры.

Оборудование:

Зрительный ряд: методические таблицы «Правильная компоновка композиции в формате», «Этапы выполнения натюрморта в цвете».

Инструменты: Лист ватмана А3, карандаш, ластик, краски (акварель), кисти, палитра, баночка для воды.

Постановка: овощи, драпировка.

альбом, карандаш, ластик, краски (акварель), кисти, палитра, баночка для воды, тряпочка.

Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций), практический.

Экспозиция доски:

1

3

2

1. Таблица «Правильная компоновка композиции в формате »

2. Рабочая область

3. Таблица «Этапы выполнения натюрморта в цвете»

План урока

Этапы урока

Время (мин.)

1

Организационный момент

5

2

Изложение учебного материала

10

3

Практическая работа

25

Объяснение этапов выполнения практической работы

5

Выполнение практической работы

20

4

Завершение работы

5

Подведение итогов

3

Уборка рабочих мест

2

Ход урока

1.Организационный момент:

  • Организация рабочего места;

  • Приветствие;

  • Проверка готовности учащихся к уроку;

  • Работа с журналом.

2. Изложение учебного материала:

  • Дидактическая задача: знакомство с понятием «натюрморт», обучение правильной компоновке предметов в формате, обучение построения рисунка с натуры с применением визирования, знакомство со способами смешения красок для получения разнообразных оттенков

  • Дидактический материал: педагогический рисунок, методические таблицы, овощи, драпировка.

  • Содержание учебного материала:

Ребята, сегодня тема нашего урока – натюрморт. Натюрморт — это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь.

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Это было время, когда голландцы после тяжелой борьбы с испанскими завоевателями получили независимость. Теперь они свободно плавали по морям и торговали со всем миром. Голландия стала одной из самых богатых стран в Европе.

После трудных и долгих лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, очарование природы. Они любовались предметами, среди которых протекала их жизнь.

Сейчас за окном стоит золотая осень — золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. Воздух прохладный, прозрачный и в нем летают серебряные нити паутины. Стоят погожие солнечные деньки короткого «бабьего лета». Но золотая осень – это время сбора урожая и сегодня мы постараемся изобразить эти дары осени.

Давайте посмотрим на наш натюрморт. Ребята, какие предметы будем рисовать? (Тыква, кабачок). Как будем располагать альбомный лист? Прежде всего, необходимо сравнить высоту всей группы предметов с ее длиной. Это подскажет нам положение листа бумаги. (Горизонтальное). Когда определена точка зрения, границы натюрморта и форма листа (вертикаль или горизонталь), можно приступать к рисованию.

Мы знаем, что окружающие нас предметы имеют разные размеры, форму, цвет, фактуру. В своём рисунке мы должны передать их характерные особенности.

Рисуя несколько предметов вместе, то есть группу предметов, надо рассматривать и передавать в рисунке отдельные предметы как часть целого. Надо правильно передавать их размеры по отношению друг к другу, выявлять в рисунке характерные особенности пропорций отдельных предметов.

Величина изображения всей группы предметов должна находиться в соответствии с фоном. Предметам не должно быть тесно на плоскости, но и фон не должен преобладать над изображением. Предметы не должны загораживать друг друга, но и не должны быть разобщены. Они должны взаимно подчеркивать и выделять друг друга.

3. Практическая работа:

  • Задачи: приобретение опыта выполнения натюрморта с натуры, правильная компоновка предметов в формате, построение рисунка с натуры с применением пропорции, развитие чувства цвета через использование живописных приёмов, получение навыков смешения красок для получения разнообразных оттенков.

  • Задание: нарисовать натюрморт, передав особенности изображаемых предметов.

  • Материалы: альбом, карандаш, ластик, краски (акварель), кисти, палитра, баночка для воды, тряпочка.

  • Последовательность выполнения задания

Рассмотрим последовательность работы. Учитель выполняет рисунок на листе, заранее прикреплённом к доске:

  1. Вначале рисуется линия, отделяющая вертикальную плоскость от горизонтальной. Затем необходимо набросать всю группу предметов – её нужно закомпоновать в листе лёгкими быстрыми линиями, очертить весь натюрморт, устанавливая на листе места, где располагаются предметы. Тыква должна быть несколько смещена от центра картины, чтобы композиция не казалась слишком статичной.

  2. Намечаются общие размеры предметов и определяются основные пропорции этих предметов – тыква по форме напоминают приплюснутый круг, её ширина ненамного больше высоты, кабачок вытянутый, его длина больше высоты в 2-3 раза.

Определяется пространственное положение кабачка. Он лежит спереди тыквы, и перекрывает её с левой стороны. По отношению к нам кабачок лежит под углом.

  1. Выполняется более детальная прорисовка предметов. Рисуются прожилки, хвостики овощей.

  1. Предметы выполняются в цвете. Источник света находится слева. Кабачок закрашивается светло-зелёным цветом, тыква светло-оранжевым, фон закрашивается светло-фиолетовым.

  2. Используя технику лессировки начинаем прописывать полутень, тень, рефлексы, падающую тень. Утемняем драпировку к низу, горизонтальную плоскость утемняем. Прорисовываем падающую тень. Намечаем особенности овощей: хвостики, прожилины.

А теперь, ребята, нарисуйте сами натюрморт. Помните, что расположение предметов относительно друг друга будет меняться в зависимости от того, где вы сидите.

Для того, чтобы вы могли оживить в своей памяти некоторые этапы выполнения рисунка на доске висят таблицы «Правильная компоновка композиции в формате», «Этапы выполнения натюрморта в цвете».

  • Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная работа учителя с учащимися

  • Завершение практической работы

4. Завершение урока:

Критерии оценки: грамотно построенная композиция, верное цветовое решение, передача особенностей предметов, передача освещения, аккуратность.

Оценка «5» — соблюдены все критерия, допустимы незначительные ошибки и несовпадения.

Оценка «4» — соблюдены четыре критерия (среди них обязательно должны быть грамотно построенная композиция, верное цветовое решение), допустимы незначительные ошибки и несовпадения.

Оценка «3» — соблюдены любые три критерия.

Оценка «2» — соблюдены любые два критерия.

  • Подведение итогов (что нового узнали, с чем познакомились, чему научились)

  • Выставка готовых работ;

  • Уборка рабочих мест.

videouroki.net

Детские рисунки с тегом натюрморт

Новости
Конкурсы

Помощь
О проекте
Вопросы и ответы
Получение дипломов
Провести конкурс рисунков
Обратная связь
Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности

Войти
Зарегистрироваться

Новости

Конкурсы

Помощь

О проекте
Вопросы и ответы
Получение дипломов
Провести конкурс рисунков
Обратная связь
Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности

Войти
Зарегистрироваться

Екатерина Буглова

14 лет

Натюрморт с грибами


36


3


0

Анна Скляднева

7 лет

Цветы в вазе


337


39


0

Анна Скляднева

7 лет

Сладкий стол


274


25


0

Кристина Потягина

14 лет

Натюрморт с селезнем


456


37


0

Кристина Потягина

14 лет

Натюрморт с уткой


464


41


0

Кристина Потягина

14 лет

Натюрморт


422


40


0

Алена Вагина

7 лет

Натюрморт


624


57


0

Дмитрий Казанцев

10 лет

Натюрморт с красной вазой


480


54


0

Дмитрий Казанцев

10 лет

Натюрморт с зеленой бутылкой


480


50


0

Дмитрий Казанцев

10 лет

Натюрморт в стиле кубизм


603


61


0

Кольман Артур

10 лет

Натюрморт


514


68


0

Мария Щербак

11 лет

Натюрморт


664


63


1

Иван Шатилов

8 лет

Ваза с цветами


1026


64


0

Сергей Ильин

13 лет

Натюрморт с черепом


751


57


0

Аня Варыгина

9 лет

Ваза с цветами


887


68


0

Анастасия Андрияш

13 лет

Натюрморт 3


754


54


0

Вероника Петренёва

7 лет

Груша и Яблоко


976


62


0

Вероника Петренёва

6 лет

Натюрморт


498


52


0

Анастасия Андрияш

15 лет

Натюрморт 2


734


57


0

Александра Юрьева

7 лет

натюрморт


599


63


0

Наталия Терещенко

12 лет

Осенний букет


1012


45


0

Валерия Конькова

14 лет

Натюрморт


687


53


0

Елизавета Немурова

11 лет

Мой букет


623


57


0

Елизавета Немурова

11 лет

Натюрморт с грушей


547


55


0

Елизавета Немурова

11 лет

Натюрморт со свистулькой


567


62


0

Жанна Сванидзе

10 лет

Натюрморт


534


50


0

Лиза Шавочкина

8 лет

Белые цветы в вазе


649


56


0

Лиза Шавочкина

8 лет

Осенний натюрморт


744


49


0

Юля Лисунова

8 лет

Натюрморт с лошадкой


539


54


0

Аминат Тебуева

14 лет

Натюрморт


805


72


0

Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности

youpainter.ru

«Осенний натюрморт»

Тема: «Осенний натюрморт»

План-конспект урока

Учебный предмет: Живопись.

Класс: 4

Тема занятия: Натюрморт из 2-3 предметов в зеленой, желто-коричневой гамме. «Осенний натюрморт».

Цель: Закрепление понятия «локальный цвет», изучение богатства и разнообразия оттенков желтого и коричневого цвета (разных по тону, теплохолодности и насыщенности).

Задачи:

Развивающие:

  1. Развивать умение вести работу с форэскизом;

  2. Развивать глазомер, наблюдательность, пространственное мышление, зрительную память;

  3. Развивать умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

  4. Развивать умение изображать объекты предметного мира, пространство.

Обучающие:

  1. Познакомить со свойствами акварельных красок, их возможностями и эстетическими качествами;

  2. Познакомить с техникой живописи акварельными красками по сухому листу;

  3. Познакомить с художественными и эстетическими свойствами цвета (холодные и теплые, контрастные цвета), основными закономерностями создания цветовой гармонии;

  4. Формировать навыки последовательного ведения живописной работы.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать интерес к выполнению натюрморта;

  2. Воспитывать эстетический вкус.

Практическое задание: выполнить натюрморт из 2-3 предметов в зеленой, желто-коричневой гамме, находя множество различных оттенков.

Упражнение: закомпоновать постановку в форэскизе.

Оборудование и материалы: лист бумаги А2, карандаш, акварель, кисти, палитра.

Зрительный ряд: презентация (репродукции работ художников, фотографии работ учеников ДШИ, композиционные и тоновые схемы), педагогический рисунок, колористическая шкала желтого, зеленого и коричневого цветов, разных по тону, теплохолодности и насыщенности, цветовой круг.

Дополнительные средства: кроссворд, Задание на тему: «Светотеневая моделировка», раздаточный материал «Этапы выполнения натюрморта».

План урока: выполнение работы рассчитано на 3 занятия (9 часов).

1 занятие: Построение натюрморта.

  1. Орг. момент (2-3 мин.)

  2. Объяснение нового материала. Презентация иллюстраций (10 мин.)

  3. Демонстрация педагогического рисунка (схема компоновки натюрморта) (3 мин.)

  4. Выполнение упражнения (20 мин.)

  5. Практическая работа. (90 мин.)

  6. Подведение итогов. (10 мин.)

2 занятие: Выполнение натюрморта в цвете.

  1. Орг. момент (2-3 мин.)

  2. Актуализация полученных знаний. Презентация иллюстраций (5 мин.)

  3. Демонстрация педагогического рисунка (техника работы в акварели по сухому листу) (5 мин.)

  4. Выполнение упражнения (15 мин.)

  5. Практическая работа. (100 мин.)

  6. Подведение итогов. (10 мин.)

3 занятие: Завершение работы над натюрмортом.

  1. Орг. момент (2-3 мин.)

  2. Актуализация полученных знаний. (5 мин.)

  3. Практическая работа. (115 мин.)

  4. Подведение итогов. (15 мин.)

Ход урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Напишите, пожалуйста, в верхнем углу листа свои имена. Готовы ли у вас материалы к уроку? (учитель раздает бумагу для выполнения упражнения – составления форэскизов).

Сегодня на занятии мы выполним построение натюрморта, а на следующем занятии вы начнете работать в цвете.

Плоские геометрические тела можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы бывают простыми и сложными.

Простые геометрические фигуры имеют сходство с очертаниями различных предметов, например, яблоко круглое, а стол, дом, книжка прямоугольные. А очертание груши состоит из двух форм, то есть имеет сложную конструктивную форму. Форму кувшина также можно составить из отдельных геометрических фигур.

Для того чтобы научиться рисовать, необходимо научиться видеть внутреннюю структуру каждого предмета — его конструкцию.

Учитель обучает последовательному ведению работы над натюрмортом: уметь закомпоновать, грамотно нарисовать предметы постановки и завершить работу, обращая особое внимание на решение поставленной художественной задачи.

Учитель дает понятие о цветовой гармонии, о многообразии цветовых оттенков, холодных и теплых, дополнительных и сближенных цветах, объясняет, что такое тон в живописи, локальный цвет.

Учитель подчеркивает необходимость композиционного решения листа, а также призывает стараться видеть большими цветовыми отношениями, анализировать влияние одного цвета на другой, чувствовать изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и характера освещения.

Учитель описывает технические возможности акварельных красок, рассказывает, что в окружающей среде один и тот же предмет под влиянием этой среды, не меняя своего локального цвета, приобретает различные оттенки. Писать красками — это значит видеть всю сложность цветовых взаимоотношений, это значит учиться видеть и передавать соотношения цвета: теплого и холодного, темного и светлого и учиться брать эти цветовые соотношения в гармонии. В работе необходимо найти разницу между коричневыми, желтыми предметами. Для создания объема в предметах необходимо учесть, что при искусственном освещении свет на предметы падает теплый, а тени холодные; при дневном освещении наоборот, свет холодный, теплые тени. Таким образом, сочетание теплого и холодного на свету или в тени, а также при переходе из одной формы в другую, помогает передать объем изображаемого предмета. Для наилучшего понимания разницы теплых и холодных оттенков цвета учащимся предлагается такое наглядное пособие как шкала теплохолодности [прил.2, рис.26]. Также цвет может менять светлоту, насыщенность. Шкала изменения насыщенности представлена в приложении [прил.2, рис.27].

Также учитель призывает пользоваться методом сравнения. Беседы сопровождаются показом репродукций, работ учеников ДШИ, педагогическим рисунком, выполнением кроссворда, а также применением информационных технологий [прил.2, 20-23].

Педагогический рисунок.

Учитель: Ребята, для начала, в качестве упражнения, вам необходимо выполнить форэскиз к работе. Обратите внимание на нашу постановку [прил.2, 24.]. Сначала определяем формат работы – вертикальный или горизонтальный. Затем обозначаем линию стола и границы групп предметов по высоте и по ширине, таким образом, мы задаем границы предметов, чтобы впоследствии грамотно закомпоновать натюрморт. Теперь, путем визирования, наблюдения необходимо сопоставить величины одних предметов по отношению к другим, а также их расположение в пространстве. Детали прорисовывать не нужно, ведь роль форэскиза заключается в помощи при компоновке предметов и выборе удачного композиционного решения (учитель демонстрирует ученикам последовательность выполнения поискового эскиза). Так же я приготовила пример выполнения работы в цвете в соответствии с тоновым разбором натюрморта [прил.2, рис.25].

Выполнение упражнения.

Ученики составляют форэскизы к работе.

Практическая работа.

А теперь, когда форэскизы одобрены, можете переносить их на большой формат, внимательно сопоставляя пропорции предметов и пространства между ними. Сначала наметьте общими очертаниями каждый предмет, а затем приступайте к построению.

Учитель: Через несколько минут будем подводить итоги по выполненной работе.

Подведение итогов:

Учитель призывает учащихся к рефлексии, индивидуально отмечает положительные моменты и ошибки в работах, уточняет, на что следует обратить особое внимание, наиболее удачные работы показывается остальным учащимся как некий образец, а также просит принести на следующее занятие акварельные краски, кисти, палитру.

В результате проведения серии уроков по тематическому натюрморту были выявлены особенности, подтверждающие поставленную гипотезу. Учащиеся, присутствовавшие на первом занятии при объяснении нового материала с применением дополнительных методических средств, таких как кроссворд, задание на тему: «Светотеневая моделировка», презентация, выполнили учебное задание более успешно учеников, отсутствовавших на первом занятии [прил.2, рис.28-31]. Для анализа успешности работ был выявлен ряд критериев.

Критерии успешности выполнения практической работы:

  1. Выразительная композиция.

  2. Тоновой разбор.

  3. Нахождение множества оттенков.

  4. Выполнение работы живописными пятнами.

  5. Нахождение разницы между коричневыми, желтыми предметами.

  6. Передача объема и пространства.

Исходя из представленных критериев, практическая работа была выполнена учащимися с разной степенью успешности в зависимости от усвоения обозначенных правил и законов, изученных в ходе проведения беседы по теме урока.

Заключение

В процессе выполнения практической части дипломной работы на тему «Натюрморт с керамическим слоном» были решены учебные и творческие задачи, был получен незаменимый опыт, необходимый для прохождения педагогической практики, а также для разработки методики обучения рисованию тематического натюрморта. Педагогическая практика невозможна без собственного личностного роста, а также без практической работы в материале, поскольку любая теория должна быть подкреплена практикой.

В ходе прохождения педагогической практики мною была доказана поставленная гипотеза о том, что качество преподавания тематических натюрмортов улучшится, если будут разработаны и использованы дополнительные учебные задания.

В процессе изучения и анализа научной и методической литературы по проблеме исследования было проведено целенаправленное наблюдение за практической деятельностью детей в процессе выполнения практической работы. В результате наблюдения было выявлено, что качество преподавания тематического натюрморта улучшилось при использовании дополнительных учебных заданий. Полученный результат удалось зафиксировать благодаря установленным критериям успешности выполнения задания. Учитывая возрастные особенности учащихся, было установлено, что присутствовавшие на первом занятии учащиеся справились, в некоторой мере, более успешно с поставленными задачами, чем учащиеся, которым новая тема была рассказана в традиционной форме.

Таким образом, можно отметить, что в опыт, полученный при выполнении практической работы, помогает в работе со школьниками. В педагогической практике при разработке уроков уместно использовать различные интерактивные и информационные технологии в образовании. Дальнейшие возможности исследования данной проблемы достаточно широки и носят пропедевтический характер. Предложенные технологии просты в использовании, в связи с чем достаточно доступны для внедрения в учебно-воспитательный процесс как художественных, так и общеобразовательных школ.

Список литературы

  1. Барщ А. О. Наброски и зарисовки. М.: «Искусство», 1970. — 168 с.

  2. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты. Книга. — М.: «Просвещение», 1989. — 192с.

  3. Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. Научно-популярная литература. — СПб.: Питер, 2007. — 191с.

  4. Виноградова Г. Г. Изобразительное искусство в школе. Сборник материалов и документов. М.: «Просвещение», 1990. — 173с.

  5. Волков Н.Н. Цвет в живописи. Книга. — М.: «Искусство», 1985. — 480с.

  6. Голубева О.Л. Основы композиции. Учебное пособие — 2-е изд. — М.: «Искусство», 2004. — 175с.

  7. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция. Учебное пособие. — Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2010. — 312с.

  8. Евтых С. Ш. Наброски. Зарисовки. Эскизы. Учебное пособие. Оренбург, 2003. — 115с.

  9. Зайцев Н.Н. Наука о цвете и живопись. Книга. — М.: «Искусство», 1986. — 147с.

  10. Иттен И. Искусство цвета. Книга. — Издатель Д. Аронов, 2007. — 96с.

  11. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие. — М.: Гуманитар. Изд. Цетр ВЛАДОС, 2006. — 255с.

  12. Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков: научное издание. — 2-е изд., стер. — М.: Когито-Центр, 2010. — 196с.

  13. Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2004. — 232с.

  14. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика егопреподавания. Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: «Агар», 1998. — 334с.

  15. Ломов С. П., Игнатьев С. Е., Карамзина М. В. Изобразительное искусство. Часть I. Учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс. М.: «Дрофа», 2013. — 157с.

  16. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений — 4-е изд. — М.: «Просвещение», 2011. — 175с.

  17. Неменский Б. М., Горяева Н.А., Неменская Л.А. и др. / Под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений. 1-9 классы. — М.: «Просвещение», 2005. — 140с.

  18. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Метод. пособие. — М.: Центр пед. образования, 2008. — 270с.

  19. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. — М.: «Просвещение», 1982 — 158с.

  20. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебник. — М.: Агар, 2000. — 251с.

  21. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. Учебное пособие для студентов вузов.— М.: Аспект пресс, 2005 — 460с.

  22. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. Книга. – М.: Изд-во НИИ школьных технологий, 2004. — 224с.

  23. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Часть 1. Основы рисунка. Учебник для учащихся 5-8 классов. М.: «Московские учебники», 1998. — 95с.

  24. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Часть 3. Основы композиции. М.: «Московские учебники», 1998. — 79с.

  25. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: рисунок. Живопись. Нар. искусство. Декор. искусство. Дизайн: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. — 4-е изд., стер. — М.: «Академия», 2008. — 365с.

  26. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — 4-е изд. — М.: «Академия», 2008. — 312с.

  27. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства. Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: «Академия», 2012. — 256с.

  28. Унковский А. А. Рисунки – наброски. Пособие для студ.- заочников художественно-графических факультетов пед. институтов. Ленинград: 1963. — 54с.

  29. Сайт: ARTYX.RU – http://artyx.ru/

http://festival.1september.ru/articles/639453/

  1. Сайт: Арт-поиск – http://www.artpoisk.info/

  2. Сайт: Библиотека изобразительных искусств Art.lib.ru – http://www.artlib.ru/

  3. Сайт: Библиотекарь.ру – ttp://www.bibliotekar.ru/kVenecianov/index.htm

  4. Сайт: Большая Советская Энциклопедия – http://www.cyclopedia.ru/53/205/1931661.html

  5. Сайт: Журнал «Русское искусство» – http://www.rusiskusstvo.ru/

  6. Сайт: Интернет библиотека электронных книг Elibrus – http://elibrus.lgb.ru/psi/shtml

  7. Сайт: Методсовет – http://metodsovet.su/

  8. Сайт: Открытый класс – http://www.openclass.ru/

  9. Сайт: Открытый класс – http://www.openclass.ru/node/215682

  10. Сайт: Социальная сеть работников образования «Наша сеть» – http://nsportal.ru/

  11. Сайт: Фестиваль педагогических идей – http://festival.1september.ru

  12. Сайт: Художникам.ру – http://hudozhnikam.ru/nauka_o_cvete/59.html

  13. Сайт: Энциклопедия искусств – http://www.artprojekt.ru/

videouroki.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о